Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Стратегическое планирование инновационной научно-образовательной деятельности университетского комплекса

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Достижение поставленной цели обеспечено путем решения следующих задач исследования: раскрытие и уточнение. понятийного аппарата инновационной научно-образовательной деятельности образовательных систем в современных условиях, выявление роли и значимости университетских комплексов как важнейшего звена в переходе к инновационному типу развития российской экономикиразработка концепции управления… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. УНИВЕРСИТЕТСКИЙ КОМПЛЕКС ИННОВАЦИОННОГО ТИПА КАК СУБЪЕКТ ИННОВАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ
    • 1. 1. Университетский комплекс как элемент национальной инновационной системы
    • 1. 2. Проблемы адаптации научно-образовательной деятельности к условиям инновационного развития экономики
    • 1. 3. Инновационная научно-образовательная деятельность в процессе расширенного воспроизводства
  • Глава 2. ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ ИННОВАЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА УНИВЕРСИТЕТСКИХ КОМПЛЕКСОВ
    • 2. 1. Методология исследования инновационного потенциала
    • 2. 2. Закономерности и принципы формирования и развития инновационного потенциала университетских комплексов
    • 2. 3. Оценка территориальных различий в инновационном потенциале университетских комплексов
  • Глава 3. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ ИННОВАЦИОННОЙ НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УНИВЕРСИТЕТСКОГО КОМПЛЕКСА
    • 3. 1. Прогнозирование структуры отраслевой специализации системы высшего профессионального образования
    • 3. 2. Принципы и методы стратегического планирования инновационной научно-образовательной деятельности
    • 3. 3. Формирование и развитие структуры университетских комплексов инновационного типа
    • 3. 4. Методы оценки эффективности инновационной деятельности университетских комплексов
  • Глава 4. ДИВЕРСИФИКАЦИЯ ИННОВАЦИОННОЙ НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УНИВЕРСИТЕТСКИХ КОМПЛЕКСОВ
    • 4. 1. Стратегическое планирование и диверсификация инновационной научно-образовательной деятельности университетских комплексов
    • 4. 2. Бенчмаркинг и управление качеством научно-образовательной деятельности университетских комплексов
  • Глава 5. НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ИННОВАЦИОННОЙ НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УНИВЕРСИТЕТСКИХ КОМПЛЕКСОВ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ
    • 5. 1. Интернационализация образовательной деятельности и ее влияние на институциональный дизайн
    • 5. 2. Подготовка иностранных студентов и ее влияние на совершенствование управления научно-образовательной деятельностью в университетских комплексах
    • 5. 3. Роль международной интеграции в системе высшего образования и трансформации управления университетскими комплексами

Стратегическое планирование инновационной научно-образовательной деятельности университетского комплекса (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Россия вступила на путь формирования новой модели национальной инновационной системы, в которой одну из ключевых ролей играет инновационная инфраструктура, обеспечивающая горизонтальные и вертикальные связи между субъектами инновационной деятельности, а также способствующая ускорению трансферта знаний и диффузии технологий. При формировании и развитии субъектов инновационной инфраструктуры необходимо учитывать особенности экономического развития территории, научного и инновационного потенциала.

Особая роль в создании и развитии субъекта инновационной инфраструктуры принадлежит образовательным учреждениям высшего профессионального образования (ВПО), которые являются одной из основных движущих. сил процесса формирования инноваций, управления инновационным потенциалом, эффективным инструментом реализации территориальной инновационной политики через интеграцию науки, образования, производства и предпринимательской деятельности. При этом экономическая целесообразность диктует необходимость формирования различных институциональных структур — субъектов инновационной инфраструктуры — на базе относительно новых форм организации образовательных учреждений высшего профессионального образования — университетских комплексов инновационного типа.

• Решающая роль университетов в инновационном развитии территорий, дальнейшее развертывание реформ образовательного сектора экономики России — основной фактор происходящих адаптационных процессов в менеджменте и институциональном устройстве всех видов образовательных комплексов. В то же время происходящие неуправляемые трансформации ВПО, базирующиеся на современном состоянии менеджмента в высшем образовании, уже приводят к серьезным перекосам в попытках реформирования и структурной перестройки всего образовательного комплекса.

Все это делает актуальными исследования основных тенденций происходящих адаптационных процессов, разработку методологии стратегического планирования инновационной научно-образовательной деятельности корпоративных образовательных систем — университетских комплексов.

Степень разработанности проблемы. Вопросы инновационного менеджмента рассматривались рядом ученых. Значительный вклад в теорию инноваций внесли А. И. Анчишкин, J1.C. Барютин, Э. Г. Гейгер, А. Клайн-кнехт, Н. Д. Кондратьев, Г. Менш, Э.'Мэнсфилд, Ф. Никсон, И. Перлаки, Э. W.

Роджерс, Б. Санто, Т. Твисс, В. Д. Хартман, И. Шумпетер и ряд других зарубежных и отечественных ученых. Вопросы разработки методологии управления инновационной деятельностью рассматривались в работах О. С. Виханского, И. Н. Герчиковой, Г. Б. Клёйнера, М. И. Круглова, P.A. Фатхут-динова, А. Н. Фоломьева, Ю. В. Яковца, — среди зарубежных авторов данным вопросам уделяли внимание Дж. Грейсон, П. Гэмпорт, Дж.М. Кейнс, В. Ой-кен, Г. Тейлор. В изучение регионального аспекта формирования социально-экономической политики корпорации существенный вклад внесли А. Вебер, У. Изард, А. Леш, Ф. Перру.' Математические аспекты управления освещены в работах Р. Акоффа, Р. Беллмана, А. И. Берга, J1. Берталанфи, С. Бира, Н. Винера, Р. Калмана, J1.B. Канторовича.

Несмотря на многообразие исследований, направленных на разработку методологических подходов, методов, средств, методик и технологий управления инновационной научно-образовательной деятельностью, научную разработанность данной проблематики нельзя признать достаточной. Для практической реализации стоящих перед российской экономикой задач необходим глубокий анализ методов управления формированием и развитием инновационного потенциала территорий, выявление основных тенденций трансформации инновационной деятельности, диагноз, прогноз и разработка методов принятия обоснованных решений. Особенно актуальным при этом является разработка механизмов стратегического управления формированием инновационного потенциала, определение роли и места диверсификации видов деятельности, научной и образовательной интеграции университетских комплексов.

Целью диссертационного исследования является разработка концепции формирования и развития инновационной научно-образовательной деятельности университетских комплексов в условиях социально-экономических трансформаций.

Достижение поставленной цели обеспечено путем решения следующих задач исследования: раскрытие и уточнение. понятийного аппарата инновационной научно-образовательной деятельности образовательных систем в современных условиях, выявление роли и значимости университетских комплексов как важнейшего звена в переходе к инновационному типу развития российской экономикиразработка концепции управления инновационной научно-образовательной деятельностью университетских комплексовмоделирование динамики воспроизводства инновационного потенциала образовательных системразработка принципов управления воспроизводством инновационного потенциала университетских комплексованализ эффективности реализации инновационного потенциалаанализ структурных особенностей воспроизводства инновационного потенциала и моделирование динамики структурных трансформацийразработка методологии оценки эффективности научно-образовательной деятельности университетских комплексов- — выявление закономерностей изменения территориального распределения инновационного потенциала и влияния на него образовательных системразработка стратегий образовательной, консалтинговой и бен-чмаркинговой деятельности университетских комплексованализ тенденций структурной трансформации университетских комплексов, выявление основных направлений адаптационных процессов российской образовательной системы в условиях ресурсного дефицитаразработка стратегий глобализации инновационной деятельности университетских комплексов.

Объектом исследования являются университетские комплексы инновационного типа в современной России.

Предметом исследования являются социально-экономические и организационные отношения, возникающие в процессах развития университетских комплексов и формирования инновационной стратегии их научно-образовательной деятельности.

