Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Взаимодействие международного и внутригосударственного права и проблемы регулирования международных связей субъектов Российской Федерации (1991-1999 гг.)

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В последнее время опубликованы специальные статьи, посвященные данной теме. Например: В.В. Пустогарова22, Н. Филиппова23, Ю.И. Федорова24, М.Х. Фарукшина25, Е. М. Примакова (по материалам его выступления на первой Всероссийской научно-практической конференции «Проблемы и перспективы развития российского федерализма» 19 января 1998 г.)26, ряд материалов в журнале «Россия: власть на местах… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Общие правовые вопросы федеративного устройства и 14 становление российского федерализма
    • 1. Понятие и сущность федерализма
    • 2. Федеративная система в историческом контексте
    • 3. Интеграция как правовая основа федерации
  • Глава 2. Правовой статус субъектов Российской Федерации
    • 1. Сущность и порядок разграничения предметов ведения и пол- 54 номочий между Федераций и субъектами Федерации
    • 2. Объем международной правосубъектности субъектов Россий- 64 ской Федерации jj^
    • 3. Субъекты федерации как «смешанный» вид субъектов права 93 (внутригосударственного права и международного права)
  • Глава 3. Международные договоры субъектов Федерации
    • 1. Договорная правоспособность субъектов Федерации
    • 2. Создание локальных договорных и обычных норм при участии 130 субъектов Федерации j
    • 3. О проекте Конвенции «О международных договорах субъектов 136 федерации»

Взаимодействие международного и внутригосударственного права и проблемы регулирования международных связей субъектов Российской Федерации (1991-1999 гг.) (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. В последние годы, в связи с распадом СССР, Югославии и Чехословакии, а также с общим процессом демократической волны в северном полушарии, повысилось, даже обострилось внимание к различным аспектам правового положения и деятельности субъектов федерации, к международным — в особенности. Появилось значительное число работ, в том числе и диссертационных, посвященных данной проблематике, но, как отмечается в них, в настоящее время в науке и международного права и внутригосударственного права отсутствует общепризнанная концептуальная разработка проблем международной правосубъектности субъектов федерации.

Применительно к участию субъектов федерации в международных договорах данная проблематика активно обсуждалась на Конференции по праву международных договоров в 1969 г., но всё окончилось лишь обсуждением. Венская конвенция 1969 г. по праву международных договоров содержит нормы, относящиеся лишь к договорам между государствами. Аналогичной была судьба обсуждения этого вопроса и перед заключением Венской конвенции 1986 г., относящейся к договорам государств с международными организациями и последних между собой.

Много неясностей по данной проблематике сохранилось в теории сфере и, прежде всего, в понятийно-терминологическом аппарате. В силу этого различные авторы используют для характеристики внешних связей субъектов федерации (чрезвычайно активных в Российской Федерации) такие понятия как «парадипломатия», «протодипломатия», «каскадная дипломатия» и т. п. Предметом дискуссий остается принципиальный вопрос о том, являются ли субъекты федерации субъектами международного права.

Конституция РФ не устанавливает конкретный перечень полномочий субъектов Федерации в области международной деятельности последних, причем остается открытым вопрос о соотношении употребляемых в ней понятий «международные связи» и «внешнеэкономические связи». Как результат, многие юристы и политики под международными связями склонны понимать все те внешние связи, которые не носят характера внешнеэкономических.

Требует уяснения также содержание процедуры «координации» таких связей (и в узком и в широком их понимании), право (существующее ли?) субъектов Федерации иметь свои представительства в иностранных государствах и иностранные представительства у себя, вопрос о праве субъектов Федерации заключать договоры с иностранными государствами и субъектами последних и др. При этом субъекты РФ самым активным образом развивают свои и «внешнеэкономические» и «международные» связи.

Сходные проблемы, неизвестные многим кругам научной юридической общественности, существуют в отношении международной деятельности субъектов и других федеративных государств мира, что придает исследуемой проблематике актуальный общетеоретических характер.

В отношении аспектов данной проблематики, имеющих отношение к субъектам РФ, мы не случайно взяли для изучения период 1991;1999гг. Именно в этот период были заложены нормативные и фактические основы нового российского федерализма, которые и сегодня во многом проявляют себя, несмотря на, в целом, изменившуюся правовую ситуацию в этом вопросе. И не будучи знакомым с основными характеристиками периода 1991;1999гг. в данной сфере, и юрист-ученый, и политик, и практик не сможет уверенно ориентироваться в современных реалиях международных (и внешнеэкономических) связях субъектов Российской Федерации.

Характерно, что именно в конце данного периода, 28 июля 1998 г., в столице Белоруссии состоялась встреча Президента Белоруссии с главами нескольких регионов России. Цель встречи — обсуждение перспектив развития союза Белоруссия — Россия и экономических связей Белоруссии с отдельными регионами. В 1997 г. товарооборот между Россией и Белоруссией возрос на 40% именно благодаря развитию торгово-экономических отношений Белоруссии «непосредственно с российскими регионами», минуя федеральный центр1.

Вообще, во внешнеэкономической сфере прямые контакты Белоруссии с российскими регионами, во многом благодаря активности белорусского Президента2, приобрели характер отлаженных связей.

23 июля 1998 г. петербургский губернатор В. Яковлев и руководитель департамента России в Европейском Банке Реконструкции и Развития (ЕБРР) Райнхард Шмольц подписали соглашение об открытии кредитной линии ЕБРР Петербургу в 100 млн. долларов США на выгодных процентных ставках. Особое значение этой сделки для настоящего исследования состоит в том, что данный банк впервые предоставляет кредит субъекту Российской Федерации, не требуя гарантий федерального правительства3.

24 июля 1998 г. Глава правительства Хакасии и посол Республики Куба в Российской Федерации подписали в Абакане Меморандум об учреждении Общества кубино-хакасской дружбы. В планы сторон, кроме прочего, входят: «сахарное» и туристическое сотрудничество, торговля медикаментами и другими товарами4.

Подобных примеров множество. И все они свидетельствуют о том, что в рассматриваемый период субъекты Российской Федерации активно стремились к укреплению своей независимости от «Центра», прежде всего, во внешнеэкономических связях, используя в этих целях возможности, которые непосредственно предоставляет правовая система России5, а также.

1 См.: Быть ли союзу двух стран / Известия, 1998, 25 июля. С. 3.

2 Там же.

3 См.: Краюхин С. В Санкт-Петербурге с нетерпением ожидают западный кредит / Известия, 1998. 25 июля.

4 См.: Сычева В. Карибский кризис между Москвой и Красноярском / Сегодня, 1998, 25 июля. С. 1.

5 Так, реализуя права, предоставленные ей Конституцией РФ, Свердловская Областная Дума Законодательного Собрания Свердловской области 30 июня 1998 г. приняла Областной закон «О международных и межрегиональных договорах (соглашениях) Свердловской области» (одобрен Палатой Представителей Свердловской области Законодательного Собрания Свердловской области 9 июля 1998 г. утприбегая к действиям за рамками данной системы, иногда — в нарушение федерального законодательства и федеративного договора, соглашений о разграничении компетенции с федеральным центром, собственных конституций и уставов.

Наука международного права, в том числе российская, оказалась неподготовленной к кардинальным переменам в международных отношениях последнего времени и в особенности — к беспрецедентной активности субъектов Российской Федерации во внешних связях, в том числе — периода 1991;1999гг. В то же время необходимость выработки твердой концептуальной основы в данной области, опираясь на которую можно было бы проводить устойчивую федеральную и региональную (синоним «субъектной») политику в данной сфере, очевидна. И ценность опыта указанного периода в этом плане неоспорима.

При выработке указанной концептуальной основы необходимо внимательно изучить также исторический опыт других федераций и их субъектов.

