Коррекция физического развития и осанки учащихся при переходе из начальной в основную школу
![Диссертация: Коррекция физического развития и осанки учащихся при переходе из начальной в основную школу](https://gugn.ru/work/3043850/cover.png)
Проблеме коррекции осанки у детей школьного возраста посвящено большое количество научных и методических работ. При этом, однако, число учащихся с признаками нарушений осанки возрастает, и именно они составляют основной процент так называемых школьников с признаками нарушения здоровья. Особое внимание специалистов вызывает феномен обусловленности нарушений осанки у детей с началом пубертатного… Читать ещё >
Содержание
- ГЛАВА 1. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ КОРРЕКЦИИ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ И ОСАНКИ УЧАЩИХСЯ ПРИ ПРЕХОДЕ ИЗ НАЧАЛЬНОЙ В ОСНОВНУЮ ШКОЛУ
- 1. 1. Педагогические проблемы образовательно-воспитательного процесса в критический период обучения в школе
- 1. 2. Общие закономерности физического и психофизиологического развития младших школьников
- 1. 3. Особенности развития опорно-двигательного аппарата
- 1. 4. Средства и методы формирования опорно-мышечного аппарата и стимуляции психофизиологического развития
Коррекция физического развития и осанки учащихся при переходе из начальной в основную школу (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Актуальность темы
исследования. По критериям Всемирной организацией здравоохранения состояние здоровья молодого поколения россиян нельзя признать благополучным. Это можно отнести как к показателям соматического и психоэмоционального здоровья, так и нравственного развития личности. В настоящее время приоритетным направлением деятельности педагогических коллективов при проведении образовательного процесса должно являться не просто обучение детей навыкам жизни в современном обществе, но и непременное сохранение, и активное формирование здоровья ребенка.
В условиях реформирования общего образования, основным ориентиром которого является направленность развитие личности ребенка, в решении проблем и укреплении здоровья имеются весьма существенные недостатки [1, 20,61].
Об этом свидетельствует возрастание численности учащихся с недостаточным физическим и умственным развитием. Так, за период с 1998 г. до 2003 г. количество таких детей возросло с 2,37% до 2,56% [90, 163]. До 45−75% поступающих в школу детей, обладают недостаточно устойчивым вниманием, а 25−26% из них совершенно не способны к сосредоточению внимания [239]. Функциональные резервы организма к концу школьной недели снижаются у 30% младших школьников, у 24% учащихся 5−9 классов и у 20% старшеклассников [125].
Установлено, что требования современных, информационно-насыщенных учебных программ предъявляемые к ребенку, часто превышают функциональные возможности его организма. В настоящее время ежедневная учебная нагрузка, с учетом приготовления домашних заданий даже в начальных классах, достигает 10−12 часов [147].
Вынужденное продолжительное ограничение двигательной активности у детей приводит, как правило, к серьезным нарушениям со стороны важнейших физиологических систем: сердечно-сосудистой и дыхательной, опорно-двигательного аппарата, а так же снижением защитных сил организма [2, 10, 193,237].
Оздоровительно-развивающая работа в общеобразовательных учебных заведениях осуществляется, преимущественно, на уроках физического воспитания. Современные программы по физическому воспитанию детей в общеобразовательных школах не направлены на формирование психических функций и интеллектуальных способностей ребенка и не используют большие возможности физической культуры для формирования всестороннего развития учащихся [32, 57, 205, 216].
Как отмечают специалисты по организации педагогического процесса, можно выделить два критических периода для функционального состояния организма учащихся 6−12 лет:
— 1 период — при адаптации к учебным обязанностям в 1 классе с достижением определенного уровня адаптации в 2−3 классах;
— 2 период — при переходе от младшего школьного возраста к среднему, совпадающему с началом пубертатных перестроек в организме и обусловленному им снижениях функциональных возможностей физиологических систем [99, 100].
Ухудшение здоровья большинства детей к окончанию начальной школы, проявляются в виде неблагоприятных изменений со стороны опорно-двигательного аппарата и ухудшения ряда важных психофизиологических параметров, увеличения количества стрессовых психоэмоциональных состояний и числа случаев обращений за медицинской помощью.
Проблеме коррекции осанки у детей школьного возраста посвящено большое количество научных и методических работ [181, 213, 231, 238]. При этом, однако, число учащихся с признаками нарушений осанки возрастает, и именно они составляют основной процент так называемых школьников с признаками нарушения здоровья. Особое внимание специалистов вызывает феномен обусловленности нарушений осанки у детей с началом пубертатного периода. Рядом авторов установлено, что с началом полового созревания у большинства учащихся развивается асимметрия мышечного тонуса формирующих осанку мышечных групп, и традиционные приемы обеспечения правильной осанки, как правило, оказываются неэффективными. Отсюда вытекает, что профилактические мероприятия и коррекцию нарушений осанки у учащихся необходимо осуществлять не путем стимуляции мышечного тонуса, а путем оптимизации равномерного естественного распределения усилий по мышечным группам [3]. Процессы формирования осанки и регуляции деятельности ЦНС учащихся тесно взаимосвязаны [23, 31, 79, 124, 146].
При изучении сравнительных характеристик результатов успеваемости и качества знаний, умений и навыков у учащихся начального и среднего звеньев общеобразовательных школ, выявлено резкое ухудшение восприятия и усвоения учебно-образовательных материалов в начале обучения в средней школе [83,176, 229].
Нейрофизиологическими и психофизиологическими исследованиями выявлено, что при значительных информационных нагрузках на ЦНС учащихся регистрируется повышенный тонус мимических, шейных и групп мышц плечевого пояса. Это обстоятельство обусловлено стремлением центрального аппарата нервной системы оптимизировать согласованное функционирования всех систем организма и сохранить работоспособность головного мозга. В состоянии длительного умственного перенапряжения центральные системы регуляции функций часто оказываются не в силах справиться с нарастающим нервным возбуждением, и оно распределяется по всей мускулатуре. Это обстоятельство открывает также возможность для оптимизации деятельности всего организма по механизму биологической обратной связи с влиянием на состояние ЦНС путем комплекса специально подобранных физических упражнений. Комплексы корригирующих осанку упражнений, устраняя асимметрию тонуса мышечных групп, оказывают положительное влияние на когнитивные функции ЦНС школьников [90].
Преодоление существующего противоречия между неблагоприятным влиянием современной системы образования на здоровье учащихся и значимостью их здоровья, возможно в процессе организации ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ, целью которого является:
• создание единого образовательного пространства, включающего разные ступени образования (начальная и основная школа);
• формирование у обучающихся ценностного отношения к своему здоровью;
• воспитание личности, имеющей четкую жизненную позицию по вопросам вредных привычек и поведенческих рисков [45, 46, 58].
Исходя из вышеизложенного, возникает необходимость разработки простой в практическом применении и эффективной методики коррекции нарушений осанки для учащихся 9−12 лет, как средства общего оздоровления организма.
Объект исследования. Методика физического воспитания учащихся при переходе из начальной в основную школу (4 и 5 классы).
Предмет исследования. Модель оздоровительно-развивающего педагогического процесса на основе оценки состояния осанки с индивидуализацией коррекции методами физической культуры и установкой на активизацию адаптивных систем организма детей к обучению.
Цель исследования. Коррекция физического развития и осанки учащихся 4 и 5 классов.
Гипотеза исследования. Педагогический контроль за осанкой учащихся позволит определять состояние опорно-двигательного аппарата и выбирать оптимальную для каждого ученика физическую нагрузку в уроках физической культуры с положительным эффектом в виде повышения адаптивных возможностей организма при переходе в основную школу.
Научная новизна настоящей работы заключается в следующем:
1. Создана конструкция (В.Н.Сапунов) тестирующей установки, пригодная для быстрого (в течение 1 минуты) и точного определения вида и выраженности нарушений осанки (по методу М.Е.Клюева) у учащихся общеобразовательных школ.
2. Разработаны содержание и методика применения комплексов корригирующих осанку упражнений по учебным четвертям.
3. Для выбора эффективной индивидуальной оздоровительно-коррекционной программы педагогический контроль психофизического состояния учащихся достаточно осуществлять по показателям: осанки, физической подготовленности и психоэмоциональной напряженности.
4. Предложенные оздоровительно-корригирующие осанку физические упражнения в наибольшей степени влияют на развитие гибкости, являющегося интегральным показателем физического развития ребенка.
5. Установлено, что использование комплексов корригирующих упражнений, кроме стимуляции физического развития и снижения заболеваемости учащихся, позволяет добиться улучшения показателей успеваемости детей по точным и гуманитарным предметам (математике и русскому языку).
Теоретическая значимость. Проведенные комплексные исследования дополняют существующие теоретические положения, в частности, предлагается разработанная коррекционно-оздоровительная программа, основанная на достоверной количественной оценке состояния осанки и важнейших психофизиологических функций у учащихся.
Практическая значимость. Разработанная коррекционная программа обеспечивает достижение здоровьесберегающего эффекта, выражающегося в уменьшении количества нарушений осанки у детей, улучшения их физической подготовленности и предметной успеваемости. Теоретически проработанные рекомендации для учителей физической культуры позволяют существенно сократить процесс адаптации детей при значительной интенсификации учебного процесса.
Основные положения диссертационной работы докладывались на Московских городских конференциях и семинарах по проблемам совершенствования здоровьесберегающих педагогических технологий, проведенных Департаментом образования города Москвы в 2002;2006 гг.
Основные положения, выносимые на защиту:
1. В условиях повышения интенсивности учебно-образовательного процесса при переходе из начальной в основную школу, на фоне уменьшения двигательной активности учащихся, необходимо использовать предлагаемую педагогическую методику контроля осанки, физического развития, психоэмоциональной напряженности, состояния здоровья и успеваемости детей.
2. Комплексное обследование психофизиологического состояния детей выявляет из большого количества тестов связь 3-х наиболее значимых для практики учителя показателей: состояния осанки, гибкости и психоэмоциональной напряженности. Эти три показателя можно учитывать как минимальный набор тестов педагогического контроля за психофизическим развитием учащихся 4−5 классов в уроке физического воспитания.
3. Уроки по физическому воспитанию целесообразно проводить с учетом противопоказаний по выполнению упражнений в различных видах спорта и отведении первые 20% времени каждой четверти (по учебному плану учителя ФК) выполнению общеразвивающим и подводящим упражнениям к выполнению основной программы.
Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, четырех глав, выводов, практических рекомендаций, списка литературы, приложений и акта внедрения результатов работы в практическую деятельность. Материал изложен на 186 страницах машинописного текста и содержит 22 таблицы, 7 рисунков, 14 приложений. Библиографический список включает 247 наименований.
117 ВЫВОДЫ.
Проведенное исследование показало, что предлагаемая методика педагогического контроля за физическим развитием и осанкой учащихся 4 и 5 классов раскрывает новые возможности в организации здоровьесберегающего образования учащихся и позволяет сделать следующие выводы:
1. Способы контроля осанки, физического развития и психоэмоциональной напряженности позволяют выявить у 78−82% детей разнообразные нарушения осанки, задержки развития сердечно-сосудистой, дыхательной и центральной нервной систем организма, средние показатели физической подготовленности. Переход учащихся из начальной в основную школу сопровождается неравномерностью темпов развития многих функциональных систем организма, состоянием неудовлетворительной адаптации, которая проявляется в ухудшении показателей успеваемости, заболеваемости и поведения.
2. Обнаружена прямая корреляционная связь (г=0,72) между показателями состояния осанки, гибкости и психоэмоциональной напряженности. При проведении педагогического контроля за психофизическим развитием учащихся необходимо учитывать эти показатели как минимальный набор тестов.
3. Достижение оздоровительно-коррекционного эффекта возможно при проведении занятий с учетом противопоказаний по выполнению отдельных упражнений в различных видах спорта и отведении первые 20% времени каждой четверти в уроке физического воспитания (по учебному плану учителя ФК) общефизическим и подводящим упражнениям к выполнению основной программы.
4. Повышение общей двигательной нагрузки планировать на основе индивидуального подбора оптимальных для каждого ребенка корригирующих упражнений в зависимости от вида и степени нарушений осанки.
5. Устройство для обследования состояния осанки позволяет повысить точность измерения величины деформаций осанки у детей, обеспечивая возможность за 1,0 минуту оценивать состояние осанки и гибкость позвоночника учителем физического воспитания без привлечения врачей.
6. Реализация разработанной программы с преимущественным развитием координации движений позволяет значительно увеличить показатель гибкости, характеризующий гармоничность физического развития школьников.
7. Предложенные комплексы оздоровительно-коррекционных упражнений для учащихся позволяют добиться улучшения показателей (относительно исходного уровня в начале эксперимента) индекса Кетле — на 2,1%, показателей ЖЕЛ — на 40,4%, ЖИ — на 8,7%, гипоксической пробы с задержкой дыхания на вдохе — на 33,5%, координационной устойчивости в позе Ромберга — на 51,4%, скорости зрительно-двигательных реакций на 30,2%, снижения показателей заболеваемости на 9,2%.
8. При обследовании уровней физической подготовленности у учащихся экспериментальной группы выявлены достоверные (Р<0,05) улучшения показателей: в беге на 30 м — на 1,45 св беге на 1000м — на 19,6 св прыжке в длину с места — на 16,2 смв наклоне — на 7,89 см, подъеме туловищав 3,2 раза.
9. Комплексы коррекционных физических упражнений, направленные на коррекцию различных нарушений осанки, имеют адаптивно-стимулирующий эффект в виде улучшения показателей индексов психоэмоциональной напряженности на 9,8% (по внешнему виду) и 30% (по тесту Люшера), повышения среднего балла успеваемости на 6,6%, поведения на 10,8%, показателя общей адаптивности организма детей на 11,4% (Р<0,05).
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ.
При составлении программ по физическому воспитанию школьников 4−5 классов педагогу на начальных стадиях выполнения программного материала по физическому воспитанию необходимо учитывать определенные противопоказания по выполнению отдельных видов упражнений:
— на уроках легкой атлетики — допустим только медленный бег с мягкой постановкой стоп, с сохранением правильной осанки в чередовании с ходьбой и дыхательными упражнениями. Метания необходимо выполнять правой и левой рукой без разворота корпуса, а только за счет отведения руки назад. Метание на дальность не применять;
— на уроках гимнастики не выполнять акробатические упражнения, кувырки и упражнения на гибкость, увеличивающие подвижность позвоночника, а также упражнения на снарядах;
— занятия по лыжной подготовке проводить только с опорными палками, так как ходьба на лыжах без палок приводит к увеличению подвижности позвоночника. При сутулой спине и кифозе одновременный ход и спуск с горы в низкой стойке не практиковать;
— на уроках подвижных игр — при обучении ведению мяча (в баскетболе) чередовать ведение мяча правой и левой рукой. Все упражнения с мячом (прием, передачу, подачу, бросок), выполнять только двумя руками. При игре в пионербол выполнять подачу с центра поля. При игре в бадминтон играть по очереди обеими руками;
— на уроках плавания для детей с сутуловатой и кифотической осанкой больше практиковать плавание на спинепри выпрямленной осанке — на спине не плаватьпри лордотической осанке — под живот подкладывать плавательный предмет.
Основным организационно-методическим приемом в решении поставленных задач должен быть игровой метод, как наиболее комплексное и универсальное средство развития ребенка в этот возрастной период.
Список литературы
- Авраменко В. А. Урок физической культуры и формирование здорового образа жизни школьников // Физическая культура и здоровый образ жизни. Всесоюз. науч.-пр. конференция: Тез.докл.- М., 1990.- С.3−7.
- Агаджанян Н.А. Адаптация и резервы организма // Физкультура и спорт. 1983. № 10.- С. 176.
- Агайари-Азар, А. П. Матвеев. Вновь об осанке (Наука практике) // Физическая культура в школе. -2006, № 7. С. 60.
- Азарова И.В. Темпы прироста скоростно-силовых качеств у детей младшего и среднего школьного возраста в связи с критическими периодами развития двигательных функций: Дисс. канд. пед. наук. Омск., 1983. — 159 с.
- Азартных Т.Д., Тырдышников И. М. Психическое здоровье (вопросы валеологии): Учебное пособие. Воронеж.: Изд-во НПО, 1999.-244 с.
- Аксенова Е.Н. Нарушение осанки у школьников младших классов // Медицинские проблемы физической культуры. -М: 1973. вып. 3.- С.56−69.
- Ананьева Н.А., Ямпольская Ю. А. Здоровье и развитие современных школьников // Вестник Российской АМН.- М: -1994. № 1.- С.19−24.
- Ананьева Н.А., Ямпольская Ю. А. Физическое развитие и адаптационные возможности школьников//Вестник российской АМН.- М: -1993.-№ 5. С.19−24.
- Анастази А. Психологическое тестирование: Пер. с англ. М.: Педагогика, 1982. — Кн. 1, 2. — 295 с.
- Анисимова В.В., Терентьева Г. В. Средние величины физиологических изгибов позвоночника у детей дошкольного и школьного возраста // Вопросы профилактики нарушений осанки у детей дошкольного и школьного возраста. -М.: 1960. С.43−58.
- Антропова М.В., Бородкина Т. В., Кузнецова Л. М. Особенности физического развития и здоровья учащихся школ Москвы // Здравоохранение Российской Федерации. 1997. № 1. — С.9−10.
- Антропова М.В., Бородкина Т. В. и соавт. Психофизиологические и медицинские аспекты некоторых педагогических инноваций в начальных классах // Школа здоровья. 1998. — № 2. — С.65−75.
- Арабян Г. И. Осанка школьников в подготовительных и первых классах // Проблемы физиологии развития. М.: 1976. — С.75−81.
- Арсланов В. А. Особенности осанки в учебной деятельности школьников младшего возраста и их влияние на функциональное состояние некоторых систем организма: Автореф.канд. биол. наук. Казань., 1979. — 19 с.
- Артамонова Т.В. Развитие ловкости у детей дошкольного возраста: Автореф.канд. пед. наук. Волгоград., 1996. — 22 с.
- Аршавский И.А. К физиологическому обоснованию системы физического воспитания детей в различные возрастные периоды // М.:ГЦОЛИФК, 1991.-64 с.
- Аршавский И. А. Физиологические механизмы и закономерности индивидуального развития: Основы негэнтропийной теории онтогенеза. М.: Наука, 1982.-270 с.
- Ашмарин Б.А. О тестах и тестировании: (Педагогический контроль на уроках физической культуры) // Физическая культура в школе. -1985, № 3. -С.58−60.
- Баевский P.M., Берсенева А. П. Оценка адаптационных возможностей организма и риск развития заболеваний // М.: Медицина, 1997.- С. 22−27.