В процессе исследования применялись методы системного анализа, экономико-математического моделирования, математической статистики, теории принятия управленческих решений, теории игр. Обработка информации осуществлялась с использованием оригинальных и стандартных программных продуктов, поддерживающих процедуры сбора и первичной обработки экспертных данных, их визуализации, статистического анализа.

Информационную базу исследования составили официальные данные Роскомстата, ведомственные, региональные статистические данные, статистические данные и сведения, полученные в ходе экспертного обследования субъектов ВПО.

Научная новизна состоит в разработанных теоретико-методологических основах управления инновационной научно-образовательной деятельностью, что позволило предложить концепцию формирования и развития университетских комплексов инновационного типа на основе стратегического планирования.

Наиболее существенные научные результаты, полученные автором, заключаются в следующем:

1) установлен понятийный аппарат предметной области исследования, раскрывающий экономическое содержание университетского комплекса инновационного типа, как важнейшего элемента национальной инновационной системы, и его инновационной научно-образовательной деятельности;

2) сформирована концепция управления инновационной научно-образовательной деятельностью университетских комплексов, в основе которых лежит ряд методологических подходов, предполагающих:

• сегментирование важнейших направлений инновационной деятельности университетских комплексов и выделение наиболее значимых из них;

• ситуационный анализ направлений развития и трансформации отдельных сегментов, выявление основополагающих тенденций, статических и динамических структурных особенностей;

• выявление механизма формирования инновационного потенциала- • разработку методов анализа, оценки и стратегического управления формирования инновационного потенциала в рамках отдельных сегментов;

• формирование моделей динамических изменений структуры и территориальных распределений инновационного потенциала университетского комплекса, позволяющих прогнозировать направления и особенности инновационных процессов;

3) предложен интегральный индекс оценки инновационного потенциала университетского комплекса, учитывающий необходимость исследования двух относительно независимых компонентпервая компонента связана с интенсивным фактором инновационного потенциала вузовского комплекса и определяется как среднее арифметическое территориальных индексов интенсивности процессов развития научно-образовательной деятельности, а вторая выступает фактором, отражающим экстенсивный характер изменений данного комплекса;

4) выполнена классификация федеральных округов и инновационно-активных регионов по комплексу показателей научно-образовательной деятельности;

5) исходя из анализа динамики. структуры инновационного потенциала территориальных образований, определены подходы к формированию отраслевой структуры подготовки специалистов с высшим образованием;

6) на основе анализа временных рядов приема студентов в государственные вузы и выпуска специалистов выполнен прогноз выпуска специалистов по группам отраслевой специализации на 2010 годполученные данные могут быть использованы при решении задач управления структурой подготовки специалистов с высшим образованием в системе государственных вузов Российской Федерации;

7) разработана методология стратегического планирования инновационной деятельности университетского комплекса, основанная на экспертно-аналитическом моделировании стратегий и методов их реализацииобоснованы направления развития инновационной деятельности территорий: • укрупнение университетов путем интеграции вузов, введения в состав университетских комплексов научно-исследовательских и проектных организаций, а также инновационных предприятий;

• расширение приема студентов, в том числе по специальностям, профильным для экономики данного региона, округа;

• развитие послевузовского образования через институты аспирантуры, докторантуры, соискательства- 8) разработан подход к оценке эффективности инновационной деятельности университетского комплекса как отношения индекса инновационной деятельности к индексу развития инновационного потенциала;

9) выявлена роль консалтинговой, образовательной и бенчмаркинговой стратегий в развитии инновационной деятельности университетских комплексов;

10) определены формы развития глобальных интеграционных процессов в научно-образовательной деятельности университетского комплекса с целью обеспечения инновационного направления ее развития.

Практическая значимость исследования заключается в том, что разработанная в результате проведенного исследования концепция управления инновационным потенциалом университетских комплексов доведена до конкретных методик и практических рекомендаций. Предложенные методы анализа и моделирования позволяют существенно повысить обоснованность и эффективность стратегического управления развитием иннова4 ционного потенциала, оптимизировать оперативные и стратегические решения за счет быстроты, наглядности й комплексности анализа.

Основные выводы и рекомендации работы могут служить теоретической, методологической и методической базой для дальнейших исследований в области инновационного менеджмента, а также предлагаются к использованию в учебном процессе при изучении дисциплин «Стратегический менеджмент», «Инновационный менеджмент», «Бенчмаркинг», «Теория принятия решений», «Теория систем и системный анализ» экономических специальностей вузов.

Апробация и внедрение результатов исследования. Практические рекомендации, изложенные в диссертационном исследовании, использовались в разработках следующих проектов, аналитических докладов, информационно-аналитических методических материалов: — проект ФПРО «Разработка новых стратегических подходов в управлении университетами в контексте традиций российского высшего образования» (2002 г.) — - проект ФПРО «Управленческий мониторинг и консалтинг как эффективная форма диссеминации передового международного опыта управления университетами» (2003 г.);

— проект «Стратегическое управление как инструмент повышения эффективности и активизации деятельности университета в меняющейся среде» (2003 г.) — - проект ФПРО «Системное распространение лучшей управленческой практики российских университетских комплексов на основе методологии бечмаркинга» (2004 г.);

— аналитический доклад «Управление в высшей школе: Анализ тенденций и перспектив развития», национальный Фонд подготовки кадров (2004 г.);

— информационно-аналитические методические материалы «Подготовка специалистов для зарубежных стран в России: состояние и перспективы развития», Управление подготовки специалистов для зарубежных стран Министерства образования РФ (1999 г.).

Материалы диссертации составляют содержание и методическую основу учебных дисциплин и использованы в учебном процессе ряда вузов страны: «Владивостокский Государственный Университет Экономики и Сервиса» (ВГУЭС, г. Владивосток), ГОУ ДПО «Государственная академия профессиональной переподготовки и повышения квалификации руководящих работников и специалистов инвестиционной сферы» (ГАСИС, г. Москва), ГОУ ВПО «Орловская региональная академия государственной службы» (ОРАГС, г. Орел) и др. Основные теоретические и методологические положения диссертации,' полученные автором, докладывались и обсуждались на ряде международных, российских и региональных конференциях, таких как: «Международное университетское сотрудничество в области науки, образования и культуры в Уральском регионе» (Екатеринбург, 1997 г.) — «Профессионализм, образование, нравственность и будущее России» (Москва, 1998 г.) — V Академические чтения «Образование и наука на рубеже XXI века: Проблемы и перспективы развития» (Казань, 1999 г.) — II Всероссийская научно-практическая конференция «Проблемы и опыт совершенствования управления и повышения эффективности функционирования учреждения и предприятий социальной сферы» (Санкт-Петербург, 2003 г.) — Первая международная конференция «Стратегическое управление и институциональные исследования в высшем образовании» (Москва-Казань, 2003 г.) — Международная конференция «Реформы управления в высшем образовании: тенденции, проблемы и опыт» (Ростов-на-Дону, 2004 г.) и др.

Публикации. Основные печатные труды, опубликованные по теме диссертации, представляют 47 работ объемом около 93 п.л., из них лично автора 48 п.л., в том числе четыре монографии, учебные пособия, статьи в периодических изданиях и сборниках научных трудов, материалы и тезисы докладов на научных, научно-методических и научно-практических конференциях, симпозиумах и семинарах.

Структура и содержание работы. Цель исследования предопределила структуру работы, состоящую из введения, пяти глав, заключения и приложений, изложенных на 307 страницах машинописного текста. Список использованной литературы включает 286 литературных источников.

В первой главе «Университетский комплекс инновационного типа как субъект инновационной экономики» рассматриваются сущность и понятийный аппарат управления инновациями, раскрываются проблемы адаптации научно-образовательной деятельности к условиям инновационного развития экономики, проводится анализ российской инновационной системы.

Во второй главе «Формирование и развитие инновационного потенциала университетских комплексов» рассматривается методология исследования инновационного потенциала территориальных образований, выполнен комплекс статистических исследований, направленных на выявление закономерностей формирования и развития инновационного потенциала университетских комплексов, дается оценка территориальных различий в инновационном потенциале университетских комплексов.

