Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Маркетинговый потенциал как фактор социально-экономического развития территории

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Апробация результатов исследования. Основные положения диссертационного исследования опубликованы в 19 работах общим объемом 21,66 п.л., в которых личный вклад автора составил 17,5 п.л., докладывались и обсуждались на международных и всероссийских научно-практических конференциях: Международная научно-практическая конференция «Формирование инновационной системы экономики и образования в условиях… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ОПРЕДЕЛЕНИЮ СУЩНОСТИ И СОДЕРЖАНИЯ МАРКЕТИНГОВОГО ПОТЕНЦИАЛА ТЕРРИТОРИИ
    • 1. 1. Место маркетинга в формировании политики территории
    • 1. 2. Сущность маркетингового потенциала территории и его роль в управлении территориальными образованиями
    • 1. 3. Классификация инструментария управления маркетинговым потенциалом территории
  • ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ОЦЕНКЕ И РАЗВИТИЮ МАРКЕТИНГОВОГО ПОТЕНЦИАЛА ТЕРРИТОРИЙ
    • 2. 1. Принципы развития маркетингового потенциала территории
    • 2. 2. Структура МПТ и методики его оценки
    • 2. 3. Управление развитием маркетингового потенциала территории
  • ГЛАВА 3. РАЗРАБОТКА РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО РАЗВИТИЮ МАРКЕТИНГОВОГО ПОТЕНЦИАЛА С ЦЕЛЬЮ ПОВЫШЕНИЯ СТРАТЕГИЧЕСКОЙ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ РЕГИОНА
    • 3. 1. Анализ маркетингового потенциала Воронежской области
    • 3. 2. Методика оценки результативности использования потенциалов муниципальных образований территории
    • 3. 3. Управление МПТ на примере Бабяковского сельского поселения Новоусманского муниципального района Воронежской области
    • 3. 4. Совершенствование организационного механизма управления МПТ на примере развития торговой отрасли региона

Маркетинговый потенциал как фактор социально-экономического развития территории (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Интерес к исследованиям в области маркетинга территории связан, прежде всего, с выходом российских регионов на мировые рынки, что повлекло за собой поиск наиболее выгодных сфер применения материальных и нематериальных ресурсов, формирование рыночной привлекательности территории, ее имиджа, конкурентоспособности. Разработка стратегических направлений на уровне государства не возможна без сбалансированности региональных и отраслевых стратегий, крупных межрегиональных проектов, программ территориального планирования в муниципальных образованиях.

В свою очередь, формирование территориальных стратегий базируется на маркетинговом исследовании территории, что требует комплексного анализа целого ряда социально-экономических проблем, внутрирегиональных интересов и потребностей, оценки возможностей региона и их удовлетворения. Поэтому основной задачей маркетинга региона является создание лучших по сравнению с другими территориями конкурентных преимуществ.

В связи с этим резко встает вопрос об оценке маркетингового потенциала, позволяющего определять те возможности для повышения качества жизни потребителей, которыми территория обладает, обнаруживать скрытые резервы и формировать тот потенциал, которым регион способен обладать в стратегической перспективе.

На сегодняшний день маркетинговый потенциал территории остается недооцененным и незадействованным. Возрастание его значимости в стратегическом управлении региона обусловливают актуальность выбранной темы исследования.

Диссертация выполнена в соответствии с одним из направлений научных исследований Воронежского филиала РГТЭУ «Разработка инструментария обеспечения конкурентоспособности социально-экономических систем при реализации стратегий инновационного развития», номер государственной регистрации 0120.950 490.

Область исследования соответствует требованиям паспорта специальности ВАК 08.00.05 — Экономика и управление народным хозяйством: маркетинг — 9.27. Маркетинг территорий как фактор социально-экономического развития, повышения инвестиционной активности и формирования благоприятного имиджа территории.

Степень изученности проблемы. Обоснование маркетинга как технологии управления способами и формами удовлетворения потребностей экономических субъектов в материальных, нематериальных и социальных ценностях, выявление особенностей потребительского поведения субъектов территорий посвящены работы зарубежных ученых: Друкера П., Котлера Ф., Лам-бена Ж.-Ж., Мескона М., Кендалла П., Мертона Р., Фернхама А., Энджела Дж., и отечественных исследователей: Папкрухина А., Рыбкиной Р., Сачук Т., Старцева Ю., Парамоновой Т., Юрьевой Т., Завалишина А., Наумова В., Нифонтова В., Овсянникова А.

Оценка состояния маркетинговой деятельности субъектов Российской Федерации и разработка механизмов маркетингового управления развитием компаний в рамках рыночных пространств регионов и маркетинговых коммуникаций, осуществлена в исследованиях Андреевой Л., Багиева Г., Борисовой В., Зундэ В., Кетовой II., Костоглодова Д., Нагапетянца Н., Ованесян II., Папкрухина А., Пономаревой А., Тамбиева А., Толмачева А., Сачук Т., Синяевой И., Симерковой Л., Федько В. и др.

При исследовании вопросов маркетинговой деятельности отраслей и предприятий, определении и оценке маркетингового потенциала анализировались труды Г. Багиева, В. Баранчеева, Р. Беста, Т. Гайдаенко, Е. Голубкова, Т. Данько, Д. Джоббера, В. Кудина, Т. Парамоновой, И. Понамаренко, Е. Попова, Т. Сараповой, С. Стрижова, О. Третьяк, Р. Фатхудинова, Э. Хирша, В. Хруцко-го, О. Юлдашевой и др.

Рекомендации по разработке инструментария для территориального маркетинга представлены в работах Абрамовой Г., Амблера Т., Бравермана А., Гладышева А., Данько Т., Косалс Л., Макдональда М., Минетта С., Папкрухина А., Рыбкиной Р., Сачук Т., Старцева Ю., Шеховцевой Л., Черепкова В., Юрьевой Т. и др.

Несмотря на большой вклад ученых в разработку различных аспектов темы исследования, нельзя не отметить недостаточную степень изученности влияния маркетингового потенциала на имиджевую, инвестиционную и стратегическую привлекательность хозяйствующих субъектов. Маркетинговый потенциал территории (МПТ) и его влияние на создание долгосрочных конкурентных преимуществ остаются малоизученным. Все это определило выбор темы диссертационного исследования, его цель и вытекающие задачи.

Цель и задачи исследования

Целью диссертационной работы является обоснование влияния маркетингового потенциала на социально-экономическое развитие территории и разработка предложений по его развитию. Достижение поставленной цели потребовало решения следующих взаимосвязанных задач:

— определить тенденции в управлении территориальным маркетингом в России, исследовать современные функции территориального маркетинга и показать их значение в стратегическом управлении территориальными образованиями;

— уточнить сущность понятия «маркетинговый потенциал территории» и обосновать его роль в системе управления территориальным маркетингом;

— исследовать и классифицировать существующий маркетинговый инструментарий в соответствии с приоритетными задачами стратегического управления маркетинговым потенциалом территории;

— систематизировать существующие направления индикаторов территориального маркетинга и на основе этого выявить показатели, связанные с созданием устойчивой конкурентной позиции маркетингового потенциала;

— провести системный анализ структуры и состава управленческих задач с позиции оценки маркетингового потенциала территории и разработать поведенческую модель функционирования субъектов ситуационного управления устойчивым развитием территории;

— сформулировать предложения по развитию маркетингового потенциала территории, ориентированные на реализацию стратегических задач по повышению конкурентоспособности территории.

Объектом исследования являются процессы управления маркетинговым потенциалом Воронежской области.

Предметом исследования выступает маркетинговый потенциал территории, оказывающий влияние на развитие региона.

Теоретическая и методологическая основа диссертационного исследования. Теоретической основой исследования стали груды отечественных и зарубежных ученых в области маркетинга, маркетингового потенциала, конкурентоспособности, имиджевой и экономической привлекательности территорийзаконы и постановления Правительства Российской Федерации, Правительства Воронежской областиматериалы научно-практических конференций, монографии, диссертации и авторефераты диссертаций российских экономистов, публикации в периодической печати и сети Интернет.

Для углубленного изучения методологических и теоретических вопросов маркетингового потенциала и территориальной привлекательности регионов на современном этапе были использованы неоинституциональный, системный, синергетический, стоимостно-ориентированный подходы, традиционная концепция маркетинга и стратегического менеджмента. В качестве обоснования выдвинутых в диссертации положений использованы следующие методы научного анализа: сравнительный, статистический, логический, конкурентный, метод экспертных оценок, анкетирование.

Информационной базой послужили данные отчетности департамента экономического развития Воронежской области, статистические материалы Федеральной службы государственной статистики Российской Федерации и Воронежской области, информация сети Интернет, кафедры менеджмента и мировой экономики Воронежского филиала Российского государственного торгово-экономического университета.

Содержащиеся в работе выводы и рекомендации сформулированы на основе результатов проведенного автором исследования маркетингового потенциала муниципальных образований г. Воронежа и экспертного опроса руководителей муниципальных и областных администраций.

Научная новизна исследования заключается в обосновании роли маркетингового потенциала в стратегической перспективе развития территорий, в связи с чем:

— доказана роль маркетингового потенциала в стратегическом управлении территориальными образованиями, что позволило предложить его авторское определение как совокупность ресурсов территории и ее рыночных возможностей, позволяющих формировать и максимально удовлетворять потребности территории в товарах и услугах в процессе социально экономических отношений при ее стратегическом развитии в интересах проживающего населения;

— предложена структура маркетингового потенциала, включающая составляющие потенциала по приоритетным направлениям и система индикаторов анализа, дающие возможность оценивать маркетинговый потенциал с позиции конкурентоспособности территории;

— сформулирована трехуровневая система принципов развития МПТ, включающая методологический уровень, уровень внутренних территориальных установок и уровень, связанный с непосредственными ситуационными задачами, возникающими при реализации стратегийклассифицированы принципы, являющиеся базой при планировании развития территорией и основой при разработке комплексной системы управления маркетинговым потенциалом;

— построена модель управления территориальным маркетингом, отличительной чертой которой является механизм самоорганизации системы через мониторинг маркетингового потенциала, что позволит обеспечить конкурентоспособность региона в условиях рыночных изменений;

— разработаны методики оценки маркетингового потенциала территории, позволяющие выявить ее резервы, скрытый потенциал, дать объективную оценку уровня управления, а также оценить маркетинговый потенциал отдельных территориальных образований в сравнении с другими и в контексте стратегии региона в целом;

— предложены организационно-экономический механизм управления маркетинговым потенциалом в регионе и методические рекомендации по его развитию с целыо повышения стратегической привлекательности региона.

Теоретическая и практическая значимость работы. Теоретическая значимость результатов исследования обусловлена вкладом автора в развитие недостаточно изученных в отечественной науке теоретических и методических подходов к формированию, оценке, мониторингу и совершенствованию маркетингового потенциала как инструмента повышения территориальной привлекательности. Предлагаемые в работе подходы могут использоваться для прогнозирования его будущих конечных результатов и обоснования принимаемых управленческих решений.

Данные теоретические положения и результаты исследования могут быть использованы в учебном процессе вузов при изучении дисциплин «Маркетинг», «Разработка стратегий на основе МИ», «Стратегический менеджмент».

Апробация результатов исследования. Основные положения диссертационного исследования опубликованы в 19 работах общим объемом 21,66 п.л., в которых личный вклад автора составил 17,5 п.л., докладывались и обсуждались на международных и всероссийских научно-практических конференциях: Международная научно-практическая конференция «Формирование инновационной системы экономики и образования в условиях глобализации» (Воронеж, 2008) — Всероссийская научно-практическая конференция «Социально — экономическое развитие России в условиях глобализации» (Воронеж, 2008) — 1-я международная научно-практическая конференция «Социальноэкономические проблемы инновационного развития» (Воронеж, 2010) — IX Васильевские чтения. Международная научно-практическая конференция «Ценности и интересы современного общества» (Москва, 2010) — Международная научно-практическая конференция Северо-кавказского филиала Московского технического университета связи и информатики «Инфоком — 2010"(Ростов-на-Дону, 2010) — Международная научно-практическая конференция «Стратегии развития региональных рынков: инфраструктура, безопасность, качество» (Воронеж, 2010) — VIII Румянцевские чтения. Международная научно-практическая конференция «Экономика, государство и общество в XXI веке» (Москва, 2010).

