Оценка образовательного потенциала высшего учебного заведения на основе квалиметрической модели
Степень научной разработанности темы исследования. Освещению теоретических и методологических проблем, практических аспектов деятельности высшей школы посвятили свои труды: В. Р. Атоян, Г. В. Балашов, Ю. С. Васильев, А. А. Воронин, А. И. Галаган, А. К. Горшков, А. Б. Дайновский, С. А. Дятлов, В. И. Ерошин, Г. А. Егиазарян, А. П. Егоршин, В. А. Жамин, Е. Н. Жильцов, У. Г. Зиннуров, В. М. Зуев, И… Читать ещё >
Содержание
- 1. Теоретические основы управления образовательным потенциалом высшего учебного заведения
- 1. 1. Становление и развитие системы высшего образования в России и СССР
- 1. 2. Состояние и проблемы развития системы высшего образования в Российской Федерации
- 1. 3. Управление образовательным потенциалом как фактор повышения конкурентоспособности высшего учебного заведения в условиях рынка
- 2. Методические основы комплексной оценки образовательного потенциала высшего учебного заведения
- 2. 1. Понятие, сущность и структура образовательного потенциала высшего учебного заведения
- 2. 2. Методические вопросы оценки образовательного потенциала высшего учебного заведения
- 3. Организационно-методическое обеспечение управления образовательным потенциалом вуза
- 3. 1. Комплексная ресурсная оценка образовательного потенциала высшего учебного заведения
- 3. 2. Рыночная оценка образовательного потенциала высшего учебного заведения
- 3. 3. Выбор стратегии развития образовательного потенциала вуза на рынке на основе результатов его ресурсной и рыночной оценок
Оценка образовательного потенциала высшего учебного заведения на основе квалиметрической модели (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Актуальность темы
исследования. Высшее образование, формируя экономический, интеллектуальный, нравственный и культурный потенциал нации, играет огромную экономическую и социальную роль в жизни общества. Это ключ к обеспечению конкурентоспособности России в мире в XXI веке.
В настоящее время развитие рыночных отношений и открытость России мировым интеграционным процессам существенно усложнили условия функционирования высших учебных заведений. Эти условия характеризуются повышенной нестабильностью и нарастанием неопределенности внешней среды, наличием сложных проблем ресурсного обеспечения вузов, усилением конкуренции на рынке образовательных услуг, обусловленной возрождением госзаказов на подготовку специалистов и их размещением в вузах на конкурсной основе, расширением предпринимательской деятельности государственных вузов, развитием сектора негосударственных вузов. В этой связи одной из основных задач, стоящих перед высшим учебным заведением, особенно в преддверии прогнозируемого демографического спада и вхождения России в европейское образовательное пространство, является повышение своей конкурентоспособности, которое во многом определяется развитием образовательного потенциала вуза.
Степень научной разработанности темы исследования. Освещению теоретических и методологических проблем, практических аспектов деятельности высшей школы посвятили свои труды: В. Р. Атоян, Г. В. Балашов, Ю. С. Васильев, А. А. Воронин, А. И. Галаган, А. К. Горшков, А. Б. Дайновский, С. А. Дятлов, В. И. Ерошин, Г. А. Егиазарян, А. П. Егоршин, В. А. Жамин, Е. Н. Жильцов, У. Г. Зиннуров, В. М. Зуев, И. В. Ишина, Н. В. Казакова, А. И. Ковалев, С. Л. Костанян, А. Л. Кузнецов, В. А. Лазарев, В. С. Лазарев,.
В. И. Некрасов, С. Д. Резник, Л. И. Романкова, И. В. Сергеев, С. Г. Струмилин, Ю. В. Шленов, В. П. Щетинин и др.
Значительный вклад в решение теоретических, методических и прикладных вопросов управления конкурентоспособностью вузов внесли С. В. Аржанухин, Е. М. Ефимова, Н. Р. Кельчевская, В. А. Лазарев, Д. Л. Майсаков, С. А. Мохначев, Н. И. Пащенко и др.
Вместе с тем, следует отметить, что исследования в области высшего образования практически не содержат разработок по теоретическим и методологическим аспектам управления конкурентоспособностью вуза на основе развития его образовательного потенциала: отсутствует единая концепция к пониманию сущности понятий «конкурентоспособность вуза» и «образовательный потенциал высшего учебного заведения», рассмотрению структуры образовательного потенциала вуза. Недостаточно разработаны теоретические и методические вопросы его оценки, отсутствует организационно-методическое обеспечение управления образовательным потенциалом вуза. В современных условиях недостаточная проработка вышеперечисленных вопросов сдерживает решение задачи эффективного управления образовательным потенциалом, направленного на повышение конкурентоспособности вуза. Поэтому дальнейшее исследование в этой области представляет определенную значимость.
Актуальность управления конкурентоспособностью высшего учебного заведения на основе развития его образовательного потенциала, а также недостаточная научная изученность данного вопроса предопределили выбор направления исследования.
Цель и задачи исследования
Целью диссертационного исследования является разработка теоретических, методических и прикладных вопросов формирования эффективной стратегии развития образовательного потенциала, направленной на повышение конкурентоспособности вуза.