В третьей главе «Методологические основы стратегического планирования инновационной научно-образовательной деятельности университетского комплекса» проводится прогнозирование отраслевой специализации системы высшего профессионального образования, разрабатываются принципы и методы стратегического планирования научно-образовательной деятельности, формирования и развития структуры университетских комплексов инновационного типа, разрабатываются методы оценки эффективности инновационной деятельности университетских комплексов.

В четвертой главе «Диверсификация инновационной научно-образовательной деятельности университетских комплексов» рассматривается вопросы стратегического планирования и диверсификации инновационной научно-образовательной деятельности университетских комплексов, разрабатываются модели бенчмаркинга и управления качеством их научно-образовательной деятельности.

В пятой главе «Направления развития инновационной научно-образовательной деятельности университетских комплексов в условиях глобализации» рассматриваются различные аспекты интернационализации образовательной деятельности, ее влияние на институциональный дизайн, вопросы подготовки иностранных студентов и ее влияния на совершенствование управления научно-образовательной деятельностью в университетских комплексах, обсуждается роль международной интеграции в системе высшего образования и трансформации управления университетскими комплексами. .

Наиболее важные результаты проведенного исследования изложены в заключении по диссертационной работы.

В приложения вынесены результаты статистического анализа эмпирического материала.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

На основании выполненных теоретических и эмпирических исследований можно сделать следующие выводы.

1. Установлен концептуальный аппарат менеджмента инновационной деятельности территориальных образований. Предложено рассматривать университетские комплексы как интегрированные корпоративные научно-образовательные учреждения, оказывающие образовательные услуги различных уровней и осуществляющие научную, инновационную и коммерческую деятельность.

2. Разработана концепция управления инновационной деятельностью территориальных образований путем трансформации институциональных структур университетских научно-образовательных комплексов, в основе которых лежит ряд методологических подходов, предполагающих:

• сегментирование важнейших направлений деятельности и выделение наиболее значимых из них;

• ситуационный анализ направлений развития и трансформации отдельных сегментов, выявление основополагающих тенденций, статических и динамических структурных особенностей;

• выявление механизмов формирования инновационного потенциала территориальных образований, определяющих направление и глубину трансформаций;

• формирование моделей динамических изменений структуры и территориальных распределений интеллектуального потенциала, позволяющих прогнозировать направления и особенности инновационных процессов;

• разработку методов анализа, оценки и стратегического управления инновационного потенциала в рамках отдельных сегментов.

3. Исходя из концепции приоритетной роли образовательных учреждений высшего профессионального образования в формировании интеллектуального потенциала территориальных образований, установлены методологические и методические основы оценки территориального распределения научно-образовательного потенциала.

4. Эмпирически доказано, что роль центра развития инновационного потенциала в территориальных образованиях могут играть лишь крупные университеты, обладающие необходимыми материальными ресурсами и кадровым потенциалом.

5. Обоснована структура интегрального индекса развития научно-образовательного потенциала вузовского комплекса с двумя относительно независимыми компонентами. Первая компонента определяется как среднее арифметическое территориальных индексов интенсивности процессов развития научно-образовательной деятельности, вторая компонента выступает фактором, отражающим экстенсивный характер размеров вуза — чем больше вуз, тем шире его возможности в реализации инновационной деятельности.

6. Разработана методика анализа структурных особенностей и динамики развития интеллектуального потенциала территориальных образований. Выполнена классификация федеральных округов и инновационно-активных регионов по комплексу показателей научно-образовательного потенциала вузовского комплекса.

7. Исходя из анализа динамики структуры научно-образовательного потенциала территориальных образований, определены подходы к оптимизации отраслевой структуры подготовки специалистов с высшим образованием.

8. На основе анализа временных рядов приема студентов в государственные вузы и выпуска специалистов выполнен прогноз выпуска специалистов по группам отраслевой специализации на 2010 год. Полученные данные могут быть использованы при решении задач управления структурой подготовки специалистов с высшим образованием в системе государственных вузов Российской Федерации.

10. Предложена методология стратегического планирования инновационной деятельности университетского комплекса, основанная на экспертно-аналитическом моделировании стратегий и методов их реализации, обоснованы механизмы развития инновационной деятельности территорий.

11. Разработан подход к оценке эффективности реализации интеллектуального потенциала, основанный на сопоставлении инновационного потенциала и инновационной активности территориальных образований.

12. Исследована роль консалтинговой, образовательной и бенчмаркин-говой стратегий в развитии инновационной деятельности университетских комплексов.

13. Предложены формы глобальных интеграционных процессов в научно-образовательной деятельности, способствующие инновационному развитию территорий.

Научная новизна исследования состоит в разработке теоретических, методологических и методических основ эффективного стратегического управления инновационной деятельностью территориальных образований на базе концепции развития научно-образовательной деятельности университетских комплексов, диверсификации видов инновационной деятельности, ее горизонтальной и вертикальной интеграции.

Практическая значимость исследования заключается в том, что раз1 работанная в результате проведенного исследования концепция эффективного стратегического управления инновационным потенциалом территориальных образований доведена до конкретных методик и практических рекомендаций. Предложенные методы анализа и моделирования позволяют существенно повысить обоснованность и эффективность стратегического управления интеллектуальным потенциалом территорий, оптимизировать оперативные и стратегические решения за счет быстроты, наглядности и комплексности анализа.

