Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Образовательная среда в системе инфраструктурного обеспечения малого предпринимательства

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Раскрыта структура этой среды, включающая следующие элементы: технологии первичной профессиональной ориентации выпускников средних общеобразовательных учреждений, нацеливающие их на получение профессионального образования, востребованного на современном рынке трудаучреждения профессионального образования любого уровня, готовящие кадры для субъектов предпринимательства, включая механизмы… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. Система инфраструктурного обеспечения малого предпринимательства и профессиональные предпринимательские компетенции
    • 1. 1. Особенности инфраструктурного обеспечения малого предпринимательства
    • 1. 2. Профессиональные предпринимательские компетенции и приоритетные направления их формирования
  • ГЛАВА 2. Образовательная среда как необходимый элемент системы инфраструктурного обеспечения малого предпринимательства
    • 2. 1. Понятие, особенности и структура образовательной среды малого предпринимательства
    • 2. 2. Роль образовательной среды в формировании новой философии отечественного малого предпринимательства
  • ГЛАВА 3. Инновационные подходы к развитию образовательной среды малого предпринимательства
    • 3. 1. Образовательно-технологические парки малых предприятий как перспективное направление развития образовательной среды малого предпринимательства
    • 3. 2. Инновационные формы участия предпринимательских ассоциаций в развитии образовательной среды малого предпринимательства
    • 3. 3. Инновационные подходы к подготовке новой генерации малых предпринимателей

Образовательная среда в системе инфраструктурного обеспечения малого предпринимательства (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Успешное развитие профессионального предпринимательства, в том числе — малого, зависит от эффективности функционирования системы его инфраструктурного обеспечения. Она включает в себя множество элементов — правовую базу, государственную поддержку, наличие стабильных бизнес-коммуникаций с крупным предпринимательством и финансовым сектором экономики. Одним из таких элементов выступает образовательная среда, удовлетворяющая потребности субъектов малого предпринимательства в разнообразных образовательных услугах. В условиях экономики, основанной на знаниях, эта среда призвана выполнять целевые функции, способствующие улучшению качественных и количественных параметров рассматриваемой сферы предпринимательства. К важнейшим из них правомерно отнести: изменение философии российского малого предпринимательства в целях обеспечения приверженности его субъектов принципам добросовестной конкуренции и сотрудничества, социальной ответственности, толерантности и высокой корпоративной культурыформирование у малых предпринимателей потребности в постоянном обновлении знаний, навыков в бизнесе и общественном поведенииформирование и углубление профессиональных компетенций всех категорий персонала малых предприятий, включая их собственниковсодействие созданию новых и расширению масштабов бизнеса действующих малых предприятий, особенно — в инновационно ориентированных отраслях экономикиповышение конкурентоспособности отечественного малого предпринимательства за счет обеспечения его оперативными и доступными консалтинговыми услугамисодействие дальнейшей интеграции бизнеса, образования и прикладной науки.

Необходимость теоретического обоснования и разработки прикладных моделей и механизмов функционирования элементов образовательной среды малого предпринимательства определяют научную и практическую актуальность темы диссертационного исследования.

Степень разработанности проблемы. Вопросы развития системы инфраструктурного обеспечения малого предпринимательства занимают важное место в современной науке. В странах с исторически сложившейся рыночной экономикой этой проблемой занимались многие известные ученые, например, Г. Берл, Д. Гэммон, Я. Мэйтланд, Н. Сирополис, П. Уилсон, Д. Стэнворт, В. Хойер и др. В России аналогичные исследования с начала 90-х годов прошлого века вели Т. Алимова, А Виленский, А. Игнатьев, В. Киевский, А. Крутик, М. Лапуста, Н. Юсупова. Ряд отечественных ученых предметно занимались вопросами инфраструктурного обеспечения малого предпринимательства. Так, А. Орлов и В. Киевский изучали разнообразные формы поддержки малого предпринимательства со стороны государстваВ. Артемова, А. Барцевич, А. Блинов, В. Киевский, Д. Чангли — со стороны банковского сектора экономики, А. Полянский и В. Радаев — проблему обеспечения его безопасности.

Однако комплексных исследований образовательной среды малого предпринимательства до настоящего времени не проводилось. Проблема кадрового обеспечения его субъектов частично рассматривалась М. Еваленко, Л. Слуцким и А. Шулусом. Исследования в области формирования профессиональных предпринимательских компетенций и инновационных образовательных технологий (А. Андреев, И. Белых, А. Дорофеев, М. Лукашенко, А. Ожгихина, Ю. Рубин, Л. Старикова, и др.) не в полной мере учитывали специфические условия функционирования малого бизнеса. Это определило общую цель исследования и прикладные его задачи.

Цель н задачи исследования. Целью диссертации является определение перспективных подходов к развитию образовательной среды как элемента системы инфраструктурного обеспечения малого предпринимательства.

Исходя из указанной цели, в работе поставлены и решены следующие прикладные задачи: уточнить понятие и обосновать роль образовательной среды в развитии профессионального предпринимательства, выявить закономерности ее эволюции в современной России, определить состав ее элементоввыявить влияние профессиональных и личностных компетенций, необходимых малым предпринимателям, на требования, предъявляемые ими к услугам субъектов профессионального образованиявыявить особенности образовательной среды малого предпринимательства, уточнить номенклатуру образовательных услуг, отвечающих потребностям его субъектовобосновать роль образовательной среды в формировании новой философии отечественного малого предпринимательствасформулировать принципы и формы взаимодействия субъектов профессионального образования и малого предпринимательстваразработать и обосновать новые подходы к организации профессиональной подготовки следующего поколения отечественных малых предпринимателей, основанные, во-первых, на сочетании образовательной и воспитательной составляющих обучения и, во-вторых, на широком использовании инновационных образовательных технологий, обеспечивающих доступность и качество соответствующих услугопределить и обосновать возможные формы участия государства и предпринимательских ассоциаций в развитии образовательной среды малого предпринимательства.

Объектом исследования выступает образовательная среда как элемент системы инфраструктурного обеспечения малого предпринимательства.

Предметом исследования являются принципы организации и механизмы взаимодействия между учреждениями профессионального образования и субъектами малого предпринимательства, а также их ассоциированными объединениями.

Теоретическая и методологическая основа исследования. Теоретической основой исследования послужили труды зарубежных и отечественных ученых в области профессионального предпринимательства и предпринимательского образования. В качестве методологической основы исследования использованы методы системного и сравнительного анализа, проектирования организационных систем, а также совокупность международно признанных норм ведения профессионального предпринимательства.

Информационной базой исследования послужили данные статистических сборников Федеральной службы государственной статистикисправочные информационные материалы, приведенные в научных работах по исследуемой проблемерезультаты социологических опросов представителей малого предпринимательства, проведенные ВЦИОМ и другими социологическими агентствамиинформационно-справочные бюллетени общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «ОПОРА РОССИИ».

Научная новизна диссертационного исследования состоит в разработке и теоретическом обосновании инновационных подходов к развитию образовательной среды как необходимого элемента системы инфраструктурного обеспечения малого предпринимательства.

Наиболее существенные научные результаты, полученные лично соискателем и содержащие элементы научной новизны:

1. Сформулирована цель функционирования образовательной среды профессионального предпринимательства как совокупности организационно-экономических отношений, институтов гражданского общества и механизмов их взаимодействия, обеспечивающих удовлетворение образовательных потребностей субъектов предпринимательства.

Раскрыта структура этой среды, включающая следующие элементы: технологии первичной профессиональной ориентации выпускников средних общеобразовательных учреждений, нацеливающие их на получение профессионального образования, востребованного на современном рынке трудаучреждения профессионального образования любого уровня, готовящие кадры для субъектов предпринимательства, включая механизмы горизонтальной и вертикальной интеграции между ними в рамках реализации программ непрерывного образованиясовокупность образовательных программ, учебно-методических контентов и образовательных технологий, обеспечивающих приобретение обучаемыми профессиональных компетенций, необходимых их имеющимся или потенциальным работодателяминституты независимой оценки качества образовательных программ среднего, высшего и дополнительного профессионального образования, предлагаемых действующим и потенциальным работникам сферы предпринимательства, а также публичные технологии этой оценкимежфирменные и внутрифирменные коммуникации, обеспечивающие удовлетворение образовательных потребностей субъектов предпринимательствамеханизмы государственной и негосударственной поддержки развития образовательной среды профессионального предпринимательства.

2. Доказано, что в современных условиях процесс развития образовательной среды предпринимательства обеспечивается и корректируется, как государством, так и институтами децентрализованного рыночного саморегулирования.

Необходимость централизованной поддержки и регулирования процесса развития образовательной среды предпринимательства государством определяется интересами национальной экономической безопасности. Одним из приоритетных критериев ее обеспеченности выступает высокая конкурентоспособность национального предпринимательства на внешнем и внутреннем рынках, что прямо зависит от качества и доступности профессионального образования.

Раскрыто, что децентрализованное воздействие на развитие образовательной среды предпринимательства оказывают закономерности конкуренции, проявляющие себя на макрои на микроэкономическом уровне: межфирменная конкуренция мотивирует работодателей к постоянному повышению качества своего человеческого капитала, прежде всего — путем инвестирования в различные программы дополнительного профессионального образованиявнутрифирменная конкуренция мотивирует работников к постоянному расширению и углублению профессиональных компетенций, в том числе путем реализации своих образовательных потребностей в форме инициативного приобретения различных услуг учреждений профессионального образования.

3. Разработаны формы взаимодействия субъектов профессионального образования и малого предпринимательства, предполагающие: стратегическое партнерство учреждений профессионального образования и ассоциированных предпринимательских объединенийсовместную разработку и последующую актуализацию системы профессиональных стандартов для собственников и специалистов малых предприятийсочетание программ бизнес-образования, бизнес-инкубации и бизнес-консультирования малых предприятий, в том числе — в распределено-сетевой информационной средеподготовку состоявшихся и потенциальных собственников малых предприятий с учетом необходимости приобретения ими как профессиональных компетенций, так и особого предпринимательского мировоззрения, адекватного требованиям современного этапа развития отечественной экономики и общества в целомподготовку персонала малых предприятий на основе индивидуальных образовательных траекторий, согласованных работодателямиобучение персонала малых предприятий непосредственно на рабочих местах с широким использованием информационных образовательных технологий.

4. Выявлены две группы услуг учреждений профессионального образования, востребованные субъектами предпринимательства в современных российских условиях.

Первая группа услуг отражает образовательные потребности субъектов, представляющих любые сферы профессионального предпринимательства и включает: услуги в области первичной профессиональной ориентации выпускников средних общеобразовательных учреждений, а также профессиональной переориентации уволенных в запас военнослужащих и других категорий работников, оказавшихся на рынке резервной рабочей силыобразовательные услуги по подготовке менеджеров и специалистов, в том числе — рабочих специальностей, обладающих необходимыми работодателям профессиональными компетенциямиуслуги в форме участия в разработке профессиональных стандартов по всей совокупности рабочих мест менеджеров и дипломированных специалистовуслуги в форме экспертизы качества образовательных программ, реализуемых в рамках дополнительной профессиональной подготовки персонала.

Вторая группа услуг отражает дополнительные потребности субъектов малого предпринимательства и включает: дополнительные услуги в области первичной профессиональной ориентации, связанные с выявлением предприимчивых людей с целью формирования у них образовательных потребностей, способствующих преобразованию этой предприимчивости в профессиональные компетенции, необходимые предпринимателюуслуги в форме участия в разработке требований к профессиональным и личностным компетенциям собственников — менеджеров малых предприятийуслуги в форме реализации специальных программ базового и дополнительного профессионального образования действующих и будущих собственников — менеджеров малых предприятийуслуги в форме участия в разработке планов НЯ — развития малых предприятийуслуги, сочетающие в себе элементы бизнес — образования и бизнес — инкубацииуслуги, сочетающие в себе элементы бизнес — образования и бизнес — консалтинга.

5. Доказано, что особенности функционирования предприятий малого бизнеса определяют дополнительные требования к учреждениям профессионального образования в части организации процесса реализации их услуг. В отличие от крупного бизнеса в сфере малого предпринимательства более востребованы образовательные технологии: обеспечивающие возможность обучения персонала непосредственно на рабочих местах, а не в корпоративных учебных центрах или в учреждениях профессионального образованиядопускающие возможность применения индивидуальных, а не групповых образовательных траекторий, согласованных конкретными работодателямиобеспечивающие возможность организации многопрофильного, а не узкоспециализированного профессионального обучения.

6. Разработаны новые для отечественной высшей школы методические и организационные подходы к подготовке наследников предприятий малого бизнеса как будущих носителей философии инновационно ориентированного и социально ответственного профессионального предпринимательства. Указанные подходы предполагают использование: эксклюзивных учебных планов, включающих комплекс дисциплин, адаптированных к специфическим условиям функционирования малого предпринимательстваобразовательных технологий, способствующих формированию прикладных навыков и умений, необходимых малому предпринимателюиндивидуальных траекторий обучения, обеспечивающих практическое знакомство будущего предпринимателя с типовыми проблемами, возникающими в процессе функционирования отечественного малого предпринимательствапрограмм послевузовского обучения, способствующих регулярному обновлению профессиональных компетенций и расширению предпринимательского кругозора.

7. Разработаны предложения по созданию сети образовательно-технологических парков (далее — ОТП) как нового институционального элемента образовательной среды отечественного предпринимательства. В отличие от существующих сегодня в России бизнес-инкубаторов и технопарков с их ограниченным набором услуг, ОТП способны обеспечить малым предприятиям комплексные услуги в области бизнес-образования, бизнес-инкубации и бизнес-консалтинга. Для решения данной задачи: обоснована целесообразность создания ОТП при крупных практико-ориентированных вузахсформулированы исходные требования к вузу, заинтересованному в реализации подобного инновационного проекта собственного развитияуточнена номенклатура образовательных, инкубационных и консалтинговых услуг ОТП, сформулированы организационные и экономические условия их реализации потребителям — физическим лицам, малым предприятиям и их ассоциированным объединениямразработана организационная структура управления ОТП.

8. Сформулированы перспективные формы участия государства и предпринимательских ассоциаций в развитии образовательной среды.

Со стороны государства оно может быть реализовано в форме: финансовой поддержки развития сети ОТП путем выделения создающим их вузам целевых грантов и предоставления налоговых льготпривлечения представителей предпринимательского сообщества к разработке нового поколения государственных образовательных стандартовсодействия развитию общественных институтов независимой оценки качества образовательных программ, используемых при подготовке кадров для предпринимательстваиспользования возможностей государственных общеобразовательных учреждений для активизации системы первичной профессиональной ориентации выпускников с учетом интересов отечественного предпринимательства.

Со стороны предпринимательских ассоциаций оно может быть реализовано в форме: выявления динамики спроса на образовательные услуги со стороны собственных членовкоординации программ взаимодействия представителей образовательного и предпринимательского сообщества по созданию системы профессиональных стандартов для менеджеров и специалистов малых предприятийсодействия в привлечении конкретных представителей предпринимательского сообщества к учебно-методической работе учреждений профессионального образования, готовящих кадры для малых предприятийсертификации образовательных программ, предлагаемых субъектам малого предпринимательствасодействия развитию сети ОТП путем предоставления элементов собственной материально-технической базы (площадей, оборудования, оргтехники) в пользование создаваемым при них региональным учебным, консалтинговым и информационным центрам.

Результаты исследования соответствуют п. 10.7 «Формирование и развитие системы инфраструктурного обеспечения предпринимательской деятельности» паспорта специальности 08.00.05 «Экономика и управление народным хозяйством: предпринимательство».

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что теоретические выводы и заключения, содержащиеся в диссертации, могут найти применение в научных работах, посвященных проблемам развития малого предпринимательства и рынка образовательных услуг в условиях транзитивной экономики.

Основные положения исследования могут использоваться при подготовке учебно-образовательного контента по дисциплинам «Основы бизнеса», «Организация на рынке труда», «Управление персоналом».

Практическая значимость исследования заключается в том, что разработанные по его результатам организационные подходы и прикладные механизмы бизнес-взаимодействия могут использоваться отечественными профессиональными образовательными учреждениями, а также малыми предприятиями, стремящимися к обеспечению конкурентоспособности за счет повышения профессиональных компетенций собственников и персонала. Заключения и рекомендации, сформулированные в исследовании, могут учитываться региональными государственными органами, уполномоченными обеспечивать поддержку малого предпринимательства, а также ассоциированными объединениями малых предприятий.

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные результаты исследования докладывались на ежегодной межвузовской научной сессии МФПА «Роль бизнеса в развитии российского общества» на секции «Профессиональные компетенции и инновационные технологии развития человеческих ресурсов организации (г. Москва, апрель 2006 г., апрель 2007 г.).

Отдельные положения диссертации и обосновывающие их материалы используются в учебном процессе МФПА в рамках учебных дисциплин «Основы бизнеса», «Организация на рынке труда».

Основные положения диссертации нашли отражение в 4 статьях в журналах и сборниках научных статей общим объемом 2,1 п.л. (в том числе — 1 статья в журнале, входящем в перечень, рекомендованный ВАК).

Структура диссертационной работы обусловлена задачами, поставленными в исследовании, и отражена в ее содержании. В первой части проанализирована система инфраструктурного обеспечения малого предпринимательства, выявлены ее роль и функции, а также особенности становления и функционирования в современной России. Выявлены требования к профессиональным компетенциям предпринимателей и приоритетные направления их разработки. Во второй части диссертации проведено исследование образовательной среды как необходимого элемента система инфраструктурного обеспечения малого предпринимательства. Определена роль образовательной среды в формировании новой философии отечественного предпринимательства и определены приоритетные ее направления. В заключительной части работы сформулированы и обоснованы возможные формы содействия развитию этой среды со стороны государства и предпринимательских ассоциаций, а также содержится описание разработанных диссертантом образовательных технологий, используемых для подготовки самих предпринимателей и наемного персонала.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

В заключительной части диссертационного исследования в обобщенном виде представлены основные выводы и полученные научные результаты:

1. Общественно значимые экономические и социальные функции, выполняемые малым предпринимательством, обуславливают необходимость последовательного развития системы его инфраструктурного обеспечения.

2. Обосновано, что в условиях практической реализации требования к развитию экономики как «экономики, основанной на знаниях», одним из необходимых элементов этой системы выступает образовательная среда, В диссертационном исследовании она определяется как совокупность условий, необходимых для обеспечения малого предпринимательства трудовыми ресурсами, обладающими необходимыми профессиональными и личностными компетенциями.

3. Основными особенностями образовательной среды малого предпринимательства выступают: общая ориентация на обучение преимущественно самих малых предпринимателей, но не их персоналаобщая ориентация на реализацию программ преимущественно дополнительного образованиянедостаточная степень адаптированности предлагаемых образовательных программ базового обучения к специфическим потребностям и ограниченным возможностям малого предпринимательства.

Эти особенности являются следствием действия нескольких факторов объективного и субъективного характера, важнейшими из которых являются: худшие финансовые возможности большинства субъектов малого предпринимательства, не позволяющие им привлекать на работу не нуждающихся в первичном обучении специалистов, оплачивать услуги элитных профессиональных образовательных учреждений, а также выделять достаточные средства для реализации других программ обучения собственного персоналахудший имидж на рынке труда как работодателей, обуславливающий высокую текучесть квалифицированных кадров, худшие возможности в привлечении выпускников авторитетных вузов и колледжей, а также пассивную позицию образовательных учреждений в области разработки и внедрения специальных образовательных программ, учитывающих специфические потребности малого предпринимательстванедостаточная эффективность централизованной и децентрализованной поддержки развития образовательной средыболее высокий уровень консерватизма и недооценка проблемы повышения уровня культуры предпринимательства, характерные для многих собственников отечественных малых предприятийограниченность штата, определяющая экономическую нецелесообразность создания собственных учебных центров, дополнительные сложности в создании «института наставничества», необходимость массового совмещения профессий.

4. Указанные особенности обуславливают следующие методические требования к дальнейшему развитию образовательной среды как необходимого элемента инфраструктурного обеспечения отечественного малого предпринимательства: необходимость использования инновационных образовательных технологий в процессе базового и дополнительного обучения собственников и персонала малых предприятийнеобходимость совмещения профессиональной подготовки малых предпринимателей с функциями бизнес-инкубациинеобходимость совмещения дополнительного обучения малых предпринимателей с элементами их консалтингового и информационного обеспечениянеобходимость ее централизованной и децентрализованной поддержки со стороны государства, субъектов крупного бизнеса, а также ассоциированных объединений малых предприятийнеобходимость наличия системы общественной оценки качества образовательных программ, предназначенных для малого предпринимательстванеобходимость особого внимания к сочетанию двух базовых функций образования — обучения и воспитания.

Обосновано, что одной из приоритетных функций современной образовательной среды является формирование новой философии отечественного предпринимательства, в том числе — малого, основными признаками которой должна стать осознанная ориентация представителей предпринимательского сообщества на строгое соблюдение принципов: добросовестной конкуренции и сотрудничествасоциальной заинтересованности, толерантности и ответственностивысокой корпоративной культуры как основы ведения любого профессионального предпринимательстванацеленности на постоянное обновлении знаний, навыков в бизнесе и общественном поведении, что присуще всякой экономике, основанной на знаниях.

На основании результатов анализа имеющегося зарубежного опыта установлено, что перспективным направлением дальнейшего развития системы инфраструктурного обеспечения малого предпринимательства является формирование национальной сети бизнес-инкубаторов и технопарков. При этом выявлено, что сегодня эта сеть является элементом не образовательной, а деловой среды, поскольку большинство из функционирующих в России бизнес-инкубаторов и технопарков: предоставляют начинающим предпринимателям номенклатуру услуг с очень ограниченной «образовательной составляющей" — создаются для содействия развитию малого предпринимательства одной отрасли или одного региона.

Сформулировано и доказано, что наиболее эффективной и доступной формой содействия в развитии образовательной среды малого предпринимательства со стороны государства является поддержка создания национальной сети образовательно-технологических парков. Являясь результатом эволюционного развития идеи бизнес-инкубаторов и технопарков, они существенно отличаются от них: обеспечивая потенциальным и уже состоявшимся малым предпринимателям комплексные услуги в области бизнес-образования, бизнес-инкубации, бизнес-консалтинга, информационного обеспеченияфункционируя, в том числе, в распределенной (сетевой) информационной среде, обеспечивающей возможность доступа ко всем указанным выше услугам малым предприятиям, удаленным от исторически сложившихся университетских центров Россииакцентируя основное внимание на «образовательной составляющей» во взаимодействии со своими клиентами, что позволяет реализовать не только обучающую, но и воспитательную функцию, традиционную для отечественной школы профессионального образования.

Сформулировано и доказано, что наиболее перспективными направлениями поддержки развития образовательной среды со стороны ассоциаций малых предприятий, выражающих интересы всей рассматриваемой в диссертации категории субъектов бизнес-сообщества, выступают: проведение регулярного мониторинга динамики потребностей субъектов малого предпринимательства в образовательных услугахучастие их представителей в разработке системы профессиональных компетенций для собственников и ведущих специалистов малых предприятийинициирование процесса и непосредственное участие представителей ассоциации в разработке типового образовательного стандарта по специализации «Менеджмент в малом предпринимательстве (в рамках специальности «Менеджмент организации») — участие представителей ассоциаций в общественной оценке качества образовательных программ учреждений профессионального образования, осуществляющих подготовку кадров для малого предпринимательстваучастие в разработке целевой программы и прикладных методик рек-рутинга персонала для малых предприятий из числа выпускников средней школы, ПТУ, колледжей и вузов.

9. Обоснована целесообразность создания и реализации специальной образовательной программы для подготовки приемников отечественных малых предпринимателей из числа наследников их бизнеса. От типовых программ подготовки менеджеров широкого профиля, реализуемых сегодня российскими вузами, она отличается следующими основными позициями: содержанием включенных в него учебных дисциплин и их «расчасов-кой» (т.е. распределением учебных часов между ними) — возможностью использования групповых образовательных траекторий, определенных с учетом пожеланий конкретных групп предпринимателей (родственников обучаемых) и отражающих отраслевую специфику их бизнесашироким использованием форм обучения, способствующих формированию у студента практических навыков и умений, необходимых для будущей профессиональной деятельности в качестве предпринимателявозможностью для студента с определенного момента успешно сочетать учебный процесс и практическую деятельность.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Федеральный закон РФ от 12.05.1995 № 88 ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в РФ». — Закон, 1998, № 3, с.7−13
  2. Федеральный закон РФ от 24.07.2007 № 209 ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации». — Закон, 2007, № 8, с.11−18
  3. Постановление Правительства РФ от 04.12.1995 № 1184 «О федеральном фонде поддержки малого предпринимательства» Закон, 1996, № 3, с.25
  4. Государственная программа «Создание в Российской Федерации технопарков в сфере высоких технологий», одобренная Правительством РФ от 10.03.2006 (распоряжение № 328-р)1. Научные публикации:
  5. О.В., Горбунов В. Л., Каганов В. Ш. и др. Основы построения бизнес-инкубаторов М.: Издательская корпорация «Логос», 1999. — 124 с.
  6. О.Ю. Малый и средний бизнес: Эволюция понятий, рыночная среда, проблемы развития. М.: Финансы и статистика, 2004. — 192с.
  7. Т.П. Мотивация персонала в малом бизнесе. // Служба кадров и персонал. 2006 -№ 12. — с.21−25.
  8. Т.П. К вопросу о новых образовательных программах для малого предпринимательства. Материалы ежегодной научной сессии «Роль бизнеса в трансформации российского общества». — М.: Маркет ДС, 2006. -с. 94−96.
  9. Т.П. Дополнительные профессиональные и личностные компетенции собственников отечественных малых предприятий / Развитие человеческих ресурсов и профессиональные компетенции: Сб. научн. тр. М.: Маркет ДС, 2007. — с. 15−24.
  10. Т.П. Инновационные подходы к подготовке собственников малых предприятий / Развитие человеческих ресурсов и профессиональные компетенции: Сб. научн. тр- М.: Маркет ДС, 2007. — с. 134−149.
  11. О. Средний класс в современном обществе. Общество и экономика, 1996, № 6, с.57−78
  12. Т.В. Влияние бизнеса на технологию подготовки инновационных специалистов. Материалы ежегодной научной Сессии «Роль бизнеса в трансформации российского общества». — М.: Маркет ДС, 2006. — с.83−88.
  13. Л.И. Некоторые проблемы организации контроля знаний студентов. Материалы ежегодной научной Сессии «Роль бизнеса в трансформации российского общества». — М.: Маркет ДС, 2006. — с.259−264.
  14. Т., Буев В., Голикова В., Евсеева И. Формирование информационной среды малого бизнеса. Вопросы экономики, 1994, № 11, с. 124 -132
  15. М. Бизнес и вуз: вертикальная интеграция. Высшее образование в России, 2005, № 12. — с.9−15.
  16. А. Знания или компетенции? Высшее образование в России, 2005, № 2.-с.3−11.
  17. А.И. Проблемы малого предпринимательства в национальной экономике. Актуальные проблемы современно науки. — 2006, № 6 — С. 1422.
  18. В. Малый бизнес: проблемы становления. Российский экономический журнал, 1993, № 2, с.59−65
  19. В., Крылова Е. Малое предпринимательство в решении проблемы занятости. Российский экономический журнал, 1996, № 10, с.40−46
  20. В. «Анатомия» отечественного малого бизнеса. Российский экономический журнал, 1994, № 2, с.55−64
  21. Е. Малый и крупный бизнес: тенденции становления и специфика функционирования. Экономист. — 2001. -№ 4 — С.45−54.
  22. М. Семья в институциональном пространстве российского предпринимательства (опыт исторического исследования). Вопросы экономики, 2005, № 7. — с. 150−156.
  23. М. Как сделать цивилизованным российский рынок труда. ЭКО, 2007, № 3.-с. 123−131.
  24. А. С. Витте и создание системы коммерческого образования в России. Вопросы экономики, 2006, № 7. — с.140−147.
  25. Бизнес и вузы: стратегия партнерства. / Материалы всероссийской конференции «Кадры для бизнеса и реформа образования. Платное образование, 2006, № 1−2.-с. 20−25.
  26. Бизнес-инкубаторы в системе поддержки малого бизнеса: российский и международный опыт. / Под общей редакцией Э. Маркварта (OST-EURO) -Москва, ИЛИ, 2001 -160 стр.
  27. А. Малое предпринимательство и большая политика. Вопросы экономики, 1996, № 7, с.39−45.
  28. А., Никитов А. Немалые трудности малого бизнеса. Российский экономический журнал, 1995, № 2, с.44−49.
  29. С.А. Влияние образовательной отрасли на развитие экономики. -Система бизнеса / Под редакцией профессора Ю. Б. Рубина. Московская финансово-промышленная академия. М.: Маркет ДС, 2005. с. 395−403.
  30. В. Как поддерживают малый бизнес в Америке // Бизнес для всех. -2002, № 18,. С. 11, № 25 — С. 13.
  31. В. Малый и средний бизнес в крупнейших городах мира. -Бизнес для всех. 1999, № 7 — С. 17, № 19 — С.16- № 20 — С. 16, № 22 — С. 16.
  32. Бор дин А. П. Недостаток квалифицированных кадров как проблема современного бизнеса. Система бизнеса / Под редакцией профессора Ю. Б. Рубина. Московская финансово-промышленная академия. М.: Маркет ДС, 2005.-с. 461−466.
  33. Е. Малое предпринимательство в переходной экономике Юга. -Мировая экономика и международные отношения. 2001, № 1. — С.87−96.
  34. И. Малое предпринимательство как экономическая категория. -Общество и экономика, 1999, № 9, с.148−159.
  35. К. Система поддержки малого и среднего бизнеса в Германии // Пробл. теории и практики управления. 2002. — N 2. — С.58−63.
  36. Е. Развитие и поддержка малого бизнеса (опыт Венгрии и уроки для России). Вопросы экономики. — 2002, № 7. — С. 109−118.
  37. Е., Виленский А. Российская модель взаимодействия малого и крупного предпринимательства. Вопросы экономики, 1999, № 12, с.66−78.
  38. М. Проект Европейского союза «Электронные навыки для российских малых и средних предприятий». Проблемы теории и практики управления — 2006, № 2. — С.32−39.
  39. Н. Технопарки как форма поддержки малого предпринимательства. Мировая экономика и международные отношения. — 1996, — № 6. -С.130−135.
  40. JI. Что мешает развитию малого бизнеса: мнения предпринимателей. Мониторинг общественного мнения. — 2003, № 5−6. — С.30−35.
  41. A.B. Общественные объединения сферы малого бизнеса как институт российской экономики. М.: 2004,47 с.
  42. A.B. Особенности российского малого предпринимательства. -Экономический журнал ВШЭ. 2004, № 2. — С.246−256.
  43. А. О передаче контрольных и регулирующих функций государства объединениям малых предпринимателей. Вопросы экономики. -2003, № 11. — С.99−109.
  44. А. Малый бизнес затерялся на большом поле коррупции. -Малое предприятие, 1998, № 8, с. 8.
  45. О. Компетентностный подход при проектировании образовательных программ. Высшее образование в России, 2005, № 4. -с.30−33.
  46. В.А. О роли малого и среднего бизнеса в России и мире. -Экономика и математические методы. 2005,. № 1. — С.20−36.
  47. М. Руководство по бизнес-инкубации. Н.-Новгород, 2005. 23 с.
  48. Е., Левин М. Коррупционные взаимоотношения бизнеса и власти. Вопросы экономики, 2007, № 1. — с. 19−32.
  49. Е. Оценка качества высшего образования. Высшее образование в России, 2006, № 9. — с.23−31.
  50. Г. Предприниматель. М.: Наука, 1992. — 223 с.
  51. Р. Малое предпринимательство как объект криминологического исследования. Закон и право, 1999, № 7, с.14−26.
  52. В., Календжанян С., Клева Л. Образовательные программы как элемент управления корпоративным знанием. Вопросы экономики, 2006, № 7.-с.129−139.
  53. К. Малые высокотехнологичные предприятия в экономике России. ЭКО, 2005, № 8. — с.145−161.
  54. Л. Образование: услуга или жизнь? Вопросы экономики, 2005, № 3. — с.20−49.
  55. А. Ресурсная эффективность малых предприятий. Экономист. -2006, № 6. — С.55−61.
  56. А., Маликов Р. Институциональный анализ деловой коррупции в России. Вопросы экономики, 2005, № 10. — с.103−118.
  57. А. Профессиональная компетентность как показатель качества образования. Высшее образование в России, 2005, № 4. — с.30−33.
  58. С., Тузиков А. и др. Корпоративный университет на основе про-ектно-деятельностного образования как инструмент инновационного развития. Высшее образование в России, 2006, № 11. — с.3−14.
  59. М. Профессиональное обучение «малых бизнесменов»: специфика и методические проблемы. Российский экономический журнал, 2003, № 11−12. -с.87−89.
  60. JI. Еще раз о бизнес-образовании. Предпринимательство, 2001, № 2−3. -с.42−52.
  61. М.М. Бизнес-инкубатор как инструмент поддержки и развития малых предприятий. Аспирант и соискатель. — 2004, № 4. — С.21−23.
  62. Г. Высшее образование и бизнес: проблемы институционального взаимодействия. Высшее образование в России, 2007, № 1. — с.137−144.
  63. Э., Сыманюк Э. Компетентностный подход к модернизации профессионального образования. Высшее образование в России, 2005, № 4. -с.23−29.
  64. Т. О формировании компетентностей. Высшее образование в России, 2005, № 6. — с. 108−110.
  65. А., Крутик А. проблемы становления малого бизнеса в России. -СПб.: СПбУЭФ, 1997. -304с.
  66. Информационная поддержка малого бизнеса: «Круглый стол» РАРМП и редакции «Бизнеса для всех». Бизнес для всех. — 2000, № 13. — С.8−10.
  67. В., Иоголевич Н. Подготовка менеджеров: психологическая составляющая. -Высшее образование в России, 2007, № 4. с. 167−169.
  68. В. Где подрастает малый бизнес. Экономика и жизнь. — 2003, № 16 — С. 4.
  69. Р. Структура российской рабочей силы: особенности и динамика. Вопросы экономики, 2006, № 10. — с.19−40.
  70. В.В. Развитие малого высокотехнологичного бизнеса в России. ЭКО. — 2004, № 9. — С.68−79.
  71. А., Колесникова Л. Малый и средний бизнес: эволюция понятий и проблема определения. Вопросы экономики, 1996, № 7, с.46−58
  72. A.B. Деятельность малых предприятий Российской Федерации в начале XXI века. Вопросы статистики. — 2004, № 12. — С.45−48.
  73. Компетентностный подход и постиндустриальный рынок труда. Платное образование, 2006, № 10. — с. 20−24.
  74. Э. М. Управление качеством образования. М.: Академические проекты: Мир, 2006. — 216 с.
  75. А. Поддержка государством малого бизнеса в Японии. Человек и труд, 1994, № 2, с.52−56.
  76. А. Наследование бизнеса / Пер. с англ. СПб.: Питер, 2004. — 240 с.
  77. А. Малый бизнес и инфраструктура. Экономика и жизнь, 1996, № 35, с.8−16.
  78. А. Потенциал рабочей силы и рынок образовательных услуг. -Вопросы экономики, 2007, № 1. с. 144−146.
  79. Я., Филонович С. Бизнес-образование в России: состояние и перспективы. Вопросы экономики, 2004, № 1. — с.19−36.
  80. С. Малый и средний бизнес: институциональные трансформации и дух. Вестник Московского университета. Сер.6. Экономика. — 2003, № 4. -С.46−65.
  81. И. Тенденции научно-технического развития малого бизнеса в Японии. Проблемы теории и практики управления. — 2002, № 3. — С.74−79.
  82. С. Как поддерживают малый и средний бизнес в ЕС. Бизнес для всех. — 2000, № 2. — С. 11.
  83. Т. Основы создания бизнес-инкубаторов для поддержки малого предпринимательства в России. М.: Институт предпринимательства и инвестиций, 1999. — 108 с.
  84. М. Коокуренция на рынке образовательных услуг. Высшее образование в России, 2006, № 9. — с.47−55.
  85. М. Предпринимательская этика в сфере малого бизнеса. Малое предприятие, 1998, № 9, с.23−24.
  86. Р. Малые предприятия в экономике переходного периода: анализ проблем и экономическая политика. Экономическая наука современной России. — 2002, № 1. — С.121−141.
  87. Малый бизнес в России. Аналитическое пособие. М.: КОНСЭКО, 1998. -352 с.
  88. В. Корпоративная культура в современном менеджменте. Развитие человеческих ресурсов и профессиональные компетенции: Сборник научных статей / Московская финансово-промышленная академия. М.: Маркет ДС, 2006. — с.46−54.
  89. Ф. Проектирование образовательных сред. Материалы ежегодной научной Сессии «Роль бизнеса в трансформации российского общества». — М.: Маркет ДС, 2006. — с.248−249.
  90. О. Венчурное предпринимательство: мировой опыт и отечественная практика. Вопросы экономики, 2006, № 5. — с. 122−131.
  91. Н. Развитие системы поддержки малых предприятий с помощью бизнес-инкубаторов. Маркетинг. — 1998,. № 5. — С.3−23.
  92. В. Управление в структурах среднего и малого бизнеса: системно-конструктивистский подход. Проблемы теории и практики управления — 2003, № 2. — С.82−85.
  93. С. Пути совершенствования малого бизнеса на рынке предприятий в России. Материалы ежегодной научной Сессии «Роль бизнеса в трансформации российского общества». — М.: Маркет ДС, 2006. — с.33−35.
  94. Мэйтланд Ян Руководство по управлению персоналом в малом бизнесе. /Пер. с англ. под ред. Л. Павловой. М.: Аудит, 1996. — 159с.
  95. М., Старостин Ю. Малое предпринимательство. М.: ИНФРА-М, 1998.-318с.
  96. ., Сокольский В. Дорогу предприимчивости. Малое предприятие, 1998, № 2, с. 18−19.
  97. С., Соболев А., Богатова Т. К реализации стратегии партнерства высшей школы и бизнеса. Высшее образование в России, 2007, № 1. -с.3−9.
  98. И. Теневая экономика, причины, последствия, перспективы. -Общество и экономика, 1998, № 6, с.31−48.
  99. А. Кризисы в формировании и функционировании управленческой команды вуза и пути их преодоления. Система бизнеса / Под редакцией профессора Ю. Б. Рубина. Московская финансово-промышленная академия. М.: Маркет ДС, 2006. Вып.2 — с. 450−456
  100. Оптимальная практика организации бизнес-инкубаторов. Изд. Организации объединенных Наций, Нью-Йорк., Женева., 2000 91 с.
  101. Организация поддержки малого бизнеса / Под ред. В. Каганова. М.: Академия менеджмента и рынка, 1995. — 128с.
  102. П. Малое и среднее предпринимательство в России. Общество и экономика. — 2005, № 12. — С.49−85.
  103. С. Институциональная структура малого бизнеса. Автореферат дис. на соиск. уч. ст. к.э.н. — Кострома, 2002. — 24с.
  104. Г. Малый бизнес обогатил Италию. Поднимет ли он Россию? -Малое предприятие, 1999, № 8, с. 20−21.
  105. Ю. «Отцы», «дети» и экономика. Экономика и жизнь. — 2003, № 16. — С.2−3.
  106. А. Выше «крыши». Эксперт, 1996, № 2, с. 20.
  107. А. Перестройка организации работы малого бизнеса в России. Бизнес и политика, 1998, № 5−6, с. 16−20
  108. М. Предпринимательство на рынке образовательных услуг: необходимость и формы. Материалы ежегодной научной Сессии «Роль бизнеса в трансформации российского общества». — М.: Маркет ДС, 2006. — с.66−70.
  109. О. Система государственной поддержки малого бизнеса за рубежом. Система бизнеса / Под редакцией профессора Ю. Б. Рубина. Московская финансово-промышленная академия. М.: Маркет ДС, 2005. — с. 91−103.
  110. С. К вопросу об оценке качества образования. Высшее образование в России, 2005, № 3. — с. 13−24.
  111. В. Малый бизнес и проблемы деловой этики: надежды и реальность. Вопросы экономики, 1996, № 7, с.72−82.
  112. В. По кругам теневой экономики. Малое предприятие, 1999, № 6, с.8−9.
  113. А. О малом и среднем бизнесе в сфере высоких технологий. -ЭКО, 2005, № 5. с.64−72.
  114. В. Малое и среднее предприятие в народном хозяйстве: Из сб. статей: «Концепция хозяйственного порядка. Учение ордолиберализма» // Politekonom. 1998, № 1. — С.50−58.
  115. Ю. Конкуренция: упорядоченное взаимодействие в профессиональном бизнесе: 2-е издание. М.: Маркет ДС, 2006. — 458 с.
  116. Ю. Теория конкуренции и задачи повышения конкурентоспособности российского образования. Высшее образование в России, 2007, № 1.-с.26−43.
  117. С., Михеев Ю., Крайнов В., Крайнов А. Взаимодействие малых предприятий с крупным производством. Малое предприятие, 1999, № 8, с.12−13
  118. С., Михеев Ю., Крайнов В., Крайнов А. Взаимодействие малых предприятий с крупным производством. Малое предприятие, 1999, № 9, с.12−14
