Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Формирование регионального механизма управления качеством фармацевтической помощи

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В соответствии с процессным подходом впервые в фармации для оценки состояния фармацевтической помощи предложено оценивать качество базовых и обеспечивающих процессов. Научно обоснован методический подход к исследованию внешней среды системы фармацевтической помощи для выявления региональных особенностей и анализа фармацевтического рынка. Обоснована система показателей для проведения комплексной… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. Современное состояние фармацевтической помощи и проблемы управления ее качеством
    • 1. 1. Проблемы управления качеством фармацевтической помощи
    • 1. 2. Анализ внешней среды системы фармацевтической помощи в период становления рыночных отношений в РФ
    • 1. 3. Региональные особенности внешней среды системы фармацевтической помощи
  • Глава II. Исследование качества фармацевтической помощи на уровне регионального фармацевтического рынка
    • 2. 1. Методический подход к исследованию внешней среды системы фармацевтической помощи на региональном уровне
    • 2. 2. Обоснование системы показателей для оценки условий оказания фармацевтической помощи
    • 2. 3. Анализ развития фармацевтического рынка Иркутской области
      • 2. 3. 1. Анализ состояния и развития структуры фармацевтического рынка
      • 2. 3. 2. Анализ экономических показателей
      • 2. 3. 3. Анализ показателей доступности ФП
      • 2. 3. 4. Оценка уровня качества ЛС
    • 2. 4. Оценка условий оказания ФП по результатам анализа развития фармацевтического рынка Иркутской области
  • Глава III. Разработка механизма управления качеством фармацевтической помощи гражданам, имеющим право на социальные гарантии
    • 3. 1. Моделирование системы реализации социальных гарантий гражданам по лекарственному обеспечению на региональном уровне
    • 3. 2. Механизм функционирования системы реализации социальных гарантий гражданам по лекарственному обеспечению на региональном уровне
  • Глава IV. Формирование механизма управления качеством фармацевтической помощи на уровне аптечной организации
    • 4. 1. Оценка эффективности деятельности аптечных организаций
    • 4. 2. Анализ потребительской оценки качества фармацевтического обслуживания
    • 4. 3. Разработка методики количественной оценки качества фармацевтического обслуживания
  • Выводы

Формирование регионального механизма управления качеством фармацевтической помощи (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

В современных условиях одной из наиболее важных задач в системе государственных интересов, нацеленных на сохранение и поддержание здоровья, является разработка новых концепций и решение проблем управления качеством медицинской и фармацевтической помощи.

Процесс формирования рыночных отношений в нашей стране вызвал разрушение существовавшей до начала 90-х годов XX века организационной модели управления фармацевтической деятельностью, которая обеспечивала единый подход к лекарственному обеспечению на всей территории страны и гарантировала всем слоям населения ее качество и доступность. Снижение регулирующей роли федеральных органов управления и уменьшение потенциала реального воздействия на качество фармацевтической помощи привели к неравным условиям ее оказания и, вследствие этого, к обострению социальных проблем. Принятие адекватных управленческих решений в данной области затруднено разнообразием социально-экономических, природно-климатических и иных условий на большой территории нашей страны, а также недостаточной изученностью влияния региональных факторов на качество фармацевтической помощи.

Основы управления фармацевтической помощью представлены в трудах известных отечественных ученых: Г. Т. Глембоцкой, Н. Б. Дремовой, C.B. Кононовой, И. В. Косовой, П. В. Лопатина, Е. Е. Лоскутовой, А. П. Мешковского, Л. В. Мошковой, Е. А. Максимкиной, A.B. Солонининой, и др. Региональным особенностям оказания фармацевтической помощи посвящены работы Г. Н. Андриановой, A.B. Гришина, В. А. Егорова, Ю. А. Музыры, Г. А. Олейник и др.

Вместе с тем, в недостаточной степени остаются проработанными вопросы анализа развития регионального фармацевтического рынка, как внешней среды системы фармацевтической помощи и оценка качества фармацевтического обслуживания в аптечных организациях, как базового процесса фармацевтической помощи. Требует дополнительного изучения проблема управления качеством фармацевтической помощи гражданам, имеющим право на социальные гарантии по лекарственному обеспечению, с целью сглаживания региональной дифференциации сложившегося уровня этой помощи.

Эти обстоятельства предопределили выбор темы диссертационной работы и основные направления исследования.

Цель и задачи исследования

Цель диссертационной работы состоит в разработке методических подходов и обосновании региональных механизмов управления качеством фармацевтической помощи для повышения ее доступности для граждан.

Для достижения поставленной цели было необходимо решить следующие задачи:

1. изучить проблемы управления качеством фармацевтической помощи на современном этапе и обосновать понятийный аппарат исследования;

2. выявить изменения, произошедшие во внешней среде системы фармацевтической помощи в период становления рыночных отношений в России, и определить характер их влияния на качество фармацевтической помощи;

3. обосновать методический подход к исследованию внешней среды региональной системы фармацевтической помощи для выявления особенностей и анализа фармацевтического рынка;

4. провести комплексный, анализ состояния и выявить тенденции развития фармацевтического рынка Иркутской области;

5. оценить условия оказания фармацевтической помощи в регионе как обеспечивающих процессов и обосновать механизмы управления качеством фармацевтической помощи;

6. разработать модель и механизм функционирования системы реализации социальных гарантий гражданам по лекарственному обеспечению на региональном уровне;

7. провести социологическое исследование и разработать методику количественной оценки качества фармацевтического обслуживания, как базового процесса управления качеством на уровне аптечной организации.

Объекты и методы исследования. Объектами исследования явились органы управления фармацевтической деятельностью на областном и муниципальном уровнях, аптечные организации Иркутской области.

Эмпирическую базу исследований составили данные областного управления статистики администрации Иркутской области, комитета по фармацевтической деятельности и производству лекарств администрации Иркутской области, статистика регионов РФ, статистические и отчетные данные фармацевтических организаций Иркутской области, балансы аптечных организаций за период 1997;2002г.г., анкеты по изучению мнения жителей и аптечных работников.