Показать весь текст

Список литературы

  1. А.Н., Кулькин A.M. Научные и технологические парки, технополисы и регионы науки. М.: Ин-т научной информ. по обществ, наукам РАН, 1992.
  2. А.Н., Тагирова Т. К., Коротаев A.C. Наука и производство: новые формы кооперации (США, страны Западной Европы). Сб. обзоров. М.: Ин-т научной информ. по обществ, наукам АН СССР, 1990.
  3. Я.И. Проблемы инфраструктуры инновационной деятельности и пути их решения // Совершенствование предпринимательской деятельности и ее правового обеспечения. М., 2005. Вып.4. С.233−237.
  4. Р., Эмери Ф. О целеустремленных системах / Под ред. И. А. Ушакова. М.: Советское радио, 1974.
  5. Н.В. География мировой науки // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 5: География, 1993. № 6. С.7−15.
  6. Ю.С., Курдюмова И. М., Писарева Л. И. Оценка и аттестация кадров образования за рубежом. М., 1997.
  7. Американская экономика: человек, технический прогресс и предпринимательство / В. Б. Супян, А. Р. Даниелов, В. Б. Беневоленский и др. М.: Наука, 1993.
  8. А. «Национальная модель» университетского образования: возникновение и развитие (часть 1) // Высшее образование в России. 2005. № 1. С.156−169.
  9. A.B., Андрейчикова О. Н. Анализ, синтез, планирование решений в экономике. М.: Финансы и статистика, 2001.
  10. Л.Г. Научные учреждения в городах и групповых системах населенных мест // Архитектурные и инженерные решения научных комплексов. М.: Наука, 1983. С.7−10.
  11. B.C., Емельянов A.A., Кукушкин A.A. Системный анализ в управлении: Учеб. пособие / Под ред. A.A. Емельянова. М.: Финансы и статистика, 2002.
  12. И.А., Багиев Е. Г. Бенчмаркинг и маркетинговые решения. СПб.: Изд-во СПбУЭФ, 1997.
  13. В.А., Темердашев З. А., Груцай В. В., Ратнер C.B. Некоторые вопросы организации и управления научными и инновационными разработками в вузе // Инновации. 2004. № 2 (69). С.60−63.
  14. Г. А. Управление развитием образования: организационно-экономический аспект. M.: ЗАО «Издательство «Экономика», 2003.
  15. Г. А. Финансовое и нормативно-правовое обеспечение системы образования в России // Экономика образования. 2002. № 2. С.7−17.
  16. О.М. Регион как объект управления // Социологические исследования. 2002. № 7.
  17. С., Чернышев А. Регион как политическое пространство // Свободная мысль. 1997. № 2. С.3−13.
  18. Н.В. Региональная организация научно-исследовательских систем (методологические проблемы исследования). М.: Ин-т научной информ. по обществ, наукам РАН, 1999.
  19. С.Д., Гурвич Ф. Г. Математико-статистические методы экспертных оценок. М.: Статистика, 1980.
  20. И.В., Юдин Э. Г. Становление и сущность системного подхода. М.: Мысль, 1973.
  21. В.А. Инновационная фирма: корпоративная стратегия и организационная структура // ЭКО. 1996. № 5. С. 163−176.
  22. К. Основы стратегического менеджмента / Пер. с англ. под ред. Л. Г. Зайцева, М. И. Соколовой. М., 1997.
  23. А., Цёфель П. SPSS: Искусство обработки информации. Анализ статистических данных и восстановление скрытых закономерностей. СПб.: ООО «ДиаСофтЮП», 2002.
  24. В.Н., Воронин A.B. Университетский комплекс как центр развития региональной системы непрерывного образования // Университетское управление: практика и анализ (Екатеринбург). 2001. № 3. С. 14−24.
  25. Ю.С., Глухов В. В., Федоров М. П. Экономика и организация управления вузом. СПб.: Лань, 2001.
  26. В.В. Основные направления и перспективы развития мирового и российского рынка высоких технологий: Автореф. дис.. к-та экон. наук. М., 2005.
  27. И.Г., Венецкая В. И. Основные математико-статистические понятия и формулы в экономическом анализе: Справочник. М.: Статистика, 1979.
  28. П.Л., Лившиц В. Н., Орлова Е. Р., Смоляк С. А. Оценка эффективности инвестиционных проектов. М.: Дело, 1998.
  29. П.Л., Лившиц В. Н., Смоляк С. А. Оценка эффективности инвестиционных проектов: Теория и практика: Учеб. пособие. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Дело, 2002.
  30. О.С. Стратегическое управление: Учебник. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Гардарики, 1999.
  31. О.С., Наумов А. И. Менеджмент: Учебник. 3-е изд. М.: Гардарики, 2002.
  32. А.Ф. Институты национальной инновационной системы //Инновации. 2005. № 1. С.65−71.
  33. А.И. Университеты США и Японии и их сотрудничество с промышленной наукой (Проблемы зарубежной высшей школы: Обзор, ин-форм). М.: НИИВО, 1993. Вып.6.
  34. Г. С., Колосов В. Г., Османов И. О. Основы инноватики и инновационной деятельности. СПб.: Политехника, 2000.
  35. В.З. Исследование формирования научного потенциала региона и проблемы совершенствования оценки его уровня (по материалам Респ. Башкортостан): Автореф. дис.. к-та экон. наук. Уфа: Ин-т экономики и социологии РАН, 1995.
  36. Дж., Стенли Дж. Статистические методы в педагогике и психологии. М.: Прогресс, 1976.
  37. В.В. Менеджмент. Учебник. 2-е изд. СПб.: Лань, 2002.
  38. Г. Я. Стратегический инновационный менеджмент -системный фактор глобальной конкуренции // Системный анализ в проектировании и управлении. Труды конференции. СПб.: Изд-во СПб ГТУ, 2001.
  39. Л.М. Методологические проблемы статистического исследования науки: Дис. д-ра экон. наук. М., 2003.
  40. Л.М., Кузнецова И. А. Инновационные процессы: тенденции и проблемы // Экономист, 2002. № 2. С.50−58.
  41. Л.М., Кузнецова И. А. Промышленность России и инновационная деятельность: отраслевые и региональные аспекты. М.: Центр ис-след. и статистики науки, 1997.
  42. Л.М., Кузнецова И. А. Статистика иниоваций: первые результаты и ближайшие перспективы // Вопросы статистики, 1996. № 3. С.9−20.
  43. Ю.В. Региональный университет как субъект стратегий развития: регионоформирование, научно-техническая, кадровая и инновационная политика // Университетское управление: практика и анализ. 2004. № 2. С.43−49.
  44. В.П. Народнохозяйственный научный комплекс. М.: Мысль, 1985.
  45. JI., Фальцман В. Тенденции и перспективы развития науки // Экономист, 1996. № 6. С.28−32.
  46. Д.Е. Критерий, показатели и оценка социально-экономической эффективности // Вопросы статистики. 2002. № 8. С.73−78. •
  47. Де Йонге A.M. Место миссии в процессе стратегического управления университетом // Развитие стратегического подхода к управлению в российских университетах. Казань: Изд-во Унипресс, 2001. С.153−165.
  48. A.A. Мировой патентно-лицензионный обмен: поучительные сравнения // Вестн. С.-Петербург, ун-та. Сер. 5: Экономика, Вып.2. 1993. № 5. С.11−17.
  49. Ю.Д. Информационные ресурсы в японской экономике. М.: Наука, 1991.
  50. П. Введение в экспертные системы: Учеб. пособие. М.: Изд. дом «Вильяме», 2001.
  51. Н.В., Князев Е. А. Диверсификация финансирования научно-исследовательской деятельности университетов.
  52. Н.В., Князев Е. А. Оценка качества как необходимый элемент (этап) управления в высшем образовании // Университетское управление: практика и анализ (Екатеринбург). 1999. № 1 (8). С.41−44.
  53. A.M., Мхитарян B.C., Трошин Л. И. Многомерные статистические методы: Учебник. М.: Финансы и статистика, 1998.
  54. Г. Метод парных сравнений / Под ред. Ю. П. Адлера. М.: Статистика, 1978.
  55. Д., Прад А. Теория возможностей. Приложения к представлению знаний в информатике. М.: Радио и связь, 1990.
  56. Я.Ш., Князев Е. А. Бенчмаркинг для вузов.
  57. В.Н. Российский рынок лицензий: проблемы становления // Патенты и лицензии, 1995. № 5. С.1−4.
  58. Я.Ш., Князев Е. А. Информационные ресурсы в стратегическом менеджменте // Университетское управление: практика и анализ (Екатеринбург). 2003. № 2 (25). С.7−17.
