Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Мониторинг трансформаций, формирования и использования трудового потенциала в регионе: На материалах Кабардино-Балкарской Республики

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В Российской Федерации необходимо принять к использованию неокорпоратистскую модель социально-трудовых отношений всилу ее высокой адаптивности, согласованности с трудовой и профессиональной мотивацией. Следует полнее использовать такие преимущества данной модели, как опережающая предпринимательская активность в социальной сфере, предупреждающая возможные конфликты между администрацией и наемным… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Особенности становления социально-трудовых отношений ^ в современном обществе
    • 1. 1. Сущность социально-трудовых отношений и эволюция их моделей
    • 1. 2. Социальное партнерство в трудовых отношениях
  • Глава 2. Мониторинг и диагностика регионального рынка труда, совершенствование социально-трудовых отношений в КБР
    • 2. 1. Влияние регионального рынка труда на формирование социально-трудовых отношений
    • 2. 2. Совершенствование государственного регулирования социально-трудовых отношений
  • Глава 3. Мониторинг формирования и использования трудового потенциала региона
    • 3. 1. Пути укрепления социально-трудовых отношений на региональном уровне
    • 3. 2. Мониторинг формирования и использования трудового потенциала в КБР

Мониторинг трансформаций, формирования и использования трудового потенциала в регионе: На материалах Кабардино-Балкарской Республики (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. В условиях рыночной экономики государство посредством социально-ориентированной экономической политики регулирует отношения * между обществом и личностью. В жизнедеятельности человекаособое место занимают трудовые отношения, в значительной мере формирующие его социальный статус, уровень благосостояния, морально-психологический климат в коллективе.

Уровень и динамика экономического развития стран и регионов во многом определяются их потенциалом (в виде оценки имеющихся возможностей), который необходим и используется для обоснования стратегии и перспектив развития, выявления инвестиционной привлекательности территориальных образований, отраслей, субъектов хозяйствования.

Наряду с трудовым потенциалом, в целом совокупный инвестиционный потенциал регионов определяется также природно-ресурсным, производственным, информационным, инфраструктурным, инновационным, финансовым, институциональным и потребительским частными потенциалами. По субъектам федерации наблюдается разное сочетание размеров и структуры, частных потенциалов, которое, в конечном итоге, с учётом их динамики, формирует возможности и направления воспроизводственного развития конкретных регионов.

В — системе инвестиционных потенциалов трудовой элемент занимает особое место, являясь основой как производственной деятельности, так и воспроизводственного процесса субъектов хозяйствования регионов.

Однако, в экономической литературе до сих пор не разработано понятие трудового потенциала, отсутствует методика его оценки, не сформулированы система и информационная технология мониторинга, то есть наблюдения, учета, контроля и прогнозирования трудового потенциала.

Все это обуславливает актуальность исследования данных вопросов, во многом определяющих закономерности развития и эффективность воспроизводства трудового потенциала в экономике.

Степень разработанности проблемы. Вопросы социально-экономического развития регионов, трансформаций трудовой сферы и социально-трудовых отношений, формирования социально-ориентированной экономической политики и социального партнерства рассматриваются в работах многих отечественных и зарубежных авторов, в том числе Антосенкова Е., Бабкиной 3., Беккера Г., Восколович Н., Генкина Б., Гринько В., Дряхлова Н., Егорова Е., Жильцова Е., Зуева В., Конкина Ю., Костакова П., Кравченко А., Масловой И., Меликьяна Г., Новицкого А., Пирогова Г., Рохо Гунтера, Слезингера Г., Шохина А., Эренберга Р., Эрхарда Л. Якобсона Л. и др.

Категория трудового потенциала, методы его измерения и направления. использования изучаются в экономической литературе как отдельно, так и в системе оценки инвестиционного потенциала и инвестиционной привлекательности в работах Бакиджанова А., Барда В., Бузулукова С., Гришиной И., Гусевой К., Дрогобыцкого И., Колосовой Р., Кузнецова В., Лазаревой Л., Панкратова А., Ройзмана И., Романовой Е., Секерина А., Сивелькина В., Филина С., Шахназарова А., Шуметова В., Щепетовой С., и др.

Многолетние исследования в экономической литературе обосновали теоретические аспекты социально-экономического развития, разработана методология и обоснована практика управления трудовыми ресурсами. Вместе с тем, недостаточная изученность проблемы формирования и оценки трудового потенциала, комплексной диагностики регионального рынка труда и занятости населения обуславливают актуальность и значимость дальнейших исследований.

