Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Проблемно-тематические и жанрово-стилевые особенности творчества кумыкских поэтов 1940-70 гг.: к проблеме традиции и новаторства

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Потребность в поэзии Атабаева потребность, очевидно, насущная. Его-произведения стали необходимым элементом жизни кумыков. В его стихах увековечиваются народные герои, факты с неприходящими особенностями, и круговорот идей, и неуловимый фон милого быта. Ясно, что поэзия Атабаева помогает жить. Особенно интересны стихи о любви, где Атабаев что, кстати, редко у’негопереходит к «третьему лицу… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. Проблема войны и мира в кумыкской поэзии XX века
    • 1. Кумыкская поэзия периода Великой Отечественной войны
    • 2. Проблема войны в кумыкской поэзии послевоенного периода
  • М. Атабаев и др.)
  • ГЛАВА II. Влияние литературных традиций I960 — 1970 -х гг. на формирование современной кумыкской поэзии
    • 1. Гражданская лирика современных кумыкских поэтов
    • 2. Любовная лирика кумыкских поэтов

Проблемно-тематические и жанрово-стилевые особенности творчества кумыкских поэтов 1940-70 гг.: к проблеме традиции и новаторства (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования определяется возникшей необходимостью изучения кумыкской поэзии 1940;1970 годов, необходимостью научного осмысления процесса развития кумыкской поэзии в литературной общности Дагестана, ее особенностей и характерных черт. С одной стороны, кумыкская поэзия XX столетия изучена и проанализирована многими дагестанскими учеными, с другой стороны, в ней остаются малоизученные проблемы, в том числе и проблемы войны, мира, гражданственности, а также ее влияние на творчество поэтов последующего периода.

Изучение вышеперечисленных вопросов кумыкской поэзии особенно актуально сегодня в свете того, что подрастающее поколение не в полной мере осознает смысл таких понятий как гражданственность, родина, честь и достоинство. Экскурс в историю, переосмысление ценностей — одна из форм влияния на миросозерцание молодого поколения.

Немаловажно и то, что основными принципами стабильности и прогрессивного развития малых народов Дагестана в будущем видится в сохранении и приумножении ими самобытности, национального языка, литературы, развития культуры, в тщательном изучении и переосмыслении истории. А изучение исторического процесса, развития любого из аспектов жизнедеятельности общества неотъемлемо от исследования культуры, литературы и творчества ее представителей. В этой связи сегодня особенно актуально обращение к творчеству кумыкских поэтов.

Выбор темы диссертационного исследования «Проблемно-тематические и жанрово-стилевые особенности творчества кумыкских поэтов 1940;70 гг.» обусловлен, во-первых, тем, что кумыкская поэзия в системе литератур Дагестана занимает значительное место, во-вторых, малоизученностью проблем войны, мира, созидательного труда в кумыкской поэзии исследуемого периода.

Объектом диссертационного исследования послужила кумыкская поэзия 1940 — 1970 гг., влияние общественно-политической ситуации на поэзию исследуемого периода, тенденции и особенности ее развития, основные направления кумыкской литературы в системе литератур многонационального Дагестана. Автор диссертации изучил и подверг анализу творчество А.-В. Сулейманова «Письмо», «Герой Днепра», «Песня об Абдуллаеве Умаре — Паше», «Помню», «Любимой», «Письмо», «Вечер», «Дорога», «Гуниб», «Дагестан», «Махачкала», А. Аджиева «Негаснушие звезды», «Могучее слово», «Слово о мире», «Чтоб не было войны», «Поэма о стихах», «Наступление», «Сабли», «Разговор с Доном», «Прощание», «Платочек», «Письмо издалека», «Мой Костек"'. М. Атабаева «Похищенная смерть», «Отцы», «Мужество», «Вечная минута», «Родина-мать», А. Джачаева «Мой Дагестан», «Эрпели», «Мера», Аткая Аджаматова «Рабият», «Глаза грузинки», «Девушка из Цинандали», А. Акаева «Годекан», Б. Гаджимурадова «Моей родине», Б. Магомедова «Дом» и др.

Степень изученности проблемы. Вопросы национальной литературы, как и современная кумыкская поэзия, в частности, представляют большой научный интерес. Однако проблемам войны и мира, гражданской и любовной лирике кумыков достаточного внимания уделено не было.