Актуальность данного исследования вызвана необходимостью выработки четкого представления о правовых основах внешних связей субъектов Российской Федерации и других федераций. Это особенно важно в контексте вхождения национальных экономических систем в систему регионального и мирового хозяйства (интеграция, глобализация как конечная цель) или их тесного взаимодействия в условиях демократизации международных отношений.

Это предполагает выработку новых подходов не только к внешним связям унитарных государств и федераций как таковых, но и субъектов федерации с четко определенными правами и обязанностями последних по регулированию и осуществлению такой деятельности. вержден Губернатором Свердловской области 16 июля 1998 г.). Данный закон (далее — «Свердловский областной закон 1998 г.») является наиболее показательным примером самостоятельного законодательного регулирования субъектами РФ своей внешнеэкономической (в том числе) деятельности.

Цель и задачи исследования

Целью настоящей диссертации является концептуальное уяснение правовой природы и объема международной правосубъектности и международной правоспособности субъектов Российской Федерации, содержания их прав и обязанностей во внешнеэкономической сфере, видов и форм реализации ими права на внешние связи в контексте взаимодействия соответствующих норм внутригосударственного права и международного права в период 1991 — 1999гг.

Для достижению этой цели автор ставит перед собой следующие основные задачи:

— раскрыть особенности института федерализма в историческом плане и в современном мире;

— определить источники внутригосударственного и международно-правового регулирования внешних связей субъектов федераций;

— показать смешанную природу правосубъектности субъектов федерации: как международно-правовую так и внутригосударственно-правовую;

— раскрыть внутригосударственно-правовую природу разграничения предметов ведения и полномочий между федерацией и одними субъектами федерации и международно-правовую между федерацией и другими субъектами федерации с определением влияния такого разграничения на объем международной правосубъектности и предметы внешних связей субъектов федерации;

— выявить особенности создания локальных договорных и обычных норм при участии субъектов федерации;

— исследовать вопрос соотношения международных обязательств субъектов федерации с законами субъектов федерации и с законами федерации;

— представить предложения по проекту Конвенции о международных договорах субъектов федерации.

Научная новизна исследования. Настоящая работа является первым в юридической науке диссертационным исследованием соотношения внутригосударственного и международного права в регулировании внешних связей субъектов Российской Федерации в период 1991 — 1999гг. Речь идет об исследовании важного аспекта данной проблематики, который обойден вниманием в мировой науке международного права, хотя в принципе сама проблематика международной правосубъектности субъектов федераций давно освещается в правовой науке, но в других аспектах.

В частности, существует значительное число общетеоретических и специальных работ отечественных и зарубежных авторов, в которых так или иначе затрагивается вопрос о международной правосубъектности и правоспособности субъектов федерации (правовые основы их участия во внешних связях). Среди них заслуживают быть особо отмеченными монографии следующих авторов: И.Д. Левина6, В.Е. Шило7, В.П. Шатрова8, Э.Х. де Аречага9, Д. Тэпса10, В.Г. Ермакова11. Сборники «Международная правосубъектность» 12 и «Федерации в зарубежных странах» 13, статьи Г. Б. Старушенко14, И.П. Блищенко15, Г. М. Вельяминова16, Н.А. Ушакова17. t Q.

Отдельные аспекты темы затронуты в работах А. А. Ковалева, Жозе Дориа19, КуртисаБ. Мастерса20, А.Э. Толстухина21.

6 Левин И. Д. Суверенитет. М.: Юрид. изд-во Министерства юстиции СССР. 1948.

7 Шило В. Е. Канадский федерализм и международные отношения. М., 1985.

8 Шатров В. П. Международное экономическое право. М. 1990.

9 Э.Х. де Аречага. Современное международное право. М., 1983.

10 Тэпс Д. Концептуальные основы федерализма. Спб.: Юрид. пресс-центр. 2002.

11 Ермаков В. Г. Федерация как форма государственного устройства России. М.: Былина. 1999.

12 Международная правосубъектность. М., 1971.

13 Федерации в зарубежных странах. М., 1993.

14 Старушенко Г. Б. Не только тушить, но и предупреждать конфликты / Московский журнал международного права, 1997. № 1.

15 Блищенко И. П. Международно-правовые проблемы государств, входящих в СНГ / Московский журнал международного права, 1977. № 1.

16 Вельяминов Г. М. Правовой статус субъектов РФ / Московский журнал международного права. 1995. № 2.

17 Ушаков Н. А. Суверенитет и его воплощение во внутригосударственном и международном праве / Московский журнал международного права, 1994. № 2.

18 Ковалев А. А. Самоопределение и экономическая независимость народов. М.: Междунар. отношения, 1988. Он же: Проблемы разграничения полномочий между РФ и субъектами РФ в вопросах заключения международных договоров / Московский журнал между народного права. 1994. № 3.

19 Дориа Ж. Экономический суверенитет Анголы. М. Междунар. отношения, 1997.

2и Мастере К. Б. Развитие экономических отношений между Соединенными Штатами Америки и Российской Федерацией / Московский журнал международного права, 1993. № 1.

21 Толстухин А. Э. О наднациональном характере Европейского союза / Московский журнал международного права. М., 1997. № 4.

В последнее время опубликованы специальные статьи, посвященные данной теме. Например: В.В. Пустогарова22, Н. Филиппова23, Ю.И. Федорова24, М.Х. Фарукшина25, Е. М. Примакова (по материалам его выступления на первой Всероссийской научно-практической конференции «Проблемы и перспективы развития российского федерализма» 19 января 1998 г.)26, ряд материалов в журнале «Россия: власть на местах», например, статья Н. Миньковой27. Следует отметить две статьи Р. А. Тузмухамедова28, а также монографию А. Я. Капустина, ряд докладов Второй международной конференции по федерализму (Москва, 16−17 декабря 1997 года), в частности,.

И.С. Иванова30, И. Лежена31, Ф. Де Керкова32, В.Н. Туманова33, Й. Лайнена34. Меньшей насыщенностью в интересующем нас плане отличаются материалы конференции «Федерализм на пороге XXI века: российское и международное измерения». (Москва. 9−10 февраля 2001 г.)35.

22 Пустогаров В. В. Члены федерации как субъекты международного права / Сов. государство и право, 1992. № 1- Он же: Международная деятельность субъектов федерации / Московский журнал международного права, 1992. № 1.

23 Филиппов Н. Правовое регулирование международных и внешнеэкономических связей субъектов федерации / Российская Юстиция, 1998. № 3,.

24 Федоров Ю. И. р правосубъектности членов федерации в международном праве / Московский журнал международного права, 1994. № 4.

Фарукшин М. Х. Субъекты федераций в международных отношениях / Полис, 1995. № 6.

26 Примаков Е. М. Внешняя политика и федерализм I Президент. Парламент. Правительство, 1998. февр. С. 32−33.

27 Минькова Н. Становление федерализма в России: взгляд из Сибири / Россия, власть на местах. Итар-Тасс. № 10/97.

28 Тузмухамедов Р. А. Всемирное федералистское движение добивается успеха / Московский журнал международного права, 1996. № 3. С. 126−146- Тузмухамедов Р. А. Всемирное федералистское движение, цели и проблемы / Московский журнал международного права, 1995. № 2. С. 62−67.

29 Капустин А. Я. Европейский Союз: интеграция и право. М.: Изд-во РУДН, 2000.

30 Иванов И. С. Международные связи субъектов Федерации. — В кн.: Вторая международная конференции по федерализму. (Москва. 16−17 декабря 1997 г.). М.: Эдиториал УРСС. 1999. С. 60−64.

31 Лежен И. Международные связи в частности — трансграничные отношения субъектов Российской Федерации: их характеристика, масштабы, юридические основания и установленные законом формы. — В кн.: Вторая международная конференции по федерализму. (Москва, 16−17 декабря 1997 г.). М.: Эдиториал УРСС, 1999. С. 69−80.

