Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Проявление личностных особенностей представителей этнических групп в условиях межэтнического взаимодействия

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Выявлено, при высокой готовности к межэтническим контактам (высоких значениях показателя «согласие») для представителей изучаемых этног-рупп характерно следующее: чеченцы — легко вступают в новые социальные контакты, свободно переключаются в процессе общения, коммуникабельны, проявляют стремление экспериментироватьукраинцы — легко вступают в новые социальные контакты, свободно переключаются… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ИССЛЕДОВАНИЯ МЕЖЭТНИЧЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ЛИЧНОСТИ В УСЛОВИЯХ ПОЛИКУЛЬТУРНОГО РЕГИОНА
    • 1. 1. Национальный характер, национальный темперамент и этнические стереотипы
    • 1. 2. Этническое самосознание и этническое идентичность
    • 1. 3. Этническая общность и межэтническое взаимодействие
    • 1. 4. Диаспора как явление
    • 1. 5. Развитие личности в условиях этнической принадлежности
    • 1. 6. Личностные и этнопсихологические особенности представителей азербайджанской, чеченской, армянской, узбекской, таджикской, украинской этногрупп

    ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЛИЧНОСТНЫХ И СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ ЭТНИЧЕСКИХ ГРУПП, ПРОЖИВАЮЩИХ НА ТЕРРИТОРИИ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН В УСЛОВИЯХ МЕЖЭТНИЧЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

    2.1. Особенности этнического состава Республики Татарстан.

    2.2. Организация проведения психологического исследования и характеристика испытуемых.

    2.3. Методики исследования личностных и социально-психологических особенностей представителей азербайджанской, чеченской, армянской, узбекской, таджикской, украинской этногрупп.

    2.4. Результаты исследования личностных и социально-психологических особенностей представителей азербайджанской, чеченской, армянской, узбекской, таджикской, украинской этногрупп в условиях межэтнического взаимодействия.

Проявление личностных особенностей представителей этнических групп в условиях межэтнического взаимодействия (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. После распада Советского Союза на территории СНГ наблюдается чрезвычайно сложное проявление межнациональных отношений как между суверенными государствами, так и между этническими общностями внутри государств. Неразрешенность социально-экономических проблем является благоприятной средой для возникновения конфликтов и на индивидуальном, и на групповом уровнях. Изменение социальной структуры общества способствует видоизменению форм межэтнического общения. Исследователи этнопсихологии (В.Г. Крысько, Н. М. Лебедева, Т. Г. Стефаненко, Г. Г. Шпет и др.) исходят из того, что люди, принадлежащие к одной нации или одной этнической общности, наряду с общечеловеческими качествами обладают личностными особенностями, типичными для данной нации или этнической общности и нетипичными для представителей другой.

Республика Татарстан — исторически сложившийся поликультурный регион. На его территории веками жили представители различных этнических и культурных групп, и интенсивность межэтнических контактов между ними очень высока. Особенности каждой этнической группы могут быть поняты только через призму культурно-исторических взаимоотношений и взаимодействий с другими этногруппами. В этих условиях изучение специфики проявления личностных и этнических особенностей, и их влияние на поведение и взаимодействие людей в условиях межэтнических взаимоотношений представляется делом чрезвычайно актуальным и практически значимым, что и обусловило выбор темы исследования.

Степень разработанности темы и постановка проблемы. Разработкой теории и проблем методологии исследования личностных, особенностей представителей этнических общностей занимались многие исследователи: В. Ю. Арутюнян, JI.H. Гумилев, В. И. Козлов, Г. ВСтаровойтова, Н. Н. Чебоксаров, А. Ферхнем и др.

Вопросы этнического сознания и самосознания отражены в работах А. Г. Дашдамирова, В. П. Левковича, А. Н. Мельникова, Л. Ф. Моногаровой, М. Г. Муллагулова, В. Ю. Хотинец и др.

В трудах B.C. Агеева, А. О. Бороноева, Н. Д. Джандильдина, Б.А. Душко-ва, И. С. Кона, Б. Ф. Поршнева, Г. У. Солдатовой, Т. Г. Стефаненко, И.И. Чесноко-вой, Г. Г. Шпета и других ученых раскрыты личностные особенности различных этносов.

Влияние социальных факторов и индивидуально-личностных особенностей на динамику процесса этнических взаимодействий и роль межэтнических контактов в развитии этнической культуры исследовали С. А. Арутюнов, Ю. В. Бромлей, Л. М. Дробижева, С. В. Лурье, Р. Парк и др.

На региональном уровне вопросами межэтнического взаимодействия этнических меньшинств в Республике Татарстан занимались Т. А. Титова и В. Е. Козлов. В их работах анализируются условия формирования этнического фона в республике, рассмотрены формы проявления толерантности — интоле-рантности как важнейшие качества личности тех, кто проживает в условиях по-лиэтничных городов. Проблемы социокультурной адаптации беженцев и вынужденных переселенцев в Республике Татарстан изучались Г. Ф. Габдрахмано-вой.

В работах С. Лаллукки, А. Ю. Милитарева, Е. А. Назаровой, Т.В. Полоско-вой анализируется определение и сущность понятия «диаспора», рассматривается деятельность отдельных диаспор и влияние феномена землячества на процессы адаптации переселенцев.

Основная проблема" сегодняшнего этапа этнопсихологического изучения личности определяется тем, что результаты прежних исследований строились на материале личностных и социально-психологических особенностей этносов, постоянно проживающих на одной и той же территории в условиях устойчивых межэтнических контактов. Большая часть исследований сводилась к констатации этнопсихологических особенностей представителей какого-либо этноса и выявлению отношения этнического большинства к этническому меньшинству. Кардинальное изменение ситуации состоит в том, что последние десятилетия в Татарстан, как и в другие регионы России, идет массовый приток мигрантов. Они, создавая на месте свои диаспоры, должны вступать в непривычное для себя взаимодействие с коренным населением и представителями других этнических групп. В жизни этносов возникает противоречие между привычным укладом и новыми условиями проживания с другим характером вербального и невербального общения. Исследовательская проблема состоит в том, чтобы с учетом этого выявить личностные особенности и стиль взаимоотношений представителей многочисленных этнических групп и степень адаптируемости мигрантов различных этнопсихологических культур к проживанию в новых условиях, когда необходимо более адекватно воспринимать представителей других народов, жить с ними в духе толерантности. Прикладной ракурс проблемы состоит в том, чтобы максимально учесть этнопсихологические особенности, национально-личностные характеристики каждого мигранта и органично «встроить» их в жизнь и социально-экономический уклад данного региона.

Объект исследования — личностные особенности представителей этнических групп: чеченцев, украинцев, таджиков, армян, узбеков, азербайджанцев, татар, живущих в условиях межэтнического взаимодействия (на примере Республики Татарстан).

Предмет исследования — проявление личностных особенностей представителей различных этнических групп в условиях межэтнических контактов.

Цель исследования — выявить личностные и социально-психологические особенности представителей этногрупп: чеченцев, украинцев, таджиков, армян, узбеков, азербайджанцев, татар в условиях межэтнического взаимодействия.

Гипотеза исследования: в условиях кардинального изменения жизни в современном обществе, связанного с миграцией населения в регионы России, при взаимодействии между этническими диаспорами и коренным населением отчетливо проявляется следующая тенденция: у одних этносов по отношению к другим — доминирование и лидерство во взаимоотношениях, у других изолированность, толерантность и подчинение, что сопряжено с соответствующими личностными свойствами этносов.

Задачи исследования:

1. Провести анализ научных подходов к пониманию проблемы межэтнического взаимодействия личности в условиях поликультурного региона, в целях необходимого теоретического обоснования предпринятого исследования.

2. Выявить ведущие стратегии поведения и стили межличностных отношений в изучаемых этнических группах.

3. Выяснить личностные особенности лиц с высокой готовностью к межэтническому взаимодействию (высоким значением показателя «согласие») в чеченской, украинской, таджикской, армянской, узбекской, азербайджанской и татарской группах.

4. Определить значимые различия личностных особенностей представителей каждой из изучаемых этногрупп в условиях межэтнических контактов.

Теоретико-методологической основой исследования являются: диспо-зиционная теория личности Г. Оллпорта, в которой личность рассматривается как динамическая организация тех психофизических систем внутри индивидуума, которые определяют характерное для него поведение и мышлениеэтнопсихологические концепции национальных особенностей личности (К.В. Бромлей, JI.M. Дробижева, В. Г. Крысько, Т. Г. Стефаненко, Н. М. Лебедева и др.) — эпигенетическая теория развития личности Э. Эриксона, состоявшая в разработке новой психоисторической теории развития личности с учетом конкретной культурной средыконцепция метаиндивидуального этнического мира В. Ю: Хотинец, которая определяет жизненный, мир представителя этнической общности как этнический мир, представленный совокупностью элементов этнокультурной средытеория социальной идентичности X. Тэджфела, заключающаяся в идее существования определенного социально-поведенческого континуума, на одном полюсе которого локализованы формы межличностного взаимодействия, а на другом — взаимодействие людей как представителей определенных общностей.

Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования:

Теоретические: метод классификации и систематизации, метод обобщения и систематизации, сравнительно-сопоставительный метод, общенаучный поисковый метод — анализ научной литературы, методической литературы и электронных информационных средств по ключевым для данной работы вопросам.

В качестве психодиагностических методик в работе были использованы:

1. 16-факторный личностный опросник Р. Б. Кеттела (16-FPQ-187-A);

2. опросник структуры темперамента (ОСТ) В. М. Русалова;

3. методика измерения нравственно-этической ориентации «Добро-зло» JI.M. Попова;

4. пятифакторный опросник Р. Мак-Крея и П. Косты;

5. методика диагностики стиля поведения в конфликте К. Томаса, адаптированная к условиям межэтнического взаимодействия;

6. методика диагностики межличностных отношений Т. Лири, адаптированная к условиям межэтнического взаимодействия;

7. анкета для выявления однородности выборок.

Для обработки результатов исследования использовались методы математической статистики и интерпретационные методы.

Достоверность и надежность результатов работы обеспечивались исходными методологическими принципами, подбором адекватных методов исследования в — соответствии с поставленными целями и задачами, репрезентативностью выборки испытуемых, а также использованием адекватных методов математической статистики, соблюдением правил и норм психологического исследования, соотнесением результатов различных методик, подтверждением предположений результатами исследования.

Научная новизна исследования:

1. Выявлены ведущие стратегии поведения и стили межличностных отношений, характерные для изучаемых этнических групп на территории Республики Татарстан: стратегия сотрудничества — для чеченцев и армянсоперничество — в чеченской и азербайджанской группахизбегание — для таджиков, азербайджанцев и узбековкомпромисс — в татарской группеприспособление — для украинцев, таджиков, армян, узбеков, азербайджанцев и татар.

2. Показано сходство и различие в психологических характеристиках представителей чеченской, украинской, таджикской, армянской, узбекской, азербайджанской и татарской групп, прибывающих из других регионов на территорию Республики Татарстан.

3. Выявлены значимые различия личностных особенностей лиц с высокой готовностью к межэтническим контактам (высоким значением показателя «согласие») и низкой готовностью к межэтническому взаимодействию (низким значением показателя «согласие») в каждой изучаемой этногруппе, а также по общей выборке.

4. Установлена взаимосвязь показателя «согласия» со следующими личностными характеристиками: в чеченской группе — с добросовестностью, эргичностью коммуникативной и «злом" — в таджикской группе — со скоростью психомоторной и спокойствиемв узбекской группе — со скоростью интеллектуальной и доверчивостьюв армянской группе — с эмоциональной неустойчивостью и со скоростью психомоторнойв азербайджанской группе — с нейро-тизмом и эргичностью коммуникативнойв группе татар — со спокойствиемпо общей выборке выявлена связь с нейротизмом.

5. Экспериментально установлено, что для всех приезжающих в Республику Татарстан представителей этногрупп (общая выборка) характерны: общительность, желание работать с людьми, готовность к сотрудничеству, решительность, способность не теряться при столкновении с неожиданными ситуациями, осторожность, адекватное восприятие своего поведения, общечеловеческие качества, отражающие полюс добра, адаптивность.

Теоретическая значимость: проведенное исследование вносит вклад в развитие междисциплинарного теоретического знания по проблемам межгруппового общения этносов, дополняя теорию и методологию психологии личности и социальной психологии, способствует более глубокому пониманию проблем этнокультурного взаимодействия.

Диссертационная работа конкретизирует ряд положений концепции этноса как субъекта межэтнических отношений, что позволяет раскрыть этническую специфику различных народов и прогнозировать будущее этнических движений и общностей.

Практическая значимость исследования: результаты исследования личностных особенностей представителей чеченской, украинской, таджикской, армянской, узбекской и азербайджанской групп позволяют дать рекомендации по оптимизации межэтнических коммуникаций в регионе в целях снижения уровня этнического риска и создания условий для профилактики межэтнической конфликтов.

Положения диссертации использованы в практической деятельности Управления Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Республике Татарстан. Проведенные комплексные исследования на базе данной работы позволяют сделать выводы о возможности роста межнациональной напряженности, и определить в Республике Татарстан группы с наименьшим уровнем этнической толерантности.

Разработанные автором методические рекомендации по изучению этнопсихологических особенностей отдельных этносов используются сотрудниками Управления Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков по Республике Татарстан.

В Управлении Федеральной миграционной службы по Республике Татарстан результаты данной работы используются в качестве рекомендаций социальными работниками и психологами при оказании практической помощи прибывающим в республику представителям иных национальностей.

Положения, выносимые на защиту:

1. Теоретический анализ источников по проблемам межэтнических взаимодействий показал, что процесс взаимодействия с другими этносами, благодаря которому данная этническая общность осознает себя как единство, является необходимым этноформирующим условием. В основе межэтнического взаимодействия лежит механизм противопоставления «мы — они», через которое этнос осознает свое отличие от другого (В.В. Амелин, JI.M. Дробижева и др.). Наиболее значимыми типами социальных взаимодействий представителей малых этнических групп между собой и местным населением являются сотрудничество и соперничество. Сотрудничество характеризуется высокой степенью включения малых этносов и терпимости сторон к поведенческим стереотипам и ценностям друг друга. Соперничество возникает при притязаниях двух сторон на владение неделимым объектом (территорией, нишей экономической деятельности, ограниченным ресурсом и т. д.) (М.В. Ткачев).

2. Выявлено, при высокой готовности к межэтническим контактам (высоких значениях показателя «согласие») для представителей изучаемых этног-рупп характерно следующее: чеченцы — легко вступают в новые социальные контакты, свободно переключаются в процессе общения, коммуникабельны, проявляют стремление экспериментироватьукраинцы — легко вступают в новые социальные контакты, свободно переключаются в процессе общения, импульсивныармяне — имеют высокий уровень общей культуры, высокую степень терпимости к чужому непривычному, проявляют исследовательский интерес, способны воспринимать чужую точку зренияузбеки — эмоционально выдержаны, расчетливы, умеют находить выход из сложной ситуацииазербайджанцы — умело строят свое поведение, способны ориентироваться в сложной и социальной ситуации, расчетливы, легко вступают в новые социальные контактытатары — ориентированы на социальное одобрение, общительны.

3. Показано, что в условиях межэтнического взаимодействия существуют личностные особенности представителей каждой из изучаемых групп, взаимосвязанные со значением показателя «согласие»: у чеченской группы — организованность и самодисциплинатаджикской группы — уверенность в собственных силах, снижение беспокойства и озабоченностиузбекской группы — снижение подозрительности и стимуляция интеллектуальной деятельностиармянской группы — выдержанность и спокойствие, азербайджанской группы — спокойное и уверенное отношение к жизни, возможности реализации стремлений к лидерству, широкий круг социальных контактову коренного населения (татар) — это повышение уверенности в собственных силах и снижение беспокойства и озабоченности.

Апробация работы. Основные положения и результаты исследования докладывались и обсуждались на II Всероссийской научно-практической конференции «Вызовы эпохи в аспекте психологической и психотерапевтической науки и практики» (Казань, 28−29 ноября 2006 г.) — на XIX Всероссийской межвузовской научно-технической конференции (Казань, 14−16 мая 2007 г.), на XXIV межвузовской научно-методической конференции (Казань, 17−18 декабря 2008 г.) — на заседании кафедры психологии личности Казанского государственного университета (февраль 2009 г.). По результатам исследования опубликовано 8 печатных работ, из них 3 — в изданиях, рекомендованных ВАК Министерства образования и науки РФ.

Организация и этапы исследования:

Первый этап — подготовительный: осмысление теоретических и эмпирических направлений исследованияформулировка концептуального замысла и категориально-понятийного аппарата, обеспечивающих проведение диссертационного исследования.

Второй этап — констатирующий: определение контингента испытуемых, поиск и анализ методов и методик, обоснование их выбора в соответствии с целями и задачами диссертационного исследования, проведение диагностического обследования испытуемых.

Третий этап — аналитический: математико-статическая обработка результатов эмпирического исследования.

Четвертый этап — заключительный: итоговое оформление результатов диссертационного исследования.

Экспериментальной базой исследования явились Дом Дружбы народов Республики Татарстан, Центр социально-правовой защиты иностранных граждан. Всего в исследовании приняло участие 320 человек.

Структура диссертации: работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии и приложений. Общий объем диссертации составляет 182 страницы текста без приложения, содержит 28 таблиц, 34 рисунка, 9 приложений. Библиографический указатель включает в себя 174 наименования, из них 15 на иностранном языке.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

1. На основе теоретического анализа источников установлено, что в основе межэтнического взаимодействия лежит механизм противопоставления «мы — они», через которое этнос осознает свое отличие от другого. Этничность не существует вне сравнения и вне коммуникации, только в ходе взаимодействия с иной этнической группой она может проявить свою особенность, «индивидуальность». Это основное проявление этничности, так как могут трансформироваться и культурные, и организационные характеристики группы, неизменной остается лишь дихотомия между членами данной общности (т.е. «нами») и членами других общностей (т.е. «не-нами») (З.В.Сикевич, 1999).

2. Опираясь на результаты эмпирических исследований Н. М. Лебедевой и Т. Г. Стефаненко показано, что Республика Татарстан является регионом с низкой степенью межнациональной напряженности. Для республики характерны высокий уровень базовой этнической толерантности и отсутствие серьезных межэтнических конфликтов. Живущие в республике этносы можно рассматривать как единую систему этнических групп, как некий надэтнический социальный феномен. Каждая этногруппа выступает в качестве элемента этой системы.

3. Определяющими факторами для миграции в большинстве случаев являются социально-экономические условия (падение уровня жизни мигрантов на родине).

4. Обобщение материалов исследований этнопсихологических особенностей представителей в различных этнических группах, представленных рядом авторов, является основанием для выделения, как наиболее существенных, следующих личностно-психологических свойств поведения при межэтническом взаимодействии:

— азербайджанцам свойственны активность, стремление к самоутверждению даже крайними способами, к демонстративным формам поведения, к попыткам доминировать в деятельности и в общении;

— чеченцы всегда сохраняют свою самобытность, стараются подчинить себе круг своего общения. Менталитет чеченцев — активно изменять свою ближнюю и дальнюю среду, но при этом самим оставаться неизменными. Они чувствительны к неосторожно сказанным словам, несправедливым обвинениям;

— армяне коммуникабельны, дружелюбны и доброжелательны, способны быстро устанавливать деловые контакты с представителями любой национальности;

— узбеки характеризуются определенной степенью замкнутости в своих национальных группах, особенно в начальный период знакомства, общения и взаимодействия с другими людьми, настороженным отношением к представителям других национальностей;

— таджики замкнуты в полиэтнических группах, настороженно относятся к представителям других национальностей;

— украинцы активно участвуют в общественной жизни, легко адаптируются к различным условиям быта и деятельности в многонациональных коллективах.

