Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Психологические механизмы неоднозначности результатов управленческого воздействия

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

На основании афферентного синтеза, где все четыре компонента «взаимодействуют для получения фокусированного полезного результата» (9 стр. 72) вырабатывается принятие решения и программа действия осуществления профессиональной деятельности для решения поставленной задачи. Функциональная система, сформированная на данное управленческое воздействие, проводит аналитическую работу, соотносит… Читать ещё >

Содержание

  • Раздел
  • Методологические и теоретические подходы к изучению воздействия как психологического феномена
  • Раздел
  • Сущность и особенности управленческого воздействия 33 Раздел
  • Понятие неоднозначности результата управленческого воздействия и его конкретные проявления в управленческой деятельности
  • Раздел
  • Психологические механизмы неоднозначности результата управленческого воздействия

Психологические механизмы неоднозначности результатов управленческого воздействия (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Динамизм и нестабильность общества, рост кризисных явлений и острых социальных проблем, их нетрадиционность, сложность и взаимозависимость требуют высокого профессионализма от специалистов, занятых в управленческой области. Многочисленные современные исследования свидетельствуют, что человеческому компоненту, включающему прежде всего личность человека со всеми его психическими свойствами, потребностями, мотивами, ценностями, отношениями принадлежит ведущее место в совокупности факторов, обеспечивающих устойчивое прогрессивное развитие общества. В условиях широкомасштабных действий человека на рубеже 21-го века, захватывающих не только земное, но и внеземные пространства, применения сверхсложной техники и технологий. ошибки в управленческом решении и в исполнительском акте могут привести к тяжелым и даже необратимым отрицательным последствиям.

Не случайно современная эпоха, ускоренно обновляющая все сферы социальной жизни, ставит под сомнение выработанную веками однолинейную управленческую модель: «управляющийраспоряжение — подчиненный», в которой от последнего требуется беспрекословное исполнение воли вышестоящего. Место данной модели, что подтверждается управленческой теорией и практикой разных стран мира, включая Россию, занимает сложная система взаимодействия руководителей и исполнителей, где динамичное сочетание их высших психических качеств (ценности, мотивы, установки, креативность и др.) определяют интенсивность и результативность управленческих воздействий. Однако, объективно обусловленная смена моделей происходит медленно, что вызывает растущее противоречие между потребностью в оптимальных управленческих воздействиях, гарантирующих высокую результативность их исполнения, и весьма высоким уровнем ошибок, «сбоев», неоднозначности результатов на исполнительском уровне. Указанное противоречие является серьезной проблемой, требующей разрешения на теоретическом и практическом уровнях.

Состояние научной разработанности проблемы исследования.

Начало разработки данной проблемы восходит к периоду античности, когда знаменитые философы (Эсхил, Демосфен, Сократ, Платон, Аристотель) на теоретическом уровне изучали сущность и результаты различных влияний внешнего мира на человека.

Различные виды целенаправленных воздействий, их сущность, содержание и формы изучались многими отечественными и зарубежными, в том числе и современными исследователями (Г.А. Балл, A.A. Бодалев, Г. В. Грачев, A.A. Деркач, В. Г. Зазыкин, Г. А. Ковалев, A.B. Кириченко, В. Н. Куликов, Л. Г. Лаптев, Б. Ф. Ломов, Д. Мак Грегор, В. Н. Мясшцев, А. Ю. Панасюк, Б. Д. Парыгин, A.B. Петровский, А. У. Хараш, Р. Чалдини). При этом в ряде трудов ученых затрагивались эффекты неоднозначности воздействий (Б.Г. Ананьев, Л. И. Анцыферова, В. Г. Асеев, Ф. Герцберг, М. А. Котик, К. Левин, A.C. Прангишвили, С. Л. Рубинштейн, П. В. Симонов, Д. Н. Узнадзе, Е.В. Шорохова).

В целом накоплен большой объем научного материала по проблемам субъект-субъектного взаимодействия, различного рода воздействий на человека, общения, мотивации, оптимизации профессиональной деятельности. Вместе с тем проблема психологических механизмов неоднозначности результатов управленческого воздействия не была предметом специального исследования.

Ее высокая теоретическая и практическая значимость для оптимизации деятельности государственных служащих и недостаточная разработанность определили тему настоящего диссертационного исследования.

Цель исследования — выявление совокупности психологических причин и механизмов, вызывающих неоднозначность результатов управленческого воздействия на личность.

Объект исследования — управленческая деятельность государственных служащих.

Предмет исследования — особенности управленческого воздействия на личность исполнителя и его результаты.

Исследование исходит из следующих гипотетических положений: в системе разнообразных воздействий человека на человека управленческое воздействие имеет свою специфику, детерминированную должностной иерархией людей, юридически определенными функциями организации, направлением ее устойчивого развития, особенностями профессиональной деятельности работающихличность исполнителя как объект воздействия имеет сложную системную организацию, в которой взаимодействуют мотивы, желания, эмоции, установки, ценности, представления, т. е. сочетание того, что человек «хочет», к чему он стремится в своей профессиональной деятельности, с тем, что он считает возможным или невозможным, легким или трудным, допустимым или недопустимым. Однозначность воздействия зависит от адекватности отражения руководителем основных параметров актуальной зоны мотивации подчиненного по интенсивности воздействия, справедливости, учету реальных профессиональных и общих функциональных возможностей и индивидуальных особенностей его как личностинизкий уровень результативности управленческого воздействия, включая и неадекватность его результата, являются следствием игнорирования закономерностей мотивационного процесса, отсутствия дифференциации воздействия с учетом сформировавшейся диспозиции, установки личности, психофизиологических особенностей подчиненных, в целом некомпетентности руководителя при выборе методов управленческих воздействий.

Цель и гипотеза определили следующие задачи исследования: выявить и охарактеризовать основные направления исследований проблемы воздействия на личность в современной психологической наукеустановить особенности управленческого воздействия на личность в профессиональной деятельностивыявить конкретные проявления неоднозначности управленческого воздействияраскрыть психологические механизмы неадекватности результатов управленческого воздействия.

Теоретике — методологическую основу исследования составили психологические, философские, культурологические, социологические, акмеологические, управленческие идеи и концепции, в частности: теории системности и комплексности при изучении социально-психологических явлений (Б.Г. Ананьев, В.П.

Кузьмин, Б. Ф. Ломов, Э.Г. Юдин) — теории развития личности и теории мотивации (К.А. Абульханова-Славская, Л. И. Анцыферова, В. Г. Асеев, В. К. Вилюнас, К. Левин, А. Н. Леонтьев, А. Маслоу, В. Н. Мясшцев, С. Л. Рубинштейн, Д. Н. Узнадзе, В. А. Ядов, П.М. Якобсон) — теории общения, взаимодействия и воздействия человека на человека (Б.Г. Ананьев, A.A. Бодалев, А. Г. Ковалев, В. Н. Куликов, Л. Г. Лаптев, В. Н. Мясшцев, А. Ю. Панасюк, Р. Чалдини) — психофизиологические теории системных механизмов поведения (П.К. Анохин, Н. П. Бехтерева, А. Н. Бернштейн, Н. Е. Введенский, И. П. Павлов, П. В. Симонов, A.A. Ухтомский) — акмеологическая концепция структурно-функционального подхода к изучению профессиональной деятельности (A.A. Бодалев, A.A. Деркач, В. Г. Зазыкин, Н. В. Кузьмина, А. К. Маркова, Е.А. Яблокова).

Методы исследования.

В исследовании использовался комплексный инструментарий, включающий анализ и обобщение соответствующих положений отечественной и мировой психолого-социальной литературы и эмпирических данных по исследуемой проблемеанкетирование и опросы руководителей организацийэкспертная оценка руководителями различных аспектов проблемы управленческого воздействиявключенное наблюдение.

Для статистического анализа данных и их графического представления использовалась программа Excel. 97, параметрические методы оценки значимости статистических различий (X2 — критерий Пирсона), факторный анализ, корреляционный, дискриминантный анализ, построение множественной регрессии.

Эмпирическую базу исследования составили слушатели Российской академии государственной службы при Президенте РФ государственные служащие федерального, регионального, муниципального уровня государственного управления — 153 человека, руководители администрации г. Егорьевска Московской области -10 человек.

Исследование проводилось с 1997 по 2000 г. в несколько этапов, каждый из которых имел промежуточные задачи и соответствующие методы.

Основные научные результаты, полученные лично соискателем, и их научная новизна.

Показано, что психологическое воздействие в условиях управленческой деятельности имеет свою специфику, связанную с определенной долей формализации в структуре, содержании, взаимоотношениях между людьми, которые определяются должностной «лестницей», требующей субординации между руководителем и подчиненным. Управленческое воздействие, в отличие от других видов воздействий, является целенаправленным, нередко длительным, многоаспектным процессом, имеющим целью достижение оптимально высоких результатов в работе организации средствами стимулирования психических качеств и потенциальных возможностей личности.

Определено понятие управленческого воздействия на основе теоретической концепции о двухсторонней детерминации поведения человека как, во-первых, целеуказание (установка на деятельность) подчиненному и, во-вторых, стимулирование деятельности подчиненного. Целеуказание, как содержательная сторона, предполагает установку на желаемый (ожидаемый) результат профессиональной деятельности, а стимулирование, направленное на динамическую сторону мотивационной структуры человека как личности, предполагает обеспечение эффективного выполнения данной профессиональной деятельности подчиненным.

Обоснована модель психологического механизма преобразования личностью управленческого воздействия, основанная на теории функциональных систем П. К. Анохина.

Установлено, что управленческое и воспитательное воздействия при определенных условиях, в зависимости от типологических особенностей и состояния личности, может иметь как прямой, так и обратный результат.

Выявлено, что неоднозначность управленческого воздействия связана:

1) с несовпадением содержательной и динамической сторон личности. Наиболее типичным проявлением этого являются следующие ситуации: а) личность принимает требование, но его выполнение выходит за пределы его функциональных возможностей или субъективный предел функциональной нагрузкиб) личность не принимает требования, но вынуждена его реализовывать в силу системы санкций;

2) с игнорированием особенностей актуальной зоны мотивации и следующих психологических механизмов: саморегуляции организмаизбирательности всех психофизиологических процессов психики- «подавления» эмоцийвлияния контекста, фоновых детерминант управленческого воздействия (гештальт) — фиксации эмоциймотивационного опосредствованияэмоционального переключения.

Установлено, что однозначность результата воздействия руководителя определяется в основном адекватностью отражения зональной характеристики основных параметров данного воздействия по его интенсивности, требуемым затратам по реализации соответствующего требования, соответствию взглядам, убеждениям и функциональным возможностям подчиненного. Выход параметров воздействия за пределы силовых (динамических) или содержательно-смысловых характеристик мотивационной зоны личности приводит, как правило, к неадекватному результату и не предполагаемому типу поведения подчиненного.

Раскрыты существенные различия в структуре представлений о причинах неадекватности управленческих воздействий у лиц, ориентированных на его однозначность — и лиц, предполагающих неоднозначность результата воздействияу руководителей — и преподавателейв отношении управленческих воздействий — и воспитательных влияний.

Практическая значимость исследования. Идеи, заложенные и обоснованные в диссертационном исследовании, об управленческом воздействии как разновидности психологического воздействия, направленного на оптимизацию деятельности организации и развитие личности, могут оказать руководителям различных уровней практическую помощь при выборе стратегии управления. Полученные эмпирические материалы могут быть использованы в лекциях для слушателей РАГС, для студентов по специальности менеджмент и других институтов повышения квалификации, а также при подготовке преподавателей ВУЗов.

Апробация и внедрение результатов. Материалы теоретических и эмпирических результатов диссертационного исследования докладывались и обсуждались на заседаниях проблемной группы кафедры акмеологии и психологии профессиональной деятельности РАГС при Президенте РФ, на конференциях: VI конференции молодых ученых «Воспитание и развитие личности: теория и практика конца XX века» (Москва, май 1998) — научно-практической конференции «Российское государство и государственная служба на современном этапе» (Москва, декабрь 1998) — межвузовской научной конференции «Психолого-педагогические проблемы развития личности в современных условиях» (Санкт-Петербург, май 1999) — научной конференции молодых ученых, посвященной 150-летию со дня рождения академика И. П. Павлова (Москва, октябрь 1999) — XXX Всероссийском совещании по проблемам высшей нервной деятельности (Санкт-Петербург, май 2000). По теме диссертационного исследования опубликовано 8 работ.

Надежность и достоверность результатов исследования обеспечены исходными методологическими положениями, использованием комплекса исследовательских методов и инструментариев, соответствующих предмету исследования, репрезентативностью эмпирического материала.

Положения, выносимые на защиту. Любое управленческое воздействие при определенных условиях может иметь результат, не совпадающий с предполагаемым. В зависимости от типологических особенностей личности, актуальной зоны мотивации, характеризующей состояние личности, управленческое воздействие может иметь как прямой, так и обратный результат. Неоднозначность результата управленческого воздействия связана с содержательно-динамической двусторонностью мотивационной системы личности и соответствующей двусторонностью потенциальных эффектов каждого воздействия.

Важным предрасполагающим условием неоднозначности результата управленческого воздействия является зональный характер структурного строения мотивационной системы личности. Эффект неоднозначности возникает в том случае, когда воздействие, рассчитанное на одну зональную характеристику, реально падает на другую. Существенное искажение зональной характеристики воздействия приводит в одних случаях к количественной, а в других к качественной неадекватности реакции на воздействие — к инверсии ее модальности с положительной на отрицательную и наоборот.

Субъективный вес причин неадекватности управленческих и воспитательных воздействий существенно различается в представлении руководителей организаций и педагогов воспитателей, а также в отношении управленческих воздействий — и воспитательных влияний.

Модель психологических механизмов, лежащих в основе эффектов неоднозначности результата управленческого воздействия, включает в себя следующие блоки: управленческое воздействие, предпусковую интеграцию готовности систем будущего профессионального действия, управленческую ситуацию, доминирующую мотивацию, профессиональный опыт.

Структура диссертационного исследования состоит из введения, четырех разделов, списка использованной литературы, приложений, содержащих анкеты, диаграммы, гистограммы, таблицы.

Выводы.

Учитывая, что управленческое воздействие дает установку к деятельности и стимулирует ее осуществление, мы можем рассматривать его в рамках функциональной системы П. К. Анохина следующим образом. (рис. 1) Подчиненный, получив управленческое воздействие, должен осуществить заданное профессиональное действие. Осуществление профессионального действия начинается с афферентного синтеза, где должны быть:

1. управленческое воздействие — пусковой стимул.

2. предпусковая интеграция — готовность систем будущего профессионального поведения, сформированная в процессе выполнения предыдущего профессионального действия (как таковая профессиональная деятельность).

3. обстановочная афферентация — управленческая ситуация, в которой осуществляется процесс управленческого воздействия.

4. доминирующая мотивация профессиональной деятельности.

5. профессиональный опыт подчиненного, извлекаемый доминирующей мотивацией из памяти.

На основании афферентного синтеза, где все четыре компонента «взаимодействуют для получения фокусированного полезного результата» (9 стр. 72) вырабатывается принятие решения и программа действия осуществления профессиональной деятельности для решения поставленной задачи. Функциональная система, сформированная на данное управленческое воздействие, проводит аналитическую работу, соотносит полученное управленческое воздействие с собственным опытом, со своими возможностями, с доминирующим типом мотивационной детерминации (содержательным или динамическим) и строит программу, собственный план действий. После выработки программы действий начинает осуществляться эфферентная ответная реакция функциональной системы подчиненного на управленческое воздействие.

Таким образом, каждое управленческое воздействие складывается динамическая функциональная система, которая по мнению Анохина П. К., характеризуется пластичностью, мобилизуемостью своих структурных компонентов и «возможностью внезапно менять свою архитектуру в поисках запрограммированного полезного результата» (9 стр. 85).

Психологическими механизмами неоднозначности результата управленческого воздействия, с нашей точки зрения, являются: механизм саморегуляции, основой которого является работа в оптимальной зоне, исключая функционирование в крайних зонахмеханизм мотивационного опосредствованиямеханизм фиксации эмоциймеханизм «подавления» эмоциймеханизм эмоционального переключениямеханизм избирательности процессов психикимеханизм влияния контекста, фоновых детерминант управленческого воздействия (гепггальт).

Заключение

.

На основе проведенного исследования, полученных результатов можно сделать следующие выводы.

Психологическое воздействие в условиях управленческой деятельности имеет свою специфику, связанную с определенной долей формализации в структуре, содержании, взаимоотношениях между людьми, которые определяются должностной «лестницей», требующей субординации между руководителем и подчиненным. Управленческое воздействие, в отличие от других видов воздействий, является целенаправленным, нередко длительным, многоаспектным процессом, имеющим целью достижение оптимально высоких результатов в работе организации средствами стимулирования психических качеств и потенциальных возможностей личности.

На основе теоретической концепции о двухсторонней детерминации поведения человека определено понятие управленческого воздействия как, во-первых, целеуказание (установка на деятельность) подчиненному и, во-вторых, стимулирование деятельности подчиненного. Целеуказание, как содержательная сторона, предполагает установку на желаемый (ожидаемый) результат профессиональной деятельности, а стимулирование, направленное на динамическую сторону мотивационной структуры человека как личности, предполагает обеспечение эффективного выполнения данной профессиональной деятельности подчиненным.

Модель психологического механизма преобразования личностью управленческого воздействия, основанная на теории функциональных систем П. К. Анохина, включает в себя следующие блоки: управленческое воздействие, предпусковую интеграцию готовности систем будущего профессионального действия, управленческую ситуацию, доминирующую мотивацию, профессиональный опыт.

Установлено, что управленческое и воспитательное воздействия при определенных условиях, в зависимости от типологических особенностей и состояния личности, может иметь как прямой, так и обратный результат.

Неоднозначность управленческого воздействия связана:

1) с несовпадением содержательной и динамической сторон личности. Наиболее типичным проявлением этого являются следующие ситуации: а) личность принимает требование, но его выполнение выходит за пределы его функциональных возможностей или субъективный предел функциональной нагрузкиб) личность не принимает требования, но вынуждена его реализовывать в силу системы санкций;

2) с игнорированием особенностей актуальной зоны мотивации и следующих психологических механизмов: саморегуляции организмаизбирательности всех процессов психики- «подавления» эмоцийвлияния контекста, фоновых детерминант управленческого воздействия (гештальт) — фиксации эмоциймотивационного опосредствованияэмоционального переключения.

Однозначность результата воздействия руководителя определяется в основном адекватностью отражения зональной характеристики основных параметров данного воздействия по его интенсивности, требуемым затратам по реализации соответствующего требования, соответствию взглядам, убеждениям и функциональным возможностям подчиненного. Выход параметров воздействия за пределы силовых (динамических) или содержательно-смысловых характеристик мотивационной зоны личности приводит, как правило, к неадекватному результату и не предполагаемому типу поведения подчиненного.

Раскрыты существенные различия в структуре представлений о причинах неадекватности управленческих воздействий у лиц, ориентированных на его однозначность — и лиц, предполагающих неоднозначность результата воздействияу руководителей — и преподавателейв отношении управленческих воздействий — и воспитательных влияний.

Материалы проведенного эмпирического исследования показывают, что внешними наиболее распространенными проявлениями неоднозначности результата управленческого воздействия являются следующие: распоряжение выполняется с нарушением сроков или правил, отказ подчиненного выполнять задание, грубые ошибки, неточности в работе.

Оптимальное управленческое воздействие опирается на развивающую парадигму, предполагающую гуманистические формы и средства управления, искреннее уважение к работающему, веру в его способности и возможности. При этом гуманистическая стратегия управления предполагает не только учет руководителем последствий управленческого воздействия в виде внешних проявлений неоднозначности результата воздействия, но и знание глубинных изменений в психофизиологическом состоянии подчиненного, происходящих под влиянием воздействия, согласно выделенным в исследовании психологическим механизмам.

Проведенное исследование дает основание сформулировать следующие рекомендации.

При построении стратегии управления необходимо дифференцировать управленческое воздействие с учетом индивидуальных особенностей личности и специфики управленческой ситуации, что может стать мощным фактором мобилизации потенциальных возможностей личности подчиненного и заметно повысить эффективность его профессиональной деятельности.

Постоянное общение с людьми и воздействие на них, занимающее 3Л времени руководителя, требуют от последнего глубокого научного знания и понимания особенностей управленческих воздействий и психологических механизмов его преобразования личностью подчиненного, что предполагает необходимость специальной подготовки руководителей (семинаров, деловых игр, а также самообразования).

Вместе с тем необходимо учитывать, что реализация принципа дифференцированного, в частности, индивидуального подхода имеет достаточно ограниченную зону эффективности, за пределами которой применение данного принципа может существенно снизить однозначность и предсказуемость результата управленческого воздействия.

