Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Ученые монахи Северной Франции X в. и их представления о природе: По данным нарративных источников

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Картина мира, предстающая перед нами в сочинениях авторов X века оказывается весьма разносторонней и противоречивой. Какие-то стороны взаимодействия человека и природы им известны не слишком хорошо (как сельское хозяйство), а в других областях они обладают обширными теоретическими познаниями, не всегда применимыми в реальной жизни. Сложно судить о том, оформились ли представления наших авторов… Читать ещё >

Содержание

  • Культура Франции X века в западной и отечественной историографии
  • Средневековые представления о природе в западной и отечественной историографии
  • Источники
  • Школа в Реймсе и Герберт Орильякский
  • Школа во Флери и Аббон Флерийский
  • Школа в Миси и Летальд
  • Характерные черты латинской литературы X века. Историографы
  • Рихер Реймсский
  • Аймоин Флерийский
  • Дудон Сен-Кантенский
  • Адсон, аббат Монтьеранде
  • Адальберон Ланский.,
  • Исследовательский подход
  • Научная новизна работы
  • Структура работы
  • Глава I. «Natura» и ее свойства
  • Природа — «вселенная», «мир»
  • Природа вещей"
  • Природа — «свойство», «естество»
  • Закон природы" - родственные связи
  • Бог, природа и человек
  • Глава II. Небо и земля: окружающий мир и его составные части
  • Небо и небесные явления
  • День и ночь, свет и тьма
  • Времена го да
  • Погодные явления
  • Ландшафт
  • Земная твердь
  • Горы
  • Болота
  • Растительность
  • Вода. Источники
  • Реки
  • Море
  • Животный мир
  • Символические образы животных
  • Волк и собака
  • Фантастические звери
  • Заморские звери
  • Домашние животные
  • Дикие звери и охота
  • Отношение к животным
  • Животные как орудия Божественного Провидения
  • Животные-святотатцы
  • Различия между человеком и животным
  • Глава III. Взаимоотношения человека и природы
  • Гармония в окружающем мире
  • Нарушение гармонии как предзнаменование или чудо
  • Политические события
  • Болезни
  • Воздействие Провидения на происходящее в мире
  • Ожидание конца света — миф или реальность?
  • Противопоставление «природа» — «культура»
  • Сельское хозяйство
  • Природа и город (монастырь)

Ученые монахи Северной Франции X в. и их представления о природе: По данным нарративных источников (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Заключение

.

Авторы X в. черпали представления о мире из разных источников. Это и Священное писание, сочинения древних, языческих авторов, (в первую очередь. «Естественная история» Плиния Старшего), и труды писателей раннего средневековьянаконец, рассказы современников и личные впечатления. Следует сказать, что Библия, хотя и оказывает решающее влияние на их мировоззрение, часто остается «за кадром». Разумеется, наши авторы периодически ссылаются на Священное Писание, но не в связи с описанием явлений природыв их схеме «разделения мира» нет ни рая, ни преисподней. С другой стороны, их географические описания зачастую заимствованы у античных писателей и противоречат реальности. По всей видимости, они служат только для демонстрации учености. Авторам иной раз свойственно обозначать названиями, заимствованными из античной литературы, современные им территории и места.

Античная, по своим корням, наука учила монахов представлять себе и землю, и небесный свод в виде деревянных и металлических сфер, делить землю на пояса и запоминать, как передвигаются светила. Медицина побуждала искать причины заболеваний не столько в воле Провидения, сколько в процессах, происходящих в природе, и у природы же получать средства для борьбы с болезнью, для восстановления нарушенной гармонии в человеческом организме. И это относится ко всем наукам, известным нашим авторам: их больше привлекают не непосредственные наблюдения за окружающим миром, а хорошее знание авторитетных сочинений на нужную тему, умение воспользоваться готовыми клише, причастность к древней премудрости. Такой подход к миру был в X веке свойственен, по всей вероятности, только ученым клирикам и отдельным образованным мирянамдля рядовых современников наших авторов он должен был быть совершенно непонятным. Тем более, что монахи X века писали на латинском языке, доступном только ограниченному кругу людей.

