Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Личностные ресурсы преодоления ситуации социально-экономической депривации

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Проблема ресурсов совладающего поведения, по мнению Л. И. Анцыферовой, В. А. Бодрова и др. авторов, в психологии все еще не получила должного рассмотрения, поскольку еще слабо сформирована соответствующая система понятий. Таким образом, основной проблемой исследования выступает необходимость теоретического и эмпирического анализа личностных ресурсов преодоления трудных жизненных ситуаций… Читать ещё >

Содержание

  • 1. ПСИХОЛОГИЯ ПРЕОДОЛЕНИЯ ТРУДНЫХ ЖИЗНЕННЫХ СИТУАЦИЙ
    • 1. 1. Подходы к определению совладания и преодоления в психологии
    • 1. 2. Понятие личностных ресурсов и их роль в преодолении трудных жизненных ситуаций
      • 1. 2. 1. Психологические подходы к изучению ресурсов
      • 1. 2. 2. Понятие и модель личностных ресурсов
  • ВЫВОДЫ К ГЛАВЕ 1
  • 2. СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДЕПРИВАЦИЯ КАК ТРУДНАЯ ЖИЗНЕННАЯ СИТУАЦИЯ
    • 2. 1. Классификации и специфика различных трудных ситуаций
    • 2. 2. Социально-экономическая депривация как разновидность жизненной ситуации
    • 2. 3. Психологический анализ социально-экономической депривации личности как разновидности индивидуального кризиса занятости
  • ВЫВОДЫ К ГЛАВЕ 2
  • 3. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ЛИЧНОСТНЫХ РЕСУРСОВ В ПРЕОДОЛЕНИИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕПРИВАЦИИ
    • 3. 1. Логика построения исследования. Выборка и методы исследования
    • 3. 2. Механизмы преодоления социально-экономической депривации личности
    • 3. 3. Эмпирическая классификация типов отношения к индивидуальным и социальным ресурсам
    • 3. 4. Особенности использования личностных ресурсов в связи с ситуативной успешностью преодоления социально-экономической депривации личности
  • ВЫВОДЫ К ГЛАВЕ 3

Личностные ресурсы преодоления ситуации социально-экономической депривации (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Нестабильность в сфере социально-экономических процессов накладывает отпечаток на ситуации, с которыми приходится сталкиваться личности в процессе своего развития и построения жизненного пути. Это требует подготовленности специалистов к возможности обеспечить психологическую поддержку людям в трудных жизненных ситуациях.

Проблематика «человек в трудных ситуациях» разрабатывается в психологии личности, социальной психологии, психотерапевтической практике и психологии труда. Изучение психологического преодоления трудных жизненных ситуаций связано с исследованиями психологической защиты (А. Фрейд, Г. Вайлант, Л. И. Вассерман, Ф. Е. Василюк, P.M. Грановская, И. М. Никольская, Д. Паркер, Дж. Пери, Л. Ю. Субботина, Н. Хаан, Н. Эндлер, Э.Г. Эйдемиллер) — психической и социально-психологической адаптации (Ф.Б. Березин, Дикая Л. Г., Б. Д. Парыгин, А. А. Реан, Т. В. Середа, А. А. Налчаджан, С.А. Шапкин) — совладания со стрессами (В.А. Бодров, А. Биллинг, С. Карвер, С. Кобаса, Б. Е. Компас, Р. Лазарус, У. Леер, Р. Моос, К. Олдвин, Л. Перлин, Г. Томэ, Ш. Фолкман, М. Шейер) — саморегуляции деятельности и поведения, регуляции функциональных состояний (В .А. Бодров, Л. Г. Дикая, О. А. Конопкин, А. Б. Леонова, В. Л. Маригцук, В. И. Моросанова, А. К. Осницкий, А. О. Прохоров, Е.А.Сергиенко) — активности и ее роли в преодолении жизненных трудностей (Б.Г.Ананьев, К. А. Абульханова, А. К. Белоусова, А. В. Брушлинский, А. Н. Дёмин, В. В. Знаков, Т. Л. Крюкова, Б. Ф. Ломов, В. А. Петровский, С.Л. Рубинштейн).

В понимании содержания процесса преодоления трудностей и факторов, обусловливающих его эффективность, особая роль отводится ресурсам личности. Термин «ресурсы» в психологии понимается в нескольких трактовках: 1) в широкой трактовке «ресурсы» включены в понятие личностного и человеческого потенциалов (Г.М. Зараковский, М. С. Каган,.

Г. Б. Степанова, П.Г. Щедровицкий), а так же — в описании стратегий жизни (К.А. Абульханова, Л. И. Анцыферова, А. А. Кроник, Ю. М. Резник, Е.А. Смирнов) — 2) в узкой трактовке они рассматриваются как возможности и средства преодоления стрессов (П.Б. Балтес, В. А. Бодров, Р. Лазарус, С. Хобфолл) и элементы самоорганизации, саморегуляции деятельности и поведения (А.Н. Дёмин, Л. Г. Дикая, Т. Л. Крюкова, В. И. Моросанова, К. Муздыбаев, А. К. Осницкий, С.А. Шапкин).

Проблема ресурсов совладающего поведения, по мнению Л. И. Анцыферовой, В. А. Бодрова и др. авторов, в психологии все еще не получила должного рассмотрения, поскольку еще слабо сформирована соответствующая система понятий. Таким образом, основной проблемой исследования выступает необходимость теоретического и эмпирического анализа личностных ресурсов преодоления трудных жизненных ситуаций. Разнообразие трудностей, специфические источники их возникновения, разнообразие психологических и социальных последствий для современного человека создают познавательную ситуацию, в которой необходимо анализировать особенности преодоления в широком спектре жизненных ситуаций. Именно поэтому исследователи предпочитают изучать преодоление в специфических жизненных ситуациях, чтобы уловить индивидуальную и ситуационную специфичность феномена. Например, изучается преодоление семейных трудностей (А. Кочарян, Т. Л. Крюкова, А. Либина, Э.Г. Эйдемиллер), трудностей в учебной и профессиональной деятельности (В.А. Бодров, Т. Л. Крюкова, В.И. Моросанова), особенности саморегуляции в ситуации потери работы (А.К. Осницкий), в разных формах индивидуального кризиса занятости (А.Н. Дёмин), бедности (К. Муздыбаев) и т. д.

Особой трудной жизненной ситуацией в структуре жизненного пути личности является социально-экономическая депривация личности. Необходимость учета ситуационной специфики при изучении совладания с жизненными трудностями определяет дополнительную исследовательскую проблему, которая заключается в необходимости раскрытия психологическое содержание социально-экономической депривации, т.к. в психологической литературе это понятие использовалось до сих пор в сугубо экономической трактовке.

Практическая актуальность заключается в изучении специфики содержания психологического преодоления социально-экономической депривации личности, поскольку в области психологической помощи наблюдается дефицит знаний и способов оказания адресной помощи людям, испытывающим психологические трудности в условиях жизненных кризисов.

Обобщение получаемых результатов позволит распространять результаты исследования личностных ресурсов в преодолении социально-экономической депривации личности на другие жизненные ситуации, сходные по своим характеристикам.

Цель исследования — выявить психологические механизмы и личностные ресурсы преодоления социально-экономической депривации.

Объект исследования — процесс преодоления личностью социально-экономической депривации, являющейся частью жизненного пути современной личности.

Предмет исследования — содержание, структура и механизмы использования личностных ресурсов в процессе преодоления личностью социально-экономической депривации.

Основной гипотезой исследования является следующее предположение: достижение позитивных эффектов преодоления социально-экономической депривации личности связано с соотношением мотивационных, рефлексивных, социально-сетевых параметров личностных ресурсов и особенностями обращения к этим ресурсам в процессе преодоления.

Объект и предмет исследования определили необходимость формулировки и проверки вспомогательной гипотезы: такую трудную жизненную ситуацию как социально-экономическая депривация личности, можно интерпретировать как разновидность индивидуального кризиса занятости, выделив специфику ее предпосылок, источников возникновения, психологические симптомы, динамику, способы, ресурсы и цену преодоления.

В исследовании были поставлены следующие теоретические и эмпирические задачи:

1. Проанализировать подходы к психологическому преодолению трудных жизненных ситуаций для выделения содержательной стороны этого процесса.

2. Провести теоретический анализ понятия «ресурсы», отражающего содержание процесса психологического преодоления трудностей, обосновать определение личностных ресурсов, конкретизировать их критерии, содержание и структуру.

3. Дать психологическое определение социально-экономической депривации личности и описать ее специфику как разновидности индивидуального кризиса занятости, провести эмпирическую верификацию теоретического определения.

4. Выделить психологические механизмы преодоления личностью социально-экономической депривации и описать типы отношений к индивидуальным и социально-средовым ресурсам в составе этих механизмов.

5. Проанализировать особенности использования личностных ресурсов при достижении позитивных результатов в процессе преодоления социально-экономической депривации личности.

Методологическими и теоретическими основаниями исследования послужили: принцип субъектности, разработанный в теориях жизненного пути личности (Б.Г. Ананьев, К. А. Абульханова, А. В. Брушлинский, Б. Ф. Ломов, СЛ. Рубинштейн) — принцип транзакции или компонентной перспективы (Л.И. Анцыферова, А. Бандура, Е. Ю. Коржова, К. Левин, Д. Магнуссон) — подходы к преодолению жизненных трудностей и роли ресурсов в этом процессе, отраженные в теории совладания со стрессом Р. Лазаруса и теории сохранения ресурсов С. Хобфолла, исследованиях совладания с жизненными трудностями как элемента жизненного пути личности (К.А. Абульханова, Т. Л. Крюкова, А.

Либин, А. Либина, С.К. Нартова-Бочавер, Ю. М. Резник, Е.А. Смирнов), преодоления трудностей и стресса в различных видах деятельности (В.А. Бодров, Л. Г. Дикая, Л.А. Китаев-Смык, Т. Л. Крюкова, А. Б. Леонова, С.А. Шапкин) — подходы к исследованию депривации личности (Т. Гарр, К. Муздыбаев С. Розенцвейг, В. Рансимен, С. Стоуфер) — концепция индивидуальных кризисов занятости (А.Н. Дёмин).

Для реализации поставленных задач были использованы качественный и количественный подходы к организации и построению исследования. Каждый из подходов предполагает использование специфических методов сбора и анализа данных.

Методы сбора данных:

В «качественной» части исследования использовалось фокусированное полуструктурированное интервью с людьми, находящимися в ситуации социально-экономической депривации. Интервью проводилось в 3 этапа: 1998, 1999, 2004 гг. Лонгитюдный формат данной части исследования позволил отразить не только содержание преодоления, но и особенности его динамики.

Количественные данные получены с помощью методик и вопросов, направленных на измерение мотивационных и рефлексивных, а также социально-сетевых, поведенческих характеристик личности. Для определения психологических эффектов преодоления использована методика диагностики «уровня общей самоэффективности» (Р. Шварцер, М. Ерусалем, В. Ромек) и шкала «психосоциального стресса» Л. Ридера (адаптация О.С. Копиной). Дополнительно включены вопросы о психологических и непсихологических проблемах, социально-демографических характеристиках, экономическом и социальном статусе, а также наличии материальных ресурсов.

Методы анализа качественных данных: осевое и поперечное кодирование транскриптов интервью, аналитическое обобщение полученных данных.

Количественные данные анализировались с помощью метода критериальных групп, вычисления уровня значимости отличий (t-критерий.

Стьюдента), корреляционного анализа на основе применения статистического пакета STATISTICA.

Достоверность и обоснованность результатов и выводов исследования обеспечена системностью теоретического и эмпирического анализа объекта и предмета исследования, использованием методологических принципов психологии, применением методов сбора и анализа данных, адекватных задачам исследования, согласованием, взаимодополнением результатов анализа качественных и количественных данных, подтверждением теоретических положений работы результатами, полученными в эмпирической части.

База исследования и характеристика выборки: в «качественной» части исследования изучались работники кризисных предприятий города Краснодара. Основной критерий кризисного положения на данных предприятияхдлительная невыплата заработной платыв количественной части исследования приняли участие • работники кризисных предприятий, расположенных в четырех городах России (Москве, Нижнем Новгороде, Екатеринбурге и Краснодаре). Выборка опроса квотировалась по полу, возрасту, образованию, должностному статусу. Совокупная выборка составила 268 человек.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

1. Предложена теоретическая схема анализа личностных ресурсов, которая включает основания для классификации ресурсов, критерии определения личностных ресурсов, способы их использования. Расширен и уточнен перечень критериев выделения личностных ресурсов: осознанность имеющихся средств или возможностей их достижения, готовность использовать, оптимальность, компенсируемость, конвертируемость. Дано определение личностных ресурсов преодоления трудных жизненных ситуаций.

2. Выделены психологические механизмы преодоления личностью социально-экономической депривации, обеспечивающие достижение отсроченных позитивных результатов: 1) стратегическое и тактическое планирование, подкрепляемое действиями по осуществлению этих планов- 2) важность признания со стороны других людей- 3) конкретизация представлений о себе, выделение собственных возможностей, а не ограничений, высокая самоэффективность- 4) принятие ответственности за возможность позитивных изменений собственной жизни и конкретной ситуации- 5) дифференциация сфер приложения своих сил- 6) отсутствие глобальных объяснений неудач и трудностей- 7) отношение к социальным возможностям как средствам достижения позитивных эффектов.

3. Выделены типы отношения к разным видам ресурсов: 1) индивидуальным ресурсам, отличающие представлениями о собственной эффективности и соотносящиеся с реализацией этих представлений- 2) социально-сетевым ресурсам, отражающие способы извлечения ресурсов из сети в зависимости от имеющегося образа сети. Также создана эмпирическая классификация позиций, отражающих связи между индивидуальными и социально-средовыми ресурсами.

4. Выделены факторы, влияющие на достижение позитивных психологических эффектов преодоления социально-экономической депривации личности, большинство которых представлено мотивационными (планы, притязания, трудовые и жизненные ценности) и рефлексивными характеристиками личности (выводы из ситуации, объяснение причин происходящих событий).

5. Предложено психологическое понимание социально-экономической депривации личности как специфического явления в структуре жизненного пути современной личности и разновидности кризиса занятости личности. Особенностями социально-экономической депривации являются внешние, социально обусловленные предпосылки — невыплата заработной платы или хронический недостаток финансовых средствдеформация связей личности с институтом трудовой занятости, ведущая к материальным и социальным (статусным) лишениям, долгосрочным негативным переживаниям (чувство зависимости от внешних обстоятельств, неуверенность в завтрашнем дне, неуверенность в себе) — наличие специфических механизмов преодоления кризиса, содержательная сторона которых включает осознание, выбор, использование индивидуальных и социальных ресурсоввысокая вероятность переутомления, ухудшения здоровья, снижения психологического и социального благополучия при длительном пребывании в данном кризисе. По своему психологическому содержанию социально-экономическая депривация отличается от другой разновидности индивидуального кризиса занятости личности — безработицы.

Теоретическая значимость результатов исследования заключается в следующем:

Дано определение «личностных ресурсов» как внутренних и внешних возможностей, воспринимаемых и используемых в качестве средств достижения позитивных результатов. Обоснована важная роль личностных ресурсов в процессе преодоления социально-экономической депривации личности.

Предложенная схема анализа личностных ресурсов может быть использована при изучении разнообразных жизненных кризисов личности.

Выделенные факторы достижения позитивных психологических и социальных эффектов конкретизируют механизмы совладающего поведения, вносят вклад в понимание активности личности в трудных жизненных ситуациях.

Психологическое определение социально-экономической депривации обогащает представление о структуре жизненного пути современной личностионо важно для понимания взаимодействия личности и ситуации в процессе преодоления жизненных кризисов.

Выделенные особенности преодоления данной специфической ситуации позволяют сопоставлять особенности содержания преодоления разных жизненных кризисов, расширять феноменологию кризисов занятости личности.

Практическая значимость результатов исследования состоит в возможности создания основ более точного, обоснованного решения проблем личности в трудных жизненных ситуациях.

Данные о специфике преодоления социально-экономической депривации могут использоваться в психологическом профилировании на рынке труда, ориентировании личности в сфере занятости.

Полученные результаты позволят оказывать адресную психологическую помощь личности, оказавшейся в ситуации социально-экономической депривации. Знание механизмов преодоления и личностных ресурсов, включенных в эти механизмы, а также факторов, связанных с достижением позитивных эффектов, может быть использовано как самими людьми, переживающими кризис, так и специалистами, которые занимаются консультированием.

Теоретические и эмпирические результаты исследования могут использоваться в учебных курсах по психологии личности, экономической психологии, психологии занятости, курсах повышения квалификации для специалистов специализированных организаций, занимающихся вопросами занятости.

Положения, выносимые на защиту.

1. Личностные ресурсы — это внутренние и внешние возможности, воспринимаемые и используемые в качестве средств достижения позитивных результатов. Личностные ресурсы должны отвечать следующим критериям:

1) осознанность имеющихся средств или возможности их обретения;

2) готовность использовать их в качестве средств достижения цели;

3) оптимальность, т. е. адекватное соотношение цели и собственных возможностей при выборе средств- 4) компенсируемость, т. е. взаимозаменяемость- 5) конвертируемость, т. е. ценность ресурсов в социальном окружении.

2. Психологическое содержание социально-экономической депривации определяется пониманием ее как части жизненного пути современной личности, выступающей разновидностью кризиса занятости личности. Она характеризуется специфическими предпосылками и непосредственным источником возникновения, психологическими симптомами, способами, ресурсами, критериями и «ценой» преодоления.

3. Достижение позитивных результатов в процессе преодоления социально-экономической депривации личности обусловлено рядом исходных факторов, которые определяют выбор и использование индивидуальных и социально-средовых ресурсов личности. Важными рефлексивными характеристиками личности являются четкие выводы из ситуации — знание способов изменения ситуации и объяснение причин, по которым ее не изменяют, не определяемых через ресурсные дефициты. Важными мотивационными характеристиками личности являются планы, предполагающие возможность позитивного разрешения ситуации, общие планы на будущее, высокие материальные притязания, трудовые ценности, ориентированные на возможность реализации себя как профессионала, возможность повышения должностного статуса. Большое значение имеет наличие разнообразных очень важных жизненных ценностей, затрагивающих множество сфер реализации личности.

4. Конструктивное преодоление социально-экономической депривации личности сопровождается такими процессуальными факторами, как: 1) стратегическое и тактическое планирование, подкрепляемое действиями по осуществлению этих планов- 2) важность признания со стороны других людей- 3) конкретизация представлений о себе, выделение собственных возможностей, а не ограничений, высокая самоэффективность- 4) принятие ответственности за возможность позитивных изменений собственной жизни и конкретной ситуации- 5) дифференциация сфер приложения своих сил- 6) отсутствие глобальных объяснений неудач и трудностей- 7) отношение к социальным возможностям, как к средствам достижения позитивных эффектов.