  59. Я.Ш., Князев Е. А. Классификация вузов и бенчмаркинг // Стратегическое управление и институциональные исследования в высшем образовании: Матер, первой межд. конф. Казань, 2003. С.65−70.
  60. Е.Г., Бекетов Н. В. Научно-инновационная система региона: структура, функции, перспективы развития. М.: Academia, 2002.
  61. A.A. Оценка инновационных возможностей развития предприятия //Инновации и инвестиции. 2005. № 5. С.64−71.
  62. Л.Г. Стратегия управления развитием высшего образования в республиках-субъектах Российской Федерации: Автореф. дис.. д-ра экон. наук. СПб., 2000.
  63. A.A. Инновационные механизмы управления ресурсным обменом: Автореф. дис. д-ра экон. наук. М.: ГАСИС, 2003.
  64. В.А. Классический исследовательский университет: концепция, признаки, региональная миссия // Университетское управление: практика и анализ (Екатеринбург). 2000. № 2. С.25−31.
  65. П.Н. Инновационная деятельность в современных условиях // Инновации. 2001. № 8 (45).
  66. P.B. Вопросы управления процессами территориальной организации науки // Науковедение и информатика. Вып.24, 1983. С.43−55.
  67. О.О., Черемных Ю. А., Толстопятенко A.B. Математические методы в экономике: Учебник, 2-е изд. М.: МГУ, Дело и Сервис, 1999.
  68. С.Б., Филин С. А. Технопарки и техноэкополисы как основа национальной инновационной системы // Инновации. 2004. № 6. С.14−24.
  69. A.C. Образование: философия, культурология, политика. М., 2002.
  70. Ю.П., Лотов A.B. Математические модели в экономике. М.: Наука, 1979.
  71. М.М., Колупаева С. Р., Кочетков Г. Б. США: управление наукой и нововведениями / Отв. ред. Л. И. Евенко, Г. Б. Кочетков. М.: Наука, 1990.
  72. Ю.Н. О некоторых вопросах теории и методологии международных сопоставлений ВВП // Вопросы статистики. 1999. № 2.
  73. Иванова-Гладилыцикова Н. Скоро исчезнет грань между государственными и негосударственными вузами // Известия науки. 2005. 2 февраля.
  74. Измерение научно-технической деятельности. Предлагаемая стандартная практика для обследования исследований и экспериментальных разработок: Руководство Фраскати / Перевод с англ. и науч. ред. Л.М. Гох-берга. Париж-Москва, ОЭСР, ЦИСН, 1995.
  75. И.Г. Оценка научно-исследовательских проектов // США: экономика, политика, идеология, 1995. № 10. С. 112−120.
  76. Инновации: теория, механизм, государственное регулирование. Учебное пособие / Под ред. Ю. В. Яковца. М.: Изд-во РАГС, 2000.
  77. Инновационный менеджмент: Учебник для вузов / С. Д. Ильенкова, Л. М. Гохберг, С. Ю. Ягудин и др.- Под ред. С. Д. Ильенковой. М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1997.
  78. Ю.М., Ботвин В. А. Проблемы развития и использования научного потенциала крупных городов. Киев: Наукова думка, 1980.
  79. С. Настоящее и будущее науки в России // Свободная мысль, 1994. № 4. С. 16−26.
  80. Н.Р. Финансово-правовое регулирование инновационного управления государственным вузом. Екатеринбург: ГОУ ВПО УГТУ-УПИ, 2003.
  81. Дж.М. Общая теория занятости, процента и денег. М.': Прогресс, 1978.
  82. В.В., Кузнецова Т. Е., Кузнецов Б. В. Анализ научного потенциала (межстрановый аспект). М.: Наука, 1991.
  83. К.К. Социальная информатика: Учебное пособие для вузов. М.: Академический Проект- Фонд «Мир», 2003.
  84. М.В., Сметанин С. И. Из тупика: Экономический опыт мира и путь России. 2-е изд., перераб. М.: Палеотип, 2002.
  85. Е.А. Интернационализация университетской жизни как стратегическая задача управления // Университет в меняющемся мире. Казань: Изд-во Казанского университета, 1997.
  86. Е.А. К вопросу о стратегическом управлении и консалтинге в высшей школе // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. Серия «Инновации в образовании». Вып. 1(5). Н. Новгород: Изд-во ННГУ, 2004. С.43−52.
  87. Е.А. Международное сотрудничество и совершенствование управления. Опыт Казанского университета // Развитие стратегического подхода к управлению в российских университетах. Казань: Изд-во Уни-пресс. 2001. С.439−451.
  88. Е.А. Миссия университетов в контексте проблем занятости. // Проблемы кадрового обеспечения рыночных преобразований. Казань: Изд-во Казанского университета, 1998. С.3−5.
  89. Е.А. Об идеологическом аспекте в работе с иностранными учащимися в Казанском государственном университете // Материалы XIV научно-методической конференции. Казань: КВВКИУ РВ им. маршала Чистякова, 1989.
  90. Е.А. Определение позиций и целей (о миссии и политиках Казанского университета) // Развитие стратегического подхода к управлению в российских университетах. Казань: Изд-во Унипресс, 2001. С. 166−190.
  91. Е.А. Перспективный инструмент совершенствования вузовского управления // Университетское управление: практика и анализ (Екатеринбург). 2004. № 2 (30). С. 10−16.
  92. Е.А. Подготовка специалистов для зарубежных стран в России: состояние и перспективы развития. Инф.-аналит. метод, м-лы, М.: Мин. обр. РФ. Управление подготовки специалистов для зарубежных стран, 1999 / Коллектив авторов.
  93. Е.А. Реальная автономия университетов путь к сохранению российской высшей школы // Профессионализм, образование, нравственность и будущее России. Тез. докл. на межд. конф. М., 1998.
  94. Е.А. Реформирование управления: что об этом думают в Казанском университете // Университетское управление: практика и анализ (Екатеринбург). 1999. № 3−4 (10−11). С.30−37.
  95. Е.А. Стратегический менеджмент в университетах // Высшее образование сегодня. 2004. № 1. С.2−7.
  96. Е.А. Стратегический менеджмент для университетов // Предпринимательство и преобразование российских университетов / М. Шатток, Е. Князев, Н. Пелихов, А. Сандгрен, Н. Тойвонен. Ростов н/Д.: Изд-во Рост, ун-та. 2003.
  97. Е.А. Стратегический менеджмент и планирование будущего кафедры // Развитие стратегического подхода к управлению в российских университетах. Казань: Изд-во Унипресс, 2001. С.230−244.
  98. Е.А. Университетское образование в условиях трансформации экономики // Макроэкономическая стабилизация трансформационной экономики. Казань: Изд-во Казанского университета, 1997. С. 169−171.
  99. Е.А. Управленческий консалтинг в высшем образовании // Реформы управления в высшем образовании: тенденции, проблемы и опыт. М-лы межд. конф. Ростов-на-Дону: Изд-во ООО «ЦВВР», 2004. С.332−346.
  100. Е.А. Что думают в Казанском университете о состоянии управления. Материалы опросов и обсуждений в коллективе // Развитие стратегического подхода к управлению в российских университетах. Казань: Изд-во Унипресс, 2001. С.98−112.
  101. Е.А. Экономическая трансформация и ее влияние на поведение университетов и их управление // Развитие стратегического подхода к управлению в российских университетах. Казань: Изд-во Унипресс, 2001. С.39−53.
  102. Е.А., Ахметзянова Я. Ш. Интернационализация высшего образования: от единичного к системе // Международное университетское сотрудничество в области науки, образования и культуры в Уральском регионе. Сб. докл. конф. Екатеринбург, 1997.
  103. Е., Крылов A.A. От импортного дистанционного обучения к современному отечественному заочному обучению // Новые технологии обучения в бизнес-образовании. Казань: Изд-во Казанского университета, 1997. С.23−26.
  104. Е.А., Мартынов А. Ф. Отраслевая структура экономики современной России: статистический анализ // Наука и образование. Межвуз. сб. науч. трудов. Вып.6 «Экономика и управление». М.: ИИЦ МГУДТ, 2005. С.3−14.
  105. Е.А., Морган А. Управление и организационная адаптация российских университетов в условиях ресурсного дефицита // Университетское управление: практика и анализ (Екатеринбург). 2003. № 1 (24). С.17−29.
  106. Е.А., Таверньи К. О тенденциях изменений в государственной и институциональной политике в высшем образовании XXI века // Развитие стратегического подхода к управлению в российских университетах. Казань: Изд-во Унипресс, 2001. С.114−119.
  107. Е.А., Таверньи К. Основные концепции и инструментарий стратегического менеджмента и их приложение к высшему образованию //
  108. Развитие стратегического подхода к управлению в российских университетах. Казань: Изд-во Унипресс, 2001. С. 132−152.
  109. Е.А., Таверньи К. Теория организации и современный университет // Развитие стратегического подхода к управлению в российских университетах. Казань: Изд-во Унипресс, 2001. С.216−228.
  110. Е.А., Шуметов В. Г. Структурные изменения отраслевой специализации системы высшей школы: анализ и прогноз // Наука и образование. Межвуз. сб. науч. трудов. Вып.6 «Экономика и управление». М.: ИИЦ МГУДТ, 2005. С. 15−34.
  111. Е.А., Морган А. Управление и организационная адаптация российских университетов в условиях ресурсного дефицита // Университетское управление: практика и анализ (Екатеринбург). 2003. № 1 (24). С. 1729.
  112. И.К., Машурцев В. А. Информационные технологии в управлении. М.: ИНФРА-М, 2001.
  113. Н.Ш. Теория вероятностей и математическая статистика: Учебник для вузов. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000.
  114. В.В., Мартынов А. Ф., Шуметов В. Г. Научно-инновационная система Дальнего Востока: методология анализа, проблемы и перспективы развития / Под общ. ред. В. Г. Шуметова. Владивосток: Изд-во ВГУЭС, 2004.
  115. Кузнецов А.И. Expert Decide для Windows 95, Windows 98 и Windows NT. Версия 2.0. Руководство пользователя / Под ред. В. Г. Шуметова. Орел: ОРАГС, 2000.
  116. А.И., Шуметов В.Г. Expert Decide для Windows 95, 98, NT, 2000, Me. Версия 2.2. Руководство пользователя. Орел: ОРАГС, 2001.
  117. И.П. Формирование инфраструктуры инновационного сектора экономики // Биржа интеллектуальной собственности. 2005. № 7. С.13−15.
  118. A.A. Технологические нововведения в экономике США. М.: Наука, 1990.
  119. Курс экономической теории: учебник / Под общ. ред. М.И. Чепу-рина и Е. А. Кисилевой. 5-е доп. и перераб. изд. Киров: АСА, 2003.
  120. В.И. Инновационный потенциал и инновационный тип развития // Инновации: теория, механизм, государственное регулирование: Учебное пособие / Под общ ред. Ю. В. Яковца. М.: РАГС, 2000.
  121. Г. И. Управление инновациями в системе высшего профессионального образования: Дис. д-ра экон. наук. М., 2003.
  122. Г. И., Мальцева Г. И. Управление вузом. Экономические методы и технологии. Владивосток: Изд-во ВГУЭС, 2002.
  123. В.В., Писарева С. А. Интеграция науки и образования как фактор развития общества // Инновации. 2004. № 6.
  124. О.И. Объективные модели и субъективные решения. М.: Наука, 1987.
  125. О.И. Теория и методы принятия решений, а также Хрот ника событий в Волшебных Странах: Учебник. М.: Логос, 2000.
  126. .Г. Разработка управленческого решения: Учебник. М.: Дело, 2002.
  127. Г. А. Две тенденции в проведении реформ высшего образования. Зарубежный опыт // Научный вестник МГТУГА, сер. Общество, экономика, образование. 1998. № 21.
  128. Е.А. Базовые модели высшей школы в инновационной экономике // Инновации. 2004. № 2 (69). С.45−50.
  129. Е.А. Проблемы сотрудничества высшей школы и регионов в области науки и образования // Инновации. 2005. № 1. С.47−51.
  130. Т.П., Мясоедова Л. В., Олейникова Ю. А. Стратегическое планирование на предприятии: Учебное пособие для вузов. 2-е изд., перераб. и доп. М.: ИКЦ «МарТ" — Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2005.
  131. В.И. Стратегическое планирование развития предприятия. М.: Изд-во «Экзамен», 2005.
  132. К.Р., Брю С.Л. Экономикс: принципы, проблемы и политика. М.: ИНФРА-М, 2003.
  133. Максимов 10., Митяков С., Митякова О., Методика оценки инновационного потенциала учебно-научно-инновационного комплекса многопрофильного технического университета // Инновации № 2 (69), С.51−55.
  134. А. Принципы экономической науки. Т.1. М.: Прогресс, 1993.
  135. Менеджмент: инновационные технологии: Учеб. пособие / В. Л. Полукаров, Е. М. Ефимова, Е. В. Добренькова, Е. Л. Головлева. М.: ГИТР, 2001.
  136. Г. Планирование последствий не планируемой деятельности в области научной коммуникации // Коммуникации в современной науке. М.: Прогресс, 1976. С.110−130.
  137. Дж.А. Магическое число семь плюс или минус два. О некоторых пределах нашей способности перерабатывать информацию // Инженерная психология. М.: Прогресс, 1964.
  138. Н. Инновационная инфраструктура и бизнес // Инновации. 2004. № 8. С.70−76.
  139. Модели и механизмы управления развитием хозяйственных систем на основе экспертной информации / А. Ф. Мартынов, Ф. Г. Милых, A.A. Свалов, В. Г. Шуметов. Под общ. ред. В. Г. Шуметова. Орел: ОГАУ, 2003.
  140. Модернизация российского образования: государственные именные финансовые обязательства / Под ред. T. J1. Клячко М.: ГУ-ВШЭ, 2002.
  141. Модернизация российского образования: ресурсный потенциал и подготовка кадров / Под ред. T.JI. Клячко. М.: ГУ-ВШЭ, 2002.
  142. Модернизация российского образования: стратегические разработки / Под. ред. Я. И. Кузьминова. М.: ГУ-ВШЭ, 2002.
  143. Модернизация российского образования: документы и материалы / Ред.-сост. Э. Д. Днепров. М.: ГУ-ВШЭ, 2002.
  144. B.C., Голланд Э. Б. Экономические проблемы современ-.' ного научно-технического прогресса. Новосибирск: Наука, 1984.
  145. Н.Г. Макроэкономика. М.: МГУ, 1994.
  146. Э. Экономика научно-технического прогресса. М.: Прогресс, 1970.
  147. Наука в экономической структуре народного хозяйства / Б. Г. Салтыков, И. В. Ломакин, Б. В. Кузнецов и др. М.: Наука, 1990.
  148. Научно-инновационная сфера в регионе: проблемы и перспективы развития / C.B. Вершинина, М. А. Гусаков, И. Ф. Замятина и др. СПб.: Наука, 1996.
  149. Научно-инновационный комплекс региона: проблемы формирования и перспективы развития. Якутск: Изд-во Якут. гос. ун-та, 1998.
  150. Научно-технический потенциал России: состояние и проблемы развития / С. Пирогов, В. Иванченко, Е. Блиоков и др. // Экономист, 1994. № 1. С.40−48.
  151. Дж. фон, Моргенштерн О. Теория игр и экономическое поведение. М.: Наука, 1970.
  152. А.И. Ответ России на вызов времени: стратегия технологической конверсии. М.: Ин-т Африки РАН, 1997.
  153. А.Н. Основные направления государственного регулирования научно-технического развития в условиях переходной экономики // Вестн. Московск. ун-та. Сер. 6: Экономика, 1997. № 1. С.3−16.
  154. И.А. Организационно-экономический механизм выбора и реализации приоритетных направлений науки и технологии: Автореф. дис.. д-ра экон. наук. М.: МГУ, 1996.
  155. Образование в Российской Федерации. Статистический сборник. М.: ГУ-ВШЭ, ЦИСН. 2003.
  156. Общая теория статистики / Под ред. И. И. Елисеевой. М., 2003.
  157. М.С., Блэшфилд Р. К. Кластерный анализ // Факторный, дискриминантный и кластерный анализ. М.: Финансы и статистика, 1989. С.139−215.
  158. И. Оценка результативности научных программ ведомствами США // Проблемы теории и практики управления, 1996. № 5. С.101−105.
  159. С.М. Инновационное управление рынком образовательных услуг в системе высшего профессионального образования (на примере регионов Дальнего Востока): Дис. к-та экон. наук. Владивосток, 2003.
  160. C.B. Управление наукой (социально-экономический аспект). М.: Мысль, 1983.
  161. Н.П. Мониторинг научно-технического потенциала регионов // Регионология, 1995. № 1. С. 172−181.
  162. М.Е. География научных исследований в США. Связь размещения науки с территориальной структурой хозяйства и расселением. М.: Мысль, 1977.
