Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Условия социально-педагогической реабилитации дезадаптированных подростков в открытой (сменной) общеобразовательной школе

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Несмотря на пристальное внимание педагогов, ученых, исследователей к процессу становления личности, проблема социально-педагогической реабилитации подростков с нарушенными педагогическими и социальными связями под воздействием вечерней школы как социального общественного института еще далека от разрешения. Недостаточно разработаны теоретические и методологические основы проблемысистема… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Реабилитация дезадаптированных подростков как социально-педагогическая проблема
    • 1. 1. Особенности дезадаптированных подростков с нарушенными педагогическими и социальными связями и их социально-педагогической реабилитации
    • 1. 2. Состояние практики реабилитации дезадаптированных подростков
    • 1. 3. Концепция деятельности открытой (сменной) общеобразовательной школы по социально-педагогической реабилитации дезадаптированных подростков
  • Глава 2. Современная модель социально-педагогической. реабилитации дезадаптированных подростков в открытой (сменной) общеобразовательной школе (по материалам эмпирического исследования)
    • 2. 1. Совершенствование содержания социально-педагогической реабилитации дезадаптированных подростков
    • 2. 2. Современные технологии реабилитации подростков с нарушенными социальными и педагогическими связями
    • 2. 3. Характеристика результатов опытно-экспериментального исследования и эффективности представленной модели

Условия социально-педагогической реабилитации дезадаптированных подростков в открытой (сменной) общеобразовательной школе (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. В современных условиях перестройки общественного строя и общественного сознания, когда на здоровье и развитие детей и подростков воздействуют многие неблагоприятные факторы социальной и биологической экологии, социальная поддержка подрастающего поколения становится приоритетной задачей общества. Кардинальные преобразования всех сфер общественной жизни порождают имущественное неравенство, явления психологической дезориентации и дезадаптации, социального сиротства и детского бродяжничества. Наблюдается преждевременный уход подростков из школы. Плохо образованные индивиды сталкиваются с трудноразрешимыми проблемами при интеграции в трудовую жизнь. Незаконченное образование ослабляет и другие связи индивида и общества. Таким образом, образование в современном обществе является и способам включения в трудовую жизнь, и средством получения знаний, развития способностей, необходимых для организации жизни в широкой системе общественных и социальных связей.

Школа взрослых, известная в разное время под аббревиатурами ШРМ, ШСМ, ВСШ, О/С/ОШ (открытая (сменная) общеобразовательная школа), должна осуществлять социальнопедагогическую реабилитацию личности. Устойчивость этого предназначения резко контрастирует с изменчивостью социального состава школы взрослых. Всего 5−7 лет назад основной ее контингент составляли взрослые, в разное время прекратившие обучение и ощутившие в процессе профессиональной деятельности потребность в получении образовательного сертификата, повышающего их профессиональный и социальный статус.

В настоящее время контингент вечерней школы изменился. В возрастном отношении он приблизился к дневной школе. В социально-профессиональном плане школа работающей молодежи превратилась в учебное заведение преимущественно безработных. Подростки с нарушенными педагогическими и социальными связями составляют основной контингент открытой (сменной) общеобразовательной школы. Для осуществления эффективной социально-педагогической реабилитации дезадаптированных подростков необходимо их осознанное позитивное включение в различные виды деятельности.

Этому процессу препятствуют противоречия между:

— ухудшающимся физическим и психическим здоровьем детей и сложным содержанием учебных программ;

— врожденной мотивационной тенденцией каждого человека к поиску и реализации смысла своей жизни и отсутствием условии для такого целеполагания в жизнедеятельности школыгуманистической целью (предназначением) школы создавать благоприятные условия для разностороннего развития личности каждого подростка на разных ступенях обучения и реальным отсутствием таких условий в рамках традиционно сложившейся школы;

— потребностью учащихся разных классов в компенсации своего развития, достигнутого в предыдущие годы, и явной недостаточностью таких возможностей в рамках действующих учебных планов и программ;

— естественной потребностью каждого ученика индивидуально развивать свои творческие способности деятельности и ограниченностью таких возможностей при уравнительных учебных планах и программах;

— потребностями учащихся (и запросами их родителей) получить в вечерней школе не только качественное образование, но и первичную профессиональную подготовку, и невозможностью образовательного процесса удовлетворить эти потребности;

— низким социальным статусом семьи и отсутствием системы социальной поддержки подростков.

Указанные противоречия не позволяют в рамках сложившейся вечерней школы в полной мере реализовать ее основные функции — формирование личности, выработку адекватного социального поведения. Подростки указанной категории нуждаются в социальнопедагогической реабилитации.

Теоретические предпосылки для научного построения этого процесса разработаны и обоснованы в трудах М. А. Алемаскина, Б. Н. Алмазова, Б. Г Ананьева, С. А. Беличевой, А. С. Белкина, П. П. Блонского, Н. Н. Верцинской, В. П. Кащенко, А. Ю. Клейберга, И. С. Кона, А. И. Кочетова, А. В. Мудрика, А. С. Макаренко, И. Н. Невского, В. А. Сухомлинского, Д. И. Фельдштейна, Т. Т. Шацкого и др.

Проблемы формирования готовности личности к профессиональному выбору нашли отражение в работах: А. Г. Асмолова, Б. И. Адаскина, Н. Ю. Бугакова, Л. С. Выготского, А. А, Вайсбурга, С. И. Вершинина, О. С. Гребенюка, Н. Ф. Гейжан, И. В. Кузнецова, Е. М. Павлютенкова, А. В. Петровского, К. К. Платонова, П. Е. Решетникова, М. И. Рожкова, C. JL Рубинштейна, В. А. Сластенина, М. И. Старова, Б. А. Шавира и др.

В развитие теориипрофессионального образования во второй половине XX века внесли большой вклад П. Р. Атутов, С. Я. Батышев, А. П. Беляева, А. М. Веселов, Л. А. Волович, Б. С. Гершунский, Н. И. Думченко, М. А. Жиделев, Е. А. Климов, Е. Г. Осовский, А. Н. Лейбович, В. А. Скакун, М. Н. Скаткин и др.

Несмотря на пристальное внимание педагогов, ученых, исследователей к процессу становления личности, проблема социально-педагогической реабилитации подростков с нарушенными педагогическими и социальными связями под воздействием вечерней школы как социального общественного института еще далека от разрешения. Недостаточно разработаны теоретические и методологические основы проблемысистема образования, сложившаяся в вечерней школе, нацелена в основном на обучение взрослых. В вечерней школе отсутствуют условия реабилитациине создана система социальной поддержки дезадаптированных подростков. Исследование направлено на разрешение сформулированных выше противоречий педагогическими средствами.

Актуальность проблемы социально-педагогической реабилитации подростков с нарушенными педагогическими и социальными связями определила выбор темы диссертационного исследования: «Условия социально-педагогической реабилитации дезадаптированных подростков в открытой (сменной) общеобразовательной школе» .

Цель исследования: определение условий эффективности социально-педагогической реабилитации дезадаптированных подростков в открытой (сменной) общеобразовательной школе.

Объект исследования: дезадаптированные подростки с нарушенными педагогическими и социальными связями.

Предмет исследования: процесс социальнопедагогической реабилитации дезадаптированных подростков в открытой (сменной) общеобразовательной школе.

Гипотеза исследования основана на предположении о том, что социально-педагогическая реабилитация дезадаптированных подростков с нарушенными педагогическими и социальными связями станет эффективной, если она: осуществляется, как целостный, системно организованный личностноориентированный процесс, обеспечивающий диагностику и реабилитацию обучающихся, формирование у них способности быть субъектом собственной жизнедеятельностистроится на технологическом уровне, предусматривающем создание развивающей комфортной среды на основе изучения особенностей дезадаптированных подростков и проблем их реабилитациипредусматривает осуществление соединения общеобразовательной и профессиональной подготовки на основе взаимодействия школы с социокультурной средой и совершенствования содержания образования, использования современных образовательных технологий. В соответствии с проблемой, объектом, предметом и целью перед исследованием были поставлены следующие задачи:

1. Изучить особенности дезадаптированных подростков с нарушенными педагогическими и социальными связями.

2. Изучить сущность социальнопедагогической реабилитации подростков определить этапность этого процесса.

3. Вскрыть и обосновать условия социальнопедагогической реабилитации дезадаптированных подростков с нарушенными педагогическими и социальными связями.

4. Разработать и экспериментально апробировать инновационный проект «Реальное училище», предусматривающий психолого-педагогическую реабилитацию и социальную поддержку дезадаптированных подростков.;

Методологической основой работы послужили работы ученых, философов, социологов, психологов, педагогов гуманистической направленности о влиянии среды на процесс развития личности, механизмы ее социализации, об активной роли человека в познании преобразования данной среды, основные положения социально-педагогической науки и практикиконцепции развития образования, культуры:

— педагогические концепции воспитания социальной активности личности разработанные в трудах отечественных учёных А. М. Арсеньева, А. В. Басова,.

B.Г.Бочаровой, Н. И. Болдырева, Б. З. Вульфова, Б. Т. Лихачёва, А. С. Макаренко, Л. Й. Новиковой, В. А. Сухомлинского, К. Д. Ушинского,.

C.Т.Шацкого, а также зарубежных учёных Б. П. Битинаса, Г. Бреннера, Р. Глотона, Р. Димитрова и др.;

— общенаучные теории и концепции: теория деятельностиЛ.С.Выготский, С. И. Рубинштейн, А. Н. Леонтьев, В. В. Давыдов, Э. Г. Юдин и др.- программы развития профессионального образованияВ.К.Бацин ДЯ. Бутко, Б. С. Гершунекий, Ю. В. Громыко и др.- теория, и методология профессионального образования — П. Р. Атутов, С. Я. Батышев, А. Н. Беляева, Е. А. Климов, М. Н. Скаткин и др.;

В качестве конкретно-методологических ориентиров исследования служили идеи социальной педагогики — В. Г. Бочарова, И. А. Зимняя, А. В. Мудрик, школьной дезадаптации — С. А. Беличева, Н. М. Иовчук, Т. Г. Дичев, К.Е.Тарасовпсихолого-педагогической реабилитации Н. П. Вайзман, В. П. Кащенко, А. С. Макаренко, С. Т. Шацкий и др.

Для решения поставленных задач и проверки исходных предположений использовались следующие методы исследования: теоретический анализ философской, психолого-педагогической литературы, учебно-методической документации и педагогического опытадлительные наблюдения по специально разработанным программамопросные методыизучение продуктов деятельности учащихсяобобщение независимых характеристикэкспертная оценкамоделирование, связанное с созданием нового опыта в учитываемых и контролируемых условиях, мониторинг, методы статистического анализа.

Исследование выполнялось в несколько взаимосвязанных этапов.

Первый этап (май-сеитябрь 1993). Была дана оценка современного состояния проблемы, проанализирована научная литература о генезисе дезадаптации подростков и механизмах ее преодоления. Определены исходные параметры исследования: его предмет, понятийный аппарат, гипотеза, методология и методы, ожидаемые результаты.

Второй этап (1993;1996) связан с экспериментальной проверкой инновационного проекта «Реальное училище», реализующего основные идеи исследования.

Третий этап (1996 -1997) был посвящен анализу, систематизации, обобщению результатов исследования.

Основной опытно-экспериментальной базой исследования выступало муниципальное общеобразовательное учреждение «Открытая (сменная) общеобразовательная школа № 2» (г. Сургут, Тюменская область).

В сравнительном плане привлекался массовый педагогический опыт.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Особенности дезадаптированных подростков заключаются в отставании в развитии психики при исключении умственной отсталости, недостаточности словесной системы, слабости — обобщающей и систематизирующей функций. Для них типична недостаточность познавательной активности, бедность любознательности. Низкий уровень словеснологического мышления объясняется недостаточностью подвижности нервных процессов, их инертностью, трудностью переключения. Эти подростки имеют сниженную работоспособность, недостаточную мотивацию и словесную организацию умственной деятельности, что обязательно проявляется в процессе обучения. Социальная запущенность выражается в низкой общей культуре, социальной апатии, в наличии вредных привычек, нарушении межличностных-отношений. Многие из них имеют отклонения в поведении и склонность к совершению преступлений.

