Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Коррекция физического развития и осанки учащихся при переходе из начальной в основную школу

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Проблеме коррекции осанки у детей школьного возраста посвящено большое количество научных и методических работ. При этом, однако, число учащихся с признаками нарушений осанки возрастает, и именно они составляют основной процент так называемых школьников с признаками нарушения здоровья. Особое внимание специалистов вызывает феномен обусловленности нарушений осанки у детей с началом пубертатного… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ КОРРЕКЦИИ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ И ОСАНКИ УЧАЩИХСЯ ПРИ ПРЕХОДЕ ИЗ НАЧАЛЬНОЙ В ОСНОВНУЮ ШКОЛУ
    • 1. 1. Педагогические проблемы образовательно-воспитательного процесса в критический период обучения в школе
    • 1. 2. Общие закономерности физического и психофизиологического развития младших школьников
    • 1. 3. Особенности развития опорно-двигательного аппарата
    • 1. 4. Средства и методы формирования опорно-мышечного аппарата и стимуляции психофизиологического развития

Коррекция физического развития и осанки учащихся при переходе из начальной в основную школу (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. По критериям Всемирной организацией здравоохранения состояние здоровья молодого поколения россиян нельзя признать благополучным. Это можно отнести как к показателям соматического и психоэмоционального здоровья, так и нравственного развития личности. В настоящее время приоритетным направлением деятельности педагогических коллективов при проведении образовательного процесса должно являться не просто обучение детей навыкам жизни в современном обществе, но и непременное сохранение, и активное формирование здоровья ребенка.

В условиях реформирования общего образования, основным ориентиром которого является направленность развитие личности ребенка, в решении проблем и укреплении здоровья имеются весьма существенные недостатки [1, 20,61].

Об этом свидетельствует возрастание численности учащихся с недостаточным физическим и умственным развитием. Так, за период с 1998 г. до 2003 г. количество таких детей возросло с 2,37% до 2,56% [90, 163]. До 45−75% поступающих в школу детей, обладают недостаточно устойчивым вниманием, а 25−26% из них совершенно не способны к сосредоточению внимания [239]. Функциональные резервы организма к концу школьной недели снижаются у 30% младших школьников, у 24% учащихся 5−9 классов и у 20% старшеклассников [125].

Установлено, что требования современных, информационно-насыщенных учебных программ предъявляемые к ребенку, часто превышают функциональные возможности его организма. В настоящее время ежедневная учебная нагрузка, с учетом приготовления домашних заданий даже в начальных классах, достигает 10−12 часов [147].

Вынужденное продолжительное ограничение двигательной активности у детей приводит, как правило, к серьезным нарушениям со стороны важнейших физиологических систем: сердечно-сосудистой и дыхательной, опорно-двигательного аппарата, а так же снижением защитных сил организма [2, 10, 193,237].

Оздоровительно-развивающая работа в общеобразовательных учебных заведениях осуществляется, преимущественно, на уроках физического воспитания. Современные программы по физическому воспитанию детей в общеобразовательных школах не направлены на формирование психических функций и интеллектуальных способностей ребенка и не используют большие возможности физической культуры для формирования всестороннего развития учащихся [32, 57, 205, 216].

Как отмечают специалисты по организации педагогического процесса, можно выделить два критических периода для функционального состояния организма учащихся 6−12 лет:

— 1 период — при адаптации к учебным обязанностям в 1 классе с достижением определенного уровня адаптации в 2−3 классах;

— 2 период — при переходе от младшего школьного возраста к среднему, совпадающему с началом пубертатных перестроек в организме и обусловленному им снижениях функциональных возможностей физиологических систем [99, 100].

Ухудшение здоровья большинства детей к окончанию начальной школы, проявляются в виде неблагоприятных изменений со стороны опорно-двигательного аппарата и ухудшения ряда важных психофизиологических параметров, увеличения количества стрессовых психоэмоциональных состояний и числа случаев обращений за медицинской помощью.

Проблеме коррекции осанки у детей школьного возраста посвящено большое количество научных и методических работ [181, 213, 231, 238]. При этом, однако, число учащихся с признаками нарушений осанки возрастает, и именно они составляют основной процент так называемых школьников с признаками нарушения здоровья. Особое внимание специалистов вызывает феномен обусловленности нарушений осанки у детей с началом пубертатного периода. Рядом авторов установлено, что с началом полового созревания у большинства учащихся развивается асимметрия мышечного тонуса формирующих осанку мышечных групп, и традиционные приемы обеспечения правильной осанки, как правило, оказываются неэффективными. Отсюда вытекает, что профилактические мероприятия и коррекцию нарушений осанки у учащихся необходимо осуществлять не путем стимуляции мышечного тонуса, а путем оптимизации равномерного естественного распределения усилий по мышечным группам [3]. Процессы формирования осанки и регуляции деятельности ЦНС учащихся тесно взаимосвязаны [23, 31, 79, 124, 146].

При изучении сравнительных характеристик результатов успеваемости и качества знаний, умений и навыков у учащихся начального и среднего звеньев общеобразовательных школ, выявлено резкое ухудшение восприятия и усвоения учебно-образовательных материалов в начале обучения в средней школе [83,176, 229].

Нейрофизиологическими и психофизиологическими исследованиями выявлено, что при значительных информационных нагрузках на ЦНС учащихся регистрируется повышенный тонус мимических, шейных и групп мышц плечевого пояса. Это обстоятельство обусловлено стремлением центрального аппарата нервной системы оптимизировать согласованное функционирования всех систем организма и сохранить работоспособность головного мозга. В состоянии длительного умственного перенапряжения центральные системы регуляции функций часто оказываются не в силах справиться с нарастающим нервным возбуждением, и оно распределяется по всей мускулатуре. Это обстоятельство открывает также возможность для оптимизации деятельности всего организма по механизму биологической обратной связи с влиянием на состояние ЦНС путем комплекса специально подобранных физических упражнений. Комплексы корригирующих осанку упражнений, устраняя асимметрию тонуса мышечных групп, оказывают положительное влияние на когнитивные функции ЦНС школьников [90].

Преодоление существующего противоречия между неблагоприятным влиянием современной системы образования на здоровье учащихся и значимостью их здоровья, возможно в процессе организации ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ, целью которого является:

• создание единого образовательного пространства, включающего разные ступени образования (начальная и основная школа);

• формирование у обучающихся ценностного отношения к своему здоровью;

• воспитание личности, имеющей четкую жизненную позицию по вопросам вредных привычек и поведенческих рисков [45, 46, 58].

Исходя из вышеизложенного, возникает необходимость разработки простой в практическом применении и эффективной методики коррекции нарушений осанки для учащихся 9−12 лет, как средства общего оздоровления организма.

Объект исследования. Методика физического воспитания учащихся при переходе из начальной в основную школу (4 и 5 классы).

Предмет исследования. Модель оздоровительно-развивающего педагогического процесса на основе оценки состояния осанки с индивидуализацией коррекции методами физической культуры и установкой на активизацию адаптивных систем организма детей к обучению.

Цель исследования. Коррекция физического развития и осанки учащихся 4 и 5 классов.

Гипотеза исследования. Педагогический контроль за осанкой учащихся позволит определять состояние опорно-двигательного аппарата и выбирать оптимальную для каждого ученика физическую нагрузку в уроках физической культуры с положительным эффектом в виде повышения адаптивных возможностей организма при переходе в основную школу.

Научная новизна настоящей работы заключается в следующем:

1. Создана конструкция (В.Н.Сапунов) тестирующей установки, пригодная для быстрого (в течение 1 минуты) и точного определения вида и выраженности нарушений осанки (по методу М.Е.Клюева) у учащихся общеобразовательных школ.

2. Разработаны содержание и методика применения комплексов корригирующих осанку упражнений по учебным четвертям.

3. Для выбора эффективной индивидуальной оздоровительно-коррекционной программы педагогический контроль психофизического состояния учащихся достаточно осуществлять по показателям: осанки, физической подготовленности и психоэмоциональной напряженности.

4. Предложенные оздоровительно-корригирующие осанку физические упражнения в наибольшей степени влияют на развитие гибкости, являющегося интегральным показателем физического развития ребенка.

5. Установлено, что использование комплексов корригирующих упражнений, кроме стимуляции физического развития и снижения заболеваемости учащихся, позволяет добиться улучшения показателей успеваемости детей по точным и гуманитарным предметам (математике и русскому языку).

Теоретическая значимость. Проведенные комплексные исследования дополняют существующие теоретические положения, в частности, предлагается разработанная коррекционно-оздоровительная программа, основанная на достоверной количественной оценке состояния осанки и важнейших психофизиологических функций у учащихся.

Практическая значимость. Разработанная коррекционная программа обеспечивает достижение здоровьесберегающего эффекта, выражающегося в уменьшении количества нарушений осанки у детей, улучшения их физической подготовленности и предметной успеваемости. Теоретически проработанные рекомендации для учителей физической культуры позволяют существенно сократить процесс адаптации детей при значительной интенсификации учебного процесса.

Основные положения диссертационной работы докладывались на Московских городских конференциях и семинарах по проблемам совершенствования здоровьесберегающих педагогических технологий, проведенных Департаментом образования города Москвы в 2002;2006 гг.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. В условиях повышения интенсивности учебно-образовательного процесса при переходе из начальной в основную школу, на фоне уменьшения двигательной активности учащихся, необходимо использовать предлагаемую педагогическую методику контроля осанки, физического развития, психоэмоциональной напряженности, состояния здоровья и успеваемости детей.

2. Комплексное обследование психофизиологического состояния детей выявляет из большого количества тестов связь 3-х наиболее значимых для практики учителя показателей: состояния осанки, гибкости и психоэмоциональной напряженности. Эти три показателя можно учитывать как минимальный набор тестов педагогического контроля за психофизическим развитием учащихся 4−5 классов в уроке физического воспитания.

3. Уроки по физическому воспитанию целесообразно проводить с учетом противопоказаний по выполнению упражнений в различных видах спорта и отведении первые 20% времени каждой четверти (по учебному плану учителя ФК) выполнению общеразвивающим и подводящим упражнениям к выполнению основной программы.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, четырех глав, выводов, практических рекомендаций, списка литературы, приложений и акта внедрения результатов работы в практическую деятельность. Материал изложен на 186 страницах машинописного текста и содержит 22 таблицы, 7 рисунков, 14 приложений. Библиографический список включает 247 наименований.

117 ВЫВОДЫ.

Проведенное исследование показало, что предлагаемая методика педагогического контроля за физическим развитием и осанкой учащихся 4 и 5 классов раскрывает новые возможности в организации здоровьесберегающего образования учащихся и позволяет сделать следующие выводы:

1. Способы контроля осанки, физического развития и психоэмоциональной напряженности позволяют выявить у 78−82% детей разнообразные нарушения осанки, задержки развития сердечно-сосудистой, дыхательной и центральной нервной систем организма, средние показатели физической подготовленности. Переход учащихся из начальной в основную школу сопровождается неравномерностью темпов развития многих функциональных систем организма, состоянием неудовлетворительной адаптации, которая проявляется в ухудшении показателей успеваемости, заболеваемости и поведения.

2. Обнаружена прямая корреляционная связь (г=0,72) между показателями состояния осанки, гибкости и психоэмоциональной напряженности. При проведении педагогического контроля за психофизическим развитием учащихся необходимо учитывать эти показатели как минимальный набор тестов.

3. Достижение оздоровительно-коррекционного эффекта возможно при проведении занятий с учетом противопоказаний по выполнению отдельных упражнений в различных видах спорта и отведении первые 20% времени каждой четверти в уроке физического воспитания (по учебному плану учителя ФК) общефизическим и подводящим упражнениям к выполнению основной программы.

4. Повышение общей двигательной нагрузки планировать на основе индивидуального подбора оптимальных для каждого ребенка корригирующих упражнений в зависимости от вида и степени нарушений осанки.

5. Устройство для обследования состояния осанки позволяет повысить точность измерения величины деформаций осанки у детей, обеспечивая возможность за 1,0 минуту оценивать состояние осанки и гибкость позвоночника учителем физического воспитания без привлечения врачей.

6. Реализация разработанной программы с преимущественным развитием координации движений позволяет значительно увеличить показатель гибкости, характеризующий гармоничность физического развития школьников.

7. Предложенные комплексы оздоровительно-коррекционных упражнений для учащихся позволяют добиться улучшения показателей (относительно исходного уровня в начале эксперимента) индекса Кетле — на 2,1%, показателей ЖЕЛ — на 40,4%, ЖИ — на 8,7%, гипоксической пробы с задержкой дыхания на вдохе — на 33,5%, координационной устойчивости в позе Ромберга — на 51,4%, скорости зрительно-двигательных реакций на 30,2%, снижения показателей заболеваемости на 9,2%.

8. При обследовании уровней физической подготовленности у учащихся экспериментальной группы выявлены достоверные (Р<0,05) улучшения показателей: в беге на 30 м — на 1,45 св беге на 1000м — на 19,6 св прыжке в длину с места — на 16,2 смв наклоне — на 7,89 см, подъеме туловищав 3,2 раза.

9. Комплексы коррекционных физических упражнений, направленные на коррекцию различных нарушений осанки, имеют адаптивно-стимулирующий эффект в виде улучшения показателей индексов психоэмоциональной напряженности на 9,8% (по внешнему виду) и 30% (по тесту Люшера), повышения среднего балла успеваемости на 6,6%, поведения на 10,8%, показателя общей адаптивности организма детей на 11,4% (Р<0,05).

ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ.

При составлении программ по физическому воспитанию школьников 4−5 классов педагогу на начальных стадиях выполнения программного материала по физическому воспитанию необходимо учитывать определенные противопоказания по выполнению отдельных видов упражнений:

— на уроках легкой атлетики — допустим только медленный бег с мягкой постановкой стоп, с сохранением правильной осанки в чередовании с ходьбой и дыхательными упражнениями. Метания необходимо выполнять правой и левой рукой без разворота корпуса, а только за счет отведения руки назад. Метание на дальность не применять;

— на уроках гимнастики не выполнять акробатические упражнения, кувырки и упражнения на гибкость, увеличивающие подвижность позвоночника, а также упражнения на снарядах;

— занятия по лыжной подготовке проводить только с опорными палками, так как ходьба на лыжах без палок приводит к увеличению подвижности позвоночника. При сутулой спине и кифозе одновременный ход и спуск с горы в низкой стойке не практиковать;

— на уроках подвижных игр — при обучении ведению мяча (в баскетболе) чередовать ведение мяча правой и левой рукой. Все упражнения с мячом (прием, передачу, подачу, бросок), выполнять только двумя руками. При игре в пионербол выполнять подачу с центра поля. При игре в бадминтон играть по очереди обеими руками;

— на уроках плавания для детей с сутуловатой и кифотической осанкой больше практиковать плавание на спинепри выпрямленной осанке — на спине не плаватьпри лордотической осанке — под живот подкладывать плавательный предмет.

Основным организационно-методическим приемом в решении поставленных задач должен быть игровой метод, как наиболее комплексное и универсальное средство развития ребенка в этот возрастной период.