Апробация научных результатов прошла в подразделениях департаментов экономического развития Воронежской, Ростовской и Ивановской областях. Получены акты и справки внедрения от департамента экономического развития Воронежской области (№ 02−12−5170 от 06.11.2012), департамента по развитию муниципальных образований Воронежской области (№ 02−12−6280 от 06.11.2012), департамента конкурсов и аукционов Ивановской области (№ 2716 от 30.10.2012), департамента экономического развития и торговли Ивановской области (от 23.10.12), департамента экономики города Ростова-на-Дону (№Д7−189 611 от 06.11.12).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Данные исследования позволили определить тенденции в управлении территориальным маркетингом в России, проанализировать современные функции территориального маркетинга, показать их значение в стратегическом управлении территориальными образованиями. Предложены направления развития маркетингового потенциала территории, ориентированные на реализацию стратегических задач по повышению конкурентоспособности территории.

К основным результатам исследования можно отнести следующие:

1. В ходе исследования было изучено и уточнено основное содержание маркетингового потенциала в стратегическом управлении территориальными образованиями как экономической категории, которая проявляется в формировании конкурентной позиции региона, способствующей максимально удовлетворять потребности территории в товарах и услугах в процессе социально экономических отношений при ее стратегическом развитии в интересах проживающего населения. Политика формирования, сохранения и развития маркетингового потенциала должна строиться с учетом особенностей и отношений, возникающих как между отдельными системами, организациями, предприятиями, районами, как и между ними и управленческим аппаратом территории, отраслями народного хозяйства. Для реализации такой политики были выделены задачи анализа, оценки МПТ, определены факторы, влияющие на формирование системы МПТ.

2. Предложена структура маркетингового потенциала, включающая составляющие потенциала по приоритетным направлениям и систему индикаторов анализа, дающие возможность оценивать маркетинговый потенциал с позиции конкурентоспособности территории. В зависимости от стратегических целей структура МПТ может включать следующие составляющие: методический потенциал маркетингового инструментарияпотенциал маркетинга населенияпотенциал маркетинга материальных и финансовых ресурсовпотенциал маркетинга инфраструктурыпотенциал маркетинга имиджа территориипотенциал маркетинговой привлекательности территориипотенциал управления регионом. Показатели потенциалов оцениваются через индикаторы состояния региона, причем каждый потенциал можно выразить различным спектром индикаторов, представленных в работе и определяемых экспертным путем в зависимости от задач маркетинга территории. Рассмотрена роль инфраструктуры в системе формирования МПТ и классифицирован инструментарий в соответствии с задачами и целями управления маркетингом территории.

3. Сформулирована трехуровневая система принципов развития МПТ: методологический, уровень внутренних территориальных установок и уровень, связанный с непосредственными ситуационными задачами, возникающими при реализации стратегий. Показано, что принципы системности, жизненного цикла, интеграции, повышения качества жизни, эффективности использования ресурсов, стабилизации, самоорганизации, креативности, защиты и сбережения потенциала территории, являются методологической основой в процессе разработки системы управления территориальным маркетингом и базой при планировании развития территорией.

4. Построена модель управления территориальным маркетингом, отличительной чертой которой является механизм самоорганизации системы через мониторинг маркетингового потенциала, что позволит обеспечить конкурентоспособность региона в условиях рыночных изменений.

5. Разработаны методики оценки маркетингового потенциала территории, которые позволяют выявить резервы территории и скрытый ее потенциал, дать объективную оценку уровня управления территориальным маркетингом, а также оценить маркетинговый потенциал отдельных территориальных образований. Данные методики на основе индикативного анализа дают возможность оценивать потенциал территории в целом, а также каждого отдельного муниципального образования и степень его использования в контексте стратегии развития МПТ.

