Развитие критического мышления будущего специалиста-филолога в проектной исследовательской среде
![Диссертация: Развитие критического мышления будущего специалиста-филолога в проектной исследовательской среде](https://gugn.ru/work/2972421/cover.png)
Отдельные исследования (А.В. Брушлинский, И. В. Блауберг, В. И. Загвязинский, А. Н. Ксенофонтова, Т. Е. Климова, А. Р. Лурия, Г. Линдсей, В. В. Селиванов, O.K. Тихомиров и др.) посвящены критическому мышлению как психолого-педагогической образовательной проблеме, направленной на развитие системного мышления, формирование альтернативного мышления, исследовательской культуры личности, ориентацию… Читать ещё >
Содержание
- Глава 1. Теоретические основы развития критического мышления будущего специалиста-филолога
- 1. 1. Критическое мышление как психологическая проблема в процессе подготовки специалиста-филолога
- 1. 2. Психологический анализ развития критического мышления будущего специалиста — филолога
- 1. 3. Психологические условия формирования критического мышления будущего специалиста — филолога
- Выводы по первой главе
- Глава 2. Теоретико-эмпирическое исследование развития критического мышления будущего специалиста-филолога в 87 проектной среде
- 2. 1. Проектная среда развития критического мышления будущего специалиста-филолога
- 2. 2. Психологические аспекты формирования проектной среды будущего специалиста-филолога в вузе
- 2. 3. Результаты опытно-экспериментального формирования критического мышления будущего специалиста-филолога
- Выводы по второй главе 1
- Заключение 149 Библиография
- Приложения
Развитие критического мышления будущего специалиста-филолога в проектной исследовательской среде (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Актуальность исследования. Перемены в культурной и материально-производственной сферах повлекли изменения в мышлении и в отношении к инновационной деятельности. Формирование и развитие критически мыслящей личности стало одной из ведущих задач российского высшего образования (Н.А. Менчинская, М. А. Холодная, A.M. Матюшкин, Р. Поул, Д. Халперн и др.).
В процессе индивидуального развития у человека складываются способы мышления, соответствующие виду его деятельности. Формирование и развитие критического мышления будущего специалиста-филолога является необходимым условием его профессионализации. В условиях учебной, а в дальнейшем и профессиональной деятельности будущего специалиста-филолога особое значение приобретает формирование специализированного мышления, позволяющего критически пересмотреть имеющиеся профессиональные способы и приемы и построить новые способы, соответствующие новым задачам и новым требованиям.
Современное состояние проблемы свидетельствует о необходимости исследования развития критического мышления будущего специалиста-филолога в проектной исследовательской среде, которое позволит повысить уровень умений студентов в получении знаний, участия в совместном принятии решений, развития логики, аргументации и доказательства.
Состояние и степень разработанности проблемы. В современной отечественной литературе проблему развития критического мышления рассматривали такие ученые как В. П. Зинченко, Н. А. Менчинская, Б. М. Теплов, С.И. Заир-Бек, A.M. Матюшкин и др.
Благодаря исследованиям отечественных (И.А. Зимняя, СЛ. Рубинштейн, Б. М. Теплов, Б. В. Зейгарник, М. А. Тарасова и др.) и зарубежных (Дж. Дьюи, Д. Клустер, М. Н. Браун, Ральф X. Джонсон, Дж.
Чеффри, Дж. Барелл. и др.) ученых накоплен обширный материал по проблеме развития критического мышления. Выявлены и описаны различные аспекты критичности как качества мышления (Д.Б. Богоявленская, М. Б. Ерохина, В. П. Зинченко, З. И. Калмыкова, И. А Кудрявцев, JI.B. Резник, Ф. Ф. Минкина, Е.А. Филонова).
Отдельные исследования (А.В. Брушлинский, И. В. Блауберг, В. И. Загвязинский, А. Н. Ксенофонтова, Т. Е. Климова, А. Р. Лурия, Г. Линдсей, В. В. Селиванов, O.K. Тихомиров и др.) посвящены критическому мышлению как психолого-педагогической образовательной проблеме, направленной на развитие системного мышления, формирование альтернативного мышления, исследовательской культуры личности, ориентацию на творческое мышление. Тем не менее, развитие критического мышления будущего специалиста-филолога в проектной исследовательской среде является малоизученной проблемой, хотя некоторые ее аспекты отражены в работах В. А. Шамис, В. А. Попкова, Е. И. Федотовской, О. Е. Ломакиной и др.
При всей значимости упомянутых исследований, проблема развития критического мышления будущего специалиста-филолога в проектной исследовательской среде в психологической науке представлено недостаточно.
Остаются не полностью решенными следующие противоречия:
— между объективной потребностью общества в критически мыслящей личности и недостаточной изученностью этой проблемы в педагогической психологии;
— между развитием критического мышления будущего специалиста-филолога в проектной исследовательской среде и традиционной организацией образовательного процесса в вузе;
— между практической необходимостью развития критического мышления будущего специалиста-филолога и недостаточной изученностью психолого-педагогических условий по его развитию в проектной исследовательской среде.
Необходимость разрешения данных противоречий определила проблему исследования — поиск и обоснование психологического содержания и средств развития критического мышления будущего специалиста-филолога в проектной исследовательской среде, повышающих уровень профессиональной подготовки специалистов высшей школы. В связи с этим, будущие филологи нередко демонстрируют формально-декларативные знания, предпочитают некритическое прочтение текста и недостаточно раскрывают собственные интеллектуальные возможности. Этим обусловлена актуальность выбранной темы исследования.
Объект исследования: критический аспект мыслительной деятельности будущего специалиста-филолога.
Предмет исследования: развитие критического мышления будущего специалиста-филолога в проектной исследовательской среде.
Цель исследования: обосновать комплекс психологических условий развития критического мышления будущего специалиста-филолога в проектной исследовательской среде и апробировать полученные результаты в опытной работе.
Задачи исследования:
— теоретически проанализировать психологическое содержание и структуру критического мышления будущего специалиста-филолога;
— исследовать развитие критического мышления будущего специалиста-филолога;
— определить психолого-педагогические условия и факторы развития критического мышления будущего специалиста-филолога;
— рассмотреть проектную исследовательскую среду как проблему педагогической психологии;
— выявить динамику развития критического мышления будущего специалиста-филолога в проектной исследовательской среде.
Гипотеза исследования заключается в предположении, что критическое мышление будущего специалиста-филолога как процесс доказательного решения проблемной задачи эффективно формируется в проектной среде, которая представляет собой психолого-педагогическое пространство, организованное в соответствии с исследовательской субкультурой, которая обладает деятельностным содержанием, стимулирует познавательную деятельность, выполняет функции решения возникших проблем, достижения поставленных целей, активизации межличностных отношений, повышает индивидуально-личностный потенциал участников проектирования и развивает способности к оценке, осмыслению и трансформации знаний на основе знаний, опыта и интеллектуальной деятельности.