Представления ученых монахов X столетия о животном мире оказываются достаточно многообразными, хотя и отрывочными. Они знают не так уж много животных и не так уж много подробностей их жизни, им не свойственно пускаться в теоретические рассуждения о представителях фауны и их роли на земле. Животные, представленные в их сочинениях, практически не описываются: иногда указывается их размер, почти никогда — окрас и возраст. Отношение к животным у данных авторов колеблется от страха до благоговения и, изредка, сочувствия и привязанности. Однако звери, птицы и прочие живые твари оказываются неотъемлемой, постоянно присутствующей где-то рядом с людьми частью окружающего мира. Восприятие этого постоянного и многообразного соседства человека с животными как чего-то само собой разумеющегося позволило авторам довольно успешно и, видимо, вполне сознательно использовать их образы в литературном творчестве — в тех случаях, когда требуется представить читателю наглядное поучение, передать страх и вызвать сочувствие, позабавить или просто привести подробности повседневной жизни людей.

Трудно выразить восприятие человеком природы в виде четкой формулы. Так же трудно определить и место человека в этом мире. Человек является и частью того, что его окружает, и существом особым, отмеченным благодатью. Процессы, происходящие в мире, безусловно, затрагивают человека, его жизнь и здоровье, влияют на политические события. Но, с другой стороны, природные явления порой оказываются своеобразным ответом на действия людей или предупреждением для них. Провидение заранее уведомляет человека о грядущих бедствиях (хотя он не всегда понимает смысл предзнаменования), и помогает ему избежать их. Сам факт того, что для прекращения засухи, к примеру, надо совершить действие, не сопряженное напрямую со спасением гибнущих посевов, а именно отслужить церковную службу, указывает и на необычайно тесную связь мирского и сакрального, на всеобъемлющую власть Бога. Природа подчинена Богу, является его послушным орудием, но это орудие настолько мощное, что только чудо, только прямое обращение к Господу может спасти человека от разбушевавшихся стихий — чтобы справиться с естественным, оказывается необходимым прибегнуть к сверхъестественному.

В X веке активизировалось отвоевание у природы новых земель и их хозяйственное освоение. Однако отношение ученых монахов к окружавшей их природе было скорее настороженным, хотя, судя по нашим источникам, панический страх перед нею им тоже не свойственен. Более того, они признают возможность мирного и гармоничного сосуществования с природой и считают его желательным. Лучшие из людей, святые, способны достичь этой гармонии, и, следовательно, всякий благочестивый человек должен стремиться к этому. И человек, и природа являются творением Бога и поэтому в каком-то смысле находятся на равных, граница между ними иногда оказывается очень зыбкой. Только христианские добродетели могут помочь человеку подняться над природой.

Каждый из наших авторов видит природу немного по-своему. Рихер Реймсский не слишком внимателен к окружающему миру: процессы, происходящие в нем, интересуют его лишь постольку, поскольку они воздействуют на жизнь людей вообще и самого автора, в частности. На его мировоззрение оказывают заметное влияние им научные знания, особенно в области астрономии и медицины: он видит не только событие, но и его естественную причинумир у него устроен достаточно понятным и логичным образом. Другое дело — мир Аймоина Флерийского. Только у него наряду с обычными животными мы встречаем и персонажей из бестиариев — бален и марсуп, не говоря уже о единорогах, чудесной лани и волшебном змее. Аймоина привлекают необычные, яркие и запоминающиеся события, тогда как их объяснение его не слишком занимает. Его тексты отличают также выразительные описания наводнений и других опасностей, связанных с водой. В целом же, мир у Аймоина предстает полным красок, необъяснимым, но все же менее причудливым, чем можно было бы ожидать от средневекового автора.

