Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Изучение и коррекция родительских отношений к детям младшего дошкольного возраста группы риска по отклонениям развития

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Теоретический анализ научной литературы по исследуемой проблеме выявил, что во всех психологических исследованиях отмечается поляризация родительского отношения к ребенкуподчеркивается фундаментальное влияние родительских отношений на его развитие. Однако практически не изучено влияние характера родительских отношений на психическое развитие ребенка-дошкольника. Как правило, исследователи… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Теоретический анализ проблемы родительских отношений к детям и их влияния на психическое развитие дошкольников с наличием и отсутствием в анамнезе диагноза ПП ЦНС
    • 1. 1. Проблема родительских отношений к детям в зарубежной и отечественной психологии
      • 1. 1. 1. Проблема родительских отношений к детям в зарубежной психологии
      • 1. 1. 2. Проблема родительских отношений к детям в отечественной психологии
    • 1. 2. Влияние характера родительских отношений к детям, их тендерного аспекта на психическое развитие ребенка
    • 1. 3. Родительские отношения к детям и их роль в психическом развитии детей с ПП ЦНС
  • Глава II. Экспериментальное изучение родительских отношений к детям и их влияния на психическое развитие дошкольников трехлетнего возраста
    • 2. 1. Организация опытно-экспериментальной работы
      • 2. 1. 1. Обоснование выбора методики для изучения родительских отношений к детям
      • 2. 1. 2. Диагностическая программа оценки уровня психического развития дошкольников
      • 2. 1. 3. Комплектование экспериментальных групп и этапы проведения эксперимента
    • 2. 2. Сравнительное изучение характера родительских отношений к дошкольникам с наличием и отсутствием в анамнезе диагноза ППЦНС
    • 2. 3. Тендерный аспект родительских отношений к дошкольникам, имеющим в анамнезе диагноз ПП ЦНС
    • 2. 4. Влияние характера родительских отношений на психическое развитие дошкольников с диагнозом ПП ЦНС в анамнезе
  • Глава III. Комплекс мероприятий, рекомендуемых по психолого-педагогической коррекции родительских отношений к дошкольникам трехлетнего возраста с наличием в анамнезе диагноза ПП ЦНС

Изучение и коррекция родительских отношений к детям младшего дошкольного возраста группы риска по отклонениям развития (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Известно, что разнообразие вариантов психического развития ребенка — дошкольника зависит от ряда условий и причин, важнейшими из которых являются: состояние здоровья (соматического, нервно — психического) — сформированность ведущей, а также других типичных для данного возраста видов деятельностисоциальная ситуация развития ребенка (круг общения и характер взаимоотношений «взрослый — ребенок», «ребенок — ребенок» в семье, обществе в целом).

Следует отметить, что сегодня в детской популяции неуклонно растет число детей, имеющих диагноз «перинатальное поражение центральной нервной системы» (ПП ЦНС). Многие исследователи указывают, что ранние органические поражения ЦНС играют большую роль в этиологии нервных и психических расстройств у детей (G. Tardieu, F. J. Schreiber, С. В. Courville, Б. В. Лебедев, Ю. И. Барашнев, Л. Ю. Долгина, Л. Т. Журба, Е. М. Мастюкова).

В результате могут возникнуть симптомы приостановки и задержки темпа развития познавательных функций, в том числе мышлениясимптомы недоразвития и задержки развития речипсихомоторикирасстройства в эмоционально-волевой сфере, которые проявляются в нарушениях коммуникативной функции, повышенной возбудимости, невротических реакцияхсиндром мышечной гипотонии с дальнейшим формированием сколиозов и др. (А. Homburger, М. О. Гуревич, Б. Н. Клоссовский, М. С. Певзнер, А. А. Рассказова, М. В. Саидова, А. Ю. Ратнер, J1. А. Захирина, Н. Ф. Бережная).

Тем не менее, поражение центральной нервной системы не исключает последующего нормального развития ребенка, психическое развитие которого в значительной мере зависит от ранней диагностики мозговых поражений и от своевременности и правильности лечения. Однако, как это часто имеет место, по достижении такими детьми возраста одного года они снимаются с медицинского учета, и дальнейший путь их психического развития, как показывает анализ литературных источников, целенаправленно не отслеживается. В поле зрения медицинских работников эти дети попадают вновь уже в возрасте 6−8 лет в связи с проблемами школьной незрелости или дезадаптации (Л. П. Уфимцева, Н. А. Симонова, Т. К. Окладникова, 1996).

Что касается социальной ситуации развития дошкольника с 1111ЦНС, то и в этой области отсутствуют сведения, в частности об особенностях родительских отношений, которые оказывают решающее влияние на ребенка. Известно, что неблагоприятный психологический климат в семье негативным образом сказывается на психическом развитии и здоровье детей (3. ФрейдD. W. Winnicot, М. КляйнА. Адлер, J. Bowlby, А. А. Бодал ев, В. В. Столин, А. И. Захаров, Д. Н. Исаев, Й. Лангмейер, 3. Матейчек, Э. Эриксон и др.).

Учитывая вышесказанное, к группе риска в рамках нашего исследования отнесены дети младшего дошкольного возраста, имевшие в анамнезе диагноз 7777 ЦНС, в связи с риском возможных отклонений в их развитии.

Таким образом, актуальность исследования на социально-педагогическом уровне определяется несоответствием между социальной значимостью рассматриваемой проблемы и недостаточностью ее изученности в специальной психологии.

В связи с выше сказанным можно констатировать, что знание особенностей родительских отношений к детям — дошкольникам, имеющим в анамнезе диагноз ПП ЦНС, поможет спланировать целенаправленную работу с семьей по созданию благоприятного психологического климата, способствующего полноценному психическому и личностному развитию таких детей, что обусловливает актуальность исследования на научно-теоретическом уровне.

На научно-методическом уровне актуальность исследования обусловлена необходимостью разработки программы оценки родительских отношений к детям 3-х летнего возраста с диагнозом ПП ЦНС (в анамнезе) и уровня их психического развития, а также специального комплекса коррекционных мероприятий по нормализации родительских отношений с такими детьми.

На основе анализа актуальности и указанного несоответствия выделена проблема исследования: особенности родительских отношений к детям трехлетнего возраста, имеющим в анамнезе диагноз lili ЦНС, их возможное влияние на психическое развитие этих детей и пути коррекции родительских отношений.

Актуальность выявленной проблемы и указанного несоответствия определили тему исследования: «Изучение и коррекция родительских отношений к детям младшего дошкольного возраста группы риска по отклонениям развития».

Цель исследования: изучить особенности родительских отношений к детям и их влияние на психическое развитие дошкольников, имеющих в анамнезе диагноз 1111 ЦНС, и разработать комплекс коррекционных мероприятий.

Объект исследования: родительские отношения к детям и их роль в психическом развитии детей дошкольного возраста.

Предмет исследования: выявление особенностей и коррекция родительских отношений к детям дошкольного возраста, имеющим в анамнезе ППЦНС.

