Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Развитие способности к психическому самоуправлению у детей с дезадаптивным поведением

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Апробация результатов исследования. Основные результаты работы изложены и обсуждены на итоговых научных конференциях преподавателей и сотрудников Марийского института образования 1992 — 1997 гг., итоговых отчетных научных семинарах аспирантов Казанского Государственного Университета 1992 -1996 гг., 1 Международном конгрессе по лечебному и творческому гипнозу (Москва 1993 г.), Региональных… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. ПСИХИЧЕСКОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ ЛИЧНОСТИ
    • 1. 1. Проблема психического самоуправления личности
    • 1. 2. Гетеро- и аутосуггестия в развитии психического самоуправления
    • 1. 3. Способы исследования и развития способности к психическому самоуправлению детей с дезадаптивным поведением
  • Глава II. МЕТОД ИССЛЕДОВАНИЯ РАЗВИТИЯ СПОСОБНОСТИ ЛИЧНОСТИ f К ПСИХИЧЕСКОМУ САМОУПРАВЛЕНИЮ
    • 2. 1. Методика исследования
    • 2. 2. Результаты исследования и их интерпретация
      • 2. 2. 1. Динамика адаптации к школе исследуемой категории детей
      • 2. 2. 2. Динамика психического самоуправления
      • 2. 2. 3. Динамика мотивационно-волевой сферы
    • 2. 2. 3. 1. Изменение школьной мотивации
      • 2. 2. 3. 2. Изменение волевых черт характера
      • 2. 2. 3. 3. Изменение качеств исполнительности.98 2. 2. 3. 4. Изменение самокритичности. ill
      • 2. 2. 4. Общая динамика исследуемых показателей

Развитие способности к психическому самоуправлению у детей с дезадаптивным поведением (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность проблемы. Одной из важнейших задач современной практической психологии является развитие навыков и умений личности к самоуправлению. Способность к психическому самоуправлению представлена разными исследователями в терминах — способность к психической саморегуляции (К.А.Абульха-нова-Славская, П. К. Анохин, 0.А.Конопкин, А. А. Крауклис, А. С. Новоселова, А. С. Ромен, И. Е. Шварц и др.) (1, И, 72, 78, 116, 164, 214) и собственно способность к психическому самоуправлению (Г. Ш. Габдреева, В. Г. Огарь, Н. М. Пейсахов, Л.Д.Сто-ляренко) (42, 124, 135, 188).

Необходимость развития способности к психическому самоуправлению у человека наглядно проявляется по отношению к разным сферам и этапам жизнедеятельности, например, в учебно-воспитательном процессе. Неумение управлять собой проявляется в дезадаптивном поведении, снижении успеваемости в школе, подталкивает человека к асоциальным, антиправовым поступкам, ухудшает психосоматическое здоровье (Б.Н.Алмазов, С. А. Беличева, М. Н. Буянов, А. И. Захаров, А. С. Новоселова, Л. М. Попов, М. Раттер, Е. И. Рогов, В. Г. Степанов, В. А. Татенкои др.) (6, 18, 30, 58, 119, 146, 160, 162, 187, 189). Особый интерес представляют исследования процесса психического самоуправления у детей, имеющих трудности адаптации к школе, методами психологического воздействия и сами методы развития самоуправления (В.М.Бехтерев, М. А. Алемаскин, С. А. Беличева, А. Г. Ковалев, А. С. Новоселова, И. Е. Шварц) (4, 18, 21, 67, 116, 215). Данными авторами установлено, что дети, трудноадапти-руемые к школе и к социальной жизни, лучше входят в жизнь, если на них оказывается внушающее воздействие средствами гипноза, аутогенной тренировки и гетеросуггестии в состоянии расслабления и бодрствования. При этом отмечается, что школьная дезадаптация проявляется в нарушениях успеваемости, поведения и межличностных взаимодействиях. Как правило, к данной категории детей относят учащихся, неспособных к успешному преодолению возникающих у них затруднений без посторонней помощи (С.А.Беличева) (52). Причем, без специальной психологической помощи, по мнению многих авторов (Л.И.Божо-вич, Г. Г. Бочкарева, Н. В. Елфимова, З. И. Калмыкова, М.В.Матюхи-на и др.) в младшем школьном и в более старшем подростковом возрасте школьная дезадаптация, в частности, такие ее проявления, как низкая мотивация к учебе, низкая успеваемость и недисциплинированность еще более усугубляется (25, 26, 28, 55, 100, 126). Однако и сейчас существует проблема создания и апробации специальных суггестивных методов и методик, выявление условий эффективного внушающего воздействия на детей, имеющих дезадаптивное поведение в школе и социальной жизни, и развития мотивационно-волевой сферы, в частности, мотивации к учебе, дисциплинированности у детей младшего школьного возраста (18, 100, 101). Недостаточно изучены также особенности развития способности к психическому самоуправлению и роль осознаваемого и неосознаваемого самовоздействия в регуляции мотивационно-волевой сферы у детей младшего школьного возраста с дезадаптивным поведением.

Цель исследования: разработка и обоснование метода влияющего на механизм развития способности к психическому самоуправлению у детей младшего школьного возраста с дезадаптивным поведением.

Гипотеза. Способность к психическому самоуправлению детей младшего школьного возраста с дезадаптацией и повышение уровня их школьной адаптации могут быть развиты путем определенного комбинированного психологического воздействия на мотивационно-волевую сферу личности и самопроцесса, базирующегося на регулятивной функции психики, начиная от бессознательных до' сознательных механизмов.

Достижение поставленной цели осуществлялось в ходе теоретического, экспериментального и формирующего этапов исследования. При этом решались следующие задачи по обоснованию и разработке указанного метода:

1. Провести анализ источников по психическому самоуправлению личности и методам его развития.

2. Выявить зависимость и особенности развития способности к психическому самоуправлению как интегральной характеристики на примере детей младшего школьного возраста с дезадаптивным поведением' («группа риска») от их мотивационниволевой сферы и способов психологического воздействия экспериментатора.

3. Исследовать эффективность влияния метода в развитии способности к психическому самоуправлению детей младшего школьного возраста с дезадаптивным поведением.

Объектом нашего исследования явилось дезадаптивное поведение детей младшего школьного возраста, а предметомформирование способности к психическому самоуправлению у детей с дезадаптивным поведением.

Методы исследования и обработки данных: теоретический анализ психологической и педагогической литературы по анализируемой проблеме, экспериментальные психодиагностические методы сбора информации, формирующий эксперимент, математические методы обработки данных: статистический и корреляционный анализ.

Научная новизна. 1. Впервые изучена способность к психическому самоуправлению у детей «группы риска» младшего школьного возраста, характеризующихся отчетливо выраженным дезадаптивным поведением. Как правило, эти дети отличаются низкой способностью к самоуправлению, когда последняя рассматривается как целостный интегральный показатель.

2. Установлено, что дети «группы риска» младшего школьного возраста до психотренинга имеют низкий уровень развития следующих показателей:

1) способности к психическому самоуправлению личности;

2) степени школьной адаптации (дезадаптации), выраженной слабой приспособленностью к условиям жизни в школе;

3) мотивации к учебе;

4) исследуемых волевых черт характера, а именно: настойчивости, сдержанности, ответственности, дисциплинированности;

5) исследуемых качеств исполнительности: заинтересованности, покладистости, старательного исполнения;

6) самокритичности, как интегрального результата, выражающейся в некритичном отношении к себе, своему поведению и поступкам.

3. Разработан метод для развития способности к психическому самоуправлению детей младшего школьного возраста с дезадаптивным поведением («группа риска»), сочетающий в себе элементы гетеросуггестии, нейро-лингвистического программирования (НЛП) и аутогенной тренировки. Развитие психического самоуправления, мотивационно-волевой сферы в рамках предложенного метода осуществляется посредством более полного задействования бессознательных механизмов, чем это имеет место в традиционных методах внушения и самовнушения. В частности, применяется методика «разговор с подсознанием» и «разговор с рукой» в бодрствующем состоянии, способствующая глубокому внедрению в бессознательную сферу личности различных моделей поведения.

