Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Функции музыки в генезисе западной культуры

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В классический период античной культуры на этапе перехода от мифологической к космоцентрической картине мира происходит разделение музыки на «объективную» (Musica mundana) и «субъективную» (Musica humana). Системной функцией «объективной» музыки выступает функция гармонизации мира, основанная на потребности согласования качественно различных иерархических структур мира. Системная функция… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Методология исследования функций музыки как целостного феномена культуры
    • 1. 1. Условия релевантности метода выявления и анализа функций музыки в культуре
    • 1. 2. Функции музыки в структурной динамике культуры
  • Глава 2. Музыка на ранних этапах развития западной культуры: реализация целостно-структурного метода
    • 2. 1. Функции музыки на архаическом этапе развития западной культуры
    • 2. 2. Классический период античной культуры и функции музыки

Функции музыки в генезисе западной культуры (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования.

Одной из традиционных областей культурологического исследования выступает искусство и музыка как его вид. Анализ роли и функций музыки в культуре способствует не только пониманию сущности этого вида искусства, но и культуры в целом. Еще Конфуций утверждал, что состояние государства и нравственное здоровье населения отражаются в музыке этой страны. Однако результаты существующих исследований функций музыки носят противоречивый характер. Они скорее относятся к возможному, а не к действительному бытию музыки в культуре. Методика выявления функций музыки в большинстве культурологических исследований не отрефлексирована и нуждается в обосновании. Зачастую методы выявления функций музыки заимствуются без критической переработки из других научных дисциплин. Противоречия в результатах исследований функций музыки создают проблемную ситуацию, актуализирующую значимость темы диссертационного исследования.

Подобная ситуация вызвана тем, что культурология является относительно молодой научной дисциплиной и даже среди непарадигмальных наук социально-гуманитарного цикла отличается разнообразием подходов, школ и направлений. Возникшая как результат встречного движения философии культуры и ряда эмпирических наук культурология до сих пор не имеет общепризнанного предмета исследования и методов, специфицирующих ее как самостоятельную научную дисциплину. В то же время знания культурологического характера особенно востребованы на современном этапе развития западной культуры, характеризуемом качественными изменениями во всех ее сферах. Причем изменениями, имеющими диаметрально противоположные оценки: от крайне оптимистических до крайне пессимистических.

Нам представляется, что одной из насущных задач культурологии является разработка методов, релевантных специфике культурологического исследования. Реализация этой задачи должна способствовать развитию культурологии как строгой научной дисциплины, чьи результаты имеют достаточно высокую степень общезначимости. Разработка метода выявления и анализа функций музыки, релевантного культурологическому исследованию, имеет, таким образом, ярко выраженный методологический аспект актуальности.

Многие музыковеды, в том числе В. Медушевский, считают, что в науке обозначился интерес сейчас не столько к отдельным дисциплинам, сколько к цельной картине устроения музыки и её роли в современной ситуации. Однако чтобы понять роль и функции музыки в современной западной культуре, необходимо выявить и понять функции музыки в истоках, генезисе этой культуры. Как считают многие исследователи (например, К. Ясперс), ключ к пониманию явлений той или иной культуры находится в процессе ее возникновения. Поэтому, чтобы понять роль музыки в современной культуре, необходимо обратиться к функциям музыки на этапе ее возникновения. Не только разработка метода выявления и анализа функций музыки, но и его реализация на материале генезиса западной культуры представляется необходимым и своевременным.

Степень научной разработанности проблемы.

Исследования функций музыки начинаются с Пифагора и возникновения философской мысли. В античности этой проблемой занимались Платон, Аристотель и их последователи. Отдали должное этой проблеме Аристоксен, Ни-комах, Плутарх, Птолемей, Порфирий и Аристид Квинтилиан.

В средние века проблеме функций музыки уделяли внимание Климент Александрийский и его приемник Афанасий, Августин Аврелий и Григорий Великий, Боэций, Алкуин, Гвидо из Ареццо, Эриугена, Бернар Клеровский, Альберт Великий, Фома Аквинский и др.

В Новое время этой проблемы касались Р. Декарт, Г. В. Лейбниц, Дж.Б. Вико, Э.Б. де Кондильяк, Д. Дидро, Ж.-Ж. Руссо, А. Г. Баумгартен, И. Г Зульцер, М. Мендельсон, Г. Э. Лессинг, и др. Великие немцы И. Кант, И. В. Гете, Ф. Шиллер, Г. В. Ф. Гегель также не обошли стороной эту проблему.

Проблема функций музыки выше перечисленными мыслителями решалась в рамках общефилософских проблем и теорий, а также, начиная с эпохи Возрождения, в рамках проблемы функций искусства. С возникновением эстетики как философской дисциплины эта проблема почти всецело перешла под ее юрисдикцию и стала составной частью проблемы функций искусства. В отечественной философско-эстетической мысли с той или иной степенью подробности эту тему исследовали М. С. Каган, А. Я. Зись, Е. Е. Громов, Ю. Б. Борев, Л. Н. Столович, Н. И. Киященко и многие другие мыслители.

В философии и эстетике очень часто функции музыки выводились из метафизических и онтологических представлений. Выведенные таким образом функции были безадресными или, точнее, имели двух «адресатов»: мир и человек. Причем эти «адресаты» были трансцендентными или выступали, другими словами, как вневременные и непространственные сущности. Да и музыка, которую рассматривали представители трансцендентализма, часто была не реально звучавшая музыка, a musica speculativa, музыка, взятая в аспекте ее возможного бытия. Во многом такой подход сохраняется не только в философии, где он представляется уместным и обоснованным, но и в теоретическом музыкознании и некоторых культурологических исследованиях.

В конце XIX века начинает формироваться культурология как самостоятельная научная дисциплина, основанная на синтезе знаний этнографии, антропологии, археологии и других частнонаучных дисциплин. Уже первые работы по теории и философии культуры Н. Я. Данилевского, О. Шпенглера,.

A. Тойнби, несмотря на их концептуальные и методологические разногласия, зафиксировали своеобразие искусств, включая музыку, в каждой отдельно взятой культуре и на различных этапах развития одной и той же культуры. Этот вывод созвучен мнению Й. Хейзинга о конвенции и о позитивной реакции слуха, в первую очередь, на те звуковые формы, в которых этот слух был воспитан. Обусловленность музыкальной культуры многими факторами хорошо иллюстрируются словами Н. И. Киященко: «Пристрастие к определенным ритмам не только отдельных поколений, но и целых народов и даже рас объясняется их темпераментом и характером, в свою очередь зависящих от определенных природно-климатических условий их жизни — об этом свидетельствуют исследования процессов социокультурного развития разных народов и рас, их музыкально-ритмических предпочтений и пристрастий, их вклада в музыкальную культуру человечества» [Эстетика жизни. М., 1999].

Под влиянием культурологии и социальных наук XX век в теоретическом музыкознании связан с работами, показывающими зависимость музыки от своеобразия культуры, национальных особенностей и социальной организации общества. К числу таких работ можно отнести труды: Б. В. Асафьева, Р. И. Грубера, Е. В. Герцмана, Н. Н. Мохова, Х. Х. Тума, Ю. Н. Холопова, Н. Г. Шахназаровой, Т. В. Чередниченко и др. (зависимость музыки от общекультурных и социальных явлений) — Э. Е. Алексеева, М. Буттинга, Е. В. Герцмана, Т. Н. Ливановой, Ю. Н. Холопова и др. (особенности музыки в зависимости от исторических этапов развития культуры) — Д. И. Аракишвили,.

B.М. Беляева, Л. Н. Лебединского, Г. Г. Кулешовой, Х. С. Кушнарева, А. И. Шавердяна (национальные особенности музыкальных культур).

Особенность работ вышеперечисленных авторов заключается в исследовании влияния культуры на тип музыкального мышления, восприятия, композиции и других факторов, создающих специфический колорит той или иной музыки. Например, особенностью европейского музыкального мышления является то, что оно дифференцирует и наполняет звуковое пространство в пределах октавы, а в античности оно осмысливалось в квартовом объеме и т. д. При этом обратное влияние музыки (собственно ее функции в культуре) на различные структурные элементы культуры в данных исследованиях анализируется недостаточно, фрагментарно или полностью игнорируется.

Таким образом, в рамках культурологии и философии культуры сложилось отчетливое понимание, что в различных культурах и на различных этапах развития одной и той же культуры музыка может выполнять различные функции. Тем не менее, пока не существует фундаментальных исследований, всецело посвященных выявлению функций музыки в культуре. Причина такого состояния дел, с нашей точки зрения, заключается в отсутствии релевантного культурологическому исследованию метода выявления и анализа функций музыки в культуре.

Цели и задачи исследования.

Целью диссертационного исследования является разработка релевантного культурологическому исследованию метода выявления и анализа функций музыки как целостного феномена на этапе генезиса западной культуры.

Данная цель достигается путем последовательного решения следующих задач:

Эксплицировать условия, обеспечивающие релевантность метода выявления и анализа функций музыки по отношению к специфике культурологии как научной дисциплины, музыке как предмету культурологического исследования и функции как виду культурологического знания.

Разработать последовательность познавательных процедур метода выявления и анализа функций музыки в культуре, отвечающего основным условиям релевантности культурологического исследования.

Выявить и проанализировать функции музыки в генезисе западной культуры.

Объектом диссертационного исследования выступает музыка как целостный феномен в структуре западной культуры на этапе ее генезиса.

Предметом исследования являются функции музыки по отношению к культуре Запада как целостному явлению и ее структурным элементам на этапе возникновения.

Методологические основания исследования.

Методология определялась объектом, предметом, целью и задачами диссертационного исследования.

Поскольку музыка выступает как целостный феномен культуры, то в качестве исходного методологического основания диссертационного исследования выступил системный подход. Согласно этому подходу музыка и культура предстают как сверхсложные системы, обладающие как разнообразием структурных элементов, так и определенной исторической целостностью.

Следующим методологическим положением выступил тезис о многообразии и относительной автономии развития культур (Н.Я. Данилевский, О. Шпенглер, А. Тойнби, П. Сорокин).

Первая и вторая задачи диссертационного исследования решались на основе принципа от общего к частному или, другими словами, на дедуктивно-номологической схеме Гемпеля-Оппенгейма, согласно которой явление считается объясненным, если описывающие его предложения логически выводится из общих законов и начальных условий. Третья задача — на основе разработанного нами метода выявления и анализа функций музыки в культуре.

Научная новизна исследования заключается в следующих результатах:

1. Эксплицированы условия релевантности метода по отношению к музыке как предмету культурологического исследования, к специфике культурологии как научной дисциплины, к функции как виду культурологического знания. По отношению к культурологии как научной дисциплине таковыми являются:

1) способность интегрировать знания различных уровней общности;

2) способность сравнивать функции музыки в культуре различных народов и исторических эпох. По отношению к музыке как предмету культурологического исследования: 1) поиск смысла, приписываемого музыке в той или иной культуре- 2) исследование имманентных (в отличие от трансцендентных) свойств и характеристик музыки, которые специфицируют музыку определенной культуры, в конкретный исторический период. Функции музыки как вид культурологического знания репрезентируют отношения «запрос-ответ» между музыкой и культурой в единстве ее системных и структурных свойств.

2. Разработана последовательность познавательных процедур метода выявления и анализа функций музыки как целостного феномена культуры. Эта последовательность состоит из: 1) установления места и сущности музыки в картине мира и определении системной функции музыки- 2) выявления потребностей (запросов) по отношению к музыке со стороны социальной, деятельно-стной и коммуникативной подсистем культуры и способов их удовлетворения музыкой, т. е. выявления структурных функций музыки- 3) анализа конкретно-исторических способов взаимосвязи системной и структурных функций музыки. Динамика изменений функций музыки в западной культуре может быть выявлена за счет сравнительного анализа функций музыки в отношении мифологической, космоцентрической картин мира.

3. Выявлены и проанализированы функции музыки на этапе генезиса западной культуры, характеризуемого как переход от мифологической к космоцентрической картине мира. В отношении системной функции музыки это переход от магической к сакрально-прославленческой функции. В отношении коммуникативной подсистемы западной культуры это постепенный процесс локализации смысловыразительной функции музыки из обыденного языка в сферу языка мусических искусств. Относительно социальной подсистемы культуры это дополнение интегрирующей и дифференцирующей функций этико-воспитательной функцией и возникновение функций легитимации, компенсации и рекламы действительности в результате взаимодействия (диалога) различных структурных составляющих культуры. В отношении деятельностной подсистемы западной культуры это возникновение наряду с технологической, событийно-смысловой, социально-коммуникативной и психологической функциями функции развлечения.

Положения, выносимые на защиту:

1. Культурология как научная дисциплина призвана интегрировать знания о культуре различных научных дисциплин, обладающих различной степенью общности, и сравнивать эмпирический материал о культуре различных народов и различных эпох. Предметом культурологического исследования музыки выступают имманентные отношения между музыкой и культурой. Отношение между музыкой и культурой, как предмет культурологического исследования, может быть представлено в двух ракурсах: статическом — система регулятивов, обуславливающих музыкальную деятельность в той или иной культуре в определенный исторический периоддинамическом — система функций, отражающая роль и взаимодействие музыки с культурой как целым, так и ее структурными элементами. Под функциями музыки в культурологическом исследовании следует понимать единство системной и структурных функций музыки. Под системной функцией — совокупность операций, которые выполняет музыка по отношении к культуре в целом, и требования (запросы), которые культура предъявляет музыке. Под структурными функциями музыки — совокупность операций, которые выполняет музыка по отношению к какому-либо элементу или подсистеме культуры и некоторые «потребности» (запросы) этого элемента (подсистемы) культуры по отношению к музыке.

2. Системная функция музыки может быть установлена путем анализа концептуальной модели, или картины мира, как системообразующего элемента культуры, который в наиболее полной мере отражает ее целостность. В наиболее обобщенном виде структура культуры может быть репрезентирована дея-тельностной, социальной и коммуникативной подсистемами. Выявление «потребностей» указанных подсистем культуры по отношению к музыке и анализ способов их удовлетворения со стороны музыки позволяет выявить структурные функции музыки. Взаимосвязь как отдельных подсистем культуры, так и системной и структурных функций музыки носит диалогичный характер. Историческая динамика западной культуры может быть представлена как последовательная смена картин мира.

3. Музыка в мифологической картине мира выступает в качестве души мира или ее атрибута. Системной функцией музыки на архаическом этапе западной культуры выступает магическая функция. По отношению к коммуникативной подсистеме первобытной культуры музыка выполняет функции смысловы-ражения и мнемоническую, способствующую лучшему запоминанию информации. Существование указанных структурных функций музыки основано на преимущественно звуковом характере первобытного языка. По отношению к деятельностной подсистеме первобытной культуры музыка выполняет технологическую функцию, основанную на потребностях «производства» в определенном темпе и ритмесоциально-коммуникативную, отвечающую за согласование, гармонизацию одновременной деятельности многих людейпсихологическую, создающую психологическую готовность к определенному виду деятельностии событийно-смысловую, основанную на особенностях сельскохозяйственного труда. По отношению к социальной подсистеме первобытной культуры музыка выполняет интегрирующую и дифференцирующую функции, которые позволяют отличать своих от чужих, и в которых музыка выступает своеобразным тотемом.

4. В классический период античной культуры на этапе перехода от мифологической к космоцентрической картине мира происходит разделение музыки на «объективную» (Musica mundana) и «субъективную» (Musica humana). Системной функцией «объективной» музыки выступает функция гармонизации мира, основанная на потребности согласования качественно различных иерархических структур мира. Системная функция «субъективной» музыки — са-крально-прославленческая, основанная на потребностях легитимации культурной и социальной иерархии. В структурных функциях музыки по отношению к социальной подсистеме культуры появляется этико-воспитательная функция, основанная на потребностях воспитания гражданина. Возникновение функций легитимации, компенсации и рекламы действительности обусловлено результатами взаимодействия (диалога) различных структурных составляющих культуры. Функция развлечения, служащая основанием зарождения эстетической функции музыки, появляется в результате взаимодействия (диалога) деятельно-стной подсистемы с системными характеристиками античной культуры. В результате возникновения письменности и других графических способов фиксации информации функция смысловыражения музыки локализуется в сфере му-сических искусств. По отношению к сфере познания музыка выполняет познавательную функцию, сущность которой сводится к репрезентации мира в качестве его модели.

Теоретическая и практическая значимость исследования.

Теоретико-методологическая значимость исследования заключается в том, что разработанный метод выявления и анализа функций музыки является методологическим основанием для теоретических и эмпирических исследований культурологией проблем, связанных с ролью музыки как по отношению к культуре в целом, так и по отношению к различным структурным элементам культуры, взятой в ее исторической динамике. Разработанный метод может быть использован для дальнейшего анализа развития западной культуры, а также и для анализа функций музыки в иных культурах.

Эксплицированные условия релевантности метода специфике культурологического исследования могут использоваться как для разработки новых, так и для оценки существующих методов культурологического исследования.

На основе проведенного исследования функций музыки на архаическом и классическом этапах развития античной культуры возможна разработка спецкурсов по соответствующей тематике по культурологии и философии культуры.

Апробация результатов исследования.

Результаты диссертационного исследования опубликованы в двенадцати печатных работах, включая коллективную монографию, брошюру и статью в журнале «Вестник Томского государственного педагогического университета», входящего в перечень периодических изданий, рекомендованных ВАК. Основные положения диссертации были представлены на семи конференциях различного уровня: Международной научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Современные техники и технологии» (март 2006 г., Томск, ТПУ), Всероссийской научно-методической конференции «Образование и искусство в формировании целостной личности» (Томск, ТГУ, декабрь 2002 г.), Всероссийской научной конференции «Религиозность современной России и православие» (Кемерово, КГАКИ, ноябрь 2003 г.), Межрегиональной научно-практической конференции «Современное музыкальное искусство» (Томск, Департамент по культуре Администрации Томской области, апрель 2004 г.), Всероссийских научно-практических конференциях «Музыкальное искусство: из глубины веков в век XXI» (Томск, Департамент по культуре Администрации Томской области, май, ноябрь 2004 г.), Региональной научно-методической конференции «Организация самостоятельной работы студентов» (Томск, ТГПУ, февраль 2005 г.).

Диссертация обсуждена и рекомендована к защите на расширенном заседании кафедры менеджмента Томского государственного педагогического университета.

Описав основные результаты проведенного исследования, ответим на вопрос о том, чем разработанный нами метод выявления и анализа функций музыки в структуре культуры отличается от применявшихся.

Во-первых, в отличие от общефилософских методов и методов музыкальной эстетики разработанный нами метод позволяет фиксировать только действительные, а не возможные функции музыки, показывая их историческую и культурную динамику.

Во-вторых, в отличие от существующих теорий музыковедения наш метод выявляет не только влияние культуры на музыку, но и влияние музыки на важнейшие структурные составляющие культуры и культуру в целом.

Наметим перспективы развития темы. Ближайшей перспективой продолжения исследования является использование нашего метода для выявления и анализа функций музыки на других этапах эволюции западной культуры, соответствующих теоцентрической, антропоцентрической и научной картинам мира как системообразующим элементам этой культуры. Данное исследование будет способствовать фиксации функций музыки на настоящем этапе развития культуры и позволит выявить их генетические корни. Более отдаленной перспективой использования нашего метода представляется анализ функций музыки в других культурах.

1 Миронов В. В. Указ. соч. С. 15.

Заключение

.

Заканчивая диссертационное исследование, обозначим его основные результаты и наметим перспективы дальнейшего анализа функций музыки в структурной динамике культуры.

Прежде всего, отметим, что нам удалось достичь основной цели исследования: разработать метод выявления и анализа функций музыки в структурной динамике культуры, релевантный культурологическому исследованию. Сущность разработанного метода заключается в последовательном проведении следующих познавательных процедур: 1) установление места и сущности музыки в картине мира и определение системной функции музыки- 2) выявление потребностей (запросов) по отношению к музыке со стороны социальной, деятельно-стной и коммуникативной подсистем культуры и способов их удовлетворения музыкой, т. е. выявление структурных функций музыки- 3) анализ конкретно-исторических способов взаимосвязи системной и структурных функций музыки- 4) для получения динамической картины функционирования музыки в истории развития культуры выше указанные процедуры необходимо провести согласно установленной последовательности смен картин мира.

Мы полностью отдаем себе отчет, что разработанный нами метод еще далек от строгой алгоритмизации и программирования познавательной деятельности. Как и большинство методов гуманитарных наук, он лишь намечает основные ориентиры и принципы исследования, оставляя широкий простор для познавательной интуиции.

Эксплицированные условия релевантности базируются на некоторых допущениях, которые могут и не приниматься некоторыми членами культурологического научного сообщества. К ним относится, прежде всего, авторское определение культуры: культура — это целостная система духовно-смысловых ре-гулятивов, созданная человечеством и отдельными группами людей в ходе их исторического развития, которая детерминирует их общение, деятельность и поведение. Однако, и это наша позиция, данное понимание культуры наиболее точно отражает предметную и идейную специфику культурологии — поиск детерминант, обуславливающих поведение человека в его обыденной жизни.

Следующий момент, который может вызвать сомнения и критику, — это выделение в качестве основных структурных составляющих культуры деятель-ностной, социальной и коммуникативной подсистем. Тем не менее, подобное структурирование культуры обосновано как интегративным характером культурологического знания (Ю.В. Петров), так и местом культурологии в системе наук (А.Я. Флиер). Кроме этого, указанный способ структурации хорошо согласуется с результатами классификации норм Т. Парсонса и выделением основных форм активности B.C. Степиным.

Таким образом, сконструированный нами метод выявления и анализа функций музыки в культуре зиждется на предпосылках, которые фундированы как результатами существующих научных исследований, так внутренней логикой диссертационной работы.

Методология разработки выше изложенного метода строилась на основе общефилософского метода «от общего к частному», когда из специфики предмета философского исследования путем последовательной дедукции был выведен предмет культурфилософского и культурологического исследования музыки.

Акцент на анализе отношений между музыкой и культурой позволил уточнить и разработать дефиницию одного из ключевых понятий диссертационного исследования — функция. Функциями музыки мы назвали единство системной и структурных функций музыки. Системная функция — это совокупность операций, которую выполняет музыка по отношению к культуре как целому и требования (запрос), которые культура предъявляет музыке. Структурные функции музыки — это совокупность операций, которые выполняет музыка по отношению к какому-либо элементу или подсистеме культуры и некоторые «потребности» (запросы) этого элемента (подсистемы) культуры по отношению к музыке.

Введение

понятий «системная» и «структурная» функции музыки является существенным аспектом новизны диссертационного исследования. В то же время этот аспект новизны выходит за рамки задач диссертационной работы и может быть квалифицирован как дополнительный.

Указание в определении функций на «потребность» (запрос) и определение культуры как целостной системы духовно-смысловых регулятивов с логической необходимостью привело нас к понятию «картина мира» как элемента культуры, наиболее репрезентативно представляющего ее целостность.

Указанная выше методология и логика исследования, если говорить в целом, позволила синтезировать подходы функционализма и неоэволюционизма в разработанном методе выявления и анализа функций музыки в структурной динамике культуры.

Применение разработанного метода к фактуальным данным периода генезиса западной культуры показало работоспособность предложенного нами метода. Этот период характеризуется нами как переход от мифологической к кос-моцентрической картине мира. В. результате были выявлены и проанализированы как системные, так и структурные функции музыки в культуре, основанной на различных картинах мира. Была выявлена динамика изменений функций музыки. В отношении системной функции музыки это переход от магической к сакрально-прославленческой функции. В отношении коммуникативной подсистемы западной культуры это постепенный процесс локализации смысловырази-тельной функции музыки из обыденного языка в сферу языка мусических искусств. Относительно социальной подсистемы культуры это дополнение интегрирующей и дифференцирующей функций этико-воспитательной функцией и возникновение функций легитимации, компенсации и рекламы действительности в результате взаимодействия (диалога) различных структурных составляющих культуры. В отношении деятельностной подсистемы западной культуры это возникновение наряду с технологической, событийно-смысловой, социально-коммуникативной и психологической функциями функции развлечения, выступающей, с нашей точки зрения, основой формирования эстетической функции музыки.