  119. В. Феномен предпринимательства. Российский экономический журнал, 1995, № 10, с.58−60.
  120. И. К классификации форм господдержки малого предпринимательства. Российский экономический журнал. — 2000, № 11−12. -С.80−83.
  121. М.С. Бизнес и общество. Материалы ежегодной научной Сессии «Роль бизнеса в трансформации российского общества». — М.: Маркет ДС, 2006.-с. 11−14.
  122. Н. Управление малым бизнесом / Пер. с англ., М.: Дело, 1997. 667с.
  123. JI. О новых функциях ассоциированных объединений в малом предпринимательстве. Общество и экономика. — 2000, № 11−12. — С.224−232.
  124. JI. Развитие малого предпринимательства в российской экономике. М.: Финансы и статистика, 2000. — 164 с.
  125. И. Социальная ответственность бизнеса: глобальный контекст и российские реалии. Вопросы экономики, 2005, № 10. — с.90−102.
  126. В. Малый бизнес по-британски. Мировая экономика и международные отношения, 1996, № 9, с. 102−108
  127. В. Государственное регулирование малого бизнеса: опыт Великобритании. Проблемы теории и практики управления. — 1998, № 2. -С.100−103.
  128. Социальная ответственность бизнеса. / Интервью с президентом Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «ОПОРА РОССИИ» С. Р. Борисовым. Платное образование, 2006, № 1−2.-с. 17−20.
  129. Л. Профессиональное самоопределение и профориентация. -Высшее образование в России, 2007, № 5. с.75−77.
  130. Д., Смит Б. Франчайзинг в малом бизнесе / Пер. с англ. под ред. Л. Павловой М.: Аудит, ЮНИТИ 1996. — 200с.
  131. Теневая составляющая малого бизнеса // Бизнес для всех. 2005, № 8. -С.8−9.
  132. Технопарки: организация и управление: Пер. с англ. — М.: Издательство МЭИ, 1997. —164 е.: ил.
  133. Р. Инвестиции в малый бизнес России. Система бизнеса / Под редакцией профессора Ю. Б. Рубина. Московская финансово-промышленная академия. М.: Маркет ДС, 2006. Вып.2 — с. 48−56.
  134. В.Б. Эффективность программ поддержки малого предпринимательства. Экономическая наука современной России. — 2002, № 3. -С.73−87.
  135. Э. История менеджмента. М.: Ассоциация авторов и издателей «Тандем»: Изд. ЭКМОС, 1997. — 186 с.
  136. Е. Франция: государство поддерживает малое и среднее предпринимательство. Проблемы теории и практики управления. — 1995,. № 1. — С.56−60.
  137. A.M. Взаимодействие крупного и малого бизнеса: анализ зарубежного опыта и применение его в России: Автореферат дис. на соиск. уч. ст. к.э.н.-М., 2000.-24с.
  138. В. Малый бизнес современной Европы нуждается в поддержке. Евро, 1999, № 11, с Л 2−17
  139. JI. О структуре малого бизнеса и особенностях его мотивации. -Вопросы экономики. 2002, № 7. — С.147−151.
  140. И. Малое предпринимательство дело за малым. — ЭКО, 2004, № 1. -С.111−124.
  141. А. Государственная поддержка малого предпринимательства. -Экономист.-2006, № 12. С.89−90.
  142. Фань Чуньюн. Государственная поддержка малых и средних предприятий в Китае. Вопросы экономики. — 2002, № 7. — с. 140−146.
  143. P.A. Ориентация обучения на конкурентоспособность. -Высшее образование в России, 2007, № 9. с.43−52.
  144. P.A. Концепция новой теории управления конкурентоспособностью и конкуренцией. Современная конкуренция, 2007, № 1. -с.73−86.
  145. А. Условия развития малого предпринимательства. Предпринимательство, 2001, № 1. — с. 115−125.
  146. А. Современные тенденции развития российского банковского сектора. Вопросы экономики, 2005, № 12. — с. 18−31.
  147. А. Мелкие и средние предприятия в народном хозяйстве ФРГ. -Российский экономический журнал, 1993, № 3. с.78−88
  148. В. Российские технопарки: вчера, сегодня, завтра. Санкт-Петербург, 1995.-64с.
  149. И. Концепция непрерывного образования: экономический и маркетинговый аспекты. Система бизнеса / Под редакцией профессора Ю. Б. Рубина. Московская финансово-промышленная академия. М.: Маркет ДС, 2006. Вып.2-с. 415−420.
  150. О.С. Самооценка в малом бизнесе. Методы менеджмента качества.-2003, № 4. — С.22−26.
  151. К. О структуре непрерывного профессионального образования. -Высшее образование в России, 2005, № 2. с.20−28.
  152. А. «Быстрые фирмы и эволюция Российской экономики. Вопросы экономики, 2007, № 2. — с.85−100.
  153. И. Малое предпринимательство в России // Экономика России -XXI BeK.-2003.-N12.-C.2−3.
  154. Н. Поддержка малого предпринимательства в США. Мировая экономика и международные отношения. — 2001, № 5. — С.87−94.
  155. Статистические сборники Федеральной службы государственной статистики РФ, другие информационно-справочные материалы:
  156. Малое предпринимательство в России в 2005 г.: Статистический сборник. Федеральная служба государственной статистики. — М.: 2006. — 311 с.
  157. Российский статистический ежегодник: Статистический сборник. Федеральная служба государственной статистики. — М: 2000. — 642 е.- М: 2001. — 679 е.- М: 2002. — 642 е.- М: 2003. — 632 е., М: 2004. — 659 е.- М: 2005. — 784с.- М: 2006. — 806с.
  158. Годовой отчет Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «ОПОРА РОССИИ» за 2004/2005 гг.
  159. Годовой отчет Общероссийской общественной организации малого среднего предпринимательства «ОПОРА РОССИИ» за 2005/2006 гг.
  160. Энциклопедия малого бизнеса. М.: «ДеКА», 1994. — 604с.1. Ресурсы Интернет:167. www.kadrovik.ru168. www. e-xecutive.ru169. www. dist-cons.ru170. www.cfe.ru171. www. aup/ru172. www.technopark.al.ru173. www.almedia.ru174. www. economy/gov.ru
Заполнить форму текущей работой