Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Психологические основы профессионального становления личности учителя изобразительного искусства

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Доминирующие позиции занимают заниженная самооценка, неуверенность в себе, групповая конформность. Данные характеристики личности студентов затрудняют процесс адаптации к условиям обучения в вузе. На втором и третьем этапах обучения (3−5 курсы) доминирующие позиции занимают эмпатия, способность к присоединению, адекватная и адекватно высокая самооценка, деловая коллективистская направленность… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Теоретико-методологический анализ проблемы 13 профессионального становления учителя
    • 1. 1. Состояние проблемы исследования профессиональной 13 подготовки учителя изобразительного искусства
      • 1. 1. 1. Психологический механизм овладения педагогической 13 деятельностью
      • 1. 1. 2. Развитие творческой индивидуальности — важнейшая 19 задача профессиональной подготовки учителя
      • 1. 1. 3. Качественные изменения личности студента во время 24 обучения в вузе
      • 1. 1. 4. Объективные характеристики мотивации учебной 33 деятельности студентов
    • 1. 2. Психология педагогической деятельности 40 1.2.1 .Профессионально важные качества личности учителя 41 1.2.2.Психологическая характеристика деятельности учителя изобразительного искусства
    • 1. 3. Постановка проблемы исследования
  • Глава 2. Исследование структурных и содержательных 65 компонентов становления личности будущего учителя изобразительного искусства
    • 2. 1. Организация исследования
    • 2. 2. Исследование динамики структурных компонентов 68 механизма психической регуляции учебной деятельности студентов художественно-графического факультета
    • 2. 3. Исследование объективных показателей мотивации 80 учебной деятельности студентов ХГФ на разных этапах профессионального становления
    • 2. 4. Исследование динамики основных видов 104 жизнедеятельности студентов ХГФ на разных этапах обучения
    • 2. 5. Исследование динамики субъективно-психологических 113 характеристик в профессиональном становлении студентов ХГФ
  • Глава 3. Управление процессом оптимизации 120 профессионального становления личности будущего учителя изобразительного искусства

3.1 .Описание первого этапа формирующего эксперимента 122 3.2.Описание второго этапа формирующего эксперимента 127 3.3.Описание третьего этапа формирующего эксперимента 130 3.4.Результаты формирующего эксперимента

Психологические основы профессионального становления личности учителя изобразительного искусства (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования определяется возрастающими требованиями к личности учителя, обусловливающими эффективность его деятельности, а также к процессу профессиональной подготовки высококвалифицированных специалистов в системе обучения и воспитания подрастающего поколения. В связи с этим в психолого-педагогических исследованиях большое внимание уделяется вопросу психологической подготовки к деятельности на этапе профессионального становления.

Основная цель и главный смысл образовательной деятельностиразвитие личности, создание условий для творческого ее саморазвития, раскрытия всех ее дарований, самореализации в труде. В образовательное учреждение приходят молодые люди получить образование, овладеть той или иной профессией. И главная задача педагогов состоит в том, чтобы научить их творчески трудиться, обеспечить им успех в профессиональной деятельности, закрепить интерес к избранному делу. Это возможно лишь в том случае, если в работе педагогического коллектива важное значение придается формированию творческой индивидуальности студента — будущего специалиста.

Ключевой фигурой образовательной системы выступает учитель как творец педагогического процесса, как носитель и субъект общей и профессиональной культуры. Высшее образование сегодня переживает достаточно сложный период необходимости решения задачи построения подлинно научной теории профессионального становления студентовбудущих педагогов современной школы. Профессионально-личностное развитие будущего учителя — высшая цель педагогического образования. Педагогической профессией и педагогическим мастерством можно овладеть только на индивидуально-личностном уровне, в связи с этим на передний край при профессиональной подготовке выдвинута личность студента будущего учителя. При этом учитель рассматривается как носитель накопленных культурой общечеловеческих ценностей, как активный субъект, реализующий в педагогической профессии свой способ жизнедеятельности, готовность принимать на себя ответственность за решение педагогических задач, вырабатывать свою стратегию профессионального мышления, поведения и деятельности (62).

Образование в вузе призвано обеспечить формирование личности специалиста с такими качествами, которые соответствовали бы современным требованиям общества и школы и гарантировали бы успех в практической педагогической деятельности с самого ее начала. Современный педагог должен хорошо ориентироваться в педагогических технологиях и уметь выбирать собственную стратегию профессиональной деятельности, обладать современными знаниями в области преподаваемого предмета, быть ответственным за принимаемые самостоятельные решения. Успешность творческого развития, профессионального становления педагога во многом зависит от уровня теоретической и практической подготовки, полученной в период обучения в вузе.

Сегодня преподавание любого предмета в средней школе представляется не как цель, а как средство формирования гармонически развитой личности учащегося. Особую актуальность проблема профессиональной подготовки учителя приобретает при формировании личности учителя изобразительного искусства, поскольку специфика самого предмета определяет личностное развитие ученика, формирование его культуры и жизненных ценностей, способствует раскрытию и реализации его творческих возможностей.

Урок изобразительного искусства в школе создает богатые возможности для всестороннего развития человека. Рисование развивает и умственно и эстетически, помогает познать окружающий мир, приучает внимательно наблюдать и анализировать, учит познавать красоту природы, учит мыслить и чувствовать. Задача учителя изобразительного искусстваразличными методами воздействовать на ум и чувства ребенка, пробуждая у него эстетические эмоции, приобщая его к постижению красоты, гармонии во всех ее проявлениях, а также развивать его творческие возможности, творческую активность, которая может быть проявлена в самых различных областях деятельности человека. Чтобы подготовить каждого школьника к жизни, нужно не только дать ему разностороннее образование и воспитание, но и развить его индивидуальные способности, научить создавать новое, жить и творить по законам красоты. Огромная роль в этом принадлежит учителю рисования, который должен пробуждать в детях чувство прекрасного и возвышенного.

Преподавание изобразительного искусства требует от учителя эмоциональности, развитых творческих способностей, открытости миру, способности видеть и понимать красоту. Учитель рисования должен быть свободен от шаблонов и стереотипов и приветствовать творческие проявления учащихся.

Перед высшими педагогическими учебными заведениями, таким образом, стоит сложная задача — развить важные личностные и профессиональные качества студента — будущего педагога, которые обеспечивали бы успех в профессиональной деятельности. Анализ научной и научно-практической литературы обнаружил отсутствие необходимых данных о структуре профессионально важных объективно-психологических качеств студента как будущего учителя изобразительного искусства. Таким образом, перед нами стояла задача проследить специфику и динамику этих качеств в процессе профессионального становления учителя изобразительного искусства.

Данное исследование посвящено рассмотрению психологических основ профессионального становления личности учителя изобразительного искусства.