Показать весь текст

Список литературы

  1. В. А. Урок физической культуры и формирование здорового образа жизни школьников // Физическая культура и здоровый образ жизни. Всесоюз. науч.-пр. конференция: Тез.докл.- М., 1990.- С.3−7.
  2. Н.А. Адаптация и резервы организма // Физкультура и спорт. 1983. № 10.- С. 176.
  3. Агайари-Азар, А. П. Матвеев. Вновь об осанке (Наука практике) // Физическая культура в школе. -2006, № 7. С. 60.
  4. И.В. Темпы прироста скоростно-силовых качеств у детей младшего и среднего школьного возраста в связи с критическими периодами развития двигательных функций: Дисс. канд. пед. наук. Омск., 1983. — 159 с.
  5. Т.Д., Тырдышников И. М. Психическое здоровье (вопросы валеологии): Учебное пособие. Воронеж.: Изд-во НПО, 1999.-244 с.
  6. Е.Н. Нарушение осанки у школьников младших классов // Медицинские проблемы физической культуры. -М: 1973. вып. 3.- С.56−69.
  7. Н.А., Ямпольская Ю. А. Здоровье и развитие современных школьников // Вестник Российской АМН.- М: -1994. № 1.- С.19−24.
  8. Н.А., Ямпольская Ю. А. Физическое развитие и адаптационные возможности школьников//Вестник российской АМН.- М: -1993.-№ 5. С.19−24.
  9. А. Психологическое тестирование: Пер. с англ. М.: Педагогика, 1982. — Кн. 1, 2. — 295 с.
  10. В.В., Терентьева Г. В. Средние величины физиологических изгибов позвоночника у детей дошкольного и школьного возраста // Вопросы профилактики нарушений осанки у детей дошкольного и школьного возраста. -М.: 1960. С.43−58.
  11. М.В., Бородкина Т. В., Кузнецова Л. М. Особенности физического развития и здоровья учащихся школ Москвы // Здравоохранение Российской Федерации. 1997. № 1. — С.9−10.
  12. М.В., Бородкина Т. В. и соавт. Психофизиологические и медицинские аспекты некоторых педагогических инноваций в начальных классах // Школа здоровья. 1998. — № 2. — С.65−75.
  13. Г. И. Осанка школьников в подготовительных и первых классах // Проблемы физиологии развития. М.: 1976. — С.75−81.
  14. В. А. Особенности осанки в учебной деятельности школьников младшего возраста и их влияние на функциональное состояние некоторых систем организма: Автореф.канд. биол. наук. Казань., 1979. — 19 с.
  15. Т.В. Развитие ловкости у детей дошкольного возраста: Автореф.канд. пед. наук. Волгоград., 1996. — 22 с.
  16. И.А. К физиологическому обоснованию системы физического воспитания детей в различные возрастные периоды // М.:ГЦОЛИФК, 1991.-64 с.
  17. И. А. Физиологические механизмы и закономерности индивидуального развития: Основы негэнтропийной теории онтогенеза. М.: Наука, 1982.-270 с.
  18. .А. О тестах и тестировании: (Педагогический контроль на уроках физической культуры) // Физическая культура в школе. -1985, № 3. -С.58−60.
  19. P.M., Берсенева А. П. Оценка адаптационных возможностей организма и риск развития заболеваний // М.: Медицина, 1997.- С. 22−27.
  20. P.M. Оценка и классификация уровней здоровья с точки зрения адаптации // Вестник АМН СССР.- 1989. № 8.- С. 73−79.
  21. Л.С. Физическая работоспособность школьников 8−17 лет сразличным уровнем двигательной активности: Автореф.канд.пед.наук. М., 1974.-23 с.
  22. О.С., Зенкевич К. Ф. Лечебная гимнастика при сколиозах: метод, указания. Л.: Медицина, 1962.- 244 с.
  23. В.К. Концепция альтернативных форм организации физического воспитания детей и молодежи // Физическая культура: образование, воспитание, тренировка. 1996. — № 1.- С. 15−22.
  24. В.К. Физическая подготовка в системе воспитания культуры здорового образа жизни человека (методологические, экологические и организационные аспекты) // Теория и практика физической культуры. 1990.-№ 1. — С.22−26.
  25. Э.А. Формирование познавательных интересов младших школьников в процессе личностно-ориентированного взаимодействия участников обучения: Автореф.канд. пед. наук. Челябинск., 1998. — 20 с.
  26. А.А. Основные направления укрепления здоровья детей // Магистр.- 1999.-№ 3, — С. 12.
  27. И.И., Дорохов Р. Н. Исследование и оценка биологического возраста детей и подростков // Детская спортивная медицина. М.: — 1980.-155с.
  28. М.М. Школьные факторы риска и здоровье детей // Магистр. -1999. № 3. — С.55−57.
  29. Ц. Некоторые результаты по использованию аэробики на уроке по гимнастике с учениками 5 класса // Вопросы физкультуры Болгарии.- 1991.- № П.- С.45−49.
  30. Н.Т. Формирование осанки у детей младшего школьного возраста в процессе физического воспитания: Дисс.. канд. пед. наук. М., 1968.- 153 с.
  31. И.П. Обучение двигательным действиям // Физкультура и спорт. -М.: 1985. — С.34−35.
  32. Л.И. Избранные психологические труды. Проблемы формирования личности. / под ред. Д. И. Фельдштейна. -М.: 1995.- 212 с.
  33. О.С. Профилактика нарушений осанки у детей в школе // Физическая культура в школе. 1960. № 8.- С.11−13.
  34. В.П. Статистика. Искусство анализа данных на компьютере: для профессионалов. -2-е изд.(+СВ). -СПб.: Питер, 2003.-688 с.
  35. Л.А., Назарова Р. Д. Занятия плаванием при сколиозе у детей и подростков. М., Просвещение, 1988. — С.145.
  36. Г. М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве. М.: — 1991.-176 с.
  37. П.В., Дибер Р. Д. Здоровье и массовый спорт проблемы и пути их решения // Теория и практика физической культуры. -1994.- С. 16.
  38. Н.Н., Красикова О. Б. Изменения опорно-двигательного аппарата у юношей, занимающихся усиленной физической подготовкой // Адаптация детей и подростков к учебной и физическим нагрузкам. М.: — 1979. — С.70−71.
  39. А.Н. Профилактика и коррекция нарушений осанки в режиме дня школы-интерната: Автореф.канд. пед. наук. М., 1967. — 22 с.
  40. А.И. Влияние спорта на организм школьников // Теория и практика физической культуры. 1995. — № 4. — С. 12−14.
  41. Н.П., Евдокимова О. М. Здоровье и физическое воспитание детей младшего школьного возраста Санкт-Петербурга // Двигательная активность, оценка физического состояния детей и молодежи: Межвузовский сб. науч. тр. -СПб.: СПБНИИФК, 1996. С.215−224.
  42. Буц Л. М. Эффективные условия формирования правильной осанкисредствами художественной гимнастики: Дисс.канд. пед. наук. Киев., 1978.- 178 с.
  43. Я.С. Физические упражнения и здоровье школьников // Физическая культура в школе. 1993. — № 2.- С.59−64.
  44. Вайндорф-Сысоева М.Е., Крившенко Л. П. Педагогика: Краткий курс лекций. М.: 2004. 355 с.
  45. Э.Н. Социальные аспекты здоровья и здорового образа жизни // Валеология. 1998. — № 3.- С. 17−23.
  46. .В. Школа семейной физкультуры: подготовка мышц, обеспечивающих правильную осанку и упругие свойства стопы // Физическая культура в школе. 1990. — № 8.- С.55−57.
  47. В.К., Рипа М. Д. Занятия физической культурой со школьниками специальной медицинской группы. М.: — 1988. -95 с.
  48. С.И. Оздоровление и коррекция психофизического развития учащихся начальных классов специальных коррекционных школ VIII вида в процессе обучения: Автореф.канд. пед. наук. Красноярск., 2000. -23 с.
  49. Н.В. Природа интеллектуальных способностей человека // Просвещение, М.: Мысль, 1989.- С. 18−19.
  50. П.А., Душанин А. П., Жолдак В. И. Основы физической культуры и здорового образа жизни: Учебное пособие.- М.: Советский спорт, 1996. 244 с.
  51. А.А., Юримяэ Т. А., Смирнова Т. А. Аэробные упражнения // Физкультура в школе. М.: — 1988. — № 4. — С.42.
  52. Т.А. Конфликты как психолого-педагогическая проблема в деятельности преподавателя: Подготовка и повышение квалификации педагогических и управленческих кадров. Сб. научных трудов. Вып. 5. М.: 2003. — 143 с.
  53. Возрастные психологические особенности детей школьного возраста и их учет в процессе физического воспитания/сост. Стамбулова Н.Б.-Л.: 1988.-123 с.
  54. В.М. Взаимосвязь некоторых морфофункциональных показателей с пропорциями тела мальчиков пубертатного возраста // Теория и практика физической культуры.-1974. № 7. — С.45−55.
  55. В.М., Жило Ж. Взаимосвязь процессов утомления и восстановления // Современные достижения спортивной науки. Тез.докл. междунар. конф. во время Игр Доброй Воли. СПб.: СПБНИИФК, 1994. -С.243.
  56. JI.B. Система управления развития физических способностей детей школьного возраста в процессе занятий физической культурой и спортом: Автореф. докт. пед. наук. М., 1989.- 24 с.
  57. В.И. Исследование эффективности системы специальных физических упражнений для исправления функциональных нарушений осанки: Автореф.канд. пед. наук. Рига., 1969.- 22 с.
  58. Вопросы профилактики нарушений осанки у детей: Сб. статей / под ред. Цейтлина А. Г. М.: 1960. — 195 с.
  59. Воспитание детей в школе: новые подходы и новые технологии / под редакцией Н. Е. Щурковой. М.: Новая школа, 1998. — 316 с.