Выделенные исходные и процессуальные факторы согласуются и дополняют друг друга.

Апробация работы. Результаты диссертационного исследования были представлены и обсуждены на заседаниях кафедры социальной психологии и социологии управления Кубанского государственного университета, методологических семинарах, а также на Международной научно-практической конференции студентов и аспирантов (Санкт-Петербург, 2002), Второй международной научно-практической конференции молодых обществоведов «Векторы развития современной России» (Москва, 2003) — 3-ем Всероссийском съезде психологов (Санкт-Петербург, 2003) — Всероссийской научно-практической конференции «Ломоносов 2003» (Москва, 2003) — Всероссийских научно-практических конференциях «Личность и бытие: субъектный подход» (Краснодар, 2002, 2003, 2004) — Всероссийской конференции.

Профессиональное самосознание и экономическое поведение личности" (Омск, 2005). Работа неоднократно представлялась на ежегодных научно-практических конференциях студентов и аспирантов факультета управления КубГУ (Краснодар, 1999 — 2006).

Результаты исследования используются в рамках учебных курсов «Психология занятости», «Управление трудовыми ресурсами».

Публикации. По теме исследования имеется 15 публикаций.

Структура диссертации: диссертационное исследование состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованных источников. Текст содержит 2 рисунка, 11 таблиц, 5 приложений.

Список литературы

насчитывает 166 наименований.

ВЫВОДЫ К ГЛАВЕ 3.

При решении эмпирических задач совмещались каузальная и процессуально-ориентированная исследовательские схемы. Процессуально-ориентированная схема изучения личностных ресурсов реализована в рамках качественной стратегии исследования с применением качественных методов. Для реализации каузальной схемы использована количественная стратегия построения исследования, количественные методы сбора и анализа данных. Схемы совмещаются по принципу взаимной дополнительности.

Как в качественном, так и в количественном анализе установлено, что успешность преодоления (достижение позитивных эффектов) наблюдается в случае соотношения осознания своей ресурсности, ее отдельных компонентов и реального обращения к этим ресурсам. Действительно, не все ресурсы использовались респондентами, а если они начинали осознавать, что это средство может быть использовано как возможность преодоления трудностей, то они направляли свои усилия на обретение этих ресурсов, что зачастую ограничивало своевременность необходимых усилий.

В отношении успешности можно сказать, что наличие или доступность ресурсов приводит к разным стратегиям их использования. В случае отсутствия объективных ресурсов стратегии направлены на поддержание актуального состояния, выживанияа при наличии ресурсов — ориентируются на собственную ценность как в своих глазах, так и для общества, считают, что основной залог успеха — требовательность, настойчивость в достижении цели, умение себя преподнести. Эти параметры отражают осознание важности контроля над ситуацией и знание о личностных ресурсах с помощью которых можно этого добиться.

В результате анализа качественных данных, полученных в интервью, одни респонденты отнесены к субъектам совладающего поведения, а другие классифицированы как избегающие, амотивированные или реализующие защитное поведение. В данной части исследования выделены процессуальные ресурсы преодоления трудностей, которые образуют механизмы, отражающие осознание, выбор и использование личностных ресурсов.

Выделены механизмы преодоления социально-экономической депривации, позволяющие достичь промежуточных позитивных эффектов: 1) активное осознание индивидуальных ресурсов- 2) способность видеть ситуацию как совокупность шансов- 3) способность видеть множество сфер приложения своих сил- 4) предметность оценок, намерений и планов- 5) контроль над ситуацией- 6) использование ресурсов сети: прямое обращение или использование в качестве потребителя продуктов собственного производства.

Лонгитюдный формат этой части исследования позволил конкретизировать и дополнить основные механизмы преодоления с учетом достижения позитивных отсроченных результатов. Объективное изменение ситуации и позитивное психологическое самочувствие сопровождалось следующими механизмами: 1) стратегическое и тактическое планирование, подкрепляемое действиями по осуществлению этих планов- 2) важность признания со стороны других людей- 3) конкретизация представлений о себе, выделение собственных возможностей, а не ограничений, высокая самоэффективность- 4) принятие ответственности за возможность позитивных изменений собственной жизни и конкретной ситуации- 5) дифференциация сфер приложения своих сил- 6) отсутствие глобальных объяснений неудач и трудностей- 7) отношение к социальным возможностям как средствам достижения позитивных эффектов. В результате, получая позитивные сдвиги в ситуации, люди меняют критерии успешности и увеличивают требования к жизни, к другим людям, больше ценят себя.

Содержательную сторону преодоления характеризует отношение к индивидуальным, социально-средовым ресурсам и их соотношение. Выделены следующие типы отношений к индивидуальным ресурсам: 1) «я все могу" — 2) «я могу, потому что приходится" — 3) «я могу только то, что могу, и поэтому бьюсь изо всех сил" — 4) «а что я могу?». Для первого и второго типа характерен подвижный и широкий образ себя, эти типы характеризуются более высокой и результативной активностью по увеличению материальных доходов. Для третьего и четвертого типов характерна ограниченность, недифференцированность представлений о себе, ригидное представление о себе и своих способностях, а также поведенческая активность, не приводящая к позитивным результатам.

По отношению к социально-средовым ресурсам выделены типы, отражающие их восприятие и использование в качестве средств преодоления трудностей: 1) «вливание в социальную сеть" — 2) капсулирование сети- 3) ориентация на один сегмент сети- 4) ориентация на целостный образ сети.

Создана эмпирическая классификация типов, отражающих связи между индивидуальными и социально-средовыми ресурсами личности: 1) манипуляция — использование социальных ресурсов для получения односторонней выгоды- 2) взаимный обмен — активность, направленная на выстраивание отношений с социальным окружением, где при определенной доле вклада получают отдачу, дающую возможность конструктивно и оптимально решать проблемы- 3) ожидание помощи со стороныперекладывание активной роли в решении проблемы на других людей. Отношение к ним и к себе, как к взаимозаменяющим ресурсам.

В количественной части исследования выделено пять факторов значимых для всех критериев успешности. Среди них: 1) один мотивационныйготовность браться за любую работу (но при этом ориентируются на критерии касающиеся содержания работы) — 2) три рефлексивных — отсутствие снижения уверенности в себеотсутствие фиксации на негативных психологических переживаниях, представления о том, что работы много и ее можно найти- 3) один сог^иально — демографический — большее количество лет, потраченное на собственное образование.

В большинстве же случаев достижение позитивных результатов по одному критерию не совпадало с достижением позитивных результатов по другим критериям. Среди всех факторов, определяющих промежуточную успешность преодоления по одному или двум показателям, дифференцирующими оказались следующие мотивационные и рефлексивные факторы:

— успешных характеризуют следующие рефлексивные факторыналичие выводов из ситуации и объяснение причин того, почему они еще кардинально не изменяют ситуацию, остаются на предприятии. Среди мотивационных факторов преобладают общие планы на будущее и конкретные планывысокие притязаниятрудовые и жизненные ценностиориентации на интересную работу и стабильную занятость (для внешней сост. успешности), соответствие специальности, возможностям профессионального и служебного роста (для внутренней составляющей успешности), ценность самостоятельности, независимости, наличия хороших и верных друзей, важности отдыха, развлечений, ценность общественного признания и уважения окружающих, уверенность в себе, активная деятельная жизнь, материальная обеспеченность, реализация профессиональных способностей, личного достоинства, самоуважения.

Эти факторы определяют выбор и использование возможностей как средств достижения позитивных результатов и определяют интенсивность и направление активности, что проявляется в отличиях по количеству, интенсивности и характеру подработок.

— неуспешных характеризуют рефлексивные факторы, связанные с объяснением причин происходящих событий (невозможность достижения позитивных результатов, локализованная как вовне, так и в собственных особенностях), основных дефицитных ресурсов (проблем как психологического, так и непсихологического характера и причин, определяющих то, что они остаются на данном предприятии). Мотивационные факторы представлены планами изменить направление активности (сменить профессию, возможно, организовать собственное дело, больше работать по дому, ухаживать за детьми, искать другое жилье) — трудовыми и жизненными ценностями: ориентация на высокую оплату, на стабильную оплату, возможность пользоваться льготами, близость от домастабильность жизни, важность крепкого здоровья, материальной обеспеченности.

Выделенные факторы отличаются от факторов преодоления основного феномена индивидуального кризиса занятости — безработицы. Специфика преодоления социально-экономической депривации личности проявляется, во-первых, в более вариативном, ориентированном на достижение внутренних составляющих успешности содержании преодоления, во-вторых, — в меньшей представленности социально-сетевых факторов.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Личностные ресурсы непосредственно входят в систему жизненного и ситуативного ориентирования человека, которое направляет реальное поведение личности через посторенние стратегии, рефлексию ситуации, мотивацию, поведенческую готовность, достижение результата и контроля. Решение проблем зависит от усилий личности, мобилизации ресурсов, которыми человек располагает непосредственно или опосредовано (в символической форме). Выход из трудной жизненной ситуации зависит как от характеристики проблемы, структуры ситуации, ее восприятия, оценки как значимой и требующей усилий, так и от актуальной и потенциальной структуры ресурсов, которыми человек располагает.

Исследование роли личностных ресурсов в преодолении ситуации социально-экономической депривации вносит свой вклад в понимание разнообразия развития и построения жизненного пути личности, обогащает понимание феноменологии преодоления жизненных кризисов. Особый класс явлений в структуре жизненного пути личности связан с включенностью человека в отношения занятости. Здесь наблюдаются новые тенденции, имеющие значение для психологического анализа. Во-первых, произошли изменения в структуре занятости. Это проявляется в дифференциации ее форм, объемов и режимов труда, размерах и формах оплаты. Во-вторых, в индивидуальных траекториях личности в сфере занятости стали чаще появляться ситуации, требующие совладающего поведения. Эти ситуации связаны с первым затрудненным выходом на рынок труда, безработицей, вынужденной множественной занятостью, деформацией социальных и психологических статусов в рамках имеющейся, но нестабильной работы.

Необходимость психологического анализа преодоления специфических жизненных ситуаций обусловливается динамичностью социальных процессов, которая влечет за собой индивидуальную вариативность жизненных стратегий и ситуативного реагирования и усиливает роль психологических факторов в преодолении множественных, разнообразных, нестандартных жизненных трудностей.

Исследование позволило решить поставленные задачи и подтвердить выдвинутые гипотезы, верифицировать теоретические схемы.

На основании полученных результатов сделаны следующие выводы диссертационного исследовании.

1. Личностные ресурсы характеризуют содержательную сторону психологического преодоления социально-экономической депривации, как специфического явления в структуре жизненного пути современной личности и разновидности индивидуального кризиса занятости. Под личностными ресурсами понимаются внутренние и внешние возможности, воспринимаемые и используемые в качестве средств достижения позитивных результатов.

Личностные ресурсы должны соответствовать следующим критериям:

1) осознанность имеющихся средств или возможности их обретения;

2) готовность использовать их в качестве средства достижения цели;

3) оптимальность, т. е. адекватное соотношение цели и собственных возможностей при выборе средств;

4) компенсируемость, т. е. взаимозаменяемость- 5) конвертируемость, т. е. ценность ресурсов в социальном окружении.

Предложенная схема анализа личностных ресурсов может быть использована при изучении разнообразных жизненных кризисов.

2. Представлены процессуальные характеристики преодоления социально-экономической депривации личности. Выделены типы отношения к разным видам ресурсов. Описаны следующие типы отношений к индивидуальным ресурсам: 1) «я все могу" — 2) «я могу, потому что приходится" — 3) «я могу только то, что могу, и поэтому бьюсь изо всех сил" — 4) «а что я могу?». Для первого и второго типа характерен подвижный и широкий образ себя, эти типы характеризуются более высокой и результативной активностью по увеличению материальных доходов. Для третьего и четвертого типов характерна ограниченность, недифференцированность представлений о себе, ригидное представление о себе и своих способностях, а также поведенческая активность, не приводящая к позитивным результатам.

Выделены типы отношений к социально-средовым ресурсам, отражающие их восприятие и использование в качестве средств преодоления социально-экономической депривации личности: 1) «вливание в социальную сеть" — 2) капсулирование сети- 3) ориентация на один сегмент сети- 4) ориентация на целостный образ сети.

Создана эмпирическая классификация типов, отражающих связи между индивидуальными и социально-средовыми ресурсами личности: 1) манипуляция — использование социальных ресурсов для получения односторонней выгоды- 2) взаимный обмен — активность, направленная на выстраивание отношений с социальным окружением, где при определенной доле вклада получают отдачу, которая предоставляет возможность конструктивно и оптимально решать проблемы- 3) ожидание помощи со стороны — перекладывание активной роли в решении проблемы на других людей. Отношение к ним и к себе, как к взаимозаменяющим ресурсам.

Выделены механизмы преодоления социально-экономической депривации, позволяющие достичь ситуативных позитивных эффектов: 1) активное осознание индивидуальных ресурсов- 2) способность видеть ситуацию как совокупность шансов- 3) способность видеть множество сфер приложения своих сил- 4) предметность оценок, намерений и планов- 5) контроль над ситуацией- 6) использование ресурсов сети: прямое обращение или использование в качестве потребителя продуктов собственного производства.

Достижение отсроченных позитивных результатов преодоления социально-экономической депривации личности сопровождается следующими механизмами: 1) стратегическое и тактическое планирование, подкрепляемое действиями по осуществлению этих планов- 2) важность признания со стороны других людей- 3) конкретизация представлений о себе, выделение собственных возможностей, а не ограничений, высокая самоэффективность- 4) принятие ответственности за возможность позитивных изменений собственной жизни и конкретной ситуации- 5) дифференциация сфер приложения своих сил- 6) отсутствие глобальных объяснений неудач и трудностей- 7) отношение к социальным возможностям как средствам достижения позитивных эффектов.

Итогом обобщения полученных данных о содержании процесса преодоления, его процессуальных характеристиках являются следующие положения:

— достижение позитивных результатов связано с осознанием и использованием социальных ресурсов как личных, как возможностей получения помощи, полезного результата, возможности их использования для изменения трудной ситуации, но этому действию должна предшествовать активность, направленная на выстраивание сети, обладающей ресурсами;

— в отношении к индивидуальным ресурсам наиболее эффективным является дифференцированное позитивное представление о своих возможностях, акцент на возможностях, а не ограничениях, и использование их в реальном поведении как средств достижения целей;

— стратегия опоры только на один из типов ресурсов однозначно не может быть определена как эффективная. Значение тех или иных ресурсов определяется спецификой ситуации, предшествующими событиями и опытом их использования.

3. Исходные факторы преодоления обусловливают как достижение позитивных результатов, так и их отсутствие. Наибольшее значение для достижения позитивных результатов имеют такие исходные факторы, как общее количество лет, потраченное на образование, уверенность в собственных возможностях, готовность браться за любую работу, убежденность в том, что работу найти можно, отсутствие острых психологических проблем.

Вклад факторов в достижение результатов неравновесен. Как «успешные», так и «неуспешные» предпринимают шаги для решения проблем, но содержательные характеристики их активности отличаются и определяются рефлексивными и мотивационными факторами. «Неуспешные» акцентируют внимание на причинах неудач, объясняя их дефицитами собственных ресурсов, имеют недифференцированные представления о возможностях позитивного разрешения ситуации или считают, что разрешение психологических и непсихологических проблем невозможно, характеризуются интенсивной хаотичной трудовой активностью. «Успешные» сделали конкретные выводы (основу которых составляют ориентация на индивидуальные ресурсы и активное позиционирование собственных интересов), убедились в них, знают, что предпринять, строят планы на будущее, ориентируются на содержательные и статусные характеристики работы, имеют большее количество разнообразных и в большей степени ценных объектов и состояний. Содержательная сторона конструктивного преодоления характеризуется соотнесенностью представлений о себе и ситуации, убежденностью, что разрешить проблемы возможно, и реализацией этих представлений в достижении позитивных результатов.

5. В качестве дополнительной, была сформулирована гипотеза исследования о психологическом содержании социально-экономической депривации. В результате эмпирически верифицирована схема анализа социально-экономической депривации личности как специфического явления в структуре жизненного пути современной личности и разновидности кризиса занятости личности. Психологическое определение социально-экономической депривации обогащает представление о структуре жизненного пути современной личностионо важно для понимания взаимодействия личности и ситуации в процессе преодоления жизненных кризисов. Психологическое содержание социально-экономической депривации личности обусловливается тем, что она инициируется внешними предпосылками — невыплатой или длительной задержкой заработной платынепосредственными источниками являются лишения социального, экономического и профессионального статусаосновные психологические симптомы проявляются в виде неуверенности в завтрашнем дне, чувстве зависимости от внешних обстоятельств, неуверенности в себе. Содержательная сторона преодоления социально-экономической депривации личности имеет свою специфику и включает в себя выбор и использование ресурсов преодоления, содержание которых обусловлено комплексом мотивационных, рефлексивных, социально-демографических факторов и некоторыми особенностями поведения.

В отличие от преодоления безработицы, преодоление социально-экономической депривации имеет более вариативный характер. Конструктивность преодоления этой формы жизненного кризиса в большей степени проявляется в достижении внутренних критериев успешности, а так же меньше ориентировано на использование социально-сетевых ресурсов. Выделенные особенности преодоления социально-экономической депривации личности позволяют сопоставлять содержание преодоления разных жизненных кризисов, расширяя феноменологию кризисов занятости личности.

Итак, личностные ресурсы определяют достижение позитивных результатов, отражают содержательную сторону преодоления социально-экономической депривации личности. Специфика использования индивидуальных и социально-средовых ресурсов определяется комплексом факторов, среди которых ведущую роль играют рефлексивные и мотивационные характеристики личности.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни / К. А. Абульханова-Славская.- М.: Мысль, 1991.- 299 е.- ISBN 5−244−380−1.
  2. Адаптационные стратегии населения: коллективная монография / Под ред. Е. М. Аврамовой, — СПб., 2004.- 196 е.- ISBN 5−93 463−006−7.
  3. . Г. О проблемах современного человекознания / Б. Г. Ананьев.-М, 1977.-431 с.
  4. . Г. Человек как предмет познания / Б. Г. Ананьев, — СПб.: Питер, 2001 -288с, — ISBN 5−272−315−2.
  5. Л. И. Психология повседневности: жизненный мир личности и «техники» ее бытия / Л. И. Анцыферова // Психол. журн.- 1993.-№ 2.-С. 15−27
  6. Л. И. Личность в динамике: некоторые итоги исследования / Л. И. Анцыферова // Психол. журн.- 1992.- № 5.- С. 12−25
  7. Л. И. Личность в трудных жизненных условиях: переосмысление, преобразование ситуаций и психологическая защита / Л. И. Анцыферова // Психол. журн.- 1994, — № 1.- С. 3−18
  8. Ю.Асмолов А. Г. Психология личности: принципы общепсихологического анализа / А. Г. Асмолов.- М.: Смысл: Академия, 2002.- 416 е.- ISBN 5−89 357 118−5.
  9. Р. А. Биографические кризисы личности / Р. А. Ахмеров.- М., 1994.- с.74−78.
  10. П. Б. Всевозрастной подход в психологии развития: исследование динамики подъемов и спадов на протяжении жизни / П. Б. Балтес // Психол. журн.- 1994.-Т. 15.- № 1.- С. 60 -79. •
  11. Ф. Б. Психическая и психологическая адаптация человека / Ф. Б. Березин.- Л.: Наука, 1988.- 270 с.
  12. В. А. Когнитивные механизмы и стресс / В. А. Бодров // Психол. журн.- 1996.-№ 4.-С. 64−74
  13. В. А. Информационный стресс / В. А. Бодров.- СПб.: Изд- во ПерСе, 2000. 352 с. — ISBN 5−9292−0010−6
  14. В. А. Проблемы преодоления стресса. Ч. 1: «coping stress» и теоретические подходы к его изучению / В. А. Бодров // Психол. журн.- 2006.-№ 1. С.122−133.
  15. В. А. Проблема преодоления стресса. Ч. 2. Процессы и ресурсы преодоления стресса / В. А. Бодров // Психол. журн.- 2006.- № 2.- С. 113−123.
  16. В. А. Проблема преодоления стресса. Ч. 3. Стратегии и стили преодоления стресса / В. А. Бодров // Психол. журн.- 2006.- № 3.- С. 106 116.
  17. Д. Стресс. Теории, исследования, мифы / Д. Брайт, Ф. Джонс. -СПб.: прайм- Еврознак, 2003. 352 с. — ISBN 5−93 878−104−3.
  18. А. В. Психология субъекта в изменяющемся обществе / А. В. Брушлинский // Психол. журн.- 1996.- Т. 17.- № 6, — С. 30−37.
  19. Л. Ф. Психология жизненных ситуаций / JI. Ф. Бурлачук, Е. Ю. Коржова. М.: Российское педагогическое агентство, 1998. — 263с, — ISBN 586 825−056−7.
  20. Л. Ф. К психологической теории ситуации / JI. Ф. Бурлачук, Н.
  21. Б. Михайлова //Психол. жури.- 2002.- № 1.- С.5−17.
  22. Ф. Е. Психология переживания / Ф. Е. Василюк, — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984.- 200с.
  23. Ф. Е. Жизненный мир и кризис: типологический анализ критических ситуаций / Ф. Е. Василюк // Психол. журн.-1995.- Т. 16.- № 3.- С. 90 101.
  24. JI. И. Родители глазами подростка: психол. диагностика в мед.-пед. практике/ JI. И. Вассерман, — С.-Переб. Научн.-исслед. Психоневр. Инт СПб.: ФАРМ индекс, 2001 — 67с. — ISBN 5−94 403−003−8.
  25. JI. С. Собрание сочинений в 6 т / JI. С. Выготский.- М.: Педагогика, 1984.- Т.4.- 432 с.
  26. Т. Р. Почему люди бунтуют / Т. Р. Гарр. СПб.: Питер, 2005.- 461 е.- ISBN 5−469−134−2.
  27. Г. Обезболивание без лекарств / Г. Гельб, П. Зигель // Стресс жизни: сб.- СПб.: Лейла, 1994. С. 123−233 — ISBN 5−85 871−023−9
  28. Р. М. Элементы практической психологии /Р. М. Грановская СПб.: Свет, 1997. — 608 с. — ISBN 5−88−729−021−8.
  29. О. Как противостоять стрессу / О. Грегор // Стресс жизни: сб. -СПб.: Лейла, 1994. С. 7−123 — ISBN 5−85 871−023−9.
  30. Л. П. Резервы человеческой психики / Л. П. Гримак М., 1989.191 с.
  31. Н. В. Психология социальных ситуаций / Н. В. Гришина // Вопросы психологии.- 1997.- № 1.- С. 125.
  32. И. Ф. Модели объяснения и логика социологического исследования / И. Ф. Девятко.- М.: Институт социологи РАН, 1996. 296 с. -ISBN 5−80−13−0149−6.
  33. А. Н. О совмещении количественного и качественного подходов в исследовательском цикле / А. Н. Демин // Социология: методология, методы, математические модели.- 1999.- № 11, — С. 5−26.
  34. А. Н. Достижение успеха в ситуации безработицы / А. Н. Демин // Социсс. 2002. — №Ю. — С.46−57.
  35. А. Н. Количественный и качественный метод в психологическом исследовании адаптации к социальным изменениям/ А. Н. Демин// Психологические проблемы самореализации личности/ Под ред. О. Г. Кукосяна -Краснодар, 1997.
  36. А. Н. Личность в кризисе занятости: стратегии и механизмы преодоления кризиса / А. Н. Демин Краснодар: Кубан. гос. ун-т, 2004. — 315 е.- ISBN 5−8209−0354−4.
  37. А. Н. Использование понятия «совладание» в психологии / А. Н. Демин, Е. Ю. Кожевников // Человек сообщество. Управление. (Научно-информационный журнал КубГУ). 2001. — № 2. — С. 90−106.
  38. А. Н. Типы трудового сознания незанятых женщин / А. Н. Демин, Н. А. Крылова// Психологические проблемы самореализации личности: Сб. научных трудов / Под ред. О. Г. Кукосяна. Вып. 3. — Краснодар, 1998.
  39. И. А. Психологические причины поведения счастливых и несчастных людей в трудных жизненных ситуациях/ И. А. Джидарьян// Вестник РГНФ. 1998.-№ 1.-С. 136−143.
  40. JI. Г. Психическая саморегуляция функциональных состояний (системно-деятельностный подход) / JI. Г. Дикая. М.: Ин-т психологии РАН, 2003.-318 с.
  41. JI. Г. Отношение человека к неблагоприятным жизненным событиям и факторы его формирования / Л. Г. Дикая, А. В. Махнач // Психол. журн. 1996. № 3. — С. 137−146.
  42. В. Описательная психология / В. Дильтей. М.: Современный гуманитарный университет: МБА — Сервис, 2001. — 138 е.- ISBN 5−8323−0086−6.
  43. В. Н Структура и логика психологического исследования / В. Н. Дружинин.- М., 1994.- 163с.- ISBN 5−201−2 165−4.
  44. Жизненный путь личности (вопросы теории и методологии социально-психологического исследования. Киев: Наукова думка, 1987. — 279 с.
  45. Р. А. Социальные и биологические аспекты психологической защиты / Р. А. Зачепицкий// Социально психологические исследования в неврологии: сб. ст. / Под ред. Е. Ф. Бажина.- Л., 1980.- Т.93.
  46. Э. Ф. Психология профессий / Э. Ф. Зеер. М.: Академический проспект- Екатеринбург: Деловая книга, 2003. -336 с. — ISBN 5−8291−0190−4, ISBN 5−886 887−115−2.
  47. Э.Ф. Кризисы профессионального становления личности / Э. Ф. Зеер, Э. Э. Сыманюк //Психол. журн.- 1997.- Т.18.- № 6.- С. 35−44.51.3елигман М. Как научиться оптимизму / М. Зелигман.- М.: Вече, 1997.432 е.- ISBN 5−7848−0063−5.
  48. В.В. Психология субъекта как методология понимания человеческого бытия / В. В. Знаков // Психол. журн.- 2003.- Т.24.- № 2.- С. 95 106.
  49. Е.П. Оптимальные состояния человека как психофизиологическая проблема / Е. П. Ильин // Психол. журн.- 1981.- Т. 2 .- № 5.
  50. М. С. Человеческая деятельность (опыт системного анализа)/ М. Каган.-М., 1974.
  51. Э. И. Психологическая защита / Э. И. Киршбаум, — М.: Смысл, 2005.-175с.- ISBN 5−89 357−180−0.
  52. Китаев-Смык JI.A. Психология стресса / JI.A. Китаев-Смык. М.: Наука, 1983.- 368с.
  53. В. В. Работа с кризисной личностью: методическое пособие. М.: Из-во Ин-та Психотерапии, 2003.- 302 е.- ISBN 5−89 939−083−2.
  54. А. П. Психическая саморегуляция произвольной активности человека (структурно-функциональный аспект) / А. П. Конопкин // Вопросы психологии.- 1995.- № 1.- С.5−18.
  55. О. С. Экспресс-диагностика уровня психоэмоционального напряжения и его источников / О. С. Копина, Е. А. Суслова, Е. В. Заикин // Вопросы психологии.- 1995.- № 3.- С. 119−132