В процессе исследования использовались: исторический, логический, системный, процессный, региональный подходы, методы экономико-математического, графического анализа, социологические и квалиметрические методы исследования, экспертная оценка, контент-анализ. Математическая обработка данных производилась с использованием современных компьютерных технологий. Научная новизна исследования.

В соответствии с процессным подходом впервые в фармации для оценки состояния фармацевтической помощи предложено оценивать качество базовых и обеспечивающих процессов. Научно обоснован методический подход к исследованию внешней среды системы фармацевтической помощи для выявления региональных особенностей и анализа фармацевтического рынка. Обоснована система показателей для проведения комплексной оценки состояния и развития регионального фармацевтического рынка. Проведена оценка фармацевтического рынка по признакам сходства тенденций и темпов развития со средними значениями по РФ и оценка их соответствия предложенному определению миссии фармацевтической помощи.

С позиций системного подхода разработана модель и механизм функционирования системы реализации социальных гарантий гражданам по лекарственному обеспечению на региональном уровне, в результате произведена реорганизация управляющей и управляемой подсистем.

Обоснована система критериев и в соответствии с типологией Кедотта-Терджена разработана методика количественной оценки качества фармацевтического обслуживания на уровне аптечной организации, предложено понятие эталонной аптеки. Положения, выдвигаемые на защиту.

• Методический подход к исследованию внешней среды системы фармацевтической помощи на региональном уровне;

• Система показателей и результаты комплексной оценки состояния и развития регионального фармацевтического рынка;

• Региональные особенности фармацевтического рынка и механизмы управления качеством фармацевтической помощи;

• Модель и механизм функционирования системы реализации социальных гарантий гражданам по лекарственному обеспечению на региональном уровне;

• Результаты социологического исследования потребительской оценю! качества фармацевтического обслуживания;

• Методика количественной оценю! качества фармацевтического обслуживания.

Практическая значимость работы н внедрение результатов исследования.

Результаты диссертационного исследования нашли применение при разработке мероприятий по совершенствованию системы управления фармацевтической помощью на территории Приангарья, осуществляемой комитетом по фармацевтической деятельности и производству лекарств администрации Иркутской области.

Методические материалы «Организация конкурсов на право заключения государственного контракта на поставку лекарственных средств и изделий медицинского назначения» были использованы центром ГУ НЦ Медэкологии ВСНЦ СО РАМН при определении порядка проведения конкурсов на поставку лекарств в рамках целевых федеральных программ (акт внедрения центра ГУ НЦ Медэкологии ВСНЦ СО РАМН).

Учебно-практическое руководство «Особенности бизнес-планирования в фармации», утвержденное Департаментом по медицинскому и фармацевтическому образованию, внедрены в учебном процессе кафедры УЭФ Самарского государственного медицинского университета (акт внедрения 26.01.2003 г.), кафедры управления и экономию! Иркутского государственного медицинского университета (акт внедрения 22.09.2003 г.).

Методика количественной оценки качества фармацевтического обслуживания используется в деятельности Иркутской фармацевтической ассоциации «ИФА» при разработке критериев и оценке качества обслуживания посетителей в аптеках Иркутской области для определения лучших розничных фармацевтических предприятий (акт внедрения Иркутской фармацевтической ассоциации «ИФА», 2003 г.).

Теоретические положения и практические материалы исследования используются в учебном процессе кафедры управления и экономию! фармации и кафедры последипломного образования провизоров Иркутского государственного медицинского университета, а также в программе «Управление закупками для государственных нужд», проводимой Межотраслевым центром повышения квалификации и профессиональной переподготовки кадров Байкальского государственного университета экономики и права.

Апробация работы. Основные результаты исследования доложены на межкафедральной конференции специальных кафедр Российского университета дружбы народов (ноябрь 2004 г.), второй межрегиональной фармацевтической конференции «Сибирская фармация на рубеже XXI века».

Новосибирск, апрель 2000 г.), областном совещании руководителей структурных подразделений администрации Иркутской области и ведущих специалистов системы здравоохранения «О представлении концепции «Повышение доступности лекарственной помощи, оказываемых в рамках государственных гарантий, на территории Иркутской области» (Иркутск, декабрь 2000 г.), областной научно-практической конференции «О роли провизора в жизни современного общества» (Иркутск, октябрь 2001 г.), IX Российском национальном конгрессе «Человек и лекарство» (Москва, апрель 2002 г.), межрегиональной научно-практической конференции «Маркетинг в фармации: основные тенденции развития» (Иркутск, август 2002 г.), совместном семинаре Байкальского государственного университета экономики и права, института госзакупок и общества имени Карла Дуйсберга «Законодательство, технологии организации и проведение конкурсных закупок в Германии» (Иркутск, ноябрь 2002 г.), областной научно-практической конференции «Актуальные проблемы работы фармацевтических организаций» (Иркутск, май 2002 г.).

Связь задач исследования с проблемным планом фармацевтических наук.

Диссертационная работа выполнена в соответствии с планом научных исследований медицинского факультета Российского университета дружбы народов и является фрагментом исследований кафедры управления и экономики фармации.

Публикация материалов исследования. По теме диссертации опубликовано 11 печатных работ.

Выводы.

1. Проанализированы и обобщены литературные данные о состоянии системы фармацевтической помощи России, рассмотрены основные проблемы управления ее качеством на современном этапе. С позиций системного подхода разработаны дефиниции миссии, качества и управления качеством фармацевтической помощи, на основе процессного подхода выявлены базовые, обеспечивающие и управляющие процессы менеджмента качества фармацевтической помощи. Установлено влияние региональной дифференциации на процессы оказания фармацевтической помощи. Сформулированы задачи по формированию механизма управления качеством фармацевтической помощи на региональном уровне: выявление и анализ особенностей оказания фармацевтической помощи в регионах страны, установление тенденций развития и разработка мер повышения качества фармацевтической помощи.