3~ Ф. Де Керков. Внешние связи регионов: канадский опыт. — В кн.: Вторая международная конференции по федерализму. (Москва, 16−17 декабря 1997 г.). М.: Эдиториал УРСС, 1999. С. 81−96.

33 Туманов В. Н. Приграничное сотрудничество: перспективы развития. — В кн.: Вторая международная конференции по федерализму. (Москва, 16−17 декабря 1997 г.). М.: Эдиториал УРСС, 1999. С. 152−171.

34 Лайнен И. Межрегиональное сотрудничество. — В кн.: Вторая международная конференции по федерализму. (Москва, 16−17 декабря 1997 г.). М.: Эдиториал УРСС, 1999. С. 178−182.

35 См.: http://federalism.soros.ksu.m./cjnference/konfer2/index.htrn.

Имеются солидные зарубежные публикации, в которых анализируются правовые аспекты международных (в том числе внешнеэкономических) связей субъектов федераций, в том числе вышедшие в нынешний период перестройки международных отношений36. Однако фундаментального научного исследования по конкретной теме, избранной автором настоящей работы, не проводилось ни в отечественной, ни в зарубежной науке международного права.

Методологическая основа исследования. Исследование основано на анализе современных теорий международной правосубъектности и правоспособности, на изучении международных договоров, законодательных и подзаконных актов, периодической печати, материалов международных организаций и конференций.

В своем исследовании диссертант опирался на теоретические разработки С. А. Авакьяна, А. С. Автономова, А. Г. Аптекера, Э. М. Аметистова, В. Г. Барановского, И. Л. Бачило, К. А. Бекяшева, И. П. Блищенко, P.JI. Боброва, М. М. Богуславского, К. Г. Борисова, В. Б. Бувайлика, В. А. Василенко, Г. М. Вельяминова, Г. В. Игнатенко, С. И. Иванова, И. И. Ильинского, А. Я. Капустина, Д. А. Керимова, A.JI. Колодкина, Ю. М. Колосова, Б. И. Кольцова, Э. С. Кривчиковой, В. Н. Кудрявцева, В. И. Кузнецова, И. Д. Левина, Д. Б. Левина, Ю. И. Лейбо, И. И. Лукашука, С. А. Малинина, Г. И. Морозова, Р.А. Мюл-лерсона, В. В. Пустогарова, Ю. М. Рыбакова, А. А. Рубанова, Э.И. Скакуно-ва, Я. С. Строговича, Э. В. Тадевосяна, А. Н. Талалаева, А. Э. Толстухина, Б. Н. Топорнина, Р. А. Тузмухамедова, Б. Р. Тузмухамедова, Г. И. Тункина, Е. Т. Усенко, Н. А. Ушакова, Н. Филиппова, Ч. Ч. Хайда, О. Н. Хлестова,.

36 Eliazar D. Exploring Federalism. Tuscaloosa, 1987; Federalism and International Relations: The Role of Subnational Units. L., 1993; Foreign Relations and Federal States. L. 1993; German Federation Today. N.Y., 1991; Harris St. Federalism and Australian Foreign Policy: Non — Central Government and Multilateral Diplomacy. N.Y., 1993; Hocking St. Localizing Foreign Policy. -In.: States and Provinces in the International Economy. Berkley, 1993; Еллинекъ Г. Общее учете о государстве. Издаше 2-е. С.-Пб. 1908; Kline J. М. United States Federalism and Foreign Policy. InStates and Provinces in the International Economy. Berkley, 1993.

И.О. Хлестовой, С. В. Черниченко, В. П. Шатрова, JI.M. Энтина, M.JI. ЭнтиI на, Ю. М. Юмашева и др.

Автором выносятся на защиту следующие положения:

1. Институт федерализма имеет государственно-правовую или комплексную (как государственно-правовую, так и международно-правовую) природу, в последнем случае — в зависимости от того какой статус имеет в федерации соответствующий её конкретный субъект (государство или административно-территориальное образование). Заложенные в период 19 911 999гг. в России основы федерализма имели, в целом, государственно-правовую природу, не опирались на какие-то международно-правовые I принципы и нормы в данной области в силу отсутствия последних.

2. Международная правосубъектность субъектов Российской Федерации, определенная в 1991;1999гг., явилась субсидиарной по отношению к международной правосубъектности Российской Федерации, являющейся, в отличие от составляющих её субъектов, субъектом международного права. Её следует квалифицировать как «ограниченная международная правосубъектность» .

3. Источниками правоспособности субъектов Российской Федерации в сфере международных отношений (внешних связей) периода 1991;1999гг. являются правообразующие документы Федерации (Конституция, Федеративный договор, Договоры (соглашения) о разграничении компетенции, конституции и уставы субъектов Федерации и т. п.), а также международные договоры Российской Федерации. При этом соответствующие нормы конституций и уставов субъектов Федерации в этом отношении могут рассматриваться в качестве источников лишь в той мере, в какой они не противоречат остальным из указанных документов.

4. Корреляционная зависимость между исключительной компетенцией Российской Федерации, совместной компетенции Федерации и её субъекта и исключительной компетенцией субъекта Федерации в области внешних связей в период 1991;1999гг. строилась таким образом, чтобы как Федерация, так и её субъект строго соблюдали «границы компетенции», неправомерно не вмешивались в компетенцию друг друга. При этом с очевидностью «центр» исходил из приоритета компетенции Федерации в данном вопросе в случае его расхождения (конфликта) с соответствующей компетенцией субъекта Федерации.

5. Участие субъектов Российской Федерации во внешних связях и международных договорах периода 1991;1999гг. порождало локальные договорные и обычно-правовые нормы, обязательствами по которым не была связана Федерация, но которые не могли противоречить интересам Федерации.

6. Важной составляющей международной правосубъектности субъекта Российской Федерации, заложенной в 1991;1999гг., явилось то, что во внешних сношениях субъект Российской Федерации связан общепризнанными принципами и нормами международного права, своими международными договорами и международными договорами Федерации. Все они составляют часть правовой системы субъекта Федерации, являющейся, в свою очередь, частью правовой системы (подсистемой) Российской Федерации. В случае расхождения международного договора субъекта Российской Федерации с законом субъекта Федерации, указанный договор имеет преимущественную силу только в случае его не противоречия международным договорам Российской Федерации и её законам.

7. Основные требования к международным договорам с участием субъектов федерации могут быть предметом кодификации в международном праве, что, как показывает опыт внешних связей субъектов РФ в период 1991;1999гг., представляет несомненный интерес и для субъектов Российской Федерации и не противоречит интересам Российской Федерации. Основная часть соответствующей Конвенции должна быть посвящена правилам определения полномочий субъектов федерации по заключению, подписанию и ратификации международных договоров с учетом интересов федерации.

Практическая значимость результатов исследования. Материалы диссертации могут быть использованы при чтении лекций по вопросам международного права в Дипломатической академии МИД России, Московском государственном институте (Университете) международных отношений МИД России, Российском Университете дружбы народов, Московском государственном университете и других высших учебных заведениях, в деятельности высших законодательных и правительственных органов РФ и её субъектов, а также в практической работе соответствующих t официальных органов Федерации и субъектов Федерации во внешних связях.

Основные положения диссертации и содержащиеся в ней выводы могут быть также использованы в работе политиков, научно-исследовательских институтов и отдельных специалистов, занимающихся изучением правовых и международно-правовых проблем внешних связей субъектов федерации.

Апробация результатов диссертационного исследования. Диссертация выполнена на кафедре международного права Российского университета дружбы народов. Основные положения и выводы нашли отражение в публикациях автора.

140 Заключение.