Основная роль в процессе овладения профессиональной деятельностью принадлежит механизму психической регуляции, так как степень его развития обеспечивает функционирование всех сфер личности (интеллектуальной, мотивационно-деятельностной, эмоционально-волевой). Формирование механизма психической регуляции учебной деятельности студентов не только определяет их успешность в процессе овладения профессией педагога, но во многом обеспечивает успешность будущей профессиональной деятельности. В современной психологической науке проблема психической регуляции учебной деятельности студентов недостаточно освещена, особенно применительно к профессиональной подготовке учителей разных профилей.

Существует необходимость проведения исследования формирования механизма психической регуляции учебной деятельности студентов в процессе подготовки учителя изобразительного искусства и черчения, определение динамики данного процесса и места и роли личностных факторов в регуляции учебной деятельности на этапе профессионального становления.

Основное место в исследовании занимает изучение динамики становления личности учителя изобразительного искусства, а именно динамики объективных показателей мотивации учебной деятельности студентов художественно-графического факультета (ХГФ) с 1 по 5-ый курс.

Объект исследования — процесс становления личности будущего учителя изобразительного искусства во взаимосвязи с процессом овладения профессиональной деятельностью.

Предмет исследования — компоненты психической регуляции учебной деятельности студентов ХГФ: мотивационные, самооценочные, эмоциональные, волевые, интеллектуальные, коммуникативные. Основное внимание в исследовании уделялось изучению объективных показателей мотивации учебной деятельности студентов.

Гипотеза исследования — в процессе обучения в вузе у студентов формируется целостный механизм психической регуляции учебной деятельности, компонентами которого являются мотивация, индивидуально-типологические проявления, самооценка, система личностных качеств. Системообразующим компонентом в структуре психической регуляции учебной деятельности студентов является мотивационный компонент, приобретающий системную целостность на старших курсах. Уровень и особенности развития мотивационного компонента целостного механизма психической регуляции учебной деятельности может быть основанием для определения и реализации психолого-педагогической работы со студентами.

Цель работы заключалась в выявлении структуры механизма психорегуляции учебной деятельности студентов ХГФ.

В рамках исследования, с учетом цели, гипотезы, объекта и предмета исследования, нами решались следующие задачи:

1.Провести теоретический анализ актуального состояния следующих научных проблем: а) профессиональной подготовки учителяб) качественных изменений личности студентов в процессе обучения в вузев) психорегуляции учебной деятельности студентов — будущих педагогов.

2.Определить структуру механизма психической регуляции учебной деятельности студентов художественно-графического факультета на разных этапах обучения.

3.Выявить структуру объективных показателей мотивации учебной деятельности студентов художественно-графического факультета в динамике от 1-ого к 5-му курсу.

4.Изучить особенности и качества личности студентов, влияющие на профессиональное становление будущих учителей изобразительного искусства.

5 .Разработать систему психолого-педагогических средств, обеспечивающих эффективную регуляцию учебной деятельности студентов.

Методологическую основу исследования составили: -личностно-деятельностиый подход (Л.С.Выготский, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн и др.).

— теория учебной деятельности (В.В.Давыдов, В. Я. Ляудис, А. К. Маркова и др.).

— теории профессиональной педагогической деятельности (В.И.Загвязинский, Н. В. Кузьмина, А. К. Маркова, Ю. П. Поваренков, В. Д. Шадриков и др.).

— концепции формирования личности педагога как профессионала (Ф.Н.Гоноболин, В.А.Кан-Калик, М. М. Кашапов, Н. В. Кузьмина, А. К. Маркова, Л. М. Митина, Ю. П. Поваренков и др.).

— концепции психической регуляции деятельности (В.К.Вилюнас, О. В. Дашкевич, В. А. Зобков, О. А. Конопкин, В. И. Моросанова и др.).

Методы исследования подбирались таким образом, чтобы изучить целостный процесс психической регуляции учебной деятельности студентов художественно-графического факультета.

Были использованы следующие методы: наблюдение, в том числе включенноеанализ продуктов деятельностиметод экспертных оценок, независимых характеристикметод самооценки (методика «Тренировка самоконтроля студентов» Б.Б.Коссова) — стандартизированные личностные опросники: 16-факторный опросник Р. Кеттелла, мотивационно-самооценочный опросник В. А. Зобкова, вопросник изучения качественных модальных эмоциональных особенностей Л. А. Рабинович, опросник формально-динамических свойств индивидуальности В. М. Русалова, опросник личностных ориентаций (Лио) Э. Шострома, опросник по изучению эмпатии А. Меграбянметод формирующего эксперимента. Данные были подвергнуты математико-статистической обработке с помощью методов корреляционного и факторного анализа.

Исследование осуществлено в 1998;2003гг. В эксперименте участвовало 217 студентов художественно-графического факультета (ХГФ) Владимирского государственного педагогического университета (ВГПУ). В формирующем эксперименте принимало участие 120 студентов ХГФ: на 1-ом этапе (1−2курс) — 40 человек (по 20человек в контрольной и экспериментальной группах), на 2-ом этапе (Зкурс) — 40 человек (по 20 человек в экспериментальной и контрольной группах), на 3-ем этапе (4−5курс) — 40 человек (по 20 человек в экспериментальной и контрольной группах).

Научная новизна полученных результатов состоит в том, что:

— разработана модель целостного механизма психической регуляции учебной деятельности студентов ХГФ на разных этапах обучения в вузе;

— разработана система объективных показателей мотивации учебной деятельности студентов художественно-графического факультета и определена динамика их изменений на этапах становления личности профессионала;

— изучены качества и особенности личности студентов, влияющие на профессиональное становление будущего учителя изобразительного искусства;

— разработана и апробирована программа формирования мотивационной составляющей механизма психической регуляции учебной деятельности студентов ХГФ.

Теоретическая значимость определяется вкладом в общепсихологическое знание по проблеме психической регуляции учебной деятельности студентов на разных этапах обучения в вузе, в частности выявлены структура механизма психической регуляции учебной деятельности студентов на разных этапах обучения в вузе, особенности объективных показателей мотивации учебной деятельности студентов художественно-графического факультета, доминирующие особенности и качества личности студентов, средства развития и коррекции личностных компонентов механизма психической регуляции учебной деятельности студентов.

Практическая значимость исследования заключается в том, что полученные результаты могут быть использованы педагогами и психологами вузов в системе профессиональной подготовки будущего учителя и коррекции возникающих трудностей в процессе профессионального становления. Материалы исследования также могут быть использованы в курсе лекций по педагогической психологии для студентов педагогических вузов, факультетов психологии, для слушателей курсов повышения квалификации институтов усовершенствования учителей.

Достоверность результатов исследования обеспечивается его общетеоретической ориентацией на ведущие концепции отечественной психологии, использованием комплекса методов многостороннего изучения личности в сочетании с объективно-психологическим анализом деятельности, результатами апробации формирующей программы, привлечением современных методов статистической обработки данных.

Апробация и внедрение результатов исследования.

Представленные в исследовании материалы и результаты апробированы.

— в процессе экспериментально-педагогической работы автора со студентами художественно-графического факультета ВГПУ;

— в публикациях по теме исследования;

— в сообщениях на заседаниях кафедры психологии, а также кафедры общей и педагогической психологии ВГПУ в 1998;2003гг.;

— в докладах на региональных научно-практических конференциях во Владимире (2001;2003гг.);

— на международном психологическом конгрессе в г. Костроме (2003г.).

Основные положения, выносимые на защиту.

1. В процессе обучения в вузе у студентов ХГФ формируется целостный механизм психической регуляции учебной деятельности, представленный следующими блоками: блоком мотивационно-деятельностных показателей, блоком индивидуально-типологических особенностей, блоком самооценочных показателей, а также блоком личностных качеств. Содержание и взаимосвязь блоков не остается неизменной на протяжении всего периода обучения в вузе.

2. Ведущими компонентами механизма психической регуляции учебной деятельности студентов художественно-графического факультета являются мотивационно-деятельностный блок и блок индивидуально-типологических особенностей.

3. Особенности и качества личности студентов ХГФ, влияющие на профессиональное становление будущего учителя изобразительного искусства: адекватная и адекватно высокая самооценка, деловая коллективистская направленность, теплота, открытость, социальная уверенность, эмоциональная стабильность, эмпатия и способность к присоединению.

4. Развивающая программа направлена на формирование мотивационной составляющей механизма психической регуляции учебной деятельности студентов художественно-графического факультета.

Ключевой фигурой образовательной системы выступает учитель как носитель и субъект общей и профессиональной культуры, как творец педагогического процесса. Высшее образование сегодня переживает достаточно сложный период решения задачи построения подлинно научной теории профессионального становления студентов — будущих педагогов. Современная школа предъявляет высокие требования к личности учителя — это должен быть высококвалифицированный специалист, являющийся устойчивой творческой личностью. В связи с этим проблема профессионального становления будущего учителя вообще и учителя изобразительного искусства в частности обретает особую практическую значимость, которая обусловлена возможностью оптимизировать процесс профессионального становления в ходе обучения в педагогическом вузе. На учителе изобразительного искусства лежит ответственность не только за знания ученика, но и за воспитание духовности, эстетического и художественного вкуса, развитие творческих способностей, приобщение к миру культуры и искусства. Высокий уровень преподавания изобразительного искусства в школе может осуществить только высококвалифицированный специалист, являющийся творческой личностью. Данный результат в работе с формирующейся личностью студента художественно-графического факультета может быть достигнут в результате внедрения активных методов обучения и психологического сопровождения учебного процесса в вузе. Изучение психолого-педагогической литературы позволило определить пути решения проблемы оптимизации профессионального становления личности будущего учителя изобразительного искусства. В ходе проведенного теоретического и практического исследования была изучена динамика становления личности будущего учителя изобразительного искусства, качественно своеобразных личностных изменений с момента поступления в вуз и до его окончания, выявлена структура механизма психорегуляции учебной деятельности студентов ХГФ. Примененные нами методики позволили диагностировать особенности становления личности студента ХГФ, выявить основные характеристики его личности на каждом из этапов обучения. Информация о самом психологическом механизме регуляции учебно-профессиональной деятельности была получена с помощью корреляционного и факторного анализа. Основные положения, сформулированные в теоретической части диссертации, были использованы при организации экспериментальной работы, включавшей в себя проведение различных методик диагностики формирующейся личности студента — будущего учителя изобразительного искусства. Для обеспечения высокой результативности формирующего эксперимента нами были созданы экспериментальная и контрольная группы студентов. В ходе реализации развивающей программы в экспериментальной группе использовались элементы активного обучения, социально психологический тренинг, тренинг развития творческих способностей. Экспериментальный этап исследования показал, что эффективность профессионального становления студентов ХГФ значительно выше у студентов экспериментальной группы, где применялся разработанный алгоритм оптимизации этого процесса. Личность студента контрольной группы также претерпевает сходные изменения, но за больший период времени и менее значительные по качеству. Было бы неправомерно утверждать, что в данном исследовании были охвачены все стороны профессиональной подготовки будущего учителя изобразительного искусства. В дальнейшем представляется интересным рассмотреть такие аспекты этой темы, как взаимосвязь общих и специальных.

(художественных) способностей на разных этапах обучения и их влияние на профессиональное становление учителя изобразительного искусства. Ниже приведены выводы, сформулированные по итогам исследования.1. В процессе обучения в вузе у студентов ХГФ формируется целостный механизм психической регуляции учебной деятельности. Основными психологическими компонентами, влияющими на психорегуляцию учебной деятельности студентов художественно графического факультета являются следующие: блок мотивационно деятельностных показателей (виды деятельности студентов, объективные показатели мотивации — успеваемость, дисциплинированность, организованность, творческая активность, познавательная активность, гуманность, общительность, склонность к научно-исследовательской работе, результативность учебно-творческой деятельности), блок индивидуально типологических особенностей (эргичность, пластичность, темп, эмоциональность в предметной и социальной сферах), блок самооценочных показателей (уровень притязаний, оценка своих возможностей, уверенность в себе и др.), блок личностных качеств (теплота, открытость, эмоциональная устойчивость, социальная уверенность, способность к установлению близких контактов, эмпатия, способность к присоединению и др.). Перечисленные компоненты регуляции учебной деятельности студентов образуют целостную иерархическую структуру, в которой доминирующую роль играет мотивационно-деятельностный компонент, представленный системой объективных показателей общедеятельностной и специфическидеятельностной направленности. Содержание и взаимосвязь блоков не остается неизменной на протяжении всего периода обучения в.

2. На каждом из курсов обучения в вузе (1−5-ый курс) выявлена структура объективных показателей мотивации учебной деятельности студентов. На первом этапе (1−2 курс) отсутствует взаимосвязь изучаемых объективных показателей мотивации, что свидетельствует о несформированности мотивационного компонента механизма психорегуляции учебной деятельности. Установлено, что наиболее сложным адаптационным годом является 2 курс. Доминирующими объективными показателями мотивации учебной деятельности на 1-ом курсе являются успеваемость и результативность в учебно-творческой деятельностина 2-ом курсе — успеваемость, организованность и дисциплинированность. На втором этапе (Зкурс) происходят существенные изменения в мотивации студентов — образуется единый целостный механизм психорегуляции объективных показателей мотивации учебной деятельности. Системообразующими на этом этапе становятся дисциплинированность и организованность. На 4−5 курсе усиливается взаимосвязь всех объективных проявлений мотивации. Системообразующими показателями выступают познавательная активность.

(4курс), общительность и гуманность (Зкурс).3. На каждом из этапов обучения выявлены качества личности студентов, участвующие в профессиональном становлении будущих учителей изобразительного искусства. На первом этапе обучения (1−2-ой.

