Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Функциональная зрелость регуляторных систем мозга и организация внимания у детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Научная новизна исследования. Полученные в настоящей работе результаты позволили впервые выявить специфическую роль функционального созревания регуляторных систем (РС) мозга разного уровня в формировании различных компонентов зрительного внимания у детей младшего школьного возраста. В ходе исследования детей с СДВГ получены новые данные, свидетельствующие о том, что в основе нарушений внимания… Читать ещё >

Содержание

  • Глава.
  • Глава.
  • Глава.
  • Глава.
  • Глава.
  • Феноменология синдрома дефицита внимания с гиперактивностью и основные биологические факторы, определяющие его возникновение у детей
  • Особенности организации внимания у детей с СДВГ Методические аспекты исследования
  • ЭЭГ анализ функционального состояния регуляторных систем мозга у гиперактивных детей. Результаты и обсуждение
  • Организация зрительного внимания у гиперактивных детей младшего школьного возраста. Результаты и обсуждение

Функциональная зрелость регуляторных систем мозга и организация внимания у детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. В своем развитии человек проходит несколько ф этапов, каждый из которых характеризуется определенной предрасположенностью к изменениям психической деятельности, подготовленным морфофизиологическим субстратом. Период детства является наиболее значимым для формирования познавательных процессов. На разных стадиях онтогенеза существуют свои наиболее существенные факторы, к воздействию которых должны быть «готовы» морфофункциональные системы мозга, чтобы успешно обеспечить усвоение специфической информации для возникновения следующего новообразования. Согласно концепции JI.C. Выготского [цит. по изд. 1984 г.] # о зоне ближайшего развития, соответствующее возрасту созревание функциональных мозговых систем является необходимым условием для прогрессивного развития высших психических функций в процессе обучения.

В соответствии с современными представлениями о внимании, как о самостоятельном психическом процессе, выполняющем функцию контроля и организации поведения, можно говорить о его базисной роли в формировании любой деятельности [M.I. Posner, 1995; J. T Coull, 1998; Ю. Б. Дормашев, В .Я. Романов, 2002]. Утверждение о базисной роли процесса Ф внимания в формировании функциональных систем деятельности особенно справедливо тогда, когда речь идет о возрасте 7−8 лет — периоде значительных изменений в организации произвольного внимания и произвольной регуляции деятельности [JI.C. Выготский, цит. по изд. 1984 г.- Р. И. Мачинская, 2001; O.A. Семенова, 2005; M.R. Rueda et al., 2004].

Социально младший школьный возраст характеризуется началом систематического школьного обучения и изменением ведущей деятельности ребенка, предъявляющей новые требования к уровню произвольной, А организации психических процессов. Трудности обучения, часто возникающие в этом возрасте, во многих случаях связаны с дефицитом внимания [М.М. Безруких и соавт., 1999; Т. В. Ахутина, 2001; Н. Н. Полонская, 2003], который часто сочетается с гиперактивностью и импульсивным поведением. Термин «синдром дефицита внимания с гиперактивностью» (СДВГ) является обобщенным для нескольких различных сочетаний нарушений внимания и поведения [Н.Н. Заваденко, 2001]. Исследования биологических предпосылок СДВГ [И.В. Равич-Щербо, Т. М. Марютина, E. J1. Григоренко, 1999; Ю. Д. Кропотов, 2005; R.D. Oades et al, 2005; W.G. Willis et al, 2005; F.X. Castellanos et al, 2005] показывают, что одним из ведущих факторов, определяющих особенности поведения и организации когнитивной сферы у детей с СДВГ, может быть незрелость или дисфункция регуляторных систем мозга различного уровня. Степень выраженности синдрома и его последствия для обучения в значительной степени могут зависеть от того, на каком уровне систем регуляции происходит «сбой». Данные Дж. Любара [J.F. Lubar, 1991], Дж. Лазара и соавт. [J.W. Lazar et al., 1998] свидетельствуют о том, что не все дети с СДВГ испытывают трудности в обучении. Нарушения познавательных процессов, связанные с дефицитарностью управляющих функций (executive functions) мозга, которые в значительной степени могут обусловливать трудности обучения, также наблюдаются не у всех гиперактивных детей [J.W. Lazar et al, 1998].

Нейрофизиологические исследования показали, что в младшем школьном возрасте происходят качественные преобразования в мозговой организации когнитивных процессов, формируются функциональные системы, обеспечивающие произвольную избирательную регуляцию деятельности и произвольное внимание [Д.А. Фарбер и соавт., 2000; Р. И. Мачинская, О. А. Семенова, 2004; Р. И. Мачинская, 2006], что дает основание рассматривать этот период как сенситивный для развития управляющих функций мозга. В связи с этим даже негрубые, обусловленные функциональной незрелостью регуляторных систем мозга, отклонения в развитии могут приводить к нарушениям внимания и поведения.

Данные нейрофизиологических исследований свидетельствуют о том, что различные аспекты внимания обеспечиваются специализированными мозговыми модулирующими системами [J.T. Coull, 1998]. Исследования мозговой организации внимания [Р.И. Мачинская, Н. В. Дубровинская, 2003; Р. И. Мачинская, 2003] показывают, что в этом процессе можно выделить три взаимосвязанные составляющие: обеспечение оптимального уровня бодрствования (активационный компонент), поддержание необходимого уровня активности субъекта (мотивационный компонент) и избирательную модуляцию нейронной активности корковых областей, участвующих в обработке релевантного сигнала (информационный компонент). Известно, что реализация первого компонента связана с функционированием систем активации (arousal), прежде всего ретикулярной формации продолговатого и среднего мозга [Г.Г. Джаспер, 1962]. Селективность (информационный компонент) внимания обеспечивается регуляторными системами, включающими ассоциативные зоны коры (теменные и лобные) и глубинные структуры, в том числе ассоциативные и неспецифические ядра таламуса. Особая роль в обеспечении избирательных нисходящих влияний от лобных отделов мозга к другим структурам коры принадлежит фронто-таламической регуляторной системе [Ф.С. Батуев, 1981; Р. И. Мачинская, 2003]. По мнению Э. А. Костандова [1983] корково-таламо-корковые механизмы фокусированного внимания создают оптимальные условия для осознанного восприятия значимого сигнального раздражителя и осуществления адекватной произвольной реакции. Структуры лимбической системы принимают участие в поддержании необходимого уровня активности при отсроченных реакциях в ситуации рабочей памяти независимо от свойств релевантного сигнала и активируются при эмоциональных реакциях [M.J. Kahana et al, 2001], что дает основание связать их влияние с мотивационным аспектом внимания.

Данные о нарушениях различных аспектов внимания и организации деятельности [J.M. Swanson et al, 1991; R.A. Barkley et al, 1992; K. Konrad et al, 2004; и др.] у детей с разными типами СДВГ позволяют предположить, что в основе неоднородности этого синдрома может лежать незрелость или дисфункция регуляторных систем мозга разного уровня. Для исследования этого предположения представляется актуальным комплексный анализ функционального состояния регуляторных систем мозга и особенностей организации различных аспектов внимания у гиперактивных детей младшего школьного возраста.

Объект исследования. Суммарная электрическая активность мозга (ЭЭГ) и временные параметры зрительного внимания (время реакции) у детей 7−8 и 9−10 лет в норме и с СДВГ.

Предмет исследования. Функциональное состояние регуляторных систем мозга разного уровня и организация зрительного внимания у детей с признаками синдрома дефицита внимания с гиперактивностью.

Гипотеза исследования. Особенности организации внимания у разных подгрупп детей с СДВГ существенно зависят от степени зрелости мозговых систем, обеспечивающих избирательную регуляцию и неспецифическую активацию коры больших полушарий.

Цель исследования:

Комплексный электрофизиологический и психофизиологический анализ зрелости регуляторных систем мозга и организации процесса внимания у гиперактивных детей младшего школьного возраста. Выявление зависимости особенностей нарушений внимания от характера функциональной зрелости регуляторных систем мозга.

Задачи исследования:

1. Выявление гиперактивных детей среди учащихся массовой школы с помощью специализированных опросников для родителей и учителей.

2. Анализ выраженности школьных трудностей на основании экспертной оценки учителя.

3. Анализ суммарной электрической активности мозга (ЭЭГ) в состоянии спокойного бодрствования с целью определения степени функциональной зрелости глубинных регуляторных структур разного уровня у гиперактивных детей и в контрольной группе.

4. Изучение особенностей организации неспецифического и селективного внимания у гиперактивных детей и в контрольной группе на основании анализа времени реакции в ситуациях обнаружения и опознания зрительных стимулов.

5. Сопоставление уровня функциональной зрелости регуляторных систем мозга и нарушений различных аспектов внимания у гиперактивных детей.

Научная новизна исследования. Полученные в настоящей работе результаты позволили впервые выявить специфическую роль функционального созревания регуляторных систем (РС) мозга разного уровня в формировании различных компонентов зрительного внимания у детей младшего школьного возраста. В ходе исследования детей с СДВГ получены новые данные, свидетельствующие о том, что в основе нарушений внимания у этих детей может лежать несоответствие возрасту степени функциональной зрелости РС. Показано, что у гиперактивных детей с незрелостью системы неспецифической активации РФ ствола головного мозга в наибольшей степени страдает активационный компонент внимания. Эта особенность организации зрительного внимания у детей 7−8 лет с дефицитом неспецифической активации сохраняется и в более старшем возрасте — в 9−10 лет. Вместе с тем, дефицит неспецифической активации не оказывает отрицательного влияния на формирование мотивационного и информационного компонентов внимания. У гиперактивных детей с функциональной незрелостью фронто-таламической системы (ФТС) в возрасте 7−8 лет, напротив, поддержание произвольного внимания и его избирательность страдают в наибольшей степени, что может определять трудности обучения, выявленные в этой группе детей. К 9−10 годам у гиперактивных детей с незрелостью ФТС наблюдаются существенные прогрессивные изменения, связанные с повышением эффективности как мотивационного, так и, еще в большей степени, информационного компонента внимания.

Теоретическая значимость исследования. Проведенное исследование вносит вклад в понимание особенностей организации мозговых механизмов внимания в младшем школьном возрасте. Показано, что нарушения внимания на данном этапе онтогенеза, часто приводящие к трудностям обучения, могут касаться различных составляющих этой психической функции. Обнаружено, что в основе различных дефицитов внимания может лежать незрелость регуляторных систем мозга стволового и фронто-таламического уровня. Выявлена специфика влияния функциональной незрелости фронто-таламической регуляторной системы и системы неспецифической активации ствола мозга на организацию внимания в младшем школьном возрасте: селективность (информационный компонент) и произвольное удержание (мотивационный компонент) внимания в наибольшей степени страдают у детей с незрелостью фронто-таламической системыэффективность неспецифического зрительного внимания снижена у детей с дефицитом активации.

Практическая значимость исследования. На основе исследования суммарной электрической активности мозга с помощью метода структурного анализа ЭЭГ [Р.И. Мачинская и соавт., 1997] впервые выделены нейрофизиологические критерии, позволяющие дифференцировать различные типы СДВГ, что в значительной мере способно облегчить диагностику и коррекционные мероприятия, связанные с данным синдромом.

