Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Высшие учебные заведения Северного Кавказа в период Великой Отечественной войны, 1941-1945 гг

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Великая Отечественная война закончилась сокрушительным разгромом немецко-фашистских захватчиков. Вместе со всем советским народом честь и славу Великой Победы законно разделили тысячи представителей северокавказской высшей школы, которые на протяжении долгих четырех лет активно участвовали в боевых сражениях и с полной самоотдачей трудились в тылу. В регионе не было ни одного вузовского… Читать ещё >

Содержание

Современная высшая школа переживает заметный упадок, связанный с системным социально-экономическим кризисом, разразившимся вне в 90-е годы XX века. Резкое сокращение производства, снижение государственных ассигнований на подготовку специалистов поставили вопрос о самом существовании вузов, особенно в регионах. Все это вызвало кризис воспитания, отставание качества образования от потребностей формирующегося постиндустриального общества. Дальнейшая деградация высшей школы, которая по справедливому замечанию академика В. А. Садовничего «обладает ни с кем не делимой ответственностью за судьбуны и народа"1, может привести к достаточно прогнозируемым негативным последствиям.

Такой ход событий актуализирует задачу изучения исторического опыта высшей школы периода Великой Отечественной войны, когда в чрезвычайно трудное для страны время вузы не просто «выживали», а, проявив способность быстро адаптироваться к экстремальным ситуациям, довольно успешно решали важнейшие оборонно-хозяйственные задачи и продолжали готовить квалифицированных специалистов для фронта и тыла. Война, не допускавшая застоя, работы по прописям, научила вузовские коллективы подвижности, маневренности, изобретательности, умению преодолевать трудности, глубже увязывать свою деятельность с жизнью, производством, общими задачами воюющей страны. Сказанное было характерно и для высших учебных заведений Северного Кавказа, которым в силу сложившихся обстоятельств выпало

1 Цит. по: Развитие системы тестирования в России: Тезисы докладов Всероссийской конференции. 25−26 ноября 1999 г. Часть 1. М., 1999. С. 17. решать насущные проблемы в специфических условиях сначала прифронтовой зоны, а затем эвакуационного, реэвакуационного и восстановительного периодов.

Говоря об опыте высшей школы военных лет, разумеется, мы не ставим вопрос о его механическом перенесении на условия мирного времени. Речь идет о другом — о пользе знания сегодня тех организационных и творческих «механизмов», которые «оперативно сработав» в войну, позволили вузам сохранить значительную часть материальной базы, профессоров, преподавателей и студентов, существенно усилить влияние на решение задач по подготовке специалистов для всех отраслей народного хозяйства, умножить вклад вузовских ученых в научно-техническое обеспечение запросов фронта и тыла.

Сегодня обновляющаяся Россия как никогда нуждается в людях с развитым чувством гражданской ответственности за судьбу Отечества. Однако решение этой задачи осложняют появляющиеся публикации, в которых превратно изображаются истоки нашей победы, фальсифицируется народный подвиг, в ироничном плане преподносится героизм советских людей на фронте и в тылу. Подобные «труды» несут в себе заряд большой разрушительной силы, размывают нравственные критерии, по которым организуется жизнь общества. В этой связи потребность в исследованиях, свободных от бездумного нигилизма и конъюнктурной заданности, всецело опирающихся на силу исторического факта, представляется безусловно назревшей.

Такое понимание проблемы стало одним из побудительных мотивов обращения к научному осмыслению патриотической деятельности преподавателей и студентов вузов Северного Кавказа в годы Великой Отечественной войны. Исследование темы на региональном материале позволяет раздвинуть границы наших представлений о деятельности высшей школы страны, глубже осознать и оценить ее вклад в разгром сильного и многоопытного врага, а, следовательно, более полно и всесторонне увидеть подлинные истоки Великой Победы в самой тяжелой и самой жестокой из всех войн, когда-либо пережитых нашей Родиной.

Отечественной высшей школе, различным периодам и аспектам ее деятельности посвящено огромное количество публикаций. Об этом свидетельствуют имеющиеся библиографические работы1. Однако, как показывают содержащиеся в них сведения, в практически необозримом потоке литературы о высшем образовании и по сей день остаются относительно немногочисленными капитальные исследования монографического характера. И тем не менее есть все основания утверждать, что заложена хорошая база для комплексного и систематического рассмотрения проблем функционирования высшей школы в обозначенных диссертацией хронологических рамках.

Первые публикации об отечественной высшей школе рассматриваемого периода появились уже в военные годы. Здесь прежде всего следует назвать статьи уполномоченного ГКО по науке, председателя ВКВШ при СНК СССР С. В. Кафтанова, в которых вопросы научной ра

1 Университетское образование в СССР и за рубежом. Библиографический указатель русской и иностранной литературы. 1950−1967. М., 1967- Высшее образование в СССР и за рубежом. Библиографический указатель книг и журналистских статей. 1959−1969.М., 1972- Библиографический указатель отечественной литературы по вопросам высшего образования (1967−1972). Вып.1. М., 1973- Библиографический указатель книг и журнальных статей (1970−1975). М., 1978 и др.

Кафтанов С. В. Задачи высшей школы. М., 1944- Он же. Задачи высшей школы в 19 441 945 учебном году. М., 1944- Он же. Вопросы подготовки кадров в высших учебных заведениях // Партийное строительство. № 9- Он же. Советская интеллигенция в Великой Отечественной войне. М., 1945- Он же. Советская интеллигенция верно служит своей Родине. М., 1945 и др. боты и образования освещены с широких государственных позиций. В них ставились конкретные задачи по приведению учебно-педагогической и исследовательской работы в соответствие с запросами военного времени, подчеркивалась настоятельная необходимость всемерной активизации научного поиска в помощь фронту и тылу, совершенствования образовательного процесса, внедрения в него прогрессивных форм и методов обучения, вооружения студентов знанием передовой технологии и навыками организации производства. В названных работах большое внимание уделялось показу патриотизма интеллигенции, в том числе и вузовской, ее вклада в перестройку жизни страны на военный лад, в развитие промышленности и сельского хозяйства, в мобилизацию материальных и духовных сил общества на борьбу с врагом.

С окончанием войны исследовательский интерес к проблеме получает новый импульс. Появляется ряд обобщающих трудов1, в которых прослеживается послеоктябрьская история высшего образования в целом. Что же касается деятельности вузов в военные годы, то ей не уделено должного внимания, поскольку перед авторами стояла другая задача — показать работу высшей школы на этапе мирного развития. Однако и в этих публикациях исследователь найдет немало интересного материала, отражающего заботу государства о кадровом потенциале страны, учебную и научную деятельность вузов в суровые годы войны.

