Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Этнополитическое сознание в политическом процессе современной России: Региональный аспект

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Центральное детерминирующее звено этнополитического сознания определяется отношениями государства и общества, власти и народа, социальных групп и слоев общества, степенью развития общественного процесса, его демократизации, доступности информации и контактов, также материальными возможностями человека и особенно — уровнем политического сознания. Таким образом, формирование и специфика… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ЭТНОПОЛИТИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ
    • 1. 1. Методологические проблемы исследования этнополитического сознания
    • 1. 2. Типологизация этнополитического сознания
    • 1. 3. Этнополитическое сознание: детерминанты формирования и развития
  • ГЛАВА II. СОДЕРЖАНИЕ И МЕХАНИЗМ ДЕЙСТВИЯ ЭТНОПОЛИТИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ НА СЕВЕРНОМ КАВКАЗЕ
    • 2. 1. Специфика формирования этнополитического сознания
    • 2. 2. Этнополитическое сознание и этнические конфликты: основные факторы взаимосвязи с учетом специфики Северного Кавказа
    • 2. 3. Этнополитическое сознание этнических общностей Северного
  • Кавказа в контексте модернизации

Этнополитическое сознание в политическом процессе современной России: Региональный аспект (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Вторая половина XX и начало XXI века в России ознаменовались значительным возрастанием роли и преобладанием, а порой и явным доминированием этнического начала в политике, экономике, культуре и других сферах общественной практики. Процесс этот, названный «этническим возрождением», получивший мощный дополнительный стимул и обусловленный некоторыми общедемократическими ценностями и идеалами, оказывает все возрастающее влияние на ход и специфику текущих и перспективных политических процессов как в России и постсоветском пространстве, так и во всем мире.

Актуальность темы

обусловлена содержанием и динамикой современных этнополитических процессов в России, как многонациональном государстве, устойчивое развитие и сохранение целостности которого зависит от состояния и характера межнациональных отношений. Динамичность этнополитических процессов в значительной степени зависит от этнополитического сознания, что стимулирует его научный анализ в целях совершенствования государственной национальной политики, корректировки ее целей, адекватного определения ее ресурсов и механизмов.

Вопрос изучения феномена этнополитического сознания актуален в связи с политизацией этничности, которая в ряде случаев приводит к формированию идеологии этноцентризма, препятствующей развитию единой гражданской самоидентификации россиян, чему так же способствует непоследовательность и незавершенность в разработке концептуальных основ национальной политики. Полиэтничность общества может порождать смешение этнических ценностей, их противопоставление, что влечет разнонаправленность развития политических процессов и разную степень инновации в политических институтах современной России. Все это, в свою очередь, способствует воспроизводству множественности форм развития этнополитического сознания.

Сближение социальной структуры этнических общностей не привело к сглаживанию этнокультурных различий и, тем более, к затуханию межэтнических противоречий, это опять же определяет, что важность изучения этнополитического сознания не только сохраняется, но и возрастает. Детальное исследование и анализ процессов этнополитического сознания позволит проследить механизм его становления, факторы, влияющие на развитие, точки соприкосновения с политическими институтами в российском обществе в условиях политической модернизации.

Исследование этнополитического сознания приобретает вполне определенный практический смысл при выработке государственной стратегии регионального развития, помогая адекватно реагировать на складывающиеся предпосылки, интересы, характер и методы действий, степень мобилизации и этнополитической напряженности. В особенности это относится к северокавказскому региону, где сам фактор полиэтничности имеет системообразующее значение и, в конечном счете, серьезно влияет на характер этнополитического сознания различных субъектов.

Степень научной разработанности проблемы. В отечественной политической науке и практике относительно недавно появились термины «этнополитика», «этнополитология», «этнополитическое сознание». По этой причине еще до конца не сформировалось понимание их сущности и предмета, понятийная определенность. С этим связано наличие малого количества теоретических работ по этнополитическим проблемам в отечественной науке. Большинство из них посвящено описанию и анализу политических, социальных, исторических причин этнополитических конфликтов.

Заметное место уделено анализу отечественных и зарубежных этнополитических теорий происхождения различных типов этнополитического сознания, концепций демократизации этнополитических отношений в полиэтническом обществе в работах А. Р. Аклаева, Л.М.

Дробижевой, B.B. Коротеевой, Г. С. Котанджян, Г. И. Марченко, Н. М. Мухарямова, Г. У. Солдатовой, В. А. Тишкова и др.1 Отказ от догматических представлений о сущности таких явлений как этнос, нация, национализм, сознание, этнополитика, от предвзятости в отношении к политическим этнокультурным проблемам и этнополитическому сознанию населяющих Россию этносов у современных российских исследователей сопровождается обращением к опыту, взглядам и теоретическим разработкам зарубежных коллег. Однако работы отечественных авторов сильно разнятся по глубине и месту, которое в них отводится анализу как этнополитического сознания, так и анализу современных зарубежных этнополитических концепций.

Несмотря на то, что этнополитическая проблематика не нова, работы отечественных политологов и социологов, этнологов и историков, специалистов в области социальной психологии в данном направлении носят в основном эмпирический характер. В целом отечественные авторы частично или обобщенно освещают понятие этнополитического сознания индивида. Исследование указанного понятия как в теоретической, так и практической плоскостях остается открытым.

В области этнопсихологии и этносоциологии аспекты этнополитических отношений исследуют А. Г. Асмолов, А. О. Бороноев, JI.A. Гордон, Г. Г. Дилигенский, С. Н. Еникопов, Н. М. Лебедева, В. П. Левкович, A.A. Леонтьев, О. В. Митина, М. О. Мнацаканян, Д. А. Напсо, В. Н. Павленко, В. Ф. Петренко, C.B. rj.

Рыжова, З. В. Сикевич, Г. У. Солдатова, Т. Г. Стефаненко, Е. И. Шлягина и другие.

1 Дробижева Л. М., Аклаев А. Р., Коротеева B.B., Солдатова Г. У. Демократизация и образы национализма в Российской Федерации 90-х годов. — М.: Мысль, 1996; Котанджян Г. С. Этнополитология консенсуса-конфликта: цивилизационный аспект национальной безопасности. — М.: Луч, 1992; Марченко Г. И. Этнополитика как наука // Вестник Московского университета. Сер. 12. Социально-политические исследования. — 1994. — № 3. — С.3−15- Мухарямов Н. М. Вопросы теории этнополитического анализа. Казань: Изд-во Казанского ун-та, 1996. Тишков B.A. Очерки теории и политики этничности в России. — М.: Русский мир, 1997.

2Асмолов А. Г. По ту сторону сознания: методологические проблемы неклассической психологии. М.: Смысл, 2002; Бороноев А. О. Основы этнической психологии. СПб., 1991; Гордон Л. А., Клопов Э. В. Современные общественно-политические преобразования в масштабах социального бремени // Социологические исследования, — 1998, — № 1, — С. 6−20- Дилигенский Г. Г. Социально-политическая психология. М., 1994; Лебедева Н. М.

Введение

в этническую и кросс-культурную психологию. М., 1999; Левкович В. П., Панкова Н. Г. Социально-психологические проблемы этнического сознания // Социальная психология и общественная практика.- М., 1985; Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: ПолитиздатМнацаканян М. О. Этносоциология: нации, национальная психология и межнациональные конфликты.- М., 1998; Напсо Д. А. Социология национально-этнических отношений / Социология. — Пятигорск, 1994; Павленко В. Н., Солдатова Г. У.

В социально-философской литературе интерес к этнополитическому сознанию проявляется в значительном количестве исследований генезиса, сущности, детерминант и конкретно-исторических особенностей этнополитических идей как таковых. В связи с этим формируется интерес к теоретической рефлексии этнополитического сознания, ее различным формам. Направления социально-философского анализа этнополитического сознания разрабатываются в работах Т. А. Алексеевой, Г. С. Арефьевой, И. Б. Биккенина, К. С. Гаджиева, Б. В. Межуева и др.1 Эти исследования заложили социально-философские основы политологического изучения влияния этничности на общественные процессы, роли этнополитического сознания в формировании политической культуры.

В течение последних десяти лет в России значительный вклад в изучение этноса, нации, этничности, национализма с точки зрения этнополитических процессов внесли ученые: В. А. Авксентьев, А. Б. Багдасарова, В. П. Бранский, A.M. Верховский, Б. Е. Винер, Н. М. Гиренко, М. Н. Губогло, JIM. Дробижева, А. Г. Здравомыслов, В. Н. Иванов, Н. В. Кокшаров, В. В. Коротеева, Д. Е. Краснянский, И. Е. Кудрявцев, C.B. Лурье, Е. В. Михайловская, E.H. Нарочницкая, Э. А. Паин, В. В. Прибыловский, М. Р. Радовель, JI.C. Рубан, Рыбаков С. Е., В. М. Семёнов, Н. Г. Скворцов, В. А. Тишков, В. П. Тоидис, М. А. Фадеичева, В. Р. Филиппов, B.IO. Хотинец, C.B. Чешко и др.2.

Некоторые особенности самосознания этнического меньшинства// Свобода или воля (к проблеме национального определения и самоопределения). — Кишинев, 1994; Петренко В. Ф., Митина О. В. Психосемантический анализ динамики общественного сознания (на материале политического менталитета). — М.: Изд-во МГУ, 1997; Рыжова C.B. Некоторые аспекты национального самосознания русских в республиках Российской Федерации (по материалам эмпирического исследования) // Суверенитет и этническое самосознание: идеология практик.- М., 1995. С.267−282- Сикевич З. В. Социология и психология национальных отношений. — СПб, 1999; Солдатова Г. У. Психология межэтнической напряженности. М.: Смысл, 1998; Стефаненко Т. Г., Шлягина Е. И., Ениколопов С. Н. Методы этнопсихологического исследования. — М., 1993.

Алексеева T.A. Нужна ли философия политике? М., 2000; Арефьева Г. С., Калинин Э. Ю., Агаджанов В. В. Россия и новый европейский порядок: этнополитические и цивилизованные проблемы // Русская цивилизация между Востоком и Западом.- М., 2000. -С. 33−36- Биккенин Н. Б. Политическое сознание и его уровни // Общественное сознание и его формы / под общ. ред. В. И. Толстых. — М.: Политиздат, 1986, — C.70-I08- Гаджиев К. С. Политическое сознание или политическая культура? // Кентавр.-1991. № 12.-С.14−25- Межуев Б. В. Понятие «национальный интерес» в российской общественнополитической мысли// Политические исследования. 1997.-№ 1. CJ-31.

2Авксентьев В. А. Основные теоретические концепции современной этноконфликтологии // Этнические проблемы современности. Выпуск 7: Проблемы культуры межнационального общения и межкультурной коммуникации.-Ставрополь: Изд-во СГУ, 2001. -С.6−22- Багдасарова А. Б. Этническое сознание и самосознание: сущность, структура // Этнические проблемы современности. Выпуск 6: Проблемы культуры межнационального общения и межкультурной коммуникации. — Ставрополь: Изд-во СГУ, 2000. С.330- Бранский В. П. Социальная синергетика и теория наций. СПб., 2000. С. 12- Верховский A.M., Прибыловский B.B., Михайловская Е. В. Национализм и.

Исследование общей конфликтной ситуации на Кавказе получило развитие в работах северокавказских этноконфликтологов и политологов: А. В. Авксентьева, В. А. Авксентьева, М. А. Аствацатуровой, И. О. Бабкина, С. М. Воробьева, В. Н. Давыдова, Г. С. Денисовой, В. Д. Дзидзоева, A.M. Ерохина, A.M. Искандерян, А. Ю. Коркмазова, Н. П. Медведева, В. Ш. Нахушева, О. С. Новиковой, C.B. Передерия, М. В. Саввы, Е. И. Степанова, JI.JT. Хоперской, А. Ю. Хода, В. В. Шнюкова, В. Р. Чагилова, В. М. Юрченко и др.1 ксенофобия в российском обществе. — М.: «Панорама», 1998. С.23−35- Винер Б. Е. К построению качественной регрессивной модели этнической идентичности // Журнал социологам и социальной антропологии.-1998. Т. 1. -№ 3. — С. 17−24- ГиренкоН.М. Этнос. Культура. Закон. СПб.: Carillon, 2004; Губогло М. Н. Этническая мобилизация и межэтническая интеграция. М., 1999; Дробижева Л. М. Федеративные и межнациональные отношения в Российской Федерации // Социальные конфликты: экспертиза, прогнозирование, технологии разрешения. Вып. 18: Этническая и региональная конфликтология. — МоскваСтаврополь: Изд-во СГУ, 2002, — С. 194−200- Здравомыслов А. Г. Этнополитические процессы и динамика национального самосознания россиян // Социологические исследования,-1996. № 12, — С.23−32- Иванов В. Н. Межнациональные отношения в регионах // Жизнь национальностей -1999. № 23. С.42−45- Кокшаров Н. В. Этничность. Этнос. Нация. Националшм // http://www.credonew.ru/credonew/0402/7.htmКоротеева В. В. Теории национализма в зарубежных социальных науках. М., 1999; Краснянский Д. Е. К категориям «нация» и «этнос» // Философия и общество.- 1998. № 6, — С.161−167- Кудрявцев И. Е. «Национальное Я» и политический национализм // Политические исследования, — 1997, — № 2. — С.77−94- Лурье С. В. Национализм, этничность, культура: Категории науки и историческая практика//Общественные науки и современность. — 1999. -№ 4. С. 18−25- Нарочницкая E.H. Национализм: история и современность. М., 1997; Паин Э. А. Издержки российской модернизации: этнополитический аспект// Общественные науки и современность.- 2005. № 1. — С. 148 159- Радовель М. Р. Ответственность этнонации в многонациональной стране // Этнические проблемы современности. Выпуск 6: Проблемы культуры межнационального общения и межкультурной коммуникации. -Ставрополь: Изд-во СГУ, 2000. — С.190−197- Рубан Л. С. Межнациональные отношения и межкопфессинальные противоречия (региональный аспект) // Социологические исследования. -1995. — № 4. — С. 97−103- Рыбаков С. Е. Судьбы теории этноса // Этнографическое обозрение. — 2001, — № 1. — С. 16- Семенов В. М. Национальное сознание и национальная культура. — М., 1996; Скворцов Н. Г. Этничность: социологическая перспектива // Социологические исследования. -1999. № 1. — С.21−31- Тишков B.A. О нации и национализме // Этнос и политика. — М., 2000. С.140−143- Тишков В. А. Культурная мозаика и этническая политика в России // Россия и мусульманский мир.- 2003. № 7.-С.9−32- Тоидис В. П. Этнонационалыюе самосознание как феномен культуры. — Карачаевск: Изд-во КЧГПУ, 1999; Фадеичева M. А Этнический индивид и проблема этнического субстрата // Известия Уральского государственного университета. — 2004. № 29. — С. 130−140- Филиппов В. Р. Этнократия и кризис этнического федерализма / Терроризм и политический экстремизм: вызовы и поиски адекватных ответов. — М.: Инт-т политич. и воен. анализа, 2002, — С.160−167- Хотинец В. Ю. Этническое самосознание. — СПб: 2000. — С.121−132- Чешко C.B. Человек и «этничность» // Этнографическое обозрение.- М., 1994. — № 6. С. 24−27.

Авксентьев A.B., Авксентьев ВА. Северный Кавказ на этнической картине мира / Под ред. B.A. ШаповаловаСтаврополь: Изд-во СГУ, 1998; Авксентьев ВА, Бабкин И. О., Медведев Н. П., Хоц А. Ю., Шнюков В. В. Ставрополье: этноконфликгологический портрет. — Ставрополь: Изд-во СГУ, 2002; Аствацатурова М. А. Этнокультурное ассоциирование диаспор в условиях конфликтогенного процесса // Конфликты на Северном Кавказе и пути их разрешения. Сб. материалов международного круглого стола. — Ростов-на-Дону, 2003. С.236−247- Воробьев СМ., Ерохин AM. Этнополитические процессы на Северном Кавказе: источники, движущие силы, тенденции. -Ставрополь: Изд-во СГУ, 2002; Давыдов В. Н. Этнополитические конфликты на Северном Кавказе: региональный фактор // Вестник Российского университета дружбы народов. — Сер. Политология.-2004. -№ 1 (5).-С. 39−48- Денисова Г. С. Этнический фактор в политической жизни России 90-х гг. — Ростов-на-Дону: Феникс, 1996; Дзидзоев В. Д. Национальная политика: уровни опыта. — Владикавказ, 1994; Искандерян А. М. Этнополитическая ситуация на Северном Кавказе // Межнациональные отношения в России и СНГ: Семинар Московского Центра Карнеги. Вып. 2. -М., 1995. -С.26−32- Коркмазов А. Ю. Этнический фактор в политической жизни Северного Кавказа. — М.: МОСУ, 2002; Нахушев В. Ш. Российское Отечество и драма патриотизма многонационального народа-Ставрополь-Черкесск: Изд-во СГУ, 2001; Новикова О. С. Этнические элиты и проблема перераспределения собственности // Региональные элиты в структуре общественных отношений. — Ставрополь: Изд-во СГУ, 2000. — С. 29−41- Передерий C.B. Федерализм: пути решения этнополитических проблем // Социальные конфликты: экспертиза прогнозирование, технологии разрешения. Вып. 18: Этническая и региональная конфликтология. — Москва — Ставрополь: Изд-во СГУ, 2002. — С.205−216- Савва М. В. Межэтнические отношения — проблемы Кубани // Развитие личности — № 1, — M., 2001.-С.67−85- Савва М. В. Новые.

Глубокий анализ этнополитических процессов дается рядом зарубежных ученых. К числу таких исследователей относятся: А. Алмонд, Н. Глейзер, Д. Горовиц, Т. Гурр, Д. Мойнихан, Дж. Ротшильд и другие.1 Ученые фокусируют свое внимание на ряде новых подходов в общественной теории, которые способствуют трактовке социальных коалиций (групп) как реальных, субстанциональных общностей. Некоторые идеи и разработки в области этнополитического сознания, изложены в работах Дж. Ротшильда, А. Лейпхарта, Д. Горовица и других иностранных авторов, получивших широкое признание за рубежом, постепенно вливаются в отечественную науку. Последнее время повысился интерес к политической составляющей этнического сознания в СМИ и СМК. Определенную роль в освещении темы играет политический дискурс, организуемый в сети Интернет, где авторы некоторых сайтов организуют Интернет-дискуссии и всевозможные экспресс-опросы, касающиеся этнополитических процессов.

Теоретико-методологической основой исследования являются теории, концепции зарубежных и отечественных ученых, занимающихся исследованием современных этнополитических процессов. В соответствии с особенностями темы, объекта и предмета исследования в диссертации применяется совокупность принципов и методов, позволяющих реализовать сформулированные цели и задачи, обеспечить достоверность полученных результатов. Отталкиваясь от категориального анализа основных понятий темы в работе последовательно рассматриваются вопросы диаспоры Краснодарского края.- Краснодар, 2006; Степанов Е. И. Регионализация этшконфликгологии в России как альтернатива современному глобализму // Социальные конфликты: экспертиза, прогнозирование, технологии разрешения. Выа 18: Этническая и региональная конфликтология. -МоскваСтаврополь: Изд-во С ГУ, 2002.-С.291−304- Хоперская ЛЛ. Разрешение межэтнических конфликтов в Ростовской области // Власть, — 2001. № 8. C33−43- Чагилов В. Р. Проблема политизации этнической идентичности (старые парадигмы и новейшие вызовы). — М.: Прометей, 2000; Чагилов В. Р. Феномен политизированной этичности и конфликт в контексте процессов глобализации//Социальные конфликты: экспертиза, прогнозирование, технологии разрешения. Вып. 18: Этническая и региональная конфликтология. — Москва — Ставрополь: Изд-во СГУ, 2002. С. 85−104- Юрченко B.M. Управление региональными конфликтами (конфликтный менеджмент) // Человек. Сообщество. Управление. № 1. Краснодар: КубГУ, 1999.-С.34−38.

Almond G.A., Verba S. The Civic Culture. Revisited. Boston, 1980; Glazer N., Moynihan D.P. Introduction //Ethnicity: Theory and Experiense. Cambridge: Harvard Univ. Press, 1975; Gurr Т., Harff B. Ethnic Conflict in World Politics — Boulder, San Francisco, Oxford, 1994; Horowitz D. Ethnic Groups in Conflict. — Berkley, 1985; Rothshild J. Ethnopolitics: a Conceptual Framework. New York: Colambia University Press, 1981. этнополитического сознания. Диссертационное исследование выполнено в рамках структурно-функционального подхода, согласно которому конфликты интересов и ценностей этносов составляют ведущую компоненту политизации этнополитического сознания и этнических конфликтов.

Помимо общефилософских и общенаучных методов познания, в ряде случаев, там, где речь идет о проявлениях этнополитического сознания, применяется сравнительный подход и теория ресурсной конкуренции, позволяющие выявить существенные признаки, специфичные для северокавказского региона. При рассмотрении вопросов содержания и механизмов действия этнополитического сознания на Северном Кавказе автор опирается на диалектико-материалистическую методологию рассмотрения причинной обусловленности явлений.

В работе использованы также диалектический, системный, институциональный, историко-логический, типологический и феноменологический методы. Изучены труды отечественных и зарубежных специалистов в области межэтнических и этнополитических отношений.

Источниковую базу исследования составили: теоретические разработки отечественных и зарубежных ученых политологов, социологов, философов, законодательные документы органов власти Российской Федерации в сфере этнической политики.

Объектом диссертационного исследования является формирование этнополитического сознания и его роль в политическом процессе России.

Предмет исследования — понятие, типологизация этнополитического сознания, детерминанты и специфика его формирования и развития, взаимовлияние этнополитического сознания и конфликта, а так же рассмотрение феномена этнополитического сознания в контексте модернизационных процессов в северокавказском регионе.

Цель диссертационного исследования заключается в рассмотрении методологии изучения этнополитического сознания, выявлении его места и роли в политическом процессе современной России, его функций, детерминант, способов выражения в конкретных политических ситуациях на Северном Кавказе.

В соответствии с объектом, предметом, целью исследования были поставлены следующие задачи:

• выделить этнополитическое сознание как объект политологического анализа;

• рассмотреть содержание и механизм этнополитического сознания в политическом процессе современной России;

• выявить специфику формирования этнополитического сознания;

• показать основные факторы взаимосвязи этнополитического сознания и этнических конфликтов с учетом специфики Северного Кавказа;

• определить этнополитическое сознание этнических общностей Северного Кавказа в контексте модернизации.

Научная новизна диссертационного исследования заключается в следующем:

• определено понятие этнополитического сознания, представляющее собой идеи и взгляды, присущие этническому сознанию, реализуемые в сфере политических отношений на современном этапе развития политизации этничности;

• установлено влияние причинной обусловленности на содержание и механизм этнополитического сознания;

• доказано, что формирование этнополитического сознания зависит от действий и программных установок экономического и социально-политического развития общества;

• выявлено, что социальная неудовлетворенность и изменение этнополитического сознания в сторону конфликтного связана между собой как причина и следствие, возможность и действительность;

• показана динамика развития и модернизации этнополитического сознания этнических общностей Северного Кавказа, которые необходимо учитывать при разработке государственной стратегии регионального развития и адекватного реагирования на складывающуюся ситуацию.

Положения, выносимые на защиту:

1. Этнополитическое сознание общества можноотождествить с ментальным аспектом политической культуры определенного социума. Этот аспект в структурном отношении представлен не всем потоком сознания, не всеми его видами и формами, а только теми элементами, которые выступают в качестве стабильных, базисных образов. Этнополитическое сознание общества в самом общем плане — это отражение и выражение в психологии и идеологии большинства (масс) и меньшинства (элит) общественных представлений о политической власти, регулирование социальных процессов и проблем, структурирование государства и общественных институтов. Оно рассматривается как многомерное, неоднозначное, внутренне противоречивое образование, фиксирующее, тем не менее, многие основополагающие черты и особенности социально-политического социума.

2. На формирование этнополитического сознания оказывает влияние комплекс факторов и компонентов различной направленности: географического, социокультурного, психологического, религиозного и политического свойства. Совокупность и доминирование указанных факторов, а также совокупность причинно-следственных связей определяют специфические черты этнополитического сознания индивида, его ключевые компоненты, объективацию вовне и доминанты действий.

3. Этнополитическое сознание выступает основой возникновения и развития многих иных форм общественного сознания, определяет направленность их выражения, выступает координирующим фактором их взаимопроникновения, является доминантой в деятельности и духовных устремлениях индивида, оказывая влияние на комплекс общественно-политических отношений в социуме. Общественные отношения влияют на степень устойчивости или слабости стереотипов этнического политического сознания, на формирование специфики политических ориентаций. Кризисное состояние общественных отношений способствует изменению этнополитического сознания, так как при этом и у отдельного индивида или группы, или у общества в целом, возникает потребность пересмотреть их как несоответствующие новым условиям и подталкивает к поиску новых. Таким образом, специфика этнополитического сознания непосредственно связана с экономическими отношениями и социально-групповыми интересами.

4. Этнополитическое сознание в полной мере можно назвать конфликтным в том случае, когда появляется конфликтная реакция этноса на определенные события, что свидетельствует о готовности этноса выступить за свои реальные или мнимые интересы. Мы предлагаем этнополитическое сознание, присущее конфликтующим этносам во время этнических разногласий, называть «конфликтное» этнополитическое сознание. Наличие такой болезненной рефлексии, как конфликтное этнополитическое сознание, позволяет отдельным лицам, по тем или иным причинам заинтересованным в обострении межнациональных отношений, стимулировать агрессию в обществе, воздействуя на людей не на уровне сознания, а на уровне эмоций, переживаний, чувств. Это приводит их в состояние, когда критичность по отношению к собственным поступкам значительно снижается, что, в свою очередь, создает благоприятные условия для манипулирования поведением людей.

5. Модернизация, с одной стороны, способствует этническому и социокультурному взаимопроникновению, интеграции Северного Кавказа в российское пространство, а с другой, активизирует процесс национально-государственного самоопределения народов региона. В контексте модернизации применительно к Северному Кавказу можно говорить об актуализации политического сознания северокавказских этнических сообществ. Появились новые субъекты политической жизни — национальные элиты, которые обеспечили быстрое формирование институтов, эффективно выражающих политические интересы этносов и их объединений и претендующих на роль параллельных структур власти. Концептуальность и системность политических действий стали отличительной чертой различных политических сил.

Теоретическая и практическая значимость исследования определяется тем, что понятие «этнополитическое сознание» может использоваться при решении теоретических и практических задач этнополитологии и социальной философии.

Выявление детерминирующих признаков этнополитического сознания и факторов его изменения позволит определить наиболее эффективные методы его трансформации в политических институтах современного общества и воздействия на политическую практику. Указанные положения могут быть использованы в дальнейших исследованиях различного рода этнополитических взаимодействий в полиэтничном обществе для изыскания этнического и политического согласияпри подготовке спецкурсов по этнополитологии, этнополитическому сознанию, социальной философии, социологии, политической и религиозной конфликтологии.

Апробация работы. Диссертация обсуждена на кафедре политологии и истории Карачаево-Черкесской государственной технологической академии. Основные положения диссертации изложены в 6 научных публикациях общим объемом 1,3 п.л. Отдельные положения и выводы диссертационного исследования были апробированы на следующих научно-практических конференциях: «От фундаментальной науки — к решению прикладных задач современности» (Черкесск, 2004), «Университетская наука — региону» (Ставрополь, 2004), «Региональные пути решения социально-экономических и научно-технических проблем региона» (Черкесск, 2006).

Структура диссертационного исследования. Работа состоит из введения, двух глав, включающих 6 параграфов, заключения и библиографического списка использованной литературы. Содержание работы изложено на 175 страницах, библиографический список включает 260 наименований.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

На основе проведенного исследования можно сделать ряд принципиальных выводов о характере, направленности развития и влиянии на современные политические процессы такого феномена как этнополитическое сознание.

Понятие и сущность феномена этнополитического сознания основаны на рассмотрении категорий общественного сознания, политического сознания (в качестве формы общественного) и категории этничности. На наш взгляд, на современном этапе развития этнополитического сознания его можно определить как идеи и взгляды, присущие этническому сознанию, реализуемые в сфере политических и идеологических отношений. Этнополитическое сознание представляется как объективированные вовне представления индивида (группы, общества) об общем территориальном, историческом происхождении, культурной и духовной близости, представлениях о государстве, политических институтах и процессах, а также осознании отличности от индивидов с иным набором перечисленных черт.

Методологические подходы к пониманию и изучению этнополитического сознания содержательно включают комплекс существующих традиционных подходов к изучению общественного, политического сознания как одной из разновидностей (форм) общественного сознания и этничности. Также применяются парадигмы, специализированные на анализе специфических этнополитических категорий. В исследовании этнополитического сознания в той или иной степени применимы практически все теоретико-методологические подходы. Однако, наряду с достоинствами, методологическим подходам к изучению свойственны некоторые недостатки. В связи с изложенным представляется логичным продолжать, с учетом комплексного характера понятия этнополитического сознания, наряду с использованием существующих методов, поиск комплексного метода исследования данного феномена. Методы должны быть специализированы и адаптированы для изучения этнополитического сознания и объединять в себе достоинства каждого из подходов для проведения всестороннего анализа. При этом основной методологической проблемой в исследовании этнополитического сознания представляется выявление и изучение всех аспектов взаимосвязи этнического и политического в сфере сознания.

Изучая типологию этнополитического сознания, в зависимости от уровня и типа цивилизации, государства и общества, можно отметить следующие ключевые моменты. Этнополитическое сознание, превалирующее в данном обществе и государстве, оказывает колоссальное влияние на систему, структуру, механизмы общества и государства. Эти категории становятся взаимообусловленными, неразрывными, развиваются и переходят на новые уровни и неотделимы от конкретно-исторической ситуации. В зависимости от типа государства (доиндустриальное, индустриальное, постиндустриальное), превалирующими чертами этнополитического сознания становятся присущие данному государству как целостному образованию определенные черты, выделение которых в сущности этнополитического сознания позволит приблизиться к его сути и глубже понять механизмы выражения и взаимодействия с политической, этнической и социальной системой, господствующей при данном цивилизационном типе.

Однако, при представлении любой типологии не стоит забывать об условности выделения тех или иных типов, их многообразии, зависимом от критерия, положенного в основу классификации. В этой связи, как представляется автору исследования, наиболее разумным будет использование как можно больших критериев и выделение большего количества типов, что позволит лучше охватить и изучить комплексный феномен общественной жизни.

Специфика формирования этнополитического сознания органически связана со спецификой этноса, оригинальным набором личностных и психологических черт, вкупе образующих этничность. В то же время этнополитическое сознание поддерживает тесную связь с политикой, составляет предпосылки политических отношений, внося туда оригинальный отпечаток этничности. Анализ конкретного состояния, структуры и содержания этнополитического сознания находятся в зависимости от анализа соответствия и соотношения следующих факторов: восприятия индивида, политической и социально-культурной информации, способности определять собственное этническое и политическое поведение, его направление, активность и последовательность в соответствии с личностными ценностями и установками.

Центральное детерминирующее звено этнополитического сознания определяется отношениями государства и общества, власти и народа, социальных групп и слоев общества, степенью развития общественного процесса, его демократизации, доступности информации и контактов, также материальными возможностями человека и особенно — уровнем политического сознания. Таким образом, формирование и специфика этнополитического сознания зависят от воздействия совокупности политических и этнических детерминант, среди которых наибольшую значимость приобретают: этнический характер, уровень общей культуры, массовый политический и социальный опыт носителей этнополитического сознания, обычаи, традиции и ценности этноса. При этом объективным основанием этнополитического сознания выступают экономический базис (уровень и особенности экономического развития) и политическая система, подходящая социуму данной этнической направленности. Экономика и политика являются факторами взаимовлияния. Отсюда специфика этнополитического сознания в сфере общественных отношений заключена в наиболее активной его роли в жизни общества, объективации в качестве объединяющего фактора между экономикой, политикой, этническим характером, отражающего специфику самой эпохи и конкретно исторических условий.

Этнополитическое сознание оказывает весомое влияние на политическое поведение личности (группы, общества), а также на традиционно-культурное, религиозное и этническое. Характер и степень влияния прослеживаются как в историческом наследии, традициях и обычаях, религиозных предпочтениях, так и в политических ожиданиях и предпочтениях, расстановке политических сил, создании и придании статуса определенным политическим институтам, лоббировании того или иного политического интереса. Причем, характер влияния в моноэтничном либо полиэтничном регионе даже в рамках единого государства будет в достаточной степени специфическим.

Для понимания специфики этнополитического сознания северокавказского региона важно отметить, что государственно-политическое самоопределение северокавказских народов, имея своим источником объективные потребности их развития, в институциональном отношении обеспечивается потенциалом российской государственности. В настоящий момент местные традиции этнополитической самоорганизации также реализуются в рамках российского политико-правового пространства. Иначе говоря, северокавказская этничность является источником политической субъектности и в данном качестве создает основу для формирования и развития определенного специфического типа этнополитического сознания.

Вместе с тем, политизация этнической идентичности в северокавказском регионе часто происходит на фоне межэтнического противостояния. Этнические конфликты играют роль своеобразного катализатора, преобразующего стереотипы этнического сознания в конкретные политические требования. Таким образом, динамика региональных конфликтов, протекающих в сфере межэтнических отношений, может рассматриваться как один из аспектов развития этнополитического сознания. По этой причине современные северокавказские конфликты нельзя воспринимать как некую историческую данность, всецело определяющую этнополитическую ситуацию в регионе. Неоправданно, на наш взгляд, сводить все многообразие конфликтов к неким характера, потому что любые формы конфликтного этнического взаимодействия характеризуются многоаспектностыо, сочетанием разноуровневых субъектов, разноплановых интересов и разнородных предметных сфер. Общим связующим звеном является доминирующий принцип территориальности, который явно или латентно присутствует во всяком региональном противоречии, но при этом не выступает в качестве самостоятельного конфликтогенного фактора.

Обостренное чувство этнической общности, ставшее у ряда северокавказских народов доминантой этнополитического сознания, следует рассматривать не как спонтанный всплеск этничности, спровоцированный изменением внешних социально-политических условий, а как своеобразный итог развития этнополитического сознания.

Из-за отсутствия консенсуса в обществе открывается путь развязывания конфликтов разных типов, включая этнические. Активные группы населения постоянно сталкиваются из-за острых проблем социально-экономической реформы, конкретных политических решений, в том числе в области национальной политики. Даже в случае политической демобилизации и видимой индифферентности общество остается особенно чувствительным к политической, административной сфере общественных отношений. Результатом являются высокий уровень нестабильности, снижение порогов устойчивости общества, особенно в условиях накопления большого числа нерешенных проблем. Соответственно, современное состояние этнополитического сознания можно определить как конфликтное, как следствие кризиса развития и как болезненную реакцию на общероссийские процессы. Каждое из определений будет по-своему верным.

Последние события, происходящие на Северном Кавказе, четко указывают, что основным фактором взаимосвязи этнополитического сознания и этнических конфликтов является конфликтная установка этнического политического сознания. Наличие такой болезненной рефлексии, как конфликтное этнополитическое сознание, позволяет лицам, по тем или иным конфликтное этнополитическое сознание, позволяет лицам, по тем или иным причинам заинтересованным в обострении межнациональных отношений, возбуждать агрессивную ответную реакцию, воздействуя на людей не на уровне сознания, а на уровне эмоций, переживаний, чувств. Это приводит их в состояние, когда критичность по отношению к собственным поступкам значительно снижается, что, в свою очередь, создает благоприятные условия для манипулирования поведением людей. При решении проблем взаимопонимания и сотрудничества народов Северного Кавказа надо опираться на духовные ценности, так как они впитывают в себя и аккумулируют идеалы добра, гуманизма и милосердия. Без выработки четко обозначенной российской государственной национальной политики на Северном Кавказе, основанной на общедемократических принципах, где приоритетными являлись бы права и свободы личности, невозможно ликвидировать этноконфликтный потенциал региона.

Говоря об этнополитическом сознании, мы не должны сосредоточиваться исключительно на конфликтах, а обязаны с большим вниманием относиться к модернизационным процессам в этнополитических отношениях, которые предполагают ряд важных изменений в этнополитическом сознании этносов. Модернизация, с одной стороны, способствует возрождению этнополитического сознания на качественно новом уровне, а с другой, — активизирует процесс осознания этнополитических интересов, их усвоение этнополитическим сознанием и выработку новых оригинальных механизмов их реализации. Безусловный интерес в этой связи представляют дальнейшие перспективы модернизации, а также их связь с потребностями развития этнополитического сознания северокавказских народов.

Становление северокавказских народов как реальных субъектов политики связано с различными формами их самоопределения. Специфика современного периода этнополитического развития состоит в том, что национальное самоопределение, ранее осуществлявшееся в рамках советской автономии, теперь ассоциируется с государственным статусом самоопределяющегося этноса.

Итак, в контексте северокавказских этнополитических процессов ставятся и с разной степенью эффективности решаются основные задачи общественного развития. Во-первых, это внутриэтническая консолидация, то есть преодоление общинного, кланового и родоплеменного партикуляризма. Данная задача, имеющая ряд социокультурных и политических аспектов, сохраняет актуальность для многих народов региона. Во-вторых, государственно-политические перспективы северокавказских народов напрямую связаны с их гражданской консолидацией и взаимной социальной адаптацией в рамках единой России.

В настоящий момент развитие большинства северокавказских республик характеризуется повышением общего уровня политической стабильности. По крайней мере, современная этнополитическая ситуация свидетельствует о постепенном ослаблении партикуляристских тенденций. На этом фоне происходят достаточно интенсивные процессы формирования республиканской государственности. Важной задачей регионального развития является включение северокавказских народов как этносоциальных организмов в систему общероссийских гражданских отношений.

Показать весь текст

Список литературы

  1. С.А., Искандерян М. Ю. Политическое сознание молодежи. Социально-политический анализ. Монография / Под ред. Н. С. Слепцова. -Ставрополь, 1999. 140 с.
  2. Р. Национальная политика России // Россия и мусульманский мир. 1998- № 5. — С.55−62.
  3. Р.Г. Национальная идея и национализм // Этнополитический вестник. 1995.- № 3.- С.9−16.
  4. Р.Г. Этнополитика: от Москвы до Кавказа // Этнопонарама.- 2002.-№ 3−4.- С. 17−25.
  5. A.B., Авксентьев В. А. Северный Кавказ на этнической картине мира / Под ред. В. А. Шаповалова.- Ставрополь: Изд-во СГУ, 1998.- 160 с.
  6. Авксентьев В. А, Бабкин И. О., Медведев Н. П., Хоц А. Ю., Шнюков В. В. Ставрополье: этноконфликтологический портрет. Коллективная монография /Ставрополь: Изд-во СГУ, 2002. 138 с.
  7. В.А. Основные теоретические концепции современной этноконфликтологии // Этнические проблемы современности. Выпуск 7: Проблемы культуры межнационального общения и межкультурной коммуникации.- Ставрополь: Изд-во СГУ, 2001. С.6−22.
  8. А.Г. «Этническое самосознание» или «этническая идентичность»? // Этнографическое обозрение.- 1996. № 3. — С. 13−21.
  9. С.Д. Причины возникновения и пути разрешения национальных конфликтов на Северном Кавказе // Этнопонарама. № 3−4. -2002.-С.39−41.
  10. Д.Д., Скрынникова Т. Д. Пространство идеологического дискурса постсоветской Бурятии // Политические исследования. 2005. — № 2. — С. 52−63.
  11. . Воображаемые сообщества: Размышления об истоках и распространении национализма.- М.: Канон- Пресс-Ц: Кучково поле, 2001.-286 с.
  12. С.С. Политическое сознание и политическое поведение // Социально-политический журнал. 1992. — № 8.- С. 10−22.
  13. С.А. Этничность объективная реальность // Этнографическое обозрение. — 1995. — № 5. — С. 7 — 12.
  14. Ю.В., Дробижева Л. М., Сусоколов A.A. Этносоциология: учебное пособие для вузов. -М.: Аспект Пресс, 1998.-271 с.
  15. О.И. Этническое измерение социальной стабильности в России // Вестник Московского университета. Сер. 18. Социология и политология. № 2. — 2001.- С.52−61.
  16. А.Г. По ту сторону сознания: методологические проблемы неклассической психологии. М.: Смысл, 2002.-480 с.
  17. М.А. Этнокультурное ассоциирование диаспор в условиях конфликтогенного процесса // Конфликты на Северном Кавказе и пути их разрешения. Сб. материалов международного круглого стола. -Ростов-на-Дону.- 2003.- С.236−247.
  18. В.Г., Семенов В. М. Национальное самосознание и национальная культура (методологические проблемы) М.: Ин-т философии РАН. — 1996.- 70 с.
  19. И. Соотношение политической, религиозной и этнической идентичности в современном кабардино- балкарском обществе // Фактор этноконфессиональной самобытности в постсоветском обществе.- М., 1998.-С.158−165.
  20. А.Б. Этническое сознание и самосознание: сущность, структура // Этнические проблемы современности. Выпуск 6: Проблемы культуры межнационального общения и межкультурной коммуникации. -Ставрополь: Изд-во СГУ, 2000. С.33−40.
  21. С.Т. Философия обыденного сознания. Ставрополь: Изд-во СевКавГТУ, 2005.- 262 с.
  22. A.C. Этническая психология. Киев: «Тандем», 2000.264 с.
  23. Ф. Этничность. Социальная практика: Сб.статей.- СПб: Петрополис. -1995. С. 43 — 61.
  24. Э.Я. Политическая культура: понятие и феномен // Политика: проблемы теории и практики. Вып. VII. ч.2. 1991. с.36−49.
  25. П.Л. О методе построения теории этноса // Этносы и этнические процессы. М., 1993. — С. 48−61.
  26. Н.Б. Политическое сознание и его уровни // Общественное сознание и его формы / под общ. ред. В. И. Толстых. М.: Политиздат, 1986.-С.70−108.
  27. Н.И., Сергеев В. М. «Соборность» как парадигма политического сознания // Политические исследования. 1997. — № 3. -С. 65−73.
  28. X. Единство народов России и национальная идея // Жизнь национальностей. 2002. — № 1.- С.16−20.
  29. О.В. Политическая социализация этнических групп в постколониальном пространстве // Общественные науки и современность. -1998. № 1.- С.71−80.
  30. К.П. Этничность и политика // Вестник Московского университета. Сер. 18. 1999. — № 4.- С.3−21.
  31. А.О. Основы этнической психологии. СПб., 1991.-257 с.
  32. В. П. Социальная синергетика и теория наций. СПб., 2000.-312 с.
  33. О. Предотвращение этнического конфликта (опыт работы Верховного комиссара ОБСЕ по делам национальных меньшинств) // Мировая экономика и международные отношения 2000.- № 3 — С.38−46.
  34. Ю.В. Очерки теории этноса. М.: Наука, 1983. — 412 с.
  35. Ю.В. Этносы и этнография. Современные проблемы этнографии, — М., 1981.
  36. A.B. Психология субъекта: индивида и группы // Психологический журнал.- 2002. № 1.- С. 12−17.
  37. А. Сецессия. Право на отделение, права человека и территориальная целостность государства. М., 2001.- 264 с.
  38. И.А. Идолы и идеалы российской политической культуры // Власть.- 1999. № 1. — С.65−68.
  39. И.А. Политическая глобалистика. М., 2003. — 432 с.
  40. М. Отношения этнической общности // Журнал социологии и социальной антропологии. Том VII. № 2 (26). Социологическое общество им. М. М. Ковалевского. С-Птб, 2004. — С. 8−21.
  41. М. Формирование различий // Социологические исследования. 2005. — № 8. — С. 18−27.
  42. A.M., Прибыловский В. В., Михайловская Е. В. Национализм и ксенофобия в российском обществе. М.: «Панорама», 1998.-С.23−35.
  43. .Е. К построению качественной регрессивной модели этнической идентичности // Журнал социологии и социальной антропологии.- 1998.- Т. 1. -№ 3. С. 17−24.
  44. СМ., Ерохин A.M. Этнополитические процессы на Северном Кавказе: источники, движущие силы, тенденции. Ставрополь: Изд-во СГУ, 2002. — 136 с.
  45. Е. Социология политических отношений.- М: Прогресс, 1979.
  46. К.С. Геополитика. М., 1997. 382 с.
  47. К.С. Политическая культура: концептуальный аспект // Политические исследования.- 1991.- № 6. С.69−83.
  48. К.С. Политическое сознание или политическая культура? // Кентавр. 1991.- № 12. — С.14−25.
  49. Газета Юга.- 1997.- 13 марта. № 11 (159).
  50. А. Суперэтнизм как глобальная проблема //Свободная мысль.- 1994.- № 5. -С.8−14.
  51. Э. От родства к этничности // Цивилизации. Вып. 4.- М., 1997.-С. 99−120.
  52. Н.М. Этнос. Культура. Закон. СПб.: Carillon, 2004.- С. 27−58.
  53. К. Интерпретация культур. М.: РОССПЭН.- 2004. — 559 с.
  54. О.Б., Колосов В. А. Субъекты Федерации: какими им быть? // Политические исследования. 1991 № 4.- С.24−35.
  55. JI.A., Клопов Э. В. Современные общественно-политические преобразования в масштабах социального бремени // Социологические исследования. 1998.- № 1. — С. 6−20.
  56. A.A. Принцип ненасилия в разрешении конфликтов / Конфликтология: хрестоматия / Сост. Н. И. Леонов. Москва-Воронеж. 2002. — С. 265−283.
  57. Н.В. Психология конфликта. СПб: Питер, 2000. 464 с.
  58. Р.К. К типологии политического сознания // Экономические и социальные перемены. Мониторинг общественного мнения. ВЦИОМ.- 1999. -№ 2 (40). С.11−15.
  59. М.Н. Вопросы теории и практики этнической мобилизации (к истории национальных движений в России) // Этническая мобилизация и межэтническая интеграция. М., 1999. — С. 12−54.
  60. JI.H., Иванов К. П. Этнические процессы: два подхода к изучению // Ритмы Евразии. М., 1993.- С.161−173.
  61. JI.H. Этногенез и биосфера Земли. Л.: Гидрометеоиздат, 1990. — 528 с.
  62. А.Я. Историческая наука и историческая антропология // Вопросы философии. 1988.- № 1.- С.56−70.
  63. В.Н. Этнополитические конфликты на Северном Кавказе: региональный фактор // Вестник Российского университета дружбы народов. Сер. Политология. — 2004. — № 1 (5). — С. 39−48.
  64. М.Р. Межэтническая дистанция на Кавказе и политика. Исторический экскурс // Политические исследования. 2000. -№ 4.- С.158−162.
  65. Г. С. Этнический фактор в политической жизни России 90-х гг. Ростов-на-Дону, 1996. — 223 с.
  66. Г. С., Уланов В. П. Русские на Северном Кавказе: анализ трансформации социокультурного статуса. Ростов-на-Дону, 2003.- 440 с.
  67. В.Д. Национальная политика: уровни опыта. Владикавказ, 1994. 263 с.
  68. Г. Г. Социально-политическая психология // http: www. Ucheb/Diligensky/06.htm/
  69. Г. Г. Социально-политическая психология. М., 1994- 476 с.
  70. Дробижева JLM., Аклаев А. Р., Коротеева В. В., Солдатова Г. У. Демократизация и образы национализма в Российской Федерации 90-х годов.- М.: Мысль, 1996. 382 с.
  71. О.Г. Понятие морали. Историко-критический очерк,-М., 1974. С. 278.
  72. Э. Социология и социальные науки // Дюркгейм Э. Социология. Ее предмет, метод, предназначение. М: Канон, 1995. — С. 265 285.
  73. Ю.Н. Фактор объединения // Общественные науки и современность. 1999.- № 4.- С.ЗЗ.
  74. .Н. Послание Федеральному Собранию // Независимая газета. М., 1995.- 17 февраля.
  75. А.К. Социальный конфликт. М.: Academia, 2000. — 464 с.
  76. И.В. Национальное в контексте глобализации: Дис.канд. философ, наук. Черкесск, 2004.
  77. А.Г. Этнополитические процессы и динамика национального самосознания россиян // Социологические исследования. -1996.-№ 12. С.23−32.
  78. А.Г., Матвеева С. Я. Межнациональные конфликты в России // Общественные науки и современность. 1996. — № 2. — С.153−164.
  79. В.Н. Межнациональные отношения в регионах // Жизнь национальностей. 1999. — № 2−3. — С.42−45.
  80. И.В. Ментальность, культура, искусство // Общественные науки и современность. 2002. — № 6.- С.168−177.
  81. И.Г. Язык и политика в многонациональном государстве. -Политологические очерки. Уфа: Китап, 2000. 272 с.
  82. Р. Постмодерн: меняющиеся ценности и изменяющееся общество // Политические исследования 1997. — № 4.- С.6−22.
  83. Иноземцев B. JL, Кузнецова Е. С. Глобальный конфликт XXI в. // Политические исследования. 2001.- № 6. — С.138−146.
  84. А.М. Этнополитическая ситуация на Северном Кавказе // Межнациональные отношения в России и СНГ: Семинар Московского Центра Карнеги. Вып. 2. М., 1995. — С.25−31.
  85. Искусственное двунациональное образование // http: www.gazeta.ru/2005/09/16/oa171030.shtml.
  86. История КБР // http: www. nalchik2000.narod.ru
  87. Кара-Мурза С. Г. Манипуляция сознанием.- М.: Алгоритм, 2000.-728 с.
  88. С. Империя и модернизация: Общая модель и российская специфика. М., 2001. — 208 с.
  89. P.A. Межнациональные отношения в массовом сознании реформируемого общества// Дисс. канд. полит, наук. М., 2000.
  90. Э. Национализм реальный и идеальный. Этническая политика и политические процессы / Этничность и власть в полиэтничных государствах. Материалы международной конференции 1993 г. / Под ред. Тишкова В .А. М.: Наука, 1994 — С.133−172.
  91. Н.В. Культура и этничность. СПб., 1998.- 174 с.
  92. Н.В. Этничность. Этнос. Нация. Национализм // http://www.credonew.ni/credonew/0402/7.htm
  93. В.А., Галкина Г. А., Криндач А. Д. Территориальная идентичность и межэтнические отношения. На примере восточных районов Ставропольского края // Политические исследования. 2001.- № 2. — С.61−63.
  94. В.А., Трейвиш А. И. Этнические ареалы современной России: сравнительный анализ риска национальных конфликтов // Политические исследования. 1996.- № 2 — С.47−55.
  95. Конституция Российской Федерации // Сборник законов РФ. М.: Эксмо, 2002.
  96. Конфликты в современной России. Проблема анализа и регулирования. Навстречу I Конгрессу Международной Ассоциации конфликтологов / Под ред. Е. И. Степанова. 2-е изд. М.: Эдиториал УРСС, 2000.-344 с.
  97. А.Ю. Этнический фактор в политической жизни Северного Кавказа. М.: МОСУ, 2002. — 302 с.
  98. В.В. Теории национализма в зарубежных социальных науках. М., 1999.- 194 с.
  99. В.В. Этнические символы и символическая природа этничности: концепции Дж. Армстронга, Э. Смита и Э. Хобсбаума // Ценности и символы национального самосознания в условиях изменяющегося общества. М.: ИЭА РАН, 1994. — С.37−55.
  100. Г. С. Этнополитология консенсуса конфликта: цивилизационный аспект национальной безопасности. — М.: Луч, 1992. -213 с.
  101. И.И. Модернизация сегодняшней России // Этатистские модели модернизации. М., 2002. — С. 17−29.
  102. С. А. Социология: парадигмы через призму социологического воображения. М., 2004. — 648 с.
  103. С.Э. Социальная философия Волгоград: Комитет по печати, 1996. — 576 с.
  104. Д.Е. К категориям «нация» и «этнос» // Философия и общество. 1998.- № 6.- С. 161−167.
  105. Д.А., Пимонов Е. И. Политическое сознание. Методические указания. Чита, 1997. — 20 с.
  106. И.Е. «Национальное Я» и политический национализм // Политические исследования. 1997.- № 2. — С.77−94.
  107. Е. Ингушетия vs. Зязиков. Бой без правил? /www. kavkaz-forum.ru/politic/9740.html.
  108. И.А. Политические ценности как сложный и многомерный объект // Вестник Московского университета. Серия 12. Политические науки. 1999. — № 2. — С.38−49.
  109. Н.М. Введение в этническую и кросс-культурную психологию. М., 1999. — 217 с.
  110. Леви-Брюль Л. Первобытный менталитет. СПб.: Европейский дом, 2002. — 400 с.
  111. В.П., Панкова Н. Г. Социально-психологические проблемы этнического сознания // Социальная психология и общественная практика.- М., 1985. С.138−153.
  112. Д.А., Левчик Э. Г. Типы политического поведения населения // Социологические исследования. 1997. — № 12. -С.24−33.
  113. А. Демократия в многосоставных обществах: сравнительное исследование. М.: Аспект Пресс, 1997. — 287 с.
  114. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1975. — 356 с.
  115. М.А. Политические стереотипы в сознании россиян // Вестник Московского университета. Сер. 12. Политические науки. 2002.-№ 2. — С.88 — 100.
  116. С. В. Национализм, этничность, культура: Категории науки и историческая практика // Общественные науки и современность. 1999.-№ 4.-С. 18−25.
  117. К. Диагноз нашего времени. М., 1994. 304 с.
  118. С. Кто владеет Дагестаном, тот владеет KaBKa3OM.//www.kavkaz-forum.ru/politic/10 245.html.
  119. С. Кто решит большие проблемы маленькой Ингушетии? / www. kavkaz-forum.ru/politic/9740.html
  120. С.М. Кабардино-Балкария как модель для сборки РФ //www. kavkaz-forum.ru/politic/10 704.html
  121. С.М. Чеченский вызов: между миром и войной / Терроризм и политический экстремизм: вызовы и поиски адекватных ответов. М.: Инт-т политич. и воен. анализа. 2002. — 280 с.
  122. К., Энгельс Ф. Сочинения. Т.23. С.89−90.
  123. Г. И. Этнополитология как наука // Вестник Московского университета. Сер. 12.- Социально-политические исследования. — 1994.-№ 3.- С.3−15.
  124. Г. И. Этнос как объект и субъект политики: социальные основы национальной политики // Вестник Московского университета. Сер. 12.- Политические науки. — 1997. — № 5. -С.21−37.
  125. .В. Понятие «национальный интерес» в российской общественно- политической мысли // Политические исследования. 1997.-№ 1.- С.5−31.
  126. А. О дискурсивной природе национализмов // Pro et Contra. 1997.- № 4. С.14−20.
  127. Л.Я. Этническое сознание: социальное содержание и закономерности исторической эволюции // Автореферат дисс.канд. филос. наук.- Ульяновск, 2002.
  128. М.О. Этносоциология: нации, национальная психология и межнациональные конфликты.- М., 1998.- 460 с.
  129. М.Б. Ингуши. Страницы истории, вопросы материальной и духовной культуры. Саратов, — 1995. — 376 с.
  130. А. Политическая культура и власть // Власть.- 1999.-№ 7. С.64−66.
  131. Н.М. Вопросы теории этнополитического анализа. -Казань: Изд-во Казанского ун-та, 1996. 188 с.
  132. В.В., Дрогалина Ж. А. Реальность нереального. М., 1995.-357 с.
  133. Д.А. Социология национально-этнических отношений / Социология. Пятигорск, 1994. — С.88−104.
  134. E.H. Национализм: история и современность.- М., 1997. С.23−36.
  135. В.Ш. Российское Отечество и драма патриотизма многонационального народа.-Ставрополь-Черкесск: Изд-во СГУ, 2001. 208 с.
  136. В.Н. Межэтнические отношения актуальные проблемы // Этнопонарама.- № 2. -2002. — С. 12−17.
  137. Л.И., Степанов Е. И. Конфликты в современной России / Конфликтология: Хрестоматия / Составитель: Леонов Н. И. М.: Московский психолого-социальный институт- Воронеж: НПО «МОДЭК», 2002. — С. 146−147.
  138. О.С. Этнические элиты и проблема перераспределения собственности // Региональные элиты в структуре общественных отношений. -Ставрополь: Изд-во СГУ, 2000. С. 29−41.
  139. Общественное сознание и его формы / Под ред. В. И. Толстых. -М.: Политиздат, 1986. 367 с.
  140. А.Г. Российский опыт этнической дискриминации: Месхитинцы в Краснодарском крае. М.: Звеня, 1999. — 224 с.
  141. Основы конфликтологии / Под ред. В. Н. Кудрявцева. М.: Юристь, 1997.-200 с.
  142. В.Н., Солдатова Г. У. Некоторые особенности самосознания этнического меньшинства // Свобода или воля (к проблеме национального определения и самоопределения). Кишинев, 1994. — С.76−92.
  143. Э. А. Между империей и нацией. Модернистский проект и его традиционалистская альтернатива в национальной политике России. -М.: Фонд «Либеральная миссия», 2003. 164 с.
  144. Э.А. Куда движется этнополитический маятник? // Независимая газета. 2003. — № 103. — 27 мая. — С. 11.
  145. Э. От «вертикали власти» к «вертикали народов»? // Независимая газета. — 2005. -15 марта. — С.11.
  146. Э.А. Издержки российской модернизации: этнополитический аспект // Общественные науки и современность.- 2005.-№ 1.-С. 148−159.
  147. A.C. Политология: Учебник. М.: Проспект, 2000. — 608 с.
  148. Э.Х. Этническая психология и межнациональные отношения: взаимодействия и особенности эволюции (на примере Западного Кавказа). Спб.: Европейский дом, 1996. — 304 с.
  149. В.Ф. Политический процесс и политическая культура. К вопросу о методологии и практике политологических исследований в современной России. М.: Изд. Дом «NOTA BENE» -Тамбов, 2000. 168с.
  150. C.B. Федерализм: пути решения этнополитических проблем // Социальные конфликты: экспертиза, прогнозирование, технологии разрешения. Вып. 18: Этническая и региональная конфликтология. Москва -Ставрополь: Изд-во СГУ, 2002. — С.205−216.
  151. Л., Стельмах В. Этнокультурная безопасность России: Общественные вызовы и государственная политика // Россия и мусульманский мир. 2003. — № 9. — С. 14−32.
  152. В.Ф., Митина О. В. Психосемантический анализ динамики общественного сознания (на материале политического менталитета). М.: Изд-во МГУ, 1997. — 62 с.
  153. Н.В. Территориально Этнические притязания и конфликты на территории бывшего СССР // Политические исследования. -1993. — № 6. — С.6−15.
  154. Н.П. Тип общества и политическое сознание // Вестник Московского университета. Сер. 18. «Социология и политология». -2002. № 2.- С.2−9.
  155. A.M., Михайловская Е.В, Прибыловский В. В Политическая ксенофобия. Радикальные группы. Представления лидеров. Роль церкви М.: ООО «Панорама», — 1999. — 203 с.
  156. Политическая культура: теория и национальные модели / Под ред. B.C. Ажаева, Е. В. Ананьева, К. С. Гаджиева и др. Отв.ред. К. С. Гаджиев,-М.: Интерпракс, 1994. 350 с.
  157. Политическая мифология и историческая наука на Северном Кавказе / Отв. ред. Черноус В.В./ Южнороссийское обозрение Центра системных региональных исследований и прогнозирования ИППК РГУ и ИСПИ РАН. Вып. 24.- Ростов-на-Дону: СКНЦ ВШ, 2004.- 210 с.
  158. Политология: Курс лекций / Под ред. М. Н. Марченко.- М.: Зерцало, 2000. 599 с.
  159. Политология: Хрестоматия / Под ред. М. А. Василика.- М.: Гардарики, 2000.- 843 с.
  160. Политология: Энциклопедический словарь / Под ред. Ю. И. Аверьянова. М., 1993. — 431 с.
  161. B.C. Историческая память в этническом самосознании народов // Социологические исследования. 1999. — № 3. — С.11−20.
  162. A.B. Причины возникновения и динамика развития конфликтов // Идентичность и конфликт в постсоветских государствах. М., 1997.-С.281−285.
  163. .Ф. Социальная психология и история.- М., 1979.- 502 с.
  164. С.Я. Общественное сознание: Уч. пособие.-Краснодар: Краснодарский юр. ин-т МВД России, 1997.- 40 с.
  165. В.П., Соловьев А. И. Введение в политологию. М.: Аспект Пресс, 2002. — 517 с.
  166. М.Р. Ответственность этнонации в многонациональной стране // Этнические проблемы современности. Выпуск 6: Проблемы культуры межнационального общения и межкультурной коммуникации. Ставрополь: Изд-во СГУ, 2000. С.190−197.