Сравнительный анализ различий в организации внимания в группах детей, различающихся характером функциональной незрелости регуляторных систем мозга и уровнем академической успеваемости, показал тесную связь между типом развития процесса внимания и успешностью обучения. Данные настоящего исследования позволяют уточнить традиционные представления о причинах школьной неуспеваемости, одной из которых считают минимальную мозговую дисфункцию (ММД), вызывающую дефицит «лобных» функций. Разработанная и апробированная в настоящем исследовании комплексная методика диагностики индивидуальных особенностей функционального состояния мозга (структурный анализ ЭЭГ) и организации процессов внимания (психофизиологическое тестирование) используется в научной и практической работе при обследовании детей в базовых школах Института возрастной физиологии РАО, в центре диагностики развития Института возрастной физиологии РАО и ЦППРиК «Гармония». Полученные с помощью разработанных методов результаты востребованы в рамках индивидуального подхода к обучению и являются основой для рекомендаций по педагогической и нейропсихологической коррекции нуждающихся в этом детей.

Данные проведенного исследования об особенностях функционального состояния регуляторных структур мозга и организации различных компонентов внимания у детей младшего школьного возраста с СДВГ включены в курсы лекций по психофизиологии и возрастной психофизиологии в Московском государственном лингвистическом университете.

Положения, выносимые на защиту:

1. Синдром гиперактивности с дефицитом внимания является неоднородным как по функциональному состоянию регуляторных систем мозга, так и по организации процесса внимания.

2. У детей с незрелостью системы неспецифической активации головного мозга в наибольшей степени страдает активационный компонент внимания, дефицит неспецифической активации не оказывает отрицательного влияния на формирование мотивационного и информационного компонентов внимания.

3. Незрелость фронто-таламической системы приводит к формированию особого типа организации внимания с преобладанием дефицитов мотивационного и информационного компонентов.

4. Возрастные и индивидуальные особенности функционального созревания регуляторных структур головного мозга в значительной степени определяют гетерохронию и неравномерность формирования различных компонентов зрительного внимания у детей младшего школьного возраста.

Апробация работы. Результаты исследования были представлены и обсуждались: на XXX Всероссийском совещании по проблемам ВНД, посвященном 150-летию со дня рождения И. П. Павлова (Санкт-Петербург, май 2000 г.), на Всероссийской конференции с международным участием «Здоровая образовательная среда — здоровый ребенок» (Архангельск, октябрь 2003 г.), на I Российской конференции по когнитивной науке (Казань, октябрь 2004 г.), на 5-й международной конференции (чтениях), посвященной памяти Л. С. Выготского (Москва, ноябрь 2004 г.), на юбилейной конференции, посвященной бо-летию института возрастной физиологии РАО (Москва, ноябрь 2004), на конференции «СДВГ у детей: проблемы и решения» (Архангельск, май 2005), на 9-й международной конференции общества по нейронаукам 1С (Ж9 (Гавана, сентябрь 2005), на конференциях молодых ученых в институте возрастной физиологии РАО (Москва, ноябрь 2003; декабрь 2005), на первом международном форуме «Охрана здоровья детей в России» (Москва, апрель 2006) на заседаниях лабораторий нейрофизиологии когнитивной деятельности и психофизиологии Института возрастной физиологии РАО.

Публикации. По теме диссертации опубликовано 9 работ.

Структура и объем диссертации

.

Работа изложена на 131 странице машинописного текста и состоит из введения, 5 глав, заключения и выводов. Содержит 14 рисунков и 10 таблиц. Библиографический указатель включает 350 источников.

Выводы.

Электроэнцефалографический анализ выявил два вида отклонений в функциональном состоянии глубинных модулирующих структур головного мозга у обследованных детей младшего школьного возраста с СДВГ: незрелость фронто-таламической регуляторной системы, ЭЭГ признаком которой является наличие групп билатерально-синхронных колебаний тета-диапазона во фронтальных отделах, и дефицит неспецифической активационной системы ствола в виде гиперсинхронных колебаний альфаили тета-диапзона в каудальных отделах.

У гиперактивных детей с разной успешностью обучения обнаружены различия в функциональном состоянии регуляторных структур мозга: у детей с ярко выраженными трудностями обучения преобладают признаки функциональной незрелости ФТС, в то время как группу детей без трудностей обучения характеризует преимущественное снижение уровня неспецифической активации.

Функциональная незрелость фронто-таламической системы и системы неспецифической активации у детей с СДВГ оказывают избирательное влияние на формирование активационной, мотивационной и информационной составляющих зрительного внимания. В ситуации простого обнаружения сигнала у детей с дефицитом неспецифической активации по сравнению с детьми контрольной группы и детьми с функциональной незрелостью фронто-таламической системы выявлена недостаточность активационного компонента внимания в виде увеличения времени реакции при минимальном интервале между стимулами.

У гиперактивных детей с функциональной незрелостью фронто-таламической системы обнаружена дефицитарность мотивационного компонента зрительного внимания, что проявляется в увеличении времени реакции при максимальном межстимульном интервале в ситуации простого обнаружения зрительного стимула. В ситуации восприятия иерархического зрительного стимула у детей с незрелостью фронто-таламической системы выявлено снижение эффективности процессов произвольного избирательного внимания в виде достоверного увеличения разности во времени реакции при распознании локального и глобального аспектов буквы по сравнению с контрольной группой и группой с дефицитом неспецифической активации.

Сопоставление результатов электроэнцефалографического анализа и данных исследования особенностей организации различных компонентов внимания у гиперактивных детей свидетельствует о том, что отклонения в функционировании регуляторных систем головного мозга разного уровня являются важными факторами, определяющими гетерогенность СДВГ.

У детей с СДВГ в возрастном диапазоне от 7−8 к 9−10 годам растет эффективность активационных и информационных составляющих зрительного внимания, что обусловлено морфофункциональным созреванием коры головного мозга и ее связей с глубинными структурами.

Заключение

.

Современные данные о биологических факторах возникновения синдрома СДВГ на всех уровнях организации мозга от генетического до когнитивно-поведенческого указывает на его гетерогенность и необходимость дифференцированной оценки. Представления о роли различных модулирующих систем мозга в обеспечении основных компонентов внимания с одной стороны, и разнообразие дефицитов внимания у детей с СДВГ с другой, позволили предположить, что в основе различных форм этого синдрома могут лежать особенности функционального состояния или функциональной зрелости глубинных регуляторных структур мозга.

Исходя из этого, с целью выявления нейрофизиологических механизмов различных нарушений внимания у детей с СДВГ был предпринят комплексный электрофизиологический и психофизиологический анализ зрелости регуляторных систем мозга и организации процесса внимания у гиперактивных детей младшего школьного возраста.

Использование метода структурного анализа ЭЭГ, позволяющего оценивать функциональное состояние как коры больших полушарий, так и глубинных регуляторных структур мозга, позволило установить, что основной особенностью ЭЭГ детей младшего школьного возраста с СДВГ является наличие признаков функциональной незрелости регуляторных систем мозга. Было выявлено два типа изменений суммарной ЭА мозга, указывающих на наличие ЭЭГ признаков незрелости фронто-таламических структур (НФТС) и дефицита неспецифической активации со стороны ретикулярной формации ствола (ДНА). Для изучения вклада каждой из этих регуляторных систем в формирование различных компонентов внимания при СДВГ было проведено психофизиологическое исследование особенностей организации зрительного неспецифического и избирательного произвольного внимания в группах гиперактивных детей 7 -8 и 9−10 лет с НФТС и ДНА.

Исследование показателей времени реакции в ситуации простого обнаружения сигнала у детей младшего школьного возраста показало, что функциональное созревание РС мозга разного уровня оказывает специфическое влияние на формирование активационного и мотивационного компонентов зрительного внимания. У гиперактивных детей с незрелостью системы неспецифической активации РФ ствола головного мозга как в 7−8, так и в 9−10 лет в наибольшей степени страдает активационный компонент внимания, что проявилось в увеличении времени реакции по сравнению с контрольной группой и группой детей с НФТС. У гиперактивных детей с НФТС, в отличие от детей с ДНА, не было выявлено относительной несформированности активационного компонента внимания. Напротив, время реакции обнаружения в этой группе в целом было сходно с наблюдаемым в контрольной. Специфика организации зрительного неспецифического внимания у детей с НФТС проявилась в особенностях влияния межстимульного интервала на скорость реагирования при появлении зрительного сигнала. Вместо возрастания скорости реакции при увеличении межстимульного интервала, наблюдаемого в контрольной группе и группе с ДНА, обусловленного «подключением» мотивационного компонента внимания, эти дети в 7−8 лет демонстрировали замедление реакции, наиболее выраженное при максимальной предстимульной задержке. Это указывает на неэффективность механизмов произвольного удержания внимания при функциональной незрелости фронто-таламической РС. Вместе с тем, выявлена положительная динамика в формировании мотивационного компонента внимания у детей с НФТС, проявившаяся в укорочении времени реакции обнаружения при средних значениях межстимульного интервала у детей 9−10 лет.

Анализ избирательного произвольного зрительного внимания в ситуации опознания иерархической буквы позволил выявить специфику организации этого процесса у гиперактивных детей с функциональной незрелостью РС разного уровня. Дефицит неспецифической активации значимо не влияет на время опознания локального и глобального аспектов зрительного стимула. У детей с НФТС 7−8 лет обнаружено увеличение времени опознания локального аспекта иерархической буквы по сравнению с детьми контрольной группы и детьми с ДНА. Полученные результаты свидетельствуют о меньшей эффективности процессов произвольного избирательного внимания у детей 7−8 лет с функциональной незрелостью фронто-таламической регуляторной системы, что может быть связано с несформированностью нейрофизиологических механизмов нисходящей (top-down) избирательной модуляции корковых зон в соответствии с перцептивной задачей. Таким образом, нейрофизиологическим механизмом одного из основных симптомов СДВГдефицита управляющих функций — может являться незрелость или дисфункция фронто-таламической PC.

Сравнение времени опознания иерархической буквы в группах детей 78 и 9−10 лет с различным уровнем функциональной зрелости PC мозга указывает на прогрессивные возрастные изменения в организации зрительного избирательного внимания, наиболее выраженные у детей с НФТС. В этой группе детей в 9−10 лет не обнаружено существенных различий времени опознания иерархических стимулов от контрольной группы. «Нивелирование» различий в организации зрительного внимания у детей 9−10 лет с СДВГ и контрольной группы связано с особенностями возрастных перестроек. У детей в группе нормы качественные изменения в организации произвольного внимания происходят в период от 6 до 8 лет, а у детей с СДВГ на более поздних этапах онтогенеза (к 9−10 годам). Это подтверждает функциональный характер нарушений внимания у гиперактивных детей обследованной группы.

Таким образом, комплексное нейрофизиологическое и психофизиологическое исследование позволило уточнить нейрофизиологические механизмы, обуславливающие особенности организации различных аспектов внимания у детей с СДВГ младшего школьного возраста.