К числу наиболее значимых работ изданных в 50-е годы, относится исследование А. Я. Синецкого. В нем освещаются вопросы подготовки

1 Кафтанов С. В. Высшее образование в СССР. М., 1950- Синецкий А. Я. Профессорско-преподавательские кадры высшей школы. М., 1950- Деменев А. И., Добровольский Н. Е. Высшее образование на Урале. Свердловск, 1958- Галкин К. Т. Высшее образование и подготовка научных кадров в СССР. М., 1958- Елютин В. П. Высшая школа страны социализма. М., 1959. профессорско-преподавательских кадров на этапе войны, научного обеспечения и развития отраслей народного хозяйства, приводятся уточненные цифры выпуска вузами молодых специалистов. Монография А. И. Деменева и Н. Е. Добровольского раскрывает организацию высшего образования на Урале, особенности функционирования вузов региона в военное время. Исследование К. Т. Галкина посвящено развитию высшего образования и подготовке научных кадров в СССР. Объектом научного осмысления В. П. Елютина является деятельность вузов страны по формированию специалистов с высшим образованием. Эти и другие работы, безусловно, расширяют представления об истории отечественной высшей школы, помогают глубже увидеть ее вклад в решение широкого круга задач, стоявших перед страной на различных этапах ее развития, в том числе и в период борьбы с немецко-фашистскими захватчиками.

Воздавая должное названным трудам, нельзя обойти вниманием и слабые их стороны. Если говорить о недостатках в обобщенной форме, то они видятся в крайней ограниченности источниковой и прежде всего документальной базы публикаций. При оценке достижений высшей школы в них преувеличивается значимость политических факторов. Четко просматривается ориентация исследователей на позитивные

выводы и факты, их стремление замолчать негативные явления в учебной и научной жизни вузов в военную пору. Впрочем, подобные недостатки, в силу известных причин, были присущи не только публикациям по обозначенной теме, но и всей исторической, обществоведческой литературе тех лет.

После XX съезда КПСС в стране появились более благоприятные условия для исследовательской деятельности ученых. В соответствии со своим видением социальной значимости исторической науки, партия стремилась содействовать ее развитию. Частично открывается доступ к архивным материалам, разворачивается публикация ранее неизвестных документов. Благодаря этому историческая наука стала шаг за шагом выходить из перманентного состояния источникового голода. Фонд трудов историков в 60-е годы обогащается новыми относительно свободными от догм и идеологических стереотипов работами1, посвященными высшей школе.

В трудах Е. В. Чуткерашвили на обширной базе архивных материалов Министерства высшего и среднего специального образования СССР, статистических данных ряда вузов дается анализ изменений в составе студентов, аспирантов и научно-преподавательских кадров на протяжении длительного отрезка времени, включающего и годы войны. Основное внимание в них уделено высшей технической школе — главному источнику пополнения промышленности инженерными кадрами.

Первым исследованием руководящей роли Коммунистической партии в развитии высшей школы на всех этапах строительства социализма стала монография В. В. Украинцева. В ней подготовка специалистов с высшим образованием рассматривается как один из важнейших

1 Чуткерашвили Е. В. Развитие высшего образования в ССР. М., 1961- Он же Кадры для науки. М., 1968- Украинцев В. В. КПСС — организатор революционного преобразования высшей школы. М., 1963- Веселов Г. П. Подготовка кадров интеллигенции в годы Великой Отечественной войны (1941−1945гг)// Из истории советской интеллигенции. М., 1966- Он же. Советская интеллигенция в годы Великой Отечественной войны (1941−1945гг.) (История формирования и роста 1917−1965гг.). М., 1968- Высшая школа СССР за 50 лет (1917−1967). М., 1967- Лутченко А. И. Основные этапы формирования советской интеллигенции // Культурная революция в СССР. М., 1967- Он же. Высшая школа в годы Великой Отечественной войны и в послевоенный период // Вестник высшей школы. 1967. № 4- Круглянский iM.P. Строительство советской высшей школы в годы, предшествовавшие Великой Отечественной войне (1917−1941) // Ученые записки Московского областного педагогического института имени Н. К. Крупской. 1967. Т.183. Вып.2. и др. элементов многогранного процесса социально-политического и культурного развития общества. Автор показывает практическую деятельность центральных и местных органов власти по созданию вузовской сети в стране, основные направления воспитательной работы среди студенчества, динамику роста профессорско-преподавательских кадров. Однако исследователь, подчеркнув важность научного осмысления работы вузов в годы Великой Отечественной войны, в то же время не стал глубоко раскрывать этот аспект.

В статье историка Г. П. Веселова освещается общее состояние высшей школы в стране накануне войны, а затем в ее начальный и последующие периоды, показывается процесс восстановления сети высших учебных заведений, возрождения заочной системы обучения. Особое внимание автор обращает на суть постановления СНК СССР и ЦК ВКП (б) от 5 мая 1942 года «О плане приема в вузы в 1942 г. и мероприятиях по укреплению высших учебных заведений», которое было принято в один из наиболее ответственных периодов войны и явилось крупной правительственной программой по повышению роли высшей школы в народнохозяйственной жизни страны. Исследователь как бы в комплексе пытается охватить все проблемы, связанные с деятельностью вузов и средних специальных учебных заведений. Однако такой подход к проблеме не позволил ему глубоко проанализировать многие вопросы, вставшие перед высшей школой в период войны.

В коллективной работе под редакцией В. П. Елютина отдельная

глава IIосвящена деятельности высшей школы в 1941—1945 гг. В ней раскрываются основные стороны жизни вузов в условиях войны, показываются изменения в их сети и контингентах, перестроечные процессы в учебной и научной сферах. При этом особо акцентируется внимание на освещение научно-исследовательской деятельности вузовских ученых, их помощи фронту и оборонным предприятиям. Исследование содержит много интересных примеров, свидетельствующих о патриотическом стремлении коллективов высших учебных заведений внести максимальный вклад в обеспечение победы. Вместе с тем сам характер книги не позволил ее авторам с достаточной полнотой проанализировать все аспекты работы высшей школы в интересующий нас период.

В последующие годы фонд публикаций о высшей школе обогащается новыми трудами1. Значительную ценность для комплексного системного анализа деятельности вузов в период войны представляет монография М. Р. Круглянского. Показав достижения высшей школы в предвоенный период, автор сосредоточил основное внимание на анализе ее деятельности в 1941—1945 годах. На основе множества почерпнутых из архивов интересных цифр, фактических сведений он освещает вопросы, связанные с подготовкой квалифицированных специалистов для ведущих отраслей народного хозяйства, перестройкой учебного процесса, эвакуацией вузов в восточные районы страны, восстановлением сети высших учебных заведений на освобожденных от оккупантов территориях. В книге рассматриваются направления научного поиска вузовских ученых, анализируются встречавшиеся в этой работе трудности. Монография воссоздает специфическую жизнь высшей школы в условиях войны, показывает самоотверженность студентов и преподавателей в

1 Круглянский М. Р. Высшая школа СССР в годы Великой Отечественной войны. М., 1970- Лутченко А. И. Создание инженерно-технических кадров в годы построения социализма в СССР. 1926−1958. Минск, 1973- Савельев В. М., Саввин В. П. Советская интеллигенция в годы Великой Отечественной войны. М., 1974- Советская высшая школа в годы Великой Отечественной войны. М., 1980- Елютин В. П. Высшая школа общества развитого социализма. М., 1980 и др. учении, труде, боевых сражениях. Однако в общем потоке изложения слабо просматривается организаторская работа центральных и местных органов власти по сохранению вузовских коллективов, укреплению и расширению высшей школы.

В написанной на хорошей документальной базе монографии А. И. Лутченко выделена специальная глава, в которой освещается подготовка инженерно-технической интеллигенции в годы войны, показывается, как решалась задача по восстановлению сети вузов, насколько остро наркомы ставили вопрос о восполнении на предприятиях кадровых вакансий. Автор указывает, что поскольку в чрезвычайных условиях вузы и техникумы не могли удовлетворить возросшие потребности народного хозяйства в квалифицированных специалистах, управления учебных заведений при наркоматах и ведомствах создавали краткосрочные курсы, школы и комбинаты, призванные «сбить» остроту кадровой проблемы. Однако исследователю не удалось достаточно полно показать роль высшей школы в разработке оборонной тематики.

В коллективной монографии В. М. Савельева и В. П. Саввина в специальном параграфе «Подготовка кадров советской интеллигенции» прослеживается весь сложный процесс кадровой работы и подчеркивается, что в условиях войны, несмотря на известные трудности, основной базой пополнения корпуса квалифицированных специалистов по-прежнему являлись вузы. Но почему-то больше внимания уделяется не высшей школе, а курсовой подготовке. Монография содержит богатейший материал, дающий достаточно глубокое представление об участии представителей основных отраслей высшей школы в решении научно-технических задач, в сохранении жизни и здоровья защитников Родины и тружеников тыла, в мобилизации духовных сил общества на разгром врага. Авторы приводят яркие примеры мужества студентов и преподавателей в боевых сражениях, их самоотверженного труда на предприятиях и строительстве оборонительных укреплений.

В 1976 году была издана книга «Советская культура в годы Великой Отечественной войны». В представленных в ней статьях М. Р. Круглянского и А. И. Лутченко рассматривается, как исходя из требований военного времени в вузах были изменены учебные планы и программы, пересмотрены номенклатура специальностей и направления научного поиска. Авторы прослеживают сложные процессы, связанные с эвакуацией, реэвакуацией и восстановлением вузов, созданием максимально возможных в те суровые годы материально-бытовых условий для студентов и преподавателей, воссоздают картину самоотверженного учебного и научного труда вузовцев. К сожалению, небольшой объем статей не позволил их авторам осветить все стороны вузовской жизни военной поры.

Одним из крупных исследований, посвященных деятельности высшей школы в годы войны, стала коллективная монография, подготовленная под руководством Ф. Б. Комала. Этот труд значительно полнее чем предыдущие освещает многогранную жизнь высших учебных заведений в период борьбы с врагом. Исследование выполнено на основе введения в научный оборот новых публикаций и архивных материалов, широкого использования статистических данных, сведений из периодической печати. Авторы убедительно раскрывают достижения отечественной системы высшего образования к моменту гитлеровской агрессии, показывают многоплановую работу по перестройке учебной и научной деятельности высшей школы в годы войны, трудовые и ратные подвиги вузовцев, их вклад в победу над врагом. Всем содержанием монография убедительно обосновывает сделанный в ней вывод о том, что «высшая школа с честью выполнила свой патриотический и интернациональный долг перед народами СССР и всем человечеством"1. Недостаток книги видится в том, что в ней в качестве объекта исследования избраны вузы в основном гуманитарного профиля.

В 80-е годы в связи с подготовкой к празднованию 40-летия победы над фашистской Германией появляется ряд новых работ по интересующей нас проблеме2. Много интересных фактов о работе ученых, в том числе и вузовских, содержит монография Б. В. Левшина. На широкой документальной базе в ней освещается научный подвиг ученых, их вклад в обеспечение армии новейшими видами боевой техники и вооружения. Исследование Е. П. Алексеева сконцентрировано на вопросах подготовки, расстановки и воспитания научных кадров, повышения их роли в борьбе против фашизма. Однако автор обошел вниманием особенности пополнения вузов профессорско-преподавательскими кадрами. В монографии Б. П. Белозерова, посвященной партийному руководству высшей технической школой в годы войны, рассматриваются формы участия вузовской интеллигенции и студенчества в решении оборонно-хозяйственных задач, особенности инженерной и идеологической подготовки студентов в военное время.

1 Советская высшая школа в годы Великой Отечественной войны. М., 1980. С. 4. л

Левшин Б. В. Советская наука в годы Великой Отечественной войны. М., 1983- Алексеев Е. П. Коммунистическая партия — организатор подготовки научных кадров в годы Великой Отечественной войны. Л., 1984- Белозеров Б. П. Партийное руководство высшей технической школой в годы Великой Отечественной войны. Л., 1988 и др.

Ряд трудов посвящен вопросам идеологической работы партии и вовлечения в нее интеллигенции в годы войны1. Данный аспект на примере научной и творческой интеллигенции освещают Кондакова Н. И. и Комков Г. Д. Но они не останавливаются на таком специфическом отряде интеллигенции как вузовская и тем более студенчество, не вычленяют особенности этой работы, ее формы. Историографический анализ работы с вузовской интеллигенцией и студенчеством в годы войны дан в специальных статьях М. С. Дергач, М. Н. Евлановой и Б. П. Белозерова. Авторы показывают степень изученности проблемы и привлекают внимание исследователей к наименее разработанным сторонам этой деятельности.

В 90-е годы в связи с 50-летием победы советского народа в войне вышли в свет десятки книг, освещающих различные проблемы, в том числе и состояние науки, образования и культуры. В 1994 году под редакцией Б. П. Белозерова был издан коллективный труд санкт-петербургских ученых2, который дает возможность по-новому взглянуть на жизнь высшей школы Ленинграда в условиях блокады. Авторы последовательно освещают состояние вузов города, их научно-педагогических и студенческих коллективов на всем протяжении борьбы с фашизмом. Книга хорошо насыщена материалом, отображающим вклад вузовцев в разгром врага, их участие во всех видах оборонитель

1 Кондакова Н. И. Идеологическая победа над фашизмом. 1941−1945. М., 1982- Комков Г. Д. На идеологическом фронте Великой Отечественной войны 1941−1945. М., 1983- Дергач М. С., Евланова М. Н. Историография партийного руководства агитационно-пропагандистской работой интеллигенции. // Межвузовский сборник «Агитационно-пропагандистская работа КПСС в период Великой Отечественной войны» (историография). Горький, 1985- Белозеров Б. П. Историография идеологической работы с вузовской молодежью. // Там же.

Сражались, работали, учились: Вузы Ленинграда в годы войны и блокады. СПб., 1995. ных работ, в сборке оружия на специальных предприятиях, в производстве боеприпасов и взрывчатых веществ. Особое место уделено исследованию эвакуационного периода в жизни учебных заведений, освещению всей сложности организации учебного и научного процесса на новых местах.

Деятельность высшей школы рассматриваемого периода отражена в ряде сборников, опубликованных по итогам научных конференций. На состоявшейся в 1994 году в Ярославском государственном университете конференции в числе многих аспектов истории высшей школы периода борьбы с германским фашизмом были представлены такие как научное творчество студенческой молодежи, состояние учебного процесса, забота правительства о сохранении профессорско-преподавательских кадров и другие1. На научной конференции «Российская Федерация в годы второй мировой войны», проходившей в том же 1994 году в Санкт-Петербургском государственном университете, основное внимание было сосредоточено на проблеме единства народа как одном из источников о победы. В изданном по ее итогам сборнике несколько статей посвящены учебной деятельности высшей школы, научно-технической помощи вузовских ученых фронту и тылу в годы войны.

1 См.: Майн В. Н. Высшая школа России в условиях военного времени (1941−1945гг) // Высшее образование в России: история, проблемы, перспективы. Ярославль, 1994- Бе-лозеров Б. П, Высшая отраслевая школа в годы войны: проблемы, решения // Там же- Дрыночкин В. В. Научное творчество московского студенчества в период Великой Отечественной войны (1941−1945) // Там же.

2 См.: Белозеров Б. П. Высшая школа России в условиях войны: проблемы и решения // Победа, достигнутая единством народа. СПб., 1994- Кольцов И. А. Вклад ученых ленинградских вузов в оказание научно-технической помощи воинам фронта и труженикам тыла в годы Великой Отечественной войны // Там же.

Весьма ценным изданием для исследователя нашей темы является коллективная монография «Правда и вымыслы о войне"1, подготовленная членами Проблемного совета «Российская Федерация в годы второй мировой войны». Здесь в специальном разделе дается развернутый, глубокий и добросовестный анализ наиболее значимых публикаций отечественных историков, в которых освещается роль науки и высшей школы в достижении победы над гитлеровской Германией. Авторам удалось проследить взгляды ученых, изучавших опыт высшей школы военных лет, провести сравнительный анализ подходов историков разных поколений и ориентаций к данной проблеме, в историографическом плане вскрыть состояние ее изученности и предложить ряд направлений, на которых следует сконцентрировать внимание исследователей.

Говоря о научной продукции последних лет, с сожалением приходится констатировать, что в ней деятельность высшей школы нередко освещается сама по себе, вне связи с той организующей системой, которая смогла активно подключить все силы к решению сложнейших задач военного времени. Прослеживается желание некоторых последователей выдвинуть на передний план негативную сторону советского строя, принизить организующую роль Коммунистической партии в один из тяжелейших периодов отечественной истории. Такой подход вольно или невольно деформирует наши представления о военной поре, о жизни многочисленных вузовских коллективов. Нельзя забывать о том, что события и факты всегда имели место в определенных исторических условиях, где обязательно соседствовали и взаимодействовали как позитивные, так и негативные процессы.

1 Правда и вымыслы о войне. Проблемы историографии Великой Отечественной войны 1941−1945гг. СПб, 1997.

Тема данного диссертационного исследования предполагает обязательное обращение к историографии северокавказской высшей школы. Если попытаться сгруппировать имеющийся по этой теме фонд литературы, то первой и самой многочисленной разновидностью изданий будут работы, освещающие историю и современное состояние конкретных вузов региона1. Приуроченные, как правило, к юбилейным датам в

1 Ставропольский государственный педагогический и учительский институт. Ставрополь, 1948- 25 лет Ростовскому государственному педагогическому институту // Ученые записки. Ростовский педагогический институт. 1955, юбил. сборн.- Супрунов В. К., Ковальский Г. Н. Исторический путь Кубанского медицинского института им. Красной Армии // Доклады научной сессии Кубанского медицинского института, посвященной 40-летию Великой Октябрьской социалистической революции. Краснодар, 1958- Бело-зеров С. Е. Очерки истории Ростовского университета. Ростов-на-Дону, 1959- Булач Х. О. 25 лет Дагестанскому медицинскому институту // Труды Дагестанского медицинского института. Махачкала, 1959. Т.7, вып.1- Краснодарский государственный педагогический институт имени 15-летия ВЛКСМ. Краснодар, 1962- Северо-Осетинский сельскохозяйственный институт. 45 лет. 1918−1963: Краткий очерк. Орджоникидзе, 1963- Будылин В. Г. 25 лет работы Ставропольского государственного медицинского института // Ученые записки Ставропольского медицинского института. 1963. Т. 12- Новочеркасский инженерно-мелиоративный институт (НИМИ). Новочеркасск, 1964- Ставропольский сельскохозяйственный институт. Ставрополь, 1964- Чибиров Х. Т. 45 лет Северо-Осетинскому государственному педагогическому институту им. К. Л. Хетагурова // Ученые записки Северо-Осетинского педагогического института. Орджоникидзе, 1967. Т.27, вып.1.- Куценко И .Я. и др. Краснодарский политехнический: Краткий исторический очерк. 1918−1968. Краснодар, 1968- Панков Г. И. Кузница медицинских кадров: Очерки истории Ростовского медицинского института. Ростов-на-Дону, 1968- Зайдинер В. И. Страницы студенческих лет. Очерки истории Азово-Черноморского института механизации сельского хозяйства. Ростов-на-Дону, 1969- Абилов А. А. Дагестанский государственный университет им. В. И. Ленина: Исторический очерк. Махачкала, 1973- Новочеркасский политехнический. Ростов-на-Дону, 1974- 50 лет Грозненскому ордена Трудового Красного Знамени нефтяному институту имени академика М. Д. Миллионщикова. Грозный, 1979- 50 лет Северо-Кавказскому горнометаллургическому институту. Орджоникидзе, 1981- Университет обновленного края. Махачкала, 1981- Кабардино-Балкарскому государственному университету — 50 лет. Нальчик, 1982- Ростовский государственный университет (1915−1985): Очерки. Ростов-^ на-Дону, 1985- Алироев И. Ю., Павлов М. П. Чечено-Ингушский государственный университет. Ростов-на-Дону, 1985- Адыгейскому государственному педагогическому институту — 50 лет. Майкоп, 1990- История Ростовского-на-Дону института народного хозяйства (1931−1991). Ростов-на-Дону, 1991. жизни учебных заведений, многие из них опираются на обширные и основательно проработанные материалы. Но поскольку главное назначение публикаций состояло все же в суммарном обзоре конкретных фактических сведений, не все периоды в жизни вузов, в том числе и рассматриваемый, получили должное освещение. Мы не будем вдаваться в детальный анализ всей названной литературы, которая достаточно велика, а остановимся на основных трудах.

Среди обозначенной группы публикаций наиболее крупной по объему и весомой по содержанию остается пока книга С. Е. Белозерова о Ростовском университете. Продуманная структура работы, мобилизованный в ней богатый и тщательно проанализированный архивный и литературный материал, а также личные наблюдения и впечатления автора (возглавлял вуз с 1938 по 1954 год) позволили проследить этапы развития этого старейшего на Северном Кавказе вуза и дать оценку всех принципиально важных сторон его деятельности. Специальная

глава IIосвящена периоду войны. В ней рассматриваются особенности организации учебной работы и научных исследований применительно к условиям военного времени. Автор пишет, что в период пребывания в эвакуации в Киргизской ССР коллектив университета принимал активное участие в мобилизации местных ресурсов на нужды фронта и тыла, называет наиболее крупные, имеющие оборонно-хозяйственное значение научные разработки ученых. Исследование хорошо насыщено примерами героизма и отваги представителей университета на фронте, в подполье и партизанских отрядах, самоотверженного труда преподавателей и студентов на восстановительных работах. Приходится сожалеть лишь о том, что в книге практически ничего не сказано о деятельности общественных организаций в годы войны. Правда, уже в другой работе, вышедшей в свет к 70-летию университета, этот пробел несколько восполнен1.

К числу удачных приобретений историографии можно отнести указанные исследования А. А. Абилова, Г. И. Панкова, коллективные работы о Новочеркасском и Краснодарском политехнических, Грозненском нефтяном, Северо-Кавказском горно-металлургическом, Адыгейском педагогическом институтах, Кабардино-Балкарском и Дагестанском университетах. В них скрупулезно прослеживается процесс создания, становления и развития учебных заведений, анализируется учебная, научная и общественно-политическая жизнь вузовских коллективов, показывается участие вузовцев в решении задач социально-экономического и культурного развития общества.

Однако даже и в этих довольно зрелых трудах «военные» разделы излишне лаконичны и не дают развернутой картины вузовской жизни в 1941—1945 годах2. Правда, стремление преодолеть данный недостаток присутствует в ряде специальных публикаций3, авторы которых задаются целью комплексно исследовать деятельность того или иного учебного заведения именно в период войны. Но и эти работы (небольшие статьи),

1 См.: Ростовский государственный университет (1915−1985): Очерки. Ростов-на-Дону, 1985.

2 Так в книге о Новочеркасском политехническом институте всему периоду войны отведено лишь три страницы, да и на тех речь идет только о научно-технической помощи вуза армии и предприятиям. // См.: Новочеркасский политехнический. Ростов-на-Дону,

1974. С.46−49.

2

Спасский В. В. Деятельность Дагестанского сельскохозяйственного института в годы Великой Отечественной войны // Дагестан в годы Великой Отечественной войны. Махачкала, 1962- Нестерович Н. М. Ростовский государственный университет в Великой Отечественной войне за время пребывания его в эвакуации в г. Ош // Ошская область в помощь фронту. Ош, 1943- Щеголев А. А. Новочеркасский инженерно-мелиоративный институт в годы Великой Отечественной войны (1941−1945гг) // Труды Новочеркасского инженерно-мелиоративного института. 1967. Т.10, вып.1. и др. лишенные должной глубины анализа и теоретической оснащенности, не представляют большого научного интереса.

Историография проблемы располагает немногочисленной литературой, анализирующей различные аспекты жизни вузов Северного Кавказа в годы войны. Среди этой литературы обращает на себя внимание прежде всего работа, посвященная научной жизни Ростовского университета на протяжении 1915−1965 годов1. Содержащийся в ней раздел о военном периоде нашел как бы продолжение и конкретизацию в сборнике очерков о выдающихся ученых этого же учебного заведения, изданном в 1985 году. Книга знакомит с творческой биографией ученых, в том числе и тех, чья деятельность совпала с годами Великой Отечественной войны. Показывая многообразие ярких творческих судеб, авторы очерков подчеркивают и то общее, что объединяло этих людей — увлеченность и упорный научный поиск во имя победы над фашизмом.

Определенное освещение в исторической литературе нашло участие вузовцев в вооруженной борьбе против немецко-фашистских захватчиков. О подвиге молодых врачей, окончивших Ростовский медицинский институт в 1941 году и в тот же год ушедших на фронт, рассказывается в книге. Г. И. Панкова. Работа опирается на обширную источ-никовую базу — документы архивов, армейские газеты, фронтовые письма, мемуарную литературу, материалы, собранные студентами -следопытами. Книга полна множеством ярких и безупречно документированных примеров активного участия «огненного выпуска» в войне. Обстоятельный рассказ о павших в боях преподавателях, студентах и

1 Развитие науки в Ростовском государственном университете 1915−1965. Ростов-на-Дону, 1965.

Путями познания: Биографические очерки об ученых Ростовского государственного университета им. М. А. Суслова. Ростов-на-Дону, 1985. о

Панков Г. И. Огненный выпуск. Ростов-на-Дону, 1968. аспирантах Ростовского университета ведется в сборнике очерков1, написанных по материалам научного студенческого объединения «Поиск». Со страниц сборника мы узнаем о подвигах Д. Н. Шишова, Г. П. Сысоева, А. К. Орлюка, Т. Б. Режабека, мужественной борьбе с фашистами члена подпольной комсомольской организации «Молодая гвардия» А. Е. Дубровской, участников Зерноградского и Таганрогского подполья Р. П. Капли, Ю. П. Пазона и других.

В литературе по анализируемой проблеме имеется ряд работ, которые выполняют как бы роль промежуточной ступени на пути к обобщению всего исторического опыта северокавказской высшей школы. В основном это труды, рассматривающие процесс культурного строительства, формирования и роста интеллигенции, становления и развития высшего образования в предвоенный период. Мы же остановимся на тех исследованиях, хронологические рамки которых включают л

1941−1945 годы. Указанные работы опираются на богатый литературный и архивный материал, интересные статистические сведения, характеризующие динамику анализируемого процесса. Тем не менее уже сами названия упомянутых публикаций говорят о специфике исследова

1 Это нужно живым. Ростов-на-Дону, 1977.

Высшие учебные заведения Северного Кавказа в период Великой Отечественной войны, 1941-1945 гг (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Великая Отечественная война закончилась сокрушительным разгромом немецко-фашистских захватчиков. Вместе со всем советским народом честь и славу Великой Победы законно разделили тысячи представителей северокавказской высшей школы, которые на протяжении долгих четырех лет активно участвовали в боевых сражениях и с полной самоотдачей трудились в тылу. В регионе не было ни одного вузовского коллектива, не принявшего к практическому руководству крылатый лозунг «Все для фронта, все для победы!». Данный вывод подтверждается всем содержанием проведенного диссертационного исследования.

Активная и довольно результативная помощь вузов фронту и тылу была бы невозможна без опоры на обретенный ими опыт предвоенного развития. За 20 послеоктябрьских лет в регионе сложилась и окрепла многоотраслевая высшая школа, которая располагала большими студенческими контингентами и солидным профессорско-преподавательским корпусом. На кафедрах и в лабораториях успешно разрабатывались научные проблемы теоретического и прикладного характера, многие из которых вскоре были актуализированы грозной действительностью. В работе со студентами акцент был перенесен на формирование у них высоких качеств гражданина, патриота своей страны.

Начало войны поставило в число приоритетных задач продолжение подготовки специалистов для народного хозяйства. Во исполнение этого веления времени были осуществлены энергичные эвакуационные мероприятия, позволившие сохранить максимальную часть вузов. С учетом потребностей военной обстановки основательные изменения были внесены в характер работы высшей школы, пересмотрены учебные планы и программы, введены новые циклы дисциплин, специальностей. Особое внимание стало уделяться военной и физической подготовке студентов. Одновременно были предприняты меры к сбережению преподавательских сил, обеспечению плановой численности студентов, созданию вузовцам нормальных материально-бытовых условий. Такая направленность усилий способствовала активному участию вузов в деле пополнения интеллектуального потенциала страны на протяжении всей войны.

Высшие учебные заведения региона не только готовили специалистов, но и вели плодотворную научно-исследовательскую деятельность, сориентированную на оказание прямой и косвенной помощи фронту и тылу. Ученые упорно трудились над созданием оборонной техники, боеприпасов и взрывчатых веществ, выявлением и освоением новых источников сырья, разработкой и внедрением эффективных средств и методов лечения боевых травм, мобилизацией духовных сил народа на разгром врага. С многократно возросшей нагрузкой они занимались совершенствованием многих технологий промышленного и сельскохозяйственного производства.

Исследование показало, что силы преподавателей и студентов были мобилизованы и на множестве других направлений. Они выполняли разного рода трудовые работы в тылу, участвовали в восстановительном строительстве и создании оборонительных сооружений, шефствовали над госпиталями, вносили денежные средства и ценности в фонды Красной Армии и обороны страны, посылали подарки фронтовикам, совмещая все это с выполнением своих основных функций. Верхом проявления патриотической устремленности вузов стало, конечно же, их участие в боевых сражениях на фронте, а также в партизанском и подпольном движении в тылу противника.

В современных условиях, когда все еще сохраняется опасность агрессии извне, опыт высшей школы военных лет не теряет своей значимости. Если исходить из такого понимания вопроса, то можно высказать ряд рекомендаций и предложений. Представляется необходимым:

— осмысление организационных «механизмов», обеспечивавших укрепление связи вузовской науки с производством, четкое и быстрое прохождение научных идей от зарождения до широкого применения на практике;

— создание обобщающих трудов о научной работе вузовцев, персоналий внесших значительный вклад в достижение победы ученых;

— изучение деятельности вузовских коллективов Северного Кавказа в период их пребывания в вынужденной эвакуации;

— возрождение историко-патриотического воспитания в высших учебных заведениях, усиление военной и физической подготовки студентов, введение спецкурсов, раскрывающих ратный и трудовой подвиг вузовцев в годы войны.

1. Неопубликованные источники.

2. Ф.17. Оп.88. Д. 515. Ф.17. Оп.88. Д. 58. Ф.69. Оп.1. Д. 677. Ф.69. Оп.1. Д. 617.

3. Ф. Р-821 .On. 1. Д. 66. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АРХИВ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ (ГАРО) ГАРО Ф. Р-2508. Оп.2. Д. 15. Ф. Р-4188. Оп.1. Д. 1. Ф. Р-4188. Оп.1. Д.З. ЦЕНТР ДОКУМЕНТАЦИИ НОВЕЙШЕЙ ИСТОРИИ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ (ЦДНИРО) ЦДНИРО Ф.9. Оп.1. Д. З 12.

4. Ф.9. Оп.1. Д. 314. Ф.9. Оп.1. Д. 315. Ф.9. Оп.1. Д. 361. Ф.9. Оп.1. Д. 367. Ф.9. Оп.1. Д. 371. Ф.9. Оп.1. Д. 376. Ф.9. Оп.1. Д. 382. Ф.9. Оп.1. Д. 397. Ф.9. Оп.1. Д. 476. Ф.9. Оп.1. Д. 585. Ф.9. Оп.2. Д. 26.

5. ЦЕНТР ДОКУМЕНТАЦИИ НОВЕЙШЕЙ ИСТОРИИ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ (ЦДНИКК) ЦДНИКК Ф.1174. Оп.1. Д. 1769. Л.1−2.

6. Ф.1774. Оп.1. Д. 2559. Л.167−168. Ф.1774. Оп.2. Д. 923. Л.З.

7. И. Опубликованные источники 1. Документы и материалы.

8. ВЛКСМ в цифрах и фактах. М., 1949.

9. Высшая школа: Основные постановления, приказы и инструкции. М., 1948.

10. Директивы ВКП (б) и постановления Советского правительства о народном образовании. Сборник документов за 1917;1947гг. Вып. 12. М.-Л., 1947.

11. Коммунистическая партия в период Великой Отечественной войны (июнь 1941;1945 год). Документы и материалы .М., 1961.

12. КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК. М., 1983. Т15.

13. КПСС о культуре, просвещении и науке. Сборник документов. М., 1963.

14. Решения партии и правительства по хозяйственным вопросам 19 171 967гг. Т.З.М, 1968.

15. Сборник сообщений Чрезвычайной Государственной комиссии о злодеяниях немецко-фашистских захватчиков. M.-JL, 1946.

16. Сборник указов, постановлений, решений, распоряжений и приказов военного времени. 1942;1943. JL, 1944.

17. Собрание постановлений и распоряжений Правительства СССР. 1939;1946.

18. И. Собрание узаконений и распоряжений Рабочего и Крестьянского Правительства. 1917;1938.* *.

19. История индустриализации Северного Кавказа (1926;1933гг). Документы и материалы. Грозный, 1971.

20. Кабардино-Балкария в годы Великой Отечественной войны 19 411 945гг. Нальчик, 1975.

21. Культурное строительство в Северной Осетии (1941;1977). Т.2. Орджоникидзе, 1983.

22. Культурное строительство на Дону (1920;1941гг) Ростов-на-Дону, 1981.

23. Культурное строительство на Кубани (1918;1941). Краснодар, 1978.2.

Литература

.

24. Алексеев Н. П. Коммунистическая партия организатор подготовки научных кадров в годы Великой Отечественной войны. Л., 1984.

25. Белозеров Б. П. Партийное руководство высшей технической школой в годы Великой Отечественной войны. Л., 1988.

26. Варшавчик М. А. Главный ориентир правда истории // Вопросы истории КПСС. 1987. № 10.

27. Великая Отечественная война 1941;1945. Энциклопедия. М., 1985.

28. Веселов Г. П. Советская интеллигенция в годы Великой Отечественной войны (1941;1945гг). М., 1966.

29. Высшая школа СССР за 50 лет. М., 1967.

30. Галкин К. Т. Высшее образование и подготовка научных кадров в СССР. М., 1958.

31. Герои Советского Союза: Биографический словарь. ТТ.1−2. М., 1988.

32. Здравоохранение в годы Великой Отечественной войны: 1941;1945.1. М., 1977.

33. История Великой Отечественной войны Советского Союза 19 411 945гг. Т.2.М., 1965.

34. История Коммунистической партии Советского Союза. Т.5. Кн.1. М., 1970.

35. Источники победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941;1945 гг. М., 1985.

36. Катунцева Н. М. Роль рабочих факультетов в формировании интеллигенции СССР. М., 1966.

37. Кафтанов С. В. Высшее образование в СССР. М.1950.

38. Он же. Задачи высшей школы. М., 1944.

39. Колесник А. Д. РСФСР в годы Великой Отечественной войны: проблемы тыла и всенародной помощи фронту. М., 1982.

40. Круглянский М. Р. Высшая школа СССР в годы Великой Отечественной войны, М., 1970.

41. Культурное строительство в СССР. М., 1956.

42. Левшин Б. В. Советская наука в годы Великой Отечественной войны. М., 1983.

43. Луначарский В. В. Ленин о воспитании молодежи // Великий друг молодежи. Воспоминания старых коммунистов и комсомольцев. М., 1960.

44. Савельев В. М., Саввин В. П. Советская интеллигенция в Великой Отечественной войне. М., 1974.

45. Советская высшая школа в годы Великой Отечественной войны. М., 1980.

46. Советская культура в годы Великой Отечественной войны. М., 1980.* *.

47. Абазатов М. А. Чечено-Ингушская АССР в Великой Отечественной войне Советского Союза. Грозный, 1973.

48. Абилов А. А. Дагестанский государственный университет им. В. И. Ленина. Махачкала, 1973.

49. Он же. Дагестанский университет: Исторический очерк. Махачкала, 1973.

50. Адыгейскому государственному педагогическому институту 50 лет. Майкоп, 1990.

51. Аликберов З. М, Керимов И. К. На фронте и в тылу. Махачкала, 1959.

52. Алироев К. Ю., Павлов М. П. Чечено-Ингушский университет. Ростов-на-Дону, 1985.

53. Бекижев М. М. Формирование социалистической интеллигенции у народов Северного Кавказа 1917;1941гг. Черкесск, 1978.

54. Белозеров С. Е. Очерки истории Ростовского университета. Ростов-на-Дону, 1959.

55. Боевая слава Кабардино-Балкарии (1941;1945). Нальчик, 1975.

56. Возрождение. Ставрополь, 1948.

57. Герандоков М. Х. Культурное строительство в Кабардино-Балкарии. Нальчик, 1975.

58. Дагестанцы Герои Советского Союза. Махачкала, 1967.

59. Дагестанцы на фронтах Великой Отечественной войны (19 411 945гг) Махачкала, 1960.

60. Дараган К. А., Куценко И .Я., Тумасов Б. Е. Краснодарский ордена Трудового Красного Знамени политехнический институт, Краснодар, 1981.

61. Деятельность Чечено-Ингушской областной комсомольской организации (1920;1984гг.). Грозный, 1985.

62. Джамбулатов М. М. Дом кадров вузгородок — сельхозинститут. Махачкала, 1973.

63. Дюнова Л. Г. Формирование советской интеллигенции в Северной Осетии (1917;1941гг.). М., 1990.

64. Жуков В. П., Ковалев Е. А. РИИЖТ вчера, сегодня, завтра. Ростов-на-Дону, 1982.

65. Зажженный факел. Орджоникидзе, 1976.

66. Зайдинер В. И., Забегайлов П. И. Зерноград. Историко-краеведческий очерк. Ростов-на-Дону, 1977.

67. Земзин М. П. Из истории организации вузовской науки на Северном Кавказе // Известия СКНЦ ВШ. Общественные науки. Ростов-на-Дону, 1976. № 4.

68. Земзин М. П., Кошеверова С. В. Высшая школа на Дону и Северном Кавказе: Библиографический указатель (1920;1985). Ростов-на-Дону, 1990.

69. Золотые звезды Кабардино-Балкарии. Нальчик, 1975.

70. Золотые звезды Чечено-Ингушетии. Грозный, 1985.

71. Иванов Г. П. В тылу врага. Майкоп, 1959.

72. Иванов Г. П. КПСС организатор и руководитель всенародной борьбы в тылу немецко-фашистских оккупантов в годы Великой Отечественной войны. Краснодар, 1969.

73. Из истории трудового подвига народов Северного Кавказа в годы Великой Отечественной войны // Сборник научных трудов. Краснодар, 1985.

74. История Дагестана. М., 1968.

75. История Кабардино-Балкарской АССР. М., 1967. Т.2.

76. История Ростовского-на-Дону института народного хозяйства (1931;1991). Ростов-на-Дону, 1991.

77. История Северо-Осетинской АССР. Орджоникидзе, 1966.

78. Итоги полувекового пути. Краснодар, 1972.

79. Каймаразов Г. Ш. Очерки истории культуры народов Дагестана от присоединения к России до наших времен. М., 1971.

80. Он же. Формирование социалистической интеллигенции на Северном Кавказе. М., 1988.

81. Он же, Керимов И. К. Дагестан в годы Великой Отечественной войны (1941;1945). Махачкала, 1963.36. КБГУ-50. Нальчик, 1982.

82. Коробейник Ю. Ф., Ерусалимский Я. М., Налбандян М. Б., Рожанская Н. Н. Механико-математический факультет Ростовского государственного университета (Краткий исторический очерк). Ростов-на-Дону, 1989.

83. Краснодарский ордена Трудового Красного Знамени сельскохозяйственный институт (1920;1982гг.). Краснодар, 1982.

84. Кузница инженерных кадров (к 40-летию Северо-Кавказского горно-металлургического института). Орджоникидзе, 1971.

85. Магомедов А. Ш. Дагестанский педагогический. Махачкала, 1981.

86. Малышева Е. М. В борьбе за победу. Майкоп, 1992.

87. Нагучев Д. М. Дорогой знаний. Майкоп, 1974.

88. Он же. Высшая школа на Северном Кавказе: история и современность. Майкоп, 1992.

89. Напсо Д. А. Под знаменем интернационализма. Пятигорск, 1968.

90. Народное образование на Северном Кавказе. Ставрополь, 1974.

91. Новочеркасский политехнический. Ростов-на-Дону, 1974.

92. Он же. Огненный выпуск. Ростов-на-Дону, 1984.

93. Очерки истории комсомольской организации Азово-Черноморского института механизации сельского хозяйства. Поселок Зерновой Ростовской области, 1958.

94. Очерки истории Чечено-Ингушской АССР. Грозный, 1972.

95. Очерки о героях Великой Отечественной войны. Нальчик, 1975.

96. Панков Г. И. Кузница медицинских кадров: Очерки истории Ростовского медицинского института. Ростов-на-Дону, 1968.

97. Партизанские были. Воспоминания кубанцев партизан Великой Отечественной войны. Краснодар, 1975.

98. Орджоникидзе, 1981. 58.50-летию создания Ростовской группы борцов сопротивления фашизму посвящается. Ростов на —Дону, 1993.

99. Ростовский государственный университет (1915;1985): Очерки. Ростов-на-Дону, 1985.

100. Ростовский инженерно-строительный институт. Ростов-на-Дону, 1975.

101. СГПИ-50. Ставрополь, 1980.

102. Сивков В. И. Партийные организации во главе партизанского движения на Северном Кавказе в годы Великой Отечественной войны. Пятигорск, 1965.

103. Советская интеллигенция: История формирования и роста (19 171 965гг.). М., 1968.

104. Ставропольский ордена Трудового Красного Знамени сельскохозяйственный институт (проспект). Ставрополь, 1990.

105. Страницы славных дел. Ростов-на-Дону, 1958.

106. Тедтоев А. А. Северная Осетия в период Великой Отечественной войны Советского Союза (1941;1945гг). Орджоникидзе, 1968.

107. Университет обновленного края. Махачкала, 1981.

108. Филькин В. И. Чечено-Ингушская партийная организация в годы Великой Отечественной войны Советского Союза. Грозный, 1960.

109. Хакуашев Е. Т. Сыны и дочери Кабардино-Балкарии на фронтах Великой Отечественной войны (1941;1945гг.). Нальчик, 1975.

110. Хутуев Х. И. Становление и развитие социалистической культуры в советской Кабардино-Балкарии. Нальчик, 1984.

111. Цуциев Б. А. Экономика и культура Северной Осетии, 1967.

112. Чуткерашвили Е. В. Кадры для науки. М., 1968.

113. Он же. Развитие высшего образования в СССР. М., 1961.

114. Шайдаев М. Г. Патриотическое движение народов автономных республик Северного Кавказа в годы Великой Отечественной войны. Баку, 1978.

115. Якаев С. Н. Деятельность комсомольской организации Чечено-Ингушской АССР в годы Великой Отечественной войны Советского Союза. Краснодар, 1973.3. Статистические сборники.

116. Высшее образование в СССР: стат. сб. М., 1961.

117. Народное хозяйство РСФСР за 60 лет. Статистический ежегодник. М., 1977.* *.

118. Дагестанская АССР за 50 лет: Статистический сборник. Махачкала, 1967.

119. Кубань за 50 советских лет: Статистический сборник. Краснодар, 1967. Народное хозяйство Кабардино-Балкарской АССР: Статистический сборник. Нальчик, 1957.

120. Народное хозяйство Северо-Осетинской АССР: Статистический сборник. Орджоникидзе, 1958.

121. Народное хозяйство Северного Кавказа: Статистический сборник. Ростов-на-Дону, 1932.

122. Народное хозяйство Чечено-Ингушской АССР: Статистический сборник. Грозный, 1957.

123. Ставрополье за 50 лет: Статистический сборник. Ставрополь, 1968.4. Периодическая печать.

124. Вестник высшей школы (1945. № 1, 5, 6- 1968. № 12).•кк -к.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой