Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Региональные аспекты девиантного поведения молодежи: На примере Чеченской Республики

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В Чеченской республике в рамках реализации Республиканской комплексной программы профилактики наркотизации населения в ЧР на 2002;2006 годы и Республиканской целевой программы «Молодежь Чечни» достаточно успешно внедряются различные профилактические программы, нацеленные на первичную, вторичную и третичную профилактику наркозависимых. О ее эффективности свидетельствуют данные проведенных… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Теоретические и прикладные аспекты изучения девиантного 15 ф поведения
    • 1. Девиантное поведение и факторы его формирования в современ- 15 ном обществе
    • 2. Основные теоретические концепции причин девиантного пове- 19 дения
    • 3. Специфика девиантного поведения молодежи
  • Глава 2. Анализ тенденций и причин девиантного поведения в со- 55 ' временной России
    • 1. Тенденции девиантного поведения населения России
    • 2. Рост девиантности в среде российской молодежи и способы ее нейтрализации
  • Глава 3. Региональные аспекты девиантного поведения в Чеченской 100 Республике
    • 1. Научные и социальные особенности исследования девиантного 100 поведения в Чеченской Республике
    • 2. Наркомания: масштабы беды
    • 3. Проблемы девиантного поведения в молодежной среде. ф
    • 4. Причины высокого уровня девиантного поведения и необходимые меры противодействия

Региональные аспекты девиантного поведения молодежи: На примере Чеченской Республики (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. В 1991 г. вместе с провозглашением независимой России власть перешла к так называемому демократическому большинству, которое объединило и бывших коммунистов, и в прошлом беспартийных. Объединение произошло, прежде всего, на основе неприятия в той или иной мере старых коммунистических идеалов и особенно — результатов их претворения в обществе «реального социализма». Таким образом, было налицо первое и притом непременное условие для начала новой трансформации экономического базиса в России — власть тех, кто формировал условия для грядущих преобразований. Вслед за сменой власти началось реформирование российской экономики.

Суть преобразований, согласно официально выдвинутой версии, состояла в трансформации авторитарной, коммунистической и нищей России в цивилизованное, динамично развивающееся государство с демократической формой правления, способное обеспечить своим гражданам достойный уровень благосостояния и различные свободы. Проводимые в России радикальные реформы, затронувшие все сферы жизнедеятельности общества, привели не только к обещанным позитивным изменениям, но, пожалуй, в еще большей степени послужили причиной явлений социально-негативного характера. Прямым следствием либеральных экономических реформ, проводившихся в России на протяжении 90-х гг. XX века, явилось резкое усиление социальной и материальной дифференциации, появление новых социальных групп и слоев. В обществе возродились такие социальные группы, как предприниматели, банкиры, рантье, безработные. Население страны расслоилось на бедных и богатых, между которыми образовалась глубокая пропасть. Новые формы собственности привели к росту безработицы, формированию нетрадиционных источников получения доходов, изменению существующей системы перераспределения доходов и финансирования социальных программ. Возрожденный рынок не стал панацеей от кризисов, не смог обеспечить стабильное развитие отечественной экономики. Более того, стремительное разрушение прежней плановой системы привело к обвальному падению отечественного производства.

Современное российское общество представляет собой взаимодействие совокупности девиантогенных факторов: огромного разрыва в доходах различных групп населения, социальной аномии, потери людьми нравственных ориентиров. В результате действия этих факторов десятки миллионов россиян обречены на бедность и нищету, социальную апатию, физическую и духовную деградацию. Вполне закономерно, что в нашем обществе наблюдается рост различных видов отклоняющегося поведения.

Девиантные проявления не являются уникальными и новыми, однако их исследование становится особенно актуальным в настоящее время, в переломный период развития нашего общества. В современном обществе взаимодействие личности, семьи и социума осуществляется в условиях качественного преобразования общественных отношений, которые вызывают не только позитивные, но и негативные изменения в различных сферах социальной жизни. Различные трудности, возникающие в процессе адаптации представителей тех или иных социальных групп к рыночной экономике, порождают деформацию межличностных связей, разобщение поколений, утрату традиций. Возрастающие в массовых масштабах многообразные формы социальной патологии (наркомания, проституция, алкоголизм и др.), криминализация социальной среды, резкое ослабление нормативно-нравственной регуляции общественных отношений, — эти и другие негативные тенденции в развитии современного общества ставят перед социологической наукой исключительно важную задачу по изучению природы, закономерностей девиантного поведения и его субъектов — девиантной личности (девианта) и асоциальных объединений (криминальных групп, организаций и т. д.).

Наибольшие трудности в приспособлении к требованиям современной сложной экономической, политической, духовной жизни испытывает молодежь. Снижение уровня жизни населения увеличило число семей, в которых родители не могут выполнять свои обязанности по воспитанию детей. Отсюда рост количества брошенных и беспризорных детей, детской наркомании, преступности, проституции и других социально-негативных отклонений в подростковой среде.

Деструктивные явления в молодежной среде носят настолько серьезный характер, что их следует рассматривать как реальные предпосылки криминализации всего российского общества. Масштабы распространения отклоняющегося поведения среди молодежи позволяют говорить об угрозе безопасности всего российского общества.

Девиантное поведение молодежи является, с одной стороны, результатом разнонаправленных по содержанию и формам реализации процессов, происходящих в обществе в целом, с другой стороны, тех изменений, которые происходят в среде ближайшего окружения: в семье, школе, средних и высших учебных заведениях.

Изучение влияния семьи и учебного заведения на проявление молодежных девиаций позволяет нам лучше понять природу этого явления, выявить основной механизм и тенденции функционирования и развития девиантного поведения как социального феномена.

Как видно из вышесказанного, рост масштабов и форм отклоняющегося поведения ставит перед обществом задачу построения эффективной системы профилактики и преодоления социальной девиации, прежде всего, среди несовершеннолетних. В связи с этим возникает необходимость социологического и социально-педагогического анализа факторов отклоняющегося поведения подростков, поскольку система антидевиантных мер складывается в результате научно-обоснованных возможностей воздействия на эти факторы.

Степень разработанности проблемы. Проблема девиантного поведения широко освещена в зарубежной и отечественной социологической литературе, но важно отметить, что его конкретный аспект — молодежная девиация — изучен в меньшей степени. Девиантное поведение молодежи представляет собой сложное явление, поэтому изучение этой проблемы имеет междисциплинарный и разноплановый характер.