Методологическую основу исследования критического мышления будущего специалиста-филолога в проектной исследовательской среде составляют культурологический подход (JI.A. Волович, В. В. Краевский, И. Я. Лернер, М. И. Скаткин и др.) — системный подход (П.К. Анохин, Б. Ф. Ломов, А. В. Петровский и др.) — личностно-деятельностный подход (Б.Г. Ананьев, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн и др.) — положение о преобразующей направленности практического мышления (Ю.К. Корнилов и др.) — исследования природы творческого мышления (Л.Д. Ивлева, И. С. Якиманская и др.) — концепция проектирования педагогических систем и процессов (В.П. Беспалько, П. Я. Гальперин, Е.С. Заир-Бек, И. Я. Лернер, Е. И. Машбиц и др.).
Теоретической основой исследования являются теория проблемного обучения (В.В. Давыдов, Дж. Дьюи, Л. В. Занков, М. И. Махмутов, и др.) — теория развивающего обучения (Л.С. Выготский, A.M. Матюшкин, В. А. Крутецкий Д.Б. Эльконин и др.) — теория рефлексивной природы сознания и мышления (В.В. Давыдов, Ю. Н. Кулюткин, Г. С. Сухобская и др.) — методологические основы проектирования (О.А. Анисимов, А. Г. Раппопорт, В. И. Загвязинский и др.), концепция творчества (Д.Б. Богоявленская, В. Н. Дружинин, Я. А. Пономарев, М. Г. Ярошевский и др.) — теория и методология проектирования, моделирования и целостности развития образовательных систем (Е.С. Заир-Бек, А. П. Тряпицина и др.).
Методы исследования: теоретико-методологический анализ философских, педагогических, психологических научных источников по теме исследованиянаблюдение, беседа. Психодиагностические методы: тестовые заданиятест Р. Б. Кеттелла (16 PF) — тест дивергентного мышления Дж. Гилфорда, модифицированный Е. Туникметод диагностики межличностных отношений Т. Лири, модифицированный Л. Н. Собчикдиагностика взаимодействия в малых группах (А.С. Чернышов, С.В. Сарычев) — методика диагностики практической направленности мышления Л. П. Урванцева — Н. В. Володинойметодика определения психологических свойств (климата) среды. Методы математической статистики: описательная статистика, факторный анализ. Обработка и вычисление производилось с помощью программы SPSS 17.0 for Windows.
Научная новизна исследования состоит в том, что в нем на основе анализа уже имеющихся теоретических и практических данных раскрыта структура критического мышления будущего специалиста-филолога, включающая выдвижение гипотез, поиск доказательств, отбор аргументов, логическое выстраивание суждений, проверку гипотез и окончательное умозаключение.
Найдены психологические характеристики проектной группы, такие как система норм, ценностей, стереотипов, правил и знаний, разделяемые идеи в проектной среде, межличностное взаимодействие, сотрудничество и коллективные когнитивные умения.
Выделены особенности проектной среды развития критического мышления будущего специалиста-филолога, а. именно исследовательская субкультура, деятельностное содержание, познавательные процессы, решение проблем, достижение целей, межличностные отношения, индивидуально-личностный потенциал участников проектирования и рефлексивная оценка результата.
Рассмотрена проектная деятельность с ее проблемностью, инновационностью, интерактивностью, направленностью на конечный продукт и преобразующим характером.
Теоретическая значимость исследования заключается в уточнении понятия «критическое мышление будущего специалиста-филолога», представляющего собой процесс доказательного решения проблемной задачи через выдвижение гипотез, поиск доказательств, отбор аргументов, логическое выстраивание суждений, проверку гипотез и окончательное умозаключение.
Доказана зависимость критического мышления будущего специалиста-филолога от проектной исследовательской деятельности, а именно от направленности деятельности на проблему, на процесс, на продукт, на развитие команды, которая включает критическое изучение имеющихся знаний, анализ, структурирование, классификацию, сравнение, обработку результатов исследования, формулировку выводов, работу с информацией, интеллектуальный труд и научное исследование.
Систематизированы психолого-педагогические условия развития критического мышления будущего специалиста-филолога в проектной исследовательской среде: внутренние (формы, проблемные задачи и диалог), внешние (мотивационная готовность, креативная деятельность, проблемное обучение, учебная исследовательская деятельность, наличие когнитивных и метакогнитивных умений) и психологические факторы (проблемная ситуация, личностная позиция, диалогическое взаимодействие, профессиональные знания и оценка результата).
Практическая значимость исследования определяется предложенным комплексом методик для диагностики динамики развития критического мышления будущего специалиста-филолога в проектной исследовательской среде.
Разработана психолого-педагогическая программа развития критического мышления будущего специалиста-филолога в проектной исследовательской среде.
Материалы исследования могут быть использованы в учебных курсах «Психология мышления», «Психология взаимодействия в группе», «Теория и методика обучения иностранному языку», а также в спецкурсе «Проектирование в исследовательской деятельности».
Положения, выносимые на защиту:
1. Критическое мышление будущего специалиста-филолога — это процесс доказательного решения проблемной задачи через выдвижение гипотез, поиск доказательств, отбор аргументов, логическое выстраивание суждений, проверку гипотез и окончательное умозаключение.
2. Критическое мышление представляет собой динамический психологический конструкт, развиваемый поэтапно (мотивационный, системный, практический и продуктивный), в соответствии с уровнями (репродуктивный, ориентировочный, восполняющий, адаптирующий и преобразующий), при помощи внутренних средств (проблемная ситуация, личностные позиции, диалогическое взаимодействие, профессиональные знания и оценка результата) и внешних средств (формы, проблемные задачи и диалог), и оцениваемый по критериям (осознанность, рациональность, перенос, полимодальность, информативность, динамичность, продуктивность, оценка ситуации).
3. К условиям развития критического мышления будущего специалиста-филолога относятся мотивационная готовность, креативная деятельность, проблемное обучение, исследовательская деятельность, формирование когнитивных и метакогнитивных умений, и психологические факторы: проблемная ситуация, личностная позиция, диалогическое взаимодействие, профессиональные знания и оценка результата.
4. Критическое мышление будущего специалиста-филолога эффективно развивается в проектной исследовательской среде, она представляет собой психолого-педагогическое пространство, которое обладает исследовательской субкультурой, деятельностным содержанием, стимулирует познавательную активность, выполняет функции решения возникших проблем, достижения поставленных целей, активизации межличностных отношений, повышает индивидуально-личностный потенциал участников проектирования и развивает рефлексию в проектной деятельности.
5. Опытное развитие критического мышления будущего специалиста-филолога в проектной исследовательской среде возможно в программе факультативного курса «Проектирование в исследовательской деятельности» и может формироваться в пяти этапах: предустановочном, установочном, пилотирующем, формирующем и рефлексивном.