Научная новизна работы состоит в том, что впервые изучаются проблемы войны и мира в эволюции кумыкской поэзии 1940 — 70 гг. Выявляется и анализируется система факторов, влиявшая на литературные процессы изучаемого периода. На основе сравнительного анализа художественных текстов впервые сделана попытка системного анализа кумыкской поэзии.

Цель исследования — изучение состояния кумыкской поэзии в период с 1940 по 1970 гг., ее особенностей, необходимость комплексного изучения ряда проблем:

1. анализ эволюции кумыкской поэзии в период с 1940 -го по 1970 годы- (.

2. теоретическое обоснование проникновения традиций поэзии предшествующего периода на творчество современных кумыкских поэтов и зарождение новых элементов в их творческой деятельности;

3. определение и анализ стилевого многообразия и системы функционирования жанров в кумыкской поэзии середины XX столетия;

4. определение значимости лирики в поэзии кумыков.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Исследование творчества кумыкских поэтов 1940;70 гг. как часть звена в кумыкской и дагестанской литературе середины XX столетия.

2. Проблема войны и мира в кумыкской поэзии занимает достойное место, а главными героями произведений о войне и мире являются участники войны, работники тыла, матери, потерявшие своих сыновей в Великой Отечественной войне и дети, чье детство выпало на военное время. Поэты правдиво рассказывают о нелегкой доле фронтовиков и тружеников тыла.

3. Тема Родины в современной кумыкской поэзии представлено в творчестве М. Атабаева, А. Джачаева, Б. Магомедова, Б. Аджиева, А. Акаева и других. В их произведениях лирический герой ощущает неразрывность собственной судьбы с судьбой Родины и мира. В произведениях кумыкских поэтов изображается их родное село, людисельчане, их быт. В их поэзии усиливается личностное начало.

4. Любовная лирика занимает особое место в творчестве кумыкских поэтов, поэты воспевают любовь. Сила стихов о любви — в близости к народным песням, в раскрытии противоречия между любовной грустью и яркостью воплощения ее искренности и силы. s. Жанрово-стилевые особенности творчества кумыкских поэтов исследуемого периода разнообразны. Стильиндивидуален.

6. Анализируются разновидности поэм, их жанрово-стилистические и художественные особенности. Кумыкские поэты создавали новую литературу на основе лучших традиций литературы прошлого, в жанрово стилистическои структуре которой произошли обусловленные требованиями нового социального мышления и действительности принципиально глубокие изменения.

Методологическую и теоретическую основу данного исследования составляют научные принципы, основные принципы системного анализа, обоснованные в теоретических концепциях и опирающихся на художественные тексты.

Анализ произведений современных кумыкских поэтов на основе этих принципов предполагает познание, как самого литературного процесса исследуемого периода, так и основных их проявлений в эволюционном развитии.

Одним из важнейших достижений кумыкской поэзии в сравнительно крупных жанрах, в том числе в реалистической поэме, является отражение достижений и открытий нового времени, чего I раньше не наблюдалось в литературе вообще.

Особенно плодотворным по изучению различных аспектов проблем литературных процессов становится первая половина XX столетия. .К работам такого характера можно отнести научные труды как известных российских литературоведов М. Бахтина, А. Бушмина, И. Брагинского, М. Храпченко, Г. Поспелова и других, 1 так и дагестанских ученых Г. Г. Гамзатова, И. А. Керимова, К. Д Султанова, И. X. Асекова, А.-К. Абдуллатипова, Ш. А. Мазанаева, A.M. Вагидова, 3. Н. Акавова, P.M. Кельбеханова, К. И. Абукова, С. М. Алиева, С. X. Акбиева, А. М. Аджиева, 3. А. Магомедова, С. М. Хайбуллаева, Ч. С. Юсуповой, Г. Г. Гашарова, М. М. Курбиева, С. X. Ахмедова, и других.2.

1 Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества. — М., 1979; Брагинский И. С. Проблемы востоковедения. Актуальные вопросы восточного литературоведения. -М., 1974; Бушмин А. С. Наука о литературе. Проблемы. Суждения. Споры. — М., 1980; Поспелов Г. Н. Вопросы методологии и поэтики. -М., 1983; Храпченко М. Б. Творческая индивидуальность писателя и развитие литературы. — М., 1970.

Абдуллатипов А.-К.Ю. Эволюция творческого метода в кумыкской литературе. Учебное пособие. — Махачкала, 1979; Он же. Формирование метода социалистического реализма в кумыкской литературе. — Махачкала, 1982; Он же. Формирование исторических форм реализма в кумыкской литературе XIX века. -Махачкала, 1981; Он же.

Литература

правды жизни. — Махачкала, 1985; Он же. История кумыкской литературы до 1917 года. — Махачкала, 1995; Абуков К. И. Выход на магистраль. Воздействие русской критической мысли на формирование и.

Нами также сделан акцент на ряд современных исследований Г. И. Ломидзе, Р. Ф. Юсуфова, К. К. Султанова, Н. М. Федь, Н. С. Надъярных, С. У. Алиевой и др., которые в последние годы посвящены переосмыслению многонациональной литературы России.

Методы исследования, используемые в диссертации: аналитический, ориентированный на изучение идейного содержания и жанрово-стилевой и художественной структуры произведений кумыкских поэтов исследуемого периода, проблемно-хронологический, описательный и сравнения, 1.

Практическая значимость состоит в возможности использования результатов исследования для дальнейшего изучения вопросов развития современной кумыкской поэзии. Материал диссертации можно использовать в преподавательской работе, как в школах республики, так и при подготовке спецсеминаров и спецкурсов по проблемам изучения литературы Дагестана. 1 развитие принципов социалистического реализма в дагестанской литературе. -Махачкала, 1976; Акавов З. Н. Гражданские мотивы' в кумыкской литературе конца 19 и начала 20 веков. — Махачкала, 1976; Он же. О просветительском реализме в литературе народов Северного Кавказа. /Актуальные вопросы современной наукиМахачкала, 1982; Акбиев С. Х. Истоки. Махачкала, 1994; Алиев С. М. Зарождение и развитие кумыкской литературы. — Махачкала, 1979; Асеков И. Х. Культурное наследие и советская поэзия кумыков. — Махачкала, 1972; Вагидов A.M. Становление и развитие даргинской поэзии. — Махачкала, 1979; Он же. По пути традиций и поиска. О творчестве современных даргинских поэтов. — Махачкала, 1976; Он же. Поиск продолжается. — Махачкала, 2000; Гамзатов Г. Г. Смелая и честная песня Казака. — «Иырчи Казакклассик дагестанской литературы» -Махачкала, 1977; Гашаров Г. Г. Лезгинская ашугская поэзия и литература. — Махачкала, 1976; Курбиев М. М., Магомедов М. М. Сближение, взаимообогащение, расцвет. Общее и особенное в развитии социалистической культуры народов Дагестана. — Махачкала, 1980; Мазанаев Ш. А. Русскоязычная литература Дагестана. Проблемы национального и интернационального взаимодействия. — Махачкала, 1998; Султанов К. Д. Этюды о литературах Дагестана. — М., 1973; Он же. Поэты и критика. — Слово о литературе. — Махачкала, 1969; Хайбуллаев С. М. О дореволюционной аварской литературе. -Махачкала., 1974.

Теоретическая значимость работы заключается в том, что результаты ее могут найти применение при решении вопросов, связанных 1 с изучением творчества кумыкских поэтов и могут быть использованы при разработке теоретических проблем взаимосвязей различных литератур, а также в дальнейшем и более глубоком исследовании кумыкской и дагестанской поэзии.

Хронологические рамки исследования охватывают 1940 — 1970 — е годы. Начальной датой взят 1941 год в связи с тем, что в этот период началась Великая Отечественная война, следствием чего стало изменение взгляда не только на политические и социально-экономические стороны жизни, но и на литературу в целом. Конечной датой взят 1970 — год, когда официальная идеология сформулировала идею возникновения новой, исторической общности людей — советского народа, укрепленного в Великой Отечественной войне и после нее, что усилило стремление национальных республик к сувереннитету, заставило обратить внимание на свои языки, обычаи, самобытность.

1970 год — год расцвета социалистических отношений в Советском союзе, когда в обществе личность отходит на второй план. Общественное важнее личного. В связи с тем, что в диссертации обращается внимание на предпосылки возникновения кумыкской поэзии и на влияние поэзии исследуемого периода на формирование творчества современников, автор ссылается ина особенности развития поэзии предшествующего и I последующего периодов.

Апробация результатов исследования. Основные положения диссертации нашли отражение в докладах и сообщениях, с которыми автор выступал на региональных и межвузовских научно-практических конференциях и семинарах в Махачкале.