Цель, основные идеи и задачи исследования. Целью исследования является обоснование направлений формирования и развития трудового потенциала в регионе.

Цель исследования предопределила необходимость постановки ряда идей и решения следующих задач: исследования сущности экономических категорий, связанных с системой социально-трудовых отношений, социальным партнерством и трудовым потенциалом регионаобоснования системы индикаторов и показателей уровня, структуры и использования трудового потенциала в регионеанализа влияния трудового потенциала на социальноэкономическое развитие регионов ЮФО РФвыявления закономерностей трансформаций, уровня, структуры и использования трудового потенциала КБРкомплексной диагностики регионального рынка труда КБРразработки методики и оценки уровня и использования трудового потенциала в регионеисследования уровня занятости населения и обоснования направлений снижения социальной напряженности на рынке труда региона.

Предмет и объект исследования. Предметом исследования являются организационно-экономические отношения, связанные с формированием и использованием трудового потенциала в региональной экономике. Объектом исследования являются сфера занятости и рынок труда Кабардино-Балкарской Республики.

Теоретическая и эмпирическая база исследования. Методологической базой диссертационного исследованияявляются труды современных отечественных и зарубежных ученых по вопросам социально-ориентированной экономической: политики, формирования и использования трудового потенциала, развития сферы занятости и рынка труда, законодательные и нормативные акты Российской Федерации и Кабардино-Балкарской Республики. В ходе исследования использовались данные Госкомстата Российской Федерации и Кабардино-Балкарской Республики, а также авторские расчеты.

Диссертационная работа выполнена в рамках п. 5.9- «Исследование тенденций, закономерностей, факторов и условий функционирования и развития региональных социально-экономических подсистем», п. 5.14. «Разработка перспектив развития региональных социально-экономических системпрогнозирование в региональных социально-экономических системах», п. 5.15. «Региональная социально-экономическая политика.,.», п. 8.2 «Труд как фактор экономической динамики», п. 8.12 «Регулирование социально-трудовых отношений — федеральный, региональный, муниципальный и корпоративный аспектыактивное влияние социально-трудовых отношений на развитие экономики и ее отраслей», п. 8.15 «Социальное партнерство как ключевое направление регулирования социально-трудовых и социально-экономических отношений в рыночном хозяйстве» паспорта специальностей — специальность 08.00.05 «Экономика и управление народным хозяйством (региональная экономика, экономика труда)».

Методы исследования. В диссертационной работе, в рамках системного подхода, использовались различные методы и приемы современных экономических исследований: монографический, сравнительный, графический, динамический, индексный, корреляций и регрессий, расчетно-конструктивный.

Научная новизна диссертационной работы заключается в обосновании концепции формирования и использования трудового потенциала, комплексной диагностики занятости населения и рынка труда в регионе. Конкретное приращение научного знания характеризуется следующими положениями:

— обосновано понятие и сформирована система индикаторов трудового потенциала региона (с учетом численности, состава, структуры, образованности и использования населения), позволяющих оценить его влияние на конечные результаты и воспроизводственный процесс субъектов Федерации, формировать систему направлений снижения социальной напряженности на рынке труда;

— обоснована система функций социально-трудовых комплексов, являющихся основой трудовой и профессиональной мотивации на микроуровне, предложен алгоритм разработки и реализации проекта социальной политики с формированием системы элементов социального партнерства в трудовой сфере;

— разработана и реализована методика ситуационного анализа регионального рынка труда, формирования и использования трудового потенциала, позволяющая обосновать систему регрессионных моделей и выявить закономерности трансформаций, оценить уровень и структуру занятости, развитие социально-трудовых отношений в территориальных образованиях;

— выявлены взаимосвязи факторов и результатов функционирования рынка труда территориального образования, позволяющие определить узкие места политики занятости с обоснованием возможных направлений развития этой сферы и рынка труда на основе предложенной системы мер государственного регулированияб.

— сформирована и реализована комплексная диагностика регионального рынка труда на основе экономического мониторинга развития и регулирования рынка труда, формирования рыночной инфраструктуры, позволяющая сформировать ориентиры реализации региональной концепции занятости;

— предложены алгоритм и: технология оценки трудового потенциала региона с учетом занятости и уровня образования населения с целью обоснования сопоставимых параметров (в динамике и по территориальным образованиям) и сравнительной оценки его эффективности.

Практическая значимость исследования. Результаты исследования могут быть использованы при разработке стратегий социально-экономического развития регионов и их территориальных образований, конкретных программ реформирования и повышения эффективности занятости населения.

