Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Формирование профессионально-педагогической компетентности преподавателей военного вуза

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В данных исследованиях, как правило, педагогические проблемы рассматриваются в целом в ходе профессиональной подготовки, без определения роли и значения в этом процессе того или иного цикла учебных дисциплин (отдельной дисциплины). Но в реальном образовательном процессе военного вуза профессиональная подготовка распадается на изучение нескольких циклов, что актуализирует исследование… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Теоретико-методологические основы формирования профессионально-педагогической компетентности преподавателей военного вуза
    • 1. 1. Формирование профессиональной готовности преподавателей к педагогической деятельности как проблема
    • 1. 2. Психолого-педагогическая подготовка как основа формирования профессионально-педагогической компетентности преподавателей военного вуза
    • 1. 3. Критерии и показатели сформированности профессионально-педагогической компетентности преподавателей военного вуза
  • Выводы по первой главе

Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по формированию профессионально-педагогической компетентности преподавателей военно-профессиональных дисциплин военного вуза в процессе профессиональной деятельности.

2.1. Реализация модели формирования профессионально-педагогической компетентности преподавателей военного вуза.

2.2. Результаты опытно-экспериментальной апробации модели формирования профессионально-педагогической компетентности преподавателей военного вуза.

2.3. Педагогические условия реализации модели формирования профессионально-педагогической компетентности преподавателей военного вуза.

Выводы по второй главе.

Формирование профессионально-педагогической компетентности преподавателей военного вуза (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Происходящие в начале третьего тысячелетия в России глобальные перемены во всех сферах жизнедеятельности сказываются и на развитии отечественной педагогики, в которой в настоящее время также наблюдается качественно новый этап, что, в свою очередь, отражается и на высшей военной школе. Высшие военно-учебные заведения помимо проблем, общих для всех отечественных вузов, сталкиваются еще и со специфическими трудностями военных вузов, образовательный процесс в которых с каждым годом становится все более сложным по содержанию, задачам и интенсивности.

Одним из приоритетных, ключевых в реформировании системы российского военного образования является решение проблемы профессиональной подготовки начинающих преподавателей и, как более узконаправленной категории, — начинающих преподавателей военно-профессиональных дисциплин кафедр огневой подготовки, тактики, тактики внутренних войск, автомобилей, бронетанкового вооружения и техники, служебно-боевой деятельности внутренних войск.

Постоянно происходящее в системе военного образования развитие инновационных процессов повлекло изменение взглядов на деятельность преподавателя военного вуза и предъявление новых требований к его профессиональной готовности. В соответствии с Федеральной программой «Реформирование системы военного образования в РФ на период до 2010 года», утвержденной постановлением правительства РФ от 27 мая 2002 г. № 352, была определена цель приведения уровня профессиональной готовности преподавателей в соответствие с нормативно-правовыми документами и требованиями военно-профессиональной деятельности. На данном этапе от преподавателя требуется дифференцированный подход в выборе методов и форм обучения, воспитания и формирования личности курсантов в соответствии с требованиями сегодняшнего дня. Как и в системе образования в целом, в военно-профессиональной школе также важно обеспечить повышение уровня профессионализма педагогов, подготовку профессорско-преподавательского состава, соответствующую самым требовательным запросам современного образовательного процесса.

Эффективность и качество работы высшего учебного заведения определяется, прежде всего, тем, насколько реальный выпускник соответствует требованию Государственного стандарта профессиональной подготовки, которая непосредственно зависит от уровня профессиональной готовности его преподавателей к педагогической деятельности. Вопросам, связанным с формированием профессиональной готовности начинающего преподавателя и с профессионально-педагогической направленностью всей его подготовки, уделяется много внимания в трудах педагогов и психологов [193].

В отечественной педагогике вопросы формирования у обучаемых готовности к разным видам деятельности рассматривались во многих аспектах.

Проблема формирования у обучаемых различных видов готовности для отечественной педагогики не нова. Об этом свидетельствуют имеющиеся исследования её конкретных форм: готовности к труду (Т.П. Арташкина, С. Я. Батышев, О. С. Гребенюк, Е. М. Иванова, А. К. Маркова, A.M. Подрейко и др.) [15- 16−26−68−93- 122- 151]- готовности выпускника вуза к профессиональной деятельности (М.И. Дьяченко, JT.A. Кандыбович, В. В. Сериков, Л. Ф. Спирин и др.) [89−163- 181]- готовности будущего учителя к педагогической деятельности (Ю.К. Бабанский, Н. В. Кузьмина, Ю. Н. Кулюткин и др.) [19−111−115]- готовности к профессиональному саморазвитию (Г.Н. Ильина) [95]- готовности преподавателя к использованию новых информационных технологий (Г.А. Кручинина) [108] и другие аналогичные исследования.

Трудности социально-психологического, профессионального характера, с которыми сталкиваются офицеры, назначенные на должности преподавателей, на начальном этапе освоения новой для себя профессиональной деятельности в условиях военного вуза, преодолеваются ими, как правило, стихийно, методом проб и личных ошибок, что не всегда приносит желаемый результат. Преодоление указанных трудностей, связанных со спецификой военного вуза, зависит от степени разработанности системы формирования профессионально-педагогической компетентности преподавателей военно-профессиональных дисциплин, ее методического обеспечения, достаточности и обоснованности практических разработок, без чего невозможно достижение более высокого, по сравнению с начальным, уровня педагогической культуры начинающих преподавателей военно-профессиональных дисциплин.

Следует отметить, что проблема формирования профессионально-педагогических качеств начинающих преподавателей военных вузов привлекает внимание отечественных педагогов и психологов. Актуальность ее решения в контексте образовательного процесса для вуза внутренних войск МВД России связана, в первую очередь, со спецификой подготовки военных специалистов в соответствии с выполняемыми внутренними войсками МВД России служебно-боевыми задачами.

Немало таких исследований и в военной педагогике: общие методологические и теоретические проблемы формирования готовности военных кадров в различных сферах профессиональной деятельности исследовались A.B. Барабанщиковым, В. Н. Герасимовым, В. П. Давыдовым, Г. А. Давыдовым,

A.И.Каменевым, Н. Н. Конюховым, Н. Ф. Феденко [25- 144−23−59−72−98]- готовность к военно-профессиональному самосовершенствованиюГ.А. Волковицким, И. В. Биочинским [55−33]- акмеологические аспекты формирования готовности военных кадров — И. А. Липским,

B.Г.Михайловским, П. А. Корчемным, Л. Г. Лаптевым [120−130−105−116]- готовность к профессиональному общению — A.A. Шибаевым [204].

В данных исследованиях, как правило, педагогические проблемы рассматриваются в целом в ходе профессиональной подготовки, без определения роли и значения в этом процессе того или иного цикла учебных дисциплин (отдельной дисциплины). Но в реальном образовательном процессе военного вуза профессиональная подготовка распадается на изучение нескольких циклов, что актуализирует исследование профессионально-педагогической компетентности преподавателей именно военно-профессиональных дисциплин. Однако работ подобного рода немного. Более того, в существующих работах, как правило, исследуются отдельные стороны этой проблемы: педагогические условия, формы, методы, средства обучения, факторы, влияющие на подготовку офицеров к применению знаний. Предметом исследования в большинстве из них является формирование профессиональной готовности преподавателей военного вуза к преподаванию дисциплин общепрофессионального цикла. Практически отсутствуют работы, посвященные развитию компетентностного подхода и формированию профессионально-педагогической компетентности в военном вузе. Хотя именно профессионально-педагогическая компетентность является базой формирования и развития профессионально-педагогической готовности начинающих преподавателей вообще и начинающих преподавателей военно-профессиональных дисциплин в частности.

Таким образом, налицо ряд противоречий между:

— необходимостью формирования профессионально-педагогической компетентности начинающих преподавателей военно-профессиональных дисциплин военного вуза и недостаточным теоретическим исследованием данной проблемы в педагогической науке;

— социально-педагогическими и нормативно-правовыми требованиями к уровню профессионально-педагогической компетентности начинающего преподавателя и его несоответствием этому уровню в силу сложившейся практики комплектования должностей преподавателей цикла военно-профессиональных дисциплин военного вуза;

— между сложившейся педагогической практикой в системе военного образования и реальными потребностями военных вузов в преподавателях, отличающихся высоким уровнем профессионально-педагогической компетентности, и, как следствие, общества в высококвалифицированных выпускниках военных вузов;

— между одномоментным вводом офицеров в должность преподавателя и длительностью формирования у них профессионально-педагогической компетентности.