Исходя из анализа актуальности, цели, объекта и предмета исследования, мы выдвинули следующую гипотезу:

— признавая общие закономерности нормального и отклоненного развития, предполагаем, что психическое развитие детей дошкольного возраста с ПП ЦНС (в анамнезе) во многом будет определяться своеобразием и особенностями родительского отношения, знание и учет которых могут стать основой профилактики и коррекции неблагоприятных типов родительских отношений;

— коррекция родительских отношений к детям младшего дошкольного возраста с диагнозом 1111 ЦНС (в анамнезе) предполагает разработку комплекса специальных мероприятий, учитывающих особенности психического развития детей данной категории и типы родительских отношений в семьях.

Цель и гипотеза определили постановку задач исследования.

1. Провести теоретический анализ литературных источников по проблеме родительских отношений и их влияния на психическое развитие дошкольников, в том числе имеющих в анамнезе диагноз 1111ЦНС.

2. Разработать диагностическую программу для оценки родительских отношений к детям и психического развития детей — дошкольников 3-х летнего возраста.

3. Провести сравнительное изучение родительского отношения к детям дошкольного возраста с наличием и отсутствием в анамнезе диагноза 1JLL1 ЦНС.

4. Выявить особенности психического развития детей дошкольного возраста, имеющих в анамнезе 1Ш ЦНС, и воспитывающихся в семьях с различным типом родительских отношений.

5. Разработать комплекс коррекционных мероприятий, направленных на оптимизацию родительских отношений в семьях, имеющих детей дошкольного возраста с диагнозом 1111 ЦНС в анамнезе с учетом установленных закономерностей.

Методологическую основу исследования составили:

— работы по системному подходу (О. JI. Алексеев, В. В. Коркунов, В. Н. Садовский, Б. Г. Юдин);

— зарубежные и отечественные теории фундаментального влияния родительских отношений на психическое развитие ребенка (3. и А. Фрейд, М. Кляйн, К. Юнг, Э. Эриксон, К. Хорни, Э. Фромм, К. Роджерс, Д. Боулби, М. Эйнсворт, X. Кохут, А. А. Бодалев, В. В. Столин, А. С. Спиваковская, А. Я. Варга, Э. Г. Эйдемиллер, В. В. Юстицкис, и др.).

— теоретические исследования в области изучения объективных законов развития психики, общих и специфических закономерностей психического развития ребенка (JI. С. Выготский, JI. И. Божович, Д. Б. Эльконин, В. Н. Мясищев, А. Ф. Лазурский и др.);

— теория деятельности (А. Н. Леонтьев, А. В. Петровский), указывающая на роль совместной деятельности с окружающими людьми, характера взаимоотношений с ними в процессе формирования личности ребенка;

— теория культурно-исторического развития высших психических функций JL С. Выготского, а также научные труды его последователей (Д. Б. Эльконина, А. А. Бодалева, А. Н. Леонтьева, С. Л. Рубинштейна, М. И. Лисиной) — теоретические положения в области психиатрии, педиатрии, перинатальной психологии, выделяющие в качестве основной причины нервно-психических заболеваний детского возраста повреждения нервной системы вследствие внутриутробной патологии и родовых травм (Г. Е. Сухарева, Т. И. Покровская, Р. М. Нарицына, В. В. Ковалев и др.).

Для решения поставленных задач применялся следующий комплекс методов исследования:

• теоретические методы (проблемно-ориентированный анализ, позволивший сформулировать исходные положения исследованияпонятийно-терминологический анализ психологической, медицинской литературы, применявшийся для описания категориального поля проблемы);

• эмпирические методы (наблюдение, анкетирование, беседа, сбор анамнеза, тестирование);

• методы математической статистики (сравнение выборок по U-критерию Манна-Уитнианализ взаимозависимости признаков на основе расчета коэффициента корреляции Спирмена посредством компьютерной статистической программы Statgraphics Plus v.2.1.).

Опытно-экспериментальная база и этапы диссертационного исследования. Экспериментальной базой явились 14 дошкольных образовательных учреждений и Центр диагностики и консультирования № 9 Центрального района г. Красноярска. Исследование проводилось поэтапно: 2003;2004 гг. — анализ литературных источниковпостановка цели, гипотезы, задач исследованияразработка и апробация диагностического инструментария- 2005;2007 гг. — проведение констатирующего эксперимента и статистическая обработка результатов- 2008 г. — оформление диссертационного исследования.

Обоснованность и достоверность результатов обеспечена исходными методологическими и теоретическими положениями отечественной психологиииспользованием взаимосвязанного комплекса теоретических и эмпирических методов, адекватных целям и задачам исследованиясистемностью исследовательских процедур, репрезентативностью выборкиуглубленным качественным и количественным анализом полученных данных, применением методов математической статистикиличным участием автора на всех этапах эксперимента.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования.

1. Осуществлен сравнительный анализ характера родительских отношений к детям — дошкольникам 3-х лет с наличием и отсутствием в анамнезе диагноза ПП ЦНС.

2. Выявлена специфика родительских отношений к детям, имеющим в анамнезе диагноз ПП ЦНС, выражающаяся в большей частоте проявления неблагоприятных типов отношений.

3. Установлены закономерности родительских отношений к детям, имеющим в анамнезе диагноз 1111 ЦНС, в зависимости от тендерной принадлежности родителя и ребенка.

4. Определена зависимость между типом родительского отношения и показателями психического развития детей, имеющих в анамнезе диагноз 1111 ЦНС.

5. Разработан и научно обоснован комплекс коррекционных мероприятий, направленных на формирование педагогической культуры родителей и коррекцию «Яобраза» детей, имеющих в анамнезе диагноз 1111 ЦНС, навыков их общения со взрослыми с учетом установленных закономерностей.

Практическая значимость исследования заключается в возможности использования полученных данных для профилактики депривации дошкольников, имеющих в анамнезе диагноз ПП ЦНС, в семьях с целью обеспечения их полноценного психического и личностного развития.

Выявленные особенности родительских отношений к детям дошкольного возраста с диагнозом ПП ЦНС в анамнезе, имеют важное значение для:

• практических психологов дошкольных учреждений, школ с целью организации профилактических, а в случае необходимости и коррекционных мероприятий, способствующих оптимизации психического и личностного развития детей, имеющих в анамнезе диагноз ПП ЦНС;

• практики консультирования и оказания психологической помощи семье посредством обогащения знаний родителей о роли детско-родительских отношений в полноценном психическом и личностном развитии детей с учетом тендерных и возрастных особенностей.

Полученные данные могут явиться основой для разработки учебно-методических пособий, курса лекций, семинаров и практических занятий по коррекционной психологии и педагогике для студентов вузов и слушателей системы повышения квалификации работников образования.

Апробация результатов исследования. Основные теоретические положения и результаты диссертационного исследования докладывались и обсуждались на заседаниях кафедры коррекционной педагогики института специальной педагогики Красноярского государственного педагогического университета им. В. П. Астафьева, кафедр коррекционной педагогики, специальной психологии Уральского государственного педагогического университетапленарных и секционных заседаниях региональных конференций практических психологов Красноярского края (2005;2007 гг.) — региональных педагогических чтениях по коррекционной педагогике (2006 г.) — Красноярском городском форуме психологов (2007г.) — V Всероссийской научной конференции «Образование и социализация личности в современном обществе» (Красноярск, 2007г) — II Всероссийской научно-практической конференции «Психологическая наука и практика образования: современные тенденции» (Красноярск, 2008 г.).