курсы) доминирующие позиции занимают заниженная самооценка, неуверенность в себе, групповая конформность. Данные характеристики личности студентов затрудняют процесс адаптации к условиям обучения в вузе. На втором и третьем этапах обучения (3−5 курсы) доминирующие позиции занимают эмпатия, способность к присоединению, адекватная и адекватно высокая самооценка, деловая коллективистская направленность, теплота, открытость, социальная уверенность, эмоциональная стабильность. Именно эти качества личности студентов принимают активное участие в психорегуляции учебной деятельности студентов, направленной на становление учителя — профессионала.4. Разработаны основные психокоррекционные средства оптимизации процесса подготовки будущего учителя изобразительного искусства в зависимости от этапа обучения в вузе. Выбор средств обоснован необходимостью актуализации качеств, определяющих успешность деятельности студента. Эффективность системы средств проверена в условиях формирующего психолого-педагогического эксперимента. В результате экспериментальной работы были зафиксированы положительные изменения мотивационно-деятельностных, самооценочных и личностных характеристик.

Показать весь текст

Список литературы

  1. О.А. Общепедагогическая подготовка учителя в системе высшего образования. М.:Просвещение, 1989. -139с.
  2. Л.М. Методики изучения эмоций в спорте. Казань, 1985. 99с.
  3. Г. С. Возрастная психология: Учебник для студентов вузов. Екатеринбург: Деловая книга, 1999. 624с.
  4. Абульханова-Славская К. А. Деятельность и психология личности. М.:Наука, 1980.-335с.
  5. Абульханова-Славская жизнедеятельности// Психология К. А. Развитие личности и в процессе личности. формирования развития М.:Наука, 1981.-385с.
  6. Абульханова-Славская К. А. Психология и сознание личности: (Проблемы методологии теории и исследования реальной личности): Избр. психол. труды./К.А.Абульханова. М., 1999. 216с.
  7. Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни. М.:Мысль, 1991. 299с.
  8. Г. А. Студент как субъект образовательного процесса. М., Рязань: РИНФО, 1998. 156с.
  9. Аминов структурной Н. А. Дифференциальный главных подход к исследованию педагогических организации компонентов способностей.//Вопросы психологии. 1995 № 5,С.5−17.
  10. .Г. Избранные психологически труды: В 2-х т. М.: Педагогика, 1980.-Т.1.-230с., Т.2.-287С.
  11. .Г. М.:Наука, 1977.-380с.
  12. А. Психологическое тестирование. СПб.: Питер, 2002. 687с.
  13. Л.И. Некоторые теоретические проблемы психологии 140 О проблемах современного человекознания.
  14. Л.И. Системный подход к изучению формирования и развития личности/ Отв. Ред. Е. В. Шорохова. М.: Наука, 1982. 140−147.
  15. В.Г. Мотивационная регуляция поведения личности: Автореф. диссерт. канд. психол. наук. М 1995. 45с.
  16. В.Г. Проблемы мотивации и личность Теоретические проблемы психологии личности. М 1974. 122−145.
  17. А.Г., Ягодин Г. А. Образование как расширение возможностей развития личности (от диагностики отбора к диагностике развития) Вопросы психологии. 1992. № 12. 6−13.
  18. А.Г. А.Г. Личность как предмет психологического Принципы исследования. М., 1984. 104с. Психология личности: общепсихологического анализа. М.: Изд-во МГУ, 1990. 367с.
  19. Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса. (Методические основы). М Просвещение, 1982. 192с.
  20. И.Д. Формирование у будущего учителя основ профессиональной деятельности. Л., 1990. 212с.
  21. Е.Г. К вопросу о дидактических способностях учителя Формирование личности учителя в системе педагогического образования. М.:МГГ[И, 1981.-С.150−160.
  22. В.В. Опыт разработки иерархической модели индивидуальности Вопросы психологии. 2001. № 2. 100−109.
  23. Р. Развитие Я-концепции и воспитание. Пер. с англ. М.: Прогресс, 1986.-422с.
  24. Бестужев-Лада И. В. Нужна ли школе реформа? М., 2000. 192с.
  25. В.Ф. Активность личности: психолого-педагогические аспекты воспитания в современных условиях. Красноярск, 1996. 139с.
  26. Н.Р. Психология личностного роста. М.: Международная педагогическая психология, 1995. 64с. 141
  27. О.Г., Маршева В. М., Обухова Н. П. Развитие творчества студентов как педагогическая проблема в вузах развитых стран Обзор информ.-М.:НИИВШ, 1988.-Вып. 1.-47с.
  28. А.А. Психология личности. М.: МГУ, 1988. 188с.
  29. В.А. Психологические исследования проблемы профессионализации личности// Психологические исследования проблемы формирования личности профессионала/ Под ред. В. А. Бодрова. М., 1991.
  30. Л.И. Проблемы формирования личности. М., 1995. 352с.
  31. Л.И. Психологический анализ условий формирования и строения гармонической личности Психология формирования и развития личности.-М., 1981.-26с.
  32. А.В. Деятельность и опосредование// Психологический журнал. 1998. Т.19. № 6. 118−125.
  33. Ф.Е. Психологические механизмы мотивации человека. М., 1990.-288с.
  34. О.С., Демченко Е. А. Изучение основных характеристик жизненной стратегии человека// Вопросы психологии. 2001.- № 2. 74−85.
  35. И.В. Основы технологии группового тренинга. Психотехники. М.: «Ось-89», 2000. 224с.
  36. И.В. Групповые методы в работе школьного психолога: Учебно-методическое пособие. М."Ось-89″, 2002. 224с.
  37. В.К. Психологические механизмы мотивации человека. М., 1990.-288с.
  38. И.П. Социометрические методы в социальнопсихологических исследованиях. Д., 1970. 88с.
  39. Л.С. Педагогическая психология. М.: Педагогика, 1991.-480с. 142
  40. .А., Хрусталева Т. М. Специальные способности в структуре индивидуальности учителя// Вопросы психологии. 1994. № 4. 73−75.
  41. Р.В., Фукин А. И. Психологические механизмы овладения профессиональной деятельностью. Набережные Челны, 2000. 146с.
  42. Л.К. Теоретические основы и методика преподавания факультативного профессиональной курса «Психология студентов творчества» в системе подготовки художественно-графического отделения педагогического колледжа: Диссерт. канд. пед. наук. М., 1998. 187с.
  43. Н.М., Никитина Н. Н., Кислинская Н. В. Основы самосовершенствования: Тренинг самосознания. Екатеринбург.: Деловая книга, 1998. 144с.