Апробация и внедрение результатов исследования: Материалы и результаты исследования докладывались на международных, всероссийских научно-практических конференциях, в частности: «Молодежь в науке: проблемы и перспективы» (межрегиональный съезд молодых ученых России. Липецк, 2008) — «О научном потенциале региона и путях его развития.» -(итоговая научная конференция, Липецк, 2008) — «Инновации в непрерывном лингвистическом образовании.» (Тамбов, 2008) — «Инновационные компетенции и креативность в исследовании и преподавании языков и культур.» (1-ая всероссийская (с международным участием) научно-практическая конференция, Москва, 2009) — «Молодежь и наука: реальность и будущее» (2 международная научно-практическая конференция,.
Невинномысск, 2009) — «Социализация молодежи в меняющемся мире» (региональная научная конференция, Елец 2009).
Теоретические и эмпирические материалы диссертации обсуждались на заседаниях кафедры социальной психологии ГОУ ВПО ТГУ им. Г. Р. Державина, на заседаниях кафедры иностранных языков НОУ ВПО ЛЭГИ (2006;2009 гг.).
Организация исследования: опытно-экспериментальной базой исследования явился НОУ ВПО «Липецкий эколого-гуманитарный институт». В эксперименте приняли участие 62 человека — представители специальности «Филология». Исследование проводилось в период с 2006 по 2009 гг. в трех этапах.
На первом этапе — поисково-теоретическом — изучался опыт психолого-педагогической деятельности и преподавания в высших учебных заведениях, проводился анализ литературы по проблеме исследования, что позволило определить теоретико-методологическую основу, обосновать объект, предмет, цели и задачи.
На втором этапе — опытно-моделирующем — проверялась и уточнялась гипотеза исследования, корректировалась психолого-педагогическая программа развития критического мышления будущего специалиста-филолога в проектной исследовательской среде.
На третьем этапе — аналитически-обобщающем — анализировались и систематизировались данные опытно-экспериментальной работы, уточнялись теоретические и практические выводы, проводилось оформление результатов исследования.
Структура диссертации: диссертация состоит из введения, двух глав, выводов по каждой главе, заключения, списка использованной литературы и приложений. Работа иллюстрирована таблицами и диаграммами.
Выводы по второй главе.
Проектная среда представляет собой психолого-педагогическое пространство, организованное в соответствии с исследовательской субкультурой, которая обладает деятельностным содержанием, стимулирует познавательную деятельность, выполняет функции решения возникших проблем, достижения поставленных целей, активизации межличностных отношений, повышает индивидуально-личностный потенциал участников проектирования и развивает способности к оценке, осмыслению и трансформации знаний на основе знаний, опыта и интеллектуальной деятельности.
Проектная среда исследовательского типа повышает индивидуально-личностный потенциал участников проектирования и развивает рефлексию как способ оценки, осмысления и трансформации знаний на основе знаний, опыта и интеллектуальной деятельности. Она имеет направленность на проблему, на процесс, на продукт, на команду, на развитие и обладает деятельностным содержанием, включающим такие аспекты как культурный, социальный и содержательный.
Проектная среда стимулирует познавательную деятельность, выполняет функции решения возникших проблем, достижения поставленных целей, за счет таких свойств как вариативность, структурированность и динамичность.
Она устремлена на активизацию межличностных отношений в условиях групповой динамики, представленной такими психологическими процессами как групповое взаимодействие, обмен информацией в группе, коллективное мышление, групповой диалог, совместный поиск, групповое лидерство. Исследовательская субкультура представлена такими психологическими компонентами как проектная группа как система норм, ценностей, стереотипов, правил и знаний, разделяемые знания в проектной среде, формирование межличностного взаимодействия и сотрудничества и когнитивные умения.
Формирование проектной среды оптимально в пяти этапах: предустановочном, установочном, пилотирующем, формирующем и рефлексивном.
Предустановочный этап позволил дать определение понятию «проектная среда формирования критического мышления будущего специалиста-филолога», определить его значимость.
Установочный этап определил оптимальный способ формирования проектной среды через проектную деятельность, представляющую собой совместный поиск решения проблемных задач в совокупности внешних условий (пространственные, социальные, физические и технологические) и внутренних компонентов (узнавание ситуации критического мышления, владение информацией, выдвижение гипотез, диалогическое общение) деятельности.
Пилотирующий этап направлен на создание оптимальных условий для проектной среды, в которой, в дальнейшем, будет сформировано критическое мышление будущего специалиста-филолога. К таким условиям были отнесены особые характеристики проблемной задачи (индивидуальные и групповые усилия, значимость задачи, продолжительность решения), ролевая структура группы (интеллектуальный лидер, организатор, генератор идей, критик, коммуникатор и эрудит) и диалог.
Формирующий этап создал проектную среду решения проблемных филологических задач. Этот процесс осуществлялся в трех этапах: концептуальном, предполагающим формулирование цели создания проектной среды, определение путей и средств достижения, прогноз результатов, обозначение критериев результативноститехнологическом, позволяющем создать программу действий в соответствии с представленными идеямиоперациональном, подразумевающим проведение диагностики результатов и действий.
Рефлексивный этап доказал сформированность проектной среды формирования критического мышления будущего специалиста-филолога за счет таких психологических свойств среды как наличие единой цели, общей мотивации, разделение деятельности на составляющие и их распределение между участниками проектирования, объединение участников и согласованное выполнением компонентов деятельности, наличие общих конечных результатов, а также единое пространство и одновременность выполнения индивидуальных заданий.
В результате включения в программу обучения студентов факультативного курса «Проектирование в исследовательской деятельности», предполагавшего разработку и исследование проблемных задач, научные диалоги, дискуссии, научные семинары, конференции, выполнение и разработку интеллектуально-мыслительных заданий в рамках осуществления исследовательского проекта повысился уровень развития критического мышления будущего специалиста-филолога.
Работа студентов-филологов в рамках предложенного факультативного курса «Проектирование в исследовательской деятельности», направленного на разработку и исследование проблемных филологических заданий, выполнение интеллектуально-мыслительных заданий в рамках осуществления исследовательского проекта позволила полагать, что решение проблемных задач способствует развитию критического мышления.
В результате проведения опытно-поисковой работы, в экспериментальной группе наблюдался рост всех показателей критического мышления будущего специалиста-филолога и проектной исследовательской среды. Проектная исследовательская среда способствует развитию критического мышления будущего специалиста-филолога.
Заключение
.
Проведенное исследование позволило сделать следующие выводы:
В психологии критическое мышление рассматривается как когнитивное умение, облегчающее поиск правильных решений и состоящее из проверки гипотез, как осознанный контроль за выполнением интеллектуальной деятельности с такими ведущими качествами как контролируемость, обоснованность и целеустремленность. Критичность мышления предполагает поиск логических ошибок, выявление стереотипов, предвзятости и предрассудков, их анализ и обоснованность, а также поиск альтернативных путей решения проблем.
Критическое мышление будущего специалиста-филолога — это процесс доказательного решения проблемной задачи через выдвижение гипотез, поиск доказательств, отбор аргументов, логическое выстраивание суждений, перепроверку гипотез и окончательное умозаключение.
Критическое мышление представляет собой динамический психологический конструкт, развиваемый поэтапно (мотивационный, системный, практический и продуктивный) которые определены сложностью и последовательностью выполняемых действий, в соответствии с уровнями (репродуктивный, ориентировочный, восполняющий, адаптирующий и преобразующий) помогающими определить степень развития критического мышления будущего специалиста-филолога, при помощи внутренних средств (проблемная ситуация, личностные позиции, диалогическое взаимодействие, профессиональные знания и оценка результата) и внешних средств (формы, проблемные задачи и диалог), и оцениваемый по критериям (осознанность, рациональность, перенос, полимодальность, 1 информативность, динамичность, продуктивность, оценка ситуации).
К условиям развития критического мышления будущего специалиста-филолога, позволяющим пересмотреть имеющиеся профессиональные способы и приемы и построить новые способы, соответствующие новым задачам и новым требованиям относятся мотивационная готовность, креативная деятельность, проблемное обучение, исследовательская деятельность, формирование когнитивных и метакогнитивных умений, и психологические факторы влияющие на развитие критического мышления будущего специалиста-филолога: проблемная ситуация, личностная позиция, диалогическое взаимодействие, профессиональные знания и оценка результата.
Критическое мышление будущего специалиста-филолога эффективно развивается в проектной исследовательской среде, она представляет собой психолого-педагогическое пространство, которое обладает исследовательской субкультурой, деятельностным содержанием, стимулирует познавательную активность, выполняет функции решения возникших проблем, достижения поставленных целей, активизации межличностных отношений, повышает индивидуально-личностный потенциал участников проектирования и развивает рефлексию в проектной деятельности.
Опытное развитие критического мышления будущего специалиста-филолога в проектной исследовательской среде возможно в программе факультативного курса «Проектирование в исследовательской деятельности» и может формироваться в пяти этапах: предустановочном, установочном, пилотирующем, формирующем и рефлексивном.
Полученные в ходе опытно-поисковой работы результаты указывают, что решение проблемных филологических задач в проектной исследовательской среде улучшает динамику развития критического мышления будущего специалиста-филолога.
Список литературы
- Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни. — М.: Мысль, 1991. -299с.
- Абульханова-Славская К. А. Проблема определения субъекта в психологии. Субъект действия, взаимодействия, познания. Психологические, философские, социокультурные аспекты. М.: Московский психолого-социальный институт: Изд-во НПО «МОДЭК», 2001.-288с.
- Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. — М.: Сов. педагогика, 1977. 119с.
- Андреев В.И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности. Основы педагогики творчества. — Казань: Изд-во Казанского ун-та, 1988.-236с.
- Анисимов О.С. Методологическая культура педагогической деятельности и мышления. М.: Экономика, 1991. — 415с.
- Архангельский С.И. Учебный процесс в высшей школе, его закономерные основы и методы. Учеб.-метод. пособие. М., Высш. школа, 1980.-368с.
- Асмолов А.Г. Деятельность и установка. М.: МГУ, 1979. — 119с.
- Ахметова З.А. Академическая группа как фактор профессионально-личностного роста студентов. Дисс. канд. психол. наук, М., 2006. — 201с.
- Баева И.А. Психологическая безопасность образовательной среды. Дисс. докт. психол. наук. СПб. — 386с.
- Баженов А.Б. Основные вопросы теории гипотезы. М.: Высш. школа, 1961.-68с.
- Балабанов П.И. Методологические проблемы проектировочной деятельности. Новосибирск, 1990. — 134с.
- Балабанова Н.В. Влияние образовательной среды на интеллектуальное и личностное развитие младших подростков. Дисс. канд. психол. наук. -Краснодар, 2002, 231с.
- Балл Г. А. Теория учебных задач. М.: Педагогика, 1990. — 183с.
- Баннов И.И. Проектирование как условие развития личностных качеств старших школьников. Дисс. канд. психол. наук. — М., 1998. — 175с.
- Безрукова B.C. Проективная педагогика. Учеб. пособие для инженеров пед. институтов и индустриально-пед. техникумов. Екатеринбург: изд-во «Деловая книга», 1996. — 344с.
- Березанская Н.Б., Нуркова В. В. Психология: учебник. М.: Высш. образование, 2005. — 484с.
- Берне Р. Люди, которые играют в игры. Игры, в которые играют люди. — СПб., Изд-во «Братство», 1995. 362с.
- Беспалов Д.В. Влияние организованности группы на лидерство и его эффективность в напряженных ситуациях совместной деятельности. На примере учебных групп подростков и юношей. Дисс. канд. психол. наук. Курск, 2005. — 159с.
- Беспалько В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. М.: Ин-т развития профессионального образования, 1995. — 335с.
- Богомолова М.В. Влияние обогащенной среды на развитие интеллекта и креативности. Дисс. канд. психол. наук. — М., 2008. 178с.
- Блауберг И.В. Проблема целостности и системный подход. / Серия: Философы России XX века. Эдиториал УРСС, 1977. — 450с.
- Блонский П.П. Задачи и методы новой народной школы. Избр. пед. труды. -М., 1961
- Богоявленская Д.Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества. Ростов: Изд-во Ростовского ун-та, 1983. — 173с.
- Богоявленский Д.Н., Менчинская Н. А. Психология усвоения знаний в школе. -М.: АПН РСФСР, 1959. 347с.
- Бодалев А.А. Личность и общение. М: Педагогика, 1983. 272с.
- Божович Л.И. Социальная ситуация и движущие силы развития ребенка // Психология личности в трудах отечественных психологов. Сост. Куликов Л. В. СПб., 2000, с.160−166
- Болотов В.А., Исаев Е. И., Слободчиков В. И., Шайденко Н. А. Проектирование профессионального педагогического образования // Педагогика. № 4.- 1997 с.66−72
- Брунер Дж. Исследование развития познавательной деятельности. М.: Педагогика, 1971. — 391с.
- Брунер Дж. Психология познания. М.: Прогресс, 1977. — 411с.
- Брушлинский А.В. Психология мышления и проблемное обучение. М.: Знание, 1985.- 120с.
- Брушлинский А.В. Субъект: мышление, учение, воображение. М.: ИПП- Воронеж- МОДЭК, 1996. — 392с.
- Брушлинский А.В. Мышление и прогнозирование: (лог.-психол. Анализ). М.: Мысль, 1979. — 230с.
- Бутенко А.В., Ходос Е. А. Критическое мышление: метод, теория, практика: Уч.-метод. Пособие. М.: МИРОС, 2002. — 176с.
- Бухвалов В.А. Технологи работы мастера-учителя. Рига: Педагогический центр «Эксперимент», 1995. — 170с.
- Бухвалов В.А., Плинер Я. Г. Педагогическая экспертиза школы. М.: 2000.- 160с.
- Вайсбург М.Л., Блохина С. А. Обучение пониманию иноязычного текста при чтении как поисковой деятельности // Иностранный язык в школе. 1997. № 1 с.19−21- 1997. — № 2 с.33−38
- Вербицкий А.А. Игровые формы контекстного обучения. — М.: Знание, 1983.-96с.
- Вербицкий А.А. Новая образовательная парадигма и контекстное обучение. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 1999. — 75с.
- Вербицкий А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход. М.: Высш. школа, 1991. — 205с.
- Вертгеймер М. Продуктивное мышление. М.: Прогресс, 1987. — 335с.
- Вишнякова А.В. Образовательная среда как условие формирования информационно-коммуникативной компетентности учащихся. Дисс. канд. пед. наук. — Оренбург, 2002. 201с.
- Возрастная психология: личность от молодости до старости: Учеб. пособие для вузов / М. В. Гамезо, B.C. Герасимова, Г. Г. Горелова, JI.M. Орлова. М.: Педагогическое общество России, 1999. — 272с.
- Воронин А.Н. Интеллект и креативность в совместной деятельности. Дисс. докт. психол. наук. М., 1997 — 195с.
- Воронкина Л.Б. Динамика развития личности студентов в условиях развивающей среды. Дисс. канд. психол. наук. — Пятигорск, 2006. — 238с.
- Выготский Л.С. Мышление и речь. Психологические исследования. — М.-Л.: Соцэгиз, 1934. 324с.
- Выготский Л.С. Проблема обучения и умственного развития в школьном возрасте // Психологическая наука и образование. 1996 № 4. — с 15−17
- Выготский Л.С. Педагогическая психология. — М.: Педагогика, 1991. -480с.
- Гальперин П.Я. Психология как объективная наука. М.: Акад. пед. и соц. наук, 1998.-480с.
- Гальперин П.Я. Оперативные схемы мышления // Вопросы возрастной и генетической психологии. М.: МГУ, 1968. — с.2−15
- Гальперин П.Я. Развитие исследований по формированию умственных действий // Психологическая наука в СССР. Т. 1 М.: АПН РСФСР, 1959. -с. 441−469
- Гальперин П.Я. Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий / Сб. ст. под ред. Шороховой. М.: Наука, 1966.-с. 236−278
- Гальперин П.Я. Умственные действия как основа формирования мысли и образа // Вопросы психологии. 1967. — № 6 — с.58−59
- Гилфорд Дж. Три стороны интеллекта // Психология мышления. — М.: Прогресс, 1965. — 532с.
- Горбачева М.Н. Влияние уровня развития молодежной группы на эффективность решения интеллектуальных задач. Дисс. канд. психол. наук. Курск, 2006. — 159с.
- Горская JI.B., Путляева JI.B. Преподавание специальных дисциплин в вузах связи методом проблемного обучения. М.: Изд. ВЗЭИС, 1982. — 49с.
- Гурова JI.JI. Психологический анализ решения задач. Воронеж, изд-во Воронежского университета, 1976. — 327с.
- Давыдов В.В. Виды обобщения в обучении: логико-психологические проблемы построения учебных предметов. — М.: Педагогика, 1972. — 423с.
- Давыдов В.В. Проблемы развития развивающего обучения: опыт теоретического и экспериментального психологического исследования. М.: Педагогика, 1986. — 239с.
- Джонс Дж. К. Методы проектирования: Пер. с англ. 2-е изд. доп. — М.: Мир, 1986.-326с.
- Диагностика познавательных способностей. // Межвузовский сборник / Под ред. Шадрикова В. Д. Ярославль, ЯГПИ, 1986. — 152с.
- Дитрих Я. Проектирование и конструирование: системный подход. Пер. с польск. М.: Мир, 1981, — 456с.
- Дмитриев Г. Д. Многокультурное образование. М.: Народное образование, 1999. — 208с.
- Дружинин В.Н. Когнитивные способности: структура, диагностика, развитие. М.: ПЭР СЭ- СПб.: Иматон, 2001. — 224с.
- Дымова Т.В. Обучение будущих учителей педагогическому прогнозированию. Автореф. дисс. канд. пед. наук. Волгоград, 1998. — 22с.
- Дьюи Дж. Психология и педагогика мышления. М.: Лабиринт, 1999. -189с.
- Дьяченко М.И. Готовность к деятельности в напряженных ситуациях: психологический аспект. Минск: Изд-во «Университетское», 1985. -206с.
- Дьяченко М. И. Кандыбович JI.A. Психология высшей школы. Минск: Изд-во БГУ, 1981.-383с.
- Загвязинский В.И. Измерение уровня проблемности в обучении // Объективные характеристики, критерии, оценки и измерения педагогических процессов. М.: НИИ общей педагогики АПН СССР, 1973.-420с.
- Загвязинский В.И. Методология и методика дидактического исследования. М.: Педагогика, 1982. — 160с.
- Загвязинский В.И. Противоречия процесса обучения. Свердловск: Средне-Уральское книжное издательство, 1971. — 184с.
- Загвязинский В.И. Педагогическое предвидение. — М.: 1987. — 165с.
- Заир-Бек С. И. Развитие критического мышления на уроке. М.: Просвещение, 2004. 173с.
- Заир-Бек Е. С. Теоретические основы обучения педагогическому проектированию. Автореф. дисс. пед. наук. Санкт-Петербург, 1995. -35с.
- Заир-Бек Е. С. Основы педагогического проектирования: Учеб. Пособие для студентов. СПб.: Просвещение, 1995. — 234с.
- Зайцева Е.Н. Информационно-обучающая среда как средство развития самостоятельной работы студентов при обучении иностранному языку. Дисс. канд. пед. наук. М., 2003. — 204с.
- Занков JI.B. Избранные педагогические труды. Дидактика и жизнь. Обучение и жизнь. М.: Педагогика. — 1990. — 424с.
- Захарова JI.H., Соколова В. В., Соколов В. М. Профессиональная компетентность учителя и психолого-педагогическое проектирование. Учебное пособие. Н. Новгород. Нижегородский гуманитарный центр, 1995.-136с.
- Зейгарник Б.В. Личность и патология деятельности. — М.: Изд-во МГУ, 1971.- 192с.
- Зарецкий В.К., Холмогорова А. Б. Смысловая регуляция решения творческих задач. // В кн. Исследование проблем психологии творчества / Под ред. ЯЛ. Пономарева. М. — Наука, 1983. — с. 62−101
- Зимняя И.А. Психология обучения иностранным языкам в школе. М.: Просвещение, 1991. — 222с.
- Зинченко В.П. Психологическая педагогика: Материалы к курсу лекций. 4.1. Самара, 1998. 216с.
- Иванов А.В. Культурная среда общеобразовательной школы как педагогическое явление. Дисс. докт. пед. наук. Тамбов, 2006 — 431с.
- Ильин Г. Л. Теоретические основы проективного образования. Дисс. докт. пед. наук. -М., 1995. -390с.
- Ильясов И.И. Система эвристических приемов решения задач. М.: Изд. Российского открытого университета, 1992. — 140с.
- Ильясов И.И. Структура процесса учения. М.: Изд-во МГУ, 1986. -200с.
- Ильясов И.И., Галатенко Н. А. Проектирование курса обучения по учебной дисциплине. Пособие для преподавателя. М.: Изд. корпорация «Логос», 1994.-208с.
- Интеллектуальная культура специалистов. Сб. науч. трудов / отв. ред. И. С. Ладенко. Новосибирск: Наука. Сиб. отделение, 1998. — 266с.
- Исследования развития познавательной деятельности. / Под ред. Дж. Брунера. М.: Педагогика, 1971. — 392с.
- Кабанова-Меллер Е. Н. Роль обобщений в переносе // Вопросы психологии. 1972. — № 2 — с 55−66
- Кабанова-Меллер Е. Н. Формирование приемов умственной деятельности и умственное развитие учащихся. М.: Просвещение, 1968.-356с.
- Калмыкова З.И. К проблеме диагностики умственного развития школьников // Вопросы психологии. 1982. — № 2. — с.74−79
- Калмыкова З.И. Продуктивное мышление как основа обучаемости. М.: Педагогика, 1981. —200с.
- Камынина Т.П. Формирование учебно-проектной деятельности студента в образовательном процессе. Дисс. канд. пед. наук. Оренбург, 2006. -200с.
- Кашапов М.М. Психология творческого мышления профессионала. М.: ПЕР СЭ, 2006. — 687с.
- Керимов О.Ф. Особенности критичности мышления студентов при индивидуальном и групповом решении задач. Автореф. дисс. канд. психол. наук. Баку, 1982. — 22с.
- Кларин М.В. Инновационные модели обучения в современной зарубежной педагогике // Педагогика. 1994. — № 5 с. 105−109
- Коржуев А.В., Попков В. А. Теория и практика высшего профессионального образования. М.: Акад. Проект, 2004. — 425с.
- Ксенофонтова А.Н. Проблемы речевой деятельности в педагогическом процессе. Учебное пособие к спецкурсу / Науч. ред. А. В. Кирьякова. -Оренбург: Издательство ОГПИ, 1995. 100с.
- Климова Т.Е. Методы корреляционного анализа в педагогике: Учеб.-метод. пособие. — Магнитогорск- МаГУ, 2000. 91с.
- Краг Г. Психология развития. СПб.: Питер, 2000. — 981с.
- Краевский В.В. О соотношении педагогики и психологии // Психологическая наука и образование. 1999. № 3−4 с.36−45
- Крюкова Е.А. Введение в социально-педагогическое проектирование: Учеб. пособие к спецкурсу / Науч. ред. проф. Н. К. Сергеев. Волгоград: Перемена, 1998.- 106с.
- Кудрявцев Т.В. Проблемное обучение: истоки, сущность, перспективы. -М.: Знание, 1991.-79с.
- Кудрявцев Т.В. Психологические основы профессионально-технического обучения. — М.: Педагогика, 1988. — 144с.
- Кудрявцев Т.В. Психология профессионального обучения и воспитания. М.: МЭИ, 1985.- 108с.
- Кудрявцев Т.В. Психология технического мышления. М.: Педагогика, 1975.-304с.
- Кудрявцев Т.В. Система проблемного обучения // Проблемное и программированное обучение. М.: Советская Россия, 1973. — с10−30
- Кулюткин Ю.М., Сухобская Г. С. Исследование познавательной деятельности учащихся: самоактуализация познавательной активности личности как основа готовности к самообразованию. — М.: Педагогика, 1977.- 151с.
- Кулюткин Ю.Н. Эвристические методы в структуре решений. М.: Педагогика, 1970. — 232с.
- Кулюткин Ю.Н. Моделирование педагогических ситуаций / Ю. Н. Кулюткин, Г. С. Сухобская. М. — 1981. — 120с.
- Кукушкина Ю.А. Критическое мышление как фактор профессиональной компетентности: на примере программистов. Дисс. канд. психол. наук. -М., 2008.-129с.
- Крутецкий В.А. Психология математических способностей школьников. -М.: Просвещение, 1968.-481с.
- Кулюткин Ю.Н. Эвристические методы в структуре решений. М.: Педагогика, 1970. — 231с.
- Кыверялг А.А., Пурье Х. Я. Проблемное обучение. Таллин: общество «Знание», 1982. — 199с.
- Лебедева Г. А. Обучение педагогическому проектированию в процессе профессиональной подготовки учителя. Дисс. канд. пед. наук. М., 1997.- 185с.
- Леонтович А.В. Проектирование исследовательской деятельности учащихся. Дисс. канд. психол. наук. М., 2003. — 210с.
- Леонтьев А.Н. Деятельность и сознание // Вопросы философии, 1972 № 12
- Леонтьев А.Н. Психологические вопросы сознательности учителя. -Известия АПН РСФСР, вып. 7, 1947. с.4
- Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. Монография. М.: Политиздат, 1977−304с.
- Леонтьев А.Н. Проблема развития психики. М.: Наука, 1981. — 186с.
- Лернер И.Я. Дидактические . основы методов обучения. М.: Педагогика, 1981. — 185с.
- Лернер И.Я. Познавательные задачи в обучении гуманитарным наукам. М.: Педагогика, 1972. — 240с.
- Лернер И.Я. Проблемное обучение. М.: Знание, 1974. — 64с.
- Лернер И.Я. Современная дидактика: теория и практика. М.: ИТП и МИО, 1994.-288с.
- Лернер И.Я. Факторы сложности познавательных задач // Новые исследования в педагогических науках. М.: Просвещение, 1970. — № 1 с. 81−91
- Линдсей Г., Халл К. С., Томпсон Р. Ф. Творческое и критическое мышление / Познавательные психические процессы: Хрестоматия / Ред. маклаков А.Г. СПб.: Питер, 2001. — 475с.
- Ломов Б.Ф., Сурков Е. Н. Антиципация в структуре деятельности. М.: Наука, 1980.-280с.
- Ломов Б.Ф. Проблемы общения в психологии. М.: Педагогика, 1981. -128с.
- Ломакина О.Е. Проективный подход к формированию коммуникативной компетенции студентов языкового вуза. Английский язык. Дисс. докт. пед. наук. Тамбов, 2004. 452с.
- Лосев А.Ф. В поисках построения общего языкознания. В кн.: Теория и методология языкознания: методы исследования языка. — М., 1989. — с 5−33
- Лурия А.Р. Об историческом развитии познавательных процессов. Экспериментально-психологическое исследование. Наука, 1974. -172с.
- Ляудис В.Я. Формирование учебной деятельности студентов. М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1989. 240с.
- Майданник И.А. Развитие дивергентного мышления у старших дошкольников в процессе креативных игр. Дисс. канд. психол. наук. Ставрополь, 1997. 165с.
- Маланов С.В. Психологические механизмы мышления человека: мышление в науке и учебной деятельности: Учебн. Пособие. М.: Моск. психол.-соц. ин-т: Модэк, 2004. — 480с.
- Матюшкин A.M. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. М.: Педагогика, 1972. -208с.
- Матюшкин A.M. Развитие творческой активности школьников. М.: Педагогика, 1991. — 160с.
- Матюшкин A.M. Теоретические основы проблемного обучения // Хрестоматия по психологии. М.: Просвещение, 1977. — 528с.
- Матюшкин A.M. Психологическая структура, динамика и развитие познавательной активности // Вопросы психологии, 1984, № 4 с. 5−18
- Матяш Н.В. Проектный метод обучения в системе технологического образования // Педагогика. М.: Педагогика, 2000. — № 4 с. 38−43
- Матяш Н.В. Психология проектной деятельности школьников. Дисс. докт. психол. наук. Брянск, 2000. 385с.
- Машбиц Е.И. Психологические основы управления учебной деятельностью. — Киев: Вища школа, 1987. 224с.
- Махмутов М.И. Принцип проблемности в обучении // Вопросы психологии. 1984 № 5
- Менчинская Н.А. Проблема учения и умственного развития школьников. М.: Педагогика, 1989. — 224с.
- Мерзликина Н.И. Учебные тесты как средство формирования критического мышления студентов. Дисс. канд пед. наук. М., 2007. -141с.
- Мерлин B.C. Психология индивидуальности. Избр. психол. труды / Под ред. Е. А. Климова. Москва-Воронеж, 1996. — 446с.
- Минкина Ф.Ф. Критическое мышление учащихся и педагогические способы его формирования (на материале обществоведческого курса). Дисс. канд. пед. наук. Казань, 2000. 166с.
- Мильруд Р.П. Методология и развитие методики обучения иностранным языкам // Иностранные языки в школе. -1995. № 5. — С. 13−18,40
- Мильруд Р.П. Навыки и умения в обучении иноязычному говорению // Иностранные языки в школе. -1999, № 1. — С.26−34
- Мильруд Р.П. Основные способы стимулирования речемыслительной деятельности на иностранном языке// Иностранные языки в школе. 1996. -№ 6. -С.б-12
- Мильруд Р.П. Развивающее обучение средствами иностранного языка в средней школе. Автореф. дисс. докт. пед. наук. М., 1992. — 32с.
- Мильруд Р.П., Максимова И. Р. Современные концептуальные принципы коммуникативного обучения иностранным языкам // Иностранные языки в школе. 2000. — № 4. — С.9−15, № 5. — С. 17−22
- Морозова Е.В. Формирование готовности школьников к развитию логического мышления и рефлексии. Дисс. канд. пед. наук. -Смоленск, 2002. 174с.
- Мороченкова И.Б. Формирование критического мышления студентов в образовательном процессе вуза. Дисс. канд. пед. наук. Оренбург. -2004.-181с.
- Мышление: Процесс, деятельность, общение / отв. ред. А. В. Брушлинский. М.: Наука, 1982. — 287с.
- Мясищев В.Н. Психология межличностных отношений. М., Воронеж, ' 1995.-356с.
- Немов Р.С. Психология: Учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений: в 3 кн. Кн. 1 Общие основы психологии. 3-е изд. — М.: ВЛАДОС, 1997.-688с.
- Нечаев Н.Н. Проектное моделирование как творческая деятельность. Психологические основы высшего архитектурного образования. Дисс. докт. психол. наук, Москва, 1987. 400с.
- Нечаев Н.Н. Психолого-педагогические основы формирования профессиональной деятельности. М.: МГУ, 1988. — 165с.
- Никифоров Г. С. Психология здоровья. СПб. «Речь», 2000. — 256с.
- Обухова Л.Ф. Детская возрастная психология. — М.: Изд-во педагогического общества России, 1999. — 443с.
- Оконь В. Введение в общую дидактику. М.: Высшая школа, 1990. -381с.
- Орлов Ю.М. Потребностно-мотивационные факторы эффективности учебной деятельности студентов вуза. Дисс. д-ра психол. наук. М.: 1984.-420с.
- Основные законы и формы мышления. / Под ред. М. Ю. Казаринова. — СПб.: ТЭТУ, 1997.-60с.
- Петровский В.А. Личность в психологии: парадигма субъектности. -Ростов-на-Дону, изд-во «Феникс», 1996.- 512с.
- Пестряков П.Н. Научно-технические условия совершенствования подготовки студентов к проективной деятельности. Дисс. канд. пед. наук. Липецк, 2001. 212с.
- Пиаже Ж. Психология интеллекта. СПб.: Питер, 2003. — 192с.
- Пономарев Я.А. Психология творчества и одаренности. — М.: Педагогика, 1976.-280с.
- Пономарев П.Я. Психология творческого мышления. М.: Наука, 1976. -303с.
- Попков В.А. Дидактика высшей школы. М.: Academia, 2001. — 136с.
- Поспелов Н.Н. Формирование мыслительных операций у старшеклассников. -М.: Педагогика, 1989. — 152с.
- Проблема развития познавательных способностей / под ред. А. И. Раева. -Л.: ЛГПИ, 1983.- 146с.
- Проблемы научного творчества в современной психологии / Под ред. М. Г. Ярошевского. М.: Наука, 1975. — 332с.
- Прогнозное социальное проектирование: теоретико-методологические и методологические проблемы. -М.: Наука, 1994. 304с.
- Психология творчества: общая, дифференцированная, прикладная. / Под ред. Я. А. Пономарева. М.: Наука, 1990. — 222с.
- Психология профессионального педагогического мышления / ред. М. М. Кашапов. М.: Ин-т Психологии РАН, 2003. — 398с.
- Психология человека от рождения до смерти: Младенчество. Детство. Юность. Взрослость. Старость. / Под. ред. А. А. Реана. СПб.: Прайм-Еврознак. — 2001. — 652с.
- Психолого-педагогические аспекты адаптации студентов к учебному процессу в вузе: Сб. ст. под ред. В. А. Гаврилова. Кишинев: Штиница, 1990.- 113с.
- Путляева JI.B. Некоторые теоретические и практические проблемы технического творчества // Психологические проблемы технического интеллекта и творчества. М.: Отдел научной информации НИИ ВШ, 1977.-48с
- Путляева JI.B. Проблемное обучение. М.: ЦИУВ, 1990. — 21с.
- Рапопорт А. Различные подходы к общей теории систем // Системные исследования: ежегодник. М.: Наука, 1969. — с.55−64
- Рассоха Н.Г. Представление о психологической безопасности образовательной среды школы и типы межличностных отношений ее участников. Дисс. канд. психол. наук. СПб., 2005.- 157с.
- Родионов В.Е. Нетрадиционное педагогическое проектирование: Учеб. пособие. СПб. гос. техн. ун-т. СПб., 1996. 140с.
- Рибо Т. Болезни личности: опыт исследования. Минск: Харвест- М.: ACT, 2001.-400с.
- Рубинштейн С.Л. О мышлении и путях его исследования. М.: АПН СССР, 1958.-147с
- Рубинштейн С.JI. Основы общей психологии. Т.1 М.: Педагогика, 1989.-485с.
- Сарапов A.M. Инновационный процесс как фактор саморазвития современной школы: методология, теория, практика: Монография. -Волгоград: Перемена, 2000. 259с.
- Селиванов В.В. Мышление в личностном развитии субъекта. Дисс. докт. психол. наук. Смоленск, 2001. — 382с.
- Селиванов В.В. Мышление в личностном развитии субъекта. -Смоленск: Универсум, 2003.- 310с.
- Селиванов В.В. Мышление и личность. Смоленск: Изд-во СГУ, 1998. -240с.
- Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся: Практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений. М.: АРКТИ, 2005. — 80с.
- Сеченов И.М. Избранные произведения. Т.1. М.: АН СССР 1952. -772с.
- Скаткин М.Н. Методология и методика педагогических исследований. -М.: Педагогика, 1986. 152с.
- Скаткин М.Н. Активизация познавательной деятельности учащихся в обучении. М.: НИИ общ. и политех, образования АПН РСФСР, 1965. -48с.
- Сластенин В.А. и др. Педагогика: Учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений / Сластенин В. А., Исаев И. Ф., Мищенко А. И., Шиянов Е.Н.-- Под ред. В. А. Сластенина. М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 576с.
- Слободчиков В.И., Исаев И. И. Основы психологической антропологии. Психология человека. Введение в психологию субъективности. Учебное пособие для вузов. М.: Школа-Пресс, 1995. — 384с.
- Смирнов С.Д. Педагогика и психология высшего образования от деятельности к личности. М.: Аспект Пресс, 1995. — 271с.
- Соловова Е.Н. Методическая подготовка и переподготовка учителя иностранного языка: интегративно-рефлексивный подход. Монография / М.: ГЛОССА-ПРЕСС, 2004. 336с.
- Стернберг Р. Стили мышления в школе / Р. Стернберг, Е. Григоренко // Вестник Моск. ун-та. Серия 14. Психология. — 1996. — № 2 с. 34−42
- Тарасова Э.П. Проблемные задачи в учебно-познавательной деятельности как средство развития личности учащихся. Дисс. канд. пед. наук. Смоленск, 2006. — 226с.
- Талызина Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний: Психологические основы. М.: Изд-во МГУ, 1984. — 334с.
- Теплов Б.М. Психология и психофизиология индивидуальных различий / Под ред. М. Г. Ярошевского. М.: Московский психолого-социальный институт, 2003. — 640с.
- Тихомиров O.K. Психология мышления. М.: Изд-во Akademia, 2002. -287с.
- Тихомиров O.K. О видах познавательной деятельности и процессов управления // Теоретические проблемы управления познавательной деятельностью человека. Доклады всесоюзной конференции. М.: МГУ с. 174−179
- Улицин А.В. Развитие гипотетичности в структуре мышления младших школьников. Дисс. канд. психол. наук, СПб., 2000. 156с.
- Уоллес В. Психологическая консультация. СПб.6 Питер, 2003.- 544с.
- Фельдштейн Д.И. Психология развития личности в онтогенезе. -М. :Педагогика, 1989. 814с.
- Федотовская Е.А. Методика развития критического мышления как фактора формирования иноязычной коммуникативной компетенции вспециализированных вузах. На примере общественно-политической тематики. Английский язык. Дисс. канд. пед. наук. М., 2005. -260с.
- Филонова Е.А. Психологические условия формирования лингвистического мышления. Дисс. канд. психол. наук. М., 2002. -172с.
- Фридман JT.M. Логико-психологический анализ школьных задач. М.: Педагогика, 1977. — 207с.
- Фридман Л.М. Основы проблемологии. М.: СИНТЕГ, 2001. — 228с.
- Фридман Л.М. Проблемная организация учебного процесса. — М.: АПН СССР, 1990.-60с.
- Фридман Л.М., Турецкий Е. Н. Как научиться решать задачи: пособие для учащихся. М.: Просвещение, 1984. — 175с.
- Холодная М.А. Психология интеллекта: парадоксы исследования. Томск: Изд-во Томского ун-та, 1997. 312с.
- Халперн Д. Психология критического мышления. СПб.: Питер, 2000. — 465с.
- Хилл П. Наука и искусство проектирования. Методы проектирования, научное обоснование решений. М., 1973. — 262с.
- Чуприкова Н.И., Ратанова Т. А. Связь показателей интеллекта и когнитивной дифференцированности у младших школьников // Вопросы психологии. 1995 № 3 с.104−114
- Шамис В.А. Развитие критического мышления младших школьников (на материале сравнения традиционной и развивающей технологии обучения). Дисс. канд. психол. наук. Казань, 2005. 146с.
- Шаров Д.А. Развитие критического мышления учащихся при обучении программированию в курсе «Информатика и ИКТ» на профильном уровне старшей школы. Дисс. канд. пед. наук. Омск, 2006. 200с.
- Щедровицкий Г. П. Мышление. Понимание. Рефлексия. М.: Наследие ММК, 2005. — 800с.
- Шмигирилова И.Б. Использование учебно-поисковых заданий для развития мышления учащихся в обобщающем повторении планиметрии. Дисс. канд. пед. наук. Омск, 2005. -255с.
- Эльконин Д.Б. Психологические вопросы формирования учебной деятельности в младшем школьном возрасте // Вопросы психологии обучения и воспитания. Киев: НИИ психологии УССР, 1961. — 258с.
- Эльконин Д.Б. Психология обучения младшего школьника. М.: Знание, 1974. — с. 21−26
- Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. -М.: Педагогика, 1989.-432с.
- Якиманская И.С. Развивающее обучение. -М.: Педагогика, 1979. 144с.
- Якиманская И.С. Знание и мышление школьника. — М.: Просвещение, 1985.-78с.
- Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. М.: Изд. фирма «Сентябрь», 1996. — 96с.
- Языкова Н.В. Формирование профессионально-методической деятельности студентов педвузов факультетов иностранных языков. -Улан-Уде, 1994.-236с.
- Brookfield S.D. Developing Critical Thinkers: challenging adults to explore alternative ways of thinking and acting. San Francisco, Jossey Bass Pub, 1987 — 178p.
- Brown, J. D. 1995. Elements of language curriculum. Boston: Heinle and Heinle.
- Chaffee J. The Thinker’s Guide to College Success. -N.Y.: Houghton Mifflin Company, 1999- 213p.
- Hoffman B. Condition for creative problem solving. The journal of psychology: V. 52, 1961. № 3 32p.n.
- Kurfiss J.G. Critical thinking: theory, research, practice and possibilities. (Report № 2) Washington, D.C.- Association for the study of Higher Education, ASHE ERIC, 1988 — 25p.
- Milrood R. 2002. Introduction to Linguistics: anti-fossilisation course for teachers. Tambov.
- Milrood R. 2003. Language Pedagogy. Volume 3. Tambov.
- Paul R. Critical Thinking and the Critical Person // Thinking: Report on Research. Hillsdale (N.Y.) 1987
- Paul R., Elder L. Helping students assess there thinking. CT events and resources for College and University educators, 1995
- Torrance E. Tests of Creative Thinking. N.Y. 1975