Достижение поставленной цели потребовало решения следующих задач, определивших логику диссертационного исследования и его структуру:
— исследовать историю становления и развития системы высшего образования в Российской Федерации и СССР;
— провести анализ современного состояния системы высшего образования Российской Федерации и рассмотреть основные проблемы ее развития;
— уточнить содержание основных категорий и понятий в области управления образовательным потенциалом;
— проанализировать методические вопросы оценки образовательного потенциала высшего учебного заведения;
— разработать методическую базу по формированию оптимального набора стратегий развития образовательного потенциала высшего учебного заведения.
Область исследования. Диссертационная работа по своему содержанию соответствует пункту 9.14 (Организационно-экономические основы обеспечения самооценки предприятий в области управления качеством продукции (услуг)) паспорта специальности 08.00.05 «Экономика и управление народным хозяйством».
Объект исследования: образовательный потенциал государственных образовательных учреждений высшего профессионального образования Удмуртской Республики (УР).
Предмет исследования: процесс управления образовательным потенциалом государственных образовательных учреждений высшего профессионального образования УР.
Теоретическая и методологическая основа исследования. В диссертации использовались общенаучные (анализ, синтез, обобщение, дедукция, системный и комплексный подходы) и частнонаучные (исторический, системно-структурный, статистический, сравнительно-аналитический, экономико-математического моделирования, анкетирование и некоторые другие) методы.
Теоретическую основу исследования составили положения, методические рекомендации и разработки, представленные и обоснованные в фундаментальных и прикладных научных исследованиях отечественных и зарубежных учёных по проблемам высшего образования, качества и управления качеством, формирования стратегий развития организаций.
Информационной базой исследования послужили нормативно-правовые акты РФ в сфере высшего профессионального образования, материалы и официальные публикации Минобразования РФ и УР, Госкомстата РФ, Государственного комитета по статистике УР, НИИВО, материалы, размещенные на серверах в Интернете и периодической печати, статистические данные, содержащиеся в работах отечественных экономистов, справочные и инструктивные материалы, официальные показатели деятельности высших учебных заведений УР, а также данные проведенного автором социологического опроса основных потребителей образовательных услуг вузов УР.
Научная новизна исследования и личный вклад автора в полученные результаты заключаются в следующем:
— уточнено понятие «конкурентоспособность вуза», сформулировано определение понятия «образовательный потенциал высшего учебного заведения», предложена структура образовательного потенциала вуза;
— разработана методика комплексной ресурсной оценки образовательного потенциала высшего учебного заведения на основе системы количественных и качественных показателей, характеризующих состояние его отдельных составляющих;
— разработана методика рыночной оценки образовательного потенциала высшего учебного заведенияпредложен методический подход выбора стратегии развития образовательного потенциала высшего учебного заведения на основе результатов его ресурсной и рыночной оценок.
Эмпирическую базу исследования составили статистические данные деятельности ведущих вузов УР, а также результаты социологического опроса свыше 1 ООО потребителей образовательных услуг высших учебных заведений УР.
Теоретическая и практическая значимость результатов исследования.
Теоретическое значение наиболее существенных результатов исследования заключается в уточнении понятий «конкурентоспособность вуза» и «образовательный потенциал вуза», выделении его структурных элементов, в сформированных методических подходах к управлению образовательным потенциалом высшего учебного заведения, расширяющих теоретическое представление о таком управлении.
Практическая значимость наиболее существенных результатов исследования состоит в том, что использование полученных рекомендаций будет способствовать формированию научно обоснованной концепции управления образовательным потенциалом вуза, направленной на повышение его конкурентоспособности.
Кроме того, результаты исследования могут быть использованы в качестве учебного материала для дисциплин: «Менеджмент», «Маркетинг» и некоторых других.
Апробация. Основные результаты диссертации докладывались на Межвузовской научно-практической конференции (Ижевск, 2004), Международной научно-практической конференции «Менеджмент XXI века: управление развитием» (Санкт-Петербург, 2005), Международной научно-методической конференции «Современный российский менеджмент: состояние, проблемы, развитие» (Пенза, 2005, 2006), XXXIII Международной конференции (Гурзуф, 2006).
Теоретические и методические результаты были использованы при проведении занятий «Менеджмент и маркетинг» и «Разработка управленческого решения».
Публикации. Основные научные результаты диссертации опубликованы в 8 печатных работах общим объемом 2,25 пл., в том числе личный вклад автора 2,15 пл.
Объём и структура диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложений. Содержит 156 страницу машинописного текста, 19 таблиц и 20 рисунков. Библиографический список состоит из 262 наименования.
1. Г., Райхман Э. П. О квалиметрии. М.: Стандарты, 1973. 172 с.
2. Азоев Г. Л., Челенков А. П. Конкурентные нреимущества фирмы. М.: ОАО «Типография «Новости», 2000. 256 с.
3. Актуальные вопросы экономики народного образования / Под ред. В. А. Жамина. М.: Просвещение, 1965. 226 с.
4. Альтбах Ф. Высшее образование и WTO: безумие глобализации // Alma mater. 2001. № 6. 39−42.
5. Анимица Е. Г. и др. Региональный имущественный комплекс: методология и практика использования. Екатеринбург: Изд-во УрГЭУ, 2001. 253 с.
6. Анисимов А. Л. Комплексное управление образовательными услугами: автореф. дис. … канд. экон. наук. Екатеринбург, 2004. 25 с.
7. Атоян В. Р., Казакова П. В. Университетские комплексы: международное сотрудничество // Высшее образование в России. 2002. JNo 6. 3−8.