  60. Воспитание на пороге XXI века: реалии и перспективы: Информационно-методический сборник / под редакцией Кузнецова Г. Д. М.: Центр инноваций в педагогике. -1998. 215 с.
  61. Воспитание правильной осанки / под ред. доц. А. М. Шлемина, М.:1964.215 с.
  62. JI.C. Педагогическая психология. / под ред. В. В. Давыдова. -М.: Педагогика, 1991. 480 с.
  63. В.А. О возрастной динамике кривизн позвоночника в связи с положением таза и о формировании осанки. Архив анатомии, гистологии и эмбриологии. -1956. -Т. 33. вып. 1.
  64. Э. Основные принципы обучения здоровому образу жизни // Вопросы психологии. 1997. — № 2. — С.3−14.
  65. Гимнастика /под ред. Э. А. Булу и JI.O. Яансон. М.: Наука, 1978. — 178 с.
  66. Гимнастика 1/ под ред. A.M. Шмелина. М.: Физкультура и спорт, 1979. -398 с.
  67. Л.Д. Научно-методические основы реализации оздоровительного, воспитательного и образовательного направленийпрограммы физического воспитания дошкольников: Автореф.Докт. пед.наук. Минск., 1992.- 41 с.
  68. В.П. Программы совершенствования функции внешнего дыхания у младших школьников с умственной отсталостью на занятиях ЛФК: Дисс. канд. пед. наук. Омск, 1999.- 299с.
  69. М.А., Бальсевич В. К., Тимошкин В. Н. Система общеевропейских тестов для оценки физического состояния человека // ТиМФК. 1994. — № 5−6. -С.24−32.
  70. Л.Л., Копылов Ю. А. Физиологические эффекты тренировки выносливости детей младшего школьного возраста // Теория и практика физической культуры. 1998. — № 7.- С. 12−16.
  71. Э.А. Способности и индивидуальность.- М.:Наука, 1993.-177 с.
  72. Г. Д. Психопедагогика физического воспитания и спорта: Автореф.докт. пед. наук. СПб., 1994. — 28 с.
  73. М.Г. Адаптация учащихся младших классов к школе средствамиакцентированного двигательного режима: Автореф.канд. пед. наук.
  74. Екатеринбург., 1993. 17 с.
  75. Е.Д. Управление адаптацией учащихся младших классов кобучению в общеобразовательной школе: Автореф.канд. пед. наук. Курган, 1999.- 25 с.
  76. Э. и др. Особенности динамики некоторых вегетативных функций у младших школьников в процессе учебного года // Физиология человека. 1978. — Т.4. — № 4.- С.708−715.
  77. М.Ф. Целебная сила движений // Физкультура и спорт. 1991.-№ 4. — С. 17−19.
  78. Н.В. Психология конфликта // сб.научн.статей. Спб.: 2000. -С.22−25.
  79. А.А. Этапность развития физических (двигательных) качеств и проблема оптимизации физической подготовки детей школьного возраста: Автореф. .канд. пед. наук. М., 1980.- 20 с.
  80. Давыдов В. В, Кудряшова В. Т. Развивающее образование: теоретические основания преемственности дошкольной и начальной школьной ступени // Вопросы психологии. 1997. — № 1. — С.3−18.
  81. Н.Н., Крылова А. П. Физиология высшей нервной деятельности. -М.: 1997.-568 с.
  82. Ю.В. Методика физического воспитания дошкольников снизким уровнем физического развития: Автореф.канд. пед. наук. М., 1987.-26 с.
  83. Н.И. Классный руководитель: основные направления деятельности.- М.: 2001.- 156 с.
  84. Диагностика школьной дезадаптации: Науч.-метод. пособие для учителей начальных классов и школьных психологов. / под ред. С. А. Беличевой. М.: Ред.- изд. центр консорциума «социальное здоровье России». -1993.- 126 с.
  85. К.В. Движение, дыхание, психофизическая тренировка. М.: Физическая культура и спорт, 1986.- 64 с.
  86. В.К. Лечебная физкультура. Л.: Медицина, 1970.- 378 с.
  87. И.И. Планирование прохождения учебного материала // Физкультура в школе. 1996. — № 3. -С. 12−22. № 4. -С. 10−15.№ 6. — С. 13−23.
  88. Д.Д. Развитие идей П.Ф. Лесгафта о физическом упражнении как двигательном действии // ТиПФК. 1997. — № 3.- С.2−4.
  89. А.Д. Исследование содержания двигательных режимов и уроков физической культуры, способствующих исправлению нарушений осанки школьников младших классов: Дисс.канд. пед. наук. Киев, 1978. — 190 с.
  90. В.И. Концепция оздоровительной работы среди подростков и педагогическая коррекция их эмоционального состояния // Метод, рекомендации.- СПб., 2001.-54 с.
  91. В.И., Безбородов В. А. Эффективность оздоровительных занятий физической культуры с детьми по месту жительства. Физкультурно-оздоровительная и спортивно-массовая работа по месту жительства населения. Таллин, 1983.
  92. Г. Е. Влияние многолетних занятий различными видам спорта на формирование позвоночника у детей. // Физическая культура, здоровье и трудовое долголетие советского человека. М.: 1983. — С.184.
  93. В.А. Теория и технология дифференцированного физическоговоспитания детей и учащейся молодежи: Автореф.докт. пед. наук. М., 1996.-40 с.
  94. О.Ю. Математическая статистика для психологов: Учебник,-М.: МПСИ. Флинта, 2002.-336 с.
  95. О.В., Петров Д. С., Головина В. А. Система контроля психофизического состояния человека как инструмент управления процессом адаптации в спорте и учебном процессе // Теория и практика физической культуры.-2003.- № 2.-С.20−23.
  96. Ю.Д., Бондаренко С. В. Развитие статической выносливости как фактор улучшения адаптабельности детей 6−7 лет к учебному труду // Теория и практика физической культуры. 1990. — № 10.- С.32−34.
  97. М.Н., Кабачков В. А., Кувалдин Е. П. и др. Изучение влияния различных видов спортивной деятельности на психофизическое состояние дезедаптированных подростков // Сб.научн.статей «Молодая спортивная наука Украины». -Т.2. -Львов. 1997. — С.130−133.
  98. А.И., Граевская Н. Д. Спортивная медицина и лечебная физкультура: руководство для врачей. М.: Медицина, 1993.- 432 с.
  99. В.В. Психология детства. / отв. ред. и сост. П. В. Алексеев. -М.: Школа-пресс, 1996, — 336 с.
  100. В.А. Особенности физического и нервно-психического развития детей и подростков. / Образование, СПб., 1996.- С.67−75.
  101. А.Г., Л.А.Агапова. Функциональные возможности организма и их значение в оценке состояния здоровья подростков // Гигиена и санитария. М., 2000, № 5.- С.43−49.
  102. Ю.М. Критические периоды развития статического и динамического равновесия у школьников 1−11 классов // Теория и практика физической культуры. 1996. — № 1.- С. 17−19.
  103. Ф.Г. Особенности возрастной динамики мышечной силы и проблема рационализации силовой подготовки в школьном возрасте: Автореф. .докт. пед. наук. М., 1975.- 52 с.
  104. А.В. Возрастные изменения костей // Здоровье, М.: 1989, — С. 12.
  105. А.Ф. Восстановительное лечение при повреждениях идеформациях опорно-двигательного аппарата: Автореф.докт. мед. наук. 1. М., 1968.- 44 с.
  106. А.Ф. Лечебная физкультура в травматологии и ортопедии // Медицина, М.: 1973. — С.89−97.
  107. А.Ф., Лебедев И. П. Лечебная физкультура в системе медицинской реабилитации: Руководство для врачей. М.: Медицина, 1995. -256 с.
  108. В.Н., Воинов В. Б. Критерии оценки уровня здоровья // Валеология. 1998. — № 3.- С. 44.
  109. Ю.А. Победи! Размышления и советы психолога. // СпортАкадемПресс, М.: 2002.-328 с.
  110. М.Е. Состояние двигательного и вестибулярного аппарата у школьников с нарушением осанки: Дис. канд. мед. наук. М., 1969.- 178 с.
  111. М.Е., Николаева Т. И. Показатели осанки и гибкости школьников. // Проблемы физиологии развития. М.: — 1976.- С.112−125.
  112. Д.Е., Бабич Ф. И., Киселевич И. М. Распространенность искривлений позвоночника у детей школьного возраста. // Ортопедия. Киев, 1970, — вып. 6.
  113. Ю.Г. Проблема дефицита положительных эмоций на занятиях физической культурой и спортом // Теория и практика физической культуры. 1994. — № 5−6.- С.34−36.
  114. А.И. «Чистый способ» снятия плантограмм // Гигиена и санитария. 1983. № 2.- С. 12.
  115. Кон И. С. Психология ранней юности. М.: Образование, 1989.- 400 с.
  116. В.Н. Физическое развитие детей и подростков и охрана здоровья подрастающего поколения // Магистр.-1998. № 3. — С.22.
  117. Г. С. Оздоровительная физкультура // Медицина, 1995.-№ 7.- С. 69.
  118. В.М. Введение в общую теорию развития личности: Сб. статей / под ред. В.А.Евдокимова- М.: 1991. 143 с.
  119. Коррекционная школа. Физическое воспитание детей со сколиозом и нарушением осанки. / под общ. ред. Г. А. Халемского. 2-е изд., испр. и доп. -М.: Издательство НЦ ЭНАС, 2002. — 82 с.
  120. Коррекционные подвижные игры и упражнения для детей с нарушениями в развитии / под общ. ред. проф. Шапковой J1.B. М.: Советский спорт, 2002. -212 с.
  121. А.И. Организация и методика физического воспитания школьниц 10−13 лет с использованием средств спортивной гимнастики: Дис.. канд. пед. наук.- М., 1998. 167 с.
  122. .И. Пластичность нервной системы. М., 1986.-345 с.
  123. М.А., Рабинович И. М. Лечебная физкультура в домашних условиях. Л., Лениздат, 1990. -142 с.