Для Дудона Сен-Кантенского, писавшего о завоевателях и для завоевателей, природа — это, в первую очередь, область для приложения человеческих усилий, место, требующее освоения человеком. Он лучше других знаком с мореплаванием, поэтому у него не так силен страх перед морем. Несмотря на довольно прагматическое отношение к природе, Дудон способен на эстетическое ее восприятие или, по крайней мере, считает необходимым вводить в текст рассуждения, восхваляющие ее красоту. Он, похоже, единственный из наших авторов обращает внимание на запахи: он пишет о благоухании травы, цветов, воды из источника. Об ощущениях других авторов, оставивших не столь обширные труды, судить сложнееэто касается, к примеру, писем Герберта Орильякского. Все же нельзя не отметить очень выразительные описания природы в житиях Адсона, которого отличает и определенный интерес к животным. Наконец, все наши авторы заметно отличаются от Рауля Глабера, который видит в мире только арену действия Провидения, а в природе — только орудие в руках Бога.

Отдельная проблема — вопрос о том, существовало ли в это время эстетическое отношение к природе. Мы привели некоторые описания, которые как будто говорят о наличии в отношении авторов к природе элемента любованиякрасота местности даже служит признаком того, что она отмечена благословением свыше. Как уже говорилось, красивым авторы готовы признать все-таки пейзаж исключительно мирный и, по возможности, уже испытавший на себе воздействие человека, окультуренный. Им неведомо восхищение дикой природой, и причина этого — в слабости человека перед ней. Неудобства пути по горной дороге или морского путешествия и связанные с ними опасности не позволяли человеку X века оценить красоту гор или любоваться морской бурей. Предпочтение, отдаваемое мирной, окультуренной природе определялось повседневными условиями жизни людей.

Поскольку мы говорим о сочинениях, к которым применимо понятие «литературное произведение», чьи авторы стремились к художественной выразительности повествования, для нас важен и вопрос о степени оригинальности и ценности описаний природы, включенных в текст. По мнению Б. Стока, которое мы разделяем, одна из отличительных черт литературы раннего средневековья состоит в том, что авторы того времени проявляли известную скупость на слова, фиксируя только те события и явления, которые, по их разумению, того заслуживали1. Поэтому факт того, что авторы сочли нужным ввести в свои повествования подобные эпизоды, весьма показателен. Адсон приводит описания вполне конкретной местностистихотворные описания Дудона более стандартны, единообразны и несут, главным образом, декоративную функцию, но то, что служит для украшения, по определению является красивым.

Стандартность описаний природы сама по себе не говорит об отсутствии эстетического ее восприятия. Общепризнанно, что в XIX в. европейские литераторы уже в полной мере осознали роль природы в литературном произведенииредкий роман того времени обходится без описаний природы — но разве все они, без исключения, оригинальны? И разве изумительные описания природы, которые мы находим, скажем, в японской литературе того же X века можно назвать полностью свободными от клише? Является ли подобное описание неповторимым или шаблонным — это, скорее, вопрос дарования автора. Место, занимаемое соответствующими эпизодами в литературном произведении, определяется, в первую очередь, традицией, существующей в данное время в данной стране. Французские сочинения X века, идет ли речь об описании исторического лица, сражения или ландшафта, отличаются довольно сдержанным стилем, скудостью красок и относительной немногословностью. Поэтому литературные пейзажи Адсона не следует сопоставлять с более поздними описаниями природы — на фоне современной ему литературы они выглядят достаточно оригинальными и выполняют.

1 Stock В. The Implication of Literacy., p. 31. возложенную на них задачу.

Картина мира, предстающая перед нами в сочинениях авторов X века оказывается весьма разносторонней и противоречивой. Какие-то стороны взаимодействия человека и природы им известны не слишком хорошо (как сельское хозяйство), а в других областях они обладают обширными теоретическими познаниями, не всегда применимыми в реальной жизни. Сложно судить о том, оформились ли представления наших авторов об окружающем мире в стройное учение о природе — сведения, приведенные ими, довольно противоречивы и фрагментарны, что, в первую очередь, объясняется жанровой принадлежностью их сочинений. Примечательно и то, что у большинства наших авторов участие Бога в человеческих делах минимально, он удален от повседневной жизни. Оказываясь, в известной степени, один на один с природой, человек учится осмыслять и описывать, опираясь на самые разные источники информации, в том числе на сочинения античных авторов. Вряд ли большинство современников наших авторов вполне разделяло их взгляды — для этого они были недостаточно образованны, — но какие-то черты мировоззрения ученых клириков должны были быть присущи и остальным людям рубежа тысячелетий, поскольку все они были детьми своей эпохи.