Показать весь текст

Список литературы

  1. , Т.В. Трудности письма и их нейропсихологическая диагностика / Т. В. Ахутина // Письмо и чтение: трудности обучения и коррекция. Москва-Воронеж. 2001. — С. 7.
  2. , A.C. Высшие интегративные системы мозга. / А.С.Батуев// Л.: Наука. 1981.- 253 с.
  3. , A.B. Функциональная организация процессов преднастройки и селекции в зрительной системе (психофизиологический анализ)/ A.B. Белопольский // Дипломная работа. Факультет психологии МГУ. -1999.
  4. , И.П. Дефицит внимания с гиперактивностью у детей/ И. П. Брязгунов, Е. В. Касатикова. -М.: Медпрактика-М. 2002.-128 с.(б)
  5. , И.П. Непоседливый ребенок, или все о гиперактивных детях/ И. П. Брязгунов, Е. В. Касатикова. -М.: Изд-во Ин-та Психотерапии. 2002. -92 с. (а)
  6. , JI.C. Детская психология/ J1.C. Выготский, Под ред. Д. Б. Эльконина. М.: // Собрание сочинений: в 6-ти т.- М: Педагогика. 1984.Т. 4. — 432 с.
  7. , H.JI. Электроэнцефалографическое исследование детской гиперактивности/ H. J1. Горбачевская, Н. Н. Заваденко, J1. П. Якупова и др. // Физиология человека. — 1996. — Т. 22, № 5. С. 49.
  8. , A.B. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью у детей/ Грибанов A.B., Волокитина Т. В., Гусева Е. А., Подоплекин Д.Н.// М.: Академический проект. 2004. — 143 стр.
  9. Ю.Джаспер, Г. Г. Современные представления о восходящем активирующем действии ретикулярной системы // Ретикулярная формация мозга / Под ред. Г. Г. Джаспера, Л. Д. Поктора, Найтона и др.// М.: Медгиз. 1962. — С. 286−297.
  10. П.Дзугаева, С. Б. Проводящие пути головного мозга человека (в онтогенезе)/ С. Б. Дзугаева. М.: Медицина. — 1975. — 247 с.
  11. , Ю.Б. Психология внимания/ Ю. Б. Дормашев, В.Я. Романов// М.: Тривола. 1995. — 352 с.
  12. , Н.В. Нейрофизиологические механизмы внимания/ Н.В.Дубровинская// Л.: Наука. 1985.
  13. , Н.В. Психофизиология ребенка/ Н. В. Дубровинская, Д. А. Фарбер, М.М. Безруких// М.:Владос. 2000. — 144с.
  14. , В.А. Регуляторные системы организма человека/ В. А. Дубынин, А. А. Каменский, М. Сапин// М.гДрофа. 2003. — 368 с.
  15. , Л. Анализ зрительно- пространственной деятельности у детей дошкольного возраста с синдромом нарушения внимания / Л. Кинтанар, Ю. Соловьева, Р. Бонилла // Физиология человека. 2006 — Т. 32, № 1.-С. 45−50.
  16. , Э.А. Функциональная асииметрия полушарий мозга и неосознанное восприятие/ Э. А. Костандов // М.: Наука. 1983. — 171 с.
  17. , Э.А. Особенности зрительной невербальной установки у детей предшкольного и младшего школьного возраста / Э. А Костандов, Е. А Черемушкин, М. Л Ашкинази // Журн. высш. нерв. деят. 2005. — Т. 55, № 3. — С.347−352.
  18. , Ю.Д. Современная диагностика и коррекция синдрома нарушения внимания: (нейрометрика, электромагнитная томография и нейротерапия)/Ю.Д.Кропотов// СПб.:Элби-СПб. 2005. — 148 с.
  19. , В. Р. Дефицит внимания с гиперактивностью у детей России: распространение, факторы риска и профилактика / В. Р. Кучма, А.Г.Платонова// М.:Рароргъ. — 1997.
  20. , В. Р. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью у детей (Вопросы эпидемиологии, этиологии, диагностики, лечения, профилактики и прогноза)/ В. Р. Кучма, И. П. Брязгунов// М. — 1994.
  21. , И.П. Автоматизированная диагностическая система «ЭЭГ-эксперт»/ И. П. Лукашевич, Р. И. Мачинская, М. Н. Фишман // Мед.техника. 1999. — № 6. — С.29.
  22. , И.П. Влияние поражений различных отделов зрительного бугра на характер биоэлектрической активности мозга человека/ О. Б Сазонова// Журн. Высш. нервн. -. 1996.
  23. , И.П. Диагностика функционального состояния мозга детей младшего школьного возраста с трудностями обучения/ И. П. Лукашевич, Р. И. Мачинская, М.Н. Фишман// Физиология человека. 1995. -Т. 20, № 5. -С. 34.
  24. , А. Р. Высшие корковые функции человека/ А.Р.Лурия// М. 1969.
  25. , А. Р. Мозг человека и психические процессы / А. Р. Лурия// М.: изд-во АПН РСФСР. 1963.
  26. , А.Р. Лобные доли и регуляция психических процессов/ А. Р. Лурия, Е.Д.Хомская// М.: Из-во МГУ. 1966.
  27. , В.Е. Изменения ЭЭГ в зависимости от локализации опухоли мозга/ В. Е. Майорчик // Клиническая энцефалография, под редакцией Русинова B.C. М.: Медицина. 1973. — С. 106
  28. , Д. Расстройства поведения// Педиатрия/ Д. Maco, Л. Раппопорт. Дж. Грефа// М.:Практика. 1997. — 912 с.
  29. , Р.И. Формирование нейрофизиологических механизмов произвольного избирательного внимания у детей младшего школьного возраста / Р. И. Мачинская // Дис.. доктора биол. наук, Москва. 2001. -278 с
  30. , Р.И. Нейрофизиологические механизмы произвольного внимания (Аналитический обзор)/ Р. И. Мачинская // Журн. высш. нервн. деят.- 2003. Т. 53. № 2. — С. 133−150.
  31. Р.И. Функциональное созревание мозга и формирование нейрофизиологических механизмов избирательного произвольного внимания у детей младшего школьного возраста / Р. И. Мачинская // Физиология человека. 2006. — Т. 32, № 1. — С. 26−36.
  32. , Р.И. ЭЭГ-анализ функционального состояния глубинных регуляторных структур мозга у гиперактивных детей 7−8 лет/ Р. И. Мачинская, Е.В.Крупская// Физиология человека. 2001. — т. 27. -№ 3.- С.122−124.
  33. , Р.И. Динамика электрической активности мозга у детей 5−8 летнего возраста в норме и при трудностях обучения/ Р. И. Мачинская, И. П. Лукашевич, М. Н. Фишман // Физиология человека. 1997. — Т.23. — N 5. — С. 5−11.
  34. Между народная классификация болезней (10-й пересмотр.) Классификация психических и поведенческих расстройств// Санкт-Петербург. 1994.
  35. Многотомное руководство по акушерству и гинекологии // М. 1964, — т. З.-ч. 3.
  36. , Р. Застывший взгляд / Р. Пацлаф// Москва.: Evidentis. 2003.
  37. Равич-Щербо, И. В. Психогенетика / И.В.Равич-Щербо, Т. М. Марютина, Е. Л. Григоренко // Психогенетика: Учеб. для студентов вузов, обучающихся по спец. и направлению «Психология"/ Под ред. И.В. Равич-Щербо. М.: Аспект-Пресс. — 2000. — 447 с.
  38. Регуляторные системы организма человека / В. А Дубынин., А. А Каменский.и др. М.: Дрофа. — 2003. — 368 с.
  39. , O.A. Формирование функций регуляции и контроля в младшем школьном возрасте/ O.A. Семенова// Автореферат канд. дис. М. — 2005.
  40. , Е.А. Динамика психического развития: онтогенетический и психогенетический аспекты / Е. А. Сергиенко, Под ред. Т. В. Ахутиной и Ж. М. Глозман. // А. Р. Лурия и психология XXI века М: Факультет психологии МГУ: «Смысл». 2003. — С. 336−340.
  41. , И.А. Детство нервной системы / И.А.Скворцов// Москва: Медпресс-информ. 2004.
  42. , М.В. Медленные негативные потенциалы головного мозга человека в период фиксации и подготовки саккад на зрительные стимулы/ М. В. Славуцкая, В. В. Шульговский // Журнал ВИД. 2002. — № 5.
  43. , E.H. Ориентировочный рефлекс и вопросы высшей нервной деятельности/ E.H. Соколов// М.: Изд-во АПН РСФСР. -1959.
  44. , А.Б. Нейрофизиологическое исследование синдрома дефицита внимания методами количественного ЭЭГ-анализа/ А. Б. Сорокин, Н. В. Григорьева, H.H. Заваденко, A.JI. Горбачевская // Сибирский вестник психиатрии и наркологии.- 2003 Т. 27, № 1. — С. 47.
  45. Структурно-функциональная организация развивающегося мозга / Д. А. Фарбер, JI.K. Семенова, В. В. Алферова и др.// JI.: Наука. 1990. -198 с.
  46. , A.C. Эндогенные психические заболевания/ A.C. Тиганов (под. ред.)// http://psychiatry.ru/library/lib/show.php4 ?id=29
  47. , Д.А. Электроэнцефалограмма детей и подростков/ Д. А. Фарбер, В. В. Алферова. М.: Педагогика. — 1972. — 215с.
  48. , В.А. Закономерности саккадической деятельности глазодвигательного аппарата/ Филин В.А.// Автореферат дис. д-ра биол. Наук. Москва. — 1987. — 44 с.
  49. , Дж. Введение в психофизиологию/ Дж. Хэссет // М.: Мир. 1981.
  50. , В. В. Основы нейрофизиологии: Учебное пособие/ В. В. Шульговский. — М.: Аспект Пресс, 2002.— с. 277
  51. , Б.Р. Минимальные дисфункции головного мозга у детей: Этиология, патогенез, диагностика, коррекция, профилактика// Б. Р. Яременко, А. Б. Яременко, Т.Б.Гориянова// СПб: Деан. 1999. — 128 стр.
  52. Ackerman, Р.Т. Arithmetic automatization failure in children with attention and reading disorders: associations and sequela/ P.T. Ackerman, J.M.Anhalt, R.A.Dykman // J Learn Disabil.- 1986 -V. 19, N 4. P. 222−32.
  53. Alberts-Corush, J. Attention and impulsivity characteristics of the biological and adoptive parents of hyperactive and normal control children/ J. Alberts-Corush, P. Firestone, J.T.Goodman // Am. J. Orthopsychiatry. 1986. — V. 56. — P.413−423.
  54. Alegria, J. Seqential effects of foreperiod duration as a function of the frequency of foreperiod repetitions/ J. Alegria// Journal of Motor Behavior. -1975. V. 7, N 4. — P.243.
  55. Aman, C. J. A neuropsychological examination of the underlying deficit in ADHD: The frontal lobe versus right parietal lobe theories/ C. J. Aman, R. J. Roberts, B. F. Pennington // Developmental Psychology. 1998. -V. 34.- P. 956−969.
  56. Amen, D.G. High-Resolution Brain SPECT imaging in ADHD/D.G. Amen, B.D.Carmichael// American Academy of Clinical Psychiatrists. 1997(a). — N 2-P. 81−85.
  57. Amen, D.G. Oppositional children similar to OCD on SPECT: implications for treatment/ D.G. Amen, et al.// J Neurotherapy. 1997 (b). — August P. l-7 .