  56. В. Н. Неравновесие, целостность, эволюция (системный подход) // Устойчивость и неустойчивость целостных структур как предмет системного исследования,-М., 1994.
  57. Г. С. Психотерапия сексуальных расстройств и супружеских конфликтов / Г. С. Кочарян, А. С. Кочарян.- М.: Медицина, 1994.- 222с.- ISBN 5−225−1 271-Х.
  58. Т.Л. Психология совладающего поведения в разные периоды жизни: дис. д-ра психол. наук: 19.00.13 / Т. Л. Крюкова. Кострома, 2005. -473 с.
  59. Куда идет Россия?.Власть, общество, личность: между нар. симпозиум 17 18 января 2000 г./ Под ред. Т. И. Заславской.- М.: Высшая школа социальных и экономических наук, 2000. — 451 с.
  60. Д. Модели экспериментов в социальной психологии и прикладных исследованиях / Пер. с англ. М.: Прогресс, 1980, — 390 с.
  61. Р. Индивидуальная чувствительность и устойчивость к психологическому стрессу // Психологические факторы на работе и охрана здоровья- М.- Женева, 1989.
  62. Р. Теория стресса и психофизиологические исследования.// Эмоциональный стресс./ Под ред. Л. Леви. М., 1970.
  63. Й., Матейчек 3. Психическая депривация в детском возрасте/ Й. Лангмейер, 3. Матейчек// Библиотека гештальтпсихолога. Воронеж: Из-во: МОДЭК. — 2004.
  64. К. Конфликт между аристотилевским и галилеевским способами мышления в современной психологии / К. Левин // Психол. журн.- 1990.- № 5.
  65. К. Уровень притязаний / К. Левин, Т. Дембо, Л. Фестингер, Р. Сире // Психология личности: Тексты.- М.: Изд-во Моск. ун-та, 1982.- С.86−92.
  66. Н. Д. Фрустрация как один из видов психических состояний / Н. Д. Левитов // Вопросы психологии.- 1967.- № 6.- С. 40−47.
  67. А. Б. Основные подходы к изучению профессионального стресса / А. Б. Леонова // Вестник Моск. ун-та. Сер. 14 Психология.- 2000.- № 3.-С.4−20.
  68. А. Н Деятельность. Сознание. Личность / А. Н. Леонтьев.- М.: Политиздат, 1975.- 304 с.
  69. А. Стили реагирования на стресс: психологическая защита или совладание со сложными обстоятельствами? / А. Либин, А. Либина // Стиль человека: психологический анализ.- М.: Смысл, 1998.- С. 190−204.
  70. А. Психология современной женщины: и умная, и красивая, и счастливая / А. Либина.- М.: Пер СЕ, 2001.- ISBN 5−9292−0020−3.
  71. А. Чтобы не осталась женщина одинокой: психологический анализ совладания с жизненными кризисам / А. Либина.- М., 1995.
  72. Э. Клиника острого горя // Психология эмоций. Тексты / Под ред. В. К, Вилюнаса, Ю. Б. Гипенрейтер.- М., 1993. С. 224−232.
  73. Н. А. Развитие личности и ее жизненный путь // Принцип развития в психологии. М.: Наука, 1978.- С. 156−172.
  74. . Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии/ Б.Ф. Ломов// М.: Рос. акад. наук, Инт-т психол.- Наука, 1999. — 349 с.
  75. В. С. О взаимосвязях готовности человека к собственным усилиям и ожидаемой помощью / В. С. Магун // Психол. журн.-1991, — Т. 12.- № 6.- С.40−54.
  76. Д. Требуется: психология ситуации/ Д. Магнуссон/ Сост. и общ. ред. Н. В. Гришиной.- СПб.: Питер, 2001.-С. 153−158 ISBN 5−318−136-X.
  77. А. К. Психология профессионализма / А. К. Маркова.- М.: РАГС, 1996.-308 е.- ISBN 5−87 633−016−7.
  78. В. С. Очерк интегрального исследования индивидуальности / В. С. Мерлин.- М.: Педагогика, 1986 253 с.
  79. В. М. Стилевая саморегуляция поведения человека / В. М. Моросанова, Е. М. Коноз // Вопросы психологии.- 2000.- № 2.- С. 118−127.
  80. К. Переживание времени в период кризисов / К. Муздыбаев // Психол. журн.- 2000.- Т. 21.- № 4.- С.5−21.
  81. К. Стратегии совладания с жизненными трудностями. Теоретический анализ / К. Муздыбаев // Журнал социологии и социальной антропологии. Т.1.- 1998.- № 2.- С. 100−111.
  82. К. Экономическая депривация, стратегия ее преодоления и поиск социальной поддержки / К. Муздыбаев СПб.: ИС С-Петербург, 1997. -42 с.
  83. К. Психология ответственности / К. Муздыбаев- под ред. Семенова.- Л.: Наука, 1983 240 с.
  84. К. Переживание времени в период кризисов/ К. Муздыбаев// Психол. журн. 2000. — № 4 — С.5−21.
  85. К. Переживание бедности как социальной неудачи: атрибуция ответственности, стратегии совладания и индикаторы депривации / К. Муздыбаев // Соц. журн. 2001. — № 1. — С. 5−32.
  86. В. Н. Психология отношений: из. психол. тр./ В. Н. Мясищев.
  87. М.: Из-во Моск. психол.- социального ин-та- Воронеж: МОДЭК, 2003 389 с.
  88. Ш. А. Понятие установки в общей и социальной психологии / Ш. А. Надирашвилли.- Тбилиси, 1974.
  89. Н. И. Психическая напряженность/ Н. И. Наенко. М.: Из-во Моск. ун-та, 1976. — 112 с.
  90. А. А. Социально психологическая адаптация личности (формы, механизмы, стратегии) / А. А. Налчаджан.- Ереван- Изд-во АН Арм. СССР, 1988 -263 с.
  91. Нартова-Бочавер С. К. «Coping behavior» в системе понятий психологии личности / С. К. Нартова-Бочавер // Психол. журн.- 1997.- № 5.- С. 20−30.
  92. Нартова-Бочавер С. К. Экспериментальное исследование ситуационной изменчивости мотивации помощи / С. К. Нартова-Бочавер // Психол. журн.-1992.-Т. 13.-№ 4.
  93. Н. Ф. Жизненная стратегия человека в переходном обществе / Н. Ф. Наумова // Социс. 1995.- № 2. — С. 12−20.
  94. Т. Психология предубеждений. Секреты шаблонов мышления, восприятия и поведения / Т. Нельсон. СПб.: «Прайм -Еврознак», 2003.- 384 е.- ISBN 5−93 878−013−6.
  95. И. М. Психологическая защита у детей / И. М. Никольская.- СПб.: Речь, 2006.-340 е.- ISBN 5−9268−0457−4.
  96. А. К. Саморегуляция активности субъекта в ситуации потери работы / А. К. Осницкий, Т. С. Чуйкова // Вопросы психологии.- 1999.-№ 1.- С. 92−105.
  97. Г. Как справится с кризисом/ Г. Перри.- М.: Педагогика ПРЕСС, 1995 — С.139−274.
  98. JI. Е. Методологические подходы к изучению проблемы совладания с жизненными трудностями // Психологическая адаптация личности к условиям рыночной экономики / Ред. Т. Ю, Синченко, В. Г. Ромек. ЮРГИ. Ростовн/Д, 1999.-С. 23−27.
  99. В. А. Психология неадаптивной активности / Российский открытый университет.- М.: ТОО «Горбунок», 1992.- 224 с. IBSN 5−88 276 006−1
  100. К. Н. Психологический анализ кризисов возрастного развития / К. Н. Поливанова // Вопросы психологии.-1994.- № 1.- С.61−69.
  101. Принцип развития в психологии. М.: Наука, 1978. — 368 с.
  102. Проблема субъекта в психологической науке.- М., 2000.
  103. А. О. Психология неравновесных состояний / А. О. Прохоров.-М.: Ин-т Психологии РАН, 1998.- 152 с.
  104. Н. С. Психологический смысл труда / Н. С. Пряжников.- М.: ИПП, 1997, — 256 с.
  105. Психология адаптации личности. Анализ. Теория. Практика/ А. А. Реан, А. Р. Кудашев, А. А. Баранов. СПб.: прайм-ЕВРО-ЗНАК, 2006. 479 с. ISBN 593 878−211−2
  106. Психология социальных ситуаций /Сост. и общ. ред. Н. В. Гришиной.-СПб.: Питер, 2001.-416 е.- ISBN 5−318−136-Х.
  107. ПЗ.Радаев В. В. Забытые властью: портрет «новых бедных» // Куда идет Россия?. Власть, общество, личность / Под ред. Т. И. Заславской. Международный симпозиум 17 18 января 2000.- М.: Высшая школа социальных и экономических наук, 2000. — С.328−340.
  108. А.А. Проблемы и перспективы развития локуса контроля/ А. А. Реан // Психол. журн. 1998. — № 4. — С.3−12.
  109. Л. Человек и ситуация. Перспективы социальной психологии / Л. Росс, Р. Нисбет- пер. с англ. В. В. Емельянова, В. С. Магуна.- М.: Аспект Пресс, 2000. 429 е.- ISBN 5−7567−0234−2.
  110. Ю.М. Жизненные стратегии личности (опыт комплексного анализа)/ Ю. М. Резник, Е. А. Смирнов. М.: Инс-т. Человека РАН, Независ, инс-т гражданск. общ., 2002. — 260 с.
  111. С. JI. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн.-СПб.: Питер Ком, 1998.- 641 е.- ISBN 5−314−16−4.
  112. С. Л. Проблемы общей психологии / С. Л. Рубинштейн.-М.: Наука, 1976.
  113. Рябикина 3. И. Проблема «личности» и «личностности» в современной психологии / 3. И. Рябикина // Человек. Сообщество. Управление.- 1999.- № 1.
  114. Г. Стресс без дистресса / Г. Селье.- Рига: «Виеда», 1992.- 109 с.-ISBN 5−85 745−033−0.