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные положения и результаты исследования обсуждались на научно-практических конференциях и семинарах в г. Москве (2003г), в г. Ростове-на-Дону (2001 г), в г. Нальчике (2003;2004г), в г. Кисловодске (2004 г.), а также в материалах периодической печати.

Основные положения диссертационного исследования использованы Министерством экономического развития и торговли Кабардино-Балкарской Республики, Министерством труда и социального развития Кабардино-Балкарской Республики, а также в учебном процессе при разработке программ и чтении учебных курсов «Региональная экономика», «Экономика предприятия» Кабардино-Балкарского государственного университета.

Публикации. По теме диссертации автором опубликовано 8 работ общим объемом 3,8 пл.

Объем и структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, выводов и рекомендаций, списка использованной литературы.

Выводы и рекомендации.

На основании диссертационного исследования проблем формирования и развития социально-трудовых отношений на уровне региона в условиях рыночной экономики целесообразно сделать следующие выводы и рекомендации:

1. Сущность социально-трудовых отношений автор определяет как процесс целенаправленной активности в соответствии с наиболее значимыми интересами и потребностями человека.

2. В сфере трудовой деятельности мотивы отражают внутренние потребности и стимулы, побуждающие индивидов к активной деятельности. Ценности, мотивы, стимулы, интегрированные в сознании индивида, становятся его целью, а действия, направленные на ее достижение, обеспечивающие согласование потребностей с оценкой степени и реализации, создают удовлетворенность (наличие гарантий занятости, заработок, обеспечивающий нормальные условия жизни, состоявшаяся карьера и т. п.).

3. Анализ эволюции социально-трудовых отношений позволил выделить три основные модели: патерналистскую, коллективно-договорную и неокорпоративистскую. В диссертационном исследовании изучены особенности моделей социально-трудовых отношений, показана их специфика в российских условиях.

4. В Российской Федерации традиционно сохраняют свое влияние профсоюзы, значительное место занимает коллективно-договорная модель социально-трудовых отношений. Вместе с тем, в ходе индивидуализации процесса труда, и, соответственно, складывающихся взаимоотношений работодателя и наемного работника, все большее распространение получает контрактная форма трудовых отношений. Несовершенство юридических и организационных форм хозяйствования, налоговой политики государства сдерживают широкое применение контрактов в регулировании социально-трудовых отношений на малых и средних предприятиях.

5. В российских условиях для достижения более полной занятости населения целесообразно использовать различные формы временной занятости, положительно зарекомендовавшие себя в практике развитых стран.

6. В Российской Федерации необходимо принять к использованию неокорпоратистскую модель социально-трудовых отношений всилу ее высокой адаптивности, согласованности с трудовой и профессиональной мотивацией. Следует полнее использовать такие преимущества данной модели, как опережающая предпринимательская активность в социальной сфере, предупреждающая возможные конфликты между администрацией и наемным персоналом. Выполняющая функцию социальной амортизации посредством фирменных социально-страховых комплексов неокорпоратистская модель социально-трудовых отношений способствует расширению возможностей делового самовыражения, участию в управлении предприятием наемного персонала, а также в его приобщении к решению задач регионального и общенационального характера.

7. Усиление индивидуализации социальной политики ведет к формированию системы социального страхования, включающей обязательное государственное страхование и добровольное страхование предприятий. При этом усиление амортизирующего эффекта фирменных социально-страховых комплексов достигается за счет согласования: социальной политики предпринимательства и жизненных запросов наемного персонала.

8. В Российской Федерации не получили достаточного распространения социальные микроструктуры в виде социального страхования и социального обеспечения, действенного стимулирования труда, способного уравновесить объективные и субъективные факторы экономических реформ. По мнению автора, поворот от конфронтации к сотрудничеству в экономической и социальной сферах возможен на основе установления современных моделей социально-трудовых отношений, равноправным участником которых является государство, выполняющее регулирующую функцию.

9. В российской практике система социального партнерства включает общенациональный, отраслевой, региональный и производственный уровни. Общенациональный уровень социального партнерства в РФ представлен Российской трехсторонней комиссией по регулированию социально-трудовых отношений, чья деятельность сконцентрирована на установлении общих принципов согласованного проведения социально-экономической политики с учетом наемных работников, работодателей, государствасодействие развитию социального партнерства и урегулированию на этой основе трудовых споров, конфликтов. В связи с этим, на макроуровне необходимо осуществлять последовательное укрепление законодательной и нормативно-правовой базы социального партнерства, урегулирование коллективных трудовых споров.