  58. Armstrong, I.T. Attentional blink in adults with attention-deficit hyperactivity disorder. Influence of eye movements/ I.T.Armstrong, D.P.Munoz// Exp Brain Res. 2003. — V. 152, N 2. — P. 243−50.
  59. Armstrong, I.T. Inhibitory control of eye movements during oculomotor countermanding in adults with attention-deficit hyperactivity disorder/ I.T.Armstrong, D.P.Munoz// Exp Brain Res. 2003. — V. 152, N4. — P. 444 452.
  60. Aron, A.R. The cognitive neuroscience of response inhibition: relevance for genetic research in attention-deficit/hyperactivity disorder/ A.R.Aron, R.A.Poldrack// Biol Psychiatry. 2005. — V. 57, N 11. — P. 1285−1292.
  61. Aylward E.H. Basal ganglia volumes in children with attention-deficit hyperactivity disorder/ E.H. Aylward, A.L. Reiss, M.J. Reader, H.S. Singer, J.E. Brown, M.B. Denckla// J Child Neurol. 1996. — V. 11, N 2. — P. l 12−115.
  62. Ball, J.D. Time requirements of psychological testing: a survey of practitioners/ J.D.Ball, R.P.Archer, E.A.Imhof 11 J Pers Assess. 1994. — V. 63, N 2. -P.239−249.
  63. Banaschewski, T. Towards an understanding of unique and shared pathways in the psychopathophysiology of ADHD/ T. Banaschewski, C. Hollis, J. Oosterlaan, H. Roeyers, K. Rubia, E. Willcutt, E. Taylor// Dev Sci. 2005. — V. 8, N 2. -P.132−140.
  64. Barabasz, M. Attention Deficit disorder: Diagnosis, etiology and treatment/ M. Barabasz, A. Barabasz // Child Study Journal. 1996. — V. 26, N 1. — P. l-37.
  65. Barkley, R.A. Comprehensive evaluation of attention deficit disorder with and without hyperactivity as defined by research criteria/ R.A.Barkley, G.J.DuPaul, M.B.McMurray / J Consult Clin Psychol. 1990 -V. 58, N 6. — P.775−789.
  66. Barkley, R.A. Frontal lobe functions in attention deficit disorder with and without hyperactivity: a review and research report/ R.A.Barkley, G. Grodzinsky, G.J.DuPaul.// J Abnorm Child Psychol. 1992. — V. 20, N 2. -P.163−188.
  67. BarkIey, R.A. Behavioral inhibition, sustained attention, and executive functions: constructing a unifying theory of ADHD/ R. A. Barkley// Psychol Bull.- 1997.- N 121-P. 65−94.
  68. Barkley, R.A. Attention-deficit hyperactivity disorder/ R. A. Barkley// Sci Am. 1998.- V. 279, N 3. -P.66−71.
  69. Barkley, R.A. The executive functions and self-regulation: an evolutionary neuropsychological perspective/ R. A. Barkley// Neuropsychol Rev. 2001. -V. 11, N 1. -P. 1−29.
  70. Barry, R.J. A review of electrophysiology in attention-deficit/hyperactivity disorder: I. Qualitative and quantitative electroencephalography/ R.J. Barry,
  71. S.J. Johnstone, A.R. Clarke// Clin Neurophysiol. 2003 — V. 114, N 2. -P. 171−183.
  72. Barry, RJ. A review of electrophysiology in attention-deficit/hyperactivity disorder: II. Event-related potentials/ R.J. Barry, S.J. Johnstone, A.R. Clarke// Clin Neurophysiol. 2003 — V. 114, N 2. — P.184−198.
  73. Beck, L.H. A continuous performance test of brain damage/ L.H. BECK, E.D. Jr BRANSOME, A.F. MIRSKY, H.E. ROSVOLD, I. SARASON.// J Consult Psychol. 1956. — V.20, N5. — P.343−350.
  74. Bedard, A.C. Methylphenidate improves Stroop naming speed, but not response interference, in children with attention deficit hyperactivity disorder/ A.C.Bedard, A. Ickowicz, R. Tannock // J Child Adolesc Psychopharmacol. -2002.-V. 12, N4.- P.301−309.
  75. Bedi, G.C. Investigation of modality-specific distractibility in children/ G.C.Bedi, J.M.Halperin, V. Sharma// Int J Neurosci. 1994. — V. 74, N (1−4). -P.79−85. LJht no Cacace T. and D. J. McFarland. 1998.
  76. Bellak, L. Attention-deficit hyperactivity disorder in adults/ L. Bellak, R.B. Black// Clin Ther. 1992. — V. 14, N 2. — P. 138.
  77. Belopolsky, V.I. Time course of warning effect in detection task/ V.I. Belopolsky, A.V. Belopolsky// Book of Abstracts. X Congress of European Society for Cognitive Psychology. Jerusalem. — 1998. — P.157.
  78. Berlin, L. Response inhibition, hyperactivity, and conduct problems among preschool children/ L. Berlin, G. Bohlin// J Clin Child Adolesc Psychol. 2002. — V. 31, N 2. — P.242−251.
  79. Berquin, P.C. Cerebellum in attention-deficit hyperactivity disorder: a morphometric MRI study/ P.C.Berquin, J.N. Giedd, L.K.Jacobsen, S.D. Hamburger, A.L. Krain, J.L. Rapoport, F.X. Castellanos// Neurology. 1998. -V. 50, N4.-P. 1087−1093.
  80. Bertelson, P. The time-course of preparation: confirmatory results with visual and auditory warning signals/ P. Bertelson, F. Tisseyre // Acta Psychologica. -1969.-V.30. P. 145.
  81. Booth, J.R. Brain-behavior correlation in children depends on the neuro-cognitive network/ J.R. Booth, D.D. Burman, J.R. Meyer, B. Trommer, N. Davenport, T.R. Parrish, D.R. Gitelman, M.M. Mesulam//Human Brain Mapping. 2004. — N23. — P.99−108.
  82. Boucsein, W. SCRGAUGE a computer program for the detection and quantification of SCR’s/ W. Boucsein// In W. Boucsein (Eds.), Electrodermal activity. New York: Plenum Press. — 1992.
  83. Bresnahan, S.M. Age-related changes in quantitative EEG in attention-deficit/hyperactivity disorder/ S.M. Bresnahan, J.W. Anderson, R.J. Barry// Biol Psychiatry. 1999. — V. 46, N 12. — P. 1690.
  84. Bresnahan, S.M. Specificity of quantitative EEG analysis in adults with attention deficit hyperactivity disorder/ S.M. Bresnahan, R.J. Barry// Psych Res.-2002.-N112.- P.133.
  85. Brunia, C.H. Neural aspects of anticipatory behavior/ C.H. Brunia// Acta Psychol. (Amst). 1999. — V. 101. — P.213.
  86. Cacace, T. Central auditory processing disorder in school-aged children: a critical review/ T. Cacace, D. J. McFarland// J Speech Lang Hear. Res 1998. — N 41. — P.355−373.
  87. Cairney, S. Contextual abnormalities of saccadic inhibition in children with attention deficit hyperactivity disorder/ S. Cairney, P. Maruff, A. Vance, R. Barnett, E. Luk, J. Currie// Exp Brain Res. 2001. — V. 141, N 4. — P.507−518.
  88. Cantwell, D.P. Psychiatric illness in the families of hyperactive children/ D.P.Cantwell// Arch Gen Psychiatry. 1972. V. 27, N3. — P.414−417.
  89. Cantwell, D. P. Classification of child and adolescent psychopathology/ D. P. Cantwell// J Child Psychol Psychiatry. 1996. — V. 37, N1. — P.3−12.
  90. Carter, C.S. Asymmetrical visual-spatial attentional performance in ADHD: evidence for a right hemispheric deficit/ C.S.Carter, P. Krener, M. Chaderjian, C. Northcutt, V. Wolfe// Biol Psychiatry. 1995. — V. 37, N 11. — P.789−797.
  91. Castellanos, F.X. Toward a pathophysiology of attention-deficit/hyperactivity disorder/ F.X.Castellanos // Clin Pediatr (Phila). 1997. -V. 36, N 7. — P.381−393.
  92. Castellanos, F.X. Developmental trajectories of brain volume abnormalities in children and adolescents with attention-deficit/hyperactivity disorder/ F.X. Castellanos, P.P. Lee, W. Sharp, N.O. Jeffries, D.K. Greenstein, L.S. Ciasen,
  93. J.D. Blumenthal, R.S. James, C.L. Ebens, J.M. Walter, A. Zijdenbos, A.C. Evans, J.N. Giedd, J.L. Rapoport// JAMA. 2002. — V. 288. — P. 17 401 748.
  94. Castellanos, F.X. The neuroanatomy of attention deficit/hyperactivity disorder/ F.X.Castellanos, M.T.Acosta// Rev Neurol. 2004. — V. 38. — P.131−136.
  95. Castellanos, F.X. Varieties of attention-deficit/hyperactivity disorder-related intra-individual variability/ F.X. Castellanos, E.J. Sonuga-Barke, A. Scheres, A. Di Martino, C. Hyde, J.R. Walters.// Biol Psychiatry. 2005. — V.57, N11. — P. 1416.
  96. Chabot, R.J. Sensitivity and specificity of QEEG in children with attention deficit or specific developmental learning disorders/ R.J. Chabot, H. Merkin,. L.M. Wood, T.L. Davenport, G. Serfontein.//Clin Electroencephalogr. 1996. -V. 27, N 1. — P. 26.
  97. Chabot, R.J. Quantitative electroencephalographic profiles of children with attention deficit disorder/ R.J. Chabot, G. Serfontein// Biol Psychiatry. 1996. — V.40,N10.-P.951.
  98. Chabot, R.J. Behavioral and electrophysiologic predictors of treatment response to stimulants in children with attention disorders/ R.J. Chabot, A.A. Orgill, G. Crawford, M.J. Harris, G. Serfontein// J Child Neurol. 1999. -V.14, N 6. — P.343−351.
  99. Chee, P. Effects of event rate and display time on sustained attention in hyperactive, normal, and control children/ P. Chee, G. Logan, R. Schachar, P. Lindsay, R. Wachsmuth// J Abnorm Child Psychol. 1989. — V.17, N4. -P.371−391.
  100. Chen, C.Y. Visual spatial attention in children with attention deficit hyperactivity disorder/ C.Y. Chen, C.L. Chen, C.Y. Wu, H.C. Chen, F.T. Tang, M.K. Wong// Chang Gung Med J. 2002 — V.25, N8. — P.514−521.
  101. Chen, W.J. Sustained attention deficits as markers of genetic susceptibility to schizophrenia/ W.J.Chen, S.V.Faraone// Am J Med Genet. -2000. V.97, N1 — P.52−57.
  102. Chhabildas, N. A comparison of the neuropsychological profiles of the DSM-IV subtypes of ADHD/ N. Chhabildas, B. F. Pennington, E. G. Willcutt// J Abnorm Child Psychol. 2001. — V.29, N 6. — P. 529−540.
  103. Clarke, A.R. Age and sex effects in the EEG: differences in two subtypes of attention-deficit/hyperactivity disorder/ A.R. Clarke, R.J. Barry, R. McCarthy, M. Selikowitz// Clin Neurophysiol. -2001. V. l 12, N5. — P.815.
  104. Clarke, A.R. EEG-defined subtypes of children with attention-deficit/hyperactivity disorder/ A.R. Clarke, R.J. Barry, R. McCarthy, M. Selikowitz// Clin Neurophysiol. 2001. — V. l 12, N 11. — P.2098−2105.
  105. Clarke, A.R. Electroencephalogram differences in two subtypes of attention-deficit/hyperactivity disorder / A.R. Clarke, R.J. Barry, R. McCarthy, M. Selikowitz// Psychophysiology. 2001. — V.38, N2. — P.212.
  106. Cohen, N.J. Characteristics of the orienting response in hyperactive and normal children/ N.J.Cohen, V.I. Douglas.// Psychophysiology. 1972. — V.9, N2. — P.238−245.
  107. Cordeau, I.P. Monorhythmic frontal delta activity in the human electroencephalogram: a study of 100 cases/ I.P. Cordeau// Electroencephalogr. Clin. Neurophysiol. 1959. — V. 11. — P.733.
  108. Coull, J.T. Neural correlates of attention and arousal: insights from electrophysiology, functional neuroimaging and psychoparmacology/ J.T.Coull // Progress in Neurobiology. 1998. — V. 55. — P.343−361-
  109. Crone, A. E. Molen Sensitivity tointerference andresponse contingenciesinAttention-Deficit/Hyperactivity/ E. A. Crone, J. R. Jennings,
  110. W. van der Maurits// Journal of Child Psychology and Psychiatry. -2003. V.44, N2. — P.214−226.
  111. DeWoIfe, N. A. Early clinical assessment of attention./ N. A. DeWolfe, J. M. Byrne, H. N. Bawden// Clin Neuropsychol. 1999. — N13. — P.458−473.
  112. Diagnostic and Statistic Manual of Mental Disorders IV // American Psychiatric Association Washington: American Psychiatric Assoc. — 1994. -P. 787.
  113. Dongier, M. Mental deseases/ M. Dongier in H. Gastout (Eds.)// Handbook of electroencephalography and clinical neurophysiology. Amsterdam.: Elsevier. — 1974. — P.27.
  114. Douglas, V.I. Supraspan verbal memory in attention deficit disorder with hyperactivity normal and reading-disabled boys/ V.I.Douglas, E. Benezra//J Abnorm Child Psychol. 1990. — V.18, N6. — P.617−638.
  115. Drewe, E.A. Go no go learning after frontal lobe lesions in humans/ E.A. Drewe// Cortex. — 1975. — V. l 1, N1. — P.8−16.
  116. Durston, S. A review of the biological bases of ADHD: what have we learned from imaging studies?/ S. Durston// Ment Retard Dev Disabil Res Rev. -2003.-V.9, N3.-P. 184−195.
  117. Dykman, R.A. Autonomic responsivity during visual search of hyperactive and reading-disabled children/ R.A. Dykman, P.T. Ackerman, D.M. Oglesby, P.J. Holcomb// Pavlov J Biol Sci. 1982. — V. l7, N3. — P. 150.
  118. Early, T.S. Hyperactivity of the left striato-pallidal projection. Part I: Lower level theory/ T.S. Early, M.I. Posner, E.M. Reiman, M.E. Raichle // Psychiatr Dev. 1989. — V.7, N2. — P.85−108.
  119. Early, T.S. Left striato-pallidal hyperactivity in schizophrenia. Part II: Phenomenology and thought disorder/ T.S. Early, M.I. Posner, E.M. Reiman, M.E. Raichle// Psychiatr Dev. 1989. — V.7, N2. — P. 109−121.
  120. Epstein, J. N. Asymmetrical hemispheric control of visual-spatial attention in adults with attention deficit hyperactivity disorder/ J. N. Epstein, C. K. Conners, D. Erhardt, J. S. March, J. M. Swanson// Neuropsychology. -1997. -N 11. P.467−473.
  121. Eriksen, B. A. Effects of noise letters upon the identification of a target letter in a nonsearch task/ B. A. Eriksen, C. W. Eriksen// Perception and Psychophysics. 1974. — N16. — 143−149.
  122. Faraone, S.V. Genetics of Childhood Disorders: XIX. ADHD, Part 4: Is ADHD Genetically Heterogeneous?/ S.V.Faraone// J Am Acad Child Adolesc Psychiatry. 2000. — V. 39, N11. — P.1201−1205.
  123. Fitts, P. M. S-R compatibility: spatial characteristics of stimulus and response codes/ P. M. Fitts, C. M. Seeger// Journal of Experimental Psychology.- 1953. N46. — P. 199−210.
  124. Gaultney, J. F. Inhibition and mental effort in attention deficit hyperactivity disorder/ J. F. Gaultney, K. Kipp, J. Weinstein, J. McNeill.// Journal of Developmental and Physical Disabilities. 1999. -N 11. -P.105−114.
  125. Giedd, J.N. Brain imaging of attention deficit/hyperactivity disorder/ J.N. Giedd, J. Blumenthal, E. Molloy, F.X. Castellanos//Ann N Y Acad Sci. 2001.- V. 931. P.33−49.
  126. Gill, M. Confirmation of association between attention deficit hyperactivity disorder and a dopamine transporter polymorphism/ M. Gill, G. Daly, S. Heron, Z. Hawi, M. Fitzgerald// Mol Psychiatry. 1997. — N2. — P.311−313 .
  127. Gillberg, C. Perceptual, motor and attentional deficits in seven-year-old children. Electroencephalographic aspects/ C. Gillberg, M. Matousek, I. Petersen, P. Rasmussen // Acta Paedopsychiatr. 1984 -V.50, N5 — P.243−253.
  128. Gillberg, C. Clinical Child Neuropsychiatry/ C. Gillberg// Cambridge University Press. Cambridge. UK. 1995. — 366 p.
  129. Gillis, J.J. Attention deficit disorder in reading-disabled twins: evidence for a genetic etiology/ J.J. Gillis, J.W. Gilger, B.F. Pennington, J.C. DeFries// J Abnorm Child Psychol. 1992. — V.20, N3. — P.303−315.
  130. Gogtay, N. Brain development in healthy, hyperactive, and psychotic children/ N. Gogtay, J. Giedd, J.L. Rapoport // Arch Neurol. 2002. — V.59, N8.-P. 1244−1248.
  131. Goldersohn, E.S. Use of the EEG for evaluation of focal intracranial lesions/ E.S. Goldersohn in D.W. Klass, D.D. Daly (Eds)// Current practice of clinical electroencephalogrephy. N.Y.: Raven Press. — 1979. — P.307.
  132. Gould, T.D. Altered performance on an ocular fixation task in attention-deficit/hyperactivity disorder/ TD Gould, TM Bastain, ME Israel, DW Hommer, FX Castellanos// Biol Psychiatry. 2001. — V.50, N8. — P.633−635.
  133. Grodzinsky, G. M. Frontal lobe functioning in boys with attention deficit hyperactivity disorder/ G. M. Grodzinsky, R. Diamond// Developmental Neuropsychology. 1992. — N8. — P.427−446.
  134. Grunewald-Zuberbier, E. Hyperactive behavior and EEG arousal reactions in children// E. Grunewald-Zuberbier, G. Grunewald, A. Rasche// Electroencephalogr Clin Neurophysiol. 1975. — V. 38, N2. — P. 149−159.
  135. Halperin, J.M. Discriminant validity of attention-deficit hyperactivity disorder/ J.M.Halperin, J.H.Newcorn, K. Matier, V. Sharma, K.E.McKay, S. Schwartz// J Am Acad Child Adolesc Psychiatry. 1993. — V.32, N5. -P.1038−1043.
  136. Hechtman, L. Genetic and neurobiological aspects of attention deficit hyperactive disorder: a review/ L. Hechtman // J Psychiatry Neurosci. -1994. V.19, N3. — P.193−201.
  137. Hughes, J.R. EEG in Clinical Practice/ J.R. Hughes// Boston, London: Butterworths. 1994. — 242 p.
  138. Hunt, R.D. Clinical patterns of ADHD: a treatment model based on brain functioning. / R.D. Hunt, R. Hoehn, K.J. Stephens, W. Riley, C. Osten // Compr Ther.- 1994. V.20, N2. — P.106−112.
  139. Hynd, G.W. Brain morphology in developmental dyslexia and attention deficit disorder/hyperactivity/ Hynd GW, Semrud-Clikeman M, Lorys AR, Novey ES, Eliopulos D.// Arch Neurol. 1990. — V.47, N8. — P.919−926.
  140. Hynd, G.W. Attention deficit-hyperactivity disorder and asymmetry of the caudate nucleus/ G.W. Hynd, K.L. Hern, E.S. Novey, D. Eliopulos, R. Marshall, J.J.Gonzalez, K.K. Voeller// J Child Neurol. 1993. — V. 8, N4. — P.339−347.
  141. Jacobsen, L.K. Blink rate in childhood-onset schizophrenia: comparison with normal and attention-deficit hyperactivity disorder controls/ L.K. Jacobsen// Biol Psychiatry. 1996. — V.40, N12. — P. 1222−1229.
  142. Kahana, MJ. Theta return/ M.J.Kahana, D. Seelig, J.R.Madsen// Currrent Opinion in Neurobiology. 2001. — V. 11. — P. 39−744.
  143. Keith, R.W. Comparison of SCAN results with other auditory and language measures in a clinical population/ R.W. Keith, J. Rudy, P.A. Donahue, B. Katbamna.// Ear Hear. 1989. — V.10, N6. — P.382−386. wt no A. T. Cacace and D. J. McFarland. 1998
  144. Kietzman, M.L. Experimental approaches to psychopathology. M.L. Kietzman, S. Sutton, J. Zubin// Academic Press. New York. 1975.
  145. Kinsbourne, M. Minimal brain dysfunction as a neurodevelopmental lag/ M. Kinsbourne// Ann N Y Acad Sei. 1973. — N28. — P.268−273.
  146. Klein, C. Effects of methylphenidate on saccadic responses in patients with ADHD/ C. Klein, B. Jr Fischer, B. Fischer, K. Hartnegg// Exp Brain Res. -2002.- V. 45, N1. P.121−125.
  147. Koella, W.P. A modern neurobiological concept of vigilance/ W.P. Koella // Experientia. 1982. — V. 38, N 12. — P.1426−1437.
  148. Koschack, J. Impaired and enhanced attentional function in children with attention deficit/hyperactivity disorder/ J. Koschack, H. J. Kunert, G. Derichs, G. Weniger, E. Irle// Psychol Med. 2003. — V.33, N3. — P.481−489.
  149. Kuo, F.E. A potential natural treatment for attention-deficit/hyperactivity disorder: evidence from a national study/ F.E. Kuo, A.F. Taylor// Am J Public Health. 2004. — V.94, N9. — P.1580−1586.
  150. Lairy, G.C. Semantic traps in neurobiology./ G.C. Lairy// Rev Electroencephalogr Neurophysiol Clin. 1975. — V.5, N2. — P.152.
  151. Lane, D. M. Limited capacity, attention allocation, and productivity/ D. M. Lane In W. C. Howell and E.A. Fleishman (Eds.)// Human performance and productivity: Information processing approaches. Hillsdale, N.J.: Lawrence Erlbaum Associates. — 1982.
  152. Lansman, M. Individual differences in the ability to focus and divide attention/ M. Lansman, S. Poltrock, E. Hunt// Intelligence. 1983. — N7. — P.299−312.
  153. Lazar, J.W. Frontal systems dysfunction in children with attention-deficit/hyperactivity disorder and learning disabilities. / J.W. Lazar, Y. Frank// J Neuropsychiatry Clin Neurosci. 1998. — V.10, N2. -P.160.
  154. Lazzaro, I. Quantified EEG activity in adolescent attention deficit hyperactivity disorder/1. Lazzaro, E. Gordon, S. Whitmont, M. Plahn, W. Li, S. Clarke, A. Dosen, R. Meares// Clin Electroencephalogr. 1998. — V.29, N1. -P.37.
  155. Lazzaro, I. Simultaneous EEG and EDA measures in adolescent attention deficit hyperactivity disorder/ I. Lazzaro, E. Gordon, W. Li, C.L. Lim, M.
  156. Plahn, S. Whitmont, S. Clarke, R.J. Barry, A. Dosen, R. Meares// Int J Psychophysiology. -1999. V.34, N2. — P. 123.
  157. Lazzaro, I. The modulation of late component event related potentials by pre-stimulus EEG theta activity in ADHD/1. Lazzaro, E. Gordon, S. Whitmont, R. Meares, S. Clarke//Int J Neurosci. 2001. — V.107, N3−4. — P.247.
  158. Leung, P.W. Test of two views of impulsivity in hyperactive and conduct-disordered children/ P.W. Leung, K.J. Connolly// Dev Med Child Neurol. -1997. V.39, N9. — P.574−582.
  159. Levy, F. Neurometries, dynamic brain imaging and attention deficit hyperactivity disorder/ F. Levy, P.B. Ward // J Paediatr Child Health. 1995. — V. 31, N4. — P.279.
  160. Levy, F. Attention deficit hyperactivity disorder: a category or a continuum? Genetic analysis of a largescale twin study/ F. Levy, D. Hay, M. McStephen, C. Wood, I. Waldman// J Am Acad Child Adolesc Psychiatry 1997. — V.36. -P.737.
  161. Levy, F. Directions of aetiologic research on attention deficit hyperactivity disorder/ F. Levy, C. Barr, G. Sunohara// Aust N Z J Psychiatry. 1998. -V.32, N1. — P.97−103.
  162. Li, C.S. Inhibition of return in children with attention deficit hyperactivity disorder/ C.S. Li, H.L. Chang, S.C. Lin// Exp Brain Res. 2003.- V.149, N1. -P.125−130.
  163. Lou, H.C. Focal cerebral hypoperfusion in children with dysphasia and/or attention deficit disorder/ H.C. Lou, L. Henriksen, P. Bruhn// Arch Neurol. 1984. — V.41, N8. — P.825.
  164. Lou, H.C. Striatal dysfunction in attention deficit and hyperkinetic disorder/ H.C. Lou, L. Henriksen, P. Bruhn, H. Borner, J.B. Nielsen// Arch Neurol. 1989. — V.46, N1. — P.48−52.
  165. Lou, H.C. Focal cerebral dysfunction in developmental learning disabilities/ H.C. Lou, L. Henriksen, P. Bruhn// Lancet. 1990. — V.6, N335 (8680). -P.8−11.
  166. Lubar, J.F. Spectral analysis of EEG differences between children with and without learning disabilities/ J.F. Lubar, K.J. Bianchini, W.H. Calhoun, E.W. Lambert, Z.H. Brody, H.S.Shabsin // J. Learn. Disabil. 1985. — V. 18. -P.403−448.
  167. Lubar, J.F. Discourse on the development of EEG diagnostics and biofeedback for attention-deficit/hyperactivity disorders/ J.F. Lubar// Biofeedback Self Regul. 1991. — V.16, N3. — P.201.
  168. Lubar, J.F. Neocortical dynamics: implications for understanding the role of neurofeedback and related techniques for the enhancement of attention/ J.F. Lubar// Appl. Psychophysiol. Biofeedback. 1997. — V. 22. — P. 111−126.
  169. Lucker, J.R. Perception of loudness in children with ADD and without ADD/ J.R. Lucker, D. Geffner, W. Koch// Child Psychiatry Hum Dev. 1996. — V.26, N3. — P. 181−190 uht no A. T. Cacace and D. J. McFarland. 1998
  170. Ludlow, C.L. Speech and language research support in the U. S/ C.L. Ludlow, D.C. Gale, R.B. Richmond// ASHA. 1983. — V.25, N8. -P.37−42. uht no A. T. Cacace and D. J. McFarland. 1998.
  171. Lufi, D. The effect of methylphenidate on the cognitive and personality functioning of ADHD children/ D. Lufi, J. Parish-Plass, E. Gai// Isr J Psychiatry Relat Sci. 1997. — V.34, N3. — P.200−209.
  172. Malone, M. A. The effects of methylphenidate on levels of processing and laterality in children with attention deficit disorder/ M. A. Malone, J. R. Kershner, L. Siegel//. J Abnorm Child Psychol 1988. — V.16. — P.379−395.
  173. Mann, C.A. Quantitative analysis of EEG in boys with attention-deficit-hyperactivity disorder: controlled study with clinical implications/ C.A. Mann, J.F. Lubar, A.W. Zimmerman, C.A. Miller, R.A. Muenchen// Pediatr Neurol. 1992. — V.8, N1. — P.30.
  174. Martinussen, R. A meta-analysis of working memory impairments in children with attention-deficit/hyperactivity disorder/ R. Martinussen, J. Hayden, S. Hogg-Johnson, R. Tannock.// J Am Acad Child Adolesc Psychiatry. 2005. — V.44, N4. — P.377−384.
  175. McDonald, K. M. Covert orienting and focusing of attention in children with attention deficit hyperactivity disorder/ K. McDonald, M. Bennett, H. Chambers, U. Castiello// Neuropsychologia. 1999. — V.37. — P.345−356.
  176. McGuiness, D. The neuropsychology of attention: emotional and motivational controls/ D. McGuiness, K.H.Pribram, M.C.Wittrock// 1980 -editor. New York: Adademic Press-
  177. Menon, V. Frontostriatal deficits in fragile X syndrome: relation to FMR1 gene expression/ V. Menon, J. Leroux, C.D. White, A.L. Reiss // Proc Natl AcadSciUSA. -2004.- V.101, N10.-P.3615−3620.
  178. Mesulam, M.M. A cortical network for directed attention and unilateral neglect/ M.M.Mesulam// Ann Neurol. 1981. — V.10, N4. — P.309−325.
  179. Mesulam, M.M. Frontal cortex and behavior/ M.M.Mesulam// Ann Neurol. 1986. — V.19, N4. — P.320−325.
  180. Mick, E. Age-dependent expression of attention-deficit/hyperactivity disorder symptoms/ E. Mick, S.V. Faraone, J. Biederman// Psychiatr Clin North Am.-2004.- V.27, N2. P.215−224.
  181. Mill, J. Quantitative trait locus analysis of candidate gene alleles associated with attention deficit hyperactivity disorder (ADHD) in five genes: DRD4, DAT1, DRD5, SNAP-25, and 5HT1B./ J. Mill, X. Xu, A. Ronald, S. Curran,
  182. T.Price, J. Knight, I. Craig, P. Sham, R. Plomin, P. Asherson // Am J Med Genet B Neuropsychiatr Genet/ 2005. — V133B, N1. — P.68−73.
  183. Morrison, J.R. Evidence for polygenetic inheritance in the hyperactive child syndrome/ J.R. Morrison, M.A. Stewart// Am. J. Psychiatry. 1973. -V.130. — P.791−792.
  184. Mostofsky, S.H. Oculomotor abnormalities in attention deficit hyperactivity disorder: a preliminary study/ S.H.Mostofsky, A.G.Lasker, L.E.Cutting, M.B.Denckla, D.S.Zee// Neurology. 2001. — V.57, N3. — P.423−430
  185. Mostofsky, S.H. Oculomotor abnormalities in boys with tourette syndrome with and without ADHD/ S.H.Mostofsky, A.G.Lasker, H.S.Singer, M.B.Denckla, D.S.Zee // J Am Acad Child Adolesc Psychiatry. 2001. — V.40, N12. — P.1464.-1472.
  186. Mostofsky, S.H. Smaller prefrontal and premotor volumes in boys with attention-deficit/hyperactivity disorder/ S.H. Mostofsky, K.L. Cooper, W.R. Kates, M.B. Denckla, W.E. Kaufmann// Biol Psychiatry. 2002. — V.52, N8. -P.785−794
  187. Munoz, D.P. Altered control of visual fixation and saccadic eye movements in attention-deficit hyperactivity disorder/ D.P.Munoz, I.T.Armstrong, K.A.Hampton, K.D.Moore// J Neurophysiol. 2003. — V.90, N1. — P.503−514.
  188. Naatanen, R. The diminishing time-uncertainty with the lapse of time after the warning signal in reaction-time experiments with varying fore-periods/ R. Naatanen.// Acta Psychologica. 1970. — V.34. — P.399.
  189. Navon D. Forest before trees: the precedence of global features in visual perception/ D. Navon // Cognitive Psychology. 1977. — V.9. — P. 353.
  190. Navon, D. Does global precedence really depend on visual angle?/ D. Navon, J. Norman, Journal of Experimental Psychology Human Perception and Performance // 1983. N9. — P. 955−965.
  191. Niedermeyer, E. The normal EEG of the waking adult / E. Niedermeyer in E. Niedermeyer and F. Lopes da Silva Eds. //Electroencephalography. Basic principles, clinical applications and related fields. Baltimor, Munich.: Urpan&Schwarzenberg, — 1987. — P.97.
  192. Nigg, J.T. Covert visual spatial attention in boys with attention deficit hyperactivity disorder: lateral effects, methylphenidate response and results for parents/ J.T.Nigg, J. M. Swanson, S. P. Hinshaw// Neuropsychologia. 1997.-V.35. -P.165−176,
  193. Njiokiktjien, Ch. Attention and the right hemisphere/ Ch. Njiokiktjien, C.A.Verschoor// J Human Physiol. 1998. — V. 24, N2. — P. 16−22.
  194. Njiokiktjien, Ch. Handboek voor ontwikkelingsneurologie neuropsychiatrie & neuropsychologic / Ch. Njiokiktjien// Amsterdam: Suyi Publications. 2004. — P. l 100.
  195. Norman, D. A., Attention to action: Willed and automatic control of behavior/ D. A., Norman, T. Shallice// In R. J. Davidson, G. E. Schwartz, & D. Shapiro (Eds.), Consciousness and self-regulation New York: Plenum. 1986. -V.4.-P. 1−18.
  196. Oades, R.D. ADD with hyperactivity: the contribution of cateholaninenergic activity/ R.D. Oades //Progress in Neurobiology. 1987. V.29. — p.365.
  197. Oades, R.D. Dopamine may be 'hyper' with respect to noradrenaline metabolism, but 'hypo' with respect to serotonin metabolism in children with attention-deficit hyperactivity disorder/ R.D.Oades// Behav Brain Res. 2002. — V.130, N1−2. — P.97−102.
  198. O’Brien, J.D. Psychometric differentiation of conduct disorder and attention deficit disorder with hyperactivity/ J.D. O’Brien, J.M. Halperin, Newcorn JH, Sharma V, Wolf L, Morganstein A. J Dev Behav Pediatr. 1992. — V.13, N4. -P. 274−277.
  199. Ohno, M. The dopaminergic system in attention deficit/hyperactivity disorder/ M. Ohno// Congenit Anom (Kyoto). 2003. — V.43, N2. — P. l 14−122.
  200. Ornoy, A. The impact of intrauterine exposure versus postnatal environment in neurodevelopmental toxicity: long-term neurobehavioral studies in children at risk for developmental disorders/ A. Ornoy// Toxicol Lett. 2003. — N.ll. -P.140−141:171−181.
  201. Overmeyer, S. Distributed grey and white matter deficits in hyperkinetic disorder: MRI evidence for anatomical abnormality in an attentional network/
  202. S.Overmeyer, E.T. Bullmore, J. Suckling, A. Simmons, S.C. Williams, P.J. Santosh, E. Taylor// Psychol Med. 2001. — V.31, N8. -P.1425−1435.
  203. Palmer, E.D. An Early Description of ADHD (Inattentive Subtype): Dr Alexander Crichton and 'Mental Restlessness' (1798)/ E. D. Palmer, S. Finger // Child Psychology and Psychiatry Review. 2001. — N6. — P.66−73 .
  204. Pennington, B.F. Executive functions and developmental psychopathology/ B.F. Pennington, S. Ozonoff// J Child Psychol Psychiatry. 1996. — V.37, N1. -P.51−87.
  205. Perchet, O.C. Attention shifts and anticipatory mechanisms in hyperactive children: an ERP study using the Posner paradigm/ O.C.Perchet, O. Revol, P. Fourneret, F. Mauguiere, L. Garcia-Larrea// Biol Psychiatry. 2001. — V. 50, N1. — P:44−57.
  206. Pineda, D.A. Different verbal behavior in children with attention deficit between 7 and 12 years of age/ D.A. Pineda, M.A. Restrepo, G.C. Henao, V. Gutierrez-Clellen, D. Sanchez// Rev Neurol. 1999. — V.29, N12. — P. l 1 171 127.
  207. Pliszka, S.R. The neuropsychopharmacology of attention-deficit/hyperactivity disorder/ S.R. Pliszka // Biol Psychiatry. 2005. — V.57, N11. -P.1385−1390.
  208. Pliszka, S.R. Urinary catecholamines in attention-deficit hyperactivity disorder with and without comorbid anxiety/ S.R. Pliszka, J.W.Maas, M.A. Javors, G.A. Rogeness, J. Baker// J Am Acad Child Adolesc Psychiatry. -1994. v.33, N8. P. l 165−1173.
  209. Posner, M.I. Orienting of attention/ M.I. Posner// Q J Exp Psychol. 1980.- V.32, N1. P.3−25.
  210. Posner, M.I. Neural systems control of spatial orienting/ M.I. Posner, Y. Cohen, R.D. Rafal// Philos Trans R Soc Lond B Biol Sci. 1982. — V.25, N298(1089). -P.187−198.
  211. Posner, M.I. Effects of parietal injury on covert orienting of attention/ M.I. Posner, J.A. Walker, F.J. Friedrich, R.D. Rafal //J Neurosci. 1984. — V.4, N7. -P.1863−1874.
  212. Posner, M.I. How do the parietal lobes direct covert attention?/ Posner MI, Walker JA, Friedrich FA, Rafal RD.// Neuropsychologia. 1987. — V.25, N1A. -P.135−145.
  213. Posner, M.I. Localization of cognitive functions in the human brain/ M.I.Posner, S.E.Petersen, P.T.Fox, M.E. Raichle// Science. 1988. — V.240. -P. 1627−1631.
  214. Posner, M.I. Attention in cognitive neuroscience: an overview/ M.I.Posner, //The cognitive neurosciences. /Gazzaniga M.S. (Ed.). Cambridge. MA, USA: MIT Press. 1994. — P. 615.
  215. Posner, M.I. Constructing neuronal theories of mind/ M.I. Posner, M.K. Rothbart in C. Koch & J. Davis (eds.)// High Level Neuronal Theories of the Brain. Cambridge Mass: MIT Press. 1994. — P.183.
  216. Posner, M.I. Constracting neuronal theories of mind Pozner I. and Rothbart M.R. //Large-scale Neuronal Theories of Brain. Computational Neuroscience. / Eds. Koch Ch. and Davis J.L. Cambridge, Ma, US.: MIT Press, 1994. — P.183−199.
  217. Posner, M.I. Attention, self regulation and consciousness/ M.I.Posner, M.K.Rothbart// Philosophical Transactions of the Royal Society of London. -1998. -B: 353. -P.1915−1927
  218. Posner, M.I. The attention system of the human brain/ M.I. Posner, S.E. Petersen//Annu Rev Neurosci.-1990. N13, — P.25−42.
  219. Posner, M.I. Images of Mind/ M.I.Posner, M.E.Raichle// New York, Scientific American Library. 1994.
  220. Prior, M. Auditory attentional abilities in hyperactive children/ M. Prior, A. Sanson, C. Freethy, G. Geffen // J Child Psychol Psychiatry. 1985. V.26, N2. — P.289−304.
  221. Pulkin, B.V. Butterfly: programming without programming. System for professional psychology/ B.V. Pulkin// Behavior Research Methods, Instruments, & Computers. 1996. — V.28, N 4. — P. 577.
  222. Quay, H.C. Inhibition and attention deficit hyperactivity disorder/ H.C. Quay//J Abnorm Child Psychol. 1997. — V.25, N1. — P.7−13.
  223. Rafal, R.D. Deficits in human visual spatial attention following thalamic lesions/ R.D. Rafal, M.I. Posner// Proc Natl Acad Sci USA.- 1987. -V.84, N20. P.7349−7353.
  224. Rapoport, J.L. Imaging normal and abnormal brain development: new perspectives for child psychiatry/ J.L. Rapoport, F.X. Castellanos, N. Gogate, K. Janson, S. Kohler, P. Nelson// Aust N Z J Psychiatry. 2001. — V.35, N3. -P.272−281.
  225. Rapoport, J.L. Executive functioning in adult attention-deficit hyperactivity disorder/ L.J.Rapport, A. Van Voorhis, A. Tzelepis, S.R. Friedman// Clin Neuropsychol. 2001. — V.15, N4. — P.479−491.
  226. Reeve, W.V. Frontal lobe functioning in adolescents with attention deficit hyperactivity disorder/ W.V. Reeve, S.L. Schandler// Adolescence. 2001. -V.36, N144. — P.749−765.
  227. Reiss, A.L. Brain development, gender and IQ in children. A volumetric imaging study/ A.L. Reiss, M. TAbrams, H.S. Singer, J.L. Ross, M.B. Denckla// Brain. -1996. V.119, N 5. — P.1763−1774.
  228. Rey, J.M. A global scale to measure the quality of the family environment. / J.M. Rey, M. Singh, S.F. Hung, D.R. Dossetor, L. Newman, J.M. Plapp, K.D. Bird.// Arch Gen Psychiatry. 1997. V.54, N9. — P.817.
  229. Riccio, C.A. Effects of stimulants on the continuous performance test (CPT): implications for CPT use and interpretation/ C.A. Riccio, J.J. Waldrop, C.R. Reynolds, P. Lowe// J Neuropsychiatry Clin Neurosci. 2001. — V.13, N3. — P.326−335.
  230. Ridderinkhof, K.R. The role of the medial frontal cortex in cognitive control/ K.R. Ridderinkhof, M. Ullsperger, E.A. Crone, S. Nieuwenhuis// Science. 2004. — V.15, N306(5695). — P.443−447.
  231. Ridderinkhof, K.R. Neurocognitive mechanisms of cognitive control: the role of prefrontal cortex in action selection, response inhibition, performance monitoring, and reward-based learning/ K.R. Ridderinkhof, W.P. van den
  232. Wildenberg, S.J. Segalowitz, C.S. Carter //Brain Cogn. 2004. -V.56, N2.-P. 129.
  233. Ross, D.M. A Continuous Performance Test of brain damage / D.M.Ross, S.A.Ross// Hyperactivity: Current issues, research and theory (2nd Ed. New York: Wiley & Sons. 1982.
  234. Ross, R.G. Eye movement task related to frontal lobe functioning in children with attention deficit disorder/ Ross RG, Hommer D, Breiger D, et al.// Journal of the American Academy of Child and Adolescent Psychiatry. -1994. V.33, N6. — P.869−874.
  235. Roth, R.M. Executive dysfunction in attention-deficit/hyperactivity disorder: cognitive and neuroimaging findings/ R.M. Roth, A.J. Saykin //Psychiatr Clin North Am. 2004. — V.27, N1. — P.83−96.
  236. Rubia, K. Functional frontalisation with age: mapping neurodevelopmental trajectories with fMRI / K. Rubia, S. Overmeyer, E. Taylor, M. Brammer, S.C. Williams, A. Simmons, C. Andrew, E.T. Bullmore// Neurosci Biobehav Rev. -2000. V.24, N1. — P.13−19.
  237. Rucklidge, J.J. Neuropsychological profiles of adolescents with ADHD: effects of reading difficulties and gender/ J.J. Rucklidge, R. Tannock// J Child Psychol Psychiatry. 2002. — V.43, N8. — P.988−1003.
  238. Rueda, M.R. Development of Attentional Networks in Childhood/ M.R. Rueda, J. Fan, B.D. McCandliss, J.D. Halparin, D.B. Gruber, L.P. Lercari, M.I. Posner // Neuropsychologia. 2004. — V. 42. — P. 1029.
  239. Sandson, T.A. Right hemisphere dysfunction in ADHD: visual hemispatial inattention and clinical subtype/ Sandson TA, Bachna KJ, Morin MD// J Learn Disabil. 2000. — V.33, N1. — P.83−90.
  240. Satterfield, J.H. Electrodermal correlates of hyperactivity in children/ J.H. Satterfield, M.E. Dawson //Psychophysiology. 1971. — V.8, N2. — P.191−197.
  241. Satterfield, J.H. Physiological studies of the hyperkinetic child./ J.H. Satterfield, D.P. Cantwell, L.I. Lesser, R. L Podosin// Am J Psychiatry. 1972. — V.128, N11. — P.1418−1424.
  242. Schachar, R. Are hyperactive children deficient in attentional capacity? / R. Schachar, G. Logan// J Abnorm Child Psychol. 1990. — V.18, N5. — P.493−513.
  243. Seidman, LJ. Neuropsychological functioning in nonreferred siblings of children with attention deficit/hyperactivity disorder/ L.J. Seidman, J. Biederman, M.C. Monuteaux, W. Weber, S.V. Faraone// J Abnorm Psychol. -2000, — V.109, N2. P.252−265.
  244. Sergeant, J.A. On resource strategy limitations in hyperactivity: cognitive impulsivity reconsidered/ J.A. Sergeant, C.A.Scholten// J Child Psychol Psychiatry. 1985. — V.26(l), N97. — P.109.
  245. Sergeant, J.A. Information processing and energetic factors in attention deficit/hyperactivity disorder/ J.A.Sergent, J. Oosterlaan, J.J.van der Meer// Handbook of disruptive behaviour disorders. N-Y: Plenum Press. -1999. P.75−104.
  246. Sergeant, J.A. How specific is a deficit of executive functioning for attention-deficit/hyperactivity disorder?/ J.A. Sergeant, H. Geurts, J. Oosterlaan// Behav Brain Res. 2002. — V.10, N130(1−2). — P.3−28.
  247. Sergeant, J.A. Modeling attention-deficit/hyperactivity disorder: a critical appraisal of the cognitive-energetic model/ J.A. Sergeant// Biol Psychiatry. -2005. V. l- N57(11). — P.1248−1255.
  248. Shaywitz, B.A. Attention deficit disorder: quantitative analysis of CT/ B.A. Shaywitz, S.E. Shaywitz, T. Byrne, D.J. Cohen, S. Rothman // Neurology. -V.33, N11. -P. 1500−1503.
  249. Shibagaki, M. Attention state in electrodermal activity during auditory stimulation of children with attention-deficit hyperactivity disorder/ M. Shibagaki, T. Yamanaka, T. Furuya// Percept Mot Skills. 1993. — V.77, N1. -P.331−338.
  250. Shue, K.L. Attention deficit hyperactivity disorder and the frontal lobe syndrome/ K.L. Shue, V.l. Douglas// Brain Cogn. 1992. -V.20, N1. — P.104−24.
  251. Sieg, K.G. SPECT brain imaging abnormalities in attention deficit hyperactivity disorder/ K.G. Sieg, G.R. Gaffney, D.F. Preston, J.A. Hellings// Clin Nucl Med. 1995. — V.20, N1. — P.55−60.
  252. Skinner, J.E. The nonspecific mediothalamic-frontocortical system: its influence on electrocortical activity and behaviour / J.E. Skinner, D. Lindsley
  253. The Physiology of the Frontal Lobe / Eds Pribram K.H., Luria A.R. // New York, London.: Acad. Press. 1973. — P. 185−236
  254. Smith, J.L. Inhibitory processing during the Go/NoGo task: an ERP analysis of children with attention-deficit/hyperactivity disorder/ J.L. Smith, S.J. Johnstone, R.J. Barry//Clin Neurophysiol.- 2004. V.115, N6. — P.1320−1331.
  255. Sokolova, L. EEG-rhythmical organization at rest in children aged 7 to 8 and 9 to 10 with functional immaturity of brain regulatory systems/ L. Sokolova, R. Machinskaya // Theses of the Fifth Graz Symposium on Developmental Neurology Graz, 2005
  256. Solomon, P. Electroencephalographs analyses of behavior problem children/ P. Solomon, C. Bradley, and H.H. Jasper// American Journal of Psychiatry. 1938. — N95. — P. 641−658.
  257. Sonuga-Barke, E. J. When is «impulsiveness» not impulsive? The case of hyperactive children’s cognitive style/ E.J. Sonuga-Barke, K. Houlberg, M. Hall// J Child Psychol Psychiatry. 1994. — V.35, N7. — 1247−1253.
  258. Sonuga-Barke, E. J. Causal Models of Attention-Deficit/Hyperactivity Disorder: From Common Simple Deficits to Multiple Developmental Pathways / E. J. Sonuga-Barke// Biol Psychiatry. 2005. — V.57, N11.- P.1231−1238 (6).
  259. Sonuga-Barke, E. J. Varieties of preschool hyperactivity: multiple pathways from risk to disorder/ E.J. Sonuga-Barke, J. Auerbach, S.B. Campbell, D. Daley, M. Thompson. // Dev Sci. 2005. — V.8, N2. — P.141−150. (a)
  260. Spring, C. Electrodermal activity in hyperactive boys who are methylphenidate responders/ C. Spring, L. Greenberg, J. Scott, J. Hopwood// Psychophysiology. 1974. — V. l 1, N 4. — P.436−442.
  261. Sterman, M.B. Physiological origins and functional correlates of EEG rhythmic activities: implications for self-regulation/ M.B. Sterman// Biofeedback Self Regul. 1996. — V.21, N1. — P.3−33.
  262. Stevenson, R.D. Stimulant medication therapy in the treatment of children with attention deficit hyperactivity disorder/ Stevenson, R.D., Wolraich ML // Pediatr Clin North Am. 1989. V. 36, N5. — P. l 183−1197.
  263. Stroop, J. R. Studies of Interference in Serial Verbal Reactions/ J. R. Stroop// Journal of Experimental Psychology. 1935.- V.18. — P.643−662.
  264. Suffin, S.C. Neurometric subgroups in attentional and affective disorders and their association with pharmacotherapeutic outcome/ S.C. Suffin, W.H. Emory//Clin Electroencephalogr. 1995. V.26, N2. — P.76.
  265. Sun, L. Exploratory eye movement in children with ADHD./ L. Sun, Y. Wang, Y. Han, R. Zhu. // Beijing Da Xue Xue Bao. 2003. — V.18, N35(3). -P.284−287. Chinese.
  266. Swaab-Barneveld, H. Visual sustained attention in a child psychiatric population/ H. Swaab-Barneveld, L. de Sonneville, P. Cohen-Kettenis, A. Gielen, J. Buitelaar, H. Van Engeland// J Am Acad Child Adolesc Psychiatry. -2000. V.39, N5. — P.651−659.
  267. Swanson, J. Task specificity of responses to stimulant drugs in laboratory tests/ J.M. Swanson, A. Barlow, M. Kinsbourne// Int J Ment Health. 1979. -N8. — P.67−82.
  268. Swanson, J. Cognitive neuroscience of attention deficit hyperactivity disorder and hyperkinetic disorder/ J. Swanson, F.X. Castellanos, M. Murias, G. LaHoste, J. Kennedy// Curr Opin Neurobiol. 1998. — V.8, N2. -P.263−271.
  269. Swanson, J. Genes and attention deficit hyperactivity disorder/ J. Swanson, M. Posner, J. Fusella, M. Wasdell, T. Sommer, J Fan// Curr Psychiatry Rep. -2001.-V.3, N2. P.92−100.
  270. Tannock, R. Methylphenidate and cognitive flexibility: dissociated dose effects in hyperactive children// R. Tannock, R. Schachar, G. Logan// J Abnorm Child Psychol. 1995. — V.23, N2. — P.235−266.
  271. Taylor, E. Comparing guanfacine and dextroamphetamine for the treatment of adult attention-deficit/hyperactivity disorder/ F.B. Taylor, J. Russo // J Clin Psychopharmacol. 2001. — V.21, N2. — P.223−228.
  272. Thapar, A Childhood hyperactivity scores are highly heritable and show sibling competition effects: twin study evidence/ A. Thapar, A. Hervas, P. McGuffin // Behav Genet. 1995. — V.25, N6. — P.537−544.
  273. Thatcher, R.W. Cyclic Cortical Re-Organization: Origins of Human Cognitive Development/ R.W. Thatcher In: G. Dawson and K. Fischer (Eds.)// Human Behavior and the Developing Brain. Guilford Press: New York. -1994. -P. 232.
  274. Tomkins, D.M. Addiction and the brain: the role of neurotransmitters in the cause and treatment of drug dependence/ D.M. Tomkins, E.M. Sellers// CMAJ. 2001. — V.164, N6. — P.817.
  275. Ucles, P. Neurophysiological methods testing the psychoneural basis of attention deficit hyperactivity disorder/ P. Ucles, S. Lorente, F. Rosa // Childs Nerv Syst. 1996. — V.12, N4. — P.215−217.
  276. Underwood G. The Stroop effect/ G. Underwood// Attention and Memory. Oxford: Pergamon — 1976- P.243.
  277. Weinberg, W.A. Vigilance and its disorders/ W.A. Weinberg, C.R. Harper//Neurol Clin. 1993. — V. ll, N1. -P.59−78.
  278. Westby, C. Perspectives on attention deficit hyperactivity disorder: executive functions, working memory, and language disabilities. C. Westby, S. Watson// Semin Speech Lang. 2004. — V. 25, N3. — P.241−254.
  279. Wilens, T.E. The stimulants/ Wilens T.E., Biederman J.// Psychiatr Clin North Am. 1992. — V.15, N1. — P.191−222.
  280. Willcutt, E.G. Validity of the executive function theory of attention-deficit/hyperactivity disorder: a meta-analytic review/ E.G. Willcutt, A.E. Doyle, J.T. Nigg, S.V. Faraone, B.F. Pennington// Biol Psychiatry. 2005. -V.57, N11. — P.1336−1346.
  281. Willerman, L. Activity level and hyperactivity in twins/ L. Willerman// Child Dev. 1973. — V.44, N2. — P.288−293.
  282. Willis, W.G. Neural substrates of childhood attention-deficit/hyperactivity disorder: electroencephalographic and magnetic resonance imaging evidence/ W.G. Willis, M.D. Weiler// Dev Neuropsychol. 2005. — V.27, N1. -P.135−182.
  283. Yovel, G. Hemispheric asymmetries for global and local visual perception: effects of stimulus and task factors/ G. Yovel, J. Levy., L. Yovel // J Exp Psychol Hum Percept Perform. 2001.- V.27, N 6. — P. 1369.
  284. Zahn, T.P. Minimal brain dysfunction, stimulant drugs, and autonomic nervous system activity/ T.P. Zahn, F. Abate, B.C. Little, P.H.Wender// Arch Gen Psychiatry. 1975. — V.32, N3. — P.381−387.
  285. Zahn, T.P. Reaction time indices of attention deficits in boys with disruptive behavior disorders/ T.P. Zahn, M.J. Kruesi, J.L. Rapoport// J Abnorm Child Psychol. 1991. — V.19, N2. — P.233−252.
  286. Zahn, T.P. Pupillary and heart rate reactivity in children with minimal brain dysfunction/ T.P. Zahn, B.C. Little, P.H. Wender// J Abnorm Child Psychol. 1978. — V.6, N1. — P. 135−147.
  287. Zametkin, A.I. Neurobiology of attention deficit disorder with hyperactivity where have we come in 50 Years/ A.I.Zametkin, I.L. Rapoport// J.Am.Acad.Adolesc.Psyhiatry. 1987. — N26. — P.676.
  288. Zametkin, A.I. Cerebral glucose metabolism in adults with hyperactivity of childhood onset/ A.J. Zametkin, T.E. Nordahl, M. Gross, A.C. King, W.E. Semple, J. Rumsey, S. Hamburger, R.M. Cohen// N Engl J Med. 1990. -V.15, N323(20). — P.1361−1366.
  289. Zang, Y.F. Functional MRI in attention-deficit hyperactivity disorder: evidence for hypofrontality/ Y.F. Zang, Z. Jin, X.C. Weng, L. Zhang, Y.W. Zeng, L. Yang, Y.F. Wang, L.J. Seidman, S.V. Faraone // Brain Dev. 2005. -V.27, N8. — P.544−550.
  290. Zimmermann, P. Testbatterie zur Aufmerksamkeitsprufung (TAP) Version 1.0. / P. Zimmermann, B. Fimm// Psytest. Freiburg. — 1994.
Заполнить форму текущей работой