Структура работы подчинена решению поставленных автором задач. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы. Объем диссертации — 150 страниц машинописного текста (без списка использованной литературы). Список использованной литературы включает 160 наименований.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Содержание кумыкской поэзии стало богаче и глубже, в ней все сильнее ощущается время. Поэзия точнее и глубже обращается к чувствам и стремлениям современного человека и его нравственным ориентирам.

В данной работе ставилась цель подвергнуть многоаспектному анализу кумыкскую поэзию. Оказалось, что художественная литература, в которой изображается дагестанская действительность, содержит богатейший материал, характеризующий жизнь, думы, чаяния кумыков.

Большую часть исследованного нами материала представляют собой произведения кумыкских поэтов.

Выяснилось, что в анализированных нами текстах художественной литературы авторы поднимают злободневные темы.

Кумыкская поэзия сыграла важную роль в духовнонравственном и идейно — художественном обогащении как кумыкской, так и дагестанской литературы. Нельзя забывать, что в идейно — нравственном обогащении любой национальной литературы определяющую роль закономерно играют коренные социальнополитические сдвиги в общественном развитии.

Кумыкские поэты стремятся к углубленному познанию жизни, характеров современников.

Изучение, анализ и осмысление творчества кумыкских поэтов как часть звена в кумыкской и дагестанской литературе второй половины двадцатого столетия позволяет сделать определенные выводы. I.

Мы живем в сложный период истории, многое, ранее считавшееся значительным и важным, утратило свою остроту и привлекательность, отодвинулось куда-то в сторону, ушло из общественного сознания. Есть, однако, непреходящие духовные ценности, которые и в прошлом и в наш век играли и продолжают играть важнейшую роль, — к ним относится и литература. И у нее, литературы, всегда была четкая система идеалов правды и человечности при безусловной ориентации на народную жизнь.

Творчество кумыкских поэтов свидетельствует о широте тематического диапазона поэзии кумыков исследуемого периода. Они посвящены сложному процессу ломки формирования духовнонравственного сознания человека под влиянием социалистической действительности в 1940 — е годы и в 'послевоенные годы. Герои произведений становятся носителями новых черт, обусловленных действительностью, бесконечным процессом освоения окружающего мира.

Особенность кумыкской поэзии в том, что в ней автор старается показать и рассказать о происходящих в мире событиях. Автор стремится выразить свои чувства и художественнореализованные эстетические цели. Кумыкские поэты все большее место в своих произведениях отводят лирическим моментам и, поэтому, им удается сделать читателей участниками событий.

Литература

наша — плод сознательной мысли. Но она не останавливается на этом, а постоянно стремится к самобытности, народности, из риторической постепенно делается естественной и натуральной. Это стремление, ознаменованное знаменитыми и постоянными успехами, и составляет смысл и душу истории как кумыкской, так и всей’дагестанской литературы:

Для обращения к действительности поэты часто изображают людей обыкновенных, людей труда.

Аткай Аджаматов — один из крупнейших и талантливейших кумыкских и дагестанских поэтов, всяжизнь и творческая деятельность которого посвящены борьбе за строительство новой: жизни, за мир во всем мире. В его творчестве исторически верно отражены переломные моменты в жизни нашей страны: Великая Отечественная война, восстановление народного хозяйства и др. С художественной. правдивостью поэт рисует действительность во всей ее сложности, противоречиях, конфликтах и трудностях, показывает преодоление этих трудностей. Поэмы А.-В. Сулеймановапроизведения остро злободневные, отражающие отношение поэта к военным событиям — отливы" и приливы его очаровании: и разочарований. Во всем цикле чувствуется какой-то определенный конфликт, который является отражением конфликта личного — той внутренней борьбы, которая происходит в душе самого поэта, жаждущего принять новорожденный мир и не умеющего совместить идеальные представления, о его преображении с реальной действительностью.

Новизна любовной лирики Атабаева бросается в глаза чуть ли не с первых его стихов. Каждая книга его’стихов представляет собой как бы лирический роман. Его новаторство как художника проявилось именно в этой традиционно4 вечной, многократно и, казалось бы, до конца разыгранной теме.

Сделалось, почему-то, модным проверять новые теории языковедения и новейшие направления стихологии на «Четках» и.

Белой стае". Вопросы всевозможных сложных и трудных дисциплин начали разрешаться специалистами на хрупком и тонком материале этих замечательных образцов любовной элегии.

Поэзия Атабаева — сложный лирический роман. Мы можем I проследить разработку образующих его повествовательных, линий, можем говорить об его композиции, вплоть до соотношения отдельных персонажей. При переходе от одного сборника к другому мы испытывали характерное чувство интереса к сюжету — к тому, как разовьется этот роман.

Потребность в поэзии Атабаева потребность, очевидно, насущная. Его-произведения стали необходимым элементом жизни кумыков. В его стихах увековечиваются народные герои, факты с неприходящими особенностями, и круговорот идей, и неуловимый фон милого быта. Ясно, что поэзия Атабаева помогает жить. Особенно интересны стихи о любви, где Атабаев что, кстати, редко у’негопереходит к «третьему лицу», то есть, казалось бы, использует чисто повествовательный жанр, предполагающий и последовательность, и даже описательность, но и в таких стихах он все же предпочитает лирическую фрагментарность, размытость и недоговоренность.

Как известно, лирика передает переживания человека, его мысли и чувства, вызванные различными явлениями жизни. В лирике Атабаева изображается строй мыслей и чувств нового человека. Основные темы лирики Атабаева — советский патриотизм, героика социалистического строительства, превосходство социалистического строя над капиталистическим, борьба за мир, укрепление оборонной мощи страны, место поэта и поэзии в рабочем строю, борьба с пережитками прошлого и т. д. Слитые воедино, они воссоздают величественный облик советского человека, горячо любящего свою родину, преданного идеям революции и, народу.

Очень дорога открытость, гражданственность поэта, его стремление показать преимущества новой жизни, каждого зажечь желанием работать во имя великого будущего. Лирический герой Атабаева — борец за всеобщее счастье. И на какое бы важнейшее событие современности не откликается ' поэт, он всегда остается глубоко лирическим поэтом и утверждает новое понимание лирики, в котором настроения представителя своейнациональности сливаются с чувствами всего дагестанского и советского народа. Герои Атабаева — обычные, но в то же время удивительные люди («Эркеклик»).1 Лирика Атабаева богата и разнообразна.

Немало своих стихов поэт посвятил патриотизму дагестанцев, советских людей. Лучшие из них — «Аталар», «Елни гёзюнде» и др. Атабаев понимает ответственность поэта перед обществом, поэтому его лирика отличается высокой идейностью и народностью.

М. Цветаева как-то писала, что настоящие стихи быт обычно «перемалывают», подобно тому, как цветок, радующий нас красотой и изяществом, гармонией и чистотой, тоже «перемолол» черную землю. Она горячо протестовала против попыток иных критиков или литературоведов, а равно и читателей обязательно докапаться до земли, до того перегноя жизни, что послужил «пищей» для возникновения красоты цветка. С этой точки зрения она страстно протестовала, против обязательного и буквалистского комментирования. В известной мере она, конечно, права.

В каждую историческую эпоху люди воспринимают оценивают культурные достижения прошлого и современности зависимости от их традиций, обычаев, знаний и степени духовного развития. Это и есть «субъективные ценности», по-своему осмысленные и оцененные результаты человеческой деятельности, общественных связей, сфера осознанного отношения человека к 1 миру.

Отражение людских отношений на ранней стадии их развития с современной точки зрения на эти отношения заключает в себе непреходящие духовные ценности, систему ценностей, в которых смысл жизни человека определяется не его разумом, способностями и волей, а его местом в древнем обществе.

Поэтому они не потеряли своего предметного значения ценностей и исторического опыта, но, переработанные «бессознательно-художественно» народной фантазией, они потеряли значение «субъективных ценностей» и остались в пределах своего исторического времени, не оказав особого влияния на эволюцию человеческого общества, на самосознание человека и развитие межчеловеческих связей. При этом они не потеряли ' значения духовности.

Творчество писателей, рассматриваемое в конкретное историческое время в тесной связи с факторами социально-экономического и политического развития, раскрывает их роль в социальном и духовном прогрессе и духовной интеграции.

Можно сказать, что в родовой, общечеловеческой сущности искусства проявляется неразрывное единство его конкретных социально-политических функций и художественных,.

1 Философский энциклопедический словарь. М., 1983. С. 765. интеллектуальных, нравственных директив, общность интернациональной сущности и национального своеобразия.

Родовая человеческая сущность искусства, в данном случае литературы, является естественным отражением всевозможных жизненных проявлений: социально-экономических, политических, национальных связей и отношений. Она выражает общегуманистические устремления, идеальные цели и намерения, достижения нравственного сознания, эстетики и интеллекта, которые играют важную роль в духовной интеграции народа.

На то, что «сфера „этнического“ и^ „национального“ внутренне интегрированы, взаимообусловлены» обращает внимание исследователь К. К. Султанов, который пишет, что не всегда осознается факт их абсолютного несовпадения «в своих содержательных объемах» и невозможность взаимозаменяемости.

Поэтому нельзя не согласиться с тем, что К. К. Султанов методологически важным считает дифференциацию и уточнение «границы понятий в рамках системно-целостного подхода к проблеме художественного воплощения национального своеобразия».1.

Интеграционные процессы в литературе второй половины XX века, социальные причины этого явления прослежены в трудах российских литературоведов и, в частности, в исследовании Г. А. Белой, которая отмечает, что в конце XX века «.изменился характер общественной жизни — она все более приобретает размах, втягиваю.

1 Султанов К. К. Лабиринт сцеплений. Этническое — национальное — художественное // История национальных литератур. Перечитывая и переосмысливая. Выпуск 2. — М., 1996.-С. 150. щий в тревоги мира, как отдельного человека, так и все человечество, — постольку возросла потребность в эпохальном анализе действительности.1.

Джачаев, как видим, не дает нам ни малейшей возможности догадаться и судить о конкретной жизненной ситуации, продиктовавшей ему это стихотворение. Но, возможно, как раз по этой причине — по своей как бы зашифрованности и непроясненности — оно приобретает смысл, разом приложимый ко многим другим судьбам. Главное в стихотворении, что нас захватывает — это страстная напряженность чувства, его ураганность, а также и та беспрекословность решений, которая вырисовывает перед нашими глазами личность незаурядную и сильную.

Литература

1940;1970 годов — это литература трех различных общественно-политических периодов, эпох, получивших названия «периода Великой Отечественной войны», «оттепели» и «застоя». Каждый из периодов сам по себе неоднороден, часто внутренне противоречив.

Таким образом, изучив и проанализировав проблемы развития кумыкской поэзии четырех десятилетий, можно сделать некоторые обобщения:

— поэты — участники Великой Отечественной войны в своих произведениях изображают думы и переживания человека в дни войныстремятся показать моральные человеческие качества в нелегких жизненных обстоятельствах;

1 Белая Г. А. Философеко-этическая проблематика современной прозы // Гуманистический пафос советской литературы. М., 1982, — С. 37— 38 (Советская литература и мировой литературный процесс).

— в поэзии, периода^ Великой Отечественной войны в творчестве Абдул-Вагаба Сулейманова основным жанром стала посланиепослание фронтовика любимой женщине, в, котором раскрывался образ фронтовика, чистота его помыслов, душевная щедрость;

— в произведениях Анвара Аджиева исследуемого периода i присутствуют элементы народной поэзии: обращение к, Дону («Разговор с Доном»), сказовая интонация, эпическое повествование, прием олицетворения природы;

— произведения Анвара Аджиева впитали в себя великие традиции национальной поэзии — традиции Й. Казака, Т. Бейбулатова, М.-Э. Османова и других.

— в послевоенные годы в кумыкской поэзии была актуальна тема сохранения мира;

— в произведениях кумыкских поэтов А. Аджаматова, А.-В. Сулейманова, И. Керимова в 1950;е изображаются сильные" духом люди, их стремление к мирной жизни, их борьба с темными силами войны;

— тему не вернувшихся с войны М. Атабаев раскрывает в стихотворении «Аталар» — риторические вопросы, явления, нарушающие общую гармонию мироздания, усиливают трагизм жизниучастников войны М. Атабаев изображает очень мужественными, раскрывает их богатый внутренний мир;

— одной из лучших поэм кумыкских поэтов о войне является поэма «Похищенная смерть» Магомеда Атабаева, в которой он решает ключевую проблему искусства — проблему народного характера в полноте его общественных, исторических, национальных, природных связей;

— в поэмах о войне М. Атабаеву удалось соотнести разные временные пласты, прошлое и современность, создать образы погибших и оставшихся в живых.

Вечная минута" Атабаева, сходная с поэмой Р. Рождественского «Реквием», построена в форме заклинаний, плачей и песен, где голос поэта вступает в перекличку с голосом матери, невесты, детей, не дождавшихся своих близких, с голосами погибших воинов.

— любовная лирика занимает особое место в творчестве кумыкских поэтов. В частности можно назвать «Сююв» («Любовь») А.

Аджиева, «Доела кагъыз» («Письмо любимой») А.-В. Сулейманова,.

Сююв болмагъан буса" («Если б не было любви») М. Атабаева;

— поэты воспевают большую и щедрую любовь, если даже она безответна (Джачаев «Ярты йыр» («Незаконченная песня»);

— сила и очарование стихов о любви — в драматическом, родственном народным песням противоречии между грустью содержания и яркостью, здоровьем, силой чувства;

— в числе наивысших ценностей, о судьбе которых постоянно тревожатся поэты, есть любовь, как самое яркое выражение красоты жизни. (Б. Магомедов «Гетип барагъан къатын» («Женщина, которая уходит»);

В лирических стихах на первый план выдвигается современник с его мыслями, думами и чувствами;

В 1960;70-е гг. основными темами в кумыкской поэзии оставались тема Родины, тема войны и мира, любовная лирика.

Можно сделать вывод, что литература 1960;70-х годов оказало существенное влияние на развитие кумыкской поэзии в 1980;90 гг. во — первых, тема войны и мира в кумыкской поэзии занимает достойное место, а главными героями произведений о войне ег мире являются участники войны, работники тыла, матери, потерявшие своих сыновей в Великой Отечественной войне и дети, чье детство выпало на военное время, поэты правдиво рассказывают о нелегкой доле фронтовиков и участников тыла. Авторы изображают душевно чистых, искренне ненавидящих гнет и насилие героев, стихотворения впитали традиционное представление горцев о героизме, выступая страстными защитниками мира и счастья, кумыкские поэты избегают непосредственных призывов и обращений. Этого они добиваются проникновенным изображением мира чувств и дум героя, его дел, отношения к миру. во — вторых, тема родины в современной кумыкской поэзии представлено в творчестве М. Атабаева, А. ДжачаеваБ. Магомедова, Б. Аджиева, А. Акаева и других, в их произведениях лирический герой ощущает неразрывность собственной судьбы от судьбы Родины и мира. Родная земляисточник песен и вдохновения, авторы открывают читателям удивительные картины земной красоты, которая наделяет их жизненной силой, врачует душевные раны. В произведениях кумыкских поэтов изображается их родное село, люди-сельчане, их быт. Много строк они посвятили своему родному Дагестану — стране гор, равнин и степей. в — третьих, любовная лирика занимает особое место в творчестве кумыкских поэтов, поэты воспевают большую и щедрую любовь, если даже она безответна, сила и очарование стихов о любвив драматическом, родственном народным песням противоречии между грустью содержания и яркостью, здоровьем, силой чувства, в числе наивысших ценностей, о судьбе которых постоянно тревожатся есть любовь, как самое яркое выражение красоты жизни.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Абдуллатипов А.-К.Ю. Художественный мир Темирбулата Бецбулатова. Махачкала, 1995. — 211 с.
  2. М.А. Мыслители Дагестана XIX и начала XX вв. Махачкала, 1963. -268 с.
  3. М.А. Из истории философской и общественно-политической мысли народов Дагестана.- Махачкала, 1968. -348 с.
  4. Я.Г. Татарская просветительская мысль. Казань, 1983. -320 с.
  5. К.И. У костра, зажжённого М. Горьким. К проблеме новаторства и стилевого многобразия дагестанской прозы. -Махачкала, 1972. -108 с.
  6. К.И. Ступени роста. М.: Советская Россия, 1982. -208 с.
  7. К.И. И Судный день впереди: Проза, лит. критика, публицистика. Махачкала, 1998. — 544 с.
  8. К.И. Любовь благодарная. Поэзия Магомеда Атабаева: наблюдения, размышления -Махачкала, 2001. -159 с.
  9. A.M. Далекие дороги песен: Заметки о кумыкском героическом эпосе. Махачкала, 1977. — 101 с.
  10. A.M. Кумыкская народная поэзия: Вопросы типологии и связей в историческом освещении. Махачкала, 1982. — 120 с.
  11. З.Н. Диалог времён. Махачкала, 1996.
  12. Актуальные проблемы развития социалистических национальных и художественных культур в условиях зрелого социализма (21−23 сент. 1982 г.). Тезисы докл. Всесоюзн. научн. конференция. -Махачкала, 1982. -170 с.
Заполнить форму текущей работой