Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Оценка образовательного потенциала высшего учебного заведения на основе квалиметрической модели

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Степень научной разработанности темы исследования. Освещению теоретических и методологических проблем, практических аспектов деятельности высшей школы посвятили свои труды: В. Р. Атоян, Г. В. Балашов, Ю. С. Васильев, А. А. Воронин, А. И. Галаган, А. К. Горшков, А. Б. Дайновский, С. А. Дятлов, В. И. Ерошин, Г. А. Егиазарян, А. П. Егоршин, В. А. Жамин, Е. Н. Жильцов, У. Г. Зиннуров, В. М. Зуев, И… Читать ещё >

Содержание

  • 1. Теоретические основы управления образовательным потенциалом высшего учебного заведения
    • 1. 1. Становление и развитие системы высшего образования в России и СССР
    • 1. 2. Состояние и проблемы развития системы высшего образования в Российской Федерации
    • 1. 3. Управление образовательным потенциалом как фактор повышения конкурентоспособности высшего учебного заведения в условиях рынка
  • 2. Методические основы комплексной оценки образовательного потенциала высшего учебного заведения
    • 2. 1. Понятие, сущность и структура образовательного потенциала высшего учебного заведения
    • 2. 2. Методические вопросы оценки образовательного потенциала высшего учебного заведения
  • 3. Организационно-методическое обеспечение управления образовательным потенциалом вуза
    • 3. 1. Комплексная ресурсная оценка образовательного потенциала высшего учебного заведения
    • 3. 2. Рыночная оценка образовательного потенциала высшего учебного заведения
    • 3. 3. Выбор стратегии развития образовательного потенциала вуза на рынке на основе результатов его ресурсной и рыночной оценок

Оценка образовательного потенциала высшего учебного заведения на основе квалиметрической модели (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Высшее образование, формируя экономический, интеллектуальный, нравственный и культурный потенциал нации, играет огромную экономическую и социальную роль в жизни общества. Это ключ к обеспечению конкурентоспособности России в мире в XXI веке.

В настоящее время развитие рыночных отношений и открытость России мировым интеграционным процессам существенно усложнили условия функционирования высших учебных заведений. Эти условия характеризуются повышенной нестабильностью и нарастанием неопределенности внешней среды, наличием сложных проблем ресурсного обеспечения вузов, усилением конкуренции на рынке образовательных услуг, обусловленной возрождением госзаказов на подготовку специалистов и их размещением в вузах на конкурсной основе, расширением предпринимательской деятельности государственных вузов, развитием сектора негосударственных вузов. В этой связи одной из основных задач, стоящих перед высшим учебным заведением, особенно в преддверии прогнозируемого демографического спада и вхождения России в европейское образовательное пространство, является повышение своей конкурентоспособности, которое во многом определяется развитием образовательного потенциала вуза.

Степень научной разработанности темы исследования. Освещению теоретических и методологических проблем, практических аспектов деятельности высшей школы посвятили свои труды: В. Р. Атоян, Г. В. Балашов, Ю. С. Васильев, А. А. Воронин, А. И. Галаган, А. К. Горшков, А. Б. Дайновский, С. А. Дятлов, В. И. Ерошин, Г. А. Егиазарян, А. П. Егоршин, В. А. Жамин, Е. Н. Жильцов, У. Г. Зиннуров, В. М. Зуев, И. В. Ишина, Н. В. Казакова, А. И. Ковалев, С. Л. Костанян, А. Л. Кузнецов, В. А. Лазарев, В. С. Лазарев,.

В. И. Некрасов, С. Д. Резник, Л. И. Романкова, И. В. Сергеев, С. Г. Струмилин, Ю. В. Шленов, В. П. Щетинин и др.

Значительный вклад в решение теоретических, методических и прикладных вопросов управления конкурентоспособностью вузов внесли С. В. Аржанухин, Е. М. Ефимова, Н. Р. Кельчевская, В. А. Лазарев, Д. Л. Майсаков, С. А. Мохначев, Н. И. Пащенко и др.

Вместе с тем, следует отметить, что исследования в области высшего образования практически не содержат разработок по теоретическим и методологическим аспектам управления конкурентоспособностью вуза на основе развития его образовательного потенциала: отсутствует единая концепция к пониманию сущности понятий «конкурентоспособность вуза» и «образовательный потенциал высшего учебного заведения», рассмотрению структуры образовательного потенциала вуза. Недостаточно разработаны теоретические и методические вопросы его оценки, отсутствует организационно-методическое обеспечение управления образовательным потенциалом вуза. В современных условиях недостаточная проработка вышеперечисленных вопросов сдерживает решение задачи эффективного управления образовательным потенциалом, направленного на повышение конкурентоспособности вуза. Поэтому дальнейшее исследование в этой области представляет определенную значимость.

Актуальность управления конкурентоспособностью высшего учебного заведения на основе развития его образовательного потенциала, а также недостаточная научная изученность данного вопроса предопределили выбор направления исследования.

Цель и задачи исследования

Целью диссертационного исследования является разработка теоретических, методических и прикладных вопросов формирования эффективной стратегии развития образовательного потенциала, направленной на повышение конкурентоспособности вуза.