- Баевский P.M. Оценка и классификация уровней здоровья с точки зрения адаптации // Вестник АМН СССР.- 1989. № 8.- С. 73−79.
- Байбикова Л.С. Физическая работоспособность школьников 8−17 лет сразличным уровнем двигательной активности: Автореф.канд.пед.наук. М., 1974.-23 с.
- Байкова О.С., Зенкевич К. Ф. Лечебная гимнастика при сколиозах: метод, указания. Л.: Медицина, 1962.- 244 с.
- Бальсевич В.К. Концепция альтернативных форм организации физического воспитания детей и молодежи // Физическая культура: образование, воспитание, тренировка. 1996. — № 1.- С. 15−22.
- Бальсевич В.К. Физическая подготовка в системе воспитания культуры здорового образа жизни человека (методологические, экологические и организационные аспекты) // Теория и практика физической культуры. 1990.-№ 1. — С.22−26.
- Бараз Э.А. Формирование познавательных интересов младших школьников в процессе личностно-ориентированного взаимодействия участников обучения: Автореф.канд. пед. наук. Челябинск., 1998. — 20 с.
- Баранов А.А. Основные направления укрепления здоровья детей // Магистр.- 1999.-№ 3, — С. 12.
- Бахрах И.И., Дорохов Р. Н. Исследование и оценка биологического возраста детей и подростков // Детская спортивная медицина. М.: — 1980.-155с.
- Безруких М.М. Школьные факторы риска и здоровье детей // Магистр. -1999. № 3. — С.55−57.
- Белова Ц. Некоторые результаты по использованию аэробики на уроке по гимнастике с учениками 5 класса // Вопросы физкультуры Болгарии.- 1991.- № П.- С.45−49.
- Белякова Н.Т. Формирование осанки у детей младшего школьного возраста в процессе физического воспитания: Дисс.. канд. пед. наук. М., 1968.- 153 с.
- Боген И.П. Обучение двигательным действиям // Физкультура и спорт. -М.: 1985. — С.34−35.
- Божович Л.И. Избранные психологические труды. Проблемы формирования личности. / под ред. Д. И. Фельдштейна. -М.: 1995.- 212 с.
- Бойкова О.С. Профилактика нарушений осанки у детей в школе // Физическая культура в школе. 1960. № 8.- С.11−13.
- Боровиков В.П. Статистика. Искусство анализа данных на компьютере: для профессионалов. -2-е изд.(+СВ). -СПб.: Питер, 2003.-688 с.
- Бородач Л.А., Назарова Р. Д. Занятия плаванием при сколиозе у детей и подростков. М., Просвещение, 1988. — С.145.
- Бреслав Г. М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве. М.: — 1991.-176 с.
- Бундзен П.В., Дибер Р. Д. Здоровье и массовый спорт проблемы и пути их решения // Теория и практика физической культуры. -1994.- С. 16.
- Бурова Н.Н., Красикова О. Б. Изменения опорно-двигательного аппарата у юношей, занимающихся усиленной физической подготовкой // Адаптация детей и подростков к учебной и физическим нагрузкам. М.: — 1979. — С.70−71.
- Буровых А.Н. Профилактика и коррекция нарушений осанки в режиме дня школы-интерната: Автореф.канд. пед. наук. М., 1967. — 22 с.
- Бурханов А.И. Влияние спорта на организм школьников // Теория и практика физической культуры. 1995. — № 4. — С. 12−14.
- Бурэ Н.П., Евдокимова О. М. Здоровье и физическое воспитание детей младшего школьного возраста Санкт-Петербурга // Двигательная активность, оценка физического состояния детей и молодежи: Межвузовский сб. науч. тр. -СПб.: СПБНИИФК, 1996. С.215−224.
- Буц Л. М. Эффективные условия формирования правильной осанкисредствами художественной гимнастики: Дисс.канд. пед. наук. Киев., 1978.- 178 с.
- Вайнбаум Я.С. Физические упражнения и здоровье школьников // Физическая культура в школе. 1993. — № 2.- С.59−64.
- Вайндорф-Сысоева М.Е., Крившенко Л. П. Педагогика: Краткий курс лекций. М.: 2004. 355 с.
- Вайнер Э.Н. Социальные аспекты здоровья и здорового образа жизни // Валеология. 1998. — № 3.- С. 17−23.
- Валик Б.В. Школа семейной физкультуры: подготовка мышц, обеспечивающих правильную осанку и упругие свойства стопы // Физическая культура в школе. 1990. — № 8.- С.55−57.
- Велитченко В.К., Рипа М. Д. Занятия физической культурой со школьниками специальной медицинской группы. М.: — 1988. -95 с.
- Веневцев С.И. Оздоровление и коррекция психофизического развития учащихся начальных классов специальных коррекционных школ VIII вида в процессе обучения: Автореф.канд. пед. наук. Красноярск., 2000. -23 с.
- Видинеев Н.В. Природа интеллектуальных способностей человека // Просвещение, М.: Мысль, 1989.- С. 18−19.
- Виноградов П.А., Душанин А. П., Жолдак В. И. Основы физической культуры и здорового образа жизни: Учебное пособие.- М.: Советский спорт, 1996. 244 с.
- Виру А.А., Юримяэ Т. А., Смирнова Т. А. Аэробные упражнения // Физкультура в школе. М.: — 1988. — № 4. — С.42.
- Власова Т.А. Конфликты как психолого-педагогическая проблема в деятельности преподавателя: Подготовка и повышение квалификации педагогических и управленческих кадров. Сб. научных трудов. Вып. 5. М.: 2003. — 143 с.
- Возрастные психологические особенности детей школьного возраста и их учет в процессе физического воспитания/сост. Стамбулова Н.Б.-Л.: 1988.-123 с.
- Волков В.М. Взаимосвязь некоторых морфофункциональных показателей с пропорциями тела мальчиков пубертатного возраста // Теория и практика физической культуры.-1974. № 7. — С.45−55.
- Волков В.М., Жило Ж. Взаимосвязь процессов утомления и восстановления // Современные достижения спортивной науки. Тез.докл. междунар. конф. во время Игр Доброй Воли. СПб.: СПБНИИФК, 1994. -С.243.
- Волков JI.B. Система управления развития физических способностей детей школьного возраста в процессе занятий физической культурой и спортом: Автореф. докт. пед. наук. М., 1989.- 24 с.
- Волошин В.И. Исследование эффективности системы специальных физических упражнений для исправления функциональных нарушений осанки: Автореф.канд. пед. наук. Рига., 1969.- 22 с.
- Вопросы профилактики нарушений осанки у детей: Сб. статей / под ред. Цейтлина А. Г. М.: 1960. — 195 с.
- Воспитание детей в школе: новые подходы и новые технологии / под редакцией Н. Е. Щурковой. М.: Новая школа, 1998. — 316 с.
- Воспитание на пороге XXI века: реалии и перспективы: Информационно-методический сборник / под редакцией Кузнецова Г. Д. М.: Центр инноваций в педагогике. -1998. 215 с.
- Воспитание правильной осанки / под ред. доц. А. М. Шлемина, М.:1964.215 с.
- Выготский JI.C. Педагогическая психология. / под ред. В. В. Давыдова. -М.: Педагогика, 1991. 480 с.
- Гамбурцев В.А. О возрастной динамике кривизн позвоночника в связи с положением таза и о формировании осанки. Архив анатомии, гистологии и эмбриологии. -1956. -Т. 33. вып. 1.
- Гарлтон Э. Основные принципы обучения здоровому образу жизни // Вопросы психологии. 1997. — № 2. — С.3−14.
- Гимнастика /под ред. Э. А. Булу и JI.O. Яансон. М.: Наука, 1978. — 178 с.
- Гимнастика 1/ под ред. A.M. Шмелина. М.: Физкультура и спорт, 1979. -398 с.
- Глазырина Л.Д. Научно-методические основы реализации оздоровительного, воспитательного и образовательного направленийпрограммы физического воспитания дошкольников: Автореф.Докт. пед.наук. Минск., 1992.- 41 с.
- Гогольчева В.П. Программы совершенствования функции внешнего дыхания у младших школьников с умственной отсталостью на занятиях ЛФК: Дисс. канд. пед. наук. Омск, 1999.- 299с.
- Годик М.А., Бальсевич В. К., Тимошкин В. Н. Система общеевропейских тестов для оценки физического состояния человека // ТиМФК. 1994. — № 5−6. -С.24−32.
- Головин Л.Л., Копылов Ю. А. Физиологические эффекты тренировки выносливости детей младшего школьного возраста // Теория и практика физической культуры. 1998. — № 7.- С. 12−16.
- Голубева Э.А. Способности и индивидуальность.- М.:Наука, 1993.-177 с.
- Горбунов Г. Д. Психопедагогика физического воспитания и спорта: Автореф.докт. пед. наук. СПб., 1994. — 28 с.
- Горский М.Г. Адаптация учащихся младших классов к школе средствамиакцентированного двигательного режима: Автореф.канд. пед. наук.
- Екатеринбург., 1993. 17 с.
- Гранкина Е.Д. Управление адаптацией учащихся младших классов кобучению в общеобразовательной школе: Автореф.канд. пед. наук. Курган, 1999.- 25 с.
- Гринене Э. и др. Особенности динамики некоторых вегетативных функций у младших школьников в процессе учебного года // Физиология человека. 1978. — Т.4. — № 4.- С.708−715.