6. Предложен организационно-экономический механизм управления маркетинговым потенциалом в регионе, заключающийся в создании Координационного совета по развитию территории. Выделены задачи совета, которые можно условно разбить на три группы: задачи по маркетингу имиджа и привлекательностизадачи по маркетингу инфраструктурызадачи по маркетингу населения, персонала. Даны рекомендации по организации контроллинга маркетинга территории и развитию маркетингового потенциала территории с целью повышения стратегической привлекательности региона, предложена единая структура информационного управления МПТ. Предложена структура информационного управления МПТ, главным звеном которого является формирование базы данных МПТ с целью обеспечения в реальном режиме времени достоверной информации организационно — функциональных структур, ответственных за мониторинг развития МПТ.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Гражданский кодекс Российской Федерации Текст. Сборник законов Российской Федерации. М: «Информэкспо», Воронеж: Издательство Борисова, 2001. — 602 с. — 5000 экз. — ISBN 5−932 880−05−8
  2. Об инвестиционной деятельности Текст.: Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.1995 № 222-ФЗ // Гарант: справочно-правовая система.
  3. Федеральный закон РФ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской федерации» от 28 декабря 2009 г. N 381-Ф3.
  4. Aisindustry/ Key Performance Indicators manual: a practical guide for the best practice development? Implementation and use of KPIs. http://www/bettermanagement.com.
  5. Dawson, L. Is there a new commerce in Europe? // International Review of Retail, Distribution and Consumer Research. -2001. -111 (3). -287−99.
  6. European Consumer Research. Maintaining the Web’s best customers: Profiting from segmentation. London: Jupiter Research, 2001.
  7. Jan van der Borg. Place Marketing, Governance and Tourism Development. Or How to Design the Perfect Regional Tourist Board?
  8. Roy Langer, Ph.D. Place images and place marketinglO. Seppo К Rainisto. Success factors of place marketing: a study of place marketing practices in Northern Europe and The United States
  9. West, Ch. Marketing Research. Macmillan Business Masters. -London, 1999.
  10. Актуальные проблемы управления социально-экономическими процессами в регионе: Тезисы докладов региональной научно-практической конференции. Калуга, 2000. С. 41.
  11. , И. Д., Маркетинг Текст.: учеб. пособие / И. JI. Акулич, И. 3. Герчиков. Минск.: Интерпрессервис: Мисанта, 2003. — 397 с.
  12. , Т. Практический маркетинг Текст. / Т. Амблер. СПб.: Питер, 1999.
  13. С.Н. Маркетинг некоммерческих субъектов. М.: Изд-во «Финпресс», 2002. С. 100.
  14. , С.Н. Методика разработки плана маркетинга: Сер. «Практика маркетинга» / С. Н. Аникеев. -М.: Фолиум, 1995. 100 с.
  15. , И. Стратегическое управление. -М.: Экономика, 1989.
  16. И.В. Маркетинг регионов Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.cfin.ru/ad
  17. , М.П. Маркетинг: стратегия и тактика фирмы Текст. / М.П. Афанасьев-М.: АО «Финстройинформ», 1995. 112 с.
  18. Г. Л., Тарасевич В, М., Анн X. Маркетинг: Учебник для вузов. 3-е изд./ Под общ. ред. Г. Л. Багиева. СПб.: Питер, 2007. -736 с.
  19. Л.А., Шугуров В. Э. Системный подход к определению инноваций Текст. // В кн.: Co-временные технологии в социально-экономических системах. Челябинск: Изд. ЧГТУ, 1995- 350 с.
  20. , Р.Д. Информация и риск в маркетинге. Пер. с англ. Текст. / Р. Д. Баззел, Д. Ф. Кокс, Р. В. Браун. М.: Финстатинформ, 1993. — 96 с.
  21. , М.И. Теория экономического анализа: Учебник Текст. / М. И. Баканов, А.Д. Шеремет- М.: Финансы и статистика, 1996.
  22. Н.Е. Построение системы риск-менеджмента в финансовой компании // Менеджмент в России и за рубежом. 2002.-№ 4, с. 104−111.
  23. , С. Анализ межрегиональной дифференциации и построения рейтингов субъектов Российской федерации/С.Баранов, Т. Скуфьина// Вопросы экономики, 2005. № 8.С.54−75
  24. , В.П. Анализ и оценка маркетингового потенциала предприятия Текст. / В. П. Баранчеев, С. Г. Стрижов // Маркетинг. 1994. № 3, с. 4250.
  25. , В.А. Развитие организации в конкурентной среде Текст. / В. А. Баринов, A.B. Синельников // Менеджмент в России и за рубежом, № 6. -2000.
  26. , Д.И. Управление фирмой в условиях рынка: маркетинг -ключ к успеху Текст. / Д. И. Баркан. Л.: Аквилан, 1991. 123 с.
  27. Й., Вилков Л., Таратухин В. Менеджмент процессов Текст. -М.:Эксмо, 2008.-359с.
  28. , В.Л. Анализ конкурентоспособности фирмы Текст. / В. Л. Белоусов // Маркетинг в России и за рубежом, 2001. № 5(25). — С. 63−71.
  29. , В.И. Маркетинг: основы теории и практики. —М.: КНОРУС, 2005.
  30. , И.К. Маркетинговое исследование: информация, анализ, прогноз: учеб.пособие. -М.: Финансы и статистика, 2001.
  31. , H.H. Математико-статистические методы экспертных оценок Текст. / Н. Н Бешелев, Ф. Г. Гурвич. М.: Статистика, 1980. — 263 с.
  32. , С.Г. Маркетинговая деятельность Субъекты. Функции. Виды. Организация: Курс лекций. Маркетинг Текст. / С. Г. Божук, Т. Д. Маслова. -СПб: СПбГИЭА, 1997. 140 с.
  33. A.C., Михайлов В. И. Современный менеджмент: теория и практика СПб: Питер, 2002.-416 с.
  34. Большая советская энциклопедия. Гл. ред. 1−7 тт. С. И. Вавилов, 8−51 тт. — Б. А. Введенский. 2-е изд. Т. 1−51. М., «Большая сов. энциклопедия», 194 958. 300 000 экз. Т. 34. 1955. 656 стр.
  35. В.А. Маркетинг территорий: аспекты финансовой привлекательности инвестирования в территориальную инфраструктуру // Практический маркетинг. 2007. — № 3 (121). — с. 38 — 44.