1. Abbo, abbas Floriacensis. Epistolae;

2. Vita S. Eadmundi, regis anglorum et martyris // PL., 1.139. Adalbero Laudunensis episcopus. Carmen ad Rotbertum regem // PL., t. 141. Ademarus, S. Gibardi monachus. Historiarum libri III;

3. Epistola de apostolatu Martialis // PL., t. 141. Adso Dervensis abbas. Vita S. FrodobertiVita S. MansuetiVita S. Basoli ConfessorisMiracula S. BasoliVita S. Bercharii;

4. Miracula S. Waldeberti // PL., t. 137. Libellus de Antichristo ad Gerbergam reginam // PL., 1.101. Aimoinus monachus Floriacensis. Historiae francorum libri quattuor;

5. Vita S. Abboni abbati Floriacensis // PL., t. 139. Anonymi Vita Hludowici imperatoris // Quellen zur karolingischen Reichsgeschichte, t. 1. Berlin, 1956.

6. Augustinus Aurelius. S. Aurelii Augustini confessionum libri tredeci. Stuttgart, 1969. Beda Venerabilis. De natura rerum // PL, t. 90. Boetius A.M.T.S. Consolatio philosophiae. Berlin, N. Y., 1976. De miraculis S. Benedicti libri duo // PL., t. 139.

7. Dudo decanus S. Quintini. De moribus et gesta primorum Normanniae ducum // PL., t. l41.

8. Einhardus. B. Caroli magni imperatoris vita // PL., t. 97.

9. Flodoardus canonicus remensis. Historia remensis ecclesiae libri quattuorAnnales // PL., t. 135.

10. Radulfus Glaber. Historiarum sui temporis libri quinque // PL., t. 142. Richer. Histoire de France / Ed par R. Latouche, vol. 1−2. Paris, 1930;33. Vita Odonis abbatis Cluniacensis // PL., t. 133.

11. Walafridus Strabo. De cultura hortorum // MGH, Poetae latini aevi Carolini, t. II. Wandalbertus Prumensis. De mensium duodecim nominibus signis culturis aerisque qualitatibus // MGH, Poetae latini aevi Carolini, t. II.

12. В работе процитированы следующие переводы источников:

13. Аврелий Августин. Исповедь Блаженного Августина, епископа Гиппонского /.

14. Пер. М. Е. Сергеенко. М., 1991. Беда Достопочтенный. Книга о природе вещей/пер. и комм. Т. Ю. Бородай //.

15. Вопросы истории естествознания и техники, 1988, № 1. Боэций. «Утешение философией» и другие трактаты // Под ред. Г. Г. Майорова. М., 1990.

16. Исидор Севильский. О природе вещей / Пер. и комм. Т. Ю. Бородай //.

17. Социально-политическое развитие стран Пиренейского полуострова при феодализме. М., 1985. Исидор Севильский. Этимологии // Агрикультура в памятниках западногосредневековья. M.-JI., 1936. Лукан Марк Анней. Фарсалия или поэма о гражданской войне / Пер.

18. JI.E. Остроумова. М., 1993. Песнь о Роланде / Пер. Ю. Корнеева // Песнь о Роланде. Коронование Людовика. Нимская телега. Песнь о Сиде. Романсеро. М., 1976. Рихер Реймсский. История / Пер. с лат. А. В. Тарасовой. М., 1997.1.