2. Проведен анализ и дана качественная оценка изменений, произошедших во внешней среде системы фармацевтической помощи вследствие рыночных преобразований в России. Выявлено 13 условий, которые могут негативно сказаться на качестве фармацевтической помощи. При этом установлено, что негативное воздействие рыночных преобразований в наибольшей степени затронуло качество ЛС, систему управления отраслью, экономическую политику и систему защиты прав предприятий.

3. Разработан методический подход к исследованию внешней среды системы фармацевтической помощи на региональном уровне, включающий выбор совокупности показателей, их поэтапный анализ в динамике, обоснование базы сравнения, группировку показателей по признакам сходства тенденций *< (совпадение или расхождение) и темпов развития (ускоренные или замедленные), оценку соответствия выявленных тенденций предложенному определению миссии фармацевтической помощи.

4. Для проведения комплексного анализа развития регионального фармацевтического рынка обоснована система из 33 показателей, сгруппированных по пяти направлениям, которая включает показатели структуры фармацевтического рынка (количество субъектов), экономические показатели (товарооборот общий, на 1 жителя и т. п.), обеспечение кадрами (общее количество провизоров и фармацевтов, на 1 жителя и т. п.), показатели качества ЛС (уровень брака, количество серий фальсифицированных ЛС и т. п.), показатели доступности фармацевтической помощи (ассортимент аптечных организаций, в том числе льготный перечень, уровень цен и т. п.).

5. Проведен анализ структуры фармацевтического рынка Иркутской области. Установлен рост количества аптек на 37,0%, мелкорозничных аптечных организаций на 34,0%, уменьшение количества предприятий оптовой торговли на 7,0%. При этом темпы роста количества частных аптечных организаций опережают темпы роста количества государственных аптечных организаций. Количество жителей, обслуживаемых 1 аптечной организацией, постоянно уменьшается (темп роста 71,0%). Соотношение количества аптек и мелкорозничных аптечных организаций составляет 1:1,7. Рост товарооборота аптечных организаций региона составил 386,0%, при этом темп роста товарооборота частных аптек в 3 раза превышает аналогичные показатели государственных. Доля льготного отпуска ЛС в общем товарообороте составила 5,6%, темпы ее роста 127,3%. Товарооборот на 1 жителя — 686 руб. при темпе роста 387,0%. Средний товарооборот одной аптеки увеличился на 180,0% и составил 3889 тыс. руб., средний товарооборот одной аптечной организации — 1422 тыс. руб.(темп роста 284,0%).

6. По результатам анализа развития регионального рынка проведена оценка условий оказания фармацевтической помощи, в результате которой установлено, что более трети выявленных тенденций оказывают негативное влияние на качество фармацевтической помощи, в первую очередь, на обеспечение качества самих ЛС и ИМН, ценовой и ассортиментной доступности фармацевтической помощи для граждан, имеющих право на социальные гарантии по лекарственному обеспечению. Предложены два механизма управления качеством фармацевтической помощи.

7. С позиций системного подхода разработана модель и механизм функционирования системы реализации социальных гарантий гражданам по лекарственному обеспечению на региональном уровне. В модель включены новые элементы, повышающие эффективность функционирования системы. Механизм функционирования позволяет сделать более эффективным использование информационных, товарных и финансовых потоков в системе.

8. На основе анализа данных социологического исследования выявлены требования потребителей к качеству фармацевтического обслуживания и установлено, что ожидаемому уровню качества, по мнению жителей, в аптеках области соответствует только два из семи требований: ассортимент товаров и приближение фармацевтического обслуживания к потребителю.

9. Приведено обоснование и содержание понятия «Качество фармацевтического обслуживания» и разработаны критерии его оценки. Разработана методика количественной оценки качества фармацевтического обслуживания, которая позволяет относить аптеки к одному из трех классов, исходя из суммарного количества баллов, определяемых в процессе ее аттестации. Проведено апробирование методики на примере 13 аптечных предприятий Иркутской области. Установлено, что большинство аптек (61,0%) относится ко второму классу, всего лишь одна аптека может быть отнесена к первому классу и, следовательно, качество аптечного обслуживания в Иркутской области находится на относительно низком уровне.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Г. Н. Разработка концепции регионализации фармацевтического рынка Тюменской области в переходный период: Автореф. дис. д-ра фарм. наук. М. — 2001. — 35 с.
  2. А.Д. Либерализация фармацевтического сектора плюсы и минусы//Фармацевтический вестник. — 2000.- № 34.- 19 сентября. — С. З
  3. Апполонова Л. С Москва борется с фальсификатами// Фармацевтический вестник. — 2001. № 39.- 18 декабря. — С. 7−8.
  4. Аптечные продажи в регионах России за первую половину 2002 года//Экономический вестник фармации. 2002. — № 10. — С. 38−41.
  5. Л. Госрегулирование с позиций партнерства. Такой подход к вопросам регулирования фармрынка у нового руководства аптечного управления Краснодарского края// Фармацевтический вестник. 2001. — № 30 — 16 октября.-С. 10.
  6. Л. Фармация Кубани определяет стратегию//Фармацевтический вестник. 2000. — № 22. — 13 июня. — С. 11.
  7. Береговых В.В./ Нормирование фармацевтического производства. Обеспечение качества продукции /В.В. Береговых, А. П. Мешковский. — М.: Изд-во «Информационно-издательское агентство „Ремедиум“, 2001—527 с.
  8. Бучнев Б. П. Фармацевтические услуги: сертификация и стандартизация / Б. П. Бучнев, В.М. Маршалкин/ Экономический вестник фармации. — 2000. № 11.-С. 37−40
  9. Бучнев Б.П./Качественная оценка фармацевтической помощи/Б.П. Бучнев, С. Л. Вардосанидзе, С. А. Парфейников и др.//Новая аптека. — 2003. № 11.-С. 25−27
  10. С. Время расставлять акценты. Намечены задачи областного здравоохранения//Фармацевтический вестник. — 2002. № 9. — 12 марта.— С. 10−11.
  11. Введение в биоэтику. Учебное пособие. — М.: „Прогресс-Традиция“, 1998. 384 с.
  12. M.JI. Автоматизированная информационно-аналитическая система оптимизации лекарственного обеспечения населения/ M.JI. Введенский, И. С. Полегаев, A.B. Зиновьев //Новая аптека. 2003. — № 10. -С. 30−34.
  13. И.Г. Основные математико-статистические понятия и формулы в экономическом анализе: справочник. 2-е изд., перераб. и доп./И.Г. Венецкий, В. И. Венецкая — М.: Статистика, 1979. — 447 с.
  14. Т. На повестке дня — снабжение лекарствами// Фармацевтический вестник. — 2001. № 36. — 27 ноября. — С. 13.
  15. И.В. Лекарственное обеспечение населения и лечебно-профилактических учреждений Сахалинской области // Общерегиональная фармацевтическая лига. — 2002. № 2. — 2−6 декабря. — С. 5.
  16. Е. Программа госгарантий Татарстана//Фармацевтический вестник. 2002. — № 9. — 12 марта.- С. 12.
  17. Л.Л. Новосибирская область: лекарственное обеспечение населения и лечебно-профилактических учреждений//Новая аптека. — 2002. № 10.-С. 29−33.
  18. Р.Ю. Разработка стратегии формирования конкурентной среды регионального фармацевтического рынка Бурятии: Автореф. дисс. канд. фарм. наук. Москва, 2001. — 26 с.
  19. В.В. Теоретические и методологические основы разработки системы территориального лекарственного обеспечения населения: Автореф. дисс. д-ра фарм. наук. Пятигорск, 2002. — 43 с.
  20. Н.Ф. Всем нам должно быть стыдно за финансирование здравоохранения//Фармацевтический вестник. — 2000. № 35. — 26 сентября. — С. 1−2.
  21. М.Ю. Цель работы центра — защита потребителя//Фармацевтический вестник. -2001. № 20. —20 июня. — С. 11−12.
  22. Г. Т. Исследование рыночной инфраструктуры Воронежского региона / Г. Т. Глембоцкая, Е.Е. Чупандина//Экономический вестник фармации. 2002. — № 11. — С. 34 -39.
  23. Г. Т. Концепция фармацевтической помощи: реалии и перспективы / Г. Т. Глембоцкая, А. Р. Маскаева // Новая аптека. 2000. — № 5. — С. 3−5.
  24. Гнеушева И.А. GPP надлежащая аптечная практика // Новая аптека. — 2001. — № 3. -С.30 — 34.
  25. Гнеушева И. А. Самоинспекция аптечного учреждения / И. А. Гнеушева, Е. О. Нифантьев // Новая аптека. 2001. — № 8. — С. 21−27.
  26. О.В. Факторный анализ развития фармацевтической дистрибуции на эффективность продвижения продукта производителя // Экономический вестник фармации. — 2000. № 6. — С. 23−26.
  27. Государственный доклад о состоянии здоровья населения РФ // Экономический вестник фармации. 2000. — № 12. — С. 3−7.
  28. В.И. Лекарственное обеспечение населения и учреждений здравоохранения Рязанской области // Новая аптека. — 2002. № 7. — С. 7 — 10.
  29. В.И. На страже разумной ценовой политики // Фармацевтический вестник. 2000. — № 28. — 1 августа.-С.8−9.
  30. В.И. Рязань — как школа передового опыта //Фармацевтический вестник. 2000. — № 14 — 11 апреля. — С.8−9.
  31. A.B. Социально-экономические' основы региональной лекарственной политики (на примере Западно-Сибирского региона): Автореф. дис. д-ра фарм. наук. Пермь. — 2000. — 38 с.
  32. А. Фальсификация лекарств— скрытая угроза человечеству // Фармацевтический вестник. 2001. — № 31. — 23 октября. — С.2−3.
  33. С. Аптечные сети России: итога 2001 года /С. Грудачева, П. Демидов// Фармацевтический вестник.-2001.-№ 14.-С.7−8.
  34. Д. Так сколько же стоит фармрынок // Фармацевтический вестник. 2004. -№ 22. — 15 июня. — С. 3.
  35. Г. И. Казенный рубль счет любит. Льготное лекарственное обеспечение Самарской области взято под особый контроль // Фармацевтический вестник. 2001. — № 40. — 25 декабря. — С.12.
  36. Г. И. Самарское здравоохранение выполнило свои задачи // Фармацевтический вестник. 2001. — № 14 — 17 апреля. — С.12.
  37. В.Ф. Маркетинговые исследования дополнительных услуг, оказываемых в фармацевтических организациях: Автореф. дисс. канд. фарм. наук. Курск, 2002. — 22 с.
  38. Т.М. Моделирование стратегии управления социально-экономическими аспектами лекарственного обеспечения населения республики Башкортостан: Автореф. дне. канд. фарм. наук. — М. — 2003. — 20 с.
  39. С. Здравоохранение Нижегородской области: итоги и задачи // Фармацевтический вестник. — 2001. № 14 — 17 апреля. — С. 13.
  40. Т.Г. Задачи улучшения лекарственного обеспечения ЛПУ // Новая аптека. 2002. — № 9. — С.8 — 11.
  41. П. Опыт омичей: регулирование фармацевтической деятельности//Фармацевтический вестник. 2001. — № 3 — 30 января. — С. 13
  42. М.В. На страже жизни и здоровья//Фармацевтический» вестник. 2000. — № 23. — 20 июня. — С.15.
  43. Л.Н. Методические подходы к оптимизации лекарственного обеспечения в условиях государственного регулирования цен Автореф. дисс. канд. фарм. наук. Пермь, 2002. — 26 с.
  44. Е.С. Лекарственное обеспечение ЛПУ и населения // Новая аптека. 2001. — № 6. — С. 25 — 29
  45. М.Ю. Решительный шаг в сторону реформы системы //Фармацевтический вестник. — 2004. № 24. — 27 июля. — С. 3.
  46. Иванов М. Льготы реальные, а не декларируемые / М. Иванов, А. Сорока // Фармацевтический вестник. — 2000. — 1 августа. № 28. -С.14.
  47. Калабухова Е. А Требования к контролю качества лекарств возрастают//Фармацевтический вестник. — 2001. № 20. — 20 июня.- С. 5.
  48. Г. Т. Исследование путей повышения эффективности и качества лекарственной помощи населению: Автореф. дисс. канд. фарм. наук. Москва, 1979. — 19 с.
  49. О.В. Системный анализ защиты прав потребителей лекарств: Автореф. дис. канд. фарм. наук. -М. 1997. — 25 с.
  50. Т.В. Решение проблем лекарственного обеспечения — прерогатива региона // Фармацевтический вестник. 2001. — № 16 — С. 12−13.
  51. Катлинский А. В. Приоритеты обозначены. Настало время решительных действий // Фармацевтический вестник. — 2000. № 35. — С. 1−2.
  52. Кашина Н. Война подделкам объявлена, но не всеми // Экономический вестник фармации. — 2001. № 4. — С.20−21.
  53. JI. Регулирование ценообразования // Экономический вестник фармации. — 2001. № 6. — С.69−71.
  54. Кононова C.B./ Управление региональным фармацевтическим комплексом как система обеспечения качества фармацевтических услуг // Фармация.- С.32
  55. C.B. Нижегородский фармацевтический рынок//Фармацевтический вестник. 2000. — № 7. — 22 февраля. — С. 11−12.
  56. C.B. Сегодня и завтра нижегородского фармрынка // Фармацевтический вестник. — 2000. № 44.— 28 ноября. — С. 12−13.
  57. C.B. Факторы риска фармацевтического рынка // Новая аптека. 2002. — № 2. — С. 12−14.
  58. C.B. Фармацевтические услуги: формирование рынка/С.В. Кононова, Г. А. Олейник // Новая аптека. — 2003. № 6. — С. 25 — 31
  59. Консультационные материалы. М.: «Всесоюзный центр научно-фармацевтической информации», 1990.-71 с.
  60. Э.А. Фундаментальные понятия фармации // Новая аптека. -2001.-№ 8-С. 28−39
  61. И.В. Совершенствование организации управление качеством лекарств на областном уровне: Автореф. дис. канд. фарм. наук. -М. 1981. — 17 с.
  62. И.В. Государство и аптека — эффективное партнерство // Новая аптека.-2003.-№ 7.-С. 15−16.
  63. А. Регионы России: мониторинг, анализ и прогноз развития фармацевтического рынка с позиции конкурентоспособности действующих субъектов // Новая аптека. 1999. — № 1. — С. 7 — 11.
  64. А. Фармацевтический рынок России 2000 год: расстановка сил //Экономический вестник фармации. 2000. — № 7. — С. 4−7.
  65. Лагунова А. Фармацевтический рынок России 2000 год: расстановка сил // Экономический вестник фармации. 2000. — № 9. — С.3−7.
  66. Ламбен Ж. Стратегический маркетинг. Европейская перспектива. -СПб.: Наука, 1996. 321 с.
  67. М.Б. Исследование территориальных особенностей доступности фармацевтической помощи населению (на примере территорий Сибирского федерального округа): Автореф. дис. канд. фарм. наук. М. — 2004. — 19 с.
  68. Лобутева Л.А./Организация фармацевтической помощи: системный маркетинговый подход: Цикл лекций / Л. А. Лобутева, П. В. Лопатин, Л. П. Чекова, Москва. 1999. — 74 С.
  69. П.В. Индивидуальная подготовка провизоров // Фармация. -2000. -№ 3.- С. 51−52.
  70. П.В. Фармацевтические аспекты биоэтики / П. В. Лопатин, О. В. Карташова // Фармация. 1997. — № 2. — С.39 — 40.
  71. Е.Е. Теоретические и методологические основы фармацевтической экономики и обоснование принципов оказания лекарственной помощи населению: Автореф. дис. д-ра. фарм. наук. М. — 1999. -35 с.
  72. Е.Е. Системный анализ организации и управления лекарственным обеспечением населения крупных промышленных центров: Автореф. дис. канд. фарм. наук. -М. 1985. — 18 с.
  73. А. Минздрав подводит итоги работы за 2002 год // Новая аптека. 2003. — № 5. — С. 4−7.
  74. Л. Замкнутый круг прорван. Ленинградская область перестала быть «бедным родственником» на лекарственном рынке // Фармацевтический вестник. -2001. № 19 — 13 июня. — С. 12.
  75. Международные стандарты серии 9000:2000 г. Подходы, принципы н термины. Серия «Все о качестве. Зарубежный опыт». Выпуск 17, 2000. — М.: НТК «Трек», 2001.- 36 С.
  76. Менеджмент качества в 21-м веке. Серия «Все о качестве. Отечественные разработки». Выпуск 20,2002. — М.: НТК «Трек», 2002.- 52 С.
  77. Международные фармацевтические компании подводят итоги первого полугодия 2000 года // Аптека. 2000. — № 36. — С. 18−20.
  78. М. Кардинальных изменений не предвидится? Воронежский рынок лекарств остается слабоуправляемой системой // Фармацевтический вестник. 2001. № 36. — 27 ноября. — С. 12−13.
  79. А.П. ВОЗ о роли фармацевта в системе здравоохранения // Фарматека. 1999, — № 1. — С.3−6
  80. А.П. Расширение доступности и повышение качества лекарственных средств // Новая аптека. 2002. — № 11. — С. 14−17
  81. А.П. Важные рекомендации международной фармацевтической федерации // Новая аптека. — 2003. № 3. — С. 15−17
  82. Ю. В центре внимания — проблемы лекарственного обеспечения //Фармацевтический вестник. — 2000. № 18 — 16 мая. — С. 8−9.
  83. Ю. Противоречия или компромисс? Нюансы новой системы льготного обеспечения // Фармацевтический вестник. — 2002. № 10 — 19 марта.-С. 12.
  84. Мониторинг и измерения по ИСО 9000:2000 г. Серия «Все о качестве. Отечественные разработки». Выпуск 11, 2001. — М.: НТК «Трек», 2002.- 28 С.
  85. Л.В. Организационная структура управления аптечным учреждением или сетью аптечных учреждений /Л.В. Мошкова, Е. С. Зверева, Н. И. Подгорбунских // Экономический вестник фармации. 2000. — № 10. — С. 49−61.
  86. Л.В. Особенности Российского фармрынка // Фармацевтический вестник. 1999. — № 20.-21−31 июля. — С. 5−8.
  87. Л.В. Фармацевтическая деятельность: нормативная база // Новая аптека. 2000. — № 8. — С.5−8.
  88. Мошкова Л. В ./Организационные основы менеджмента аптечных учреждений /Л.В. Мошкова, Е. С. Зверева, Н. И. Подгорбунских // Экономический вестник фармации. 2000. — № 9. — с51−58.
  89. Ю.А. Оценка доступности и перспектив развития фармацевтической помощи на территориальном уровне/ Ю. А. Музыра, М. Б. Лидер // Новая аптека. 2003. — № 1.- С.3−6.
  90. Мунблит В. Движущие силы эволюции рынка//Фармацевтический вестник. 2000. — № 21.-6 июня. — С. 3−5.
  91. Н.Л. Фармацевтический рынок Урала//Фармацевт1гческий вестник. 1999. — № 29.-21−31 октября. — С. 15−16.
  92. Е. Момент истины здесь переживают каждый день//Фармацевтический вестник. — 2000. № 25.- 4 июля. — С.10−11.
  93. Е. Тюменский рынок в новых условиях//Фармацевтический вестник. 2000. — № 31- 22 августа. — С. 9−11.
  94. На защите качества лекарств//Фармацевтический вестник. 2000. — № 30 — 15 августа. -С.8.
  95. B.B. Сегодня и завтра Самарского фармрынка//Фармацевтический вестник. — 1999. № 24. — 1−10 сентября. — С.12.
  96. В.В. Фармрынок свободного ценообразования: итога года//Фармацевтический вестник. 2001. — № 20. — 20 июня. — С. 13−14.
  97. Нижегородский фармрынок: итоги года в цифрах//Фармацевтический вестник.-2001. -№ 28.-25 сентября.-С.10.
  98. Г. Замена льгот положит начало кардинальным преобразованиям в здравоохранении: считает министр здравоохранения и социального развития //Фармацевтический вестник. 2004. — № 24. — 27 июля. -С. 2.
  99. М. Э. Научно-методические подходы к организации лекарственного обеспечения в муниципальном секторе здравоохранения на примере Республики Бурятия: Автореф. дисс. канд. фарм. наук. Пермь, 2003. -25 с.
  100. Н.М. Система лекарственного обеспечения населения и медицинских учреждений Ленинградской области// Новая аптека. — 2002. № 4. -С. 12−17
  101. A.A. Управленческий консалтинг в сфере фармацевтического бизнеса/А.А. Ованесов, А. Б. Идрисов // Экономический вестник фармации. -2001. № 4. — С.4−7.
  102. Основные положения стандартизации в здравоохранении //Стандарты качества. 1997. — № 1. — С. 16−19
  103. С.А. Фармацевтическая деятельность и лекарственное обеспечение населения и лечебно-профилактических учреждений Ставропольского края// Общерегиональная фармацевтическая лига. 2002. — № 2. — 2−6 декабря. — С. 6.
  104. Пархоменко Д.В./Оптимизация системы управления качеством фармацевтической деятельности в аптеке// Фармация. 2003. — С. 17−18
  105. H. 65 лет борьбы за качественные препараты // Экономический вестник фармации. 2002. — № 11. — С. 49 — 56.
  106. М. Сахалинцы подводят итога //Фармацевтический вестник. 2002. — № 19.- 11 июня. — С.9.
  107. Н.И. Аптечная сеть России в цифрах и фактах/Н.И. Подгорбунских, Е. В. Толстова, Е. С. Зверева // Новая аптека. — 2003. № 5. — С. 23−31.
  108. Н.И. Состояние и перспективы развития аптечных предприятий Российской Федерации // Экономический вестник фармации. -2000. № 12. — С.3−6.
  109. Подгорбунских Н. И. Выполнение гарантий льготного лекарственного обеспечения населения на федеральном уровне/Н.И. Подгорбунских, Е. В. Толстова // Новая аптека. 2002. — № 4. — С. 28 — 31.
  110. Н.И. Исследования по совершенствованшо лекарственного обслуживания населения в условиях рынка: Автореф. дисс. канд. фармац. наук. М.
  111. И.Г. Региональные аспекты развития фармацевтического рынка и потребления лекарственных средств в России/И.Г. Пономарев, C.B. Макаренков // Новая аптека. 2001. — № 6. — С. 37 — 43.
  112. И.Г. Региональные аспекты развития фармацевтического рынка и потребления лекарственных средств в России/И.Г. Пономарев, C.B. Макаренков // Новая аптека. 2001. — № 7. — С. 30 — 34.
  113. Проблемные регионы ресурсного типа: прогнозирование и реализация программ освоения. Под ред. М. К. Бандмана и В. Ю. Малова. Новосибирск: ИЭиОПП СО РАН, 1998. 216 с.
  114. Прогноз развития мирового фармацевтического рынка // Аптека. — 2000.- № 6. — С.3−5.
  115. С. А. Региональный подход к организации лекарственного обеспечения сельского населения Южного Урала: Автореф. дис. канд. фарм. наук. Пятигорск. — 1991. — 18 с.