В своей работе мы опирались как на общеметодологические, так и на частные теории. Исследованию девиаций посвящены философско-методологические теории зарубежных ученых: антропоцентрические теории П. Келли, Э. Кречмера, Ч. Ломброзо, У. Шелдонапсихоаналитические теории 3. Фрейда, К. Юнга, Э. Эриксонатеории аномии Э. Дюркгейма, Р. Мертонакультурологические теории А. Миллера, Э. Сатерлендатеория социального научения А. Бандурытеория стигматизации Г. Беккераконфликтологическая теория О. Турасинтезированный подход Н. Смелзерасоциально-психологический подход С. Линга, Р. Харре.

Методологические основы изучения девиантного поведения представлены и в отечественных теориях: девиантологии B.C. Афанасьева, Я.И. Гилинско-го, Б. М. Левина, М. Е. Поздняковойсовременной социологии права В.П. Кази-мирчука, В. Н. Кудрявцева, Ю. В. Кудрявцева, а также в трудах В. Ф. Левичевой, В. Т. Лисовского, И. А. Невского, А. С. Харчева.

Значительный вклад в изучение девиантного поведения молодежи внесли работы авторов, исследующих отдельные аспекты этого явления.

Девиантное поведение рассматривается такими российскими учеными, как Б. Н. Алмазов, С. А. Беличева, Б. П. Битинас, И. С. Кон, Г. Ф. Кумарина, В. В. Локосов, А. В. Мудрик, И. А. Невский, И. Б. Орлова как нарушение процесса социализации.

Проблеме проявления девиантных форм поведения у подростков, вызванных неблагоприятным положением ребенка в системе внутрисемейных отношений, посвящены работы В. Г. Бочаровой, Ю. Р. Вишневского, И.А. Горько-вой, Г. А. Гурко, И. А. Двойменного, А. Н. Елизарова, Е.Н. ЗаборовоЙ, В.А. Леле-кова, А. В. Меренкова, В. Д. Москаленко, Г. П. Орлова, Б. С. Павлова, В. Г. Попова, Л. Л. Рыбцовой, Л. Я. Рубиной, В. В. Солодовникова, В. Т. Шапко.

Влияние школьной среды в процессе социализации молодежи, а также ее роль в профилактике отклоняющегося поведения учащихся, представлены в работах Б. Н. Алмазова, B.C. Афанасьева, В. В. Касьянова, Г. Ф. Кумарина, В. В. Лозового, А. В. Маркина, И. А. Невского, В. Г. Степанова, Т. А. Хагурова.

Признавая значение вышеизложенных работ, стоит отметить, что, несмотря на множество подходов к исследованию девиантного поведения, проблема подростковых девиаций в условиях рыночной экономики требует дальнейшего изучения.

Научная проблема. Формирование первого поколения новой России происходило, в основном, в условиях негативной социально-экономической ситуации 90-х г. г. XX в., что создало предпосылки маргинализации значительной части молодежи, девиации ее поведения.

Особенно болезненно проявляются проблемы девиантного поведения подростков и молодежи в Южном федеральном округе. Сложная этнополитиче-ская ситуация, неконтролируемая миграция и, главное, продолжающийся, в отдельных субъектах Федерации, экономический кризис в наибольшей степени сказывается на подрастающем поколении. Данной ситуацией пытаются воспользоваться внешние и внутренние деструктивные силы, стремясь манипулировать молодежью и ее поведением.

Цель диссертационной работы — Анализ теоретического и эмпирического знания в сфере социологии девиантного поведения. Исследование особенностей влияния семьи и учебного заведения на ценностные ориентации и установки молодых людей с девиантным поведением.

Достижение этой цели предполагает решение следующих задач:

— систематизировать основные методологические подходы к изучению девиантного поведения;

— проанализировать тенденции и причины девиантного поведения в современной России;

— уточнить понятие «девиантное поведение деструктивной направленности в молодежном возрасте» ;

— рассмотреть девиантное поведение молодежи как социальное явление;

— раскрыть основные элементы механизма формирования девиантного поведения молодежи;

— выявить реальное состояние и специфику молодежной девиантности в современных условиях;

— выявить типичные формы молодежных девиаций и их иерархию;

— исследовать влияние различных типов семей на формирование девиантного поведения подростков;

— разработать рекомендации по профилактике девиантного поведения в подростковом возрасте.

Объект исследования — чеченская молодежь в возрасте от 14 до 30 лет, проживающая на территории Чеченской Республики.

Предмет исследования — изучение региональных аспектов девиантного поведения чеченской молодежи, и особенности влияния семьи, школы, училища и вуза на ее поведение, ценностные ориентации и установки.

Теоретико-методологическую основу исследования составляют социологические идеи и концепции классиков мировой социологической мысли, труды отечественных и зарубежных социологов, философов, психологов и педагогов, посвященные проблемам девиаций, монографии и статьи российских и зарубежных ученых в области девиантного поведения подростков и молодежи, а также научно-публицистические статьи, вышедшие в свет в последнее время.

В ходе диссертационного исследования нами использовались социологические методы: сплошного и выборочного обследования, метод группировок фактических данных, сравнительного анализа, структурно-функционального анализа, агрегированного анализа и другие.

Исследование девиантного поведения молодежи опирается на общеметодологические и частные социологические теории: социологию права, социологию отклоняющегося поведения, социологию молодежи, социологию семьи, социологию личности.

Девиантное поведение в молодежном возрасте предусматривает междисциплинарное изучение этой проблемы, поэтому в работе используется комплексный и системный подходы, позволяющие всесторонне проанализировать объект изучения. Также применяется структурно-функциональный подход, описывающий семью и школу как динамичные, многофакторные, изменчивые феномены.

С учетом специфики объекта и предмета исследования была сформирована эмпирическая база диссертации, состоящая из следующих компонентов:

— материалы социологического исследования, посвященного изучению проявления девиантных форм поведения молодежи.

В связи с трудностями послевоенного периода, мы вынуждены были использовать только количественный метод сбора информации на основе квотной целевой выборки.

Выборка: для построения репрезентативной выборки использовались 2 источника информации: данные Госкомстата о численности населения 14−30 лет, которые сопоставлялись с данными местных отделов образования по общей численности учащихся.

Анкетирование носило анонимный характер в присутствии только социологов: администрация и преподаватели не допускались к проведению опроса и присутствию на нем, заполненные анкеты им не показывались.

Опрос проводился с привлечением опытных социологов из СевероКавказского центра ИСПИ РАН, которые контролировали взаимное влияние респондентов, в частности групповое обсуждение вопросов и ответов. Сильное влияние на готовность участвовать в опросе оказывал «географический» аргумент: специальная командировка исследователей из другого города (Краснодар).

Обработка информации: Опрос обрабатывался с помощью статистического пакета SPSS for Windows 12.0, использовались специальные виды анализа: корреляционный, факторный, регрессионный.

Всего было опрошено 500 респондентов (276 учащихся, 224 студента).

Кроме этого, в исследовании использованы следующие методы сбора информации: метод включенного наблюденияанализ документов (материалов, представленных администрацией школ, Чеченского госуниверситета и Грозненского государственного нефтяного института им. акад. М.Д. Миллиошцико-ва, подразделениями ОВД и комиссией по делам несовершеннолетних) — метод анкетного опроса учащихся средних общеобразовательных школ (средняя школа № 2 г. Грозного, средняя школа № 1 г. Гудермеса, средние школы в с. Алха-зурово Урус-Мартановского района, с. Новые-Атаги Ачхой-Мартановского района, с. Автуры Шалинского района), учащихся ПТУ, студентов Чеченского госуниверситета и Грозненского государственного нефтяного института им. акад. М. Д. Миллионщикова;

— вторичный анализ материалов, представленных в научных изданиях, на страницах региональной прессы;

— вторичный анализ результатов Всероссийского социологического мониторинга «Социальное развитие молодежи» (1999;2002 годов), проведенного Отделом социологии молодежи ИСПИ РАН под руководством В. И. Чупрова в 12 регионах РФ (выборка молодежи в возрасте 15−29 лет в 1999 году составила 2004 чел., в 2002 году — 2012 чел.), опросов, проводившихся фондом Validata 37 и 14−16 марта 2003 года, опросов НИЦ «Регион», г. Ульяновск под руководством Е. Омельченко, а также данные государственной ведомственной статистики, вторичный анализ результатов социологических исследований, содержащихся в Докладе департамента по молодежной политике Правительству РФ за период 2000;2003 годов.

— данные МВД России.

— данные МВД Чеченской Республики.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

1. Сформирован комплексный подход к изучению и анализу объекта и предмета исследования.

2. Впервые представлены результаты комплексных исследований, отражающих до сих пор не изучавшиеся или недостаточно изучавшиеся аспекты формирования и распространения различных форм девиантного поведения молодежи в Чеченской Республике.

3. Получены репрезентативные показатели девиантного поведения чеченской молодежи на современном этапе.

4. Уточнено понятие девиантного поведения деструктивной направленности в подростковом возрасте, которое рассматривается как отклоняющаяся от общепринятых норм форма самореализации и самоутверждения личности на этапе первичной социализации. Девиантное поведение в подростковом возрасте характеризуется меньшей осознанностью, преобладанием аморальных действий и поступков над противоправными.

5. Выявлены особенности причинного комплекса девиантного поведения молодежи, характерного для современного состояния. Определены основные формы девиаций молодежи, их иерархия: табакокурение, школьные прогулы, сквернословие, агрессивные методы разрешения конфликтной ситуации, периодическое употребление алкогольных напитков и наркотиков. Обоснованы особенности влияния семей на формы и уровень проявления девиантного поведения молодежи.

6. Исследованы особенности проявления девиантного поведения населения Чеченской Республики.

7. Дан детальный анализ молодежных наркомании и алкоголизма с позиций теории девиантного поведения, и в связи с этим они подробно рассмотрены как формы отклоняющегося поведения.

8. На материалах эмпирических социологических исследований проанализированы состояние, причины и особенности высокого уровня проявления девиантного поведения.

9. Разработаны рекомендации для сотрудников правоохранительных, образовательных, медицинских органовмолодежных организацийв том числе и для работы в семьях по месту жительства по профилактике девиантного поведения молодежи.

Гипотеза работы заключается в том, что социально-экономические и социально-политические факторы оказывают ведущее влияние на формирование девиантного поведения молодежи региона.

Положения, выносимые на защиту.

1. Распространение массовых девиаций снижает и нарушает установленную нормативность и продуцирует деструктивные изменения в современном российском обществе.

2. Статистическая информация свидетельствует, что в современном российском обществе девиантное поведение распространено на разных уровнях социальной организации. Этот факт обусловлен социально-политическими, экономическими, культурными трансформациями в обществе.

3. Анализ проявлений девиантного поведения свидетельствует, что оно распространяется на все общество, не делая исключений ни для богатых, ни для бедных, что и порождает целый комплекс последствий, вызываемых маргинальными явлениями.

4. Феномен девиантного поведения подростков и молодежи подчиняется устойчивым закономерностям социально-экономической и социально-политической ситуации, наличествующей в регионе.

5. В эмпирическом плане социальный феномен девиантного поведения по распространенности носит кросс-культуральный характер, однако имеет и суб-культаральную специфичность, связанную как с этнокультаральными нормами, так и с исторически детерминированными условиями социализации индивида.

6. Эмпирически обосновывается целостная социологическая теоретическая объяснительная модель девиантного поведения, включающая в себя все уровни социальной детерминации индивидуального поведения.

7. Детерминация девиантного поведения является многоуровневой и включает в себя факторы глобальных социо-культурных влияний, этнокульта-ральных норм, социально-статусной принадлежности, микрогруппового социального окружения и индивидуальные личностные реакции на исторически сложившиеся условия социализации.

8. Анализ девиантного поведения, проведенный на основе выводов конкретных социологических исследований (на примере Чеченской Республики) показал, что на сегодняшний день степень девиантности населения является весьма высокой.

9. Рост распространенности форм девиантного поведения в современном чеченском обществе обусловлено не только последствиями боевых действий, процессов социальной трансформации и кросс-культуральных влияний, но и недостаточной сформированностью институтов социального контроля.

Научно-практическая значимость работы. Предложенные теоретические и практические выводы могут помочь более глубокому пониманию специфики девиантного поведения подростков и молодежи, роли семьи и учебного заведения в проявлении девиаций деструктивной направленности. Материалы диссертации и публикации автора могут быть использованы:

— для расширения, упорядочения и систематизации категориально го аппарата социологии девиантного поведения;

— в практической деятельности социальных работников и социальных педагогов при диагностике и коррекции девиантного поведения подростков;

— в эмпирических исследованиях по проблемам ненормативного поведения и диагностики девиаций подростков семей «групп риска» ;

— для преподавания курсов «Общая социология», «Социология и психология девиантного поведения», «Девиантология», «Социология семьи», «Социология безопасности», «Социальная педагогика» и различных спецкурсов по проблеме девиантного поведения;

— для разработки программ по профилактике отклоняющегося поведения подростков;

— для разработки общеметодологических, теоретических основ и совершенствования социальной политики в области образования и воспитания молодежи.

Апробация результатов исследования. Рекомендации по предупреждению девиантного поведения подростков, разработанные в ходе исследования, внедрены в практику деятельности органов внутренних дел Чеченской Республики. Выводы исследования и его материалы используются при чтении лекций слушателям и курсантам Грозненского филиала Краснодарского университета МВД России, педагогам и родителям в общеобразовательных школах г. Грозный, при проведении круглых столов с учащимися школ, при проведении консультаций с родителями и педагогами школ.

Основные положения диссертации представлены в публикациях автора, в выступлениях на следующих конференциях и семинарах:

Структура диссертации включает введение, 3 главы, состоящие из девяти параграфов, заключение, список использованных источников из 141 наименования и 8 приложений.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Подводя итоги диссертационного исследования, представляется целесообразным сделать вывод, что современная чеченская молодежь живет в условиях более чем десятилетней конфронтации и жестокой ломки старых ценностей в обстановке затянувшегося вооруженного конфликтанепоследовательности национальной, экономической и социальной политики федерального Центраразрушенных образовательной и правоохранительной системмноголетнего негативного пропагандистского и морально-психологического воздействия сепаратистов и религиозных экстремистовреанимированных «обид» чеченского общества на Россию за репрессии 40−50-х гг.- отсутствия целенаправленной положительной информационно-психологической пропаганды российских СМИ на чеченское обществорезкого снижения ценности человеческой жизни.

Региональные особенности девиантного поведения чеченской молодежи обусловлены социально-экономической и политической обстановкой, сложившейся в 1990;е гг. XX века и в начале XXI века, как в России, в целом, так и в Чеченской республике, в частности.

Особо следует отметить, что деятельностью российских федеральных СМИ не удовлетворяются потребности чеченской молодежи, а своих собственных СМИ ЧР длительное время не имела.

Так, 78% респондентов считают, что освещение событий вокруг Чечни необъективно. Вместе с тем в молодежной среде в последнее время наблюдается тяга к учебе (56%), спорту (21%), что вселяет надежду на улучшение обстановки.

Наиболее благополучными в социально-политическом отношении являются Шелковской, Наурский и Надтеречный районы, хотя это «благополучие» относительное. По данным надежных источников, население этих районов, занимая лояльную к федеральному Центру позицию (как в первой, так и во второй чеченских кампаниях), получает огромные материальные и финансовые выгоды. Это обстоятельство необходимо использовать, но не забывать, что в определенный момент (в случае резкого уменьшения дотаций и выплат) население этих районов может резко изменить свои ориентиры.

Улучшается обстановка в Шалинском и Гудермесском районах. Самых ответственных и осторожных подходов и механизмов в реализации задач и целей федерального Центра требуют гг. Аргун и Грозный, а также Урус-Мартановский, Ножай-Юртовский, Курчалоевский, Грозненской-сельский и Веденский районы.

Несмотря на имеющиеся негативные тенденции, чеченская молодежь благоприятно относится к военной службе в строительных, железнодорожных войсках и войсках МЧС (при условии содержания их на территории Чечни и использовании в восстановительных работах).

В качестве основных принципов, характеризующих отношение чеченской молодежи к федеральному Центру и его политике, можно назвать: отсутствие веры федеральному Центру вообщеуверенность в том, что федеральные деньги, выделенные на восстановление Чечни, снова будут разворованы и, прежде всего, в Москвеотсутствие веры в успех восстановительных работ (большинство опрошенных считает, что отсутствует контроль за использованием финансовых средств, в том числе ни для кого не является секретом, что значительно завышаются сметы и расходы, но никто это не пресекает) — отсутствие гарантии безопасности для тех чеченцев, которые честно хотят сотрудничать с федеральным Центромпроизвол со стороны силовых структур (особенно МВД).

Важным для реализации целей федерального Центра по ликвидации сепаратизма и экстремизма на территории ЧР является то, что подавляющее большинство чеченского народа, в том числе и чеченская молодежь, выступает категорически против каких-либо переговоров с главарями незаконных вооруженных формирований. Они считают, что в случае переговоров и подписания всевозможных «мирных» договоров к власти возвратятся недобитые чеченские бандиты и снова наступит произвол, что приведет к очередному исходу чеченцев из Чечни. Подобную оценку необходимо активно использовать в борьбе с оставшимися еще НВФ и их подпольными структурами.

Не решен вопрос занятости, прежде всего, чеченской молодежи (14−30 лет), что не позволяет ликвидировать (или минимизировать) базу пополнения боевиков, уменьшить количество подпольщиков.

Не принято решительных мер по разработке программы подготовки молодых кадров для экономики, социальной сферы, культуры, органов местного самоуправления Республики.

Эти недостатки приводят к дискредитации усилий Президента РФ и Правительства ЧР по восстановлению социально-экономической сферы Чечни.

Анализ наркотической и алкогольной ситуации в Чеченской республике за 2004 год позволяет сделать следующие основные выводы.

Руководством Чеченской республики, правоохранительными органами республики во взаимодействии с органами власти, другими министерствами и ведомствами уделяется повышенное внимание проблемам борьбы с наркопреступностью и профилактики наркомании. В республике создана Межведомственная комиссия Совета безопасности ЧР по противодействию злоупотреблению наркотическими средствами и их незаконному обороту. Действует Республиканская комплексная программа профилактики наркотизации населения.

В результате принимаемых в республике мер за последние 3 года темпы роста наркотизации стабилизировались на уровне 3−4% в год. В 2004 г. этот показатель составил 4,8%. Количество зарегистрированных наркобольных увеличилось на 347 человек, в то время как количество впервые заболевших возросло всего на 21 больного. Анализ, проведенный Республиканским наркологическим диспансером, показал, что основной причиной роста числа состоящих на учете наркобольных в 2004 году стало возвращение из мест лишения свободы значительного числа наркозависимых лиц, а также прибытие в республику на постоянное жительство наркобольных из других регионов.

Более чем в 3 раза по сравнению с 2003 г. возросло количество лиц, умерших в результате отравления наркотиками. По экспертным оценкам органов здравоохранения и правоохранительных органов это вызвано следующими причинами:

— во-первых, 2004 год характеризовался нестабильным количеством ди-ацетилморфина, содержащегося в изымаемом правоохранительными органами героине. Так, если в течение 2003 года и в начале 2004 года его содержание составляло 5−10%, то к концу 2004 года его доля возросла до 20−25%, а в отдельных случаях до 40−50%. В результате возросло количество смертельных случаев от передозировки наркотиков;

— во-вторых, значительное количество умерших стали употреблять наркотики в 1998;1999 г. г. (средняя продолжительность жизни наркоманов составляет 6−7 лет с момента начала употребления наркотиков).

Тем не менее, проведенные социологические исследования показали, что наркотики в республике продолжают оставаться доступными для населения. По мнению 60,4% респондентов, приобретение наркотиков по месту жительства не представляет серьезной сложности. В 2004 г. появилась тенденция увеличения распространения наркомании в районных центрах республики. Это обусловлено: «насыщением» незаконного наркорынка в столице республикиувеличением количества молодежи, проходящей обучение в вузах ПТУ республикипостепенным увеличением доходов жителей райцентров и села и др.

В Чеченской республике в рамках реализации Республиканской комплексной программы профилактики наркотизации населения в ЧР на 2002;2006 годы и Республиканской целевой программы «Молодежь Чечни» достаточно успешно внедряются различные профилактические программы, нацеленные на первичную, вторичную и третичную профилактику наркозависимых. О ее эффективности свидетельствуют данные проведенных в 2004 г. социологических исследований. Так, в 2004 году с содержанием антинаркотической информации познакомилось 74,2% молодых людей, что на 8,2% больше, чем в 2003 году. В итоге превентивной работы (информационной, просветительской, воспитательной) весьма значительная доля молодых людей считает опасным для здоровья факт первой пробы наркотика (62,1%). В 2003 году таких оценок было заметно меньше — 54,5%.

В 2004 году по поводу наркомании и токсикомании стационарную помощь получили 3171 человек, что на 36,1% больше, чем в 2003 году. Реабилитационными мероприятиями по различным психотерапевтическим реабилитационным технологиям было охвачено 1342 больных наркоманией и токсикоманией, из них более 50% больных прошли стационарную реабилитацию. Среди пролеченных в течение 2004 года значительное количество составили больные, медицинская помощь которым была оказана анонимно, на платной основе. При этом проведенный Республиканским наркологическим диспансером анализ показывает, что основная масса анонимных обращений мотивирована снятием тяжелых проявлений абстинентного синдрома (так называемая «ломка»). Как правило, от последующего участия в реабилитационных программах данная категория граждан отказывается.

Основными наркотическими средствами" в структуре немедицинского потребления наркотиков и их незаконного оборота по-прежнему остаются героин (65%) и марихуана (25%). Синтетические наркотические средства составляют не более 1% наркотиков, находящихся в незаконном обороте.

Основное негативное влияние на наркоситуацию в республике оказывают выходцы из стран ближнего зарубежья, которые через существующие этнические диаспоры создают разветвленную сеть наркоторговли. Установив контакты с местными организованными преступными группами, причастными к наркобизнесу и имея родственные, дружеские и коммерческие связи на исторической родине, они выполняют роль связующего звена между регионами-производителями наркотиков и республикой.

Проведенный анализ экспертных оценок министерств, ведомств и организаций, результатов социологических исследований и ведомственных статистических данных позволяет сделать вывод, что в 2005 году существенных изменений в динамике развития наркообстановки в Чеченской республике не прогнозируется.

Наибольший уровень наркотизации населения и наркопреступности сохранится в городах республики, что обусловлено социально-экономическими факторами, наличием крупных автомобильных магистралей, а также наличием организованных преступных групп, контролирующих оборот наркотиков.

Несмотря на то, что в незаконном обороте по-прежнему преобладает героин, прогнозируется дальнейшее увеличение объемов потребления марихуаны. Это связано с постепенной трансформацией сознания молодежи, потребляющей наркотики, в сторону употребления марихуаны и др. «легких» наркотиков как «менее опасных» для здоровья.

В молодежной среде по-прежнему будут пользоваться спросом синтетические наркотики, что объясняется сформировавшейся «модой» на так называемые «клубные» наркотики («экстази», МДМА и др.), ростом благосостояния населения, а также наличием высших учебных заведений, ориентирующихся на выпуск специалистов для химической промышленности, способных наладить их кустарное производство.

По оценке органов здравоохранения в ближайшее время сохранятся основные тенденции: рост числа желающих получить реабилитационную наркологическую помощь, стабилизация контингента больных наркоманией и первичной заболеваемости наркоманией, снижение распространенности наркомании среди детей и подростков.

Отрицательное влияние на наркоситуацию могут оказать имеющиеся проблемы в правоприменительной практике и формирующееся у населения после внесения изменений в Уголовный кодекс РФ представление о безнаказанности деяний, связанных с незаконным хранением и употреблением наркотических средств.

В качестве главного результата восстановления социальной и экономической сфер Чеченской республики, осуществляемой Федеральным центром, можно считать появление в молодежной среде мощного потенциала саморазвития общества. Для закрепления достигнутого необходимо внедрять в сознание молодых людей новые ценности, связанные с созиданием и служением обществу, в противовес пропаганде сепаратистов, исходящей из того, что те, кто сотрудничает с федеральными силами, являются предателями интересов чеченского народа, и что во всех бедах Чечни виновата Россия.

Низкие стартовые возможности молодежи в Чеченской республике, трудность обретения социального статуса требуют продуманной политики поддержки чеченской молодежи.

Снять напряженность в молодежной среде призвана Республиканская целевая программа «Молодежь Чечни». Она предполагает привлекать юношей и девушек к восстановительным работам, расчистке территорий от развалин. Обеспечить молодежь всем имеющимся спектром образовательных услуг, в том числе и за пределами Чечни. Создать центры правовой помощи и социально-психологической реабилитации, центры занятости.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Р., Болтенкова J1. Опыты федерализма. М.: Республика, 1994.
  2. Р. и др. Федерализм в истории России. М.: Республика 1992−1993.-Т.1Ш
  3. Актуальные проблемы формирования местного самоуправления в Российской Федерации («Круглый стол» в Институте государства и права РАН) // Государство и право. М., 1997, — N5.
  4. P.M. К вопросу о методах измерения латентной преступности // Государство и право. М., 1998. № 7.
  5. В. Краснодарский край: экономика, партии, лидеры //Власть. М., 1995. — N 7. — С.39−47.
  6. Анализ развития регионов России. Политические ориентации населения регионов России. -М.: TACIS, 1997.
  7. М. Динамика конфликтов в правящих региональных группах //Власть. М., 1997. — N9. — С.36−39.
  8. В., Дука А.Конфликты и компромиссы в структурах региональной политической элиты: типология противоборства // Северная Пальмира. СПб., 1997. -N9. — С.46−51.
  9. Д., Шутов А. Региональные элиты в постсоветской России: особенности политического участия // Кентавр. М., 1995. — N6. — С.3−23.
  10. Ю.Барзилов С, Чернышев А. Провинция: элита, номенклатура, интеллигенция // Свободная мысль. М., 1996.-N1.- С.44−56.
  11. П.Барзилов С, Чернышев А. Регион как политическое пространст-во//Свободная мысль. М., 1997.-N2, — С.3−13.
  12. С. и А.Чернышев. Политическая структура современной российской провинции. М: Магистр, 1997.
  13. Басханова J1. С.-Э. Чечня: общественное мнение в условиях этнополитического конфликта. Ростов-на-Дону. Изд. СКНЦ ВШ. 2004.
  14. И.П. Психология неформальных подростково-молодежных групп. М., изд-во «Информпечать», 2000.
  15. Э. Берн. Я концепция и воспитание. М., 1993.
  16. С. Легитимация статуса региональной политической власти //Вестник МГУ. -1997. Сер. 18. — N4. — С.77−95.
  17. М.И. Социальные нормы как объект психологического исследования. В кн.: Методологические проблемы социальной психологии. М., Наука. 1975. С. 221
  18. В. Э. Ценности и ориентиры общественного сознания россиян // Социс, № 7, 2004.
  19. Ф. Ценности населения и возможности местного самоуправления// Социологические исследования. М., 1997. — № 1. — С. 98−110.
  20. .С. Аномалии личности. М.: Мысль, 1988.
  21. Е. От псевдосимметрии к асимметричной федерации: экономические аспекты российской модели федерализма //Асимметричность федерации /Захаров А. (ред.).- М.: TACIS, 1997. -С.123−139.
  22. С.А. Наркомания среди молодежи как показатель дезадаптиро-ванности // Социс, № 4, 2000.
  23. В.В. Некоторые психолого-педагогические аспекты антинаркотической пропаганды // Психологические проблемы выявления и коррекции отклоняющегося поведения школьников. Нальчик. 2000.
  24. Васильев В. и др. Комментарий к Федеральному закону «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». — М.: Ин-т законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации, 1997.
  25. Е. Молодежь и насилие // Социс. 1995. № 2. С. 153.
  26. Е.В. Типология субъектов девиантного поведения. Авторефератдиссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук. Н. Новгород, 2000.
  27. А.А. На краю пропасти: наркомания и наркоманы. М., 1990.
  28. А.А. Наркотики в среде учащейся молодежи //Социологические исследования, 1990, № 9.
  29. А.А. Русская социология XI XX веков. — СПб.: Издательство «Лань», 2002.
  30. Я.И., Смолинский Л. Г. Социодинамика самоубийств // Социс. 1988. № 5. С. 62.31 .Гилинский Я. И. Творчество: норма и отклонения? // Социологические исследования. 1990. № 2. С. 41- 49.
  31. В. Региональная власть в современной России: институты, режимы и практики //Полис. М., 1998. -N1.
  32. Л. Власть народа: хождение по, кругу //Российская Федерация. М., 1995. — N12. — С.24−27.
  33. Л. Зигзаги реформы //Российская Федерация. — М., 1996. -N8. С.26−27.
  34. Г. Сравнительное изучение регионов России: проблемы методологии: Докл. на семинаре «Органы государственной власти субъектов Российской Федерации». Рязань, 21−22 ноября. Рязань, 1997.
  35. Г. Поведение избирателей в России: теоретические перспективы и результаты региональных выборов // Полис. М., 1997. — N4. — С.44−56.
  36. М. Башкортостан и Татарстан. Параллели этнополитиче-ского развития. М.: ИЭА РАН, 1994. — (Исслед. по прикладной и неотложной этнологии. Вып. 77 — 80).
  37. А.А. Модульный анализ и конструирование социума. М., 1994.
  38. В. К дискуссии о становлении региональных злит //Куда идет Россия? Общее и особенное в современном развитии / Заславская Т. (ред.). -М.: Интерцентр, 1997. С. 148−153.
  39. С.И. Геноцид (политико-правовой анализ). Краснодар, 2005.
  40. Г. Д. Освобождение ислама. М., Изд. дом «Умма», 2004.
  41. Дроздов АЛО. Агрессивное поведение молодежи в контексте социальной ситуации // Социс. 2003. № 4. С. 96.
  42. Н.П., Карпец И. И., Кудрявцев В. Н. Генетика, поведение, ответственность, М., 1982.
  43. Э. Нормы и патология. В кн.: Социология преступности. М.: Прогресс. 1966.
  44. Изменяющаяся Россия в зеркале социологии (Под ред. М. К. Горшкова, Н.Е. Тихоновой). М.: Летний сад, 2004.
  45. Ислам и политика на Северном Кавказе. Сборник научных статей. Северо-Кавказское обозрение Центра системных региональных исследований и прогнозирования ИППК при РГУ. Выпуск 1 / Отв. ред. В. В. Черноус -Ростов н/Д: Изд-во СКНЦ ВШ, 2001.
  46. В.Н. Отклоняющееся поведение подростков как социальная проблема современного российского общества. Нижний Новгород, 2004.
  47. В. Российское пространство: части сильнее целого//ВекХХи мир. М., 1992.- N5. — С.29−33.
  48. В. Неосоветское пространство: основные структуры, трансформация // Куда идет Россия? (III). Социальная трансформация постсоветского пространства / Заславская Т. (ред.). М.: Аспект Пресс, 1996. — С.59−70.
  49. Ю.Ю. Новейшая история Чечни в свете этнополитических процессов / Кавказский регион: проблемы культурного развития и взаимодействия. Ростов н/Д., 2000.
  50. М., Николаев А. Зеркало постсоветской демократии. -Свободная мысль. М. 1997. — N6. -С.45−57.
  51. М.И. Общественно-политические объединения и формирование политической элиты в России (1990- 1997). М., 1998.
  52. В.Н. Правовое поведение: норма и патология. М. 1995.
  53. В.И. Современная западная социология: Аналитический обзор концепций. Ростов-на-Дону: «Феникс», 2001.
  54. О. Представительство интересов центральных властей в регионах России. Политико-правовые аспекты // Вестник МГУ. — 1997. -Сер 12. N3 — С.64−74.
  55. В., Криндач А. Тенденции постсоветского развития массового сознания и политическая культура Юга России //Полис. -М., 1994. -N6.-C 120−133.
  56. В., Туровский Р. Электоральная карта современной России: генезис, структура и эволюция //Полис- М., 1996 -N4. С 33−46.
  57. В., Туровский Р. Осенне-зимние выборы глав исполнительной власти в регионах: сценарии перемен // Полис. М., 1997.-N1.-C.97−108.
  58. А.А. О понимании нормы в биологии и медицине.- В кн.: Философские вопросы современной биологии. М.- JI. 1996.
  59. В.В. Особенности аномии в современном российском обществе. // Социс, 2004, № 3.
  60. О. Трансформация старой номенклатуры в новую российскую элиту // Общественные науки и современность. М., 1995. — N1. -С 51−65.
  61. В.Н. Правовое поведение: норма и патология. М., Наука. 1982.
  62. А., Кузнецова О. Экономическая политика регионов: «либеральная» и «консервативная» модели//Полития. М., 1997.-N1.-C.57−64.
  63. Н. Региональные элиты России. М.: ИНИОН РАН, 1997.
  64. И. О современной российской юридической регионологии // Государство и право. М., 1997. — N10. — С.59−64.
  65. В.К. Мораль, идеология и социополитическая консолидация. // Наука, политика, предпринимательство. М., 2004, № 1. С. 9 — 23.
  66. В.К. Морально-политическая консолидация российского общества в условиях неолиберальных трансформаций // Социс, 2004, № 7.
  67. А. и др. Региональная стратегия России // Региональная политика.- 1994, N6. С.3−24.
  68. А.Е. Особенности саморазрушающего поведения при разных типах акцептуации характера у подростков. // Саморазрушающее поведение у подростков. Л., 1991.
  69. А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. Л.: Медицина, 1983.
  70. В.В., Орлова И. Б. Пятилетка № 13. Взлеты и падения. М.: Аса-demia, 1996.
  71. В.В. Трансформация российского общества (социологические аспекты). М.: РИЦ ИСПИ РАН, 2002.
  72. В.В. Трансформация социетальных систем: опыт реформ в современной России. Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора социологических наук. М. — 2002.
  73. В. От Татарстана до Чечни (Становление нового российского федерализма). М.: Ин-т современной политики, 1995.
  74. В. Разделение властей и опыт Российской Федерации // Асимметричность федерации / Захаров (ред.) А. — М.: TACIS, 1997. -С. 13−35.
  75. В. Развитие федерации и Конституция России // Государство и право. М., 1997. -N8. — С. 14−20.
  76. А. Политические элиты российской провинции. — Мировая экономика и междунар. отношения. — М., 1994. N4, -С, 72−79.
  77. А. Политический ритуал и мифы региональных элит//Свободная мысль, М., 1994. -Nil. -С. 108−114.
  78. А. Локальные элиты и идеология регионализма: сравнительный анализ в России // На путях политической трансформации (политические партии и политические элиты постсоветского периода). М.: МОНФ, 1997. — Вып. 8, Ч. 2.
  79. Н.Ю. О склонности подростков к аддиктивному поведению. // Психологический журнал. 1996. Т. 17. № 3.
  80. М., Петров Н. Политический альманах России. М.: Моск. центр Карнеги, 1995.
  81. Н.Н. Типология отношений студентов к наркомании. //Социологические исследования, 2000, № 7.
  82. Р.К. Социальная структура и аномия // Социологические исследования, 1992.
  83. О. Запросы современной России. // Наука, политика, предпринимательство. М., 2004, № 1. С. 24 — 33.
  84. В. Трансформация региональных политических элит в 1990-е годы // На путях политической трансформации (политические партии и политические элиты постсоветского периода).- М.: МОНФ, 1997.-Вып.8, Ч. 2.
  85. Т., Тодуа 3. Новая Чечено-Ингушетия. М.: Панорама, 1992.
  86. И.Б. Типология этнических структур. // Наука, политика, предпринимательство. М., 2004, № 1. С. 140 — 150.96.0рлова И. Б. Конструирование этнического образа России. М.: РИЦ ИСПИ РАН, 2005.
  87. С. Осипова. Девиантное поведение: благо или зло? // Социологические исследования. 1998. № 9.
  88. С. Легитимация административного регионализма // Куда идет Россия? Социальная трансформация постсоветского пространства / Заславская Т.- ред.). М., Аспект Пресс, 1996.
  89. С. Новый федерализм: интрига и контринтрига // Pro et Contra. М., 1997. -Т.2, N2. — С.34−46.
  90. А.С. Глобальное политическое прогнозирование. М., 2000.
  91. В. Политический режим и конституционный кризис в России // Конституционное право: Восточноевропейское обозрение. -М., 1997.-N2.-С. 145−151.
  92. Л.А. Профилактика девиантного поведения молодежи Дона и Юга России. Изд-во СКНЦ ВШ Ростов-на-Дону, 2003.
  93. Подготовка специалистов в области гуманитарных и социально-экономических наук (материалы для сравнительного анализа). М.: Гос. комитет Российской Федерации по высшему образованию, 1995.
  94. А. и др. Государственная региональная политика: концепция и принципы разработки / Регион: экономика и социология. -1995. N2. — С.53−68.
  95. М.Е. Употребление наркотиков подростками как одна из форм девиантного поведения. // Девиантное поведение подростков: причины, тенденции и формы социальной защиты./Под ред. Ю.А. Клей-берга. М.- Тверь, 1998.
  96. Преступность впадает в детство // Молодежь. Цифры, факты. Мнения. 1995.1.С. 99−100.
  97. Психологические особенности наркоманов периода взросления. / Под ред. С. В. Березина, К. С. Лисецкого. Самара, 1998.
  98. Психологические проблемы социальной регуляции поведения. М.: Наука, 1976.
  99. Е.В. Учащаяся молодежь и наркотики // Социс, 2004, № 1.
  100. Реформирование России: мифы и реальность (1989 1994). Авторы-составители: Г. В. Осипов (руководитель), В. Н. Иванов и др. М., Аса-demia, 1994.
  101. Реформирование России: реальность и перспективы. Социальная и социально-политическая ситуация в России в 2001 году. Под редакцией Г. В. Осипова (руководитель), В. К. Левашова, В. В. Локосова. М.: РИЦ ИСПИ РАН, 2003.
  102. Реформирование России: от мифов к реальности. Социальная и социально-политическая ситуация в России в 2000 году. В двух томах. Под редакцией Г. В. Осипова (руководитель), В. К. Левашова, В. В. Локосова. -М.: РИЦ ИСПИ РАН, 2001.
  103. Н.М. Бедность и маргинализация населения. // Социс, 2004, № 4.
  104. Н.А., Звоновский В. Б. Общественное мнение о нарко-тизме: опыт региональных исследований // Социс, 2004, № 6.
  105. Россия: Центр и регионы. Выпуск 5. Под общей редакцией члена-корр. РАН Иванова В. Н. и доктора политических наук Семигина Г. Ю. -М.: РИЦ ИСПИ РАН, 2000.
  106. Россия: на пути к возрождению. Социальная и социально-политическая ситуация в России в 2003 году. Под редакцией Г. В. Оси-пова, В. Н. Кузнецова. М.: РИЦ ИСПИ РАН, 2004.
  107. Россия: глобальные вызовы и локальные риски. Социальная и социально-политическая ситуация в России в 2004 году. Под редакцией Г. В. Осипова, В. Н. Кузнецова. М.: РИЦ ИСПИ РАН, 2005.
  108. М.М. Молодежный наркотизм в условиях крупного города: социологический анализ. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата социологических наук. — Санкт-Петербург, 2002.
  109. Н. Социология. М.: Феникс, 1994.
  110. В.И. и др. Криминогенная ситуация // Россия в поисках стратегии: общество и власть. М., 2000.
  111. Современные проблемы геополитики Кавказа. Сборник научных статей. Южно-российское обозрение Центра системных региональных исследований и прогнозирования ИППК при РГУ. Выпуск 5 / Отв. ред. В. В. Черноус Ростов н/Д: Изд-во СКНЦ ВШ. 2001.
  112. Состояние преступности в Российской Федерации за январь октябрь 2003 года. — Официальный сайт Министерства внутренних дел России. Раздел «Статистика» -http://www.mvdinform.ru/index.php?docid=l 1.
  113. Состояние преступности в Российской Федерации за январь декабрь 2003 года. — Официальный сайт Министерства внутренних дел России. Раздел «Статистика» — http://www.mvdinform.ru/index.php?docid=l 1.
  114. Состояние преступности в Российской Федерации за январь октябрь 2004 года. — Официальный сайт Министерства внутренних дел России. Раздел «Статистика» -http://www.mvdinform.ru/index.php?docid=l 1.
  115. Состояние преступности в Российской Федерации за январь декабрь 2004 года. — Официальный сайт Министерства внутренних дел России. Раздел «Статистика» — http://www.mvdinfom.rn/index.php7docidH 1.
  116. Состояние преступности в Российской Федерации за январь октябрь 2005 года. — Официальный сайт Министерства внутренних дел России. Раздел «Статистика» — http://www.mvdinform.ru/index.php?docid=l 1.
  117. В.М. Социология нравственного развития личности. М.: Политиздат, 1986.
  118. Социологический энциклопедический словарь. На русском, английском, немецком, французском и чешском языках. Редактор-координатор -академик РАН Г. В. Осипов. М.: Издательство НОРМА (Издательская группа НОРМА ИНФРА • М), 2000.
  119. С.В. Особенности девиантного поведения подростков: социологический анализ. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата социологических наук. Екатеринбург — 2003.
  120. .Т. Этнократия: история и современность (социологические очерки). М., 2003.
  121. Р. Асимметричность Российской Федерации: взгляд из Татарстана // Асимметричность федерации / Захаров А. (ред.). — М.: ТА-CIS, 1997. С.61- 76.
  122. B.JI. Социально-деструктивная роль молодежной наркомании в современном российском обществе. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата социологических наук. Краснодар 2005.
  123. Хенкин С, Сепаратизм в России позади или впереди? // «Pro et Contra». — М., 1997. — Т.2, N2. — С.5−19.
  124. Т.В. Молодежь о конфликтогенных факторах и молодежной политике // Социс, 2004, № 3.
  125. Т.В. Проблема синтеза теорий девиантности // Социс, 2004, № 12.
  126. Л.Б. Девиантное поведение детей и подростков. — М.: Академический проект- Трикста, 2005.
  127. Е.М. Нарконашествие в России // Социс, 2004, № 1.
  128. В.А. Стратегия социологического исследования. Описание, объяснение, понимание социальной реальности. М.: ИКЦ «Академкнига" — «Добросвет». 2003.
  129. A.M. Право и объективные социальные нормы. Труды ВНИИСЗ. 1974. Т.1
  130. Т. Parsons. Deviant behavior// Social deviance. Philadelphia etc.: J.B. Lippincott, 1975.
  131. Sorokin P. A. Crisis of Our Age.
Заполнить форму текущей работой