Проведенное исследование позволило автору прийти к следующим основным выводам.

Активизация внешних связей субъектов федераций требует урегулирования международно-правового статуса указанных субъектов как во внутригосударственном, так и в международном плане.

По-видимому, международное сообщество вступает в тот этап своего развития, когда (суверенитет государств все менее носит абсолютный характер и международные связи субъектов федераций имеют тенденцию к расширению. С этих позиций следует оценивать, прежде всего, положение дел в Российской Федерации.

Российский федерализм сегодня переживает фазу своего развития, основа которого заложена в период 1991;1999гг.

Субъекты РФ не только фактически, но и юридически неравны в своих правах в области внешних сношений, в виду их различного статуса по Конституции РФ, Федеративному договору и законам РФ. Действительно федеральный статус имеют только Республики в составе РФ. Области и края относятся к разряду национальных и административно-территориальных образований. В то же время, правовое положение субъектов РФ в данной области в полном объеме может быть предметом ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и субъектов РФ на основании частей 2 и 3 ст. 78 Конституции РФ.

Международная правосубъектность субъектов федерации является субсидиарной по сравнению с правосубъектностью соответствующих федеративных государств или иных федеративных образований, являющихся субъектами международного права. Её следует квалифицировать как «ограниченную международную правосубъектность» .

Международная правоспособность субъектов федерации в сфере международных связей в принципе и по объему определяется по факту установления таких связей.

Источниками ограниченной международной правосубъектности и правоспособности субъектов федерации являются как общепризнанные нормы и принципы международного права, так и правообразующие документы конкретной федерации и их конституционные акты.

Совместная компетенция федерации и субъектов федерации в области внешних связей и прямые договорные отношения субъектов федерации с субъектами международного права (государствами в первую очередь) не означают уравнивания субъектов федерации с федерацией как таковой и с другими субъектами международного права.

Любые «внешние» (международные) договоры и связи субъектов федерации не могут противоречить правообразующим федеративным документам и конституции Федерации.

Контрольные функции и компетенция специально уполномоченных органов федерации на территории в отношении иностранной деятельности на территории субъекта не могут ущемлять законные интересы иностранных партнеров, а в случае превышения субъектом своей компетенции в данной сфере, возникновения споров между субъектом и иностранным партнером по вопросам ответственности федерация должна выступать как гарант интересов иностранного партнера.

Форма государственного вмешательства федерации в международные правоотношения субъекта федерации определяется основной международной правосубъектностью федерации и ее обязательствами по международным договорам.

Существует корреляционная зависимость между исключительной компетенцией федерации, совместной компетенцией федерации и её субъекта в области государственно-правового регулирования и осуществления внешних связей, с одной стороны, и исключительной компетенцией субъекта федерации в данной сфере — с другой. Их взаимодействие должно строиться таким образом, чтобы как федерация, так и её субъект строго соблюдали «границы компетенции», неправомерно не вмешивались в компетенцию друг друга и практически действовали таким образом, чтобы не причинять ущерба друг другу.

Подзаконные акты федерации, в частности, постановления и иные решения её правительства в сфере внешних связей, не имеют приоритета перед законодательными актами субъекта федерации, соответствующими правообразующими документам федерации (её конституцией и федеральным договором).

Подготовка проекта Конвенции о международных договорах субъектов федераций является делом первоочередной важности.

Возможно, что наиболее плодотворно предварительную работу в этом отношении можно выполнить в рамках международного форума федераций, провести который предложила Канада. Это предложение нашло поддержку и в России.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Договор о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Тюменской области, Ханты-Мансийского автономного округа / Тюменская правда, 1996, 28 авг.
  2. Закон «О международных договорах Российской Федерации» 1995 г.
  3. Закон РФ «О краевом, областном Совете народных депутатов и краевой, областной администрации» от 5 марта 1992 г.
  4. Конституции зарубежных государств. М.: БЕК, 1997.
  5. Конституции республик в составе Российской Федерации. М.: Издание Государственной Думы, 1996. Вып. 1, 2.
  6. Конституция (Основной Закон) Российской Федерации. Принята 12 декабря 1993 г. М., 1993.
  7. О международных и межрегиональных договорах (соглашениях) Свердловской области / Свердловская область. Областной закон от 16 июля 1998 г. № 25−03.
  8. О разграничении полномочий в сфере земельных отношений между органами государственной власти и органами местного самоуправления. Закон Владимирской обл. / Призыв, 1997, 5 сент.
  9. О разграничении предметов ведения и взаимном делегировании полномочий между органами государственное власти Российской федерации и органами государственной власти Республики Татарстан. Договор от 15 февраля 1994 г. / Известия Татарстана, 1994. № 6.
  10. О разграничении предметов ведения и объектов муниципальной собственности между муниципальными образованиями Владимирской области. Закон Владим. обл. Принят решением Законодат. Собр. Владим. обл. / Призыв, 1997, 7 мая.
  11. О разграничении предметов ведения муниципальных образований. Закон Респ. Дагестан. Принят Нар. Собр. Респ. Дагестан 26 сент. 1996 г. / Дагестанская правда, 1996, 16 окт.
  12. О сотрудничестве в сфере федеративных отношений, национальной политики и местного самоуправления. Соглашение между Мин-вом РФ по делам национальностей и федерат, отношениям и органам гос. власти Удмурт. Респ. от 16 апр.1997г.
  13. О сотрудничестве и взаимодействии в области национальной политики, федеративных отношений и местного самоуправления. Соглашение между Мин-вом РФ по делам национальностей и Прав-вом Респ. Тыва от 14 марта 1997 г.
  14. Об организации местного самоуправления в Республике Марий Эл. Закон Респ. Марий Эл. Принят Гос. Собр. Респ. Марий Эл. Собрание законодательства Респ. Марий Эл, 1997. № 1.
  15. Об утверждении межрегиональных договоров о сотрудничестве / Вестник Московского областного Совета народных депутатов, 1993. № 12.
  16. Положение об уполномоченных МВЭС РФ в республиках в составе РФ, краях, автономных образованиях и отдельных регионах. Постановление Правительства РФ от 28.05 .92 № 360.
  17. Сборник договоров и соглашений между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации (о разграничении предметов ведения и полномочий. М.: Издание Государственной Думы, 1997.
  18. Указ Президента Российской Федерации «О некоторых мерах по развитию свободных экономических зон (СЭЗ) на территории Российской Федерации» 4 июня 1992 г.
  19. Указ Президента РФ «Об основных положениях региональной политики в Российской Федерации» / Собрание законодательства РФ, 03.06.1996. № 23. ст. 2756.
  20. Федеральный закон № 4-ФЗ от 4 января 1999 г. «О координации международных и внешнеэкономических связях субъектов Российской Федерации».
  21. Федеральный закон от 13 октября 1995 г. «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности». В сб.: Внешнеэкономическая деятельность: международное частное право и российское законодательство. М.: Манускрипт, 1997.
  22. Учебники, монографии, научные статьи на русском языке.
  23. Р.Г. Концепция национальной политики Российской Федерации (краткий вариант) / Панорама-форум, 1995. № 3. С. 25−38.
  24. Р.Г. О федеративной и национальной политике Российского государства. М.: Славянский диалог, 1995.
  25. Р.Г. Парадоксы суверенитета: перспективы человека, нации, государства. М.: Славянский диалог, 1995.
  26. Р.Г. Россия на пороге XXI века: состояние и перспективы федеративного устройства. М.: Славянский диалог, 1996.
  27. Р.Г. Россия: национальное возрождение н межнациональное сотрудничество / Регионология, 1994. № 2−3. С. 8−48.
  28. Р.Г. Федерализация России и взаимосвязь региональной и национальной политики / Этнополит. Вести, 1995. № 1. С. 5−22.
  29. Р.Г., Болтенкова Л. Ф. Опыты федерализма. М.: Республика, 1994.
  30. Р.Г., Болтенкова Л. Ф., Яров Ю. Ф. Федерализм в истории России. В 3-х кн. М.: Республика, 1992−1993.
  31. О. Против течения: размышления о европейском федерализме СНГ и России / Дружба народов, 1994.
  32. Е.В. Международная конференция «Конституционные проблемы федерализма и регионализма» / Государство и право, 1994. № 3. С.142−154.
  33. А. Суверенитет: иллюзии и реальность / Жизнь национальностей, 1995. № 4−5. С. 50−53.
  34. А. Испания: новая модель отношений между центром и регионами / Проблемы теории и практики управления, 1997. № 3. С. 2326.
  35. А. Федеративная модель решения регионального вопроса в Италии: экономический аспект / Проблемы теории и практики управления, 1996. № 5. С. 55−59.
  36. Автономия и международное право. Батуми, 1995.
  37. JI. Федерализм по-российски и по-канадски. По материалам российско-канадской конференции. 19−20 июня 1996 г. Казань / Ваш выбор, 1996. № 3. С. 8−11.
  38. Р., Семенов Г., Сафулин М. Принципы федерализма в регулировании внешнеэкономической деятельности / Российский экономический журнал, 1996. № 1. С. 33−39.
  39. М.Ю. Актуальные международно-правовые проблемы внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации. Авто-реф. дисс. канд. юрид. наук. М., 1999.
  40. А. Конституционный статус испанской автономии / Народный депутат, 1991. № 4. С. 57.
  41. М.Г. О передаче полномочий центральной власти субъектам федерации Испании. (Аналитический обзор конституции Королевства Испании). Конституционное совещание / Информационный бюллетень, 1993. № 1. С.94−96
  42. Американские федералисты: Гамильтон, Мэдисон, Джей. Избр. статьи. С приложением документов: Декларация независимости, статьи Конфедерации, Конституция США. М., 1990.
  43. А. Управление и экономическая политика в разрезе территорий / Федерализм, 1997. № 2. С. 101−110.
  44. А. Перспективы Приморского края в условиях перехода к рынку в свете геостратегических и экономических интересов России / Вестник Дальневосточ. отд. РАН, 1995. № 1. С. 42−52.
  45. А.Н. На пути к новой федерации / Представительная власть: мониторинг, анализ, информация, 1995. № 1. С. 23−43.
  46. А.Н. Российская государственность и проблемы федерализма. М., 1997.
  47. Асимметричность федерации. Сб. ст. под ред. Захарова А.А. М. Центр конституционных исследований Моск. Обществ, науч. Фонда, 1997.
  48. А., Умнова И. От Договора до Конституции. О трудностях зарождения нового российского федерализма / Росс. Федерация, 1995. № 12. С.20−23.
  49. Р.В. Американский федерализм и местное самоуправление / Регион: экономика и социология, 1994. № 1. С. 103−130.
  50. Г. Г. Российский федерализм: принцип разграничения полномочий в бюджетной сфере. Автореф. дисс. канд. полит, наук. М., 1997.
  51. Д.В., Ковалева Т. К. Муниципалитеты в системе финансового федерализма США: правовые аспекты. М.: Изд-во МГУ, 1995.
  52. .А. Российский федерализм: разграничение предметов ведения и полномочий / Социально-политический журнал, 1996. № 4. С. 56−67.
  53. А.Д., Детнева Э. В. Бюджетный федерализм / Экономика и организация промышленного производства, 1995. № 7. С. 3−11.
  54. А. Региональный сепаратизм и его последствия / Диалог, 1995. № 3. С. 77−83.
  55. И.В. Кооперативный федерализм в Австрии: теория и практика / Регионология, 1996. № 3. С. 75−82.
  56. И.Л. Федералисты США: прошлое и настоя-щее.Проблема разделения властей в США два века назад / Регион: экономика и социология, 1994. № 1.