  44. И.В. Психологические основы творческой личности студента педвуза: Автореф. диссерт. канд. психол. наук. М., 1997. 20с.
  45. Е.И., Казача В. В. Методика профессиографии. Саратов.: Изд-во Саратовского ун-та, 1992. 197с.
  46. Ю.Б. Развитие личности, способной к творческой самореализации// Психологическая наука и образование. 1998. № 1. 93 100.
  47. В.М. Особенности саморегуляции как формы психической устойчивости личности в стрессовых ситуациях: Автореф. диссерт. канд. психол. наук. Киев, 1990. 18с.
  48. .С. Философия образования для XXI века (в поисках практико-ориентированных образовательных концепций). М., 1998. 608с.
  49. Гиппиус С В Тренинг развития креативности. Гимнастика чувств. СПб.: Речь, 2001.-346с. 143
  50. Ф.Н. О некоторых психических качествах личности учителя// Вопросы психологии. 1975. № 1. 100−111.
  51. Ф.Н. Психологический анализ педагогических способностей Проблемы способностей/ Отв. Ред. В. Н. Мясищев. М., 1962. -27с.
  52. Н.В., Городницкая В. Ю. Учитель развивающего обучения глазами психолога труда// Психологическая наука и образование. 1999.-№ 1.-С.69−77.
  53. Е.И. Жизненная перспектива и профессиональное самоопределение молодежи. Киев: Наук, думка, 1988. 142с.
  54. P.M. Элементы практической психологии. СПб.: Свет, 1997.-б08с.
  55. Э.А. Саморегуляция личности в индивидуальном стиле жизнедеятельности: Автореф. диссерт. канд. психол. наук. М., 1995. 23с.
  56. Т.Г., Линская Л. В., Усальцева Т. П. Основы конструктивного общения. Методическое пособие для преподавателей. Новосибирск: Изд-во Новосибирского ун-та- М.: Совершенство, 1997. 171с.
  57. В., Лизинский В. Учитель в зеркале психологии. Психологопедагогические очерки. М., 1993. 67с.
  58. Гуманистическая парадигма и личностно-ориентированные технологии профессионального педагогического образования. Под общей ред. акад. РАО В. Л. Матросова. М.: Прометей, 1999. 116с.
  59. В.В. Проблемы развивающего обучения. М.: Педагогика, 1986. 239с.
  60. О.В. Методы исследований эмоций спортсменов в лабораторных условиях. М., 1976. 22с.
  61. А.Н. Развитие образования в современном мире. М., 1999.-200с. 144
  62. О.Б. Формирование психологической готовности молодых специалистов к профессиональной деятельности: Диссерт. канд. психол. наук. М., 1997. 188с.
  63. В.Н. Развитие и диагностика интеллектуальных способностей в общении// Психологический журнал. 1998. Т. 19. № 6. 25−32.
  64. В.Н. Психология общих способностей. СПб.: Питер, 1999.-368с.
  65. В.Н. Теоретические основы диагностики познавательных способностей: Автореф. диссерт. доктор, психол. наук. М., 1991.-37с.
  66. М.И., Кандыбович Л. А. Психологические проблемы готовности к деятельности. Минск: БГУ, 1975. 173с.
  67. О.П. Конструктивная типология и личности. Псков: Изд-во Пек. обл. ИУУ, 1994. 280с.
  68. А.А. Личностное развитие студентов специальных психодиагностика педагогических учебных заведений на занятиях психологией: Автореф. диссерт. канд. психол. наук. М., 1998. 94с.
  69. Жданова С Ю Развитие стиля учебной деятельности студентов Вестник пермского университета. Вып.З. 1998. 30−41.
  70. О.И. Педагогические основы подготовки учителя в системе университетского образования: Автореф. диссерт. канд. психол. н, а у к М 1991.-22с.
  71. И.Б. Психологические особенности индивидуального стиля деятельности учителя: Диссерт. канд. психол. наук. Ташкент, 1993. 189с.
  72. В.И. Основы педагогической конфликтологии. М.: Российское педагогическое агентство, 1995. 184с. 145
  73. В.И. Особенности когнитивного и личностного развития студентов педвуза с разной специализацией: Автореф. диссерт. канд. психол. наук.-М., 1998.-23с.
  74. В.И. Развитие педагогического творчества учителя. М.: Знание, 1986.-40с.
  75. В.В. Комплекс игр для развития воображения// Вопросы психологии. 1992. № 2. 25−27.
  76. Л.М. Развитие творческих компонентов интеллектуальной деятельности личности в период профессиональной подготовки учителей: Автореф. диссерт. канд. психол. наук. -Казань, 2001. 18с.
  77. Л.Н. Психологические основы подготовки к профессиональной деятельности: Автореф. диссерт. канд. психол. наук. Новосибирск, 1997. 21с.
  78. И.А. Педагогическая психология. М.:Логос, 2001. 383с.
  79. В.А. Психология отношения и личности учащегося. Казань: КГУ, 1992.-155с.
  80. В.А. Ценности жизни и саморегуляция учебной деятельности// Проблемы системогенеза учебной и профессиональной деятельности: Материалы Российской научно-практической конференции. Ярославль: изд-во «Аверс Пресс», 2003. 181−183.
  81. Е.М. Основы психологического изучения профессиональной деятельности. М.: МГУ, 1987. 207с.
  82. Игры обучение, тренинг, досуг…/ Под ред. В. В. Петрусинского. М.: Новая школа, 1994. 368с.
  83. К. Педагогическая диагностика. М.: Педагогика, 1991. 240с.
  84. Исаев В-И., Косарецкий Г., Слободчиков В. И. Становление и 146
  85. Н.А. Психологические условия введения студентов первого курса в профессию педагога: Автореф. диссерт. канд. психол. наук. М., 1984.-16с.
  86. А.Г. Развитие индивидуального стиля педагогического общения в процессе профессионального становления воспитателя// Вестник Пермского гос. пед. Университета. Сер. Психология. 2000. № 1−2. -С.4751.
  87. Исследование проблем психологии творчества: Сборник статей. М.: Наука, 1983.-319с.
  88. Ительсон Л. Б, Лекции по современным проблемам психологии обучения. -Владимир: ВГПИ, 1972. -167с. 95. Кан-Калик В. А. Педагогическая деятельность как творческий процесс. Грозный: Чечено-Ингушское книжное изд-во, 1976. 286с. 96. Кан-Калик В.А., Никандров Н. Д. Педагогическое творчество. М.: Педагогика, 1990. 144с.
  89. П.Ф. Избранные педагогические сочинения/ Под. Ред. A.M. Арсеньева. М.: Педагогика, 1982. 704с.
  90. М.М. Теория и практика решения ситуации. -Ярославль, 1997. 100с.
  91. М.М. Особенности мышления преподавателя в процессе решения педагогической проблемной ситуации. Диссерт. канд. психол. наук. Л 1989.-246с.
  92. М.М. О психологической концепции педагогического мышления// Ярославский психологический вестник. Вып.
  93. Москва Ярославль, 1999. 173−190.