Полученные экспериментальные данные использовались автором при чтении лекций и проведении практических занятий со студентами.

Красноярского государственного педагогического университета, в процессе работы в Центре диагностики и консультирования № 9 г. Красноярска.

Основные результаты проведенного исследования отражены в 14 публикациях автора.

Положения, выносимые на защиту:

1. Утверждаем, что спецификой родительских отношений к младшим дошкольникам, с диагнозом ПП ЦНС в анамнезе, по сравнению с детьми, у которых данный диагноз отсутствует, являются более частые проявления неблагоприятных их типов: «социально нежелательного отношения» со стороны обоих родителей, «симбиоза» — со стороны отцов, «отвержения» — со стороны матерей.

2. Отмечаем наличие выраженной тендерной зависимости в родительских отношениях к дошкольникам, имеющим в анамнезе диагноз ПП ЦНС.

3. Существует взаимосвязь между типом родительских отношений и показателями психического развития ребенка, имеющего в анамнезе диагноз ПП ЦНС: при неблагоприятных родительских отношениях чаще выявляется несформированность «Яобраза» ребенка и недостаточность навыков общения со взрослыми.

4. Утверждаем, что комплекс коррекционных мероприятий, предложенный с учетом закономерностей, выявленных на основе разработанной программы изучения особенностей родительских отношений и психического развития детей, позволит оптимизировать: процесс формирования педагогической культуры родителей и навыков общения со взрослыми детей, имеющих в анамнезе диагноз ПП ЦНС, коррекцию «Я-образа» этих детей.

Структура и объем диссертации

Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка, включающего 235 наименований, 10 приложений, 4 таблиц, 18 рисунков. Основное содержание исследования изложено на 175 страницах, общий объем работы — 269 страниц.

Заключение

.

1 .Теоретический анализ научной литературы по исследуемой проблеме выявил, что во всех психологических исследованиях отмечается поляризация родительского отношения к ребенкуподчеркивается фундаментальное влияние родительских отношений на его развитие. Однако практически не изучено влияние характера родительских отношений на психическое развитие ребенка-дошкольника. Как правило, исследователи отмечают лишь сам факт негативного влияния неблагоприятных типов родительского отношения, не вдаваясь в содержательное описание и не конкретизируя, какие именно линии психического развития ребенка и в каком конкретно возрасте при этом затрагиваются. Практически отсутствуют сведения, касающиеся тендерных особенностей родительских отношений и их влияния на психическое развитие детей 3-х летнего возраста, имеющих в анамнезе диагноз ПП ЦНС, что делает эту проблему крайне актуальной.

2. Для изучения родительских отношений и определения их роли в психическом развитии дошкольников, имеющих в анамнезе диагноз ППЦНС, были, во-первых, отобраны надежные и валидные психодиагностические методики, не требующие больших энергетических и временных затрат при их реализации и интерпретации полученных данныхво-вторых, организовано поэтапное экспериментальное исследование на базе дошкольных учреждений Центрального района и Центра диагностики и консультирования № 9 г. Красноярска.

3. Сравнительное изучение характера родительских отношений к дошкольникам с наличием и отсутствием в анамнезе диагноза ППЦНС выявило следующие особенности: «социально нежелательный образ родительского отношения» оба родителя проявляют намного чаще к детям с диагнозом ПП ЦНС в анамнезе, «симбиоз» проявляют чаще отцы, матери — «отвержение».

4. Исследование тендерного аспекта родительского отношения к детям, имеющим в анамнезе диагноз 1111 ЦНС, позволило определить зависимость родительских отношений к дошкольникам от тендерной принадлежности родителя и ребенка: отцы чаще, чем матери, проявляют к детям «авторитаризм», «социально нежелательный образ родительского отношения», матери — «симбиоз» и отношение по типу «маленький неудачник». Родители проявляют социально нежелательное отношение чаще к мальчикам, а «симбиоз», «авторитаризм» и отношение по типу «маленький неудачник» чаще к девочкам, причем, наиболее неблагоприятный характер отношений оба родителя проявляют к девочкам, нежели к мальчикамматери проявляют неблагоприятные типы отношений к детям чаще, чем отцы.

5. Изучение особенностей психического развития дошкольников, воспитывающихся в семьях с различным типом родительских отношений и имеющих в анамнезе диагноз ГТПЦНС, позволило установить следующее. У детей из семей с неблагоприятным типом родительских отношений низкий уровень психического развития отмечается чаще, в сравнении с детьми, воспитывающимися в семьях с благоприятным типом отношений, причем неблагоприятные родительские отношения оказывают большее негативное воздействие на психическое развитие мальчиковнеблагоприятные отношения отцов оказывают негативное воздействие в основном на психическое развитие мальчиков.

Определена зависимость между типом родительского отношения и отдельными показателями психического развития детей, имеющих в анамнезе диагноз 1111 ЦНС: неблагоприятные отношения матерей к девочкам и обоих родителей к мальчикам оказывают негативное воздействие чаще всего на сформированность навыков общения с взрослыми и «Яобраза».

Выявлены также типы неблагоприятных родительских отношений, оказывающих негативное воздействие на большее количество показателей психического развития: это отношения матерей к девочкам по типу «симбиоз» и «маленький неудачник» и отношения родителей к мальчикам по типу «авторитаризм» и «маленький неудачник».

6. Предложен научно обоснованный комплекс коррекционных мероприятий, направленных на формирование педагогической культуры родителей и навыков общения со взрослыми детей, имеющих в анамнезе диагноз ПП ЦНС, на коррекцию «Яобраза» этих детей с учетом установленных закономерностей, что будет способствовать созданию благоприятного психологического климата в семье и предотвращению искажения в психическом развитии ребенка — дошкольника с наличием в анамнезе диагноза 1111 ЦНС.