- Гриненко М.Ф. Целебная сила движений // Физкультура и спорт. 1991.-№ 4. — С. 17−19.
- Гришина Н.В. Психология конфликта // сб.научн.статей. Спб.: 2000. -С.22−25.
- Гужаловский А.А. Этапность развития физических (двигательных) качеств и проблема оптимизации физической подготовки детей школьного возраста: Автореф. .канд. пед. наук. М., 1980.- 20 с.
- Давыдов В. В, Кудряшова В. Т. Развивающее образование: теоретические основания преемственности дошкольной и начальной школьной ступени // Вопросы психологии. 1997. — № 1. — С.3−18.
- Данилова Н.Н., Крылова А. П. Физиология высшей нервной деятельности. -М.: 1997.-568 с.
- Демьяненко Ю.В. Методика физического воспитания дошкольников снизким уровнем физического развития: Автореф.канд. пед. наук. М., 1987.-26 с.
- Дереклеева Н.И. Классный руководитель: основные направления деятельности.- М.: 2001.- 156 с.
- Диагностика школьной дезадаптации: Науч.-метод. пособие для учителей начальных классов и школьных психологов. / под ред. С. А. Беличевой. М.: Ред.- изд. центр консорциума «социальное здоровье России». -1993.- 126 с.
- Динейка К.В. Движение, дыхание, психофизическая тренировка. М.: Физическая культура и спорт, 1986.- 64 с.
- Добровольский В.К. Лечебная физкультура. Л.: Медицина, 1970.- 378 с.
- Должиков И.И. Планирование прохождения учебного материала // Физкультура в школе. 1996. — № 3. -С. 12−22. № 4. -С. 10−15.№ 6. — С. 13−23.
- Донской Д.Д. Развитие идей П.Ф. Лесгафта о физическом упражнении как двигательном действии // ТиПФК. 1997. — № 3.- С.2−4.
- Дубогай А.Д. Исследование содержания двигательных режимов и уроков физической культуры, способствующих исправлению нарушений осанки школьников младших классов: Дисс.канд. пед. наук. Киев, 1978. — 190 с.
- Егозина В.И. Концепция оздоровительной работы среди подростков и педагогическая коррекция их эмоционального состояния // Метод, рекомендации.- СПб., 2001.-54 с.
- Егозина В.И., Безбородов В. А. Эффективность оздоровительных занятий физической культуры с детьми по месту жительства. Физкультурно-оздоровительная и спортивно-массовая работа по месту жительства населения. Таллин, 1983.
- Егоров Г. Е. Влияние многолетних занятий различными видам спорта на формирование позвоночника у детей. // Физическая культура, здоровье и трудовое долголетие советского человека. М.: 1983. — С.184.
- Ермаков В.А. Теория и технология дифференцированного физическоговоспитания детей и учащейся молодежи: Автореф.докт. пед. наук. М., 1996.-40 с.
- Ермолаев О.Ю. Математическая статистика для психологов: Учебник,-М.: МПСИ. Флинта, 2002.-336 с.
- Жбанов О.В., Петров Д. С., Головина В. А. Система контроля психофизического состояния человека как инструмент управления процессом адаптации в спорте и учебном процессе // Теория и практика физической культуры.-2003.- № 2.-С.20−23.
- Железняк Ю.Д., Бондаренко С. В. Развитие статической выносливости как фактор улучшения адаптабельности детей 6−7 лет к учебному труду // Теория и практика физической культуры. 1990. — № 10.- С.32−34.
- Жуков М.Н., Кабачков В. А., Кувалдин Е. П. и др. Изучение влияния различных видов спортивной деятельности на психофизическое состояние дезедаптированных подростков // Сб.научн.статей «Молодая спортивная наука Украины». -Т.2. -Львов. 1997. — С.130−133.
- Журавлева А.И., Граевская Н. Д. Спортивная медицина и лечебная физкультура: руководство для врачей. М.: Медицина, 1993.- 432 с.
- Зеньковский В.В. Психология детства. / отв. ред. и сост. П. В. Алексеев. -М.: Школа-пресс, 1996, — 336 с.
- Зинченко В.А. Особенности физического и нервно-психического развития детей и подростков. / Образование, СПб., 1996.- С.67−75.
- Ильин А.Г., Л.А.Агапова. Функциональные возможности организма и их значение в оценке состояния здоровья подростков // Гигиена и санитария. М., 2000, № 5.- С.43−49.
- Кабанов Ю.М. Критические периоды развития статического и динамического равновесия у школьников 1−11 классов // Теория и практика физической культуры. 1996. — № 1.- С. 17−19.
- Казарян Ф.Г. Особенности возрастной динамики мышечной силы и проблема рационализации силовой подготовки в школьном возрасте: Автореф. .докт. пед. наук. М., 1975.- 52 с.
- Каплан А.В. Возрастные изменения костей // Здоровье, М.: 1989, — С. 12.
- Каптелин А.Ф. Восстановительное лечение при повреждениях идеформациях опорно-двигательного аппарата: Автореф.докт. мед. наук. 1. М., 1968.- 44 с.
- Каптелин А.Ф. Лечебная физкультура в травматологии и ортопедии // Медицина, М.: 1973. — С.89−97.
- Каптелин А.Ф., Лебедев И. П. Лечебная физкультура в системе медицинской реабилитации: Руководство для врачей. М.: Медицина, 1995. -256 с.
- Кирой В.Н., Воинов В. Б. Критерии оценки уровня здоровья // Валеология. 1998. — № 3.- С. 44.
- Киселев Ю.А. Победи! Размышления и советы психолога. // СпортАкадемПресс, М.: 2002.-328 с.
- Клюев М.Е. Состояние двигательного и вестибулярного аппарата у школьников с нарушением осанки: Дис. канд. мед. наук. М., 1969.- 178 с.
- Клюев М.Е., Николаева Т. И. Показатели осанки и гибкости школьников. // Проблемы физиологии развития. М.: — 1976.- С.112−125.
- Коваль Д.Е., Бабич Ф. И., Киселевич И. М. Распространенность искривлений позвоночника у детей школьного возраста. // Ортопедия. Киев, 1970, — вып. 6.
- Коджаспиров Ю.Г. Проблема дефицита положительных эмоций на занятиях физической культурой и спортом // Теория и практика физической культуры. 1994. — № 5−6.- С.34−36.
- Козлов А.И. «Чистый способ» снятия плантограмм // Гигиена и санитария. 1983. № 2.- С. 12.
- Кон И. С. Психология ранней юности. М.: Образование, 1989.- 400 с.
- Кондратенко В.Н. Физическое развитие детей и подростков и охрана здоровья подрастающего поколения // Магистр.-1998. № 3. — С.22.
- Корманова Г. С. Оздоровительная физкультура // Медицина, 1995.-№ 7.- С. 69.
- Короткое В.М. Введение в общую теорию развития личности: Сб. статей / под ред. В.А.Евдокимова- М.: 1991. 143 с.
- Коррекционная школа. Физическое воспитание детей со сколиозом и нарушением осанки. / под общ. ред. Г. А. Халемского. 2-е изд., испр. и доп. -М.: Издательство НЦ ЭНАС, 2002. — 82 с.
- Коррекционные подвижные игры и упражнения для детей с нарушениями в развитии / под общ. ред. проф. Шапковой J1.B. М.: Советский спорт, 2002. -212 с.
- Корунец А.И. Организация и методика физического воспитания школьниц 10−13 лет с использованием средств спортивной гимнастики: Дис.. канд. пед. наук.- М., 1998. 167 с.
- Котляр Б.И. Пластичность нервной системы. М., 1986.-345 с.
- Крохин М.А., Рабинович И. М. Лечебная физкультура в домашних условиях. Л., Лениздат, 1990. -142 с.
- Кульпина Т.И., Батищева Н. А., Тамбиев А.Э Анализ состояния здоровья учащихся городской школы // Валеология. 1997. — № 2, — С.36−38.
- Ларионова О.Н., Фирсова О. Г. и др. Материалы семинара «О комплексном подходе в организации лечебно-оздоровительной и досуговойработы с детьми и подростками по месту жительства» // М., Пресс-Соло, 2000.-С. 32−35.
- Лебедева Н.Т. Двигательная активность в процессе обучения младших школьников./ Уч.пособие. Гиенические основы физвоспитания, — М. ФИС.1979. -25 с.
- Левина И.Л. Психовегетативные нарушения у детей // Валеология. 1997.- № 2.- С.46−49.
- Лейтес Н.С. Проблема соотношения умственного развития и способностей // Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. -М., 1981.-С.164.
- Лемешева С.Г. Формирование осанки и комплексное развитиеспособностей детей 5−6 лет средствами художественной гимнастики: Дисс.канд. пед. наук. Хабаровск, 2000, — 182с.
- Лесгафт П.Ф. Избранные педагогические сочинения./сост. И. Н. Решетень.- М., Педагогика, 1988. 400 с.
- Лечебная гимнастика для детей с нарушением осанки и сколиозом начальных степеней. СПб.: Научно-исследовательский детский ортопедический институт имени Г. И. Турнера, 1999.
- Лидерман X. Аутогенная тренировка: Пер. с нем.С. Э. Борич.-Мн.:000″ Попури", 2000.-192 с.
- Локтев С.Н. Особенности тестирования общей работоспособности у детей и подростков. // ТИПФК. 1991. — № 10.