Теоретическая значимость.

1. Наряду с имеющимися в общей психологии категориями: а) «саморегуляция», с помощью которой чаще всего описывается не всегда осознаваемая сенсомоторная деятельностьб) «саморазвитие», используемое для отображения процессов изменения самого себя в психологии личностив) «самоуправление», отражающее процесс воздействия на самого себя, вновь обосновывается необходимость введения понятия «психическое самоуправление личности», в котором в синтезе представлены сознательные и недостаточно осознаваемые действия личности по отношению к себе самой, а также направленность этих действий не столько на общение, деятельность, поведение, переживание, сколько на самостимулирование мотивационно-волевой сферы, ведущей к общему развитию человека.

2. Установлена возможность повышения уровня способности к психическому самоуправлению и школьной адаптации детей «группы риска» младшего школьного возраста путем гетерои аутосуггестивного воздействия на исследуемые показатели мотивационно-волевой сферы личности.

3. Создан метод развития способности к психическому самоуправлению детей младшего школьного возраста с дезадаптивным поведением, где показана эффективность использования элементов традиционных и нетрадиционных методов психологического воздействия внушающего характера в их игровом варианте — ге-теросуггестия, аутогенная тренировка, нейро-лингвистическое программирование для развития способности личности к самоуправлению, повышению уровня мотивации к учебе и волевой регуляции.

Практическая ценность. Полученные в диссертации результаты позволяют:

1. Использовать сконструированный автором метод для оказания психологической помощи детям младшего школьного возраста со школьной дезадаптацией в условиях психологической службы образования.

2. Использовать курс занятий по авторскому методу путем воздействия на мотивационно-волевую сферу детей для развития и совершенствования не только мотивации к учебе, волевой регуляции и способности к психическому самоуправлению личности, но и повышать успеваемость в школе.

Данный метод может быть адаптирован и для детей более старшего школьного возраста с целью оказания им психологической помощи. Осуществление метода более целесообразно в игровом варианте, что вызывает большой интерес у школьников и приводит к более полному развитию психического самоуправления и мотивационно-волевой сферы личности.

Апробация результатов исследования. Основные результаты работы изложены и обсуждены на итоговых научных конференциях преподавателей и сотрудников Марийского института образования 1992 — 1997 гг., итоговых отчетных научных семинарах аспирантов Казанского Государственного Университета 1992 -1996 гг., 1 Международном конгрессе по лечебному и творческому гипнозу (Москва 1993 г.), Региональных междисциплинарных проблемных семинарах «Актуальные проблемы этно-нацио-нальных отношений в полиэтническом регионе» (Йошкар-Ола, 1994 — 1995 гг.). Городской научно-практической конференции «Актуальные проблемы медицины» (Йошкар-Ола, 1995 г.), III Всероссийской научно-практической конференции «Новые технологии обучения, воспитания, диагностики и творческого саморазвития личности» (Йошкар-Ола, 1995 г.).

На защиту выносится метол развития опоообности к психическому самоуправлению у детей с дезадаптивным поведением. На базе этрго метода были получены основные научные результаты, представленные следующими положениями:

1. Психическое самоуправление является одной из форм самопроцессов в психологии, наряду с саморегуляцией и саморазвитием. Оно характеризуется способностью личности оказывать влияние на себя и улучшать свои интеллектуально-личностные показатели в ходе осознаваемого самовоздействия, которое по аналогии с работами других психологов осуществляется от совместных действий с экспериментатором (учителем) к самостоятельным действиям с объектом, которым в данном случае выступает сам субъект.

2. Низкий уровень развития способности к психическому самоуправлению детей младшего школьного возраста с дезадаптивным поведением соотносится с низким уровнем способности к адаптации в школе (школьной дезадаптацией) и неразвитостью моти-вационно-волевой сферы, а именно: а) мотивации к учебеб) исследуемых волевых черт характера (настойчивости, сдержанности, ответственности, дисциплинированности) — в) заинтересованности, покладистости, старательного исполнения — как качеств исполнительностиг) самокритичности и требует специального средства воздействия.

3. Развитие способности к психическому самоуправлению детей младшего школьного возраста с дезадаптивным поведением в прямую зависит от стимулирования мотивационно-волевой сферы, где заметно повышается уровень положительной мотивации детей к учебе, школьной адаптации и уровень их волевой регуляции, что подтверждается указанными выше показателями.

Публикации. По теме исследования опубликовано 8 работ.

ОБЩИЕ ВЫВОДЫ.

1. Способность к психическому самоуправлению рассматривается как характеристика личности, состоящая в том, что человек проходит определенные этапы сознательного анализа самого себя, своих действий, проводит их упорядочение в соответствии с фазами мыслительного процесса и спецификой тех субъектобъектных отношений, в которые человек вступает.

2. Выявлен характер способности к психическому самоуправлению у детей младшего школьного возраста с дезадаптивным поведением: он появляется изначально в низкой способности к психическому самоуправлению, в низком уровне адаптации данной категории детей к условиям жизни школы, в низком уровне представленности волевого параметра, низком уровне мотивации детей к обучению в школе.

3. В процессе работы по нашему методу, включающему в комбинационном виде элементы гетеросуггестии, аутогенной тренировки и нейро-лингвистического программирования (НЛП) производилось гетерои аутосуггестивное воздействие на детей младшего школьного возраста с дезадаптивным поведением. Установлено, что адаптация детей выше указанной категории возможна, если дети овладевают основными элементами метода по формированию у себя способности к психическому самоуправлению. В процессе воздействия со стороны экспериментатора и самовоздействия детей меняется характер мотивации (они начинают испытывать положительное отношение к обучению в школе) и повышается роль волевой регуляции детей.

4. Основное содержание метода по развитию у детей младшего школьного возраста с дезадаптивным поведением способности к самоуправлению составляет материал методов гетеросуггестии, нейро-лингвистического программирования и аутогенной тренировки, применяемых в основном к категории взрослых испытуемых, который автором переосмыслен, переработан и адаптирован для детей младшего школьного возраста. Особое внимание в разработке методов воздействия уделено тем приемам и процедурам, которые стимулируют развитие способности к психическому самоуправлению у детей младшего школьного возраста с низким уровнем мотивационно-волевой сферы, препятствующей их нормальной адаптации к школе.

5. Процесс работы экспериментатора по развитию психического самоуправления и мотивационно-волевой сферы осуществляется в игровой форме посредством более полного задействования бессознательных механизмов, чем это имеет место в традиционных методах внушения и самовнушения. В частности, применяется способ «разговор с подсознанием» и «разговор с рукой» в бодрствующем состоянии, способствующий глубокому внедрению в бессознательную сферу личности различных моделей поведения.

6. Доказано, что в результате занятий по разработанному методу удается не только развивать мотивационно-волевую сферу детей младшего школьного возраста с дезадаптивным поведением, но и способствовать развитию способности личности к психическому самоуправлению в целом.

7. В ходе применения разработанного метода разрешается (частично или полностью) проблема школьной адаптации детей данной категории, а именно — повышается мотивация к учебе, ответственность и дисциплинированность, следствием чего является повышение успеваемости в школе.