  163. М.М., Матвеева JI.C. Научно-технический потенциал региона: оценка и вопросы развития // Проблемы экономического регулирования в регионе. Сб. трудов: Вологда: Отдел, экономики Вологод. науч.-координ. Центра РАН, 1997. С.50−54.
  164. A.A., Бекетов Н. В. Проблемы формирования научно-инновационного комплекса региона // Наука и образование, 1998. № 4. С.72−76.
  165. A.B. Информационное обеспечение регионального управления в современной России (социологический аспект): Дис.. к-та социол. наук. М.: РАГС, 2001.
  166. A.A. Стратегия управления инновационно-инвестиционной деятельностью в переходной экономике: Автореф. дис.. д-ра экон. наук. М.: РЭА, 2002.
  167. A.A. Стратегия управления инновационно-инвестиционной деятельностью в современных условиях. М.: РЭА, 2001.
  168. A.C., Шадрин А. И. Интеграционные процессы в науке-и высшем профессиональном образовании // Университетское управление:' практика и анализ (Екатеринбург). 2003. № 5−6 (28). С.24−30.
  169. Д.В., Кутузов В. М. Интеграция вузов и научных организаций в условиях оптимизации структуры государственного сектора науки и образования // Инновации. 2004. № 8. С.43−47.
  170. Развитие стратегического подхода к управлению в российских университетах / Под редакцией Е. А. Князева, 2-е изд. Казань: Изд-во Уни-пресс, 2002.
  171. Регионы России. Социально-экономические показатели. М.: Госкомстат, 2002.
  172. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2004. -
  173. Регионы России: Стат. сб. В 2 т. Т.2. М.: Госкомстат России, 2000.
  174. К., Савельева О. Научно-технический потенциал и статистика // Вестник статистики, 1981. № 1. С.48−52.
  175. Российский статистический ежегодник. 2004. Стат. сб. / Росстат. М. 2004.
  176. Российское образование в контексте международных показателей. 2004: Сопоставительный доклад / M.JT. Агранович, A.B. Полетаев, A.B. Фатеева. М.: Аспект Пресс, 2005.
  177. А., Щербаха В. Активизация инновационной деятельности в крупном индустриальном центре // Вопросы экономики, 1993. № 6. С.77−82.
  178. Т. Принятие решений. Метод анализа иерархий. М.: Радио и связь, 1993.
  179. А.Х. О проблеме формирования и развития научно-технопарковых структур // Экономика и финансы. 2004. № 19. С.48−49.
  180. П. Экономика. T.l. М.: МГП «Алгон», ВНИИСИ, 1992.
  181. А.Б., Шуметов В. Г., Лазарева J1.M. Методология вторичного статистического анализа факторов инвестиционного потенциала и риска // Вопросы статистики. 2003. № 11. С.69−74.
  182. Ю.А. США: международный технологический бизнес. М.: Межд. отношения, 1989.
  183. В.И. Управление инновационно-инвестиционной деятельностью в народном хозяйстве России: Автореф. дис.. д-ра экон. наук. М.: РЭА, 2000.
  184. В.И. Проблемы становления и развития инновационного образования // Инновации в образовании. 2003. № 2. С.4−28.
  185. Совершенствование управления фундаментальными исследованиями в крупном городе / Под ред. И. А. Глебова и И. И. Сигова. Л.: Наука, 1983.
  186. СолдатовА.А. Механизмы инновационного развития экономики и коммерциализации технологий // Инновационные процессы и социально-экономическое развитие. М., 2004. Вып.2. С.281−291.
  187. В.Н. Теория и практика принятия оптимальных решений. Учеб. пособие. СПб.: Изд. дом «Бизнес-пресса», 2002.
  188. И.М. Теория и методология использования инновационного потенциала в промышленности региона: Автореф. дис.. д-ра экон. на-: ук. СПб.: ГИЭУ, 2001.
  189. Стратегическое планирование: учебное пособие / Под ред. проф. А. Н. Петрова. СПб.: Знание, ГУЭФ, 2003.
  190. Стратегическое управление и институциональные исследования в высшем образовании. Материалы Первой межд. конф. / Под редакцией Е. А. Князева. М.-Казань: ФизтехПресс, 2003.
  191. Стратегия инновационного развития регионов России и роль университетских комплексов в модернизации образования / В. А. Голенков, Ю. С. Степанов, В. Г. Садков, П. Н. Машегов. Под ред. В. А. Голенкова, Ю. С. Степанова. М.: Машиностроение-1, 2002.
  192. Стратегия предприятия и стратегический менеджмент: Учеб. по-' собие / Ю. В. Соболев, B. J1. Дикань, А. Г. Дейнека, JI.A. Позднякова. Харьков: ООО «Олант», 2002.
  193. М.Н., Суворинов A.B. О развитии инновационной деятельности и малого предпринимательства в системе профессионального образования // Инновации. 2003. № 9.
  194. Р.Г., Хохлов А. Ф. Международные образовательные проекты как элемент развития // Высшее образование в России. 2000. № 5. С.3−12.
  195. С.А. Типы районов и динамика восприимчивости к инновациям // Географические основы типологии регионов для формирования региональной политики России. Сб. статей / Под ред. Ю. Г. Липеца. М.: Изд-во ин-та географии РАН, 1995. С.84−92.
  196. Теория и практика принятия решений в экономике и управлении экспертными методами / В. А. Иванов, В. Г. Шуметов, Ф. Г. Милых и др. М.: МГУДТ, 2003.
  197. Технологические инновации в России / JI.M. Гохберг, И. А. Кузнецова, Г. А. Бурьян, И. Е. Постникова. М.: Центр исслед. и статистики науки Мин-ва науки и технологий РФ, 1997.
  198. М.В. Историко-географический анализ территориальной организации науки в России // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 5: География, 1995. № 5. С.27−33.
  199. Трансформация российских университетов в учебно-научно- ' инновационные комплексы / В. Р. Атоян, Ю. В. Чеботревский, Н. В. Казакова и др.- Под общей редакцией В. Р. Атояна. Саратов: Сарат. гос. техн. ун-т, 2001.
  200. В.Е. О региональной роли университетов // Университетское управление: практика и анализ (Екатеринбург). 2000. № 2.
  201. В.И., Шуметов В. Г., Лясковская О. В. Качество жизни населения Центральной России: статистические и социологические исследования. Орел: ОГТУ, 2005.
  202. А.И. Системный подход и общая теория систем. М.: Мысль, 1978.
  203. P.A. Система менеджмента: Учебно-практические пособие, 2-е изд. М.: ЗАО «Бизнес-школа «Интел-Синтез», 1997.
  204. P.A. Разработка управленческого решения: Учебник •. для вузов, 2-е изд. М.: ЗАО «Бизнес-школа «Интел-Синтез», 1998.
  205. B.C. Территориальные формы технологических инноваций // Изв. РАН. Сер.: География, 1995. № 4. С.86−94.
  206. Философский энциклопедический словарь / Гл. редакция: Л. Ф. Ильичев, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалев, В. Г. Панов. М.: Советская энциклопедия, 1983.
  207. П. Теория полезности для принятия решения. М.: Наука, 1978.
  208. А.Н. Инновационный менеджмент // Инновации: тео-. рия, механизм, государственное регулирование: Учеб пособие / Под общ ред. Ю. В. Яковца. М: РАГС, 2000.
  209. А.Ф., Стронгин Р. Г., Грудзинский А. О. Проектно- ' ориентированный университет // Высшее образование в России. 2002. № 2. С.3−11.
  210. А., Кац И. (компания «Астерия групп»). Общая стоимость владения информационными технологиями // http://www.a.steria.ru/korp.php3.
  211. JT. Региональное регулирование инновационных про- . цессов // Экономист, 1996. № 9. С.59−64.
  212. А. И. Научно-образовательный комплекс региона: пути — становления и развития. Красноярск: Краснояр. гос. ун-т, 2003.
  213. A.A. Этапы трансфера технологий в вузе/НИИ // Инновации. 2004. № 3 (70). С.64−68.
  214. Шафранов-Куцев Г. Ф. Инновации в вузовское управление // Университетское управление: практика и анализ (Екатеринбург). 1998. № 4 (7). С.37−42.
  215. Шафранов-Куцев Г. Ф. Новая модель классического университета в условиях регионализации высшего образования // Университетское управление: практика и анализ (Екатеринбург). 2000. № 2.
  216. Н.В. Научно-техническая политика Великобритании. М.: Наука, 1990.
  217. В.Е., Нырков Е. А., Варюха A.M. Инновационный потенциал высшей школы России. Новочеркасск: ЮРГТУ (НПИ), 2002.
  218. В.Г. Анализ данных в управлении. Курс лекций. Орел: ОРАГС, 2004. Том 1: Введение в анализ данных.