Показать весь текст

Список литературы

  1. , Т. Д. Нормативный подход к исследованию личности детей дошкольного возраста / Т. Д. Абдурасулова // Психолог в детском саду. 2006. — № 4. — С. 3−22.
  2. , Н. Н. Роль матери и отца в развитии ребенка в раннем детстве / Н. Н. Авдеева // Дошкольное воспитание. 2005. — № 3. — С. 101−108.
  3. , Н. Н. Роль матери и отца в развитии ребенка в раннем детстве / Н. Н. Авдеева // Дошкольное воспитание. 2005. — № 7. — С. 117−122.
  4. , А. Понять природу человека / А. Адлер. СПБ.: Академический проект, 1997. — 256 с.
  5. , JI. И. Ранняя комплексная помощь детям с отклонениями в развитии как одно из приоритетных направлений современной специальной (коррекционной) педагогики / JI. И. Аксенова // Дефектология. 2002. — № 3. -С. 9−20.
  6. , О. Л. Системный подход как методологическая основа научного познания / О. Л. Алексеев, В. В. Коркунов // Специальное образование: Научно-методический журнал / Урал. гос. пед. ун-т- Ин-т спец. обр-я. Екатеринбург, 2002. — № 1. — С. 6−17.
  7. , Ю. Е. Проблемы усвоения ролей мужчины и женщины // Ю. Е. Алешина, А. С. Волович // Вопросы психологии. 1991. — № 4. — С. 74−82.
  8. , Б.Г. Человек как предмет познания / Б. Г. Ананьев // Избранные психологические труды: в 2 т. М.: Педагогика, 1980. — Т. 1. — С. 16−178.
  9. , Б.Г. К постановке проблемы развития детского самосознания / Б. Г. Ананьев // Избранные психологические труды: в 2 т. — М.: Педагогика, 1980.-Т. 2.-С. 103−127.
  10. , А. Психологическое тестирование: в 2 т. / А. Анастази. М.: Педагогика, 1982. — 652 с.
  11. , Л. А. Психологические особенности детско-родительских отношений в этносе, проживающем в диаспоре и на исконной территории: дис.. канд. психол. наук. / Андреева Лариса Алексеевна М., 2000. — 143 с.
  12. , Г. А. Особенности развития эмоционально-ценностного отношения к ребенку у женщин с отягощенной беременностью / Г. А. Арина, Е. Б. Айвазян, М. В. Маклакова // Дефектология. 2003. — № 4. — С. 59−66.
  13. , Е. А. Влияние семейного воспитания на развитие ребенка / Е. А. Архин // Семья и школа. 1976. — № 8. — С. 24−26.
  14. , А. Г. Психология личности / А. Г. Асмолов. М.: МГУ, 1990. -367 с.
  15. , К. Н. Оценочный компонент материнского отношения / К. Н. Белогай, О. В. Зинченко // Психолог в детском саду. — 2005. № 4. — С. 57−66.
  16. , А. С. Возрастная педагогика / А. С. Белкин Екатеринбург, 1999.-271 с.
  17. , М. А. К вопросу о клинико-психологической составляющей в современной перинатальной психологии / М. А. Беребин, М. А. Нечаева // Журнал практического психолога. 2005. — № 1. — С. 185−190.
  18. , Е. Ребенок как целостность / Е. Бережковская, Е. Е. Кравцова, Е. Бармашова // Дошкольный психолог. 2005. — № 1. — С. 2−7.
  19. , Э. Три аспекта личности: хрестоматия по психологии личности / Э. Берн. Самара, 2002. — 280 с.
  20. , Р. Развитие Я концепции и воспитание / Р. Берне. — Москва: Прогресс, 1986.-422 с.
  21. , А. А. Психология межличностных отношений / А. А. Бодалев. -М, 1979.
  22. , А. А. Восприятие и понимание человека человеком / А. А. Бодалев. М., 1982.
  23. , М. Г. Руководство для практических психологов и других специалистов, работающих с детьми раннего дошкольного возраста / М. Г. Борисенко. СП-б.: Паритет, 2002.
  24. , Н. Ю. Практикум по развитию мыслительной деятельности у дошкольников: учеб. пособие / Н. Ю. Борякова, А. В. Соболева, В. В. Ткачева. -М.: Гном Пресс, 2000. — 64 с.
  25. , Д. Привязанность / Д. Боулби. — М.: Гардарики, 2003. 447 с.
  26. , Н. Н. Роль матери и отца в развитии ребенка в раннем детстве / Н. Н. Бочарова // Дошкольное воспитание. — 2005. — № 5. С. 110−116.
  27. , Г. М. Половые различия и современное школьное образование / Г. М. Бреслав, Б. Н. Хасан // Вопросы психологии. 1990. — № 3. — С. 64−69.
  28. , JI. Ф. Словарь справочник по психологической диагностике / JL Ф. Бурлачук, С. М. Морозов. — Киев: Наунова Думчек, 1989. — 184 с.
  29. , Г. В. Теоретические вопросы возрастно психологического консультирования / Г. В. Бурменская // Психолог в детском саду. — 2001. — № 1— 2. — С. 3−32.
  30. , М. И. Ребенок из неблагополучной семьи: Записки психиатра / М. И. Буянов. М.: Просвещение, 1988. — 207 с.
  31. , К. Жить с агрессивными детьми / К. Бютнер. М., 1991.
  32. , А. Я. Структура и типы родительского отношения: автореф. дис.. канд. психол. наук: 19.00.01 / Варга Анна Яковлевна. М. МГУ, 1987. — 25 с.
  33. , Д. Дела семейные / Д. Варга. М.: Педагогика, 1986. — 160 с.
  34. , Д. Радости родительских забот / Д. Варга. М.: Прогресс, 1983. — 199 с.
  35. , И. В. Нравственные координаты внутрисемейного сознания / И. В. Василенко, Н. В. Коваленко // Мужчина и женщина в современном мире: Меняющиеся роли и образы. М., 1999. Т. 1. — С. 141−145.
  36. , Л. А. Психология / Л. А. Венгер, В. С. Мухина. М.: Просвещение, 1988. — 336 с.
  37. , Л. А. Психическое развитие ребенка в процессе совместной деятельности / Л. А. Венгер//Вопросы психологии. — 2001.- № З.-С. 17−26.
  38. , Д. В. Разговор с родителями / Д. В. Винникот. М.: Класс, 1997.- 112 с.
  39. Власова, 3. И. Особенности отношений ребенка с близкими взрослыми и познавательное развитие детей в период кризиса трех лет / 3. И. Власова // Психолог в детском саду. 2006. — № 4. — С. 36- 45.
  40. , Б. С. Закономерности психического развития детей в вопросах и ответах / Б. С. Волков, Волкова Н. В. М.: ТЦ Сфера, 2003. — 112 с.
  41. , Е. И. Трудные дети или трудные родители? / Е. И. Волкова. — М.: Профиздат, 1992. 96 с.
  42. Вопросы физиологии и патологии центральной нервной системы человека и животных в онтогенезе: сб. науч. тр. / под ред. В. В. Парина. — М.: Медгиз, 1961.- 224 с.
  43. , Л. С. Собрание сочинений: в 6 т. — М.: Педагогика, 1983. — Т. 3: Проблемы развития психики. — 368 с.
  44. , Л. С. Вопросы детской психологии / Л. С. Выготский. -СПб.: СОЮЗ, 1997.-224 с.
  45. , Л. С. Психология развития ребенка / Л. С. Выготский. М.: Смысл, 2003.-512 с.
  46. , Л. С. Этюды по истории поведения:Обезьяна. Примитив. Ребенок / Л. С. Выготский, А. Р. Лурия. М.: Педагогика — Пресс, 1993- 224 с.
  47. , JI. С. Собрание сочинений: в 6 т. — М.: Педагогика, 1982. -Т. 1: Вопросы теории и истории психологии — 487 е., Т. 4: Детская психология, 1984. —432 с.
  48. , Л. С. Собрание сочинений: в 6 т. М.: Педагогика, 1983. -Т. 5: Основы дефектологии. — 369 с.
  49. , А. С. Психическое и физическое развитие. Ребенок от трех до пяти лет / А. С. Галанов. М.: Аркти, 2002.
  50. , Л. Н. Ступени общения: от года до шести / Л. Н. Галигузова, Е. О. Смирнова. -М.: ИНТОР, 1996. 160 с.
  51. , В. И. Неврозы и их лечение / В. И. Гарбузов, А. И. Захаров, Д. Н. Исаев.-Л. 1977.-272 с.
  52. , В. И. Нервные и трудные дети / В. И. Гарбузов. М.: ACT -СПб.: Астрель, 2005.
  53. , Ю. Б. Общаться с ребенком. Как? / Ю. Б. Гиппенрейтер. М.: МАССМЕДИА, 1995 — 240 с.
  54. , Е. Л. Характеристика родительской компетентности как фактора нормативного развития детей раннего возраста / Е. Л. Горлова // Психолог в детском саду. 2006. — № 4. — С. 59−65.
  55. , Е. В. Психология обучения письму / Е. В. Гурьянов. — М.: АПН РСФСР, 1950. 264 с.
  56. , Т. А. Ошибки родителей / Т. А. Дела. М.: Прогресс, 1993. — 133 с.
  57. , И. Г. Тест «Нарисуй человека». Руководство / И. Г. Демидова, О. Л. Соколова, В. И. Чирков. научн. центр «Психодиагностика», 1992. — 36 с.
  58. , Л. Н. К систематизации психологических воздействий в педагогическом общении / Л. Н. Дичковская // Психология: республ. межведомств, научн. сб., вып. 10. Минск: Народная асвета, 1990.
  59. , Е. Д. Обучающе диагностическая система для исследования высших психических функций у детей / Е. Д. Дмитрова, И. П. Лукашевич, В. М.
  60. Шкловский // Практическая психология и логопедия. 2005. — № 1(12). — С. 5- 13.
  61. , Н. А. Влияние факторов семейной ситуации на эмоциональное развитие дошкольника / Н. А. Довгая // Психолог в детском саду. 2006. — № 4. — С. 66−76.
  62. Дощицина, 3. В. Оценка степени готовности детей к обучению в школе в условиях разноуровневой дифференциации / 3. В. Дощицина. — М.: Новая школа, 1994. 48 с.
  63. , В. Н. Психология семьи / В. Н. Дружинина. М.: КСП, 1996.- 160 с.
  64. , Э. Г. Влияние стилевых особенностей семейного воспитания на складывающийся тип младшего школьника : автореф. дис.. канд. психол. наук / Дугарова Э. Г. — Иркутск, 1995. 18 с.
  65. Дунаева, 3. М. К вопросу об организации медико-психолого-педагогической помощи детям раннего возраста с отклонениями в развитии / 3. М. Дунаева, Л. И. Ростягайлова // Дефектология. 2003. — № 4. — С. 34−35.
  66. , Ю. В. Отцовство как психологический фактор развития личности : автореф. дис.. канд. психол. наук / Евсеенкова Ю. В. — Новосибирск, 2006. 18 с.
  67. , В. Д. Мальчики и девочки два разных мира / В. Д. Еремеева, Т. П. Хризман. — М.: Линка-Пресс, 1998. — 181 с.
  68. , Н. С. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников / Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова, Т. Б. Филичева. Екатеринбург, 1990. — 238 с.
  69. , А. В. Избранные психологические труды: в 2 т. / Психическое развитие ребенка. М.: Педагогика, 1986. — Т. 1. — 320 с.
  70. , А. И. Психотерапия неврозов у детей и подростков / А. И. Захаров. Л.: Медицина, 1982. — 215 с.
  71. , А. И. Как преодолеть страхи у детей / А. И. Захаров. М.: Педагогика, 1986. — 109 с.
  72. , А. И. Детские неврозы / А. И. Захаров. СПб.: Респекс 1995. — 192 с.
  73. , А. И. Предупреждение отклонений в поведении ребенка / А. И. Захаров. 3-е изд., испр. — СПб.: Союз, 1997. — 224 с.
  74. , Е. И. Особенности эмоциональной стороны детско-родительского взаимодействия / Е. И. Захарова // Психолог в детском саду. — 2002.- № 1. — С. 3−28.
  75. , Е. И. Диагностика характера детско-родительских отношений в пробе на совместную деятельность / Е. И. Захарова, О. А. Карабанова // Психолог в детском саду. 2002. — № 1. — С. 41−60.
  76. , Л. А. Особенности развития старших дошкольников при перинатальной патологии ЦНС / Л. А. Захирина, Н. Ф. Бережная // Вопросы психологии. 2004. — № 5. — С. 20−25.
  77. , О. Л. Семейная педагогика и домашнее воспитание / О. Л. Зверева, А. Н. Ганичева. М.: Академия, 1999. — 160 с.
  78. , М. Семья и личность / М. Земска, М., 1986. — 133 с.
  79. , В. В. Психология детства / В. В. Зеньковский. — Екатеринбург: Деловая книга, 1995. 348 с.
  80. , Ф. Застенчивость / Ф. Зимбардо. М.: Педагогика, 1991. -207 с.
  81. , М. В. Влияние стиля родительского воспитания на развитие предпосылок мировоззрения у детей дошкольного возраста / М. В. Зиновьева // Психологическая наука и образование. 2001. — № 1.
  82. Исследования по проблемам возрастной и педагогической психологии: сб. науч. тр. / под общ. ред. М. И. Лисиной. М., 1980. — 168 с.
  83. , Д. Н. Принципы оценки психического развития. Психодиагностика и коррекция детей с нарушениями и отклонениями развития / Д. Н. Исаев. СПб., 2001. — 256 с.
  84. , В. Е. Преодоление: неконтактный ребенок в семье / В. Н. Каган. СПб., Фолиант, 1996. — 155 с.
  85. , О. А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования / О. А. Карабанова — М.: Гардарики, 2006. 319 с.
  86. Кашкова, JL Вопросы теории / JI. Каткова // Дошкольное воспитание. — 2002. № 7. — С. 69−72.
  87. , Р. Как на самом деле любить детей / Р. Кемпбелл. М., 1992.
  88. , О. Тяжелые личностные расстройства. Стратегии психотерапии / О. Кернберг. М., 2000.
  89. , И. С. Тендерная социализация / И. С. Клецина. СПб.: РГПУ им. А. И. Герцена, 1998.
  90. , В. В. Психиатрия детского возраста / В. В. Ковалев. 2-е изд., испр. и доп. — М.: Медицина, 1995. — 560 с.
  91. , С. В. Психология современной семьи / С. В. Ковалев. М.: Просвещение, 1988. — 208 с.
  92. , Н. В. Влияние детско-родительских отношений на уровень тревожности детей старшего дошкольного возраста / Н. В. Козловская // Психолог в детском саду. 2005. — № 4. — С. 85−96.
