Организация управления разработкой наукоемкой продукции в малых организациях
Улучшение организации управления разработкой наукоемкой продукции обеспечивает получение значительного народнохозяйственного эффекта. Этот эффект образуется от повышения производительности труда в научно-исследовательских, разрабатывающих и производящих новейшую технику организациях, улучшения технико-экономических характеристик проектируемых изделий за счет привлечения специалистов с высоким… Читать ещё >
Содержание
- 1. Характеристика и анализ работ по созданию наукоемкой
- 1. 2. Характеристика инновационного и наукоемкого производства в стране
- 1. 3. Характеристика и анализ мирового рынка наукоемкой продукции и особенности мирового наукоемкого производства
- 1. 4. Роль малых организаций в разработке наукоемкой продукции
- 1. 5. Особенности организации управления разработкой наукоемкой продукции в организациях машиностроения
- 1. 6. Основные направления развития работ по созданию наукоемкой продукции в малых организациях
- 2. Теоретические и методические основы разработки наукоемкой продукции в малых организациях научно-технологической направленности
- 2. 1. Развитие малых и средних организаций инновационно-технологической направленности
- 2. 2. Факторы развития организации по разработке наукоемкой продукции
- 2. 3. Сущность и содержание работ по созданию в малых и средних организациях наукоемкой продукции
- 2. 4. Современные информационные технологии в организации продукции в машиностроении
- 1. 1. Понятие наукоемкой продукции, производства, рынка работ по управлению наукоемким производством 2.5 Выводы по второй главе
- 3. Методические положения по организации управления разработкой наукоемкой продукции
- 3. 1. Основные положения по организации технической подготовки производства нового изделия
- 3. 2. Основные элементы, свойства и связи между ними в системе организации управления разработкой наукоемкой продукции
- 3. 3. Сетевая модель организации управления выполнением заказов по созданию наукоемкой продукции
- 3. 4. Информационная система поддержки управления разработкой наукоемкой продукции
- 3. 5. Экономическое обоснование разработанных материалов
Организация управления разработкой наукоемкой продукции в малых организациях (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Наиболее сложным звеном, соединяющим науку с производством, являются процессы, связанные с разработкой и практической реализацией научных достижений, особенно в части создания и внедрения наукоемкой продукции.
В настоящее время научные исследования и разработки наукоемкой продукции имеют приоритетное значение для ускорения научно-технического прогресса в стране. Важная роль в решении этой проблемы отводится малым и средним организациям научно (инновационно) -технологической направленности. В них сосредотачивается все большее количество молодых ученых, инициативных и высококвалифицированных специалистов, активно развивающих научную и производственную деятельность по созданию наукоемкой продукции.
В стране сложилась благоприятная ситуация, в которой возможно использовать не только высокие доходы от экспортной выручки при продаже сырьевых ресурсов, но и её высокий научный потенциал для повышения доли инновационного фактора в общем объеме ВВП. Для возможных финансовых вложений в решение этой стратегически важной для страны проблемы необходимо четко сформулировать вопросы, связанные с оценкой стоимости разрабатываемых технологий, найти решение предпринимательских и финансовых проблем, встающих при проведении научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР).
В этой связи проблема ускорения разработок наукоемкой продукции в промышленной сфере является востребованной для реализации в настоящее время.
Улучшение организации управления разработкой наукоемкой продукции обеспечивает получение значительного народнохозяйственного эффекта. Этот эффект образуется от повышения производительности труда в научно-исследовательских, разрабатывающих и производящих новейшую технику организациях, улучшения технико-экономических характеристик проектируемых изделий за счет привлечения специалистов с высоким уровнем знаний, создания условий для качественной работы и лучшего стимулирования их труда.
До недавнего времени в практической деятельности организаций решение проблем разработки наукоемкой продукции осуществлялось главным образом за счет концентрации в них всех видов ресурсов, внедрения новых технических средств и технологических процессов. Равные же по эффективности приемы планово-экономической работы и организационного построения процессов разработки наукоемкой продукции не получали достаточного развития.
Все это приводило к неполному использованию потенциальных возможностей организаций, излишнему и нерациональному расходу ресурсов. Повышенные затраты на разработку наукоемкой продукции, практически не отличить от оптимальных по причине недостаточного внимания к организационно-экономическим аспектам реализации научно-технических достижений в действующих в настоящее время структурах управления такого рода исследованиями.
В этой связи не вызывает сомнений актуальность разработки методических положений по организации управления разработкой наукоемкой продукции в малых и средних организациях, получивших в развитых странах мира приоритетное значение.
В диссертации на основе характеристики и проведенного • анализа инновационного и наукоемкого производства в стране и за рубежом выявлена роль малых организаций в разработке наукоемкой продукции, особенности организации управления её разработкой.
Объектом исследования являются малые и средние организации медицинской промышленности научно (инновационо) — технологической направленности, разрабатывающие и производящие наукоемкую продукцию.
Предметом исследования являются системы управления малыми организациями, разрабатывающими новейшие инструменты и приборы для научно-исследовательских и лечебных заведений Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации.
Цель исследования — разработка теоретических, организационных и методических положений, обеспечивающих создание эффективных систем по организации управления разработкой наукоемкой продукции медицинского назначения в малых и средних организациях научно (инновационно) -технологической направленности.
Для достижения целей в диссертационной работе определены следующие задачи:
— уточнить и сформулировать понятие «наукоемкая продукция»;
— выявить особенности разработки наукоемкой продукции;
— провести анализ структуры, свойств, связей основных элементов в системе управления разработкой наукоемкой продукции;
— определить круг вопросов, возникающих в процессе управления малыми организациями;
— выявить мировые и национальные тенденции по развитию и стимулированию развития наукоемких разработок изделий;
— разработать теоретические, организационные и методические положения по организации управления разработкой наукоемкой продукции.
В процессе решения поставленных задач в диссертации получены следующие основные результаты исследования, характеризуемые научной новизной:
— уточнены положения о содержании технической подготовки производства наукоемкой продукции для малых организаций;
— определены основные элементы и их взаимосвязи в системе управления разработкой наукоемкой продукции;
— разработаны мероприятия для организации работ по созданию наукоемкой продукции с использованием сетевого планирования;
— обоснованы положения по мотивации труда сотрудников малых разрабатывающих организаций, более полному использованию их знаний и навыков в проведении научных исследований;
— представлены рекомендации по осуществлению более четкого контроля за ходом, стоимостью работ и распределению сотрудников для их выполнения;
— разработаны положения по организации и стимулированию процесса повышения квалификации сотрудников- -определены принципы создания и критерии оценки для проектирования информационной системы поддержки управления разработкой наукоемкой продукции.
Практическое значение результатов исследований. Практическое значение разработанных методических положений, рекомендаций и информационной системы поддержки управления позволит сократить длительность разработки наукоемкой продукции в малых организациях, увеличить занятость и отдачу сотрудников, оплату и мотивацию их труда, стимулировать повышение квалификации и тем самым обеспечить более эффективную работу.
Апробация результатов исследования. Результаты исследования апробированы в ООО «МЭЦ КОРФИС», ООО «Альдо-универсал».
Совершенствование управления в этих организациях позволило повысить экономическую эффективность работ по созданию наукоемкой продукции, обеспечить качественное и своевременное их выполнение, снизить величину запасов материалов, стимулировать дальнейшее развитие и навыков сотрудников. Об этом свидетельствует соответствующие акты об использовании разработанных материалов в указанных организациях.
Основные положения диссертационного исследования были доложены на научно-практических конференциях и международных конференциях молодых ученых в г. Москве и Зеленограде, изложены в публикациях и использованы при чтении лекций по учебным дисциплинам «Управление производством», «Основы управления малыми организациями».
Основные выводы по результатам проведенного исследования: обоснована необходимость улучшения организации управления разработкой наукоемкой продукцииразработаны мероприятия по выявлению критериев для оценки эффективности существующих системы организации управлениявыявлены недостатки и предложены мероприятия по их устранению в указанной системе управлениясформулированы требования к информационной системе поддержки управления разработкой наукоемкой продукцииразработан алгоритм управления разработкой наукоемкой продукциипредложены методы и способы стимулирования работы и обучения (развития знаний и навыков) сотрудниковобоснованы методы оптимизации работ за счет более тесной интеграции научно-исследовательских и производственных организацийопределены методические указания по организации управления разработкой наукоемкой продукции.
Использование разработанных принципов управления, методических положений, рекомендаций будет способствовать дальнейшему развитию в малых организаций и переходу экономики России к следующему этапу-экономике, основанной на знаниях.
Заключение
.
Проведенное в соответствии с поставленной целью диссертационное исследование позволяет утверждать, что в настоящее время проблема развития наукоемкого производства в стране приобретает стратегическое значение — организация управления разработкой наукоемкой продукцией является процессом сложным, эффективность его реализации зависит от рационального построения и увязки всех его элементов.
Обеспечение научной деятельности малых организаций в этом процессе связано с методов и способов построения адекватной системы управления.
В первой главе дано представление о:
— наукоемкой продукции, ее разработке и производстве;
— мировом рынке наукоемкой продукции и его характеристике;
— роли малых организаций в разработке наукоемкой продукции,.
— особенностях организации управления разработкой наукоемкой продукции в малых и средних организациях машиностроения;
— необходимости использования современных информационных технологии организаций при управлении разработкой наукоемкой продукции.
Во второй главе:
— рассмотрены теоретические и методические вопросы по основам разработки наукоемкой продукции в малых и средних организациях инновационно-технологической направленности;
— исследованы факторы влияющие на развитие организаций и методов оценки их деятельности;
— определена сущность и содержание работ по созданию наукоемкой продукции;
— выявлены направления использования информационных технологий в управлении малыми организациями.
В третьей главе разработаны рекомендации и методические положения по организации управления наукоемкой продукцией в малых и средних организациях по следующим направлениям:
— положения по организации технической подготовки производства;
— построение системы управления разработкой наукоемкой продукции;
— методы сетевого планирования и контроля хода работ;
— мотивация сотрудников участвующих в разработке наукоемкой продукции;
— использование информационной системы для связи и автоматизации вышеназванных работ в организации.
Список литературы
- Акимов О.Ю. Малый и средний бизнес: эволюция понятий, рыночная среда, проблемы развития. M.: Финансы и статистика, 2003.
- Александр Иоффе. Только развитие предпринимательства обеспечит ускорение роста экономики / «Бизнес для всех» № 10,2002
- Алексеев M. М. Планирование деятельности фирмы. M.: Филинъ, 1997.
- Андерсон Р., Шихирев П. «Акулы и „дельфины“ (психология и этика российско-американского делового партнерства). М.: „Дело ЛТД“, 1994.
- Андреева Г. М. Социальная психология. М.: Аспект-Пресс, 1996.
- Аникин Б. А. Высший менеджмент для руководителя. М.: ИНФРА-М, 2000.
- Анискин Ю.П. Управление персоналом малого предприятия. М.: Маркетинг, 2002.
- Ансофф И. Стратегическое управление.- М.: Экономика. 1989.
- Анылин В.М., Филин С. А. Менеджмент инвестиций и инноваций в малом и венчурном бизнесе: Учеб. Пособие. М.: Анкил, 2003.
- Бабаева Л.Б. Малый бизнес в России.-М.: „Наука“, 1993.
- Баженов Ю.К., Баженов А. Ю. Малое предпринимательство: практическое руководство по организации и ведению малого бизнеса. М.: НВЦ „Маркетинг“, 1999.
- Базилевич Л. А., Соколов Д. В., Франева Л. К. Модели и методы рационализации и проектирования организационных структур управления. — Л.: ЛФЭИ, 1991.
- Бизнес и менеджер (сост. М. С. Дараховский и др. М.: Совмест. предприятие „Х.Г.С.“: Азимут — центр, — 1992 -447 с.
- Блинов А.О., Шапкин И. Н. Малое предпринимательство. М.: „Дашков и Ко“, 2003.
- Борисов Е.Ф. Основы экономики: Учебник для студентов средних специальных учебных заведений. — М.:Юристь, 1998 336 с. 16.
- Л., Федерман Л. Менеджмент. Гамбург: S + W, 1992.
- Булатов.М, „Экономика“, 1999г
- Бусыгин A.B. „Предпринимательство“ Основной курс: М. ИНФРА -М, 2003 г.
- Варнеке X. Ю. Революция, а предпринимательской культуре. Фрактальное предприятие / Пер. с нем. — М.: МАИК „Наука/Интерпериодика“, 1999.
- Васильева Е.Е. Проблемы малого предпринимательства. В кн. Механизмы развития малого предпринимательства в России. Аналитический сборник. Академия менеджмента и рынка. М., 2002.
- Вершигора Е. Е. Менеджмент. М.: ИНФРА-М, 1998.
- Виханский О. С., Наумов А. И. Менеджмент. М.: Изд-во МГУ, 1995.
- Власов B.C. Проблемы развития малого предпринимательства в России. В кн. Механизмы развития предпринимательства в России. Аналитический сборник. Академия менеджмента и рынка. М., 2002.
- Волгин B.B. Управление персоналом малого предприятия. — М.: Маркетинг, 2002.
- Волков О.И. Экономика предприятия. Учебник. 2001
- Волкова К. А. и др. Предприятие: стратегия, структура, положение об отделах и службах, дополнительные инструкции. М.: НОРМА, 1997.
- Волкова К. А. и др. Предприятие: стратегия, структура, положение об отделах и службах, дополнительные инструкции. -М.: НОРМА, 1997.
- Воронов A.A. Малый бизнес — стратегический приоритет национальной конкурентоспособности России/ „Малое предприятие“ № 11,2002.
- Высокотехнологичный комплекс в экономике России Экономист (Москва), № 5,2004г
- Галькович Р. С., Набоков В. И. Основы менеджмента.-М.: ИНФРА-М, 1998.
- Герчикова Р. С. Менеджмент. М.: ЮНИТИ, 1994.
- Глущенко Е. В. Теория управления. М.: Вестник, 1997.
- Гольдштейн Г. Я. Инновационный менеджмент. Таганрог: Изд-во ТРТУ, 1998.
- Гольдштейн Г. Я. Стратегические аспекты управления НИОКР. Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2000.
- Гольдштейн Г. Я. Стратегический инновационный менеджмент. Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2002.
- Гольдштейн Г. Я. Стратегический менеджмент. — Таганрог: Изд-во ТРТУ, 1995.
- Гольдштейн Г. Я. Основы менеджмента: Учебное пособие, изд 2-е, дополненное и переработанное. Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2003.
- Горфинкель В.Я., Швандар B.A. Экономика предприятия.-М.:"Банки и биржи», 1998.
- Гражданский кодекс Российской Федерации. Ч. I и П. М.: ИНФРА- М -Норма, 2002.
- Гранатуров В.М. Экономический риск: сущность, методы измерения, пути снижения: Учеб. Пособие. М.: Дело и сервис. 1999.
- Грибов В.Д. Менеджмент в малом бизнесе. — 2-е изд. M.: Финансы и статистика, 2002.
- Грузинов В.П., Грибов В. Д. Экономика предприятия: Учеб. Пособие.- М.: Финансы и статистика, 2001.
- Данишевская Г. Мелкий бизнес в Великобритании // МэиМО. 1995.
- Деньги и кредит 8.1996. Вопросы становления и развития малого бизнеса Антал Сабо. Малые и средние предприятия в странах с переходной экономикой (с.58)
- Диев B.C. Управленческие решения: неопределённость, модели, интуиция. Новосибирск, 1998
- Дизель П.М., Мак-Кинли Р.У. Поведение человека в организации. М. 1993.
- Дойл Д. Как создать предприятие. Таллинн, Наука, 1991.
- Закон г. Москвы от 28.06.1995 г № 14 «Об основах малого предпринимательства в Москве» (с изм. и доп. От 29.05.2002 г.).
- Закон о государственной поддержки малого бизнеса в РФ" № 88/ФЗ от 14.06.95 г.
- Замулин О. Оттепель // Экперт. № 13. Апрель 2003.
- Иванова М. Малый инновационный бизнес в странах с развитой рыночной экономикой. // Российский экономический журнал. 1995, № 12.
- Ильенко Н.Д. Спрос: анализ и управление. — М.: Финансы и статистика.— 160 с.
- Информационно-аналитический бюллетень, (Фонд «Бюро экономического анализа»).
- Инфраструктура поддержки малого бизнеса в России, Справочное пособие, т. 1, т.2., М.: Бизнес-центр «Агроконсалт», 2002 г.
- Камаев В. Д. и коллектив авторов. Учебник по основам экономической теории (экономика). М.: «ВЛАДОС», 1994.-351 с.
- Камаев В.Д., «Учебник по основам экономической теории» «Владос».
- Карпинская В., Калиниченко Н. «Помогите бедному малому». Итоги, 7.11.2000, М., стр. 20−24
- Касьянова Г. Ю., Котко Е. А. Когда фактическая цена дружит с «налоговой» // Российский налоговый курьер. -2000.-№ 1.
- Квасюк В. Большая забота о малом бизнесе / «Российская газета» № 30,2002
- Кирсанов И. Российский бизнес на выживание / «Финансовая Россия» № 2,2002
- Кисилев А.П. Основы бизнеса. К.: 1997
- Кожахметов, А. Богатство России в хорошие руки / «Финансовая Россия» № 27,2002
- Колесникова Л.А. Предпринимательство и малый бизнес в современном государстве: управление развитием/ М.: Новый Логос, 2000.
- Котлер Ф. Маркетинг в третьем тысячелетии: Как создать, завоевать и удержать рынок / Пер. с анг. — М.: ACT, 2000.
- Котлер Ф. Основы маркетинга / Пер. с анг. М.: Прогресс, 1990.
- Краева Н.М., Минеев В. Н. Социально-экономические особенности российского предпринимательства. // Общество и экономика. 1996, № 9−10
- Креиов С.И. Предпринимательство: Сущность, директивы и перспективы. М.: Знание, 1992.
- Кузнецов Ю. В., Подлесных В. И. Основы менеджмента. СПб.: ОЛБИС, 1998.
- Куликова Л.П., Полонцева Ф. П. Регулирование и поддержка предпринимательства в условиях рынка // Достижение науки и техники. -1995. № 5.
- Лапуста М.Г., Старостин Ю. Л., «Малое предпринимательство». М., ИНФРА М., 2001 г.
- Лапуста М.Г., Старостин Ю. П. Малое предпринимательство: Учеб. пособие. 2-е изд., испр. и доп. -М.:ИНФРА — М, 2002.
- Липатов С.А. Методы социально-психологической диагностики организациих // Введение в практическую социальную психологию. / Под общ ред. Ю. М. Жукова, Л. А. Петровской, О. В. Соловьевой. М.: Наука, 1993.
- Лужинский ИЛ. Организационоо- экономический механизм активизации инновационной деятельности малых предприятий промышленности. Орел. 1998.
- Любимова Н.Г. «Менеджмент путь к успеху», Агропромиздат, 1992г. 57с.
- Маидрица В. М «Руководителю», Ставрополь, 1989 г., 149стр.
- Макаренко М. Ф., Махалина О. М. Производственный менеджмент. М.: Приор, 1998.
- Макаренко М. Ф., Махалина О. М. Производственный менеджмент. М.: Приор, 1998.
- Макконел K.P. Брю С.Л. Экономикс, Москва, «Республика», 1992 г. 432 с.
- Малое предпринимательство", АКДИ, «Экономика и жизнь», экономико-правовой бюллетень № 2 (34). М. -2002 г.
- Малые предприятия. М.: Ось-89,1996. С.4−17.
- Малый бизнес России состояние, проблемы и перспективы, Аналитический обзор. 1996.
- Малый бизнес России, под редакцией к.ф.н. Ершова Ю. С. М.: РАРМП, 2000 г.
- Малый бизнес. Организация, экономика, управление: Учеб. Пособие для вузов / Под. Ред. Проф. В. Я. Горфинкеля, проф. В. А. Швандвра. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003.
- Малый бизнес: методика и результаты анализа.//Вопросы статистики, 8/1999
- Маркетинг, Центр макетинговых исследований № 3,№ 7,2001 г.
- Материалы с официального сайга Счетной Палаты РФ http://www.ach.gov.ru/
- Материалы с сайта http://www.smb.ru
- Материалы сайта www.aup.ru
- Материалы сайта www.consulting.ru
- Материалы сайта www.gks.ru
- Материалы сайта www.iape.ru
- Материалы сайта www.SciTecLibrary.ru
- Менеджмент организации / Под ред. 3. П. Румянцевой. М.: ИНФРА-М, 1995.
- Менеджмент. Итоговая аттестация / Под ред. Э. М. Короткова, С. Д. Резника. М.: ИНФРА-М, 2002.
- Мескон М. X., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. М.: Дело, 1992.
- Механизмы развития малого предпринимательства в России. Аналитический сборник. М: Академия менеджмента и рынка, 2002.
- Мильнер Б.З. Теория организаций (Курс лекций). М.: ИнфаМ, 1998.
- ЮО.Муравьев А. И., Игнатьев A.M., Крутик А. Б. Малый бизнес: экономика, организация, финансы: Учеб. Пособие для вузов. — 2-е изд., перераб. и доп. СПб.: Бизнес- пресса, 1999.
- Муравьев А. И. Игнатьев A.M. Крутик А. С. Малый бизнес: Экономика, организация, финансы,-Издательский дом «Бизнес-пресса». 1999 г. — 608 с.
- ЮЗ.Налоговый кодекс Российской федерации. 4.1 и II. М.: ИНФРА-М норма, 2002.104.0рганизация поддержки малого бизнеса под редакцией Каганова В. Ш. М.: Академия менеджмента и рынка, изд. Перспектива, 2002 г.
- Ю5.0сновы предпринимательского дела под ред. Осипова Ю.М.
- Юб.Панкин А. И. Основы практического менеджмента. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000.
- Паттен Д. Успешный маркетинг для малого бизнеса. М.: Гранд, 2003.
- Пирсон Б., Томас Н. Магистр делового администрирования. — М.: ИД «Альпина», 2001.
- Ю9.Письмо Управления МНС по г. Москве от 18 июля 2002 г. N 26−12/36 350 Об отнесении к субъектам малого предпринимательства некоммерческой организации, ведущей коммерческую деятельность
- Ю.Платонов B.C. Введение в бизнес. Основы рыночной экономики. Ростов н/Д.:Издат., «Феникс», 1997 576 с.
- Подпорин Ю. «Малых не становится больше». Экономический журнал, № 6, февраль 2001, М., стр. 4
- Постановление Правительства РФ от 23.01.2001 г. № 87−1 111 «О комплексной программе развития и поддержки малого предпринимательства в Москве (с имз. и доп. От 16.04.2002 г.).
- Почему опадают яблоки, или внутренняя демотивация персонала. Татьяна Андреева, Евгений Юртайкин, 18 декабря 2002 г.
- Приказ Минфина РФ от 21 декабря 1998 г. N 64н „О Типовых рекомендациях по организации бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства“.
- Радаев В. Малый бизнес и проблемы деловой этики: надежды и реальность. // Вопросы экономики, 1996, № 7
- Разумнова И.И. Кредиты для малого бизнеса: государственные гарантии // США Канада: экономика, политика, культура. № 5.-2002.
- Райзберг Б.А. Экономическая энциклопедия для детей и взрослых/ Москва, 1995 г. — 642 с.
- Распоряжение Мэра Москвы от 07.05.1997 г. № 367 РМ „О создании Реестра субъектов малого предпринимательства“ (с имз. и доп. от 03.09.2001 г.).
- Ровенский Ю.А. Эволюция малого предпринимательства в России.// Социально-политический журнал, 1996, № 2
- Романюк В. Малый бизнес и большая промышленность должны взаимодействовать.// Бизнес для всех, 1998, № 6
- Российский статистический ежегодник. 2002. Стат. Сб. М.: Госкомстат России, 2002.
- Российский статистический ежегодник. 2003. Стат. Сб. -М.: Госкомстат России, 2003.
- Российский статистический ежегодник. 2004. Стат. Сб. М.: Госкомстат России, 2004.
- Российское предпринимательство: приоритеты национальной экономики в 2001 г. Годовой доклад Торгово-промышленной палаты, — М.: „Наука“, 2001.
- Рыбак О. Малый бизнес в большой статистике / „Экономическая газета“ № 20,2003
- Санталайнен Т. и др. Управление по результатам. М.: Прогресс, 1988. ТРТУ, 2000.
- Сергеев И.В., Волошина А. Н. Налогообложение малых предприятий.-М.: Финансы и статиснтика, 2002.131 .Система „Гарант — Максимум“
- Сковородова B.A. „Некоторые проблемы участия малого предпринимательства во внешнеэкономической деятельности России“. Внешнеэкономический бюллетень, № 12,2000, М., чтр. 52−59
- Смородин И.М. Введение в организационную психологию. СПб: „Питер“, 2000.
- Смородин И.М. Тренинг жизненной позиции- методология подхода к новой парадигме обучения // Современные проблемы и методы совершенствования управления. СПб.: СПбГТУ, 1997. С. 115−124.
- Современные технологии и наукоёмкие производства. / Сборник статей под ред. К. А. Багриновского, Е. Ю. Хрусталёва. Выпуск 2. М.: ЦЭМИ РАН, 2001.-173 с.
- Современный бизнес: Учебник в 2 томах, Т.1: Пер. с англ./Д.Дж. Регмен, М. Х. Мескон, K.JI. Боуви. М.: Республика, 1995−431 с. ил.
- Трубицин А."Дорогой Эдисона», PC Week, № 5 2002
- Указ Президента РФ от 04.04.1996 г. № 491 «О первоочередных мерах государственной поддержки малого предпринимательства в Российской Федерации», (с имз. и доп. от 06.01.1999 г.).
- Управление организацией / Под ред. А. Г. Поршнева. М.: ИНФРА-М, 1999.
- Фадеев В. «Государство и малый бизнес: стимулы и противоречия». Власть, № 1,2001, М., стр. 35−42
- Фатхутдинов P.A. Инновационный менеджмент. Учебник. 2-е изд. -М.: ЗАО «Бизнес-школа «Интел-Синтез», 2000.-С. 84.
- Федеральная Программа государственной поддержки малого бизнеса в РФ на 2000−2003гг.
- Федеральный закон «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации». 14.06.95 № 88-ФЗ (с изм. и доп. от 21.03.2002 г.).
- Федеральный закон от 21 ноября 1996 г. N 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» (с изм. и доп. от 31.12.2002 г.)
- Фролов СС. Социология организаций. М.:Гардарика, 2001.
- Чепуренко А. Проблема финансирования в российском малом бизнесе.// Вопросы экономики, 7/1996
- Червяков В.В., Чередниченко В. А., Шапиро В. О. «Россияне о предпринимательстве». Социологические исследования. 2002 г., № 10.
- Шамхалов Ф.И. Государство и экономика (власть и бизнес). И.: Экономика, 1999. — 416 с.
- Экономика и жизнь. № 33.- Август 2000.