8. Установлено, что разработанный метод, адаптированный для детей младшего школьного возраста, испытывающих трудноети в учебной деятельности, позволяет индивидуализировать процесс развития способности к психическому самоуправлению, что способствует большей эффективности оказания психологической помощи данной категории учащихся.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

На настоящем этапе развития практической психологии теоретическая разработанность вопросов психологической службы опережает конкретную их реализацию. Одной из важнейших задач современной психологической службы является развитие способности к психическому самоуправлению детей, испытывающих трудности адаптации к школе, в частности, учащихся младшего школьного возраста. Неумение управлять собой способствует дезадаптивному поведению, снижает успеваемость в школе, подталкивает учащегося к асоциальным, антиправовым поступкам, ухудшает психосоматическое здоровье. Причем, без специальной психологической помощи, по мнению многих авторов (25, 26, 28, 55, 100, 126 и др.) ив младшем школьном и в более старшем подростковом возрасте школьная дезадаптация, в частности, такие ее проявления, как низкая мотивация к учебе, низкая успеваемость и недисциплинированное поведение еще более усугубляется. Существует проблема создания и апробации специальных методов и методик и выявление условий эффективности воздействия на детей, имеющих дезадаптивное поведение в школе и социальной жизни и развития их мотивационно-волевой сферы (18, 100, 101).

В соответствии с актуальностью исследований, связанных с оказанием психологической помощи трудным детям, мы осуществили попытку выявить реальные возможности практической психологии в решении одной из конкретных задач — разработке метода развития способности к психическому самоуправлению детей младшего школьного возраста с дезадаптивным поведением.

На первом, теоретическом, этапе работы (I глава) были обобщены результаты многочисленных исследований по вопросам психического самоуправления и саморегуляции (1, 11. 42, 72, 78, 116, 124, 125, 164, 188 и др.) и по методам развития психического самоуправления личности (2, 5, 15, 20, 42, 44, 64, 85, 95, 123, 154, 197, 212 и др.). Большое внимание на данном этапе исследования уделено развитию способности к психическому самоуправлению детей с дезадаптивным поведением (43, 63, 106, 117, 155, 160, 175, 181, 217, 183, 201, 218, 221 и др.). Проведенный анализ литературы показал, что необходимость развития способности к психическому самоуправлению у человека наглядно проявляется по отношению к разным сферам науки и этапам жизнедеятельности, например, в учебно-воспитательном процессе. Выявлена взаимосвязь между способностью личности к психическому самоуправлению и мотивационно-волевой сферой, вскрыты механизмы нарушения регуляции самоуправления детей, имеющих трудности адаптации к школе, показана сложность психологической коррекции мотивационно-волевой сферы трудных детей. На теоретическом этапе исследования было обнаружено, что с течением времени у детей школьного возраста, в частности, младших школьников, испытывающих трудности адаптации, не наступает улучшения успеваемости, более того, происходит снижение мотивации к учебе, дисциплинированности и успеваемости. Снижение мотивации к учебе происходит также у тех учащихся, кто имел «нейтральное» отношение к учебе. Трудности же коррекции отклоняющегося поведения детей объясняются наличием фиксированной установки в сфере бессознательного. Особенностью данной установки является ее устойчивость и ригидность (18, 194, 143, 213). Разными авторами установлено, что дети, трудноадаптируемые к школе и к социальной жизни, лучше входят в жизнь, если на них оказывается внушающее воздействие средствами гипноза, аутогенной тренировки и гетеросуггестии в состоянии расслабления и бодрствования (4, 21, 67, 116, 215 и др.). Среди методов внушающего воздействия в коррекции поведения трудных детей наибольшую эффективность имеют и приемы психической саморегуляции. Однако, анализ литературы показал, что методы психической саморегуляции в основном применяются в работе с детьми среднего и старшего подросткового возраста, в то время как проблема школьной адаптации часто возникает уже в младшем школьном возрасте (52).

В ходе второго, экспериментального этапа исследования (II глава) было установлено, что дети, принимающие участие в эксперименте, до психотренинга имеют низкий уровень следующих показателей: 1) способности к психическому самоуправлению личности- 2) степени школьной адаптации (дезадаптации), выраженной слабой приспособленностью к условиям жизни в школе- 3) мотивации к учебе- 4) исследуемых волевых черт характера, а именно: настойчивости, сдержанности, ответственности, дисциплинированности- 5) исследуемых качеств исполнительности: заинтересованности, покладистости, старательного исполнения- 6) самокритичности, как интегрального результата, выражающейся в некритичном отношении к себе, своему поведению и поступкам.

С целью развития способности к психическому самоуправлению психологическое воздействие осуществлялось с помощью комбинированного метода, адаптированного нами для детей младшего школьного возраста. Данный метод сочетает в себе элементы гетеросуггестии, нейро-лингвистического программирования и аутогенной тренировки. Психологическое ио^дейотвие осуществлялось в течении 10 последовательно проведенных занятий при строго индивидуальном подходе к каждому учащемуся.

В процессе применения данного метода дети обучались некоторым элементам самовоздействия. В ходе исследования было доказано, что все исследуемые показатели изменяются с течением времени: в ходе 10 занятий и спустя 12 месяцев после них. В результате занятий в интервале до психотренинга — спустя 12 месяцев происходит достоверное изменение всех изучаемых показателей (pCO.OOl).

Следовательно, подтверждена выдвинутая нами гипотеза, что способность к психическому самоуправлению детей младшего школьного возраста со школьной дезадаптацией и повышение уровня их школьной адаптации может быть развита путем определенного комбинированного психологического воздействия и самовоздействия на мотивационно-волевую сферу.

Все это позволяет говорить о:

I. Научной новизне.

1. Впервые изучена способность к психическому самоуправлению у детей «группы риска» младшего школьного возраста, характеризующихся отчетливо выраженным дезадаптивным поведением. Как правило, эти дети отличаются низкой способностью к самоуправлению, когда последняя рассматривается как целостный интегральный показатель.

2. Установлено, что дети «группы риска» младшего школьного возраста до психотренинга имеют низкий уровень развития следующих показателей:

1) способность к психическому самоуправлению личности;

2) степени школьной адаптации (дезадаптации), выраженной слабой приспособляемостью к условиям жизни в школе;

3) мотивации к учебе;

4) исследуемых волевых черт характера, а именно: настойчивости, сдержанности, дисциплинированности;

5) исследуемых качеств исполнительности: заинтересованности, покладистости, старательного исполнения;

6) самокритичности, как интегрального результата, выражающейся в некритичном отношении к себе, своему поведению и поступкам.

3. Разработан метод для развития способности к психическому самоуправлению детей с дезадаптивным поведением младшего школьного возраста, сочетающий в себе элементы ге-теросуггестии, нейро-лингвистического программирования (НЛП) и аутогенной тренировки. Развитие психического самоуправления, мотивационно-волевой сферы в рамках предлагаемого метода осуществляется посредством более полного задействования бессознательных механизмов, чем это имеет место в традиционных методах внушения и самовнушения. В частности, применяется методика «разговор с подсознанием» и «разговор с рукой» в бодрствующем состоянии, способствующая глубокому внедрению в бессознательную сферу личности различных моделей поведения.

II. Теоретической значимости.

1. Наряду с имеющимися в общей психологии категориями: а) саморегуляция, с помощью которой чаще всего описывается сенсомоторная деятельность- 6) саморазвитие, используемое для отображения процессов изменения самого себя в психологии личностив) самоуправление, отражающее процесс воздействия на самого себя, вновь обосновывается необходимость введения понятия «психическое самоуправление личности», в котором в синтезе представлены сознательные и недостаточно осознаваемые действия личности по отношению к себе самой, а также направленность этих действий не столько на общение, деятельность, поведение, переживание, сколько на самостимулирование мотивационно-волевой сферы, ведущей к общему развитию человека.

2. Установлена взаимосвязь повышения уровня способности к психическому самоуправлению и школьной адаптации детей «группы риска» младшего школьного возраста путем гетерои аутосуггестивного воздействия на исследуемые показатели мотивационно-волевой сферы личности.

