Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Возрастно-половые особенности насосной функции сердца школьников сельской и городской местностей

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Изучение функциональных показателей организма школьников во все времена было в центре внимания исследователей. Были установлены особенности развития как морфологических, так и физиологических показателей всего организма, а также его систем и органов (Р.А.Калюжная, 1977; С. В. Хрущев, 1980). Однако, закономерности развития функциональных показателей школьников претерпевают значительные изменения… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ ф
    • 1. 1. Частота сердечных сокращений в процессе роста и развития организма
      • 1. 1. 1. Частота сердечных сокращений в покое в условиях воздействия различных режимов двигательной активности. 1.1.2. Частота сердечных сокращений во время выполнения мышечных нагрузок
    • 1. 2. Показатели сердечного выброса в процессе роста и развития организма
      • 1. 2. 1. Показатели ударного объема крови
      • 1. 2. 2. Показатели ударного объема крови во время выполнения мышечных нагрузок
  • СОБСТВЕННЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
  • ГЛАВА II. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЙ
    • 2. 1. Характеристика исследуемого контингента
    • 2. 2. Методика определения артериального давления
    • 2. 3. Методика проведения ортостатической пробы
    • 4. 2.4. Методика определения физической работоспособности
      • 2. 5. Определение частоты сердечных сокращений, ударного объема крови
      • 2. 6. Методы статистической обработки
  • ГЛАВА III. ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ СЕРДЦА ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ПОКОЯ И ПОСЛЕ ВЫПОЛНЕНИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ПРОБЫ В ВИДЕ ГАРВАРДСКОГО СТЕП-ТЕСТА
    • 3. 1. Частота сердечных сокращений в покое и в восстановительном периоде после физической нагрузки у школьников сельской и городской местностей
      • 3. 1. 1. Частота сердечных сокращений школьников, проживающих в городе в восстановительном периоде после выполнения Гарвардского степ-теста
      • 3. 1. 2. Частота сердечных сокращений (уд/мин) школьниц, проживающих в городе в восстановительном периоде после выполнения Гарвардского степ-теста
      • 3. 1. 3. Частота сердечных сокращений (уд/мин) школьников, проживающих в сельской местности в восстановительном периоде после выполнения Гарвардского степ-теста
      • 3. 1. 4. Частота сердечных сокращений (уд/мин) школьниц, проживающих в сельской местности в восстановительном периоде после выполнения Гарвардского степ-теста
    • 3. 2. Ударный объем крови в покое и в восстановительном периоде после физической нагрузки у школьников сельской и городской местностей
      • 3. 2. 1. Ударный объем крови (мл) школьников, проживающих в городе в восстановительном периоде после выполнения Гарвардского степ-теста
      • 3. 2. 2. Ударный объем крови (мл) школьниц, проживающих в городе, в восстановительном периоде после выполнения Гарвардского степ-теста (М±ш)
      • 3. 2. 3. Ударный объем крови (мл) школьников, проживающих в сельской местности, в восстановительном периоде после выполнения Гарвардского степ-теста (М±ш)
      • 3. 2. 4. Ударный объем крови (мл) школьниц, проживающих в сельской местности, в восстановительном периоде после выполнения Гарвардского степ-теста (М±ш)

Возрастно-половые особенности насосной функции сердца школьников сельской и городской местностей (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследований.

Изучение функциональных показателей организма школьников во все времена было в центре внимания исследователей. Были установлены особенности развития как морфологических, так и физиологических показателей всего организма, а также его систем и органов (Р.А.Калюжная, 1977; С. В. Хрущев, 1980). Однако, закономерности развития функциональных показателей школьников претерпевают значительные изменения, в первую очередь, с изменением характера и двигательной активности, и с их бытовыми условиями. Поэтому изучение закономерностей развития показателей насосной функции сердца растущего организма вызывает повышенный интерес у исследователей (A.A. Бирюкович, 1974; P.A. Калюж-ная, 1977; Л. А. Иоффе, 1968; C.B. Хрущев, 1980; А. Г. Дембо, 1968; В. Л. Карпман, 1965; Ф. Г. Ситдиков, 1997, 1998; P.A. Абзалов, 1971, 1985, 1998; Ю. С. Ванюшин, 1986; P.P. Нигматуллина, 1999; Р. И. Гильмутдинова, 1991; И. Б. Ишмухаметов, 1993; Н. В. Васенков, 1995; P.P. Абзалов, 1998; Л. Т. Фахрисламова, 1998; М. Halle, 1999; Т. Г. Кириллова, 2000; И. Х. Вахитов, 2005). Актуальность данных исследований заключается в том, что в настоящее время на организм школьников воздействует все больше различных внешних факторов. Причем школьники, проживающие в сельской и городской местностях, имеют различия в уровне социально-экономических условий жизни, в соотношении умственной нагрузки и двигательной активности. В связи с этим, изучение показателей насосной функции сердца школьников, проживающих в различных социально-бытовых условиях, представляется актуальным и вызывает повышенный научный интерес (Х.А. Бекмансуров, 1973; О. В. Илюшин, 2002).

Растущий организм характеризуется высокой реактивностью на внешние воздействия, и степень его адаптивных возможностей зависит от возраста, пола и индивидуальных возможностей. Поэтому представляется необходимым хронологическое исследование особенностей функционирования и адаптация организма сельских и городских школьников и школьниц.

В настоящее время существует значительное число работ, в которых изучение насосной функции сердца проводилось как в условиях покоя, так и при выполнении различных физических нагрузок (В.Л.Карпман, 1982; P.A. Абзалов, 1982; И. О. Тупицын, 1985; Г. Х. Самигуллин, 1988; С. И. Русинова, 1989; А. В. Крылова, 1990; М. В. Шайхелисламова, 1991; И. Б. Ишмухаметов, 1993; Р. Р. Абзалов, 1998 и др.), поэтому в наших исследованиях анализировались показатели насосной функции сердца школьников в зависимости от года обучения, а также места проживания.

Цель исследований:

Изучение возрастно-половых особенностей насосной функции сердца школьников сельской и городской местностей.

Исходя из цели были определены следующие задачи:

1. Исследовать особенности изменений частоты сердечных сокращений и ударного объема крови сельских и городских школьников в условиях покоя.

2. Изучить изменения насосной функции сердца школьников при выполнении стандартной физической нагрузки в виде активного орто-стаза.

3. Изучить изменения частоты сердечных сокращений и ударного объема крови школьников, проживающих в сельской и городской местности после выполнения Гарвардского степ-теста.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Показатели частоты сердечных сокращений и ударного объема крови у школьников в покое изменяются в зависимости от пола, возраста и социально бытовых условий проживания.

2. После выполнения Гарвардского степ-теста восстановление показателей частоты сердечных сокращений и ударного объема крови у учащихся, проживающих в сельской местности происходит быстрее, чем у городских школьников.

Научная новизна:

— установлено, что восстановление ЧСС у всех школьников и сельской, и городской местностей после выполнения Гарвардского степ-теста происходит неравномерно;

— выявлено, что восстановление ЧСС как у городских, так и у сельских школьников самое продолжительное зарегистрировано в восьмом классе;

— установлено, что у сельских школьников показатели УОК в условиях покоя до мышечной нагрузки, как в положении лежа, так и в положении стоя значительно выше, чем у городских школьников.