  124. Т.И., Батищева Н. А., Тамбиев А.Э Анализ состояния здоровья учащихся городской школы // Валеология. 1997. — № 2, — С.36−38.
  125. О.Н., Фирсова О. Г. и др. Материалы семинара «О комплексном подходе в организации лечебно-оздоровительной и досуговойработы с детьми и подростками по месту жительства» // М., Пресс-Соло, 2000.-С. 32−35.
  126. Н.Т. Двигательная активность в процессе обучения младших школьников./ Уч.пособие. Гиенические основы физвоспитания, — М. ФИС.1979. -25 с.
  127. И.Л. Психовегетативные нарушения у детей // Валеология. 1997.- № 2.- С.46−49.
  128. Н.С. Проблема соотношения умственного развития и способностей // Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. -М., 1981.-С.164.
  129. С.Г. Формирование осанки и комплексное развитиеспособностей детей 5−6 лет средствами художественной гимнастики: Дисс.канд. пед. наук. Хабаровск, 2000, — 182с.
  130. П.Ф. Избранные педагогические сочинения./сост. И. Н. Решетень.- М., Педагогика, 1988. 400 с.
  131. Лечебная гимнастика для детей с нарушением осанки и сколиозом начальных степеней. СПб.: Научно-исследовательский детский ортопедический институт имени Г. И. Турнера, 1999.
  132. X. Аутогенная тренировка: Пер. с нем.С. Э. Борич.-Мн.:000″ Попури", 2000.-192 с.
  133. С.Н. Особенности тестирования общей работоспособности у детей и подростков. // ТИПФК. 1991. — № 10.
  134. Т.А. Воспитание личностных качеств младших школьников в процессе занятий подвижными играми физической культуры: Автореф. дис. канд. пед. наук. Минск., 1992.- 22 с.
  135. А.В., Плешаков А. Н. Пекрспективы модернизации физической культуры в здоровом стиле жизни молодежи // Первый международ. Научн. Конгресс «Спорт и здоровье». Материалы конгресса.-СПб, 2003.-Т.1,С.251−252.
  136. А.Р. Мозг человека и физические процессы. М., Педагогика, 1970.345 с.
  137. Л.Е. Возрастные особенности движения у детей и подростков. М., Педагогика, 1979. 157 с.
  138. Л.Е. Нормирование нагрузок в физическом воспитании школьников. М., Педагогика, 1989.
  139. З.А., Зайдель 0. П. Нарушение осанки и сколиозы у детей, их профилактика и функциональное лечение. // Вопросы курортологии, физиотерапии и лечебной физической культуры. М., 1977. № 3.- С. 41.
  140. Лях В. И. Тесты в физическом воспитании школьников: Пособие для учителя. М., ООО «Фирма „Издательство ACT“, 1998.
  141. Лях В.И., Копылов Ю. А., Малыхина М. В., Протченко Т. А. Физическое воспитание учащихся общеобразовательной школы: состояние, перспективы и пути реорганизации. // Теория и практика физической культуры. 1998. — № 9. -С. 17−21.
  142. Лях В.И., Кофман Л. Б. Мейксон Г. Б. Концепция физического воспитания детей и подростков // Физическая культура: Воспитание. Образование. Тренировка 1996. -№ 1. — С.73−74.
  143. Н.Д. Оздоровление детей государственная проблема // Физическая культура: Воспитание. Образование. Тренировка. — 1997.-№ 3. -С.11−13.
  144. JI.И. Воспитание в современной школе. Книга для учителя-воспитателя. М., Педагогическое общество России, Издательский Дом „Ноосфера“, 1999. 245 с.
  145. Ю.А. Организация и методика физического воспитания мальчиков 11−13 лет учащихся общеобразовательной школы в учебнотренировочных группах спортивной гимнастики: Автореф. Дис.канд. пед.наук.- М., 1996.- 22 с.
  146. А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте. -М., Педагогика, 1983.- 212 с.
  147. А.П., Петрова Т. В. Программы для общеобразовательных учреждений 4-е изд., стереотип. — М.: Дрофа, 2006. — 94, 2. с.
  148. Л.П. Теория и методика физической культуры. М., ФиС, 1991. -276 с.
  149. Н.В. Методика формирования валеологических знаний в системе физкультурного образования младших школьников: Дис. .канд. пед. наук. Омск., 2000.- 260 с.
  150. Я.А. О роли левого и правого полушарий головного мозга в процессах вероятностного прогнозирования. // Физиология человека. 1986. Т. 12. № 5. С.5−7.
  151. Г. Б. Произвольное запоминание школьниками основных параметров движений: Автореф. Дис. .канд. пед. наук. М., 1968.- 19 с.
  152. Н.Н. Нетрадиционные формы и методы оздоровления учащихся. // Физкультура в школе. 1993. — № б, — С. 12−14.
  153. Морфофункциональные, психофизиологические показатели и двигательные качества детей 7−10-летнего возраста разных типов конституций. -Волгоград: Волгоградский ГИФК, 1994.- 33 с.
  154. Ю.Н. К методологии построения современной концепции физического воспитания детей // Проблемы физ. воспитания детей школьного и дошкольного возраста. Матер, науч.-методич. конференции: тез. докл.-Волгоград, 1994.-с 36−37.
  155. Е.Н. Активная коррекция деформации позвоночника. М., 1949.
  156. С.Д., Киршев С. П. Построение программ по физической культуре для начальной школы // Физическая культура: Воспитание. Образование. Тренировка. 1997. — № 2. — С.12−17.
  157. А.В. Методика коррекции нарушений осанки младших школьников средствами физических упражнений и массажа: Дис. канд.пед.наук.- М., 1999. — 175 с.
  158. JI.B., Николайчук Э. В. Остеохандроз, сколиоз, плоскостопие. Мн., Книжный дом, 2004. 320 с.
  159. Г. В. Оздоровительные занятия для учащихся младшего школьноговозраста с учетом особенностей физического развития: Автореф. Дис.канд.пед. наук. М., 1997, — 21 с.
  160. О.А. Физическое воспитание, как фактор адаптации детей 7−8 лет к обучению в школе: Дис. канд.пед.наук, Челябинск., 1999 .- 170 с.
  161. М., Хван Ю. Энергетическое здоровье. / „Исцели себя сам“. -СПб., Питер, 2000.-С.60−64.
  162. Л.Ф. Детская психология: теория, факты, проблемы. М.: Тривола, 1995. — 357 с.
  163. Н.Д. Устройство для определения функционального состояния человека. Патент РФ № 1 436 992. Бюллетень Государственного Комитета по изобретениям и открытиям № 42. 1988.
  164. Н.Д. Устройство для психофизиологических исследований. Патент РФ № 1 659 024. Бюллетень Государственного Комитета по изобретениям и открытиям № 24. 1991.
  165. Н.Д., Егозина В. И. Методика выявления психоэмоционального напряжения и направленности мотиваций личности поряду предпочтения цветовых тест-карт Люшера. // Спортивный психолог. М.: РГУФК, № 1,2005.
  166. В.Б. Практическая психология для учителей. М., Омега, 1994.- 272 с.
  167. Р.А. Скрытые очаги возбуждения и непредсказуемость поведенческих реакций. // Журн. высш. нервн. деят. 1990. Т. 40. Вып. 6.
  168. Ц.Г. Развитие основных физических качеств младших школьников (6−10 лет) с использованием средств общей физической подготовки: Автореф. Дис. канд. пед. наук. Тбилиси., 1991.- 24 с.
  169. Л.Г. Гармонизация умственного и физического развития младших школьников: Дис. канд.пед.наук. Омск., 2000.- 166 с.
  170. И.В. Профилактика нарушений осанки детей младшего школьного возраста: Дис.канд. пед. наук. Омск., 1997.- 180 с.
  171. Л.И., Слободник Н. П., Шушковская А. А. Дифференцированное обучение и коррекция недостатков в развитии младших школьников // Школа здоровья. 1996. — № 3.- С.65−73.
  172. Л.И., Шушковская А. А., Слободник Н. П. и др. Дифференцированное обучение в аспекте коррекции недостатков в развитии младших школьников // Школа здоровья. 1997.-№ 1, — С.87−95.
  173. Е.А., Калинин В. М. Допустимые величины физических нагрузок для программ оздоровительной физической тренировки // Теория и практика физической культуры. 1985. — № 5.- С.20−24.
  174. В.Н. Плавание. Киев., 2000, — 495 с.
  175. А.Н. Исследование физического развития и двигательных функций детей вспомогательной школы и коррекционная работа на уроках физической культуры: Автореф. Дис.канд. пед. наук. Л., 1975. 26 с.
  176. Г. И. Проблемы физического воспитания школьников в свете конференции в Коломне // Физкультура в школе. -1998. № 5. — С.2−6.
  177. А.А., Уварова А. В. Опыт лечения и профилактики деформаций позвоночника у детей. М., 1960. — С. 156.
  178. К.Н. Психологический анализ кризисов возрастного развития //Вопросы психологии. 1994. — № 1.- С.61−69.
  179. В.П. 1001 упражнение для здоровья и физического развития М., ООО» Изд-во Астрель," 2002. -125 с.
  180. Психология воспитания. /Под ред. В. А. Петровского. М., Аспект-пресс, 1995.- 152 с.
  181. В.Г. Опыт профилактики и лечения нарушения осанки и начальных форм сколиозов у школьников методом ЛФК с применением ходьбы на лыжах: Дисю .канд. пед. наук. Томск., 1964.- 151 с.
  182. Реализации индивидуального подхода в физическом воспитании./ Метод, указания. Мин. общ. проф. обр. РФ, ПТУ, Пенза, 1999.-С.122.
  183. A.M., Багров Ф. И. Лечебная гимнастика и массаж при сколиозах. М. Медгиз, 1963.