5. В результате проведенного эмпирического исследования психологических особенностей этносов в межэтнических взаимодействиях установлено:

— чеченцы во взаимоотношениях с другими этническими группами активны, доминантны, решительны, упорны в достижении цели имеют повышенный уровень притязаний и самооценки, выражены волевые качества, повышенная чувствительность по отношению к несправедливости;

— азербайджанцы склонны к соперничеств, для них характерна, некоторая жесткость при взаимоотношениях с иногруппам, в контактах часто ориентированы ориентированы на себя;

— армяне доброжелательны, у них высокие адаптивные способности в иной этнической среде, спокойно следуют правилам и условностям, принятым в иной среде проживания, имеют гибкие установки по отношению к социальным нормам. Они честолюбивы, упорны в достижении цели, рациональны, стремятся поддержать высокий социальный престиж. Учитывая интересы других, они не забывают и о собственных интересах. узбеки в межэтнических контактах осторожны, корректны, нейтральны, уступчивы, проявляют расчетливость и эмоциональную сдержанность, стремятся уйти от проблем, склонны подчиняться более сильному;

— таджики при взаимодействии с другими этносами проявляют некоторую неуверенность. Они осторожны, корректны, выдержаны и расчетливыукраинцы проявляют осторожность и корректность в контактах с представителями других этносов, стремятся уйти от проблем;

— татары осторожны и корректны, имеют гибкие установки по отношению к социальным нормам, в контактах с представителями других этносов расчетливы, но при определенных обстоятельствах могут поступиться собственными интересами.

6.Сравнение результатов теоретического анализа этнопсихологических особенностей этносов и результатов проведенного эмпирического исследования на территории Республики Татарстан выявил ярко выраженные противоречия в поведении при межэтнических контактах только у представителей украинской группы.

7. Для представителей этнических общин на территории Республики Татарстан характерны следующие стратегии поведения при межэтническом взаимодействии: у чеченцев выражены стратегии «соперничество» и «сотрудничество», армян — «сотрудничество» и «приспособление», для азербайджанцев «соперничество», «избегание» и «приспособление», для таджиков характерны «избегание» и «приспособление», узбеков — «избегание» и «приспособление" — для украинцев — «приспособление», для татарской группы — «компромисс» и «приспособление».

8. Экспериментально доказано большую часть, проживающих на территории Республике Татарстан представителей этнических общин (данные по всей выборке — 66%) характеризует высокая готовность к межэтническим контактам.

9. Выявлены личностные особенности лиц с высокой степенью готовности к межэтническим контактам (высоким значением показателя «согласие») в каждой изучаемой этногруппе: чеченцы — легко вступают в новые социальные контакты, свободно переключаются в процессе общения, коммуникабельны, толерантны, проявляют стремление экспериментировать, с легкостью увлекаться другимиукраинцы — легко вступают в новые социальные контакты, свободно переключаются в процессе общения, импульсивныармяне, имеют высокий уровень общей культуры, высокую степень терпимости к чужому непривычному, проявляют исследовательский интерес, способны воспринимать чужую точку зренияузбеки — эмоционально выдержаны, расчетливы, умеют находить выход из сложной ситуацииазербайджанцы — умело строят свое поведение, способны ориентироваться в сложной социальной ситуации, расчетливы, легко вступают в новые социальные контактытатары — ориентированы на социальное одобрение, общительны.

10. Установлены значимые корреляционные связи между показателем «согласие» и следующими личностными характеристиками: в чеченской группе — с добросовестностью, эргичностью коммуникативной и показателем «зло" — украинской группе связи не обнаруженыв таджикской группе — со скоростью психомоторной и спокойствиемв узбекской группе — со скоростью интеллектуальной и доверчивостьюв армянской группе — с эмоциональной неустойчивостью и со скоростью психомоторнойв азербайджанской группе — с нейротизмом и эргичностью коммуникативнойв группе татар — со спокойствиемпо общей выборке выявлена связь с нейротизмом.

Полученные результаты позволили сформулировать практические рекомендации:

Государственные организации, работающие с мигрантами, прибывающими из стран ближнего зарубежья, должны принять во внимание ряд основных моментов:

— необходимо проводить коррекционную работу, разрабатывать психологические программы адаптации мигрантов, учитывая различия личностных и этнопсихологических особенностей индивидов, попавших в межкультурную ситуацию;

— замкнутый образ жизни отдельных этнических общин и их нежелание воспринять образ жизни местного населения способствуют возрастанию социокультурной дистанции между ними и «коренным населением». Для снижения влияния культурных различий на уровень этнической интолерантности необходимы социально-психологические тренинги межкультурного взаимодействия, направленные на выработку навыков межкультурного общения;

— целесообразно знакомить госслужащих и сотрудников правоохранительных органов республики с разнообразием поведенческих навыков людей иных этнических групп, проводить с ними тренинги, развивающие рефлексию по поводу негативных этнических стереотипов.

Перспективы дальнейших исследований видятся в развитии темы в нескольких направлениях:

— изучение особенностей личностного адаптационного ресурса в условиях миграции;

— проведение сравнительного анализа личностного адаптационного ресурса мигрантов в зависимости от этнической принадлежности;

— разработка и апробация специальных психологических мер, способствующих развитию позитивной этнической идентичности;