Научно-практическая значимость:

В результате исследований были установлены закономерности изменения насосной функции сердца школьников, проживающих в городе и в сельской местности, в условиях относительного покоя и при выполнении стандартных функциональных проб в виде активного ортостаза и Гарвардского степ-теста.

Полученные нами экспериментальные данные могут быть использованы при чтении курса лекций по возрастной физиологии, физиологии физических упражнений, теории и методики физического воспитания, методике спортивной тренировки.

Апробация работы.

Материалы исследовательской работы представлены на итоговых научных конференциях профессорско-преподавательского состава, молодых ученых и специалистов Татарского государственного гуманитарно-педагогического университета (2004, 2005) — на Всероссийских симпозиумах «Растущий организм: адаптация к учебной и физической нагрузке» (г. Набережные Челны, 2004 г.) — на XIX съезде физиологического общества им. И. П. Павлова (г. Санкт-Петербург, 2004 г.) — на VI Республиканской научно-практической конференции молодых ученых и специалистов РТ (г. Казань, 2001 г.) — на Всероссийской научной конференции «Физиология сердца» (г. Казань, 2005 г.), на Всероссийской научно-практической конференции «Теория и практика физической культуры», посвященной 75-летию образования кафедры физической культуры ТГГПУ (г.Казань, 2006 г.).

Структура и объем диссертации

.

Диссертация объемом 102 страниц состоит из введения, обзора литературы, результатов собственных исследований, заключения, выводов, списка использованной литературы. Работа содержит 8 рисунков и 10 таблиц.

Список литературы

включает 227 источников, 176 — отечественные, 51 — зарубежные.

ВЫВОДЫ.

Частота сердечных сокращений в покое стоя у сельских школьников меньше, чем у городских.

Реакция частоты сердечных сокращений на активный ортостаз у городских школьников выше, чем у сельских.

Реакция частоты сердечных сокращений на стандартную физическую нагрузку в виде Гарвардского степ-теста у городских школьников выше, чем у сельских.

Время восстановления частоты сердцебиений, как у городских, так и у сельских школьников самое продолжительное в восьмом классе. С возрастом время восстановления данного показателя уменьшается. В условиях покоя до мышечной нагрузки, как в положении лежа, так и в положении стоя ударный объем крови у сельских школьников выше, чем у городских.

Показатели систолического объема крови в покое лежа у школьниц десятого и одиннадцатого классов, проживающих в сельской местности, имели максимальные величины среди всех исследуемых групп. Реакция ударного объема крови на активный ортостаз у городских школьников выше, чем у сельских, в тоже время у городских школьников десятого класса данная реакция незначительна.

8. Восстановление частоты сердечных сокращений после Гарвардского степ-теста у восьмиклассников происходит значительно позже, чем у одиннадцатиклассников.

9. Ударный объем крови на первой минуте восстановления после Гарвардского степ-теста как у сельских, так и у городских школьников различий не имел.

10. На второй минуте восстановления после Гарвардского степ-теста у сельских школьников девятого класса зарегистрирована «отрицательная фаза» пульса.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

В качестве исследованных нами параметров функционирования сердца были взяты наиболее информативные показатели, такие как ударный объем крови, частота сердечных сокращений. Имеется значительное количество работ по изучению насосной функции сердца как в условиях покоя, так и в условиях различных физических нагрузок (Р.А.Абзалов, 1971,1985, Б. С. Кулаев, 1981, В. Л. Карпман, 1982, С. И. Русинова, 1989, А. В. Крылова, 1986, Г. Х. Самигуллин, 1988, И. Б. Ишмухаметов, 1993, Р. Р. Абзалов, 1998, Л. Т. Фахрисламова, 1998 и др.), малое их число посвящено изучению показателей насосной функции сердца школьников, в различные периоды обучения (М.В.Шайхелисламова, 1991, С. П. Левушкин, 1993). На сегодняшний день значительный интерес вызывают исследования насосной функции сердца школьников, проживающих в городской и в сельской местности, где изменения показателей деятельности сердца происходят в зависимости от года обучения.

Одним из важных показателей деятельности сердца является величина ударного объема крови. В настоящее время существуют различные методы определения УОК, среди которых широкое распространение получил рео-графический метод. Разновидностью данного метода является тетраполяр-ная грудная реография, которая используется для определения сердечного выброса КиЫсек е1 а1., 1966; Н. Г. Дмитриева, 1975; М. К. Осколкова, 1988). Метод реографии основан на регистрации колебаний полного электрического сопротивления тканей, связанных с изменениями их кровенаполнения.

Для получения реографических сигналов был применен реоплетизмо-граф 4РГ-2М, изготовленный в экспериментально-производственных мастерских АМН России. В качестве функциональной пробы, в своих исследованиях, для определения реакции сердечно-сосудистой системы на дозированную нагрузку, применяли Гарвардский степ-тест, утвержденный Всемирной организацией здравоохранения.

Полученные нами данные частоты сердечных сокращений в условиях покоя в основном совпадают с имеющимися литературными данными (Р.А.Абзалов, 1971,1985, Б. С. Кулаев, 1981, Ф. Г. Ситдиков, 1981, И. А. Аршавский, 1982, Ю. С. Ванюшин, 1986, Л. Л. Каталымов, 1998; P.P. Нигматуллина, 1999; И. Х. Вахитов, 2005 и др.). Частота сердечных сокращений в покое лежа до мышечной нагрузки в процессе обучения, у юношей и девушек изменяется не одинаково. Наиболее низкие показатели частоты сердечных сокращений в покое лежа до мышечной нагрузки отмечены у школьников-десятиклассников, проживавших как в городе, так и в сельской местности. Сопоставительный анализ частоты сердечных сокращений школьников и школьниц, определенных в положении лежа до нагрузки выявил, что данные у городских школьников в каждом классе несколько ниже, чем у городских школьниц.

Нами регистрировались показатели частоты сердечных сокращений до выполнения Гарвардского степ-теста в положении стоя. Согласно литературным данным считают, что переход из положения лежа в положение стоя вызывает увеличение частоты сердечных сокращений на 15−17 уд/мин. Такие закономерности установлены и нами: у школьников частота сердечных сокращений увеличилась на 10−12 уд/мин, а частота сердечных сокращений у сельских девушек в положении стоя до нагрузки ниже, чем у городских девушек (Р<0,05). Полученные нами данные во многом подтверждают высказывания известных ученых о том, что одним из основных факторов, вызывающих становление и совершенствование деятельности сердца в онтогенезе, является двигательная активность (Р.А.Абзалов, 1971, 1985, В. С. Фарфель, 1972, 1977, Х. А. Бекмансуров, 1973, K.C.Brown, 1980, W.J.Conyca, 1980, M. Rena, 1980 и др.).

Во время выполнения стандартной мышечной нагрузки в виде Гарвардского степ — теста у школьников и школьниц, частота сердечных сокращений, регистрируемая непосредственно после выполнения нагрузки, оказалась значительно выше, чем до нагрузки в положении стоя.

Частота сердечных сокращений городских юношей в восстановительном периоде после мышечной нагрузки в наших исследованиях совпадает с литературными данными. Следует отметить, что восстановление частоты сердечных сокращений после мышечной нагрузки по сравнению с данными до мышечной нагрузки в положении стоя происходит неравномерно. У всех исследуемых нами школьников, проживавших в сельской местности, частота сердечных сокращений после выполнения мышечной нагрузки приближается к показателям, до мышечной нагрузки в положении стоя в основном на третьей минуте восстановительного периода. Частота сердечных сокращений учащихся, проживающих в городе, стабилизировалась на седьмой минуте восстановительного периода. Восстановление частоты сердечных сокращений школьников, проживающих в городе, произошло несколько позднее, чем у учащихся, проживающих в сельской местности. Восстановление частоты сердечных сокращений у учащихся, проживающих в сельской местности, на каждом этапе обучения после мышечной нагрузки носит волнообразный характер. Самое быстрое восстановление частоты сердечных сокращений у девушек, проживающих в сельской местности, наблюдали на второй минуте восстановительного периода у девятиклассниц. Самое быстрое восстановление частоты сердечных сокращений у девушек, проживающих в городе, наблюдалось у один-надцатиклассниц на третьей минуте восстановительного периода, а более позднее восстановление частоты сердечных сокращений наблюдалось у учащихся восьмого и девятого классов — на девятой, десятой минутах восстановительного периода.

Восстановление частоты сердечных сокращений после мышечной нагрузки по сравнению с данными до мышечной нагрузки в положении стоя происходит неравномерно. Частота сердечных сокращений в процессе выполнения Гарвардского степ — теста увеличивается на достоверную величину, и после прекращения мышечной нагрузки наблюдается ее восстановление у сельских школьников на третьей, четвертой минутах реституции.

Как известно ударный объем крови является выражением сократительной способности миокарда, а сократительная способность миокарда определяет производительность сердца. Учитывая данные суждения, определение ударного объема крови в условиях выполнения мышечной тренировки в значительной степени позволит определить производительность сердца и, следовательно, оценить общую работоспособность организма. В этих целях нами определялись показатели ударного объема крови у учащихся, проживающих в городе и в сельской местности в восстановительном периоде после выполнения Гарвардского степ-теста. Для сравнительного анализа сначала были установлены показатели ударного объема крови учащихся в положении лежа до выполнения мышечной нагрузки и в положении стоя, также до выполнения мышечной нагрузки.

Показатели ударного объема крови в покое лежа до мышечной нагрузки у учащихся, проживающих в сельской местности значительно выше, чем у учащихся, проживающих в городе. Следует заметить, что по мере перехода из класса в класс и в процессе занятий физическими упражнениями в рамках учебной программы по физической культуре у учащихся, проживающих в сельской и городской местности происходит значительное увеличение ударного объема крови, а следовательно, и сократительной способности миокарда. В положении лежа до мышечной нагрузки, самые высокие величины ударного объема крови у учащихся, проживающих в городе, были зарегистрированы у школьников и школьниц десятого класса, а самые низкие оказались у восьмиклассников. Как и следовало ожидать, показатели ударного объема крови у школьников, проживающих в городе в положении стоя до мышечной нагрузки по сравнению с данными, регистрированными в положении лежа до нагрузки, значительно уменьшились. Этот факт в литературе известен, ибо наполняемость сосудов кровеносной системы не испытывает большого давления и количество крови в самих емкостях сердца вследствие этого уменьшаются.

В положении стоя до мышечной нагрузки у школьников, проживающих в городе, нами установлено снижение ударного объема крови на достоверную величину по сравнению с данными ударного объема крови в положении лежа. Самое выраженное снижение ударного объема крови обнаружено у учащихся восьмых и девятых классов. У исследованных нами школьников, проживающих в городе, при смене положения тела происходит уменьшение ударного объема крови, в пределах 32−35 мл. Как известно переход из положения лежа, в положение стоя сопровождается значительным снижением ударного объема крови, вследствие уменьшения возврата крови к сердцу. В условиях покоя, в положении стоя до мышечной нагрузки во всех исследованных нами группах, ударный объем крови значительно уступает данным в положении лежа до мышечной нагрузки. Так, при смене положения тела у школьниц, проживающих в сельской местности, наблюдается снижение ударного объема крови. Самое выраженное снижение ударного объема крови наблюдается у школьниц восьмиклассниц. У исследованных нами школьниц, проживающих в городе, в покое лежа до мышечной нагрузки, отмечались высокие величины ударного объема крови в десятом и одиннадцатом классах. Самые высокие данные ударного объема крови для наших исследований в положении стоя до мышечной нагрузки у школьниц, проживающих в городе, мы наблюдали в десятом классе. Эти показатели являются значительно выше данных ударного объема крови школьниц, обучающихся в восьмом и в девятом классе (Р<0,05). В положении стоя до мышечной нагрузки, ударный объем крови у юношей и девушек, проживающих в сельской местности, различается.

Наиболее интересными, на наш взгляд, представляются изменения ударного объема крови после выполнения стандартной мышечной нагрузки. По мнению ряда авторов, в ответ на физическую нагрузку увеличивается систолический объем крови (Р.А.Абзалов, 1976, Ф. З. Меерсон, 1978, Р. А. Калюжная с соавт., 1979, М. Ниопкег е1 а1., 1996, ЯЖОоЫгаН е1 а1., 1996, Ю. С. Ванюшин, Ф. Г. Ситдиков, 1997, Р. Р. Абзалов, 1998 и др.). Ударный объем крови, как правило, является выражением сократительной способности миокарда и между ними зависимость прямая и корреляция высокая. Вместе с тем при выполнении мышечной нагрузки, особенно большой мощности, наблюдается уменьшение коррелятивной связи между этими двумя показателями. Главным образом вследствие уменьшения венозного притока крови и тогда происходит уменьшение ударного объема крови, не смотря на высокую напряженность функционирования сердечной мышцы. У школьников, проживающих в сельской местности после выполнения мышечной нагрузки, происходит увеличение ударного объема крови по сравнению с данными, зарегистрированными в положении стоя до мышечной нагрузки. Восстановление ударного объема крови юношей, проживающих в сельской местности, происходит в основном на 6-ой минутах восстановительного периода. Нами был подтвержден общеизвестный факт, чем выше тренированность, тем меньше напряженность функционирования сердечной мышцы при выполнении физической нагрузки одинаковой мощности. Если по показателям частоты сердечных сокращений в восстановительном периоде мы имели достаточно выраженные колебания у юношей, проживающих в сельской местности, то ударный объем крови на протяжении восстановительного периода остаётся стабильным, т. е. вариативность выражена в меньшей степени. На всех этапах обучения установлено увеличение систолического объема крови сразу же после прекращения выполнения мышечной нагрузки, однако, выраженность повышения ударного объема крови различна. У школьников десятого класса, проживающих в городе, ударный объем крови значительно выше, чем у восьми-, девятиклассников, как в положении стоя до мышечной нагрузки, так и в восстановительном периоде вплоть до пятнадцатой минуты. Ударный объем крови школьниц, проживающих в сельской местности, после выполнения мышечной нагрузки приближается к исходным данным до мышечной нагрузки в положении стоя в основном к шестой, седьмой минутам восстановительного периода. После шестой минуты восстановительного периода ударный объем крови у девушек, проживающих в сельской местности, меняется незначительно. Ударный объем крови девушек, проживающих в городе, после выполнения мышечной нагрузки приблизился к исходным данным до мышечной нагрузки в положении стоя к пятой, шестой минутам восстановительного периода.

Таким образом, проведенные исследования позволили выявить особенности сердечной деятельности школьников, в условиях покоя и после выполнения дозированной физической нагрузки в виде Гарвардского стептеста на различных этапах обучения. Характер изменения хронотропной функции сердца и сердечного выброса у школьников находится в зависимости от года обучения и условий проживания.