3. Создан метод развития способности к психическому самоуправлению детей младшего школьного возраста с дезадаптив-ным поведением, где показана эффективность использования элементов традиционных и нетрадиционных методов психологического воздействия внушающего характера в их игровом варианте — гетеросуггестия, аутогенная тренировка, нейро-линг-вистическоё программирование для развития способности личности к самоуправлению, повышению уровня мотивации к учебе и волевой регуляции.

III. Практической ценности.

Полученные в диссертации результаты позволяют: Использовать сконструированный автором метод для оказания психологической помощи детям младшего школьного возраста со школьной дезадаптацией в условиях психологической службы школы.

Использовать курс занятий по авторскому методу путем воздействия на мотивационно-волевую сферу детей для развития и совершенствования не только мотивации к учебе, волевой регуляции и способности к психическому самоуправлению личности, но и повышать успеваемость в школе.

Данный метод может быть адаптирован и для детей более старшего школьного возраста с целью оказания им психологической помощи. Осуществление метода более целесообразно в игровом варианте, что вызывает большой интерес у школьников и приводит к более полному развитию психического самоуправления и мотивационно-волевой сферы личности. т.

— 14 Г,.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Абульханова-Славская К. А. Деятельность и психология личности. М.: Наука, 1980.- 334 с.
  2. А.В. Себя преодолеть!- 3-е изд.- М.: Физкультура и спорт, 1985, — 192 с.
  3. Л.С. Влияние семейных конфликтов на отклоняющееся поведение подростков //Психолого-педагогические проблемы предупреждения педагогической запущенности школьников, М., 1978, — С. 35 — 38.
  4. М.А. Средства и способы предупреждения и преодоления педагогической запущенности и правонарушений школьников //Психолого-педагогические проблемы предупреждения педагогической запущенности школьников.- М., 1978.-С. 5 9.
  5. Х.М. Защита от стресса. Как сохранить и реализовать себя в современных условиях, — М.: «Мартин», «Полина», 1996.- 240 с.
  6. .Н. Психическая средовая дезадаптация несовершеннолетних.- Свердловск.: СГУ, 1986.- 160 с.
  7. .Н. К оценке психической средовой адаптации трудновоспитуемых учащихся.- Свердловск: ИУУ, 1989.- Ч.1, — 38 с.
  8. .Н. К оценке психической средовой адаптации трудновоспитуемых учащихся.- Свердловск: ИУУ, 1989, — Ч.2, — 37 с.
  9. .Г. Избранные психологические труды. В 2-х т. /Под ред. А. А. Бодалева, Б. Ф. Ломова. М.: Педагогика, 1980.- Т.1.- 230 с.
  10. . Г. Избранные психологические труды. В 2-хт. /Под ред. А. А. Бодалева и др. М.: Педагогика, 1980. -Т. 2, — 287 с.
  11. И. Анохин П. К. Очерки по физиологии функциональных систем / Акад. мед. наук СССР, М.: Медицина, 1975, — 447 с.
  12. С.Д. Диагностика ранних отклонений в поведении детей важнейшее условие предупреждения правонарушений несовершеннолетних //Психолого-педагогические проблемы предупреждения педагогической запущенности школьников. — М., 1978.- С. 10 — 16.
  13. А.Г. Деятельность и установка,— М.: Изд-во МГУ, 1979, — 150 с.
  14. Аутогенная тренировка /Под ред. А. Г. Панова.- Л.:Медицина, 1973.- 216 с.
  15. М.Я. Избранные психологические произведения. М.: Педагогика, 1975, — 432 с.
  16. Ф.В. Проблема бессознательного /0 неосознаваемых формах высшей нервной деятельности/.- М.: Медицина, 1968.- 468 с.
  17. С.А. Основы превентивной психологии.- М.: Социальное здоровье России, 1993.- 199 с.
  18. А.С. Отклонения в поведении школьников.-Свердловск: СГПИ, 1973, — 137 с.
  19. Г. С., Лобзин B.C. Психогигиеническая саморегуляция.- Л.: Медицина, 1977.- 160 с.
  20. В.М. Гипноз. Внушение. Телепатия, — М.:1. Мысль, 1994.- 365 с.
  21. Н.В. Использование специальных приемов внушения в работе с трудными детьми //Вопросы внушающего воздействия в педагогике, — Пермь, 1972, — Т.88.- С. 89 95.
  22. Л.А. Формирование нравственных установок у трудных подростков через коллективное внушение и самовнушение //Взаимосвязь убеждения и внушения в педагогическом процессе. Пермь, 1976, — Вып. 1.- С. 12 — 16.
  23. А.А. Личность и общение, М.: Междунар.пед. акад., 1995, — 328 с.
  24. Л.И. Мотивы учения детей младшего школьного возраста //Очерки психологии детей (младший школьный возраст). М., 1950.- С.162 183.
  25. Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. Психологическое исследование.- М.: Просвещение, 1968.- 464 с.
  26. Л.И. Избранные психологические труды. Проблемы формирования личности /Под ред. Д. И. Фельдштейна.-М.: Междунар.пед.акад., 1995.- 212 с.
  27. Г. Г. Психологическая характеристика моти-вационной сферы подростков-правонарушителей //Изучение мотивации поведения детей и подростков. М., 1972, — С. 259 — 348.
  28. П.И. Основы психотерапии, Л.: Медицина, 1974. -310 с.
  29. М.Н. Беседы о двтокой психиатрии.-- 2-е изд.-М.: Просвещение, 1992.- 255 с.
  30. Р. Семейная терапия, — Воронеж: НПО «Модэк», 1993, — 127 с.
  31. Р. Используйте свой мозг для изменений /Подред. Конниры Андреас и Стива Андреас- Пер. с англ.- СПб.: Ювента, 1994.- 164 с.
  32. Бэндлер Р, Гриндер Д. Гипнотические шаблоны Милтона Эриксона.- М.: Кратов и К0, 1995, — 245 с.
  33. И.А., Магомед-Эминов М.М. Мотивация и контроль за действием, М.: Изд-во МГУ, 1991, — 144 с.
  34. И.М. Ответственное отношение к учебной деятельности как способ профилактики отклоняющегося поведения подростков //Психологические проблемы выявления и коррекции отклоняющегося поведения школьников.- М., 1990.- С.125 131.
  35. Вилюнас: В. К. Психологические механизмы мотивации человека, — М.: Изд-во МГУ, 1990.- 288 с.
  36. Л.С. Собрание сочинений: В 6-и т. /Гл. ред. А. В. Запорожец.- М.: Педагогика, 1982, — Т.2. Проблемы общей психологии /Под ред. В. В. Давыдова. 504 с.
  37. Л.С. Собрание сочинений: В 6-и т. Т.3. Проблемы развития психики /Под ред. А. М. Матюшкина.- М.: Педагогика, 1983, — 366с.
  38. Л.С. Собрание сочинений. В 6-и т./Гл. ред. А. В. Запорожец.- М.: Педагогика, 1984.- Т. 4. Детская психология /Под ред.Д. Б. Элькинкина.- 432 с.
  39. Л.С. Педагогическая психология /Под ред. В. В. Давыдова. М.: Педагогика, 1991, — 480 с.
  40. Г. Ш. Формирование способности к самоуправлению психическим состоянием у студентов с высоким уровнем тревожности: Дис.. канд.психол.наук.- М., 1990.188 с.
  41. Гашева J1. В. Психорегуляция как средство ликвидации дидактогении школьников //Психическая саморегуляция, — Алма-Ата, 1974, — С. 232 233.
  42. Л.В. Предупреждение дидактогении учащихся // Педагогическое воздействие на осознаваемые и неосознаваемые компоненты психики: (Уч. зап.) /Перм.гос.пед.ин-та. -Пермь, 1975.- Т. 143, — С. 96 106.
  43. Ф.В. Влияние психологических особенностей подросткового возраста на отклоняющееся поведение несовершеннолетних //Психолого-педагогические проблемы предупреждения педагогической запущенности школьников, — М., 1978.- С. 17 26.
  44. Л.П. Моделирование состояний человека в гипнозе.- М.: Наука, 1978, — 270 с.
  45. Л.П. Общение с собой: Начала психологии активности. М.: Политиздат, 1991, — 320 с.
  46. Д., Бендлер Р. Трансформация личности. Нейро-лингвистическое программирование, — Одесса: Изд-во Ханджибей, 1995, — 352 с.
  47. А.Л., Ушакова Л. Г. Психическая саморегуляция как метод психически умственного переутомления у студентов //Психическая саморегуляция.- Алма-Ата, 1974.-С.236 238.
  48. Диагностика школьной дезадаптации: Научно- метод, пособие для учителей начальных классов и школьных психологов /Под ред. С. А. Беличевой. М.: Социальное здоровье, 1993. — 126 с.
  49. И.В. К вопросу о границах использования мотивированного самовнушения и элементов аутогенной тренировки при неврозах у детей младшего школьного возраста //Психическая саморегуляция, — Алма-Ата, 1974, — С. 146 -148.
  50. Н.М. Аутогенная тренировка в лечении некоторых неврозов у детей и подростков //Психическая саморегуляция. Алма-Ата, 1974.- С. 148 — 149.
  51. Н.В. Диагностика и коррекция мотивации учения у дошкольников и младших школьников.- М.: Изд-во Моск. ун-та, 1991.- 109 с.
  52. Л.К. К вопросу о системе воспитательной работы с трудными подростками //Факторы педагогической запущенности и психологические вопросы коррекции делинквентного поведения несовершеннолетних, — Воронеж, 1983.-С.117 120.
  53. Л.А. Психологические особенности становления нравственного поведения у младших подростков //Психологические проблемы выявления и коррекции отклоняющегося поведения школьников.- М., 1990, — С. 18 25.
  54. А.И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка: 2-е изд. доп. — М.: Просвещение, 1993.- 192 с.
  55. Л.И. Эффективность психодиагностических методов в работе с трудными подростками //Психологические проблемы выявления и коррекции отклоняющегося поведения школьников. М., 1990, — С. 77 — 82.
  56. М.М. Положение трудновоспитуемого подростка в семье //Психолого-педагогические проблемы предупреждения педагогической запущенности школьников.- М., 1978.- С. 39 48.
  57. М.М., Кацук Л. М. Особенности перевоспитания несовершеннолетних //Факторы педагогической запущенности и психологические вопросы коррекции делинквент-ного поведения несовершеннолетних, — Воронеж, 1983, — С.90- 93.
  58. Л.П. О применении аутогенной тренировки в вузе //Психическая саморегуляция.- Алма-Ата, 1974.-С. 247 -.248.
  59. В.Ф. Опыт обучения отстающих учащихся с помощью релаксации //Вопросы внушающего воздействия в педагогике, — Пермь, 1972, — Т. 88. 0.124 — 128.
  60. .Д. Психотерапия,— М.: Медицина, 1985.- 303 с.
  61. X., Клюмбиео Г. Техника релаксации /Пер. с нем. К. И. Мировского, И. М. Кельмана.- М.: Медицина, 1965, — 73 с.
  62. А.Г. Психология личности, — 3-е изд.- М.:Просвещение, 1970. 391 с.
  63. А.Г. Опыт применения убеждения и внушения при перевоспитании школьников //Вопросы внушающего воздействия в педагогике. Пермь, 1972.- Т. 88, — 0.47 — 65.
  64. В.И. Мотивы поведения и деятельности,— М.: Наука, 1988, — 192 с.
  65. В.В. Активные групповые методы как средство коррекции психологических характеристик педагогически запущенных подростков //Психологические проблемы выявленияи коррекции отклоняющегося поведения школьников.- М., 1990.- С.104 112.
  66. A.M. Йога и психическая саморегуляция // Психическая саморегуляция. Алма-Ата, 1974.- С. 55 — 56.
  67. В.Т. Девиантное поведение у подростков: социально-психологические и психиатрические аспекты. Минск: Беларусь, 1988.- 207 с.
  68. Конопкин 0.А. Психологические механизмы регуляции деятельности, — М.: Наука, 1980, — 256 с.
  69. М.Н. О влиянии учителя на формирование отклоняющегося поведения школьников //Психологические проблемы выявления и коррекции отклоняющегося поведения школьников.- М., 1980.- 0.70 76.
  70. А.И., Верцинская Н. Н. Работа с трудными детьми.- М.: Просвещение, 1966.- 160 с.
  71. А.И. Перевоспитание подростка,— М.: Педагогика, 1972.- 120 с.
  72. А.П. Трудный возраст (0 психологических особенностях младших подростков и путях решения «проблемы пятых классов»). М.: Просвещение, 1906.- 160 о.
  73. А.П. О подростках (Содержание возрастного, полового и типологического в личности младшего и старшегоподростка).- М.: Педагогика, 1970, — 272 с.
  74. А.А. Саморегуляция высшей нервной деяте льности. Рига: Изд-во АН Латв. ССР, 1964, — 291 с.
  75. А.Ю. Самосознание подростков с делинк вентным и криминальным поведением //Саморазрушающее пове дение у подростков.- Л., 1991, — С.98 101.
  76. Криминальная мотивация /Под ред. В. Н. Кудрявцевой. М.: Наука, 1986.- 303 с.
  77. В.Н. Психология внушения.- Иваново: Изд-во ун-та, 1978.- 79 с.
  78. Н.И. Методы изучения личности школьника: Учеб. пособие /Ярославль: Изд-во ун-та, 1986, — 88 с.
  79. Г. Ф. Биометрия: Учеб. пособие для биол.спец. вузов, М.: Высш.шк., 1990, — 352 с.
  80. В. JI. Искусство быть собой: индивидуальная психотехника, — М.: Знание, 1991, — 253 с.
  81. А.Н. Проблемы развития психики.- 3-е изд.-М.: Изд-во МГУ, 1972, — 575 с.
  82. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность, — М.: Политиздат, 1975, — 575 с.
  83. Леонтьев A.1I. Избранные психологические произведения: В 2-х т. М.: Педагогика, 1983.- Т.1.- 392 с.
  84. X. Аутогенная тренировка: Путь к восстановлению здоровья и работоспособности /Пер. с нем.- М.: Физ-ра и спорт, 1985.- 133 с.
  85. А.И. Педагогическая оценка и ее влияние на формирование личности неуспевающего школьника //Психологические проблемы неуспеваемости школьников. М., 1971.-С. 96 129.
  86. А.Е. Особенности саморазрушающего поведения при разных типах акцентуации характера у подростков //Саморазрушающее поведение у подростков.- Л., 1991, — С. 9 -14.
  87. О.В., Флегонтова JI. А. Поихолого-педагогичеокие основы построения воспитывающей деятельности //Психологические проблемы выявления и коррекции отклоняющегося поведения школьников, М., 1990, — С. 121 — 124.
  88. И.А., Швецова Г. Н. Психодиагностика личностных качеств школьника, — Йошкар-Ола: МИУУ., 1991.- 20 с.
  89. B.C., Решетников М. М. Аутогенная тренировка: Справ. пособие для врачей.- Л.: Медицина, 1986, — 278 с.
  90. Г. Е. Аутогенная тренировка в режиме труда.-Минск: Полымя, 1992, — 94 с.
  91. А.В. Оптимизация психического состояния студентов с помощью приемов психической саморегуляции //Взаимосвязь осознаваемых и неосознаваемых компонентов психики в педагогическом процессе, Пермь, 1980, — С. 20 — 26.