— проведение исследования, позволяющего сделать вывод о возможности роста межнациональной напряженности и определить в Республике Татарстан группы с наименьшим уровнем этнической толерантности.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Абрамян J1.А. Армения и диаспора: расхождение и встреча / JI.A. Абрамян //Диаспоры: независимый науч. журн. — М., 2005. — № 3. — С. 170−194.
  2. B.C. Межгрупповое взаимодействие (социально-психологические проблемы) /В.С.Агеев. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1990. — 239 с.
  3. Э.Г. Этнология: учебник для вузов / Э. Г. Александренков, Л. Б. Заседателева и др./ под ред. Г. Е. Маркова, В. В. Пименова М.: Наука, 1994.-381 с.
  4. Э.Г. «Этническое самосознание» или «этническая идентичность» /Э.Г.Александренков // Этнографическое обозрение. 1996. № З.-С. 13−22.
  5. В.В. Социальная и культурная дистанции. Опыт многонациональной России /В.В.Амелин, З. В. Анайбан, А. Д. Бравин и др.// Институт этнологии и антропологии РАН. М.: Изд-во Института социологии РАН, 1998. -388 с.
  6. Аналитика культурологии http://www.analiculturolog.ru
  7. С.А. Диаспора это процесс /С.А. Арутюнов// Этнографическое обозрение. — М., 2000. — № 2. — С. 74−78.
  8. С.А. Диаспоры: скрытая угроза или дополнительный ресурс / С. А. Арутюнов, С. Я. Козлов //Независ, газ.- М., 2005. 23 нояб.
  9. Ю.Арутюнян Ю. В. Этносоциология: учеб. пособие для вузов/ Ю.В. Арутю-нян, Л. М. Дробижева, А. А. Сусоколов. -М.:Аспект-пресс, 1998.-270 с.
  10. М.А. Диаспоры: Этнокультурная идентичность национальных меньшинств / М. А. Астванцурова //Диаспоры: независимый науч. журн. М., 2003. -№ 2. — С. 184−200.
  11. Байкальская Сибирь: из чего складывается стабильность /под.ред. В. И. Дятлова. -М., Иркутск, Изд-во «Наталис», 2005. Вып.5. — 320 с.
  12. Бороноев А. О. Этническая психология / А. О. Бороноев, В.Н.Павленко// Спб.: Изд-во Санкт-Петербург.гос ун-та, 1994. -168с.
  13. Ю.В. Очерки теории этноса / Ю. В. Бромлей М.: Наука, 1983.-412 с.
  14. Ю.В. Этнические процессы в современном мире /Ю.В. Бромлей, В. И. Козлов, С. А. Арутюнов и др. М.: Наука, -1987. — 446 с.
  15. Ю.В. Этнос и этнография /Ю.В.Бромлей. М.: Наука, 1973. -284 с.
  16. Бююль Ахим, SPSS: искусство обработки информации. Анализ статистических данных и восстановление скрытых закономерностей /А.Бююль, П. Цефель / Под ред.В.Е.Мамота/ СПб.: ДиаСофтюп, 2002. — 608 с.
  17. JI.C. Психология /Л.С.Выготский. М.: ЭКСМО-Пресс, 2000.-1007 с.
  18. А.Х. Проблемы марксистской этнической психологии / А. Х. Гаджиев. Ростов н/д.: Изд-во Ростовского университетата, 1982. 181 с.
  19. К.С. Диаспоры и разделенные народы на постсоветском пространстве / К. С. Гаджиев, Э. Г. Соловьев, И. В. Данилин, А. Н. Смирнов. М.: ИМЭМО РАН, 2006. -141 с.
  20. К.С. Геополитические перспективы Кавказа в стратегии России / К. С. Гаджиев // Мировая экономика и международные отношения. М., 1993, -№ 2, С.20−37.
  21. Е.М. Методический аспект изучения проблемы этнической идентификации/ Е. М. Галкина // Духовная культура и этническое самосознание наций. Сб. ст. АН СССР, Ин-т этнографии им. Миклухо-Маклая М.:ИЭ, 1990. — Вып. 1. — С. 5.
  22. JI. Развитие и взаимодействие этнокультур./Л.Гареева// АН-КО.-2003. —№ 1 (8).-С.
  23. Л.Я. Идентичность, культурное самосознание. Опыт словаря нового мышления / Л. Я. Гозман, А. М. Эткинд. М.: 1989. — 560 с.
  24. Государство. Антропоток: доклад Центра стратегических исследований ПФО. Ниж. Новгород М.: б/и, 2002. — 174 с.
  25. В. В. Роль индивидуальных различий в процессе адаптации вынужденных мигрантов //Психология беженцев и вынужденных переселенцев: опыт исследований и практической работы / под ред. Г. У. Солдатовой. -М.: Смысл, 2001. С. 112−138.
  26. Л.Н. Этносфера: История людей и история природы / Л. Н. Гумилев.- М.: Прогресс, Изд. Фирма «Пангея»: Центр эколог, просвещения и развития «Экопрос», 1993. 544 с.
  27. Л.Н. География этноса и исторический период / Л.Н. Гуме-лев. Л.: Наука, 1990. — 270 с.
  28. В.Н. Формирование толерантной личности в полиэтнической толерантной среде: учебное пособие / В. Н. Гуров, Б. З. Вульфов, В. Н. Галяпина и др.-М.: 2004.-440 с.
  29. Дашдамиров А. Ф. Национальные моменты индивидуального сознания: автореферат дисс. канд. филосов. наук-М., 1968. — 18с.
  30. Демография: современное состояние и перспективы развития / под ред.Д. И. Валентея. М.: Высшая школа, 1997. — 271 с.
  31. С. Формирование национального самосознания в условиях государственного строительства Таджикистана /автореферат дисс. д-ра. фило-соф.наук / С. Джанонов- Росс.акад. наук, Уфим.науч.центр, Душанбе, 2010. -46 с.
  32. А.В. Миграция: конфликтное измерение/ А. В. Димитриев. — М.: Альфа-М, 2006. 432 с.
  33. А. В. Проблемы диаспоры //http://www.zatulin.ru/institute/ sbornik /046/13.shtml.
  34. JI.M. Национальное самосознание: база формирования и социально-культурные стимулы развития /JI.M. Дробижева // Советская этнография, 1985.-№ 5. С. 3−16.
  35. JI.M. Национализм, этническое самосознание и конфликты в транформирующемся обществе / JI.M. Дробижева. Национальное самосознание и национализм в Российской Федерации нач. 1990 г. М., 1994. -С. 16−47.
  36. JI.M. Социально-культурные особенности личности и национальные установки (на материале исследований в Татарской АССР) / JI.M. Дробижева// Советская этнография. 1971, № 3. — С.3−15
  37. .А. Актуальные проблемы этнической психологии /Б.А. Душков // Психол. журнал. -1981. Т.2, № 5. — С.43−54.
  38. А. Г. Межэтнические конфликты в постсоветском пространстве/ А. Г. Здравомыслов. М.: Аспект-Пресс, 1996. -286 с.
  39. В. П. Мысль и слово Густава Шпета (возвращение из изгнания)/ В.П.Зинченко// М.: Изд-во УРАО, 2000. — 208 с.
  40. О.И. Некоторый аспекты социально-психологической адаптации личности/ О. И. Зотова, И. К. Кряжева //Психологические механизмы регуляции социального поведения. -М.: Наука, 1979. — С. 219−233.
  41. А.Н. Формирование толерантного сознания учащихся старших классов / автореферат дисс. канд. пед. наук / А.Н.Зятьков- Московскийпсихолого-социальный институт, М., 2007. — 18 с.
  42. Информация о миграционной ситуации в Республике Татарстан/ УФМС по РТ, 2008 / CD-диск.
  43. Итоги Всероссийской переписи населения 2002 г. Т. 1. Численность и размещение населения. М., Федеральная служба государственной статистики, 2008 / CD-диск.
  44. Ким А. С. Этнополитическое исследование современных диаспор (конфликтологический аспект) / автореф. дисс. докт.полит.наук. Спб., 2009 //http://vak.ed.gov.ru/coinmon/img/uploaded/files/vakyannouncements/Politich /2009/06−04/KimAS.rtf.
  45. Е.И. Роль этничности в межкультурном взаимодействии народов Северного Кавказа / Е. И. Кобахидзе, Г. Г. Павловец, Е. В. Федосова -Владикавказ// http://lib.socio.msu.ru/l/library.
  46. В.Е. Межэтническая толерантность и этническое самосознание в условиях крупного полиэтничного города (на примере г. Казань) / автореферат дисс. канд. ист. наук / В.Е. Козлов- Росс.акад. наук, Уфим.науч.центр, -Уфа, 2000.-20 с.
  47. В.И. Проблема этнического самосознания и ее место в теории этноса / В. И. Козлов // Советская этнография. -1974. -№ 2. С. 12−24.
  48. В.И. Самосознание этническое/ В. И. Козлов // Народы России: энциклопедия. М.: 1994. — С.461.
  49. Кон И. С. Проблема имплицитной теории личности в этнокультурных исследованиях/ И.С. Кон// Методологические проблемы исследования этнических культур. Ереван, 1978, — С.78−81.
  50. Кон И. С. Психология предрассудка (о социально-психологическихкорнях этнических предубеждений / И. С. Кон // Новый мир. 1966. — № 9.- С. 187−205.
  51. Конфликтная этничность и этнические конфликты / под ред. JI.M. Дробижевой: Сб.ст. / Ин-т этнологии и антропологии им. Н.Н. Миклухо
  52. Маклая Рос.акад.наук. М., 1994. — 177 с.
  53. Краткий словарь по социологии / Под ред. Д. М. Гришиани. М.: Политиздат, 1989.-204с.
  54. Е.П. Национальное самосознание. Введение в проблему / Е. П. Крупник. М.: МПСИ, 2006. — 144 с.
  55. В.Г. Этнопсихология и межнациональные отношения: курс лекций / В. Г. Крысько. М.: Изд-во «Экзамен», 2002. — 448 с.
  56. В. Г. Этническая психология: учеб. пособие для студ. высш. учеб, заведений/ В.Г. Крысько// М.: Издат. центр «Академия», 2002. — 320 с.
  57. В. С. Эволюция этноса и проблема этногенеза /B.C. Крюков / /Расы и народы. М., 1976. вып. 6. — С. 42−63.
  58. П.И. Национальное самосознания как этнический определитель/ П.И.Кушнер// Краткие сообщения Института этнографии им. Н.Н.Миклухо-Маклая. М., 1949.-Вып.8. С.335
  59. Г. У. Этнический стереотип в системе межэтнических отношений- автореферат дисс. канд. псих. наук / Г. У. Кцоева. — М., 1985. — 18 с.
  60. Г. У. Опыт эмпирического исследования этнических стереотипов / Г. У .Кцоева // Психологический журнал. -1986. № 2. — С. 41−50.
  61. Культуралогия / http://www.countries.ru/library/intercult/mki.htm.
  62. С. Диаспора. Теоретический и прикладной аспекты (опыт анализа групп российских финно-угров)/ С. Лалукка // Социс. М., 2000. — № 7. -С.92.
  63. Н.М. Введение в этническую и кросс-культурную психологию: учеб. пособ. для студентов психол. и этнол. специальностей /Н:М.Лебедева. -М.: Издат. дом «Ключ-С», 1999. 224 с:
  64. Н. М. Социально-психологические факторы этнической, толерантности-интолерантности в Карачаево-Черкесии //Идентичность и толерантность: сб. статей / под ред. Н. М. Лебедевой. М.: Ин-т этнологии иантропологии РАН, 2002. С. 149−177.
  65. Н.М. Социально-психологические факторы этнической толерантности и стратегии межгруппового взаимодействия в поликультурных регионах России / Н. М. Лебедева, А. Н. Татарко // Психологический журнал. -2003. Т.24, № 5. — С.31−44.
  66. Н.М. Этническая толерантность в регионах России: теория и практика / Н. М. Лебедева // Этнопанорама. Оренбург, — 2005. — № 1−2. — С.2−13.
  67. З.И. Менталитет диаспоры (системный и социокультурный анализ) /З.И.Левин. -М.: ИВ РАН: Крафт+, 2001. 170 с.
  68. Г. Психология народов и масс / Г. Лебон. СПб.: Макет, 1995. -311 с.
  69. В.П. Социально-психологические аспекты этнического самосознания /В.П.Левкович // Советская этнография. —1983. -№ 4 С.75−78.
  70. В.П. Формирование этнического самосознания в семье / В. П. Левкович, Л.Д. Кузмицкайте//Психологический журнал. -1992. -№ 6.
  71. В.П. Социально-психологические аспекты проблемы этнического самосознания / В. П. Левкович, Н. Г. Панкова // Социальная психология и общественная практика. М., — 1985. — С.138−143.
  72. С.В. Историческая этнология/ С.В.Лурье// Учебное пособие для вузов. М.: Аспект Пресс, 1997. 448 с.
  73. Ю.И. Основные компоненты культуры этноса / Ю. И- Мкртумян // Методологические проблемы н исследования этнических культур. Ереван, 1978. — С.42−46.
  74. В. Символическое производство этничности и конфликт /
  75. Язык и этнический конфликт. -М., 2001. 270с
  76. В.И. Этнический компонент в национальной доктрине образования //http://www.informika.m/text/magaz/pedagog/pedagog8/atl7.htm.
  77. Мельченко Н. И. Этнопсихологические исследования в традиционной среде / Н. И. Мельченко. Самара: Офорт, 2006. — 238 с.
  78. А.Ю. О содержании термина «диаспора» / А. Ю. Милитарев //Диаспоры: незвисимый науч. журн-2005. -№ 3. С. 10−17.
  79. Многоликое соцветие: Фотоальбом. Казань: Изд-во Полигран-Т, 2005.- 132 с.
  80. К.С. Стратегии адаптации этнических миграционных сообществ в поликультурной среде- автореферат дисс. д-ра.соц.наук / К.С. Мокин// Сарат. гос. техн. ун-т Саратов, 2007. — 40 с.
  81. К.К. Этносоциальная память- автореферат дисс.канд.филосов.наук / К.К. Молдобаев// Санкт-Петербург ун-т, 1995. 18 с.
  82. О.Б. Национальное самосознание (социально-психологический анализ) / О.Б. Мухаметтбердиев// М.: -1992, — 139 с.
  83. Ф.Х. В дружбе народов сила Республики Татарстан, залог поступательного развития / Ф. Х. Мухаметшин // Наш дом Татарстан. — Казань, -2008. — № 1. — С.17−23
  84. А.А. Диаспоры и землячество: вопросы влияния / А. А. Мухин, Я. И. Здоровец. -М.: Изд-во Алгоритм, 2005. -208 с.
  85. B.C. Проблемы генеза личности /В.С.Мухина// М., 1986. -104 с.
  86. B.C. Этнопсихология: настоящее и будущее /B.C. Мухина // Психологический журнал, 1994. № 3. — С.42−49.
  87. В. Н. Аккультурационные стратегии и модели трансформации идентичности у мигрантов / В. Н. Павленко //Психология беженцев и вынужденных переселенцев: опыт исследований и практической работы /под ред. Г. У. Солдатовой. -М.: Смысл, 2001. С. 25−39.
  88. Е.А. Социальный феномен землячества и его влияние на процессы адаптации переселенцев в Москве/ Е. А. Назарова // Этнодиалоги. Приложение к журналу «Этносфера». М., — 2007. — С. 121−145
  89. А. А. Социально-психическая адаптация личности (формы, механизмы и стратегии) / А. А. Налчаджан / отв. ред. Э. А. Алек-сандрян. Ереван: Изд-во АН АРМССР, 1988. — 264 с.
  90. Л.И. Энциклопедия социологии //http://slovari.yandex.ru/dict/ sociology/article/soc/soc-0390.htm.
  91. Национальные диаспоры в России и за рубежом в XIX—XX вв.: сб. ст. /под ред. Ю. А. Полякова и Г. Я. Тарле. -М.: ИРИРАН, 2001. 329 с.
  92. Национальный состав Республики Татарстан // Наш дом Татарстан. — Казань, 2008. № 1. — С.6−9
  93. О миграционных процессах / http://www.adygheya.ru/press/news /archive /index.shtml.
  94. О.О. Факторы межэтнический инталерантности Краснодар http://conf.stavsu.ru/KONPLCONF /sec4/ pavlova.htm.l
  95. Э.Х. Традиции в политической культуре народов СевероЗападного Кавказа / Э. Х. Панеш // Этнические аспекты власти- сб.статей. СПб.- Языковой центр, 1995. С. 13−35.
  96. Л. Психология личности: теория и исследования / Л. Первин, О. Джон- пер. с англ. М.С. Жамкочьян- под ред. B.C. Магуна. М: Аспект-Пресс, 2001.-607 с.
  97. В.Ф. Психосемантический анализ этнических стереотипов: лики толерантности и нетерпимости / В. Ф. Петренко, О. В. Митина, К.В. Берд-ников, А. Р. Кравцова, B.C. Осипова. -М.: Смысл, 2000. -73 с.
  98. В.В. Системный подход к этносу /В.В.Пименов//Расы и народы. М.: Наука, 1986. — С.11−29.
  99. Ю.П. Этническая психология. Классики современной психологии/ Ю. В. Платонов. Спб.: Речь, 2001. — 320 с.
  100. Ю.П., Этническая социальная психология: учебное пособие / Ю. В. Платонов, Л. Г. Почебут. СПб.: Изд-во Санкт-Петербург гос. ун-т, 1993.- 109 с.
  101. Ю.П. Психология национального характера: учебное пособие / Ю. К. Платонов. М.: «Академия», 2007. — 233 с.
  102. .Ф. Противопоставление как компонент этнического самосознания /Б.Ф.Поршнев. -М.: Наука, 1973.
  103. .Ф. Социальная психология и история /Б.Ф. Поршнев// -М.: Наука, — 1979.-232 с.
  104. Полиэтничный город может спать спокойно? Толерантность и ксенофобия в крупном миллионном городе на примере Казани // Наш дом Татарстан. Казань, 2008. — № 3. — С.36−39.
  105. Т.В. Российская диаспора в странах Балтии. (На примере Латвии и Эстонии) / Т. В. Полоскова, Д. Ю. Цветков. -М., 2003. 68 с.
  106. Т., Московский фонд россияне Русский мир: мифы и реалии / Т. Полоскова, В. Скринник http://www.allrus.info/data/200 412/russkijmirlpoloskova.doc
  107. В.Д. Феномен этнических диаспор/ В.Д.Попков// М.: ИС РАН, — 2003. — 340 е., http://www.tovievich.rU/book/12/168/l.htm.
  108. В.Д. «Классические» диаспоры: к вопросу о дефиниции термина // Диаспоры. 2002. — № 1. — С.6−22.
  109. Л.Г. Взаимопонимание культур: Методология и методы этнической. и, кросс-культурной психологии, / Л.Г.Почебут// Психология межэт-нической?толерантности: учебное пособие. СПб.: Изд-во Санкт-Петербург.ун-та, 2007.-281 с.
  110. Психология беженцев и вынужденных переселенцев: опыт исследований и практической работы / под ред. Г. У. Солдатовой. М.: Смысл, 2001. -279 с.
  111. O.JI. Развитие этнической идентичности у детей и подростков- автореферат дисс. канд.псих.наук / O.JI. Романова- МГУ им. М. В. Ломоносова -М., 1994.-20 с.
  112. Российская социологическая энциклопедия / Под ред. Г. В. Осипова. -М.: — 1998.-672 с.
  113. В.М. Опросник структуры темперамента: методическое пособие. Психодиагностическая серия./ В. М. Русалов. Вып. 3. — М.: Смысл, 1992.
  114. А.П. Этнология: учебник /А.П.Садохин. М.: Гардарики, 2000.-256 с.
  115. Ю.И. Социально-исторические организмы, этносы, нации / Ю. И. Семенов // ЭО, Этнографическое обозрение. 1996. — № 3. — С. 6.
  116. Семёнов Ю. И Этнос, нация, диаспора / Ю.И. Семенов// Этнографическое обозрение //http://scepsis.ru/library/ id160. html
  117. В.Е. Самоопределение человека в этнокультурном типе автореферат дисс.канд.философ.наук / В.Е.Семенков- Санкттт-Петербургский гос. ун-т — СПб., 1992. — 12 с.
  118. Современная этнопсихология / под ред. А. Е. Тараса. Минск: Хар-вест, 2003. -368 с.
  119. З.В. Социология и психология национальных отношений: учебное пособие / З. В. Сикевич. СПб.: Изд-во Михайлова В. А., 1999. — 203 с.
  120. Г. У. Социально-психологические последствия межэтнической напряженности / Г. У.Солдатова//Духовная культура и этническое самосознание. М., 1991. — Вып. 2. — С. 178−200.
  121. Г. У. Психология межэтнической напряженности /Г.У.Солдатова// М.: Смысл, -1998. — 389 с.
  122. Спиркин А. Г. Сознание и самосознание/ А. Г. Спиркин. М.: Политиздат, 1972.-304 с.
  123. И.В. Марксизм и национальный вопрос / www.petrograd. biz/stalin/2−19.php
  124. Г. В. Этническая группа в современном советском городе: Социологические очерки / Г. В.Старовойтова- отв. ред. К.В.Чистов- АН СССР, Ин-т этнографии им. Н.Н.Миклухо-Маклая. -JL: Наука. Ленингр. отд-ние, 1987.-174с.
  125. Г. В. Этнические особенности поведения и внешности в восприятии горожан /Г.В.Старовойтова // Этнические стереотипы поведения. -Л.: Наука. Ленинградск. отд-е, 1985. С.22−34.
  126. Г. В. Некоторые методологические вопросы определения предметной области этнопсихологии / Г. В. Старовойтова // Социальная психология и общественная практика. -М., 1985.-С. 127−138.
  127. Т. Г. Этнопсихология /Т.Г.Стефаненко. М.: ИП РАН, Академический проект- Екатеринбург: Деловая книга, 2000. — 320 с.
  128. Т.Г. Методы изучения этнической толерантности личности / Т. Г. Стефаненко, Е. И. Шлягина, С. Н. Ениколопов // Методы этнопсихологического исследования. М.: Изд-во Моск. гос. ун-та, 1993. — 79 с.
  129. В.В. Самосознание личности / В. В. Столин. М.: Изд-во Моск. гос. ун-та, 1983. -286 с.
  130. Э.В. Маргинальный человек. Исследование личности и культурного конфликта / Э.В.Стоунквист// Современная зарубежная этнопсихология. М., 1979. С. 90−112
  131. А.А. Структурные формы самоорганизации этноса /А.А.Сусоколов // Расы и народы. М.: Наука, 1990, — Вып. 2.
  132. Т.А. Этнические меньшинства в городах Республики Татарстан- автореферат дисс.д-ра ист. наук/ Т.А.Титова- Чувашский гос. унт им. И. Н. Ульянова Чебоксары, 2008. — 47 с.
  133. В.А. Реквием по этносу: Исследования по социально-культурной антропологии / В. А. Тишков // Рос. Акад. наук, Ин-тут этнологии и антрапологии им. Н.Н.Миклухо-Маклая. М.: Наука, 2003. — 542 с.
  134. Тощенко Ж. Т. Диаспора как объект социологического исследования / Ж. Т. Тощенко, Т. И. Чаптыкова // Социс. М., 1996. — № 12. — С. 33−42.
  135. Философский энциклопедический словарь / авт. А.Л. Грекулова- ред. Аверинцев А. Б., и др. М.: Сов.энцикл., 1989.-814 с.
  136. Фрейд 3. Психология масс и человеческого «Я» / З.Фрейд. М.: ACT, 2004.-188 с.
  137. Фрейд 3. Неудовлетворенность культурой. Аналитическое повествование / З. Фрейд // М.: Моск. рабочий- Вся Москва, 1990. — 176 с.
  138. Л.Л. Этнические диаспоры в локальных конфликтах (На примере Ростовской области) / Л. Л. Хаперская // Диаспоры: независимый науч. журн. -М., 2004. -№ 4. С.38−58.
  139. В.Ю. О возможности отражения в этнических стеро-типах типичных черт национального характера /В.ЮХотинец // Идентичность и толерантность: сб. статей / под ред. Н. М. Лебедевой. М.: Ин-т этнологии и антропологии РАН, 2002. -С.266—284.
  140. В.Ю. О психологическом исследовании этнического характера / В. Ю. Хотинец //Cogito: сборник научных статей по педагогике и психологии /сост. и ред. С. Ф. Сироткин, А. А. Баранов. — Ижевск: УдГУ, 2001. -Вып. 4. С.137−145.
  141. В. Ю. Этническая идентичность и толерантность /В.Ю.Хотинец. Екатеринбург: Изд-во Урал, ун-та, 2002. -124 с.
  142. В.Ю. Этническое самосознание / В. Ю. Хотинец. СПб.: Алетейя, — 2000. -240 с.
  143. Хотинец В. Ю. Этническое самосознание и его роль в развитии индивидуальности человека: учеб. пособ / В. Ю. Хотинец. Ижевск: Изд-во Удмуртского ун-та, 1996. — 76 с.
  144. В.Ю. К вопросу об основных подходах к изучению этнич-ности в зарубежной и отечественной науке / В.Ю.Хотинец// Мир психологии. -2001.- № 4(28).- С. 135−146.
  145. Л.П. Национальное самосознание личности: сущность, противоречия, проблемы формирования- автореферат дисс.канд. философ, наук / Л.П.Чагай- Рос. академ. управления -М., 1992.— 19 с.
  146. С.В. Человек и этничность/ С. В. Чешко // Этнографическое обозрение. 1994. № 6. — С. 35−49.
  147. Г. Диаспоры в мировой политике // Диаспоры. М., 2003. -№ 1. — С. 162−184.
  148. Т. Социальная психология / Т. Шибутани- перевод В. Б. Ольшанского. -М.: Аст, 1999. 538 с.
  149. П.Н. Межнациональные отношения как объект социально-психологического исследования / П. Н. Шихирев //Социально-психологические исследования межнациональных отношений: Сб. ст — М.: 1993.
  150. Е.И. Зависимость актуального этнопсихологического статуса личности от ее характерологических черт / Е. И. Шлягина, Э.У.Данзаева- под.ред. Н. М. Лебедевой //Этническая психология и общество. М.: Старый сад, 1997. -С.347−355.
  151. Шозимов П. Д. Таджикская идентичность и государственное строительство в Таджикистане / П. Шозимов //- Душанбе: Ирфон, -2003. 261 с.
  152. Г. Г. Введение в этническую психологию/ Г. Г.Шпет// СПб.: Алетейа, 1996.-155с.
  153. П.П. Национальная психология: сущность, структура, социальная роль. — автореферат дисс.канд.филос. наук / П. П. Шулындин. -Горький: 1986. 18 с.
  154. Э. Детство и общество / Э. Эриксон- пер. и науч. ред. А. А. Алексеев СПб.: Балашиха, псих. центр «Ленато», -1996. — 589 с.
  155. Т.Н. Социология миграции: к формированию нового научного направления /Т.Н.Юдина. М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К0», 2004.-399с.
  156. Berry J. W. Immigration, acculturation and adaptation //Applied Psychology: An international review/ J. W. Berry. 1997. vol. 46, -№ 1. — P. 5−34.
  157. Berry J. W., Poortinga У. H., Segall M. H., Dasen P. R. Cross-cultural psychology: research and applications / J. W Berry, У.Н. Poortinga, M.H. Segall, P.R. Dasen. Cambridge: Cambridge University Press, 1992. — 459 p.
  158. Bochner S. The social psychology of cross-cultures Relations / S. Bochner // Culturesin contact studies in cross-cultures Interaction. Oxford, -1982.
  159. Castles S. International Migration / S. Castles // International Social Science Journal. Vol.165, 2000. -p.270−271.
  160. Erikson E. Insight and Responsibility/ E. Erikson// N.Y., 1964 6.
  161. Erikson E. Psychosocial Identity / E. Erikson // A Way of Lookingat Things Selected Papers/Edited by S. Schlein. N.Y., 1995 7
  162. Ethnic Identity. / Ed. by M.E.Bernal, G.P.Knight. Albany, 1993. P. 16
  163. Feather N. T. Values, valences, and choice: The Influence of values on the perceived attractiveness and choice of alternatives / N.T. Feather //Journal of Personality and Social Psychology. 1995. -June, vol. 68, No. 6. P. 1135−1151
  164. Furnham A. Culture shock. Psychological reactions to unfamiliar environments / A. Furnham, S. Bochner London New York: Methuen, 1986. — 298 p.
  165. Greenfield P. Three approaches to the psychology of culture: Where do they come from?/ P. Greenfield //Asian Journal of Social Psychology. -2000. No. 3.-P. 223−240.
  166. Park R. Burgess e. Introduction to the science of sociology / Park R. -Chicago, 1964,-p. 123.
  167. Peabody D. National characteristics/ D. Peabody. Cambridge, 1985. -256 p.
  168. Portes A. Gaining the upper hand: economic mobility among immigrant and domestic minorities / A. Portes, M. Zhou //Ethnic and racial studies. -1992,-Vol. 15, No. 4. P. 491−522.
  169. Stonequist E.V. The Marginal Man. A Study in personality and culture conflict / E.V. Stonequist. New York, -1961, P. 45−48
Заполнить форму текущей работой