Литература

:

19. Арнаутова Ю. Е. Болезнь в картине мира средневековой народной культуры.

20. Германии VI XIII вв.). Автореф. дисс. на соискание уч. степ. канд. ист. наук. М, 1993.

21. Арнаутова Ю. Е. Чудесные исцеления святыми и «народная религиозность» в средние века // Одиссей. Человек в истории. 1995.

22. Ауэрбах Э. Мимесис. Изображение действительности в западноевропейской литературе. М, 1976.

23. Бессмертный Ю. Л. Климат и сельское хозяйство во Франции (800−1800 гг.) Общество и природа: Исторические этапы взаимодействия. М, 1981.

24. Бубнов Н. М. Сборник писем Герберта как исторический источник (983−997): Критическая монография по рукописям. Ч. 1−2. СПб, 1888−1890.

25. Вайнштейн О. Л. Западноевропейская средневековая историография. М.-Л, 1964.

26. Гаспаров М. Л. Латинская литература между империей и папством (X-XI вв.) // Памятники средневековой латинской литературы X—XII вв.еков. М, 1972.

27. Гуревич А. Я. Категории средневековой культуры. М, 1972.

28. Добиаш-Рождественская О. А. Духовная культура Западной Европы IV—XI вв. // Культура Западноевропейского Средневековья: Научное наследие. М, 1987.

29. Ле Гофф Ж. Цивилизация средневекового Запада. М, 1992.

30. Лосев А. Ф, Тахо-Годи М. А. Эстетика природы: природа и ее стилевые функции у Р. Роллана. Киев, 1998.

31. Лучицкая С. П. Культура и общество западноевропейского средневековья. М, 1994.

32. Люблинская А. Д. Источниковедение истории средних веков. Л, 1956.

33. Мельникова Е. А. Образ мира: Географические представления в Западной и Северной Европе V—XIV вв.ека. М, 1998.

34. Мельникова Е. А. Формирование и эволюция географических представлений в средневековой Западной Европе // Средние Века, 1990, вып. 53.

35. Микушевич В. Карнавал бытия // Средневековый бестиарий. М, 1984.

36. Муратова К. Вступительная статья // Средневековый бестиарий.

37. Ронин В. К. Светские биографии в Каролингское время: «Астроном» как историк и писатель // Средние Века, 1983, вып. 46.

38. Тейс JI. Наследие Каролингов: IX—X вв.ека. М., 1993.

39. Усков Н. Ф. Солнце взошло на Западе: Санкт-Галленский монастырский патриотизм в ранее средневековье // Средние Века, 1997, вып. 60.

40. Чайковская О. Г. Писатели-монахи и писатели-рыцари (X век) // Французский ежегодник, 1962. М., 1963.

41. Allen R. Gerbert, pope Silvester II // The English Historical Review. 1892, t. VII, п. XXVIII.

42. Ampere J.-J. Histoire litteraire de la France sous Charlemagne et durant les X e et XI e siecles. Paris, 1870.

43. Arnould E.-Y. Deux sifbcles de contacts culturelles franco-anglais (871−1088) // Annales de Normandie. 1958, t. 8, n. 2.

44. Atlas of Medieval Europe / Ed. by A. Mackay and D. Ditchburn. LondonNew York, 1997.

45. Bautier R.-H. L’Historiographie en France aux X e et XI e siecles. // La storiografia altomedievale. Settimane di studio del centra italiano di studi medievale, XVII, t. 2. Spoleto, 1970.

46. Bedier J. Les legendes epiques. Paris, 1908,1.1.

47. Boglioni P. Les animaux dans l’hagiographie monastique // L’animal exemplaire au Moyen Age: Ve-XVe siecles. Rennes, 1999.

48. Bouloux N. Culture et savoirs geographiques en Italie au XlVe siecle. Turnhout, 2002.

49. Bournazel E. Memoire et parente (Le probleme de la continuite dans la noblesse de l’an Mil). // La France de l’an Mil. Paris, 1990.

50. Callu J.-P. Gerbert et Symmaque // Haut Moyen Age: Culture, education et societe. Etudes offertes a Pierre Riche. Paris, 1990.

51. Callu J.-P. Les mots de Gerbert // Gerbert l’Europeen: Actes du colloque d’Aurillac, 4−7 juin 1996. Aurillac, 1997.

52. Carozzi С. Des Daces aux Normands. Le mythe et 1'identification d’un peuple chez.

53. Dudon de Saint-Quentin // Peuples du Moyen Age: Problemes d’identification. Aix-en-Provence, 1996.

54. Carozzi C. Les eveques vassaux du roi de France d’apres Yves de Chartres // Chiesa e mondo feudale nei secoli X-XII: Atti della duodecima settimana internazionale di studio Mendola, 24−28 agosto 1992. Milano, 1995.

55. Carruters M. The Book of Memory: A Study of Memory in Medieval Culture. Cambridge, 1993.

56. Chatillon F. Pour une relecture de Flodoard // Revue du Moyen Age Latin, 1981, t. 37.

57. Chelini J. Histoire religieuse de 1'Occident Medieval. Paris, 1991.

58. Clerval A. Les ecoles de Chartres au Moyen Age, du Ve au XVIe siecles. Paris, 1895.

59. Contreni J.J. The Tenth Century: The Perspective from the Schools // Haut Moyen Age.

60. Coolidge R.T. Adalbero, bishop of Laon // Studies in medieval and renaissance history. Lincoln, 1965, v. II.

61. Crombie A.C. Augustine to Galileo. Vol. I: Science in the Middle Ages, V-XIII centuries. London, 1964.

62. Crosby A.N. Ecological imperialism: The biological expansion of Europe, 900−1900. Cambridge etc, 1986.

63. D’Alverny M.-T. L’Homme comme simbole. Le Microcosme // Simboli e simbologia nell’alto medioevo. Settimane di studio del centro italiano di studi sull’alto medioevo, 23. Spoleto, 1976.

64. Daniel E.R. Joachimism and John Calvin: New Approaches // Storia e figuredell’Apocalisse fra '500 e '600. Atti del 4 Congr. Intern, di studi gioachimiti, San Giovanni in Fiore, 14−17 settembre 1994. Roma, 1996.

65. Darlington O.G. Gerbert, «obscuro loco natus» // Speculum, 1936, XI.

66. Darlington O.G. Gerbert, the Teacher // The American Historical Review. 1947, vol. 53, n. 3.

67. Davis R.H.C. The Normans and their Myth. London, 1997.

68. Delumeau J. La peur en Occident: XVIe-XVIIIe siecles. Paris, 1978.

69. Dictionnaire du Moyen Age: Histoire et societe. Paris, 1997.

70. Douglas D.C. Time and Hour. London, 1977.

71. Ebert A. Histoire generale de la litterature du Moyen Age en Occident. Paris, 1889, t. 3.

72. Emmerson R.K., Herzman R.B. The Apocaliptic Imagination in Medieval Literature. Philadelphia, 1992.

73. Fichtenau H. Living in the Tenth Century: Mentalities and Social Orders. ChicagoLondon, 1991.

74. Flint V.I. Monsters and the Antipodes in the Early Middle Ages and the Enlightenment // Viator, 1984, v. 15.

75. Fossier R. Enfance de l’Europe: Aspects economique et sociaux. Vol. 1: L’homme et son espace. Paris, 1989.

76. Fumagalli V. Landscapes of Fear: Perceptions of Nature and the City in the Middle Ages. Oxford, 1994.

77. Gasc H. Gerbert et la pedagogie des arts liberaux a la fin du dixieme siecle // Journal of Medieval History. Amsterdam, 1986, vol. 12, n. 2.

78. Gautier Dalche P. Comment penser l’Ocean? Modes de connaissance des «fines orbis terrarum» du Nord-Ouest (de ГAntiquite au XIII siecle)/ // L’Europe et l’Ocean au Moyen Age. Contribution a l’histoire de la Navigation. Nantes, 1988.

79. Gauvard C. La France au Moyen Age du Ve au XVe siecle. Paris, 1996.

80. Gibson M. The Continuity of Learning circa 850 circa 1050. // Viator, 1975, vol. 6.

81. Grant E. Celestial Orbs in the Latin Middle Ages. // Isis, 1987, vol. 72, n. 292.

82. Grodecki L., Mutherich F., Taralon Y., Wormald F. Le siecle de l’an mil. Paris, 1983.

83. Guenee B. Histoire et culture historique dans l’Occident medieval. Paris, 1980.

84. Guenee B. Les genres historiques au moyen age. // Annales: E.S.C. 1973, n. 4.

85. Jacquart D. La medicine au Xe siecle. // Gerbert l’Europeen.

86. Koch R. A. The Origin of the fleur-de-lis and the lilium candidum in Art. // Approaches to Nature in the Middle Ages.

87. Goff J. L’Imaginaire medieval: Essais. Paris, 1985.

88. Goff J. Pour l’amour de villes. Paris, 1997.

89. MacKinney L.C. Early Medieval Medicine with Special Reference to France and Chartres. Baltimore, 1937.

90. MacKinney L.C. The Medieval World. New York, 1938.

91. MacKinney L.C. Tenth Century Medicine: Classicism and Pragmatism // Medievalia et Humanistica, 1955, fasc. IX.

92. McCulloch F. Medieval Latin and French Bestiaries. Chapel Hill, 1960.

93. McKitterick R. The Carolingian Kings and the See of Reims, 882−987 // Ideal and Reality in Frankish and Anglo-Saxon Society. Oxford, 1983.

94. McKitterick R. Continuity and Innovation in Tenth-Century Ottoman Culture // McKitterick R. The Frankish Kings and Culture in the Early Middle Ages. AldershotBrookfield, 1995.

95. McKitterick R. The Legacy of the Carolingians // Carolingian Culture: Emulation and Innovation. Cambridge, 1997.

96. Molinier A. Les sources de l’histoire de France. Paris, 1902, t. 1.

97. Mollat M. L' Europe et l’Ocean au Moyen Age // L’Europe et l’Ocean.

98. Monod G. Etudes sur l’histoire de Hugues Capet // Revue Historique, 1885, t. 28.

99. Mostert M. L’abbe, l’eveque et le pape: L’image de l’eveque ideal dans les oeuvres d’Abbon de Fleury. // Religion et culture.

100. Mostert M. La bibliotheque de Fleury-sur-Loire // Religion et culture.

101. Mostert M. La magie de l’ecrit dans le Haut Moyen Age: Quelques reflexions generates // Haut Moyen Age.

102. Mostert M. The Political Theology of Abbo of Fleury. Hilversum, 1987.

103. Murray A. Reason and Society in the Middle Ages. Oxford, 1985.

104. Ortalli Gh. Animal exemplaire et culture de l’environnement: permanences et changements // L’animal exemplaire au Moyen Age.

105. Pastoureau M. Figures et couleurs: Etude sur la symbolique et sensibilite medievales. Paris, 1986.

106. Paul J. L’eglise et la culture en Occident. IXe-XIIe siecles. Т. 1: La sanctification de l’ordre temporel et spirituel. Paris, 1986.

107. Pellicer A. Natura. Etude semantique et historique du mot latin. These pour le Doctorat. Paris, 1966.

108. Power G.R. Richer’s Utilisation of his Sources // Harvard Studies of Classical Philology, 1961, vol. 65.

109. Riche P. Ecoles et enseignement dans le Haut Moyen Age: Les ecoles et1'enseignement dans 1'Occident chretien de la fin du V e siecle du milieu XI e siecle. Paris, 1979.

110. Riche P. Expression du sentiment national dans la correspondance de Gerbertd’Aurillac et dans l’Histoire de Richer de Reims // Peuples du Moyen Age.