  167. И. Много власти на Юге не бывает // Независимая газета. 2005. 18 февраля. — С. 3.
  168. С.А. Типология процессов национального самоопределения // Общественные науки и современность. 1999. — № 2. -С.66−74.
  169. JI.C. Межнациональные отношения и межконфессинальные противоречия (региональный аспект) // Социологические исследования. 1995. № 4.- С. 97−103.
  170. С. Е. Судьбы теории этноса // Этнографическое обозрение. 2001. № 1. — С. 12−17.
  171. C.B. Некоторые аспекты национального самосознания русских в республиках Российской Федерации (по материалам эмпирического исследования) // Суверенитет и этническое самосознание: идеология практик.- М., 1995. С.267−282.
  172. В.В. Молодые русские россияне: особенности государственной и этнической самоидентификации // Вестник МГУ. Серия 18. Социология и политология. 1998.- № 3. — С.150−174.
  173. C.B., Письменная Е. Е. Безработица и новые формы занятости населения на Северном Кавказе // Социологические исследования. 2005. — № 7. — С. 30−36.
  174. М.В. Межэтнические отношения проблемы Кубани // Развитие личности, — М., 2001.- № 1. — С.67−85.
  175. М.В. Новые диаспоры Краснодарского края (права, интересы, динамика интеграции и восприятие местным сообществом).-Краснодар, 2006. 251 с.
  176. М.В. Этнический статус в идеологии и политике // Политические исследования. 1999.- № 4. — С.141−171.
  177. А. Этнополитика: от теории к npaKTHKe.//http://www.savelev.ru./article/show/?id=20&t=l
  178. В.М. Национальное сознание и национальная культура. -М.: 1996.-286 с.
  179. Н.К. Механизмы предотвращения и урегулирования конфликтов // США-ЭПИ. 1997. — № 2. — С.45−50.
  180. З.В. Социология и психология национальных отношений. СПб, 1999.- 203 с.
  181. Н.Г. Проблема этничности в социальной антропологии.1. СПб: СПбГУ, 1997. 217 с.
  182. Н.Г. Этничность: социологическая перспектива // Социологические исследования.- 1999.- № 1. С.21−31.
  183. А.Н. Этнополитические процессы на Северном Кавказе: особенности и основные тенденции // Дисс. канд. полит, наук. М., 2000.
  184. Э. Национализм и модернизм: Критический анализ современных теорий наций и национализма // Социология: РЖ 2000.- № 31. С.29−72.
  185. Г. У. Демократизация и образы национализма в Российской Федерации 90-х годов. М.: Мысль, 1996. — 382 с.
  186. Г. У. Психология межэтнической напряженности. М.: Смысл, 1998. — 389 с.
  187. В.И. Демократическая перспектива этатистской модели государственности в современной России //Этатистские модели модернизации. М., 2002. — С. 23−39.
  188. Г. В. Некоторые методологические вопросыопределения предметной области этнопсихологии // Социальная психологияи общественная практика. М.: Наука, 1985. — С.127−138.
  189. Т.Г., Шлягина Е. И., Ениколопов С. Н. Методы этнопсихологического исследования. М., 1993. — 256 с. к
  190. Э.В. Этнонация: миф или социальная реальность? // Социологические исследования. 1998, — № 6. — С. 61−68.
  191. В. Культурная мозаика и этническая политика в России // Россия и мусульманский мир.- 2003.- № 7.- С.9−32.
  192. В.А. О нации и национализме // Этнос и политика. М., I 2000. — С.140−143.
  193. В.А. Очерки теории и политики этничности в России. -М.: Русский мир, 1997. 532 с.
  194. В.А. Этнический конфликт в контексте обществоведческих теорий // Социальные конфликты: экспертиза, прогнозирование, технологии разрешения. Вып. 2. Ч. 1. М., 1992. — С. 18−32.
  195. В.А. Этнонационализм и новая Россия // Свободная мысль, 1992, № 4. С.23−34.
  196. В.П. Этнонациональное самосознание как феномен культуры. Карачаевск: Изд-во КЧГПУ, 1999. — 244 с.
  197. В.И. Общественное сознание: социальная природа, функции, формы // Общественное сознание и его формы / Под общ. ред. В. И. Толстых.- М.: Политиздат, 1986. С.10−69.
  198. Х.Г. К российским превращениям либерализма // > Вопросы философии. 2004. — № 12. — С. 154−160.
  199. М.С. Этнополитические проблемы абазин в новейшее время. Ставрополь: ГП «Ставропольская краевая типография», 2000. — 32 с.
  200. М. А. Этнический индивид и проблема этнического субстрата // Известия Уральского государственного университета. 2004. -№ 29.-С. 130−140.
  201. Федеральный закон «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации» от 30 апреля 1999 года № 82-ФЗ // www.businesspravo.ru/Docum/DocumShowDocumID70666.html
  202. В.Г. Типология модернизаций и способов их изучения // Вопросы философии. 2001. — № 4. — С. 9−14.
  203. М. Как рассказывают историю детям в разных странах мира. М., 1992.
  204. В.Р. Этнократия и кризис этнического федерализма / Терроризм и политический экстремизм: вызовы и поиски адекватных ответов. М.: Инт-т политич. и воен. анализа. 2002. — С.158−162.
  205. Фрейд 3. Психология масс и анализ человеческого «Я». — М., 1926.
  206. A.A. Правое политическое сознание // Вопросы философии.- № 5.- 2000.- С.6−7.
  207. A.A. Уровни правого сознания // Вопросы философии.-№ 9.- 2001.-С.25−35.
  208. С. Революционный путь модернизации // Цивилизации.- М., 1997. Вып.4.- С. 34−35.
  209. Хен Л. И. Влияние этнических процессов на патриотическое сознание // Социально-политический журнал.- 1996. № 2. — С.210−217.
  210. Н. Межнациональные отношения и безопасность России // Россия и мусульманский мир.- 1998. № 4 — С. 18−26.
  211. Л.Л. Разрешение межэтнических конфликтов в Ростовской области // Власть. 2001.- № 8.- С.33−43.
  212. Л.Л., Денисова Г. С. Современная национальная политика на Северном Кавказе: попытка анализа // Этнополитический вестник 1995.- № 6.- С.106−138- 1996. № 1.- С.75−92.
  213. В.Г., Чешков М. А. Политическая модернизация и в посттрадиционных обществах // Авторитаризм и демократия в развивающихся странах. М., 1997. С.7−11.
  214. В.Ю. Этническое самосознание. СПб.: 2000. — 332 с.
  215. К. Мультикультурализм и этнополитический порядок в постсоветской России: некоторые методологические замечания // Политические исследования. 1999. — № 6. — С. 111−117.
  216. В.Р. Проблема политизации этнической идентичности (старые парадигмы и новейшие вызовы). М.: Прометей, 2000.- С.120−145.
  217. В.Р. Этничность и постсовременность: политизированная этническая идентичность в условиях глобализации.- Невинномысск, 2002. 320 с.
  218. В.В. Опыт национально-государственного строительства на Северном Кавказе // Стратегия национальной политики на Северном Кавказе.- Ростов- на-Дону, 1995.- С. 122−132.
  219. C.B. Человек и «этничность» // Этнографическое обозрение.- М., 1994. № 6. — С.24−27.
  220. Г. Г. Дыхание жгучее истории.- Уфа, 1998. 302 с.
  221. Е.Б. Психологический профиль российской политики 1990-х. Теоретические и прикладные проблемы политической психологии. -М.: РОССПЭН, 2000. 431с.
  222. Е.В. Массовое политическое сознание в современной России: его состояние и особенности // Дисс. канд. полит, наук.- М., 2000.
  223. С.М. Избранные работы и материалы. Владивосток, 2000. 386 с.
  224. Е.И., Ениколопов С. Н. Методы исследования этнической толерантности личности // Стефаненко Т. Г., Шлягина Е. И., Ениколопов С. Н. Методы этнопсихологического исследования. М., 1993. С.28−54.
  225. Этнопсихологические проблемы: вчера и сегодня: Хрестоматия / Сост. Сельченок К.В.- Минск: Харвест, 2004.- 496 с.
  226. Этносоциология: Учеб. пособие для вузов / Ю. В. Арутюнян, JI.M. Дробижева, A.A. Сусоколов. М.: Аспект-ПРЕСС, 1998. — 270 с.
  227. В.М. Управление региональными конфликтами (конфликтный менеджмент) // Человек. Сообщество. Управление. № 1, Краснодар: КубГУ, 1999. С.34−38.
  228. А.И. Человек в политике. Психология / Под ред. Крылова A.A. СПб., 1998. С. 47.
  229. Almond G.A., Verba S. The Civic Culture Revisited. Boston, 1980.
  230. Almond G.A., Powell B. Comprative Politics. A Developmental Approach. Boston, 1966.
  231. Bell D. The comming of postindastrial society N.Y., 1976.
  232. Blumer H., Daster T. Teories of Rase // Sociological Theories: Rase and Colonialism. UNESKO, Paris, 1980.
  233. Cole J.R. Cult archaeology and unscientific method and theory // Advances in archaeological method and theory. N.Y., 1980.
  234. Connor W. Ethnonationalism: The Quest for Understanding. Princeton, 1994.
  235. Cox O. Castle. Class and Rase: A Stady in Social Dinamics. New York: Modern Reader Paperbacks, 1948.
  236. Dann О. Begriffe und Typen des Nationalen in der ruhen Neuzeit in Nationalt und kulturelle Identitat: Studien zur Entwicklung des kollektiven Bewusstseins in der Neuzeit. Hrsg. von Giesen В.- Frankfurt am Main: Suhrkamp, 1991.
  237. Duijker C.J., N.H. Frijda. National Charakter and National Stereotypes. Amsterdam, 1986.
  238. Elster J. Belief, bias and ideology // Rationality and relativism. Oxford, 1982.
  239. Eriksen Th.H. Ethnicity and nationalism. Antropological perspectives. London: Pluto Press, 1993.
  240. Galtung J. Conflict Transformation by Peaceful Means / The MiniVersion United Nations, 1998.
  241. Glazer N., Moynihan D.P. Introduction // Ethnicity: Theory and Experiense / Ed. bu N. Glazer, D.P. Moynihan. Cambridge: Harvard Univ. Press, 1975.
  242. Gorz A. Adieux du proletariat. Au dela du socialisme. P., 2005.
  243. Gurr T. Why do Minorities Rebel? // Federalism against Ethnicity / Ed. By G. Bachler. Zurich, 1997.
  244. Gurr T., Harff B. Ethnic Conflict in World Politics Boulder, San Francisco, Oxford, 1994.
  245. Hechter M. Rational Choice Theories and the Stady of Rase and Ethnic Relations / Ed. by J. Rex, D. Mason. Cambridge Univ. Press, 1986.
  246. Horowitz D. Ethnic Groups in Conflict. Berkley, 1985.
  247. Kraus S. Davis D. The Effects of Mass Communication Political behavior. University Press, 1978.
  248. Rothshild J. Ethnopolitics: a Conceptual Framework. New York: Colambia University Press, 1981.
  249. Snirelman V.A. Etnogeneze jakozto etnopolitika aned proc se soveti tolik venovali etnogenetickym studiim // Cesky Lid, 1997.
  250. Stavenhagen R. The Ethnik Conflict and the National State. london, 1996.
  251. Van den Berge P. The Ethnic Phenomenon.- Norwich, 1981.
Заполнить форму текущей работой