  93. Коррекционная помощь детям раннего возраста с органическим поражением ЦНС в группах кратковременного пребывания / под. ред. Е. А. Стребелевой. -М.: Экзамен, 2004. 164 с.
  94. Кон, И. С. Ребенок и общество / И. С. Кон. М.: Академия, 2003. — 336 с.
  95. , А. В. Эмоциональная сфера ребенка при депривации отцовского влияния / А. В. Косов, О. В. Мазина // Психолог в детском саду. 2006. — № 4. -С. 77−95.
  96. , Е.В. Особенности родительского отношения к соматически больным детям старшего дошкольного возраста: дис. .канд. психол. наук: 19.00.13 / Котова Елена Владиславовна. Казань, 2003. — 179 с.
  97. , Е.В. Детско-родительские отношения в различных типах семей : монография. Красноярск: РИО КГПУ им. В. П. Астафьева, 2004. — 156 с.
  98. , X. Восстановление самости / X. Кохут. М., 2002. — 315 с.
  99. , А. Д. Эмоциональное развитие дошкольников / А. Д. Кошелева. М.: Академия, 2003.
  100. , Г. Психология развития / Г. Крайг. СПб.: Питер, 2000. — 992 с.
  101. , JT. В. Психологическое воздействие / JI. В. Куликов. Иваново, 1982.
  102. , В. Н. Проблема отношений личности в трудах В.Н. Мясищева / В. Н. Куницина, В. Н. Панферов // Психологический журнал. — 1992.-Т. 13.-№ 3.- 140 с.
  103. ЮЗ.Курек, Н. С. Эмоциональное общение матери и дочери как фактор формирования аддиктивного поведения в подростковом возрасте / Н. С. Курек // Вопросы психологии. 1997. — № 2. — С. 48−61.
  104. , А. Ф. Избранные труды по общей психологии / А. Ф. Лазурский. СПб.: Алетейя, 2001. — 192 с.
  105. , Й. Психическая депривация в детском возрасте / Й. Лангмейер, 3. Матейчек. Прага, 1984.
  106. , П. Эмоциональное развитие детей и подростков / П. Лафренье. СПб.: Прайм -Еврознак, 2004. — 250 с.
  107. , И. Ю. Психологическое изучение детей с отклонениями в развитии / И. Ю. Левченко, Н. А. Киселева. — М.: Коррекционная педагогика, 2005.- 139 с.
  108. А. Н. Леонтьев и современная психология / под ред. А. В. Запорожца. -М., 1983.-288 с.
  109. , А. Н. Деятельность. Сознание. Личность / А. Н. Леонтьев. -М., 1977.-304 с.
  110. , М. И. Проблемы онтогенеза общения / М. И. Лисина. М.: Педагогика, 1986. — 144 с.
  111. , М. И. Общение, личность и психика ребенка / М. И. Лисина. -М.: Институт практической психологии, 1997. 384 с.
  112. М.И., Капчеля Г. И. Общение со взрослыми и психологическая подготовка детей к школе / Изд-во «ШТИИНЦА», 1987. 136 с.
  113. , М. И. Влияние общения со взрослыми на психическое здоровье ребенка / М. И. Лисина // Дошкольное воспитание. 1982. — № 8. — С. 43--47.
  114. , М. И. Психология самопознания у дошкольников / М. И. Лисина, А. И. Силвестру. Кишинев: ШТИИНЦА, 1983. — 112 с.
  115. , А. Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков / А. Е. Личко.-Л., 1983.
  116. Луковцева, 3. В. Психическое развитие недоношенного младенца / 3. В. Луковцевва, Л. Л. Баз // Вопросы психологии. 1999. — № 6. — С. 29−35.
  117. , А. А. Очерки психического развития ребенка / А. А. Люблинская. М., 1959. — 546 с.
  118. , А. А. Учителю о психологии младшего школьника / А. А. Люблинская. М.: Просвещение, 1977. — 224 с.
  119. , О. П. Психологическая зависимость подростков от родителей : автореф. дис.. канд. психол. наук / Макушина О. П. М., 2001.
  120. Малкина-Пых, И. Г. Тендерная терапия / И. Г. Малкина-Пых. М.: Эксмо, 2006. — 928 с.
  121. , С. С. Особенности детско-родительских отношений в семьях: тендерный аспект / С. С. Малявина, О. А. Пивцайкина // Психолог в детском саду. 2006. — № 3. — С. 93- 103.
  122. , Т. Д. Диагностика психического развития детей: пособие по практической психологии. М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 1998. — 176 с.
  123. , Е. М. Особенности психического развития детей, перенесших асфиксию при рождении / Е. М. Мастюкова // Невропатология и психиатрия. 1967. — № 10. — С. 1552−1556.
  124. , JI. Г. Что я могу узнать о своем ребенке / Л. Г. Матвеева, И. В. Выбойщик, Д. Е. Мякушкин. М.: АСТ-ПРЕСС, 1997. — 320 с.
  125. Матейчек, 3. Родители и дети / 3. Матейчек. -М.: Просвещение, 1 992 320 с.
  126. Мид, М. Культура и мир детства / М. Мид. М., 1988. — 429 с.
  127. , В. М. Диагностика и коррекция характерологических свойств личности / В. М. Минияров. Самара: Корпорация «Федоров», 1997. — 119 с.
  128. , В. Н. Основные проблемы и современное состояние психологии отношений человека / В. Н. Мясищев // Психологическая наука в СССР. М.: Акад.пед.наук РСФСР, 1960. Т. 2.
  129. , В. Н. Проблема личности и отношений человека / В. Н. Мясищев // Мат-лы совещаний по психологии. М.: АПН, 1957.
  130. , В. Б. Практическая психология в работе с детьми с задержкой психического развития : пособие. М.: ВЛАДОС, 2004. -126 с.
  131. М. Семейная терапия. Концепции и методы / М. Николе, Р. Шварц. М.: Эксмо, 2004. — 960 с.
  132. , Н. А. Оценка физического и нервно-психического развития детей раннего и дошкольного возраста / Н. А. Ноткина, Л. И. Казьмина, Н. Н. Бойнович. СПб.: 1998. — 32 с.
  133. , Н. Развитие личности ребенка / Н. Ньюкомб. СПб.: Питер, 2002. — 640 с.
  134. , Л. Ф. Детская (возрастная) психология / Л. Ф. Обухова. М.: Рос. пед. агентство. 1996. — 374 с.
  135. Общая психодиагностика / под. ред. А. А. Бодалева, В. В. Столина. М.: 1987.-305 с.
  136. , Л. Н. Третий год жизни: особенности возраста / Л. Н. Павлова // Дошкольное воспитание. 2005. — № 2. — С. 113—117.
  137. , Л. Н. О взаимодействии семейного и общественного воспитания детей раннего возраста / Л. Н. Павлова // Дошкольное воспитание. — 2002.-№ 8.-С. 8−13.
  138. , О. Н. Теория привязанности. Стили привязанности и особенности ее нарушения / О. Н. Павлова // Психологическая наука и образование. 2002. — № 5. — С. 59−64.
  139. Педагогическая диагностика в детском саду / Е. Г. Юдина и др. М.: Просвещение, 2002.
  140. , А. В. Психология развивающейся личности / А. В. Петровский. М., 1987. — 238 с.
  141. , А. В. Психология и тактика семейного воспитания / А. В. Петровский. М., 1981. — 95 с.
  142. Подготовка к школе детей с задержкой психического развития / под ред. С. Г. Шевченко. М.: Школьная Пресса, 2005. — 96 с.
  143. , М. В. Детские взаимоотношения в контексте теории привязанности / М. В. Покатаева // Психологическая наука и образование. — 2002. № 4. — С. 63- 68.
  144. , Т. И. Сомато-психическое развитие детей в зависимости от антенатального периода / Т. И. Покровская, Р. М. Нарицына. М.: Медицина, 1978.- 176 с.
  145. Нб.Психолого-педагогическая диагностика / под. ред. И. Ю. Левченко, С. Д. Забрамной М.: Академия, 2003.
  146. Психодиагностика: теория и практика / под. ред. Н. Ф. Талызиной. М.: Прогресс, 1986. — 206 с.
  147. Развитие социальной уверенности у дошкольников / под. ред. M. М. Безруких. М.: ВЛАДОС, 2003. — 224 с.
  148. , М. Помощь трудным детям / М. Раттер. М., 1999. — 430 с.
  149. Развитие общения дошкольников со сверстниками // под ред. А. Г. Рузской, — М.: Педагогика, 1989. 215 с.
  150. , Д. Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты / Д. Я. Райгородский. Самара: БАХРАХ, 1998. — 672 с.
  151. , Н. И. Психология личности / Н. И. Рейнвальд. — М.: Ун-т дружбы народов, 1987. 196 с.
  152. , Е. Г. Готовность слабослышащих детей дошкольного возраста к обучению в школе / Е. Г. Речицкая, Е. В. Пархалина. М.: Владос, 2000.- 191 с.
  153. , Е. И. Настольная книга практического психолога: учеб. пособие — М.: ВЛАДОС, 1996. 529 с.
  154. , К. Взгляд на психотерапию. Становление человека / К. Роджерс. -М.: Прогресс, 1994.-478 с.
  155. , А. К. Проблема детско-родительских отношений в зарубежной психологии / А. К. Рубченко // Психолог в детском саду. 2005. — № 2.-С. 84−98.
  156. , А. К. Подходы к проблеме детско-родительских отношений в отечественной психологии / А. К. Рубченко // Психолог в детском саду. 2005. — № 4. — С. 98−114
  157. , С. Л. Проблемы общей психологии / С. Л. Рубинштейн -2-е изд. М.: Педагогика, 1976. — 416 с.
  158. , В. Как строить себя и свою семью / В. Сатир. Педагогика — Пресс, 1992.-192 с.
  159. , Н. Я. Диагностический комплект. Исследование особенностей развития познавательной сферы детей дошкольного и младшего школьного возрастов / Н. Я. Семаго, M. М. Семаго. М.: АРКТИ, 2000. — 32 с.
  160. Семья в психологической консультации: Опыт и проблемы психологического консультирования / под. ред. А. А. Бодалева, В. В. Столина. -М.: Педагогика, 1989. 208 с.
  161. , Е. В. Методы математической обработки в психологии / Е. В. Сидоренко. — СПб: Социально-Психологический центр, 1996. — 349 с.
  162. , Н. Ю. Психолого-педагогическая коррекция детско-родительских отношений / Н. Ю. Синягина. М.: ВЛАДОС, 2001. — 96 с.
  163. Словарь практического психолога / сост. С. Ю. Головин. Минск: Харвест- М.: ООО «Издательство ACT», 2001. — 800 с.
  164. , Е. О. Развитие теории привязанности (по материалам работ П. Криттенден) Е. О. Смирнова, Р. Радева // Вопросы психологии. 1999. — № 1.-105 с.
  165. Е. О. Теория привязанности: концепция и эксперимент / Е. О. Смирнова // Вопросы психологии. 1995. — № 3. — С. 139−150.
  166. , Е. О. Межличностные отношения дошкольников: Диагностика, проблемы, коррекция / Е. О. Смирнова, В. М. Холмогорова. М.: ВЛАДОС, 2003.- 160 с.
  167. , Е. Т. Влияние на самооценку нарушений эмоциональных контактов между родителем и ребенком и формирование аномалий личности / Семья и формирование личности / Е. Т. Соколова. — М.: Просвещение, 1981. -96 с.
  168. , Е. Т. Самосознание и самооценка при аномалиях личности / Е. Т. Соколова. -М.: МГУ, 1989. 213 с.
  169. , М. В. Особенности родительского отношения на разных возрастных этапах развития ребенка: дис.. канд. психол. наук: 19.00.13 / Соколова Мария Владимировна. — М., 2003. 155 с.
  170. , А. С. Как быть родителями: о психологии родительской любви / А. С. Спиваковская. М.: Педагогика, 1986. — 160 с.
  171. , А. С. Профилактика детских неврозов (комплексная психологическая коррекция) / А. С. Спиваковская. — М.: МГУ, 1988. 200 с.
  172. Справочник по психологии и психиатрии детского и подросткового возраста / под. ред. С. Ю. Циркина. СПб.: Питер, 1999. — 752 с.
  173. , В. В. О некоторых принципах психологического консультирования / Семья и формирование личности / В. В. Столин. — М.: Просвещение, 1981. — 96 с.
  174. , Л. Д. Психология / Л. Д. Столяренко. СПб.: Лидер, 2006 — 592 с.
  175. , Е. А. Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста : метод, пособие. — М.: Просвещение, 2004.- 164 с.
  176. , Г. Е. Лекции по психиатрии детского возраста / Г. Е. Сухарева. М.: Медицина, 1974. — 320 с.
  177. , В. В. О некоторых проблемах семей, воспитывающих детей с отклонениями в развитии / В. В. Ткачева // Дефектология. 1998. — № 4. — С. З
  178. , Г. А. Практикум по дошкольной психологии / Г. А. Урунтаева, Ю. А. Афонькина. М.: Академия, 1998. 304 с.
  179. , О. Н. Методические рекомендации по использованию комплекта практических материалов «Лилия» / О. Н. Усанова. М.: НПЦ Коррекция, 1994. — 76 с.
  180. , Д. И. Психология развития личности в онтогенезе / Д. И. Фельдштейн. М., 1989. — 206 с.
  181. , Д. И. Детство как социально-психологический феномен и особое состояние развития / Д. И. Фельдштейн // Вопросы психологии. — 1998.- № 1.-С. 3−20.
  182. , Г. Я тебя понимаю, но я тебе этого не скажу / Г. Фигдор // Психологическая наука и образование. — 1998. — № 1. С. 59−74.
  183. , А. Норма и патология детского развития / А. Фрейд. М., 1990.
  184. , А. Война и дети / А. Фрейд, Д. Берлингем // Развитие личности.- 2004. № 3. — С. 184−208.
  185. Фрейд, 3. Психология бессознательного / З.Фрейд. — Новосибирск, 1997.- 552 с.
  186. Фрейд, 3. Детская сексуальность и психоанализ детских неврозов / А. Фрейд, 3. Фрейд. СПб.: Институт Психоанализа, 1997. — 378 с.
  187. , Э. Иметь или быть? / Э. Фромм. М., 1998. — 393 с.
  188. , Э. Душа человека / Э. Фромм. М.: Республика, 1998. — 429 с.
  189. , Э. Л. Некоторые особенности развития и поведения детей с перинатальным поражением нервной системы / Э. Л. Фрухт, Р. В. Тонкова-Ямпольская // Дефектология. 2003. — № 4. — С. 24−27.
  190. , К. Наши внутренние конфликты: конструктивная теория невроза / К. Хорни // Психоанализ и культура. М., 2007. — 218 с.
  191. , Л. Теория личности (Основные положения, исследования и применение) / Л. Хьелл. СПб.: Питер Пресс, 1997. — 608 с.
  192. , О. Б. Особенности материнского отношения к ребенку с интеллектуальным недоразвитием / О. Б. Чарова, Е. А. Савина // Дефектология.- 1999.- № 5.
  193. , А. В. Интегративная модель системной семейной психотерапевтической диагностики / А. В. Черников. — М., 1997. — 160 с.
  194. , Е. В. Психологическая защита личности в системе детско-родительского взаимодействия: дис.. канд. психол. наук / Чумакова Е. В. -СПб.: 1996.- 184 с.
  195. , Н. П. Асфиксия новорожденных / Н. П. Шабалов, В. К. Ярославский, Д. А. Ходов, В. А. Любименко. Л.: Медицина, 1990. — 192 с.
  196. , Е. В. Воспитание и обучение детей с ММД и ПТТТОГТ / Е. В. Шарапановская. М.: ТЦ Сфера, 2005. — 96 с.
  197. , Н. Д. Ранняя помощь детям с отклонениями в развитии. Успехи и опасения / Н. Д. Шматко // Дефектология. 2003. — № 4. — С. 11- 17.
  198. С.Н. Формирование психолого-педагогической культуры родителей: дис. .канд. психол. наук / Щербакова С. Н. -М., 1998. 218 с.
  199. , Э. Г. Психология и психотерапия семьи / Э. Г. Эйдемиллер, В. В. Юстицкис. 2-е изд., доп. — СПб.: Питер, 2002. — 656 с.
  200. , Д. Б. Психология игры / Д. Б. Эльконин. 2-е изд. — М.: Владос, 1999.-359 с.
  201. , Д. Б. Избранные психологические труды / Д. Б. Эльконин. -М.: Педагогика, 1989. 571 с.
  202. , Э. Детство и общество / Э. Эриксон. 2-е изд. — СПб.: ACT, Фонд «Университетская книга», 1996. — 592 с.
  203. , В. В. Семья и ребенок с «особыми нуждами» / В. В. Юртайкин, О. Г. Комарова. Школа здоровья, 1996. — Т.З.
  204. , Л. В. Психическое развитие и воспитание дошкольников — основа их духовного и физического развития / Л. В. Яблокова // материалы научно-практической конф., Красноярск, 1999. — С. 22−25.
  205. , С. Формирование взаимоотношений между детьми 3−4 лет / С. Якобсон, С. Чернавина, Ж. Копачева, Е. Пахомова // Дошкольное воспитание. -2002.- № 1.-С. 5−11.
  206. Ainsworth, М. D. S. Attachment and other affectional bonds across tht life cycle / M. D. S. Ainsworth. N.-Y.: Routledge, 1991.
  207. Ainsworth, M. D. Patterns of attachment behavior seen by the infant interaction with his mother / M. D. Ainsworth. // Merril Palmer Quaterly, 1964.
  208. Altmann J. Life span aspects of reproduction and parental care in anthropoid primates / J. Altmann // Parenting across the life span. Biosocial dimensions. N.Y., 1987.-P. 16.
  209. Barry, H. A cross Cultural Survey of some sex Differences in socialization / H. Barry, H. C. Bacon, I. L. Child // journal of Abnormal and Social Psychology. -1957. — vol. 55 — P. 327−332.
  210. Barry, H. Agents and Techniques for Child Traiming / H. Barry, L. Josephson, E. Lauer, C. Marshall // Ethnology. 1977. — vol. 16. — P. 191−230.
  211. Becker, N. Consequences of different kinds of parental discipline / N. Becker // Review of Child Development Research / Eds.: Hoffman L. N.Y., 1964.
  212. Bentley, K. C. Mothers and fathers of young children: comparison of parenting styles / K. C. Bentley, & R. A. Fox // Psychological Reports, 1991. V. 69, P. 320−322.
  213. Bowlby, J. The Making and Breaking of attectional bounds / J. Bowlby. L., 1979.
  214. Brody, S. Patterns of mothering / S. Brody. N.Y., 1956.
  215. Braga, J., Braga L. Growing with Children. Prentice Hall, inc., Englewood Cliffs, New Jersy, 1974.
  216. Cohn, D. A. et all. Mother’s and father’s working models of childhood attachment relationship, parenting styles and child behavior // Development and Psychopatholody. 1992. — v. 4. — P. 41731.
  217. Dawkins, R. Parental investment, mate desertion and a fallacy / R. Dawkins, T. R. Carlisle //Nature, № 262, 1976. P. 132.
  218. Ember, C.R. Feminine Task Assgnment and the Social Behavior of Boys / C. R. Ember // Ethos. 1973. — Vol. I. — P. 424−439.
  219. Hyde, D. L. et all. Fathers and «Others» as child care providers during the infancy. Un of Wisconsin. 1996.
  220. Kohut, H. The analysis of the self / H. Kohut. New York: International Universities Press, 1971.
  221. Kohut, H. The restoration of the self / H. Kohut. — New York: International Universities Press, 1977.
  222. Leach, P. Baby and child. From birth to age five / P. Leach. Periguin Books. Ltd, 1979.-512 p.
  223. Maccoby, E. E. The Psychology of Sex Differences / E. E. Maccoby, C. N. Jacklin. Stanford, 1974.
  224. Milton, G. A. A factor analytic studi of child-rearing behaviors / G. A. Milton. Child Development, 1958. — V. 29. — № 3.
  225. Roe, A. A parent-child relations. Questionnaire / A. Roe, M. Siegelman // Child Development, 1963. v. 34,2. — P. 355−369.
  226. Roff, M. A. A factorial study of the fels parent behavior scales / M. A. Roff. -Child Development, 1949. V.20.
  227. Schaefer, E.S. Development of parental research instrument / E. S. Schaefer //Child Development, 1958. v.29,3.-P. 338−361.
  228. Schaefer, E. S. Converging conceptual model for maternal behaviour and for children behaviour / E. S. Schaefer // J. of Abnormal and Social Psychology, 1969. -P. 226−235.
  229. Schaefer, E. S. Children’s report of parental behaviour: an inventory / E. S. Schaefer // Child Development, 1965 v.36.
  230. Sevell, W. Relationships among child-training practices / W. Sevell, P. Mussen, C. Harris. — Amer.Social.Rev. 1950. -V. 20.
  231. Segal, H. Introduction to the work of Melanie Klein / H. Segal. New York: Basic Books. 1964.
  232. Trivers, R.L. Parental investment and sexual selection / R. L. Trivers // Sexual selection and the descent of man. Ed. by B. Campbell. Chicago, 1972. — P. 139.
  233. Winnicott, D.W. The family and individual development / D. W. Winnicott. -Tavistoch, London, 1965.
Заполнить форму текущей работой