2. Социально-педагогическая реабилитация дезадаптированных подростков есть не что иное, как восстановление у них нарушенных педагогических и социальных связей на основе интегрированного комплекса мероприятий, оказывающих благотворное влияние на их соматическое здоровье, психику, способы поведения и построения отношений. Социальнопедагогическая реабилитация предполагает соединение обучающих и воспитывающих воздействий на учеников. В процессе социальнопедагогической реабилитации дезадаптированных подростков выделяются следующие этапы: диагностический (определение исходного реабилитационного потенциала подростка, диагностика его состояния, составление индивидуальной комплексной программы реабилитации);

— формирующий (создание реабилитационного пространства, определение, применение педагогических и социальных технологий в реализации комплексной программы реабилитации);

— коррекционный (организация психологической, педагогической и социальной коррекции);

— обобщающий (систематизация, обобщение и контроль результатов реабилитации).

3. В качестве основных условий эффективно осуществляемой социально-педагогической реабилитации дезадаптированных подростков должны обеспечиваться:

— систематическое проведение медицинской, психологической, социальной, педагогической диагностики;

— создание реабилитационного пространства (внутреннего и внешнего) — овладение преподавателями соответствующими технологиями деятельности.

4. Социально-педагогическая реабилитация дезадаптированных подростков осуществляется как целостный, поэтапно и системно организованный личностьюориентированный процесс, направленный на их адаптацию к новым социальнопедагогическим условиям, на формирование активной жизненной позиции, положительных мотивов учения, готовности к продолжению образования.

Процесс социальнопедагогической реабилитации строится на технологическом уровне, предусматривающем создание воспитательно-развивающей комфортной среды, использование социальнопедагогического тренинга, техники убеждения и внушения, создание ситуации успеха. В этом процессе осуществляется соединение общеобразовательной и профессиональной подготовки, которая обеспечивает подросткам овладение различными видами деятельности. Обогащение жизни подростка за счет освоения содержания разных видов деятельности обеспечивает осознание жизненных целей, перспективы реализации жизненных планов, связанных с продолжением образования.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования:

— осуществлен анализ и выявлены особенности дезадаптированности подростков с нарушенными педагогическими и социальными связями;

— раскрыты сущностные и содержательные характеристики социально-педагогической реабилитации дезадаптированных подростковтеоретически обоснована модель социально-педагогической реабилитации дезадаптированных подростков в открытой (сменной) общеобразовательной школеопределены условия эффективности социально-педагогической реабилитации дезадаптированных подростов в открытой (сменной) общеобразовательной школе.

Практическая значимость исследования заключается в том, что в нем на теоретическом и опытно-экспериментальном уровнях разработано содержание и эффективные технологии социально-педагогической реабилитации дезадаптированных подростков, а также организационно-педагогические основы взаимодействия в этом процессе открытой (сменной) общеобразовательной школы с другими социальными институтами. Использование разработаных научно-методических рекомендации существенно повышает эффективность психолого-педагогической реабилитации подростков рассматриваемого уровня дезадаптации.

Материалы и выводы исследования могут оказаться полезными для руководителей общеобразовательных учреждений, работников других направлений социальной сферы.

Достоверность и обоснованность основных положений и выводов исследования обеспечивается последовательностью теоретико-методологических позиций, рациональным сочетанием теоретического и экспериментального — исследований, применением комплекса методов, адекватных предмету и задачам исследования, конкретным применением методов статистической обработки, устойчивостью положительных результатов исследования, подтверждаемых неоднократным практическим воплощением основных положений исследования.

Апробация работы и внедрение ее результатов в практику.

Основные положения и результаты исследования прошли апробацию в учебно-воспитательном процессе открытой (сменной) общеобразовательной школы № 2 г. Сургута и применялись в вечерних школах Ханты-Мансийского автономного округа.

Ход исследования и его результаты докладывались наКоллегии Главного управления образования Ханты-Мансийского автономного округа (1995 г.), заседании бюро отделения общего среднего образования Президиума 'РАО (1997г.), Коллегии Министерства общего образования РФ (1998г.).

Диссертант принимал участие в работе всероссийской, городской научно-практических конференций: «Научно-экспериментальная работа — условие развития школы» (г. Нефтеюганск, 1996) — «Учитель — созидатель культуры и здоровья общества» (Сургут, 1998).

Материалы исследования явились предметом обсуждения в рамках работы Международной выставки «Школа-98» .

Апробация научных положений, выводов и рекомендаций осуществлялась посредством выступлений на курсах повышения квалификации директоров школ Ханты-Мансийского автономного округа (1994;1998 гг.). ГЛАВА 1.

Реабилитация дезадаптированных подростков как социально-педагогическая проблема.

Результаты работы по профилактике правонарушений. снято с учета в милиции.

1993;1994 1994;1995 1995;1996 Итого.

7 э 1 1 3 5.

7 к — 2 — 2.

10 э — 2 1 3.

10 к — - 1 1 итого 1 5 5 11 поставлено на учет.

7 э 1 1.

7 к 1 1 — 2.

Итого 2 1 — 3.

Работа с родителями стала носить организованный и систематический характер. Об эффективности работы школы с родителями свидетельствуют результаты посещения школьных собраний родителями, отражен-ные на граф.3.

График 3″ .

Средняя посещаемость школьных собраний родителями в 1995;1996 учебном году.

Сформирована готовность к продолжению образования: желают продолжить образование в 9 э — 8 чел., в 12 э — 15 чел., что является высоким показателем для подростков данной категории.

Вырос авторитет школы в глазах учащихся и их родителей. Об этом свидетельствуют данные социологического опроса учащихся по проблеме «За что я благодарен вечерней школе», выраженные на граф. 4 .

График 4″ .

Показатели позитивного влияния на развитие личности.

18 к 16 о х 14 га.

5. 12 о ш 10 о ш у.

S Ц о ¦х.

8 ;

4;

II Создала условия для индивидуального развития.

Ш Повлияла на выбор жизненного пути Появилась возможность трудоустроиться.

И Повысилась ответственност за свои поступки Стал культурнее.

ШУлучшилось самочувствие в школе.

10 э.

Ю к.

Трафик 5″ .

Влияние школы на подростка (по мнению родителей).

II Стал лучше ШНе изменился? Стал хуже.

12 э.

Снижение уровня тревожности прослеживается на граф. 6.

Трафик б" .

В экспериментальных классах наблюдается снижение уровня тревожности, связанного с учебной деятельностью в большей степени, чем в контрольных классах.

Инновационный проект «Реальное училище» выступает как элемент социальной технологии, создавая условия для успешной организации реабилитационной практики, направленной на изменение состояния дезадаптированных подростков.

Развитие подростка определяется отношением с людьми во всех формах деятельности: общественно-полезной, производственно-трудовой, учебной и т. д. Способность переходить от одного вида деятельности к другому предполагает, что подросток владеет общими способами организации своей деятельности в любой форме.

Результаты реабилитации:

1. Социальной: стали лучше посещать учебные занятия, повысилась ответственность за свои поступки, сформированы коммуникативные умения,.

Уровень тревожности учащихся основной школы, связанный с учебной деятельностью.

Щ кол-во учащихся, имеющих высокий уровень тревожности на начало учебного года.

З кол-во учащихся, имеющих высокий уровень тревожности на конец учебного года.

7 э 7 к 8 э 8 к 9 э 9 к 1993;1994 1994;1995 1995;1996 учебные вода осознана зависимость своего успеха от социальных отношений правонарушений, улучшилось самочувствие в школе.

2. Психологической: снизился, улучшились взаимоотношения между семьей и школой, снизился уровень тревожности, тесно связанный с учебной деятельностьюповысилась мотивация к учебной и профессиональной деятельностиснизилось проявление агрессивных и враждебных реакций по отношению к окружающимулучшились межличностные’отношения.

3. Педагогической: повысилось качество знаний по всем предметам, улучшилась техника чтения, сформирован достаточный уровень общеучебных умений.

4. Профессиональной: повысился интерес к общему и профессиональному образованию, получили начальную подготовку по профессиям: автослесарь -1 разряда — 8 чел., 2 разряда — 4 чел.- швея 2 разряда- 18 чел.- через Центр занятости трудоустроены — 5 чел. (автослесари) — в МП «Наше время» трудятся — 7 чел. (швеи).

Таким образом, выполненное нами исследование содержит в себе решение поставленных задач и подтверждает правомерность выдвинутой гипотезы.

Заключение

.

1. Проблема социально-педагогической реабилитации дезадаптированных подростков с нарушенными педагогическими и социальными связями резко обострена и становится весьма актуальной в период сложных социально-экономических перемен, происходящих в нашей стране.

2. Социально-педагогическую реабилитацию подростков указанной категории возможно осуществить в открытой (сменной) общеобразовательной школе, реализующей одновременно их общеобразовательную подготовку с основными функциями реабилитационного учреждения.

3. Эффективная социально-педагогическая реабилитация дезадаптированных подростков связана с созданием ряда важных услрвий: усовершенствованиесодержания образования, обеспечивающим различные виды деятельностииспользование потенциала социо-культурной среды при соблюдении комплекса мер: диагностики, создания реабилитационного пространства, применения специальной технологии деятельности учителя и других участников реабилитационного процесса.

4. Экспериментально доказана эффективность реализации разработанной модели социально-педагогической реабилитации дезадаптированных подростков с нарушенными педагогическими и социальными связями. В процессе реализации модели, повышающей психолого-педагогическую компетентность подростков, осуществлялось планирование, построение и контроль образовательного процесса, выявлялись не только затруднения, с которыми сталкиваются учащиеся в процессеучебной деятельности, но и недостатки в их развитии, оптимально осуществлялась коррекция развития.

5. Проведенное исследование позволило разработать комплекс технологий, позволяющий сделать процесс социально-педагогической реабилитации дезадаптированных подростков управляемым, целенаправленным, действенным.

6. Социальнопедагогическая реабилитация подростков становится является коррекционно-развивающим процессом, если ее движущим фактором выступает личностная активность реабилитолога (педагога, психолога, социального педагога), пробуждающая позитивную личностную активность и направляющая личностный рост подростка, включенного в реабилитационный процесс.

