Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Совершенствование государственной политики регулирования деятельности естественных монополий

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Государственный интерес в функционировании естественных монополий заключается в том, что ими обеспечиваются значительные бюджетные поступления и удовлетворяются потребности населения в жизненно важных услугах. Таким образом специфика экономических интересов естественных монополий, заключается в том, что данные хозяйствующие субъекты в национальном хозяйстве являются носителями и выразителями… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Теоретические аспекты функционирования естественных монополий в России
    • 1. 1. Естественные монополии: содержание и особенности развития в России
    • 1. 2. Природа экономических интересов естественных монополий
  • Глава 2. Проблемы согласования экономических интересов в монопольной среде: приоритет национально-государственных интересов
    • 2. 1. Реформирование естественных монополий как приоритет реализации национальных интересов
    • 2. 2. Зарубежный опыт регулирования естественных монополий: сравнительный анализ промышленно развитых стран и России
  • Глава 3. Государственная политика в сфере регулирования монополистической деятельности: направления согласования интересов
    • 3. 1. Перспективы реформирования естественных монополий в отраслях национального хозяйства
    • 3. 2. Механизм согласования национально-государственных и монополистических интересов

Совершенствование государственной политики регулирования деятельности естественных монополий (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Монополизация хозяйства многогранна и противоречива. Вместе с тем, это обязательный элемент современной экономической системы. В тоже время стабилизация экономической системы как оптимизация ее состояния зависит, прежде всего, от равновесия в согласовании ее общественных, коллективных и индивидуальных интересов. Такое согласование должно характеризоваться достижением равновесной реализации экономических интересов системы при доминирующем положении национального интереса общества. Данная проблема всегда была, есть и будет актуальнейшей в развитии экономической системы любого государства.

Исследование экономических интересов монополистических образований в экономике России, путей их регулирования и дискретности имеет жизненно важную необходимость в контексте согласования с национально-государственными интересами. «В экономике, к сожалению, продолжается консервация сырьевой зависимостифантастический диктат естественных монополий, которые взвинчивают свои тарифы абсолютно бесконтрольно, неадекватно по экономической ситуации, которая существует, фактически облагая данью население и всю остальную немонопольную экономику"1.

Российская экономика развивается неравномерно: общественное хозяйство являет собой огромную и при этом чрезвычайно сложную и тонкую сеть организационных отношений. Обслуживание этой сети взаимосвязанных элементов и достижение генеральной цели развития общества достигаются на основе экономического роста и совершенствования использования хозяйственного механизма и одного из его важнейших элементов — согласования и однонаправленного разрешения экономических интересов. А это, в свою очередь, достигается лишь при равновесии в реализации.

1 Из стенографического отчёта о заседании государственного совета по вопросам развития политической системы России. 22.01.2010. Режим доступа: http://www.kremlin.ru 3 экономических интересов разных уровней и видов монопольного сектора национального хозяйства.

Эффективное функционирование рынка возможно в условиях конкуренции и эффективного государственного контроля над монополиями. Рыночные силы пока слабы и без ограничения деятельности предприятий-монополистов и поддержки государства не смогут развиться самостоятельно. Без этого экономические преобразования в сфере приватизации, налогообложения, внешнеэкономических связей, структурной перестройки не могут быть действенны и эффективны. Не случайно проблемам преодоления монополизма уделяется достаточно много внимания Президентом и Правительством Российской Федерации. В этой связи остро стоит проблема повышения эффективности государственного регулирования монополий и совершенствования рамочных параметров государственной антимонопольной политики, учитывающей экономические интересы всех субъектов хозяйствования.

Степень разработанности проблемы. Экономическая теория всегда уделяла достаточно внимания проблемам монополий, практике их функционирования, начиная с классической школы и заканчивая современной экономической теорией. В России этот процесс берет свое начало с принятия закона «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках».

А. Смит был ярким представителем эпохи капиталистической экономики со свободной конкуренцией. Он раскрыл вопрос о необходимости «естественного порядка», ввиду наилучшего развития экономики в условиях конкуренции, хотя необходимости демонополизации в то время практически не было.

По мере появления синдикатов, трестов, а также крупных картелей вопросы монополизации и конкуренции принимают характер остро стоящих и находят свое отражение в трудах таких экономистов, как Э. Чемберлин, Дж. Гобсон и др. Однако, данные ученые рассматривали вопросы функционирования монополистических образований преимущественно с позиций конкретно-экономического анализа.

Особое внимание ученые-экономисты уделяли исследованию вопросов конкуренции и монополии, роли государственного, а именно антимонопольного, регулирования. Наиболее важные результаты и основополагающие идеи в своих работах сформулировали зарубежные экономисты — Э. Аткинсон, М. Блауг, Дж. Гэлбрейт, Э. Доллан, Р. Дорнбуша, В. Леонтьев, А. Маршалл, Ш. Монтескье, П. Самуэльсон, Дж. Сакс, Ж. Сэй, С. Фишер, Э. Хансен, К. Эклунд и отечественные ученые — С. Авдашева, А. Богданов, Е. Варга, А. Войтов, Е. Гайдар, С. Далин, А. Демин, Н. Кондратьев, В. Ленин, В. Мотылев, Н. Многолет, С. Никитин, Р. Нуреев, Ю. Осипов, Г. Рогинский, А. Шастико и другие. Данные исследования имеют некоторую ограниченность и узконаправленность. Во многих трудах отражены проблемы появления и развития монополий, исследована роль монополий в современном обществе, проблемы естественных монополий в целом. Однако до сих пор нет единой концепции регулирования деятельности естественных монополий с позиции теории экономических интересов.

Теории процесса реализации индивидуальных, коллективных и национальных интересов посвятили свои научные труды С. Булгакова, И. Саяпин, В. Юрьев и другие.

В данном исследовании внимание уделено проблеме согласования интересов в условиях монополизма, что является необходимым условием обеспечения эффективного функционирования национального хозяйства.

Цель диссертационной работы состоит в решении задачи обеспечения согласования национально-государственных интересов и интересов естественных монополий, что выступает необходимым условием развития национального хозяйства на современном этапе хозяйствования.

Достижение данной цели предполагает постановку и решение следующих задан:

• определить приоритет реализации национально-государственных интересов как детерминанту регулирования деятельности естественных монополий;

•раскрыть специфику экономических интересов естественных монополий;

• выявить особенности регулирования монопольной деятельности в России;

• разработать направления реформирования деятельности естественных монополий в отраслях национального хозяйства;

• предложить механизм согласования национально-государственных и монополистических интересов.

Объектом исследования выступают естественные монополии, осуществляющие деятельность в национальном хозяйстве России.

Предметом данного диссертационного исследования являются механизмы и инструменты государственного регулирования деятельности естественных монополий, обеспечивающие согласование индивидуальных, коллективных и национально-государственных интересов.

Методологические и теоретические основы исследования. Методологической и теоретической основой исследования являются труды зарубежных и отечественных экономистов по проблемам реализации экономических интересов в различных сферах экономики.

Основными методами исследования в работе выступают диалектический, сравнительно-исторический, статистический анализ, проблемно-хронологический, системно-функциональный, логический, научных обобщений. Применение названных методов дало возможность обеспечить обоснованность проведенного в ходе исследования анализа, теоретических выводов и разработанных предложений.

В ходе исследования использовался системный подход, макроэкономический и общеэкономический анализ, сочетание логического, исторического и эволюционного подходов, диалектический метод восхождения б от ¦ абстрактного к конкретному, а также методы сравнительного анализа и теоретического моделирования, циклично-генетического подхода к динамике экономики.

Информационной базой исследования, обеспечения доказательности положений, выносимых на защиту, достоверности выводов и рекомендаций явились данные и материалы агентства Росстат. В процессе исследования проблемы автором были изучены и проанализированы многочисленные источники, в том числе справочники, научные статьи, монографии, информационные и методические материалы, данные сети Internet.

Нормативно-правовую основу диссертационного исследования составили: Конституция РФ, Гражданский кодекс РФ, законодательные акты РФ, где содержатся важные аспекты регулирования деятельности естественных монополий.

Содержание диссертационного исследования соответствует пунктам: 1.1. Политическая экономия (экономические интересыформирование экономической политики (стратегии) государства) Паспорта ВАК РФ специальности 08.00.01 -Экономическая теория.

Научная новизна состоит в теоретическом обосновании приоритетности реализации национально-государственных интересов как детерминанты регулирования деятельности естественных монополий и разработке механизма согласования национально-государственных и монопольных интересов в контексте обеспечения развития национального хозяйства.

1. Раскрыта специфика экономических интересов естественных монополий, заключающаяся в том, что данные хозяйствующие субъекты в национальном хозяйстве являются одновременно носителями и выразителями системы индивидуальных, коллективных и национальных интересов, что обусловлено особенностями их развития в России: контроль над природными ресурсами полностью принадлежал государствумонополистические образования формировались при отсталой технической базепредприятия-монополисты появлялись в специфических условиях командной экономикистановление монополий происходило при необоснованном создании различных объединений и предприятий-гигантов.

2. Выявлено наличие противоречия в согласованности национально-государственных и монополистических экономических интересов: с одной стороны, они разнонаправлены (приоритетными для государства интересами являются: обеспечение свободы предпринимательства, формирование множественности форм собственностисохранение конкурентной среды хозяйствования, а для монополий: максимизация прибыли, желание занять благоприятные позиции на рынке, установить барьеры для входа на рынок потенциальных конкурентов). С другой стороны, реализация экономических интересов естественных монополий в национальном хозяйстве имеет одновекторный характер с общенациональными интересами и определяется мероприятиями, осуществляемыми государством в сфере регулирования их деятельности.

3. Выявлено несовершенство регулирования деятельности естественных монополий, что выступает препятствием в процессе согласования национально-государственных и монополистических интересов: разрыв между направленностью структурных реформ в естественно монопольных отраслевых подсистемахнесоответствие между масштабностью намечаемых преобразований и отсутствием анализа рекомендуемых мер с позиций возможностей существующей технической базы, инновационной и инвестиционной политики, и ее модернизацииотсутствие предпосылок реализации важного принципа регулирования естественных монополий — принципа синхронности реформ.

4. Определена специфика регулирования деятельности естественных монополий по сравнению с зарубежными странами: значительное отставание в развитии во времени (проблема чрезмерной концентрации для России встала гораздо позже, чем в развитых странах) — разновекторность деятельности (в европейских странах основная функция антимонопольного законодательства — контроль, а в России — пресечение процессов концентрации производства) — приоритет государственного контроля за деятельностью монополий (во всех странах предприятия общественного пользования в большей степени подвергаются государственному регулированию) — преобладание общих, шаблонных подходов к регулированию естественных монополийусиление лоббирования противоречивых корпоративных интересов, партий и фракций.

5. Предложены направления реформирования деятельности естественных монополий: совершенствование институционального механизма их регулирования (четко определить цели и задачи регулирования естественных монополий, отделить органы регулирования естественных монополий от антимонопольных органов, создание многоуровневой системы государственного регулирования естественных монополий) — формирование конкурентной среды (введение конкуренции на начальном этапе торгов за право быть поставщиком продукции естественной монополии, отделение сетевой структуры и стадии производства, разработка в естественно-монопольных отраслях прозрачной методики тарифообразования). К важнейшим принципам эффективного государственного регулирования естественных монополий в условиях трансформации российской экономики отнесены: системность применяемого инструментарияэтапность формирования стратегииучет многопродуктностиоптимизация стратегии реформированиясоздание совместимых с отраслевой монополией конкурентных сред.

6. Предложен механизм согласования национально-государственных и монополистических интересов, включающий совокупность направлений, реализуемых в рамках государственной политики (обеспечивающий на макроуровне — стабилизацию и экономический ростна уровне регионов и отраслей — совершенствование производственной инфраструктуры, способной стать базой для роста в других сферах экономикина уровне предприятия-монополиста — повышение качества услуг, повышение эффективности инвестиций) и предполагающий внедрение в систему управления деятельностью естественных монополий процесса конкурсного отбора (аукциона) за право производства в монопольной сфере.

Теоретическая и практическая значимость диссертации.

Теоретическая значимость состоит в развитии теории экономических интересов применительно к решению задачи демонополизации интересов в современном хозяйстве. Полученные теоретические выводы и предложения, могут быть использованы в дальнейших теоретических исследованиях и прикладных разработках проблем в данной области.

Разработанные в диссертации направления повышения эффективности процесса реализации экономических интересов естественных монополий развивают схемы и модели регулирования деятельности монополистических образований в ходе достижения их индивидуальных, коллективных и национальных интересов.

Основные положения диссертации способствуют совершенствованию государственного контроля за деятельностью естественных монополий посредством внедрения механизма конкурсного отбора (аукциона) на право производства в монопольной сфере, что имеет практическую значимость при формировании и реализации антимонопольной политики, а также подготовке законопроектов в области функционирования инфраструктурных и сырьевых монополистов.

Практическая значимость проведенного исследования заключается в возможности использовать полученные выводы и рекомендации:

1) в учебной и научной работе, в том числе при разработке рекомендаций и методических пособий по изучению экономической теории в части монополизации и демонополизации экономических отношений;

2) в деятельности органов государственной власти в контексте разработки направлений и мер по обеспечению согласования интересов монопольных структур с национально-государственными интересами;

3) в процессе разработки стратегий и тактик развития монополий в рамках реализации направлений, не противоречащих национально-государственным интересам.

Апробация диссертационной работы. Теоретические положения и результаты диссертационного исследования были изложены в научных сообщениях на научных конференциях разного уровня и получили положительную оценку.

Теоретические выводы, полученные в процессе проведенного исследования, используются в процессе преподавания курса дисциплин: «Экономическая теория», «Макроэкономика», «Государственное регулирование экономики» в ТГУ им. Г. Р. Державина, что подтверждено справкой о внедрении.

Публикации. Основные результаты исследования опубликованы в 6 работах общим объемом 6,8 п.л. (авт. объем — 6,2 п.л.), в том числе 2 статьях (авторским объемом 1,85 п.л.) в научных изданиях, рекомендованных ВАК России.

Структура и объем диссертации

Диссертационная работа состоит из введения, трех глав (включающих 6 параграфов), заключения и списка литературы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Во-первых, выявлены особенности развития естественных монополий в России и раскрыта специфика экономических интересов естественных монополий, обусловленная особой природой их формирования.

Современные подходы к определению естественной монополий можно разделить на две основные группы.

К первой относится выделение технологических характеристик, определяющих производственную функцию.

К другой группе подходов относятся теоретические изыскания, разработанные в рамках теории трансакционных издержек: 1) наличие производственного преимущества на момент создания отрасли- 2) технологическая экономия от масштаба- 3) существующее в стране авторское и патентное право- 4) контроль за природными ресурсами — являлось характерным при образовании монополистического рынка.

Государственный интерес в функционировании естественных монополий заключается в том, что ими обеспечиваются значительные бюджетные поступления и удовлетворяются потребности населения в жизненно важных услугах. Таким образом специфика экономических интересов естественных монополий, заключается в том, что данные хозяйствующие субъекты в национальном хозяйстве являются носителями и выразителями системы индивидуальных, коллективных и национальных интересов одновременно, что обусловлено особенностями их развития в России: контроль над природными ресурсами, как одна из важнейший сторон генезиса монополий, полностью принадлежал государствумонополистические образования формировались при отсталой технической базепредприятия-монополисты появлялись в специфических условиях командной экономикистановление монополий происходило при необоснованном создании различных объединений и предприятий-гигантов.

Во-вторых, в качестве детерминанты государственного регулирования деятельности естественных монополий определен приоритет реализации национально-государственных интересов.

В соответствии с выявленной природой экономических интересов естественных монополий в диссертации определены противоречия в реализации национально-государственных интересов.

Основная черта монополии заключается в ограничении конкуренции, т. е. той среды, которая подготовила материальные предпосылки монополистической формы организации производства: происходит процесс смены одной формы рыночных отношений на другую и путем отрицания подготавливается новая форма, т.к. пришедшая на смену совершенной конкуренции монополия сразу же обнаруживает еще более существенные недостатки, концентрированное выражение которых заключается в ограничении объемов производства и в повышении цен.

Экономические интересы в деятельности предприятий-монополистов можно, на наш взгляд, охарактеризовать следующими основными чертами: во-первых, они порождены потребностями коллективов предприятий-монополистов, акционеров и собственников, причем это могут быть как их объективно существующие потребности, так и потребности, которые имеют лишь субъективную основу, а сами объективные потребности могут находить адекватное или неадекватное отражение в интересах в силу различий в степени их осознанияво-вторых, они заключаются в практических действиях, субъективно ориентированных на удовлетворение потребностей и — в зависимости от конкретного содержания действий — в той или иной мере реально обеспечивающих или не обеспечивающих удовлетворение потребностей отрасли и/или региона и т. д.- в-третьих, как реализация социальных интересов в практических действиях, так и достижение таким путем желаемого результата возможно лишь в связи с существующей системой общественных отношений, что приобретает особый смысл применительно к деятельности естественных монополий — в сырьевых, инфраструктурных отраслях.

В-третьих, определены особенности регулирования деятельности естественных монополий в России по сравнению с зарубежными странами.

Деятельность государства по регулированию экономики подразделяется на несколько уровней: макроэкономический — это деятельность, результаты которой сказываются или могут повлиять на всех, или практически на всех экономических субъектов, находящихся в сфере компетенции того или иного органа законодательной или исполнительной власти (макроэкономическими могут быть признаны решения федеральной власти и субъектов Федерации) — микроэкономический — это деятельность государства, направленная на создание эффективной производственной структуры экономики путем применения инструментов, влияющих непосредственно на конкретные отрасли (предприятия) и их хозяйственные механизмывнешнеэкономический — деятельность государства по контролю и управлению внешнеэкономической деятельностью субъектов экономики с целью создания наиболее благоприятных условий для развития национальных производителей и защиты их интересов на мировом рынке.

Следует отметить, что функционирование естественных монополий носит циклический характер (во время кризиса усиливается тенденция монополизации рынков, что проявляется в объединении предприятий и укрупнении производства. В тоже время, в период стабилизации есть вероятность усиления процесса деконцентрации, который предполагает создание новых предприятий, улучшение конкурентной обстановки).

Таким образом систему регулирования деятельности естественных монополий в России характеризуют: значительное отставание в развитии во времени (проблема чрезмерной концентрации для России встала гораздо позже, чем в развитых странах) — разновекторность деятельности (в европейских странах основная функция антимонопольного законодательства — контроль, а в России пресечение процессов концентрации производства) — приоритет государственного контроля за деятельностью монополий (во всех странах предприятия общественного пользования в большей степени подвергаются государственному регулированию) — преобладание общих, шаблонных подходов к регулированию естественных монополийусиление лоббирования противоречивых корпоративных интересов, партий и фракций.

В-четвертых, предложены направления регулирования деятельности естественных монополий в контексте согласования экономических интересов.

В Российской федерации в сфере регулирования деятельности естественных монополий в 2011 — 2014 годах предполагается завершить формирование механизма регулирования тарифов и услуг, который характеризуется:

— усилением либерализации рынка электрической энергии и переходом к государственному регулированию тарифов инфраструктурных компаний в сфере электроэнергетики при сохранении регулируемых тарифов на электроэнергию, отпущенную населению, и тарифов на электроэнергию для территорий, не объединенных в ценовые зоны оптового рынка электрической энергии;

— устранением перекрестного субсидирования между территориями и группами потребителей электроэнергии;

— переходом к ценам на газ, определяемым на основе равной доходности для внутренних и внешних потребителей. Переход имеет постепенный характер с целью недопущения скачков цен для внутренних потребителей газа и сокращения темпов роста производства и ускорения инфляции;

— ликвидацией перекрестного субсидирования на оптовом рынке газа между населением и прочими потребителямилиберализацией тарифов в конкурентных сегментах рынка железнодорожных транспортных услуг, в том числе в сфере предоставления подвижного состава под перевозку, при условии государственного регулирования тарифов в естественно-монопольных и потенциальноконкурентных сегментах рынка.

В-пятых, предложен механизм согласования национально-государственных и монополистических интересов.

Государство как управляющий и хозяйствующий субъект макроуровня воздействует на естественные монополии микрои мезоуровня посредством регулирования независимо от формы собственности на сетевые структуры.

В соответствии с вышеуказанным целесообразно внедрение следующего механизма согласования национально-государственных и монополистических интересов, включающего совокупность направлений, реализуемых в рамках государственной политики и предполагающего внедрение в систему управления деятельностью естественных монополий процесса конкурсного отбора (аукциона) на право производства в монопольной сфере.

Реализация предложенных направлений обеспечит:

4) на макроуровне — стабилизацию и экономический рост;

5) на уровне регионов и отраслей — совершенствование производственной инфраструктуры, способной стать базой для роста в других сферах экономики;

6) на уровне предприятия-монополиста — повышение качества услуг, повышение эффективности инвестиций).

В качестве базовых положений, обеспечивающих повышение эффективности процесса согласования экономических интересов хозяйствующих субъектов в национальном хозяйстве России, в диссертации выделены следующие:

• условие единства и достаточно эффективное взаимодействие различных форм собственности: государственно-корпоративной, акционерной, частной, обуславливающих оптимальное сочетание рыночного и нерыночного секторов;

• конкурсный порядок предоставления государством права хозяйственному субъекту участвовать в определенной деятельности;

• установление такого выходного параметра деятельности компаний, как цены на продукцию и распределение прибыли на основе открытых конкурсов («трендов») в таких отраслях-монополистах, как производство и распределение электроэнергии, телефонная связь (как местная, так и дальняя), авиационный, железнодорожный и грузовой автомобильный транспорт;

• применение практики своеобразного «мерцающего» нарастания — ослабления регулирования экономики в ее частном секторе в зависимости от «провалов» рынка и выхода из них, т. е. сочетание регулирования и дерегулирования (как два направления антимонопольной стратегии) на принципе оптимальных ограничительных альтернатив, способствующем поддержанию нормальной конкурентной среды.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Конституция Российской Федерации. М., 1996. — 64с.
  2. Гражданский кодекс. 4.2. // Собр. закон, актов РФ, 29 января (№ 5).
  3. Уголовный кодекс от 13.06.96 № 63-Ф3.
  4. Временные методические рекомендации ГКАП РФ по выявлению монопольных цен от 21.04.94. №ВБ/2053.
  5. Государственная программа демонополизации экономики и развития конкуренции на рынках РФ (основные направления и первоочередные меры). Утв. Постановлением Правительства РФ от 9.03.1994 г. № 191.
  6. Инструкция «О порядке контроля за приобретением паев, долей участия товариществ и простых именных акций акционерных обществ и порядке признания лиц, контролирующих имущество друг друга». Утв. приказом ГКАП РФ от 18.01.1994 г. № 5.
  7. Методические рекомендации по определению границ и объемов товарных рынков. Утв. приказом ГКАП РФ от 26.10.93 г. № 112.
  8. Положение о государственном реестре РСФСР объединений и предприятий-монополистов, действующих на товарных рынках. Утв. приказом ГКАП РФ от 10.10.1991 г. № 60 // Законодательство и экономика. 1992. № 6.
  9. Положение о порядке регулирования цен на продукцию предприятий-монополистов. Утв. Министерством экономики и финансов РФ от 29.12.1991 г. № Р-424 // Законодательство и экономика. 1992. № 6.
  10. Положение о Реестре субъектов естественных монополий на транспорте, в отношении которых осуществляется государственное регулирование и контроль. Приказ МАП России от 09.07.1999 г. № 215 // (не опубликовано)
  11. Порядок проведения анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарных рынках // Утвержден приказом ГКАП России от 20.12.96 г. № 169. зарегистрирован в Минюсте РФ 10 января 1997 г. № 1229.
  12. Порядок формирования Государственного реестра РСФСР объединений и предприятий-монополистов, действующих на товарных рынках. Утв. приказом ГКАП РФ № 60 от 10.10.1991 // Законодательство и экономика. 1992. № 6.
  13. Постановление Президиума ВС РФ от 20.01.1992 г. № 2218−1 «О государственном регулировании деятельности предприятий-монополистов» .
  14. Постановление Правительства РСФСР от 19.12.1991 г. № 55 «О мерах по либерализации цен».
  15. Постановление Правительства РФ от 24.12.1994 г. № 1418 «О лицензировании отдельных видов деятельности».
  16. Постановление Правительства РФ от 7.03.1995 г. № 239 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)» (сизменениями и дополнениями от 8 февраля, 15 апреля, 31 июля 1996, 30 июня 1997, 30 июля, 28декабря 1998).
  17. Постановление Правительства РФ от 7.08.1995 г. № 793 «О перечне услуг связи, на которые осуществляется государственное регулирование цен (тарифов)».
  18. Постановление Правительства РФ от 13.10.1995 г. № 997 «О государственном регулировании цен (тарифов) на продукцию естественных монополий».
  19. Указ Президента РФ от 24.08.1992 г. № 915 «О государственном комитете РФ по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур» (с изм. и доп. от 9.07.97 г.).
  20. Указ Президента РФ от 28.04.1997 № 426 «Об основных положениях структурной реформы в сферах естественных монополий».
  21. Закон РСФСР «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» от 22.03.1991 г. № 948−1 (с изменениями от 24.06.1992 г., 25.05.1995 г., 6.05.1998 г., 2.01.2000 г., 30.12.2001 г., 21.03.2002 г., 9.10.2002 г.
  22. Федеральный Закон «О естественных монополиях» от 17.08.95 г. № 147-ФЗ.
  23. Федеральный Закон РФ «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 25.09.1998 г. № 158-ФЗ.
  24. Федеральный Закон РФ «О конкурсах на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд» от 5.05.1999 г. № 97-ФЗ.
  25. Л. Роль государства в становлении и регулировании рыночной экономики. // Вопросы экономики. 1997. № 6. С.23−28.
  26. JI. Экономические реалии и абстрактные схемы (О концептуальных основах монетаристской программы финансовой стабилизации) // Вопросы экономики. 1996. № 12. С.4−19.
  27. Л.И. О национально-государственных интересах России (внутренний и международный аспекты) // Научные трудымеждународного союза экономистов и Вольного экономического общества России. 1994. Т. 1.
  28. Л.И. Экономическая теория на пути к новой парадигме // Вопросы экономики. 1993. С.4−14.
  29. С.Б., Розанова Н. М. Теория организации отраслевых рынков: Учебник. М.: ИЧП «Издательство Магистр», 1998. — 320 с.
  30. В. Холдинги как реальность нашей экономики. // Рос. экономический журнал. 1994. № 2. С.24−35.
  31. Р.Г. Сравнительно-правовой анализ антимонопольного законодательства зарубежных стран и практики применения // Законодательство и экономика. 1995. № 4. С. 113−120.
  32. А.Г. Вопросы теории монопольной цены. М.: Изд-во Московского университета, 1961. — 163 с.
  33. В.М. Экономические интересы и стимулы при социализме. — М.: Сов. Россия, 1984.
  34. Т., Буев Т., Голиков В., Долгопятов Т. Проблемы малого бизнеса глазами предпринимателей // Вопросы экономики. 1994. № 11.- С. 108−123.
  35. В. Государственное регулирование и механизмы саморегуляции в рыночной экономике // Вопросы экономики. 1996. № 9. -С.28−37.
  36. И. Стратегическое управление. М.: Экономика, 1989. — 519 с.
  37. Антимонопольное законодательство и приватизация // ЭКО. 1994. № 5. -С.10−14.
  38. Антимонопольное законодательство о естественных монополиях // Законодательство и экономика. 1996. № 19/20. С.30−36.
  39. Антимонопольный контроль новый этап // Юрист (приложение к еженедельнику «Экономика и Жизнь». 1997. № 2. ноябрь.
  40. Антитрестовское законодательство и экономика. Международный Институт Права США: Пер. с англ. М., 1995. — 750 с.
  41. Антология экономической классики. М., 1993. Т1. — 474 с.
  42. А.В. Государственная антимонопольная политика. М., 1995. -187с.
  43. Р. Антимонопольное регулирование и приватизация. // Вопросы экономики. 1993. № 10. С.75−82.
  44. Э.Б., Стиглиц Дж.Э. Лекции по экономической теории государственного сектора: Пер. с англ. / Под ред. JI.JI. Любимова. М.: Аспект-Пресс, 1995. — 832с.
  45. А. Государственная монополия: основное содержание и пути преодоления. //Вопросы экономики. 1990. № 6. — С. 26−30.
  46. Н. Инвестиции в отраслях ТЭК и естественные монополии // МЭиМО. 1998. № 1. С. 130−134.
  47. В.А. Структуры управления и рыночные отношения в электроэнергетике // Электричество. 2000. № 1. С. 4−19.
  48. В.О. Интерес: познавательная и практическая функции. — Томск, 1984.
  49. Р. Политическая экономия: В 2-х тт. Т.1: Пер. с фр. М.: Междунар. отношения, 1995. — 608 с.
  50. В.И., Бушев М. А. Теоретические и методологические проблемы собственности // Актуальные проблемы переходной экономики: Сб. науч. трудов. Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 1999. — С. 22−51.
  51. А., Авилов А. Монополизм переходного периода // Рос. вести. 1993. 14 апр.
  52. Г. Антимонопольные блуждания. Искусственная регламентация производства снижает его эффективность // Риск. 1995. № 1. С.23−28.
  53. В.М., Масленников В. М. Проблемы российской энергетики // Энергия. 1999. № 10. С. 7−13.
  54. С., Петров Ю. Корпоративный сектор в переходной российской экономике // Российский экономический журнал. 1997. № 8. С. 12−20.
  55. С., Петров Ю. Формирование финансово-промышленных групп и государство // Рос. экономический журнал. 1995. № 2. С.3−10.
  56. С.А., Глазьев С. Ю. Эффективность государственного управления. -М.: Консалтбанкир, 1998.
  57. Г. С., Каверин A.M., Краснов К. И. Законодательство о недрах. М.: Юрид. лит., 1976.
  58. Беккер Гэри С. Экономический анализ и человеческое поведение. // Альманах THESIS: теория и история экономических и социальных институтов и систем. Зима 1993. Т. 1. Вып. 1.
  59. А.А. Дело об антимонопольном комитете // Правоведение. 1993. № 1. С.3−15.
  60. Е. Рынок и демонополизация производства // Хозяйство и право. 1991. № 6.-С. 33−39.
  61. Н.И., Васильева Е. М., Лившиц В. Н. О государственном реформировании естественных монополий в экономике России // Общество и экономика. 2002. № 1. С. 19−45.
  62. Н.И., Васильева Е. М., Лившиц В. Н. Реформирование естественных монополий в России: законодательные аспекты. // ЭКО. 2001. № 3. С. 49−64.
  63. Н.И., Васильева Е. М. Лившиц В.Н. Реформирование естественных монополий в России: теоретические аспекты // ЭКО. 1999. № 4. С. 85−100.
  64. М. Экономическая мысль в ретроспективе: Пер. с англ. 4-е изд. -М.: Дело Лтд, 1994. — 720 с.
  65. А. Региональные фонды и другие финансовые институты поддержки предпринимательства // Вопросы экономики. 1994. № 11. -С.151−155.
  66. А., Никитов А. Немалые трудности малого бизнеса // Рос. экономический журнал. 1995. № 2. С.44−49.
  67. В. Монополия в советской экономике // Экономические науки, 1990. № 9.-С. 14.
  68. Большой экономический словарь / Под ред. А. Н. Азрилияна. — М.: Фонд
  69. Правовая культура", 1994. С. 235.
  70. Р., Крюгер Р. Основы антимонопольной политики. Обзор положения дел в десяти государствах и в Европейском сообществе. Технический документ Всемирного банка № 160. Вашингтон, 1993. — 120 с.
  71. Е.Ф. Единство экономических интересов общества, предприятия и трудящегося. М.: Высшая школа, 1970.
  72. Е.Ф. Экономическая теория: Учебник. — М., 1997. — 568 с.
  73. И.Н., Воронина С. А., Кретинина Ю. С., Ксенофонтов М. Ю. и др. Цены на энергию в экономике России. // Проблемы прогнозирования. 1996. № 3. С. 3−33.
  74. Н.К., Давыдов Б. А. Реформирование хозяйственных отношений при переходе к рынку. М.: ОАО Изд-во «Экономика», 1997. — 286 с.
  75. Л. Малый и средний бизнес требует резкого увеличения средств // Экономика и жизнь. 1994. № 28. С. 2.
  76. А.Я. Естественные монополии: Теория и проблемы регулирования. — М.: Новый век, 2003. — 152 с.
  77. Н.Ю. Естественная монополия и ее экономические границы // Вест. Моск. ун-та. Сер.6. Экономика. 1999. № 1. С. 60−76.
  78. Н. Принудительное разделение (выделение) хозяйствующего субъекта как средство антимонопольного регулирования // Законодательство и экономика. 1995. №№¾. С. 18−20.
  79. Виленский А, Голубева Е. Пути нормализации отношений естественных монополий с российскими регионами // Федерализм. 1999. № 3. С. 121 138.
  80. А. Парадоксы государственной поддержки частного бизнеса // Вопросы экономики. 1997. № 6.
  81. Дж., Цапелик В. Естественные монополии в России: история и перспективы развития системы регулирования // Вопросы экономики. 1995. № 11.-С. 80−87.
  82. Ю. Отечественные ФПГ: достигнутые рубежи и задачи развития //145
  83. Рос. экономический журнал. 1997. № 9. С.3−23.
  84. Ю. Российские финансово-промышленные группы: пройденный путь и императивы роста // Рос. экономический журнал. 1996. № 5−6. -С.29−39.
  85. Ю. К созданию в России конкурентной среды // Российский экономический журнал. 1994. № 10. С.99−103.
  86. К. Вопросы регулирования естественных монополий // Оптовый рынок. 1995. № 11/12.
  87. В.Н., Рыбаков Ф. Ф. Антимонопольное регулирование: федеральный и региональный аспекты. — СПб.: Государственная программа «Народы России: возрождение и развитие», 1996. 119 с.
  88. Н.И., Ковалев Г. Ф., Федотова Г. А. Реформирование электроэнергетики и надежность электроснабжения // Энергия. 1998. № 3. — С. 14−18.
  89. Всемирная история экономической мысли: В 6 т. Т.4. Теория социализма и капитализма в межвоенный период / МГУ им. М.В. Ломоносова- Гл. ред-кол.: В. Н. Черковец (гл. ред.) и др. М.: Мысль, 1990. — 590 с.
  90. М. И. Глазова Е. С. Антимонопольные регуляторы: использование зарубежного опыта в советской экономике // Известия АН СССР. Сер. экономическая. 1991. № 2. С. 104−125.
  91. Дж. Экономические теории и цели общества: Пер. с англ. М.: Прогресс, 1979.- 406с.
  92. Э., Ковачич В. Антитрестовское законодательство и экономика. М., 1995.-357 с.
  93. С. Российская реформа и новый мировой порядок. // Рос. экономический журнал. 1997. № 7−10.
  94. Ф., Остапкович Г., Перепечин И. Деловая активность ФПГ в РФ // Вопросы статистики. 1996. № 2.
  95. Глобальная стратегия международных монополий США. /A.M. Белов, М. И. Захматов, Р. И. Зименков и др. М.: Наука, 1988. — 337 с.
  96. С. Транснационализация российских ФПГ // Рос экономический журнал. 1996. № 10. С.29−36.
  97. А., Павленко Ю. Реформирование естественных монополий // Вопросы экономики. 2000. № 1. С. 137−146.
  98. Д., Павленко Ю., Френкель А. Демонополизация и развитие конкуренции в российской экономике. // Вопросы экономики. 1995. № 11. -С.48−58.
  99. Государственное регулирование естественных монополий: опыт, проблемы, перспективы: Сб. ст. / Под ред. О. В. Коломийченко, В. Н. Ворожейкина. — СПб.: Техническая книга, 2001. 255 с.
  100. Государственно-монополистический капитализм США: монополистический капитал / Под ред. JI.C. Демидова, В. Ф. Железова, Ю. Б. Качеврин и др. М.: Наука, 1989. — 232 с.
  101. Р. Итоги и уроки десятилетия системной экономической трансформации в странах ЦВЕ и в России // Росс, экономический журнал. 2000. № 1. С.67−74.
  102. ЮЗ.Гурин В. П. Естественная монополия как субъект региональной экономики: стратегия и экономические механизмы развития (на примере ОАО «Газпром»). Автореф. дис.. канд. эконом, наук. Ростов-на-Дону, 1999.
  103. Дж. Новое индустриальное общество: Пер, с англ. М.: Прогресс, 1969. — 245с.
  104. Дж. Экономические теории и цели общества: Пер. с англ. / Под общ. ред. и с предисл. Н. И. Иноземцева, А. Г. Милейского. М.: Прогресс, 1979. — 406с.
  105. Т. Монополистическая деятельность: понятие, виды, ответственность. // Закон. 1996. № 3. С. 114−118.
  106. А.А. Государственно-монополистический капитализм: проблемы, тенденции, противоречия: Очерки. -JI.: Изд-во ЛГУ, 1983. 152 с.
  107. А.А. Крупнейшие монополии ФРГ. / Под ред. С. И. Тюльпанова. Л.: Изд-во Лениград. универ-та, 1961. — 108 с.
  108. Демонополизация и развитие конкуренции в российской экономике. / Под редакцией Городецкого А. Е. (Павленко Ю.Г., Френкель А. А., Задирако И. Н., Поповская Е.В.) // Институт Экономики РАН, 1995.
  109. ПО.Дзарасов С. В тупике нерыночного капитализма (ограниченность монетаристских методов экономической стабилизации) // Вопросы экономики. 1997. № 8. — С.73−90.
  110. Ди Лоренцо Томас. Миф о «естественной монополии» // ЭКО. 2001. № 4. -С. 81−98.
  111. Доклад о развитии конкуренции на товарных рынках Российской Федерации. М.: ГКАП РФ, 1997. — 240 с.
  112. ПЗ.Долан Эдвин Дж., Линдсей Дейвид Е. Макроэкономика: Пер. с англ. -СПБ.: Санкт-Петербург оркестр, 1994. 446с.
  113. И.В., Швейко Н. В. Монополии и конкуренция. // Финансы и кредит. 2001. № 3. С. 44−59.
  114. И. Проблемы взаимодействия естественных монополий с регионами // Экономист. 1999. № 11. С. 30−42.
  115. Пб.Драчева Е. А., Либман A.M. Формирование системы внутренних рынков транснациональных корпораций и место России в этом процессе. // Менеджмент в России и за рубежом. 2000. № 6. — С. 94−103.
  116. С. Нефтяные концессионные соглашения // Нефть, газ и право. 1996. № 4, 5.
  117. В.И. Антимонопольная законодательство ЕС: опыт международного правового регулирования // Законодательство и экономика. 1994. № 12/14. С.66−74.
  118. В.И. Антимонопольное законодательство зарубежных стран // Государство и право. 1995. № 9. С. 100−111.
  119. В.И. Законодательство о пресечении недобросовестной конкуренции за рубежом // Советское государство и право. 1991. № 12. -С.117−125.
  120. Еременко В. И. Об антимонопольном законодательстве Российской
  121. Федерации // Рос. эконом, журнал. 1992. № 9. С.81−89.
  122. В.И. Особенности японского антимонопольного законодательства // Законодательство и экономика. 1995. № 3, 4. — С. 120 127.
  123. А.П. Курс российских реформ: от извращенного государственного к государственно-монополистическому капитализму. //ЭКО. 2001. №Ц. С. 97−117.
  124. Н.Н. Очерки современной монополии. М.: Наука, 1971. — 207 с.
  125. В. О пользе неконкретности антимонопольного законодательства. Монополии и рынок. // Независимая газета. 1994. 1 февр. № 19. С. 4.
  126. И.А., Буданова И. Б. Антимонопольное законодательство России // Общество и экономика. 1996. № 5, 6.
  127. О.А. США: Антитрестовское законодательство на службе монополий. М., 1976. — С. 175.
  128. П. Конкурентоспособность в экономической политике зарубежных стран // Маркетинг. 1996. № 2. С.20−32.
  129. А.Г. Потребности. Интересы. Ценности. М.: Политиздат, 1986.
  130. В.Г. О реструктуризации российской электроэнергетики как естественной монополии // Энергия. 1999. № 6. С. 8−13.
  131. И.В., Ключников И. К. Механизм экономического роста транснациональных корпораций. М.: Высшая школа, 1990. — 159 с.
  132. Инвестиции в основной капитал в отраслях естественных монополий // Вопросы статистики. 1999. № 2. С. 54−59.
  133. В.Я. Экономическая теория: введение в рынок и микроэкономический анализ. М., 1997.-512с.
  134. История экономических учений: (со временный этап).Учебник / Под общ.ред. А. Г. Худокормова. М.: ИНФРА-М, 1998. — 733 с.
  135. В. Регулирование и дерегулирование — два направления антимонопольной стратегии в США. // МэиМО. 1997. № 6.
  136. Г. О. О приватизации естественной монополии // Экономика и математические методы. Т. 34. Вып.2. апрель-июль, 1998. С. 74−88.
  137. А. ФПГ: за ними будущее // Экономика и жизнь. 1994. № 33. С.21−26.
  138. Капиталистическая эксплуатация в условиях государственно-монополистического капитализма. / Под ред. JI.C. Колесниченко. Львов: Изд-во при Львовском гос. университете, 1989. — 262 с.
  139. Н. Степанов И. История экономических учений. М., 1959. — 440 с.
  140. Г. Электрическая держава: Пер с нем. М.: Прогресс, 1988. — 328 с.
  141. В. Регулирование и дерегулирование- два направления антимонопольной стратегии в США // МЭиМО. 1997. № 6. С.5−18.
  142. В.В., Пимашков П. И. Демонополизация и развитие конкурентного ценообразования//Финансы. 1996. № 10.
  143. Дж. М. Общая теория занятости, процента и денег: Пер. с англ. М.: Прогресс, 1978.
  144. Дж. Б. Распределение богатства. — М.: Гелиос, 2000. — 368 с.
  145. Н. Антимонопольное законодательство и законодательство о естественных монополиях. // Право и экономика. 1998. № 1. С. 44−47.
  146. А.В. Экономические функции государства в период рыночной реформы // Вестник московского университета. Сер. 6. Экономика. 1993. № 6. С. 13−24.
  147. .Д. Горные отношения в странах Западной Европы и Америки. М.: Городец, 2000.
  148. Т.М. Становление национальной модели корпоративногоуправления в России. // Автореф. дисс.. канд. экон. наук. Тамбов, 2003. -24с.
  149. В. Институциональная реформа в сфере инфраструктуры в условиях естественной монополии // Вопросы экономики. 1998. № 4. С. 115−133.
  150. А.А. Основные виды и условия соглашений, действующих в нефтяной промышленности капиталистических государств между ТНК и принимающими странами // Бюллетень иностранной коммерческой информации. 1989. Приложение № 10.
  151. Г. Вопросы справедливости и экономическая политика в постсоциалистических странах // Вопросы экономики. 1999. № 1. С.64−76.
  152. О., Нариссон Дж. Некоторые нарушения принципов антимонопольного права, остающиеся вне сферы действия существующего законодательства РФ // Хозяйство и право. 1994. № 4. С.3−17.
  153. М., Белов Ю. Реализация права собственности государства на недра через изъятие природной ренты // Вопросы экономики. 2000. № 8.
  154. М., Белов Ю., Монастырских О. Рентное налогообложение в недропользовании. Минеральные ресурсы России. // Экономика и управление. 1998. № 3.
  155. Конкурентное право Российской Федерации: Учеб. пособие для вузов / Под ред. Н. И. Клейн, Н. Е. Фонаревой. М.: Логос, 1999. — 432с.
  156. Конкуренция и антимонопольное регулирование: учебное пособие для вузов / Адашева С. Б., Аронин в.А., Акполов И. К. и др.- / Под ред. А. Г. Цыганкова. М.: Логос, 1999. — 368с.
  157. А., Субботин М. Государство и инвестор: об искусстве договариваться (концессионное законодательство в России). М.: Эпицентр, Харьков: Фолио, 1996.
  158. Концепция перехода к устойчивому развитию: несколько соображений // Рос. экономический журнал. 1997. № 2. С.104−106.
  159. Ю. Ориентация экономики на конкурентноспособность //
  160. Экономист. 1997. № 1. С.33−48.
  161. Я. Тенденции постсоциалистического развития : общий обзор // Вопросы экономики. 1996. № 1. С.5−16-
  162. Е.И. Естественные монополии: опыт стран с рыночной экономикой. В кн.: Государственное регулирование естественных монополий: Опыт, проблемы, перспективы. — СПб., 2001, — С. 38−62.
  163. Е.В. Процессы монополизации в экономике стран Востока. М.: Наука, 1990.-243 с.
  164. Д. Уроки пятилетней экономической трансформации в России. // Проблемы теории и практики управления. 1997. № 4. С.26−31.
  165. Р. Фирма, рынок и право / Пер. с англ. Б. Пинаскер. М.: Темке, 1991.-254 с.
  166. В., Керемецкий Я. Приватизационный процесс и двухфакторная модель рыночной экономики // Рос. экон. журнал. 1996. № 2. С.22−29.
  167. В. О защите экономических интересов страны // Экономист. 1995. № 10.
  168. М.Д. Корпорации в современной России. // ЭКО. 2000. № 12. С. 5564.
  169. Э.Н. Основы макроэкономики. М.: Теис, 1999.
  170. Н., Лыкова. Л. Формы монополизма в советской экономике // Вопросы экономики. 1990. № 6. С. 46−52.
  171. В.А. «Естественной» монополии естественные перемены // ЭКО. 1997. № 6.-С. 86−106.
  172. В. Государство и предприятие: особенности взаимоотношений // Экономист. 1997. № 1. С. 15−17.
  173. О.Ф. Антимонопольное регулирование в переходной экономике // Дисс. канд. экон. наук. М., 1998. — 167с.
  174. А., Голубченко В. топливно-энергетический комплекс: финансовое положение и ценообразование // Экономист. 1998. № 6. С. 39−43.
  175. В., Латышева Г., Николаев А. Образование ФПГ (необходимость, цели и механизмы) // Рос. экономический журнал. 1994. № 1. С. 16−20.
  176. Кульман Анри. Экономические механизмы / Пер. с фр. Е. П. Островской / Общ. ред. Н. И. Хрусталевой. М.: Прогресс. Универс, 1993. — 188 с.
  177. В. Государственное регулирование экономики: цели, теоретические модели, практика // Экономист. 1995. № 2. С.72−83.
  178. В.Я. Государство и монополии в дореволюционной России (Проблемы вмешательства абсолютного государства в экономическую жизнь и воздействия капиталистических монополий на государственный аппарат). М.: Мысль, 1982. — 200 с.
  179. В.И., Павлюченко В. Г. Нужен синтез конкуренции и монополии // Общество и экономика. 1992. № 5, 6. С. 101−106.
  180. Р. Макроэкономика. М.: Wiley & Sons, 1994. — 218 с.
  181. В.В. Желаю успеха перестройке. (Беседа В. В. Леонтьева с Д. Валовым, Г. Васильевым и Ф. Рудником) // Правда. 1989. 27 февр.
  182. Т. Гайгер. Макроэкономическая теория и переходная экономика. -М.: ИНФРА-М, 1997.-221 с.
  183. В. Концессии как форма взаимоотношений государства с инвестором //Нефть, газ и право. 2001. № 3.
  184. А.А. Конкурентоспособное станкостроение: пора поддержать, чтобы сохранить // Экономист. 1996. № 7.
  185. И. Конкурентоспособность российской промышленности. // ЭКО. 1997. № 6. -С.11−18.
  186. А. Разумный протекционизм и здоровая конкуренция. // Экономика и жизнь. 1996. № 7. С. 1.
  187. М. Антимонопольное законодательство и рынок // Законодательство и экономика. 1995. № 3,4. С.20−22.
  188. О.В. Государственное антимонопольное регулирование и его роль в процессе перераспределения собственности в экономике России // Автореф. дисс.. канд. экон. наук. Ростов — на-Дону, 2000. -24с.
  189. Л. Экономико-математический словарь. М.: АВР, 1996. — 704 с.
  190. О. Государственная собственность в странах развитой рыночной экономики // Вопросы экономики. 1993. № 10. С. 38−42.
  191. Е. Государственное регулирование монополии и конкуренции в промышленно-развитых странах. -М., 1992. 38 с.
  192. Д. Курс социально-экономического возрождения России // Рос. экономический журнал. 1994. № 1,2.
  193. Д.С. Развитие экономики России и задачи экономической науки. -М., 1999. -79с.
  194. В. Становление смешанной экономики: макроэкономический аспект// Вопросы экономики. 1993. № 1. С.92−99.
  195. В. Экономическая эволюция и экономическая генетика // Вопросы экономики. 1994. № 5. С.4−20.
  196. В., Евстигнеева Л., Евстигнеев Р. Проблема синтеза общеэкономической и институциально-эволюционной теории // Вопросы экономики. 1998. № 8. С.97−113.
  197. К.Р., Брю С.Л. Экономикс: Принципы, проблемы и политика. В 2 т. М.: Республика, 1993. — 799 с.
  198. С. Некоторые аспекты теории несовершенного конкурентного равновесия // Вопросы экономики. 1996. № 10.
  199. Е.В. Зарубежный опыт регулирования естественных монополий // Экономический журнал ВШЭ. 1998. Т. 22. № 3. С. 342−354.
  200. В. Корпорация как форма организации интегрированной собственности// Экономист. 1994. № 12.
  201. В., Рахлина Л. «Пятерка и Китай». Сопоставимый прогноз экономического развития до 2015 года // Вопросы экономики. 1998. № 11. -С.137−151.
  202. О.В. Монополистический капитал в социально-экономической структуре Индии. М.: Наука, 1990. — 411 с.
  203. А.Р. Интернационализация капиталистического цикла в условиях господства международных монополий. М.: Изд-во Московского
  204. Университета, 1988. 128 с.
  205. К. Энгельс Ф. Соч., Т. 3.
  206. А. Принципы экономической науки. Т.2. Теория монополий. -М.: Прогресс, 1993. С. 175−194.
  207. В. Естественные монополии: быть или не быть? // Рынок ценных бумаг. 1997. № 8.-С. 5−8.
  208. Р. Экономика здравого смысла. // Диалог. 1999. № 10. С.48−56.
  209. Г. Теория конвергенции и реальность. М., 1973. — 223с.
  210. О., Серова Е. К проблеме монополизма в сфере переработки сельскохозяйственной продукции // Вопросы экономики. 1995., № 1. С.66−75.
  211. Д.И. Проблемы экономического развития России. М., 1960. -616 с.
  212. С. Экономика России: практические и теоретические вопросы перехода к рынку. М.: Международные отношения, 1996. — 368 с.
  213. Ю. Приватизация и демонополизация // Общество и экономика. 1998. № 8, 9.-С. 187−218.
  214. Ю. Технологический монополизм как специфическое явление российской экономики. // Общество и экономика. 2001. № 3. — С. 120−140.
  215. Ю.В. Возникновение новых и трансформация старых монопольных структур как доминирующая тенденция развития современной российской экономики // Общество и экономика. 1994. № 9, 10.-С. 3−18.
  216. Ю.В. Новый монополизм в российской экономике // Общество и экономика. 1996. № 11−12.
  217. Ю.В. Проблемы становления конкурентной среды хозяйствования // Общество и экономика. 1993. № 9, 10. С.25−52.
  218. Ю.В. Стратегии преодоления структурного монополизма // Общество и экономика. 1995. № 10−11.
  219. Ю.В. Фирма завоевывает рынок (социально-психологические сегменты рынка и стратегия фирм) II Общество и экономика. 1993. № 5.
  220. М. Приватизация и реорганизация предприятий в Восточной Европе // Рос. экономический журнал. 1996. № 3. С. 92−97.
  221. Методология изучения эффективности концентрации и монополизма в промышленности //Вопросы статистики. 1997. № 12. С. 8−13.
  222. В.В., Нечай А. А. Международные монополии и углубление противоречий мирового капиталистического хозяйства. — Минск: Университетское, 1989. 127 с.
  223. Дж. С. Основы политической экономии. М., 1981. — 447с.
  224. Н. К проблеме холдингового контроля над промышленным капиталом //Рос. экономический журнал. 1997. № 2. С. 19−25.
  225. В., Яковлев А., Зимогляд А. Российский монополизм и приватизация. // Экономист. 1995. № 6. С. 78−84.
  226. О.В. Основы мировой конкурентоспособности. М.: Познавательная книга плюс, 1999. — 592 с.
  227. С.М. Инфляция и сокращение производства в монополизированной экономике. // Экономика и математические методы. 1995. Т. 31. Вып. З.-С. 89−110.
  228. С. Приватизация в России: особенности, цели, действующие лица. // Вопросы экономики. 1994. № 3. С.9−13.
  229. Монополизм и антимонопольная политика / Барышева А. В., Сухотин Ю. В., Богачев В. Н. и др. М.: Наука, 1993. -240 с.
  230. Монополия и антимонопольная политика: у «них» и у «нас» (за круглым столом института экономики АН СССР) // Вопросы экономики. 1990. № 6. -С. 61−70.
  231. В. Нормирование прибыли при регулировании цен естественных монополий. //Вопросы экономики. 2001. № 9. С. 28−38.
  232. В.Е. Экономическая история зарубежных стран. Эпоха домонополистического капитализма. Курс лекций. — М.: Соцэкгиз, 1961. -400 с.
  233. B.C. Избранные произведения. В 6-ти т. Т.2: С.-х. статистика с156основами общей теории / Немчинов B.C.- Сост. М. Б. Немчинова — Ред. Ф. Д. Лившиц — АН СССР. М.: Наука, 1967.
  234. Л. Европа и Россия. Опыт экономических преобразований / Под ред. В. М. Кудрова М., 1996. — 480 с.
  235. Г. И. Антимонопольное регулирование в США: 155-летний опыт и его итоги. // Государство и право. 1999. № 6.
  236. Г. И. Антитрестовское регулирование: монополии и конкуренция // США: экономика, политика, идеология. 1990. № 3.
  237. Г. И. Монополизация рынка по законодательству США, Европы и России // США, Канада: экономика, политика, культура. 1999. № 6. С. 83−87.
  238. А. Ценовое регулирование естественных монополий // Вопросы экономики. 1998. № 4. С. 134−144.
  239. О.И. Конкуренция выгодна всем. М.: Пресс-бюллетень «Ценовая политика», 1993. — 112 с.
  240. Д. Институты и экономический рост. Историческое введение. -1993.-Т.1. Вып.2.241.0лейник О. Запреты, пределы и санкции в антимонопольном законодательстве // Закон. 1995. № 4. С. 13−17.
  241. Д., Питтман Р. Конкурентная политика для естественных монополий // Журнал для акционеров. 1993. № 1. С.33−36.
  242. В.П. Государственное регулирование национальной экономики (в вопросах и ответах). М.: Инфра-М, 2000. — 124 с.
  243. Л.Е. Проблемы монополизма и иностранной конкуренции в российской экономике // Общество и экономика. 1993. № 6. С.4−45.
  244. В. Роль государства в современной экономической системе // Вопросы экономики. 1993. № 11. С.33−41.
  245. И.С. Экономические интересы, распределение и потребление при социализме. Воронеж: Изд-во Воронеж, ун-та, 1987.
  246. В. Монополизация структурообразующий фактор банковской системы. // Финансовый бизнес. 2000. № 9, 10. — С. 33−39.
  247. JI.H. О классификации экономических интересов. — Л.: Ленингр. фин.-экон. ин-т им. Н. А. Вознесенского, 1986.
  248. Питтман Рассел. Антимонопольное законодательство и развитие рыночной экономики в Российской Федерации. // США: экономика, политика, идеология. 1991. № 9. С. 47−52.
  249. В. Опыт США и регулирование монополии на советском рынке // США. Экономика, Политика. Идеология. 1990. № 9. С. 3−12.
  250. К. Государственная и естественная монополии.// Закон. 1995. № 4. -С. 60−63.
  251. К. Регулирование деятельности субъектов естественных монополий. // Закон. 1997. № 12. С. 14−21.
  252. Я.Ю. Трансформационные деформации естественных монополий в экономике России. // Автореф. дисс.. канд. экон. наук. Тамбов, 2003.
  253. Н. Некоторые методологические проблемы антимонопольного контроля. // Экономист. 1994. № 7. С. 83−90.
  254. Ю.И. Государство и монополии США (государственное стимулирование структурных сдвигов в экономике). М.: Мысль, 1978.
  255. Л.Н. Антимонопольное законодательство и приватизация. // ЭКО.1994. № 5.-С. 116−122.
  256. Л.Н. Государство пособник монополистов? // ЭКО. 1994. № 2. -С. 110−115.
  257. Дж. Рыночная экономика в России : Пер с англ. М.: Экономика, 1995.-331 с.
  258. Е. Монополия: вчера, сегодня, завтра // Экономика и жизнь. 1995. № 12.-С. 14−17
  259. Н., Иванов В. Антимонопольный комитет подсказал, как захватить рынок//Коммерсантъ-Daily. 1997. 1 февр.
  260. И. Придет ли Россия к рыночной экономике? // Вопросы экономики. 1998. № 8. С. 124−135.
  261. П., Нордхаус В. Экономикс. М., 1991. — 102 с.
  262. А. Инфраструктура рынка и конкурентоспособность России (методологические вопросы анализа и интегральной оценки) // Экономист. 1996, № 2.
  263. А. Конкурентоспособность и государственная поддержка // Экономист. 1995. № 6.
  264. И.М. Методологические аспекты моделирования экономических интересов. — Л., 1984.
  265. К. Государственная и естественная монополии // Закон. 1995. № 4. —
  266. К. Конкуренция и монополия. Правовые аспекты регулирования: Учеб. пособие. М., 1996. — 246с.
  267. К. Регулирование деятельности субъектов естественных монополий // Закон. 1997. № 12. С. 14−20.
  268. Г. Ю. Вход на монополизированный рынок и конкурентные взаимодействия // Экономика и математические методы. 1998. Т. 34. Вып. 1.-С. 144−152.
  269. В. Регулирование естественных монополий // Общество и экономика. 1996. № 8. С. 124−128.
  270. В., Яковлев А. Количественные характеристики монополии. // Вопросы экономики. 1990. № 6. С. 38−46.
  271. Ю. Рынок и монополия производства и потребления // Хозяйство и право. 1990. № 10. С.40−46.
  272. Е. Функции государства в рыночной экономике. // Вопросы экономики. 1997. № 6. С. 2−6.
  273. Е., Цапелик В. Пути преодоления монополизма в общественном производстве. // Плановое хозяйство. 1990. № 1. С. 35−41.1. С. 60−63.
Заполнить форму текущей работой