- Лопатик Т.А. Воспитание личностных качеств младших школьников в процессе занятий подвижными играми физической культуры: Автореф. дис. канд. пед. наук. Минск., 1992.- 22 с.
- Лотоненнко А.В., Плешаков А. Н. Пекрспективы модернизации физической культуры в здоровом стиле жизни молодежи // Первый международ. Научн. Конгресс «Спорт и здоровье». Материалы конгресса.-СПб, 2003.-Т.1,С.251−252.
- Лурия А.Р. Мозг человека и физические процессы. М., Педагогика, 1970.345 с.
- Любомирский Л.Е. Возрастные особенности движения у детей и подростков. М., Педагогика, 1979. 157 с.
- Любомирский Л.Е. Нормирование нагрузок в физическом воспитании школьников. М., Педагогика, 1989.
- Ляндрес З.А., Зайдель 0. П. Нарушение осанки и сколиозы у детей, их профилактика и функциональное лечение. // Вопросы курортологии, физиотерапии и лечебной физической культуры. М., 1977. № 3.- С. 41.
- Лях В. И. Тесты в физическом воспитании школьников: Пособие для учителя. М., ООО «Фирма „Издательство ACT“, 1998.
- Лях В.И., Копылов Ю. А., Малыхина М. В., Протченко Т. А. Физическое воспитание учащихся общеобразовательной школы: состояние, перспективы и пути реорганизации. // Теория и практика физической культуры. 1998. — № 9. -С. 17−21.
- Лях В.И., Кофман Л. Б. Мейксон Г. Б. Концепция физического воспитания детей и подростков // Физическая культура: Воспитание. Образование. Тренировка 1996. -№ 1. — С.73−74.
- Малахаткина Н.Д. Оздоровление детей государственная проблема // Физическая культура: Воспитание. Образование. Тренировка. — 1997.-№ 3. -С.11−13.
- Маленкова JI.И. Воспитание в современной школе. Книга для учителя-воспитателя. М., Педагогическое общество России, Издательский Дом „Ноосфера“, 1999. 245 с.
- Марков Ю.А. Организация и методика физического воспитания мальчиков 11−13 лет учащихся общеобразовательной школы в учебнотренировочных группах спортивной гимнастики: Автореф. Дис.канд. пед.наук.- М., 1996.- 22 с.
- Маркова А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте. -М., Педагогика, 1983.- 212 с.
- Матвеев А.П., Петрова Т. В. Программы для общеобразовательных учреждений 4-е изд., стереотип. — М.: Дрофа, 2006. — 94, 2. с.
- Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры. М., ФиС, 1991. -276 с.
- Матюнина Н.В. Методика формирования валеологических знаний в системе физкультурного образования младших школьников: Дис. .канд. пед. наук. Омск., 2000.- 260 с.
- Меерсон Я.А. О роли левого и правого полушарий головного мозга в процессах вероятностного прогнозирования. // Физиология человека. 1986. Т. 12. № 5. С.5−7.
- Мейксон Г. Б. Произвольное запоминание школьниками основных параметров движений: Автореф. Дис. .канд. пед. наук. М., 1968.- 19 с.
- Моисеенкова Н.Н. Нетрадиционные формы и методы оздоровления учащихся. // Физкультура в школе. 1993. — № б, — С. 12−14.
- Морфофункциональные, психофизиологические показатели и двигательные качества детей 7−10-летнего возраста разных типов конституций. -Волгоград: Волгоградский ГИФК, 1994.- 33 с.
- Москвичев Ю.Н. К методологии построения современной концепции физического воспитания детей // Проблемы физ. воспитания детей школьного и дошкольного возраста. Матер, науч.-методич. конференции: тез. докл.-Волгоград, 1994.-с 36−37.
- Мошков Е.Н. Активная коррекция деформации позвоночника. М., 1949.
- Неверкович С.Д., Киршев С. П. Построение программ по физической культуре для начальной школы // Физическая культура: Воспитание. Образование. Тренировка. 1997. — № 2. — С.12−17.
- Невзоров А.В. Методика коррекции нарушений осанки младших школьников средствами физических упражнений и массажа: Дис. канд.пед.наук.- М., 1999. — 175 с.
- Николайчук JI.B., Николайчук Э. В. Остеохандроз, сколиоз, плоскостопие. Мн., Книжный дом, 2004. 320 с.
- Новик Г. В. Оздоровительные занятия для учащихся младшего школьноговозраста с учетом особенностей физического развития: Автореф. Дис.канд.пед. наук. М., 1997, — 21 с.
- Новоселова О.А. Физическое воспитание, как фактор адаптации детей 7−8 лет к обучению в школе: Дис. канд.пед.наук, Челябинск., 1999 .- 170 с.
- Норбеков М., Хван Ю. Энергетическое здоровье. / „Исцели себя сам“. -СПб., Питер, 2000.-С.60−64.
- Обухова Л.Ф. Детская психология: теория, факты, проблемы. М.: Тривола, 1995. — 357 с.
- Овчинников Н.Д. Устройство для определения функционального состояния человека. Патент РФ № 1 436 992. Бюллетень Государственного Комитета по изобретениям и открытиям № 42. 1988.
- Овчинников Н.Д. Устройство для психофизиологических исследований. Патент РФ № 1 659 024. Бюллетень Государственного Комитета по изобретениям и открытиям № 24. 1991.
- Овчинников Н.Д., Егозина В. И. Методика выявления психоэмоционального напряжения и направленности мотиваций личности поряду предпочтения цветовых тест-карт Люшера. // Спортивный психолог. М.: РГУФК, № 1,2005.
- Ольшанский В.Б. Практическая психология для учителей. М., Омега, 1994.- 272 с.
- Павлыгина Р.А. Скрытые очаги возбуждения и непредсказуемость поведенческих реакций. // Журн. высш. нервн. деят. 1990. Т. 40. Вып. 6.
- Паркосадзе Ц.Г. Развитие основных физических качеств младших школьников (6−10 лет) с использованием средств общей физической подготовки: Автореф. Дис. канд. пед. наук. Тбилиси., 1991.- 24 с.
- Пащенко Л.Г. Гармонизация умственного и физического развития младших школьников: Дис. канд.пед.наук. Омск., 2000.- 166 с.
- Пенькова И.В. Профилактика нарушений осанки детей младшего школьного возраста: Дис.канд. пед. наук. Омск., 1997.- 180 с.
- Переслени Л.И., Слободник Н. П., Шушковская А. А. Дифференцированное обучение и коррекция недостатков в развитии младших школьников // Школа здоровья. 1996. — № 3.- С.65−73.
- Перслени Л.И., Шушковская А. А., Слободник Н. П. и др. Дифференцированное обучение в аспекте коррекции недостатков в развитии младших школьников // Школа здоровья. 1997.-№ 1, — С.87−95.
- Пирогова Е.А., Калинин В. М. Допустимые величины физических нагрузок для программ оздоровительной физической тренировки // Теория и практика физической культуры. 1985. — № 5.- С.20−24.
- Платонов В.Н. Плавание. Киев., 2000, — 495 с.
- Плешаков А.Н. Исследование физического развития и двигательных функций детей вспомогательной школы и коррекционная работа на уроках физической культуры: Автореф. Дис.канд. пед. наук. Л., 1975. 26 с.
- Погадаев Г. И. Проблемы физического воспитания школьников в свете конференции в Коломне // Физкультура в школе. -1998. № 5. — С.2−6.
- Подьялольская А.А., Уварова А. В. Опыт лечения и профилактики деформаций позвоночника у детей. М., 1960. — С. 156.
- Поливанова К.Н. Психологический анализ кризисов возрастного развития //Вопросы психологии. 1994. — № 1.- С.61−69.
- Попов В.П. 1001 упражнение для здоровья и физического развития М., ООО» Изд-во Астрель," 2002. -125 с.
- Психология воспитания. /Под ред. В. А. Петровского. М., Аспект-пресс, 1995.- 152 с.
- Раткян В.Г. Опыт профилактики и лечения нарушения осанки и начальных форм сколиозов у школьников методом ЛФК с применением ходьбы на лыжах: Дисю .канд. пед. наук. Томск., 1964.- 151 с.
- Реализации индивидуального подхода в физическом воспитании./ Метод, указания. Мин. общ. проф. обр. РФ, ПТУ, Пенза, 1999.-С.122.
- Рейзман A.M., Багров Ф. И. Лечебная гимнастика и массаж при сколиозах. М. Медгиз, 1963.
- Рипа М.Д., Велитченко Б. К., Волкова С. С. Занятия физической культурой со школьниками, отнесенными к специальной медицинской группе. М., Просвещение, 1988, — 70 с.
- Романова Е.В. Комплексное использование средств физического воспитания на основе оценки и коррекции физического состояния детей 5−6 лет: Дисс.канд. пед. наук. Москва, 1999.- 164с.
- Роттерс Т.Т. Уроки ритмики в III-IV классах // Физкультура в школе.1996.- № 2.- С. 14−19.
- Рубин В.П. Исследование путей повышения умственной активности младших школьников средствами физических упражнений: Автореф.Дис. .канд. пед. наук. Киев., 1973. — 23 с.
- Рубцова А.Л. Лечебная физкультура при расстройствах осанки и сколиозах у школьников. М., 1955.- 199 с.
- Русова Т.В., Жданова Л. А., Шиляева P.P. Состояние здоровья младших школьников с различным умственным и физическим развитием // Школа здоровья, 1996. № 2. — С. 5−12.
- Рыбалкина С.В. Выбор средств физической подготовки школьников наоснове учета их оздоровительной эффективности: Автореф. Дис.канд. пед.наук. Малаховка., 1996.- 18 с.
- Рютина JI.H. Методика профилактики нарушений осанки и укреплениясвода стопы у детей школьного возраста: Автореф. Дис.канд. пед. наук. 1. Омск, 1997.-20 с.
- Сальникова Г. П., Эристави В. Г. Физическое развитие современных школьников. М.: Педагогика, 1977. -107 с.
- Самсонова А.В., Козлов И. М., Таймазов В. А. Использование информационных технологий в физической культуре и спорте //Теория и практика физической культуры.-1999.- № 8. -С.23−25.
- Саркизов-Серазини И.М., Дешин Д. Ф. Врачебный контроль и лечебная физкультура. М., 1961.-288 с.
- Сауткин М.Ф. О некоторых факторах воздействия на физическую работоспособность в период полового созревания / Теория и практика физической культуры. 1980, № 10.-С.4−6.
- Семенова С.С. Коррекция осанки в процессе обучения плаванию детей 711 лет: Дис.канд. пед. наук. СПб, 2000.- 182с.
- Семкина О.А. Сопряженное развитие координационных способностей и обучение двигательным действиям школьников в процессе игровой деятельности: Автореф. Дис. канд. пед. наук. СПб., 1997.- 22 с.
- Сиваков В.И. Педагогические основы управления психическим состоянием школьников на уроках физической культуры: Автореф. Дис. .канд.пед.наук.-М., 1998.- 24 с.
- Симонов В.П. Планирование в образовательных учреждениях. Учебно-справочное пособие. (Серия: Педагогический менеджмент. НОУ-ХАУ в образовании. Книга 2). — М., 2004.
- Симонов В.П. Урок: планирование, организация и оценка эффективности. Учебное пособие. (Серия: Педагогический менеджмент. НОУ-ХАУ в образовании.- Книга 1). М., 2004.
- Солнцева Л.С., Кемишев И. Г. Влияние занятий физическими упражнениями и спортом на развитие некоторых психических функций. Метод, разработки. М., 1980. — 20 с.
- Соловьев В.Н. Медико-педагогические аспекты оценки влияния занятий учащихся в спортивных секциях на физическое развитие и умственную работоспособность: Автореф. Дис.канд. пед. наук. Ижевск., 1995, — 32 с.
- Степанова В.Г. Индивидуальный подход к трудным школьникам. М., 1995.- 134 с.
- Страковская В.Л. 300 подвижных игр для оздоровления детей от 1 года до 14 лет. М., Новая школа, 1994. — 287 с.
- Сулимов А.А. Оздоровление подростков с нарушениями осанки средствами физической культуры при типологическом подходе: Дис. канд. пед. наук. Смоленск, 2000.- 176с.
- Сухарев А. Г. Здоровье и физическое воспитание детей и подростков // Школа здоровья. 1997. — № 1. — С. 7.
- Туревский И.М. Структура психофизической подготовленности человека: Дис.докт. пед. наук. -Тула, 1998.- 364 с.
- Тюлю З.А. Состоящие осанки у учащихся общеобразовательных школ г. Череповца и Череповецкого района Вологодской области. / Вопросы антропологии. М., 1978. Вып. 59.-С. 102−111.
- Тюрин Ю.Н., Макаров А. А. Анализ данных на компьютере / Под ред. В. Э. Фигурнова. М., Инфра-М, Финансы и статистика, 1995.
- Усанова Е.П., Шарова Н. Н. Современные подходы к формированию здоровья детей в образовательных учреждениях // Школа здоровья. 1998. — № 3−4.- С.81−87.
- Уткин В.JI. Оптимизация двигательной деятельности человека (методологические основы).: Учеб. пособие по биомеханике и спорт, метрологии. М., ГЦОЛИФК. — 1981. — 68 с.
- Уэллс Э., Хашбергер С. Microsoft Execel 97: разработка приложений: Пер. с англ. СПб.: БХВ — Санкт-Петербург, 1998. — 624 с.
- Фарбер Д.А., Корниенко А. А., Сонькин В. Д. Физиология школьника. / -М., Педагогика, 1990. С. 23−24.
- Федякина Л.А. Развитие координационных и интеллектуальных способностей школьников младших классов на основе возрастных закономерностей организации движения: Дис. канд. пед. наук. Сочи, 1998.-136с.
- Физическое воспитание учащихся 1-Х1 классов. Программы общеобразовательных учреждений. М., 1996. — 256 с.
- Физкультура в режиме продленного дня школы. / под ред. С. В. Хрущева. -М. ФИС, 1986.
- Фомин Н.А. Физиология человека. М.: Просвещение, 1995.- 416 с.
- Франкл Виктор. Психотерапия на практике: Пер. с нем.- СПб., 2001.-256 с.
- Фридлянд М.О. Об упругих колебаниях продольного свода стопы при различных условиях ее функциональной нагрузки. / Ортопедия, травматология и протезирование. М., 1955.- С.37−43.
- Хакунова М.М. Влияние расширенной двигательной активности намыслительную деятельность детей младшего школьного возраста: Дис.канд.пед. наук. Майкоп, 2000.- 158с.
- Хаустов С.И. Развитие выносливости к динамическим мышечным напряжениям у детей 8−11 лет на уроках физической культуры. Автореф. Дис. .канд. пед. наук. М., 1972.- 186 с.
- Холодная М.А., Гольфман Э. Г. Интеллектуальное воспитание личности // Педагогика, 1998. № 1. — С.54−60.
- Хрипкова А.Г., Антропова М. В. Адаптация организма учащихся к учебной и физической нагрузке. / Педагогика, М., 1982.- С. 220.
- Царик А.В. Физическая культура и здоровый образ жизни: проблемы, условия и пути формирования. Физическая культура и здоровый образ жизни // Матер, всесоюзн. научн.-практ. конф. М., 1990.- С 345−350.
- Царь В.Г. Состояние и корректировка осанки у школьников. Гигиена и санитария, 1978. № 5.- С.35−37.
- Цетлин B.C. Предупреждение неуспеваемости учащихся. / Педагогика, М., 1989.-С.56.
- Цзен Н.В., Пахомов Ю. В. Психотренинг: игры и упражнения. / Физкультура и спорт, М., 1988. — С.67.68.
- Чаклин В.Д., Абальмасова Е. А. Сколиоз и кифозы. / Медицина, М., 1973.-С.24.
- Чебыкина С.М. Коррекция функционального состояния центральнойнервной системы студентов вуза средствами физической культуры: Дис.канд. пед. наук. СПб, 1999.- 184с.
- Чередов М.В. Начальная школа основа основ // Физкультура в школе. -1997.-№ 7.-С.35−37.
- Черетанко И.П., Кузмина И. О. и др. Частота различных дефектов осанки и сколиотических искривлений позвоночника у школьников // Материалы 43 научной конференции: Тез.докл. Алма-Ата, 1973.-С 117−118.
- Чоговадзе А.В. Нефиксированные изменения опорно-двигательного аппарата. / Лечебная физическая культура. Справочник. М., 1984. — С.З.
- Шарманова С.Б., Новоселова О. А., Федоров А. И. Физическое состояние выпускников подготовительных групп дошкольных образовательных учреждений. // Современные проблемы физической культуры и спорта. СПб.: СПбНИИФК, 1998.
- Шаулин В.Н. Готовить к самостоятельным занятиям физкультурой с 1 класса // Начальная школа, 1990. № 8. — С.59−62.
- Шлык Н.И., Загуменова М. В., Выдрич З. В. Влияние различных двигательных режимов на уровень физической работоспособности и соматовегетативных сдвигов у школьников с дефектами осанки. // Теория и практика физической культуры. 1984. — № 11. — С.34−37.
- Шубина З.М. Воспитание осанки учащихся начальных классов школы продленного дня в процессе учебно-воспитательной работы: Автореф. Дис. .канд. пед. наук. М., 1975, — 19 с.
- Якиманская И.С. Разработка технологии личностно-ориентированного обучения //Вопросы психологии. 1995. — № 2, — С.31−42.
- Якубовская А.Р. Методика выбора средств и форм занятий физическими упражнениями с учетом индивидуальных особенностей личности: Метод, рекомендации.- М., ВНИИФК, 1984.- 32 с.
- Якубовская А.Р., Изаак С. И. Коррекция психофизического состояния лиц пожилого возраста методом комплексного использования двигательных и психорегулирующих средств воздействия: Метод, рекомендации. М., Советский спорт, 2001.- 24 с.
- Адапт Индекс адаптивности организма
- АДД Артериальное давление крови диастолическое
- АДС Артериальное давление крови систолическое1. В Возраст
- Е Интегральный показатель психоэмоциональной напряженностипо внешнему виду
- ЖЕЛ Жизненная емкость легких1. ЖИ Жизненный индекс1. Зд Индекс здоровья
- ЗДВ Задержка дыхания на вдохе (проба Штанге)
- ЗДР Зрительно-двигательная реакция
- ЗУН Знания, умения, навыки1. КГ Контрольная группа
- ЛФК Лечебная физическая культура
- МПК Максимальное поглощение кислорода1. МТ Масса тела
- Нпсэн Индекс психоэмоциональной напряженности
- ОРП Оздоровительно-развивающая программа
- ПД Пульсовое давление крови1. Р Рост
- ССС Сердечно-сосудистая система
- ФП Физическая подготовленность
- ЦНС Центральная нервная система
- ЧСС Частота сердечных сокращений
- ЭГ Экспериментальная группа
- Программный материал 1 и 2 года оздоровительно-коррекционного воздействия
- Решаемые задачи и виды физических упражнений
- Укрепление мышечного корсета
- Легкая атлетика Различные метания без разворота корпуса, за счет отведения руки назад
- Гимнастика ОРУ с большими и малыми мячами, гимнастической палкой, обручем, гантелями. Упражнения с использованием гимнастических скамеек, стенки и бревна. Упражнения на статическое напряжение и расслабление.
- Подвижные и спортивные игры Передачи мяча над собой (волейбол, пионербол, баскетбол), прием и передачи мяча двумя руками сверху и снизу, от груди. Передачи мяча с перемещением за мячом и через сетку.
- Лыжная подготовка Скользящий и ступающий шаг, попеременные и одновременные ходы. Спуски в высокой стойке, торможения.
- Плавание Упражнения на суше, движения руками и ногами имитирующие плавание различными способами. Согласование движений и дыхания.
- Домашние задания Комплексы общеразвивающих упражнений, упражнения для укрепления мышечно-связочного аппарата стопы.
- Развитие мышечной выносливости
- Легкая атлетика Медленный бег с мягкой постановкой стоп на различные дистанции с учетом степени нарушений и физической подготовленности
- Гимнастика ОРУ с разной амплитудой движения для ликвидации мышечного дисбаланса
- Подвижные и спортивные игры Различные игры и эстафеты с передачей мяча
- Лыжная подготовка Равномерное прохождение дистанций в зависимости от степени нарушений и физической подготовленности
- Плавание Проплывы различных дистанция, игры на развитие физических качеств
- Домашние задания ОРУ без предметов с разной амплитудой движения, с утяжелителями
- Развитие психических качеств
- Легкая атлетика Различные игры, общий старт, перенос эстафетных палочек, старт шеренгами, командные состязания.
- Гимнастика Различные игры в строю и в гимнастических перестроениях Проведение занятий с музыкальным сопровождением.
- Подвижные и спортивные игры Различные подвижные игры. Игры по правилам пионербола и с элементами волейбола, баскетбола. Игры по упрощенным правилам и игровые задания
- Лыжная подготовка Различные игры, встречные эстафеты, командные гонки и т. д.
- Плавание Различные игры, направленные с ознакомлением свойств воды, на совершенствование техники плавания, с предметами и без них
- Домашние задания Дыхательные упражнения, тренировка зрительного анализатора
- Развитие координации движений
- Легкая атлетика Метания в горизонтальную и вертикальную цели с последующим увеличением расстояния до цели.
- Гимнастика Комплексы ОРУ разной координационной сложности выполняемые из различных исходных положений и в движении
- Подвижные и спортивные игры Ловля и передачи мяча, ведение и броски мяча на месте и в движении. Ловля и передачи мяча в кругу. Игровые задания с ограниченным числом игроков. Выбивание и вырывание мяча.
- Лыжная подготовка Сочетание разных видов ходов, сохраняя и проверяя правильную осанку. Упражнения на сохранение равновесия
- Плавание Согласование движения рук, ног и дыхания при различных способах плавания
- Домашние задания Формирование и закрепление навыка правильной осанки, ОРУ стоя и в движении, с предметами и без них.
- Коррекция нарушений осанки
- Легкая атлетика Метания правой и левой рукой в зависимости от вида и степени нарушений.
- Гимнастика Упражнения на формирование осанки и на разгрузку позвоночного столба. Симметрические упражнения
- Подвижные и спортивные игры Стойка игрока. Перемещение в стойке приставными шагами в различных направлениях спиной и лицом вперед с соблюдением правильной осанки.
- Лыжная подготовка Дозировка и индивидуальная направленность упражнений в зависимости от исходного положения, темпа, амплитуды, количества повторений
- Плавание Скольжение на груди и на спине с доской на вытянутых руках, плавание при помощи ног кролем. Плавание брассом с ассиметричным положением рук.
- Домашние задания Комплексы специальных корригирующих упражнений
- Примерный план проведения дополнительного урока физкультуры, с элементами корригирующей гимнастики на основе различных видов спорта.
- Время урока — 45 мин. Вводная часть 5−8 мин. Основная часть — 30−32 мин.
- Заключительная часть — 5 мин. Вводная и заключительная часть уроков может использоваться для урока любой направленности.1. Вводная часть. п/п Описание упражнений Дозировка Организационно- методические указания
- Встать спиной к стене на расстоянии одного шага, руки вверх. 6−8 раз.
- Наклон назад, прогнувшись, дважды коснуться стены правой рукой, то же другой рукой. Немного задержаться коснувшись стены
- И.п. — о.с. 1−2 поднять правую руку вверх, как можно сильнее вытягивая ее 3−4 — уронить расслабленную руку вниз, — то же другой рукой. 6−8 раз. Смотреть вперед
- Стоя левым боком к стене, левая рука в сторону и упирается в стену, правая вдоль туловища. 1−3 три пружинных наклона влево, касаясь правой рукой стены, колени не огибать. То же с другой руки. 0−14 раз. Наклон как можно дальше
- И.П. стоя ноги врозь, руки за голову. 1−2 — два пружинных наклона вперед прогнувшись.3 — наклон вниз, расслабиться, руки касаются пола.4 — И.П. 10−12 раз. На 1−2 смотреть вперед
- Поднимание и опускание плеч вместе и поочередно 10−12 раз.
- Сведение плеч вперед и разведение их назад с поднятием головы 10−12 раз. Стойка ноги врозь
- Потряхивание расслабленными кистями, предплечьями, плечами. То же
- Поочередное расслабление (потряхивание) рук, поднятие вверх, в стороны и вперед. 12−14 раз. То же
- Основная часть. Вариант 1 (подвижные, спортивные игры)
- И.П. стойка ноги врозь, мяч за головой. 1−2 — выпрямить руки вверх, прогнуться. 3−4 — И.П. 10−12 раз. Смотреть вверх
- И.П. стойка ноги врозь, мяч в руках вверху 1−4 — наклоняясь вперед, -коснуться мячом пола, выдох. 5−8 — И.П. 10−12 раз. Голову поднять
- И.П. стойка ноги врозь, руки согнуты, мяч перед грудью. 1 -2 — поворот вправо, вытянуть руки вперед. 3−4 — ИП 5−8 -то же в другую сторону. 8−10 раз. Поворот выполнять с макс. ампли-тудой
- И.П. стойка ноги врозь, мяч за головой. Наклоны вперед, прогнувшись 12−14 раз. При наклоне смотреть вперед
- И.П. стойка ноги вместе, мяч внизу. 1−2 — приседая, поднять руки вверх (вперед). 3−4- - И.П. 10−12 раз. Присед на полной стопе
- И.П. лежа на спине на гимнастической скамейке, мяч в руках на груди 1−2 -выпрямляя руки, опустить мяч за голову, 3−4 — И. П. Повторить 10 раз. Ноги не сгибать
- И.П. сед ноги вперед, руки в стороны на полу, мяч за спиной. 1−2 — опираясь на мяч, прогнуться, не отрывая таз от пола 3−4 — И.П. 12−14 раз Голову поднять
- И.П. лежа на спине, руки с мячом за головой. 1−2 — прогибаясь, поднимая грудь, упор мячом в пол. 3−4 И.П. 6−8 раз. Голова на груди
- Далее подвижные или спортивные игры по выбору с элементами пионербола, баскетбола, волейбола1. Вариант 2 (плавание) 1. Упражнения на суше.
- Движения руками с произвольным дыханием и в согласовании. Разведение рук в стороны и немного вниз из положения вперед вместе, ладони поворачивать наружу «захватывать воду». То же
- Движения ногами, сидя на скамейке. Разведение носков в стороны, носки на себя, пятки вместе- имитация движений в упоре сидя (пятки не отрывая от пола) и в упоре лежа на груди на краю гимнастической скамейки (ноги на весу). То же
- Согласованные движения рук, ног и дыхания. Стоя, поднять руки вверх, кисти соединить. Гребок руками, подготовительные движения руками, слегка приседая, развести колени- пауза. То же
- Стоя, наклониться вперед, руки вверх. Гребок руками, вдох- голова опускается выдох. Выпрямление рук, нога выполняет гребок, выдох продолжается- пауза. То же
- И.П. стойка ноги врозь, руки в стороны, ладони вверх. Скругляя спину, повернуть руки внутрь (пронация), ладони вверх. Живот втянут, голова прямо. 10−12 раз. Голову не опускать
- И.П. -стойка ноги врозь. Поочередное и одновременное поднимание плеч вверх. 10 раз. Смотреть вперед
- То же с одновременным приседанием. 10 раз. То же
- И.П. — стойка ноги врозь, согнутые руки в стороны, предплечья вверх, ладони вперед. Опустить предплечья вниз, ладони назад. Спина слегка округлена, живот втянут. 8−10 раз. Следить за дыханием
- То же, но руки работают поочередно. 8−10 раз. То жеoo
- И.П. лежа на животе, поперек скамейки, ноги закреплены, руки за головой. Поднимание спины, 15−20 раз. То же с поворотом туловища вправо и влево. 15−20 раз. Партнер фиксирует ноги1. Упражнения в воде
- Плавание на спине: руками брасс, ногами кроль. Подбородок прижат к груди, удлиненная пауза скольжения. Время выполнения упражнений и техника контролируется инструктором
- Лежа на груди: брасс с удлиненной паузой скольжения. То же
- Лежа на груди: баттерфляй без выноса рук, ноги брасс. То же4. Кроль в ластах. То же
- Брасс на груди: на один гребок руками, два движения ногам. То же
- Для не умеющих плавать необходимо использовать методику обучения плаванием различными способами с акцентом на упражнения укрепляющие мышцы спины и живота.1. Вариант 3 (гимнастика)
- Упор лежа, руки и ноги шире плеч. Отжимания. 3 подхода по 5−10 раз. Не прогибаться
- Лежа на скамейке, гантели в руках. Развести руки в стороны и свести 3 подхода по Развести руки —10 раз. вдох, свести -выдох
- Стоя, ноги врозь, руки внизу. Разведение рук в стороны. 3 подхода по 8−10 повт. Дыхание ритмичное
- Лежа лопатками на скамейке, ноги полусогнуты на полу, руки прямо вперед. Опустить гантели вниз за голову вдох. 3 подхода по 10 раз. Дыхание ритмичное
- Лежа на спине, руки: правая вверху, левая внизу. Менять положение рук. 3 подхода по 10 раз. Дыхание ритмичное
- Стоя в наклоне, прогнувшись, разводка рук с гантелями в стороны. 3 подхода по 10−12 раз Смотреть вперед
- Стойка ноги на ширине ступни, руки внизу. Приседая, правую руку вперед, левую — назад к наоборот. 3 подхода по 6−8 раз. Присед на полной стопе
- Стойка ноги на ширине ступни, руки за головой -подъемы на полупальцы. 50−70 раз Локти развести в стороны1. Вариант 4 (гимнастика)
- Лежа на животе, руки на поясе. Поднимание головы и немного туловища (живот от пола не отрывать). Держать 3−6 сек. 4−6 раз. Плечи не поднимать
- Сидя на пятках, руки на поясе. Дыхательные упражнения.
- Лежа на животе, руки под подбородком, движения руками: на пояс, в стороны, к плечам вверх. Сгибание туловища умеренное, не отрывать живота от пола, выдержка 3−6 сек. 4−6 раз. Вдох и выдох на каждое движение
- Сидя на пятках, руки на поясе. Дыхательные упражнения.
- Лежа на животе, движения правой (левой) ногой назад, таз от пола не По 6 раз Ногу в колене неотрывать, держать 3−5 с каждой ногой сгибать
- Лежа на спине, наклон головы вперед (смотреть на носки), во избежание увеличения поясничного лордоза прижимать поясничную часть позвоночника к полу. 4−6 раз При наклоне головы — носки на себя
- Из того же и. п. движения руками в стороны, вверх, сочетая с тыльным сгибанием в голеностопных суставах. 4−6 раз Следить за дыханием9. Дыхательные упражнения.
- И. п. то же. Движения ногами: ноги врозь — ноги вместе (не поднимая ног) 5−6 раз. Голову от пола не отрывать
- Вариант 5 (ритмическая гимнастика) Разминка Подъемы на полупальцы. По 16 раз в медленном и быстром темпе. Руки на поясе
- И.п. руки к плечам, предплечья вниз. При опускании рук небольшой щелчок пальцами в такт музыке. 8 раз. Соблюдать правильную осанку
- То же с полуприседом на двух ногах. 8−16 раз. То же
- То же, но с поворотом туловища и отведением рук назад-книзу 8−16 раз. Смотреть вперед
- Небольшие подскоки на двух ногах, руки свободно. 32 раза. Ноги в коленях не сгибать1. Комплекс 1
- И.п. стойка ноги врозь. Поднимание плеч. Поочередное поднимание плеч. 16 раз. Соблюдать правильную осанку
- То же, что в упражнении 1, но с подниманием на полупальцы. То же
- То же, что в упражнении 2, но с полуприседом. 10 раз. То же
- И.п. стойка ноги врозь, руки в стороны. Скрестные махи перед телом, пальцы вытянуть 16−32 раза. Руки прямые
- То же, что в упражнении 5, но с постепенным подниманием рук вперед, вверх и опусканием вперед. 6−8 раз. То же
- И.п. стойка, ноги врозь, руки в стороны, ладони вверх. Круговые вращения в плечевых суставах, руки прямые, пальцы вытянуты, напряжены. 16−32 раза. Голову не опускать
- И.п. стоика ноги врозь, полуприсед на обеих ногах, руки согнуты, кисти сжаты в кулак. Разгибание и сгибание рук в стороны, вверх. 6−8 раз То же
- Стойка ноги врозь, руки на голове, локти в стороны. Движения таза вправо — влево 16−32 раза Смотреть вниз
- И.п стойка ноги врозь, руки в стороны. Повороты таза направо, налево 8−16 раз. То же
- И.п. то же. Движения таза вправо, вперед, влево назад 8−10 раз. Прогнуться в поясничном отделе позвоночника
- И.п. стойка ноги врозь. Пружинные наклоны вперед, прогнувшись 8−16 раз. Голову не опускать
- И.п. широкая стойка ноги врозь, руки за спину. Выпады в стороны с наклонами туловища вперед. 8−10 раз То же
- И.п. стойка ноги врозь, руки в стороны. Пружинные наклоны стороны. 16−24 раза. То же
- Бег, огибая ноги вперед с различными движениями рук16. Бег, сгибая ноги назад
- Скачки на двух ногах с поворотами таза влево, вправо Скачки делать невысоко
- То же с приседаниями («твист) То же
- Скачки на одной с маховыми движениями другой в стороны и вперед То же
- Ходьба на месте пружинным шагом 1 мин. Соблюдать правильнуюосанку1. Комплекс 2
- И.п. сед ноги вместе. Сгибание-разгибание стоп, колени прямые. 16 раз
- И.п. то же. Сгибание-разгибание стоп с одновременным подниманием ног. 8 раз. Ноги в коленях не сгибать
- И.п. сед согнув ноги. Разгибание ног вперед-вверх 16 раз Носки оттянуть
- И.п. упор лежа сзади на предплечья. Махи вперед согнутой, затем прямой ногой. По 16 раз. Носки оттянуть
- И.п. лежа на боку. Махи в сторону согнутой и прямой ногой. 16 раз. Носки оттянуть
- И.п. лежа на правом боку, левая нога в сторону. Сгибание-разгибание стопы. 8 раз. Ногу не сгибать
- И.п. лежа на левом боку, правая нога в верх, стопа на себя. Опускание ноги вперед до касания пола и в И.П. 8−16 раз. При касании пола носок оттянуть
- И.п. лежа на левом боку с упором на предплечье. Махи правой ногой вперед и в сторону. То же с другой ноги. 8−16 раз. Носки оттянуть
- И.п. лежа на левом боку, правая нога в сторону. Поднимание левой ноги к правой. То же в другую сторону. 8 раз. Носки оттянуть
- И.п. сед по-турецки, руки за голову. Наклоны туловища в стороны, касаясь локтем пола. 8 раз в каждую сторону. Смотреть вперед
- И.п.- то же, руки сзади в упоре. Поднять таз, прогнуться, выйти в упор на колени. 8 раз. Голову не опускать
- И.п. сед углом. Сгибание и разгибание стоп с постепенным разведением и сведением ног. 8 раз. Ноги в коленях не сгибать
- И.п. то же. Поочередное сгибание и разгибание ног. 8−16 раз.
- И.п. сед ноги вместе. Круговые движения головой вправо, влево. 8−16 раз.
- И.п. лежа на спине, ноги согнуты и разведены, руки вверх. Перейти в сед, Повторять до Голова на груди1. OJруки вперед. утомления.
- И.п. лежа на спине, руки вдоль туловища. «Улитка» — приподнять голову, грудной отдел позвоночника, руки вперед. Повторять до утомления. Голова на груди
- И.п. лежа на спине, ноги согнуты, носки разведены. Поднять таз, прогнуться. 8 раз. Прогнуться максимально
- И.п. лежа на спине. «Велосипед» — сгибать и разгибать ноги над полом. 16−32 раза. Дыхание ритмичное
- И.п. упор на коленях. Выгибание, прогибание спины с последующим отжиманием от пола. 6−8 раз. Вдох и выдох на каждое движение
- И.п. то же, правая нога назад на носок. Махи назад прямой ногой. То же с другой ноги. 16 раз. Вдох и выдох на каждое движение1. Заключительная часть
- И.п. стойка ноги врозь. Поднять плечи — вдох, опустить — выдох. Повторить 4−8 раз. Дыхание равномерное
- И.п. то же. Поочередно поднимая руки в стороны — вдох, опуская — выдох. Повторить 4 раза. 4−8 раз. Вдох носом -выдох ртом
- И.п. — Принять правильную осанку, стоя спиной у стены: затылок, лопатки, поясницу прижать к стене, колени выпрямлены, плечи опущены. Закрыть глаза, запомнить положение частей тела. 30 сек. Стать у стены без плинтуса
- Поднимание и опускание плеч вместе и поочередно 8−10 раз Сохранять правильную осанку
- Стать у стенки без плинтуса, прижавшись спиной, пятками. Принять правильную осанку. Удерживать 1 минуту.