7. В процессе исследования намечены дальнейшие направления разработки данной темы, отслеживания помимо процессуальных компонентов, также и результативных составляющих процесса социально-педагогической реабилитации подростков в условиях реальной жизни.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Алексеева J1.C. Зависимость отклоняющегося поведения школьников от типа неблагополучной семьи.// Предупреждение педагогической запущенности и правонарушений школьников. М., 1979, с.140−152 .
  2. .Н. Психическая средовая дезадаптация несовершеннолетних. Свердловск.: УГУ, 1986. -150 с.
  3. М.А. Пробелы воспитания трудных подростков//Советская педагогика., 1996. -№ 19. с.24−37
  4. Ш. А. Размышления о гуманной педагогике. М.: Издат. Дом Шалвы Амонашвили, 1996.-с 27.
  5. В.И. Педагогика творческого саморазвития: Инновационный курс. Книга 1. Казань.: Издательство Казанского университета., 1996. — 570 с.
  6. И.Н. Философия и история образования. М.: Московское городское педагогическое общество, 1993. — 193 с.
  7. А.Д., Гуткин Н. И., Дубровина И. В. и др.- Формирование личности в переходный период от подросткового к юношескому возрасту. М., 1987.
  8. А.Г., Модин Г. А. Образование как расширение возможностей развития личности//Вопросы психологии. 1992. — № 1. — С. 49−64
  9. В.Н., Микадзе Ю. В. Обучение и воспитание детей «группы риска». М., 1996.и. Атутов П. В. Политехническое образование: сближение образовательных школ. М.: Педагогика, 1986.
  10. Г. З. Школьная среда и проблемы отклоняющегося поведения у учащихся. Социальная дезадаптация: нарушения поведения у детей и подростков. Материалы Российской научно-практической конференции., М., 1996,-с.43.
  11. С.А. Школа-микрорайон предмет психолого-педагогического исследования/УПедагогика. — 1991. — № 2. — С. 24−31
  12. С.А. Этот «опасный» возраст. -М.: Знание, 1982. -93 с.
  13. С.А., Основы превентивной психологии. -М: Ред. -изд. центр Консорциума «Социальное здоровье России» 1993. -198 с.
  14. М.Р. Психолог в школе: Содержание и организация работы. М.: Сентябрь, 1998,-с.13.
  15. П.П. Трудные школьники. М.: Просвещение, 1929, — с.26−27
  16. П.П. Мои воспоминания. М.: Педагогика, 1971. -175 с.
  17. В.А. и др.- Социальная защита молодежи: вопросы теории и практики. М.: АСОПиР, 1994.- 174 с.
  18. А.А. Личность в общении. М., 1983. — 272 с.
  19. Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1968
  20. Л.И. Проблемы формирования личности: Избранные психологические труды. М.: Академия педагогических и социальных наук, 1995, — 349 с.
  21. JI.И. Этапы формирования личности в онтогенезе//Вопросы психологии. 1979. — № 4. — С.23−27
  22. В.Г., Григорьев С. И. Предмет и функции социальной педагогики. М.: Тюменский гос. универ., 1998. — 132 с.
  23. В.Г. Социальная работа: личностно ориентированный подход. Профессиональная монография. М.: 1994, — с.72
  24. В.Г. Социальная служба: состояние и тенденции развития//Педагогика. -М., 1999, — 184 с.
  25. Л.П. Человек: деятельность и общение. М., 1978.
  26. Н.Ф. Подготовка школьников к профессиональному самоопределению в процессе их учебной и трудовой деятельности.
  27. Н.П. Реабилитационная педагогика. М.: Аграф, 1996, — с.24−25.
  28. Н.П. Реабилитация подростка: медико-психолого-педагогические аспекты. М., 1995.
  29. Э.В. Семья и учебные успехи школьников//Социальные проблемы образования и воспитания. М., 1973. — с.41
  30. С.Г. Общее образование взрослых: Стимулы и мотивы. М.: Педагогика, 1987. — 183 с.
  31. .З., Время взрослых поступков: диалоги о школе, юности и ее проблемах: М.: Новая школа, 1993, — с. 160.
  32. .З., Иванов В. Д. Основы педагогики в лекциях, ситуациях, первоисточниках: Учебное пособие. М.: УРАО, 1997. — с. 252.
  33. .З., Семенов В. Д. Школа и социальная среда: взаимодействие. -М&bdquo- 1981.
  34. Л.С. Диагностика развития и педагогическая клиника трудного детства. Собр. соч. Т. б. М.: Педагогика, 1983.
  35. Л.С. Избранные психологические исследования. М.: АПН РСФСР, 1956. — 520 с.
  36. JI.С. Педология подростка. М.: Педагогика, 1929−1931,-с. 167- 169.
  37. С.И. Основы педагогики: Введение в прикладную философию. М.: Школа-пресс, 1995. — с.190−191.
  38. У. Школы без неудачников. Перев. с англ./Об. редак. и предисл. В. Я. Темеловского. М.: Прогресс, 1991.4(>. Глейзер Г. Д. Психолого-педагогическая реабилитацияподростков/Юткрытая школа. 1998. — № 5. — с. 9.
  39. Г. Д. Развитие пространственных представлений школьников при изучении геометрии. М.: Педагогика, 1978. — 86 с.
  40. С.М., Спирин Л. Ф., Фрумкин Н. Л. Педагогические ситуации в воспитании школьников, Воронеж, 1985.
  41. Р.Г. Социалогические проблемы воспитания. М.: Педагогика, 1 981 175 с.
  42. В.П. Педагогическая запущенность подростков: причины и пути преодоления. Уфа, 1989.
  43. В.Н., Селюкова Л. Я. Работа с семьей в условиях школы как открытой социально-педагогической системы. Ставрополь, 1991, — с. 53.
  44. В.Н., Селюкова Л. Я. Уч. пос.: Социализация личности: социальный педагог, семья и школа. Ставрополь, 1993.
  45. В.В. Теория развивающего обучения. М.: ИНТОР, 1996. — 541 с.
  46. Е.М. Проблемы воспитательной работы с педагогически запущенными подростками по месту жительства. Автореф. дисс. канд. пед. наук.-М" 1978.
  47. Дети в меняющемся мире: актуальные проблемы социализации и педагогики социальной работы. Материалы российско-германского семинара. -Омск, 1997. 172 с.
  48. Диагностика школьной дезадаптации: научно-методическое пособие для учителей начальных классов и школьных пихологов. / Под редакцией Беличевой С. А. М., 1992.- с.9
  49. А.К. Развитие личности в учебной деятельности. М.: Дом педагогики, 1996. — 203 с.
  50. М.И., Кандыбович JI.A. Психологические проблемы готовности к деятельности. Минск, 1976.
  51. А.Н. Диагностика . социально-психологической адаптированности личности в новых условиях деятельности и общения. С-Пб., 1989.
  52. А.Я. и др.- Поддержка социально незащищенных подростков. -М.: Изд. Института общего среднего образования РАО, 1997. 118 с.
  53. В.И. Матодология и методика социально-педашгогического исследования. -М.: АСОПиР РФ, 1995 -192 с.
  54. В.А., Шишов С. Е. Технология мониторинга качества обучения в системе учитель-ученик. М.: Педагогическое общество России, 1999. — 86 с.
  55. В.П. Педагогическая коррекция. Исправление недостатков характера у детей и подростков. М.: Академия, 1999, — с. 109, 229−233.
  56. Ю.А. Коррекционная социально-педагогическая программа. М., 1997,-с.120−121.
  57. Е.А. Как выбирать профессию. М., 1984.
  58. КоменскийЯ.А. Пол. Соб. соч. Т. 1. -М.: Педагогика, 1978, — с.482−483.
  59. Кон И. С. Ребенок и общество. М., 1988.
  60. Коррекционно-развивающее обучение школьников. Сборник нормативных документов. М.: Просвещение, 1997. — 286 с.
  61. Я. Как любить ребенка: Книга о воспитании. Пер. с польск. М., 1990.
  62. Э.М. Свободные вальдорфские школы. Пер. с немец. В.Загвоздкина. Второе изд. М.: Парсифаль, 1993, — 36 с.
  63. С.В. и др.- Подросток на перекрестке эпох. М.: Генезис, 1997. -288 с. .
  64. Ю.И. Проблема социализации подрастающих поколений в зарубежной педагогике. Автореф. дисс. канд. пед. наук. М., 1992.
  65. Критерии и показатели готовности школьников к профессиональному самоопределению. Методическое пособие. Филология. Институт общего среднего образования/Ред. Чистякова С. Н., Журкина А. Я., 1997.
  66. Г. Ф. Нечаева IT.В. Содержание и методы диагностико-коррекционной работы с детьми группы риска в России и США. М., 1992.
  67. В.Ф. Охрана детства в СССР. -М.: Д.: Госучебиздат, 1932, — 208 с.
  68. B.C., Алферов Ю. С., Афанасьева Т. П. Управление школой: теоретические основы и методы. М.: ЦСиЭИ, 1997, — 336 с.
  69. О.Е. Реализация целей общего образования в вечерней школе: взаимосвязь целей обучения и мотивов учения. М.: Педагогика, 1980, — 168 с.
  70. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. Второе изд. М.: Политиздат, 1977. — 304 с.
  71. А.Н. Избранные психологические произведения. В 2-х т. М.: Политиздат, 1983.
  72. А.А. Психология общения. Тарту, 1974. — 220 с.
  73. М.Р. Реалии развития вечерних школ в России/Юткрытая школа. 1998.-№ 5.-С.4−8
  74. В.Н. Трудовое воспитание в школе перспективы развития. — С-Пб" 1987.
  75. Л.А. Формирование социальной активности школьников в процессе трудового обучения. М., 1989.
  76. .Т. Социология воспитания и образования. Рязань: Гос. универ., 1999.
  77. А.Е. Эти трудные подростки. С-Пб., 1983.
  78. А.С. Воспитание гражданина. М., 1988.
  79. А.С. Методика организации воспитательного процесса. Соч. в 7-и т. Т. 5. М.: Педагогика, 1951.
  80. П.Д. Педагогические основы среднего образования взрослых. -М.: Просвещение, 1985, — 17. с.
  81. А.К., Орлов А. Б., Фридман Л. М. Мотивация учения и ее воспитание у школьников. М.: 1963.
  82. А.К. Формирование мотивации учения. М., 1990.
  83. Материалы Коллегии Комитета по образованию и науке. Сургут: 1998, -28с.
  84. С.Ф. Особенности межличностного общения педагогически запущенных подростков//Советская педагогика. 1978. — № 5 — е.41−47
  85. Методология и технология комплексного социально-педагогического проектирования. -М.: ТГУ, 1997. 168 с.
  86. Г. Н. Динамика и причины основных отклонений в поведении. М., 1968.
  87. A.M., Канто А. Е., Лоренсов А. В., Хомерики О. Г. Нововведения во внутришкольном управлении. М.: Педагогическое общество России, 1998. -232 с.
  88. А.В. Общение как фактор воспитания школьников. М.: Педагогика, 1984, — 112 с.
  89. А.В. Введение в социальную педагогику. Учебное пособие для студентов. М.: Институт практической психологии, 1997. — 365 с.
  90. А.Ф. Особенности поведения трудных подростков в коллективах классов. /В кн. «Проблемы общения и воспитания». Ч. 2/. Тарту: ТГУ, — 178с.
  91. А.Д. Положительные взаимоотношения трудных подростков с коллективом класса как фактор их перевоспитания. (Автодйсс. канд. пед. наук). -М., 1974.
  92. В.А. Учебное пособие: Начала социальной педагогики. М., 1998.
  93. A.M. Профессиональное образование России. Перспективы развития. М.: РАО, 1997, — 253 с. lox Новиков A.M. Научно-экспериментальная работа в образовательном учреждении. М.: АЛО РАО, 1998.
  94. Педагогическое наследие/Под ред. А. Я. Коменский, ДтЛонк, Ж.-Ж.Руссо, И. Т. Пестолацци. М.: Педагогика, 1989.
  95. А.В. Личность. Деятельность. Коллектив. М., 1982.
  96. В.Ю. Основы педагогической технологии. М.: Тном-Пресс, 1997.
  97. В.М. Научно-педагогическая информация. Словарь-справочник. М.: Новая школа, 1995
  98. A.M. Проблема подросткового кризиса//Псцхологическая наука и образование. 1997. — № 1. — С.82−87
  99. А.С. Трудное восхождение к себе. Методические разработки и сценарии занятий социально-психологических тренингов. М., 1995. — 140 с.
  100. Н.С. Активизирующие опросники профессионального и личностного самоопределения. Методическое пособие 2. М, — Воронеж.: НПО МОДЭК, 1997.
  101. Психолого-педагогический словарь. Сост. В. А. Мижериков. — Ростов-на-Дону: Феникс, 1998.- 286 с.
  102. А.А. Учебное пособие для вузов: Психология и педагогика. М.: Центр, 1997. — 256 с.
  103. Д.Я. (редактор-составитель). Психология и психоанализ характера. Хрестоматия по психологии и психологии характеров. Самара: Бахрах, 1997. — 640 с.
  104. С. А. социальная педагогика развивающая область образования/Под ред. К. Д. Радииой. — Псков: Псковский обл.инст. повышения квалификации работников образования, 1998. — 169 с.
  105. М. Помощь трудным детям. М., 1987.
  106. А.А. Социальная педагогическая психология. С.-Пб.: Питер, 1999.
  107. X. Подростково-юношеский возраст: проблемы становления личности. Пер. с немец. М.: Мир, 1994.- с.9−11- с.174−175.
  108. К.Ф. Взгляд на психотерапию. Становление человека. М., 1994. — 480 с.
  109. С.Я. Основы общей психологии. М.: Педагогика. — 486 с.
  110. Е.В. Социальная психология. М.-Инфра-М. Новосибирск: НГАЭиУ, 1997.- 224 с. .
  111. Г. К. Современные образовательные технологии. М.: Народное образование, 1998. — 255 с.
  112. Г. К. Соединение обучения с производственным трудом//Вечерняя средняя школа. 1965. — № 1. — С.32−33
  113. Л.А., Гуров В.IT. Взаимодействие школы и семьи по повышению общекультурного уровня детей. Профессионально-педагогическая культура преподавателя. Сборник тезисов. Чебоксары, 1992.
  114. В.Д. Взаимодействие школы и социальной среды. М., Педагогика, 1986, — 1 12 о.
  115. Н. Социология. М., 1994. — 688 с.
  116. Современное положение детей, молодежи, семьи. Материалы международной научно-практической конференции по проблемам социальной работы. Вологда. — 1994. — 13−17 июня
  117. Социальная защита молодежи. Вопросы теории и практики. -М., 1994.-175с.
  118. Социальная профилактика отклоняющегося поведения несовершеннолетних как комплекс охранно-защитных мер (С.А. Беличева, М.В.Фокин), М.: Риц Консорциума «социальное здоровье России», 1992, с.72
  119. Социальная психология. Под ред. А. В. Петровского. М., 1987. — 224 с.
  120. В.А. Книга о любви. М.: Молодая гвардия. -191 с.
  121. В.А. Как воспитать настоящего человека. Сост. О. В. Сухомлинекая. М.: Знание, 1990. — с 147.
  122. В.А. Избранные педагогические сочинения в 3-х т. Т. 3. -М.: Педагогика, 1981.
  123. Теория и практика воспитательных систем. Под ред. Л. И. Новиковой, Н. А. Селивановой. Кн. 2: М., 1993.
  124. Теория и практика социальной работы: отечественный и зарубежный опыт. В 2-х т. Т.1. М,-Тула.- с. 153.
  125. П.И. Управление школой по результатам. Практика педагогического менеджмента. М.: Новая школа, 1998, — 288 с.
  126. Учитель созидатель культуры и здоровья общества. Материалы педагогической конференции. Администрация г. Сургута. Комитет по образованию и науке. Под ред. Н. Я. Стрельцовой. — Сургут: Комитет по образованию и науке, 19.98. — 235 с.
  127. К.Д. Педагогические сочинения в 6-ти т. Т.1. М., 1998.
  128. Д.И. Проблемы возрастной и педагогической психологии. -М.: Международная пед. академия, 1995. 368 с.
  129. Д.И. Психологические основы общественно-полезной деятельности подростков . М., 1982, 222 с.
  130. Д.И. Детство, как социально-психологический феномен и особое состояние развития//Вопросы психологии. 1998. — № 1. — С.3−19
  131. Философский энциклопедический словарь / Под ред. Аверинцева С. С. и др. М., 1989.
  132. И.Д., Башев В. В. В поисках подростковой школы//Психологическая наука и образование. 1997. — № 1. — С.58−65
  133. Хам блин Д. Формирование учебных навыков. П’ер. с англ. М.: Педагогика, 1986.
  134. И.Ф. Педагогика. М.: Высшая школа, 1990. — 160 с.
  135. И.Ф. Как активизировать учение школьников. М.: Высшая школа, 1975. — 208 с.
  136. А.Г. Трудный путь к зрелости. -М., Знание, 1975, — 64 с.
  137. Центры образования взрослых/Под ред. Лесохиной Л. Н., Шадриной Т. В. -М.: Педагогика, 1991. 192 с.
  138. С.Н., Журкина А. Я. Критерии и показатели готовности школьников к профессиональному самоопределению. М.:' Филология, 1997. -80 с.
  139. С.Т. Избранные педагогические сочинения. Под редакцией Кузина П. П., Скаткина М. Н. Т. 2. М.: Педагогика, 1980.
  140. Н.И. Социальная психология в образовании. Учебное пособие. Ч. 1. Концептуальные и прикладные основы социальной психологии. М.: Владос, 1995. — 544 с.
  141. Ф.Э., Харчева В. Г., Сериков В. В. Социология образования. Прикладной аспект. М.: Юристъ, 1997. — 304 с.
  142. Л.В. Программы психологической реабилитации школьников. -М.: Российское педагогическое агентство, 1996. с. 36.
  143. Т. Социальная психология. М.: Мир, 1969. — 535 с.16У Шишов С. С., Кальней В. А. Мониторинг качества образования в школе. -М.: Российское педагогическое агентство, 1998. 354 с.
  144. Школа и труд/Под ред. П. Р. Атутова, В. А. Кальней. М.: Педагогика, 1987. -124 с.
  145. Т.И., Олиференко Л. Я. Психологические основы работы с детьми «группы риска» в учреждениях социальной помощи и поддержки. М., 1997.
  146. Н.И. Психодиагностика, коррекция и развитие личности в образовании. Ростов: Н/Д, 1993. — 152 с.из. Щурков Н. Е. Программа воспитания школьника. М.: Педагогическое общество, 1998. — 48 с.
  147. Н.Е. Противоречия школьного воспитания. М.: Педагогическое общество России, 1998. — 95 с.
  148. Эксперимент в школе. Организация и управление/Поташник М.М. М., 1991.-215с.
  149. И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. М.: 1996.- 96 с.
  150. И.С. Принципы построения образовательных программ и личностное развитие учащихся/УВопросы психологии. 1993. — № 3. — С.39−47
  151. Е.А. Школа для всех,— М.: Новая школа, 1997, — 345 с.
  152. Учебный план Реального училища:1.СТУПЕНЬ
  153. Учебные предметы Курсы (семестры) Всего1 курс (7 кл.) 2 курс (8 кл.) 3 курс (9 кл.) 1. II I II I II
  154. Математика 6 6 5 5 5 5 5761. История 2 2 2 2 144
  155. Человек и общество 2 2 721. География 2 2 2 2 1441. Биология 2 2 721. Физика 2 2 2 2 1441. Химия 2 2 2 2 1441. Черчение 2 2 72
  156. Физическая культура 2 2 2 2 2 2 216
  157. Всего: 20 20 20 20 20 20 2160
  158. Факультативные занятия 2 2 2 2 2 2 216
  159. Профессиональная подготовка 12 12 12 12 864
  160. Итого: 34 34 34 34 22 22 32 401. СТУПЕНЬ
  161. Учебные предметы Курсы (семестры) Всего1 курс (10 кл.) 2 курс (11 кл.) 3 курс (12 кл.) 1. II I II I II
  162. Математика и информатика 5 5 4 4 4 4 4681. История 2 2 2 2 2 2 216
  163. Человек и общество 2 2 721. География 2 2 721. Биология 2 2 72
  164. Физика, астрономия 2 2 3 3 3 3 2881. Химия 2 2 2 2 2 2 216
  165. Физическая культура 2 2 2 2 2 2 216
  166. Итого: 19 19 19 19 19 19 2052
  167. Факультативные занятия 3 3 3 3 3 3 324
  168. Профессиональная подготовка 12 12 12 12 864
  169. Всего: 34 34 34 34 22 22 3240
  170. Алгоритмизация и схематизация уроков русского языка в 7 классе.1. Учитель: Алпеева A.M. •
  171. Целью проводимой инновации по русскому языку является обучение грамотному письму в соответствии с нормами орфографии и пунктуации. При этом не ставится задача научного, расширенного, углубленного изучения русского языка.
  172. Программа по русскому языку (правописание).
  173. Правописание, основанное на фонетических явлениях, и. Безударная гласная в корне, проверяемая ударением. (.2. Непроверяемая ударением.13. правописание согласных в корне.
  174. Непроизносимая согласная в корне.15. Чередование А-0 в корне.16. Чередование Е-И в корне.
  175. Правописание, связанное со словообразованием.
  176. Сложные слова с соединительной гласной и без соединительной гласной.22. Дефис в сложных словах.
  177. Написание слов с частицей ПОЛ-.
  178. Правописание приставок: на 3/С-25. РОЗ-(РОС), РАЗ-(РАС)-26. ПРЕ/ПРИ27. Ы/И после приставок.
  179. Разделительный твердый знак.
  180. Буквы О-Е после шипящих в корне.
  181. Н). Буквы 0-Е после шипящих в суффиксах и окончаниях слов. 3) Правописание, связанное с морфологией. Имя существительное.
  182. Склонение существительных. Окончания существительных (3−4 часа).
  183. Разносклоняемые существительные. Буква Е в суффиксе -ЕН- существительных на -МЯ.
  184. Мягкий знак после шипящих на конце существительных (1 час).
  185. Правописание суффиксов -ИК/-ЕК-5. -ИЦ/-ЕЦ-6. -ИЧК/-ЕЧК-7. -ЧИК/-ЩИК (по 1 часу). Имя прилагательное.
  186. Склонение прилагательных. Окончания прилагательных.
  187. Правописание суффиксов -ИВ, -ЛИВ, -ЧИВ-3. К/-СК.
  188. НЕ с существительными и прилагательными. Глагол.
  189. Спряжение глаголов. Личные окончания глаголов.2192. Виды глагола.
  190. Возвратные глаголы. Написание -ТЬСЯ, -ТСЯ.
  191. Наклонение глагола. Изъявительное наклонение. Ь в окончании наТТТЬ.
  192. Условное наклонение (БЫ с глаголами).
  193. Повелительное наклонение (Б на конце повелительного наклонения).7. Безличная форма глагола.
  194. Словообразование глаголов.у. Суффиксы -ОВА-, -ЕВА-, -ЫВА-, -ИВА-. Причастие.
  195. Причастие как особая форма глагола. Склонение причастий.2. Причастный оборот.
  196. Выделение причастных оборотов запятыми.
  197. Словообразование действительных причастий.
  198. Словообразование страдательных причастий.
  199. Гласные в причастиях перед -НН- и -Н-.
  200. Правописание -НН- и -Н- в причастиях и прилагательных.
  201. Написание -НН- и -Н- в кратких причастиях и прилагательных.
  202. Правописание -НЕ- с причастиями. Деепричастие.
  203. Деепричастие как особая форма глагола.2. Деепричастный оборот.
  204. Выделение деепричастий и деепричастных оборотов запятыми.
  205. НЕ с деепричастиями и глаголами. Наречие.1. Наречие как часть речи.2. НЕ с причастиями.
  206. Е и И в приставках НЕ- и НИ-. Отрицательные наречия.4. Н и НН в наречиях.
  207. Б, О и Е после шипящих на конце наречий.
  208. Б, О и, А на конце причастий с приставками ИЗ-, ДО-, С-.
  209. Дефис между частями слов с наречиями.
  210. Ь после шипящих в конце наречий. Числительное.
  211. Б в середине и на конце числительных.2. Склонение числительных.
  212. Собирательные числительные. Предлог.
  213. Написание предлогов. Союз.
  214. Слитное написание союзов ТАКЖЕ, ТОЖЕ, ЧТОБЫ, ЗАТО. Частица.
  215. Дефисное написание частиц.
  216. Слитное и раздельное написание частиц.
  217. Данная программа является первой частью при изучении правописания и представляет собой наиболее встречающиеся орфограммы русского языка. ПРАВОПИСАНИЕ СОГЛАСНЫХ В КОРНЕ И НА КОНЦЕ СЛОВА1. КОСЬБА > КОСИТЬ- ГЛАСНЫЙ- СОГЛАСНЫЙ
  218. Алгоритм используется при изучении темы: «Правописание согласных в корне и на конце слова».
  219. Как пользоваться данным алгоритмом?
  220. Для того, чтобы определить какую согласную букву писать в корне или на конце слова, необходимо изменить это слово так, чтобы после согласного стоял гласный звук.1. ВЫБИРАТЬ (ВЫБЕРУ)
  221. Данный алгоритм используется при изучении темы «Чередование И-Е корне слова».
Заполнить форму текущей работой