  116. Решать проблему сообща // Фармацевтический вестник. — 2000. -№ 35. — 26 сентября.— С. 5.
  117. А.Е. Совершенствование системы фармацевтической помощи // Новая аптека. 2001. — № 2. — С. 11 — 20.
  118. Р. Российский фармацевтический рынок: проблемы и пути развития //Фармацевтический вестник. — 2001. № 17. — 22 мая. — С.20.
  119. Роль фармацевта в поддержку пересмотренной стратегии ВОЗ в области лекарственных средств. Резолюция ВОЗ 47.12, май 1994.
  120. М.М. Экономический анализ деятельности аптечного предприятия // Новая аптека. 1999. — № 10. — с.5.
  121. Я. Формирование фармацевтического рынка в постцентрализованной экономике (на примере Урала): Автореф. дис. канд. эконом, наук. Екатеринбург. — 2003. — 22 с.
  122. P.C. Теоретические и организационно-методические основы нормативно-правового регулирования в сфере управления качеством лекарственной помощи на территориальном уровне: Автореф. дисс. д-ра фарм. наук. — Москва, 2001.-49 с.
  123. О.В. Разработка методических основ управления потребительским поведением на фармацевтическом рынке: Автореф." дисс. канд. фарм. наук. — Москва, 2005. -19 с.
  124. И. Защита прав потребителей при оказании фармацевтической помощи // Экономический вестник фармации. — 2002. № 5. -С. 18−20
  125. Л. Тендер экономит государственные деньги. Об опыте закупок лекарственных средств в Ставропольском крае //Фармацевтический вестник. 2001. — № 4 — 6 февраля. — С. 13.
  126. В. Фармацевтический рынок в 2001 году /В. Соколова, Л. Абраменко // Ремедиум. 2002. — № 3. — С. 3−5.
  127. H.H. Исследования по разработке методических подходов по выбору оптимальной системы ценообразования на региональном уровне (на примере Нижегородской области): Автореф. дне. канд. фарм. наук. — Пермь. — 2000.-23 с.
  128. .Я. Лицензирование фармацевтических организаций в Воронежской области/Б.Я. Соломахин, Д. А. Цурган // Новая аптека. 2002. -№ 1.-С. 11−13.
  129. A.B. Миссия и номенклатура фармацевтических организаций // Экономический вестник фармации. 2001. — № 5. — С. 15−18.
  130. A.B. Нормативно-правовое обеспечение организации фармацевтической деятельности // Новая аптека. 2003. — № 9. — С. 18−48
  131. Г. Г. Вся сила в грамотном управлении//Фармацевтический вестник. 2000. — № 34 — 19 сентября. — С. 12.
  132. Таблицы показателей финансово-хозяйственной деятельности производственных объединений «Фармация» за 1988 год. — М. .: «Всесоюзный центр научно-фармацевтической информации», 1989. — 45 с.
  133. П. 1999 год для российского фармацевтического рынка: надежды и реальность//Фармацевтический вестник. — 2000. № 29. — 8 августа. -С. 6−8.
  134. П. Расходы бюджетов Российских регионов на лекарственное обеспечение//Фармацевтический вестник. — 1999. № 25. — 11−20 сентября. — С. 7.
  135. П. Расходы на медикаменты и изделия медицинского назначения: Рейтинг субъектов РФ по итогам 1999 года//Фармацевтический вестник. 2000. — № 23.- 20 июня. — С. 5−6.
  136. .Е. Методы сбора и использования маркетинговой информации. М: 2001, 124с.
  137. Е.В. Государственная вертикальная структура управления и контроля субъектами фармацевтического рынка//Новая аптека. 2001. — № 10. — С. 35−38.
  138. Е.В. Разработка методических подходов к совершенствованию системы управления лекарственным обеспечением населения в условиях рыночных отношений: Автореф. дисс. канд. фарм. наук. — Пермь, 2003.- 23 с.
  139. А. Защита от фальсифицированных препаратов Это совместная ответственность и задача государства и участников рынка //Фармацевтический вестник. — 2002. № 28 — 24 сентября. — С. 2.
  140. A.A. О мерах по предотвращению поступления в обращение фальсифицированных лекарственных средств // Новая аптека. — 2002.-№ 5.-С. 33−38.
  141. Р.Г. Организационно-экономическое обоснование повышения доступности и качества лекарственной помощи населению в республике Татарстан: Автореф. дисс. канд. фарм. наук. — Москва, 2000. — 24 с.
  142. И.Н. Цены и льготы: опыт Волгоградского региона/И.Н. Тюренков, H.A. Наумова, JI.H. Горшунова // Экономический вестник фармации. 2000. — № 5 — С. 107−118.
  143. А.Р. Государственное регулирование лекарственного обеспечения населения Астраханской области // Общерегиональная фармацевтическая лига. 2002. — № 2. — 2−6 декабря. — С. 6.
  144. А.Р. Фармкомитет Астраханской области: аргументы в защиту государственного регулирования фармацевтического рынка // Новая аптека. 2002. — № 8. — С. 15 — 17.
  145. Управление качеством: Учебник для вузов/С.Д. Ильенкова, Н. Д. Ильенкова, B.C. Мхитарян и др.- под ред. С. Д. Ильенковой. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. — 334 с.
  146. Т.Ф. Архангельская область: с концепцией работать лете //Фармацевтический вестник. — 2000. № 13. — 4 апреля — С. 15.
  147. Р.У. Качество розничной торговли лекарственными средствами в рамках концепции технического регулирования /Р.И. Ягудина, Е. В. Телыюва, JT.B. Титова // Новая аптека. 2003. — № 10. — С. 21−30.
  148. Р.У. Максимально уйти от принятия субъективных решений //Фармацевтический вестник. 2004. — № 22. — 6 июля. — С. 2.
  149. Р.У. Регуляторная реформа российской фарм отрасли -этическая и экономическая необходимость//Фармацевтический вестник. — 2004. № 23. — 20 июля. — С. 2.
  150. Цифры и факты: структура расходов бюджетов субъектов Российской Федерации на здравоохранение в 2000 году//Фармацевтический вестник. 2001. — № 14. — 17 апреля. — С. 3−5.
  151. H.A. Рынок фальсифицированных лекарственных средств в России: сегодня и завтра//Новая аптека. 2002. — № 1С. 29 — 31.