В рамках военных наук разрешение означенных противоречий невозможно. Оно решаемо исключительно средствами педагогической науки.

Выявленные противоречия объективируют проблему исследования: как следует построить процесс формирования профессионально-педагогической компетентности начинающих преподавателей военных институтов внутренних войск МВД России для реализации ими профессионального образования в условиях военного вуза.

Поставленная проблема определила выбор темы исследования: «Формирование профессионально-педагогической компетентности преподавателей военного вуза».

Решение обозначенной проблемы составляет цель исследованиятеоретически обосновать и экспериментально проверить педагогическую систему формирования профессионально-педагогической компетентности начинающих преподавателей военно-профессиональных дисциплин военных институтов внутренних войск МВД России.

Объект исследования — профессионально-педагогическая подготовка начинающих преподавателей военного вуза.

Предмет исследования — процесс формирования профессионально-педагогической компетентности начинающих преподавателей военно-профессиональных дисциплин.

Гипотеза исследования — формирование профессионально-педагогической компетентности начинающих преподавателей институтов внутренних войск МВД России будет эффективной при:

— уточнении сущности и конкретизации научных представлений о содержании и структуре понятия «профессионально-педагогическая компетентность преподавателей военно-профессиональных дисциплин военного вуза»;

— разработке системы формирования профессионально-педагогической компетентности начинающих преподавателей военных вузов в преподавании военно-профессиональных дисциплин на основе ее прогностической модели;

— реализации комплекса организационных, методических и психолого-педагогических условий, охватывающих весь процесс формирования профессионально-педагогической компетентности начинающих преподавателей военно-профессиональных дисциплин военного вуза;

— осуществлении постоянного мониторинга, позволяющего оценивать ход и результаты сформированности названной компетентности на всех этапах психолого-педагогической подготовки начинающих преподавателей.

Цель, предмет и гипотеза исследования продиктовали его задачи:

1. Уточнить сущность профессионально-педагогической компетентности начинающих преподавателей военно-профессиональных дисциплин военного вуза.

2. На основе прогностической модели разработать систему формирования профессионально-педагогической компетентности начинающих преподавателей военных вузов.

3. Определить критерии и уровни сформированности профессионально-педагогической компетентности начинающих преподавателей военно-профессиональных дисциплин ввуза внутренних войск МВД России.

4. Выявить и экспериментально проверить эффективность и оптимальность разработанной системы формирования профессионально-педагогической компетентности начинающих преподавателей военно-профессиональных дисциплин в военном вузе внутренних войск МВД России.

Методологическую и теоретическую основу исследования составили:

— фундаментальные положения о единстве личности и деятельности, сознания и деятельности (К.А. Абульханова, Г. В. Акопов, Б. Г. Ананьев,

P.M. Асадуллин, Б. С. Братусь, A.A. Бодалев, J1.C. Выготский, В. П. Зинченко,

A.Н. Леонтьев, В. Н. Мясищев, В. А. Петровский и др.) [2−5-6−10−17−43−59−90−119- 134- 147];

— идеи целостного педагогического процесса (Ю.К. Бабанский, Б. С. Гершунский, О. С. Гребенюк, B.C. Ильин, Ю. А. Конаржевский,

B. В. Краевский и др.) [19−64−68−94−103−106];

— общедидактические принципы организации обучения (В.И. Загвязинский, В. В. Краевский, П. И. Пидкасистый, В. Э. Штейнберг и др.) [83- 106- 155−206];

— исследования по проблеме теории профессионального и профессионально-педагогического образования (А. Ф. Амиров, Р. М. Асадуллин, В. Л. Бенин, Е. В. Бондаревская, Г. И. Гайсина, П. Ф. Кубрушко, В. С. Леднев, Е. В. Ткаченко, С. Н. Филипченко и др.) [8- 17−30−40−61 -62- 109- 118−27- 194];

— публикации по психологии профессионального образования и компетентностного подхода (В.И. Байденко, A.C. Белкин, И. А. Зимняя, Э. Ф. Зеер, A.B. Хуторской и др.) [20−28−88−86−197−198];

— современная методология повышения квалификации и становления профессионализма: личностно-социально-деятельностный (Л.А. Амирова, В. П. Давыдов, H.H. Конюхов, Н. Ф. Феденко и др.) [9−23], доминантно-позиционный (М.Т. Громкова, А. К. Маркова и др.) [71- 122], акмеологический (Е.В. Андриенко, A.A. Деркач, В. Г. Михайловский и др.) [12−4-130], вариативный (Т.Г. Новикова, С. К. Бережная и др.) [187−31] подходы;

— труды по психолого-педагогической подготовке преподавателей военных вузов (A.B. Барабанщиков, В. Н. Иванов, С. С. Муцынов, A.B. Паврозин и др.) [23−24−142].

Выбор методов исследования определялся спецификой объекта и предмета исследования, характером поставленных задач, а также базой исследования. Основными теоретическими методами исследования являлись: теоретический анализ психологической и педагогической литературы, сравнительный анализ, синтез, обобщение, систематизация, классификация. Эмпирические методы: беседа, опросные методы (анкетирование, интервьюирование), анализ результатов деятельности, обобщение независимых характеристик, тестовые методики, изучение и обобщение педагогического опыта, а также педагогический эксперимент. Для обработки научного материала использовались статистические методы анализа количественных данных: описание данных, использование сегментации и классификации для выделения групп, классификация.

Диссертационное исследование проводилось в три этапа.

Первый этап (2007 — 2008 гг.) — подготовительный, целью которого было выявление теоретической разработанности проблемы исследования, накопление и систематизация фактического материала, его осмысление, выработка гипотезы исследования.

Второй этап (2008 — 2010 гг.) — основной. На данном этапе обобщались основные результаты анализа теоретических источников, проводилась опытно-экспериментальная работа, разрабатывалась педагогическая система формирования профессионально-педагогической компетентности начинающих преподавателей. Проводился констатирующий этап эксперимента.

Третий этап (2010 — 2012 гг.) — заключительный. Он состоял в проведении формирующего эксперимента, окончательной обработке, систематизации и обобщении полученных данных, обсуждении результатов исследования, литературном оформлении диссертации, автореферата, подготовке и издании результирующих публикаций по исследуемой проблеме.

База исследования. Экспериментальная работа проводилась в Санкт-Петербургском, Саратовском, Пермском, Новосибирском военных институтах внутренних войск МВД России. Выборка исследования при проведении диагностических замеров составила 144 человека.

Достоверность и обоснованность выводов исследования обеспечивалась: опорой на общенаучные принципы и методы научного исследованияполнотой и системностью анализа предмета исследованияобоснованностью основных методологических позицийлогической структурой теоретического и экспериментального исследованияиспользованием теоретических и эмпирических методов, соответствующих целям и задачам исследованиякорректным использованием методов математической статистикирепрезентативностью выборки и воспроизводимостью полученных эмпирических результатов исследования.

Научная новизна исследования. Решение проблемы формирования профессионально-педагогической компетентности начинающих преподавателей военно-профессиональных дисциплин осуществлено с позиций системного и компетентностного подходов, что позволило:

— уточнить сущность профессионально-педагогической компетентности преподавателя военно-профессиональных дисциплин военного вуза и конкретизировать ее научные характеристики, выделив 13 компонентов, сгруппированных по четырем группам, направленным: непосредственно на профессионально-педагогическую деятельностьна организацию профессионально-педагогической деятельностина объект профессионально-педагогической деятельностина субъект профессионально-педагогической деятельностиконкретизировать сущность и особенности процесса формирования профессионально-педагогической компетентности начинающих преподавателей военно-профессиональных дисциплин, содержание которого включает следующие элементы: целостность восприятия психолого-педагогической подготовкисистемность знаний как важнейшего качества современного специалистаобобщённость структурных единиц психолого-педагогического знаниянепрерывность, которая рассматривается как процесс непрекращающегося профессионального образования, перманентного изменения целей, задач и функций звеньев образовательной системыгибкость психолого-педагогических знаний, предполагающая готовность будущего специалиста самостоятельно конструировать способы разрешения учебных ситуацийактуализированностъ знаний, направленную на раскрытие сущности фактов и явлений в области профессии и специальностиинтегрированностъ знаний, их способность к синтезу со знаниями из других областей, к формированию междисциплинарного знания;

— обосновать педагогические условия совершенствования профессиональной подготовки начинающих преподавателей военно-профессиональных дисциплин в военном вузе, включающие три группы: организационную, методическую и психологическую. Каждая группа имеет свою структуру, цели, задачи и содержание, обусловленные направлениями психолого-педагогической подготовки начинающих преподавателей военного вуза.

Теоретическая значимость результатов исследования заключается в следующем:

1. Уточнено содержание понятия профессионально-педагогической компетентности начинающего преподавателя военного вуза, как интегративное личностное качество, включающее сложную совокупность компонентов, направленных на профессионально-педагогическую деятельность, на организацию профессионально-педагогической деятельности, на объект профессионально-педагогической деятельности, на субъект профессионально-педагогической деятельности.

2. Разработана система психолого-педагогической подготовки начинающего преподавателя военного вуза, включающая модель процесса формирования профессионально-педагогической компетентности, специализированную программу психолого-педагогичесской подготовки, систему мониторинга сформированности профессионально-педагогической компетентности.

3. Выявлен комплекс педагогических условий формирования профессионально-педагогической компетентности начинающего преподавателя военных дисциплин.

Практическая значимость работы заключается в разработке критериев и уровней сформированности профессионально-педагогической компетентности начинающих преподавателей военно-профессиональных дисциплин военного вуза внутренних войск МВД России, позволяющих выстроить и реализовать комплекс мер по развитию данной компетентности.

Практическая значимость результатов исследования обусловлена также повышением уровня профессионально-педагогической компетентности начинающих преподавателей военно-профессиональных дисциплин военного вуза, достигнутым в результате прохождения курса психолого-педагогической подготовкивозможностью переноса выявленных педагогических условий и разработанной программы психолого-педагогической подготовки начинающих преподавателей в практику гражданских инженерных и технических вузов с учетом их специфики.

Результаты исследования, практические и методические рекомендации, разработанные соискателем, используются кафедрами огневой подготовки, тактики, тактики внутренних войск, автомобилей, бронетанкового вооружения и техники, служебно-боевой деятельности внутренних войск военных институтов внутренних войск МВД России.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись в учебно-методических пособиях, статьях, докладах, тезисах, общий объём которых составил 2,6 авторских листа, а также в выступлениях соискателя на семинарах, научно-практических конференциях различного уровня, в числе которых Шестая Международная заочная научно-методическая конференция «Классическое университетское образование для XXI века: доступность, эффективность, качество» (март 2010 г., Саратов) и Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Юридическая психология: стратегии современного развития» (сентябрь 2010 г., Саратов).

На защиту выносятся следующие положения:

1. Профессионально-педагогическая компетентность начинающего преподавателя военного вуза — это интегративное личностное качество, определяющее уровень готовности преподавателя к осуществлению специфических форм педагогической деятельности, включающее сложную совокупность компонентов, сгруппированных по четырем группам, направленным на: профессионально-педагогическую деятельностьорганизацию профессионально-педагогической деятельностиобъект профессионально-педагогической деятельностисубъект профессионально-педагогической деятельности.

2. Система психолого-педагогического процесса формирования профессионально-педагогической компетентности начинающего преподавателя военного вуза включает модель процесса формирования профессионально-педагогической компетентности, специализированную программу психолого-педагогичесской подготовки, систему мониторинга сформированности профессионально-педагогической компетентности.

3. Эффективность формирования профессионально-педагогической компетентности начинающего преподавателя военного вуза достигается при соблюдении выявленного комплекса педагогических условий, включающих два уровня: факторные педагогические условия протекания процесса формирования профессионально-педагогической компетентности преподавателя ввуза и педагогические условия осуществления специализированной программы психолого-педагогической подготовки преподавателя военного вуза.

Структура диссертации соответствует общей логике исследования: диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.

Основные результаты экспериментальной проверки разработанной программы представлены во второй главе исследования с учетом выявленных педагогических условий с позиции ее применимости и оптимальности. Эксперимент подтвердил возможность применения и оптимальность разработанной программы психолого-педагогической подготовки: она позволяет добиваться повышения уровня сформированности профессионально-педагогической компетентности у начинающих преподавателей военно-профессиональных дисциплин военного вуза внутренних войск МВД России в предполагаемые сроки и разработанными педагогическими средствами. Полученные факты подтвердили выдвинутую гипотезу экспериментального исследования.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В диссертационном исследовании была поставлена и решена проблема выявления педагогических условий формирования профессионально-педагогической компетентности начинающих преподавателей военно-профессиональных дисциплин военного вуза в процессе психолого-педагогической подготовки.

Доминантой внешнего влияния на процессы формирования профессионально-педагогической компетентности начинающих преподавателей является специфика военных вузов, обусловленная двояким статусом военного вуза, суть которого заключается в том, что он функционирует и как высшая профессиональная школа, и как воинская часть.

Выражение военной специфики как вуза в целом, так и отдельных циклов дисциплин находит выражение в наличии специальной военной тематики, обязательно присутствующей в каждой дисциплине, которые составляют содержание психолого-педагогической подготовки.

Специфической особенностью формирования профессионально-педагогической компетентности начинающих преподавателей в военном вузе является то, что система военного образования имеет преимущественно закрытый характер, а военно-учебные заведения выполняют функцию инструмента, позволяющего регулировать поведение личного состава в процессе решения образовательных задач, накладывая определенные ограничения на поведение людей, регламентируя служебные отношения на принципах централизации и единоначалия. В военных вузах строго зафиксированы ролевые предписания и формальный статус участников педагогического процесса, что придает системе необходимую устойчивость. В особенности подготовки в военном вузе входит и уставная дисциплина, а также наличие жесткого контроля деятельности со стороны командования.

Одной из особенностей формирования профессионально-педагогической компетентности начинающих преподавателей военно-профессиональных дисциплин военного вуза является то, что в понятие «начинающий преподаватель» вкладывается не столько возраст, сколько оценка человека как преподавателя, поскольку педагогическую карьеру могут начинать офицеры, достаточно долгое время служившие в войсках.

В диссертации были выявлены следующие концептуальные подходы к формированию профессионально-педагогической компетентности начинающего преподавателя военно-профессиональных дисциплин военного вуза внутренних войск МВД России в процессе психолого-педагогической подготовки:

— целостный подход, который задает логику осуществления психолого-педагогической подготовки начинающих преподавателей (изначальное формирование представления о специфике военного вуза, а затем на этой основе формирование и расширение знаний, умений и навыков, необходимых для преподавательской деятельности в военном вузе);

— личностно-социально-деятельностный подход, включающий основные принципы социологии и педагогики и ориентированный на целостное изучение личности начинающего преподавателя, его включенности в деятельность;

— акмеологический подход, позволяющий рассматривать формирование психолого-педагогических знаний, умений и ценностных ориентации как процесс повышения квалификации начинающего педагога, что позволило использовать возможности психолого-педагогической подготовки для формирования профессиональной готовности начинающего преподавателя;

— вариативный подход, учитывающий разноуровневость и многообразие этапов профессионального развития начинающих преподавателей;

— культурологический подход, концентрирующий внимание на ценностно-ориентационном содержании подготовки, формирующий стиль мышления и поведения начинающего преподавателя и определяющий его саморазвитие в культурно-образовательном пространстве;

— доминантно-позиционный подход, заключающийся в существовании доминантной потребности в развитии составляющих профессионально-педагогической компетентности для статусно-ролевых позиций субъектов психолого-педагогической подготовки «педагог — курсант», и «начинающий педагог — опытный педагог», детерминированной сензитивностью педагогов в обозначенных статусно-ролевых позициях к реализации педагогической карьеры и составлению представления о себе как о преподавателе.

На основании приведенных концептуальных подходов были определены организационные, методические и психологические условия формирования профессионально-педагогической компетентности, повышающие результативность процесса ее формирования в военном вузе. К организационным условиям относятся: организация, контроль и анализ образовательного процесса военного вуза со стороны лиц командования военного вузаприкладной характер подготовки и ее практическая направленностьуниверсальность подготовки, возможность применения полученных в ходе психолого-педагогической подготовки знаний в условиях повседневной жизни и деятельностидифференцированный подход к каждому из начинающих преподавателей в ходе проведения с ними занятийупор на самообразовательную деятельность начинающего преподавателяосознание начинающими преподавателями важности и необходимости овладения психолого-педагогическими знаниями, способностью и готовностью применять их в преподавательской деятельности, проявление интереса начинающих преподавателей военно-профессиональных дисциплин к психолого-педагогической подготовке и повышение мотивации к самообразованиюпонятность разделов и тем психолого-педагогической подготовкиразработка и использование в учебном процессе специальных курсов, обеспечивающих высокий уровень проведения психолого-педагогической подготовкиопределение диагностического инструментария для оценки сформированности у начинающих преподавателей военно-профессиональных дисциплин профессионально-педагогической компетентности.

К методическим условиям относятся: создание программы психолого-педагогической подготовки начинающих преподавателей военного вуза в целях формирования их профессионально-педагогической компетентностиразработка содержания, форм и методов психолого-педагогической подготовки начинающих преподавателейоказание необходимой научно-методической помощи, самообразованиеавторизованностьналичие достаточно оснащенной научно-методической базы для проведения занятий по психолого-педагогической подготовке.

Психологические условия профессионального развития личности начинающего преподавателя: создание внутренней психолого-педагогической атмосферы, отвечающей целям профессионального развития личностиобеспечение целенаправленности и целеустремленности в формировании указанной атмосферыпринцип сотрудничества в отношениях между опытными преподавателями ввуза, проводящими подготовительные занятия, и начинающими преподавателямиучет эмоциональной направленности личности начинающего преподавателяличностная направленность процесса психолого-педагогической подготовкипедагогическая поддержка начинающих преподавателей.

На основе установленных педагогических условий и соответствующих им специфических особенностях организации процесса подготовки в военно-учебном заведении было проведено усовершенствование психолого-педагогической подготовки в «Школе начинающего преподавателя» при Саратовском военном институте внутренних войск МВД России.

Усовершенствование курса психолого-педагогической подготовки начинающих преподавателей военного вуза в целях формирования их педагогической компетентности проходило по трем направлениям:

1) целевому, в соответствии с которым в цели психолого-педагогической подготовки начинающих преподавателей военного вуза были включены цели адаптации, формирования и повышение уровня профессионально-педагогической компетентности.

2) содержательному, в контексте которого было расширено содержание психолого-педагогической подготовки начинающих преподавателей, соответственно целевому компоненту и была разработана программа для «Школы начинающего преподавателя»;

3) процессуальному, в соответствии с которым добавлена такая форма подготовительного процесса, как тренинг.

В диссертации предложена модель процесса формирования профессионально-педагогической компетентности начинающих преподавателей военного вуза в ходе психолого-педагогической подготовки, включающая: педагогические условия и факторы, оказывающие влияние на формирование профессионально-педагогической компетентности педагога-военного, а также критерии и показатели ее сформированное&trade-.

В исследовании представлены основные результаты экспериментальной проверки разработанных педагогических условий с точки зрения их применимости и оптимальности. Если в начале занятий в экспериментальной группе и контрольной группе распределение по уровням сформированности профессионально-педагогической компетентности участников занятий было примерно одинаковым, то в конце применения программы результаты изменились. Количество начинающих преподавателей с высоким уровнем сформированности профессионально-педагогической компетентности в экспериментальной группе составил 61%, а в контрольной только 24%.

Анализ процесса и результатов эксперимента позволяет сделать следующие выводы об эффективности разработанной программы психолого-педагогической подготовки начинающих преподавателей военно-профессиональных дисциплин военного вуза внутренних войск МВД России:

1. Уточнено понятие «профессионально-педагогическая компетентность начинающего преподавателя военного вуза». Это интегративное личностное

150 качество, определяющее уровень готовности преподавателя к осуществлению специфических форм педагогической деятельности, включающее сложную совокупность компонентов, направленных на: профессионально-педагогическую деятельностьорганизацию профессионально-педагогической деятельностиобъект профессионально-педагогической деятельностисубъект профессионально-педагогической деятельности.

2. Эксперимент подтвердил обоснованность построения модели процесса формирования профессионально-педагогической компетентности, статистически значимую эффективность разработанной программы курса психолого-педагогической подготовки для «Школы начинающего преподавателя», эффективность системы мониторинга сформированности профессионально-педагогической компетентности. Совокупность этих компонентов образует систему психолого-педагогического процесса формирования профессионально-педагогической компетентности начинающего преподавателя военно-профессиональных дисциплин военного вуза внутренних войск МВД России.

3. Эффективность формирования профессионально-педагогической компетентности начинающих преподавателей военного вуза достигается при соблюдении выявленного комплекса педагогических условий, включающих два уровня: факторные педагогические условия протекания процесса и педагогические условия использования специализированной программы психолого-педагогической подготовки.

4. В целом система совершенствования психо лого-педагогической подготовки начинающих преподавателей военно-профессиональных дисциплин военного вуза, направленная на формирование у них профессионально-педагогической компетентности, доказала свою обоснованность и продуктивность. Ее реализация позволила достичь цели и решить задачи эксперимента, подтвердить его гипотезу.

Показать весь текст

Список литературы

  1. , О. А. Общепедагогическая подготовка учителя в системе высшего педагогического образования Текст. / О. А. Абдуллина. — М.: Просвещение, 1990. — 139 с.
  2. Абульханова-Славская, К. А. Стратегия жизни Текст. / К. А. Абдульханова-Славская. — М.: Мысль, 1991. — 286с.
  3. , В. А. Теоретические основы формирования профессиональной компетентности учителя Текст. / В. А. Адольф. — М., 1998. —357 с.
  4. Акмеология: методология, методы и технологии Текст.: материалы науч. сессии, посвященной 75-летию члена-корреспондента РАО, Президента МААН Н. В. Кузьминой- под общ. ред. А. А. Деркача. — М.: РАГС, 1998. —230с.
  5. , Г. В. Психология сознания : вопросы методологии, теории и прикладных исследований Текст. / Г. В. Акопов. — М.: Ин-т психологии РАН, 2010. —270с.
  6. , Г. В. Социальная психология образования: монография Текст. / Г. В. Акопов. — М.: МПСИ — Флинта, 2000. — 246с.
  7. , Г. Е. Теория педагогического процесса как основа формирования готовности учащихся к познавательной деятельности Текст. / Г. Е. Алимухамбетова. — Элиста: Гылым, 1984. — 97 с.
  8. , А. Ф. Образование нового столетия: проблемы, технологии и подходы к модернизации Текст. / А. Ф. Амиров [и др.]. — Уфа: БГПУ, 2001. — 104 с.
  9. , Л. А. Развитие профессиональной мобильности педагога в пространстве его личностной самореализации Текст. / Л. А. Амирова. — Уфа: Восточный университет, 2006. — 460 с.
  10. , Б. Г. Психология и проблемы современного человекознания Текст. / Б. Г. Ананьев. — М.: МПСИ, 2005. — 432с.
  11. , В. И. Педагогика творческого саморазвития: Инновационный курс Текст.: учеб. пособие для вузов по соц.-гуманитар. специальностям и группе специальностей «Образование» / В. И. Андреев. — В 2-х кн. — Казань, 1996. Кн. 1. — 565, [2]с.
  12. , Е. В. Психолого-педагогические основы формирования профессиональной зрелости учителя Текст.: дис.. д-ра пед. наук: 13.00.08 / Андриенко Елена Васильевна. — Новосибирск, 2002. — 410с.
  13. , О. С. Основы общей и управленческой акмеологии Текст.: учеб. пособие / О. С. Анисимов, А. А. Дергач. — М.: РАГС, 1997. — 534с.
  14. , А. Я. Словарь конфликтолога Текст. / А. Я. Анцупов, А. И. Шипилов. — 2-е изд. — СПб.: Питер, 2006. — 528с.: ил.
  15. , Т. А. Проблема конвертируемости диплома о высшем образовании в условиях Болонского процесса Текст. / Т.А. Арташкина// Вестник университета РАО. — 2007. — № 1. — С. 95—102.
  16. , Т.А. Проблема целей обучения в высшей школе Текст. / Т. А. Арташкина. — Владивосток: Изд-во Дальневост. ун-та, 1994. — 175 с.
  17. , Р. М. Сущность и особенности педагогической деятельности Текст. / Р. М. Асадуллин // Педагогическая культура и ее формирование при подготовке учителя. — Вып. 3. — Уфа, 1998.
  18. , А. Г. Психология личности: культурно-историческое понимание развития человека Текст. / А. Г. Асмолов. — М.: Академия, 2007. — 526с.
  19. , Ю. К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований Текст. / Ю. К. Бабанский. — М.: Педагогика, 1982.—192 с.
  20. , В. И. Образовательный стандарт: Теоретические и концептуальные основы- опыт системного исследования Текст.: дис. д-ра пед. наук: 13.00.01 / Байденко Валентин Иванович. — М., 1999. — 333с.
  21. , A.B. История отечественной и зарубежной педагогики Текст.: учеб. пособие: В 3 ч. / A.B. Барабанщиков, В. Н. Иванов. — Ч. 3: История отечественной военной педагогики. — Голицыно: ГВИПВ, 1995. —236с.
  22. , А. В. Методика исследования проблем военной психологии и педагогики Текст. / А. В. Барабанщиков, В. П. Давыдов, Н. Н. Конюхов, Н. Ф. Феденко. — М.: ВПА, 1987. — 252 с.
  23. , А. В. Педагогическая культура офицера: научные поиски, войсковой опыт, практические рекомендации, взгляд в будущее Текст. / А. В. Барабанщиков, С. С. Муцынов. — М: Воениздат, 1985. — 159с.
  24. , А. В. Психология восприятия: Организация и развитие перцептивного процесса Текст. / В. А. Барабанщиков. — М.: Когито-Центр, 2006. — 241 с.
  25. , С. Я. Подготовка рабочих в средних профессионально-технических училищах Текст. / С. Я. Батышев. — М.: Педагогика, 1988. — 173 с.
  26. , В. П. Ценностные ориентиры и когнитивные структуры в деятельности учителя Текст. / В. П. Бездухов, Ю. Н. Кулюткин. — Самара: СамГПУ, 2002. — 400 с.
  27. , А. С. Идеология, методология, научный аппарат историко-педагогического исследования Текст. / А. С. Белкин, Е. В. Ткаченко // Образование и наука. — 2006. — № 1(37). — С. 21—29.
  28. , Е. П. Подготовка учителя в условиях перестройки Текст. / Е. П. Белозерцев. — М.: Педагогика, 1989. — 208 с.
  29. , В.Л. Педагогическая культурология: Курс лекций Текст.: учебное пособие / В. JL Бенин. — Уфа: Изд-во БГПУ, 2004. — 515с.
  30. , С. К. Вариативный подход к повышению квалификации педагогических работников профессиональной школы Текст.: автореф. дис.. канд. пед. наук: 13.00.08 / Бережная Светлана Кирилловна. — Ярославль, 2000. — 16с.
  31. , В. П. Психологические парадоксы образования Текст. / В. П. Беспалько // Педагогика. — 2000. — № 5. — С. 13—20.
  32. , В. М. Личность и условия её развития и здоровья Текст. / В. М. Бехтерев. — СПб.: Изд-во КЛРиккера, 1905. — 214с.
  33. , И. В. Методические рекомендации по подготовке, выполнению и защите выпускных квалификационных работ Текст.: учебно-методическое пособие / И. В. Биочинский, Е. В. Лабугина. — Нижний Новгород: Нижегородская акад. МВД России, 2011. — 30с.
  34. , И. В. Формирование командных навыков у студентов: (На материалах вузов с военной подготовкой) Текст.: автореф. дис.. канд. пед. наук: 13.00.01 / Биочинский Игорь Владимирович. — Москва, 1987.— 22с.
  35. , В. Н. Об организации преподавания в высшей школе основ морально-психологического обеспечения войск (сил) Текст. / В. Н. Богатырев, М. Ю. Зеленков // Военная мысль. — 2001. — № 5. — С. 34— 36.
  36. , А. А. Вершина в развитии взрослого человека: характеристики и условия достижения Текст. / А. А. Бодалев. — М.: Флинта, Наука, 1998. — 168с.
  37. , Г. А. Дидактические основы совершенствования профессиональной подготовки студентов в процессе обучения общенаучным дисциплинам Текст.: дис.. д-ра пед. наук / Бокарева Г. А. — Волгоград, 1987. —390 с.
  38. , Н. М. Педагог в пространствах современного воспитания Текст.: монография / Н. М. Борытко. — Волгоград: Перемена, 2001. — 214с.: ил.
  39. , Н. М. Диагностическая деятельности педагога Текст. / Н. М. Борытко. — М: Академия, 2006. — 288с.
  40. , Б. С. Русская, советская, российская психология: Конспектив. рассмотрение Текст.: учеб.-метод. лит. / Б. С. Братусь. — М.: Моск. психол.-соц. ин-т, 2000. — 85с.
  41. , А. К. Теория и практика развития педагогического мастерства преподавателей высшей военной школы Текст.: дис.. д-ра пед. наук: 13.00.01 / Быков Анатолий Карпович. — М., 2000. — 520с.
  42. , К. Я. Саморазвитие человека и технологическая организация образовательного пространства : концепция, опыт Текст. / К. Я. Вазина. — Челябинск, 1997. — 240с.: ил.
  43. , Ю. В. Строение и развитие профессиональной компетентности специалиста с высшим образованием Текст. / Ю. В. Варданян. — М., 1998. — 353 с.
  44. , И. Б. Профессиональная педагогика Текст.: конспект лекций для студентов инженерно-педагогических специальностей. В 2-х частях / И. Б. Васильев. — 4-е изд., перераб. и доп. — Харьков, 2003. — 4.1. — 152.
  45. , И.Б. Методологичекие основы системно-компетентностного подхода в профобразовании Текст. / И.Б. Васильєв. — Алматы: АГТУ, 2008. — 76с.
  46. , С. И. Педагогические основы формирования у школьников готовности к принятию решения о профессиональном выборе Текст.: автореф. дис. д-ра пед. наук / Вершинин С. И. — М., 1997. — 43с.
  47. Военная дидактика Текст.: учебник / отв. ред. Л. Г. Лаптев. — М.: Совершенство, 1998. — 884 с.
  48. Военный энциклопедический словарь. — М., 1986.
  49. , Г. А. Формирование мотивации профессионального самосовершенствования офицеров Текст.: дис.. канд. психол. наук: 19.00.14 / Волковицкий Григорий Александрович. — М., 1994. — 287 с.
  50. , Г. А. Мотивация военно-профессионального самосовершенствования Текст. / Г. А. Волковицкий. — М.: ГА ВС РФ, 1994. — 73 с.
  51. , В. П. Педагогические условия совершенствования психолого-педагогической подготовки начинающих преподавателей военного вуза Текст.: дис.. канд. пед. наук: 13.00.08 / Валерий Павлович Врачинский. — Калининград, 2007. — 229 с.
  52. , Е. С. Индивидуализация содержания самостоятельной работы студентов как фактор развития их профессиональной компетентности Текст.: дис.. канд. пед. наук: 13.00.08 /Врублевская Евгения Станиславовна. — Челябинск, 2002. — с. 185.
  53. , JI. С. Педагогическая психология Текст. / J1.C. Выготский- под ред. В. П. Давыдова. — М.: Педагогика, 1991. — 480с.
  54. , Ю. А. Концептуальный словарь-справочник по педагогической акмеологии Текст.: учеб. пособие / Ю. А. Гагин. — СПб.: СПбГУПМ, 2000. — 180 с.
  55. , Г. И. Формирование социально-зрелой личности в условиях общеобразовательного учреждения Текст. / Г. И. Гайсина// Педагогический журнал Башкортостана. — 2010. — № 3(28) — С. 25—33.
  56. , Г. И. Культурологический подход в теории и практике педагогического образования Текст.: дис.. д-ра пед. наук: 13.00.08 / Гайсина Гузель Иншаровна. — М., 2002. — 366с.
  57. , Р. А. Организация образовательного процесса и внеучебной работы: концепция и перспективы Текст. / Р. А. Гареев // Среднее профессиональное образование. — 2006. — № 5. — С. 9—14.
  58. , Б.С. Образование как религия третьего тысячелетия: гармония знания и веры Текст. / Б. С. Гершунский. — М.: Педагогическое общество России, 2001. — 127с.
  59. , Н. В. Содержание педагогической подготовки будущего учителя в высшей школе США Текст.: автореф. дис.. канд. пед. наук: 13.00.01 / Гольцова Наталья Владимировна. — М., 1996. — 21 с.
  60. , И. Б. Маркетинговое проектирование методической системы обучения информатике студентов педвузов Текст.: монография / И. Б. Готская. — СПб.: Изд-во РГПУ им А. И. Герцена, 1999. — 114 с.
  61. , М. И. Применение математической статистики в педагогических исследованиях: непараметрические методы Текст. / М. И. Грабарь, К. А. Красноярская. — М: Педагогика, 1977. — 136 с.
  62. , О. С. Дидактические основы формирования мотивации обучения и труда у учащихся профессиональной школы Текст.: дис.. д-ра пед. наук / Гребенюк О. С. — Казань, 1988. — 459 с.
  63. , О. С. Общие основы педагогики Текст.: учеб. для студ. высш. учеб. заведений / О. С. Гребенюк, М. И. Рожков. — М.: Владос-Пресс, 2004. — 160 с.
  64. , М. Т. Педагогическая позиция преподавателя Текст. / М. Т. Громкова // Магистр г. Независимый психолого-педагогический журнал1995. — № 2. — С. 58—66.
  65. , Г. А. Психологические основы повышения эффективности обучения в военном вузе Текст. / Г. А. Давыдов. М.: ВПА, 1977. — 119с.
  66. , В.В. Управление профессиональной подготовкой преподавателей военного вуза Текст. / Авторефер. дис.. канд. соц. наук: 22.00.08/ Даутов Владимир Владиславович. — Пенза, 2007. — 22 с.
  67. , В. Психолого-педагогические особенности ДО Текст. / В. Демкин, Т. Руденко, Н. Серкова // Высшее образование в России. — 2000.3. —С. 124—128.
  68. , А. А. Акмеология: личностное и профессиональное развитие человека Текст. / А. А. Деркач. — М.: Изд-во РАГС, 2001. — 541с.
  69. , А. А. Акмеология: личностное и профессиональное развитие человека Текст.: В 5 кн. /A.A. Деркач. — Кн. 2: Акмеологические основы управленческой деятельности / А. А. Деркач. — М.: РАГС, 2000. — 536 с.
  70. , А. А. Акмеология: пути достижения вершин профессионализма Текст. / А. А. Деркач, Н. В. Кузьмина. — М.: Луч, 1993. — 32 с.
  71. Дурай-Новакова, К. М. Формирование профессиональной готовности к деятельности Текст. / K.M. Дурай-Новакова. — М.: Просвещение, 1983. — 356 с.
  72. , М. И. Готовность к деятельности в напряженных ситуациях: психологический аспект Текст. / М. И. Дьяченко, Л. А. Кандыбович, В. А. Пономаренко. — Минск: БГУ, 1985. — 165 с.
  73. , М. И. Психологические проблемы готовности к деятельности Текст. / М. И. Дьяченко, Л. А. Кандыбович. — Минск: БГУ, 1976. — 175 с.
  74. , М. И. Психология высшей школы Текст. / М. И. Дьяченко, Л. А. Кандыбович. — Минск: БГУ, 1981. — 383 с.
  75. , С. И. Психолого-педагогические основы формирования коммуникативной готовности студентов к профессиональной деятельности Текст.: автореф. дис.. канд. пед. наук / Ершова С. И. — Ростов на Дону, 1992. — 137 с.
  76. , В. И. Педагогическое творчество учителя Текст. / В. И. Загвязинский. — М., 1987. — 160 с.
  77. , В. И. Методология и методы психолого-педагогического исследования Текст. / В. И Загвязинский, Р. Атаханов. — 2-е издание. — М.: Академия, 2005. — 208 с.
  78. , В. Г. Деятельность специалистов в особых условиях: психолого-акмеологические основы Текст. / В. Г. Зазыкин. — М.: РАГС, 1994. —267 с.
  79. , Э. Ф. Психология профессий : учеб. пособие для студ. вузов Текст. / Э. Ф. Зеер. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Академический проект- Екатеринбург: Деловая книга, 2003. — 330 с.
  80. , Э. Ф. Личностно ориентированное профессиональное образование Текст. / Э. Ф. Зеер. — Екатеринбург. — 1998. — 126с.
  81. , И. А. Ключевые компетенции — новая парадигма результата образования Текст. / И. А. Зимняя // Высшее образование сегодня. — 2003. — № 5. — С.34—42.
  82. , В. П. Человек развивающийся. Очерки российской психологии Текст. / В. П. Зинченко, Е. Б. Моргунов. — М.: Тривола, 1994. — 304 с.
  83. , Д. А. Компетентностный подход в образовании Текст.: учеб.-метод. пособие / Д. А. Иванов, К. Г. Митрофанов, О. В. Соколова. М.: АПКиППРО, 2005. — 98 с.
  84. Иванова, 3. И. Психолого-педагогический аспект готовности студентов к самостоятельной учебной деятельности Электронный ресурс. / З. И. Иванова.—Peжимдocтyпa:http://www.sgu.IWfaculties/physicaШe IvanovaZI-SemenovaEV.doc.
  85. , Е. М. Психология профессиональной деятельности Текст. / Е. М. Иванова. — М.: ПЭР СЭ, 2006. — 382с.
  86. , B.C. Процесс воспитания и обучения как педагогическая проблема. Его сущность. Проблематика исследования Текст. / B.C. Ильин //
  87. Совершенствование учебно-воспитательного процесса. Сб. науч. трудов /ред. C.B. Иванов. — Волгоград, 1976. — С. 16—19.
  88. , Г. Н. Формирование готовности к профессиональному саморазвитию у студентов технического вуза Текст.: дис.. канд. пед. наук: 13.00.01/ Ильина Галина Николаевна. — Волгоград, 1994. — 131 с.
  89. , И. Ф. Концептуальные основы исследования проблемы профессионально-педагогической культуры Текст. / И. Ф. Исаев // Научные ведомости БГУ. — 1997. — № 1(4). — С. 3—12.
  90. , Э. Г. Профессиональная компетентность педагога: социологический анализ Текст.: дис.. канд. соц. наук: 22.00.06 / Исламгалиев Эльфер Галиаскарович. — Екатеринбург. 2003. — 176с.
  91. , А. И. Современная высшая военная школа Текст. / А. И. Каменев. — М.:ВПА, 1991. —161 с.
  92. Кан-Калик, В. А. Педагогическое творчество Текст. / В.А. Кан-Калик, Н. Д. Никандров. — М.: Педагогика, 1990. — 140с.
  93. , Е. А. Педагогический труд: психологические составляющие Текст.: учеб. пособие для студ., магистров и аспирантов классич. и пед. вузов России / Е. А. Климов. — М.: Изд-во Моск. ун-та: Академия, 2004 — 240 с.
  94. , В. Е. Системная детерминация мыслительной деятельности на стадии ее инициации Текст. / В. Е. Клочко // Сибирский психологический журнал. — 1997. — Вып. 5. — С. 19—26.
  95. , Ю. А. Внутришкольный менеджмент Текст. / Ю. А. Конаржевский. — М.: Центр Педагогический поиск, 2000. — 224 с.
  96. , В. И. Особенности исследовательской деятельности педагогов профессиональной школы Текст. / В. И. Кондрух, O.JI. Назарова // Сибирский педагогический журнал. — 2012. — № 2. — С. 148—153.
  97. , П. А. Военная психология: методология, теория, практика Текст. / П. А. Корчемный М.: Воениздат, 2008. — 280 с.
  98. , В. В. Методология педагогики: новый этап Текст. / В. В. Краевский, Е. В. Бережнова. — М., 2006. — 394 с.
  99. , О. М. Особенности профессионального мышления в условиях психодиагностической деятельности Текст. / О. М. Краснорядцева. — Барнаул: БГПУ, 1998. — 112 с.
  100. , Г. А. Формирование правосознания студентов в вузе Текст.: монография / Г. А. Кручинина, М. В. Кручинин. — Н. Новгород: НФ УРАО, 2010. —310 с.
  101. , П. Ф. Актуальные проблемы теории содержания профессионально-педагогического образования Текст.: дис.. д-ра пед. наук: 13.00.08 / Кубрушко Петр Федорович. — М., 2002. — 317с.
  102. , П. В. Профессиональная культура офицера-политработника и пути ее формирования Текст.: дис.. канд. филос. наук: 09.00.01 / Кузьмин П. В. — М., 1989. — 272 с.
  103. , Н. В. Методы системного педагогического исследования Текст. / Н. В. Кузьмина. — Д.: ЛГУ, 1980. — 172с.
  104. , Н. В. Профессионализм педагогической деятельности Текст. / Н. В. Кузьмина, А. А. Реан. — СПб., 1993. — 54 с.
  105. , Н. В. Способности, одаренность, талант учителя Текст. / Н. В. Кузьмина. — Л.: Ленингр. орг. о-ва «Знание» РСФСР, 1985. — 32 с.
  106. , В. Ф. Морально-психологическое обеспечение: проблемы и пути их решения Текст. / В. Ф. Кулаков // Военная мысль. — 1999. — № 6. — С. 67—72.
  107. , Ю. Н. Психология обучения взрослых Текст. / Ю. Н. Кулюткин. — М.: Высшая школа, 1985. —128 с.
  108. Лаптев, J1. Г. Акмеологические основы эффективного воинского труда Текст.: монография / Л. Г. Лаптев. — М.: ИТАР — ТАСС, 1998. — 242 с.
  109. , Н. Д. О психологических состояниях человека Текст. / Н. Д. Левитов. — М.: Просвещение, 1964. — 343 с.
  110. , B.C. Содержание образования Текст.: учеб. пособие/ В. С. Леднев. — М.: Высшая школа, 1999. — 360 с.
  111. , А. Н. Деятельность, сознание, личность Текст./ А. Н. Леонтьев. — М.: Политиздат, 1975. — 304 с.
  112. И. А. Прогнозирование в военной педагогике (теоретико-методологические проблемы) Текст. / И. А. Липский. — М., 1993. — 216 с.
  113. , Б. Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии Текст. / Б. Ф. Ломов. — М.: Наука, 1984. — 444 с.
  114. , А. К. Психология труда учителя Текст.: кн. для учителя / А. К. Маркова. — М.: Просвещение, 1993. — 192 с.
  115. , А. К. Психология профессионализма Текст. / А. К. Маркова. — М.: Просвещение, 1996. — 308 с.
  116. , В. П. Военно-профессиональная подготовка офицеров ВМФ: психолого-педагогический аспект Текст. / В. П. Масягин // Военная мысль. — 2002. — № 5. — С. 61—63.
  117. Материалы XIII Международной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Ломоносов». — М.: Изд-во МГУ, 2006. — 512 с.
  118. , Г. Система повышения квалификаций преподавателей высшей школы Текст. / Г. Матушанский, Л. Смоленцева, Л. Сольмко // Высшее образование в России. — 2001. — № 2. — С. 116—118.
  119. Методические рекомендации по педагогическому отслеживанию и оцениванию уровня сформированности профессиональной компетентностивыпускников Текст. / Составители: М. JL Вайнштейн, Т. А. Кочак. — Екатеринбург, 2005.
  120. Методологические и методические основы профессионально-педагогической подготовки преподавателя высшей технической школы Текст. / А. А. Кирсанов [и др]. — Казань: Карпол, 1997. — 292, 1. е.: табл.
  121. , В.Г. Акмеологические основы профессионального становления офицерских кадров Текст.: монография / В. А. Михайловский. — М.: РАГС, В, А им. Дзержинского, 1995. — 260 с.
  122. Модернизация российского образования: достижения и уроки Текст. М.: Алекс, 2004. — 42 с.
  123. , Н. А. Основы педагогического мастерства Текст.: учеб. пособие для вузов / Н. А. Морева. — М.: Просвещение, 2006. — 320 с.
  124. , В. Н. Психология отношений. Избранные психологические труды Текст. / В. Н. Мясищев. — М.: Изд-во Московского психолого-социального ин-та, 2011. — 388с. — Психологи России.
  125. , О. В. Профессиональная адаптация начинающих учителей гимназии в условиях модернизации образования Текст.: дис.. канд. пед. наук: 13.00.08 / О. В. Назарова. — Ставрополь: АГПИ, 2003. — 175 с.
  126. , А. Я. Инновации в образовании Текст. / А. Я. Наин. -Челябинск, ЧТУ, 1995. — 288 с.
  127. , О. В. Исследование проблемы адаптации как профессионально значимого компонента становления молодого учителя Текст. / О.В. Нетягина- материалы Всероссийской НПК. — Армавир: АГПИ, 2000. — С. 20—22.
  128. , О. В. Факторы, способствующие оптимизации адаптационных процессов начинающих педагогов и их учет на практике Текст. / О. В. Нетягина. — М., 2001. — 13 с. — Деп. в ИНИОН РАН 03.10.01, № 56 752.
  129. , Т. И. Проектные условия профессионального становления молодого педагога высшей школы Текст.: дис.. канд. пед. наук: 13.00.08 / Новожилова Татьяна Ивановна. — Краснодар, 2006. — 156 с.
  130. Новый словарь русского языка. Толково-словообразовательный Текст. —2-е изд., стереотип. — М.: Рус. яз., 2001. — Т.1: А-О. — 1232 с. — Т.2: П-Я. — 1088 с. — (Библиотека словарей русского языка).
  131. , Д. Б. Стиль общения в системе установок педагога и его формирование в процессе обучения и воспитания будущих учителей Текст. / Д. Б. Оборина // Системное исследование индивидуальности. — Пермь, 1991. — С. 109—110.
  132. , А. В. Профессиональная адаптация преподавателей-служащих российской армии к педагогической деятельности в военном вузе Текст.: дис.. канд. пед. наук: 13.00.08 / Паврозин Александр Васильевич. — Ставрополь, 2003. — 188 с.
  133. Педагогика Текст.: учебное пособие /В.Н. Герасимов [и др]. — Монино, 2004. — 239с.
  134. Педагогика профессионального образования Текст.: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Е. П. Белозерцев [и др]- под ред. В. А. Сластенина. — М.: Академия, 2004. — 368с.
  135. Педагогика: большая современная энциклопедия Текст. / сост. Е. С. Рапацевич. — Минск: Современное слово, 2005. — 928 с.
  136. Педагогическое прогнозирование Текст. / И. А. Липский и [и др.]- под ред. Д. И. Фельдштейн. — М.: МПСИ, 2009. — 288с.
  137. , А. В. Личность: феномен субьектности Текст. / А. В. Петровский. — Ростов на Дону, 1993. — 154 с.
  138. , А. В. Психология Текст.: учеб. для студ. вузов, обуч. по пед. специальностям / А. В. Петровский, М. Г. Ярошевский. — М.: Академия, 2002. — 512 с.
  139. , К. К. Система психологии и теории отражения / К. К. Платонов. — М.: Мысль, 1982. — 312 с.
  140. , И. П. Педагогика. Новый курс Текст.: учебник для студентов пед. вузов. В 2 кн. / И. П. Подласый. — М.: Владос, 1999. — 574 с.
  141. Кн. 1. Общие основы. Процесс обучения.
  142. , А. М. Дидактические условия становления и развития готовности у студентов Текст.: дис.. канд. пед. наук: / Подрейко A.M. — Калининград, 1996. — 225 с.
  143. , Т. А. Педагогические условия адаптации одаренных школьников к повышенным учебным требованиям Текст.: дис.. канд. пед. наук: 13.00.01 / Поярова Татьяна Александровна. — Вологда, 2000. — 230 с.
  144. Психологическая диагностика Текст.: учеб. пособие / под ред. К. М. Гуревича, Е. М. Борисовой. — М.: Изд-во УРАО, 1997. — 301 с.
  145. Психологический словарь Текст. /Под ред. В. П. Зинченко, Б. Г. Мещерякова. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Педагогика-Пресс, 1996.440 с.
  146. Психология и педагогика Текст. / под ред. П. И. Пидкасистого. — М.: Юрайт, Высшее образование, 2010. — 120с.
  147. Психология и педагогика Текст.: курс лекций: учеб. пособие / под ред. К. А. Абульхановой, Н. В. Васиной, Л. Г. Лаптева, В. А. Сластенина.
  148. М.: Совершенство, 1998. — 320 с.
  149. , С. Л. Основы общей психологии Текст. / С. Л. Рубинштейн. — СПб.: Питер, 2006. — 720 с.
  150. , Т.Н. Педагогика профессионализма Текст.: учеб. пособие / Т. И. Руднева. — Самара: Универс. групп, 2008. — 216 с.
  151. , В. П. Формирование педагогического мастерства в системе становления профессиональной культуры учителя Текст.: дис.. канд. пед. наук: 13.00.01 / Рябцев Владимир Петрович. — Майкоп, 1998. — 164с.
  152. , С. С. Интенсификация подготовки учителя в педвузе на основе сближения учебной и будущей профессиональной деятельности Текст.: автореф. дис.. канд. пед. наук / Салаватова Самира Салиховна. — Казань, 1991. — 18 с.
  153. , Н. В. Формирование конфликтологической культуры специалиста Текст.: дис.. д-ра пед. наук: 13.00.08 / Самсонова Надежда Владиславовна. — Калининград, 2003. — 362 с.
  154. , В. В. Личностный подход в образовании: концепция и технологии Текст. / В. В. Сериков. Волгоград: Перемена, 1994. — 152 с.
  155. , Г. Н. Образование: аспекты системного отражения Текст. / Г. Н. Сериков. — Курган: Зауралье, 1997. — 464 с.
  156. , Е. В. Методы математической обработки в психологии Текст. / Е. В. Сидоренко. — СПб.: Речь, 2000. — 350 с.
  157. , М. И. Проблемы современной дидактики Текст. / М. Н. Скаткин. — М.: Педагогика, 1994. — 95 с.
  158. , Ю. Понятия ключевых компетенций и их пределы в профессиональной деятельности учителей, обучающих взрослых Текст. / Ю. Скжипчак // Профессиональные компетенции учителей взрослых людей.1. М., 2000.
  159. , В. А. Педагогика Текст.: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. завед. / В. А. Сластёнин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов. — М.: Академия, 2002. — 576 с.
  160. , В. А. Методологическая культура учителя Текст. /
  161. B. А. Сластёнин, В. Э. Тамарин // Советская педагогика. — 1990. — № 7. —1. C. 82—88.
  162. , В. А. Профессиональная готовность учителя к воспитательной работе : содержание, структура, функционирование Текст./ В. А. Сластёнин // Процесс подготовки учителя в сист. высш. пед. обр.: межвуз. сб. науч. тр. — М.: МШУ, 1982. — С. 14—28.
  163. , В. А. Реформа школы и готовность учителя к профессиональной деятельности: вопросы методологии и теории Текст./ В. А. Сластёнин, М. Я. Виленский // ТиПФК. — 1985. — № 6.1. С. 43—45.
  164. , В. А. Педагогика: инновационная деятельность Текст./ В. А. Сластёнин, JI. С. Подымова. — М.: Магистр, 1997. — 224 с.
  165. Словарь-справочник по педагогике Текст. / авт.-сост. В. А. Мижериков- под общ. ред. П. И. Пидкасистого. — М.: ТЦ Сфера, 2004. — 448 с.
  166. Словарь иностранных слов. — 15-е изд., испр. — М.: Рус. яз., 1988.608 с.
  167. Совершенствование преподавания военной психологии в условиях реформы Вооруженных сил Текст.: материалы IV и V Всеармейских конференций преподавателей военной психологии. — М.: ГА ВС, 1992. — 180 с.
  168. , Г. Н. Культура труда в социальном развитии технической интеллигенции: Социологический анализ Текст./ Г. Н. Соколова- под ред. Е. М. Бабосова. — Минск: Наука и техника, 1989. — 174, [2]с.
  169. , Г. Н. Труд и профессиональная культура: опыт социологических исследований Текст. / Г. Н. Соколова- под ред. Е. М. Бабосова. — Минск: Изд-во БГУ, 1980. — 142 с.
  170. , В. В. Содержание и организация психолого-педагогической подготовки курсантов военно-инженерного вуза Текст.: дис.. канд. пед. наук: 13.00.08 / Соловьев Василий Викторович. — Ставрополь, 2004. —160 с.
  171. , Л. В. Формирование готовности студентов средних специальных учреждений к обеспечению безопасности жизнедеятельности Текст.: автореф. дис.. канд. пед. наук: 13.00.08 / Сорокина Людмила Владимировна. — Самара, 2006. — 20 с.
  172. , Л. Ф. Педагогика решения учебно-воспитательных задач Текст. / Л. Ф. Спирин. Кострома: КГПУ, 1994. — 108 с.
  173. , М. И. Психология управления Текст.: практ. пособие / М. И. Станкин. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Бизнес-Школа Интел-Синтез, 2002. — 365с.
  174. , Э. Психопедагогика : психологическая теория и практика обучения Текст./ Э. Стоуне- науч. ред. Н. Ф. Талызиной. — М.: Педагогика, 1984. —471 с.
  175. , С. Д. Трансформация знаний в деятельности организации на примере высшего учебного заведения Текст./ С. Д. Сыротюк // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. — 2012. — № 3. — С. 210—214.
  176. , Ю. Г. Образовательный процесс в вузе. Методология и опыт проектирования Текст.: учеб. пособие для слушателей системы подготовки и повышения квалификации преподавателей / Ю. Г. Татур // Педагогика в техническом университете. — 2005. — 250 с.
  177. Теория и практика организации предпрофильной подготовки Текст. / под ред. Т. Г. Новиковой. — М.: АПК и ПРО, 2003. — 110 с.
  178. , O.K. Психология мышления Текст. / О. К. Тихомиров. — М.: Академия, 2005. — 288с.
  179. , Э. А. Формирование профессионального самоопределения студентов колледжа в системе дистанционного обучения Текст.: учеб. пособие / Э. А. Тихонов. — Ишим: Изд-во Ишим. гос. пед. инта, 2001. —66 с.
  180. , Ю. И. Теоретические проблемы отбора содержания профессиональной подготовки учителя Текст. / Ю. И. Турчанинова // Педагогическое образование: опыт, проблемы, перспективы. — М.: ВНИК Школа, 1989. —С. 43.
  181. , Д. Н. Общая психология Текст. / Д.Н.Узнадзе- пер. с ^ груз. Е. Ш. Чомахидзе- под ред. И. В. Имедадзе. — СПб.: Питер, 2004. —413 с.
  182. , В. В. Теория и практика формирования профессиональной готовности учителя физической культуры Текст.: дис.. д-ра пед. наук: 13.00.01, 13.00.04 / Филанковский Виталий Владимирович. — Ставрополь, 2000. — 459 с.
  183. , Г. И. Акмеология физической культуры и спорта Текст.: учеб. пособие для студ. вузов / Г. И. Хозяинов, Н. В. Кузьмина, JI. Е. Варфоломеева. — М.: Академия, 2007. — 208 с.
  184. , М. А. Когнитивные стили о природе индивидуального ума Текст.: учеб. пособие для студ. вузов / М. А. Холодная. — 2-е изд. — СПб.: Питер, 2004. — 384 с. — (Мастера психологии).
  185. , A.B. Ключевые компетенции и образовательные стандарты Электронный ресурс. / A.B. Хуторской // Интернет-журнал Эйдос. — М., 2002. — Режим доступа: http://eidos.ru/journal/2002/0423.htm.
  186. , A.B. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированного образования Текст. / A.B.Хуторской // Народное образование. — 2003. — № 2. — С.58—64.
  187. , Н. А. Повышение эффективности психолого-педагогической подготовки молодых офицеров в части Текст.: дис.. канд. пед. наук: 13.00.01 / Чесноков Николай Анатольевич. — М., 2006. — 235 с.
  188. , М. А. Инженерия обучающих технологий Текст. / М. А. Чошанов. — М: БИНОМ Лаборатория знаний, 2011. — 240 с.
  189. , В. Д. Проблемы системогенеза профессиональной деятельности Текст. / В. Д. Шадриков. — М.: Наука, 1982. — 185 с.
  190. , А. А. Формирование готовности к профессиональному общению у курсантов военного вуза Текст.: дис.. канд. пед. наук: 13.00.08 / Шибаев A.A. — Саратов, 2007. — 163 с.
  191. , В. А. Мониторинг качества образования в школе Текст. / В. А. Кальней, С. Е. Шишов // Высшее образование сегодня. — 2007. — № 3. — С. 32.
  192. , В. Э. Теоретико-методологические основы дидактических многомерных инструментов для технологий обучения Текст.: дис.. д-ра пед. наук: 13.00.01 / Штейнберг Валерий Эммануилович. — Уфа, 2000. — 347с.
  193. , А. И. Совершенствование системы психолого-педагогического образования будущего учителя Текст. / А. И. Щербаков // Вопросы психологии. — 1981. — № 5. — С. 13—21.
  194. , В. В. Интегративно-дивергентное проектирование мультидисциплинарных образовательных систем Текст.: монография / В. В. Щипанов. — М., 1999. — 170 с.
  195. Oxford Wordpower Dictionary / Edited by Sally Wehmeier. — Oxford University Press, 1996. — P. 491.
Заполнить форму текущей работой