Изучение и коррекция родительских отношений к детям младшего дошкольного возраста группы риска по отклонениям развития
Теоретический анализ научной литературы по исследуемой проблеме выявил, что во всех психологических исследованиях отмечается поляризация родительского отношения к ребенкуподчеркивается фундаментальное влияние родительских отношений на его развитие. Однако практически не изучено влияние характера родительских отношений на психическое развитие ребенка-дошкольника. Как правило, исследователи… Читать ещё >
Содержание
- Глава I. Теоретический анализ проблемы родительских отношений к детям и их влияния на психическое развитие дошкольников с наличием и отсутствием в анамнезе диагноза ПП ЦНС
- 1. 1. Проблема родительских отношений к детям в зарубежной и отечественной психологии
- 1. 1. 1. Проблема родительских отношений к детям в зарубежной психологии
- 1. 1. 2. Проблема родительских отношений к детям в отечественной психологии
- 1. 2. Влияние характера родительских отношений к детям, их тендерного аспекта на психическое развитие ребенка
- 1. 3. Родительские отношения к детям и их роль в психическом развитии детей с ПП ЦНС
- 1. 1. Проблема родительских отношений к детям в зарубежной и отечественной психологии
- Глава II. Экспериментальное изучение родительских отношений к детям и их влияния на психическое развитие дошкольников трехлетнего возраста
- 2. 1. Организация опытно-экспериментальной работы
- 2. 1. 1. Обоснование выбора методики для изучения родительских отношений к детям
- 2. 1. 2. Диагностическая программа оценки уровня психического развития дошкольников
- 2. 1. 3. Комплектование экспериментальных групп и этапы проведения эксперимента
- 2. 2. Сравнительное изучение характера родительских отношений к дошкольникам с наличием и отсутствием в анамнезе диагноза ППЦНС
- 2. 3. Тендерный аспект родительских отношений к дошкольникам, имеющим в анамнезе диагноз ПП ЦНС
- 2. 4. Влияние характера родительских отношений на психическое развитие дошкольников с диагнозом ПП ЦНС в анамнезе
- 2. 1. Организация опытно-экспериментальной работы
- Глава III. Комплекс мероприятий, рекомендуемых по психолого-педагогической коррекции родительских отношений к дошкольникам трехлетнего возраста с наличием в анамнезе диагноза ПП ЦНС
Изучение и коррекция родительских отношений к детям младшего дошкольного возраста группы риска по отклонениям развития (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Актуальность исследования. Известно, что разнообразие вариантов психического развития ребенка — дошкольника зависит от ряда условий и причин, важнейшими из которых являются: состояние здоровья (соматического, нервно — психического) — сформированность ведущей, а также других типичных для данного возраста видов деятельностисоциальная ситуация развития ребенка (круг общения и характер взаимоотношений «взрослый — ребенок», «ребенок — ребенок» в семье, обществе в целом).
Следует отметить, что сегодня в детской популяции неуклонно растет число детей, имеющих диагноз «перинатальное поражение центральной нервной системы» (ПП ЦНС). Многие исследователи указывают, что ранние органические поражения ЦНС играют большую роль в этиологии нервных и психических расстройств у детей (G. Tardieu, F. J. Schreiber, С. В. Courville, Б. В. Лебедев, Ю. И. Барашнев, Л. Ю. Долгина, Л. Т. Журба, Е. М. Мастюкова).
В результате могут возникнуть симптомы приостановки и задержки темпа развития познавательных функций, в том числе мышлениясимптомы недоразвития и задержки развития речипсихомоторикирасстройства в эмоционально-волевой сфере, которые проявляются в нарушениях коммуникативной функции, повышенной возбудимости, невротических реакцияхсиндром мышечной гипотонии с дальнейшим формированием сколиозов и др. (А. Homburger, М. О. Гуревич, Б. Н. Клоссовский, М. С. Певзнер, А. А. Рассказова, М. В. Саидова, А. Ю. Ратнер, J1. А. Захирина, Н. Ф. Бережная).
Тем не менее, поражение центральной нервной системы не исключает последующего нормального развития ребенка, психическое развитие которого в значительной мере зависит от ранней диагностики мозговых поражений и от своевременности и правильности лечения. Однако, как это часто имеет место, по достижении такими детьми возраста одного года они снимаются с медицинского учета, и дальнейший путь их психического развития, как показывает анализ литературных источников, целенаправленно не отслеживается. В поле зрения медицинских работников эти дети попадают вновь уже в возрасте 6−8 лет в связи с проблемами школьной незрелости или дезадаптации (Л. П. Уфимцева, Н. А. Симонова, Т. К. Окладникова, 1996).
Что касается социальной ситуации развития дошкольника с 1111ЦНС, то и в этой области отсутствуют сведения, в частности об особенностях родительских отношений, которые оказывают решающее влияние на ребенка. Известно, что неблагоприятный психологический климат в семье негативным образом сказывается на психическом развитии и здоровье детей (3. ФрейдD. W. Winnicot, М. КляйнА. Адлер, J. Bowlby, А. А. Бодал ев, В. В. Столин, А. И. Захаров, Д. Н. Исаев, Й. Лангмейер, 3. Матейчек, Э. Эриксон и др.).
Учитывая вышесказанное, к группе риска в рамках нашего исследования отнесены дети младшего дошкольного возраста, имевшие в анамнезе диагноз 7777 ЦНС, в связи с риском возможных отклонений в их развитии.
Таким образом, актуальность исследования на социально-педагогическом уровне определяется несоответствием между социальной значимостью рассматриваемой проблемы и недостаточностью ее изученности в специальной психологии.
В связи с выше сказанным можно констатировать, что знание особенностей родительских отношений к детям — дошкольникам, имеющим в анамнезе диагноз ПП ЦНС, поможет спланировать целенаправленную работу с семьей по созданию благоприятного психологического климата, способствующего полноценному психическому и личностному развитию таких детей, что обусловливает актуальность исследования на научно-теоретическом уровне.
На научно-методическом уровне актуальность исследования обусловлена необходимостью разработки программы оценки родительских отношений к детям 3-х летнего возраста с диагнозом ПП ЦНС (в анамнезе) и уровня их психического развития, а также специального комплекса коррекционных мероприятий по нормализации родительских отношений с такими детьми.
На основе анализа актуальности и указанного несоответствия выделена проблема исследования: особенности родительских отношений к детям трехлетнего возраста, имеющим в анамнезе диагноз lili ЦНС, их возможное влияние на психическое развитие этих детей и пути коррекции родительских отношений.
Актуальность выявленной проблемы и указанного несоответствия определили тему исследования: «Изучение и коррекция родительских отношений к детям младшего дошкольного возраста группы риска по отклонениям развития».
Цель исследования: изучить особенности родительских отношений к детям и их влияние на психическое развитие дошкольников, имеющих в анамнезе диагноз 1111 ЦНС, и разработать комплекс коррекционных мероприятий.
Объект исследования: родительские отношения к детям и их роль в психическом развитии детей дошкольного возраста.
Предмет исследования: выявление особенностей и коррекция родительских отношений к детям дошкольного возраста, имеющим в анамнезе ППЦНС.