111. Riche P. Gerbert, l’Europeen// Gerbert l"Europeen.

112. Riche P. De la Haute Epoque a l’expansion du reseau monastique // Histoire desbibliotheques fran9aises. Т. 1: Les bibliotheques medievales, du Vie siecle a 1530. Paris, 1989.

113. Riche P. La «renaissance» intellectuelle du X e siecle en Occident // Cahiers d’histoire, 1976, t. XXI, n. 1−2.

114. Rossiaud J. Le fleuve dans la civilisation medievale. Espace, histoire et mythes // Le fleuve et se metamorphoses: Actes du colloque international tem. a l"Universite Lyon 3 Jean Moulin les 13,14 et 15 mai 1992. Paris, 1994.

115. Schmitt J.C. Les revenants: les vivants et les morts dans la societe medievale. Paris, 1994.

116. Searle E. Fact and Pattern in Heroic History: Dudo of Saint-Quentin. // Viator, 1984, vol. 15.

117. Smalley B. Historians in the Middle Ages. London, 1974.

118. Sot M. L’experience visionnaire et sa fonction dans Г «Histoire de l’Eglise de Reims» de Flodoard. // Haut Moyen Age.

119. Sot M. Le moine Gerbert, l’eglise de Reims et l’eglise de Rome. // Gerbert l’Europeen.

120. Southern R.W. Aspects of the European Tradition of Historical Writing: The Classical Tradition from Einhard to Geoffrey of Monmouth. // Transactions of the Royal Historical Society, v. 20. London, 1970.

121. Squatriti P. Marches and Mentalities in Early Medieval Ravenna. // Viator, 1992, vol. 23.

122. Stock B. The Implications of Literacy: Written Language and Models of Interpretation in the Elewenth and Twelfth Centuries. Princeton, 1983. .

123. Stock B. Myth and Science in the Twelfth Century: A Study of Bernard Silvester. Princeton, 1972.

124. Taylor H.O. The Medieval Mind. A History of the Development of Thought and Emotion in the Middle Ages. Cambridge, 1959.

125. Thompson J.W. History of the Historical Writing. New York, 1942, t. 1.

126. Tiliette J.-Y. Le Xe siecle dans l’histoire de la litterature // Religion et culture.220.

127. Tiliette J.-Y. La poesie metrique latine: Ateliers et genres 11 Religion et culture.

128. Verdoun J. La nuit au moyen age. Paris, 1994.

129. Verhulst D. Adson de Montier-en-Der // Religion et culture.

130. Vezin J. La production et la circulation des livres dans l’Europe du Xe siecle. // Gerbert l’Europeen.

131. Vulliez Ch. Les centres de culture de l’Orleanais: Fleury, Micy-Saint-Mesmin,.

132. Orleans et leur rayonnement aux alentours de l’an mil // Religion et culture.

133. Vulliez Ch. Le miracle et son approche dans les recueils de «miracula» Orleanais du IXe au Xlle siecle. // Miracles, prodiges et merveilles au Moyen Age: XXVe Congres de la S.H.M.E.S.(Orleans, juin 1994). Paris, 1995.

134. Ward B. Miracles and the Medieval Mind: Theory, Record and Event, 1000−1215. Philadelphia, 1982.

135. Warren F.M. Constantine of Fleury, 985−1014 // Transactions of the Connecticut Academy, Arts and Sciences, XV (1909).

136. Werner K.F. Dieu, les rois et l’histoire // La France de l’an mil.

137. Werner K. F. Les origines: Avant l’an mil. Paris, 1984.

138. Yver J. Les premiers institutions du duche de Normandie //1 normanni e la loro espansione in Europa nell’alto medioevo. Settimane di studio del centra italiano di studi sull’alto medioevo, XVI. Spoleto, 1969.

139. Zimmermann M. La Catalogne de Gerbert // Gerbert l’Europeen.

140. Ziolkowski J. Folklore and the Learned Lore in Letaldus Whale Poem // Viator, 1984, vol. 15.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой