Формирование профессионально-педагогической компетентности преподавателей военного вуза
В данных исследованиях, как правило, педагогические проблемы рассматриваются в целом в ходе профессиональной подготовки, без определения роли и значения в этом процессе того или иного цикла учебных дисциплин (отдельной дисциплины). Но в реальном образовательном процессе военного вуза профессиональная подготовка распадается на изучение нескольких циклов, что актуализирует исследование… Читать ещё >
Содержание
- Глава 1. Теоретико-методологические основы формирования профессионально-педагогической компетентности преподавателей военного вуза
- 1. 1. Формирование профессиональной готовности преподавателей к педагогической деятельности как проблема
- 1. 2. Психолого-педагогическая подготовка как основа формирования профессионально-педагогической компетентности преподавателей военного вуза
- 1. 3. Критерии и показатели сформированности профессионально-педагогической компетентности преподавателей военного вуза
- Выводы по первой главе
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по формированию профессионально-педагогической компетентности преподавателей военно-профессиональных дисциплин военного вуза в процессе профессиональной деятельности.
2.1. Реализация модели формирования профессионально-педагогической компетентности преподавателей военного вуза.
2.2. Результаты опытно-экспериментальной апробации модели формирования профессионально-педагогической компетентности преподавателей военного вуза.
2.3. Педагогические условия реализации модели формирования профессионально-педагогической компетентности преподавателей военного вуза.
Выводы по второй главе.
Формирование профессионально-педагогической компетентности преподавателей военного вуза (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Актуальность исследования. Происходящие в начале третьего тысячелетия в России глобальные перемены во всех сферах жизнедеятельности сказываются и на развитии отечественной педагогики, в которой в настоящее время также наблюдается качественно новый этап, что, в свою очередь, отражается и на высшей военной школе. Высшие военно-учебные заведения помимо проблем, общих для всех отечественных вузов, сталкиваются еще и со специфическими трудностями военных вузов, образовательный процесс в которых с каждым годом становится все более сложным по содержанию, задачам и интенсивности.
Одним из приоритетных, ключевых в реформировании системы российского военного образования является решение проблемы профессиональной подготовки начинающих преподавателей и, как более узконаправленной категории, — начинающих преподавателей военно-профессиональных дисциплин кафедр огневой подготовки, тактики, тактики внутренних войск, автомобилей, бронетанкового вооружения и техники, служебно-боевой деятельности внутренних войск.
Постоянно происходящее в системе военного образования развитие инновационных процессов повлекло изменение взглядов на деятельность преподавателя военного вуза и предъявление новых требований к его профессиональной готовности. В соответствии с Федеральной программой «Реформирование системы военного образования в РФ на период до 2010 года», утвержденной постановлением правительства РФ от 27 мая 2002 г. № 352, была определена цель приведения уровня профессиональной готовности преподавателей в соответствие с нормативно-правовыми документами и требованиями военно-профессиональной деятельности. На данном этапе от преподавателя требуется дифференцированный подход в выборе методов и форм обучения, воспитания и формирования личности курсантов в соответствии с требованиями сегодняшнего дня. Как и в системе образования в целом, в военно-профессиональной школе также важно обеспечить повышение уровня профессионализма педагогов, подготовку профессорско-преподавательского состава, соответствующую самым требовательным запросам современного образовательного процесса.
Эффективность и качество работы высшего учебного заведения определяется, прежде всего, тем, насколько реальный выпускник соответствует требованию Государственного стандарта профессиональной подготовки, которая непосредственно зависит от уровня профессиональной готовности его преподавателей к педагогической деятельности. Вопросам, связанным с формированием профессиональной готовности начинающего преподавателя и с профессионально-педагогической направленностью всей его подготовки, уделяется много внимания в трудах педагогов и психологов [193].
В отечественной педагогике вопросы формирования у обучаемых готовности к разным видам деятельности рассматривались во многих аспектах.
Проблема формирования у обучаемых различных видов готовности для отечественной педагогики не нова. Об этом свидетельствуют имеющиеся исследования её конкретных форм: готовности к труду (Т.П. Арташкина, С. Я. Батышев, О. С. Гребенюк, Е. М. Иванова, А. К. Маркова, A.M. Подрейко и др.) [15- 16−26−68−93- 122- 151]- готовности выпускника вуза к профессиональной деятельности (М.И. Дьяченко, JT.A. Кандыбович, В. В. Сериков, Л. Ф. Спирин и др.) [89−163- 181]- готовности будущего учителя к педагогической деятельности (Ю.К. Бабанский, Н. В. Кузьмина, Ю. Н. Кулюткин и др.) [19−111−115]- готовности к профессиональному саморазвитию (Г.Н. Ильина) [95]- готовности преподавателя к использованию новых информационных технологий (Г.А. Кручинина) [108] и другие аналогичные исследования.
Трудности социально-психологического, профессионального характера, с которыми сталкиваются офицеры, назначенные на должности преподавателей, на начальном этапе освоения новой для себя профессиональной деятельности в условиях военного вуза, преодолеваются ими, как правило, стихийно, методом проб и личных ошибок, что не всегда приносит желаемый результат. Преодоление указанных трудностей, связанных со спецификой военного вуза, зависит от степени разработанности системы формирования профессионально-педагогической компетентности преподавателей военно-профессиональных дисциплин, ее методического обеспечения, достаточности и обоснованности практических разработок, без чего невозможно достижение более высокого, по сравнению с начальным, уровня педагогической культуры начинающих преподавателей военно-профессиональных дисциплин.
Следует отметить, что проблема формирования профессионально-педагогических качеств начинающих преподавателей военных вузов привлекает внимание отечественных педагогов и психологов. Актуальность ее решения в контексте образовательного процесса для вуза внутренних войск МВД России связана, в первую очередь, со спецификой подготовки военных специалистов в соответствии с выполняемыми внутренними войсками МВД России служебно-боевыми задачами.
Немало таких исследований и в военной педагогике: общие методологические и теоретические проблемы формирования готовности военных кадров в различных сферах профессиональной деятельности исследовались A.B. Барабанщиковым, В. Н. Герасимовым, В. П. Давыдовым, Г. А. Давыдовым,
A.И.Каменевым, Н. Н. Конюховым, Н. Ф. Феденко [25- 144−23−59−72−98]- готовность к военно-профессиональному самосовершенствованиюГ.А. Волковицким, И. В. Биочинским [55−33]- акмеологические аспекты формирования готовности военных кадров — И. А. Липским,
B.Г.Михайловским, П. А. Корчемным, Л. Г. Лаптевым [120−130−105−116]- готовность к профессиональному общению — A.A. Шибаевым [204].
В данных исследованиях, как правило, педагогические проблемы рассматриваются в целом в ходе профессиональной подготовки, без определения роли и значения в этом процессе того или иного цикла учебных дисциплин (отдельной дисциплины). Но в реальном образовательном процессе военного вуза профессиональная подготовка распадается на изучение нескольких циклов, что актуализирует исследование профессионально-педагогической компетентности преподавателей именно военно-профессиональных дисциплин. Однако работ подобного рода немного. Более того, в существующих работах, как правило, исследуются отдельные стороны этой проблемы: педагогические условия, формы, методы, средства обучения, факторы, влияющие на подготовку офицеров к применению знаний. Предметом исследования в большинстве из них является формирование профессиональной готовности преподавателей военного вуза к преподаванию дисциплин общепрофессионального цикла. Практически отсутствуют работы, посвященные развитию компетентностного подхода и формированию профессионально-педагогической компетентности в военном вузе. Хотя именно профессионально-педагогическая компетентность является базой формирования и развития профессионально-педагогической готовности начинающих преподавателей вообще и начинающих преподавателей военно-профессиональных дисциплин в частности.
Таким образом, налицо ряд противоречий между:
— необходимостью формирования профессионально-педагогической компетентности начинающих преподавателей военно-профессиональных дисциплин военного вуза и недостаточным теоретическим исследованием данной проблемы в педагогической науке;
— социально-педагогическими и нормативно-правовыми требованиями к уровню профессионально-педагогической компетентности начинающего преподавателя и его несоответствием этому уровню в силу сложившейся практики комплектования должностей преподавателей цикла военно-профессиональных дисциплин военного вуза;
— между сложившейся педагогической практикой в системе военного образования и реальными потребностями военных вузов в преподавателях, отличающихся высоким уровнем профессионально-педагогической компетентности, и, как следствие, общества в высококвалифицированных выпускниках военных вузов;
— между одномоментным вводом офицеров в должность преподавателя и длительностью формирования у них профессионально-педагогической компетентности.
В рамках военных наук разрешение означенных противоречий невозможно. Оно решаемо исключительно средствами педагогической науки.
Выявленные противоречия объективируют проблему исследования: как следует построить процесс формирования профессионально-педагогической компетентности начинающих преподавателей военных институтов внутренних войск МВД России для реализации ими профессионального образования в условиях военного вуза.
Поставленная проблема определила выбор темы исследования: «Формирование профессионально-педагогической компетентности преподавателей военного вуза».
Решение обозначенной проблемы составляет цель исследованиятеоретически обосновать и экспериментально проверить педагогическую систему формирования профессионально-педагогической компетентности начинающих преподавателей военно-профессиональных дисциплин военных институтов внутренних войск МВД России.
Объект исследования — профессионально-педагогическая подготовка начинающих преподавателей военного вуза.
Предмет исследования — процесс формирования профессионально-педагогической компетентности начинающих преподавателей военно-профессиональных дисциплин.
Гипотеза исследования — формирование профессионально-педагогической компетентности начинающих преподавателей институтов внутренних войск МВД России будет эффективной при:
— уточнении сущности и конкретизации научных представлений о содержании и структуре понятия «профессионально-педагогическая компетентность преподавателей военно-профессиональных дисциплин военного вуза»;
— разработке системы формирования профессионально-педагогической компетентности начинающих преподавателей военных вузов в преподавании военно-профессиональных дисциплин на основе ее прогностической модели;
— реализации комплекса организационных, методических и психолого-педагогических условий, охватывающих весь процесс формирования профессионально-педагогической компетентности начинающих преподавателей военно-профессиональных дисциплин военного вуза;
— осуществлении постоянного мониторинга, позволяющего оценивать ход и результаты сформированности названной компетентности на всех этапах психолого-педагогической подготовки начинающих преподавателей.
Цель, предмет и гипотеза исследования продиктовали его задачи:
1. Уточнить сущность профессионально-педагогической компетентности начинающих преподавателей военно-профессиональных дисциплин военного вуза.
2. На основе прогностической модели разработать систему формирования профессионально-педагогической компетентности начинающих преподавателей военных вузов.
3. Определить критерии и уровни сформированности профессионально-педагогической компетентности начинающих преподавателей военно-профессиональных дисциплин ввуза внутренних войск МВД России.
4. Выявить и экспериментально проверить эффективность и оптимальность разработанной системы формирования профессионально-педагогической компетентности начинающих преподавателей военно-профессиональных дисциплин в военном вузе внутренних войск МВД России.
Методологическую и теоретическую основу исследования составили:
— фундаментальные положения о единстве личности и деятельности, сознания и деятельности (К.А. Абульханова, Г. В. Акопов, Б. Г. Ананьев,
P.M. Асадуллин, Б. С. Братусь, A.A. Бодалев, J1.C. Выготский, В. П. Зинченко,
A.Н. Леонтьев, В. Н. Мясищев, В. А. Петровский и др.) [2−5-6−10−17−43−59−90−119- 134- 147];
— идеи целостного педагогического процесса (Ю.К. Бабанский, Б. С. Гершунский, О. С. Гребенюк, B.C. Ильин, Ю. А. Конаржевский,
B. В. Краевский и др.) [19−64−68−94−103−106];
— общедидактические принципы организации обучения (В.И. Загвязинский, В. В. Краевский, П. И. Пидкасистый, В. Э. Штейнберг и др.) [83- 106- 155−206];
— исследования по проблеме теории профессионального и профессионально-педагогического образования (А. Ф. Амиров, Р. М. Асадуллин, В. Л. Бенин, Е. В. Бондаревская, Г. И. Гайсина, П. Ф. Кубрушко, В. С. Леднев, Е. В. Ткаченко, С. Н. Филипченко и др.) [8- 17−30−40−61 -62- 109- 118−27- 194];
— публикации по психологии профессионального образования и компетентностного подхода (В.И. Байденко, A.C. Белкин, И. А. Зимняя, Э. Ф. Зеер, A.B. Хуторской и др.) [20−28−88−86−197−198];
— современная методология повышения квалификации и становления профессионализма: личностно-социально-деятельностный (Л.А. Амирова, В. П. Давыдов, H.H. Конюхов, Н. Ф. Феденко и др.) [9−23], доминантно-позиционный (М.Т. Громкова, А. К. Маркова и др.) [71- 122], акмеологический (Е.В. Андриенко, A.A. Деркач, В. Г. Михайловский и др.) [12−4-130], вариативный (Т.Г. Новикова, С. К. Бережная и др.) [187−31] подходы;
— труды по психолого-педагогической подготовке преподавателей военных вузов (A.B. Барабанщиков, В. Н. Иванов, С. С. Муцынов, A.B. Паврозин и др.) [23−24−142].
Выбор методов исследования определялся спецификой объекта и предмета исследования, характером поставленных задач, а также базой исследования. Основными теоретическими методами исследования являлись: теоретический анализ психологической и педагогической литературы, сравнительный анализ, синтез, обобщение, систематизация, классификация. Эмпирические методы: беседа, опросные методы (анкетирование, интервьюирование), анализ результатов деятельности, обобщение независимых характеристик, тестовые методики, изучение и обобщение педагогического опыта, а также педагогический эксперимент. Для обработки научного материала использовались статистические методы анализа количественных данных: описание данных, использование сегментации и классификации для выделения групп, классификация.
Диссертационное исследование проводилось в три этапа.
Первый этап (2007 — 2008 гг.) — подготовительный, целью которого было выявление теоретической разработанности проблемы исследования, накопление и систематизация фактического материала, его осмысление, выработка гипотезы исследования.
Второй этап (2008 — 2010 гг.) — основной. На данном этапе обобщались основные результаты анализа теоретических источников, проводилась опытно-экспериментальная работа, разрабатывалась педагогическая система формирования профессионально-педагогической компетентности начинающих преподавателей. Проводился констатирующий этап эксперимента.
Третий этап (2010 — 2012 гг.) — заключительный. Он состоял в проведении формирующего эксперимента, окончательной обработке, систематизации и обобщении полученных данных, обсуждении результатов исследования, литературном оформлении диссертации, автореферата, подготовке и издании результирующих публикаций по исследуемой проблеме.
База исследования. Экспериментальная работа проводилась в Санкт-Петербургском, Саратовском, Пермском, Новосибирском военных институтах внутренних войск МВД России. Выборка исследования при проведении диагностических замеров составила 144 человека.
Достоверность и обоснованность выводов исследования обеспечивалась: опорой на общенаучные принципы и методы научного исследованияполнотой и системностью анализа предмета исследованияобоснованностью основных методологических позицийлогической структурой теоретического и экспериментального исследованияиспользованием теоретических и эмпирических методов, соответствующих целям и задачам исследованиякорректным использованием методов математической статистикирепрезентативностью выборки и воспроизводимостью полученных эмпирических результатов исследования.
Научная новизна исследования. Решение проблемы формирования профессионально-педагогической компетентности начинающих преподавателей военно-профессиональных дисциплин осуществлено с позиций системного и компетентностного подходов, что позволило:
— уточнить сущность профессионально-педагогической компетентности преподавателя военно-профессиональных дисциплин военного вуза и конкретизировать ее научные характеристики, выделив 13 компонентов, сгруппированных по четырем группам, направленным: непосредственно на профессионально-педагогическую деятельностьна организацию профессионально-педагогической деятельностина объект профессионально-педагогической деятельностина субъект профессионально-педагогической деятельностиконкретизировать сущность и особенности процесса формирования профессионально-педагогической компетентности начинающих преподавателей военно-профессиональных дисциплин, содержание которого включает следующие элементы: целостность восприятия психолого-педагогической подготовкисистемность знаний как важнейшего качества современного специалистаобобщённость структурных единиц психолого-педагогического знаниянепрерывность, которая рассматривается как процесс непрекращающегося профессионального образования, перманентного изменения целей, задач и функций звеньев образовательной системыгибкость психолого-педагогических знаний, предполагающая готовность будущего специалиста самостоятельно конструировать способы разрешения учебных ситуацийактуализированностъ знаний, направленную на раскрытие сущности фактов и явлений в области профессии и специальностиинтегрированностъ знаний, их способность к синтезу со знаниями из других областей, к формированию междисциплинарного знания;
— обосновать педагогические условия совершенствования профессиональной подготовки начинающих преподавателей военно-профессиональных дисциплин в военном вузе, включающие три группы: организационную, методическую и психологическую. Каждая группа имеет свою структуру, цели, задачи и содержание, обусловленные направлениями психолого-педагогической подготовки начинающих преподавателей военного вуза.
Теоретическая значимость результатов исследования заключается в следующем:
1. Уточнено содержание понятия профессионально-педагогической компетентности начинающего преподавателя военного вуза, как интегративное личностное качество, включающее сложную совокупность компонентов, направленных на профессионально-педагогическую деятельность, на организацию профессионально-педагогической деятельности, на объект профессионально-педагогической деятельности, на субъект профессионально-педагогической деятельности.
2. Разработана система психолого-педагогической подготовки начинающего преподавателя военного вуза, включающая модель процесса формирования профессионально-педагогической компетентности, специализированную программу психолого-педагогичесской подготовки, систему мониторинга сформированности профессионально-педагогической компетентности.
3. Выявлен комплекс педагогических условий формирования профессионально-педагогической компетентности начинающего преподавателя военных дисциплин.
Практическая значимость работы заключается в разработке критериев и уровней сформированности профессионально-педагогической компетентности начинающих преподавателей военно-профессиональных дисциплин военного вуза внутренних войск МВД России, позволяющих выстроить и реализовать комплекс мер по развитию данной компетентности.
Практическая значимость результатов исследования обусловлена также повышением уровня профессионально-педагогической компетентности начинающих преподавателей военно-профессиональных дисциплин военного вуза, достигнутым в результате прохождения курса психолого-педагогической подготовкивозможностью переноса выявленных педагогических условий и разработанной программы психолого-педагогической подготовки начинающих преподавателей в практику гражданских инженерных и технических вузов с учетом их специфики.
Результаты исследования, практические и методические рекомендации, разработанные соискателем, используются кафедрами огневой подготовки, тактики, тактики внутренних войск, автомобилей, бронетанкового вооружения и техники, служебно-боевой деятельности внутренних войск военных институтов внутренних войск МВД России.
Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись в учебно-методических пособиях, статьях, докладах, тезисах, общий объём которых составил 2,6 авторских листа, а также в выступлениях соискателя на семинарах, научно-практических конференциях различного уровня, в числе которых Шестая Международная заочная научно-методическая конференция «Классическое университетское образование для XXI века: доступность, эффективность, качество» (март 2010 г., Саратов) и Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Юридическая психология: стратегии современного развития» (сентябрь 2010 г., Саратов).
На защиту выносятся следующие положения:
1. Профессионально-педагогическая компетентность начинающего преподавателя военного вуза — это интегративное личностное качество, определяющее уровень готовности преподавателя к осуществлению специфических форм педагогической деятельности, включающее сложную совокупность компонентов, сгруппированных по четырем группам, направленным на: профессионально-педагогическую деятельностьорганизацию профессионально-педагогической деятельностиобъект профессионально-педагогической деятельностисубъект профессионально-педагогической деятельности.
2. Система психолого-педагогического процесса формирования профессионально-педагогической компетентности начинающего преподавателя военного вуза включает модель процесса формирования профессионально-педагогической компетентности, специализированную программу психолого-педагогичесской подготовки, систему мониторинга сформированности профессионально-педагогической компетентности.
3. Эффективность формирования профессионально-педагогической компетентности начинающего преподавателя военного вуза достигается при соблюдении выявленного комплекса педагогических условий, включающих два уровня: факторные педагогические условия протекания процесса формирования профессионально-педагогической компетентности преподавателя ввуза и педагогические условия осуществления специализированной программы психолого-педагогической подготовки преподавателя военного вуза.
Структура диссертации соответствует общей логике исследования: диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.
Основные результаты экспериментальной проверки разработанной программы представлены во второй главе исследования с учетом выявленных педагогических условий с позиции ее применимости и оптимальности. Эксперимент подтвердил возможность применения и оптимальность разработанной программы психолого-педагогической подготовки: она позволяет добиваться повышения уровня сформированности профессионально-педагогической компетентности у начинающих преподавателей военно-профессиональных дисциплин военного вуза внутренних войск МВД России в предполагаемые сроки и разработанными педагогическими средствами. Полученные факты подтвердили выдвинутую гипотезу экспериментального исследования.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В диссертационном исследовании была поставлена и решена проблема выявления педагогических условий формирования профессионально-педагогической компетентности начинающих преподавателей военно-профессиональных дисциплин военного вуза в процессе психолого-педагогической подготовки.
Доминантой внешнего влияния на процессы формирования профессионально-педагогической компетентности начинающих преподавателей является специфика военных вузов, обусловленная двояким статусом военного вуза, суть которого заключается в том, что он функционирует и как высшая профессиональная школа, и как воинская часть.
Выражение военной специфики как вуза в целом, так и отдельных циклов дисциплин находит выражение в наличии специальной военной тематики, обязательно присутствующей в каждой дисциплине, которые составляют содержание психолого-педагогической подготовки.
Специфической особенностью формирования профессионально-педагогической компетентности начинающих преподавателей в военном вузе является то, что система военного образования имеет преимущественно закрытый характер, а военно-учебные заведения выполняют функцию инструмента, позволяющего регулировать поведение личного состава в процессе решения образовательных задач, накладывая определенные ограничения на поведение людей, регламентируя служебные отношения на принципах централизации и единоначалия. В военных вузах строго зафиксированы ролевые предписания и формальный статус участников педагогического процесса, что придает системе необходимую устойчивость. В особенности подготовки в военном вузе входит и уставная дисциплина, а также наличие жесткого контроля деятельности со стороны командования.
Одной из особенностей формирования профессионально-педагогической компетентности начинающих преподавателей военно-профессиональных дисциплин военного вуза является то, что в понятие «начинающий преподаватель» вкладывается не столько возраст, сколько оценка человека как преподавателя, поскольку педагогическую карьеру могут начинать офицеры, достаточно долгое время служившие в войсках.
В диссертации были выявлены следующие концептуальные подходы к формированию профессионально-педагогической компетентности начинающего преподавателя военно-профессиональных дисциплин военного вуза внутренних войск МВД России в процессе психолого-педагогической подготовки:
— целостный подход, который задает логику осуществления психолого-педагогической подготовки начинающих преподавателей (изначальное формирование представления о специфике военного вуза, а затем на этой основе формирование и расширение знаний, умений и навыков, необходимых для преподавательской деятельности в военном вузе);
— личностно-социально-деятельностный подход, включающий основные принципы социологии и педагогики и ориентированный на целостное изучение личности начинающего преподавателя, его включенности в деятельность;
— акмеологический подход, позволяющий рассматривать формирование психолого-педагогических знаний, умений и ценностных ориентации как процесс повышения квалификации начинающего педагога, что позволило использовать возможности психолого-педагогической подготовки для формирования профессиональной готовности начинающего преподавателя;
— вариативный подход, учитывающий разноуровневость и многообразие этапов профессионального развития начинающих преподавателей;
— культурологический подход, концентрирующий внимание на ценностно-ориентационном содержании подготовки, формирующий стиль мышления и поведения начинающего преподавателя и определяющий его саморазвитие в культурно-образовательном пространстве;
— доминантно-позиционный подход, заключающийся в существовании доминантной потребности в развитии составляющих профессионально-педагогической компетентности для статусно-ролевых позиций субъектов психолого-педагогической подготовки «педагог — курсант», и «начинающий педагог — опытный педагог», детерминированной сензитивностью педагогов в обозначенных статусно-ролевых позициях к реализации педагогической карьеры и составлению представления о себе как о преподавателе.
На основании приведенных концептуальных подходов были определены организационные, методические и психологические условия формирования профессионально-педагогической компетентности, повышающие результативность процесса ее формирования в военном вузе. К организационным условиям относятся: организация, контроль и анализ образовательного процесса военного вуза со стороны лиц командования военного вузаприкладной характер подготовки и ее практическая направленностьуниверсальность подготовки, возможность применения полученных в ходе психолого-педагогической подготовки знаний в условиях повседневной жизни и деятельностидифференцированный подход к каждому из начинающих преподавателей в ходе проведения с ними занятийупор на самообразовательную деятельность начинающего преподавателяосознание начинающими преподавателями важности и необходимости овладения психолого-педагогическими знаниями, способностью и готовностью применять их в преподавательской деятельности, проявление интереса начинающих преподавателей военно-профессиональных дисциплин к психолого-педагогической подготовке и повышение мотивации к самообразованиюпонятность разделов и тем психолого-педагогической подготовкиразработка и использование в учебном процессе специальных курсов, обеспечивающих высокий уровень проведения психолого-педагогической подготовкиопределение диагностического инструментария для оценки сформированности у начинающих преподавателей военно-профессиональных дисциплин профессионально-педагогической компетентности.
К методическим условиям относятся: создание программы психолого-педагогической подготовки начинающих преподавателей военного вуза в целях формирования их профессионально-педагогической компетентностиразработка содержания, форм и методов психолого-педагогической подготовки начинающих преподавателейоказание необходимой научно-методической помощи, самообразованиеавторизованностьналичие достаточно оснащенной научно-методической базы для проведения занятий по психолого-педагогической подготовке.
Психологические условия профессионального развития личности начинающего преподавателя: создание внутренней психолого-педагогической атмосферы, отвечающей целям профессионального развития личностиобеспечение целенаправленности и целеустремленности в формировании указанной атмосферыпринцип сотрудничества в отношениях между опытными преподавателями ввуза, проводящими подготовительные занятия, и начинающими преподавателямиучет эмоциональной направленности личности начинающего преподавателяличностная направленность процесса психолого-педагогической подготовкипедагогическая поддержка начинающих преподавателей.
На основе установленных педагогических условий и соответствующих им специфических особенностях организации процесса подготовки в военно-учебном заведении было проведено усовершенствование психолого-педагогической подготовки в «Школе начинающего преподавателя» при Саратовском военном институте внутренних войск МВД России.
Усовершенствование курса психолого-педагогической подготовки начинающих преподавателей военного вуза в целях формирования их педагогической компетентности проходило по трем направлениям:
1) целевому, в соответствии с которым в цели психолого-педагогической подготовки начинающих преподавателей военного вуза были включены цели адаптации, формирования и повышение уровня профессионально-педагогической компетентности.
2) содержательному, в контексте которого было расширено содержание психолого-педагогической подготовки начинающих преподавателей, соответственно целевому компоненту и была разработана программа для «Школы начинающего преподавателя»;
3) процессуальному, в соответствии с которым добавлена такая форма подготовительного процесса, как тренинг.
В диссертации предложена модель процесса формирования профессионально-педагогической компетентности начинающих преподавателей военного вуза в ходе психолого-педагогической подготовки, включающая: педагогические условия и факторы, оказывающие влияние на формирование профессионально-педагогической компетентности педагога-военного, а также критерии и показатели ее сформированное&trade-.
В исследовании представлены основные результаты экспериментальной проверки разработанных педагогических условий с точки зрения их применимости и оптимальности. Если в начале занятий в экспериментальной группе и контрольной группе распределение по уровням сформированности профессионально-педагогической компетентности участников занятий было примерно одинаковым, то в конце применения программы результаты изменились. Количество начинающих преподавателей с высоким уровнем сформированности профессионально-педагогической компетентности в экспериментальной группе составил 61%, а в контрольной только 24%.
Анализ процесса и результатов эксперимента позволяет сделать следующие выводы об эффективности разработанной программы психолого-педагогической подготовки начинающих преподавателей военно-профессиональных дисциплин военного вуза внутренних войск МВД России:
1. Уточнено понятие «профессионально-педагогическая компетентность начинающего преподавателя военного вуза». Это интегративное личностное
150 качество, определяющее уровень готовности преподавателя к осуществлению специфических форм педагогической деятельности, включающее сложную совокупность компонентов, направленных на: профессионально-педагогическую деятельностьорганизацию профессионально-педагогической деятельностиобъект профессионально-педагогической деятельностисубъект профессионально-педагогической деятельности.
2. Эксперимент подтвердил обоснованность построения модели процесса формирования профессионально-педагогической компетентности, статистически значимую эффективность разработанной программы курса психолого-педагогической подготовки для «Школы начинающего преподавателя», эффективность системы мониторинга сформированности профессионально-педагогической компетентности. Совокупность этих компонентов образует систему психолого-педагогического процесса формирования профессионально-педагогической компетентности начинающего преподавателя военно-профессиональных дисциплин военного вуза внутренних войск МВД России.
3. Эффективность формирования профессионально-педагогической компетентности начинающих преподавателей военного вуза достигается при соблюдении выявленного комплекса педагогических условий, включающих два уровня: факторные педагогические условия протекания процесса и педагогические условия использования специализированной программы психолого-педагогической подготовки.
4. В целом система совершенствования психо лого-педагогической подготовки начинающих преподавателей военно-профессиональных дисциплин военного вуза, направленная на формирование у них профессионально-педагогической компетентности, доказала свою обоснованность и продуктивность. Ее реализация позволила достичь цели и решить задачи эксперимента, подтвердить его гипотезу.
Список литературы
- Абдуллина, О. А. Общепедагогическая подготовка учителя в системе высшего педагогического образования Текст. / О. А. Абдуллина. — М.: Просвещение, 1990. — 139 с.
- Абульханова-Славская, К. А. Стратегия жизни Текст. / К. А. Абдульханова-Славская. — М.: Мысль, 1991. — 286с.
- Адольф, В. А. Теоретические основы формирования профессиональной компетентности учителя Текст. / В. А. Адольф. — М., 1998. —357 с.
- Акмеология: методология, методы и технологии Текст.: материалы науч. сессии, посвященной 75-летию члена-корреспондента РАО, Президента МААН Н. В. Кузьминой- под общ. ред. А. А. Деркача. — М.: РАГС, 1998. —230с.
- Акопов, Г. В. Психология сознания : вопросы методологии, теории и прикладных исследований Текст. / Г. В. Акопов. — М.: Ин-т психологии РАН, 2010. —270с.
- Акопов, Г. В. Социальная психология образования: монография Текст. / Г. В. Акопов. — М.: МПСИ — Флинта, 2000. — 246с.
- Алимухамбетова, Г. Е. Теория педагогического процесса как основа формирования готовности учащихся к познавательной деятельности Текст. / Г. Е. Алимухамбетова. — Элиста: Гылым, 1984. — 97 с.
- Амиров, А. Ф. Образование нового столетия: проблемы, технологии и подходы к модернизации Текст. / А. Ф. Амиров [и др.]. — Уфа: БГПУ, 2001. — 104 с.
- Амирова, Л. А. Развитие профессиональной мобильности педагога в пространстве его личностной самореализации Текст. / Л. А. Амирова. — Уфа: Восточный университет, 2006. — 460 с.
- Ананьев, Б. Г. Психология и проблемы современного человекознания Текст. / Б. Г. Ананьев. — М.: МПСИ, 2005. — 432с.
- Андреев, В. И. Педагогика творческого саморазвития: Инновационный курс Текст.: учеб. пособие для вузов по соц.-гуманитар. специальностям и группе специальностей «Образование» / В. И. Андреев. — В 2-х кн. — Казань, 1996. Кн. 1. — 565, [2]с.
- Андриенко, Е. В. Психолого-педагогические основы формирования профессиональной зрелости учителя Текст.: дис.. д-ра пед. наук: 13.00.08 / Андриенко Елена Васильевна. — Новосибирск, 2002. — 410с.
- Анисимов, О. С. Основы общей и управленческой акмеологии Текст.: учеб. пособие / О. С. Анисимов, А. А. Дергач. — М.: РАГС, 1997. — 534с.
- Анцупов, А. Я. Словарь конфликтолога Текст. / А. Я. Анцупов, А. И. Шипилов. — 2-е изд. — СПб.: Питер, 2006. — 528с.: ил.
- Арташкина, Т. А. Проблема конвертируемости диплома о высшем образовании в условиях Болонского процесса Текст. / Т.А. Арташкина// Вестник университета РАО. — 2007. — № 1. — С. 95—102.
- Арташкина, Т.А. Проблема целей обучения в высшей школе Текст. / Т. А. Арташкина. — Владивосток: Изд-во Дальневост. ун-та, 1994. — 175 с.
- Асадуллин, Р. М. Сущность и особенности педагогической деятельности Текст. / Р. М. Асадуллин // Педагогическая культура и ее формирование при подготовке учителя. — Вып. 3. — Уфа, 1998.
- Асмолов, А. Г. Психология личности: культурно-историческое понимание развития человека Текст. / А. Г. Асмолов. — М.: Академия, 2007. — 526с.
- Бабанский, Ю. К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований Текст. / Ю. К. Бабанский. — М.: Педагогика, 1982.—192 с.
- Байденко, В. И. Образовательный стандарт: Теоретические и концептуальные основы- опыт системного исследования Текст.: дис. д-ра пед. наук: 13.00.01 / Байденко Валентин Иванович. — М., 1999. — 333с.
- Барабанщиков, A.B. История отечественной и зарубежной педагогики Текст.: учеб. пособие: В 3 ч. / A.B. Барабанщиков, В. Н. Иванов. — Ч. 3: История отечественной военной педагогики. — Голицыно: ГВИПВ, 1995. —236с.
- Барабанщиков, А. В. Методика исследования проблем военной психологии и педагогики Текст. / А. В. Барабанщиков, В. П. Давыдов, Н. Н. Конюхов, Н. Ф. Феденко. — М.: ВПА, 1987. — 252 с.
- Барабанщиков, А. В. Педагогическая культура офицера: научные поиски, войсковой опыт, практические рекомендации, взгляд в будущее Текст. / А. В. Барабанщиков, С. С. Муцынов. — М: Воениздат, 1985. — 159с.
- Барабанщиков, А. В. Психология восприятия: Организация и развитие перцептивного процесса Текст. / В. А. Барабанщиков. — М.: Когито-Центр, 2006. — 241 с.
- Батышев, С. Я. Подготовка рабочих в средних профессионально-технических училищах Текст. / С. Я. Батышев. — М.: Педагогика, 1988. — 173 с.
- Бездухов, В. П. Ценностные ориентиры и когнитивные структуры в деятельности учителя Текст. / В. П. Бездухов, Ю. Н. Кулюткин. — Самара: СамГПУ, 2002. — 400 с.
- Белкин, А. С. Идеология, методология, научный аппарат историко-педагогического исследования Текст. / А. С. Белкин, Е. В. Ткаченко // Образование и наука. — 2006. — № 1(37). — С. 21—29.
- Белозерцев, Е. П. Подготовка учителя в условиях перестройки Текст. / Е. П. Белозерцев. — М.: Педагогика, 1989. — 208 с.
- Бенин, В.Л. Педагогическая культурология: Курс лекций Текст.: учебное пособие / В. JL Бенин. — Уфа: Изд-во БГПУ, 2004. — 515с.
- Бережная, С. К. Вариативный подход к повышению квалификации педагогических работников профессиональной школы Текст.: автореф. дис.. канд. пед. наук: 13.00.08 / Бережная Светлана Кирилловна. — Ярославль, 2000. — 16с.
- Беспалько, В. П. Психологические парадоксы образования Текст. / В. П. Беспалько // Педагогика. — 2000. — № 5. — С. 13—20.
- Бехтерев, В. М. Личность и условия её развития и здоровья Текст. / В. М. Бехтерев. — СПб.: Изд-во КЛРиккера, 1905. — 214с.
- Биочинский, И. В. Методические рекомендации по подготовке, выполнению и защите выпускных квалификационных работ Текст.: учебно-методическое пособие / И. В. Биочинский, Е. В. Лабугина. — Нижний Новгород: Нижегородская акад. МВД России, 2011. — 30с.
- Биочинский, И. В. Формирование командных навыков у студентов: (На материалах вузов с военной подготовкой) Текст.: автореф. дис.. канд. пед. наук: 13.00.01 / Биочинский Игорь Владимирович. — Москва, 1987.— 22с.
- Богатырев, В. Н. Об организации преподавания в высшей школе основ морально-психологического обеспечения войск (сил) Текст. / В. Н. Богатырев, М. Ю. Зеленков // Военная мысль. — 2001. — № 5. — С. 34— 36.
- Бодалев, А. А. Вершина в развитии взрослого человека: характеристики и условия достижения Текст. / А. А. Бодалев. — М.: Флинта, Наука, 1998. — 168с.
- Бокарева, Г. А. Дидактические основы совершенствования профессиональной подготовки студентов в процессе обучения общенаучным дисциплинам Текст.: дис.. д-ра пед. наук / Бокарева Г. А. — Волгоград, 1987. —390 с.
- Борытко, Н. М. Педагог в пространствах современного воспитания Текст.: монография / Н. М. Борытко. — Волгоград: Перемена, 2001. — 214с.: ил.
- Борытко, Н. М. Диагностическая деятельности педагога Текст. / Н. М. Борытко. — М: Академия, 2006. — 288с.
- Братусь, Б. С. Русская, советская, российская психология: Конспектив. рассмотрение Текст.: учеб.-метод. лит. / Б. С. Братусь. — М.: Моск. психол.-соц. ин-т, 2000. — 85с.
- Быков, А. К. Теория и практика развития педагогического мастерства преподавателей высшей военной школы Текст.: дис.. д-ра пед. наук: 13.00.01 / Быков Анатолий Карпович. — М., 2000. — 520с.
- Вазина, К. Я. Саморазвитие человека и технологическая организация образовательного пространства : концепция, опыт Текст. / К. Я. Вазина. — Челябинск, 1997. — 240с.: ил.
- Варданян, Ю. В. Строение и развитие профессиональной компетентности специалиста с высшим образованием Текст. / Ю. В. Варданян. — М., 1998. — 353 с.
- Васильев, И. Б. Профессиональная педагогика Текст.: конспект лекций для студентов инженерно-педагогических специальностей. В 2-х частях / И. Б. Васильев. — 4-е изд., перераб. и доп. — Харьков, 2003. — 4.1. — 152.
- Васильєв, И.Б. Методологичекие основы системно-компетентностного подхода в профобразовании Текст. / И.Б. Васильєв. — Алматы: АГТУ, 2008. — 76с.
- Вершинин, С. И. Педагогические основы формирования у школьников готовности к принятию решения о профессиональном выборе Текст.: автореф. дис. д-ра пед. наук / Вершинин С. И. — М., 1997. — 43с.
- Военная дидактика Текст.: учебник / отв. ред. Л. Г. Лаптев. — М.: Совершенство, 1998. — 884 с.
- Военный энциклопедический словарь. — М., 1986.
- Волковицкий, Г. А. Формирование мотивации профессионального самосовершенствования офицеров Текст.: дис.. канд. психол. наук: 19.00.14 / Волковицкий Григорий Александрович. — М., 1994. — 287 с.
- Волковицкий, Г. А. Мотивация военно-профессионального самосовершенствования Текст. / Г. А. Волковицкий. — М.: ГА ВС РФ, 1994. — 73 с.
- Врачинский, В. П. Педагогические условия совершенствования психолого-педагогической подготовки начинающих преподавателей военного вуза Текст.: дис.. канд. пед. наук: 13.00.08 / Валерий Павлович Врачинский. — Калининград, 2007. — 229 с.
- Врублевская, Е. С. Индивидуализация содержания самостоятельной работы студентов как фактор развития их профессиональной компетентности Текст.: дис.. канд. пед. наук: 13.00.08 /Врублевская Евгения Станиславовна. — Челябинск, 2002. — с. 185.
- Выготский, JI. С. Педагогическая психология Текст. / J1.C. Выготский- под ред. В. П. Давыдова. — М.: Педагогика, 1991. — 480с.
- Гагин, Ю. А. Концептуальный словарь-справочник по педагогической акмеологии Текст.: учеб. пособие / Ю. А. Гагин. — СПб.: СПбГУПМ, 2000. — 180 с.
- Гайсина, Г. И. Формирование социально-зрелой личности в условиях общеобразовательного учреждения Текст. / Г. И. Гайсина// Педагогический журнал Башкортостана. — 2010. — № 3(28) — С. 25—33.
- Гайсина, Г. И. Культурологический подход в теории и практике педагогического образования Текст.: дис.. д-ра пед. наук: 13.00.08 / Гайсина Гузель Иншаровна. — М., 2002. — 366с.
- Гареев, Р. А. Организация образовательного процесса и внеучебной работы: концепция и перспективы Текст. / Р. А. Гареев // Среднее профессиональное образование. — 2006. — № 5. — С. 9—14.
- Гершунский, Б.С. Образование как религия третьего тысячелетия: гармония знания и веры Текст. / Б. С. Гершунский. — М.: Педагогическое общество России, 2001. — 127с.
- Гольцова, Н. В. Содержание педагогической подготовки будущего учителя в высшей школе США Текст.: автореф. дис.. канд. пед. наук: 13.00.01 / Гольцова Наталья Владимировна. — М., 1996. — 21 с.
- Готская, И. Б. Маркетинговое проектирование методической системы обучения информатике студентов педвузов Текст.: монография / И. Б. Готская. — СПб.: Изд-во РГПУ им А. И. Герцена, 1999. — 114 с.
- Грабарь, М. И. Применение математической статистики в педагогических исследованиях: непараметрические методы Текст. / М. И. Грабарь, К. А. Красноярская. — М: Педагогика, 1977. — 136 с.
- Гребенюк, О. С. Дидактические основы формирования мотивации обучения и труда у учащихся профессиональной школы Текст.: дис.. д-ра пед. наук / Гребенюк О. С. — Казань, 1988. — 459 с.
- Гребенюк, О. С. Общие основы педагогики Текст.: учеб. для студ. высш. учеб. заведений / О. С. Гребенюк, М. И. Рожков. — М.: Владос-Пресс, 2004. — 160 с.
- Громкова, М. Т. Педагогическая позиция преподавателя Текст. / М. Т. Громкова // Магистр г. Независимый психолого-педагогический журнал1995. — № 2. — С. 58—66.
- Давыдов, Г. А. Психологические основы повышения эффективности обучения в военном вузе Текст. / Г. А. Давыдов. М.: ВПА, 1977. — 119с.
- Даутов, В.В. Управление профессиональной подготовкой преподавателей военного вуза Текст. / Авторефер. дис.. канд. соц. наук: 22.00.08/ Даутов Владимир Владиславович. — Пенза, 2007. — 22 с.
- Демкин, В. Психолого-педагогические особенности ДО Текст. / В. Демкин, Т. Руденко, Н. Серкова // Высшее образование в России. — 2000.3. —С. 124—128.
- Деркач, А. А. Акмеология: личностное и профессиональное развитие человека Текст. / А. А. Деркач. — М.: Изд-во РАГС, 2001. — 541с.
- Деркач, А. А. Акмеология: личностное и профессиональное развитие человека Текст.: В 5 кн. /A.A. Деркач. — Кн. 2: Акмеологические основы управленческой деятельности / А. А. Деркач. — М.: РАГС, 2000. — 536 с.
- Деркач, А. А. Акмеология: пути достижения вершин профессионализма Текст. / А. А. Деркач, Н. В. Кузьмина. — М.: Луч, 1993. — 32 с.
- Дурай-Новакова, К. М. Формирование профессиональной готовности к деятельности Текст. / K.M. Дурай-Новакова. — М.: Просвещение, 1983. — 356 с.
- Дьяченко, М. И. Готовность к деятельности в напряженных ситуациях: психологический аспект Текст. / М. И. Дьяченко, Л. А. Кандыбович, В. А. Пономаренко. — Минск: БГУ, 1985. — 165 с.
- Дьяченко, М. И. Психологические проблемы готовности к деятельности Текст. / М. И. Дьяченко, Л. А. Кандыбович. — Минск: БГУ, 1976. — 175 с.
- Дьяченко, М. И. Психология высшей школы Текст. / М. И. Дьяченко, Л. А. Кандыбович. — Минск: БГУ, 1981. — 383 с.
- Ершова, С. И. Психолого-педагогические основы формирования коммуникативной готовности студентов к профессиональной деятельности Текст.: автореф. дис.. канд. пед. наук / Ершова С. И. — Ростов на Дону, 1992. — 137 с.
- Загвязинский, В. И. Педагогическое творчество учителя Текст. / В. И. Загвязинский. — М., 1987. — 160 с.
- Загвязинский, В. И. Методология и методы психолого-педагогического исследования Текст. / В. И Загвязинский, Р. Атаханов. — 2-е издание. — М.: Академия, 2005. — 208 с.
- Зазыкин, В. Г. Деятельность специалистов в особых условиях: психолого-акмеологические основы Текст. / В. Г. Зазыкин. — М.: РАГС, 1994. —267 с.
- Зеер, Э. Ф. Психология профессий : учеб. пособие для студ. вузов Текст. / Э. Ф. Зеер. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Академический проект- Екатеринбург: Деловая книга, 2003. — 330 с.
- Зеер, Э. Ф. Личностно ориентированное профессиональное образование Текст. / Э. Ф. Зеер. — Екатеринбург. — 1998. — 126с.
- Зимняя, И. А. Ключевые компетенции — новая парадигма результата образования Текст. / И. А. Зимняя // Высшее образование сегодня. — 2003. — № 5. — С.34—42.
- Зинченко, В. П. Человек развивающийся. Очерки российской психологии Текст. / В. П. Зинченко, Е. Б. Моргунов. — М.: Тривола, 1994. — 304 с.
- Иванов, Д. А. Компетентностный подход в образовании Текст.: учеб.-метод. пособие / Д. А. Иванов, К. Г. Митрофанов, О. В. Соколова. М.: АПКиППРО, 2005. — 98 с.
- Иванова, 3. И. Психолого-педагогический аспект готовности студентов к самостоятельной учебной деятельности Электронный ресурс. / З. И. Иванова.—Peжимдocтyпa:http://www.sgu.IWfaculties/physicaШe IvanovaZI-SemenovaEV.doc.
- Иванова, Е. М. Психология профессиональной деятельности Текст. / Е. М. Иванова. — М.: ПЭР СЭ, 2006. — 382с.
- Ильин, B.C. Процесс воспитания и обучения как педагогическая проблема. Его сущность. Проблематика исследования Текст. / B.C. Ильин //
- Совершенствование учебно-воспитательного процесса. Сб. науч. трудов /ред. C.B. Иванов. — Волгоград, 1976. — С. 16—19.
- Ильина, Г. Н. Формирование готовности к профессиональному саморазвитию у студентов технического вуза Текст.: дис.. канд. пед. наук: 13.00.01/ Ильина Галина Николаевна. — Волгоград, 1994. — 131 с.
- Исаев, И. Ф. Концептуальные основы исследования проблемы профессионально-педагогической культуры Текст. / И. Ф. Исаев // Научные ведомости БГУ. — 1997. — № 1(4). — С. 3—12.
- Исламгалиев, Э. Г. Профессиональная компетентность педагога: социологический анализ Текст.: дис.. канд. соц. наук: 22.00.06 / Исламгалиев Эльфер Галиаскарович. — Екатеринбург. 2003. — 176с.
- Каменев, А. И. Современная высшая военная школа Текст. / А. И. Каменев. — М.:ВПА, 1991. —161 с.
- Кан-Калик, В. А. Педагогическое творчество Текст. / В.А. Кан-Калик, Н. Д. Никандров. — М.: Педагогика, 1990. — 140с.
- Климов, Е. А. Педагогический труд: психологические составляющие Текст.: учеб. пособие для студ., магистров и аспирантов классич. и пед. вузов России / Е. А. Климов. — М.: Изд-во Моск. ун-та: Академия, 2004 — 240 с.
- Клочко, В. Е. Системная детерминация мыслительной деятельности на стадии ее инициации Текст. / В. Е. Клочко // Сибирский психологический журнал. — 1997. — Вып. 5. — С. 19—26.
- Конаржевский, Ю. А. Внутришкольный менеджмент Текст. / Ю. А. Конаржевский. — М.: Центр Педагогический поиск, 2000. — 224 с.
- Кондрух, В. И. Особенности исследовательской деятельности педагогов профессиональной школы Текст. / В. И. Кондрух, O.JI. Назарова // Сибирский педагогический журнал. — 2012. — № 2. — С. 148—153.
- Корчемный, П. А. Военная психология: методология, теория, практика Текст. / П. А. Корчемный М.: Воениздат, 2008. — 280 с.
- Краевский, В. В. Методология педагогики: новый этап Текст. / В. В. Краевский, Е. В. Бережнова. — М., 2006. — 394 с.
- Краснорядцева, О. М. Особенности профессионального мышления в условиях психодиагностической деятельности Текст. / О. М. Краснорядцева. — Барнаул: БГПУ, 1998. — 112 с.
- Кручинина, Г. А. Формирование правосознания студентов в вузе Текст.: монография / Г. А. Кручинина, М. В. Кручинин. — Н. Новгород: НФ УРАО, 2010. —310 с.
- Кубрушко, П. Ф. Актуальные проблемы теории содержания профессионально-педагогического образования Текст.: дис.. д-ра пед. наук: 13.00.08 / Кубрушко Петр Федорович. — М., 2002. — 317с.
- Кузьмин, П. В. Профессиональная культура офицера-политработника и пути ее формирования Текст.: дис.. канд. филос. наук: 09.00.01 / Кузьмин П. В. — М., 1989. — 272 с.
- Кузьмина, Н. В. Методы системного педагогического исследования Текст. / Н. В. Кузьмина. — Д.: ЛГУ, 1980. — 172с.
- Кузьмина, Н. В. Профессионализм педагогической деятельности Текст. / Н. В. Кузьмина, А. А. Реан. — СПб., 1993. — 54 с.
- Кузьмина, Н. В. Способности, одаренность, талант учителя Текст. / Н. В. Кузьмина. — Л.: Ленингр. орг. о-ва «Знание» РСФСР, 1985. — 32 с.
- Кулаков, В. Ф. Морально-психологическое обеспечение: проблемы и пути их решения Текст. / В. Ф. Кулаков // Военная мысль. — 1999. — № 6. — С. 67—72.
- Кулюткин, Ю. Н. Психология обучения взрослых Текст. / Ю. Н. Кулюткин. — М.: Высшая школа, 1985. —128 с.
- Лаптев, J1. Г. Акмеологические основы эффективного воинского труда Текст.: монография / Л. Г. Лаптев. — М.: ИТАР — ТАСС, 1998. — 242 с.
- Левитов, Н. Д. О психологических состояниях человека Текст. / Н. Д. Левитов. — М.: Просвещение, 1964. — 343 с.
- Леднев, B.C. Содержание образования Текст.: учеб. пособие/ В. С. Леднев. — М.: Высшая школа, 1999. — 360 с.
- Леонтьев, А. Н. Деятельность, сознание, личность Текст./ А. Н. Леонтьев. — М.: Политиздат, 1975. — 304 с.
- Липский И. А. Прогнозирование в военной педагогике (теоретико-методологические проблемы) Текст. / И. А. Липский. — М., 1993. — 216 с.
- Ломов, Б. Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии Текст. / Б. Ф. Ломов. — М.: Наука, 1984. — 444 с.
- Маркова, А. К. Психология труда учителя Текст.: кн. для учителя / А. К. Маркова. — М.: Просвещение, 1993. — 192 с.
- Маркова, А. К. Психология профессионализма Текст. / А. К. Маркова. — М.: Просвещение, 1996. — 308 с.
- Масягин, В. П. Военно-профессиональная подготовка офицеров ВМФ: психолого-педагогический аспект Текст. / В. П. Масягин // Военная мысль. — 2002. — № 5. — С. 61—63.
- Материалы XIII Международной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Ломоносов». — М.: Изд-во МГУ, 2006. — 512 с.
- Матушанский, Г. Система повышения квалификаций преподавателей высшей школы Текст. / Г. Матушанский, Л. Смоленцева, Л. Сольмко // Высшее образование в России. — 2001. — № 2. — С. 116—118.
- Методические рекомендации по педагогическому отслеживанию и оцениванию уровня сформированности профессиональной компетентностивыпускников Текст. / Составители: М. JL Вайнштейн, Т. А. Кочак. — Екатеринбург, 2005.
- Методологические и методические основы профессионально-педагогической подготовки преподавателя высшей технической школы Текст. / А. А. Кирсанов [и др]. — Казань: Карпол, 1997. — 292, 1. е.: табл.
- Михайловский, В.Г. Акмеологические основы профессионального становления офицерских кадров Текст.: монография / В. А. Михайловский. — М.: РАГС, В, А им. Дзержинского, 1995. — 260 с.
- Модернизация российского образования: достижения и уроки Текст. М.: Алекс, 2004. — 42 с.
- Морева, Н. А. Основы педагогического мастерства Текст.: учеб. пособие для вузов / Н. А. Морева. — М.: Просвещение, 2006. — 320 с.
- Мясищев, В. Н. Психология отношений. Избранные психологические труды Текст. / В. Н. Мясищев. — М.: Изд-во Московского психолого-социального ин-та, 2011. — 388с. — Психологи России.
- Назарова, О. В. Профессиональная адаптация начинающих учителей гимназии в условиях модернизации образования Текст.: дис.. канд. пед. наук: 13.00.08 / О. В. Назарова. — Ставрополь: АГПИ, 2003. — 175 с.
- Наин, А. Я. Инновации в образовании Текст. / А. Я. Наин. -Челябинск, ЧТУ, 1995. — 288 с.
- Нетягина, О. В. Исследование проблемы адаптации как профессионально значимого компонента становления молодого учителя Текст. / О.В. Нетягина- материалы Всероссийской НПК. — Армавир: АГПИ, 2000. — С. 20—22.
- Нетягина, О. В. Факторы, способствующие оптимизации адаптационных процессов начинающих педагогов и их учет на практике Текст. / О. В. Нетягина. — М., 2001. — 13 с. — Деп. в ИНИОН РАН 03.10.01, № 56 752.
- Новожилова, Т. И. Проектные условия профессионального становления молодого педагога высшей школы Текст.: дис.. канд. пед. наук: 13.00.08 / Новожилова Татьяна Ивановна. — Краснодар, 2006. — 156 с.
- Новый словарь русского языка. Толково-словообразовательный Текст. —2-е изд., стереотип. — М.: Рус. яз., 2001. — Т.1: А-О. — 1232 с. — Т.2: П-Я. — 1088 с. — (Библиотека словарей русского языка).
- Оборина, Д. Б. Стиль общения в системе установок педагога и его формирование в процессе обучения и воспитания будущих учителей Текст. / Д. Б. Оборина // Системное исследование индивидуальности. — Пермь, 1991. — С. 109—110.
- Паврозин, А. В. Профессиональная адаптация преподавателей-служащих российской армии к педагогической деятельности в военном вузе Текст.: дис.. канд. пед. наук: 13.00.08 / Паврозин Александр Васильевич. — Ставрополь, 2003. — 188 с.
- Педагогика Текст.: учебное пособие /В.Н. Герасимов [и др]. — Монино, 2004. — 239с.
- Педагогика профессионального образования Текст.: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Е. П. Белозерцев [и др]- под ред. В. А. Сластенина. — М.: Академия, 2004. — 368с.
- Педагогика: большая современная энциклопедия Текст. / сост. Е. С. Рапацевич. — Минск: Современное слово, 2005. — 928 с.
- Педагогическое прогнозирование Текст. / И. А. Липский и [и др.]- под ред. Д. И. Фельдштейн. — М.: МПСИ, 2009. — 288с.
- Петровский, А. В. Личность: феномен субьектности Текст. / А. В. Петровский. — Ростов на Дону, 1993. — 154 с.
- Петровский, А. В. Психология Текст.: учеб. для студ. вузов, обуч. по пед. специальностям / А. В. Петровский, М. Г. Ярошевский. — М.: Академия, 2002. — 512 с.
- Платонов, К. К. Система психологии и теории отражения / К. К. Платонов. — М.: Мысль, 1982. — 312 с.
- Подласый, И. П. Педагогика. Новый курс Текст.: учебник для студентов пед. вузов. В 2 кн. / И. П. Подласый. — М.: Владос, 1999. — 574 с.
- Кн. 1. Общие основы. Процесс обучения.
- Подрейко, А. М. Дидактические условия становления и развития готовности у студентов Текст.: дис.. канд. пед. наук: / Подрейко A.M. — Калининград, 1996. — 225 с.
- Поярова, Т. А. Педагогические условия адаптации одаренных школьников к повышенным учебным требованиям Текст.: дис.. канд. пед. наук: 13.00.01 / Поярова Татьяна Александровна. — Вологда, 2000. — 230 с.
- Психологическая диагностика Текст.: учеб. пособие / под ред. К. М. Гуревича, Е. М. Борисовой. — М.: Изд-во УРАО, 1997. — 301 с.
- Психологический словарь Текст. /Под ред. В. П. Зинченко, Б. Г. Мещерякова. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Педагогика-Пресс, 1996.440 с.
- Психология и педагогика Текст. / под ред. П. И. Пидкасистого. — М.: Юрайт, Высшее образование, 2010. — 120с.
- Психология и педагогика Текст.: курс лекций: учеб. пособие / под ред. К. А. Абульхановой, Н. В. Васиной, Л. Г. Лаптева, В. А. Сластенина.
- М.: Совершенство, 1998. — 320 с.
- Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии Текст. / С. Л. Рубинштейн. — СПб.: Питер, 2006. — 720 с.
- Руднева, Т.Н. Педагогика профессионализма Текст.: учеб. пособие / Т. И. Руднева. — Самара: Универс. групп, 2008. — 216 с.
- Рябцев, В. П. Формирование педагогического мастерства в системе становления профессиональной культуры учителя Текст.: дис.. канд. пед. наук: 13.00.01 / Рябцев Владимир Петрович. — Майкоп, 1998. — 164с.
- Салаватова, С. С. Интенсификация подготовки учителя в педвузе на основе сближения учебной и будущей профессиональной деятельности Текст.: автореф. дис.. канд. пед. наук / Салаватова Самира Салиховна. — Казань, 1991. — 18 с.
- Самсонова, Н. В. Формирование конфликтологической культуры специалиста Текст.: дис.. д-ра пед. наук: 13.00.08 / Самсонова Надежда Владиславовна. — Калининград, 2003. — 362 с.
- Сериков, В. В. Личностный подход в образовании: концепция и технологии Текст. / В. В. Сериков. Волгоград: Перемена, 1994. — 152 с.
- Сериков, Г. Н. Образование: аспекты системного отражения Текст. / Г. Н. Сериков. — Курган: Зауралье, 1997. — 464 с.
- Сидоренко, Е. В. Методы математической обработки в психологии Текст. / Е. В. Сидоренко. — СПб.: Речь, 2000. — 350 с.
- Скаткин, М. И. Проблемы современной дидактики Текст. / М. Н. Скаткин. — М.: Педагогика, 1994. — 95 с.
- Скжипчак, Ю. Понятия ключевых компетенций и их пределы в профессиональной деятельности учителей, обучающих взрослых Текст. / Ю. Скжипчак // Профессиональные компетенции учителей взрослых людей.1. М., 2000.
- Сластёнин, В. А. Педагогика Текст.: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. завед. / В. А. Сластёнин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов. — М.: Академия, 2002. — 576 с.
- Сластёнин, В. А. Методологическая культура учителя Текст. /
- B. А. Сластёнин, В. Э. Тамарин // Советская педагогика. — 1990. — № 7. —1. C. 82—88.
- Сластёнин, В. А. Профессиональная готовность учителя к воспитательной работе : содержание, структура, функционирование Текст./ В. А. Сластёнин // Процесс подготовки учителя в сист. высш. пед. обр.: межвуз. сб. науч. тр. — М.: МШУ, 1982. — С. 14—28.
- Сластёнин, В. А. Реформа школы и готовность учителя к профессиональной деятельности: вопросы методологии и теории Текст./ В. А. Сластёнин, М. Я. Виленский // ТиПФК. — 1985. — № 6.1. С. 43—45.
- Сластёнин, В. А. Педагогика: инновационная деятельность Текст./ В. А. Сластёнин, JI. С. Подымова. — М.: Магистр, 1997. — 224 с.
- Словарь-справочник по педагогике Текст. / авт.-сост. В. А. Мижериков- под общ. ред. П. И. Пидкасистого. — М.: ТЦ Сфера, 2004. — 448 с.
- Словарь иностранных слов. — 15-е изд., испр. — М.: Рус. яз., 1988.608 с.
- Совершенствование преподавания военной психологии в условиях реформы Вооруженных сил Текст.: материалы IV и V Всеармейских конференций преподавателей военной психологии. — М.: ГА ВС, 1992. — 180 с.
- Соколова, Г. Н. Культура труда в социальном развитии технической интеллигенции: Социологический анализ Текст./ Г. Н. Соколова- под ред. Е. М. Бабосова. — Минск: Наука и техника, 1989. — 174, [2]с.
- Соколова, Г. Н. Труд и профессиональная культура: опыт социологических исследований Текст. / Г. Н. Соколова- под ред. Е. М. Бабосова. — Минск: Изд-во БГУ, 1980. — 142 с.
- Соловьев, В. В. Содержание и организация психолого-педагогической подготовки курсантов военно-инженерного вуза Текст.: дис.. канд. пед. наук: 13.00.08 / Соловьев Василий Викторович. — Ставрополь, 2004. —160 с.
- Сорокина, Л. В. Формирование готовности студентов средних специальных учреждений к обеспечению безопасности жизнедеятельности Текст.: автореф. дис.. канд. пед. наук: 13.00.08 / Сорокина Людмила Владимировна. — Самара, 2006. — 20 с.
- Спирин, Л. Ф. Педагогика решения учебно-воспитательных задач Текст. / Л. Ф. Спирин. Кострома: КГПУ, 1994. — 108 с.
- Станкин, М. И. Психология управления Текст.: практ. пособие / М. И. Станкин. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Бизнес-Школа Интел-Синтез, 2002. — 365с.
- Стоуне, Э. Психопедагогика : психологическая теория и практика обучения Текст./ Э. Стоуне- науч. ред. Н. Ф. Талызиной. — М.: Педагогика, 1984. —471 с.
- Сыротюк, С. Д. Трансформация знаний в деятельности организации на примере высшего учебного заведения Текст./ С. Д. Сыротюк // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. — 2012. — № 3. — С. 210—214.
- Татур, Ю. Г. Образовательный процесс в вузе. Методология и опыт проектирования Текст.: учеб. пособие для слушателей системы подготовки и повышения квалификации преподавателей / Ю. Г. Татур // Педагогика в техническом университете. — 2005. — 250 с.
- Теория и практика организации предпрофильной подготовки Текст. / под ред. Т. Г. Новиковой. — М.: АПК и ПРО, 2003. — 110 с.
- Тихомиров, O.K. Психология мышления Текст. / О. К. Тихомиров. — М.: Академия, 2005. — 288с.
- Тихонов, Э. А. Формирование профессионального самоопределения студентов колледжа в системе дистанционного обучения Текст.: учеб. пособие / Э. А. Тихонов. — Ишим: Изд-во Ишим. гос. пед. инта, 2001. —66 с.
- Турчанинова, Ю. И. Теоретические проблемы отбора содержания профессиональной подготовки учителя Текст. / Ю. И. Турчанинова // Педагогическое образование: опыт, проблемы, перспективы. — М.: ВНИК Школа, 1989. —С. 43.
- Узнадзе, Д. Н. Общая психология Текст. / Д.Н.Узнадзе- пер. с ^ груз. Е. Ш. Чомахидзе- под ред. И. В. Имедадзе. — СПб.: Питер, 2004. —413 с.
- Филанковский, В. В. Теория и практика формирования профессиональной готовности учителя физической культуры Текст.: дис.. д-ра пед. наук: 13.00.01, 13.00.04 / Филанковский Виталий Владимирович. — Ставрополь, 2000. — 459 с.
- Хозяинов, Г. И. Акмеология физической культуры и спорта Текст.: учеб. пособие для студ. вузов / Г. И. Хозяинов, Н. В. Кузьмина, JI. Е. Варфоломеева. — М.: Академия, 2007. — 208 с.
- Холодная, М. А. Когнитивные стили о природе индивидуального ума Текст.: учеб. пособие для студ. вузов / М. А. Холодная. — 2-е изд. — СПб.: Питер, 2004. — 384 с. — (Мастера психологии).
- Хуторской, A.B. Ключевые компетенции и образовательные стандарты Электронный ресурс. / A.B. Хуторской // Интернет-журнал Эйдос. — М., 2002. — Режим доступа: http://eidos.ru/journal/2002/0423.htm.
- Хуторской, A.B. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированного образования Текст. / A.B.Хуторской // Народное образование. — 2003. — № 2. — С.58—64.
- Чесноков, Н. А. Повышение эффективности психолого-педагогической подготовки молодых офицеров в части Текст.: дис.. канд. пед. наук: 13.00.01 / Чесноков Николай Анатольевич. — М., 2006. — 235 с.
- Чошанов, М. А. Инженерия обучающих технологий Текст. / М. А. Чошанов. — М: БИНОМ Лаборатория знаний, 2011. — 240 с.
- Шадриков, В. Д. Проблемы системогенеза профессиональной деятельности Текст. / В. Д. Шадриков. — М.: Наука, 1982. — 185 с.
- Шибаев, А. А. Формирование готовности к профессиональному общению у курсантов военного вуза Текст.: дис.. канд. пед. наук: 13.00.08 / Шибаев A.A. — Саратов, 2007. — 163 с.
- Шишов, В. А. Мониторинг качества образования в школе Текст. / В. А. Кальней, С. Е. Шишов // Высшее образование сегодня. — 2007. — № 3. — С. 32.
- Штейнберг, В. Э. Теоретико-методологические основы дидактических многомерных инструментов для технологий обучения Текст.: дис.. д-ра пед. наук: 13.00.01 / Штейнберг Валерий Эммануилович. — Уфа, 2000. — 347с.
- Щербаков, А. И. Совершенствование системы психолого-педагогического образования будущего учителя Текст. / А. И. Щербаков // Вопросы психологии. — 1981. — № 5. — С. 13—21.
- Щипанов, В. В. Интегративно-дивергентное проектирование мультидисциплинарных образовательных систем Текст.: монография / В. В. Щипанов. — М., 1999. — 170 с.
- Oxford Wordpower Dictionary / Edited by Sally Wehmeier. — Oxford University Press, 1996. — P. 491.