Исходя из анализа актуальности, цели, объекта и предмета исследования, мы выдвинули следующую гипотезу:
— признавая общие закономерности нормального и отклоненного развития, предполагаем, что психическое развитие детей дошкольного возраста с ПП ЦНС (в анамнезе) во многом будет определяться своеобразием и особенностями родительского отношения, знание и учет которых могут стать основой профилактики и коррекции неблагоприятных типов родительских отношений;
— коррекция родительских отношений к детям младшего дошкольного возраста с диагнозом 1111 ЦНС (в анамнезе) предполагает разработку комплекса специальных мероприятий, учитывающих особенности психического развития детей данной категории и типы родительских отношений в семьях.
Цель и гипотеза определили постановку задач исследования.
1. Провести теоретический анализ литературных источников по проблеме родительских отношений и их влияния на психическое развитие дошкольников, в том числе имеющих в анамнезе диагноз 1111ЦНС.
2. Разработать диагностическую программу для оценки родительских отношений к детям и психического развития детей — дошкольников 3-х летнего возраста.
3. Провести сравнительное изучение родительского отношения к детям дошкольного возраста с наличием и отсутствием в анамнезе диагноза 1JLL1 ЦНС.
4. Выявить особенности психического развития детей дошкольного возраста, имеющих в анамнезе 1Ш ЦНС, и воспитывающихся в семьях с различным типом родительских отношений.
5. Разработать комплекс коррекционных мероприятий, направленных на оптимизацию родительских отношений в семьях, имеющих детей дошкольного возраста с диагнозом 1111 ЦНС в анамнезе с учетом установленных закономерностей.
Методологическую основу исследования составили:
— работы по системному подходу (О. JI. Алексеев, В. В. Коркунов, В. Н. Садовский, Б. Г. Юдин);
— зарубежные и отечественные теории фундаментального влияния родительских отношений на психическое развитие ребенка (3. и А. Фрейд, М. Кляйн, К. Юнг, Э. Эриксон, К. Хорни, Э. Фромм, К. Роджерс, Д. Боулби, М. Эйнсворт, X. Кохут, А. А. Бодалев, В. В. Столин, А. С. Спиваковская, А. Я. Варга, Э. Г. Эйдемиллер, В. В. Юстицкис, и др.).
— теоретические исследования в области изучения объективных законов развития психики, общих и специфических закономерностей психического развития ребенка (JI. С. Выготский, JI. И. Божович, Д. Б. Эльконин, В. Н. Мясищев, А. Ф. Лазурский и др.);
— теория деятельности (А. Н. Леонтьев, А. В. Петровский), указывающая на роль совместной деятельности с окружающими людьми, характера взаимоотношений с ними в процессе формирования личности ребенка;
— теория культурно-исторического развития высших психических функций JL С. Выготского, а также научные труды его последователей (Д. Б. Эльконина, А. А. Бодалева, А. Н. Леонтьева, С. Л. Рубинштейна, М. И. Лисиной) — теоретические положения в области психиатрии, педиатрии, перинатальной психологии, выделяющие в качестве основной причины нервно-психических заболеваний детского возраста повреждения нервной системы вследствие внутриутробной патологии и родовых травм (Г. Е. Сухарева, Т. И. Покровская, Р. М. Нарицына, В. В. Ковалев и др.).
Для решения поставленных задач применялся следующий комплекс методов исследования:
• теоретические методы (проблемно-ориентированный анализ, позволивший сформулировать исходные положения исследованияпонятийно-терминологический анализ психологической, медицинской литературы, применявшийся для описания категориального поля проблемы);
• эмпирические методы (наблюдение, анкетирование, беседа, сбор анамнеза, тестирование);
• методы математической статистики (сравнение выборок по U-критерию Манна-Уитнианализ взаимозависимости признаков на основе расчета коэффициента корреляции Спирмена посредством компьютерной статистической программы Statgraphics Plus v.2.1.).
Опытно-экспериментальная база и этапы диссертационного исследования. Экспериментальной базой явились 14 дошкольных образовательных учреждений и Центр диагностики и консультирования № 9 Центрального района г. Красноярска. Исследование проводилось поэтапно: 2003;2004 гг. — анализ литературных источниковпостановка цели, гипотезы, задач исследованияразработка и апробация диагностического инструментария- 2005;2007 гг. — проведение констатирующего эксперимента и статистическая обработка результатов- 2008 г. — оформление диссертационного исследования.
Обоснованность и достоверность результатов обеспечена исходными методологическими и теоретическими положениями отечественной психологиииспользованием взаимосвязанного комплекса теоретических и эмпирических методов, адекватных целям и задачам исследованиясистемностью исследовательских процедур, репрезентативностью выборкиуглубленным качественным и количественным анализом полученных данных, применением методов математической статистикиличным участием автора на всех этапах эксперимента.
Научная новизна и теоретическая значимость исследования.
1. Осуществлен сравнительный анализ характера родительских отношений к детям — дошкольникам 3-х лет с наличием и отсутствием в анамнезе диагноза ПП ЦНС.
2. Выявлена специфика родительских отношений к детям, имеющим в анамнезе диагноз ПП ЦНС, выражающаяся в большей частоте проявления неблагоприятных типов отношений.
3. Установлены закономерности родительских отношений к детям, имеющим в анамнезе диагноз 1111 ЦНС, в зависимости от тендерной принадлежности родителя и ребенка.
4. Определена зависимость между типом родительского отношения и показателями психического развития детей, имеющих в анамнезе диагноз 1111 ЦНС.
5. Разработан и научно обоснован комплекс коррекционных мероприятий, направленных на формирование педагогической культуры родителей и коррекцию «Яобраза» детей, имеющих в анамнезе диагноз 1111 ЦНС, навыков их общения со взрослыми с учетом установленных закономерностей.
Практическая значимость исследования заключается в возможности использования полученных данных для профилактики депривации дошкольников, имеющих в анамнезе диагноз ПП ЦНС, в семьях с целью обеспечения их полноценного психического и личностного развития.
Выявленные особенности родительских отношений к детям дошкольного возраста с диагнозом ПП ЦНС в анамнезе, имеют важное значение для:
• практических психологов дошкольных учреждений, школ с целью организации профилактических, а в случае необходимости и коррекционных мероприятий, способствующих оптимизации психического и личностного развития детей, имеющих в анамнезе диагноз ПП ЦНС;
• практики консультирования и оказания психологической помощи семье посредством обогащения знаний родителей о роли детско-родительских отношений в полноценном психическом и личностном развитии детей с учетом тендерных и возрастных особенностей.
Полученные данные могут явиться основой для разработки учебно-методических пособий, курса лекций, семинаров и практических занятий по коррекционной психологии и педагогике для студентов вузов и слушателей системы повышения квалификации работников образования.
Апробация результатов исследования. Основные теоретические положения и результаты диссертационного исследования докладывались и обсуждались на заседаниях кафедры коррекционной педагогики института специальной педагогики Красноярского государственного педагогического университета им. В. П. Астафьева, кафедр коррекционной педагогики, специальной психологии Уральского государственного педагогического университетапленарных и секционных заседаниях региональных конференций практических психологов Красноярского края (2005;2007 гг.) — региональных педагогических чтениях по коррекционной педагогике (2006 г.) — Красноярском городском форуме психологов (2007г.) — V Всероссийской научной конференции «Образование и социализация личности в современном обществе» (Красноярск, 2007г) — II Всероссийской научно-практической конференции «Психологическая наука и практика образования: современные тенденции» (Красноярск, 2008 г.).
Полученные экспериментальные данные использовались автором при чтении лекций и проведении практических занятий со студентами.
Красноярского государственного педагогического университета, в процессе работы в Центре диагностики и консультирования № 9 г. Красноярска.
Основные результаты проведенного исследования отражены в 14 публикациях автора.
Положения, выносимые на защиту:
1. Утверждаем, что спецификой родительских отношений к младшим дошкольникам, с диагнозом ПП ЦНС в анамнезе, по сравнению с детьми, у которых данный диагноз отсутствует, являются более частые проявления неблагоприятных их типов: «социально нежелательного отношения» со стороны обоих родителей, «симбиоза» — со стороны отцов, «отвержения» — со стороны матерей.
2. Отмечаем наличие выраженной тендерной зависимости в родительских отношениях к дошкольникам, имеющим в анамнезе диагноз ПП ЦНС.
3. Существует взаимосвязь между типом родительских отношений и показателями психического развития ребенка, имеющего в анамнезе диагноз ПП ЦНС: при неблагоприятных родительских отношениях чаще выявляется несформированность «Яобраза» ребенка и недостаточность навыков общения со взрослыми.
4. Утверждаем, что комплекс коррекционных мероприятий, предложенный с учетом закономерностей, выявленных на основе разработанной программы изучения особенностей родительских отношений и психического развития детей, позволит оптимизировать: процесс формирования педагогической культуры родителей и навыков общения со взрослыми детей, имеющих в анамнезе диагноз ПП ЦНС, коррекцию «Я-образа» этих детей.
Структура и объем диссертации
Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка, включающего 235 наименований, 10 приложений, 4 таблиц, 18 рисунков. Основное содержание исследования изложено на 175 страницах, общий объем работы — 269 страниц.
Заключение
.
1 .Теоретический анализ научной литературы по исследуемой проблеме выявил, что во всех психологических исследованиях отмечается поляризация родительского отношения к ребенкуподчеркивается фундаментальное влияние родительских отношений на его развитие. Однако практически не изучено влияние характера родительских отношений на психическое развитие ребенка-дошкольника. Как правило, исследователи отмечают лишь сам факт негативного влияния неблагоприятных типов родительского отношения, не вдаваясь в содержательное описание и не конкретизируя, какие именно линии психического развития ребенка и в каком конкретно возрасте при этом затрагиваются. Практически отсутствуют сведения, касающиеся тендерных особенностей родительских отношений и их влияния на психическое развитие детей 3-х летнего возраста, имеющих в анамнезе диагноз ПП ЦНС, что делает эту проблему крайне актуальной.
2. Для изучения родительских отношений и определения их роли в психическом развитии дошкольников, имеющих в анамнезе диагноз ППЦНС, были, во-первых, отобраны надежные и валидные психодиагностические методики, не требующие больших энергетических и временных затрат при их реализации и интерпретации полученных данныхво-вторых, организовано поэтапное экспериментальное исследование на базе дошкольных учреждений Центрального района и Центра диагностики и консультирования № 9 г. Красноярска.
3. Сравнительное изучение характера родительских отношений к дошкольникам с наличием и отсутствием в анамнезе диагноза ППЦНС выявило следующие особенности: «социально нежелательный образ родительского отношения» оба родителя проявляют намного чаще к детям с диагнозом ПП ЦНС в анамнезе, «симбиоз» проявляют чаще отцы, матери — «отвержение».
4. Исследование тендерного аспекта родительского отношения к детям, имеющим в анамнезе диагноз 1111 ЦНС, позволило определить зависимость родительских отношений к дошкольникам от тендерной принадлежности родителя и ребенка: отцы чаще, чем матери, проявляют к детям «авторитаризм», «социально нежелательный образ родительского отношения», матери — «симбиоз» и отношение по типу «маленький неудачник». Родители проявляют социально нежелательное отношение чаще к мальчикам, а «симбиоз», «авторитаризм» и отношение по типу «маленький неудачник» чаще к девочкам, причем, наиболее неблагоприятный характер отношений оба родителя проявляют к девочкам, нежели к мальчикамматери проявляют неблагоприятные типы отношений к детям чаще, чем отцы.
5. Изучение особенностей психического развития дошкольников, воспитывающихся в семьях с различным типом родительских отношений и имеющих в анамнезе диагноз ГТПЦНС, позволило установить следующее. У детей из семей с неблагоприятным типом родительских отношений низкий уровень психического развития отмечается чаще, в сравнении с детьми, воспитывающимися в семьях с благоприятным типом отношений, причем неблагоприятные родительские отношения оказывают большее негативное воздействие на психическое развитие мальчиковнеблагоприятные отношения отцов оказывают негативное воздействие в основном на психическое развитие мальчиков.
Определена зависимость между типом родительского отношения и отдельными показателями психического развития детей, имеющих в анамнезе диагноз 1111 ЦНС: неблагоприятные отношения матерей к девочкам и обоих родителей к мальчикам оказывают негативное воздействие чаще всего на сформированность навыков общения с взрослыми и «Яобраза».
Выявлены также типы неблагоприятных родительских отношений, оказывающих негативное воздействие на большее количество показателей психического развития: это отношения матерей к девочкам по типу «симбиоз» и «маленький неудачник» и отношения родителей к мальчикам по типу «авторитаризм» и «маленький неудачник».
6. Предложен научно обоснованный комплекс коррекционных мероприятий, направленных на формирование педагогической культуры родителей и навыков общения со взрослыми детей, имеющих в анамнезе диагноз ПП ЦНС, на коррекцию «Яобраза» этих детей с учетом установленных закономерностей, что будет способствовать созданию благоприятного психологического климата в семье и предотвращению искажения в психическом развитии ребенка — дошкольника с наличием в анамнезе диагноза 1111 ЦНС.
Список литературы
- Абдурасулова, Т. Д. Нормативный подход к исследованию личности детей дошкольного возраста / Т. Д. Абдурасулова // Психолог в детском саду. 2006. — № 4. — С. 3−22.
- Авдеева, Н. Н. Роль матери и отца в развитии ребенка в раннем детстве / Н. Н. Авдеева // Дошкольное воспитание. 2005. — № 3. — С. 101−108.
- Авдеева, Н. Н. Роль матери и отца в развитии ребенка в раннем детстве / Н. Н. Авдеева // Дошкольное воспитание. 2005. — № 7. — С. 117−122.
- Адлер, А. Понять природу человека / А. Адлер. СПБ.: Академический проект, 1997. — 256 с.
- Аксенова, JI. И. Ранняя комплексная помощь детям с отклонениями в развитии как одно из приоритетных направлений современной специальной (коррекционной) педагогики / JI. И. Аксенова // Дефектология. 2002. — № 3. -С. 9−20.
- Алексеев, О. Л. Системный подход как методологическая основа научного познания / О. Л. Алексеев, В. В. Коркунов // Специальное образование: Научно-методический журнал / Урал. гос. пед. ун-т- Ин-т спец. обр-я. Екатеринбург, 2002. — № 1. — С. 6−17.
- Алешина, Ю. Е. Проблемы усвоения ролей мужчины и женщины // Ю. Е. Алешина, А. С. Волович // Вопросы психологии. 1991. — № 4. — С. 74−82.
- Ананьев, Б.Г. Человек как предмет познания / Б. Г. Ананьев // Избранные психологические труды: в 2 т. М.: Педагогика, 1980. — Т. 1. — С. 16−178.
- Ананьев, Б.Г. К постановке проблемы развития детского самосознания / Б. Г. Ананьев // Избранные психологические труды: в 2 т. — М.: Педагогика, 1980.-Т. 2.-С. 103−127.
- Анастази, А. Психологическое тестирование: в 2 т. / А. Анастази. М.: Педагогика, 1982. — 652 с.
- Андреева, Л. А. Психологические особенности детско-родительских отношений в этносе, проживающем в диаспоре и на исконной территории: дис.. канд. психол. наук. / Андреева Лариса Алексеевна М., 2000. — 143 с.
- Арина, Г. А. Особенности развития эмоционально-ценностного отношения к ребенку у женщин с отягощенной беременностью / Г. А. Арина, Е. Б. Айвазян, М. В. Маклакова // Дефектология. 2003. — № 4. — С. 59−66.
- Архин, Е. А. Влияние семейного воспитания на развитие ребенка / Е. А. Архин // Семья и школа. 1976. — № 8. — С. 24−26.
- Асмолов, А. Г. Психология личности / А. Г. Асмолов. М.: МГУ, 1990. -367 с.
- Белогай, К. Н. Оценочный компонент материнского отношения / К. Н. Белогай, О. В. Зинченко // Психолог в детском саду. — 2005. № 4. — С. 57−66.
- Белкин, А. С. Возрастная педагогика / А. С. Белкин Екатеринбург, 1999.-271 с.
- Беребин, М. А. К вопросу о клинико-психологической составляющей в современной перинатальной психологии / М. А. Беребин, М. А. Нечаева // Журнал практического психолога. 2005. — № 1. — С. 185−190.
- Бережковская, Е. Ребенок как целостность / Е. Бережковская, Е. Е. Кравцова, Е. Бармашова // Дошкольный психолог. 2005. — № 1. — С. 2−7.
- Берн, Э. Три аспекта личности: хрестоматия по психологии личности / Э. Берн. Самара, 2002. — 280 с.
- Берне, Р. Развитие Я концепции и воспитание / Р. Берне. — Москва: Прогресс, 1986.-422 с.
- Бодалев, А. А. Психология межличностных отношений / А. А. Бодалев. -М, 1979.
- Бодалев, А. А. Восприятие и понимание человека человеком / А. А. Бодалев. М., 1982.
- Борисенко, М. Г. Руководство для практических психологов и других специалистов, работающих с детьми раннего дошкольного возраста / М. Г. Борисенко. СП-б.: Паритет, 2002.
- Борякова, Н. Ю. Практикум по развитию мыслительной деятельности у дошкольников: учеб. пособие / Н. Ю. Борякова, А. В. Соболева, В. В. Ткачева. -М.: Гном Пресс, 2000. — 64 с.
- Боулби, Д. Привязанность / Д. Боулби. — М.: Гардарики, 2003. 447 с.
- Бочарова, Н. Н. Роль матери и отца в развитии ребенка в раннем детстве / Н. Н. Бочарова // Дошкольное воспитание. — 2005. — № 5. С. 110−116.
- Бреслав, Г. М. Половые различия и современное школьное образование / Г. М. Бреслав, Б. Н. Хасан // Вопросы психологии. 1990. — № 3. — С. 64−69.
- Бурлачук, JI. Ф. Словарь справочник по психологической диагностике / JL Ф. Бурлачук, С. М. Морозов. — Киев: Наунова Думчек, 1989. — 184 с.
- Бурменская, Г. В. Теоретические вопросы возрастно психологического консультирования / Г. В. Бурменская // Психолог в детском саду. — 2001. — № 1— 2. — С. 3−32.
- Буянов, М. И. Ребенок из неблагополучной семьи: Записки психиатра / М. И. Буянов. М.: Просвещение, 1988. — 207 с.
- Бютнер, К. Жить с агрессивными детьми / К. Бютнер. М., 1991.
- Варга, А. Я. Структура и типы родительского отношения: автореф. дис.. канд. психол. наук: 19.00.01 / Варга Анна Яковлевна. М. МГУ, 1987. — 25 с.
- Варга, Д. Дела семейные / Д. Варга. М.: Педагогика, 1986. — 160 с.
- Варга, Д. Радости родительских забот / Д. Варга. М.: Прогресс, 1983. — 199 с.
- Василенко, И. В. Нравственные координаты внутрисемейного сознания / И. В. Василенко, Н. В. Коваленко // Мужчина и женщина в современном мире: Меняющиеся роли и образы. М., 1999. Т. 1. — С. 141−145.
- Венгер, Л. А. Психология / Л. А. Венгер, В. С. Мухина. М.: Просвещение, 1988. — 336 с.
- Венгер, Л. А. Психическое развитие ребенка в процессе совместной деятельности / Л. А. Венгер//Вопросы психологии. — 2001.- № З.-С. 17−26.
- Винникотт, Д. В. Разговор с родителями / Д. В. Винникот. М.: Класс, 1997.- 112 с.
- Власова, 3. И. Особенности отношений ребенка с близкими взрослыми и познавательное развитие детей в период кризиса трех лет / 3. И. Власова // Психолог в детском саду. 2006. — № 4. — С. 36- 45.
- Волков, Б. С. Закономерности психического развития детей в вопросах и ответах / Б. С. Волков, Волкова Н. В. М.: ТЦ Сфера, 2003. — 112 с.
- Волкова, Е. И. Трудные дети или трудные родители? / Е. И. Волкова. — М.: Профиздат, 1992. 96 с.
- Вопросы физиологии и патологии центральной нервной системы человека и животных в онтогенезе: сб. науч. тр. / под ред. В. В. Парина. — М.: Медгиз, 1961.- 224 с.
- Выготский, Л. С. Собрание сочинений: в 6 т. — М.: Педагогика, 1983. — Т. 3: Проблемы развития психики. — 368 с.
- Выготский, Л. С. Вопросы детской психологии / Л. С. Выготский. -СПб.: СОЮЗ, 1997.-224 с.
- Выготский, Л. С. Психология развития ребенка / Л. С. Выготский. М.: Смысл, 2003.-512 с.
- Выготский, Л. С. Этюды по истории поведения:Обезьяна. Примитив. Ребенок / Л. С. Выготский, А. Р. Лурия. М.: Педагогика — Пресс, 1993- 224 с.
- Выготский, JI. С. Собрание сочинений: в 6 т. — М.: Педагогика, 1982. -Т. 1: Вопросы теории и истории психологии — 487 е., Т. 4: Детская психология, 1984. —432 с.
- Выготский, Л. С. Собрание сочинений: в 6 т. М.: Педагогика, 1983. -Т. 5: Основы дефектологии. — 369 с.
- Галанов, А. С. Психическое и физическое развитие. Ребенок от трех до пяти лет / А. С. Галанов. М.: Аркти, 2002.
- Галигузова, Л. Н. Ступени общения: от года до шести / Л. Н. Галигузова, Е. О. Смирнова. -М.: ИНТОР, 1996. 160 с.
- Гарбузов, В. И. Неврозы и их лечение / В. И. Гарбузов, А. И. Захаров, Д. Н. Исаев.-Л. 1977.-272 с.
- Гарбузов, В. И. Нервные и трудные дети / В. И. Гарбузов. М.: ACT -СПб.: Астрель, 2005.
- Гиппенрейтер, Ю. Б. Общаться с ребенком. Как? / Ю. Б. Гиппенрейтер. М.: МАССМЕДИА, 1995 — 240 с.
- Горлова, Е. Л. Характеристика родительской компетентности как фактора нормативного развития детей раннего возраста / Е. Л. Горлова // Психолог в детском саду. 2006. — № 4. — С. 59−65.
- Гурьянов, Е. В. Психология обучения письму / Е. В. Гурьянов. — М.: АПН РСФСР, 1950. 264 с.
- Дела, Т. А. Ошибки родителей / Т. А. Дела. М.: Прогресс, 1993. — 133 с.
- Демидова, И. Г. Тест «Нарисуй человека». Руководство / И. Г. Демидова, О. Л. Соколова, В. И. Чирков. научн. центр «Психодиагностика», 1992. — 36 с.
- Дичковская, Л. Н. К систематизации психологических воздействий в педагогическом общении / Л. Н. Дичковская // Психология: республ. межведомств, научн. сб., вып. 10. Минск: Народная асвета, 1990.
- Дмитрова, Е. Д. Обучающе диагностическая система для исследования высших психических функций у детей / Е. Д. Дмитрова, И. П. Лукашевич, В. М.
- Шкловский // Практическая психология и логопедия. 2005. — № 1(12). — С. 5- 13.
- Довгая, Н. А. Влияние факторов семейной ситуации на эмоциональное развитие дошкольника / Н. А. Довгая // Психолог в детском саду. 2006. — № 4. — С. 66−76.
- Дощицина, 3. В. Оценка степени готовности детей к обучению в школе в условиях разноуровневой дифференциации / 3. В. Дощицина. — М.: Новая школа, 1994. 48 с.
- Дружинин, В. Н. Психология семьи / В. Н. Дружинина. М.: КСП, 1996.- 160 с.
- Дугарова, Э. Г. Влияние стилевых особенностей семейного воспитания на складывающийся тип младшего школьника : автореф. дис.. канд. психол. наук / Дугарова Э. Г. — Иркутск, 1995. 18 с.
- Дунаева, 3. М. К вопросу об организации медико-психолого-педагогической помощи детям раннего возраста с отклонениями в развитии / 3. М. Дунаева, Л. И. Ростягайлова // Дефектология. 2003. — № 4. — С. 34−35.
- Евсеенкова, Ю. В. Отцовство как психологический фактор развития личности : автореф. дис.. канд. психол. наук / Евсеенкова Ю. В. — Новосибирск, 2006. 18 с.
- Еремеева, В. Д. Мальчики и девочки два разных мира / В. Д. Еремеева, Т. П. Хризман. — М.: Линка-Пресс, 1998. — 181 с.
- Жукова, Н. С. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников / Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова, Т. Б. Филичева. Екатеринбург, 1990. — 238 с.
- Запорожец, А. В. Избранные психологические труды: в 2 т. / Психическое развитие ребенка. М.: Педагогика, 1986. — Т. 1. — 320 с.
- Захаров, А. И. Психотерапия неврозов у детей и подростков / А. И. Захаров. Л.: Медицина, 1982. — 215 с.
- Захаров, А. И. Как преодолеть страхи у детей / А. И. Захаров. М.: Педагогика, 1986. — 109 с.
- Захаров, А. И. Детские неврозы / А. И. Захаров. СПб.: Респекс 1995. — 192 с.
- Захаров, А. И. Предупреждение отклонений в поведении ребенка / А. И. Захаров. 3-е изд., испр. — СПб.: Союз, 1997. — 224 с.
- Захарова, Е. И. Особенности эмоциональной стороны детско-родительского взаимодействия / Е. И. Захарова // Психолог в детском саду. — 2002.- № 1. — С. 3−28.
- Захарова, Е. И. Диагностика характера детско-родительских отношений в пробе на совместную деятельность / Е. И. Захарова, О. А. Карабанова // Психолог в детском саду. 2002. — № 1. — С. 41−60.
- Захирина, Л. А. Особенности развития старших дошкольников при перинатальной патологии ЦНС / Л. А. Захирина, Н. Ф. Бережная // Вопросы психологии. 2004. — № 5. — С. 20−25.
- Зверева, О. Л. Семейная педагогика и домашнее воспитание / О. Л. Зверева, А. Н. Ганичева. М.: Академия, 1999. — 160 с.
- Земска, М. Семья и личность / М. Земска, М., 1986. — 133 с.
- Зеньковский, В. В. Психология детства / В. В. Зеньковский. — Екатеринбург: Деловая книга, 1995. 348 с.
- Зимбардо, Ф. Застенчивость / Ф. Зимбардо. М.: Педагогика, 1991. -207 с.
- Зиновьева, М. В. Влияние стиля родительского воспитания на развитие предпосылок мировоззрения у детей дошкольного возраста / М. В. Зиновьева // Психологическая наука и образование. 2001. — № 1.
- Исследования по проблемам возрастной и педагогической психологии: сб. науч. тр. / под общ. ред. М. И. Лисиной. М., 1980. — 168 с.
- Исаев, Д. Н. Принципы оценки психического развития. Психодиагностика и коррекция детей с нарушениями и отклонениями развития / Д. Н. Исаев. СПб., 2001. — 256 с.
- Каган, В. Е. Преодоление: неконтактный ребенок в семье / В. Н. Каган. СПб., Фолиант, 1996. — 155 с.
- Карабанова, О. А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования / О. А. Карабанова — М.: Гардарики, 2006. 319 с.
- Кашкова, JL Вопросы теории / JI. Каткова // Дошкольное воспитание. — 2002. № 7. — С. 69−72.
- Кемпбелл, Р. Как на самом деле любить детей / Р. Кемпбелл. М., 1992.
- Кернберг, О. Тяжелые личностные расстройства. Стратегии психотерапии / О. Кернберг. М., 2000.
- Клецина, И. С. Тендерная социализация / И. С. Клецина. СПб.: РГПУ им. А. И. Герцена, 1998.
- Ковалев, В. В. Психиатрия детского возраста / В. В. Ковалев. 2-е изд., испр. и доп. — М.: Медицина, 1995. — 560 с.
- Ковалев, С. В. Психология современной семьи / С. В. Ковалев. М.: Просвещение, 1988. — 208 с.
- Козловская, Н. В. Влияние детско-родительских отношений на уровень тревожности детей старшего дошкольного возраста / Н. В. Козловская // Психолог в детском саду. 2005. — № 4. — С. 85−96.
- Коррекционная помощь детям раннего возраста с органическим поражением ЦНС в группах кратковременного пребывания / под. ред. Е. А. Стребелевой. -М.: Экзамен, 2004. 164 с.
- Кон, И. С. Ребенок и общество / И. С. Кон. М.: Академия, 2003. — 336 с.