  115. Е. А. Ранние этапы развития субъекта / Е. А. Сергиенко // Психология индивидуального и группововго субъекта/ Под ред. А. В. Брушлинского, М. И. Воловиковой.- М.: ПЕР СЭ, 2002.- С. 270−309.
  116. Н. К. О диахронической структуре процессов / Н. К. Серов // Вопросы философии.- 1970.-№ 7-С. 121−131.
  117. В. И. Интегральная периодизация общего психического развития/ В. И. Слободчиков, Г. А. Цукерман // Вопросы психологии, — 1996.- № 5.- С. 38−52.
  118. Социально экономическое положение России. Январь1999.- М., 1999.
  119. Стиль человека: психологический анализ / Под ред. А. В. Либина.- М.: Смысл, 1998 309 с. — ISBN 5−89−357- 039−1
  120. А. Основы качественного исследования: обоснованная теория, процедуры и техники/ А. Страус, Дж. Корбин/ Пер. с англ. Т. С. Васильевой. -М.: Эдиториал УРСС, 2001. 256 с. — ISBN — 5−8360−0299−1
  121. Н. Е. Факторы социальной стратификации в условиях перехода к рыночной экономике / Н, Е. Тихонова.- М.: РОССПЭН, 1999.- 320 е.- ISBN 5−8243−0037−2.
  122. Д. Н. психологические исследования / Д. Н. Узнадзе.- СПБ.: Питер, 2001 414 с. — ISBN 5−318−163−7
  123. А. Психология «Я» и защитные механизмы / А. Фрейд. М.: Педагогика — Пресс, 1993.
  124. Фрейд 3. Введение в психоанализ: лекции / 3. Фрейд. -СПб.: Азьука-Классика, 2004 478 с. — ISBN 5−352−302−7
  125. Ш. Хекхаузен X. Мотивация и деятельность: Т. 1.- СПб.: Питер- М.: Педагогика 1986.- 860 е.- ISBN 5−94 723−389−4.
  126. Е. Д. Межполушарная асимметрия и произвольная регуляция интеллектуальной деятельности / Е. Д. Хомская, И. В. Ефимов, Е. Б. Сиротин // Вопросы психологии.- 1988.- № 12.
  127. Человеческий потенциал: опыт комплексного подхода/ Под ред. И. Т. Фролова, — М., 1999. 412 с.
  128. И.И. Проблема самосознания в психологии/ И. И. Чеснокова. АНСССР, Ин-т психологии. — М.: Наука, 1977. — 144 с.
  129. Р.Х. Психология смыслов: теория преодоления/ Р. Х. Шакуров //Вестник МГУ: Психология.- 2003.- № 5.- С.22−33.
  130. С.А. Деятельность в особых условиях: компонентный анализ структуры и стратегии адаптации/ С. А. Шапкин, Л. Г. Дикая // Психол. журн. 1996,-Т. 17.-№ 1.- С. 19−34.
  131. Р. Русская версия шкалы общей самоэффективности Р. Шварцера и М. Ерусалема/ Р. Шварцер, М. Ерусалем, В. Ромек // Иностранная психология, 1996, № 7. С. 71−76
  132. П. Г. Экономические формы организации хозяйства и современные предпринимательские стратегии / П. Г. Щедровицкий // Кентавр.-1993.- № 2
  133. Э. Г. Системная семейная психотерапия.- СПб.: Питер, 2002.- 620 с.
  134. Э. Идентичность: юность и кризис / Пер. с англ., общ. ред. и предисл. А. В. Толстых.- М.: Из. Группа «Прогресс», 1996, — 344 с.
  135. В. А. Стратегия и методы качественного анализа данных / В. А. Ядов // Социология: методология, методы, математическое моделирование.-1991.- № 1.
  136. Aldwin С. Stress, coping and development/ C.Aldwin. New York- London: The Guilford Press, 1994.
  137. Baltes P. B. Life-span psychology: theory and applicationing to intellectual functioning/ P.B. Baltes, U. M. Staudinger, U. Lindenbergen // Annual Review of Psychologi. 1999. Vol. 50. P. 471−501.
  138. Bandura A. Social cognitive theory of personality/ A. Bandura // Handbook of Personality. Theory and Research/ Ed. by L.A. Pervin, O.P. John. N.Y.: The Guilford press. — 1999. P. 154−196.
  139. Bandura A. Self efficacy mechanism in human agency/ A. Bandura, //American Psychologist, 1982. V. 37 — P. 122−147.
  140. Billings A.G. Coping, stress and social resources among adults with unipolar depression/ A.G. Billings, R.H. Moos // Journal of Personality and Social Psyhology. 1984.-V. 46.-P. 877−891.
  141. Compas B.E. Consistency and variability in causal attributions and coping with stress/ B.E. Compas, С J. Forsyth, B.M. Wagner // Cognitive Therapy and Research. 1988.-V. 12.-P. 305−320.
  142. Endler N.S. Multidimensional’assessment of coping: A critical evaluation/ N.S. Endler, J. D. Parker// J. of Pers. And Soc. Psychology. 1990. — V 58. P. 844 854.
  143. Folkman S. An analysis of coping in a middle-aged community sample/ S. Folkman, R.S. Lazarus // Journal of Health and Social Behavior. 1980. — V. 21. — P. 219−239.
  144. Haan N. Coping and defending/ N. Haan / New York: Academic Press, 1977.
  145. Handbook of Coping: theory, research, applications/ Ed. by M. Zeidner, N. Endler. New York: John Wiley & Sons, 1996.
  146. Hobfoll, S.E. The relationship of self-concept and social support to emotional distress among women during war/ S.E. Hobfoll, P. London // Journal of Social and Clinical Psychology. 1986. -Y. 4(2). — P. 189−201.
  147. Hobfoll, S. E. Conservation of resources: a rejoinder to the commentaries/ S. E. Hobfoll / Applied Psychology: An International Review, Summer 2001.
  148. Kobasa S.C. Hardiness and Health: A Prospective Study/ S.C. Kobasa, S.R. Maddi, S. Kahn // J. of Pers. And Soc. Psychology. 1982. — V. 42.- № 1.
  149. Lazarus R.S., Folkman S. Stress, appraisal, and coping/ R.S. Lazarus, S. Folkman. N.Y.: Springer, 1984.
  150. McCrae R.R. Personality, coping and coping effectiveness in an adult sample/ R.R. McCrae, P.T. Costa // Journal of Personality. 1986. Y. 54. — P. 384 405.
  151. Moimier, J. Crossover effects of communal coping/ J. Monnier and S.E. Hobfoll// Journal of Social and Personal Relationships. 1997. — V. 14. — P. 263−270.
  152. Pearlin L.I. The structure of coping/ L.I. Pearlin, C. Schooler // The journal of health and social behavior. 1978.- V. 19, 1. — P. 2−21.
  153. Schwarzer, R. Critical survey of coping instruments/ R. Schwarzer, C. Schwarzer/ In M. Zeidner and N. Endler (Eds.). Handbook of Coping. New York: Wiley. — 1996 -P. 107−143.
  154. Theory and Research. 2-d edition. Ed by L.A.Pervin, O.P.John. N.Y.: The Guilford press, 1999. P.154−196.
  155. Thome H. Das Individuum und seint Welt/ H. Thome. Goettingen, Toronto, Zuerich, 1988.
  156. Vaillant G. E. Adaptation to life: How the best and the brightest came of age/ G. E. Vaillant Boston: Little Brown, 1972.
  157. White R.W. Strategies of adaptation: An attempt at systematic description/ R.W. White / Ed by G.V. Coelho, D.A. Hamburg, J. E. Adams. -New York: Basic Books. 1974. P. 47−68.
  158. Статистически значимые отличия в контрастных группах по социально-демографическим характеристикам
  159. Социально-демографические характеристики Субъективная близость к решению самой острой проблемы Самоэффективнос ть Стрессированн ость
  160. Предпри нимают шаги N=105. Не знают что предпри нять N=102 Норма N=105 Ниже нормы N=147 Низкая N=99 Высо кая N=25
  161. К какому социальному слою относили себя до ухудшений (среднее знач. по 7 бальной шкале) 4,2* 4 4,1 4 4 4
  162. Жили лучше по сравнению с окружающими до ухудшения (%) 30 37 44* 29 36 36
  163. Живут лучше сейчас по сравнению с окружающими (%) 4 1 5* 1 4 3
  164. Жили примерно также как и окружающие до ухудшения (%) 64 56 48** 65 58 64
  165. Живут сейчас хуже чем окружающие (%) 55 54 54 54 44* 68
  166. Пол (Ж, %) 54* 68 57 62 64 52
  167. Наличие начального и неполного среднего образования (%) I 4 0 3 1* 8
  168. Наличие среднего специального образования (%) 32 31 29 32 32*** 4
  169. Профессиональная квалификация осталась неизменной, % 53* 67 56 63 52 60
  170. Общее количество лет, затраченное на образование (среднее значение) 14* 13 14** 13 13
  171. Доля руководителей (%) 19 11 21** 9 16*** 36
  172. Доля специалистов, служащих (%) 48 53 46 57 59** 28
  173. Статистически значимые отличия в контрастных группах по характеристикам экономического статуса, структуры домохозяйства и социальной сети
  174. Характеристики экономического статуса, структуры домохозяйства и социальной сети Субъективная близость к решению самой острой проблемы Самоэффективность Стрессирован ность
  175. Предприн имают шаги Не знают что предприн Норма Ниже нормы Низкая Высок ая
  176. N=105 N=102 N=105 N=147 N=99 N=25
  177. Наличие второй (дополнительной) регулярно оплачиваемой работы, % 17* 7 14 13 15* 0
  178. Наличие нерегулярных приработков, гонораров, оплаты за услуги, % 60*** 26 53** 35 56 41
  179. Приработки не оформлены, % 51***. 20 44* 30 33 36
  180. Оплачиваемая занятость, включая приработки, возросла, % 24* 12 19 15 11* 28
  181. Сколько денег семья получала за последние 3 месяца, в руб. (среднее значение) 5731,9* 4881 5031 5594 5057 5431
  182. Семьи, имеющие долги, % 30 26 20 29 18* 40
  183. Наличие сейчас сбережений, % 7 8 10* 3 8 12
  184. Семья имеет холодильник, % 99 99 97* 100 99 96
  185. Семья имеет видеомагнитофон 39 49 43 44 46* 24
  186. Мебельный гарнитур, % 17 12 57** 37 47 32
  187. Жилье является купленным или построенным семьей, % 11 16 13 10 8* 24
  188. Оценка материального положения семьи (среднее значение, по 7бальной шкале) 2,3 2 2,38** 2,12 2,41** 1,96
  189. Семья до ухудшения имела личное подсобное домашнее хозяйство, % 49* 64 56 51 52 56
  190. Наличие близких друзей сейчас, % 95**. 83 92 86 91 80
  191. Не имею материальной поддержки родных и близких, % 60 55 48* 61 53 48
  192. Возросла моральная поддержка родных и близких, % 22** 10 16 14 19 16
  193. Получали денежную помощь от родственников, % 19 22 27* 17 24 24
  194. Получали от друзей и знакомых продукты, вещи, % 9 4 2* 8 3 4
  195. Советуются с родными и близкими, % 45 56 43* 58 50 44
  196. Наиболее острая проблема отсутствие родных и близких рядом, % 3* 11 6 8 6 12
  197. Наиболее острая проблема нехватка общения с друзьями и коллегами, % 6 10 9 7 2*** 16
  198. Наиболее острая проблема -напряженные отношения в семье, % 7** 20 10 16 g*** 36
  199. Статистически значимые отличия в контрастных группах по поведенческим характеристикам и характеристикам здоровья
  200. Поведенческие характеристики и характеристики здоровья Субъективная близость к решению самой острой проблемы Самоэффективность Стрессированнос ть
  201. Предприн имают шаги N=105 Не знают что предприн ять N=102 Норма N=105 Ниже нормы N=147 Низкая N=99 Высок ая N=25
  202. Наличие крепкого здоровья до ухудшения положения, % 80 70 * оо 70 87* 68
  203. Наличие крепкого здоровья сейчас, % 50 41 57** 41 63** 32
  204. Уменьшилась крепость здоровья, % 58 61 48* 61 49 68
  205. Наиболее острая проблема ухудшение здоровья, % 39 44 36 42 25*** 60
  206. Наличие нерегулярных приработков до изменений, % 46*** 18 39*** 24 28 44
  207. Наличие приработков сейчас, % 64*** 29 52 41 43 60
  208. Наличие собственного дела (бизнеса) до изменений, % 3 1 1 1 1* 8
  209. Оплачиваемая занятость, включая приработки, возросла, % 24* 12 19 15 11* 28
  210. Возросло количество рабочих мест, % 29** 13 26 17 19 24
  211. Наличие второй (дополнительной) регулярно оплачиваемой работы, % 17* 7 14 13 15* 0
  212. Наличие нерегулярных приработков, гонораров, оплаты за услуги, % 60*** 26 53** 35 56 41
  213. Ищут другую работу, % 46 39 50* 35 39 48
  214. Особенно не искали другую работу, % 44** 65 60 54 55 64
  215. При поиске работы обращались на предприятия и в организации, % 18** 5 18** 6 14 8
  216. Регулярно ищут работу (другую, дополнительную),% 19** 5 15 10 12 12
  217. Имеют приработки,% 29** 8 17 16 14 24
  218. Участвуют в собраниях, митингах, % 4 3 3 2 1* 8
  219. Обращаются за помощью в государственные органы и общественные организации (среднее значение, 1-регулярно, 3 не делают этого) 3* 2,9 2,95 2,92 2,4*** 2,88
  220. Занимаются любимыми делами 23 24 35** 15 30 16
  221. Советуются с родными и близкими, % 45 56 43* 58 50 44
  222. Постоянно пытаются что-то изменить, в связи с главным выводом 52** 33 42 39 39 38
  223. В результате, скорее удается изменить ситуацию к лучшему, % 30* 17 30 20 29 13
  224. Статистически значимые отличия в критериальных группах по рефлексивным характеристикам
  225. Рефлексивные характеристики Субъективная близость к решению самой острой проблемы Самоэффективность Стрессированнос ть
  226. Предприн имают шаги N=105 Не знают что предприн ять N=102 Норма N=105 Ниже нормы N=147 Низкая N=99 Высок ая N=25
  227. Уменьшилась уверенность в своих возможностях, % 55* 69 48** 65 48* 72
  228. Уменьшилась независимость от внешних обстоятельств, % 68 77 65* 76 80 61
  229. Уменьшилась оценка полезности для общества, % 53 45 39* 52 41 48
  230. Объясняют причины неудачного поиска работы плохим здоровьем, % 11 14 10 14 6** 24
  231. Объясняют причины неудачного поиска работы неумением предложить себя работодателю, % 18* 30 26 21 21 36
  232. Объясняют причины неудачного поиска работы неуверенностью в себе, % 24 35 19* 32 18 24
  233. Объясняют причины неудачного поиска работы тем, что нет никакой работы, % 4 5 4 3 д*** 20
  234. Объясняют основные причины трудностей преклонным возрастом, состоянием здоровья, % 27 23 20 24 12* 32
  235. Объясняют основные причины трудностей семейными обстоятельствами, % 15 20 12 19 14* 32
  236. Объясняют основные причины трудностей нехвататкой знаний, связей, уверенности, % 23* 37 24 34 23 32
  237. Обдумываю совершенные поступки, % 48* 34 50** 34 38 52
  238. Наиболее острая проблема -невозможность использовать квалификацию, % 39* 26 31 36 34 40
  239. Наиболее острая проблема- отсутствие собственного дела, % 13 14 12 10 32
  240. Наиболее острая проблема-отсутствие родных и близких рядом, % 2* 11 6 8 6 12
  241. Наиболее острая проблема нехватка общения с друзьями и коллегами, % 6 10 9 7 16
  242. Наиболее острая проблема -напряженные отношения в семье, % у** 20 10 16 36
  243. Наиболее острая проблема отсутствие свободного времени, % 15 12 17 14 10** 32
  244. Наиболее острая проблема ухудшение здоровья, % 39 44 36 42 25*** 60
  245. Самые острые психологические проблемы
  246. Испытывают неуверенность в себе, неумение себя подать, % 18* 30 16* 29 21 28
  247. Испытывают неуверенность в завтрашнем дне, % 70* 84 67 77 59** 88
  248. Испытывают зависимость от внешних обстоятельств, % 63 69 59 65 55* 76
  249. Испытывают неумение ориентироваться в ситуации, % 12* 22 12 18 7** 24
  250. Особых проблем не испытываю, % 6* 0 9* 3 14* 0
  251. Считают, что невозможно преодолеть самую острую для них психологическую проблему, % 20** 39 26 33 о*** 36
  252. Сделали главный вывод в сложившейся ситуации: нужно активнее налаживать нужные связи с людьми, % 38 26 40** 24 19 32
  253. Сделали главный вывод в сложившейся ситуации: нужно заботиться о своем здоровье, % 46 54 46 49 40* 64
  254. Сделали главный вывод в сложившейся ситуации: нужно лучше знать российские законы, % 30 30 35* 24 31 40
  255. Сделали главный вывод в сложившейся ситуации: нужно настоятельнее требовать то, что тебе положено по закону, % 37 38 46** 29 33 40
  256. Сделали главный вывод в сложившейся ситуации: нужно более уверенно вести себя, учиться подавать себя, % 38 30 48** 32 42 48
  257. Сделали главный вывод в сложившейся ситуации: нужно использовать любые шансы, предоставляемые жизнью, % 56 45 58* 44 40* 64
  258. Сделали главный вывод в сложившейся ситуации: быть более настойчивым в реализации своих целей, % 41 52 59*** 38 47 68
  259. Сделали главный вывод в сложившейся ситуации: стараться просчитывать возможные последствия своих решений, % 35 29 44*** 24 33 48
  260. Когда пришли к такому выводу (2- до ухудшения на предприятии, 3- после ухудшения на предприятии) — среднее значение. 23,2 2,3 2*** 2,49 2,21 2,12
  261. Причина, по которой остается на данном месте работы: некуда идти, трудно найти другую работу, % 47** 66 45* 59 37* 64
  262. Причина, по которой остается на данном месте работы: эта работа дает реализовать себя профессионально, % 37 26 43** 27 38 44
  263. Причина, по которой остается на данном месте работы: жалко прерывать профессиональную карьеру, % 30 29 35* 23 26 32
  264. Причина, по которой остается на данном месте работы: работа оставляет много свободного времени, % 27 23 19 26 30* 8
  265. Причина, по которой остается на данном месте работы: все равно где работать, % 4 4 4 3 2* 12
Заполнить форму текущей работой