Достижение поставленной цели потребовало решения следующих задач, определивших логику диссертационного исследования и его структуру:

— исследовать историю становления и развития системы высшего образования в Российской Федерации и СССР;

— провести анализ современного состояния системы высшего образования Российской Федерации и рассмотреть основные проблемы ее развития;

— уточнить содержание основных категорий и понятий в области управления образовательным потенциалом;

— проанализировать методические вопросы оценки образовательного потенциала высшего учебного заведения;

— разработать методическую базу по формированию оптимального набора стратегий развития образовательного потенциала высшего учебного заведения.

Область исследования. Диссертационная работа по своему содержанию соответствует пункту 9.14 (Организационно-экономические основы обеспечения самооценки предприятий в области управления качеством продукции (услуг)) паспорта специальности 08.00.05 «Экономика и управление народным хозяйством».

Объект исследования: образовательный потенциал государственных образовательных учреждений высшего профессионального образования Удмуртской Республики (УР).

Предмет исследования: процесс управления образовательным потенциалом государственных образовательных учреждений высшего профессионального образования УР.

Теоретическая и методологическая основа исследования. В диссертации использовались общенаучные (анализ, синтез, обобщение, дедукция, системный и комплексный подходы) и частнонаучные (исторический, системно-структурный, статистический, сравнительно-аналитический, экономико-математического моделирования, анкетирование и некоторые другие) методы.

Теоретическую основу исследования составили положения, методические рекомендации и разработки, представленные и обоснованные в фундаментальных и прикладных научных исследованиях отечественных и зарубежных учёных по проблемам высшего образования, качества и управления качеством, формирования стратегий развития организаций.

Информационной базой исследования послужили нормативно-правовые акты РФ в сфере высшего профессионального образования, материалы и официальные публикации Минобразования РФ и УР, Госкомстата РФ, Государственного комитета по статистике УР, НИИВО, материалы, размещенные на серверах в Интернете и периодической печати, статистические данные, содержащиеся в работах отечественных экономистов, справочные и инструктивные материалы, официальные показатели деятельности высших учебных заведений УР, а также данные проведенного автором социологического опроса основных потребителей образовательных услуг вузов УР.

Научная новизна исследования и личный вклад автора в полученные результаты заключаются в следующем:

— уточнено понятие «конкурентоспособность вуза», сформулировано определение понятия «образовательный потенциал высшего учебного заведения», предложена структура образовательного потенциала вуза;

— разработана методика комплексной ресурсной оценки образовательного потенциала высшего учебного заведения на основе системы количественных и качественных показателей, характеризующих состояние его отдельных составляющих;

— разработана методика рыночной оценки образовательного потенциала высшего учебного заведенияпредложен методический подход выбора стратегии развития образовательного потенциала высшего учебного заведения на основе результатов его ресурсной и рыночной оценок.

Эмпирическую базу исследования составили статистические данные деятельности ведущих вузов УР, а также результаты социологического опроса свыше 1 ООО потребителей образовательных услуг высших учебных заведений УР.

Теоретическая и практическая значимость результатов исследования.

Теоретическое значение наиболее существенных результатов исследования заключается в уточнении понятий «конкурентоспособность вуза» и «образовательный потенциал вуза», выделении его структурных элементов, в сформированных методических подходах к управлению образовательным потенциалом высшего учебного заведения, расширяющих теоретическое представление о таком управлении.

Практическая значимость наиболее существенных результатов исследования состоит в том, что использование полученных рекомендаций будет способствовать формированию научно обоснованной концепции управления образовательным потенциалом вуза, направленной на повышение его конкурентоспособности.

Кроме того, результаты исследования могут быть использованы в качестве учебного материала для дисциплин: «Менеджмент», «Маркетинг» и некоторых других.

Апробация. Основные результаты диссертации докладывались на Межвузовской научно-практической конференции (Ижевск, 2004), Международной научно-практической конференции «Менеджмент XXI века: управление развитием» (Санкт-Петербург, 2005), Международной научно-методической конференции «Современный российский менеджмент: состояние, проблемы, развитие» (Пенза, 2005, 2006), XXXIII Международной конференции (Гурзуф, 2006).

Теоретические и методические результаты были использованы при проведении занятий «Менеджмент и маркетинг» и «Разработка управленческого решения».

Публикации. Основные научные результаты диссертации опубликованы в 8 печатных работах общим объемом 2,25 пл., в том числе личный вклад автора 2,15 пл.

Объём и структура диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложений. Содержит 156 страницу машинописного текста, 19 таблиц и 20 рисунков. Библиографический список состоит из 262 наименования.

1. Г., Райхман Э. П. О квалиметрии. М.: Стандарты, 1973. 172 с.

2. Азоев Г. Л., Челенков А. П. Конкурентные нреимущества фирмы. М.: ОАО «Типография «Новости», 2000. 256 с.

3. Актуальные вопросы экономики народного образования / Под ред. В. А. Жамина. М.: Просвещение, 1965. 226 с.

4. Альтбах Ф. Высшее образование и WTO: безумие глобализации // Alma mater. 2001. № 6. 39−42.

5. Анимица Е. Г. и др. Региональный имущественный комплекс: методология и практика использования. Екатеринбург: Изд-во УрГЭУ, 2001. 253 с.

6. Анисимов А. Л. Комплексное управление образовательными услугами: автореф. дис. … канд. экон. наук. Екатеринбург, 2004. 25 с.

7. Атоян В. Р., Казакова П. В. Университетские комплексы: международное сотрудничество // Высшее образование в России. 2002. JNo 6. 3−8.