  57. С.В. Региональная политическая власть и механизмы ее осуществления. Автореф. дисс. канд. полит, наук. Кемерово, 1997.
  58. И.П. Автономия и международное право / Московский журнал международного права, 1/98/29. С.3−11.
  59. И.П. Международно-правовые проблемы государств, входящих в СНГ / Московский журнал международного права, 1997. № 4.
  60. О. Российская модель бюджетного федерализма в свете мирового опыта / Мировая экономика и международные отношения, 1995. № 9.С.104−125.
  61. Л. Федерализм / Этнополитический вестник, 1995. № 5. С.133−134.
  62. Л.Ф. Асимметричная федерация: Реальность для России? / Регионология, 1997. № 1. С. 13−23.
  63. Л.Ф. Проблемы федерализма в условиях многонациональной России / Регионология, 1994. № 4. С. 54−55.
  64. И. Формирование и развитие федеративных систем на Востоке и Западе / Мировая экономика и международные отношения, 1994. №Н. С. 166−169.
  65. Е. Институты публичной собственности и экономический механизм федеративных отношений / Федерализм, 1996. № 3. С. 35−52.
  66. С. Федерализм и государственное управление в регионе / Власть, 1997. № 9. С. 40−43.
  67. И.М. Австралия: федерализм и высшие органы власти. М.: Наука, 1970.
  68. С. Проблемы отечественного федерализма / Федерализм, 1997. № 2. С. 3−20.
  69. С. Российские реформы и российский федерализм / Федерализм, 1996. № 1. С. 23−36.
  70. В.И. Федерализм и избирательная система в Германии / ПОЛИС: Полит, исслед, 1995. № 4. С. 139−145.
  71. О. Есть ли будущее у этнического федерализма в России? / Новое время, 1995. № 2−3. С. 16−19.
  72. ВедерниковаО.Н. Проблемы судебного федерализма / Юрид. мир, 1997. № 3. С. 42−44.
  73. Г. М. Правовой статус субъектов РФ / Московский журнал международного права, 1995. № 2.
  74. Взаимоотношения федеральной власти с властями штатов: опыт США и Канады / Экономика и управление в зарубежных странах: информац. бюлл., 1997. № 5. С. 16−30.
  75. Взаимоотношения федеральной власти с властями штатов: практика США / США: экономика, политика, идеология, 1997. № 2. С. 4045.
  76. А.Г. Федерализм и модернизация / Обществ, науки и современность, 1996. № 4. С. 58−68.
  77. В. О некоторых особенностях развития российского федерализма / Консультатив. совет субъектов федерации по междунар. и внешнеэкон. связям при МИД России, бюлл., 1996. № 4. С. 16−18.
  78. Вопросы межнациональных федеративных отношений. Материалы к учеб. курсу для слушателей и аспирантов РАГС. Под общей ред. АбдулатиповаР.Г. М., 1995.
  79. В. Калмыцкий хан проектирует ханство / Известия. 19 ноября 1998 г.
  80. Высшая ценность гражданские права и свободы: как обеспечить единое правовое пространство в федеративном государстве. Материалы «круглого стола» / Ваш выбор, 1996. № 5. С. 7−12.
  81. А.С. Развитие федерализма в России как формы государственного устройства. Автореф. дисс. канд. полит, наук. М., 1997.
  82. А.Б. Многообразие форм федерализма в США / Государство и право, 1994. № 6. С. 133−140.
  83. В. Федерализм и бюджет / Диалог, 1995. № 7. С. 7−12.
  84. Государственная программа национального возрождения и межнационального сотрудничества народов России: основные направления / Под ред. Абдулатипова Р. Г., Болтенковой Л. Ф. и др. М., 1994.
  85. В. Тернист путь к реальному федерализму: Круглый стол / Рос. Федерация, 1994. С. 14−19.
  86. М.Н. Опыт и уроки суверинизации (на материалах Башкортостана и Татарстана) / Отеч. история, 1995. № 2. С. 17−52.
  87. В.А. Становление и развитие российской государственности: конец 80-x-l половина 90-х гг. Автореф. дисс. канд. истор. наук. М., 1996.
  88. К., Федотов А. Механизм взаимодействия федерации и ее субъектов при реализации инвестиционно-структурной политики / Экономист, 1995. № 9. С. 73−83.
  89. И.В. Автономизация Испании / ПОЛИС: полит, ис-след., 1995. № 5. С. 121−129.
  90. А., Чувахина Т. Федеральная бюджетная политика в системе национальной безопасности страны / США: экономика, политика, идеология, 1995. № 11. С. 16−261
  91. Джонг Хи-Сок. Идея демократической славянской федерации в российской общественной мысли в первой половине XIX века (с точки зрения теории федерализма) / Славяноведение, 1995. № 3. С. 78−88.
  92. Договорные формы развития федеративных отношений в России. Материалы научно-практической конференции. М., 1996.
  93. И. Развитие федерализма в социальной сфере / Человек и труд, 1996. № 10. С. 47−50.
  94. Э.П. Федерализм в России: теоретико-правовой аспект. Автореф. дисс. канд. юрид. наук. М., 1997.
  95. Ю.М. Правовой статус Российской Федерации: проблема укрепления ее государственного единства. Автореф. дисс. канд. юрид. наук. М., 1997.
  96. П. Зона размером с республику / Профиль, 1998, 10 авг.
  97. Зарубежный федерализм: организация государственной власти в субъектах федерации. М., 1996.
  98. Н. Новое в российской региональной политике / Бизнес и политика, 1997. № 11. С. 14−18.
  99. Д. Государственный суверенитет и проблема возрождения федеративного государства / Обозреватель, 1995. № 5−6. С. 36−43.
  100. В. Национальные аспекты российского федерализма / Свобода, мысль, 1996. № 10. С. 19−30.
  101. В.Ю. Национальные аспекты российского федерализма. К концепции нац. политики России / Аналит. Вестник. Сер. Нац. политика и федератив. Отношения, 1997.
  102. А.Ф. Федерализм в контексте споров о «русской национальной идее» / Социолог, исслед., 1996. № 1. С. 84−90.
  103. В. Национальное самоопределение «вплоть до.» / Свобод. мысль, 1997. № 4. С. 58−64.
  104. А. Будущее российского федерализма / Знамя, 1996. № 3. С. 172−188.
  105. А. Возможен ли федерализм в России? «Не имеем права ждать.» / Родина, 1996. № 2. С. 18−22.
  106. С.И. О разграничении предметов ведения между федерацией и ее субъектами в зарубежных странах / Аналит. вести. Совета Федерации, 1996. № 7. С. 14−44.
  107. В.В. Российский федерализм и внутригосударственная договорная политика. Красноярск, 1997.
  108. В.Е. Как развивался американский федерализм / Кентавр, 1995. № 5. С. 23−38.
  109. В.И. Центр и регионы: проблемы взаимодействия в осуществлении социально-экономической политики / Социология власти, 1997. № 2. С.100−107.
  110. Г. В. Конституция Республики Татарстан Опыт международно-правовой экспертизы / Международная научно-практическая конференция «Федерализм — глобальные и российские измерения». Казань, 1993.
  111. В.Г. Становление системы государственного и местного управления в современной России, 1990-е гг. Ростов н/Д., 1997.
  112. А.Г. Становление и развитие бюджетного федерализма в России / Финансы, 1995. № 4. С. 3−7.
  113. В. Федерализм немецкой пробы/ Ваш выбор, 1993. № 5. С.27−30.
  114. В. Российский федерализм: стратегия совершенствования / Политика, 1997. № 3. С. 23−25.
  115. В.В., Вон К.С. Российский федерализм: стратегия совершенствования / Вест. Моск. ун-та. Сер. 12. Полит, науки, 1997. № 3. С. 57−63.
  116. Ю.Д., Лекции по истории и праву Европейского Союза (учебное пособие). Харьков: Консум, 1998.
  117. Л., Легостаев А. Ассоциации экономического взаимодействия защищают интересы субъектов Российской Федерации / Федерализм, 1997. № 4. С. 3−16.
  118. А. Федерализм как форма решения вопроса о территориально-политической ориентации общества (международный опыт) / Обозреватель, 1997. С. 24−27.
  119. Как совершенствовать федеральное устройство России / Парламент, вести, 1994. № 3. С. 12−15.
  120. Г. В. Больше федерализма больше демократии? / Вести. Моск. ун-та. Сер. 12. Полит, науки, 1997. № 4. С. 71−87.
  121. А.Я. Европейский союз: интеграция и право. М.: издательство Университета дружбы народов, 2000.
  122. А.Я. Региональные межправительственные экономические организации освободившихся государств. М.: Изд-во Университета дружбы народов, 1988.
  123. В. Региональная инвестиционная политика: российские проблемы и международный опыт / Вопр. экон., 1995. № 3. С.135−143.
  124. JI.M. К вопросу о «моделях» федерализма. Критический обзор некоторых публикаций / Государство и право, 1996. № 12. С. 53−65.
  125. Л.М. Федеративное государство и правовой статус народов. Автореф. дисс. докт. юрид. наук. М., 1996.
  126. Е.Р. Германский федерализм: историко-правовое исследование (1849−1990 гг.). Автореф. дисс. на соиск. учен. степ, д-ра юрид. наук. Екатеринбург. 1995.
  127. К. Верховный Суд бьет тревогу / Известия, 1998, 19 нояб.
  128. А.А. Проблемы разграничения полномочий между РФ и субъектами РФ в вопросах заключения международных договоров / Московский журнал международного права, 1994. № 3.
  129. JI. Экономические проблемы регионов и региональная структурная политика России / Рос. экон. журнал, 1997. № 3. С. 55−59.
  130. В.М. Структурно-функциональные проблемы российского экономического федерализма / Бизнес и политика, 1997. № 2. С. 4−9.
  131. В. Некоторые аспекты развития федеративных отношений в России / Право и жизнь, 1996. № 10. С. 10−48.
  132. В. Договоры на конвейер / Российская газета, 1994. 9 апр.
  133. Т. Федерализм или унитаризм? Перипетии российской государственности / Свобод, мысль, 1995. № 6. С. 94−105.
  134. Королева-Конопляная Г. И. Идеи федерализма в политической теории русского анархизма / Соц.-полит, журнал, 1995. № 3. С. 204−213.
  135. JI. Американский федерализм / Рос. Федерация, 1995. № 17. С. 60−62.
  136. А.П. Некоторые особенности становления современного российского федеративного государства / Аналит. вестн. Совета Федерации, 1996. № 7. С. 4−13.
  137. А. Распад цельноамериканской федерации (опыт создания федеративного государства в Латан. Америке) / Федерализм, 1996. № 2. С. 81−96.
  138. А.Н. Российская Федерация и её субъекты как участники внешнеэкономической деятельности / Вестник международного университета. «Серия Право». М., 1998. Вып. 3.
  139. В. Тень Левиафана: исторический аспект взаимоотношений центра и регионов России / Дал. Восток, 1995. № 1. С. 147−160.
  140. В.И. США: конституционный строй и роль штатов в структуре американского федерализма. М., 1993.
  141. Э. Опыт федерализма в третьем мире и Россия / Мировая экономика и международные отношения, 1995. № 2. С. 74−88.
  142. И.В. Суверенитет как одна из проблем федерализма в теории и на практике / Регионология, 1994. № 2−3. С.56−60.
  143. С.А. Германия: федерализм в многонациональном государстве / ПОЛИС: поли, иссдед., 1995. С. 116−120.
  144. В., Мильнер В., Швецов А. Экономические отношения и управление в условиях федерализма / Вопросы экономики, 1994. № 9. С. 17−29.
  145. В.Н., Швецов А. Н. Государство и регионы. Теория и практика государственного регулирования территориального развития. М., 1997.
  146. В. Российская Федерация: конституционные и договорные аспекты / Пробл. теории и практики управления, 1996. С. 44−49.
  147. О. Интеграция или разделение: распад «великой Российской империи»? / Федерализм, 1997. № 2. С. 173−182.
  148. Л. Некоторые проблемы развития бюджетного федерализма в России / Федерализм, 1996. № 1. С. 37−56.
  149. В.Н. Насколько прочна договорная основа федеративных отношений / Федерализм, 1996. № 3. С. 11−34.
  150. В.Н. От Татарстана до Чечни: становление нового российского федерализма. М., 1995.
  151. В.Н. Проблемы развития федеративных отношений в современной России / Кентавр, 1995. № 2. С. 15−25.
  152. В.Н. Развитие федеративных отношений в современной России. М., 1996.
  153. Ю. Экономический федерализм: российская модель / Этнополит. вест., 1995. № 3. С. 81−97.
  154. .Х. Правовая природа Российской Федерации как социального государства. Автореф. дисс. канд. юрид. наук. М., 1997.
  155. Н. Становление федерализма в России: взгляд из Сибири / Россия: власть на местах, 1997. № 10.
  156. О.О. Российский федерализм / Представительная власть: мониторинг, анализ, информация, 1997. № 7. С. 5−14.
  157. С. Модели федерализма для России. В поисках альтернативы хаосу и распаду / Федерализм, 1997. № 1. С. 99−118.
  158. Н. Эволюция и перспективы нового российского федерализма / Право и жизнь, 1994. № 6. С. 5−16.
  159. А. Разлагающаяся Россия покрылась суверенными пятнами / Московский комсомолец, 1998, 3 марта.
  160. Ф.Х. Российский федерализм: проблемы формирования отношений нового типа / Государство и право, 1994. № 3. С. 4959.
  161. Р.П., Хоффман Э. Л. Современный федерализм / Международная жизнь, 1991. № 4.
  162. Национальные модели федеративных государств. Материалы «круглого стола» / Вестник Моск. ун-та. Сер. 12. Полит, науки, 1997. № 1. С.3−65.
  163. М. Существующий федерализм необходимо наполнить новым содержанием / Политика, 1997. № 11. С. 6−14.
  164. Л.С. Особенности Бразильского федерализма (исто-рико-политологические аспекты) / Лат. Америка, 1997. № 4. С. 26−37.
  165. А. Отечественный федерал-романтизм и строительство правового государства/Федерализм, 1996. № 3. С. 121−138.
  166. В. Смысл американского федерализма. Что такое самоуправляющееся общество. Пер. с англ. М., 1993.
  167. Острые грани федерализма. Татарстан, 1996.
  168. Оффшорные компании: обзоры, комментарии, рекомендации. НПК-Веста, 1995.
  169. С. Регионы и региональная политика / Вопр. экономики, 1994. № 9. С. 11−16.
  170. Е.И. Федеральная реформа в Бельгии / ПОЛИС: полит. исслед, .1995,. № 5. С. 130−135.
  171. В.В. Новый федерализм для России: институциона-лизация свободы / ПОЛИС: полит, исслед, 1994. № 3. С. 95−105.
  172. П. Проблемы федеральных отношений в Австрии / Государство и право, 1994. № 3. С. 120−125.
  173. М. Федерализм, испытанный временем / Азия и Африка сегодня, 1997. № 7. С. 24−29.
  174. А.В. О политико-правовом пространств федерализма / Вестник Моск. ун-та. Сер. 12. Полит, науки, 1997. № 2. С. 14−27.
  175. И.А. Правовой статус органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации (на примере Дальневосточного региона) Автореф. дисс. канд. юрид. наук. МГСУ. 1998.
  176. Право Квебека на отделение и канадская конституция / США: экономика, политика, идеология, 1992. № 4. С. 69−77.
  177. Е.М. Внешняя политика и федерализм / Президент. Парламент. Правительство, 1998, февраль.
  178. Проблемы и перспективы развития российского федерализма. Материалы Первой Всероссийской научно-практической конференции от 19−20 января 1998 г. М., 1998.
  179. Проблемы развития российского федерализма: материалы «круглого стола» в Совете Федерации от 4 июня 1996 г. / Регионология, 1996. № 3−4. С. 31−42.
  180. Проблемы федерализма и организации государственной службы в Бундесрате ФРГ. Материалы российско-германского семинара от 6 февраля 1997 г. М., 1997.
  181. М.В. Федеративные начала в организации парламента/Вестн. Моск. ун-та. Сер. II. Право, 1997. № 1. С. 94−100.
  182. Г. Э. Конституционно-правовой статус Республики Татарстан. Автореф. дисс. канд. юрид. наук. М. 1997.
  183. В.В. Члены федерации как субъекты международного права / Сов. государство и право, 1992. № 1.
  184. В. Своеобразие российского федерализма / Меж-дунар. жизнь, 1995. № 1. С. 80−85.
  185. В. Субъекты Российской Федерации в международной жизни / Панорама-форум, 1995. № 2. С. 3−15.
  186. В.В. Международная деятельность субъектов федерации / Московский журнал международного права, 1992. № 1.
  187. Пятое заседание Консультативного совета субъектов РФ по международным и внешнеэкономическим связям при МИД РФ: доклад
  188. B.И. Матвиенко и выступления Л. В. Драчевского, В. И. Лощинина, Ю. С. Балабанова / Дипломатический вестник МИД РФ, 1997. № 1 (январь).
  189. Развитие федеративных отношений в России: проблемы и перспективы. Аналит. доклад / Федерализм, 1997. № 1. С. 5−82.
  190. Разграничение предметов ведения между федерацией и ее субъектами в зарубежных странах. М., 1995.
  191. Республика на Волге и Каме Татарстан. (Специальный выпуск, посвященный Республике Татарстан) / Междунар. жизнь, 1995. № 1.1. C. 5−109.
  192. Российский Север и федерализм: поиск новой модели. Магадан, 1997.
  193. Российско-германский семинар по проблемам федерализма и организации государственной службы в Бундесрате ФРГ, 6 февраля 1997 г. М., 1997.
  194. А. Швейцарские конституции. Почему суверенные кантоны предпочитают держаться вместе / Российская газета, 1998, 8 авг.
  195. Г. Пути российского федерализма / Рос. Федерация, 1996. № 1. С. 19−20.
  196. М.М. Перспективы Республики Дагестан в составе Российской Федерации / Вестник Моск. ун-та. Сер. 12. Полит, науки, 1996. № 3. С. 31−47.
  197. М.С. Взаимоотношения штатов в системе американского федерализма /Государство и право, 1997. № 9. С.95−98.
  198. М.С. Разграничение компетенции в американской федеративной системе / Рос. юрид. журнал, 1996. № 4. С. 75−83.
  199. М.С. Федерализм в России и США: сравнительно-правовое исследование / Рос. юрид. журнал, 1995. № 4. С. 60−68.
  200. А. Федерализм и природопользование: правовые, экономические и организационные основы / Федерализм, 1997. № 4. С. 5574.
  201. Современная российская модель разделения власти между федерацией и ее субъектами: актуальные правовые проблемы. (Авт. Умнова НА.). М., 1996.
  202. Современный федерализм: опыт и перспективы. (Материалы рос.-канад. конф. Казань, 19−21 июня 1996 г.) / Регионология, 1996. № 3−4. С. 43−66.
  203. Современный федерализм: сравнительный анализ. (Авт. Чир-кинВ.Е.). М., 1995.
  204. А. Традиции российской государственности и перспективы федерализма / Федерализм, 1996. № 3. С. 97−104.
  205. С. «Торг» между Москвой и субъектами федерации о структуре нового российского государства: 1990−1995 / ПОЛИС: полит, исслед, 1995. № 6. С. 95−108.
  206. Сочетание территориального и национального начал в развитии российского федерализма /Регионология, 1997. № 1. С. 3−9.
  207. Сравнительное исследование проблем федерализма / Вестник Моск. ун-та. Сер. II, Право, 1993. № 1. С. 42−49.
  208. М. Регионализм в Европе и в Российской Федерации /Междунар. жизнь, 1997. № 9. С. 99−104.
  209. Е. Российский федерализм: нужно идти дальше формул / Федерализм, 1996. № 3. с. 3−10.
  210. Е. Социальное развитие и российский федерализм. К чему ведет недооценка социальной составляющей реформ / Человек и труд, 1997. № 5. С. 4−9.
  211. А. Без коренной смены экономического курса государства невозможен эффективный федерализм / Федерализм, 1997. № 2. С. 4152.
  212. А. Федеративный кодекс: нужен ли? какой? для чего? / Рос. Федерация, 1997. № 5. С. 15−16.
  213. Г. Т. Конституционные принципы российского федерализма / Соц.-полит, журнал, 1995. № 6. С. 40−51.
  214. Г. Т. Современные федерации и их субъекты / Соц,-полит. журнал, 1997. № 1. С. 36−45.
  215. Э.В. О моделировании в теории федерализма и проблеме асимметричных федераций / Государство и право, 1996. № 8. С. 5869.
  216. Э.В. Российский федерализм и современный национально-государственный нигилизм / Государство и право, 1996. № 10. С. 314.
  217. В. Правовая база федеративных отношений: трудности роста / Этнополит. вести, № 1. С. 42−55.
  218. А.Э. Правовая природа Европейского Союза. Авто-реф. дисс. канд. юрид. наук. МГИМО МИД РФ. 1997.
  219. Р.А. Всемирное федералистское движение добивается успеха / Московский журнал международного права, 1996. № 3. С. 126−146.
  220. Р.А. Всемирное федералистское движение: цели и проблемы / Московский журнал международного права, 1995. № 2. С. 6267.
  221. Управление федеративными процессами и изменение требований к государственным служащим: на примере Северокавказского региона. Ростов на Дону, 1996.
  222. М. Субъекты федераций в международных отношениях / ПОЛЙС: полит, исслед, 1995. № 6.С. 109−118.
  223. М. Суверенитет в системе федерализма / Науч. Татарстан, 1996. № 1. С. 49−54.
  224. М. Федерализм через призму симметрии и асимметрии / Науч. Татарстан, 1996. № 2. С. 60−66.
  225. Федерализм власти и власть федерализма. (Авт. сост. Аринин А. Н., Бабурин С. Н. и др.). М., 1997.
  226. Федерализм и региональная политика: проблемы России и зарубежный опыт. Сб. науч. трудов. Новосибирск, 1995.
  227. Федеративное устройство России: история и современность. Сборник обзоров и статей. М., 1995.
  228. Федеративное устройство Российской Федерации и реализация принципов плюралистической демократии, правового государства и прав и человека. Конференция по федерализму. Москва, 15−18 февраля 1994 г. М., 1994.
  229. Федеративное устройство: реализация Конституции Российской Федерации. (Сборник аналитических обзоров и рекомендаций). М, 1995.
  230. Федеративные начала организации государственной власти в России. М., 1996.
  231. Федеративные отношения и региональное управление в России: пути реформирования. Научно-аналитический обзор. М., 1994.
  232. Федеративный договор. Документы. Комментарии. М., 1994.
  233. Федерация в зарубежных странах. М., 1993.
  234. Ю.И. О правосубъектности членов федерации в международном праве / Московский журнал международного права, 1994. № 4,
  235. Н. Правовое регулирование международных и внешнеэкономических связей субъектов федерации / Российская Юстиция, 1998. № 3.
  236. Д.Э. Американский федерализм: значение для России / Россия и соврем, мир, 1996. № 3. С. 98−105.
  237. Д. Всемирный федерализм в 1990-х годах / Панорама-форум, 1995. № 2. С. 90−111.
  238. О.В. Конституционно-правовой статус республик в составе Российской Федерации. На примере Республики Бурятия. Авто-реф. дисс. канд. юрид. наук. М., 1996.
  239. В. Плюсы и минусы федеральных систем: сравнительный анализ / Ваш выбор, 1993. № 5. С. 36−38.
  240. В.Е. Модели современного федерализма: сравнительный анализ / Государство и право, 1994. № 8−9. С. 150−158.
  241. В.Е. Российский федерализм и международный опыт / Жури. росс, права, 1997. № 4. С. 71−81.
  242. В. Федерализм и современная Россия / Политика, 1996. № 3. С. 6−13.
  243. С. Актуальные проблемы российского федерализма / Власть, 1995. № 8. С. 3−10.
  244. А. Из мирового опыта федерализма (федерализм по-латиноамерикански) / Общественные науки и современность, 1994. № 1. С. 99−103.
  245. В. Канадский федерализм в тисках национально-правового кризиса / Обозреватель, 1997. № 5−6. С. 50−54.
  246. В.Е. Канадский федерализм и международные отношения. М&bdquo- 1985.
  247. В.Ф. Реальный федерализм как основа государственного устройства России / Федерализм, 1996. № 2. С. 3−14.
  248. В.Ф. Региональная политика и российский федерализм / Росс, федерация, 1995. № 12. С. 5−7.
  249. В.Ф. Российские реформы и проблемы экономического федерализма / Экономист, 1995. № 11. С. 3−22.
  250. В.Ф. Российские реформы и федерализм: соц-экономич. очерки. М., 1995.
  251. В.Ф. Федерализм как принцип государственного строительства и как государственная политика / Этно-полит. вести, 1995. № 6. С. 8−25.
  252. B.C., Карапетян Л. М. Российский федерализм: равноправие и асимметрия конституционного статуса субъектов / Государство и право, 1995. № 3. С. 3−12.
  253. . Российский федерализм и единство конституционного пространства / Росс, федерация, 1994. № 17. С. 19−20.
  254. Экономический механизм федеративных отношений / Об-во и экономика, 1995. № 1. С. 48−74.
  255. Экономический механизм федеративных отношений / Об-во и экономика, 1995. № 4. С. 22−54.
  256. Д.Д. Сравнительный федерализм / ПОЛИС: Полит, исслед, 1995. № 5. С. 106−115.
  257. Учебники, монографии, научные статьи на иностранных языках.
  258. Elazar D. Exploring Federalism. Tuscaloosa. 1987.
  259. Federalism and International Relations: The Role of Subnational Units. L. 1993.
  260. Foreign Relations and Federal States. L. 1993.
  261. Feuer O. Les Nations Unies et ie nouvel ordre economic international (1974−1976)
  262. German Federation Today. N.Y. 1991.
  263. Harris St. Federalism and Australian Foreign Policy: Non Central Government and Multilayred Diplomacy. N.Y. 1993.
  264. Hay P. Federalism and supranational organizations. Patterns for new legal structures. 1966.
  265. Hocking St. Localizing Foreign Policy. In: States and Provinces in the International Economy. Berkley. 1993.
  266. Kline J. M. United States Federalism and Foreign Policy. In: States and Provinces in the International Economy. Berkley. 1993.
  267. Offshore Trust Yearbook, International Money Marketing, 1993.11 .Ogg and Rey. Introduction to American Government .1943.
  268. The Oxford Russian Dictionary. Oxford, New York. 1995.
Заполнить форму текущей работой