- Косов, А. В. Эмоциональная сфера ребенка при депривации отцовского влияния / А. В. Косов, О. В. Мазина // Психолог в детском саду. 2006. — № 4. -С. 77−95.
- Котова, Е.В. Особенности родительского отношения к соматически больным детям старшего дошкольного возраста: дис. .канд. психол. наук: 19.00.13 / Котова Елена Владиславовна. Казань, 2003. — 179 с.
- Котова, Е.В. Детско-родительские отношения в различных типах семей : монография. Красноярск: РИО КГПУ им. В. П. Астафьева, 2004. — 156 с.
- Кохут, X. Восстановление самости / X. Кохут. М., 2002. — 315 с.
- Кошелева, А. Д. Эмоциональное развитие дошкольников / А. Д. Кошелева. М.: Академия, 2003.
- Крайг, Г. Психология развития / Г. Крайг. СПб.: Питер, 2000. — 992 с.
- Куликов, JT. В. Психологическое воздействие / JI. В. Куликов. Иваново, 1982.
- Куницына, В. Н. Проблема отношений личности в трудах В.Н. Мясищева / В. Н. Куницина, В. Н. Панферов // Психологический журнал. — 1992.-Т. 13.-№ 3.- 140 с.
- ЮЗ.Курек, Н. С. Эмоциональное общение матери и дочери как фактор формирования аддиктивного поведения в подростковом возрасте / Н. С. Курек // Вопросы психологии. 1997. — № 2. — С. 48−61.
- Лазурский, А. Ф. Избранные труды по общей психологии / А. Ф. Лазурский. СПб.: Алетейя, 2001. — 192 с.
- Лангмейер, Й. Психическая депривация в детском возрасте / Й. Лангмейер, 3. Матейчек. Прага, 1984.
- Лафренье, П. Эмоциональное развитие детей и подростков / П. Лафренье. СПб.: Прайм -Еврознак, 2004. — 250 с.
- Левченко, И. Ю. Психологическое изучение детей с отклонениями в развитии / И. Ю. Левченко, Н. А. Киселева. — М.: Коррекционная педагогика, 2005.- 139 с.
- А. Н. Леонтьев и современная психология / под ред. А. В. Запорожца. -М., 1983.-288 с.
- Леонтьев, А. Н. Деятельность. Сознание. Личность / А. Н. Леонтьев. -М., 1977.-304 с.
- Лисина, М. И. Проблемы онтогенеза общения / М. И. Лисина. М.: Педагогика, 1986. — 144 с.
- Лисина, М. И. Общение, личность и психика ребенка / М. И. Лисина. -М.: Институт практической психологии, 1997. 384 с.
- Лисина М.И., Капчеля Г. И. Общение со взрослыми и психологическая подготовка детей к школе / Изд-во «ШТИИНЦА», 1987. 136 с.
- Лисина, М. И. Влияние общения со взрослыми на психическое здоровье ребенка / М. И. Лисина // Дошкольное воспитание. 1982. — № 8. — С. 43--47.
- Лисина, М. И. Психология самопознания у дошкольников / М. И. Лисина, А. И. Силвестру. Кишинев: ШТИИНЦА, 1983. — 112 с.
- Личко, А. Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков / А. Е. Личко.-Л., 1983.
- Луковцева, 3. В. Психическое развитие недоношенного младенца / 3. В. Луковцевва, Л. Л. Баз // Вопросы психологии. 1999. — № 6. — С. 29−35.
- Люблинская, А. А. Очерки психического развития ребенка / А. А. Люблинская. М., 1959. — 546 с.
- Люблинская, А. А. Учителю о психологии младшего школьника / А. А. Люблинская. М.: Просвещение, 1977. — 224 с.
- Макушина, О. П. Психологическая зависимость подростков от родителей : автореф. дис.. канд. психол. наук / Макушина О. П. М., 2001.
- Малкина-Пых, И. Г. Тендерная терапия / И. Г. Малкина-Пых. М.: Эксмо, 2006. — 928 с.
- Малявина, С. С. Особенности детско-родительских отношений в семьях: тендерный аспект / С. С. Малявина, О. А. Пивцайкина // Психолог в детском саду. 2006. — № 3. — С. 93- 103.
- Марцинковская, Т. Д. Диагностика психического развития детей: пособие по практической психологии. М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 1998. — 176 с.
- Мастюкова, Е. М. Особенности психического развития детей, перенесших асфиксию при рождении / Е. М. Мастюкова // Невропатология и психиатрия. 1967. — № 10. — С. 1552−1556.
- Матвеева, JI. Г. Что я могу узнать о своем ребенке / Л. Г. Матвеева, И. В. Выбойщик, Д. Е. Мякушкин. М.: АСТ-ПРЕСС, 1997. — 320 с.
- Матейчек, 3. Родители и дети / 3. Матейчек. -М.: Просвещение, 1 992 320 с.
- Мид, М. Культура и мир детства / М. Мид. М., 1988. — 429 с.
- Минияров, В. М. Диагностика и коррекция характерологических свойств личности / В. М. Минияров. Самара: Корпорация «Федоров», 1997. — 119 с.
- Мясищев, В. Н. Основные проблемы и современное состояние психологии отношений человека / В. Н. Мясищев // Психологическая наука в СССР. М.: Акад.пед.наук РСФСР, 1960. Т. 2.
- Мясищев, В. Н. Проблема личности и отношений человека / В. Н. Мясищев // Мат-лы совещаний по психологии. М.: АПН, 1957.
- Никишина, В. Б. Практическая психология в работе с детьми с задержкой психического развития : пособие. М.: ВЛАДОС, 2004. -126 с.
- Николе М. Семейная терапия. Концепции и методы / М. Николе, Р. Шварц. М.: Эксмо, 2004. — 960 с.
- Ноткина, Н. А. Оценка физического и нервно-психического развития детей раннего и дошкольного возраста / Н. А. Ноткина, Л. И. Казьмина, Н. Н. Бойнович. СПб.: 1998. — 32 с.
- Ньюкомб, Н. Развитие личности ребенка / Н. Ньюкомб. СПб.: Питер, 2002. — 640 с.
- Обухова, Л. Ф. Детская (возрастная) психология / Л. Ф. Обухова. М.: Рос. пед. агентство. 1996. — 374 с.
- Общая психодиагностика / под. ред. А. А. Бодалева, В. В. Столина. М.: 1987.-305 с.
- Павлова, Л. Н. Третий год жизни: особенности возраста / Л. Н. Павлова // Дошкольное воспитание. 2005. — № 2. — С. 113—117.
- Павлова, Л. Н. О взаимодействии семейного и общественного воспитания детей раннего возраста / Л. Н. Павлова // Дошкольное воспитание. — 2002.-№ 8.-С. 8−13.
- Павлова, О. Н. Теория привязанности. Стили привязанности и особенности ее нарушения / О. Н. Павлова // Психологическая наука и образование. 2002. — № 5. — С. 59−64.
- Педагогическая диагностика в детском саду / Е. Г. Юдина и др. М.: Просвещение, 2002.
- Петровский, А. В. Психология развивающейся личности / А. В. Петровский. М., 1987. — 238 с.
- Петровский, А. В. Психология и тактика семейного воспитания / А. В. Петровский. М., 1981. — 95 с.
- Подготовка к школе детей с задержкой психического развития / под ред. С. Г. Шевченко. М.: Школьная Пресса, 2005. — 96 с.
- Покатаева, М. В. Детские взаимоотношения в контексте теории привязанности / М. В. Покатаева // Психологическая наука и образование. — 2002. № 4. — С. 63- 68.
- Покровская, Т. И. Сомато-психическое развитие детей в зависимости от антенатального периода / Т. И. Покровская, Р. М. Нарицына. М.: Медицина, 1978.- 176 с.
- Нб.Психолого-педагогическая диагностика / под. ред. И. Ю. Левченко, С. Д. Забрамной М.: Академия, 2003.
- Психодиагностика: теория и практика / под. ред. Н. Ф. Талызиной. М.: Прогресс, 1986. — 206 с.
- Развитие социальной уверенности у дошкольников / под. ред. M. М. Безруких. М.: ВЛАДОС, 2003. — 224 с.
- Раттер, М. Помощь трудным детям / М. Раттер. М., 1999. — 430 с.
- Развитие общения дошкольников со сверстниками // под ред. А. Г. Рузской, — М.: Педагогика, 1989. 215 с.
- Райгородский, Д. Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты / Д. Я. Райгородский. Самара: БАХРАХ, 1998. — 672 с.
- Рейнвальд, Н. И. Психология личности / Н. И. Рейнвальд. — М.: Ун-т дружбы народов, 1987. 196 с.
- Речицкая, Е. Г. Готовность слабослышащих детей дошкольного возраста к обучению в школе / Е. Г. Речицкая, Е. В. Пархалина. М.: Владос, 2000.- 191 с.
- Рогов, Е. И. Настольная книга практического психолога: учеб. пособие — М.: ВЛАДОС, 1996. 529 с.
- Роджерс, К. Взгляд на психотерапию. Становление человека / К. Роджерс. -М.: Прогресс, 1994.-478 с.
- Рубченко, А. К. Проблема детско-родительских отношений в зарубежной психологии / А. К. Рубченко // Психолог в детском саду. 2005. — № 2.-С. 84−98.
- Рубченко, А. К. Подходы к проблеме детско-родительских отношений в отечественной психологии / А. К. Рубченко // Психолог в детском саду. 2005. — № 4. — С. 98−114
- Рубинштейн, С. Л. Проблемы общей психологии / С. Л. Рубинштейн -2-е изд. М.: Педагогика, 1976. — 416 с.
- Сатир, В. Как строить себя и свою семью / В. Сатир. Педагогика — Пресс, 1992.-192 с.
- Семаго, Н. Я. Диагностический комплект. Исследование особенностей развития познавательной сферы детей дошкольного и младшего школьного возрастов / Н. Я. Семаго, M. М. Семаго. М.: АРКТИ, 2000. — 32 с.
- Семья в психологической консультации: Опыт и проблемы психологического консультирования / под. ред. А. А. Бодалева, В. В. Столина. -М.: Педагогика, 1989. 208 с.
- Сидоренко, Е. В. Методы математической обработки в психологии / Е. В. Сидоренко. — СПб: Социально-Психологический центр, 1996. — 349 с.
- Синягина, Н. Ю. Психолого-педагогическая коррекция детско-родительских отношений / Н. Ю. Синягина. М.: ВЛАДОС, 2001. — 96 с.
- Словарь практического психолога / сост. С. Ю. Головин. Минск: Харвест- М.: ООО «Издательство ACT», 2001. — 800 с.
- Смирнова, Е. О. Развитие теории привязанности (по материалам работ П. Криттенден) Е. О. Смирнова, Р. Радева // Вопросы психологии. 1999. — № 1.-105 с.
- Смирнова Е. О. Теория привязанности: концепция и эксперимент / Е. О. Смирнова // Вопросы психологии. 1995. — № 3. — С. 139−150.
- Смирнова, Е. О. Межличностные отношения дошкольников: Диагностика, проблемы, коррекция / Е. О. Смирнова, В. М. Холмогорова. М.: ВЛАДОС, 2003.- 160 с.
- Соколова, Е. Т. Влияние на самооценку нарушений эмоциональных контактов между родителем и ребенком и формирование аномалий личности / Семья и формирование личности / Е. Т. Соколова. — М.: Просвещение, 1981. -96 с.
- Соколова, Е. Т. Самосознание и самооценка при аномалиях личности / Е. Т. Соколова. -М.: МГУ, 1989. 213 с.
- Соколова, М. В. Особенности родительского отношения на разных возрастных этапах развития ребенка: дис.. канд. психол. наук: 19.00.13 / Соколова Мария Владимировна. — М., 2003. 155 с.
- Спиваковская, А. С. Как быть родителями: о психологии родительской любви / А. С. Спиваковская. М.: Педагогика, 1986. — 160 с.
- Спиваковская, А. С. Профилактика детских неврозов (комплексная психологическая коррекция) / А. С. Спиваковская. — М.: МГУ, 1988. 200 с.
- Справочник по психологии и психиатрии детского и подросткового возраста / под. ред. С. Ю. Циркина. СПб.: Питер, 1999. — 752 с.
- Столин, В. В. О некоторых принципах психологического консультирования / Семья и формирование личности / В. В. Столин. — М.: Просвещение, 1981. — 96 с.
- Столяренко, Л. Д. Психология / Л. Д. Столяренко. СПб.: Лидер, 2006 — 592 с.
- Стребелева, Е. А. Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста : метод, пособие. — М.: Просвещение, 2004.- 164 с.
- Сухарева, Г. Е. Лекции по психиатрии детского возраста / Г. Е. Сухарева. М.: Медицина, 1974. — 320 с.
- Ткачева, В. В. О некоторых проблемах семей, воспитывающих детей с отклонениями в развитии / В. В. Ткачева // Дефектология. 1998. — № 4. — С. З
- Урунтаева, Г. А. Практикум по дошкольной психологии / Г. А. Урунтаева, Ю. А. Афонькина. М.: Академия, 1998. 304 с.
- Усанова, О. Н. Методические рекомендации по использованию комплекта практических материалов «Лилия» / О. Н. Усанова. М.: НПЦ Коррекция, 1994. — 76 с.
- Фельдштейн, Д. И. Психология развития личности в онтогенезе / Д. И. Фельдштейн. М., 1989. — 206 с.
- Фельдштейн, Д. И. Детство как социально-психологический феномен и особое состояние развития / Д. И. Фельдштейн // Вопросы психологии. — 1998.- № 1.-С. 3−20.
- Фигдор, Г. Я тебя понимаю, но я тебе этого не скажу / Г. Фигдор // Психологическая наука и образование. — 1998. — № 1. С. 59−74.
- Фрейд, А. Норма и патология детского развития / А. Фрейд. М., 1990.
- Фрейд, А. Война и дети / А. Фрейд, Д. Берлингем // Развитие личности.- 2004. № 3. — С. 184−208.
- Фрейд, 3. Психология бессознательного / З.Фрейд. — Новосибирск, 1997.- 552 с.
- Фрейд, 3. Детская сексуальность и психоанализ детских неврозов / А. Фрейд, 3. Фрейд. СПб.: Институт Психоанализа, 1997. — 378 с.
- Фромм, Э. Иметь или быть? / Э. Фромм. М., 1998. — 393 с.
- Фромм, Э. Душа человека / Э. Фромм. М.: Республика, 1998. — 429 с.
- Фрухт, Э. Л. Некоторые особенности развития и поведения детей с перинатальным поражением нервной системы / Э. Л. Фрухт, Р. В. Тонкова-Ямпольская // Дефектология. 2003. — № 4. — С. 24−27.
- Хорни, К. Наши внутренние конфликты: конструктивная теория невроза / К. Хорни // Психоанализ и культура. М., 2007. — 218 с.
- Хьелл, Л. Теория личности (Основные положения, исследования и применение) / Л. Хьелл. СПб.: Питер Пресс, 1997. — 608 с.
- Чарова, О. Б. Особенности материнского отношения к ребенку с интеллектуальным недоразвитием / О. Б. Чарова, Е. А. Савина // Дефектология.- 1999.- № 5.
- Черников, А. В. Интегративная модель системной семейной психотерапевтической диагностики / А. В. Черников. — М., 1997. — 160 с.
- Чумакова, Е. В. Психологическая защита личности в системе детско-родительского взаимодействия: дис.. канд. психол. наук / Чумакова Е. В. -СПб.: 1996.- 184 с.
- Шабалов, Н. П. Асфиксия новорожденных / Н. П. Шабалов, В. К. Ярославский, Д. А. Ходов, В. А. Любименко. Л.: Медицина, 1990. — 192 с.
- Шарапановская, Е. В. Воспитание и обучение детей с ММД и ПТТТОГТ / Е. В. Шарапановская. М.: ТЦ Сфера, 2005. — 96 с.
- Шматко, Н. Д. Ранняя помощь детям с отклонениями в развитии. Успехи и опасения / Н. Д. Шматко // Дефектология. 2003. — № 4. — С. 11- 17.
- Щербакова С.Н. Формирование психолого-педагогической культуры родителей: дис. .канд. психол. наук / Щербакова С. Н. -М., 1998. 218 с.
- Эйдемиллер, Э. Г. Психология и психотерапия семьи / Э. Г. Эйдемиллер, В. В. Юстицкис. 2-е изд., доп. — СПб.: Питер, 2002. — 656 с.
- Эльконин, Д. Б. Психология игры / Д. Б. Эльконин. 2-е изд. — М.: Владос, 1999.-359 с.
- Эльконин, Д. Б. Избранные психологические труды / Д. Б. Эльконин. -М.: Педагогика, 1989. 571 с.
- Эриксон, Э. Детство и общество / Э. Эриксон. 2-е изд. — СПб.: ACT, Фонд «Университетская книга», 1996. — 592 с.
- Юртайкин, В. В. Семья и ребенок с «особыми нуждами» / В. В. Юртайкин, О. Г. Комарова. Школа здоровья, 1996. — Т.З.
- Яблокова, Л. В. Психическое развитие и воспитание дошкольников — основа их духовного и физического развития / Л. В. Яблокова // материалы научно-практической конф., Красноярск, 1999. — С. 22−25.
- Якобсон, С. Формирование взаимоотношений между детьми 3−4 лет / С. Якобсон, С. Чернавина, Ж. Копачева, Е. Пахомова // Дошкольное воспитание. -2002.- № 1.-С. 5−11.
- Ainsworth, М. D. S. Attachment and other affectional bonds across tht life cycle / M. D. S. Ainsworth. N.-Y.: Routledge, 1991.
- Ainsworth, M. D. Patterns of attachment behavior seen by the infant interaction with his mother / M. D. Ainsworth. // Merril Palmer Quaterly, 1964.
- Altmann J. Life span aspects of reproduction and parental care in anthropoid primates / J. Altmann // Parenting across the life span. Biosocial dimensions. N.Y., 1987.-P. 16.
- Barry, H. A cross Cultural Survey of some sex Differences in socialization / H. Barry, H. C. Bacon, I. L. Child // journal of Abnormal and Social Psychology. -1957. — vol. 55 — P. 327−332.
- Barry, H. Agents and Techniques for Child Traiming / H. Barry, L. Josephson, E. Lauer, C. Marshall // Ethnology. 1977. — vol. 16. — P. 191−230.
- Becker, N. Consequences of different kinds of parental discipline / N. Becker // Review of Child Development Research / Eds.: Hoffman L. N.Y., 1964.
- Bentley, K. C. Mothers and fathers of young children: comparison of parenting styles / K. C. Bentley, & R. A. Fox // Psychological Reports, 1991. V. 69, P. 320−322.
- Bowlby, J. The Making and Breaking of attectional bounds / J. Bowlby. L., 1979.
- Brody, S. Patterns of mothering / S. Brody. N.Y., 1956.
- Braga, J., Braga L. Growing with Children. Prentice Hall, inc., Englewood Cliffs, New Jersy, 1974.
- Cohn, D. A. et all. Mother’s and father’s working models of childhood attachment relationship, parenting styles and child behavior // Development and Psychopatholody. 1992. — v. 4. — P. 41731.
- Dawkins, R. Parental investment, mate desertion and a fallacy / R. Dawkins, T. R. Carlisle //Nature, № 262, 1976. P. 132.
- Ember, C.R. Feminine Task Assgnment and the Social Behavior of Boys / C. R. Ember // Ethos. 1973. — Vol. I. — P. 424−439.
- Hyde, D. L. et all. Fathers and «Others» as child care providers during the infancy. Un of Wisconsin. 1996.
- Kohut, H. The analysis of the self / H. Kohut. New York: International Universities Press, 1971.
- Kohut, H. The restoration of the self / H. Kohut. — New York: International Universities Press, 1977.
- Leach, P. Baby and child. From birth to age five / P. Leach. Periguin Books. Ltd, 1979.-512 p.
- Maccoby, E. E. The Psychology of Sex Differences / E. E. Maccoby, C. N. Jacklin. Stanford, 1974.
- Milton, G. A. A factor analytic studi of child-rearing behaviors / G. A. Milton. Child Development, 1958. — V. 29. — № 3.
- Roe, A. A parent-child relations. Questionnaire / A. Roe, M. Siegelman // Child Development, 1963. v. 34,2. — P. 355−369.
- Roff, M. A. A factorial study of the fels parent behavior scales / M. A. Roff. -Child Development, 1949. V.20.
- Schaefer, E.S. Development of parental research instrument / E. S. Schaefer //Child Development, 1958. v.29,3.-P. 338−361.
- Schaefer, E. S. Converging conceptual model for maternal behaviour and for children behaviour / E. S. Schaefer // J. of Abnormal and Social Psychology, 1969. -P. 226−235.
- Schaefer, E. S. Children’s report of parental behaviour: an inventory / E. S. Schaefer // Child Development, 1965 v.36.
- Sevell, W. Relationships among child-training practices / W. Sevell, P. Mussen, C. Harris. — Amer.Social.Rev. 1950. -V. 20.
- Segal, H. Introduction to the work of Melanie Klein / H. Segal. New York: Basic Books. 1964.
- Trivers, R.L. Parental investment and sexual selection / R. L. Trivers // Sexual selection and the descent of man. Ed. by B. Campbell. Chicago, 1972. — P. 139.
- Winnicott, D.W. The family and individual development / D. W. Winnicott. -Tavistoch, London, 1965.