  152. Н. Оптимальный выбор//Фармацевтический вестник. — 2000. 21 ноября. — № 43с. 12.
  153. H.H. Состояние лекарственного обеспечения населения и проблемы развития фармацевтического рынка Алтайского края //Общерегиональная фармацевтическая лига. — 2002. — 2−6 декабря. № 2. — С 5
  154. М.Н. О стандартизации базовых терминов и понятий в фармации //Фармация. 1975. — № 1. — С. 54 — 57.
  155. C.B., Пузакова С. М., Мотина Г. Л., Плетень А. П. Значение правил GMP для развития фармацевтической промышленности России. Технология чистоты. 1993.- № 2.- С. 12−14.
  156. C.B., Пузакова С. М., Никулышша Н. И., Назаров А. Д. и др. Организация производства лекарственных средств с учетом правил GMP. ВНИИСЭНТИ, серия «Хим.-фарм.производство», Выпуск 2.М., 1990.- С. 1−26.
  157. H.A. Конечная цель цивилизованный фарм.рынок. Фармацевтический отдел департамента здравоохранения администрации
  158. Астраханской области подводит итоги 2000 года//Фармацевтический вестник. 2001. — № 7. — 27 февраля. — С. 11−12.
  159. Ю. Старожилы российского фармрынка подвели итоги десятилетнего существования//Фармацевтический вестник. — 2002. № 19 — 11 июня. — С. 4.
  160. Щетинина. М Цифры и факты: страна одна, а финансирование разное. Минфин России подвел итоги финансового обеспечения здравоохранения в 2000 г.//Фармацевтический вестник. 2001. — № 13. — 10 апреля. — С. 3−5.
  161. Н. Как управлять фармслужбой /Н. Юргель, JT. Евсеенко //Фармацевтический вестник. 2000. — № 9. — 7 марта — С. 13.
  162. Н.В. Омская область: проблемы, задачи и решения//Новая аптека.-2002.-№ 5.-С. 10−16.
  163. Р.И. Основные направления современной концепции обеспечения качества лекарственных средств (обзор). — Фармация. — 1999. № 5.-С. 45−51
  164. B.C. Фармацевтическая дистрибуция: закалка кризисом пройдена // Новая аптека. 2000. — № 10. — С. 10−14
  165. Ф. Число фальсифицированных лекарств продолжает расти//Фармацевтический вестник. — 2001. № 20. — 20 июня. — С. 3.
  166. Н.П. Об особенностях и проблемах хранения и реализации наркотических J1C в аптечной сети //Фармацевтическое обозрение, 2003.-№ 2.-С.23−26.
  167. А. Роль населения в формировании структуры спроса на российском фармацевтическом pbiHKe//http://www.mtu-net.ru/pharma-business-analysis. 2001.-18 июля.
  168. Стэмп Максуэлл. Проект развития фармацевтического сектора в рамках ЕС Тасис для России// http://www.mtu-net.ru/pharma-business-analysis. -2000. 20 января.
  169. Этический кодекс фармацевтического работника//http://www.phaimma.ru// 2004. — 3 октября
  170. ГОСТ Р 50 646−94. Услуги населению. Термины и определения: Постановление Госстандарта РФ от 21.02.94 № 34// http://lunch.ru/new/- 2004. -8 декабря
  171. ГОСТ Р 50 691−94. Система качества. Модель обеспечения качества услуг: Постановление Госстандарта РФ от 29.06.94 № 181// http://lunch.ru/new/-2004. 8 декабря.
  172. Berry L., Parasuraman A., Understanding customer expectations of service // Sloan management review. 2000.- № 5.- P. 39−48.,
  173. Berry L., Parasuraman A., Zeithami V. Quality counts in service too // Business Horizons. -1997. № 7.- P. 44−52.
  174. Bitner J. Building service relationship: it is all about promises // Journal of the academy of marketing science. — 1995. № 4.- P. 246−251.
  175. Churchill G., Peter J.P. Marketing: Creating Value for Customers. 2-th ed. Richard D. Irwin, 1997. 704 p.
  176. Current GMP in manufacturing, processing, packing and holding of drugs. Current GMP for finished pharmaceuticals. Code of Federal Regulations. Vol. 21. Part 210, 211. P.75−96. Washington, 1987.
  177. Diaz-Martin A.M., Iglesias V., Vazguez R., Ruiz A.V. The use of quality expectations to segment a service market // Jounal of Service Marketing. — 2000. -Vol.14. № 2.- P. 132−146.
  178. Dibb S., Simkin L. The strength of branding and positioning in service // International Journal of Service Industry Management. 1998. — Vol. 4. — № 1. -P. 25−35.
  179. International drug GMP. 2-nd part. Prairie View, 1983.
  180. Good pharmacy practice in community and hospital pharmacy setting. WHO Expert Committee on Specification for Pharmaceutical Preparations. Thirty-fifth Report. Geneva, 1999. -TRS 885. pp. 93−101.
  181. Good manufacturing practices: guidelines on the validation of manufacturing processes, pp. 80- 95.
  182. ISO 9000/2000. -Document ISO/TC 176/SC 2/№ 434.
  183. McQuarrie E.F. The Customer Visit: Qualitative Research for Business-to-Business Marketers // Marketing Research.-1991. № 1. — P. 15−28.
  184. Meyer R., Jonson E. Empirical Generalization in the Modeling of Consumer Choice // Marketing Science. 1995. -Vol.14. — № 3. — P. 180−189.
  185. Mowen J. Consumer Behavior. 4-th ed. // Macmillan Publishing Co. —1995. -Vol.14. № 3.-P. 862.
  186. The rules governing medicinal products in the European Community. Vol. IV. EEC guide to good manufacturing practice for medicinal products. Luxembourg, 1989.
  187. Standardization in the public health system of Russia: The first experience/P.A. Vorobyev, A.V. Aksyuk, O.S. Yakimov et al//Value in Health. 1999. — Vol. 2. — № 1. — P. 46.
  188. The Cracks in Quality. Economist, 1992. — № 323. — P. 67 — 68.
  189. Tice L. Report Card on TQM. Management Review, 1994. — № 1. — P. 22 -25.
  190. Total Quality Management. — London, British Standards Institution, 1992.
  191. Total Quality Management. Teaching Material. TACIS ED. — 062. -Milan, 1994.
  192. Van der Wiele A. Beyond Fads: Management Fads and Organizational Change with Reference to Quality Management. Eburon Publishers, 1998.
Заполнить форму текущей работой