Основным источником, движущей силой исторической динамики изменения функций музыки в западной культуре выступает, по нашему мнению, бинарное понимание сущности музыки. Это бинарное понимание музыки зиждется на качественном «удвоении» мира, на различении «бытия по истине» и «чувственно-явленного бытия». Современное разрушение бинарности культуры, нарушение «пропорций между Высокой и низовой культурой"1 и вызывает озабоченность многих современных мыслителей.

Показать весь текст

Список литературы

  1. С.С. Древние цивилизации = Ancient civilizations. — М.: Мысль, 1989.-479 с.
  2. Т.В. Избранное: Социология музыки. М.- СПб.: Университетская книга, 1998.-445 с.
  3. Ф. Сумма теологии Электронный ресурс. Режим доступа: http://up.botik.ru/~thomas/texts/sth/sth.htm
  4. Э. Раннефольклорное интонирование: звуковысотный аспект. М.: Сов. композитор, 1986.-244 с.
  5. Американская философия искусства: Антология. Екатеринбург- Бишкек: Б.И., 1997.-319 с.
  6. Античная музыкальная эстетика / Сост. А. Ф. Лосев, В. П. Шестаков. М.: Музгиз, 1960.-303 с.
  7. Антология исследований культуры. Т. 1: Интерпретация культуры. -СПб: Университетская книга, 1997. — 728 с.
  8. М. История музыки и творческого процесса // Процессы музыкального творчества. Вып. 2. Труды ГМПИ им. Гнесиных. Вып. 140. -М, 1997.
  9. Аристотель. О душе. М.: Государственное социально-экономическое издательство, 1937. 178 с.
  10. Аристотель. Политика // Платон, Аристотель. Политика. Наука об управлении государством. М.: Изд-во Эксмо- СПб.: Terra Fantastica, 2003. — 864 с.
  11. Аристотель. Сочинения в четырех томах. Т. 1−4. М.: Мысль, 1975−1983.
  12. В.И., Свирский Я. Философия самоорганизации. Новые горизонты // Общественные науки и современность. 1993. № 3. С. 59−70.
  13. .В. Музыкальная форма как процесс. Л.: Музыка, 1971. — 375 с.
  14. .В. Речевая интонация. М., Л.: Музыка, 1965. — 257 с.
  15. Афиней. Пир мудрецов. Кн. 1−8 в 15 кн. М.: Наука, 2003. — 655 с.
  16. АхиезерА.С. Научно-техническая революция и некоторые социологические проблемы производства и управления. М.: Наука, 1974. — 310 с.
  17. A.C. Россия: критика исторического опыта (социально-культурная динамика России): В 2 т. Т. 2. Новосибирск: Сибирский хронограф, 1998. — 445 с.
  18. А. Философия искусства. М.: Искусство, 1989. — 384 с.
  19. Г. Мифология. М.: Изд-во Сабашниковых, 1996. — 314 с.
  20. М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса. 2-е изд. — М.: Худож. лит., 1990. — 543 с.
  21. A.A. Культурология. Антропологические теории культур. М.: Российский гос. гуманит. ун-т, 1999. — 241 с.
  22. А. Творческая эволюция. М.: Канон-пресс- Кучково поле, 1998. -384 с.
  23. B.C. Итоги и замыслы (конспекты философской логики культуры) // Вопросы философии. 1993. — № 5. — С.75−93.
  24. B.C. От наукоучения к логике культуры: Два философских введения в двадцать первый век. — М.: Политиздат, 1990. — 413 с.
  25. В.П. Статьи. Исследования. М.: Сов. композитор, 1988. — 296 с.
  26. В.П. Функциональные основы музыкальной формы. М.: Музыка, 1978.
  27. А. Музыка и власть. М.: Наследие, 1995. — 432 с.
  28. БойсМ. Зароастрийцы. Верования и обычаи. 3-е изд. СПб.: Центр «Петербургское востоковедение», 1994. — 288 с.
  29. А. Греческая цивилизация: От Илиады до Парфенона. От Антигоны до Сократа. От Еврипида до Александрии / Пер. с франц. О. В. Волкова, E.H. Елеонской. -М.: Искусство, 1995. 671 с.
  30. Ю.Б. Эстетика: Учебник. М.: Высш. шк., 2002. 511с.
  31. В.П. Искусство и философия: Роль философии в формировании и восприятии художественного произведения. М.: Янтарный сказ, 2000. -704 с.
  32. А.Н. Мир культуры (Основы культурологии). 2-е изд. М.: Издательство Федора Конюхова, Новосибирск: ООО «Изд-во ЮКЭА», 2002. -712 с.
  33. П. Об искусстве. М.: Искусство, 1993. — 507 с.
  34. А. Лекции о музыке. Письма. М.: Музыка, 1975. — 257 с.
  35. Т. Теория праздного класса. М.: Прогресс, 1984. 367 с.
  36. В.М. Целостная модель человеческой эмоциональности. Опыт философской реконструкции. Томск: ТГУ, 2001. — 90 с.
  37. Л. Люди, нравы и обычаи Древней Греции и Рима / Пер. с польск. В. К. Ронина. -М.: Высш. шк., 1988. 496 с.
  38. Г. Г. Актуальность прекрасного. М.: Искусство, 1991. — 367 с.
  39. Ф.В. Учение о сущности Электронный ресурс. Режим доступа: http: // ihtik. lib/ru / philosbook / 1659. rar
  40. Гегель Г. В. Ф. Эстетика: В 4 т. М.: Искусство, 1986.
  41. ГейзенбергВ. Шаги за горизонт: Сборник. Перевод с немецкого. М.: Прогресс, 1987. — 366 с.
  42. К. Логика объяснения. М., 1998. 236с.
  43. И.А. Музыка и духовное творчество // Вопросы философии. 1995, № 6.
  44. И.А. Музыкальное понимание // Эволюция, культура, познание.-М.: ИФ РАН, 1996.-С.110−127.
  45. Геродот. История: В 9 т. М.: Ладомир ACT, 1999. — 739 с.
  46. Е.В. Музыка Древней Греции и Рима. СПб.: Алетейя, 1995.
  47. ГерцманЕ.В. Синопсис музыки или памятник агонии. М.: Композитор, 2000.-356 с.
  48. Э. История упадка и крушения Римской империи. М.: Прогресс, 1986.-262 с.
  49. К., Кун Г. История эстетики. Кн. 1 / Пер. с англ. М.: Изд. группа «Прогресс», 2000.-348 с.
  50. ЯЗ. Логика мифа. М.: Наука, 1987. — 217 с.
  51. И.Н. Невербальные компоненты коммуникации. М.: Наука, 1980.- 103 с.
  52. Е.Е. Начала эстетических знаний. Популярный очерк. М., 1972.
  53. П.С. Философия культуры. -М.: Аспект пресс, 1994. 317 с.
  54. Э. Логические исследования. Картезианские размышления. Кризис европейских наук и трансцендентальная феноменология. Кризис европейского человечества и философии. Философия как строгая наука. -Минск: Харвест, М.: ACT 2000. 743 с.
  55. В.Е., Ю.А. Жданов. Сущность культуры. Ростов-на-Дону: Изд-во Ростовского университета, 1979 — 264 с.
  56. A.B. Музыкальный язык: структура и функции. СПб.: Наука, 2003.-207 с.
  57. Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. М.: Мысль, 1979. — 620 с.
  58. Э. О разделении общественного труда. Метод социологии. М.: Канон, 1996.-431 с.
  59. Э. Элементарные формы религиозной жизни. Тотемическая система в Австралии // Мистика. Религия. Наука. Классики мирового религиоведения: Антология / Сост. и общ. ред. А. Н. Красникова. М.: Канон, 1998.-432 с.
  60. .С. Социальная культурология: Пособие для студентов высших учебных заведений. Изд. 2. М.: Аспект Пресс, 1996. — 591 с.
  61. В. Цвет и контраст. М.: Искусство, 2004. 210 с.
  62. И. Русские народные песни, напетые Анной Андреевной Степановой. JL: Музыка, 1975. — 68 с.
  63. И. Торопецкие песни. Л.: Музыка, 1967. — 84 с.
  64. А.Я. Искусство и эстетика. Традиционные категории и современные проблемы. 2-е изд. -М.: Искусство, 1975. 447 с.
  65. Д. Этос и аффект. История философской музыкальной эстетики от зарождения до Гегеля. М.: Прогресс, 1977. 371 с.
  66. В. Буржуа. Этюды по истории духовного развития современного экономического человека. М.: Наука, 1994. — 443 с.
  67. A.A., Никифоров A.JI. Словарь по логике М.: Туманит, изд. центр ВЛАДОС, 1997.-384 с.
  68. Э. Диалектическая логика. Очерки истории и теории. М.: Политиздат, 1974. -271 с.
  69. Л.Г. Социология культуры. М.: Логос, 1996. 278 с.
  70. М.С. Философия культуры. СПб.: Петрополис, 1996. — 416 с.
  71. М.С. Мир общения: Проблема межсубъектных отношений. М.: Политиздат, 1988. — 319 с.
  72. М.С. Музыка в мире искусств. СПб.: Петрополис, 1996. 312 с.
  73. М.С. Языки культуры // Известия СКНЦ ВШ: Общественные науки. 1990, № 1.-С. 47−59.
  74. М.С. Социальные функции искусства. JL: Б.И., 1978. — 32 с.
  75. М.С. Эстетика и синергетика // Эстетика сегодня: состояние, перспективы. Материалы научной конференции. 20−21 октября 1999 г. Тезисы докладов и выступлений. СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 1999. С.40−42.
  76. В. О духовном в искусстве. М.: Архимед, 1992. 108 с.
  77. Э. Философия символических форм. Т. 1, Т. 2. М., СПб.: Университетская книга, 2001. — 271 е., 280 с.
  78. Э. Избранное. Опыт о человеке. М.: Гардарика, 1998. — 779 с.
  79. A.C. Методология науки. Воронеж: Б.и., 1991. — 145 с.
  80. КиященкоН.И. Эстетика философская наука. — М.: Издательский дом «Вильяме», 2005. — 592 с.
  81. Н.И. Эстетика жизни: Учебн. пособ. М.: ИНФРА-М, 1999.
  82. A.C. Музыка как звучащая философия // Звучащая философия. Сборник материалов конференции. СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2003. — С. 99−100.
  83. Г. С. Материалы к лекциям по общей теории культуры и культуре античного Рима. -М.: Индрик, 1993. 528 с.
  84. Г. С. Древний Рим история и повседневность: Очерки. — М.: Искусство, 1986.-206 с.
  85. А.Ф. Философия мифа: мифология и ее эвристическая значимость. -М.: ПЕР СЭ- СПб.: Университетская книга, 2000. 304 с.
  86. КреберА., КлахонК. Культура: образ концепций и определений. М.: Наука, 1964.-204 с.
  87. К. История культуры Древней Греции и Рима. М.: Высш. шк., 1990.-351 с.
  88. Кун H.A. Легенды и мифы Древней Греции. М.: ЗАО «Фирма СТД», 2004. -С. 259.
  89. В.Г. Явление смысла, Эстезис и логос. Томск: Изд-во ТГПУ, 2003.-423 с.
  90. Леви-Стросс К. Первобытное мышление. М.: Республика, 1994. — 384 с.
  91. Леви-Стросс К. Структурная антропология. М.: Педагогика-Пресс, 1994. -512 с.
  92. Леви-Стросс К. Мифологические искусства // Семиотика и искусствомет-рия.-М. Б.и., 1972.-С. 44−51.
  93. Лиотар Ж.-Ф. Состояние постмодерна / Пер. с фр. H.A. Шматко М.: Институт экспериментальной социологии, СПб.: Алетейя, 1998. — 160 с.
  94. А.Ф. История античной эстетики. Ранняя классика / Вступ. ст. A.A. Тахо-Годи. М.: ООО «Издательство ACT" — Харьков: Фолио, 2000. -624 с.
  95. А.Ф. Классическая калокагатия и ее типы // Вопросы эстетики, № 3. М.: Искусство, 1950.
  96. А.Ф. Музыка как предмет логики // Лосев А. Ф. Из ранних произведений. М.: Правда, 1990. — 655 с.
  97. А.Ф. Основной вопрос философии музыки // Лосев А. Ф. Философия. Мифология. Культура. М.: Политиздат, 1991. — 525 с.
  98. А.Ф. Проблема символа и реалистическое искусство. М.: Искусство, 1976.-367 с.
  99. А.Ф., Шестаков В. П. История эстетических категорий. М.: Искусство, 1964.-376 с.
  100. Ю.М. Семиосфера: Культура и взрыв. Внутри мыслящих миров. Статьи. Исследования. Заметки. СПб.: Искусство, 2000. — 704 с.
  101. Ю.М. Избранные статьи в трех томах. Т. I. Статьи по семиотике и топологии культуры. Таллин: «Александра», 1992. — 479 с.
  102. Е.А. Былины. Старинки богатырские // Русская мысль о музыкальном фольклоре. М.: Музыка, 1979. — С. 237−240.
  103. JI. Вопросы анализа музыки. М.: Советский композитор, 1991. -375 с.
  104. В.В. Китайская цивилизация. М.: ИЦП «Дизайн. Информация. Картография»: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство ACT», -2003.-627 с.
  105. Э.С. О генезисе человеческой деятельности и культуры. Ереван: АН Арм. ССР, 1973. — 146 с.
  106. Э.С. Теория культуры и современная наука. М.: Мысль, 1983. -294 с.
  107. А.Л. Былины, их происхождение, ритмический и мелодический склад // Русская мысль о музыкальном фольклоре. М.: Музыка, 1979. -С.292−319.
  108. Межу ев В. М. Культура и история. М.: Политиздат, 1977. — 199 с.
  109. В.М. Классическая модель культуры: проблема культуры в философии Нового времени // Культура: теории и проблемы. М., 1995.
  110. Мелик-Гайказян И. В. Информация и самоорганизация. (Методологический анализ). Томск: Изд. ТПУ, 1995. — 180 с.
  111. В.В. Современное коммуникативное пространство как фактор трансформации культуры и философии // Вестник Российского философского общества. 2005. — № 3. — С. 9−22.
  112. Музыка: Энциклопедия / Под ред. Г. В. Келдыш. М., 2003. — 672 с.
  113. Музыкальная культура древнего мира. М.: Б.и., 1937. 320 с.
  114. Музыкальная наука: Какой ей быть сегодня? (Круглый стол) // Советская музыка. 1988, № 11. — С. 74−98.
  115. B.C. История политических и правовых учений. М.: Инфра-М, 1996.-728 с.
  116. Ф. Так говорил Заратустра. Соч.: В 2 т. Т. 2. М.: Мысль, 1990. -420 с.
  117. Новейший философский словарь / Сост. A.A. Грицанов. — Мн.: Изд. В. М. Скакун, 1998.
  118. М.Ф. История эстетической мысли. 2-е изд. М.: Высш. шк., 1984.-336 с.
  119. О человеческом в человеке. -М.: Политиздат, 1991. 491 с.
  120. И.П. Лекции по физиологии. М., Л.: Изд-во Акад. наук СССР, 1952. -491 с.
  121. Ю.В. Апология метафизики. Томск: Изд-во НТЛ, 2001. — 300 с.
  122. Платон. Собр. соч.: В 4-х т., Т.4. М.: Мысль, 1994. — 830 с.
  123. Платон. Сочинения в трех томах. М.: Мысль, 1968−1972.
  124. Г. В. Письма без адреса. Искусство и общественная жизнь. М.: Гослитиздат, 1956. 244 с.
  125. Плутарх. О музыке. СПб.: Б.и., 1922. — 353 с.
  126. К. Логика и рост научного знания: Избранные работы: Пер. с англ. / Общ. ред. и вст. ст. В. Н. Садовского. -М.: Прогресс, 1983. 605с.
  127. И., СтенгерсИ. Порядок из хаоса: Новый диалог человека с природой: Пер. с англ. -М.: Прогресс, 1986.
  128. В.Я. Исторические корни волшебной сказки. Л.: Изд-во ЛГУ, 1986.-365 с.
  129. Р. Культура // 50/50: опыт словаря нового мышления: Сб. статей. -М.: Прогресс, 1989. С. 232−234.
  130. Г. Науки о природе и науки о культуре. М. Республика, 1998. -411 с.
  131. В.M. Культурология. Учебник для вузов. М.: Издательская группа «Форум-ИНФРА-М», 1998. — 344 с.
  132. Роль человеческого фактора в языке: Язык и картина мира / Под ред. А. Серебренникова, Е. С. Кубряковой, В. И. Пустоваловой и др. М.: Наука, 1988.-212 с.
  133. Н. Мелодия «L'homme arme» и ее преломление в мессах эпохи Возрождения // Теоретические наблюдения над историей музыки. Сб. ст. -М.: Музыка, 1978.-С. 17−53.
  134. Д.А. Картина мира и кризис современной культуры. Дисс. канд. филос. наук. Ростов н/Д., 2002. -148 с.
  135. Словарь русского языка. В 4 т. Т. 2. М., 1958.
  136. Советский энциклопедический словарь / Гл. ред. A.M. Прохоров. М.: Сов. энциклопедия, 1985. — 1600 с.
  137. П. А. Социальная и социокультурная динамика: исследование изменений в больших системах искусства, истины, этики, права и общественных отношений. СПб.: РХГИ, 2000. — 1056 с.
  138. Г. Социология как предмет изучения. СПб., 1897.
  139. И. Музыкальная форма. М.: Музыка, 2002. — 400 с.
  140. B.C. Философская антропология и философия науки. М.: Высшая школа, 1992. — 190 с.
  141. B.C. Теоретическое знание. М.: Прогресс-Традиция, 2000. -744 с.
  142. JI.H. Природа эстетической ценности. М., 1972.
  143. Д.Ю., КортуновВ.В. Культурология: Учебное пособие для студентов заочного обучения всех специальностей. М.: ГАУ им. С. Орджоникидзе, 1998.-332 с.
  144. B.K. Музыка как мир человека (От идеи вселенной к философии музыки) Электронный ресурс. — Режим доступа: http: // www. philosophy .ru/library/suhanceva/index.html.
  145. B.K. Категория времени в музыкальной культуре. К.: Лыбидь, 1990.- 184 с.
  146. Э.Б. Первобытная культура. М., Политиздат, 1989. — 572 с.
  147. Ф.П. Прикладной системный анализ (Наука и искусство решения проблем). Томск: Изд-во Томского ун-та, 2004. — 186 с.
  148. А.Дж. Постижение истории. М.: Прогресс, 1991. — 736 с.
  149. Тэн И. Философия искусства. М.: Республика, 1996. — 351 с.
  150. М.Б. Философские основания культурологии. М.: Российская политическая энциклопедия, 1997. — 440 с.
  151. В. Символ и ритуал. М.: Наука, 1983. — 277 с.
  152. А. Избранные работы по философии. М.: Прогресс, 1990. -717 с.
  153. Философия культуры. Становление и развитие. СПб.: Изд-во «Лань», 1998.-448 с.
  154. Философия природы в античности и в средние века. Ч. 3. М.: ИФ РАН, 2002. — 144 с.
  155. А.Я. Культурология для культурологов: Учебное пособие для магистрантов и аспирантов, докторантов и соискателей, а также преподавателей культурологии. М.: Академический Проект, 2000. — 496 с.
  156. А.Я. Культурогенез. М.: Наука, 1995. -146 с.
  157. Фрагменты ранних греческих философов. 4.1. -М.: Наука, 1989. 540 с.
  158. О.М. Поэтика сюжета и жанра. М.: Лабиринт, 1997 — 448 с.
  159. Фукидид. История. -М.: ACT, 1999. 620 с.
  160. ФукоМ. Слова и вещи. Археология гуманитарных наук. М.: Прогресс, 1977.-486 с.
  161. Хазрат Инайят Хан. Мистицизм звука. Электронный ресурс. Режим доступа: http: // ihtik. lib/га / philosbook / philosbook6109. rar
  162. М. Основные проблемы феноменологии. СПб.: Высш. религ.-филос. шк., 2001.-445 с.
  163. Хейзинга И. Homo Ludens- Статьи по истории культуры. М.: Прогресс -Традиция, 1997.-416 с.
  164. Й. Осень Средневековья. Исследования форм жизненного уклада и форм мышления в XIV и XV веках во Франции и Нидерландах. М.: Наука, 1988.-539 с.
  165. ХолоповаВ.Н. Музыка как вид искусства. Музыкальное произведение как феномен. Учебное пособие для музыковедов консерваторий. Изд.2. М.: Научно-творческий центр «Консерватория», 1994. -260 с.
  166. Э. Очерк истории греческой философии. СПб.: «Алетейя», 1996 -294 с.
  167. JI. Анализ речевой интонации. Рига: Зинатне, 1974. — 270 с.
  168. Т.В. Музыка в истории культуры. Вып.1. Т. 1−2. М: Алегро-Пресс, 1994.
  169. А.И. История мировой культуры (Краткий курс). Ростов-на-Дону: «Феникс», 1997. — 480 с.
  170. В.П. Очерки по истории эстетики. От Сократа до Гегеля. М.: Мысль, 1979.-372 с.
  171. В.П. От этоса к аффекту. История музыкальной эстетики от античности до XVIII века. М., 1975.
  172. А. Мир как воля и представление. Т. 2. М.: Наука, 1993 -672 с.
  173. О. Закат Европы: Очерки морфологии мировой истории. Т.1. Образ и действительность. Минск: ООО «Попурри», 1998. — 688 с.
  174. К. Происхождение музыки. Л.: Тритон, 1926. — 284 с.
  175. ШюцА. Структура повседневного мышления. // Социс, 1988, № 2. С39−42.
  176. Э.Г. Системный подход и принцип деятельности. Методологические проблемы современной науки. М.: Наука, 1978. — 390 с.
  177. И.Н. Социология религии. М.: Б.и., 1979. — 78 с.
  178. К. Смысл и назначение истории / Пер. с нем. 2-е изд. М.: Республика, 1994.-527 с.
  179. AnsermetE. Les fondements de la musique dans la conscience humaine. Neuf-chatel, 1961.-234 p.
  180. Bayer R. Essai sur la methode en esthetique. Paris, 1953. 143 p.
  181. Dufrenne M. Phenomenologie de l’experience esthetique. Paris, 1953. 667 p.
  182. Eggebrecht H.H. Musikalisches Danken. Wilhelmshaven, 1977. 304 s.
  183. Foulquie P. et Saint-Jean R. Dictionnare de la langue philosophique. Paris, 1969. 544 p.
  184. Hempel C.G. Aspects of Scientific Explanation and other Essays in the Philosophy of Science. N.Y., 1965. 243 p.
  185. Herskovits M. Cultural Anthropology. N.Y., 1955. 344 p.
  186. Lalande A. Vocabulaire technique et critique de la philosophic. Paris, 1972. -233 p.
  187. Lalo Ch. Notions d’esthetique. Paris, 1952. 340 p.
  188. Meyers kleines Lexikon- Philosphie. Mannheim- Leipzig- Wien- Zurich, 1987.
  189. Preuss K.T. Die hochste Gottheit dei den kulturarmen Volkern // Psychologische Forschung. 1922. № 2. S. 155−210.
  190. Redfield R. Peasant Society and Culture. An Anthropological Approach to Civilization. Chicago, 1956.-206 p.
  191. Reimer В. Essential and Nonessential Characteristics of Aesthetic Education // J. of Aesthetic Education. 1991. Vol. 25. P. 193−213.
Заполнить форму текущей работой