  94. Я.П. Прогнозирование успешности в обучении студентов педагогических вузов: Диссерт. канд. психол. наук. Л 1991. 201с.
  95. В.Е. Проблема личности: методология исследования и 147 педагогической
  96. В.И. Психология способностей к изобразительной деятельности. М., 1959. 236с.
  97. Т.Г. Исследование педагогического мышления// Ярославский психологический вестник. Вып.1. -Москва Ярославль, 1999. 73−91.
  98. Е.А. Индивидуальный стиль деятельности. Казань, 1969.-278с.
  99. Н.В., Свистун М. А. Программы социально- психологического тренинга. -Ярославль, 1992. 66с.
  100. А.Г. Личность и пути ее формирования. М., 1971. 38с.
  101. Г. М. Культура профессионального самообразования педагога. Пособие/ Под. Ред. д-ра психол. наук, акад. Ю. М. Забродина. М., 1994. 344с.
  102. В.Н. Профессионально значимые качества личности учителя/ Моделирование педагогической ситуации. М., 1981. 44−70. ПО. Козиев В. Н. Формирование профессинальных качеств личности учителя. Л.: Знание, 1987. 15с.
  103. Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах. Минск, 1976. 350с. 112. Кон И. С. Открытие «Я». М., 1978. 368с. И З Конопкин О. А. Психологические механизмы регуляции деятельности. М., 1980. 156с.
  104. О.А., Моросанова В. И. Стилевые особенности саморегуляции деятельности Вопросы психологии. 1989 № 5 18−26.
  105. О.А., Прыгин Г. С. Связь учебной студентов с индивидуально-типологическими успеваемости их особенностями саморегуляции Вопросы психологии. 1984 № 5 42−52.
  106. .Б. Личность и педагогическая одаренность: новый метод. М.: Институт практической психологии- Воронеж: НПО «МОДЭК», 148
  107. .Б. Личность: Теория, диагностика и развитие: Учебнометодическое пособие для высших учебных заведений. М.: Академический Проект, 2000. 240с.
  108. М.Ю. Индивидуальная психологическая структура труда учителя иностранного языка: Автореф. диссерт. канд. психол. наук. М., 1993.-23с.
  109. В.В. Преподавание как творческая учителя /Дидактика средней школы. М., 1982. 317с.
  110. Л.П. Ориентация на творчество неотъемлемый деятельность компонент подготовки современного педагога Современность и школа (научные труды). Уфа, 1999. 29−31.
  111. В.А. Некоторые вопросы психологии учителя. М., 1980.-С.30−45.
  112. В.А., Балбасов Е. Г. Педагогические способности, их структура, диагностика, условия формирования и развития. М.: Прометей, 1991.-109с.
  113. Г. Психология развития. СПб.: Питер, 2000. 922с.
  114. B.C. Психология. Учебник. М.:АГАР, 1999. 304с.
  115. Н.В. Формирование педагогических способностей. Д.: Изд-во Ленинградского ун-та, 1961. 98с.
  116. Н.В. Очерки психологии труда учителя. Л.: Изд-во Ленинградского ун-та, 1967. 183с.
  117. Н.В. Методы исследования педагогической деятельности. Л.: ЛГУ, 1970. 114с.
  118. Н.В. Способности, одаренность, талант учителя. Л., 1985.-32с.
  119. Н.В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения. М.: Высшая школа, 1990. 214с.
  120. Н.В., Кухарев 149 Н.В. Психологическая структура
  121. Ю.Н. Психология обучения взрослых. М.: Просвещение, 1985. 128с.
  122. Ю.Н. Творческое мышление в профессиональной деятельности учителя Вопросы психологии. 1986. № 2, 21−30.
  123. Ю.Н., Сухобская Г.С, Зырянова Н. Г. Индивидуальнопсихологические особенности мыслительной деятельности Развитие психических функций взрослых людей. М., 1972. 207−226.
  124. Н.В. На пути к профессиональному совершенству. М.: Просвещение, 1990. 159с.
  125. Н.В. Эффективность обучения и воспитания: наблюдения, опыт, размышления. Минск, Изд-во БГУ, 1979. 216с.
  126. М.В. Психологические особенности готовности абитуриентов к учению в педагогическом вузе: Автореф. диссерт. канд. психол. наук. Киев, 1976. 27с.
  127. Леднев B.C. Содержание
  128. А.А. Педагогическое общение. М.: Знание, 1979. 47с.
  129. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1975. 304с.
  130. А.Н., Шелабанова Е. В. Профессиональное самоопределение как построение образа возможного будущего Вопросы психологии.-2001. № 1. -С.57−65.
  131. В.Т., Дмитриев А. В. Личность студента. Л., 1974. 183с.
  132. Д. Психологические закономерности формирования педагогических способностей. М., 1987. 120с.
  133. .Ф. Вопросы общей, педагогической, инженерной психологии. М 1991. 45−78.
  134. Ломов Б. Ф. Методологические 150 и теоретические проблемы
  135. A.M. Актуальные проблемы психологии в высшей школе: Материалы лекций. М.: Знание, 1977. 44с.
  136. А. К., Никонова А. Я. Психологические особенности индивидуального стиля деятельности учителя Вопросы психологии. 1987. 5 С 40−48.
  137. А.К. Психология труда учителя. М.: Просвещение, 1993. 192с.
  138. Г. И. Социально-психологический тренинг. М., 1998. 208с.
  139. Е.И. Психологические основы управления учебной деятельностью. Киев, 1987. 237с.
  140. Мелик-Пашаев А. А. Психологические основы способностей к художественному творчеству: Диссерт. доктор, психол. наук. М., 1994. 215с.
  141. Л.В. Психологические закономерности развития индивидуальности студентов в вузе: Автореф. диссерт. доктор, психол. наук. Новосибирск, 1998. 40с.
  142. B.C. Личность как предмет психологического исследования: Учебное пособие. Пермь: ПГГПИ, 1988. 88с.
  143. B.C. Очерки интегрированного исследования индивидуальности. М.: Педагогика, 1986. 235с.
  144. Методы эффективной психокоррекции: Хрестоматия Сост. К. В. Сельченок. Минск: Харвест, 1999. 816с.
  145. Методы системного педагогического исследования: Учебное пособие /Под ред. Н. В. Кузьминой. Л.: Изд-во Ленинградского ун-та, 1980. 172с. 151
  146. Л.М. Психологические аспекты труда учителя: Учебное пособие. Тула, 1991. 176с.
  147. Л.М. Учитель как личность и профессионал. М.: Дело, 1994.-216с.
  148. Л.М. Учитель на рубеже веков: психологические проблемы Психологическая наука и образование. 1999. № 3. 5−20.
  149. Ю.М., Молодчиков А. В. Формирование творческого мышления Интеллектуальная культура специалиста. М.: Наука, 1983. 217с.
  150. Моделирование педагогических ситуаций: проблемы повышения качества и эффективности общепедагогической подготовки учителя/ Под ред. Ю. Н. Кулюткина, Г. С. Сухобской. М.: Педагогика, 1981. 120с.
  151. В.Ф. Профессиональная ориентация будущих педагогов Учитель, которого ждут, М., 1988. 35−49.
  152. В.И. Акцентуация характера и стиль саморегуляции студентов// Вопросы психологии. 1997. № 6. 30−38.
  153. В.И. Индивидуальный стиль саморегуляции. М., 2001.-192с.
  154. Мышление учителя: Личностные механизмы и понятийный аппарат Под. ред. Ю. Н. Кулюткина, Г. С. Сухобской. М.: Педагогика, 1990. -104с.
  155. В.Н. Психология отношений. Воронеж, 1998. 362с.
  156. Национальная доктрина образования в Российской Федерации Документы в образовании. 2000. № 21. 3−25.
  157. Н.Н. Психолого-педагогические основы формирования профессиональной деятельности. М.: МГУ, 1988. 60с.
  158. В.Я. Социология образования. М.: МГУ, 1992. 199с.
  159. Никонова А. И. Влияние особенностей индивидуального стиля на 152
  160. В.Е. Феномен «выгорания» в зарубежной психологии: эмпирические исследования и перспективы Психологический журнал. 2 0 0 1 Т о м 2 2 1 С 90−101.
  161. Основные современные концепции творчества и одаренности. Под ред. Д. Б. Богоявленской. М., 1992. 402с.
  162. В.И. Некоторые теоретические и практические проблемы одаренности Прикладная психология. 1998. № 3. 33−47.
  163. Т.А. Организация времени жизни как компонент структуры личности студентов: Автореф. диссерт. канд. психол. наук. М., 1988.-19с.
  164. Педагогический поиск Сост. И. Н. Баженова. М.: Педагогика, 1989.-560с.
  165. . Эволюция интеллекта в подростковом и юношеском возрасте Психологическая наука и образование. 1997. № 4. 56−64.
  166. А.Г. Личностные компоненты регуляции учебной деятельности в переходный период от подросткового к юношескому возрасту: Диссерт. канд. психол. наук. Владимир, 2002. 215с.
  167. Г. Психорегуляция педагогической деятельности учителя-словесника: Автореф. диссерт. канд. психол. наук. Ярославль, 2002.-23с.
  168. И.В. Социально-психологический тренинг как форма взаимодействия психолога и учителя /Психология школе: Материалы научно-практической конференции. Владимир, 1997. 16−21. 153 Л. А. Компетентность А.В. Возможности в общении. и пути Социальнопостроения психологический тренинг. М.: МГУ, 1989. 216с. обшепсихологической теории личности Вопросы психологии. 1987. № 4.
  169. К.К. Структура и развитие личности. М.: Наука, 1986. -254с.
  170. Ю.П. (Психологические основы Диалектика становления периодизации профессионала. профессионализации) Ярославский психологический вестник. Вып.
  171. Москва Ярославль, 1999. С 19−37.
  172. Поваренков Системогенетический профессиональной Ю.П. подход// Психология Проблемы становления профессионала. учебной и системогенеза деятельности: Материалы Российской научно- практической конференции. Ярославль: Изд-во «Аверс Пресс», 2003. 95−113.
  173. А.Н. Философия образования: Проблема противодействия Вопросы философии. 2000. № 8. 119−130.
  174. Я.А. Психология творчества и педагогика. М.: Знание, 1987.-79с.
  175. Л.М. Психология самодеятельного творчества студентов. Казань: Изд-во Казанского ун-та, 1990. 236с.
  176. Попова психической Т. В. Формирование учебной мотивационной деятельности составляющей студентов саморегуляции филологического факультета: Автореф. диссерт. канд. психол. наук. Казань, 2002. 24с.
  177. Е.Е. Психологические основы профессионального становления личности учителя начальных классов: Диссерт. канд. психол. наук. Владимир, 2000. 225с.
  178. Н.Ю. Творческий стиль деятельности: Педагогический аспект. Казань: Изд-во КГУ, 1989. 204с.
  179. М.М. Педагогическое творчество: Проблемы развития и опыт. Киев, 1988. 189с. 154
  180. Прикладная социальная психология: Учебное пособие. Под ред. А. Н. Сухова, А. А. Деркача. М., Воронеж: НПО «МОДЭК», 1998. 688с.
  181. Проблемы совершенствования психологической подготовки в педвузе Психологический журнал, Том 14. № 5. 1993. 133−135.
  182. Программа развития педагогического образования России на 2001−2010 гг. Педагогическое образование и наука. 2000. № 1. 14−17.
  183. Пряжников «МОДЭК», 1996.-253с.
  184. Е.Ю. Факторы профессионального самоопределения преподавателей педагогических вузов// Вопросы психологии. 1994. № 6. 64−73.
  185. Психология возрастных кризисов: Хрестоматия/ Сост. К. В. Сельченок. -Минск: Харвест, 2001. 560с.
  186. Психолого-педагогические Щербакова. Л.: ЛГПИ, 1988. 168с.
  187. Психологическая служба вуза: принципы, опыт работы/ Под ред. Б. Б. Коссова. М.: Изд-во НИИ ВО, 1993. 212с.
  188. Психология проблемы и развития профессионального особенности Общ. ред. сознания учителя. Межвуз. сб. науч. трудов. Л.: РГПУ, 1991. 120с. психофизиологические подготовки/ студентов. Под ред. И. М. Пейсахова. Казань, 1977. 296с. профессиональной Г. С. Никифорова. СПб: Изд-во -П. Ун-та, 1993. 169с.
  189. Психология труда и личности учителя Сб. науч. трудов Под ред. А. И. Щербакова. Л.: ЛГПИ, 1976−77. Вып. 1. 1976. 136с.- Вып. 2. 1977. 132с. 155 Н. С. Профессиональное личностное самоопределение. М.: Изд-во Ин-т практ. Психологии- Воронеж: НПО проблемы эффективности профессиональной подготовки учителя в высшей школе Под ред. А.И.
  190. А.А., Коломинский Я. Л. Социальная психология. СПб.: Питер, 1999. 416с.
  191. Л.А. Прогностическая Тренинг способность учителя и ее диагностика: Учебное пособие к спецкурсу. Л.: ЛГПИ, 1989. 20с.
  192. Л.А. педагогической наблюдательности Вопросы психологии. 1988. № 3. 86−92.
  193. П.Е. Нетрадиционная технологическая подготовки учителей. М., 2000. 304с.
  194. Е.И. Настольная книга практического образовании: Учебное пособие. М.: ВЛАДОС, 1996. 529с.
  195. К. Становление личности. Взгляд на психотерапию. М., 2001.-416с.
  196. Д.В. Профессиональное сознание учителя как научнопрактическая проблема Психологический журнал. 1991. № 5. 65−72.
  197. Рубинштейн Педагогика, 1973.-416с.
  198. Л.И., Тихончук И. А. Профессиональное самовоспитание будущего учителя. М 1986. 56с.
  199. В.М. Опросник структуры темперамента. М.: ИП РАН, «Смысл», 1992.-36с.
  200. Е.А. Развитие диалектического мышления студентов педагогического вуза в процессе изучения дисциплин психологического цикла: Автореф. диссерт. канд. психол. наук. М 1992. 16с.
  201. А.В. Своеобразие индивидуальности учителя в связи с уровнем развития профессионального самосознания Вестник Пермского 156 педагогическая система психолога в Н.Н, Л. Методика преподавания общей изобразительного М.: искусства в школе. М.: Агар, 1998. 251с. Проблемы психологии.
  202. Н.В. Психология и педагогика профессиональной деятельности. М.:Изд-во ЭКМОС, 1999. 352 с.
  203. Ю.В. Гуманитарные основы педагогического образования. М.: Академия, 2000. 325с.
  204. В.П. Диагностика личности и профессионального мастерства преподавателя. М.: Международная педагогическая академия, 1995. 192с.
  205. В.А. О критериях формирования социально активной личности будущего учителя Формирование социально активной личности в условиях развитого социализма: Сб. науч. тр. М., 1983. 147−155.
  206. В.А. Профессиональная деятельность и личность педагога Педагогическое образование и наука. 2000. № 1. 37−51.
  207. В.А., Виленский М. Я. Реформа школы и готовность учителя к профессиональной деятельности Теория и практика физической культуры. 1985. № 6. 43−45.
  208. В.А. Формирование личности учителя советской школы в процессе профессиональной подготовки. М.: Просвещение, 1976. 160с.
  209. В.И., Исаева Н. А. Психологические условия введения студентов в профессию педагога Вопросы психологии. 1996. № 4. -С.72−80.
  210. В.И., Исаев Е. И. Психология развития человека. М.: Школьная пресса, 2000. 416с.
  211. Словарь-справочник по психодиагностике. Под ред. Бурлачук Л. Ф., Морозова С М СПб., 1999. 528с.
  212. Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности. М.: Аспект-пресс, 1995. 270с.
  213. Н.М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе: Учеб. пособие для студ. пед. вузов. М.: 157
  214. .А. Мотивационно-смысловые образования в психологической структуре личности: Автореф. диссерт. д-ра психол. наук. М., 1992.-30с.
  215. Н.Ф. Теоретические основы разработки модели специалиста. М., 1986. 180с.
  216. Творческая индивидуальность педагога Тезисы республиканской конференции. Тюмень, 1991. 45−50.
  217. .М. Проблемы индивидуальных различий. М.: Наука, 1964.-235с.
  218. Т.М. Личность учителя как субъекта педагогического общения: Диссерт. канд. психол. наук. -М., 1995. 184с.
  219. Управление развитием школы Под ред. М. М. Поташника и B.C. Лазарева. М., 1995. 464с.
  220. Учитель крупным планом: Социально-педагогические проблемы учительской деятельности Под ред. Г. Вершловского. Л.: ЛГИУУ, 1991. -115с.
  221. Федеральная программа развития образования (Приложение к Федеральному закону от 10 апреля 2000 г. № 51 ФЗ)// Собрание законодательства Российской Федерации. 2000 № 16, ст. 1639.
  222. Философский энциклопедический словарь. М., 2000. 567с.
  223. Формирование профессиональной культуры учителя: Учебное пособие/ Под ред. В. А. Сластенина. М., 1993. 173с.
  224. Формирование социально-активной личности учителя: межвузовский сборник научных трудов/ Под ред. В. А. Сластенина. М.: МГПИ, 1984.-150с.
  225. В.Н. Педагогическая импровизация: теория и методика. М.: МИП «Магистр», 1992. 159с.
  226. М.А. Психология интеллекта. СПб.: Питер, 2002. 272с. 158
  227. Т.М., Харламова Т. М. Развитие специальных способностей учителя изобразительного искусства и черчения// Вестник Пермского гос. пед. университета. Сер. Психология. № 1−2. 2002. -С.6169.
  228. Т.М., Шведчикова Ю. С. Специальные способности учителя в процессе его профессионального становления// Вестник Пермского гос. пед. университета. Сер. Психология. № 1. 2001. 45−55.
  229. Г. А., Мастеров Б. М. Психология саморазвития. М., 1995.-288с.
  230. Г. А. От умения сотрудничать к умению учить себя// Психологическая наука и образование. 1996. № 2. 27−52.
  231. А.С. Психологическая подготовка будущих педагогов// Вопросы психологии. 2001. № 2. 140−142.
  232. В.Д. Деятельность и способности. М.: Изд-во корпорация «Логос», 1994. 320с.
  233. В.Д. Проблема системогенеза деятельности. М.: Наука, 1982. 217с.
  234. Р.Х. Творческий рост педагога. М., 1985. 196с.
  235. З.О. Профессионально-педагогическая подготовка учителя в университете. Томск: Изд-во Томск, ун-та, 1991. 128с.
  236. Т.Я. Изобразительное искусство в 1 классе, -М.: Прсвещение, 1981. 191с. 258. ХЦукин М. Р. Структура индивидуального стиля деятельности и условия его формирования: Автореф. диссерт. д-ра психол. наук. Новосибирск, 1994. 16с. 259. ХЦукин М. Р. Индивидуальный стиль и интегральная индивидуальность: проблемы и подходы// Психологический журнал. 1995. 159 профессиональной
  237. Ф.М. Психология взаимопонимания. Казань, 1991. 122с.
  238. Л.Б. Структура и динамика познавательных процессов студентов вуза в зависимости от представлений о целях обучения: Автореф. диссерт. канд. психол. наук. СПб, 1991. 17с.
  239. В.А. Обучение как процесс управления: психологические аспекты. Л 1988. 160с.
  240. В.А. Педагогическая психология. СПб, 1998. 639с.
  241. В.А., Горбунова Г. А. Современные тенденции и проблемы профессионального обучения будущих педагогов художников// Проблемы системогенеза учебной и профессиональной деятельности: Материалы Российской научно-практической конференции. Ярославль: Изд-во «Аверс Пресс», 2003. 343−351.
  242. М.С. Основные психологические механизмы адаптации студентов к учебной деятельности: Автореф. диссерт. канд. психол. наук. Иркутск, 1995. 25с.
  243. Conceptionofgiftedness. Cambridge, 1968.
  244. Guilford J.P. Intelligence: 1965 model: American psychologist. N.Y., 1966.
  245. Guilford J.P. Measurement of creativity. N.Y., 1967, p.281−287.
  246. Taylor C.W. How many types of giftedness can your program tolerate? Journal of creative behavior, 1978, vol.12, № 1, p.39−51.
  247. Taylor C.W., Terman L.M. Perspectives of creativity: the intelligence quotient of F. Galton in childhood, 1917 //Studies in individual differencies. N.Y., 1961, p. l34−139.
  248. Torrance E.P. Torrance tests of creative thinking: Directional manual and scoring guide. Lexington, 1974.
  249. Torrance E.P., Hall L.K. Assessing the further research of creative potential //Journal of creative behavior, 1980, vol.14, № 1, p. 1−19. 160
Заполнить форму текущей работой