Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Управление процессом перехода экономики дотационного региона к устойчивому развитию (на примере Кабардино-Балкарской Республики)

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Предложен механизм нелинейной амортизации как способ поддержки инвестиционной активности предприятий региона. Основа нелинейного метода — перераспределение суммы амортизационных отчислений по годам таким образом, чтобы большая часть стоимости основных средств была списана на издержки производства в первую половину срока службы. С момента, когда остаточная стоимость объекта достигнет 20… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ВОПРОСОВ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ ДОТАЦИОННОГО РЕГИОНА
    • 1. 1. Организационно-экономический механизм функционирования дотационного региона как специфический объект исследования
    • 1. 2. Факторы современного экономического роста региональных экономических систем
    • 1. 3. Дифференциация факторов перехода экономики региона к устойчивому развитию
  • Глава II. ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ, ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ РЕГИОНА
    • 2. 1. Современное состояние социально-экономических процессов на мезоуровне в условиях перехода к устойчивому развитию
    • 2. 2. Инвестиционный, ресурсный и имущественный потенциал дотационного региона как фактор перехода к устойчивому развитию
    • 2. 3. Финансово-экономическая стабилизация экономики региона как интегрированный фактор ее вывода из состояния кризиса и перехода к устойчивому развитию
  • Глава III. РЕГИОНАЛЬНЫЕ ФАКТОРЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ПЕРЕХОДА ЭКОНОМИКИ КАБАРДИНО-БАЛКАРСКОЙ РЕСПУБЛИКИ К УСТОЙЧИВОМУ РАЗВИТИЮ
    • 3. 1. Ускорение процесса реструктуризации экономики региона на технико-технологическом уровне
    • 3. 2. Трансформация экономической системы КБР в товаропроизводящий регион на базе новых технологий и инновационных факторов развития
    • 3. 3. Повышение действенности программно-целевого метода при переходе экономики региона к устойчивому развитию

Управление процессом перехода экономики дотационного региона к устойчивому развитию (на примере Кабардино-Балкарской Республики) (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Вопросы целостности страны, эффективности государства, социальной и экологической эффективности экономики, экологии, демографии, научного и технического прогресса, развитие базовых свобод и выбора, социального и экономического прогресса — являются основополагающими принципами устойчивого развития страны и ее регионов. В этом смысле проблема регионального развития является центральной проблемой существования России как государства, страны, общества на всех уровнях.

Очевидно поэтому вопросы, связанные с исследованием данной проблемы, являются своеобразной точкой пересечения «интересов» различных наук, практики, политики и идеологии, особенно в настоящее время в условиях нарождающегося мирового финансово-экономического кризиса. Такой подход должен основываться на структурных преобразованиях в экономике, на активном внедрении в производство новых и новейших технологий, в результате чего может быть обеспечен выход страны и регионов, ее образующих, на качественно иной уровень индустриального развития, интенсивного воспроизводства, а следовательно, и на путь устойчивого развития.

Отсутствие целостной концептуальной разработки теоретико-методологических и практических проблем развития дотационного региона в условиях высокого риска развития хозяйственного комплекса, а также необходимость принятия конкретных мер по формированию эффективного механизма привлечения инвестиций в эту сферу определяют актуальность и необходимость избранной темы исследования, ее структурно-логическую выстроенность в диссертационной работе.

Степень разработанности проблемы. Проблемы развития экономики региона в аспекте устойчивого развития базируются на совокупности положений экономической теории, региональной экономики, общей теории менеджмента, стратегического управления, государственного регулирования, антикризисного управления и ряде других специализированных наук в области управления.

Методологические и теоретические проблемы управления народнохозяйственным комплексом разработаны в фундаментальных научных трудах зарубежных исследователей: В. Бернса, И. Бланка, М. Бромвича, У. Баумоль, Д. Кейнса, А. Смита, Ж-Б.Сейя, К. Маркса, 3. Делана, Л. Гитмана, Ф. Фабоцци, Ф. Хайека и др.

В отечественной экономической литературе по исследуемому направлению следует выделить работы Л. Абалкина, С. Абрамова,.

A.Анчишкина, С. Берлина, Е. Велихова, В. Глазунова, В. Денискина, Г. Клейнера, В. Ковалева, В. Красовского, А. Лурье, В. Макарова, М. Митрофанова, В. Новожилова, А. Ноткина, Д. Палтеровича,.

B.Перламутрова, Н. Петракова, В. Рыбина, С. Струмилина, Н. Шмелева, Р. Шнипера, Я. Уринсона, Т. Хачатурова и др.

Теоретические и практические проблемы региональной экономики, методов осуществления социально-экономической политики государства на уровне региона, специфика отраслевого и регионального управления, в том числе депрессивных регионов исследованы в работах С. С. Алексеева, М. Х. Балкизова, В. М. Белоусова, А. В. Венедиктова, С. В. Глазьева, А. Г. Гранберга, В.И. Данилова-Данильяна, А. Х. Дикинова, А. Г. Зельднера, П. М. Иванова, О. В. Иншакова, Н. И. Клейна, Ю. С. Колесникова, И. А. Куянцева, В. Н. Лексина,.

A.Я.Лившица, Б. З. Мильнера, B.C. Мисакова, В. Н. Овчинникова, Г. Х. Попова, И. И. Сигала, Л. В. Смирнягина, С. Хурсевича, В. В. Цхведиани, А. Н. Швецова,.

B.З. Шевлокова, Х. В. Шеожева, В. П. Шкредова, Е. Ясина и др.

Наименее разработанными в теории являются вопросы формирования рациональной региональной политики (дотационных) депрессивных территорий, определения производственного и инвестиционного потенциалов региона, структурно-системного анализа управления народнохозяйственным комплексом региона посредством инвестиций для формирования комплексной модели управления социально-экономическими процессами на региональном уровне.

Все это предопределяет необходимость дальнейшего совершенствования теоретических и организационно-экономических подходов к развитию экономики депрессивного региона на основе стратегического управления и его переходу к устойчивому развитию.

Соответствие темы диссертации требованиям паспортов специальностей ВАК Минобрнауки РФ. Исследование выполнено в рамках специальности 08.00.05 — экономика и управление народным хозяйством: региональная экономика пп. 5.11. «Территориальная организация регионального экономического развитиятипы регионов (развитые и депрессивные, доноры и реципиенты, монопродуктовые и диверсифицированные и т. д.), методические проблемы классификации и прикладные исследования особенностей развития различных типов регионов», п. 5.12. «Инструменты сглаживания пространственной поляризации (федеральные трансферты, фонд региональной поддержки и пр.), эффективность их примененияполюса и центры роста в региональном развитии», п. 5.13. «Проблемы устойчивого развития регионов разного уровнямониторинг экономического и социального развития регионов разного уровня»,.

Цель и задачи исследования

Цель настоящего диссертационного исследования состоит в формировании теоретических, методических положений и практических рекомендаций для обоснования принципов и критериев перехода дотационного региона к устойчивому развитию. Поставленная цель обусловила необходимость решения следующих основных задач:

— уточнить сущность, организационно-экономическое содержание и формы проявления дотационности региона, обосновать необходимость и предпосылки использования теоретических, методических и практических подходов к регулированию территориального развития в условиях формирования рыночных отношенийобосновать и классифицировать методические принципы исследования устойчивого развития.

— выявить и обосновать внешние и интегрированные факторы преодоления кризиса в региональной экономике;

— рассмотреть направления и возможности финансовой стабилизации региональной экономики, в том числе разрешение кризиса неплатежей, в качестве первоосновы ее перехода к устойчивому развитию;

— разработать основные критерии выбора направлений, сформулировать принципы инвестиционной политики, основанные на концепции устойчивого развития;

— обосновать методологию инвестиционного сопровождения процесса перехода дотационных регионов к устойчивому экономическому развитию и экологической безопасности;

— определить и аргументировать региональные факторы перехода экономики Кабардино-Балкарской Республики, и ее производственного потенциала к устойчивому развитию.

Объектом исследования является экономика Кабардино-Балкарской Республики, находящаяся в кризисном, дотационном состоянии, нуждающаяся в разработке стратегии и формировании механизма обеспечения экономического роста.

Предметом исследования является региональный механизм управления народнохозяйственным комплексом в условиях выхода из депрессивного состояния, формы и методы управления, обеспечивающие эффективную реализацию потенциала объектов региона.

Теоретическую и методологическую основу исследования составили совокупность фундаментальных концепций и положений, представленных в научных трудах ведущих отечественных и зарубежных ученых классической и современной экономической науки, в области методологии научного исследования теории управления, организации и управления региональной экономики, теории инвестиционного процесса, российское и зарубежное законодательство, публикации в периодической печати по избранной теме, материалы научно-практических конференций. Научная методология исследования основывается на системном подходе к управлению дотационным регионом как многосубъектному и многоуровневому процессу.

В процессе предпринятого исследования в рамках диалектического и системного подходов использовались такие методы, как процессный, ситуационный, структурный, функциональный, оценочный, сравнительный, реализованы принципы единства исторического и логического, конкретного и абстрактного, общего и особенного, а также методы статистических группировок, графического, экономико-математического анализа, концептуального моделирования и прогнозирования.

Информационной базой исследования послужили программные разработки Российской академии наук, действующее законодательство РФ (включая законодательство КБР), документы Министерства экономического развития и торговли РФ и КБР, законодательные и нормативные акты Правительства и Парламента КБР, анализ опыта реформирования производственных отношений и организации управления дотационными территориями по России в целом и ее отдельными регионами.

В диссертационной работе использовались данные ФСГС РФ и ТО ФСГС РФ по КБР, Министерства финансов РФ и КБРстатистические материалы, собранные отечественными, зарубежными исследователями, соискателемданные предприятий народнохозяйственного комплекса КБРданные социологических исследований автора, аналитические обзоры периодических изданийданные научно-практических конференций, семинаров по проблеме управления народнохозяйственным комплексом депрессивного региона.

Исследовательская гипотеза. Государственное регулирование социально-экономического развития дотационного региона — одно из важнейших направлений функциональной деятельности государства в современных условиях. Стратегическая ориентация изменений в системе государственной власти не может не иметь глубокой и всесторонней связи с транзитивной макроэкономикой, с ее субъектными составляющими.

В работе выдвинута и обоснована объективная необходимость государственного регулирования развития экономики региона с целью ликвидации деструктивных факторов, устранения последствий их влияния и вывод экономики субъекта РФ на требуемую траекторию устойчивого развития.

Научная новизна проведенного диссертационного исследования состоит в обосновании авторского подхода к развитию экономики дотационного региона на основе стратегического управления, как к целостной экономической категории и системе экономических отношений, обладающей необходимым для полного функционирования и развития набором стратегий, интеграционным потенциалом, институциональными условиями, совокупностью методов и практического инструментария.

— уточнены теоретическая сущность и содержание таких понятий как дотационный регион, устойчивость и устойчивое развитие региона, а также дано авторское определение устойчивости производственного потенциала регионального развития;

— проведено обобщение и систематизация факторов, влияющих на стабилизацию и устойчивое развитие дотационных территорий на примере Кабардино-Балкарской Республики;

— определены показатели (индикаторы) устойчивого развития региона, рассчитанные автором, предложена авторская модель перехода дотационного региона к устойчивому развитию с использованием в качестве точек роста естественные региональные преимуществаразработаны основные критерии выбора направлений, формулирующие принципы инвестиционной политики, основанные на концепции устойчивого развития;

— обоснованы теоретические принципы участия субъектов РФ (органов местного самоуправления) в регулировании инвестиционной деятельности в направлениях, соответствующих долговременным целям развития регионов. Поиск оптимальных пропорций вложения инвестиций в физический и человеческий капитал диссертант называет важнейшей предпосылкой устойчивого долговременного развития, сокращающей технологическое отставание дотационных территорий от регионов — доноров;

— на основе комплексного аналитического исследования разработана научно обоснованная система теоретических положений организации управления восстановлением и развитием экономики региона, адаптированная к рыночным отношениям и направленная на прогрессивное развитие объектов микрои макроэкономики в зависимости от степени воздействия государственного регулирования и реформирования взаимосвязанных сфер деятельности;

— уточнение отдельных положений программно-целевого метода управления региональным хозяйством, позволяющих скорректировать практику использования программноцелевого метода для управления региональным развитием и уточнить сам алгоритм использования данного инструмента в управлении региональным хозяйством.

Теоретическая и практическая значимость исследования состоит в возможностях использования полученных научных результатов для концептуального обоснования теоретико-методических основ организации управления восстановлением и развитием дотационных регионов. Сформулированные в исследовании научно-теоретические, методические положения, прикладные рекомендации и выводы доведены до практического использования, внедрения органами исполнительной власти Кабардино-Балкарской Республики, при разработке Стратегии развития Кабардино-Балкарской Республики до 2030 года Институтом информатики и проблем регионального управления КБНЦ РАН.

Разработанные автором методики диагностики и анализа состояния реального сектора экономики могут быть использованы в практической деятельности в отраслевых и межотраслевых организациях Кабардино-Балкарской Республики.

В рамках федеральной целевой программы «Юг России» разработаны методические основы реформирования системы управления курортно-туристскими предприятиями республики, которые используются в работе Министерства экономического развития и торговли и Министерства спорта и туризма КБР.

Практическое использование результатов диссертационного исследования позволит усовершенствовать систему управления взаимодействием отраслей реального сектора экономики исследуемого региона, сконцентрировать ресурсы на реализации приоритетов социально-экономического развития региона, повысит его конкурентоспособность.

Результаты исследования используются в учебном процессе на лекционных и практических занятиях в ВУЗах республики. Основные положения работы в части теории, методологии и практики могут быть использованы при подготовке спецкурсов: «Управление депрессивным регионом», «Организация и управление промышленным комплексом», «Региональная экономика», «Инвестиционная деятельность» .

Диссертационная работа выполнена в соответствии с планами научных исследований Института информатики и проблем регионального управления Кабардино-Балкарского научного центра РАН по комплексной теме «Проблемы развития экономики КБР в условиях рынка» .

Апробация работы. Результаты диссертационного исследования на различных этапах представлялись в научных докладах и рекомендациях и получили положительную оценку на международных, всероссийских и региональных научно-практических конференциях, проводившихся в городах: Москва-2008;2009гг., Ростов-на-Дону-2008;2009гг., Владикавказ-2008г., Нальчик — 2007;2009г.г.

Публикации. Основные положения диссертационной работы изложены в 9 печатных работах, в том числе — в журналах, рекомендуемых.

ВАК РФ. Общий объем публикаций по теме диссертационного исследования составил более трех печатных листов.

Структура и объем диссертации

Логическая структура диссертационной работы определяется последовательностью решения основных исследовательских задач и состоит из введения, трех глав, содержащих двенадцать параграфов, заключения, списка использованной литературы, приложений.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

1. В диссертационном исследовании уточнено и получило свое развитие ряд организационных, теоретико-методических и практических подходов, носящих самостоятельный характер в рамках единой интеграционной научной базы. Подходы к восстановительному росту экономики дотационного региона на основе стратегического управления и системного планирования ведущими отраслями научно обосновывают тесное взаимодействие федерального и регионального уровня общенациональной стратегии социально-экономического развития. Это вызывает необходимость формирования региональной политики, отвечающей интересам развития, как государства, так и самого региона.

2. Анализ тенденций социально-экономического развития Кабардино-Балкарской Республики выявил закономерности функционирования дотационного региона, заключающиеся в структурных особенностях ее экономики, а также потери региональной экономической системы эффекта масштаба и агломерационного эффекта в связи с разрушением хозяйственных связей.

Кризисное положение в исследуемом регионе ЮФО характеризуется: а) глубоким спадом производства, деформацией структуры экономикиб) разрушением значительного числа объектов инфраструктуры экономики и социальной сферыв) ухудшением технологической и возрастной структуры основных производственных фондовг) продолжающимся ростом безработицы и т. д.

3. Установлено, что утрата государством основных рычагов регулирования в формировании и реализации политики доходов усугубляет проблему расслоения населения в регионах по уровню материального достатка. Республика имеет существенные преимущества по группе факторов, способных оказать воздействие на ускорение экономической динамики. От эффективного использования имеющегося позитивного потенциала и устранения существующих ограничений зависят темпы социально-экономического развития ЮФО и его экономического могущества. Конкурентными преимуществами республик ЮФО являются наличие квалифицированных трудовых ресурсов при относительно низкой стоимости рабочей силы.

4. Анализ взаимоотношений Федерального Центра и субъектов Федерации за последние годы показал, что в формирующемся российском бюджетном федерализме наметились два разнонаправленных потока: повышение уровня концентрации налоговых поступлений в федеральном бюджете и уменьшение их поступлений из федерального бюджета в региональные бюджеты по всем направлениям межбюджетных расчетов. Необходимость дальнейшего развития принципов бюджетного федерализма путем передачи на уровень регионов отдельных видов доходов будет способствовать формированию стабильной доходной базы бюджетов всех уровней при одновременном четком разграничении расходов по уровням бюджетной системы. Наиболее конструктивным и эффективным подходом при разработке стратегии развития депрессивных регионов является построение двухуровневой системы программ санации.

5. Главным приоритетным направлением реабилитационных программ должна стать модернизация экономики республики, ее адаптация к рыночным отношениям, так как только техническая или структурно-передовая, адаптированная экономика может обеспечить преодоление современных социально-экономических и проблем. В условиях нехватки инвестиций, отсутствия льготного кредитования необходимо изыскивать резервы и учиться достигать полноценных результатов за счет предельной экономии и нестандартных новых организационных решений. Ключевым условием восстановления экономики республики должно стать развитие малого бизнеса в реальном секторе экономики. Необходимо, чтобы предпринимательство содействовало развитию республики, тем более что оно является базисом для решения острейших проблем занятости населения трудоизбыточной республики.

6. Опыт разработки реабилитационных программ регионального уровня в Кабардино-Балкарской Республике показал целесообразность выделения в их структуре следующих подпрограмм по основным направлениям развития территории: подпрограмма социальнаяэколого-экономическая подпрограммаподпрограмма промышленного развитияпрограмма развития агропромышленного комплексаподпрограмма развития рекреационной сферыподпрограмма привлечения инвестиций. При этом мы исходим из того, что главный принцип программного управления заключается в том, чтобы добиться сочетания и увязки цели, задач и ресурсов вывода региона из депрессивного состояния. Любые предпринимаемые в рамках отдельных подпрограмм практические действия необходимо оценивать с позиций достижения конечных целей и решения промежуточных задач всей программы.

7. С точки зрения политики выравнивания экономического развития регионов необходимы структурные сдвиги в сторону увеличения доли, в частности, машиностроения, пищевой и перерабатывающей промышленности, туризма и рекреации в КБР. Данный путь требует значительных инвестиций и в дальнейшем может привести к усилению регионального изоляционизма самодостаточных экономик. Таким образом, в плане эффективности функционирования вредна как гипертрофированная асимметрия, так и полная симметричность региональных экономик. Действенность и устойчивость рыночной системы зависит от комплекса действий государства, направленных на эффективное развитие национальной экономики.

Формирование и реализация приоритетов развития дотационных территорий вызывает острую необходимость преобразования системы управления развитием регионов, регулирующей функции государства, разработке основных подходов и рекомендаций методологического, методического и практического решения, создавшихся непростых коллизий, которые могут в определенной мере не только преодолеть создавшееся кризисное состояние, но и быть использованы для управления сложными социально-экономическим системами в XXI веке.

8. Предложена методика оценки организационного механизма системы управления для дотационного региона, которая позволяет исследовать возможности интеграции, кооперирования, специализации хозяйственной деятельности как в рамках предприятия, объединения, отрасли, района, так и в масштабе республики. Организационно-функциональный уровень цикла оценивается сравнением:

— фактического и рационального подходов;

— количеством типовых технологий, алгоритмов различных аспектов деятельности, стандартизированных форм осуществления хозяйствования;

— качеством организационно-функциональной матрицы, стандартизации и регламентации деятельности производственного персонала.

Определение эффективности функционирования системы складывается из потенциальных возможностей разрешения проблем в определенных отраслях хозяйственного формирования и реализации технологии функционирования организационного механизма хозяйственной системы. Качество и эффективность хозяйственных решений в отраслях определяют эффективность функционирования хозяйственной системы в целом.