  184. М.Д., Велитченко Б. К., Волкова С. С. Занятия физической культурой со школьниками, отнесенными к специальной медицинской группе. М., Просвещение, 1988, — 70 с.
  185. Е.В. Комплексное использование средств физического воспитания на основе оценки и коррекции физического состояния детей 5−6 лет: Дисс.канд. пед. наук. Москва, 1999.- 164с.
  186. Т.Т. Уроки ритмики в III-IV классах // Физкультура в школе.1996.- № 2.- С. 14−19.
  187. В.П. Исследование путей повышения умственной активности младших школьников средствами физических упражнений: Автореф.Дис. .канд. пед. наук. Киев., 1973. — 23 с.
  188. А.Л. Лечебная физкультура при расстройствах осанки и сколиозах у школьников. М., 1955.- 199 с.
  189. Т.В., Жданова Л. А., Шиляева P.P. Состояние здоровья младших школьников с различным умственным и физическим развитием // Школа здоровья, 1996. № 2. — С. 5−12.
  190. С.В. Выбор средств физической подготовки школьников наоснове учета их оздоровительной эффективности: Автореф. Дис.канд. пед.наук. Малаховка., 1996.- 18 с.
  191. JI.H. Методика профилактики нарушений осанки и укреплениясвода стопы у детей школьного возраста: Автореф. Дис.канд. пед. наук. 1. Омск, 1997.-20 с.
  192. Г. П., Эристави В. Г. Физическое развитие современных школьников. М.: Педагогика, 1977. -107 с.
  193. А.В., Козлов И. М., Таймазов В. А. Использование информационных технологий в физической культуре и спорте //Теория и практика физической культуры.-1999.- № 8. -С.23−25.
  194. Саркизов-Серазини И.М., Дешин Д. Ф. Врачебный контроль и лечебная физкультура. М., 1961.-288 с.
  195. М.Ф. О некоторых факторах воздействия на физическую работоспособность в период полового созревания / Теория и практика физической культуры. 1980, № 10.-С.4−6.
  196. С.С. Коррекция осанки в процессе обучения плаванию детей 711 лет: Дис.канд. пед. наук. СПб, 2000.- 182с.
  197. О.А. Сопряженное развитие координационных способностей и обучение двигательным действиям школьников в процессе игровой деятельности: Автореф. Дис. канд. пед. наук. СПб., 1997.- 22 с.
  198. В.И. Педагогические основы управления психическим состоянием школьников на уроках физической культуры: Автореф. Дис. .канд.пед.наук.-М., 1998.- 24 с.
  199. В.П. Планирование в образовательных учреждениях. Учебно-справочное пособие. (Серия: Педагогический менеджмент. НОУ-ХАУ в образовании. Книга 2). — М., 2004.
  200. В.П. Урок: планирование, организация и оценка эффективности. Учебное пособие. (Серия: Педагогический менеджмент. НОУ-ХАУ в образовании.- Книга 1). М., 2004.
  201. Л.С., Кемишев И. Г. Влияние занятий физическими упражнениями и спортом на развитие некоторых психических функций. Метод, разработки. М., 1980. — 20 с.
  202. В.Н. Медико-педагогические аспекты оценки влияния занятий учащихся в спортивных секциях на физическое развитие и умственную работоспособность: Автореф. Дис.канд. пед. наук. Ижевск., 1995, — 32 с.
  203. В.Г. Индивидуальный подход к трудным школьникам. М., 1995.- 134 с.
  204. В.Л. 300 подвижных игр для оздоровления детей от 1 года до 14 лет. М., Новая школа, 1994. — 287 с.
  205. А.А. Оздоровление подростков с нарушениями осанки средствами физической культуры при типологическом подходе: Дис. канд. пед. наук. Смоленск, 2000.- 176с.
  206. А. Г. Здоровье и физическое воспитание детей и подростков // Школа здоровья. 1997. — № 1. — С. 7.
  207. И.М. Структура психофизической подготовленности человека: Дис.докт. пед. наук. -Тула, 1998.- 364 с.
  208. З.А. Состоящие осанки у учащихся общеобразовательных школ г. Череповца и Череповецкого района Вологодской области. / Вопросы антропологии. М., 1978. Вып. 59.-С. 102−111.
  209. Ю.Н., Макаров А. А. Анализ данных на компьютере / Под ред. В. Э. Фигурнова. М., Инфра-М, Финансы и статистика, 1995.
  210. Е.П., Шарова Н. Н. Современные подходы к формированию здоровья детей в образовательных учреждениях // Школа здоровья. 1998. — № 3−4.- С.81−87.
  211. В.JI. Оптимизация двигательной деятельности человека (методологические основы).: Учеб. пособие по биомеханике и спорт, метрологии. М., ГЦОЛИФК. — 1981. — 68 с.
  212. Э., Хашбергер С. Microsoft Execel 97: разработка приложений: Пер. с англ. СПб.: БХВ — Санкт-Петербург, 1998. — 624 с.
  213. Д.А., Корниенко А. А., Сонькин В. Д. Физиология школьника. / -М., Педагогика, 1990. С. 23−24.
  214. Л.А. Развитие координационных и интеллектуальных способностей школьников младших классов на основе возрастных закономерностей организации движения: Дис. канд. пед. наук. Сочи, 1998.-136с.
  215. Физическое воспитание учащихся 1-Х1 классов. Программы общеобразовательных учреждений. М., 1996. — 256 с.
  216. Физкультура в режиме продленного дня школы. / под ред. С. В. Хрущева. -М. ФИС, 1986.
  217. Н.А. Физиология человека. М.: Просвещение, 1995.- 416 с.
  218. Франкл Виктор. Психотерапия на практике: Пер. с нем.- СПб., 2001.-256 с.
  219. М.О. Об упругих колебаниях продольного свода стопы при различных условиях ее функциональной нагрузки. / Ортопедия, травматология и протезирование. М., 1955.- С.37−43.
  220. М.М. Влияние расширенной двигательной активности намыслительную деятельность детей младшего школьного возраста: Дис.канд.пед. наук. Майкоп, 2000.- 158с.
  221. С.И. Развитие выносливости к динамическим мышечным напряжениям у детей 8−11 лет на уроках физической культуры. Автореф. Дис. .канд. пед. наук. М., 1972.- 186 с.
  222. М.А., Гольфман Э. Г. Интеллектуальное воспитание личности // Педагогика, 1998. № 1. — С.54−60.
  223. А.Г., Антропова М. В. Адаптация организма учащихся к учебной и физической нагрузке. / Педагогика, М., 1982.- С. 220.
  224. А.В. Физическая культура и здоровый образ жизни: проблемы, условия и пути формирования. Физическая культура и здоровый образ жизни // Матер, всесоюзн. научн.-практ. конф. М., 1990.- С 345−350.
  225. В.Г. Состояние и корректировка осанки у школьников. Гигиена и санитария, 1978. № 5.- С.35−37.
  226. B.C. Предупреждение неуспеваемости учащихся. / Педагогика, М., 1989.-С.56.
  227. Н.В., Пахомов Ю. В. Психотренинг: игры и упражнения. / Физкультура и спорт, М., 1988. — С.67.68.
  228. В.Д., Абальмасова Е. А. Сколиоз и кифозы. / Медицина, М., 1973.-С.24.
  229. С.М. Коррекция функционального состояния центральнойнервной системы студентов вуза средствами физической культуры: Дис.канд. пед. наук. СПб, 1999.- 184с.
  230. М.В. Начальная школа основа основ // Физкультура в школе. -1997.-№ 7.-С.35−37.
  231. И.П., Кузмина И. О. и др. Частота различных дефектов осанки и сколиотических искривлений позвоночника у школьников // Материалы 43 научной конференции: Тез.докл. Алма-Ата, 1973.-С 117−118.
  232. А.В. Нефиксированные изменения опорно-двигательного аппарата. / Лечебная физическая культура. Справочник. М., 1984. — С.З.
  233. С.Б., Новоселова О. А., Федоров А. И. Физическое состояние выпускников подготовительных групп дошкольных образовательных учреждений. // Современные проблемы физической культуры и спорта. СПб.: СПбНИИФК, 1998.
  234. В.Н. Готовить к самостоятельным занятиям физкультурой с 1 класса // Начальная школа, 1990. № 8. — С.59−62.
  235. Н.И., Загуменова М. В., Выдрич З. В. Влияние различных двигательных режимов на уровень физической работоспособности и соматовегетативных сдвигов у школьников с дефектами осанки. // Теория и практика физической культуры. 1984. — № 11. — С.34−37.
  236. З.М. Воспитание осанки учащихся начальных классов школы продленного дня в процессе учебно-воспитательной работы: Автореф. Дис. .канд. пед. наук. М., 1975, — 19 с.
  237. И.С. Разработка технологии личностно-ориентированного обучения //Вопросы психологии. 1995. — № 2, — С.31−42.
  238. А.Р. Методика выбора средств и форм занятий физическими упражнениями с учетом индивидуальных особенностей личности: Метод, рекомендации.- М., ВНИИФК, 1984.- 32 с.
  239. А.Р., Изаак С. И. Коррекция психофизического состояния лиц пожилого возраста методом комплексного использования двигательных и психорегулирующих средств воздействия: Метод, рекомендации. М., Советский спорт, 2001.- 24 с.
  240. Адапт Индекс адаптивности организма
  241. АДД Артериальное давление крови диастолическое
  242. АДС Артериальное давление крови систолическое1. В Возраст
  243. Е Интегральный показатель психоэмоциональной напряженностипо внешнему виду
  244. ЖЕЛ Жизненная емкость легких1. ЖИ Жизненный индекс1. Зд Индекс здоровья
  245. ЗДВ Задержка дыхания на вдохе (проба Штанге)
  246. ЗДР Зрительно-двигательная реакция
  247. ЗУН Знания, умения, навыки1. КГ Контрольная группа
  248. ЛФК Лечебная физическая культура
  249. МПК Максимальное поглощение кислорода1. МТ Масса тела
  250. Нпсэн Индекс психоэмоциональной напряженности
  251. ОРП Оздоровительно-развивающая программа
  252. ПД Пульсовое давление крови1. Р Рост
  253. ССС Сердечно-сосудистая система
  254. ФП Физическая подготовленность
  255. ЦНС Центральная нервная система
  256. ЧСС Частота сердечных сокращений
  257. ЭГ Экспериментальная группа
  258. Программный материал 1 и 2 года оздоровительно-коррекционного воздействия
  259. Решаемые задачи и виды физических упражнений
  260. Укрепление мышечного корсета
  261. Легкая атлетика Различные метания без разворота корпуса, за счет отведения руки назад
  262. Гимнастика ОРУ с большими и малыми мячами, гимнастической палкой, обручем, гантелями. Упражнения с использованием гимнастических скамеек, стенки и бревна. Упражнения на статическое напряжение и расслабление.
  263. Подвижные и спортивные игры Передачи мяча над собой (волейбол, пионербол, баскетбол), прием и передачи мяча двумя руками сверху и снизу, от груди. Передачи мяча с перемещением за мячом и через сетку.
  264. Лыжная подготовка Скользящий и ступающий шаг, попеременные и одновременные ходы. Спуски в высокой стойке, торможения.
  265. Плавание Упражнения на суше, движения руками и ногами имитирующие плавание различными способами. Согласование движений и дыхания.
  266. Домашние задания Комплексы общеразвивающих упражнений, упражнения для укрепления мышечно-связочного аппарата стопы.
  267. Развитие мышечной выносливости
  268. Легкая атлетика Медленный бег с мягкой постановкой стоп на различные дистанции с учетом степени нарушений и физической подготовленности
  269. Гимнастика ОРУ с разной амплитудой движения для ликвидации мышечного дисбаланса
  270. Подвижные и спортивные игры Различные игры и эстафеты с передачей мяча
  271. Лыжная подготовка Равномерное прохождение дистанций в зависимости от степени нарушений и физической подготовленности
  272. Плавание Проплывы различных дистанция, игры на развитие физических качеств
  273. Домашние задания ОРУ без предметов с разной амплитудой движения, с утяжелителями
  274. Развитие психических качеств
  275. Легкая атлетика Различные игры, общий старт, перенос эстафетных палочек, старт шеренгами, командные состязания.
  276. Гимнастика Различные игры в строю и в гимнастических перестроениях Проведение занятий с музыкальным сопровождением.
  277. Подвижные и спортивные игры Различные подвижные игры. Игры по правилам пионербола и с элементами волейбола, баскетбола. Игры по упрощенным правилам и игровые задания
  278. Лыжная подготовка Различные игры, встречные эстафеты, командные гонки и т. д.
  279. Плавание Различные игры, направленные с ознакомлением свойств воды, на совершенствование техники плавания, с предметами и без них
  280. Домашние задания Дыхательные упражнения, тренировка зрительного анализатора
  281. Развитие координации движений
  282. Легкая атлетика Метания в горизонтальную и вертикальную цели с последующим увеличением расстояния до цели.
  283. Гимнастика Комплексы ОРУ разной координационной сложности выполняемые из различных исходных положений и в движении
  284. Подвижные и спортивные игры Ловля и передачи мяча, ведение и броски мяча на месте и в движении. Ловля и передачи мяча в кругу. Игровые задания с ограниченным числом игроков. Выбивание и вырывание мяча.
  285. Лыжная подготовка Сочетание разных видов ходов, сохраняя и проверяя правильную осанку. Упражнения на сохранение равновесия
  286. Плавание Согласование движения рук, ног и дыхания при различных способах плавания
  287. Домашние задания Формирование и закрепление навыка правильной осанки, ОРУ стоя и в движении, с предметами и без них.
  288. Коррекция нарушений осанки
  289. Легкая атлетика Метания правой и левой рукой в зависимости от вида и степени нарушений.
  290. Гимнастика Упражнения на формирование осанки и на разгрузку позвоночного столба. Симметрические упражнения
  291. Подвижные и спортивные игры Стойка игрока. Перемещение в стойке приставными шагами в различных направлениях спиной и лицом вперед с соблюдением правильной осанки.
  292. Лыжная подготовка Дозировка и индивидуальная направленность упражнений в зависимости от исходного положения, темпа, амплитуды, количества повторений
  293. Плавание Скольжение на груди и на спине с доской на вытянутых руках, плавание при помощи ног кролем. Плавание брассом с ассиметричным положением рук.
  294. Домашние задания Комплексы специальных корригирующих упражнений
  295. Примерный план проведения дополнительного урока физкультуры, с элементами корригирующей гимнастики на основе различных видов спорта.
  296. Время урока — 45 мин. Вводная часть 5−8 мин. Основная часть — 30−32 мин.
  297. Заключительная часть — 5 мин. Вводная и заключительная часть уроков может использоваться для урока любой направленности.1. Вводная часть. п/п Описание упражнений Дозировка Организационно- методические указания
  298. Встать спиной к стене на расстоянии одного шага, руки вверх. 6−8 раз.
  299. Наклон назад, прогнувшись, дважды коснуться стены правой рукой, то же другой рукой. Немного задержаться коснувшись стены
  300. И.п. — о.с. 1−2 поднять правую руку вверх, как можно сильнее вытягивая ее 3−4 — уронить расслабленную руку вниз, — то же другой рукой. 6−8 раз. Смотреть вперед
  301. Стоя левым боком к стене, левая рука в сторону и упирается в стену, правая вдоль туловища. 1−3 три пружинных наклона влево, касаясь правой рукой стены, колени не огибать. То же с другой руки. 0−14 раз. Наклон как можно дальше
  302. И.П. стоя ноги врозь, руки за голову. 1−2 — два пружинных наклона вперед прогнувшись.3 — наклон вниз, расслабиться, руки касаются пола.4 — И.П. 10−12 раз. На 1−2 смотреть вперед
  303. Поднимание и опускание плеч вместе и поочередно 10−12 раз.
  304. Сведение плеч вперед и разведение их назад с поднятием головы 10−12 раз. Стойка ноги врозь
  305. Потряхивание расслабленными кистями, предплечьями, плечами. То же
  306. Поочередное расслабление (потряхивание) рук, поднятие вверх, в стороны и вперед. 12−14 раз. То же
  307. Основная часть. Вариант 1 (подвижные, спортивные игры)
  308. И.П. стойка ноги врозь, мяч за головой. 1−2 — выпрямить руки вверх, прогнуться. 3−4 — И.П. 10−12 раз. Смотреть вверх
  309. И.П. стойка ноги врозь, мяч в руках вверху 1−4 — наклоняясь вперед, -коснуться мячом пола, выдох. 5−8 — И.П. 10−12 раз. Голову поднять
  310. И.П. стойка ноги врозь, руки согнуты, мяч перед грудью. 1 -2 — поворот вправо, вытянуть руки вперед. 3−4 — ИП 5−8 -то же в другую сторону. 8−10 раз. Поворот выполнять с макс. ампли-тудой
  311. И.П. стойка ноги врозь, мяч за головой. Наклоны вперед, прогнувшись 12−14 раз. При наклоне смотреть вперед
  312. И.П. стойка ноги вместе, мяч внизу. 1−2 — приседая, поднять руки вверх (вперед). 3−4- - И.П. 10−12 раз. Присед на полной стопе
  313. И.П. лежа на спине на гимнастической скамейке, мяч в руках на груди 1−2 -выпрямляя руки, опустить мяч за голову, 3−4 — И. П. Повторить 10 раз. Ноги не сгибать
  314. И.П. сед ноги вперед, руки в стороны на полу, мяч за спиной. 1−2 — опираясь на мяч, прогнуться, не отрывая таз от пола 3−4 — И.П. 12−14 раз Голову поднять
  315. И.П. лежа на спине, руки с мячом за головой. 1−2 — прогибаясь, поднимая грудь, упор мячом в пол. 3−4 И.П. 6−8 раз. Голова на груди
  316. Далее подвижные или спортивные игры по выбору с элементами пионербола, баскетбола, волейбола1. Вариант 2 (плавание) 1. Упражнения на суше.
  317. Движения руками с произвольным дыханием и в согласовании. Разведение рук в стороны и немного вниз из положения вперед вместе, ладони поворачивать наружу «захватывать воду». То же
  318. Движения ногами, сидя на скамейке. Разведение носков в стороны, носки на себя, пятки вместе- имитация движений в упоре сидя (пятки не отрывая от пола) и в упоре лежа на груди на краю гимнастической скамейки (ноги на весу). То же
  319. Согласованные движения рук, ног и дыхания. Стоя, поднять руки вверх, кисти соединить. Гребок руками, подготовительные движения руками, слегка приседая, развести колени- пауза. То же
  320. Стоя, наклониться вперед, руки вверх. Гребок руками, вдох- голова опускается выдох. Выпрямление рук, нога выполняет гребок, выдох продолжается- пауза. То же
  321. И.П. стойка ноги врозь, руки в стороны, ладони вверх. Скругляя спину, повернуть руки внутрь (пронация), ладони вверх. Живот втянут, голова прямо. 10−12 раз. Голову не опускать
  322. И.П. -стойка ноги врозь. Поочередное и одновременное поднимание плеч вверх. 10 раз. Смотреть вперед
  323. То же с одновременным приседанием. 10 раз. То же
  324. И.П. — стойка ноги врозь, согнутые руки в стороны, предплечья вверх, ладони вперед. Опустить предплечья вниз, ладони назад. Спина слегка округлена, живот втянут. 8−10 раз. Следить за дыханием
  325. То же, но руки работают поочередно. 8−10 раз. То жеoo
  326. И.П. лежа на животе, поперек скамейки, ноги закреплены, руки за головой. Поднимание спины, 15−20 раз. То же с поворотом туловища вправо и влево. 15−20 раз. Партнер фиксирует ноги1. Упражнения в воде
  327. Плавание на спине: руками брасс, ногами кроль. Подбородок прижат к груди, удлиненная пауза скольжения. Время выполнения упражнений и техника контролируется инструктором
  328. Лежа на груди: брасс с удлиненной паузой скольжения. То же
  329. Лежа на груди: баттерфляй без выноса рук, ноги брасс. То же4. Кроль в ластах. То же
  330. Брасс на груди: на один гребок руками, два движения ногам. То же
  331. Для не умеющих плавать необходимо использовать методику обучения плаванием различными способами с акцентом на упражнения укрепляющие мышцы спины и живота.1. Вариант 3 (гимнастика)
  332. Упор лежа, руки и ноги шире плеч. Отжимания. 3 подхода по 5−10 раз. Не прогибаться
  333. Лежа на скамейке, гантели в руках. Развести руки в стороны и свести 3 подхода по Развести руки —10 раз. вдох, свести -выдох
  334. Стоя, ноги врозь, руки внизу. Разведение рук в стороны. 3 подхода по 8−10 повт. Дыхание ритмичное
  335. Лежа лопатками на скамейке, ноги полусогнуты на полу, руки прямо вперед. Опустить гантели вниз за голову вдох. 3 подхода по 10 раз. Дыхание ритмичное
  336. Лежа на спине, руки: правая вверху, левая внизу. Менять положение рук. 3 подхода по 10 раз. Дыхание ритмичное
  337. Стоя в наклоне, прогнувшись, разводка рук с гантелями в стороны. 3 подхода по 10−12 раз Смотреть вперед
  338. Стойка ноги на ширине ступни, руки внизу. Приседая, правую руку вперед, левую — назад к наоборот. 3 подхода по 6−8 раз. Присед на полной стопе
  339. Стойка ноги на ширине ступни, руки за головой -подъемы на полупальцы. 50−70 раз Локти развести в стороны1. Вариант 4 (гимнастика)
  340. Лежа на животе, руки на поясе. Поднимание головы и немного туловища (живот от пола не отрывать). Держать 3−6 сек. 4−6 раз. Плечи не поднимать
  341. Сидя на пятках, руки на поясе. Дыхательные упражнения.
  342. Лежа на животе, руки под подбородком, движения руками: на пояс, в стороны, к плечам вверх. Сгибание туловища умеренное, не отрывать живота от пола, выдержка 3−6 сек. 4−6 раз. Вдох и выдох на каждое движение
  343. Сидя на пятках, руки на поясе. Дыхательные упражнения.
  344. Лежа на животе, движения правой (левой) ногой назад, таз от пола не По 6 раз Ногу в колене неотрывать, держать 3−5 с каждой ногой сгибать
  345. Лежа на спине, наклон головы вперед (смотреть на носки), во избежание увеличения поясничного лордоза прижимать поясничную часть позвоночника к полу. 4−6 раз При наклоне головы — носки на себя
  346. Из того же и. п. движения руками в стороны, вверх, сочетая с тыльным сгибанием в голеностопных суставах. 4−6 раз Следить за дыханием9. Дыхательные упражнения.
  347. И. п. то же. Движения ногами: ноги врозь — ноги вместе (не поднимая ног) 5−6 раз. Голову от пола не отрывать
  348. Вариант 5 (ритмическая гимнастика) Разминка Подъемы на полупальцы. По 16 раз в медленном и быстром темпе. Руки на поясе
  349. И.п. руки к плечам, предплечья вниз. При опускании рук небольшой щелчок пальцами в такт музыке. 8 раз. Соблюдать правильную осанку
  350. То же с полуприседом на двух ногах. 8−16 раз. То же
  351. То же, но с поворотом туловища и отведением рук назад-книзу 8−16 раз. Смотреть вперед
  352. Небольшие подскоки на двух ногах, руки свободно. 32 раза. Ноги в коленях не сгибать1. Комплекс 1
  353. И.п. стойка ноги врозь. Поднимание плеч. Поочередное поднимание плеч. 16 раз. Соблюдать правильную осанку
  354. То же, что в упражнении 1, но с подниманием на полупальцы. То же
  355. То же, что в упражнении 2, но с полуприседом. 10 раз. То же
  356. И.п. стойка ноги врозь, руки в стороны. Скрестные махи перед телом, пальцы вытянуть 16−32 раза. Руки прямые
  357. То же, что в упражнении 5, но с постепенным подниманием рук вперед, вверх и опусканием вперед. 6−8 раз. То же
  358. И.п. стойка, ноги врозь, руки в стороны, ладони вверх. Круговые вращения в плечевых суставах, руки прямые, пальцы вытянуты, напряжены. 16−32 раза. Голову не опускать
  359. И.п. стоика ноги врозь, полуприсед на обеих ногах, руки согнуты, кисти сжаты в кулак. Разгибание и сгибание рук в стороны, вверх. 6−8 раз То же
  360. Стойка ноги врозь, руки на голове, локти в стороны. Движения таза вправо — влево 16−32 раза Смотреть вниз
  361. И.п стойка ноги врозь, руки в стороны. Повороты таза направо, налево 8−16 раз. То же
  362. И.п. то же. Движения таза вправо, вперед, влево назад 8−10 раз. Прогнуться в поясничном отделе позвоночника
  363. И.п. стойка ноги врозь. Пружинные наклоны вперед, прогнувшись 8−16 раз. Голову не опускать
  364. И.п. широкая стойка ноги врозь, руки за спину. Выпады в стороны с наклонами туловища вперед. 8−10 раз То же
  365. И.п. стойка ноги врозь, руки в стороны. Пружинные наклоны стороны. 16−24 раза. То же
  366. Бег, огибая ноги вперед с различными движениями рук16. Бег, сгибая ноги назад
  367. Скачки на двух ногах с поворотами таза влево, вправо Скачки делать невысоко
  368. То же с приседаниями («твист) То же
  369. Скачки на одной с маховыми движениями другой в стороны и вперед То же
  370. Ходьба на месте пружинным шагом 1 мин. Соблюдать правильнуюосанку1. Комплекс 2
  371. И.п. сед ноги вместе. Сгибание-разгибание стоп, колени прямые. 16 раз
  372. И.п. то же. Сгибание-разгибание стоп с одновременным подниманием ног. 8 раз. Ноги в коленях не сгибать
  373. И.п. сед согнув ноги. Разгибание ног вперед-вверх 16 раз Носки оттянуть
  374. И.п. упор лежа сзади на предплечья. Махи вперед согнутой, затем прямой ногой. По 16 раз. Носки оттянуть
  375. И.п. лежа на боку. Махи в сторону согнутой и прямой ногой. 16 раз. Носки оттянуть
  376. И.п. лежа на правом боку, левая нога в сторону. Сгибание-разгибание стопы. 8 раз. Ногу не сгибать
  377. И.п. лежа на левом боку, правая нога в верх, стопа на себя. Опускание ноги вперед до касания пола и в И.П. 8−16 раз. При касании пола носок оттянуть
  378. И.п. лежа на левом боку с упором на предплечье. Махи правой ногой вперед и в сторону. То же с другой ноги. 8−16 раз. Носки оттянуть
  379. И.п. лежа на левом боку, правая нога в сторону. Поднимание левой ноги к правой. То же в другую сторону. 8 раз. Носки оттянуть
  380. И.п. сед по-турецки, руки за голову. Наклоны туловища в стороны, касаясь локтем пола. 8 раз в каждую сторону. Смотреть вперед
  381. И.п.- то же, руки сзади в упоре. Поднять таз, прогнуться, выйти в упор на колени. 8 раз. Голову не опускать
  382. И.п. сед углом. Сгибание и разгибание стоп с постепенным разведением и сведением ног. 8 раз. Ноги в коленях не сгибать
  383. И.п. то же. Поочередное сгибание и разгибание ног. 8−16 раз.
  384. И.п. сед ноги вместе. Круговые движения головой вправо, влево. 8−16 раз.
  385. И.п. лежа на спине, ноги согнуты и разведены, руки вверх. Перейти в сед, Повторять до Голова на груди1. OJруки вперед. утомления.
  386. И.п. лежа на спине, руки вдоль туловища. «Улитка» — приподнять голову, грудной отдел позвоночника, руки вперед. Повторять до утомления. Голова на груди
  387. И.п. лежа на спине, ноги согнуты, носки разведены. Поднять таз, прогнуться. 8 раз. Прогнуться максимально
  388. И.п. лежа на спине. «Велосипед» — сгибать и разгибать ноги над полом. 16−32 раза. Дыхание ритмичное
  389. И.п. упор на коленях. Выгибание, прогибание спины с последующим отжиманием от пола. 6−8 раз. Вдох и выдох на каждое движение
  390. И.п. то же, правая нога назад на носок. Махи назад прямой ногой. То же с другой ноги. 16 раз. Вдох и выдох на каждое движение1. Заключительная часть
  391. И.п. стойка ноги врозь. Поднять плечи — вдох, опустить — выдох. Повторить 4−8 раз. Дыхание равномерное
  392. И.п. то же. Поочередно поднимая руки в стороны — вдох, опуская — выдох. Повторить 4 раза. 4−8 раз. Вдох носом -выдох ртом
  393. И.п. — Принять правильную осанку, стоя спиной у стены: затылок, лопатки, поясницу прижать к стене, колени выпрямлены, плечи опущены. Закрыть глаза, запомнить положение частей тела. 30 сек. Стать у стены без плинтуса
  394. Поднимание и опускание плеч вместе и поочередно 8−10 раз Сохранять правильную осанку
  395. Стать у стенки без плинтуса, прижавшись спиной, пятками. Принять правильную осанку. Удерживать 1 минуту.
Заполнить форму текущей работой