  219. В.Г. Кластерный анализ в региональном управлении: учебное пособие. Орел: ОРАГС, 2001.
  220. В.Г. Управление инновационным процессом в хозяйственной системе на основе современных информационных технологий: Дис. д-ра экон. наук. М.: ГАСИС, 2004.. '
  221. В.Г. Управление инновационным процессом в хозяйственной системе на основе современных информационных технологий. М.:-Палеотип, 2004.
  222. В.Г., Уварова В. И., Свалов A.A. К вопросу о комплексном показателе качества жизни на региональном уровне // Современная Россия: экономика и государство. Сб. матер, всерос. н.-практ. конф. М.: ГАСИС, 2003.
  223. В.Г., Шуметова J1.B. Факторный анализ: подход с применением ЭВМ: учебное пособие. Орел: ОрелГТУ, 2000.
  224. И.А. Теория экономического развития (исследование предпринимательской прибыли, капитала, процента и циклы конъюнктуры). М.: Прогресс, 1982.
  225. К. Эффективная экономика. Шведская модель. М.: Эко-. номика, 1991.
  226. Экономика и организация управления вузом / Под ред. д-ра эконом. наук Глухова В. В. СПб.: Изд-во «Лань», 1999
  227. Экономика промышленных исследований и разработок / Под ред. В. Хайде. М.: Прогресс, 1983.
  228. Экономико-математические методы и прикладные модели: Учеб. пособие для вузов / В. В. Федосеев и др.- Под ред. В. В. Федосеева. М.: ЮНИТИ, 1999.
  229. Экономическая история мира / Под общ. ред. М. В. Конотопова. М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К0», 2004.
  230. Экономическая эффективность деятельности регионального научного комплекса / Отв. ред. JI.C. Бляхман. Л.: Наука, 1986.
  231. Basinger J. A New Way of Classifying Colleges Elates Some and Perturbs Others // The Chronicle of Higher Education. 2000. August 11.
  232. Baumgartner F.R., Jones B.D. Agendas and Instability in American Politics. Chicago: University of Chicago Press, 1993.
  233. Biglan A. Relationships between subject matter characteristics and the structure and output of University Departments // Journal of Applied Psychology. 1973. Vol.57. No.3. P.204−213.
  234. Boseman В., Crow M. Technology transfer from U.S. government and university R&D laboratories//Technovation. 1991. Vol.11. No.4. P.231−245.
  235. Brouwer E., Kleinknecht A. Measuring the unmeasurable: a country’s non R&D expenditure on product and servise innovation // Research Policy (Amsterdam). 1997. Vol.25. No.8. P.1235−1242.
  236. Buskirk Van W., Takeuchi K. Borrowing management technologies: Some advice from the Japanese // Mid-Atlantic Jornal of Buseness. 1989. Vol.25. No.7. P.25−34.
  237. Cervantes M. Diffusion technology to industry // OECD Observer (Paris). 1997. No.207. P.20−23.
  238. Clark B.R. The Organizational Saga in Higher Education // Administrative Science Quarterly. 1972. No.17. P.178−183.
  239. Clark B.R. Creating Entrepreneurial Universities: Organizational Pathways of Transformation. New York: Pergamon Press, 1998.
  240. Crow M., Boseman B. R&D laboratories in the USA: Structure, capacity and context // Science and Public Policy. 1991. Vol.18. No.3. P. 165−179.
  241. Gumport P.J., Sporn B. Institutional Adaptation: Demands for Management Reform and University Administration. In J.C. Smart (ed.), Higher Education: Handbook of Theory and Research, Vol. XIV. New York: Agathon Press, 1999. P. 103−145.
  242. Cutler R.S. A survey of high-technology transfer practices in Japan and the United States //Interfaces. 1989. Vol.19. No.6. P.67−77.
  243. Danielos P.L. National technology gaps and trade-an empirical stady of the influence of globalization // Research Policy (Amsterdam). 1997. Vol.25. No.8. P. 1189−1207.
  244. DiMaggio P.J., Powell W.J. The Iron Cage Revisited // American Sociological Review. 1983. No.48. P. 147−160.
  245. Engelbrecht H.-J. International R&D spillovers OECD economics // Appl. Economics letters (London). 1997. Vol.4. No.5. P.315−319.
  246. Hackett E.J. Science as a Vocation in the 1990s: The Changing Organizational Culture of Academic Science // The Journal of Higher Education. 1990. No.61(3). P.241−279.
  247. Jeffrey W. Alstete/Benchmarking in Higher Education. Adapting best practices to improve quality/1995/ ERIC Clearing house digests/EDO-HE-95−5.
  248. Kells H. R. Self-study processes: a guide to self-evaluation in higher education. 4th ed. American Council on Education / Oryx Press series on higher education, 1995. P.8−16.
  249. Kniazev E. Coping with the new challenges in managing a Russian University // Higher Education Management and Policy. 2002. No. 14(1). P. 109 126.
  250. Kniazev E. Doctoral degrees in the Russian Federation // Doctoral studies and qualifications in Europe and the United States: Status and Prospects. Edited by Jan Sadlak. UNESCO-CEPES. Bucharest, 2004. P. 153−188.
  251. Kniazev E., Naumova I. Kazan State University: Emerging Problems and Opportunities // Perspectives in Higher Educational Reform. 1998. Vol. 7.
  252. Knox S.D., Denison T.J. R&D centre Innovation: Extending the supply side paradigm // R&D Managment (UK). 1990. Vol.20. No.l. P.25−34.
  253. McCormick A.C. Bringing the Carnegie Classification Into the 21'st Century // American Association for Higher Education Bulletin. January 2000.
  254. Orlando S. New method offers better way to rank universities, researchers say University of Florida News, July 26 (2000), http //www napa ufl edu/2000news/topus htm.
  255. Peters B.G. Comparative Politics: Theory and Methods. New York: New York University Press, 1998.
  256. Peterson M. Using contextual planning to transform institutions // Planning and Management for a Changing Environment (Peterson M., Dill D., Mets L., and Associates, eds.). San Francisco Jossey Bass, 1985.
  257. Pfeffer J. New Directions for Organizational Theory. New York: Oxford University Press, 1997.
  258. Pfeffer J., Salancik G.R. The External Control of Organizations: A Resource Dependence Perspective. New York: Harper & Row, 1978.
  259. Rhoades G. Who’s Doing it Right? Strategic Activity in Public Research Universities // The Review of Higher Education. 2000. No.24(l). P.41−66.
  260. Saupe J. The Functions of Institutional Research. 2nd edn Tallahassee, FL Association for Institutional Research, 1990.
  261. Schein E.H. Process consultation, action research and clinical inquiry. Are they the same? // Journal of Managerial Psychology. 1995. No. 10(6). P. 14−16.
  262. Spann M.S., Adams M., Souder W.E. The role of government facilities in technology transfer and local economic development // Journal of Scientific & Industrial Research, 1991. Vol.50. P.760−770.
  263. SPSS Base 8.0 для Windows. Руководство пользователя. Перевод-Copyright 1998 СПСС Русь.
  264. SPSS Base 8.0 для Windows. Руководство по применению. Пере-вод-Copyright 1998 СПСС Русь.
  265. SPSS Base 8.0 для Windows. Интерактивные диаграммы. Пере-вод-Copyright 1998 СПСС Русь.
  266. The Carnegie Classification of Institutions of Higher Education /1994 edition / A technical report with a foreword by Ernest L. Boyer. Carnegie Publications, 1995.
  267. The Carnegie Classification of Institutions of Higher Education / 2000 edition / A technical report with a foreword by Lee S. Shulman. Carnegie Publications, 2001.
  268. Tolbert P. S. Institutional Environments and Resource Dependence: Sources of Administrative Structure in Institutions of Higher Education // Administrative Science Quarterly. 1985. No.30. P. l-13.
  269. Van Ginkel H.J.A. The challenge of institutional change // Higher Education in Europe 20. 1995. № 3. P.8−24.
Заполнить форму текущей работой