9. Для решения задачи привлечения внебюджетных финансовых ресурсов в реальный сектор экономики под залог земель разработан и апробирован на практике инвестиционный механизм, вполне легитимно позволяющий регионам уже сегодня переводить земли из государственной или муниципальной собственности в акционерную, подлежащую ипотеке. Его снова своеобразная региональная «точка экономического роста» — ОАО «Земельный залоговый фонд» (ЗЗФ), который может использовать вложенное в свой уставный капитал имущество (прежде всего земли) в залоговых операциях. СФ и МО через пакет акций ЗЗФ получает новые финансовые рычаги для проведения эффективной инвестиционной политики — ликвидное залоговое обеспечение, сопоставимое в стоимостном выражении с бюджетом, а также земельного векселя, облигации и закладные. Кроме того, в случае выпуска векселя, обеспеченного землей или закладной, возникают возможности для возврата кредита за счет получения прибыли в ходе торговых операций с этими ценными бумагами.

10. Предложен механизм нелинейной амортизации как способ поддержки инвестиционной активности предприятий региона. Основа нелинейного метода — перераспределение суммы амортизационных отчислений по годам таким образом, чтобы большая часть стоимости основных средств была списана на издержки производства в первую половину срока службы. С момента, когда остаточная стоимость объекта достигнет 20% от первоначальной (восстановительной), амортизацию начисляют в следующем порядке: остаточную стоимость фиксируют как базовую для дальнейших расчетовсумму начислений за один месяц амортизации определяют путем деления базовой стоимости на число месяцев, оставшихся до истечения срока полезного использования объекта.

Стратегия амортизации должна четко определить обоснованные реальные возможности формирования фонда амортизации, обеспечивающие не только простое, но и расширенное воспроизводство средств производства. Отметим, что при переоценке объекта основных средств должна быть скорректирована и сумма начисленной по нему амортизации. Для этого используют коэффициент, равный отношению рыночной стоимости объекта к той, по которой он отражается в бухгалтерском учете. При правильно разработанной политике амортизация может обеспечить переоснащение, модернизацию оборудования, ускоренное обновление технического потенциала предприятия.

Особое внимание при этом следует уделять оценке инфляционных процессов. При осуществлении амортизационной политики норму амортизации следует корректировать с учетом влияния инфляции:

H{k')=Hwa-{ + гх) к где tfK — норма амортизации с учетом инфляции для к-то временного интервала.

В том случае, если инфляция неустойчива, то есть доля инфляции г/ не постоянна, предлагаем следующую формулу для определения нормы амортизации: где zf1'1'^ - доля инфляции в интервале времени от 4-ь ДО tk. 11. Предложена система измерителей инвестиционного климата российских регионов, включающая шесть основных элементов:

• измеритель инвестиционной привлекательности;

• измеритель инвестиционного потенциала региона;

• измеритель регионального инвестиционного риска;

• измеритель инвестиционной активности в регионе;

• измеритель эффективности использования инвестиционного потенциала региона, определяемый соотношением уровня инвестиционной активности в регионе с уровнем его инвестиционного потенциала;