Показать весь текст

Список литературы

  1. P.A. Изучение некоторых функциональных особенностей детского сердца и его регуляторных механизмов в условиях различных двигательных режимов. Дисс.. канд. биол. наук. Казань, 1971.-168 с.
  2. P.A. Адаптация детского организма к различным физическим нагрузкам// Теор. и практ. ФК. 1976.-№ 3.-С. 39−41
  3. P.A. Адаптация симпато-адреналовой системы растущего организма к мышечной нагрузке//2-я конф. по проблеме «Физиология развития человека» .-М.:Просвещение, 1981.-С.4−5.
  4. P.A. Движение и развивающееся сердце. М.: МГПИ им. В. И. Ленина, 1985.-90с.
  5. P.A. Регуляция функций неполовозрелого организма при различных двигательных режимах. Автореф. дисс.. докт. биол. наук.-Казань, 1986.-45с.
  6. P.A. Регуляция функций сердца неполовозрелого организма при различных двигательных режимах. Дисс.. докт. биол. наук.-Казань, 1987.-311с.
  7. P.A. Насосная функция сердца развивающегося организма и двигательным режим.-Казань, 2005.-277с.
  8. P.A., Нигматуллина P.P., Гильмутдинова Р. И., Сабирова Л. Регуляция насосной функции сердца неполовозрелого организма в условиях предельных мышечных нагрузок.//Растущий организм в условиях мышечной деятельности.-Казань.-1990.-С.З-8.
  9. P.A., Павлова О. И. Показатели ударного объема крови у спортсменов разного возраста и спортивной квалификации//Теор. и практ. ФК.-1997.-№ 4.-С.8−10.
  10. P.A., Нигматуллина P.P., Абзалов P.P. Амплитудно-временные характеристики дифференцированной реограммы при де-симпатизации крыс//Бюлл. экспер. биол. и мед.-1998.-т.125.-№ 1.-С.116−120.
  11. И. Абзалов P.A., Ситдиков Ф. Г. Развивающееся сердце и двигательный режим. Казань, 1998.-95с.
  12. P.P. Показатели сердечного выброса у спортсменов и не спортсменов при выполнении мышечных нагрузок.-Автореф. дисс.. канд. биол. наук.-Казань, 1998.-18с.
  13. P.A. Теория физической культуры (курс лекций).-Казань: изд-во «Матбугат йорты». -2002.-206с.
  14. Л.И., Карасик В. Е. Возрастные особенности адаптации сердечно-сосудистой системы детей и подростков к физической нагрузке//Возрастная физиология сердечно-сосудистой системы.-Рига, 1980.-С.14−21.
  15. Ш. Т. Фазность компенсаторных реакций сердечнососудистой системы при активной ортостатической пробе.//Физиология человека.-1983 .-т.9.-№ 2.-С.242−248.
  16. Ш. Т. Динамика сердечной деятельности человека при ортостатической пробе./ЛСровообращение.-1984.-Т. 17.-№ 2.-С.49−51.
  17. Э. Развитие физиологических регуляций.-М., 1971,-С.26−37.
  18. Ф.Д. Реография//Инструментальные методы исследования сердечно-сосудистой системы.-М.?Медицина, 1986.-С.340−363.
  19. Л.А., Ситдиков Ф. Г. Возможные механизмы брадикардии тренированности// Механизмы адаптивных реакций организма к физическим и умственным нагрузкам.-Казань, 1982.-С. 13−24
  20. H.A. Динамика функционального состояния сердечно-сосудистой системы у учащихся общеобразовательных школ в процессе обучения. // Социальная среда и здоровье подрастающего поколе-ния.-М.-1974.-С.24−36.
  21. А.И. Состояние сердечно-сосудистой системы у детей 7−9 лет в условиях различного объема двигательной активности.:Автореф. дисс. канд. мед. наук.-Минск, 1987.-179с.
  22. Д.М. Функциональные пробы в кардиоло-гии//Кардиология.-1995.-№ 3.-с.74−82.
  23. И.А. Очерки по возрастной физиологии. М.: Медицина, 1967.-476с.
  24. И.А. Основы возрастной периодизации. //Возрастная физиология.-Jl., 1975.-С.5−67.
  25. И.А. Физиологические механизмы и закономерности индивидуального развития,-М.:Наука, 1982.-270с.
  26. И.В. Определение индекса Гарвардского степ-теста (ИГСТ)//Теория и практика физической культуры.-1973.-№ 8.-С.27−29.
  27. A.M. Изменение минутного объема кровообращения у животных в космическом полете и в модельных исследованиях: Авто-реф.дис. канд. биол. наук.-М.-1989.-25с.
  28. Х.А. Влияние ежедневной продолжительной ходьбы на функции сердечно-сосудистой системы и умственную работоспособность сельских школьников. Автореф. дисс.. канд. биол. на-ук.-Казань., 1973 .-24с.
  29. H.A., Кубергер М. Б. Болезни сердца и сосудов у де-тей.-М.: Медицина, 1987.-448с.
  30. A.A. Коэффициент «резервных» возможностей частоты сердцебиений как один из показателей возрастного развития функционально- адаптационных возможностей серд-ца//Функциональные и адаптационные возможности детей и подрост-ков.-М, 1974.-С.70−72.
  31. JI.A., Ведерников В. В., Светличная B.C. О генезе синусовой брадикардии.//Теория и практика физической культуры.-1986.-№ 8.-С.46−47.
  32. JI.A., Лутков В. Ф. Сердечно-сосудистая система спортсменов, тренирующихся на выносливость. Труды Саратовского мед. института, 1976.-Т.91.-С.103−112.
  33. Л.А., Ведерников В. В. Функциональное исследование сердечно-сосудистой системы у спортсменов.-Л., 1978,-17с.
  34. Н.М. Исследование состояния сердечно-сосудистой системы у юных бегунов на средние дистанции. Автореф. дисс.канд. биол. наук.-М., 1972.-22с.
  35. Ю.С. Деятельность сердца и состояние симпато-адреналовой системы у мальчиков, занимающихся спортом. Дисс.. канд. биол. наук.-Казань, 1986.-127с.
  36. Ю.С. Адаптация сердечной деятельности детей 5−7 лет к физическим нагрузкам различной мощности//Теор. и практ. ФК.-1998.-Ж7.-С.16−18.
  37. Ю.С., Ситдиков Ф. Г. Адаптация сердечной деятельности и состояния газообмена у спортсменов к физической нагруз-ке//Физиол. чел.-1997.-т.23.- № 4.-С.69−73.
  38. Ю.С., Ситдиков Ф. Г. Комплексная оценка сердечнососудистой и дыхательной систем при нагрузках повышающейся мощ-ности//Казанский мед. журнал, 1999.-№ 3.-т.80.-С.187.
  39. Н.В. Влияние резко усиленной двигательной активности на регуляцию функций сердца растущего организма: Автореф. дисс. канд. биол. наук.-Казань, 1995,-16с.
  40. В.В. Спортивная гипотония:Автореф. дисс.. докт. мед. наук.-М., 1963.-34с.
  41. P.M. Реакция срочной адаптации сердечнососудистой системы у детей и подростков на физические нагрузки разной мощности//Возрастные особенности физиологических систем детей и подростков.-М., 1985.-С.74.
  42. . И.Х. Изменения ударного объема крови юных спортсменов в восстановительном периоде после выполнения Гарвардского степ-теста//Теор. и практ. ФК.-1999.-№ 8.-С.30−32
  43. И.Х. Насосная функция сердца в зависимости от возраста приобщения к мышечным тренировкам: Автореф.. дисс.док. бииол. наук.-Казань, 2005.-45с.
  44. Т.С., Кольцун С. С. Систолический и минутный объем кровообращения//Инструментальные методы исследования сердечно-сосудистой системы.- М.:Медицина, 1986.-С.373−382.
  45. Г. Л. Материалы к характеристике физиологических сдвигов у подростков при различных физических нагрузках: Автореф. дисс. канд. мед. наук.- Свердловск, 1967.-17с.
  46. И.Н. Сравнительная оценка некоторых абсолютных и относительных показателей гемодинамики у детей и подрост-ков//Вопросы охраны материнства и детства.-1975.-№ 10.-С. 13−15.
  47. И.Н. Тетраполярная реография и исследования ударного объема сердца детей//Педиатрия.-1977.-№.4.-С.57−62
  48. А. Физиология кровообращения. (Минутный объем сердца и его регуляция). М.:Медицина, 1969.-472с.
  49. Р.И. Влияние экзогенных норадреналина и ацетилхолина на сердце крысят, развивающихся при различных двигательных режимах. Дисс. канд. биол. наук.-Казань, 1991.-190с.
  50. Г. А., Москаленко Н. П., Глезер М. Г. и др. Различия в регуляции системы кровообращения на пробы с нагрузкой в зависимости от пола и возраста обследуемых//Кардиология.-1983.-№ 4.-С.41−43.
  51. Н.Д. Влияние спорта на сердечно-сосудистую сис-тему.-М., 1975.-278с.
  52. Н.Д., Гончарова Г. А., Калугина Г. Е. Исследование сердца спортсменов с помощью эхокардиографии//Кардиология.-1978.-№ 2.-С. 140−143.
  53. Л.П. О влиянии циклического и ациклического вида физической нагрузки на фукциональное состояние сердечнососудистой системы юных спортсменов//Достижение теории и пратики учения о моторно-висцеральных рефлексах.- Вильнюс, 1972.-С.85−86.
  54. А.Г. Перенапряжение сердца у спортсменов//Сердце и спорт.-М., 1968.-С.427−465.
  55. А.Г. Сердце современного человека и физическая нагрузка // Цивилизация, спорт и сердце.-М.-1968.-С.23−27.
  56. А.Г., Левин М. Я. Гипотоническое состояние у спорт-сменов.-Л., 1969.-151с.
  57. А.Г., Земцовский Э. В. Спортивная кардиология: Руководство для врачей.-Л. Медицина, 1989.-464с.
  58. Н.Г. Ударный и минутный объемы крови у спортсменов (реографическое исследование).//Теория и практика физической кул ьтуры.-1975.-№ 9.-С.З 7−39.
  59. С.Б. Возрастные особенности развития центральной периферической гемодинамики у детей 6−16 лет//Новые исследования по возрастной физиологии.- М., 1986.-№ 2.-С.21−25.
  60. С.А. Сердечный дебит у спортсменов:факты и вы-мыслы//Спортивная кардиология.-Вильнюс, 1975.-С.24−28
  61. В.Я. Реакция сердечно-сосудистой системы на физическую нагрузку у детей дошкольного возраста // Материалы IX научной конференции по возрастной морфологии, биологии и физиологии.-М.-1969.-С.238.
  62. Э.В. Спортивная кардиология.-М.-1995.-448с.
  63. В.Н. Фазовый анализ сердечного цикла у спортсменов в покое и при дозированной мышечной работе: Автореф. дисс.. канд. мед. наук.-Саратов, 1969.-16с.
  64. И.Н. К исследованию физической работоспособности у детей и подростков // Теория и практика физической культуры.-1973.-№ 3.-С.3 8−40.
  65. О.В. Насосная функция сердца студентов факультета физической культуры сельского и городского контингентов: Автореф. дисс. канд. биол. наук.-2002.-18с.
  66. Инструментальные методы исследования сердечно-сосудистой системы//Под. ред. Т. С. Виноградовой: Справочник.-М., 1986−416 с.
  67. Иоффе J1.A. Кровообращение и гипокинетический синдром: Автореф. дис. канд. мед. наук.-М.-1971.-35с.
  68. Л.А., Кушелевский Г. М. Сердечная деятельность у спортсменов в условиях покоя// Сердце и спорт.-М., 1968.-С.6−37.
  69. А.Т. Сердечная деятельность детей 5−7 лет в условиях физических нагрузок различной мощности. Автореф. дисс.. канд. биол. наук.-Казань, 1997.-21с.
  70. И.Б. Деятельность сердца детей 8−10 лет в условиях загазованного атмосферного воздуха и физических тренировок: Автореф. дисс.. канд. биол. наук. Казань, 1993.-15с.
  71. P.A. Физиология и патология сердечно-сосудистой системы детей и подростков.-М., 1973.-325с.
  72. P.A. Особенности гемодинамики в период полового созревания//Биологический возраст и возрастная периодизация.-М., 1977.-С.60−68.
  73. P.A. Двигательный режим и здоровье школьника,-М.-1977.-25с.
  74. P.A., Панавене В. В., Преснякова Н. М. и др. Адаптационные сдвиги основных функций сердечно-сосудистой системы на дозированную физическую нагрузку//Возрастные особенности сердца при физических нагрузках.- Ставрополь, 1979.-С. 14−26.
  75. P.A., Панавене В. В., Преснякова Н. М. Возрастные особенности реакции сердечно-сосудистой системы на дозированную физическую нагрузку//Новые исследования по возрастной физиологии.-М.:Педагогика, 1980.-№l.-C.33−37.
  76. Карпман B. JL Фазовый анализ сердечной деятельности.-М.:Медицина, 1965.-200с.
  77. Карпман B. JL, Куколевский Г. М. Сердце и спорт. Очерки спортивной кардиологии.- М.?Медицина.-1968.-520с.
  78. Карпман B. JL, Хрущев C.B., Борисова Ю. А. Сердце и работоспособность спортсмена.-М., 1978.-119с.
  79. Карпман B. JL, Парин В. В. Сердечный выброс//Физиология кровообращения. Физиология сердца.-Л.:Наука, 1980.-С.255−279.
  80. В.Л., Любина Б. Г. Динамика кровообращения у спортсменов. М.: Физкультура и спорт, 1982.-135с.
  81. Т.Э. Приложение корреляционного анализа при изучении воздействия повторных силовых нагрузок на гемодинамику у юных спортсменов: Автореф. дисс. канд. биол. наук -Тарту, 1966.
  82. Л.Л., Марчик Л. А. Физическое развитие и напряженность регуляторных систем организма подростков 14−15 лет // Растущий организм: адаптация к физической и умственной нагрузке. Тез. докл.-Казань.-1998.-С.53−54.
  83. Ким А. Г. Материалы к изучению влияния спортивной тренировки на сердечно-сосудистую систему у детей школьного возраста. Автореф. дисс. канд. мед. наук. Алма-Ата, 1967.-23с.
  84. Ким А. Г. Влияние спортивных тренировок на сердечнососудистую систему детей школьного возраста// Сборник науч. работ Казахского научно-исследовательского института охраны материнства и детсва.-Алма-Ата, 1968.-С.203−204.
  85. Т.Г. Изучение насосной функции сердца детей первого года обучения в школе в условиях различных двигательных режимов. Дисс. канд. биол. наук.-Казань, 2000.-161 с.
  86. Ф. Методы исследования физической трудоспособности в детском возрасте. // Педиатрия.-1973.№ 1.-С.58−61.
  87. В.И., Фарбер Д. А. Развитие функций сердечнососудистой системы. // Физиология развития ребенка.-М.-1983.-С.133−160.
  88. Д.В., Сельверова Н. Б. Физиолого-педагогические аспекты полового созревания.-М., 1978.-С. 12−45.
  89. А.З. Кислородные реакции организма ребенка и подростка. Киев: Наукова думка, 1973.-320с.
  90. Комадел JL, Барта Э., Кокавец М. Физиологическое увеличение сердца.- Братислава, 1968.-283с.
  91. В.М. Динамика показателей кровообращения и дыхания у мальчиков младшего возраста под влиянием нагрузок разной мощности// Новые исследования по возрастной физиологии.-М., 1980.-№ 2.-C.33−35.
  92. Т.Ф., Длигач Д. А. О влиянии возраста на антигравитационные реакции кровообращения и возникновение преколлаптоид-ных состояний// Патологическая физиология и экспериментальная терапия.-1990.-№ 1 .-С. 13−15.
  93. Коц Я. М. Физиология выносливости. М., 1985.-65с.
  94. A.B. Функциональное состояние сердечнососудистой и симпато-адреналовой систем школьников 11−16 лет: Дисс. канд. биол. наук. -Казань.-1986.-219с.
  95. .С. Рефлексогенные зоны сердца и саморегуляция кровообращения.-JI.: Наука, 1972.-225 с.
  96. .С., Анциферова Л. И. Онтогенез вегетативной нервной системы//Физиология вегетативной нервной системы: Руководство по физиологии.- Л., 1981.- С.495−511.
  97. Г. Ф. Вопросы кардиологии.-Л., 1936.-139с.
  98. С.П. Комплексная оценка физической работоспособности юношей 17−21 года: Автор, дис.. канд. диол. наук.-Казань, 1993.-21с.
  99. С.П., Мотылянская P.E. Врачебный контроль в физическом воспитании.-М., 1957.-196с.
  100. А.И. Реографический метод определения производительности сердца при массовых исследованиях во врачебно-педагогической практике//Актуальные вопросы спортивной медицины и лечебной физкультуры.-Таллин, 1977.-С.28−36.
  101. В.П., Кузьмин-Соколов Н.Б. Функциональное состояние вегетативной нервной системы у подростков//Педиатрия.-1987.-№ 2.-С.31−34.
  102. Ф.З. Адаптация сердца к большой нагрузке и сердечная недостаточность.-М.:Наука, 1975.-263с.
  103. Ф.З. Адаптация, деадаптация и недостаточность сердца .-М.: Медицина, 1978.-358с.
  104. Ф.З., Чащина З. В. Влияние адаптации к физическим нагрузкам на сократительную функцию и массу левого желудочка сердца//Кардиология.-1978.-№ 9.-С.111−118.
  105. Ф.З., Пшенникова М. Г. Адаптация к стрессовым и физическим нагрузкам.-М., 1998.
  106. А.Н., Мотылянская P.E., Велитченко В. К., Ки-лина Т.С. Некоторые подходы к изучению эффективности кислород-транспортной функции (КТФ) кардиореспираторной системы спортсменов/Пеория и практика ФК.-1986.-№ 12.-С.39−41.
  107. P.A. Производительность сердца при мышечной работе у спортсменов. Автореф. дисс. на соискание уч. степени канд. мед. наук.- Воронеж, 1973.
  108. Р.Н., Хрущев C.B., Хельбин В. Н. Возрастная кар-диогемодинамика у спортсменов.-М. ¡-Медицина, 1989.-107 с.
  109. Э.Ш. Роль al и? адренорецепторов в регуляции сердечного выброса растущего организма. Дисс.. канд. биол. наук.-Казань, 1996.-104 с.
  110. B.C. Изменение дыхания у подростков и юношей под влиянием спортивной тренировки: Автореф. дисс.. канд. мед. наук.-Киев, 1969.-31 с.
  111. B.C. Роль сердечного выброса в кислородно-транспортной функции крови у детей и подростков при физической на-грузке//Новые исследования по возрастной физиологии. М., 1974.-№ 2.-С.11−14.
  112. P.E. Выносливость у юных спортсменов. М., 1969.-223с.
  113. P.E. Спорт и здоровье подрастающего поколе-ния//Теор. и практ. ФК.-1979.-№ 11.-С.27−29.
  114. P.E., Стогова Л. И., Иорданская Ф. А. Физическая культура и возраст.-М., 1967.-280с.
  115. P.P. Гемодинамика у спортсменов различной квалификации, возраста и пола//История, опыт работы и перспективы развития ЕГФ.-Казань, 1998.-С. 125−126.
  116. P.P. Насосная функция сердца развивающегося организма и ее регуляция при мышечных тренировках:Автореф. дисс.. докт. биол. наук.-Казань, 1999.-40с.
  117. P.P., Хурамшин И. Г., Замалиев P.P. Функциональные показатели организма мальчиков 14 лет, занимающихся фут-болом//Актуальные проблемы медико-биологической и психологической подготовки специалистов.-Наб.Челны, 1997.- С.64−65.
  118. М.К. Функциональные методы исследования системы кровообращения у детей.-М.-1988.-270с.
  119. М.К., Красина Г. А. Реография в педиатрии.-М.-1980.-1 Юс.
  120. И.А. Зависимость частоты сердечных сокращений от мощности выполняемой работы//Новые исследования по возрастной физиологии.-М., 1979.-№ 1.-С.23−27
  121. В.В. Особенности гемодинамики и варианты развития сердца у современных школьников. Автореф. дисс.. канд. мед. наук.-М., 1979.-21с.
  122. И.А., Филеши П. А. Комплексный подход к изучению возрастных особенностей сердечно-сосудистой системы школьни-ков//Возрастные особенности физиологических систем детей и подро-стков.-М., 1981.-С.115
  123. В.Г. Универсальное приспособление для проведения Гарвардского степ-теста. // Теория и практика физической культуры.-1976.-№ 5.-С.69−70.
  124. Ю.Т., Болыпов В. Н., Елизарова H.A. и др. Определение сердечного выброса методом тетраполярной грудной реографии и его методологические возможности/ЛСардиология.-1977.-№ 7.-С.85−90
  125. Ю.Т., Подгорный В. Ф., Хеймец Г. И., Цветков A.A. Возможности и перспективы развития реографических методов для изучения системы кровообращения.//Терапевтический архив.-1986.-№ 11.-С.132−135.
  126. Р.Ф. Динамика сердечно-сосудистой системы.-М.:Медицина, 1981.-350с.
  127. В.Л. Показатели гемодинамики у здоровых доношенных новорожденных детей//Вопр. охр. матер, и детства.-1983.-т.28.-№ 11.-С.12−13.
  128. М.Е. Минутный объем крови у юношей разного возраста в покое и при работе разной мощности в связи с занятиями спортом// Матер. 9-научн.конф. по возрастной морфологии, физиологии и биохимиии.-М., 1972.-С.247−250.
  129. С.И. Функциональное состояние сердечнососудистой и симпато-адреналовой систем детей младшего школьного возраста в течении учебного года. Автореф. дисс.. канд. биол. наук-Казань, 1989.-21с.
  130. С.И. Возрастно-половые особенности адаптации детей 7−10 лет//Растущий организм: адаптация к физической и умственной нагрузке.-Казань, 1994.-С.99−100.
  131. Г. А. Влияние физических нагрузок на сердечнососудистую систему детей и подростков.-1985.44с.
  132. Г. Х. Влияние физической нагрузки большой мощности на состояние сердечно-сосудистой системы школьников. Автореф. дисс. канд. биол. наук.-Казань, 1988.-46с.
  133. Ф.Г. Механизмы и возрастные особенности адаптации сердца к длительному симпатическому воздействию. Дисс.. докт. биол. наук.-Казань, 1974.-312с.
  134. Ф.Г. Становление экстракардиальных влияний в онтогенезе собак//Журн. эвол. биох. и физиол.-1981.-т.27.-№ 6.-С.569−572.
  135. А.П., Озолин H.H., Калинин В. К., Козьмин А. П., Меркин Э. Н. Особенности выбора показателя PWC для оценки работоспособности спортсменов.//Теория и практика физической культуры.-1975.-№ 9.-С.26−30.
  136. Степочкина Н.А.//Физиология человека (под ред. В.В. Василь-ева).-М.-1973.-С.112−113.
  137. С.Б. Физическая работоспособность детей и под-ростков//Проблемы врачебного контроля и лечебной физкультуры.-JI., 1982.-С.11−15.
  138. С.Б., Хрущев C.B. Детская спортивная медици-на//Руководство для врачей.-М., 1991.-547с.
  139. И.О. Возрастная динамика и адаптационные изменения сердечно-сосудистой системы школьников. Автореф. дисс.. докт. мед. наук.-М., 1985.-48с.
  140. Ф.Г., Гавриленко В. Н., Гриценко В. В. Оценка гемоди-намической реакции при возрастающей физической нагрузке//Мед. реф. журнал.-1982.-№ 11.-С.244−253.
  141. М.Г. Физиология сердца.-М., 1975.-303 с.
  142. Д.А. Физиология подростка (Педагогическая наука -реформе школы). -М.: Педагогика, 1988.-208с.
  143. B.C. Физиология спорта.-М.: Физкультура и спорт, 1960.-170с.
  144. B.C. Дискуссия о критериях тренированности.// Теория и практика физической культуры.-1972.-№ 1.-С.69−72.
  145. B.C. Двигательные способности//Теория и практика физической культуры.-1977.-№ 12.-С.27−30.
  146. JI.T. Особенности функциональных показателей сердца лыжников 15−17 лет в процессе годичного цикла спортивных тренировок. Дисс. канд. биол. наук.-Казань, 1998.-103с.
  147. H.A., Вавилов Ю. Н. Физиологические основы двигательной активности.-М.:Физкультура и спорт, 1991.-224с.
  148. И.Н. Нормативы и оценка кровяного артериального давления у детей: Автореф. дисс. канд. мед. наук.-минск, 1963−16с.
  149. В.Н. Влияние мышечной работы на сердечный выброс у юных спортсменов//Функциональные и адаптационные возможности детей и подростков.-М., 1974.-№ 11.-С.54−55.
  150. C.B. Влияние систематических занятий спортом на сердечно-сосудистую систему детей и подростков//Детская спортивная медицина.-1980.-С.66−91
  151. C.B., Поляков С. Д., Хельбин В. Н. Производительность и спортивное сердце у детей//Педиатрия.- 1978.- № 2.- С. 18−22.
  152. C.B., Хельбин В. Н. Сердечный выброс, объем сердца и физическая работоспособность юных борцов//Методы исследования и оценки системы кровообращения у борцов.-М., 1980.-С.56−57.
  153. З.В. Влияние адаптации к физическим нагрузкам на возрастную динамику массы и сократительную функцию левого желудочка сердца человека:Автореф. дисс. канд. мед. наук.-М., 1980.
  154. Э.Я. Характеристика гемодинамики в различные возрастные периоды у детей: Автореф.дисс.. канд. мед. наук.-Красноярск.-1981 .-24с.
  155. И.А. Показатели сердечного выброса у детей и подро-стков//Педиатрия.-1970.-№ 4.-С. 18−20.
  156. Е.А. Константа восстановления как критерий функционального состояния спортсмена.//Теория и практика физической культуры.-1975.-№ 12.-С. 18−20.
  157. Н.И. Сердечный ритм и центральная гемодинамика при физической активности у детей. Казань, 1992.-58с.
  158. Н.И. Особенности механизмов регуляции системы кровообращения у детей в покое и при физической активности//Вестн. Удм. ун-на.-1993 .-№ 3 .-С. 17−35.
  159. Н.И., Коробейникова Т. В., Гуштурова Н. В. и др. Ритм сердца и центральная гемодинамика у детей при различной физической активности//Усп. физиол. наук.-1995.-№ 1.-С. 123.
  160. Ю.К. Изменение кардиодинамики у юных спортсменов под влиянием систематической тренировки (к вопросу о формировании спортивного сердца у детей//Кардиология.-1976.-№ 9.-С.56−60.
  161. Я.А. Течение энергетических процессов у детей и подростков различных возрастов при работе до полного утомления: Ав-тореф. дисс. канд. мед. наук.-Л., 1938.-35с.
  162. Astrand P.O., Cuddy Т., Saltin В. et.al. Cardiac output during max-simal and submaximal work//J. Appl. Phisiol.-1964.-v.l9.-№ 2.-P.268−273.
  163. Bishop V.S., Horwitz L. Effect of altered autnomic control on left ventricular function in conscions dogs//Am.J. Physiol.-1971.-v.221.- № 6.-P. 1276−1282.
  164. Brown K.C. Excpectations of rewards and costscfor exercizes// J.Ala. Acad.Sci.-1980.-v.51.-N3.-P.228.
  165. Chung E.K. Exercise electrocardiography. Practical approach.-Baltimore-London.-1983.-400 p.
  166. Consolazio C.F., Johnson R.E., Pecora L.J. Physiological measurements of metabolic functions in man.-New York.-1963.
  167. Conyca W.J. Role of exercize in including increases in skeletal muscle fiber number// J.Appl.Physiol.: Respir. Environ, and Exercize Physiol.-1980.-v.48.-N3.-P.421−426.
  168. De Maria A.N., Neumann A., Lee G. et al. Alteration in ventricular mass and performance induced by exercize. Training in man evaluatid by electrocardiography//Circulation.-1978.-v.57.-N2.-P.237−244.
  169. Ekblom В., Kilbom A., Soltisiac J. Phisical training, bradycardia and autonomic nervous system//Scand. J. Clin, a Lab. Invest.-1973.-v.32.-№ 3.-P.215−256.
  170. Freyshust M. Elicitation of heart rate and blood pressure increase onmuscle contraction// J. Apple.Physiol.-1970.-v.28.-P .758−761.
  171. Gilbert C.A., Nutter P.O., Felner J.M., Perkins J.V., Huymsfild S.B., Schlant R.C. Echocardiographic study of cardiac dimensions and function in the endyrace-trained athlete// Am.J.Cardiol.-1977.-v.40.-N4.-P.528−533.
  172. Gotshall R.W., Bauer Т.A., Fahrner S.L. Cyching cadence alters exercize hemodynamics// Int.I.Sports.Med.-1996.-Nl.-S. 17−21.
  173. Grimby G., Nilsson N.J. Cardiac output during exercize in pyrogen-induced jever// Scand.J.Clin.Lab.Invest.-1963.-v.l5.-Suppl.69.-P.44−58.
  174. Grimby G., Nilsson N., Saltin В. Cardiac output during submaximal and maximal exercise in active middle -aged athletes//J. Appl. Phisiol.-1966.-v.21.-№ 5.-P.l 150−1156.
  175. Grunenwald B. Sport als Pravention ist Bevegungs magel als Risi-kafaktor gesichert// Therapiewoch.-1980,Bd.30.-N32.-S.5205−5209.
  176. Heiss H.W., Wink K., Cerny F.J. Aerobic myocardial metabolism in young athletes// Abstracts. International Symposium. Internatsional study group for research in cardiac metabolism.-Bruxelles, 1975.-P.23.
  177. W.G. Тесты в спортивной практике (Под ред. Бубэ X., Фэк Г., Штюблер X., Трогш Ф.).-М.-1968.-С.54.
  178. Hill A.V. Muscular movement in man. The factors gowernin speed and recovery from fatigue.-Mc.Grow.-New York/-1927.
  179. Jacquy J. Cerebral blood flow and quantitative Rheoencephalo-grafhy // EEG and Clin. Neurophysiol.-1977.-v.42.-P.507−511.
  180. Jennings G. L., Deakin G., Dewar E., Laufer E., Nelson L. Exercise, cardiovascular disease and blood reassure // Clin, and Exp. Hypertens. A.-1989.-11 .-№ 5−6.-P. 1035−1052.
  181. Karki M.T. The urinary excretion of noradrenaline and adrenaline in different age groups, its diurnal variation and the effect of muscular work on it// Acta Physiol.Scand.-1957.-Suppl.l32.-P.39−43.
  182. Katz A.M., Smith V.E. Regulation of miokardial function in the normal and dislased heart. Modification by inotropic drugs//Eur.Heart.J.-1982.-v.3.-N6.-P.11−18.
  183. Keys A. et al.//Acta med. scand.-1966.-Suppl.460.-P.40
  184. Klimt F., Pannier R., Pauflen D. Korperliche Belastung neun bis zehnjahriger Kinder Durch einen 200-m-lauf// Schweiz Zeitschrift Spor-tumed.-1971 .-N 3 .-P.21.
  185. Kubicek W.G., Karnegis I.N., Patterson R.P. et al. Development and evaluation of an impedance cardiac output system//Aerosp. med. -1966.-v.37-№ 12.-P.1208−1212.
  186. Kubicek W.G., Patterson R., Lillehei R. et al. Impedance cardiography as a noninvasive means to monitor cardiac function//J.Amer. Assoc. for Advancement of med. instrumentatio.-1970.- № 4.-P.79−81.
  187. Leyk D., Hoffman H., Essfeld D. et al. VO2 and cardiac output during rest exercise and exercise — exercise transients//Z. Kardiol.- 1994.-v.83.-Suppl.3.-P.61−65.
  188. Master A.M., Rosenfeld I.//Mod. Cone. Cardiov. Dis.-1967.-№ 13.-P.36.
  189. Mellerowics H. The effect of training on training on the heart and circunlation//The scientific view of sport.- Berlin, 1972.-P.250−261
  190. Mellerowics H. Ergometric. Munhen. Urban, 1979.
  191. Miyamura M., Ishida K., Hashimoto I., Yuza N. Ventilatory response at the onsel of voluntary exercise and passive movement in endurance runners.//Eur. J. Appl. physiol.-1997.-V.76.-№ 3.-P.221−229.
  192. Mussholf K., Reindell H., Klepzig H. Stroke volume, arteriovenous difference, cardiac output and physical working capacity, and their relationship to heart volume//Acta cardiol.- 1959.-v.14.-P.427−452.
  193. Nobrega A.C., Williamson J.W., Friedman D.B. et al. Cardiovascular responses to active and passive cycling movements//Med.Sci.Sports Ex-erc.-1994.-v.26.-N6.-P.709−714.
  194. Nose H., Takamata A., Mack G. W. et al. Right atrial pressure and forearm blood flow during prolonged exercize in a hot environment//Pfiigers. Arch.- 1994.-v.426.- № 3 -4.-P.177−182.
  195. Obert P., Courteix D., Lecoq A.M. et al. Effect of long term intense swimming training on the upper body peac oxygen uptake of prepubertal girls//Eun. J. Appl. Physiol.-1996.-v.73.- № 1 -2.-P. 136−143.
  196. Ostman-Smith Jugegent. Cardiac sympathetic newes as the final common pathmay in the induction of adaptive cardiac hypertrophy// Clin.Sei.-1981 .-N3.-P.265−272.
  197. Patta S., Chatterjle B., Roy B.//Ergonomies.-1974.-№l.-p.l05-l 12.
  198. Reindell H. Herz-Kreislaufkrankheiten und Sport.- Munchen, 1960.-301S.
  199. Reindell H., Klepzig H., Musshoff KM Handbuch inn.Med.-1960.-Bd.9.-Nll.-S.913.
  200. Rena M. et al. The influence of physicol exercize upon the body composition of obese chldren// Acta peadiat.Acad.Sci.hung.-1980.-v.21 .-N1 .-P.9−14.
  201. Richardson A.W., Cooper T., Pinacatt T. Thermodilytion method for measuring cardiac output of rats using a transistor brudge// Science.-1962.-№l 35.-P.317−318.
  202. Rokson S.C., Hoeny Ch.J., Thomas M. et al. Cellular mechanismus of impatreg of adrenergic responsiveness in neonatal dogs// J.Clin.Invest.-1980.-v.67.-N2.-P.319−377.
  203. Rosental M., Bush A. Hemodynamics in children during rest and exercize: methods and normal values// Eur.Respir.J.-1998.-v.l 1.-N4.-P.854−865.
  204. Rushmer R.F. Cardiovascular dynamics. Saunders Company. Phy-ladelphia.-London. Toronto, 1976.-450p.
  205. Shoenfeld Y., Keren G., Birnfetd Ch. Age, weight and heart rate at rest predictjrs of aerobic fitness// J. Sports Med and Phys.Fitness.-1981.-v.21.-N 4.-P.377−382.
  206. Stainsby W.N., Sarnoff S.J., Braunwald E. et al. Effect of independent alttration of stroke volume, aortic pressure and heart rate on left ventricular function//Federat. Proc.- 1956.-v.l5.-Nl.-p.l71−178.
  207. Standen N.B. Postnatal development of inotropic responses to nerve stimulation and byramine in rat//Pflug. arch. ges. Physiol.-1977.-Bd. 370 S.99−101.
  208. Stone H., Bishop V. Ventriculatory output following acute vagal blockade//! Appl. Physiol.-1968.-v.24-N6.-P.782−786.
  209. Veicsteinas A., Gussoni M. et al. Cardiac output and cardiac lood during isometrie exercize in man// Bool.-1982.-v.58.-N 8.-P.457−461.
  210. Vemer H., Roske V., Link R.//Int. Z. angel. physiol.-1971 .-№ 4.-P.-343−358.
  211. Warner H., Toronto A. Regulation of cardiac output throngh stroke volume//Circul. Res.-1960.-v.8.-N3.-P.549−552.
Заполнить форму текущей работой