10. В диссертации исследованы особенности становления региональной. * системы социального партнерства на материалах Кабардино-Балкарской Республики. Автором разработан и предложен методический инструментарий коллективно-договорного регулирования социально-трудовых отношений.

11. Дальнейшее укрепление социального партнерства как на-общенациональном, так и на региональном уровнях возможно с повышением легитимности представительства наемных работников и их союзов, со сплочением интересов предпринимателей. Особое внимание должно быть, уделено выработке и реализации региональной структурной политики с участием социальных партнеров. Для достижения баланса интересов и учета мнения различных общественных движений и политических партий необходимо периодическое проведение дискуссий и переговоров в виде региональных научно-практических конференций. В процессе поиска соглашений, достижения компромиссов участники региональных конференций получат реальную возможность выработки проекта концепции социально-экономической политики и социально-трудовых отношений.

Выработка аналогичных проектов и концепций целесообразна для. сглаживания различий в уровнях экономической активности населения, динамике и структуре занятости, показателей безработицы, доходов, обеспеченности социальными услугами и т. п. не только в региональном разрезе или для отдельных административно-территориальных единиц, но и в масштабе федеральных округов РФ.

12. Особого внимания требуют социально-трудовые отношения и распределение ролей социальных партнеров на микроуровне. Необходимо осуществление содействия пропаганде применения новых форм и степени участия наемных работников во владении собственностью предприятия, распределении прибыли, принятии управленческих решений, для чего требуется создать адекватную законодательно-правовую основу.

13. Исследование российских региональных рынков труда позволило выделить их основные признаки:

— сокращение численности экономически активного населения- -уменьшение численности и доли занятого населения в числе экономически активного населения темпами, превосходящими сокращения числа экономически активного населения;

— наличие высокого уровня безработицы, в т. ч. в скрытых формах (отпуска без сохранения зарплаты, сокращенное рабочее время и т. п.):

— усиление деформации социально-трудовых отношений, утрата трудовой мотивации наемных работников;

— преобразование отношений собственности и расширение многоукладности, способствующие перераспределению рабочей силы в частный сектор, где преобладает индивидуальная форма трудовых отношений, при этом их правовое оформление далеко от совершенства;

— не использование для повышения занятости населения возможных гибких форм организации труда;

— основной контингент безработных формируется по причинам фрикционного (неразвитость инфраструктуры рынка труда, недостаточность информационного обеспечения об изменении спроса на рабочую силу) и структурного характера (колебание предпринимательской активности, сохранение традиционной структуры региональной экономики);

— фактически сложившийся уровень средней заработной платы в отраслях экономики не только не увеличивает предложение рабочей силы, но и становится причиной выезда за пределы, региона трудоспособного населения в поисках более высокооплачиваемой работы;

— отсутствие современных условий жизнеобеспечения населения в силу неразвитости сферы услуг как государственного, так и негосударственного секторов негативно отражается на социально-трудовых показателях;

— недостаточный уровень развития культурной сферы негативно отражается на внутренней социальной атмосфере, порождая антисоциальные явления (незаконное производство, оборот этилового спирта и алкогольной продукции, другие правонарушения).

14. Необходима четкая координация взаимодействия рынка труда и сферы услуг, в основу которой следует принять способность отраслей сферы услуг поглощать (абсорбировать) незанятую рабочую силу, создавая, тем самым, основу для активизации предпринимательской деятельности, созданию новых рабочих мест, росту спроса на рабочую силу. Решающая роль должна быть отведена государству, которое посредством инвестиционной, налоговой, кредитной, социальной политики способно придать динамизм указанным процессам.

15. Необходимо осуществлять государственное регулирование оплаты труда и доходов населения. В связи с чем следует произвести реструктуризацию оплаты труда посредством изменения соотношения между ее фиксированной, тарифной частью и надтарифным заработком. Приведение в соответствие величины заработной платы с действительной стоимостью рабочей силы должно достигаться за счет применения более гибких форм оплаты труда, увеличения вознаграждения по результатам хозяйственной деятельности, расширения участия работников в собственности предприятий, распределении прибыли и т. п.

16. В качестве важнейшего средства государственного регулирования необходимо использовать целевые региональные программы содействия занятости населения, программы общественных работ, программы подготовки и переподготовки кадров, которые могут являться составной частью национальных (федеральных) программ, либо иметь самостоятельное значение.

17. Систему мероприятий по совершенствованию социально-трудовых отношений целесообразно разрабатывать на основе диагностики регионального рынка труда как одного из ключевых элементов' экономической системы. Комплексная диагностика регионального рынка труда представляет собой совокупность методов, предназначенных для определения ситуации на рынке труда, позволяющая получить агрегированное заключение на основе синтеза достоверной информации о его количественных и качественных параметрах развития. Комплексная диагностика рынка труда Кабардино-Балкарской Республики проведена по следующим направлениям: экономический мониторинг процессов развития рынков труда региона, мониторинг рыночной инфраструктуры региона, мониторинг процессов регулирования регионального рынка труда.

18. Методами и инструментами государственного регулирования сферы занятости и рынка труда являются повышение инвестиционной активности в регионе, увеличение использования потенциала курортно-рекреационного комплекса, обеспечение развития малого предпринимательства в республике, реструктуризация экономики, внедрение системы социального партнерства, создание гибкой и открытой системы профессионального образования, координация усилий всех органов власти, служб занятости, работодателей, профсоюзов и других общественных организаций Кабардино-Балкарской Республики.

19. Реализация указанных направлений обеспечит развитие эффективной системы создания и сохранения рабочих мест, сохранение и развитие кадрового потенциала, стабильность на рынке труда, сбалансированность спроса и предложения рабочей силы, что позволит вывести социально-трудовые отношения в Кабардино-Балкарской Республике на качественно новый уровень.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Закон Российской Федерации «О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР «О занятости населения в РСФСР"// Российская газета. -1992. 28 августа.
  2. Закон Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации» от 22.09.1996 г.// Российская газета. 1996. — 5 мая.
  3. Закон Российской Федерации «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности"// Российская газета. 1996. — 20 января.
  4. Закон РСФСР «О занятости населения в РСФСР"//Ведомости съезда народных депутатов РСФСР и ВС РСФСР. М., 1991. — № 18.
  5. Указ Президента РФ «О первоочередных мерах государственной поддержки малого предпринимательства в Российской Федерации» № 491 от 4.04.1996 г.// Российская газета. 1996. — 16 апреля.
  6. Указ Президента РФ «О создании Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений» № 45 от 24.01.1992 г. // Ведомости Съезда народных депутатов РФ и ВС РФ. 1992. — № 6.
  7. Постановление Правительства РФ «О службе по урегулированию коллективных трудовых споров» № 468 от 15.04.96 г.// Российская газета. 1996. — 22 мая.
  8. Постановление Правительства Кабардино-Балкарской Республики «Об утверждении Республиканского плана действий по улучшению положения женщин в КБР и повышению их роли в обществе до 2006 года» от 06.04.2002 г.
  9. Положение о Департаменте Федеральной государственной службы занятости населения по субъекту Российской Федерации. Приказ Минтруда и социального развития РФ от 30.11. 2000 г. № 274. // Человек и труд.-2001.-№ 2.
  10. Гражданский кодекс Российской Федерации. Ч. 1. — М.: Кодекс, 1995.
  11. Гражданский Кодекс Российской Федерации. Часть II// Российская газета.- 1996. — 6−10 февраля.
  12. Комплексная программа мер по созданию и сохранению рабочих мест на ** 1996−2000 гг.// Российская газета. 1996. — 5 июня.
  13. Проект Закона Кабардино-Балкарской Республики «О квотировании рабочих мест для трудоустройства граждан, особо нуждающихся в социальной защите».
  14. Проект республиканской целевой программы «Развитие и поддержка малого предпринимательства в Кабардино-Балкарской Республике на 2002−2006 годы».
  15. Проект республиканской целевой программы «Развитие туризма в Кабардино-Балкарской Республике на 2002−2006 гг. и на период до 2012 года».1. Л'»