  92. А.В. Основные положения релакоопедичеокого обучения в высшей школе //Взаимосвязь осознаваемых и неосознаваемых компонентов психики в педагогическом процессе, Пермь, 1982, — С. 85 — 91.
  93. В.Л. Об экзогенном внушении, как методе повышения эффективности аутогенной тренировки //Психическая саморегуляция.- Алма-Ата, 1974.- С. 72 73.
  94. М.В. Мотивация учения младших школьников.-М.: Педагогика, 1984.- 144 с.
  95. М.В. Изучение и формирование мотивации учения у младших школьников. Волгоград: ВГПИ, 1993.- 72 с.
  96. Методики для изучения особенностей личности школьников/Составители: Н. М. Пейсахов, А. П. Кашин, Г. Ш. Габдрее-ва, М. Н. Шевцов. Казань: Изд-во КГУ, 1991, — 36 с.
  97. Н.А. Послесловие //Психологические проблемы неуспевающих школьников. М., 1971.- С.253 264.
  98. И.Б., Вершинина Г. В. Трудные ступени: профилактика антиобщественного поведения, — М.: Просвещение, 1990.- 143 с.
  99. .К. Дифференцированное применение психорегуляции в процессе формирования мотивов учения старшихшкольников //Психическая саморегуляция, — Алма-Ата, 1974.-С. 260 262.
  100. .К. Управление психическим состоянием учащихся с помощью релаксопедии //Взаимосвязь осознаваемых и неосознаваемых компонентов психики в педагогическом процессе.- Пермь, 1979, — С. 11 25.
  101. .К. Усвоение учебного материала релаксопедическим способом как основа для организации проблемного обучения //Взаимосвязь осознаваемых и неосознаваемых компонентов психики в педагогическом процессе.- Пермь, 1980, — С. 54 64.
  102. С.Ю. Гипноз, — Нижний Новгород: НМИ., 1993.-287 с.
  103. П.А. Психодиагностика трудных подростков // Факторы педагогической запущенности и психологические вопросы коррекции делинквентного поведения несовершеннос-летнихЛ Воронеж, 1983, — С. 11 16.
  104. И.А. Педагогическая запущенность и правонарушения школьников //Психолого-педагогические проблемы предупреждения педагогической запущенности школьников.-М., 1977.- С. 44 49.
  105. Р.С. Психология: В 2-х кн. Кн.1. Общие основы психологии.- М.: Просвещение: Владос, 1994.- 576 с.
  106. ИЗ. Немов Р. С. Психология: В 2-х кн. Кн. 2. Психология образования.- М.: Просвещение: Владос, 1994, — 496 с.
  107. Не^ов Р. С. Психология. В 3-х кн. Кн.З. Экспериментальная психология и психодиагностика.- М.: Просвещение: Владос, 1995.- 512 с.
  108. Г. С. Самоконтроль человека,— Л.: Изд-во ЛГУ, 1989, — 192 с.
  109. А.С. Психорегуляция в системе работы по преодолению негативного отношения к учению //Экспериментальное изучение педагогического внушения, — Пермь, 1973.-Т.116.- С.90 100.
  110. А.С. Определение оптимальной продолжительности' курса психорегулирующей тренировки в целях формирования положительного отношения к учению у трудных подростков //Психическая саморегуляция.- Алма-Ата, 1974.-С.262 264.
  111. А.С. Формирование нравственных установок поведения и деятельности трудных школьников //Педагогическое воздействие на осознаваемые и неосознаваемые компоненты психики: (Уч. зап.) /Перм. гос. пед. ин-т. Пермь, 1975.- Т.143.- С. 107 — 133.
  112. А.С. Условия реализации внушенных установок в нравственном поведении трудных подростков //Взаимосвязь убеждения и внушения в педагогическом процессе.-Пермь, 1976, — Вып. 1.- 0.96 106.
  113. Общая и дифференциальная психодиагностика: Учебно-методическое пособие /Сост.: JI. Б. Шнейдер. М.: Институт молодежи, 1994.- 354 с.
  114. Овчинникова 0.В. Гипноз в экспериментальном исследовании личности, — М.: Изд-во МГУ, 1989, — 229 с.
  115. В.Г. Психорегулирующая тренировка (ПРТ) и пси-хорегулирующее поведение (ПРУ) в процессе обучения //Психическая саморегуляция, — Алма-Ата, 1974.- С.264 266.
  116. А.К. Саморегуляция деятельности школьника иформирование активной личности, М.: Знание, 1986, — 80 е.- (Новое в жизни, науке, технике. Сер. «Педагогика и психология" — N 6).
  117. Отстающие в учении школьники (Проблемы психического развития) /Под ред. З. И. Калмыковой, И. Ю. Кулагиной. М.: Педагогика, 1986, — 208 с.
  118. И.П. Избранные произведения,— М.: Политиздат, 1951.- 582 с.
  119. И.П. Избранные труды,— Л.: Учпедгиз., 1954.417 с.
  120. И. П. Двадцатилетний опыт объективного изучения высшей нервной деятельности (поведения) животных.-М.: Наука, 1973, — 659 с.
  121. Педагогический словарь: В 2-х т. Т. 1 /Пел ред. И. А. Каирова. М.: Изд-во Акад. пед. наук, I960. — 774
  122. Н. М. Саморегуляция и типологические свойства нервной системы.- Казань: Изд-во КГУ, 1974, — 253 с.
  123. Н.М. Теория, методика и практика психсфизи-ологических исследований в высшей школе //Теоретические и прикладные исследования по психологии.- Казань: Изд-во КГУ, 1977.- С. 4 40.
  124. Н.М. Психологическая служба в вузах и проблемы самоуправления //Проблемы самоуправления в системе психологической службы вузов.- Казань: Изд-во КГУ, 1983.-С.З 14.
  125. Н.М. Закономерности динамики психических явлений, — Казань: Изд-во КГУ, 1984, — 234 с.
  126. Н.М., Шевцов М. Н. Практическая психология. Казань: Изд-во КГУ, 1991, — 117 с.
  127. Н. Самовнушение в древности и сегодня /Пер.с болг.' А. М. Корсун. М.: Прогресс, 1986.- 141 с.
  128. А.В. Введение в психологию.- М.: Издат. центр „Академия“, 1995.- 496 с.
  129. A.M. Типичные педагогические ошибки в учебно -воспитательной работе с „трудными“ подростками //Психолого-педагогические проблемы предупреждения педагогической запущенности школьников. М., 1978, — С. 54 — 56.
  130. Л.И., Пискун В. М., Хоружий С. Н. О методах коррекции поведения недисциплинированных учащихся //Факторы педагогической запущенности и психологические вопросы коррекции делинквентного поведения несовершеннолетних. Воронеж, 1983.- С. 94 — 99.
  131. К.И. Слово как физиологический и лечебный фактор. Вопросы теории и практики психотерапии на основе учения И. П. Павлова. М.: Медгиз., 1962.- 532 с.
  132. К.К. Осознанное и неосознанное в формировании личности //Педагогическое воздействие на осознаваемые и неосознаваемые компоненты психики: (Уч.зап.) / Перм. гос.пед. ин-т. Пермь, 1975.- Т. 143, — С. З — 18.
  133. К. К. Структура и развитие личности, М.: Наука, 1986.- 254 с.
  134. Подосян 0.С. Социальная деформация личности как результат неблагополучных семейных воздействий //Факторы педагогической запущенности и психологические вопросы коррекции делинквентного поведения несовершеннолетних. -Воронеж, 1983.- С. 41 44.
  135. JI.M. Психология самодеятельного творчества студентов. Казань: КГУ, 1990, — 235 с.
  136. Г. М. К проблеме организации самовоспитания несовершеннолетних правонарушителей //Факторы педагогической запущенности и психологические вопросы коррекции делинквентного поведения несовершеннолетних. Воронеж, 1983.- С. 104 — 110.
  137. Практикум по общей психологии /Под ред. А. И. Щербакова.- М.: Просвещение, 1979.- 302 с.
  138. Прохоров А.0. Методы психической саморегуляции: Учеб пособие /Казан.гос.пед.ин-т.- Казань: КГПИ, 1390.- 107 о.
  139. Психологические особенности самосознания подростка / Под ред. М. И. Борищевского.- Киев: Вища школа, 1980, — 167 с
  140. Психологическая профилактика недисциплинированного поведения учащихся: Учеб.метод.пособие /Под ред. Л.И.Про-колиенко, В. А. Татенко.- Киев: Вища школа, 1989, — 254 с.
  141. Психология развивающейся личности /Под ред. А. В. Петровского.- М.: Педагогика, 1987.- 240 с.
  142. Психология. Словарь /Под ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского.- 2-е изд., испр. и доп.- М.: Политиздат, 1990, — 494 с.
  143. Н.В. Релаксация как эффективное средство овладения структурой языка //Педагогическое воздействие наосознаваемые и неосознаваемые компоненты психики: (Уч. зап.)/Перм. гос. пед. ин-т. Пермь, 1975, — Т. 143, — С. 59 -63.
  144. М.В. О некоторых психологических причинах демонстративно-отклоняющегося поведения подростков //Психологические проблемы выявления и коррекции отклоняющегося поведения школьников, М., 1990.- С. 45 — 53.
  145. В.Л. Гипнотическое состояние сознания как форма психического отражения //Психологический журн.-1982, — Т. З, N 4.- С. 104 114.
  146. В.Л. Роль гипноза в стимуляции психологических условий творчества //Психологический журнал, 1983.-Т.4. N 1.- С. 106 115.
  147. В.Л. Гипноз и постгипнотическая инерция как модель исследования творчества //Психологический журн.-1992, — Т. 13, N 3, — С. 102 111.
  148. В.Л. Гипноз как резервный механизм психического развития //Антропологическая психология и гипнология в профессиональной подготовке и оздоровлении человека. Майкоп, 1992.- С. 54 — 55.
  149. М. Помощь трудным детям /Пер. с англ.- Общ. ред. А. С. Спиваковской.- М.: Прогресс, 1987, — 424 с.
  150. Э.Г. Влияние релаксопедии на управление процессом усвоения иностранного языка //Взаимосвязь убеждения и внушения в педагогическом процессе, — Пермь, 1976.-ВЫП. 1.- С. 40 49.
  151. Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании: Учеб.пособие.- М.: Владос, 1995, — 529 с.
  152. А.С. Самовнушение и его влияние на организм человека: (Эксперим. теорет. и клинико-практ. исследования).- Алма-Ата: Казахстан, 1970.- 199 с.
  153. А.С. Психическая саморегуляция, ее значение, возможности //Психическая саморегуляция.- Алма-Ата, 1973.- С. 5 8.
  154. А.С. Психическая саморегуляция, психическая регуляция и обучение //Психическая саморегуляция.- Алма-Ата, 1973.- С.281 284.
  155. А.С. Об обучении психической саморегуляции в детском и юношеском возрасте //Психическая саморегуляция. Алма-Ата, 1974, — С. 83 — 87.
  156. А.С. Экспериментально теоретические и прикладные вопросы психической саморегуляции //Психическая саморегуляция, — Алма-Ата, 1974.- С. 5 — 14.
  157. С.Л. Проблемы общей психологии /Отв. ред. Е. В. Шорохова.- 2-е изд.- М.: Педагогика, 1976.- 416 с.
  158. С.Л. Основы общей психологии: В 2-х т.
  159. Акад. пед. наук СССР, М.: Педагогика, 1989, — Т.1.- 485 с
  160. С.Л. Основы общей психологии: В 2-х т. /Акад. пед. наук СССР, М.: Педагогика, 1989, — Т.2, — 322 с.
  161. Л.И., Соловьева А. Е. Психология самовоспитания: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов.- М.: Просвещение, 1982.- 143 с.
  162. Руководство по психотерапии /Под ред. В. Е. Рожнова.-3-е изд.- Ташкент: Медицина, 1985, — 719 с.
  163. Руководство практического психолога: психическое здоровье детей и подростков в контексте психологической службы /Под ред. И. В. Дубровиной. М.: Издат. центр „Академия“, 1995.- 170 с.
  164. Н.Н. Психологические особенности формирования правосознания подростков //Психологические проблемы выявления и коррекции отклоняющегося поведения школьников, — М., 1990, — С. 144 146.
  165. А.С. Релаксопедическое усвоение знаний как база для творческой работы учащихся //Взаимосвязь осознаваемых и неосознаваемых компонентов психики в педагогическом процессе. Пермь, 1979.- С. 48 — 54.
  166. A.M. О применении аутогенной тренировки здоровыми лицами //Психическая саморегуляция. Алма-Ата, 1973.- С. 333 — 334.
  167. A.M., Шумилов Ю. Б. О влиянии аутогенной тренировки на эмоциональную устойчивость в экстремальных условиях //Психическая саморегуляция.- Алма-Ата, 1973.-С. 335 336.
  168. А.И., Тарарухин С. А. Несовершеннолетние с отклоняющимся поведением.- Киев: Вища школа, 1981, — 238 с.
  169. В.И. Избранные психологические произведения (воля, ее развитие и воспитание).- Рязань: Рязанский пед. ин-т, 1992.- 576 с.
  170. И.М. Рефлексы головного мозга, М.: Изд-во АМН СССР, 1952.- 231 С.
  171. П.И. Саморазрушающее поведение у подростков как интегральное качество девиантного образа жизни //Саморазрушающее поведение у подростков.- Л., 1991, — С. 15 -21.
  172. Э.М. Некоторые организационные и дидактические проблемы суггестивной методики в процессе обучения иностранному языку в техническом вузе //Психическая саморегуляция в педагогическом процессе, Пермь, 1977, — С. 30 — 35.
  173. Л. С. Дети с эффектным поведением, М.: Просвещение, 1966, — 149 с.
  174. А. П. Психотерапия, внушение, гипноз.-Киев: Здоров’я, 1982, — 373 с.
  175. И.И., Донченко Н. М. Психическая саморегуляция у подростков с психастенией и астеническим развитием личности //Психическая саморегуляция.- Алма-Ата, 1974.- С. 209 210.
  176. Л.В. Самовнушение как компонент самовоспитания' в процессе преодоления некоторых негативных качеств личности школьника //Взаимосвязь осознаваемых и неосознаваемых компонентов психики в педагогическом процессе. Пермь, 1982.- С. 33 — 45.
  177. В.Г. Индивидуальный подход к трудным школьникам: Учеб.пособие.- 2-е изд., испр. и доп.- М.: МПУ, 1995.- 320 с.
  178. Л. Д. Основы психологии.- Ростов-на-Дону: Логос, 1995.- 646 с.
  179. В.А. Психолого-педагогические механизмы коррекции отклоняющегося поведения учащихся //Факторы педагогической запущенности и психологические вопросы коррекции делинквентного поведения несовершеннолетних.- Воронеж, 1983.- С. 76 82.
  180. O.K. Гипнология как метод психологического исследования творчества //Антропологическая психология и гипнология в профессиональной подготовке и оздоровлении человека. Майкоп, 1992.- 59 с.
  181. К. Переживание образов: Высшая ступень аутогенной тренировки /Пер. с нем. М.: Эйдос, 1994.- 79 с.
  182. Трудный подросток: причины и следствия /Под ред. В. А.
  183. Татенко.- Киев: Рац. шк., 1985, — 175 с.
  184. В.Л. К проблеме проявления трудновоспитуемос-ти в подростковом возрасте //Психологические проблемы выявления. и коррекции отклоняющегося поведения школьников.-М., 1990, — С. 4 6.
  185. Д.Н. Психологические исследования.- М.: Наука, 1966.- 451 с.
  186. А. А. Доминанта. М., Л.: Наука, 1966.- 273 с.
  187. Д.И. Проблема возрастной и педагогической психологии. М.: Междунар.пед. акад., 1995, — 368 с.
  188. А.Т. Разработка методов психической саморегуляции операторов автоматических систем управления предприятиями (АСУП) //Психическая саморегуляция, — Алма-Ата, 1974, — С. 287 289.
  189. А.Т. Аутогенная тренировка.- 2-е изд.- Киев: Здоров’я, 1987.- 126 с.
  190. Л.Б. Контактное взаимодействие условие и средство оптимизации процесса воспитания //Психолого-педагогические проблемы предупреждения педагогической запущенности школьников. — М., 1978, — С. 27 — 30.
  191. Л.Б. Проблемы диагностики отрицательных свойств личности правонарушителя //Факторы педагогической запущенности и психологические вопросы коррекции делинквентного поведения несовершеннолетних.- Воронеж, 1983.-С. 5 10.
  192. Формирование интереса к учению у школьников /Под ред. А. К. Марковой. М.: Педагогика, 1986, — 192 с.
  193. Фрейд 3. Психология бессознательного: Сб. произведений.- М.: Просвещение, 1989, — 448 с.
  194. Г. С. Из опыта работы по предупреждению правонарушений подростков //Психолого-педагогические проблемы предупреждения педагогической запущенности школьников. М., 1978. — С. 80 — 84.
  195. П.А. Преодоление негативизма старших подрос-, тков к общественно полезному труду методом педагогического внушения в состоянии релаксации и путем аутотренинга //Вопросы внушающего воздействия в педагогике, — Пермь, 1972.- Т. 88, — С. 96 114.
  196. X. Мотивация и деятельность: В 2-х т. Т. 1 /Пер. с нем.: Под ред. Б. М. Величковского. М.: Педагогика, 1986, — 392 с.
  197. X. Мотивация и деятельность. В 2-х т. Т. 2. /Пер. с нем.: Под ред. Б. М. Величковского. М.: Педагогика, 1986, — 392 с.
  198. Н.В., Пахомов Ю. В. Психотренинг: игры и упражнения, — М.: Физ-ра и спорт, 1988.- 268 с.
  199. .М. Преодоление повышенной тревожности у школьников при помощи психической саморегуляции //'Взаимосвязь осознаваемых и неосознаваемых компонентов психики в педагогическом процессе. Пермь, 1979, — С. 26 — 36.
  200. Н.М. Применение аутогенной тренировки при психологической подготовке спортсменов //Психическая саморегуляция.- Алма-Ата, 1973.- С. 339 342.
  201. И.В., Каткова Л. С. Некоторые данные об использовании активного самовнушения (АС) в детской психоневрологии //Психическая саморегуляция.- Алма-Ата, 1973.-С. 262 264.
  202. Ю.В. Юридическая психология.- М.: Юрист, 1995.- 256 с.
  203. И.Е. Внушение в педагогическом процессе.-Пермь: ПГПИ, 1971, — 305 с.
  204. И.Е. Внушение в системе методов педагогического воздействия //Вопросы внушающего воздействия в педагогике.- Пермь, 1972, — Т. 88.- С. З 25.
  205. И.Е. Диагностика и нормализация пограничных состояний в школьной практике //Взаимосвязь осознаваемых и неосознаваемых компонентов психики в педагогическом процессе, Пермь, 1980.- С. З — 19.
  206. И.Е. Аутогенная тренировка в воспитательной практике //Взаимосвязь осознаваемых и неосознаваемых компонентов психики в педагогическом процессе.- Пермь, 1982, — С. З 13.
  207. С.А., Чугунова Т. Л. Системные основания диагностического подхода в психологической коррекции отклоняющегося поведения в ранней юности //Психологические проблемы выявления и коррекции отклоняющегося поведения школьников, — М., 1990, — С.147 150.
  208. Л. Непознанное в психике человека /Пер. с фр. Общ. ред. Ф. В. Бассина. М.: Прогресс, 1982, — 311 с.
  209. Л. Гипноз /Пер. с фр. М.: Медицина, 1992,-о.
  210. В.И. Опыт использования внушения в работес импульсивными подростками //Вопросы внушающего воздействия в педагогике, Пермь, 1972, — Т. 88, — С. 79 — 88.
  211. И.Г. Аутогенная тренировка /Пер. с нем.: Под ред. В. Е. Рожнова. М.: Медицина, 1985.- 31 с.
  212. Г. Страхи здоровых детей /Пер. с нем. Ю. Лу коянова'. М.: Знание, 1981.- 192 с.
  213. Э.Г., Кулаков С. А., Черемисин О. В. камора зрушающее поведение у подростков: пути исследования, проблемы и разработка методов психотерапии //Саморазрушающее поведение у подростков. Л., 1991, — С. 112 — И"7.
  214. Д.Б. Избранные психологические труды. Проблемы возрастной и педагогической психологии /Под ред. Д. И. Фельдштейна.- М.: Междунар.пед.акад., 1995.- 224 с.
  215. Autoqenes Traininq // O.Bach. Tascher. buch psychi-atrischer Theraple.- Leipzlq, 1983.- S.170 173.
  216. Bio Medizin. Alles uber die moderne Naturheilp-raxis.- Berlin, 1983, — 551 p.
  217. Daly R.J. Relaxation // Psychiatry in med. Practice /Ed. by R.G. Priest.- London, 1982, — 299 p.
  218. Evans F.J. Posthypnotic Amnesia and the Temporary Disruption of Retrival Processes. „Hypnosis in the Seventies“.- Orebro, 1975, — P.49 58.
  219. Heln J. Gesprachsychotherapie. Forschung praxis -ausbildinq.- Berlin, 1981.- 242 p.
  220. Hilgard E.R. Neo-aissociation Theory: Multiple Cognitive Controls in Hypnosis //Hypnosis in the Seventies: The Materials the V Ith International Congress for Hypnosis. Orebro, 1975, P. 7 — 14.
  221. Hock Kurt Gruppenpsychotherapie. Einfuhrunq und Aspekte. 2 Auflage.- Berlin, 1978, — 180 p.
  222. Konlq w, die Pol G., Schaffee G. Autogenes Training. Eln Grundris.- Jena, 1979.- 174 p.
  223. Lacroiz J.M. Biofeedack and relaxtion in the treatment of migraine headaches: comparative effectiveness and physiological correlates //J. Neurol., Neurosurg. a. Psyc-hiat.- 1983.- Vol. 46, — P. 525 532.
  224. Mac Phoil, W.D. Family therapy in the community. -Oxford: Heinemann professional Publ, 1988, — 190 p.
  225. Nace А.Т., Pand E. and Orne M.T. Fate of an Uncom-pleled Posthypnotic Suggestion //Journal of Abnor. Psychol, Jine.» 1970, — Vol. 75, N3, — P. 278 285.
  226. Raikov V.L. Theoretical Substantiation of Deep Hypnosis // Amer J. Clinical Hypnosis.- 1975.- Vol. 18.-P. 23 27.
  227. Raikov V.L. Theoretical Analysis of deep Hypnosis Creative activity of hypnotized Subjects into transformed selfconsciusness //Amer J.Clinic. Hypnosis.- 1977, — Vol 19, N 4.- P. 214 220
  228. Raikov V. L. Specifie Features of Suggested Anesthesia in some Forms of Hypnosis in Which the Subject is Active //J.Clinical and Exptl Hypnosis.- 1978.- Vol. 26, N 3.- P. 158 166.
  229. Raikov V.L. Hypnotic age regression to the neonatal period comparison s with role playing // J. Clinic and Exp. Hypnosis. 1982, — Vol. 30, N 20.- P. 108 — 116.
  230. Raikov V.L. Creativite et Hypnose //Perspectives Psychiariquers. 1983.- Vol. 11, N 91.- P. Ill — 118.
Заполнить форму текущей работой