  36. В.И., Игнатов В. Г., Кетова Н. П. Основы региональной экономики: Учеб. пособие. Москва.- Ростов-на-Дону, 2000. С. 229.
  37. И.С. Имидж и репутация территории как основа продвижения в конкурентной среде // Маркетинг в России и за рубежом. 2006. — № 6 (56). — с. 82 — 98.
  38. И.С. Мультиполезная потребительная стоимость территории // Маркетинг. 2008. — № 2 (99). — с. 24 — 34.
  39. И. А. Словарь иностранных слов. М.: АСТ-ПРЕСС, 1998. — 640 с.
  40. Гапоненко A. J1. Стратегия социально-экономического развития: страна, регион, город: Учеб. пособие. М.: Изд-во РАГС, 2001. С. 184.
  41. , М.И. Конкурентоспособность в микро-, мезо-, и мак-роуровневом измерениях Текст. / М. И. Гельвановский // Русский экономический журнал. 1998. — № 3. — С. 67−77.
  42. , A.M. Маркетинг: учеб. -М.: Дашков и К°, 2003.
  43. В.А., Степанов Ю.С.,. Садков В. Г, Машегов П. Н. Стратегия инновационного развития регионов России и роль университетских комплексов в модернизации образования Текст.М.: Машиностроение 1, 2003.- 286с. ISBN 5−93 932−049-Х
  44. , Д.В. Правовые аспекты использования Интернет-технологий / Д. В. Головеров и др. -М.: Книжный мир, 2002.
  45. Е.П. Маркетинг: Словарь-справочник. М.: Дело, 2001. 2-еизд.
  46. , Е.П. Изучение конкурентов и завоевание преимуществ в конкурентной борьбе Текст. / Е. П. Голубков // Маркетинг в России и за рубежом. 1999. -№ 2.
  47. Е. Роль СМИ в формировании и развитии имиджа регионов Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.grigoryev.novoemnenie.ru
  48. , А.Г. Основы региональной экономики/А.Г.Гринберг.-2-е изд.- М.:ГУ ВШЭ, 2001.-495 с.
  49. М. Формирование потенциала инновационного развития Текст. / М. Гусаков //Экономист. -1999. № 3, — С 27 -34.
  50. Г. В., Мироедов A.A., Федин С. В. Управление региональной экономикой. М.: Финансы и статистика, 2002. С. 108.
  51. А. Академия рынка: маркетинг. М., 1993. — с 103.
  52. , О. Принципы разработки ключевых показателей эффективности (КПЭ) для промышленных предприятий и практика применения // Управление компанией. 2003. -№ 2 (21).
  53. , Т.П. Управление маркетингом (методологический аспект): Учеб. пособие Текст. / Т. П. Данько. -М.: Инфра-М, 1997.
  54. , В.Н. Основы логистики и маркетинга Текст. / В. Н. Дегтяренко. Ростов н/Д.: Экспертное бюро, 2006. — 177 с.
  55. Е.А. Маркетинг туристических территорий: Учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2006. — 224 с.
  56. Е., Хершген X. Практический маркетинг. М.: Высшая школа, 1995.
  57. П. Маркетинг-менеджмент и стратегии / Пер. с англ.-СПб.:Питер, 2002, — 554 с.
  58. , В.Н. Брендинг: Новые технологии в России. 2-е изд. -СПб.: Питер, 2004.
  59. , Б. Прямой маркетинг. Бизнес здравомыслящих: пер. с англ. М.: Олимп-Бизнес, 2004.
  60. ДюбуаДидье, Прад Анри. Теория возможностей: приложение к представлению знаний в инфоратике Текст. / Пер. с франц. В.Б.Тарасова- под ред. С. А. Орловского. М.: Радио и связь, 1990.-286 с. ISBN 5−256−184−1
  61. , Ф.И. Азбука маркетинга Текст. / Ф. И. Евдокимов, В. М. Гавва. Донецк: Сталкер, 1998.
  62. В. Конкурентоспособность: восемь козырей России Текст. / В. Евтушенко//Ведомости.-2005.-20 мая
  63. Д.П. Формирование механизма реализации муниципальной стратегии// Экономические и социальные перемены в регионе: факты, тенденции, прогноз. 2005с. — 228 е.: ил.
  64. О.В. Роль маркетинга в идентификации территорий // Маркетинг в России и за рубежом. 2006. — № 2 (52). — с. 120 -126.
  65. E.JI. Маркетинг города: перспективные направления совершенствования // Маркетинг в России и за рубежом. 2006. — № 5 (55). — с. 79 -93.
  66. В.Б., Макашева З. М. Муниципальное управление: Учебник для вузов. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. С. 234.
  67. Инвестиционная привлекательность Томской области Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.strategia.tomsk.ru
  68. , М.А. Построение интегральных индикаторов качества жизни населения регионов /М.А.Исакин//Регион:экономика и социология.2005, № 1. С.92−109
  69. М. Брендинг города как инструмент стратегии Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.expert.ru/
  70. , Н.Г. Маркетинговые исследования: учеб. пособие / Н. Г. Каменева, В. А. Поляков. -М.: Вузовский учебник, 2005.
  71. , Р. Сбалансированная система показателей / Р. Каплан, Д. Нортон. -М.: Олимп-Бизнес, 2003.
  72. , Е.В. Основы методологии разработки системы ключевых показателей эффективности // Маркетинг и маркетинговые исследования. -2005. -№ 3 (57).
  73. A.B. Статистический анализ развития инновационного процесса Текст. //Вопросы статистики, 2001, № 11, с. 55−58.
  74. Ф. Маркетинг менеджмент. СПб: Питер Ком, 1998.
  75. Ф. Маркетинг мест. Привлечение инвестиций, предприятий, жителей и туристов в города, коммуны, регионы и страны Европы: пер. с англ. / Ф. Котлер и др. СПб.: Стокгольмская школа экономики, 2005. — 376 с.
  76. Ф. Основы маркетинга: Пер. с англ. / Общ. ред. Е. М. Пеньковой. M.: Прогресс, 1990.
  77. Кофман Арнольд, Хил АлухаХайме. Модели для исследования скрытых воздействий Текст. / пер. с исп.- под ред. В. В. Краснопрошина, Н. А. Лепешинского. -Мн: Выш.шк., 1993. 158 с. (п. 2.1,2.2) — ISBN 5−33 900 920−3.
  78. Л.В. Бренд-имидж региона: методика и результаты исследований (на примере Ростовской области) // Реклама. Теория и практика. -2006. № 06 (18). — с. 374 — 383.
  79. Лавров А. М, Сурнин B.C. Реформирование экономики: региональные аспекты. Региональный маркетинг и тенденции его развития. Кемерово, 1994. С.
  80. Д.Ю. Разработка плана стратегического развития региона Текст. / Д. Ю. Лапыгин // Менеджмент в России и за рубежом.-№ 2. С.85−98
  81. Ю.Н. Менеджмент (конспект лекций). Владимир: ВлГУ, ВИБ, 2001.-120 с, С. 38.
  82. Ю.Н. Системное управление организацией. М.: МГУЭСИ, ВлГУ, ВИБ, 2002. — 180 с, С. 31 — Моргунова Н. В. Основы менеджмента: Учеб. пособие / ВлГУ. Владимир, 1998, 64с, С. 14.
  83. С.Ю. Маркетинг территорий. Электрон.ресурс. Режим доступа: http://www.zemly.ru/article/l 10
  84. Маркетинг /А.Н. Романов, Ю. Ю. Корлюгов, С. А. Красильников и др. М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1996.
  85. Маркетинг в отраслях и сферах деятельности: учеб. / под ред. проф. В. А. Алексунина. 3-е изд., перераб. и доп. -М.: Дашков и К0, 2005.
  86. Маркетинг территорий: маркетинг города Электронный ресурс. -Режим доступа: http://www.marketologi.ru
  87. , И.В. К вопросу о сущности и содержании концепции реинжиниринга Текст.// Научно- практический журнал «Экономинфо» / Воронеж, 2005. -N 4.- 90с.
  88. Математика и кибернетика в экономике. М: Экономика, 2005.
  89. , Т.Н. Проблемы социально-экономического развития региона: монография/ Т. Н. Мацкевич.-Ставрополь:Аргус, 2004.-24с.
  90. Международный и региональный маркетинг Электронный ресурс. -Режим доступа: http://www.marketing.spb.ru
  91. , М.В. Оценка эффективности бизнеса. -М.: Вершина, 2004.
  92. Местные власти и рыночная экономика. Уроки западноевропейского опыта / Под общ. ред. Б. М. Гринчеля. М- СПб., 1996. С. 120.
  93. В.П. Неравновесные социально-экономические системы: синергетика и самоорганизация. М.:Эдиториал УРСС, 2001. — 264 с.
  94. В.П. Синергетика и самоорганизация: Экономика. Биофизика. М.:КомКнига, 2005. — 168 с.
  95. .З. Теория организации: Учебник. М.: ИНФРА-М, 2005.648 с.
  96. Минцберг Г, КуиннДж.Б., Гошал С. Стратегический процесс/Пер. с англ. под ред. Ю. Н. Каптуревского. СПб.: Питер, 2001.
  97. Г., Альстрэнд Б., Лэмпел Дж. Школы стратегий / Пер с англ под ред Ю. Н. Каптуревского. СПб: Издательство «Питер», 2000. — 336 с.
  98. A.A., Гутман Г. В. Регионоведение. Владимир: Издательство «Посад», 2000. — 204 с.
  99. A.A., Гутман Г. В., Звягинцева О. П. Регион в формировании социального государства. М.: Финансы и статистика, 2005. — 156 с.
  100. A.A. Информационное обеспечение механизмов управления регионом. -М.: Финансы и статистика, 2002. 125 с.
  101. A.A., Гутман Г. В., Федин C.B. Управление региональной экономикой / Под ред. Г. В. Гутмана. М.: Финансы и статистика, 2001. -172 с.
  102. T.B. Теоретические и методологические аспекты государственного регулирования экономики в субъекте федерации. Пермь: Изд-во Перм. ун-та, 2008. 400 с.
  103. Т.В., Корабельник О. В. Формирование оценки корпоративной конкурентоспособности хозяйствующих субъектов региона. Пермь: Изд-во Перм. ун-та, 2008. 224 с.
  104. , H.H. Риски в инновационной деятельности Текст. / Д. Б. Десятов, H.H. Митина, Б. Г. Преображенский, Т. О. Толстых // «Высшее образование». -2003.-№ 3. -С.18−25.
  105. , H.H. Стратегии регионального маркетинга как фактор развития региона Текст./ Н. Н. Митина, Г. В. Голикова, Н. В. Голикова // Вестник ВИЭиСУ/ Отв. ред. Р. И. Мельникова 2006.- № 3−4. — С.31−33 — ISBN 978−59 273−1118−7.
  106. В. Экономический рост и синергетический эффект // Предпринимательство. № 4. — 1999
  107. В.М. Исследование систем управления: Учебник для вузов.- М.: ЮНИТИ-ДАнА, 2003.- 527с. (С.46)
  108. Н.В. Основы менеджмента: Учеб. пособие / ВлГУ. Владимир, 1998
  109. Научно-образовательный комплекс Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.tomsk.gov.ru
  110. И.В. Потенциал территории как объект стратегического государственного управления // Югра 2020: к новому качеству жизни Октябрь 2008.
  111. Нивен Пол Р. Сбалансированная Система Показателей шаг за шагом: Максимальное повышение эффективности и закрепление полученных результатов./ Пер. с. англ, — Днепропетровск: Баланс-Клуб, 2003. — 328 с.
  112. М.В. Кластерная концепция эффективной интеграции регионов в глобальную экономику // Проблемы современной экономики № 1 (13)2005
  113. , Н.Е. Маркетинг и менеджмент услуг. Деловой сервис.-СПб.: Питер, 2005.
  114. , Э. Призма эффективности / Э. Нили, К. Адаме, М. Кеннер-ли. -Днепропетровск: Баланс-клуб, 2003.
  115. С. И. Словарь русского языка: Ок. 57 000 слов/ Под ред. чл.-корр. АНСССР Н. Ю. Шведовой.—20-е изд., стереотип. М.: Рус. яз., 1989.— 750 с.
  116. Т.М. Управление развитием города: Методические рекомендации местным администрациям по продвижению городов. М.: Холдинговая компания ТИКОМ, 2001. С. 7.
  117. , Т. Новые технологии в маркетинге: золотой ключик к лояльности потребителей: пер. с англ. -М.: Вильяме, 2003.
  118. А. Имидж региона // Publicity. 2006. — № 1. — с. 12 — 15.
  119. А.П. Зачем России имидж Электронный ресурс. -Режим доступа: http://www.marketingacademy.ru
  120. А.П. Маркетинг города, муниципального образования Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.koism.rags.ru/publ
  121. А.П. Маркетинг территорий. 2-е изд., дополн. Спб.: Питер, 2006.-416 с.
  122. А.П. Маркетинг территорий// Рекламодатель: теория и практика. 2002, — № 1 Электронный ресурс. — Режим доступа: http://www.marketologi.ru/lib/markterr.html
  123. А.П. Маркетинг территорий: зачем, кому и какой нужен маркетинг территорий Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.marketologi.ru
  124. А.П. Маркетинг территорий: маркетинг страны Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.koism.rags.ru/publ
  125. А.П. Маркетинг территорий: Учебное пособие. М.: Изд-во РАГС, 2002. С. 17.
  126. Панкрухин А. П. Маркетинг территории //Рекламодатель: теория ипрактика, Калуга, № 1, 2002 г. Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.marketologi.ru/lib/markterr.html
  127. Е.В. Основы устойчивого развития экономики региона. М.: ЗАО «Изд-во «Экономика», 2003. — 344 с.
  128. Е.В. Планирование маркетинговых исследований на предприятии //Маркетинг. 1999. № 1.
  129. Е.В. Теория маркетинга. Екатеринбург: Наука, 1999.
  130. Е.В. Формирование общественного мнения // Маркетинг. 1997. № 5.
  131. Е.В., Потенциал маркетинга предприятия Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.my-market.ru/market161 .html
  132. Попюк В.И. Public Relations в системе эффективного социального развития региона // Региональная экономика и управление. 2005. — № 2. — с. 15−19.
  133. Портер М. Конкуренция: Пер. с англ. М.: Издательский дом «Вильяме», 2005.
  134. , А.В. Методы количественной оценки реализации стратегических альтернатив Текст. / А.В. Посаженникова// Вестник РГТЭУ. -2005. № 7. — С. 56−62. — TSSN 0869−4672.
  135. Д.С. «Серые» и/или «черно-белые» шкалы.// Прикладная эргономика. Специальный выпуск «Рефлексивные процессы». 1994. -№ 1.
  136. А.И. Нововведения: стимулы и препятствия (социальные проблемы инноватики) М.: Политиздат, 1989. — 270 с.
  137. А.И. Дезорганизация: причины, виды, преодоление. -М.: Альпина Бизнес Букс, 2007. 402 с.
  138. А.И. Социология организаций. М.: Наука, 1980.
  139. И., Стенгерс И. Порядок из хаоса. М.: Прогресс, 1986
  140. Е.Г., Соловьеико К. Н. Самоорганизация социально-экономических систем: Учеб.пособие.- Иркутск: Изд-во БГУЭП, 2003. 172 с. ISBN 5−7253−0834−0
  141. Н.И. Теория, методология и инструментарий активизации синергетического потенциала региональной экономики в системе стратегического планирования и управления. Майкоп: Изд-во АГУ. 2009. 234 с.
  142. , Э. Позиционирование: битва за узнаваемость /Э.Райс, Дж. Траут. -СПб.: Питер, 2001.
  143. Региональная социально-экономическая политика: разработка, реализация, оценка эффективности: Учебно-методическое пособие Текст. / Авт. колл. под рук. д.т.н., проф. С.М. Вертешева- д.э.н. В. Е. Рохчина. СПб.: Изд. СПбГПУ, 2003. — 320 с
  144. Региональная экономика Текст. / А. П. Градов, Б. И. Кузин, М. Д. Медников, A.C. Соколицын. СПб.: Питер, 2003. — 222 е.: ил. — (Серия «Учебник для вузов»), — 4000 экз. — ISBN 5−94 807−001−8
  145. Регионы России 2004 Текст.: информ.-стат. сб.: в 2 т. М.: Госкомстат России т.2. — Офиц. изд. — 2005. — 644 с. — ISBN 5−89 476−005−4.
  146. Регионы России 2005 Текст.: информ.-стат. сб.: в 2 т. М.: Госкомстат России т.2. — Офиц. изд. — 2006. — 644 с. — ISBN 5−89 476−005−4.
  147. В.П. Финансовая синергия экономического развития самоорганизующихся общественных систем // Коммунальное хозяйство городов: Науч.-техн. сб. Вып.64. Сер.: Экономические науки. К.: Техника, 2008. -С.147−158.
  148. Российские власти в Стратегии 2020 ужесточат цели. Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.egozacomplex.ru/biznews/?view=20 368
  149. Российский статистический ежегодник. 2004 Текст. / стат. сборник. Росстат М., 2004. — 725 с. — ISBN5−89 476−218−6.
  150. Российский статистический ежегодник. 2007: стат. сб./ Росстат.1. М., 2007.-826 с.
  151. Россия в цифрах. 2006 Текст.: крат. Стат. сб./ Росстат М., 2006. — 462с. — ISBN 5−89 476−218−9.
  152. В.Е., Якишии Ю. В. Стратегическое управление структурной перестройкой экономики в городах России Текст.- СПб.: ИРЭ РАН, 2001. 194 с. ISBN 5−85 991−048−7.
  153. Ю.В., Шишкин А. И., Губанов Г.П.Современное территориальное стратегическое планирование: состояние, проблемы и организация (опыт Республики Карелия). Петрозаводск, 2003. — 357 е., с. 316−318
  154. М.И. Разработка механизма управления региональной инвестиционной стратегией Текст. // Менеджмент в России и за рубежом. 2003. — № 4. — С. 113−124.
  155. Санто. Б. Инновация как средство экономического развития: Пер. с венг. М.: Прогресс, 1990
  156. Т.В. Муниципальная власть. 2002. N 6. С. 63.
  157. М.Э. Маркетинговая составляющая регионального развития, http://www.cfin.ru/press/marketing/2001−5/09.shtm
  158. Е.П. Стратегия развития регионов: теория, практика и новые подходы. Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.marketing.spb.ru/lib-special/regions/new strategy. htm
  159. Э.А. Основы теории организации: Учеб. пособие. М.: Аудит, ЮНИТИ, 1998. — 375 с. — С. 147.
  160. Социально- экономическое положение Воронежской области. Январь-июль 2012 года. Аналит. доклад/Воронежстат.-Воронеж, 2012.-216 с.
  161. Социально-экономическое положение Томской области Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.tomsk.gov.ru
  162. Социально-экономическое развитие Воронежской области // Официальный портал Департамента экономического развития Воронежской области. Электронный ресурс. Режим доступа: http://econom.govvrn.ru/index.php?option=com content&view=article&id=73&Itemid=163
  163. В. Корпоративный подход при формировании и реализации стратегии маркетинга // Практический маркетинг. 2005. — № 12 (106). — с. 2- 10.
  164. Статистика рынка товаров и услуг / Под ред. И. К. Беляевского. М.: Финансы и статистика, 1997.
  165. Статистический ежегодник: стат. сб./Томскстат Т., 2007. — 312 с.
  166. Стратегический выбор города: научное обоснование и механизм реализации Текст. (на примере г. Тольятти Самарской области) / Под ред. В. Е. Рохчина, С. Ф. Жилкина.- СПб.: ИРЭ РАН, 1999, — 183с.
  167. Стратегическое планирование / Под ред. Э. А. Уткина М.: Ассоциация авторов и издателей «Тандем», Изд-во ЭКМОС, 1998
  168. Стратегическое развитие организаций / Под рук. и ред. проф. Ю.Н. Лапыгина- Владимир: Владимирская книжная типография, 2004. 273 е., ISBN-5−87 846−415 -2.
  169. Стратегическое управление: учеб. для студентов вузов, обучающихся по специальности 61 100 «Менеджмент орг.» Текст. / А. Л. Гапонен-ко, А. П. Панкрухин // 2-е изд., М.: Омега-Л, 2006 463с. — ISBN 5−98 119−2720.
  170. Стратегия 2020 взгляд в будущее // Коммуна. № 86. (Воронеж), № 86, от 10.06.2011
  171. Стратегия развития науки и инноваций в Российской Федерации на период до 2015 года Текст. /Утвержд. Межведомственной комиссией по научно-инновационной политике (протокол от 15 февраля 2006 г. № 1) // http:// putin.rf.ru.
  172. Стратегия развития региона / Коллектив авторов под рук. д.э.н., проф. В. А. Ильина. Вологда: ВНКЦ ЦЭМИ РАН, 2004. — 228 е.: ил. С. 180
  173. В. Управление рисками в сфере естественных монополий // Проблемы, теории и практики управления.- 2003.- № 6- С.50−56.
  174. B.C. Послесловие к круглым столам // Новости искусственного интеллекта, № 2−3, 2001.
  175. Д.В. «Колесо качества» как важнейший элемент экономического потенциала предприятия / Научно-методический и информационно-аналитический «Поволжский торгово-экономический журнал».- Саратов, Саратовский институт ГОУ ВПО РГТЭУ, 2009, с.41
  176. Д.В. Маркетинговый потенциал предприятия как совокупность возможности предприятия / Материалы 1 -й международной научно-практической конференции «Социально экономические проблемы инновационного развития», — Воронеж, ГОУ ВПО «ВГТА», 2010, с. 192
  177. Д.В. Менеджмент потребительской «цепочки ценностей» / Вестник Воронежского государственного аграрного университета. Выпуск10(58), 2011.-стр. 126
  178. Д.В. Системный подход к разработке стратегического плана развития региона / Сборник научных трудов «Инновационное развитие экономики России: теория и практика». Чебоксары: «ИП Варламов В.М.», 2010, с. 143
  179. Д.В. Системный подход к управлению спросом / Сборник трудов международной научно -практической конференции Северокавказского филиала московского технического университета связи и информатики «Инфоком 2010». -Ростов-на-Дону, 2010, с.382
  180. Д.В. Стратегические направления развития территориального маркетинга / Русский провинциальный научный журнал «Реги-он:системы, экономика, управление», Воронеж,№ 2(13), 2011, с.173
  181. Д.В. Стратегия и тактика управления спросом на предприятии / VIII Румянцевские чтения. Материалы международной научнопрактической конференции «Экономика, государство и общество в XXI веке», М.-Изд-во РГТЭУ, 2010, с.217
  182. Д.В. Формирование маркетингового потенциала предприятия / Перспективы науки -Тамбов, ООО «Тамбовпринт», 2010, № 4 (06), с.126
  183. Д.В. Ценовая политика в инновационной деятельности / Сборник статей аспирантов и молодых ученых «Современные проблемы и тенденции развития внутренней и внешней торговли». ЧастьЗ (Выпуск 4)-Саратов: Саратовский институт РГТЭУ 2009, с.295
  184. Д.В., Аборнева О. И. Основные направления формирования стратегий развития торговли на региональном уровне / Русский провинциальный научный журнал «Регион:системы, экономика, управление», Воронеж, № 2(13), 2011, с.86
  185. Д.В., Ищенко И. В. Товар, как главная составляющая инструментария конкурентоспособности предприятия / Торговля в инновационной экономике: коллективная монография- Кемерово: КУЗБАССВУЗИЗДАТ 2010, 409 с.
  186. Д.В., Толстых Т. О. Стратегическая модель управления маркетинговым потенциалом региона / Экономика и менеджмент систем управления. Воронеж, № 2(2), 2011. -149 с.
  187. Д.В., Шеина Ю. В. Формирование механизма управления маркетинговой системой распределения продукции на предприятиях АПК / Перспективы науки -Тамбов, ООО «Тамбовпринт», 2010. № 6 (08).
  188. Д.В., Шереметьева E.H. Стратегические аспекты маркетинга территорий / Стратегические аспекты маркетинга территорий // Современность и будущее Европы.- № 1−2, июнь 2012. Варшава, 2012, с. 34
  189. P.P. Предпосылки возникновения новой концепции маркетинга в условиях трансформации социально-экономических отношений. Тамбов: Изд-во Першина Р. В., 2008. 200 с.
  190. Томская область Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.arto.ru
  191. Филип Котлер, КристерАсплунд, Ирвинг Рейн и Дональд Хайдер. Маркетинг мест. Привлечение инвестиций, предприятий, жителей и туристов в города, коммуны, регионы и страны Европы. Стокгольмская школа экономики в Санкт-Петербурге, 2005., 376 с.
  192. М., Трегоу Б. Искусство и наука стратегии лидерства: Новый подход к корпоративному управлению / Майк Фридман, Бенджамин Трегоу. Пер с англ. Е. Богдановой. — М.: ФАИР-ПРЕСС, 2004. — 272 с.
  193. Г. Синергетика. М.: Мир, 1989.
  194. Г. Синергетика. Иерархия неустойчивостей в самоорганизующихся системах и устройствах: Пер. с англ. М.: Мир, 1985. — 419 с.
  195. Э.О., Сидоров М. А. Управление риском и устойчивое развитие. М.: ИИЦ «РАССИАНА», 2000
  196. Л.С., Методология формирования стратегических целей развития региона Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.mevriz.rU/articles/2007/3/4263.html
  197. П. Государственная политика регионального развития в Российской Федерации: проблемы и перспективы Электронный ресуре. Режим доступа: http://gtmarket.ru/laboratory/expertize/2009/2241
  198. Сайт Департамента развития Воронежской области http://econom.govvrn.ru/
  199. Сайт Правительства Воронежской области http://www.govvrn.ru/
  200. Сайт Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Воронежской области-http://voronezhstat.gks.ru/default.aspx
Заполнить форму текущей работой