Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Методология интеграции и государственного регулирования информационных ресурсов (региональный аспект)

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Использование региональных взаимосвязанных классификаторов, справочников и словарей разных категорий, а таюке создание системы управления ими будут способствовать эффективному решению задач совместимости региональных и муниципальных информационных систем между собой и обеспечению их надлежащий взаимосвязи с федеральными и зарубежными системами. В свою очередь такая интеграция позволит существенно… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. Проблемы информатизации социально-экономического развития регионов
    • 1. 1. Этапы развития, отечественный и зарубежный опыт информатизации
    • 1. 2. Анализ состояния и проблем региональной информатизации
    • 1. 3. Исследование подходов к регулированию региональных информационных ресурсов и направления их совершенствования
    • 1. 4. Разработка требований к информационной системе регулирования региональных информационных ресурсов
  • Выводы
  • ГЛАВА 2. Теоретические основы классификации и кодирования информации
    • 2. 1. Основные понятия и направления теории классификации
    • 2. 2. Характеристики форм систематизации информации
    • 2. 3. Методы классификации и кодирования информации
    • 2. 4. Формализация методов и систем классификации и кодирования информации
  • Выводы
  • ГЛАВА 3. Методология гармонизации классификаторов с целью интеграции информационных ресурсов
    • 3. 1. Характеристики категорий классификаторов
    • 3. 2. Способы гармонизации классификаторов
    • 3. 3. Формализация процессов гармонизации классификаторов. 3.4. Принципы и задачи создания единой региональной системы классификаторов информации
  • Выводы
  • ГЛАВА 4. Организация и эффективность использования системы региональных классификаторов
    • 4. 1. Архитектура системы хранения данных и метаданных классификаторов
    • 4. 2. Структурно-функциональные модели процессов создания и использования региональных классификаторов
    • 4. 3. Реализация системы региональных классификаторов
    • 4. 4. Опыт решения задач интеграции информационных ресурсов
    • 4. 5. Экономическая эффективность интеграции информационных ресурсов
  • Выводы
  • ГЛАВА 5. Методология регулирования региональных информационных ресурсов и обеспечивающий ее инструментарий поддержки принятия решений
    • 5. 1. Архитектура системы поддержки принятия решений
    • 5. 2. Характеристики кадастровой организации информационных ресурсов
    • 5. 3. Синтез и группировка состава показателей региональной информатизации
    • 5. 4. Разработка состава и структуры метаданных и классификаторов
  • Выводы
  • ГЛАВА 6. Реализация инструментария регулирования региональных информационных ресурсов
    • 6. 1. Методика формирования хранилища метаданных информационных ресурсов
    • 6. 2. Функциональные возможности программного комплекса ведения и использования метаданных информационных ресурсов
    • 6. 3. Результаты применения и экономическая эффективность инструментария регулирования информационных ресурсов
  • Выводы

Методология интеграции и государственного регулирования информационных ресурсов (региональный аспект) (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Информационные ресурсы являются необходимым условием эффективной деятельности во всех сферах экономики и общества. Количество и качество информационных ресурсов, степень их доступности и использования становятся одними из определяющих факторов экономического развития страны и ее перехода к информационному обществу.

Информационные ресурсы Российской Федерации и ее субъектов включают базы данных, библиотечные, архивные, статистические и иные фонды, регистры, реестры, кадастры, классификаторы, справочники и словари, интернет-сайты, другие информационные объекты. Часть этих информационных ресурсов является государственной, они создаются и используются федеральными и региональными органами власти и организациями непосредственно или при их участии (финансовом, организационном, технологическом и т. д.).

Несмотря на существенные различия в степени информатизации различных регионов страны, достигнутый уровень технологического оснащения органов власти в большинстве из них позволяет поэтапно переходить к электронному межведомственному взаимодействию, предоставлению информационных ресурсов (ИР) с помощью интернета. Тем не менее, в условиях современного этапа развития экономики и общества существуют негативные явления в региональной информатизации, наиболее существенными из которых являются следующие.

Работы по информатизации, проводимые в регионах последнее десятилетие, недостаточно скоординированы. Помимо формирования централизованных программ информатизации многие проекты региональных информационных систем (ИС) реализуются в рамках отдельных программ и недостаточно увязаны между собой. Процессы информатизации регионов все еще имеют преимущественно ведомственный характер, поэтому существующие ИС замкнуты на обслуживание задач в рамках отдельного предприятия или органа власти, что соответствует сценарию разобщенной информатизации.

Остается низким уровень интеграции существующих государственных федеральных, региональных и муниципальных систем, что приводит к дублированию разработок, ИР, программных средств, решающих одни и те же функциональные задачи в различных системах, а также затрудняет согласованное взаимодействие ИС при решении межведомственных задач.

Постоянно возрастают затраты на информационное обеспечение функционирования региональных органов власти и информатизацию в целом по причинам непрерывного роста документооборота и, как следствие, увеличения численности административно-управленческого аппарата.

В основе отмеченных негативных явлений лежат как объективные причины, вызванные сменой экономической формации и спецификой управляемого объекта, так и недостаточная разработка методологии интеграции и регулирования ИР особенно на региональном уровне.

В одобренной в 2006 году Правительством РФ Концепции региональной информатизации до 2010 года в составе приоритетных направлений региональной информатизации, в частности, определены:

— реализация комплекса мероприятий, направленных на обеспечение управления региональной информатизациейсоздание системы анализа результатов использования «электронного правительства» региона, оценки экономического и социального эффекта ее внедренияразработку системы мониторинга состояния и администрирования общих инфраструктурных элементов и сервисов «электронного правительства» региона;

— разработка интеграционных механизмов, обеспечивающих возможность организации электронного информационного взаимодействия, объединения и совместного функционирования отдельных подсистем «электронного правительства» региона как между собой, так и с государственными информационными системами федерального значениясоздание основных государственных классификаторов и справочников для унификации используемых названий и терминов.

Использование региональных взаимосвязанных классификаторов, справочников и словарей разных категорий, а таюке создание системы управления ими будут способствовать эффективному решению задач совместимости региональных и муниципальных информационных систем между собой и обеспечению их надлежащий взаимосвязи с федеральными и зарубежными системами. В свою очередь такая интеграция позволит существенно повысить эффективность работы государственного аппарата, сократить число случаев нарушения законов, уменьшить финансовые затраты на цели информатизации и управления.

Особенностью задач регулирования ИР является то, они относятся к трудно формализуемым задачам. Основными методами решения этих задач в настоящее время являются формирование планов и программ информатизации, с одной стороны, и документальное подтверждение исполнения мероприятийс другой. Однако программы такого рода могут быть эффективными, если они разработаны на основе комплексной и достоверной информации, характеризующей достигнутые параметры разработанных ИС, в особенности во взаимосвязи с другими системами.

Практическое применение в данном случае экономико-математических методов и моделей является трудновыполнимым ввиду специфики производимого и используемого продукта — информационных ресурсов. Непосредственное использование в рассматриваемой предметной области зарубежного опыта также затруднено по причине существенных различий в структуре и функциях органов власти и управления, а также уровне информатизации и законодательстве.

В теории и практике управления слабо структурированными объектами в настоящее время быстро развивается направление, связанное с разработкой информационных систем поддержки принятия решений. Создание такой системы применительно к регулированию ИР может быть направлено на повышение эффективности мероприятий по его осуществлению.

В связи с вышеизложенным возрастает актуальность теоретического обоснования и разработки методологии системного анализа и синтеза информационного пространства региона на основе интеграции его компонент, а также формирования объективной оценки о текущем состоянии дел в этой области.

Степень научной проработанности темы. Научной разработке теоретических и методологических проблем информатизации процессов управления экономическими объектами посвящено множество публикаций, приведенных в библиографии к данной работе.

Среди наиболее важных следует выделить следующие теоретические и практические проблемы: кибернетики, информатики, создания экономических информационных систем и информационных технологийклассификации объектов различной природыисследования операций и подготовки принятия решенийгосударственной политики в сфере информатизации.

Однако анализ широкого спектра источников показал, что, несмотря на наличие практического опыта по созданию информационных систем и информационных ресурсов в интересах органов власти, вопросы их интеграции и регулирования рассматриваются недостаточно комплексно. Так, задачи интеграции информационных ресурсов решаются в основном путем создания совместимых программно-технических комплексов и интерфейсов между приложениями.

Вместе с тем методология обеспечения сопоставимости информационных ресурсов, в частности, на основе такой важной компоненты, как комплексная система классификаторов, справочников и словарей разработана недостаточно, особенно для регионального уровня. Не до конца реализованным является такое перспективное направление, как создание информационных систем поддержки принятия решений по регулированию процессов создания и использования информационных ресурсов с целью их совершенствования.

Публикации по тематике государственного регулирования и управления информационными ресурсами носят, как правило, концептуальный характер. Они посвящены вопросам использования правовых, организационных, экономических механизмов и не в полной мере учитывают региональную специфику.

Отмеченные обстоятельства и обусловили выбор темы диссертационного исследования, его цель, задачи и перечень рассматриваемых вопросов.

Цель и задачи диссертационного исследования.

Цель диссертационного исследования состоит в повышении экономической эффективности региональной информатизации за счет разработки методологии интеграции и регулирования государственных региональных информационных ресурсов на основе гармонизации и совместного применения объектов нормативно-справочной информации, а также формирования комплексных данных для анализа и повышения информационного потенциала региона.

Для достижения поставленной цели в диссертации решены следующие задачи:

— исследование проблем информатизации социально-экономического развития регионов, выбор и обоснование направлений по её совершенствованию, а также требований к методам и средствам их реализации;

— анализ теоретических положений классификации и кодирования информации, характеристик используемых для этих целей методов, особенностей различных форм систематизации информации и разработка рекомендации по их использованию для создания комплексов региональных классификаторов;

— разработка методологии и методики создания комплексов взаимосвязанных классификаторов информации разных категорий регионального уровня с применением инструментария их гармонизации, позволяющего строить схемы связей объектов под конкретные цели;

— создание методики регулирования процессов создания, хранения, ведения и использования региональных классификаторов разных категорий на основе разработки архитектуры системы их хранения, комплекса метаданных, а также структурно-функциональных моделей, регламентирующих выполнение процедур взаимодействия;

— построение архитектуры учетно-аналитической системы информационных ресурсов, позволяющей выполнять функции поддержки принятия решений с использованием показателей региональной информатизации;

— разработка методики формирования хранилища метаданных информационных ресурсов для обеспечения функционирования учетно-аналитической системы;

— создание программных комплексов с целью автоматизации процессов ведения и использования комплекса общерегиональных классификаторов и хранилища метаданных информационных ресурсов;

— применение методологии интеграции и государственного регулирования региональных информационных ресурсов в информационном менеджменте, осуществляемом региональными органами власти;

— обоснование экономической эффективности применения единых гармонизированных классификаторов и инструментария поддержки принятия решений в процессе региональной информатизации.

Предмет исследования. Предметом исследования являются процессы интеграции и государственного регулирования региональных информационных ресурсов, обеспечивающие повышение качества межведомственного информационного взаимодействия органов власти и использования информационных ресурсов в социально-экономической области.

Объект исследования. В качестве объекта исследования выбраны государственные информационные ресурсы региональных (муниципальных) органов власти и предприятий регионального (муниципального) подчинения, процессы взаимодействия и регулирования этих ресурсов, изучаемые на примере города Москвы и других субъектов РФ.

Теоретические и методологические основы исследования. Теоретическую и методологическую основу исследования составляют методы системного и экономического анализа, теории классификации и кодирования информации, теории принятия решений, проектирования информационных технологий и систем. В работе используются элементы теории функционального анализа, теории множеств, теории графов, теории иерархических многоуровневых систем, математической логики, теории баз и банков данных.

Информационную базу исследований составили законодательные и нормативные акты РФ и субъектов РФ, документы органов власти по вопросам внедрения новых информационных технологий в экономику регионовгосударственные стандарты федерального, ведомственного и регионального уровней в области информатизации. В исследовании использовались статистические данные государственных органов и научных центров.

В ходе работы над диссертацией изучены и проанализированы труды отечественных и зарубежных ученых в областях: информатики, теории системного анализа и принятия решений, проектирования информационных технологий и систем (К.А. Багриновский, В. П. Божко, P.C. Гиляревский, В. М. Глушков, Т. Груббер, Ю. Г. Данилевский, П. Друкер, Э. В. Евреинов, A.A. Емельянов, В. М. Жеребин, Д. Захман, С. Катлип, В. Н. Квасницкий, В. В. Кульба, А.Г. Мамико-нов, Д. Мако, М. Месарович, Ю. А. Михеев, В. А. Мясников, А. П. Пятибратов, А. Н. Романов, Т. Саати, С. Н. Селетков, И. Такахара, Ю. Ф. Тельнов, В. П. Тихомиров, М. Хаммер, Э. Н. Хотяшев и др.), создания инфорлгационных систем управления регионом, городом (Г.И. Марчук, Б. Г. Медведев, Ф. И. Перегудов, A.A. Стогний, Ю. М. Черкасов, Ю. А. Черенков и др.), классификации и управления информационными ресурсами (А.Б. Антопольский, И. Л. Бачило, Г. В. Белов, Ю. И. Блохин, Г. Р. Громов, В. А. Копылов, М. В. Ларин, Дж.С.Милль, A.A. Саков и др.).

В диссертации обобщаются результаты теоретических и практических исследований автора в области проектирования, внедрения и эксплуатации автоматизированных информационных систем управления городом в составе комплекса АСУ «Москва», разработки рациональных методов организации автоматизированной обработки планово-экономической информации, создания классификаторов информации различных категорий и автоматизированной системы их ведения и использования, системы учёта и регистрации информационных ресурсов и систем субъекта РФ — г. Москвы.

В качестве основных инструментальных и программных средств применялись: средства СУБД ORACL, Access, клиент/серверная технология групповой работы IBM Lotus Domino/Notes, инструмент управления интернет-проектом «1С-Битрикс: Управление сайтом», продукт ESRI ArcGIS 9 для создания и ведения массивов геоданных, а также разработанное под руководством и при участии автора оригинальное прикладное программное обеспечение.

Научная новизна диссертационной работы заключается в теоретическом обосновании и системном решении проблемы дальнейшего развития методологии интеграции и регулирования региональных информационных ресурсов в части создания комплексов гармонизированных классификаторов, справочников и словарей и механизмов управления ими, а также формирования данных для анализа состояния региональной информатизации, имеющей важное научное и большое народнохозяйственное значение для повышения эффективности информатизации экономических и социальных процессов в регионах путем экономии бюджетных средств на эти цели.

Предложенная в работе методология интеграции и регулирования региональных информационных ресурсов отличается комплексностью решаемых задач и позволяет оптимизировать бизнес-процессы региональной информатизации в соответствии с выбираемой стратегией, достигаемым уровнем информатизации и экономическими условиями субъекта РФ.

На защиту выносятся следующие результаты, содержащие элементы научной новизны:

— авторские определения категорий и гармонизации региональных классификаторов, а также Государственного регионального информационного кадастра, отражающие развитие этих понятий и особенности региональной информатизации;

— обобщенная графоаналитическая модель предметной области региональной информатизации, включающая множества целей, объектов и субъектов информатизации, информационных систем и информационных ресурсов, а также структуру регионального управления;

— методология гармонизации классификаторов технико-экономической и социальной информации, отличающаяся использованием оригинального формального аппарата описания процессов гармонизации с применением теории графов, расширенного комплекса способов ее реализации;

— комплексная методика организации и регулирования процессов создания и применения региональных классификаторов, в основе которой лежат распределенная архитектура системы их хранения, комплекс метаданных и структурно-функциональные модели (схемы), регламентирующие для различных категорий классификаторов выполнение процедур взаимодействия и принятия решений;

— научно обоснованные рекомендации по применению методов классификации и кодирования региональной информации с использованием расширенного состава сравнительных характеристик этих методов и требований к ним, а также схем гармонизации, составу классификаторов и созданию единой региональной системы классификаторов информации, отражающих региональную специфику;

— математическая модель обоснования экономической эффективности применения единых классификаторов информации путем сравнения затрат на разработку и использование классификаторов различных категорий;

— методология регулирования региональных ИР и обеспечивающий ее специальный информационный инструментарий — учетно-аналитическая регистрационная система (УАРС), выполняющая в отличие от существующих систем функции поддержки принятия решений с применением хранилища метаданных об ИР и системы показателей информатизации объектов экономики и социальной сферы региона;

— архитектура информационной системы поддержки принятия решений с использованием УАРС по регулированию ИР, отражающая как взаимосвязи в структуре регионального управления, так и декомпозицию процесса функционирования совокупности ИС региона;

— способ организации совокупности государственных региональных ИР в составе Государственного регионального информационного кадастра, отличительной особенностью которого является введение дополнительных характеристик ИР, обеспечивающих новые экономические возможности их использования;

— метод обеспечения более комплексного анализа структуры региональных ИР на основе сочетания их классификации по тематическому, объектному и функциональному признакам.

Теоретическая и практическая значимость работы.

Теоретическая значимость работы заключается в том, что основные ее положения представляют собой определенный вклад в развитие теории, методологии и инструментария классификации и интеграции информации в системах управления экономическими объектами, а именно методов гармонизации классификаторов технико-экономической информации, а также управления информационными ресурсами в части инструментария поддержки принятия решений, основанного на использовании хранилищ метаданных информационных ресурсов.

Практическая значимость полученных в диссертации результатов определяется общностью разработанных методов и их прикладной направленностью и заключается в возможности использования результатов выполненного исследования региональными органами власти и организациями для регулирования процессов создания и использования информационных ресурсов.

Самостоятельное значение имеют:

— методика разработки и гармонизации классификаторов («РГтехнология»), позволяющая создавать и использовать взаимосвязанные по вертикали и горизонтали классификаторы различных категорий на основе аналогов, предотвращать дублирование классификаторов;

— комплекс гармонизированных общерегиональных (общемосковских) классификаторов и словарей для обеспечения информационной совместимости ИР;

— методика создания единого регионального топонимического и адресного пространства региона на основе гармонизированных классификаторов адресации;

— структурно-функциональные модели (схемы) регулирования процессов создания и использования региональных классификаторов, а также комплекс метаданных, регламентирующие для разных категорий классификаторов выполнение процедур разработки, поставки, хранения, ведения, актуализации, учета и контроля использования;

— структура метаданных региональных ИР, которая может быть использована при проектировании логических и физических структур баз данных в региональных системах учёта и анализа ИР, программных средств автоматизации процессов их ведения;

— комплексный состав и структура показателей региональной информатизации, позволяющих анализировать и объективно оценивать эти процессы с целью их совершенствования;

— методика учета и регистрации региональных ИР для создания и ведения хранилища метаданных ИР;

— программные комплексы и интернет-порталы для централизованного ведения общерегиональных (общемосковских) классификаторов и метаданных региональных РТР, а также расчета показателей региональной информатизации и обслуживания пользователей.

Апробация и внедрение результатов исследований. Исследования выполнялись в соответствии с мероприятиями ГЦП «Электронная Москва» и распорядительными документами Правительства Москвы.

Основные результаты работы нашли практическое применение в Департаменте экономической политики и развития, Управлении информатизации, Службе ведения общегородских классификаторов, Службе ведения Единого реестра информационных ресурсов и систем, а также в других органах власти (заказчики и пользователи ИС) г. Москвы и городских организациях при:

— создании первой среди регионов РФ системы общемосковских классификаторов, проектировании взаимосвязанных ведомственных городских и локальных комплексов нормативно-справочной информации и средств обеспечения ими пользователей;

— обеспечении совместимости массивов региональной информации между собой и с базами данных федеральных органов власти, создании интегрированных информационных ресурсов и систем, формировании и реализации регламентов информационного взаимодействия между органами власти и организациями;

— разработке и контроле выполнения программ информатизации, планировании расходов на промышленную эксплуатацию городских ИС;

— формировании обоснованных управленческих решений в сфере информатизации путем разработки законодательных, нормативных и методических документов г. Москвы, а также заключении соглашений г. Москвы с органами власти РФ по вопросам обмена информацией.

По результатам диссертационного исследования под руководством и непосредственном участии автора разработаны и внедрены ИС «Ведение общегородских классификаторов и обслуживания пользователей г. Москвы», ИС «Ведение Единого реестра информационных ресурсов и систем г. Москвы», свыше десяти общемосковских гармонизированных классификаторов, справочников и баз данных, ряд нормативных документов в сфере информатизации города, что подтверждено актами, регистрационными свидетельствами и распорядительными документами Правительства Москвы. Число зарегистрированных пользователей общемосковских классификаторов составляет более шестисот. Экономический эффект от использования этих информационных систем составил более 40 млн рублей.

Методические материалы по вопросам создания систем учета и регистрации государственных информационных ресурсов в г. Москве использованы администрациями Московской области, республики Бурятия, Приморского края и других субъектов РФ.

В процессе работы над диссертацией автор также осуществлял руководство и принимал непосредственное участие в разработке и интеграции ряда общегородских ИС, включая разработку подсистем нормативно-справочной информации: ИС «Соцзащита Москвы», Банк данных «Инвалиды Москвы», ИС «Комитета по делам семьи и молодежи Москвы», ИС «Единый реестр социальных льготников г. Москвы», ИС «Управление бюджетным процессом г. Москвы» и др., а также в подготовке и внедрении нормативно-правовых и методических документов в сфере информатизации города.

Основные теоретические, методологические и практические результаты диссертационного исследования, полученные автором, докладывались и демонстрировались на следующих Международной, Российских и Городских конференциях, семинарах и выставках: IV Российской научно-методической конференции «Совершенствование подготовки ГГ-специалистов по направлению „Прикладная информатика“ для инновационной экономики». М. 2008; XI научно-практическая конференция «Реинжиниринг бизнес-процессов на основе современных информационных технологий. Системы управления знаниями» (РБП-СУЗ-2008). М., 2008; IV московская специализированная выставка «Современные информационные технологии в городском хозяйстве». М. 2008; 1П Российская научно-методическая конференция «Совершенствование подготовки 1Т-специалистов по направлению „Прикладная информатика“ на основе инновационных технологий и Е-Ьеагпк^». М., 2007; 7-я Международная конференция «Информационное общество. Интеллектуальная обработка информации. Информационные технологии». М., ВИНИТИ РАН. 2007; «Электронная Моск-ва-2002». М. 2002; «Электронная Москва-2003». М. 2003; «Управление 2002. Методы. Средства. Технологии». М. 2002; «Управление 2003». М. 2003 и др.

Публикации. Основные результаты исследования отражены в 43 научных публикациях, включая 2 монографии, общим объемом 52,4 п.л., в том числе без соавторов — 26 научных публикаций объемом 44,5 п.л., в журналах из перечня ВАК — 13 публикаций, в том числе без соавторов — 10 публикаций.

Структура и объем работы. Диссертация состоит из введения, 6 глав, включая 32 рисунка и 28 таблиц, заключения, списка литературы, содержащего 264 наименования, и 5 приложений.

Выводы.

1. Предложенная в работе методология регулирования региональных ИР посредством создания и функционирования УАРС реализована в Едином реестре информационных ресурсов и систем города Москвы.

2. Разработана методика учета и регистрации информационных систем и ресурсов, в соответствие с которой осуществляется формирование и актуализация информационного хранилища метаданных о региональных ИС, ИР.

3. Разработан программный комплекс для автоматизации процессов сбора, корректировки и хранения учетной информации о региональных ИС, ИР, формирования данных с целью анализа и принятия управленческих решений, обладающий рядом преимуществ перед аналогами.

4. С помощью программного комплекса получены статистические и аналитические данные, в том числе на основании которых был принят ряд управленческих решений в виде распорядительных документов администрации г. Москвы, направленных на повышение эффективности процессов региональной информатизации.

5. По результатам апробации предложенной методологии и программного комплекса регулирования ИР разработаны типовые требования к инструментальным системам учета и анализа информационных ресурсов регионального уровня. Сформулированы направления дальнейшего совершенствования и развития системы.

6. Определены основные факторы прямого и косвенного экономического эффекта от использования инструментальных средств регулирования региональных ИР. Произведен расчет прямого экономического эффекта.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Предложенная в работе методология интеграции и регулирования информационных ресурсов экономики и социальной сферы региона на основе единой системы гармонизированных классификаторов и учетно-аналитической информационной системы отличается комплексностью решаемых задач и позволяет оптимизировать бизнес-процессы региональной информатизации в соответствии с выбираемой стратегией и достигаемым уровнем и условиями субъекта РФ.

К основным научным и практическим результатам, полученным в диссертации, относятся следующие.

1. Предложена методология гармонизации классификаторов на основе создания формального аппарата описания и моделирования процессов гармонизации, позволяющего выбирать необходимые схемы гармонизации классификаторов различных категорий под конкретные цели, осуществлять разработку новых классификаторов, а также обеспечивать на этой основе информационную связь (интеграцию) автоматизированных ресурсов региональных органов власти.

2. Формализованы организационные процессы управления созданием и использованием региональных классификаторов в виде структурно — функциональных моделей, регламентирующих для разных категорий классификаторов процедуры разработки, поставки, хранения, ведения и учета.

3. Обоснованы и сформулированы применительно к региональному уровню рекомендации по использованию методов классификации и кодирования информации, выбору схем гармонизации и составу региональных классификаторов и словарей, а также структуре метаданных и архитектуре системы их учета и хранения. Разработан комплекс гармонизированных общерегиональных (общемосковских) классификаторов и словарей для обеспечения информационной совместимости ИР.

4. Создана и реализована программно-ориентированная методика формирования и ведения единого топонимического и адресного пространства региона города), обеспечивающая комплексную регламентацию процедур формирования предложений, присвоения, регистрации адресных данных объектов, выявление и ликвидацию несоответствий в региональных массивах, содержащих топонимическую и адресную информацию.

5. Предложена математическая модель обоснования экономической эффективности применения единых классификаторов информации путем сравнения затрат на разработку и ведение классификаторов различных категорий.

6. Разработана архитектура учетно-аналитической регистрационной системы информационных ресурсов кадастрового типа, обеспечивающей, наряду с решением традиционных задач их регистрации, выполнение таюке функций информационной поддержки принятия решений по регулированию процессов создания и использования региональных информационных ресурсов.

7. Осуществлены синтез и группировки системы показателей региональной информатизации, а также обоснованы структура метаданных, состав классификаторов и словарей, позволяющих более полно характеризовать информационные ресурсы и обеспечить проведение комплексного анализа структуры и характеристик информационного пространства органов региональной власти.

8. Разработана и реализована методика учета и регистрации региональных информационных ресурсов на базе расширенного по сравнению с существующими системами состава функций и учетных характеристик объектов, которая позволяет регламентировать процедуры формирования и ведения хранилища данных и метаданных об информационных ресурсах для их последующего анализа.

9. Предложен метод обеспечения комплексного анализа структуры региональных информационных ресурсов на основе их классификации по тематическому, объектному и функциональному признакам, который позволяет более точно выявлять «узкие места» в информационном пространстве, а таюке осуществлять качественный подбор информационных ресурсов под конкретные цели их использования и формировать структуру региональных ИР, адекватную функциям органов власти.

10. Разработаны программные комплексы, автоматизирующие процессы ведения общегородских классификаторов, хранилища метаданных информационных ресурсов, а также интернет-порталы для сбора, хранения, обработки и представления информации.

11. Определены факторы экономической эффективности и произведен расчет экономического эффекта от разработанной методологии интеграции и регулирования региональных информационных ресурсов по г. Москве.

Показать весь текст

Список литературы

  1. А. Технология управления НСИ корпоративного уровня / А. Колесов //PC Week. — 2005. — № 18.
  2. Закон Красноярского края от 25.05.2004 г. № 10−2017 «О краевой целевой программе „Информатизация Красноярского края“ на 2004—2006 годы» // http ://w ww. legis.krsn.ru.
  3. В.И. Информационные технологии в государственном и муниципальном управлении: учеб. пособие / В. И. Рыжков. Хабаровск: Изд-во ДВАГС, 2004.
  4. Информационные ресурсы развития Российской Федерации / Ин-т государства и права. М.: Наука, 2003.
  5. Л. Информационные технологии в системах организационно-экономического управления: перспективы развития и применения / Л. Еремин // Проблемы теории и практики управления. 2006. — № 5. — С. 64−78.
  6. Концепция информатизации исполнительных органов государственной власти Курганской области (утверждена постановлением Губернатора Курганской области от 25 декабря 2001 года № 311) // http://www.e-rus.ru.
  7. Концепция создания и развития единого информационного пространства города Архангельска // http://www.e-rus.ru.
  8. В.Е. Информатизация муниципального управления. От АСУ горисполкома к «электронному» муниципалитету (томская модель) / В. Е. Кириенко. -Томск: НТЛ, 2006.
  9. г. Москвы от 9 июля 2003 г. N 47 «О Городской целевой программе «Электронная Москва"// http://www.mos.ru.
  10. Р., Заболотский В. и др. О концептуальных основах региональной информационной политики / Р. Юсупов, В. Заболотский // Информационные ресурсы России. 2007. № 5. — С.2−7.
  11. А., Шабунин А. Информационные ресурсы в «Электронном правительстве» органов государственной власти / А. Баденко, А. Шабунин // Информационные ресурсы России. 2007. — № 5. — С.8−9.
  12. JI. Классификация и кодирование как средства повышения эффективности информационных технологий / JI. Еремин // Финансовая газета. (Региональный выпуск). 2005. — № 34−36.
  13. Правила стандартизации. Основные положения и порядок проведения работ по разработке, ведению и применению общероссийских классификаторов ПР 50.1.024−2005. -М.: Стандартинформ, 2006.
  14. М.Н. Международные и общероссийские классификаторы информации как стандартный язык описания данных / М. Н. Костомаров. М.: РГГУ, 2000.-127 с.
  15. А.П. Автоматизированные информационные системы и ресурсы города Москвы / А. П. Жихарев. М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2006. — 255 с.
  16. А.П. Методы построения и организации конвейерной технологии обработки данных АСУ в ВЦКП. Диссертация на соискание ученой степени кандидата технических наук. М.: НИИсистем НПО АСУ «Москва», 1989.
  17. Концепция движения Москвы к информационному обществу. М.: Институт развития информационного общества, 2001.
  18. А.Б. Информационные ресурсы России: научно-методическое пособие // А. Б. Антополъский. М.: Издательство «ЛИБЕРИЯ», 2004. — 424 с.
  19. Постановление Правительства Москвы от 13 мая 2003 г. N 367−1111 «О городской целевой программе «Электронная Москва» (с изменениями от 14 октября 2003 г., 22 июня, 3 августа 2004 г., 22 февраля, 12 апреля, 13 декабря 2005 г.) // http://www.mos.ru.
  20. A.B. Государственная информационная политика в особых условиях / A.B. Манойло. -М.: Издательство МИФИ. 2003. — 388 с.
  21. А.Е., Финько O.A., Черешин Д. С. О государственной политике России в области формирования информационного общества / А. Е. Крупнов, O.A. Финько, Д. С. Черешин // Информационное общество. 1999. — № 1. — С. 4−9.
  22. А.П. Модели и методы гармонизации классификаторов информации в АСУ / А. П. Жихарев // Автоматизация и современные технологии. 2007. -№ 10.-С. 21−27.
  23. И.П. Автоматизация плановых расчетов (опыт использования ЭВМ в практике планирования) / И. П. Романенко. М.: Экономика, 1977. — 144 с.
  24. Целевая программа создания комплекса автоматизированных систем управления хозяйством г. Москвы комплекса АСУ «Москва». — М.: НПО АСУ «Москва», 1980.-29 с.
  25. Основные положения по созданию комплекса автоматизированных систем управления крупным городом комплекса АСУ «Город». — М.: ГКНТ при Совете министров СССР, 1983. — 32 с.
  26. Формирование единого информационного пространства региона. Опыт Ханты-Мансийского автономного округа. М.: ВНИИ проблем вычислительной техники и информатизации, 2002.27. http://www.government.nnv.ru28. http://www.admlr.Hpetsk.ru
  27. С.Н., Днепровская Н. В. Развитие теории управления информатизацией / С. Н. Селетков, Н. В. Днепровская // Информационные ресурсы России. -2006.-№ 6.-С. 12−14.
  28. Forest Horton Jr. The Invisible Revolution / Computerworld, Inc. August 16, 1982.
  29. Bruce, Christine S. Seven Faces of Information Literacy in Higher Education. AUSLIB Press, South Australia, 1997 //http://sky.fit.qut.edu.au/-bruce/inflit/
  30. В.И. Информатизация системы государственного управления России / В. И. Сарафанов. М.: РАН. ИНИОН, 2006. — 120 с.
  31. Paperword Reduction Act of 1995 // http://www.au.af.mil/au/awc/
  32. JI.B. Управление в условиях неопределенности: В поисках моделей устойчивого развития // Сравнительное государственное управление: Теория, реформы, эффективность / Под ред. Сморгунова JI.B. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2000.
  33. Stewart Т. Intellectual capital: The new wealth of organization. N.Y.-L, 1997.
  34. Г. П. От администрирования к менеджменту: Опыт реформирования государственной службы в Великобритании / Г. П. Зинченко // Полит, ис-след.-М.: 1996.-№ 1.
  35. А.Н., Фомин C.B. Элементы теории функций и функционального анализа / А. Н. Колмогоров, C.B. Фомин. М.: Наука, 1968. — 496 с.
  36. Леонтьев В. К, Мовсисян Г. Л. О некоторых аспектах понятия информация / В. К. Леонтьев, Г. Л. Мовсисян // Компьюлог. 2005. — январь-февраль. — С.17−21.
  37. А.Г. Проектирование АСУ: учебник для спец. «АСУ» вузов / А. Г. Мамиконов. М.: Высш. шк., 1987. — 303с.
  38. Порядок разработки общероссийских классификаторов ПР 50.1.020−2000 (принят постановлением Госстандарта РФ от 25.12.2000 г. № 409-ст.) // http://www.standards.ru.
  39. К. Автоматизация решения задач управления: пер. с франц. / К. Кастеллани. -М.:Мир, 1982.
  40. В.В. Управление знаниями (технологии, методы и средства представления, извлечения и измерения знаний) / В. В. Лабоцкий. Минск: Соврем, шк., 2006.
  41. Л.Ф., Бойченко Е. В. Технологии создания автоматизированных систем о населении / Л. Ф. Марин, Е. В. Бойченко. -М.: ИФК «Каталог», 2003.
  42. Советский Энциклопедический словарь / Научно-редакционный совет под председ. A.M. Прохорова. -М.: Советская Энциклопедия, 1981.
  43. Ф.С. Систематизированный толковый словарь по информатике / Ф. С. Воройский. М.: Либерия, 1998.-376 с.
  44. В.И., Савинков В. М. Толковый словарь по информатике. / В. И. Першиков, В. М. Савинков. М.: Финансы и статистика, 1991. — 543 с.
  45. Словарь по кибернетике. Изд. 2-е пер. и доп. / под ред. академика B.C. Ми-халевича. — Киев: Гл. редакция Украинской Советской Энциклопедии им. М. П. Бажова, 1989.-751 с.
  46. Толковый словарь по вычислительным системам / Под ред. В. Иллингуорта и др.- пер. с англ. А. К. Белоцкого и др. Под ред. Е. К. Масловского. М.: Машиностроение, 1990. — 560 с.
  47. Постановление Правительства Российской Федерации от 23 ноября 1996 г. № 1410 «О Федеральной целевой программе «Реформирование статистики в 1997—2000 годах» // http://www.pravoteka.ru.
  48. Федеральный закон от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ «О техническом регулировании». Собрание законодательства РФ. 30.12.2002. N 52 (ч. 1). Ст. 5140.
  49. ГОСТ 6.01.1−87. Единая система классификации и кодирования технико-экономической информации. -М.: Издательство стандартов, 1987.
  50. Общероссийский классификатор информации об общероссийских классификаторах. Госстандарт России. -М.: Издательство стандартов, 2003.
  51. Предметно-ориентированные экономические информационные системы: учебник / под ред. В. П. Божко, A.B. Хорошилова. М.: Финансы и статистика, 2007. — 224 е.: ил.
  52. Распоряжение Правительства Москвы от 10 декабря 2002 г. № 2488- РП «О первоочередных мерах по кодификации объектов недвижимости города Москвы» // http://www.mos.ru.
  53. О совершенствовании управления собственностью города Москвы и исполнительных инструментов финансового рынка и Программы реструктуризации городского портфеля акций на 2005 2007 годы // http://www.mos.ru.
  54. Концепция региональной информатизации до 2010 года (одобрена распоряжением Правительства РФ от 17 июля 2006 г. № 1042 -р) // http://www.e-rus.ru.
  55. Федеральный закон от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» // Российская газета (федеральный выпуск). 2006. — N 4131 (29 июля).
  56. М.Н., Соколов A.B., Степанов Е. А. Информационное обеспечение управления / М. Н. Костомаров, A.B. Соколов, Е. А. Степанов. М.: МГИАИ, — 1990.-78 с.
  57. М.Н. Классификаторы технико-экономической информации в информационном обеспечении управления / М. Н. Костомаров. М.: МГИАИ, 1987.-80 с.
  58. М.Н. Классификация и кодирование документов и документной информации (классификация документов) / М. Н. Костомаров // Секретарское дело. -2003. -№ 10. С. 35−40, № 11.-С. 28−34.
  59. М.Н. Организация разработки проекта классификатора ТЭСИ / М. Н. Костомаров // Секретарское дело. 2001. — № 2. — С.51−54.
  60. .П. Технология создания и ведения информационного пространства автоматизированной системы (СВИЛ технология) / Б. П. Смирнов // Информационные технологии. — 2000. — № 9. — С. 27−33.
  61. М.Н. Стандартный язык описания информации о трудовых ресурсах / М. Н. Костомаров // Трудовое право. 2002. — № 9.
  62. С.И. Группы и отдельные виды типовых документов, формы их представления в социальной сфере: подходы к их классификации / С. И. Семилетов // Делопроизводство. 2003. — № 1. — С. 5−12.
  63. Постановление Правительства РФ «О развитии единой системы классификации и кодирования технико-экономической и социальной информации» от 1 ноября 1999 г. № 1212 // Собрание законодательства Российской Федерации. 1999. N45. Ст. 5434.
  64. А.П. и др. Основные направления, методы и средства интеграции информационных систем и данных комплекса социальной защиты Москвы / А. П. Жихарев // Компьюлог. 1997. — № 3. — С. 406.
  65. А.П. и др. Опыт внедрения общемосковских классификаторов в городские информационные системы / А. П. Жихарев // Информационные ресурсы г. Москвы: тезисы докладов семинара. М., 1996.
  66. А.П. Универсальная структура жизненного цикла информационных ресурсов / А. П. Жихарев // Компьюлог. 2005. — ноябрь-декабрь. — С. 10−18.
  67. К. Российские холдинги требуют нового ПО / К Левертов // http://www.iteam.ru, 2006.
  68. В.Ф. Разработка программных средств создания и ведения классификаторов / В. Ф. Захарушкин // http://zhumal.ape.relarn.ru.
  69. Д. Корпоративные системы. Как избежать типовых ошибок при построении корпоративных и отраслевых систем НСИ / Д. Гулько // PC Week. -2004.-№ 18.
  70. C.B., Зубенко A.B., Кривицкий A.B. Реальная автоматизация реальных предприятий. Возможна ли она? / C.B. Березовский, A.B. Зубенко, A.B. Кривицкий // http://www.bkg.ru.
  71. Улицы современной Москвы. М.: Международное издательство «Инфор-мациология», 2003. — 576 е., 2005. — 656 с.
  72. А.П. Использование систем классификации при учете информационных ресурсов / А. П. Жихарев // Компьюлог. 2005. — июль-август. — С. 3−16.
  73. А.П. Вопросы применения систем классификации и справочной информации при учёте и анализе информационных ресурсов / А. П. Жихарев // Информационные ресурсы России. 2005. -№ 6. — С. 12−16.
  74. А.П. и др. Автоматизированная система обработки информации по социальной защите населения Москвы / А. П. Жихарев и др. // Компьюлог. -1997.-январь.-С. 4−10.
  75. А.П. и др. Основные направления информатизации сферы социальной защиты Москвы / А. П. Жихарев и др. // Компьюлог. 1997. — № 3. — С. 4−7.
  76. А.П. и др. Общегородской интегрированный банк данных РАСОЙ «Соцзащита» Москвы / А. П. Жихарев и др. // Компьюлог. 1997. — № 3. — С. 812.
  77. А.П. Типовые требования к автоматизированным системам учета и анализа информационных ресурсов / А. П. Жихарев // Компьюлог. 2005. -сентябрь-октябрь. — С. 3−11.
  78. А.П. Об упорядочении структуры жизненного цикла информационных ресурсов / А. П. Жихарев // Стандарты и качество. 2006. -№ 4. — С. 44.
  79. Концепция совершенствования статистической деятельности в отрасли связи и информатизации (принята на заседании научно-технического совета Минсвязи России, протокол № 4 от 21 июня 2001 г.) //http://www.minsvyaz.ru/ministry/documents/816/822.shtml
  80. А.П., Гудыно Л. П., Кириченко А. А. Вычислительные системы, сети и телекоммуникации: учебник для вузов / А. П. Пятибратов, Л. П. Гудыно, А. А. Кириченко. М.: Финансы и статистика, 2006. — 560 с. 91. http://www.intertech.ru
  81. А.Н., Ульянова Т. Г. Задачи и методы управления презентационным контентом в ситуационном центре / А. Н. Данчул, Т. Г. Ульянова // Информационные технологии. 2007. — № 10. — С.38−42.
  82. Единые системы нормативно-справочной информации (НСИ) в задачах корпоративного и государственного управления. Материалы учебных семинаров. -М.: НЦИТ «Интертех», 2006.
  83. ISO/IEC 15 420. Information Technology AIDC Techniques Bar code symbology specification EAN/UPC //http://www.standards.ru.
  84. ISO/IEC 16 390. Information Technology AIDC Techniques Bar code symbology specifications Interleaved 2-of-5 //http://www.standards.ru.96. http://www.mos.ru
  85. В., Шрейдер Ю. А. Методологические аспекты теории классификации / В. Мейенс, Ю. А. Шрейдер // Вопросы философии. 1976. — № 8. — С.12.
  86. A.M. «Метаклассификация» как наука о механизмах и закономерностях классифицирования. Ч. 1 / А. И. Субетто. М. :ИЦ ПКПС, 1994. — 254 с.
  87. Ю.И. Классификация и кодирование технико-экономической информации / Ю. И. Блохин. М.: Экономика, 1976. — 191 с.
  88. A.A. Унификация управленческой документации и общесоюзные классификаторы / A.A. Саков. -М.: Экономика, 1982. 168 с.
  89. Автоматизация проектирования АСУ с использованием пакетов прикладных программ / Ю. М. Черкасов, В. А. Гринштейн, Ю. В. Радашевич, В.И. Яло-вецкий. -М.: Энегроатомиздат, 1987.
  90. Я. Системы НСИ: мировой опыт и тенденции развития / Я. Помазков // PC Week/RE. 2006. — № 12.
  91. Вестник Мэра и Правительства Москвы. -М.: 2005. -№ 58.
  92. Постановление правительства Москвы от 24 июня 2003 г. № 496−1111 «О Единой системе классификации и кодирования и Едином реестре информационных ресурсов и систем города Москвы» // http://www.mos.ru.
  93. X. «Электронное правительство» стратегия модернизации государства и управления / X. Хилл // Государственная служба за рубежом. Государственная служба на пути реформ. — М.: РАГС, 2003.
  94. Постановление правительства Москвы от 27 июня 1999 г. № 681 «Об утверждении общемосковских классификаторов и Положения о Службе ведения общегородских классификаторов» // http://www.mos.ru.
  95. Ю.Ф. Компонентная методология реинжиниринга бизнес-процессов на основе управления знаниями: дисс.. доктора экономических наук / Ю. Ф. Тельнов. М.: МЭСИ, 2003.
  96. Gorry A., Scott M.S. A Framework for Management Information Systems // Sloan-Management Review 13. 1971. — fall. — P. 55−70.
  97. Simon H.A. The new science of management decision. Englewood Cliffs. NY: Prentice-Holl Jnc. — 1975. — 254 p.
  98. О.И. Теория и методы принятия решений, а также хроника событий в волшебных странах / О. И. Ларичев. М.: Логос, 2000. — 259 с.
  99. О.И., Мошкович Е. М. Качественные методы принятия решений. Вербальный анализ решений / О. И. Ларичев, Е. М. Мошкович. М.: Наука, 1996.-208 с.
  100. К.А. и др. Современные методы управления технологическим развитием / К. А. Багриновский, М. А. Бендиков, Е. Ю. Хрусталёв. М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 2001. — 272 с.
  101. А.М. и др. Моделирование рисковых ситуаций в экономике и бизнесе: учеб. пособие / А. М. Дубров, Б. А. Лагоша, Е. Ю. Хрусталёв, Т.П. Барановская- под ред. Б. А. Лагоши. 2-е изд., перераб. и доп. -М.: Финансы и статистика, 2001.-224 с.
  102. .А. и др. Методы и модели совершенствования организационных структур / Б. А. Лагоша. М.: Наука, 1988. — 186 с.
  103. В.Г. Функционирование экономического механизма: учеб. пособие / В. Г. Медницкий. -М.: МЭСИ, 1992. 120 с.
  104. С.И. Математические методы и модели в экономике, финансах, бизнесе: учеб. пособие для вузов / С. И. Шелобаев. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. -367 с.
  105. М., Стэнфилд Р. Методы принятия решений: пер. с англ. / М. Эдцо-ус, Р. Стэнфилд. М.: Аудит: ЮНИГИ, 1997. — 590 с.
  106. A.A. Имитационное моделирование в управлении рисками / A.A. Емельянов. СПб.: СПбГИЭА, 2000. — 376 с.
  107. A.A. и др. Имитационное моделирование экономических процессов / A.A. Емельянов, Е. А. Власова, Р.В. Дума- под ред. A.A. Емельянова. М.: Финансы и статистика, 2002.-368 с.
  108. В.В., Ясиновский С. И. Введение в интеллектуальное имитационное моделирование сложных дискретных систем и процессов / В. В. Емельянов, С. И. Ясиновский. М.: Анвик, 1998.-427 с.
  109. Модельные эксперименты с механизмом экономического управления / Г. М. Татевосян, B.C. Луняков, E.H. Егорова и др.- под ред. В. Л. Макарова, В. А. Житкова. -М.: Наука, 1989.-223 с.
  110. .Я., Яковлев С. А. Моделирование систем: учеб. для вузов по спец. «Автоматизир. системы обработки информ. и упр.» / Б. Я. Советов, С. А. Яковлев. 2-е изд., переработ, и доп. — М.: Высшая школа, 1998. — 319 с.
  111. P.E. Имитационное моделирование систем / P.E. Шеннон. М.: Мир, 1978.-420 с.
  112. С.А. Сценарный подход к моделированию поведения бизнес-систем / С. А. Юдицкий. М.: СИНТЕГ, 2001. — 112 с. (Управление организационными системами).
  113. A.B., Андрейчикова О. Н. Анализ, синтез, планирование решений в экономике / A.B. Андрейчиков, О. Н. Андрейчикова. М.: Финансы и статистика, 2000.-368.
  114. Т. Принятие решений: Метод анализа иерархий / Т. Саати. М.: Радио и связь, 1993. — 254 с.
  115. Т.А., Хорошевский В. Ф. Базы знаний интеллектуальных систем: учебник / Т. А. Гаврилова, В. Ф. Хорошевский. М.: Питер, 2000. — 382 с.
  116. П. Введение в экспертные системы: пер. с англ.: учеб. пособие / П. Джексон. М.: Изд. дом «Вильяме», 2001.- 624 с.
  117. Искусственный интеллект. Кн. 1: Системы общения и экспертные системы / Под ред. Э. В. Попова. М.: Радио и связь, 1990. — 461 с.
  118. А.Н., Одинцов Б. Е. Советующие информационные системы в экономике: учеб. пособие для вузов / А. Н. Романов, Б. Е. Одинцов. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000.-487 с.
  119. Статические и динамические экспертные системы: учеб. пособие / Э. В. Попов, И. Б. Фоминых, Е. Б. Кисель, М. Д. Шапот. М.: Финансы и статистика, 1996.-320 с.
  120. Ю.Ф. Интеллектуальные информационные системы в экономике: учеб. пособие / Ю. Ф. Тельнов. 3-изд. -М.: СИНТЕГ, 2002. — 306 с.
  121. Д. Руководство по экспертным системам / Д. Уотерман- пер. с англ.- под ред. Стефанюка B.JI. М.: Мир, 1989. — 388 с.
  122. Р. Экспертные системы: принципы и примеры / Р. Форсайт- пер. с англ. С.И. Рудаковой- под ред. B.JI. Стефанюка-М.: Радио и связь, 1987.-223 с.
  123. Автоматизированные информационные технологии в экономике: учебник / Под ред. проф. Г. А. Титоренко. М.: Компьютер: ЮНИТИ, 1998. — 399 с.
  124. Введение в информационный бизнес / Под ред. В. П. Тихомирова, A.B. Хо-рошилова. М.: Финансы и статистика, 1996. — 246 с.
  125. С.М. Проектирование и эксплуатация баз данных / С. М. Диго.- М.: Финансы и статистика, 1995. -280 с.
  126. Информационные технологии в статистике: учебник / Под ред. В. П. Божко и A.B. Хорошилова. М.: Финстатинформ, 2002. — 144 с.
  127. М.А. Обработка экономической информации на ЭВМ / М. А. Королев. М.: Экономика, 1964.-285 с.
  128. Т.К., Пресняков В. Ф. Инфокоммуникационные технологии управления предприятием: учеб. пособие / Т. К. Кравченко, В. Ф. Пресняков. -М.: Издательский дом ГУ «Высшая школа экономики», 2003. 272 с.
  129. А.И. Теория экономических информационных систем / А.И. Ми-шенин. -М.: Финансы и статистика, 1999. -239 с.
  130. Г. Н. и др. Проектирование экономических информационных систем: учебник / Г. Н. Смирнова, А. А. Сорокин, Ю.Ф. Тельнов- под ред. Ю. Ф. Тельнова. М.: Финансы и статистика, 2001. — 512 с.
  131. Итоги семинара «Категории и понятия в информационном правее/Информационные ресурсы России. 2006. — № 1. — С.14−17.
  132. В.М. Информационное обеспечение АСУ / В. М. Жеребин. М.: Наука, 1975.-200 с.
  133. В.А. Информационное право. Вопросы теории и практики / В. А. Копылов. М.: ЮРИСТ, 2003.
  134. Э.В. Корпоративные системы управления знаниями / Э. В. Попов // Новости искусственного интеллекта. 2001. -№ 1. — С. 14−25.
  135. Ю.Ф. Реинжиниринг бизнес-процессов. Компонентная методология / Ю. Ф. Тельнов. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Финансы и статистика, 2005. -320 с.
  136. Davenport Т.Н. Some Principies of ICnowledge Management- 1996, Apr.
  137. O' Leary D.E. Enterprise Knowledge Management // IEEE Computer. No. 3. -1998, March.-P. 54−61.
  138. O' Leary D.E. Using AI in ICnowledge Management: Knowledge Bases and Ontologies. IEEE Intelligent Systems. 1998. -No.3 — P.3439.
  139. Toward a Technology for Organizational Memories / A. Abecker, A. Bernardi, R. Hinkelman, O. Kuhn // IEEE Intelligent Systems. 1998. -No.3 -P.40−48.
  140. А.С. Программирование и автоматический выбор управленческого решения в условиях многономенклатурного производства / А. С. Чувиляева // Приборы и Системы. Управление, Контроль, Диагностика. 2007. — № 9. -С. 60−62.
  141. Указ мэра Москвы от 31 октября 2005 г. № 73-УМ «О внесении изменений в указ мэра Москвы от 30 декабря 2003 г. № ЮЗ-УМ «Об органах исполнительной власти города Москвы» // http://www.mos.ru.
  142. М., Мако Д., Такахара И. Теория многоуровневых иерархических систем / М Месарович, Д. Мако, М. Такахара. М.: Мир, 1973. -344 с.
  143. И.О. Элементы теории выбора и принятия решений / И. О. Козин. -Обнинск: ИАТЭ, 1991.
  144. Л.А., Селетков С. Н. Автоматизированные банки данных / JI.A. Овчаров, С. Н. Селетков. -М.: Финансы и статистика, 1982. -262.
  145. Ф.А., Эфронъ И. А. Энциклопедический словарь в 86 томах / Ф. А. Брокгаузъ, И. А. Эфронъ. С.-Петербургъ, 1890−1907.
  146. Большая Советская Энциклопедия. 3-е издание. — М., 1973.
  147. В. Толковый словарь живаго великорусского языка / В. Даль. 2-е изд. -СПб., 1881.
  148. Краткий очерк истории кадастра //"Отечественные Записки». 1839. — № 4.
  149. Градостроительный кодекс РФ от 7 мая 1998 г. N 73-Ф3 (с изменениями от 30 декабря 2001 г., 10 января 2003 г., 29 декабря 2004 г., 31 декабря 2005 г.). -Собрание законодательства РФ. 1998.
  150. А.П. Регулирование региональной информатизации как задача принятия решений // Приборы и Системы. Управление, Контроль, Диагностика / А. П. Жихарев. 2007. — № 9. — С. 56−60.
  151. В.П., Жихарев А. П. Методы регулирования процессов региональной информатизации / В. П. Божко, А. П. Жихарев // Вопросы статистики. 2007. -№ 2. — С. 87−93
  152. Дик В. В. Методология формирования решений в экономических системах и инструментальные среды их поддержки / В. В. Дик. М.: Финансы и статистика, 2000. — 300с.
  153. С.Н. и др. Мировые информационные ресурсы / С. Н. Селетков, A.B. Хорошилов. СПб.: Питер, 2004. — 176 с. 176. http://www.scrf.gov.ru/documents/87.html
  154. Распоряжение Правительства РФ от 03.07.2007 г. № 871-р «Типовая программа развития и использования информационных и телекоммуникационных технологий субъекта Российской Федерации» //http ://www.government.ru.
  155. В.А. Вступительная статья // Право на результаты интеллектуальной деятельности. М., 1994. — С. 14−57.
  156. Э.В. Мониторинг в экономической деятельности / Э. В. Талапина // Проблемы информатизации. 2001. — № 2.180. http://www.inforeg.ru
  157. И.И. и др. Рынок информационных услуг и продуктов / И. И. Родионов, P.C. Гиляревский, В. А. Цветкова, Г. З. Залаев. М.: МК-периодика, 2002.
  158. Общедоступные библиотеки Российской Федерации в цифрах / Минкуль-туры России- ГИВЦ. М., 1993. — Часть 1−2.
  159. Ведение Государственного регистра баз и банков данных. Отчет о научно-исследовательской работе. -М.: ФГУП НТЦ «Информрегистр», 2001.-44 с.
  160. А.Н., Босов A.B., Шкотин A.B. Основные задачи служб управления метаданными и классификации информационного WEB портала РАН / А. Н. Бездушный, A.B. Босов, A.B. Шкотин // Системы и средства информатики. Вып. 13.-М.: Наука, 2003.-С. 139−155.
  161. Т.П. Отраслевые подсистемы АСПР / Т. П. Проскурова. М.: Экономика, 1980.
  162. Постановление Правительства РФ от 28 января 2002 г. № 65 «О федеральной целевой программе «Электронная Россия (2002−2010 годы» (с изменениями от 26 июля 2004 г., 15 августа 2006 г.) // http://www.minsvyaz.ru.
  163. М.Р. Энциклопедия технологий баз данных / М.Р. Когалов-ский. М.: Финансы и статистика, 2002.
  164. С.Н., Хорошшов A.B., Днепровская Н. В. Управление информационными ресурсами: учебник / С. Н. Селетков, A.B. Хорошилов, Н.В. Днепровская- под ред. A.B. Хорошилова. -М.: Финансы и статистика, 2006. 272 с.
  165. Dublin Core Metadata Initiative // http://dublincore.org/.
  166. IEEE 1484. 12.1−2002. Learning Object Metadata standart. New York: IEEE, 2002.
  167. Д.И. Использование средств языка RDF в аннотировании Интернет-ресурсов / Д. И. Токмаков // Информационные ресурсы России. 2007. — № 5.-С. 30−33.
  168. М., Такахара И. Общая теория систем: пер. с англ. / М. Месаро-вич, И. Такахара. -М.: Мир, 1973. 342 с.
  169. АД. Основы синтеза структуры сложных систем / А. Д. Цвиркун. -М.: Наука, 1982.-251 с.
  170. Электронизация в правительстве США. Режим доступа Электронный ресурс. // PC Week. Russian edition // http://www.pcweek.ru/news.asp.
  171. Постановление Правительства РФ от 28.02.1996 г. № 226 «О государственном учете и регистрации баз и банков данных» // http://www.inforeg.ru.
  172. Распоряжение Правительства Москвы от 15 июня 2005 г. № 1050-РП «Об утверждении Концепции информатизации работы органов исполнительной власти, городских организаций в режиме «одного окна» //http://www.mos.ru.
Заполнить форму текущей работой