  16. Проект республиканской целевой программы содействия в развитии персонала на производстве на 1998−2000гт. и до 2005 года.
  17. Реформа социальной сферы: потребности и перспективы (федеральный и региональный аспекты). М.: Совет Федерации России. 2003.
  18. Структурная перестройка и экономический рост в 1997—2000 годах. Программа Правительства РФ.
  19. Федеральная целевая программа содействия занятости населения Российской Федерации на 2000−2008 гг.// Российская газета. 2000. -1−2 июня.
  20. Федеральная целевая программа государственной поддержки малого предпринимательства в Российской Федерации на 1996−1997 гг.// Российская газета. 1996. — 1 августа.
  21. Я. Инфляция и безработица// Вопросы экономики. 2003. — № 1.
  22. Г. А., Бабич A.M., Егоров Е. В. Хозяйственный механизм в социальной сфере. Улан -Уде: Бурятское книжное изд-во, 2003.
  23. Е.Г. Движение рабочих кадров на промышленных предприятиях. М.: Экономика, 1974.
  24. Н., Сильверстов С. От общего рынка к социальной Европе//Человек и труд. — 2002. — № 12.
  25. A.M., Жильцов Е. Н., Егоров Е. В. Социальная сфера в условиях перехода к рынку. М.: РАУ, 2003.
  26. A.M. Предпринимательство и социальная сфера: занятость, доходы. М.: РАУ, 2003.
  27. A.M. Социальная защита населения.-М.: РАУ, 1992.
  28. З.В. Занятость в социалистической экономике. М.: Экономика, 1989.
  29. Г. С. Экономический анализ и человеческое поведение: теория и практика экономических и социальных институтов и систем. — М.: Начала-Пресс, 2003.
  30. Д.Р., Круз Д. Л. Новые собственники. Наемные работники — массовые собственники акционерных компаний. — М.: Дело Лтд, 2004.
  31. Ю. Постиндустриальная экономика и развитие человека// Международная экономики и международные отношения. 2003. — № 10.
  32. П. Трудовые отношения в ракурсе приватизации// Человек и труд.- 1997.- № 6.1. Г)
  33. Э. Социально-профессиональное развитие человека впроизводстве передовых стран// Международная экономика и международные отношения. 2003. — № 8.
  34. П. Государство на рынке труда — изменение стратегии// Международная экономика и международные отношения. 2003. — № 7.
  35. Н.А. Формирование цены рабочей силы на рынке труда переходного периода// Человек й труд. 2000. — № 1.
  36. Н.А. Экономика труда,— М.: Экономика, 1994.
  37. Всероссийский мониторинг социально-трудовой сферы. Информационно-аналитические материалы по итогам 2000 года. М.: МТиСР РФ, 2001.
  38. Высшее и среднее профессиональное образование в Российской Федерации. Статсборник МО РФ. М.: МО РФ, 2000.
  39. .М. Экономика и социология труда. — М.: НОРМА-ИНФРА-М, 2003.
  40. В. Движение рабочей силы// Вопросы экономики. 2003. -№ 2.
  41. B.C. Социально-экономические основы формирования начального профессионального образования в переходный период. — М.: МГУ, 2000.
  42. Ю.Д. Территориальные проблемы современной России. — СПб.: СПбГУЭФ, 2003.
  43. JI.T. Буржуазное государство и рынок труда. Проблемы и противоречия. Донецк: Высшая школа, 1985.
  44. Е.В. Социально-экономические основы механизма хозяйствования в социально-культурном комплексе (вопросы теории и практики): диссертация на соискание ученой степени доктора эконом, наук.-М.: МГУ, 2004.
  45. Е.В. Эффективность социально-культурного комплекса. М.: МГУ, 2003.
  46. Е.Н. Методологические вопросы определения плановой потребности в специалистах. Проблемы определения потребности народного хозяйства в кадрах специалистов. — Тбилиси: Ельси, 1980.
  47. Е.Н. Основы формирования хозяйственного механизма в сфере услуг. М.: Изд-во МГУ, 1991.
  48. Е.Н. Экономика общественного сектора и некоммерческих организаций. М.: МГУ, 1995.
  49. Зарецкая C. J1. Кадры специалистов США в условиях научно-технического прогресса. М.: Наука, 1985.
  50. В.М. Формирование системы переподготовки работников, высвобождаемых из отраслей экономики в условиях перехода к рыночным отношениям (на примере г. Москвы). М.: НИИВО, 1992.
  51. Кабардино-Балкария в цифрах (статистический ежегодник). Нальчик: Костат КБР, 2003.
  52. Как работают японские предприятия. М.: Экономика, 1990.
  53. Р.Б. Что знают экономисты. М.: СП «Квадрат», 1993.
  54. Дж. М. Общая теория занятости, процента и денег. Антология экономической классики. Пер. с англ. Т. 2. — М.: Эконов, 1992.
  55. Р.П. Дипломированные специалисты на рынке труда. Экономика и управление высшей школой. Красноярск: НИИВО, 1992.
  56. Р.П. Трудовой потенциал промышленности в условиях перестройки хозяйственных механизмов. М.: МГУ, 1990.
  57. Р.П. Трудовой потенциал промышленности. — М.: МГУ, 1987.
  58. Конвенция о содействии занятости и защите от безработицы// Вопросы экономики. — 1991. № 9.
  59. Ю.П. Социальное партнерство: предпосылки, противоречия и условия его формирования в России. Государственное регулирование рыночной экономики: федеральный, региональный и муниципальный уровни. М.: Экономика, 1997.
  60. Я. Дефицит. Пер. с англ. М.: Наука, 1990.
  61. Н. Ученые стран СНГ обсудили проблемы трипартизма// Человек и труд. 1997.- № 10.
  62. П.О. Трудовые ресурсы — экономическая категория. — Свердловск, 1970.
  63. Ф. Основы маркетинга: Пер. с англ. М.: Прогресс, 1996.
  64. О. Социальный аудит как метод профилактики коллективных трудовых конфликтов// Человек и труд. 1997. — № 6.
  65. А.И. Модели развития экономики. Зарубежный опытЮкономика и жизнь. 1993. — № 29.
  66. К.Р., Брю C.JI. Экономика. Пер. с англ. М.: Республика, 1992.
  67. С. Отношение безработных к профессиональному обучению// Человек и труд. 1997. — № 5.
  68. И. Эффективная занятость и рынок рабочей силы// Вестник статистики. 1990. — № 12.
  69. Мир в цифрах. Статсборник Статкомитета СНГ. — М.: Фининжинеринг, 1997.
  70. А. Программы профобучения не будут выполнены// Человек и труд.- 1997. № 6.
  71. А.Г. Занятость в сфере обслуживания населения: социально-демографический аспект. -М.: Мысль, 1987.
  72. А.С. Теория региональных рынков. Ростов-на-Дону: Феникс- Новосибирск: Сибирское соглашение, 2002.
  73. Ю.И. Основы предпринимательского дела. М.: МП «Тригон», 1992.
  74. А.С. Управление воспроизводством трудового потенциала. — М.: МГУ, 1988.
  75. Р., Дубинфельд Д. Микроэкономика: Пер. с англ. М.: Экономика, Дело, 1993.
  76. Г. Г. Механизмы зашиты социальной сферы. М.: Наука, 1992.
  77. Дж. Экономическая теория несовершенной конкуренции: Пер. с англ. М.: Прогресс, 1986.
  78. Российский статистический ежегодник. — М.: Госкомстат РФ, 2000.
  79. Рохо Гунтер. Планирование трудовых ресурсов. Канадский опыт. Пер. с англ. М.: Федеральная служба занятости России, 1993.
  80. А.В. Временные трудовые контракты во Франции. Труд за рубежом. вып. 1. — М.: НИИ труда РФ. — 1992.
  81. Рынок труда в странах с развитой экономикой. М.: ВНИИтранс. в строительстве, 1991.
  82. Дж. Рыночная экономика и Россия. М.: Экономика, 1994.
  83. П. Экономика. Пер. с англ. М.: Прогресс, 1964.
  84. П., Нордхаус В. Экономика. Пер. с англ.// Экономические науки.- 1990.-№ 1−12.
  85. . Экономическая преступность. М.: Прогресс, 1987.
  86. Система профессионального образования в России: новые механизмы финансирования// Человек и труд. 1997. — № 9.
  87. Г. Э. Социальная экономика. М.: Дело и сервис, 2001.
  88. С. Оценка эффективности региональных программ содействия занятости населенияЮкономист. 1997. — № 6.
  89. Советское трудовое право. М.: Наука, 1987.
  90. Современный бизнес:. Учеб. в 2 т.: Пер. с англ. /Д.Дж. Рехмен, М. Х. Москон, K. JL Боуви, Дж.В.Тилл. М.: Республика, 1995.
  91. Социально-трудовая сфера России в переходный период: реалии и перспективы. М.: Молодая гвардия, 1990.
  92. Социально-экономическое положение РФ. Статсбоник. — М.: Госкомстат РФ, 2002.
  93. Социологический опрос// Финансовая газета. 1996. — № 19.
  94. Социологическое исследование// Финансовая газета. 1996. — № 23.
  95. Социология труда/Под ред. Н. И. Дряхлова, А. И. Кравченко и др. М.: МГУ, 1993.
  96. В.Б. Использование рабочей силы в США. М.: Наука, 1982.
  97. В.Б. Наемный труд в США на новом этапе НТР: качественная ~ эволюция и проблемы использования. М.: Наука, 1990.
  98. Сфера услуг в России. Статсборник. М.: Госкомстат РФ, 2000.
  99. А.А. Территориальные общности в региональном развитии и управлении. Тверь: ТГУ, 1995.
  100. . Сегментация и маркетинг рынка труда// Вестник статистики.- 1991.- № 12.
  101. Труд и занятость в России. Статсборник. — М.: Госкомстат РФ, 1999.
  102. Трудовые ресурсы. Формирование и использование/ Под ред. Е. В. Касимовского. М.: Экономика, 1975.
  103. Трудовые ресурсы СССР/Под ред. А. А. Костина. М.: Экономика, 1979.
  104. Управление социальной сферой. СПб.: СПбГУЭФ, 1980.
  105. С. Экономика. М.: Дело, 1993.
  106. М. Взаимосвязь между экономической и политической свободами. В кн.: Фридман и Хайек о свободе. М.: САТО институт, 1985.
  107. Ф. Конкуренция как процедура открытия. Пер. с англ. //Международная экономика и международные отношения. 1989. -№ 12.
  108. В. Как делать бизнес в Европе. М.: Прогресс, 1992.
  109. Д.Н. Современная микроэкономика: анализ и применение. М.: Финансы и статистика, 1992.
  110. Р. К теории экономической динамики. Пер. с англ. М.: Наука, 1959.
  111. П., Питере М. Предпринимательство: Пер. с англ. Вып. 5. — М.: Прогресс-Универс, 1993.
  112. Д. Стоимость и капитал. Пер. с англ. М.: Прогресс, 1988.
  113. А. Курс предпринимательства. М.: Международные отношения, 1993.
  114. JI. Повышение профессиональной активности молодежи// Человек и труд. 1997. — № 6.
  115. В.В. Проблемы занятости в социалистическом обществе. — Кишинев, 1973.
  116. Ф. Государство и экономика. Основы взаимодействия. — М.: Экономика, 2000.
  117. М. ФНПР полномочный представитель миллионов трудящихся// Человек и труд. — 1997. — № 5.
  118. А.Н. Социальные проблемы перестройки. М.: Экономика, 1989.
  119. Дж., Берман Б. Маркетинг. Пер. с англ. М.: Экономика, 1990.
  120. Экономика и планирование высшего образования в СССР и Республике Куба.-М.: МГУ, 1989.
  121. Экономика стран-членов Содружества Независимых Государств в 1991 году// Экономика и жизнь. 1992. — № 6.
  122. Экономика сферы платных услуг/Под ред. Е. Н. Жильцова. М.: Прогресс, 1996.
  123. Экономика труда и социально-трудовые отношения/Под ред. Г. Г. Меликьяна, Колосовой Р. П. М.: МГУ, 1996.
  124. Экономическая энциклопедия. т. 4. — М.: Прогресс, 1980.
  125. Экономические реформы. Альманах Международного центра исследований экономических реформ. — Вып. 1.- М.: МЦИЭР, 1993.
  126. Р.Дж., Смит Р. С. Современная экономика труда. М.: МГУ, 1996.
  127. JI. Благосостояние для всех. Пер. с англ. М.: Начала-Пресс, 2001.
  128. Л.И. Экономические методы управления в социально-культурной сфере. М.: Экономика, 2001.
  129. JI.И. Эффективность и качество работы в непроизводственной сфере. М.: Экономика, 2003.
  130. . Карьера менеджера. Дер. с англ. — М.: Прогресс, 1991.
  131. Япония: смена модели экономического роста. Пер. с англ. — М.: Наука, 2000.
  132. Dienstleister optimistisch. / Informationsdienst der Institute der deutschen Wirdschaft, 1991.
  133. Dynamih durch Dienste. / Informationsdienst des Institute der deutschen Wirdschaft, 1987.
  134. InformationdienstZ/Institut der deutschen Wirtschaft Koln. -2003. № 50, s.3.
  135. Informationdienst des Institut der deutschen Wirtschaft 2001. — № 34, s. 5.
  136. Japan Labor Bulletin. Osaca, 1989. Juli. P. 5−8.
  137. Kochan T.A. Collective Bargaining and Industrial Relations. New York, Homewood, 2001.
  138. Moderne Industrie/ Informationsdienst der Institute der deutschen Wirdschaft, 2003.
  139. Regional Growth. Summary paper posted on the Internet. 09.08.98. http//www. Tillvaxtval/gov/se/English index/htm.
  140. The Political economy of corporatism. London, 2003.
Заполнить форму текущей работой