Для обеспечения однозначности выполнения необходимых требований дисциплинарного порядка целесообразно использование другого принципа — принципа единства требований, механизм реализации которого ориентирован на обращение к личности подчиненного как к активному субъекту, способному и обязанному самостоятельно выполнить предъявляемые требования, обеспеченные соответствующими эффективными санкциями.

При реализации того или иного типа воздействия необходимо иметь в виду наличие как содержательно-смысловой, так и динамической составляющих любого воздействия, одна из которых в данной ситуации оказывается ведущей, определяющей судьбу и эффективность управленческого воздействия.

Сложное, многогранное явление, каким является управленческое воздействие, требует активного изучения на междисциплинарной основе, заключающегося в расширении эмпирической базы этих исследований, в углублении понимания механизмов неоднозначности результата воздействия, а также в совершенствовании методического инструментария исследовательского и диагностического назначения, необходимого для успешного решения данной теоретически и практически важной проблемы. Особую значимость для разработки имеют проблемы профилактики неадекватности результатов управленческого воздействиясущности развивающего управленческого воздействиявыделения критериев, обеспечивающих повышение уровня однозначности результатов воздействия.

Актуальность и перспективы дальнейшей разработки проблемы неоднозначности результатов управленческого воздействия связаны с философско-методологическими и теоретическими проблемами современной психологической науки, с практически-прикладными вопросами тактики воздействия на личность.

Показать весь текст

Список литературы

  1. К.А., Бодалев A.A., Деркач A.A., Кузьмина Н. В., Лаптев Л. Г. Акмеология вчера, сегодня, завтра// Практическая психология и психоанализ.-1997.-N 1. С. 12−27.
  2. Абульханова Славская К. А., Брушлинский A.B. Философско-психологическая концепция С. Л. Рубинштейна. М.: Наука, 1989. 248 с.
  3. Абульханова Славская К. А. Стратегия жизни. М.: Мысль, 1991. 299 с.
  4. .Г. Избранные психологические труды. В двух томах. М.: Педагогика, 1980. 286 с.
  5. .Г. Человек как предмет познания. Л.: ЛГУ, 1968. 341 с.
  6. .Г. Сенсорно-перцептивные характеристики индивидуального развития человека. / Вопросы психологии, 1968, № 2, с. 3−11.
  7. Г. М. Методы исследования межличностного восприятия. М.: МГУ, 1984. 141 с.
  8. О.С., Деркач A.A. Основы общей и управленческой акмеологии. М. РАГС, 1995. 272 с.
  9. П.К. Избранные труды. Философские аспекты теории функциональной системы. М., 1978. 400 с.
  10. П.К. Общие принципы формирования защитных приспособлений организма // Вестник АПН СССР 1962 № 4, с. 16−26.
  11. И. Анохин П. К. Проблема принятия решения в психологии и физиологии. / Вопросы психологии 1974 № 4.
  12. П.К. Теория отражения и современная наука о мозге. М., 1970. 45 с.
  13. JI.И. Личность с позиции динамического подхода// Психология личности в социалистическом обществе: личность и ее жизненный путь. М.: НаукаД990. С.127 134.
  14. Л.И. О закономерностях элементарной познавательной деятельности. М.: Изд-во Акад. Наук СССР, 1961. 151 с.
  15. Л.И. Системный подход к изучению функционирования и развития личности// Проблемы психологии личности. М.: Наука, 1982. С.140- 147.
  16. Н.И., Загузов Н. И. Процедура подготовки и защиты диссертаций. М.:Икар, 1995. 199 с.
  17. Л.Р. Оценочное суждение и установка. / Дис. канд. псих наук. Тбилиси: ИП им. Д. Н. Узнадзе, 1989, с. 9 24.
  18. В.Г. Критерии социальной оценки личности в воспитательном процессе. // Психологические исследования социального развития личности. М., 1991. С. 58−72.
  19. В.Г. Личность и значимость побуждений. М., 1993. 223 с.
  20. В.Г. Мотивация поведения и формирование личности. М.: Мысль, 1976. 157 с.
  21. В.Г. О диалектике детерминации психического развития. //Принцип развития в психологии. М., 1978. С. 21−37.
  22. В.Г. Единство содержательной и динамической сторон личности в воспитательном процессе. // Психология формирования и развития личности. М., 1981. С. 198−222.
  23. В.Г., Рыжов A.B. Мотивационные особенности использования поощрений и наказаний в производственномколлективе. // Социально-психологические проблемы производственного коллектива. М., 1983. С. 68−75.
  24. А.Г. Психология личности. М.: МГУ, 1990. — 367 с.
  25. М.Ю., Петровская JI.A. Обратная связь в системе восприятия человека человеком. // Психология межличностного познания под ред. A.A. Бодалева. М., 1981. С. 42−53.
  26. АтаевА.А. Управленческая деятельность: Практика и резервы организации. М. Экономика, 1988. 252 с.
  27. Г. В. К вопросу о взаимосвязи субъектов и объектов социального управления. // Вопросы философии 1974 № 7. С. 29−38.
  28. В.Г. Научное управление обществом. М.: Политиздат, 1973.
  29. В.А. Экспериментальное исследование психологических механизмов внушаемости. Дисс. канд. психол. н. М., 1970.
  30. Г. А., Бургин М. С. Анализ психологических воздействий и его педагогического значения. / Вопросы психологии 1994 № 4 с. 56−66.
  31. H.A. Влияние успеха и неудачи на функциональное состояние и результативность деятельности (на примере спортивной деятельности). Дисс. канд. психол.н. Л., 1980
  32. H.A. Биомеханика и физиология движений. Москва -Воронеж 1997. 604 с.
  33. Бессознательное: природа, функции, методы исследования. / ред. А. С. Прангвишвили. т. 3. Тбилиси, 1978. 843 с.
  34. Н.П. О мозге человека. СПб.: изд-во Нотабене, 1994. 245 с.
  35. И.В., Юдин Э. Г. Становление и сущность системного подхода. М.: Наука, 1973. 270 с.
  36. М.И. Психологические механизмы регуляции социального поведения. М., 1979. 335 с.
  37. М.И. Социальные нормы и регуляция поведения. М., 1978.310 с.
  38. A.A. Вершина в развитии взрослого человека -характеристики и условия достижения. М.: Флинта: Наука, 1998. 168 с.
  39. A.A. Личность и общение. М., 1995. 272 с.
  40. A.A. Восприятие человека человеком . Л.: ЛГУ, 1965. 123 с.
  41. A.A. О предмете акмеологии //Психологический журнал. 1993. N 5. Т.14. С. 73 79.
  42. A.A. Психология общения. Москва-Воронеж: Педагогика, 1996. 326с.
  43. A.A., Куницына В. Н., Панферов В. Н. О социальных эталонах и стереотипах и их роль в оценке личности. Человек и общество. Л.: ЛГУ, 1961, вып. 9, с, 151 -159.
  44. A.A. Психология о личности. М.: МГУ, 1988. 178 с.
  45. A.A. Формирование понятия о другом человеке как личности. Л.: ЛГУ, 1970. 134 с.
  46. A.B. Проблемы субъекта в психологической науке// Психологический журнал. 1991. N3- 1992. N6.- 1993. N6.
  47. A.B. Деятельность субъекта и психическая деятельность//Деятельность: теория, методология, проблемы. М.1990. С. 129−143.
  48. П. Искусство менеджмента. Дер. с англ. Козыревой И. Б. М.: Новости, 1993. 224 с.
  49. В.К. Психологические механизмы мотивации человека. М.: МГУ, 1990. 284 с.
  50. В.К. Психология эмоциональных явлений. М., 1979. 142 с.
  51. О.С. Стратегическое управление. М.: МГУ, 1995. 252 с.
  52. И.П. Руководителю о человеческом факторе. / Социально-психологический практикум. JL: Лениздат, 1989. 222 с.
  53. Вопросы психологии познания людьми друг друга и самопознания. Краснодар, 1977, вып. 235, с. 21 27.
  54. М., Френсис Д. Раскрепощенный менеджер. М. Дело, 1990. 284 с.
  55. Л.С. Лекции по психологии. С.-Пб.: Союз, 1997. 144 с.
  56. Л.С. Проблема развития в структурной психологии (критическое исследование) / Предисловие в кн.: Гештальтпсихология. М., 1998. С. 285−347.
  57. П.Я. Введение в психологию. М.:МГУ.5 151с.
  58. Ф. Психология управления. М., 1982.
  59. . М., 1998. 684 с.
  60. Р.Б. Восприятие мастера рабочими. М. .Экономика, 1979. 48 с. Г
  61. Р.Б. История одного конфликта. ЭКО 1988 № 2. С. 160−167.
  62. Р.Б. Руководитель в оценках подчиненных. Периоды и динамика социально-перцептивного процесса в управлении. / Учебное пособие. Иваново: ИГУ, 1993, с. 130.
  63. ЛЯ. Психология эмоциональных отношений. М., 1987, 205 с.
  64. . Что такое психология: В 2-х т. Пер. с франц. М.: Мир, 1992. Т.1 396 е., Т.2 376 с.
  65. В.А. Анализ конфликтных ситуаций в системах управления. М.: .Радио и связь, 1991. 286 с.
  66. A.A., Зазыкин В. Г. Психологические проблемы эффективности идеологического воздействия средствами телевидения и радиовещания. М., 1989.100 с.
  67. Г. В. Информационно-психологическая безопасность личности: состояние и возможности психологической защиты. М.: РАГС, 1998. 120 с.
  68. Г. В., Мельник И. К. Манипулирование личностью: организация, способы и технологии информационно-психологического воздействия. М.: Институт философии РАН, 1999.230 с.
  69. Л.П. Резервы человеческой психики. М.: Политиздат, 1989.319 с.
  70. K.M. Профессиональная пригодность и основные свойства нервной системы. М. Д970. 204 с.
  71. A.A., Калинин И. В., Синягин Ю. В. Стратегии подбора и формирования управленческой команды. М.: РАГС, 1999. 313 с.
  72. A.A., Кузьмина H.B. Акмеология: пути достижения вершин профессионализма. М.:РАУ, 1993. 32 с.
  73. A.A., Г.Михайлов Методология акмеологии // Прикладная психология и психоанализ. М.:МПА, 1997 N 3. С. 411.
  74. A.A., Селезнева Е. В. Идеологическое воздействие: социально-психологические и педагогические аспекты. М.: Мысль, 1985. 310 с.
  75. А.И. Психология коллектива. М.: МГУ, 1984. 212 с.
  76. Е.Л. Манипуляция: психологическое определение понятия. / Психологический журнал т. 14 1993 № 4. С. 132−138.
  77. Е.Л. Психология манипуляций: феномены, механизмы и защита. М., 1996. 343 с.
  78. А.П. Управление персоналом. Н. Новогород, 1997. 605 с.
  79. А.Л. Стиль руководства по управлению социально-психологическим климатом производственного коллектива // Социально-психологический климат коллектива. Теория и методы изучения. Под ред. Е. В. Шороховой. М.: Наука, 1979. 176 с.
  80. А. Л. Социально-психологические основы опосредованных методов руководства // Психологические механизмы регуляции социального поведения. М., 1978.
  81. А.Л., Рубахин В. Ф. Проблемы «человеческого» фактора в управлении. // Психологические проблемы социальной регуляции поведения. М.: Наука, 1976.
  82. .В. Теория личности Курта Левина. М, 1981. 169 с.
  83. В.Г. Психология проницательности. М: РАГС при Президенте РФ, 1997. 92 с.
  84. В.Г. Психология воздействия в деловом общении (Курс лекций). М: РАГС, 1998.112 с.
  85. В.Г. Психология в рекламе. М.: ДатаСтром, 1992. 64 с.
  86. Я. Организация трудовых коллективов: Пер. с I польск. М.: Прогресс, 1971. С. 223. ш
  87. И.А. Бездейственность выступления лектора. М., 1975. 43 с.
  88. И. А. Педагогическая психология. М., 1997. 412 с.
  89. В.П., Гордон В. М. Методологические проблемы психологического анализа деятельности // Системные исследования// Ежегодник. М., 1975. 137с.
  90. В.В. Концептуальная психологическая модель принятия решения // Вопросы психологии. 1991 N 5. С. 174 185.
  91. В.А. Психологические механизмы волевойрегуляции. М., 1991. 143 с.
  92. Д.М., Лобанов А. А. Человеческие ресурсы управления. Основы управления персоналом. М.: Дело, 1993. 304 с.
  93. Т.С. Психология управления. Ч. 1. М., 1996. 146 с.
  94. И.А. Механизмы саморегуляции и переработки зрительной информации. Рига, 1990. 186 с.
  95. Е.А., Морозов А. С. Опыт использования методики Хекхаузена при исследовании «мотива достижения» // Социально-психологические проблемы руководства и управления коллективами. М., 1974. С. 18−20.
  96. Д. Как завоевать друзей и оказывать влияние на людей. М., 1989. 347 с.
  97. A.B. Психология принятия управленческого решения. М.:ЮристД998. 440 с.
  98. A.B. Акмеологическое воздействие в профессиональной деятельности: теория, методология, технологии. М.: РАГС, 1998. 199 с.
  99. А.И. Опыт построения психологической теории управления / Психологический журнал т. 2 1981 № 4 .
  100. А.И. Психологические особенности принятия управленческих решений. М., 1983. 62 с.
  101. А.И. Психология управления. М., 1979.
  102. А.И. Социально-психологическая концепция руководства / в сб.: Социально-психологические проблемы руководства и управления коллективами. М., 1974. С. 20−22.
  103. Е.А. Индивидуальный стиль деятельности в зависимости от типологических свойств нервной системы. Казань, 1969. 278 с.
  104. Е.А. Психология профессионала. Москва-Воронеж, 1996. 378 с.
  105. Е.А. Психология профессионального самоопределения. Ростов-на-Дону: «Феникс», 1996. 512 с.
  106. Е.А. Основы психологии. М.: ЮНИГИ, 1997. 286 с.
  107. В.И. К проблеме мотивации// Психологический журнал. 1981. N1. Т.2. С. 46 59.
  108. Г. А. Воздействие как психологическая категория. // Психология воздействия. М.: АПН СССР, 1989. С. 4−43.
  109. Г. А. Сущность социально-психологического воздействия. // Основы социально психологической теории, под ред. A.A. Бодалева. М.: Межд. пед. акад., 1995. 420 с.
  110. Г. А. Три парадигмы в психологии три стратегиипсихологического воздействия./ Вопросы психологии 1987 № 3.
  111. Г. А. Психологическое воздействие: теория, методология, практика. Дисс. докт. психол н. М., 1991.
  112. С. Руководитель и подчиненный. М., 1973. 190 с.
  113. Е.И. Организатор и организаторская деятельность. М.: Московский рабочий, 1986. 191 с.
  114. O.A., Лучков В. В. Влияние субъективной оценки неопределенности относительно продолжительности работы на регулирование деятельности. В кн.: Психологические вопросы регуляции деятельности / ред. Д. А. Ошанин, О. А. Кнопкин. М., 1973. С. 129−154.
  115. Н. И. Шакум М.Л. Акмеология и тестология. М.: Реформа, 1996. 329 с.
  116. Э.А. Восприятие и эмоции. М., 1977. 247 с.
  117. М.А. Безопасность труда. Психологические аспекты. М., 1986. 63 с.
  118. М.А., Емельянов A.M. Ошибки управления: психологические причины. Таллинн, 1985. 390 с.
  119. Ю.Д. Управление поведением в фирме: эффекты и парадоксы. М.: ИНФРА, 1997. 361 с.
  120. Р.Л. Если Вы руководитель. Элементы психологии менеджмента в повседневной работе. М.: Дело, 1993. 352 с.
  121. Е.С. Основы социальной психологии. Л.: ЛГУД967. 312 с.
  122. Е.С. Руководитель и коллектив. Социально-психологический очерк. Л.: Лениздат, 1974. 167 с.
  123. И.А. Психотехнологии и эффективный менеджмент М.: Технолог, школа бизнеса, 1992. 190 с.
  124. Г. А. Рабочий управляющий — ученый. М., 1982 С. 103.
  125. В.Н. Прикладные исследования социально-психологического воздействия. //Прикладные проблемы социальной психологии. М., 1983. С. 159−167.
  126. В.Н. Управление как психологическое воздействие. // Тезисы докладов к I Всесоюзной научной конференции по психологии управления. М., 1979.
  127. Р. Теория стресса и психофизиологические исследования. // Эмоциональный стресс. Л., 1970. С. 178−208.
  128. Л.Г. Акмеологические основы оптимальной управленческой деятельности командира полка. М., 1994. 242 с.
  129. Л.Г. Оптимизация управленческой деятельности военных кадров: Дис. докт. психол. наук. М.: РАГСД995. 430 с.
  130. Л.Г. Акмеологические основы эффективного воинского труда М.-.ИТАР ТАСС, 1998. 297 с.
  131. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность.: Избр. психол. произведения в 2 т. Т.1. М.-.Педагогика, 1983. 345 с.
  132. А.Н. Потребности, мотивы, эмоции: Курс лекций. М.: МГУ, 1994. 62 с.
  133. А.Н. Проблемы развития психики. М., 1981. 583с.
  134. H.A. Психологические аспекты подбора и проверки персонала. М., 1997. 399 с.
  135. .Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М.: Наука, 1984. 448 с.
  136. .Ф. Человек в системах управления. М.: Просвещение, 1967. 45 с.
  137. .Ф. Личность в психологии с позиций системного подхода//Психологический журнал, 1987. N1 Т.2. С.3−17.
  138. .Ф., Журавлев А. Л. Психология и управление. М.: Знание, 1978. 64 с.
  139. .Ф., Китов А. И., Рубахин В. Ф., Филиппов A.B. Актуальные проблемы психологии управления. М., 1977.
  140. А.Р., Цветкова Л. С. Нейропсихологический анализ решения задач. М.: Просвещение, 1966. 124 с.
  141. А.К. Психология профессионализма. М.: Знание, 1996, — 308 с.
  142. А. Г. Мотивация и личность. СПб.: Евразия, 1999. 478 с.
  143. Межличностное восприятие в группе. / ред Г. М. Андреева. М.: МГУ, 1981. 294 с.
  144. Менеджеру о менеджменте: Наука и искусство эффективного управления, /под ред. Л. Г. Лаптева. М.: Агенство КванТ, 1997. 307 с.
  145. B.C. Лекции по психологии мотивов человека. Пермь, 1971. 120 с.
  146. B.C. Очерк интеллектуального исследования индивидуальности. М., 1986. 256 с.
  147. B.C. Психология индивидуальности. Москва-Воронеж, 1996. 445 с.
  148. Методологические проблемы социальной психологии. / ред. Е. В. Шорохова. М., 1975.
  149. Методология инженерной психологии, психологии труда и управления (Сб. статей) АН СССР. Отв. ред. Б. Ф. Ломов. М/. Наука, 1991. 166 с.
  150. .Е., Евенко Л. И. Системный подход к организации управления. М.: Экономика, 1983. 224 с.
  151. В.И. Социально-психологические аспекты управления. Стиль и метод работы руководителя. М.: Молодая гвардия, 1975. 368 с.
  152. В.Н. Психология отношений. Под ред. А.А.Бодалева/ Вступительная статья A.A. Бодалева.-М.: ИПП, 1995.-386 с.
  153. В.Н. Принципы организации научного труда// Труды первой Всероссийской инициативной конференции по научной организации труда 20−27 октября 1921. Выпуск 5. М., С.31−47.
  154. Ш. А. Понятие установки в общей и социальной психологии. Тбилиси: Мецниереба, 1974. 171 с.
  155. В.Д. Психология индивидуальности. М.: Ладомир, 1997. 384 с.
  156. P.C. Психология. В 3-х книгах. М.: Владос, 1998. 686 с.
  157. H.A. Формальный статус руководителя как детерминанта восприятия его подчиненными. /Автор. Канд. Псих. Наук. Иваново: ИГУ, 1998.
  158. H.H. Межличностные отношения. Л.: ЛГУ, 1989. 393 с.
  159. H.H. О трехкомпонентной структуре межличностного взаимодействия. // Психология межличностного познания. М.: Педагогика, 1981. С. 80−92.
  160. H.H., Щекин Г. В. Психология работы с людьми: советы руководителю. Киев, 1990. 205 с.
  161. Общение и оптимизация деятельности /Под ред. Г. М. Андреевой, Я.А.Янушека/. М.: МГУ, 1987. 202 с.
  162. С.И. Словарь русского языка М.: Советская энциклопедия, 1968. 900 с.
  163. A.M. Предприимчивость руководителя. М., 1990.
  164. A.M. Руководитель. Размышления о стиле управления. М.: Политиздат, 1987. 365 с.
  165. A.M. Социальное управление: некоторые вопросы теории и практики. М.: Мысль, 1980. 269 с.
  166. А.М. Управление: искусство общения. М.: Советская Россия, 1983. 237 с.
  167. Основы общей и прикладной акмеологии / Под ред. А. А. Деркача, А. А. Бодалева, Н. В. Кузьминой и др. М.: Российская академия государственной службы, ВА им. Ф. Э. Дзержинского. 1995. 386 с.
  168. Основы психофизиологии. Ред. Ю. И. Александров. М.: ИНФРА-М, 1998. 430 с.
  169. Основы социально-психологической теории под ред. A.A. Бодалева. М.: Межд. пед. акад., 1995. 420 с.
  170. Оценка работников управления. Под ред. Г. Х. Попова. М.: Московский рабочий, 1976. 351 с.
  171. И.П. Полн. собр. соч. М.: АН СССР, 1957. 247 с.
  172. А. Ю. Убеждающее воздействие. Концепция психологии риторики. М., 1987.
  173. А.Ю. Убеждающее воздействие: теория и практика. М., 1989. 140 с.
  174. А.Ю. Психологические основы убеждающего воздействия в профессиональной деятельности: теория и технология. Дисс. в виде науч. докл.докт. психол. наук. М. РАУД992. 68 с.
  175. А.Ю. А что у него в подсознании? Двенадцать уроков по психотехнологии в подсознании собеседника. М.:Дело, 1997. 272 с.
  176. А.Ю. Как победить в споре или искусство убеждать. М.: Олимп, 1998. 301 с.
  177. О.С., Чистяков В. П. Роль и функции авторитета в деятельности руководителя. / в сб.: Социально-психологические проблемы руководства и управления коллективами. М., 1974. С. 92−93.
  178. С., Норткот М., Рустомджи К. Искусство управления. С.-П6.Д992. 376 с.
  179. .Д. Социальная психология как наука. JL, 1965. 208 с.
  180. JI.A. Компетентность в общении: Социально-психологический тренинг. М.: МГУЮ 1989, 216 с.
  181. A.B. Личность. Деятельность. Коллектив. М.: Просвещение, 1982. 255 с.
  182. К.К. Вопросы психологии труда. М.: Медицина, 1979. 264 с.
  183. В.М. Социально-психологический потенциал личного влияния. СПб., 1998.
  184. Г. Х. Проблемы теории управления. М., 1974. С. 49−76.
  185. К. Языки мозга. М., 1975. 464 с.
  186. Прикладные проблемы социальной психологии. / ред. Е.В. ¡-Дорохова. М., 1983. 296 с.
  187. Принцип развития в психологии. / ред. Л. И. Анцыферова. М.: Наука, 1978. 368 с.
  188. Проблемы психологического воздействия под ред. В. Н. Куликова. Иваново 1979. 144 с.
  189. А.И., Эльбур Р. Э. Служебно-ролевое общение как один из разделов психологии управления / в сб.: Социально-психологические проблемы руководства и управления коллективами. М., 1974. С. 37−39.
  190. Психологические аспекты управления под ред. Ф. М. Русинова, В.И. АнтонюкаМ.: Экономика, 1984. 159 с.
  191. Психологические вопросы регуляции деятельности. / ред. Д. А. Ошанин. М., 1973. 205 с.
  192. Психологические механизмы регуляции поведения и оптимизация трудовой и учебной деятельности. Под ред. Г. С. Шляхтина. Горький, ГГУ, 1987. 81 с.
  193. Психологическое воздействие на личность и группу под ред. В. Н. Куликова. Иваново 1989. 137 с.
  194. Психология восприятия под ред. Б. Ф. Ломова. М.: Наука, 1989. 194 с.
  195. Психологические проблемы профессиональной деятельности/ АН СССР. Институт психологии- Отв. ред. Л. Г. Дикая, А. Н. Занковская. М.: Наука, 1991. 166 с.
  196. Психология. Словарь/ Под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского, М.: Политиздат, 1990. 494 с.
  197. Психология воздействия (проблемы теории и практики). Ред. А. А. Бодалев. М.: АПН СССР, 1989. 153 с.
  198. Психология межличностного познания. Ред. А. А. Бодалев. М.: Педагогика, 1981. 222 с.
  199. Психология управления под ред. Б. Ф. Ломова. М.: Наука, 1982. 152 с.
  200. Психология формирования и развития личности под ред. Л. И. Анцыферовой. М., 1981.
  201. Психолого-педагогические основы эффективного менеджмента. В 2-х частях. М.: МГУ, 1997. 4.1.136 е., 4.2 213 с.
  202. H.H. Конфликты в трудовых коллективах. М., 1999. 187 с.
  203. H.H., Матвеев A.B. Управленческая деятельность руководителя фирмы. М., 1998 143 с.
  204. В.Ш. Диагностика управления: практический опыт и рекомендации. М.: Экономика, 1988. 125 с.
  205. В.А. Психология управления. М., 1997. 352 с.
  206. C.JI. Избранные философско-психологические труды. М., 1997. 463 с.
  207. C.JI. Основы общей психологии. СПб., 1998. 710 с.
  208. C.JI. Проблемы общей психологии. В 2-х т. М.: Педагогика, 1989. Т.1 328 е., Т.2 317 с.
  209. А.Н. Психологические условия интеграции управленческих воздействий // Автореф. дисс. канд психол. н. М., 1986. 24 с.
  210. Г. и др. Менеджмент в организациях: Сокр. пер. С англ. с 15-го изд. М.: Прогресс, 1995. 457 с.
  211. Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности. Под ред. В. А. Ядова. Л., 1979. 264с.
  212. А.Л. Социальная психология управления. Л.: ЛГУ, 1986. 176 с.
  213. А.Л. Социально-психологические проблемы управления. Л., 1975. 120 с.
  214. П.В. Лекции о работе головного мозга. М.: институт психологии РАН, 1998. 94 с.
  215. П.В. Мотивированный мозг М., 1987. 238 с.
  216. П.В. Три фазы в реакциях организма на возрастающий стимул. М., 1962. С. 209.
  217. П.В. Эмоции и воспитание (вопросы воспитания в свете информационной теории эмоций) / Вопросы философии 1981, № 5 с. 39−42.
  218. Ю.В. Психология внутриорганизационных отношений. Учебное пособие. Ульяновск, 1995. 112 с.
  219. Л.Н. Введение в психологию индивидуальности. Теория и практика психодиагностики. М.: Фолиум, 1997. 480 с.
  220. .А. Мотив и смысл. М.: Прометей, 1993. 200 с.
  221. Социальная психология. I ред. Е. С. Кузьмин. JL, 1979.
  222. Социально-психологические проблемы руководства и управления коллективами (научные сообщения к симпозиуму Рига, 19−21 декабря 1974 г.) / ред. A.B. Петровский. М., 1974. 184 с.
  223. Э.Е. Как управлять персоналом? М.: Бизнес-школа, 1995.-242 с.
  224. В.К. Персонал-технология: отбор и подготовка менеджеров. JL: Машиностроение, 1989. 227 с.
  225. Ф.У. Менеджмент. Пер. с англ. М.: Контроллинг, 1992. 137 с.
  226. Теоретическая и прикладная социальная психология. / ред. Уледов А. К. М., 1988. 335 с.
  227. Типологические исследования по психологии личности. / ред. B.C. Мерлин. Пермь, 1967. 230 с.
  228. В.П. Психология межличностного влияния и оценивания. /Учебное пособие. JL: ЛГУ им. А. А. Жданова, 1984. 42 с.
  229. Д.Н. Основные положения теории установки. Тбилиси, 1961. 284 с.
  230. Д.Н. Теория установки. Москва-Воронеж 1997. 447 с.
  231. Д.Н., о нем Психологические исследования, посвященные 85-летию со дня рождения Д.Н. Узнадзе. Тбилиси 1973.
  232. Л.И., Магнутов И. С. Организатор и организаторская деятельность. Л., 1975. 312 с.
  233. Управление по результатам .Пер с финск./ Общ.ред. и перевод Я. А. Леймана. М.: Прогресс, 1993. 320 с.
  234. Управление это наука и искусство. / сост. В. М. Подватский. М.: Республика, 1992. 349 с.
  235. A.A. Доминанта. М.-Л.: Наука, 1966. 273 с.
  236. Д.И. Психология развития личности в онтогенезе. М.: Педагогика, 1989.288 с.
  237. И.М. Вероятностное прогнозирование в деятельности мозга. / Вопросы психологии 1963 № 2. С.59−67.
  238. Ю.И. О сущности психической саморегуляции. // Психологическое воздействие на группу. Ред В. Н. Куликов. Иваново, 1989. С. 18−27.
  239. Р., Юри У. Путь к согласию, или переговоры без поражения / Пер. с англ. В.Н. Гореловой- Предисл. В. А. Кременюка. М.: Наука, 1990. 246 с.
  240. Д. Управляй или подчиняйся. М., 1992. 287 с.
  241. А.У. Восприятие человека как воздействие на его поведение. // Психология межличностного познания. М.: Педагогика, 1981. С.25−42.
  242. А.У. Принцип деятельности в исследованиях межличностного восприятия. // Вопросы психологии. 1980, № 3.
  243. А.У. Руководитель, его личность и деятельность. М., 1981.64 с.
  244. А.У. Социально-психологические механизмы коммуникативного воздействия. Автореферат дисс. канд. психол. н. М., 1983. 33 с.
  245. X. Мотивация и деятельность, в 2-х томах. М.: Педагогика, 1986. Т.1. 408 е.- Т.2. 398 с.
  246. Р. Психология влияния. СПб.: Питер, 2000. 270 с.
  247. В.Н., Двинин А. П. Человек и персонал в управлении. Спб.: Энергоатамиздат, 1997. 568 с.
  248. А.П. Без заглавия. / Собрание сочинений т. 6, М. 1955.
  249. В.Э. Нравственная устойчивость личности: психологическое исследование, М., 1981. 208 с.
  250. В.Д. Проблемы системного анализа профессиональной деятельности. М.: Наука, 1982. 185 с.
  251. Р.Х. Мотивация и стимулирование качества педагогической деятельности в ССУЗ ч. 1 М. 1990. 57с.
  252. Р.Х. Социально психологические основы управления: Руководитель и педагогический коллектив. М.: Просвещение, 1990. 208 с.
  253. В.М. Настольная книга бизнесмена и менеджера. М.: 1992. 240 с.
  254. В.М. Стимулирование труда (психологический аспект). М., 1969. 88 с.
  255. В.М. Трудовой коллектив и руководитель: социально-психологический аспект. Л.: Знание, 1976. 32 с.
  256. В.М. Управленческая психология. М., 1984. 246 с.
  257. В.М. Человековедческая компетентность менеджера. М.: Народное образование, 1999. 430 с.
  258. Т. Социальная психология / Пер. с англ. М.: Прогресс, 1996. 535 с.
  259. А.Г., Зеличенко А. И. К вопросу о классификации мотивационных факторов трудовой деятельности и профессионального выбора // Вестник МГУ, сер. 14. Психология. 1987. N4. С.14−27.
  260. Е.В., Бобнева М. И. Проблемы изучения психологических механизмов регуляции различных видов социального поведения. // Психологические механизмы регуляции социального поведения. М., 1979. С. 3 -19.
  261. Эффективный менеджмент: акмеологические аспекты/ Отв.ред. Л. Г. Лаптев :В 2 ч. М.: Изд. дом Красная площадь, 1996.4.1. 238 е.- ч.2. 243 с.
  262. Э.Г. Системный подход и принцип деятельности. М.: Наука, 1978. 214 с.
  263. О.Б. Смотрись, как в зеркало, в другого человека. Минск, 1977. 127 с.
  264. В.А. Социологическое исследование: методология, программа, методы. Самара: «Самарский университет», 1995. 331с.
  265. Л. Карьера менеджера. М.: издат. Дом «Довгань», 1995. 358 с.
  266. П.М. Психологические проблемы мотивации поведения человека. М.: Просвещение, 1969. 315 с.
  267. Albonese R., Van Fleet D. Organizational behavior: a managerial viewponint.- Chicago, 1983.- 296 p.
  268. Atkinson J.W. Motivational determinants of risk taking behavior. //Psychol. Rev, 1957, 64 p. 359−372.
  269. Atkinson J.W. Towards experimental analysis of human motivation in terms of motives, expectancies and incentives. // In: Motives in fantasy, action and society. N. Y, 1958. P. 288−305.
  270. Atkinson J. W, Cartwright D. Same neglected variables in contemporary conceptions of decision and performance. // Psychol. Rep. 1964,14. P. 575−590.
  271. Bass B. M, Barett G.V. People, work and organizations: An introduchion to industrial and organizational psychology. Boston, 1981.-374 p.
  272. Decision making and change in human affairs. Dordrecht. Holland, 1977.
  273. Feather N.T. Effects of prior success and failure on expectations of success and subsequent performance. // J. Pers. Soc. Psychol, 1966, 3. P. 287−288.
  274. Feather N.T. The relationships of persistence at a task to expectation of success and achievement related motives. // J. Abnorm. Soc. Psychol, 1961, 63. P. 552−561.
  275. Heckhausen H. The anatomy of achievement motivation. N.Y. -L.: Academic press, 1967. 216 p.
  276. Herzberg F. Work and the Nature of Man. N. Y, 1966. 263 p.
  277. Lazarus R. S, Deese I, Osier S.F. The effect of psychological stress upon performance//Psychol. Bull. 1949, 49. P. 293−312.
  278. Levin K. A dynamic theory of personality. N. Y, 1935. 402p.
  279. Man and Organization. The search for explanation and social relevance. L, 1973.
  280. McClelland D. C, Atkinson J. W, Clark R. A, Lowell E.L. The achievement, motive. N.Y.: Appieton, 1953. 384 p.
  281. McGregor D. The professional manager. Walker J. Human1. Resourse. N.Y., 1992.
  282. Sarason N.C. The effects of anxiety and threat on the solution of a difficult task. //J. Abnorm. Soc. Psychol. 1961, 62. P. 165−168.
Заполнить форму текущей работой