8. Бабич A.M., Ишина И. В. Состояние и пути совершеиствования плаиирования развития материально-технической базы вузов. М.: НИИВО, 1986.40 с.
9. Балабанов И. Т. Финансовый менеджмент: Учебник. М.: Финансы и статистика, 1994. 189 с.
10. Балашов Г. В. и др. Экономика высшей школы: проблемы и перспективы. СПб.: Изд-во ун-та экономики и финансов, 1996. 130 с.
11. Белолинецкий В., Мерзляков И. Финансовые ресурсы и их преврап.-ение формы // Аудитор. 1998. № 5. 51−55.
12. Большая Советская энциклонедия. М.: Изд-во БСЭ, 1975. Т. 20. 607 с.
13. Борисов А. Б. Большой экономический словарь. М.: Книжный мир, 2003. 895 с.
14. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 № 145-ФЗ (ред. от 09.05.2005 г.). М.: Омега-Л, 2005. 208 с.22Варжина П. В. Формирование системы управления качествомобразовательных услуг: автореф. дис… канд. экон. наук. Екатеринбург, 2004. 20 с. 133.
15. Васильев В. Н. Модели уиравления вузом на основе информационных технологий. Петрозаводск, 2000. 161 с.
16. Васильев Ю. С. и др. Экономика и организация унравления вузом: учебник / Под ред. В. В. Глухова. СПб.: Изд-во «Лань», 1999. 448 с.
17. Ватолкина Н. Ш. Оценка качества образовательной деятельности в высшей школе: дис … канд. экон. наук: 08.00.05 / Мордовский государственныйуниверситет им. И. П. Огарева. Саранск, 2003. 200 с.
18. Веденина О., Яценко В. Е. Современное состояние негосударственных вузов России // Вонросы статистики. 1999. № 1. 45−50.27Виханский О.С., Паумов А. И. Менеджмент: Учебник. 3-е изд. М.:Экономистъ, 2003. 528 с.
19. Владимиров В. П. Государственный высшее учебное заведение в условиях рыночной экономики // Высшее образование в России. 1997. № 4.С. 6−13.
20. Воронин А. А., Федорова Ю. В. Формирование нормативной базы ресурсного обеснечения высшего образования в современных условиях. М.: НИИВО, 2001.76 с.
21. Всемирная декларация о высшем образовании для XXI века: подходы и практические меры // Дистанционное образование. 1999. N 4. 4−9.
22. Выступление директора департамента государственной политики в образовании И. Калины на заседании коллегии 4 ноября 2004 года //http://www.mon.gov.ru/news/report/kalina/kalina04110 4.doc. 18.06.2005.
23. Галаган А. А., Прянишникова О. Д. Пнтегрируется ли Россия в Европейскую зону высшего образования: проблемы и перспективы Болонского процесса //Социально-гуманитарные знания. 2004. № 4. 219−239.
24. Гончаров А. Г. Повышение конкурентоспособности промышленного предприятия на основе развития его образовательного потепциала: дис… канд. экон. наук: 08.00.05 /ЧелГУ. Челябинск, 2000. 221 с.
25. Горшков А. К. К вопросу реформирования высшей школы // Высшее образование в России. 1999. № 5. 10−1340Гранберг А. Г. Основы региональной экономики: Учебник. 2-е изд. М.: ГУВШЭ, 2001. 495 с.
26. Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка: в 4 т. М., 1998. Т.1.290С.
27. Дмитриева О. Г. Региональная экономическая диагностика. СПб., 1992. 274 с.
28. Единый госэкзамен подходит не для всех вузов — вице-президент РАН // http://www.portal-slovo.ra/ms/news/2926/$print/ 29.03.2005.
29. Елисеева И. И. Эконометрика: Учебник. М.: Финансы и статистика, 2005. 576 с.
30. Ерошин В. И. Проблемы модернизации системы экономических отношений в образовании //Педагогика. 2002. № 10. 15−23.
31. Жильцов Е. Н. Экономика общественного сектора и некоммерческих организаций: Учеб. пособие. М.: Изд-во МГУ, 1995. 185 с.
32. Журавлев В. А. Образование в эноху перемен (ст., докл., письма, записки ректора УдГУ (1995;2000гг.)). Ижевск: ЕИЦ Регулярной и хаотическойдинамики, 2000. 90 с.
33. Завьялов П. С. Конкурентоспособность и маркетинг // Российский экономический журнал. 1995. № 12. 50−55.
34. Завьялов П. С. Маркетинг в схемах, рисунках, таблицах. М.: ИНФРА-М, 2001.496 с.
35. Зборовский Г. Е. Образование: научные подходы к исследованию // Социологические исследования. 2000. № 6. 21−29.
36. Зборовский Г. Е. Развитие образования в зеркале парадигмального анализа // Образование и наука. 2000. № 2. 31−40.
37. Зиннуров У. Г. Маркетинг в деятельности вузов: теория и методы решения. Москва-Уфа: Изд-во УГАТУ. 1993. 226 с.
38. Зиновьева П. Б. Информационная культура личности.
Введение
в курс: Учеб. пособие. Краснодар, 1996.136 с.
39. Змеев В. Высшая школа России: XVIII век // Высшее образование в России. 2002. № 3. 132−139.
40. Зуев В. М. Высшая школа в новых условиях хозяйствования. М.: НИИВШ, 1990. 134 с.
41. Зуев В. М. Образование в условиях перехода к регулируемой рыночной экономике. М.: Экономика, 1991. 147 с. 137.
42. Иванов B.C. Методология статистического изучения деятельности негосударственных высших учебных заведений: дис… канд. экон. наук.М., 1997. 156 с.
43. Иванов Ю. Б. Система факторов конкурентоспособности предприятия. Препринт научного доклада. Уфа: УНЦ РАН, 1995. 32 с.
44. Игошина И. А. Формирование и развитие управленческого потенциала в строительстве: автореф. дис… канд. экон. наук. Пенза, 2000.18 с.
45. Измерение качества продукции. Вопросы квалиметрии / Под ред. А. В. Гличева. М.: Изд-во стандартов, 1971. 257 с.
46. Йеннер Т. Создание и реализация потенциала успеха как ключевая задача стратегического менеджмента // Проблемы теории и практики управления.1999. № 2. 83−88.
47. Казакова Н. В. Университеты и экономика, основанная на знаниях. Саратов, 2002. 271 с.
48. Как продать ваш товар на внешнем рынке: Справочник / Под ред. Ю. А. Савинова. М.: Мысль, 1990. 364 с.
49. Кельчевская Н. Р. Оценка устойчивости государственного вуза // Университетское управление. 2002. № 4 (23). 5−23.
50. Кизиль Е. В. Совершенствование механизма ресурсного обеспечения образовательной деятельности: дис… канд. экон. наук: 08.00.05 /Комсомольский-на-Амуре государственный технический университет. Комсомольск-на-Амуре, 2000. 211 с.
51. Кинелев В. Г. Объективная необходимость. История, проблемы и перспективы реформирования высшего образования России. М.:Республика, 1995. 328 с.
52. Ковалев А. И. Формирование и развитие менеджмент — образования в высшей школе: дис… д-ра экон. наук: 08.00.05/УрГЭУ. Омск, 2003. 413 с.
53. Кондаков Н. И. Логический словарь. М.: Наука, 1971. 656 с.
54. Кондаков Н. И. Логический словарь-справочник. М.: Наука, 1975. 720 с.
55. Костанян Л. Предмет и метод экономики образования. М.: МГНИ им. Ленина, 1976. 238 с.92Котлер Ф. и др. Основы маркетинга. 2-е изд. М.- СНб.- К.: «Вильяме», 1998.1056 с.
56. Коп.-еева Н. А. Методы повышения эффективности образовательного процесса в рамках системы ННО // Нроблемы региональной экономики.2000. № 5−6. 283−288.
57. Краткий внешнеэкономический словарь-справочник / Нод ред. В. Е. Рыбалкина. М.: Международные отношения, 1991. 256 с. 139.
58. Краткосрочные экономические ноказатели РФ. М.: Госкомстат, 2004. июнь.
59. Критерии отбора инновационных вузов // http://www.mon.gov.ru /contest/tender/kriterii.doc. 10.03.2006.97Крокинская O.K. и др. Новые формы образования как рынокобразовательных услуг. М.: НИИВО, 1993. 48 с.
60. Круглов Ю. Г., Олесеюк Е. В. Современное государство и высшая школа. К истории и теории вопроса // Социально-гуманитарные знания. 2003. JV" 6.С. 52−70.
61. Круглов Ю. Г., Олесеюк Е. В. Современное государство и высшая школа. К истории и теории вонроса // Социально-гуманитарные знания. 2003. № 5.С. 34−57.
62. Крулевич Б. Рейтинги ВУЗов врут: Министр ответил студентам высшей лиги // Московский Комсомолец. 2005. 28 февраля.
63. Крухмалева О. В. и др. Новые образовательные учреждения в России / Под ред. В. И. Добрыниной. М.: НИИВО, 2000. 61 с.
64. Кузнецов B.C. О стратегической альтернативности // Менеджмент в России и за рубежом. 2002. № 2. 34−40.
65. Куцев Г. Ф. Обеспечение качества высшего образования в условиях рыночной экономики // Педагогика. 2004. № 3. 12−23.
66. Лазарев В. А., Мохначев А. Конкурентоспособность вуза как объект управления. Екатеринбург: Издательский дом «Пригородные вести», 2003.160 с. 140.
67. Лазарев B.C. Управление образованием на пороге новой эпохи // Педагогика. 1995. № 5. 12−15.
68. Лившиц В. Чего ждать школе? Реструктуризация бюджетного сектора и реформирование экономических отношений в системе образования //Управление школой. 2004. 23−31 августа.
69. Литовских A.M. Финансовый менеджмент: Конспект лекций. Таганрог: Изд-во ТРТУ, 1999. 76 с.
70. Лозовский Л. Ш. и др. Универсальный бизнес-словарь. М.: ИНФРА-М, 1997. 640 с. ПО Ломакина Л. В. Система моделей прогнозирования развития научно-образовательного потенциала в регионе. М.: НИР1В0, 1992. 36 с.
71. Лопатин В. А., Лопатина Л. Е. Русский толковый словарь. 7-е изд. М.: Рус. яз., 2001. 882 с.
72. Лошкарев М. Ф. Сущность процесса управления развитием муниципального образовательного пространства // Вестник ОГУ. 2002. № 8.С. 30−35.
73. Люкшинов А. Н. Стратегический менеджмент: Учеб. пособие для вузов. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000. 375 с.
74. Майбуров И. Диагностирование состояния высшей школы на территориях // Alma mater. 2002. № 12. 18−25.
75. Майсаков Д. Л. Управление предприпимательской деятельностью государственного вуза: автореф. дис… канд. экон. наук. Тюмень, 2002. 20 с.
76. Майсаков Д. Л. Управление предпринимательской деятельностью государственного вуза: дис… канд. экон. наук: 08.00.05 / ТюмГУ. Тюмень, 2002. 163 с.
77. Макаров A.M. Преобразующий менеджмент в хозяйственной организации. Екатеринбург: Изд-во УрО РАИ, 2004. 296 с. 141.
78. Матвейчук О. В. Повышение эффективности качества научнопедагогического потенциала вуза: дис… канд. экон. наук: 08.00.05 / СГУПС. Новосибирск, 2005. 205 с.
79. Матвиенко В. Образовательная политика России на современном этапе // Alma mater. 2001. № 9. 17−20.
80. Мезенцева Ю. Н. Диагностика как фактор развития систем управления // Менеджмент 21 века. Материалы V Междунар. науч. — практ. конф. 14−15апреля 2005. СПб.: 0 0 0 «Книжный Дом», 2005. 39−41.
81. Мельничук Д. Б. Механизм оценки состояния системы стратегического управления предприятием // Менеджмент в России и за рубежом. 2002. J^ fe 2.С. 41−45.
82. Михайлова М. Л. Система высшего образования в Российской Федерации: проблемы реформирования: автореф. дис… канд. соц. наук. М.:Институт молодежи, 1999. 24 с.
83. Моисеева П. К. Международный маркетинг: Учеб. пособие. М.: Центр экономики и маркетинга, 1998. 320 с.
84. Молчанов П. Н. Мониторинг сферы высшего профессионального образования как комплексная система контроля и управления его развитием// Вопросы статистики. 2002. JVb 11. 60−64.
85. Момот А. И. и др. История университетского образования в дореволюционной России. М., 1993. 56 с.
86. Мохначев А. Университеты в условиях рыночной экономики: управление и экономические инновации. Ижевск: Удмурт. Ун-т, 2001.94с.
87. Мохначев А. Управление инновациями и конкурентоспособностью хозяйственными комплексами на примере государственных вузов. Екатеринбург: Издательский дом «Пригородные вести», 2003.238 с. 142.
88. Национальная доктрина // Высшее образование сегодня. 2001. № 2. 40 — 46.
89. Неживенко Е. А. Обеспечение конкурентоспособности машиностроительного предприятия на основе формирования егообразовательного потенциала: дис… д-ра экон. наук: 08.00.05/ ЮУрГУ. Челябинск, 2004. 322 с.
90. Неживенко Е. А. Проблема обеспечения конкурентоспособности машиностроительного предприятия на основе формирования егообразовательного потенциала и научные основы ее исследования // ВестникОГУ. 2002. № 2. 155−162.
91. Некрасов В. И. и др. Развитие менеджмента бизнес-образования. Ижевск: Изд-во ИжГТУ, 2002. 80 с.
92. Несмачных О. В. Оценка ресурсного потенциала предприятия // Менеджмент XXI века: управление развитием. Материалы V Междунар.науч. — практ. конф. 14−15 апреля 2005. СПб.: 0 0 0 «Книжный Дом», 2005.С. 32−33.
93. Никитина Н. Ш. Рейтинговая оценка деятельности факультетов как элементов мониторинга качества образования в университете //Университетское управление: практика и анализ. 2003. № 4 (27). 62−70.
94. О бюджетной системе Российской Федерации на 1992 год: Закон от 17 июля 1992 >Го3331−1 // Ведомости СНД РФ и ВС РФ. 1992. № 34. Ст. 1979.
95. О временных положениях, регламентирующих деятельность учреждений (организаций) системы образования и подготовки кадров вРСФСР: Постановление Совета Министров РСФСР от 23 февраля 1991 № 119 //http://law.optima.ru/View.html?0=54 494&l=l. 30.05.2005.
96. О высшем и послевузовском профессиональном образовании: Федеральный Закон от 22 августа 1996 № 125-ФЗ // Собраниезаконодательства РФ. М35.Ст.4135.
97. О комплексной оценке деятельности высшего учебного заведения: Приказ Министерства образования Российской Федерации от 12 ноября1999 № 864 // http://admin.novsu.ac.ru/uni/uni.nsf/0/14B297098FAB0B36C32568390032 FD67? open. 25.05.2004.
98. О предприятиях и предпринимательской деятельности: Закон РСФСР от 25 декабря 1990 № 445−1 // Ведомости СПД и ВС РСФСР. 1990. № 30.Ст. 418.
99. О приоритетных направлениях развития образовательной системы Российской Федерации // Высшее образование сегодня. 2005. № 1.С.4−11.
100. О рейтинге высших учебных заведений: Приказ Министерства образования Российской Федерации от 26 февраля 2001 № 631 //www.businesspravo.ru/ Docum/ DocumShow DocumID 26 336.html.24.05.2005.
101. О федеральном бюджете на 1994 год: Федеральный Закон от 1 июля 1994 .№ 9-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 1994. Ш 10. Ст. 1108.
102. О федеральном бюджете на 1997 год: Федеральный Закон от 26 февраля 1997 Ш 29-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 1997. № 9. Ст. 1012.
103. О федеральном бюджете на 1998 год: Федеральный Закон от 26 марта 1998 № 42-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 1998. № 13. Ст. 1464.
104. О федеральном бюджете на 1999 год: Федеральный Закон от 22 февраля 1999 № 36-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 1999. Ш 9. Ст. 1093.
105. О федеральном бюджете на 2003 год: Федеральный Закон от 24 декабря 2002 N2 176-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2002. Ш 52 (ч. 1).Ст. 5132.
106. О федеральном бюджете на 2004 год: Федеральный Закон от 28 ноября 2002 № 186 // Собрание законодательства РФ. 2003. № 52 (ч.1). Ст. 5038.145.
107. О федеральном бюджете на 2005 год: Федеральный Закон от 23 декабря 2004 № 173-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2004. № 52 (ч.1).Ст. 5227.
108. О федеральном бюджете на 2006 год: Федеральный Закон от 26 декабря 2005 года №. 189-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2005. JN" 52(ч.2). Ст. 5602.
109. Об образовании: Федеральный Закон от 10 июля 1992 года № 3266−1 // Собрание законодательства РФ. 1996. № 3. Ст. 150.
110. Об информации, информатизации и защите информации: Федеральный Закон от 20 февраля 1995 № 24-ФЗ // Собраниезаконодательства РФ. 1995. № 8. Ст. 609.
111. Об организационных мерах, но реализации Федеральной нрограммы развития образования: Приказ Министерства образования РоссийскойФедерации от 15 февраля 2001 № 515 // http://www.vcom.ru/cgi-bin/db/zakdoc? reg number = % C20103770. 24.05.2005.
112. Об университетских комнлексах: Постановление Правительства РФ от 17 сентября 2001 Ш 616 II Собрание законодательства РФ. 2001. № 39. Ст. 3771.
114. Об утверждении положения о лицензировании образовательной деятельности: Постановление Правительства РФ от 18 октября 2О00 № 796 //Собрание законодательства РФ. 2000. № 43. Ст. 4249.
115. Об утверждении примерного положения о формировании фондов библиотеки высшего учебного заведения: Приказ Министерстваобразования Российской Федерации от 27 апреля 2000 № 1246 //http://www.vcom.ru/cgi-bin/db/zakdoc? reg number ^ % С20 001 624.05.05.2006.
116. Об утверждении Федеральной программы развития образования: Федеральный закон от 10 апреля 2000 № 51-ФЗ //http://www.systema.ru/development/inc/BDoc.asp?Id=58 387. 23.05.2004.
117. Образовательные и экономические стратегии в высшей школе (основные показатели и ресурсы). Информационный бюллетень / Под ред.В. А. Зернова, В. В. Гурова. М.: ГУ-ВШЭ, 2005. 28 с.
118. Одегов Ю. Г., Журавлев П. В. Управление персоналом. М.: Финанстатинформ, 1997. 229 с.
119. Ожегов И., Шведова П. Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений. М.: Азбуковник, 1999. 944 с. 147.
120. Ожегов СИ. Словарь русского языка / Под ред. Н. Ю. Шведовой. М., 1990. 846 с.
121. Оплетаева Т. В. Оценка социально-экономической эффективности унравления вузом: автореф. дне… канд. экон. наук. Екатеринбург, 2003.17 с.
122. Осипов В. А. Эффективность производства. Владивосток: Изд-во ДВГТУ, 1997. 172 с.
123. Пархоменко А. В. Стратегическое управление эффективным использованием ресурсного потенциала муниципального образования: дис… канд. экон. наук: 08.00.05 / Пермский филиал Института экономики УрОРАН. Ижевск, 2004. 177 с.
124. Патапская И. А. Экономические аспекты развития научнообразовательного потенциала высшей школы: дис… канд. экон. наук:08.00.05 / ОмГПУ. Омск, 1997. 229 с.
125. Паш-енко Н. И. Конкурентоспособность вузов и стратегии их деятельности в условиях региональной конкуренции: дис… канд. экон. наук:08.00.04 / УГАТУ. Уфа, 1999. 191 с.
126. Печерская Э. П. Инновационные процессы в бизнесе и образовании: методологический аспект. М.: МСЭУ, 2003. 281 с.
127. Портфель конкуренции и управления финансами / Под ред. Ю. Б. Рубина. М.: СОМИПТЕК, 1996. 736 с.
128. Проектирование высших учебных заведений и институтов повышения квалификации: Справочное пособие к СНиП. М.: Стройиздат, 1992. 315 с.
129. Пути повышения эффективности использования учебно-научного потенциала университетов / Е. В. Егоров, Ю. А. Королев, Л. А. Давыдова. М., 1988. 44 с.
130. Развитие системы индикаторов и показателей статистической информации по среднему и высшему образованию, совершенствование148системы образовательной статистики, сбор и обработка данных: отчет онаучно-исследовательской работе. М.: НИИВО, 1997. 76 с.
131. Развитие стратегического подхода к управлению в российских вузах / Под ред. Е. А. Князева. Казань: Унипресс, 2001. 528 с.
132. Райзберг Б. А., Фатхутдинов Р. А. Управление экономикой: Учебник. М.: ЗАО «Интел — Синтез», 1999. 784 с.
133. Резник Д. Ректорский корпус высшей школы: опыт и проблемы // Организационные, экономические и социальные проблемы управлениявысшим учебным заведением: Сб. статей Ш Междунар. науч. — практ. конф. Пенза: ПДЗ, 2005. 5−10.
134. Рейтинг вузов за 2001 год // Поиск. Еженедельная газета научного сообщества. 2002. 31 мая.
135. Реформа и развитие высшего образования. Программный документ. Париж: Изд-во ЮПЕСКО, 1995. 49 с.
136. Родионова В. М. и др. Финансы / Под ред. В. М. Родионовой. М.: ФиС, 1995. 432 с.
137. Романкова Л. И. Современные проблемы экономики высшей школы // Педагогика. 2002. № 3. 22−29 149.
138. Российская педагогическая энциклопедия: в 2 т. / Под ред. В. В. Давыдова. М.: Большая российская энциклопедия, 1998. Т. 2. 672 с.
139. Российский статистический ежегодник. 2003: Стат. сб. М.: Госкомстат России, 2001.705 с.
140. Рубинштейн А. Выгоды образования: десять тезисов альтернативной концепции реформы высшей школы // Стратегия России. 2004. № 8.С. 23−31.
141. Рябкова Н. Методика расчета интегральной оценки регионального сектора экономики // Менеджмент: теория и практика. 2002. № 3−4.С. 107−112.
142. Рябкова Н. Региональные особенности управления экономическим развитием территорий: автореф. дис.канд. экон. наук. Ижевск, 2003.22 с.
143. Рябкова Н. Региональные особенности управления экономическим развитием территорий: дис.канд. экон. наук: 08.00.05 / УдГУ. Ижевск, 2003. 173 с.
144. Самойленко Н. Регионы рвутся в чемпионы // Поиск. Еженедельная газета научного сообш, ества. 2004. 16 июля.
145. Саридис Дж. Самоорганизуюш-иеся стохастические системы управления / Пер. с англ. М.: Наука, 1980. 239 с.
146. Севрюгин Ю. В. Оценка инвестиционной привлекательности предприятия: дис… канд. экон. наук: 08.00.05 / ИжГТУ. Ижевск, 2004.165 с.
147. Севрюгин Ю. В. Оценка инвестиционной привлекательности промышленного предприятия с использованием квалиметрическогоподхода: автореф. дис.канд. экон. наук. Ижевск, 2004. 25 с.
148. Селезнёва Н. А. Размышления о качестве образования: международный аспект // Высшее образование сегодня. 2004. № 4. 36−44.150.
149. Сергеев И. В. Экономика предприятия: Учеб. пособие. М.: ФиС, 1997. 304 с.
150. Смирнов Болонский процесс: перспективы развития в России // Высшее образование в России. 2004. Х" 1. 43−51.
151. Советский энциклопедический словарь / Под ред. A.M. Прохорова. М.: Советская энциклопедия, 1987. 1599 с.
152. Современный словарь иностранных слов. Около 20 000 слов. М.: Рус. яз., 1993.740 с.
153. Становление высшего образования в России. Вторая треть XVIII века // Высшее образование сегодня. 2002. № 1. 74−79.
154. Строительные нормы и правила «Жилые здания» СНиП 2.08.01−89 (в ред. от 20.11.2000). М.: Минстрой России ГП ЦПП, 2002. 22 с.
155. Строительные нормы и правила. Обш-ественные здания и сооружения. СНиП 2.08.02−89. М.: Минстрой России ГП ЦПП, 2002. 22 с.
156. Струмилин Г. Проблемы экономики труда. М.: Паука, 1982.471с.
157. Субетто А. И.
Введение
в квалиметрию высшей школы: в 4х кн. М.: ИЦ проблем качества подготовки специалистов, 1991.
158. Сухих Е. Г. Управление образовательным потенциалом персонала промышленного предприятия в условиях освоения новой техники: дис… канд. экон. наук: 08.00.05 / ЧелГУ. Челябинск, 2003. 150 с.
159. Татур Ю. Г. Высшее образование в России в XX веке // Высшее образование в России. 1994. № 3. 140−156.
160. Тонконогая Е. П., Санкин Л. А. Управление качеством образования в гуманитарном вузе // Известия Российской Академии образования. 2002.№ 2. 61−72.
161. Трейер В. Классификатор и каталог статистических показателей как инструменты структурирования и унификации социальной и экономическойинформации // Вопросы статистики. 1997. № 5. 45 — 49.151.
162. Трофимова Я. В. Определение конкурентоспособности промышленного предприятия (на прим. предприятий-производителейасбестовых техн. изделий): дис.канд. экон. наук: 08.00.05. Ярославль, 1998.211с.
163. У истоков высшего образования в России // Высшее образование сегодня. 2001. № 2. 68−72.
164. Управление персоналом в условиях реформирования экономики: проблемы и перспективы. Тезисы докладов Всероссийской научно-практической конференции. Казань: КГФЭИ, 2001. 241 с.
165. Управление персоналом организации: Учебник / Под ред. А. Я. Кибанова. 2-е изд. М.: ИНФРА-М, 2002. 638 с.
166. Управление современным образованием: социальные и экономические аспекты / Под ред. А. П. Тихонова. М.: Вита-Пресс, 1998. 256 с.
167. Ушакова М. В. Высшая школа современной России: тенденции и прогнозы // Социально-гуманитарные знания. 2003. Х" 4. 166−179.
168. Фасхиев Х. А., Гараев И. М. Оценка конкурентного потенциала профессорско-преподавательского состава высших учебных заведений //http://www.kampi.ru/scitech/base/nomerl5/ldisk/stat2. html. 23.05.2004.
169. Федорищева О. И., Шуметов В. Г. К вопросу о мониторинге системы высшего профессионального образования // http://www.eduhmao.ru/portal/dt?last=false&provider=nMAOForPrintChannel&tvpe=article&dbid=ARTICLE 57 672. 24.09.2005.
170. Филимонова Г. Выявление и оценка управленческого потенциал молодых менеджеров: дис.канд. экон. наук: 08.00.05 / НИМБ. ПижнийНовгород, 2004.197 с.
171. Филиппов В. М. Модернизация Российского образования // Педагогика. 2004. № з. 3−11.152.
172. Философский энциклопедический словарь. М.: ИНФРА-М, 2001. 576 с.
173. Хасби Д. Стратегический менеджмент: Учеб. пособие. М.: Контуры, 1998. 200 с.
174. Хейнс Пол. Экономический образ мышления / Пер. с англ. М.: «Дело», 1993. 704 с.
175. Целикова Л. В. Социально-экономические аспекты оценки конкурентоспособности субъектов рынка (на примере потребительскойкооперации): автореф. дис… канд. экон. наук. Минск, 1999. 20 с.
176. Четыркина П. Ю. Государственное регулирование конкурентоспособности предприятий средствами инновационного развития: автореф. дис… канд. экон. наук. СПб., 1996. 20 с.
177. Чубукова Л. В. Определение понятий имиджа и репутации компании // Современный российский менеджмент: состояние, проблемы, развитие. Сб. статей IV Междунар. науч. — практ. конф. Пенза: ПДЗ, 2005. 327−330.
178. Чугунова Е. Е. Организационно-методическое обеспечение управления качеством образования в вузе: дис… канд. экон. наук: 08.00.05 / СПбГУЭФ.СПб., 2005. 156 с.
179. Чупрунов Д. И., Жильцов Е. П. Экономика, организация и планирование высшего образования: Учеб. пособие. М.: Высшая школа, 1988. 175 с.
180. Шарыкин О. В. Развитие управленческого потенциала предпринимательских структур: дис… канд. экон. наук: 08.00.05 /Московская международная школа бизнеса МИРБИС. М., 2003. 131с.
181. Шафиков М. Т. Потенциал: сущность и структура // Социальногуманитарные знания. 2001. № 1. 236−245.153.
182. Шевченко СЮ. Обеспечение конкурентоспособности предприятий средствами инновационного развития: автореф. дис… докт. экон. наук.СПб., 1996. 32 с.
183. Шестернина О. И. Система показателей оценки деятельности факультета // Организационные, экономические и социальные проблемыуправления высшим учебным заведением. Сб. статей IV Междунар. науч. -практ. конф. Пенза: ПДЗ, 2006. 18−22.
184. Шеховцева Л. С. О некоторых понятиях стратегического управления // Менеджмент в России и за рубежом. 2002. № 6. 34−40.
185. Шленов Ю. В. Планирование и организация научных исследований в высшей школе: автореф. дис… канд. экон. наук. СПб., 1996. 36 с.
186. Шленов Ю. В. Финансирование и организация инновационной деятельности высшей школы как фактор ее стабильности. СПб.: Изд-во ун-та экономики и финансов, 1995. 37 с.
187. Шмарион Ю. Образовательные системы в структуре непрерывного образования // Alma mater. 2003. № 5. 53−56.
188. Ш, етинин В. П. Паучные подходы к экономике образования // Педагогика. 1996. № 1. 12−17.
189. Ш, етинин В. П. Образование в контексте теории человеческого капитала // Педагогика. 2003. Ха 6. 40−46.
190. Ш е^тинин В. П. Своеобразие российского рынка образовательных услуг // Мировая экономика и международные отношения. 1997. № 11. 127−135.
191. Экономика народного образования: Учебник / Под ред. Л. Костанян. 2-е изд. М.: Просвещение, 1986. 336 с.
192. Экономика предприятия: Учебник / Под ред. П. А. Сафронова. М.: Юристъ, 1998. 584 с. 154.
193. Эленберг Н. В. Особенности логистизации обеспечения материальными ресурсами высшего учебного заведения: дис… канд. экон. наук: 08.00.05. Самара, 2002. 173 с.
194. Энциклопедический словарь бизнесмена. Менеджмент, маркетинг, информатика / Под ред. М. И. Молдованова. К.: Техника, 1993. 856 с.
195. Якубова Л. М. Некоторые аспекты философии управления как науки // Вестник ТИСБИ. 2005. № 3. 149−152.
196. Яшин Н. С. Исследование конкурентоспособности промышленного предприятия: методология и опыт: дис… д-ра экон. наук: 08.00.05. Саратов, 1997. 452 с.
197. Becker G.S. Human Capital: А Theoretical and Empirical Analysis with special Reference to Education. 2″ ^ * ed. New York, 1975.
198. Bush T. Theories of educational management. Paul Chapman, 1995.
199. Foskett N. Managing external relations in education. ROUTLEDGE, 1992.
200. Juran J.M. A History of Managing for Quality: the Evolution, Trends and Future Directions of Managing for Quality. 1995. 688p.
201. Kotler P., Andreason A. Strategic marketing for non-profit organizations. Prentice Hall, 1990.
202. Oakland J. Total quality management. Butterworth-Heinemann, 1994.