• измеритель эффективности использования инвестиционной привлекательности региона, определяемый соотношением уровня инвестиционной активности в регионе с уровнем его инвестиционной привлекательности.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Р. Экономическая трансформация в России и СНГ: взгляд со стороны // Мировая экономика и международные отношения. — 1995. — № 12.
  2. Л. Назревшие перемены//Вопросы экономики. -1998.- № 6.
  3. С., Розанова Н. Подходы к классификации рыночных структур в экономике России // Вопросы экономики. 1997. -№ 6.
  4. А.Г., Шнипер Р. И. Методологические положения разработки крупных территориальных программ.- Новосибирск: Наука. -1986.
  5. А.И. Структуризация экономики региона и механизм ее реализации/ Автореф. дис. канд. эк. наук. Кисловодск: КИЭП. — 2003.
  6. В.И. Экономика и организация туризма. М.: Экономика.1972.
  7. С.Г. Структурные трансформации регионально-отраслевых хозяйственных комплексов: проблемы, закономерности и факторы развития/ Автореф. дис. докт. эк. наук. Владикавказ: СОГУ. — 2008.
  8. С.Г., Таран О. Л. Структурообразующие факторы устойчивого развития региональной экономики. Нальчик: Полиграфсервис и Т. — 2004.
  9. В.Б. Механизм интеграционного взаимодействия региональных социально-экономических систем в пространстве макрорегиона. Ростов н/Дону: СКНЦ ВШ, 2004.
  10. П.Амирханов М. М., Татаринов А. А., Трусов А. Д. Экономические проблемы развития рекреационных регионов. М.: Экономика. — 1997.
  11. Анализ тенденций развития регионов России: типология регионов, выводы и рекомендации/под. ред. А. М. Лаврова и В. К. Кашина. М.: Тасис. — 1996. — http://www.nns.ru/ analytdoc.
  12. В. Д. Россия в мировой экономике. М.: Владос. — 1998.
  13. И. И. Новая корпоративная стратегия. СПб: Питер. -1999.
  14. И. Стратегическое управление. М.: Экономика. — 1989.
  15. В.Ю. Драйверы социально-экономического развития региона / монография. Нальчик: Издательство В. и М. Котляровых. — 2008.
  16. , В.Ю., Ашхотов A.M. Закономерности устойчивого развития региональной экономики // Ростов: Экономический вестник Ростовского государственного университета, том 5, номер 4, часть 4, 2007.
  17. , В.Ю. Флуктуационный анализ и устойчивость экономики // Москва: Труды вольного экономического общества России, том 9, 2008.
  18. В.Ю., Шеожев В. Х. Закономерности трансформаций и направления развития агротуристского региона. Нальчик: КБГСХА. — 2008.
  19. B.C. Менеджмент и стратегическое управление. М.: МГТУ.- 1998.
  20. Г. А., Муратова Л. И., Понамаренко С. А. Инновационный механизм индикативного управления в территориальных экономических системах// Современные научные исследования. 2008. — № 3.
  21. Г. А., Суслов Д. А. Финансовое обеспечение воспроизводственного развития региональной экономики. -М.: Юрист 2008.
  22. Г. А., Муратова Л. И., З.А., Татуев А. А. Закономерности трансформаций и социально-экономического развития региональной экономики. Нальчик: КБНЦ РАН. — 2005.
  23. С.С. Экономика республик РФ: кризис и трансформационные процессы в 80−90-е г. XX века. Элиста: Джангар. -2001.
  24. Е. Использование индикативного мониторинга структурного развития экономики при разработке промышленной политики// Государство и экономика. 2001. — № 5.
  25. М.Х., Габоев А. В., Дикинов А. Х., Сохроков Х. Х. Управление процессами институциональных преобразований экономики Кабардино-Балкарской республики на этапе экономической стабилизации. Нальчик. Полиграфсервис и Т. 2000. 198 с.
  26. М.К. Территориально-производственные комплексы: теория и практика предплановых исследований. Новосибирск: Наука. -1980.
  27. О.С. Власть и бизнес. / Под ред. Нуреева P.M. Ростов-на-Дону. Наука-пресс., 2006, 512с.
  28. М.Б. Введение в туризм (3-е изд.).- СПб.: Герда. 2002.
  29. М. А., Самарина JI. В. Стратегический менеджмент. — Сочи: РИО СГУТиКД. 2000.
  30. Т.В. Стратегический менеджмент. — Владивосток: ДВГУ. 1997.
  31. Е., Грачева А., Калашников И. и др. Российский турбизнес на вираже истории // Туристический бизнес. 1999. — № 12.
  32. К. Основы стратегического менеджмента.- М.: Банки и биржи. 1997.
  33. А., Колганов А. Теория социально-экономических трансформаций. -М.: УРСС, 2003.
  34. В.И., Игнатов В. Г., Кетова Н. П. Основы региональной экономики. Ростов-на-Дону: МарТ. — 2000.
  35. Вардомский JI. JL, Скатерщикова Е. Е. Внешнеэкономическая деятельность регионов России. М.: АРКТИ. — 2002.
  36. Г. Ю. Индикаторы социально-экономического развития муниципальных образований. М.: ИЭГ. — 2002.
  37. . Jl. Стратегия медико-экономического развития курортных регионов в системе обеспечения здоровья населения Российской Федерации. СПб.: СПбГУЭФ. — 1998.
  38. В.И., Леонов В. А. Индустрия туризма: теоретические, методологические и практические аспекты: Сочи: СГУТи КД. — 1998.
  39. О. С. Стратегическое управление. М.: МГУ. — 1995.
  40. О. С., Наумов А. И. Менеджмент. М.: Гардарика.1998.
  41. А.Г. Муниципальное хозяйствование и управление: проблемы теории и практики. М.: Финансы и статистика. — 2002.
  42. А. Региональная экономика и развитие регионов. — М: Наука. -2001.
  43. А.Л., Полянский В. Г. Развитие региона: цели, закономерности, методы управления.- М.: РАГС. 1999.
  44. А.Л. Стратегия социально-экономического развития: страна, регион, город. М.: РАГС. — 2001.
  45. Н.В. Экономическая система: генезис, структура, развитие. Минск: Наука и техника. — 1991.
  46. И.Н. Менеджмент. М.: ЮНИТИ. — 2001.
  47. .Я., Михайленко В. И., Слепаков С. С. Экономические и экологические проблемы всероссийского курорта Кавказские Минеральные Воды. Пятигорск: ПГЛУ.-2004.
  48. А.В., Мезенцев А. Г. Курортно-рекреационное хозяйство (региональный аспект). М.: Наука. — 1994.
  49. Ю.Н., Чистобаев А. И. Основы регионально политики: СПб: Изд. Михайлова В. А. 1998.
  50. С. ГО. Теория технико-экономического развития. М.: Вла Дар. — 1993.
  51. С. Ю., Львов Д. С., Фетисов Г. Г. Эволюция технико-экономических систем: возможности и границы централизованного регулирования. М.: Наука. — 1992.
  52. С.Ю. Развитие российской экономики в условиях глобальных технологических сдвигов. Научный доклад. М.: Национальный институт развития РАН. 2007. 36с.
  53. М.В. Формирование муниципальных производственно-социальных комплексов. М.: ЦЭМИ РАН. — 2004.
  54. М.В., Санин И. И. Социально-экономическое положение регионов России. М.: Сатурн-С. — 2001.
  55. Г. Я. Стратегический менеджмент. — Таганрог: ТРГУ.1995.
  56. Ю. А. Ассиметрия экономического развития регионов. — Ставрополь: Кн. изд.-во. 2001.
  57. Государственно-территориальное устройство России: Экономические и правовые основы/под ред. А. Г. Гранберга, В. В. Кистанова. М.: ДеКА. — 2003.
  58. М.Я. Федеральные округа Российской Федерации: анализ и перспективы экономического развития.- М.: Финансы и статистика. 2002.
  59. А.П., Кузин Б. И., Медников М. Д., Соколицын А. С. Региональная экономика. Принципы и модели управления предпринимательским климатом.- СПб: Питер. -2003.
  60. А. Стратегия территориального социально-экономического развития России: от идей к реализации// Вопросы экономики. 2001. -№ 9.
  61. А.Г. Макрорегионы в стратегии социально-экономического развития России/ Экономика развития региона. Волгоград: ВолГУ. — 2004.
  62. А.Г. Основы региональной экономики. — М.: ВШЭ. 2003.
  63. А.Г., Штульберг Б. М., Кичеджи В. Н. Стратегии макрорегионов России. Методологические подходы, приоритеты и пути реализации. М.: Наука. — 2004.
  64. В.А., Березин Л. Я., Матвеев В. А. и др. Приоритеты экономического развития субъектов Российской Федерации. — М.: Кучково поле. 2005.
  65. З.М. Формирование системы регионального индикативного планирования (на примере республики Адыгея). Автореф. дисс. канд. эк. наук Краснодар: КГТУ. — 2000.
  66. О.Н. Современные тенденции мирового рынка туризма и его развитие в России //Общественные науки. 2001. — № 2.
  67. А. Ю., Жданов С. А. Экономическое управление предприятием и корпорацией. М.: Дело и Сервис. — 2002.
  68. М.И. Экономические аспекты развития туризма в Приэльбрусье в условиях СЭЗ. Нальчик: Полиграфсервис и Т. — 2001.
  69. А.А. Регион в едином рыночном пространстве России. -Ростов-на-Дону. 1995.
  70. А.Х. Формирование системы и механизмов управления имущественными комплексами государственной собственности в регионе. 2004. Нальчик. Эль-фа. 243 с.
  71. Долгосрочное прогнозирование территориального экономического развития России: методологические основы и прогноз до 2015 г. М.: СОПС. -2002.
  72. Г. П. Туристские ресурсы России в свете развития международного туризма //Общественные науки. 2001. — № 1 .
  73. П. Ф. Задачи менеджмента в XXI веке. М.: Вильяме.2000.
  74. А.С. Проблемы организации эколого-экономических систем региональных АПК. М.: РЭА. — 1995.
  75. Ю.С. Организационная структура управления регионом в новых условиях хозяйствования. М.: АОМ. — 1989.
  76. А.Ф. Энергетика России и мира в XXI веке//Энергетик. -2000.-№ 11.
  77. А.В. Эволюционная трансформация экономики в конкурентоспособную форму. Волгоград: ВолГУ. — 1999.
  78. Д.А. Подходы к разрешению проблем развития Кавказских Минеральных Вод. СПб: ОЭЭП РАН.-2004.
  79. А.А., Шогенов A.M. Инвестиционное обеспечение агропромышленного производства и регионального развития. Нальчик: Пилиграфсервис и Т. — 2005.
  80. Л.А., Макарова С. Д., Малкина М. Ю. Теоретические, методологические и практические аспекты бюджетного федерализма в системе взаимоотношений: федеральный центр — субъект Федерации -муниципальное образование. Н. Новгород: НГУ. — 2004.
  81. А., Шиллер Ф. Анализ социально-экономической ситуации в регионах России//Экономист. 1995. — № 7.
  82. В.П. Инвестиционные механизмы регионального развития.- Калининград: БИЭФ. 2001.
  83. Л.Г., Соколова М. И. Стратегический менеджмент. М.: Экономистъ. — 2004.
  84. Закон об утверждении республиканской целевой программы «Развитие курортов Кабардино-Балкарской Республики на 2002−2006 годы» № 15- РЗ от 26.12.2002 г.
  85. Закон РФ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» от 24 ноября 1996 г. // Российская Газета. 1996. — 3 дек.
  86. B.C., Наливайский В. Ю. Экономическая стабилизация и развитие региональной экономики. -Ростов-на-Дону: РГЭА. 1999.
  87. П.М. Регионализация управления и устойчивое развитие. Нальчик, 2996. 130 с.
  88. Ю. С. Экономическая статистика. М.: Инфра-М. — 1998.
  89. JI.A. Приоритеты региональной экономики. — М.: За экономическую грамотность. — 1998.
  90. JI.A. Российский федерализм в контексте региональных интересов: проблемы и решения. СПб.: СПАУиЭ. — 2006.
  91. У. Методы регионального анализа: введение в науку о регионах. М.: Прогресс. — 1966.
  92. Инвестиционный климат регионов России: опыт оценки и пути улучшения. — М.: Альфа- капитал. 1997.
  93. В. Г., Бутов В. И. Регионоведение: методология, политика, экономика, право. Ростов н/Д.: Март. — 1998.
  94. В., Бутов В. Южная Россия: история и современность. — Ростов-на-Дону: СКГС. 2002.
  95. Инвестиционный рейтинг российских регионов. //Эксперт, 19 972 007.
  96. О. В. Механизм социально-рыночной трансформации и устойчивого развития АПК. Волгоград: ВолГУ. — 1995.
  97. Кабардино-Балкария в цифрах. Нальчик: Кабардино-Балкариястат. — 2008.
  98. Кабардино-Балкария в цифрах. Нальчик: Кабардино-Балкариястат. — 2007.
  99. Кабардино-Балкария в цифрах. Нальчик: Кабардино-Балкариястат. — 2004.
  100. Кабардино-Балкария в цифрах. Нальчик: Кабардино-Балкариястат. — 2005.
  101. Х.К. Теоретические и экономические основы развития региона, Нальчик, Изд. ОАО Телемеханика, 2003, 102 с.
  102. Х.К. Управление промышленным комплексом и социальное развитие КБР. Нальчик.: Эль-Фа, 2004, 292 с.
  103. . Деловая стратегия. М.: Экономика. — 1992.
  104. С., Андрюшин С. Сырьевая составляющая региональной экономики России//Вопросы экономики. 2007. — № 6.
  105. А.А. Субъекты Федерации: управление в период реформ. Новосибирск: Сибирское соглашение. — 2002.
  106. В.В. Федеральные округа России: важный шаг в укреплении государства. М.: Экономика. — 2000.
  107. В.В. Региональное развитие и экономическая самостоятельность субъектов Российской Федерации. М.: Эдиториол УРСС РАН. — 1999.
  108. А.А. Проблемы депрессивных и отсталых территорий в Российской Федерации. М.: Изд. Госдумы. — 2003.
  109. В. В. Финансовый анализ: управление капиталом, выбор инвестиций, анализ отчетности. М.: Финансы и статистика. — 1997.
  110. Е.Г. и др. Региональная экономика и управление. -СпБ.: Питер. 2008.
  111. Н.Н. Основы экономического районирования. М.1958.
  112. Н.Н. Теория экономического районирования. — М. — Мысль. 1969.
  113. Комплексная оценка уровня социально-экономического развития субъектов РФ//Экономика и жизнь. 2002. — № 51- 2004. — № 2.
  114. Концепция развития и размещения производительных сил Российской Федерации в 1993—2000 гг. -М.: СОПС. 1993.
  115. Концепция стратегии социально-экономического развития регионов РФ. — М.: Минрегионразвития РФ. 2005.
  116. В.В. Региональная экономическая политика. — М.: РДЛ. -2001.
  117. Краткое изложение работ признанных авторов в теории и практике менеджмента. М.: Линк. — 1994.
  118. A.M. Формирование эколого-экономического механизма управления устойчивым развитием территориальных рекреационных комплексов в системе рационального природопользования/ Автореф. дис. канд. эк. наук Ростов-на-Дону: РГСУ.- 2007.
  119. О. Экономическое развитие регионов: теоретические и практические аспекты государственного регулирования. — М.: КомКнига. -2005.
  120. В. В. и др. Региональная экономика: проблемы, стратегия развития АПК. Ростов н/Д: ВНИИЭиН. — 1998.
  121. Ю. В. Проблемы теории и практики менеджмента. -Санкт-Петербург: СПбУ. 1994.
  122. Курс социально-экономической статистики/под ред. М. Г. Назарова. -М.: Финстатинформ. 2000.
  123. Г. К. Императивы стратегического развития сферы продовольственного обеспечения в регионах ЮФО. — Нальчик: Полиграфсервис и Т. 2006.
  124. И.А., Жерукова А. Б. Инвестиции: ресурсы, механизм, политика. Нальчик. Изд-во Котляровых. 2007. 258 С.
  125. И.А., Шхагапсоев 3.JI. Концептуальные вопросы формирования системы экономической безопасности современной России. Нальчик. Изд-во Котляровых. 2007. 312 С.
  126. В.Н. территориальное развитие. Методология и опыт регулирования. СПб: Наука. — 1996.
  127. В.А., Любовный В. Я. Реформа местного самоуправления и административно-территориальное устройство России. — М.: Дело. — 2005.
  128. Н.И., Кисельников А. А. Региональная политика в странах с рыночной экономикой. М.: Экономика. — 1998.
  129. Н.И. Государственное регулирование регионального развития. Новосибирск. — 2005.
  130. В.Н., Швецов А. Н. Государство и регионы: теория и практика государственного регулирования территориального развития. М.: УРСС. — 2000.
  131. В.Н., Швецов А. Н. Муниципальная Россия (в 5 т., 12 книгах). М.: Эдиториал УРСС. — 2001−2002.
  132. В., Швецов А. Приоритеты региональной политики. Вопросы методологии, анализа и оценок //Российский экономический журнал. 1995. — № 2.
  133. В., Шевцов А. Государственное регулирование и селективная поддержка регионального развития//Российский экономический журнал. 1994. — № 4.
  134. В., Шевцов А. Программные методы регулирования регионального развития//Российский экономический журнал. 1996. — № 2.
  135. Л.А. Совершенствование системы управления курортно-рекреационным потенциалом региона (на материалах Ставропольского края): Автореф. дис. канд. эк. наук: Ставрополь: СевКавГТУ. -2005.
  136. О. Планирование и прогнозирование региональной социоприродохозяйственной системы.- Волгоград: ВолГУ. 1998.
  137. И. Концептуальные основы региональной экономической политики//Экономика Украины. 1993. — № 1.
  138. A.M. Управление проектами социально-экономического развития территориальных систем. — М.: ГУУ. — 2002.
  139. В.И. Стратегическое планирование развития предприятия. -М.: Экзамен.-2005.
  140. О. Ю. Смешанная экономика. Двухсекторная модель. -Ростов- на- Дону: ФЕНИКС. 2001.
  141. В. Д., Кузнецова С. А. Стратегический менеджмент. -М.:ИНФРА-М.-2000.
  142. Н.Д. Региональное прогнозирование и региональное развитие. -М.: Наука. 1995.
  143. Г., Мачульская О. Исследование инвестиционного климата регионов России: проблемы и результаты // Вопросы экономики. — 1999. № 9.
  144. А.С., Новосёлов А. С. Основы теории регионального воспроизводства. -М.: Экономика. — 1998.
  145. А.С., Новосёлов А. С. Управление экономикой региона. Новосибирск: Сибирское соглашение. — 2001.
  146. Методика комплексной оценки уровня социально-экономического развития субъектов Российской Федерации, -www.akdi.ru.
  147. Методологические положения разработки комплексной системы развития экономики области, края, АССР/под ред. Р. И. Шнипера и М. И. Попова. Новосибирск: Наука. — 1990.
  148. Методологические положения разработки крупных территориальных программ/под ред. А. Г. Аганбегяна и Р. И. Шнипера. -Новосибирск: Наука. 1986.
  149. B.C. Методологические основы моделирования процесса эко-номического анализа состояния бизнеса. Нальчик. Изд-во Эльфа. 2006.315 с.
  150. В.В. Экономика регионов. Барнаул: АГУ. — 2002.
  151. Модели индикативного планирования социально-экономического развития сельских территорий. Ростов-на-Дону: ВНИИЭиН. — 2006.
  152. Т.Г., Победина М. П., Поляк Г. Б. и др. Региональная экономика. М.: Банки и биржи. — 1998.
  153. Л.И., Семенов Ю. Х. Стратегическое управление и индикативное планирование. Кисловодск: КИЭП. — 2000.
  154. Народное хозяйство КБССР в 1990 г. Нальчик: КБРУС. — 1991.
  155. Национальные счета России в 1997—2004 годах. М.: Росстат.2005.
  156. Н.Н. Региональная экономика. Теория, проблемы, методы. -М.: Экономика. 1978.
  157. B.C. Планирование и народнохозяйственные балансы. -М.: Наука. 1963.
  158. B.C. Размещение производительных сил. — М.: Наука. 1967.
  159. А.С. Теория региональных рынков.- Ростов-на-Дону: Феникс. 2002.
  160. О концепции стратегии социально-экономического развития регионов России. Письмо Минрегинразвития РФ № 3404-ВЯ/20 от 27.06.05.
  161. Ю.Я. Хозяйственная трансформация и трансформация теории // Вопросы экономики. 1998. — № 5.
  162. Ю.М. Основы теории хозяйственного механизма. М.: МГУ. — 1994.
  163. Основные направления агропродовольственной политики РФ на 2001−2010 гг. //Экономика сельского хозяйства России. 2001. — № 7.
  164. Основные положения региональной политики в Российской Федерации. Указ президента РФ//Собр. законодательства РФ. — 1996. № 23.
  165. В.П. Стратегия и тактика формирования региональных систем продовольственного обеспечения. — Ростов-на-Дону: Росиздат. 2000.
  166. Э.Л. Региональная экономика: история, проблемы и перспективы. Волгоград: ВолГУ. — 2005.
  167. С.В., Терёхин В. И. Анализ территориального неравенства и бюджетное регулирование территорий. -М.: Экономика- 2000.
  168. А.О. Межрегиональная экономическая дифференциация: методология анализа и государственное регулирование. М.: УРСС. -2003.
  169. М. Международная конкуренция. М.: Международные отношения. — 1993.
  170. Проблемы комплексного регионального развития России. М.: СОПС. — 1996.
  171. А.Е. Эффективность территориальной организации производства. М. — 1965.
  172. Л. О., Козырев А. А. Стратегическое планирование. -СПб: Издательство Михайлова. 2000.
  173. Пространственные трансформации в российской экономике/под ред. П. А. Минакира. М.: Экономика. — 2002.
  174. Путь в XXI век. Стратегические проблемы и перспективы российской экономики. /Рук. авт. колл. Львов Д. С. М.: Экономика.- 1999.
  175. Районы и города Кабардино-Балкарии. Нальчик: Кабардино-Балкариястат. — 2007.
  176. Районы и города Кабардино-Балкарии— Нальчик: Кабардино-Балкариястат. 2006.
  177. Региональная политика, направленная на сокращение социально-экономической и правовой асимметрии/под ред. В. Е. Селиверстова и Д. Юилла. Новосибирск: ЭКОР. -2000.
  178. Региональная статистика, /под ред. Рябцева В. М., Чудилина Г. И. -М.: МИД.-2001.
  179. Региональная экономика/ под. ред. М. В. Степанова. М.: ИИФРА-М. — 2000.
  180. Региональная экономика/ под. ред. В. И. Видяпина, М. В. Степанова.- М.: ИНФРА-М. 2002.
  181. Региональная экономика/под ред. Т. Г. Морозовой. М.: Банки и биржи. — 1995.
  182. Региональная экономика: новые подходы/Козлов JI. А., Ильинский И. А., Штульберг Б. М. и др. М.: Наука. — 1993.
  183. Региональное измерение государственной экономической политики России/ Сулакшин С. С., Лексин В. Н., Швецов А. Н. и др.- М.: Научный эксперт. 2007.
  184. Региональное развитие: опыт России и Европейского Союза/Рук. авт. колл. А. Г. Гранберг. -М.: Экономика. -2000.
  185. Региональные показатели системы национальных счетов КБР в 2000—2006 годах. Нальчик: Кабардинобалкариястат. — 2008.
  186. Регионы России. М.: Госкомстат России. — 2004.
  187. Регионы России. Социально-экономические показатели. М.: Госкомстат России. — 2006.
  188. Регионы России. Социально-экономические показатели. М.: Росстат. — 2007.
  189. Рекреационная деятельность приоритетное направление социально-экономической политики правительства Кабардино-Балкарской республики. — Нальчик: Полиграфсервис и Т. — 2005.
  190. Римская декларация о всемирной продовольственной безопасности // АПК: экономика, управление. 1997. — № 2.
  191. С.М., Романова Г. М. Роль сферы рекреации в интенсивном воспроизводстве рабочей силы/ Социально-культурные и экологические приоритеты развития региона. Ростов-на-Дону. — 1990.
  192. Российская Федерация. Законы. О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации: Федеральный закон от 25.09.97 г. № 1126-ФЗ// Российская газета. — 1997. 3 окт.
  193. Российская Федерация. Законы. Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ: Федеральный закон от 28.09.95 г. № 154-ФЗ// Российская газета. 1995. — 5 окт.
  194. Российская Федерация. Правительство. О совершенствовании механизма государственной поддержки развития регионов РФ: Постановление Правительства РФ от 7.12.96 № 450
  195. Российская Федерация. Правительство. О федеральной программе поддержки местного самоуправления: Постановление Правительства РФ от 27.12.1995 г. № 1215.
  196. Российский статистический ежегодник. М.: Росстат. — 2007.
  197. Россия 2015: оптимистический сценарий/под ред. Л. И. Абалкина.- М.: ИЭ РАН. — 1999.
  198. Россия в цифрах. М.: Росстат. — 2007.
  199. Россия и страны мира. М.: Росстат РФ. — 2006.
  200. В.А. Экономическая география. М.: РЭА. — 1999.
  201. А.А. Об оптимальности развития территориально-рекреационных комплексов / Социально-культурные и экологические приоритеты развития региона. Ростов-на-Дону. — 1990.
  202. Сельское хозяйство в Кабардино-Балкарии. Нальчик: Кабардино-Балкариястат. — 2007.
  203. Ю.Х. Стратегическое планирование развития пищевой промышленности (на материалах Кабардино-Балкарской Республики)/ Автореф. дис. канд. эк. наук. Нальчик: КБГСХА. — 2000.
  204. А. Муниципальная собственность в системе местного самоуправления. Экономическая теория на пороге XXI века/Под ред. Ю. Осипова, В. Белолипецкого, Е. Зотовой. М. -.2001.
  205. А.В. Индикативное планирование в сельском хозяйстве. — М.: Информагробизнес. 1996.
  206. С.Н. Региональные аспекты социальной политики. М.: Гелиос. — 1999.
  207. Э.А. Теория организации. М.: ИНФРА-М. — 2003.
  208. Социальное положение и уровень жизни населения России. М.: Росстат. — 2006.
  209. Социальное положение и уровень жизни населения КБР. -Нальчик: Кабардинобалкариястат. — 2008.
  210. Стратегии в глобальной конкуренции. М.: ИНИОН АН СССР.1989.
  211. Стратегии прорыва в Российской экономике//Эксперт. — 200 733.
  212. Стратегия развития Кабардино-Балкарской Республики до 2022 года.- М.: Проинвестспецпроект. 2007.
  213. В.И. Измерение эффектов межрегиональных взаимодействий. Новосибирск: Наука. — 1991.
  214. Д.А., Ковбаса Н. А. Организационно-экономический механизм решения проблем реструктуризации крупного и малого предпринимательства на базе совместного реинжиниринга бизнес-процессов управления и производства. М.: Юрист. — 2006.
  215. O.JI. Оценка и сглаживание пространственной поляризации социально-экономического развития регионов. Кисловодск: Тьютор. — 2007.
  216. А.А., Колесников А. П. Функциональная стратегия развития АПК. Ростов-на-Дону: Ростиздат. — 2000.
  217. Территориальное управление в условиях рынка. М.: МГУ.1993.
  218. Территориальное управление экономикой/под ред. Сысоева А. П., Черника Д. Г., Шупыра Д. С. М.: Финансы. — 1998.
  219. А. А., Стрикленд А. Дж. Стратегический менеджмент. -М.: ИНФРА-М. -2000.
  220. А., Филенин В, Эпштейн А. Региональная экономика как фактор эффективного управления экономикой/УРегион. 1997. — № 1.
  221. В.Ф. Теория управления. — М.: Экономика. 2004.
  222. Управление социально-экономическими процессами региона/под ред. А. С. Новосёлова. Новосибирск: СО РАН. — 2000.
  223. JI.H. Теория и практика продовольственного рынка. -Ростов-на-Дону: РГЭА. 1998.
  224. JI.H. Аграрная экономика: единство в многообразии. -Ростов-на-Дону: РГЭУ. 2006.
  225. Р. А. Стратегический менеджмент. — М.: Интел-Синтез. 1998.
  226. Федеральный бюджет и регионы: опыт анализа финансовых потоков. -М.: Диалог-МГУ. 1999.
  227. А.Б. Прогнозирование социально-экономического развития региона/ Наука, техника, экономика. М.: Диалог — МГУ. — 1998.
  228. Финансы и кредит субъектов Российской Федерации. -Калининград: БИЭФ. 1999.
  229. Г. Методы прогнозирования в социалистической экономике. М: Прогресс. — 1971.
  230. .С. Территориальная организация общества. М.: Мысль. -1981.
  231. В.Б. Межбюджетные отношения и управление региональными финансами: опыт, проблемы, перспективы. М.: Дело. -2002.
  232. И.К. Регулирование энергетических естественных монополий и энергоменеджмент.- Владикавказ: Ремарко. 2001.
  233. П.Г. Проблема устойчивого социально-экономического развития муниципальных образований и пути их решения. М.: Новый век. — 2002.
  234. JI.B. Инновационная стратегия развития предприятия. Саранск: МУ. — 1998.
  235. В.З. Экономические реформы в России: в прошлом и настоящем. Нальчик. 2007. 143 с.
  236. Р.И. Регион. Диагностика и прогнозирование. -Новосибирск: Знание. 1996.
  237. Р.И. Регион: экономические методы управления. — Новосибирск: Наука. 1991.
  238. Р.И., Новоселов А. С. Региональные проблемы рынковедения: экономический аспект. Новосибирск. — Наука. — 1993.
  239. A.M. Индикативное прогнозирование инвестиционного развития сельского хозяйства регионов ЮФО. Нальчик: Полиграфсервис и Т.-2006.
  240. . А. Стратегия и тактика управления прибыльностью регионального АПК. Нальчик: Полиграфсервис и Т. — 2001.
  241. .М., Введенский В. Г. Региональная политика России: теоретические основы, задачи и методы реализации. М.: Гелиос АРВ. — 2000.
  242. . М. Проблемы комплексного регионального развития России. М.: СОПС. — 1996.
  243. Экономическая теория/ под ред. Добрынина А. И. и др. СПб.: Питер.-2001.
  244. Экономические показатели деятельности сельскохозяйственных организаций КБР за 2008 год. Нальчик: Кабардино-Балкариястат. — 2009.
  245. Экономические проблемы становления российского федерализма/под ред. С. Д. Валентей. -М.: Наука. 1999.
  246. М.А. Развитие корпоративных отношений в современной российской экономике.- М.: Республика. 1999.
  247. Ю. Формирование постиндустриальной научной парадигмы в России // Общество и экономика. — 1999. № 3−4.
  248. Е. Экономический рост как цель и как средство (современная ситуация и перспективы Российской экономики) //Вопросы экономики. 2001. — № 9.
  249. Н. Южный ренессанс нетрадиционной энергетики// Эксперт Юг. 2008. — № 13.256. www.gks.ru. Основные показатели системы национальных счетов.
Заполнить форму текущей работой