8. Бабич A.M., Ишина И. В. Состояние и пути совершеиствования плаиирования развития материально-технической базы вузов. М.: НИИВО, 1986.40 с.

9. Балабанов И. Т. Финансовый менеджмент: Учебник. М.: Финансы и статистика, 1994. 189 с.

10. Балашов Г. В. и др. Экономика высшей школы: проблемы и перспективы. СПб.: Изд-во ун-та экономики и финансов, 1996. 130 с.

11. Белолинецкий В., Мерзляков И. Финансовые ресурсы и их преврап.-ение формы // Аудитор. 1998. № 5. 51−55.

12. Большая Советская энциклонедия. М.: Изд-во БСЭ, 1975. Т. 20. 607 с.

13. Борисов А. Б. Большой экономический словарь. М.: Книжный мир, 2003. 895 с.

14. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 № 145-ФЗ (ред. от 09.05.2005 г.). М.: Омега-Л, 2005. 208 с.22Варжина П. В. Формирование системы управления качествомобразовательных услуг: автореф. дис… канд. экон. наук. Екатеринбург, 2004. 20 с. 133.

15. Васильев В. Н. Модели уиравления вузом на основе информационных технологий. Петрозаводск, 2000. 161 с.

16. Васильев Ю. С. и др. Экономика и организация унравления вузом: учебник / Под ред. В. В. Глухова. СПб.: Изд-во «Лань», 1999. 448 с.

17. Ватолкина Н. Ш. Оценка качества образовательной деятельности в высшей школе: дис … канд. экон. наук: 08.00.05 / Мордовский государственныйуниверситет им. И. П. Огарева. Саранск, 2003. 200 с.

18. Веденина О., Яценко В. Е. Современное состояние негосударственных вузов России // Вонросы статистики. 1999. № 1. 45−50.27Виханский О.С., Паумов А. И. Менеджмент: Учебник. 3-е изд. М.:Экономистъ, 2003. 528 с.

19. Владимиров В. П. Государственный высшее учебное заведение в условиях рыночной экономики // Высшее образование в России. 1997. № 4.С. 6−13.

20. Воронин А. А., Федорова Ю. В. Формирование нормативной базы ресурсного обеснечения высшего образования в современных условиях. М.: НИИВО, 2001.76 с.

21. Всемирная декларация о высшем образовании для XXI века: подходы и практические меры // Дистанционное образование. 1999. N 4. 4−9.

22. Выступление директора департамента государственной политики в образовании И. Калины на заседании коллегии 4 ноября 2004 года //http://www.mon.gov.ru/news/report/kalina/kalina04110 4.doc. 18.06.2005.

23. Галаган А. А., Прянишникова О. Д. Пнтегрируется ли Россия в Европейскую зону высшего образования: проблемы и перспективы Болонского процесса //Социально-гуманитарные знания. 2004. № 4. 219−239.

24. Гончаров А. Г. Повышение конкурентоспособности промышленного предприятия на основе развития его образовательного потепциала: дис… канд. экон. наук: 08.00.05 /ЧелГУ. Челябинск, 2000. 221 с.

25. Горшков А. К. К вопросу реформирования высшей школы // Высшее образование в России. 1999. № 5. 10−1340Гранберг А. Г. Основы региональной экономики: Учебник. 2-е изд. М.: ГУВШЭ, 2001. 495 с.

26. Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка: в 4 т. М., 1998. Т.1.290С.

27. Дмитриева О. Г. Региональная экономическая диагностика. СПб., 1992. 274 с.

28. Единый госэкзамен подходит не для всех вузов — вице-президент РАН // http://www.portal-slovo.ra/ms/news/2926/$print/ 29.03.2005.

29. Елисеева И. И. Эконометрика: Учебник. М.: Финансы и статистика, 2005. 576 с.

30. Ерошин В. И. Проблемы модернизации системы экономических отношений в образовании //Педагогика. 2002. № 10. 15−23.

31. Жильцов Е. Н. Экономика общественного сектора и некоммерческих организаций: Учеб. пособие. М.: Изд-во МГУ, 1995. 185 с.

32. Журавлев В. А. Образование в эноху перемен (ст., докл., письма, записки ректора УдГУ (1995;2000гг.)). Ижевск: ЕИЦ Регулярной и хаотическойдинамики, 2000. 90 с.

33. Завьялов П. С. Конкурентоспособность и маркетинг // Российский экономический журнал. 1995. № 12. 50−55.

34. Завьялов П. С. Маркетинг в схемах, рисунках, таблицах. М.: ИНФРА-М, 2001.496 с.

35. Зборовский Г. Е. Образование: научные подходы к исследованию // Социологические исследования. 2000. № 6. 21−29.

36. Зборовский Г. Е. Развитие образования в зеркале парадигмального анализа // Образование и наука. 2000. № 2. 31−40.

37. Зиннуров У. Г. Маркетинг в деятельности вузов: теория и методы решения. Москва-Уфа: Изд-во УГАТУ. 1993. 226 с.

38. Зиновьева П. Б. Информационная культура личности.

Введение

в курс: Учеб. пособие. Краснодар, 1996.136 с.

39. Змеев В. Высшая школа России: XVIII век // Высшее образование в России. 2002. № 3. 132−139.

40. Зуев В. М. Высшая школа в новых условиях хозяйствования. М.: НИИВШ, 1990. 134 с.

41. Зуев В. М. Образование в условиях перехода к регулируемой рыночной экономике. М.: Экономика, 1991. 147 с. 137.

42. Иванов B.C. Методология статистического изучения деятельности негосударственных высших учебных заведений: дис… канд. экон. наук.М., 1997. 156 с.

43. Иванов Ю. Б. Система факторов конкурентоспособности предприятия. Препринт научного доклада. Уфа: УНЦ РАН, 1995. 32 с.

44. Игошина И. А. Формирование и развитие управленческого потенциала в строительстве: автореф. дис… канд. экон. наук. Пенза, 2000.18 с.

45. Измерение качества продукции. Вопросы квалиметрии / Под ред. А. В. Гличева. М.: Изд-во стандартов, 1971. 257 с.

46. Йеннер Т. Создание и реализация потенциала успеха как ключевая задача стратегического менеджмента // Проблемы теории и практики управления.1999. № 2. 83−88.

47. Казакова Н. В. Университеты и экономика, основанная на знаниях. Саратов, 2002. 271 с.

48. Как продать ваш товар на внешнем рынке: Справочник / Под ред. Ю. А. Савинова. М.: Мысль, 1990. 364 с.

49. Кельчевская Н. Р. Оценка устойчивости государственного вуза // Университетское управление. 2002. № 4 (23). 5−23.

50. Кизиль Е. В. Совершенствование механизма ресурсного обеспечения образовательной деятельности: дис… канд. экон. наук: 08.00.05 /Комсомольский-на-Амуре государственный технический университет. Комсомольск-на-Амуре, 2000. 211 с.

51. Кинелев В. Г. Объективная необходимость. История, проблемы и перспективы реформирования высшего образования России. М.:Республика, 1995. 328 с.

52. Ковалев А. И. Формирование и развитие менеджмент — образования в высшей школе: дис… д-ра экон. наук: 08.00.05/УрГЭУ. Омск, 2003. 413 с.

53. Кондаков Н. И. Логический словарь. М.: Наука, 1971. 656 с.

54. Кондаков Н. И. Логический словарь-справочник. М.: Наука, 1975. 720 с.

55. Костанян Л. Предмет и метод экономики образования. М.: МГНИ им. Ленина, 1976. 238 с.92Котлер Ф. и др. Основы маркетинга. 2-е изд. М.- СНб.- К.: «Вильяме», 1998.1056 с.

56. Коп.-еева Н. А. Методы повышения эффективности образовательного процесса в рамках системы ННО // Нроблемы региональной экономики.2000. № 5−6. 283−288.

57. Краткий внешнеэкономический словарь-справочник / Нод ред. В. Е. Рыбалкина. М.: Международные отношения, 1991. 256 с. 139.

58. Краткосрочные экономические ноказатели РФ. М.: Госкомстат, 2004. июнь.

59. Критерии отбора инновационных вузов // http://www.mon.gov.ru /contest/tender/kriterii.doc. 10.03.2006.97Крокинская O.K. и др. Новые формы образования как рынокобразовательных услуг. М.: НИИВО, 1993. 48 с.

60. Круглов Ю. Г., Олесеюк Е. В. Современное государство и высшая школа. К истории и теории вопроса // Социально-гуманитарные знания. 2003. JV" 6.С. 52−70.

61. Круглов Ю. Г., Олесеюк Е. В. Современное государство и высшая школа. К истории и теории вонроса // Социально-гуманитарные знания. 2003. № 5.С. 34−57.

62. Крулевич Б. Рейтинги ВУЗов врут: Министр ответил студентам высшей лиги // Московский Комсомолец. 2005. 28 февраля.

63. Крухмалева О. В. и др. Новые образовательные учреждения в России / Под ред. В. И. Добрыниной. М.: НИИВО, 2000. 61 с.

64. Кузнецов B.C. О стратегической альтернативности // Менеджмент в России и за рубежом. 2002. № 2. 34−40.

65. Куцев Г. Ф. Обеспечение качества высшего образования в условиях рыночной экономики // Педагогика. 2004. № 3. 12−23.

66. Лазарев В. А., Мохначев А. Конкурентоспособность вуза как объект управления. Екатеринбург: Издательский дом «Пригородные вести», 2003.160 с. 140.

67. Лазарев B.C. Управление образованием на пороге новой эпохи // Педагогика. 1995. № 5. 12−15.

68. Лившиц В. Чего ждать школе? Реструктуризация бюджетного сектора и реформирование экономических отношений в системе образования //Управление школой. 2004. 23−31 августа.

69. Литовских A.M. Финансовый менеджмент: Конспект лекций. Таганрог: Изд-во ТРТУ, 1999. 76 с.

70. Лозовский Л. Ш. и др. Универсальный бизнес-словарь. М.: ИНФРА-М, 1997. 640 с. ПО Ломакина Л. В. Система моделей прогнозирования развития научно-образовательного потенциала в регионе. М.: НИР1В0, 1992. 36 с.

71. Лопатин В. А., Лопатина Л. Е. Русский толковый словарь. 7-е изд. М.: Рус. яз., 2001. 882 с.

72. Лошкарев М. Ф. Сущность процесса управления развитием муниципального образовательного пространства // Вестник ОГУ. 2002. № 8.С. 30−35.

73. Люкшинов А. Н. Стратегический менеджмент: Учеб. пособие для вузов. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000. 375 с.

74. Майбуров И. Диагностирование состояния высшей школы на территориях // Alma mater. 2002. № 12. 18−25.

75. Майсаков Д. Л. Управление предприпимательской деятельностью государственного вуза: автореф. дис… канд. экон. наук. Тюмень, 2002. 20 с.

76. Майсаков Д. Л. Управление предпринимательской деятельностью государственного вуза: дис… канд. экон. наук: 08.00.05 / ТюмГУ. Тюмень, 2002. 163 с.

77. Макаров A.M. Преобразующий менеджмент в хозяйственной организации. Екатеринбург: Изд-во УрО РАИ, 2004. 296 с. 141.

78. Матвейчук О. В. Повышение эффективности качества научнопедагогического потенциала вуза: дис… канд. экон. наук: 08.00.05 / СГУПС. Новосибирск, 2005. 205 с.

79. Матвиенко В. Образовательная политика России на современном этапе // Alma mater. 2001. № 9. 17−20.

80. Мезенцева Ю. Н. Диагностика как фактор развития систем управления // Менеджмент 21 века. Материалы V Междунар. науч. — практ. конф. 14−15апреля 2005. СПб.: 0 0 0 «Книжный Дом», 2005. 39−41.

81. Мельничук Д. Б. Механизм оценки состояния системы стратегического управления предприятием // Менеджмент в России и за рубежом. 2002. J^ fe 2.С. 41−45.

82. Михайлова М. Л. Система высшего образования в Российской Федерации: проблемы реформирования: автореф. дис… канд. соц. наук. М.:Институт молодежи, 1999. 24 с.

83. Моисеева П. К. Международный маркетинг: Учеб. пособие. М.: Центр экономики и маркетинга, 1998. 320 с.

84. Молчанов П. Н. Мониторинг сферы высшего профессионального образования как комплексная система контроля и управления его развитием// Вопросы статистики. 2002. JVb 11. 60−64.

85. Момот А. И. и др. История университетского образования в дореволюционной России. М., 1993. 56 с.

86. Мохначев А. Университеты в условиях рыночной экономики: управление и экономические инновации. Ижевск: Удмурт. Ун-т, 2001.94с.

87. Мохначев А. Управление инновациями и конкурентоспособностью хозяйственными комплексами на примере государственных вузов. Екатеринбург: Издательский дом «Пригородные вести», 2003.238 с. 142.

88. Национальная доктрина // Высшее образование сегодня. 2001. № 2. 40 — 46.

89. Неживенко Е. А. Обеспечение конкурентоспособности машиностроительного предприятия на основе формирования егообразовательного потенциала: дис… д-ра экон. наук: 08.00.05/ ЮУрГУ. Челябинск, 2004. 322 с.

90. Неживенко Е. А. Проблема обеспечения конкурентоспособности машиностроительного предприятия на основе формирования егообразовательного потенциала и научные основы ее исследования // ВестникОГУ. 2002. № 2. 155−162.

91. Некрасов В. И. и др. Развитие менеджмента бизнес-образования. Ижевск: Изд-во ИжГТУ, 2002. 80 с.

92. Несмачных О. В. Оценка ресурсного потенциала предприятия // Менеджмент XXI века: управление развитием. Материалы V Междунар.науч. — практ. конф. 14−15 апреля 2005. СПб.: 0 0 0 «Книжный Дом», 2005.С. 32−33.

93. Никитина Н. Ш. Рейтинговая оценка деятельности факультетов как элементов мониторинга качества образования в университете //Университетское управление: практика и анализ. 2003. № 4 (27). 62−70.

94. О бюджетной системе Российской Федерации на 1992 год: Закон от 17 июля 1992 >Го3331−1 // Ведомости СНД РФ и ВС РФ. 1992. № 34. Ст. 1979.

95. О временных положениях, регламентирующих деятельность учреждений (организаций) системы образования и подготовки кадров вРСФСР: Постановление Совета Министров РСФСР от 23 февраля 1991 № 119 //http://law.optima.ru/View.html?0=54 494&l=l. 30.05.2005.

96. О высшем и послевузовском профессиональном образовании: Федеральный Закон от 22 августа 1996 № 125-ФЗ // Собраниезаконодательства РФ. М35.Ст.4135.

97. О комплексной оценке деятельности высшего учебного заведения: Приказ Министерства образования Российской Федерации от 12 ноября1999 № 864 // http://admin.novsu.ac.ru/uni/uni.nsf/0/14B297098FAB0B36C32568390032 FD67? open. 25.05.2004.

98. О предприятиях и предпринимательской деятельности: Закон РСФСР от 25 декабря 1990 № 445−1 // Ведомости СПД и ВС РСФСР. 1990. № 30.Ст. 418.

99. О приоритетных направлениях развития образовательной системы Российской Федерации // Высшее образование сегодня. 2005. № 1.С.4−11.

100. О рейтинге высших учебных заведений: Приказ Министерства образования Российской Федерации от 26 февраля 2001 № 631 //www.businesspravo.ru/ Docum/ DocumShow DocumID 26 336.html.24.05.2005.

101. О федеральном бюджете на 1994 год: Федеральный Закон от 1 июля 1994 .№ 9-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 1994. Ш 10. Ст. 1108.

102. О федеральном бюджете на 1997 год: Федеральный Закон от 26 февраля 1997 Ш 29-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 1997. № 9. Ст. 1012.

103. О федеральном бюджете на 1998 год: Федеральный Закон от 26 марта 1998 № 42-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 1998. № 13. Ст. 1464.

104. О федеральном бюджете на 1999 год: Федеральный Закон от 22 февраля 1999 № 36-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 1999. Ш 9. Ст. 1093.

105. О федеральном бюджете на 2003 год: Федеральный Закон от 24 декабря 2002 N2 176-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2002. Ш 52 (ч. 1).Ст. 5132.

106. О федеральном бюджете на 2004 год: Федеральный Закон от 28 ноября 2002 № 186 // Собрание законодательства РФ. 2003. № 52 (ч.1). Ст. 5038.145.

107. О федеральном бюджете на 2005 год: Федеральный Закон от 23 декабря 2004 № 173-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2004. № 52 (ч.1).Ст. 5227.

108. О федеральном бюджете на 2006 год: Федеральный Закон от 26 декабря 2005 года №. 189-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2005. JN" 52(ч.2). Ст. 5602.

109. Об образовании: Федеральный Закон от 10 июля 1992 года № 3266−1 // Собрание законодательства РФ. 1996. № 3. Ст. 150.

110. Об информации, информатизации и защите информации: Федеральный Закон от 20 февраля 1995 № 24-ФЗ // Собраниезаконодательства РФ. 1995. № 8. Ст. 609.

111. Об организационных мерах, но реализации Федеральной нрограммы развития образования: Приказ Министерства образования РоссийскойФедерации от 15 февраля 2001 № 515 // http://www.vcom.ru/cgi-bin/db/zakdoc? reg number = % C20103770. 24.05.2005.

112. Об университетских комнлексах: Постановление Правительства РФ от 17 сентября 2001 Ш 616 II Собрание законодательства РФ. 2001. № 39. Ст. 3771.

114. Об утверждении положения о лицензировании образовательной деятельности: Постановление Правительства РФ от 18 октября 2О00 № 796 //Собрание законодательства РФ. 2000. № 43. Ст. 4249.

115. Об утверждении примерного положения о формировании фондов библиотеки высшего учебного заведения: Приказ Министерстваобразования Российской Федерации от 27 апреля 2000 № 1246 //http://www.vcom.ru/cgi-bin/db/zakdoc? reg number ^ % С20 001 624.05.05.2006.

116. Об утверждении Федеральной программы развития образования: Федеральный закон от 10 апреля 2000 № 51-ФЗ //http://www.systema.ru/development/inc/BDoc.asp?Id=58 387. 23.05.2004.

117. Образовательные и экономические стратегии в высшей школе (основные показатели и ресурсы). Информационный бюллетень / Под ред.В. А. Зернова, В. В. Гурова. М.: ГУ-ВШЭ, 2005. 28 с.

118. Одегов Ю. Г., Журавлев П. В. Управление персоналом. М.: Финанстатинформ, 1997. 229 с.

119. Ожегов И., Шведова П. Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений. М.: Азбуковник, 1999. 944 с. 147.

120. Ожегов СИ. Словарь русского языка / Под ред. Н. Ю. Шведовой. М., 1990. 846 с.

121. Оплетаева Т. В. Оценка социально-экономической эффективности унравления вузом: автореф. дне… канд. экон. наук. Екатеринбург, 2003.17 с.

122. Осипов В. А. Эффективность производства. Владивосток: Изд-во ДВГТУ, 1997. 172 с.

123. Пархоменко А. В. Стратегическое управление эффективным использованием ресурсного потенциала муниципального образования: дис… канд. экон. наук: 08.00.05 / Пермский филиал Института экономики УрОРАН. Ижевск, 2004. 177 с.

124. Патапская И. А. Экономические аспекты развития научнообразовательного потенциала высшей школы: дис… канд. экон. наук:08.00.05 / ОмГПУ. Омск, 1997. 229 с.

125. Паш-енко Н. И. Конкурентоспособность вузов и стратегии их деятельности в условиях региональной конкуренции: дис… канд. экон. наук:08.00.04 / УГАТУ. Уфа, 1999. 191 с.

126. Печерская Э. П. Инновационные процессы в бизнесе и образовании: методологический аспект. М.: МСЭУ, 2003. 281 с.

127. Портфель конкуренции и управления финансами / Под ред. Ю. Б. Рубина. М.: СОМИПТЕК, 1996. 736 с.

128. Проектирование высших учебных заведений и институтов повышения квалификации: Справочное пособие к СНиП. М.: Стройиздат, 1992. 315 с.

129. Пути повышения эффективности использования учебно-научного потенциала университетов / Е. В. Егоров, Ю. А. Королев, Л. А. Давыдова. М., 1988. 44 с.

130. Развитие системы индикаторов и показателей статистической информации по среднему и высшему образованию, совершенствование148системы образовательной статистики, сбор и обработка данных: отчет онаучно-исследовательской работе. М.: НИИВО, 1997. 76 с.

131. Развитие стратегического подхода к управлению в российских вузах / Под ред. Е. А. Князева. Казань: Унипресс, 2001. 528 с.

132. Райзберг Б. А., Фатхутдинов Р. А. Управление экономикой: Учебник. М.: ЗАО «Интел — Синтез», 1999. 784 с.

133. Резник Д. Ректорский корпус высшей школы: опыт и проблемы // Организационные, экономические и социальные проблемы управлениявысшим учебным заведением: Сб. статей Ш Междунар. науч. — практ. конф. Пенза: ПДЗ, 2005. 5−10.

134. Рейтинг вузов за 2001 год // Поиск. Еженедельная газета научного сообщества. 2002. 31 мая.

135. Реформа и развитие высшего образования. Программный документ. Париж: Изд-во ЮПЕСКО, 1995. 49 с.

136. Родионова В. М. и др. Финансы / Под ред. В. М. Родионовой. М.: ФиС, 1995. 432 с.

137. Романкова Л. И. Современные проблемы экономики высшей школы // Педагогика. 2002. № 3. 22−29 149.

138. Российская педагогическая энциклопедия: в 2 т. / Под ред. В. В. Давыдова. М.: Большая российская энциклопедия, 1998. Т. 2. 672 с.

139. Российский статистический ежегодник. 2003: Стат. сб. М.: Госкомстат России, 2001.705 с.

140. Рубинштейн А. Выгоды образования: десять тезисов альтернативной концепции реформы высшей школы // Стратегия России. 2004. № 8.С. 23−31.

141. Рябкова Н. Методика расчета интегральной оценки регионального сектора экономики // Менеджмент: теория и практика. 2002. № 3−4.С. 107−112.

142. Рябкова Н. Региональные особенности управления экономическим развитием территорий: автореф. дис.канд. экон. наук. Ижевск, 2003.22 с.

143. Рябкова Н. Региональные особенности управления экономическим развитием территорий: дис.канд. экон. наук: 08.00.05 / УдГУ. Ижевск, 2003. 173 с.

144. Самойленко Н. Регионы рвутся в чемпионы // Поиск. Еженедельная газета научного сообш, ества. 2004. 16 июля.

145. Саридис Дж. Самоорганизуюш-иеся стохастические системы управления / Пер. с англ. М.: Наука, 1980. 239 с.

146. Севрюгин Ю. В. Оценка инвестиционной привлекательности предприятия: дис… канд. экон. наук: 08.00.05 / ИжГТУ. Ижевск, 2004.165 с.

147. Севрюгин Ю. В. Оценка инвестиционной привлекательности промышленного предприятия с использованием квалиметрическогоподхода: автореф. дис.канд. экон. наук. Ижевск, 2004. 25 с.

148. Селезнёва Н. А. Размышления о качестве образования: международный аспект // Высшее образование сегодня. 2004. № 4. 36−44.150.

149. Сергеев И. В. Экономика предприятия: Учеб. пособие. М.: ФиС, 1997. 304 с.

150. Смирнов Болонский процесс: перспективы развития в России // Высшее образование в России. 2004. Х" 1. 43−51.

151. Советский энциклопедический словарь / Под ред. A.M. Прохорова. М.: Советская энциклопедия, 1987. 1599 с.

152. Современный словарь иностранных слов. Около 20 000 слов. М.: Рус. яз., 1993.740 с.

153. Становление высшего образования в России. Вторая треть XVIII века // Высшее образование сегодня. 2002. № 1. 74−79.

154. Строительные нормы и правила «Жилые здания» СНиП 2.08.01−89 (в ред. от 20.11.2000). М.: Минстрой России ГП ЦПП, 2002. 22 с.

155. Строительные нормы и правила. Обш-ественные здания и сооружения. СНиП 2.08.02−89. М.: Минстрой России ГП ЦПП, 2002. 22 с.

156. Струмилин Г. Проблемы экономики труда. М.: Паука, 1982.471с.

157. Субетто А. И.

Введение

в квалиметрию высшей школы: в 4х кн. М.: ИЦ проблем качества подготовки специалистов, 1991.

158. Сухих Е. Г. Управление образовательным потенциалом персонала промышленного предприятия в условиях освоения новой техники: дис… канд. экон. наук: 08.00.05 / ЧелГУ. Челябинск, 2003. 150 с.

159. Татур Ю. Г. Высшее образование в России в XX веке // Высшее образование в России. 1994. № 3. 140−156.

160. Тонконогая Е. П., Санкин Л. А. Управление качеством образования в гуманитарном вузе // Известия Российской Академии образования. 2002.№ 2. 61−72.

161. Трейер В. Классификатор и каталог статистических показателей как инструменты структурирования и унификации социальной и экономическойинформации // Вопросы статистики. 1997. № 5. 45 — 49.151.

162. Трофимова Я. В. Определение конкурентоспособности промышленного предприятия (на прим. предприятий-производителейасбестовых техн. изделий): дис.канд. экон. наук: 08.00.05. Ярославль, 1998.211с.

163. У истоков высшего образования в России // Высшее образование сегодня. 2001. № 2. 68−72.

164. Управление персоналом в условиях реформирования экономики: проблемы и перспективы. Тезисы докладов Всероссийской научно-практической конференции. Казань: КГФЭИ, 2001. 241 с.

165. Управление персоналом организации: Учебник / Под ред. А. Я. Кибанова. 2-е изд. М.: ИНФРА-М, 2002. 638 с.

166. Управление современным образованием: социальные и экономические аспекты / Под ред. А. П. Тихонова. М.: Вита-Пресс, 1998. 256 с.

167. Ушакова М. В. Высшая школа современной России: тенденции и прогнозы // Социально-гуманитарные знания. 2003. Х" 4. 166−179.

168. Фасхиев Х. А., Гараев И. М. Оценка конкурентного потенциала профессорско-преподавательского состава высших учебных заведений //http://www.kampi.ru/scitech/base/nomerl5/ldisk/stat2. html. 23.05.2004.

169. Федорищева О. И., Шуметов В. Г. К вопросу о мониторинге системы высшего профессионального образования // http://www.eduhmao.ru/portal/dt?last=false&provider=nMAOForPrintChannel&tvpe=article&dbid=ARTICLE 57 672. 24.09.2005.

170. Филимонова Г. Выявление и оценка управленческого потенциал молодых менеджеров: дис.канд. экон. наук: 08.00.05 / НИМБ. ПижнийНовгород, 2004.197 с.

171. Филиппов В. М. Модернизация Российского образования // Педагогика. 2004. № з. 3−11.152.

172. Философский энциклопедический словарь. М.: ИНФРА-М, 2001. 576 с.

173. Хасби Д. Стратегический менеджмент: Учеб. пособие. М.: Контуры, 1998. 200 с.

174. Хейнс Пол. Экономический образ мышления / Пер. с англ. М.: «Дело», 1993. 704 с.

175. Целикова Л. В. Социально-экономические аспекты оценки конкурентоспособности субъектов рынка (на примере потребительскойкооперации): автореф. дис… канд. экон. наук. Минск, 1999. 20 с.

176. Четыркина П. Ю. Государственное регулирование конкурентоспособности предприятий средствами инновационного развития: автореф. дис… канд. экон. наук. СПб., 1996. 20 с.

177. Чубукова Л. В. Определение понятий имиджа и репутации компании // Современный российский менеджмент: состояние, проблемы, развитие. Сб. статей IV Междунар. науч. — практ. конф. Пенза: ПДЗ, 2005. 327−330.

178. Чугунова Е. Е. Организационно-методическое обеспечение управления качеством образования в вузе: дис… канд. экон. наук: 08.00.05 / СПбГУЭФ.СПб., 2005. 156 с.

179. Чупрунов Д. И., Жильцов Е. П. Экономика, организация и планирование высшего образования: Учеб. пособие. М.: Высшая школа, 1988. 175 с.

180. Шарыкин О. В. Развитие управленческого потенциала предпринимательских структур: дис… канд. экон. наук: 08.00.05 /Московская международная школа бизнеса МИРБИС. М., 2003. 131с.

181. Шафиков М. Т. Потенциал: сущность и структура // Социальногуманитарные знания. 2001. № 1. 236−245.153.

182. Шевченко СЮ. Обеспечение конкурентоспособности предприятий средствами инновационного развития: автореф. дис… докт. экон. наук.СПб., 1996. 32 с.

183. Шестернина О. И. Система показателей оценки деятельности факультета // Организационные, экономические и социальные проблемыуправления высшим учебным заведением. Сб. статей IV Междунар. науч. -практ. конф. Пенза: ПДЗ, 2006. 18−22.

184. Шеховцева Л. С. О некоторых понятиях стратегического управления // Менеджмент в России и за рубежом. 2002. № 6. 34−40.

185. Шленов Ю. В. Планирование и организация научных исследований в высшей школе: автореф. дис… канд. экон. наук. СПб., 1996. 36 с.

186. Шленов Ю. В. Финансирование и организация инновационной деятельности высшей школы как фактор ее стабильности. СПб.: Изд-во ун-та экономики и финансов, 1995. 37 с.

187. Шмарион Ю. Образовательные системы в структуре непрерывного образования // Alma mater. 2003. № 5. 53−56.

188. Ш, етинин В. П. Паучные подходы к экономике образования // Педагогика. 1996. № 1. 12−17.

189. Ш, етинин В. П. Образование в контексте теории человеческого капитала // Педагогика. 2003. Ха 6. 40−46.

190. Ш е^тинин В. П. Своеобразие российского рынка образовательных услуг // Мировая экономика и международные отношения. 1997. № 11. 127−135.

191. Экономика народного образования: Учебник / Под ред. Л. Костанян. 2-е изд. М.: Просвещение, 1986. 336 с.

192. Экономика предприятия: Учебник / Под ред. П. А. Сафронова. М.: Юристъ, 1998. 584 с. 154.

193. Эленберг Н. В. Особенности логистизации обеспечения материальными ресурсами высшего учебного заведения: дис… канд. экон. наук: 08.00.05. Самара, 2002. 173 с.

194. Энциклопедический словарь бизнесмена. Менеджмент, маркетинг, информатика / Под ред. М. И. Молдованова. К.: Техника, 1993. 856 с.

195. Якубова Л. М. Некоторые аспекты философии управления как науки // Вестник ТИСБИ. 2005. № 3. 149−152.

196. Яшин Н. С. Исследование конкурентоспособности промышленного предприятия: методология и опыт: дис… д-ра экон. наук: 08.00.05. Саратов, 1997. 452 с.

197. Becker G.S. Human Capital: А Theoretical and Empirical Analysis with special Reference to Education. 2″ ^ * ed. New York, 1975.

198. Bush T. Theories of educational management. Paul Chapman, 1995.

199. Foskett N. Managing external relations in education. ROUTLEDGE, 1992.

200. Juran J.M. A History of Managing for Quality: the Evolution, Trends and Future Directions of Managing for Quality. 1995. 688p.

201. Kotler P., Andreason A. Strategic marketing for non-profit organizations. Prentice Hall, 1990.

202. Oakland J. Total quality management. Butterworth-Heinemann, 1994.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой