Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Алтайский период в научной деятельности В. В. Радлова

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

За годы своих путешествий ученому удалось собрать целую энциклопе-# дию новых этнографических, лингвистических, исторических сведений о малоизученных тогда тюркоязычных народах Западной и Южной Сибири, Средней Азии, Монголии. Актуальность его исследований не вызывала сомнений, т.к. они были связаны с государственными и культурными интересами России, в состав которой входили нерусские народы… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Изучение биографии и творческого наследия В. В. Радлова в литературе 2-й пол. XIX — XX вв
    • 1. 1. Дореволюционные источники и публикации
    • 1. 2. Советский период изучения научной деятельности тюрколога
  • 1920-е-1980-е гг.)
    • 1. 3. Исследования современных ученых
  • Глава II. Археологические исследования В.В. Радлова
    • 2. 1. Начало научных изысканий (1861−1862 гг.)
    • 2. 2. Исследования в 1863 г. в Енисейской губернии
    • 2. 3. Раскопки в Горном Алтае в 1865 г
    • 2. 4. Изучение Барабинской степи и Казахстана в 1866 г
  • Глава III. Этнографические исследования В.В. Радлова
    • 3. 1. Изучение народов Южной и Западной Сибири
    • 3. 2. Исследования в Средней Азии и Монголии
    • 3. 3. Теоретико-методологическая база этнографических работ ученого

Алтайский период в научной деятельности В. В. Радлова (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Яркой страницей в отечественной исторической науке является творческая деятельность Василия Васильевича (Фридриха Вильгельма, Friedrich Wilhelm) Радлова (Radioff). Роль B.B. Радлова (1837−1918 гг.) в изучении тюркских народов признается сегодня в современном востоковедении весьма значительной. Василий Васильевич обогатил своими исследованиями отечественную археологию, этнографию, историю, сравнительное языкознание второй половины XIX — начала XX вв., внеся в целом неоценимый вклад в развитие тюркологии.

В литературе часто отмечали, что в биографии В. В. Радлова самым разнообразным по тематике научных занятий и самым плодотворным по числу изданных работ был последний петербургский период (1884−1918) (Кононов А.Н., 1972, с. 9−10- Биобиблиографический словарь., 1989, с. 195- Назирова H.H., 1992, с 33- Решетов А. М., 1999, с. 140). Оспаривать это невозможно, но необходимо заметить, что алтайский период (1859−1871) жизнедеятельности ученого в этом смысле недооценен историками. Конечно, в 1859—1871 гг. Василий Васильевич издал гораздо меньше своих трудов и не занимал столько должностей, как в Санкт-Петербурге. Зато нигде больше у тюрколога, ни в Казани, ни в Петербурге не было столь активной экспедиционной деятельности, как в Барнауле, когда он каждые весну — лето, в течение одиннадцати лет выезжал из города. Круг интересов исследователя в то время был самым широким — этнография, лингвистика, археология, география и экономика малоизученных территорий России и соседних областей.

В целом задел В. В. Радлова на поприще российского востоковедения описан в истории науки в наиболее общих чертах, несмотря на значительные достижения ученого. Далеко не все результаты исследовательской работы Василия Васильевича по археологии и этнографии введены в научный оборот. Его наследие не ограничено печатными трудами и в целом нелегко поддается обзору. Многие итоги изысканий ученого представляют собой новые данные по этногенезу народов Азии, сведения о которых хранятся в архивах Санкт

Петербурга, Казани, Барнаула и за рубежом (Германия). Кроме того, очень важна проблема актуализации тех результатов В. В. Радлова, которые были опубликованы лишь один раз в дореволюционных сборниках ИАН, ИРАО, ИРГО и других и не переиздавались с тех пор. Сейчас эти издания недоступны широкому кругу исследователей.

Во-вторых, остаются неизученными такие важнейшие аспекты работ ученого, как постановка автором целей исследований, уровень их разработанности и возможность их реализациикруг основных источников, на которые опирался ученыйтеоретико-методологическая и методическая основа его трудов, влияние различных факторов на формирование его научных идей и др. Изучение наследия Василия Васильевича позволило бы историкам вновь обратиться к выявленному кругу источников по этногенетическим проблемам тюркских народностей. В итоге исследования обозначенных аспектов творчества В. В. Радлова появилась бы возможность продемонстрировать своеобразный опыт научной деятельности с присущими ему особенностями и достоинствами. А рассмотрение организации научной деятельности Василия Васильевича внесло бы новые данные в историю отечественной дореволюционной науки.

В-третьих, важнейшей проблемой остается анализ идей В. В. Радлова на общем фоне истории развития науки. Без решения этой проблемы невозможно полностью осознать значение и место этногенетических работ ученого в истории тюркологии. Выявление общего уровня разработанности этногенетических проблем тюркских народов во второй половине XIX — начале XX вв. делает возможным наиболее полную оценку исследований В. В. Радлова, их истинность, оценку объема и глубины информации, содержащихся в них. А значитпозволяет выявить принципиально новый вклад, внесенный ученым в историю развития востоковедения. Кроме того, очень важным моментом является выяснение «жизнеспособности» информации, введенной в научный оборот Василием Васильевичем, отражение его взглядов в трудах последующих поколений.

Несмотря на актуальность изучения творческого наследия В. В. Радлова, историки описывали лишь отдельные его аспекты. Некоторые сюжеты рассматривались достаточно углубленно в работах Л. Я. Штернберга (1909), А.Н. Са-мойловича (1912), В. В. Бартольда (1919), С. И. Вайнштейна (1989), A.M. Реше-това (1999) и в других, в «Тюркологическом сборнике», посвященном В.В. Рад-лову (1972). Наконец, приходится с сожалением констатировать, что до сих пор на русском языке не создано ни одной монографии о Василии Васильевиче. Известна только книга турецкого ученого Ахмета Темира «Turkoloyi Tarihinde Wilhelm Radioff Devri: Hayati-ilmi kisiligi — eserleri» — «Эпоха Вильгельма Рад-лова в истории тюркологии: его жизнь, его творческая индивидуальность, его труды» (1991). Книга уже выдержала несколько зарубежных изданий (Реше-тов A.M., 1999, с. 155). В отечественной литературе специально не ставились задачи изучения личности и биографии знаменитого тюрколога, хотя количество литературы о нем значительно. Вместе с тем, в области историографии до сих пор остается множество лакун.

Объектом диссертационного исследования является научное наследие В. В. Радлова. В качестве предмета рассматриваются результаты археологической, этнографической, востоковедной деятельности ученого в алтайский период его жизни.

Хронологические границы исследования определены временем проживания В. В. Радлова на Алтае — 1859−1871 гг.

Территориальные рамки включают те районы Южной и Западной Сибири, а также Средней Азии, Казахстана и Монголии, на территории которых Василий Васильевич проводил свои изыскания.

Цели и задачи. Главной целью нашей работы является анализ и обобщение результатов исследований Василия Васильевича Радлова в годы его жизни на Алтае (1859−1871), определение места этого периода в биографии и творчестве ученого. В связи с этим предполагается решение следующих задач:

1) рассмотреть историографию по теме исследования;

2) выявить и обработать архивные документы, дореволюционные источники по биографии В. В. Радлова, ввести в научный оборот раннее неизвестные материалы, выяснить местонахождение археологических коллекций Василия Васильевичасильевича;

3) провести анализ исследовательской деятельности ученого по решению проблем этногенеза тюркских народов Азии: выявить круг источников его работ, определить истоки формирования его взглядов, теоретической базы, особенности исследовательских методов и др.;

4) оценить выводы ученого с точки зрения современной науки на основе принципа историзма (учет времени создания работ и общего состояния науки на тот период);

5) осуществить анализ вклада исследователя в историю востоковедения;

6) составить библиографические списки трудов В. В. Радлова и литературы о нем;

7) уточнить и дополнить известные биографические данные об ученом.

Источниковая база. Для достижения обозначенных задач мы строили свое исследование на анализе следующих видов источников:

1) материалы архивных фондов ЦХАФ АК, АИИМК, ПФА РАН;

2) опубликованные работы В. В. Радлова;

3) опубликованные источники о творчестве и биографии Василия Васильевича: юбилейные сборники, некрологи и некрополи.

На первоначальном этапе накопления материала нельзя было обойти вниманием сборники, указывающие местонахождение некоторых материалов и документов в архивах СССР (Личные архивные фонды., 1963, с. 105- Архив Академии наук., 1946, с. 32−33, 158, 159, 160−161, 228−229, 251, 258−259). Кроме того, особое значение для нас на этом этапе приобрели публикации, авторы которых излагали основные принципы работы с архивными фондами (Суслова Е.Н., 1987, с. 44−49, 53−56- Козлов В. П., 1999, с. 245−254, 312−323).

В ЦХАФ АК нами был выявлен комплекс документов, содержащих сведения об алтайском периоде жизни В. В. Радлова, о его научной деятельности в это время. Материалы находятся в разных фондах: Алтайского горного правления, отделения рудников и заводов (Ф. 2), в «Коллекции документов по истории г. Барнаула» (Ф. 86), Барнаульской казенной библиотеки и музея (Ф. 66), в фонде С.И. и Н. С. Гуляевых (Ф. 163). Там содержатся, главным образом, документы с биографическими данными и отчасти со сведениями о научной деятельности исследователя, которые можно объединить в следующие группы:

1) официальные биографические, удостоверяющие личность В. В. Радлова, его образование, семейное и социальное положение, служебные обязанности и др.;

2) делопроизводственные — документы государственных учреждений и учебных заведений, где он служил и работал в период пребывания на Алтае;

3) отчеты ученого о проделанной работе, направлявшиеся им в ИАН и в ИАК;

4) отзывы современников Радлова об его работах.

Этот комплекс документов не являлся полным, так как часть материалов направлялась в Санкт-Петербург и там оседала в ГЭ, МАЭ, ЛОИА, ПФА РАН, ИРГО, в Институте востоковедения. Поэтому проведенная работа с документами ЦХАФ АК позволила нам лишь в общих чертах составить представление о наиболее значительных сюжетах творческого пути ученого в алтайский период его жизни. С другой стороны, была намечена перспектива работы в архивах Санкт-Петербурга.

В Санкт-Петербурге в рукописном архиве и в фотоархиве ИИМКа были выявлены, просмотрены и отработаны документы фондов, содержащие сведения об археологических раскопках В. В. Радлова на Алтае, в Казахстане, Средней Азии, в Минусинской котловине, в Барабинской степи. Самой ценной информацией здесь были отчеты исследователя в ИАК, документы, проясняющие цели и задачи, поставленные ученым, переписка официальных лиц об организации исследований Василия Васильевича. Кроме того, мы использовали уникальные неопубликованные рисунки вещей, разрезов курганов, фотоматериалы из раскопок ученого. Правда, не все они содержат комментарии, поэтому их ат-рибутация — дело довольно сложное. Также были найдены некоторые документы биографического характера (о чинах В.В. Радлова).

В ПФА РАН нами проводилась работа в основном с биографическими материалами: с неопубликованными воспоминаниями ученого на немецком языке, с различными дневниками, письмами, дипломами, которыми награждали

B.B. Радлова. В этом архиве удалось обнаружить и обработать уникальные географическую и этнографическую карты, составленные самим Василием Васильевичем, а также некоторые фотографии ученого. ® Нужно отметить, что до настоящего времени коллекции археологических находок из раскопок В. В. Радлова в Южной Сибири, хранящиеся в фондах ГЭ, МАЭ и ГИМа, остаются не в полной мере введенными в научный оборот (Бо-рисенко А.Ю., Гоппе К. И., Худяков Ю. С., 1994, с. 10- Борисенко А. Ю., Худяков Ю. С., 2005, с. 178). Большой массив еще не выявленных материалов содержится в архивах гг. Казани, Берлина, Санкт-Петербурга — в РГО, в Институте востоковедения, в МАЭ, отдельные документы разбросаны по разным архивам: в рукописном отделе Института русской литературы, в РГАЛИ (Куликова A.M., Ф 2001, с. 154- История отечественного востоковедения., 1997, с. 390−391).

Методология и методика исследования. Общим принципом, применявшимся для изучения наследия В. В. Радлова, был принцип историографических закономерностей. Под последними в литературе понимают закономерности различных этапов научного познания, которые проявляются специфически как формирование идей, концепций, взглядов и т. п. под влиянием объективных условий развития науки и общества (социально-экономические, политические, культурологические и др.) и отражают субъективные особенности авторов этих теорий (Зевелев А.И., 1987, с. 84−87). Кроме того, важнейшей историографической закономерностью является преемственность в накоплении знаний, их ка-% чественное преобразование на основе старых идей, выводов и обобщений (Зевелев А.И., 1987, с. 89- Сахаров A.M., 1981, с. 126, 120).

Особенно значимыми для нас являлись общие положения «биоисториографии», под которыми исследователи понимают изучение жизни, научного творчества и общественной деятельности отдельных историков (Сахаров A.M., 1981, с. 150- Дербов Л. А., 1989, с. 23, 24). При этом они отмечают важность соотнесения научной деятельности историка и ее результатов с общим состоянием науки, уровнем и степенью изученности соответствующей исследователь-# ской проблематики, т. е. важность принципа историзма.

Кроме того, при написании биографии В. В. Радлова мы опирались на методологические требования современной биографики, в соответствии с которыми предполагается «большая рефлексия автора по поводу своего исследова-ф ния, осознание им трудностей и проблем, стоящих на пути адекватного воссоздания некогда прожитой человеческой жизни». Сейчас от исследователей требуется написание «нелинейной» биографии, которая допускает наличие нереализованных вариантов в судьбе изучаемого лица, признает возможность разных объяснений тех или иных эпизодов в его жизни, не претендует на окончательность и полноту получившегося «портрета» (Шмидт С.О., 1997, с. 14−15- Источниковедческие и методологические проблемы., 2002, с. 186).

Основными методами изучения являлись сравнительно-исторический, хронологический, ретроспективный, метод актуализации и прием перспективности. Ретроспективный метод, понимаемый как движение мысли исследователя от современности к прошлому, предусматривает такие этапы работы: 1) применение современных теоретических и методологических положений историографии для выявления процесса складывания и развития научной мысли- 2) использование достижений современного источниковедения для анализа источ-никовой базы работ ученого (Зевелев А.И., 1987, с. 44−45).

Метод актуализации и прием перспективности помогали в выявлении ведущих тенденций науки на протяжении всей истории ее развития (Там же, с. 46−47). В нашем случае этот метод позволил оценить «жизнеспособность» идей ф Василия Васильевича, их дальнейшее развитие после смерти ученого.

Научная новизна определяется как постановкой темы диссертационного исследования, так и использованием широкого спектра источников, ранее не привлекавшихся к разработке проблем научного творчества и биографии В.В. Рад-лова. В работе впервые рассмотрена история изучения жизнедеятельности Василия Васильевича, проанализированы и обобщены результаты его археологической и этнографической деятельности в алтайский период, описаны методология и методика этногенетических исследований ученого. В диссертации осу-ф ществлена попытка представить развитие его основных идей в трудах советских и современных историков. Также проведена работа по написанию творческой биографии В. В. Радлова с учетом всех известных данных и новых архивных материалов.

Научно-практическая и теоретическая значимость исследования. Результаты нашего исследования могут иметь широкое практическое применение: написание научных исследований по истории отечественной тюркологии, археологии, этнографии, по истории изучения Алтая, Минусинской котловины и Красноярского края, Барабинской степи, Казахстана, а также разработка соответствующих спецкурсов и учебно-методических пособий. Атрибутированные материалы из раскопок В. В. Радлова помогут в установлении культурной принадлежности древних памятников и в пополнении новыми сведениями древней Ф истории. Выявленный нами опыт его исследовательской деятельности может войти в работы по истории развития методики и методологии отечественной науки, а также использоваться современными учеными.

Апробация. Основные идеи и положения диссертации прошли предварительное обсуждение на конференциях в Барнауле, Томске, Кемерове, Красноярске и были опубликованы в 9 работах.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка сокращений, списка литературы (источники и библиографический список) и приложения. В первой главе, в трех параграфах, рассматривается историография темы исследования. Во второй главе, состоящей из четырех раз-# делов, анализируется археологическая деятельность В. В. Радлова. В третьей главе, в трех параграфах, освещается этнологическое наследие ученого.

Заключение

содержит обобщающую характеристику алтайского периода в творчестве исследователя.

Заключение

В заключении подведем основные итоги проделанной работы. Итак, анализ литературы показал, что алтайский период жизни В. В. Радлова является наименее изученным в историографии. Тем не менее, нами были выявлены работы, авторы которых демонстрировали перспективы изучения этой темы, намечали некоторые контуры архивных поисков, указывали основные направления в изучении этнографического и археологического наследия ученого, созданного в алтайский период и по материалам экспедиций тех лет. По итогам архивных разысканий в ЦХАФ АК, АИИМК, ПФА РАН нам удалось очертить довольно широкий круг материалов, позволяющих полнее, чем это было известно раньше представить научную деятельность Василия Васильевича на Алтае и его биографию. Кроме того, нами был собран значительный массив дореволюционных источников, авторы которых, являясь современниками ученого, характеризовали его деятельность с разных сторон. Результатом этих поисков стало написание биографии В. В. Радлова, с большим акцентом на алтайском периоде его жизни. Биография вошла в приложение. Также нами была проведена библиографическая работа по составлению двух списков трудов В. В. Радлова и литературы о нем, которые тоже вошли в приложение.

Исследования В. В. Радлова, проведенные за 12 лет пребывания на Алтае, внесли значительный вклад в развитие отечественных археологии, этнографии, лингвистики, востоковедения. Многие результаты его изысканий были позже уточнены и развиты другими учеными, они до сих пор не потеряли своей актуальности и по сей день используются в литературе:

•создание эволюционной схемы развития сибирских археологических культур;

•этнографическое описание тюркских народов Сибири и Средней Азии, этногенетические построения;

•опыты объяснения специфики исторического развития охотничьих и кочевых народов;

•введение в научный оборот нового фактического материала по тюркским языкам, результаты изучения многих «живых» и почти всех основных памятников древних тюркских языков, создание общетюркского словаря, утверждение методов сравнительного языкознания.

В итоге историографического анализа были выявлены цели и задачи тюрколога, уровень их реализации, первоначальная основа самых известных и наиболее используемых сейчас трудов В. В. Радлова. На наш взгляд, это позволит другим исследователям вновь обратиться к более ранним публикациям ученого и получить какие-то новые сведения из них. Кроме того, нам удалось обрисовать теоретико-методологическую основу работ Василия Васильевича, некоторые методические стороны его деятельности.

В.В. Радлов уже во второй половине XIX в. опирался на методологию комплексного изучения этногенеза народов. В современных реконструкциях традиционных обществ и культур ведущая роль принадлежит междисциплинарным исследованиям. Конечно, комплексность изысканий В. В. Радлова была совершенно другого уровня, характерного для XIX в. Прежде всего она была обусловлена слабой дифференциацией научных знаний, побуждавших ученых исследовать объект в его целостности, получить о нем всестороннее представление, анализируя все доступные виды источников (Геннинг В.Ф., 1982, с. 65). Тем более, на фоне этих особенностей дореволюционной науки, особенно оригинальными и современными выглядят методические построения Василия Васильевича, основанные на использовании географических, археологических, этнографо-лингвистических, естественнонаучных и других данных. В результате его комплексных этногенетических изысканий появились не только новые знания о нерусских народностях, но и опыт применения новой теоретической и методической базы исследования.

Важно также заметить, что В. В. Радлов, конечно же, не был свободен от самых распространенных в XIX в. научных теорий географического детерминизма, эволюционизма, социального дарвинизма, диффузионизма, т. е. был ученым своего времени. Однако он никогда не двигался слепо вслед за абстрактными построениями, непосредственное общение с изучаемыми народами, тщательное, внимательное изучение их жизни всегда имели для Василия Васильевича первостепенное значение.

За годы своих путешествий ученому удалось собрать целую энциклопе-# дию новых этнографических, лингвистических, исторических сведений о малоизученных тогда тюркоязычных народах Западной и Южной Сибири, Средней Азии, Монголии. Актуальность его исследований не вызывала сомнений, т.к. они были связаны с государственными и культурными интересами России, в состав которой входили нерусские народы. Часто они даже не имели своей письменности, какие-то из них уже во времена В. В. Радлова теряли свою самобытную культуру, ассимилируясь с соседями, в том числе и с русскими. Кроме того, благодаря путешествиям ученого российская наука обогащалась новыми Ф данными и о народах соседних восточных государств. Василий Васильевич, как известно, проводил свои исследования на пограничных территориях, давал географические описания труднопроходимых районов, составлял маршрутные карты. Большое значение (не только научное, но и практическое) имели собранные В. В. Радловым сведения о малоизвестных тюркоязычных народах России и об их соседях.

За двенадцать лет своего проживания на Алтае В. В. Радлов побывал у южных и северных алтайцев, у западносибирских татар, а также у шорцев, тувинцев. Кроме того, Василий Васильевич изучал такие среднеазиатские народности, как таранчи (уйгуры), сарты, таджики, узбеки, каракалпаки, казахи, кир-Ф гизи и др. В его работах предлагались исторические сведения о народах: об истории их расселения, миграциях, взаимных контактах. Для исследователя одинаково важным был и сбор лингвистических сведений, и этнографическая характеристика народов, включавшая описание материальной и духовной культуры.

Значение вклада В. В. Радлова в исследование мало известных науке тюркоязычных народов велико. В настоящий момент некоторые народы, изученные Василием Васильевичем, уже не существуют, поэтому его работы являются ис-л торическим источником. Полученные и опубликованные им сведения не потеряли своей актуальности вплоть до настоящего времени. Сейчас они активно используются современными исследователями при разработке сложнейших проблем этнической и этнокультурной истории народов Южной Сибири и со-• предельных территорий.

Итогами археологической деятельности В. В. Радлова стал значительный массив раскопанных древних памятников на обозначенной территории, принадлежащих к разным историческим эпохам. Были раскопаны курганы афанасьевской, андроновской, карасукской, тагарской, сросткинской и других культур, памятники скифской эпохи. Василий Васильевич сформировал огромную источниковую базу, необходимую для превращения археологии любительской на Алтае в археологию профессиональную. К сожалению, такие измене-ф ния произошли гораздо позже после его отъезда в Казань (1871), что было связано с общим уровнем развития местной науки и общества (Жук A.B., 1995, с. 25−26). Ученым был предпринят первый опыт классификации древних памятников, пока только по их внешнему устройству, опыт описания найденных вещей из курганов по их функциональной принадлежности, опыт типологии находок по видам их форм, попытка восстановления общих черт хозяйственной структуры населения бронзовой и железной эпох. Благодаря раскопкам на Алтае, в Казахстане, Барабинской степи, Минусинской котловины сформировались коллекции древних вещей с этих территорий. Сейчас они хранятся в центральных музеях России и до сих пор далеко не все из них введены в науч-ф ный оборот.

Важнейшим достоинством археологических исследований Василия Васильевича является участие в формировании и совершенствовании методики полевых исследований, хотя, конечно, эта сторона его деятельности, как правило, оценивается в литературе неоднозначно.

В заключении следует отметить, что наследие В. В. Радлова, оставленное им после своей жизни на Алтае, так велико, что потребует еще не одного исследования. Так, например, пока остается неизученной педагогическая деятель-ф ность Василия Васильевича в Барнаульском окружном училище. Нам не удалось рассмотреть археологические коллекции, собранные им в 1862—1869 гг., которые хранятся сейчас в ГИМ и в ГЭ, иллюстративный материал ученого по его раскопкам из архива МАЭ и др. Некоторые аспекты, затронутые в нашей работе, еще требуют углубленного изучения.

Показать весь текст

Список литературы

  1. В.В. Наречия. I отделение. Образцы. Ч. П. Поднаречия абаканские (сагайское, койбальской, качинское), кызылское и чулымское (кюэрик). СПб., 1868а. XXI+ 712 с.
  2. В.В. Евреи в Самарканде (Из отчета г. Радлова о поездке его в Зеравшанский край летом 1868 г.) // ИИРГО. V (18 696). Отд. 5. С. 253−255.
  3. В.В. Краткий отчет о поездке в Семиреченскую область и на Иссык-Куль летом 1869 г. // ИИРГО. VI. 1870а. С. 96−100.
  4. В.В. Наречия. I отделение. Образцы. Часть III. Киргизское наречие. СПб., 18 706. XXVI + 776 с.
  5. В.В. Торговые сношения России с западной Монголией и их будущность (Барнаул, ноябрь 1870 г.) // ЗИРГО ОЭ. II (1871). С. 339−383.
  6. В.В. Наречия. I отделение. Образцы. Часть IV. Наречия барабинцев, тарских, тобольских и тюменских татар. СПб., 1872. XV+411 с.
  7. В.В. Очерки Сибири // Новое время. 1874. № 2 (2 января) и № 8 (9 января).
  8. В.В. Средняя Зеравшанская долина // ЗИРГО ОЭ. VI (1880). С. 1−92, 1 карта.
  9. В.В. Древние аборигены Сибири // Живописная Россия. 1884. Т. XI. С. 3−30 (1 карта).
  10. В.В. Сибирские древности. Отдельное издание. Т. 1. Вып. 1. СПб, 1888. IV+40+19 стр., илл, 1 карта, 6 таблиц. (MAP. 1888. № 3).
  11. В.В. Атлас древностей Монголии. (Труды Орхонской экспедиции). Вып. 2. СПб, 1893а. VI с. 19 табл.
  12. В.В. К вопросу об уйгурах. Из предисловия к изданию Кудатку-Билика (Чит. 24.Х. 1890)//ЗИАН. LXII. 18 936. Кн. 1.Прил.№ 2.1+130 с. ф 17) Радлов В. В. Сибирские древности. Т. 1. Вып. 3. // MAP. 1894. № 15.1. Табл. 8.
  13. В.В. Этнографический обзор турецких племен Сибири и Монголии. Иркутск, 1929. 26 с.
  14. В.В. Из Сибири: Страницы дневника. М, 1989. 749 с.
  15. Radioff F.W. Briefe aus dem Altai (Hierzu eine Tafel). 1−3 // AWKR. XX (1861). S. 556−597- 4−5 // AWKR. XXI (1862). S. 179−223- 6−7 // Ibid. S. 641−662- 7−9 // AWKR. XXII (1863a). S. 1−46. Mit Tafel (1) und Karte (1).
  16. Radloff F.W. Kurzer Bericht uber eine auf Kosten des Kabinets Sr. Kaiserl. Majestat unternommene Reise in den Altai im Sommer des Jahres 1861 (Lu leф 12.IX.1862) // BAIS. Ser. 3. V (18 636). S. 534−537.
  17. Radloff F.W. Kurzer Bericht uber eine im Sommer 1862 unternommene Reise in die ostlische Kirgisen-Steppe // BAIS. Ser. 3. VI (1863b). S. 415−420.
  18. Д. Н. Юбилей В.В. Радлова // ЭО. 1909. № 1. С. 121−122=РВ.1909. № 107.
  19. Ф.Д. Радлов // БСЭ. М, 1975. Т. 21. С. 399.
  20. Ко дню восьмидесятилетия академика Василия Васильевича Радлова Ф (1837−1918). Сборник МАЭ РАН. Т. IV. Вып. 1.Пгр., 1918.400 с.
  21. Н. Раскопки старинных могил на Алтае: (Об исследованиях 1865 г.) // ТГВ. 1869. № 29.
  22. С.Ф. Василий Васильевич Радлов. 5 января 1837−29 апреля /12 мая 1918. Некролог//ИРАН. Серия 6. 1918. № 12. С. 1233−1236.
  23. Отзывы (Н.И, Ильминского, И.А. Бодуэна-де-Куртенэ, А.Н. Веселов-ского и иностранных специалистов) о научных заслугах Радлова // ВО. 1884. № 46. С. 9−10.
  24. г. Радлова в Географическое общество во время поездки его в Туркестанский край // ИИРГО. IV (1868). Отд. II. С. 324−327.ф 34) Поездка г. Радлова в Семиреченскую область // ИИРГО. V (1869). С. 216—217.
  25. Поездка на реку Чую доктора Радлова в 1860 г. // ТГВ. 1878. №№ 7, 10, 13, 15, 18,31,37, 46,48- 1879. №№ 2, 4, 6, 7, 11, 14, 15, 19.
  26. Путешествие доктора Радлова через Алтай к Тел едкому озеру и реке Абакану. Томск, 1881. 95 с.
  27. Пятидесятилетие ученой деятельности В. В. Радлова // ИВ. 1909. № 7. С. 370−371.
  28. Радлов Василий Васильевич // РЭС. Изд. И. Н. Березиным. Т. I. Отд. IV. СПб, 1875. С. 32.
  29. Радлов В. В, член Академии наук и его ученые труды // ВО. Иркутск, 1885. № 2. С. 11−13.
  30. Радлов Василий Васильевич, ориенталист и путешественник // ЭС «Брокгауз-Ефрон». Т. XXVI (51). 1899. С. 92−93.
  31. Радлов Василий Васильевич // ЭС под ред. М. М. Филиппова. Т. III. СПб, 1901. Стлб. 2810−2811.
  32. Радлов Василий Васильевич // МЭС Брокгауза и Ефрона. Т. III. СПб, 1902. Стлб. 893.
  33. Радлов Василий Васильевич, ориенталист, путешественник и академик // БЭ под ред. С. Н. Южакова. Т. XVI. СПб, 1904. С. 98.
  34. В.В. Радлова в 1862 г. // OAK за 1862 г. СПб, 1863. С. XIX1. XXII.
  35. В.В. Радлова в 1863 г. // OAK за 1863 г. СПб, 1864. С. XV-XVI.
  36. В.В. Радлова в Горном Алтае в 1865 г. // OAK за 1865 г. СПб, 1866.С. XV-XIX.
  37. В.В. Радлова в 1866 г. // OAK за 1866 г. СПб, 1868. С. XVI-XXV.
  38. В.В. Радлова в Семиреченской области в 1869 г. // OAK за 1869 г. СПб, 1871. С. XVII-XIX.
  39. П. В.В. Радлов // ЭС Русского библиографического института «Гранат». Изд 7-ое. Т. 35. М, стлб. 44446.
  40. А.Н. В.В. Радлов как турколог // ТТК ПО РГО. XV (1912). Вып. 1.С. 23−33.
  41. А. О материалах Радлова по народной словесности крымских татар и караимов. Оттиск из «Записок Крымского общества естествоиспытателей и любителей природы. Т. VI (1916)». Симферополь, 1916. 7 с.
  42. П.П. История полувековой деятельности Императорскогорусского географического общества. 1845−1895. Ч. I. Отд. 1−3. СПб., 1896. 468 с.
  43. Семидесятипятилетний юбилей дня рождения академика В. В. Радлова. 1837 г. 5 января-января 5 1912 г. СПб., 1912. 35 с.
  44. Ученые изыскания г. Радлова в долине Зеравшана // ТВ. 1870. № 6.
  45. Шесть адресов, поднесенных В. В. Радлову в день 50-летия его ученой деятельности //ЖС. XVII (1909). Вып. 2−3. СПб, 1910. С. XXVI-XXXIII.
  46. С. В.В. Радлов. Некролог // УЗИФФ. Т. 1. Отд. 2. Вып. 1.1. Ф 1919. С. 21−24.
  47. Л.Я. Из жизни и деятельности Василия Васильевича Радлова (берлинский, алтайский и казанский периоды) // ЖС. XVIII (1909). Вып. 2−3. С. I-XXV.
  48. Л.Я. Радлов Василий Васильевич // Материалы для биографического словаря действительных членов ИАН. Ч. II. Пг, 1917. С. 121−136.
  49. Юбилей академика В. В. Радлова // Известия АН. Прибавление к вып. 32-му. СПб, 1909. С. 114−115=Санкт-петербургские ведомости. 19 096. 15 мая. № 106.
  50. Юбилейное чествование В.В. Радлова//ИВ. 1912. № 2. С. 793−796.
  51. Ф. 1. 1860 г. Д. 7 Дело ИАК об избрании академика Стефани и др. вчлены-корреспонденты Археологической комиссии. 2 марта 1860 15 апреля 1910 гг. На 95 л.
  52. Ф. 1. 1862 г. Д. 4 Дело ИАК о раскопках, произведенных доктором Рад-ловым в Западной Сибири. Отчет археологической комиссии за 1862 г, с. Х1Х-ХХ. 27 января 1862 — 18 марта 1863 гг. На 27 л.
  53. Ф. 1. 1863 г. Д. 8 Дело ИАК о разысканьях д-ра Радлова в Томской и Енисейской губерниях. 11 апреля 1863 — 20 мая 1864 гг. На 26 л.
  54. Ф. 1. 1863 г. Д. 20 Дело ИАК о передаче в Анатомический кабинет Академии наук черепов, открытых при археологических разысканьях в 1863 г. 22 ноября — 28 декабря 1863 гг. На 5 л.
  55. Ф. 1.1864 г. Д. 17 Дело об издании отчета ИАК за 1863 г (раскопки В. В. Радлова в Сибири в 1863 г.). Отчет археологической комиссии за 1863 г, с. II-XVIII. 18 мая 1864 — 14 мая 1868 гг. На 83 л.
  56. Ф. 1. 1864 г. Д. 28 Дело ИАК о передаче из Комиссии некоторых древностей в Московский Музей. 14 декабря 1864 — 7 апреля 1865 гг. На 8 л.
  57. Ф. 1. 1865 г. Д. 8 Дело ИАК о производстве г. Радловым археологических исследований в Западной Сибири. 4 марта 1865 — 16 марта 1870 гг. На 124 л.
  58. Ф. 1. 1865 г. Д. 15 Дело ИАК о розыскании г. Лерхом древностей в губерниях Олонецкой, Вологодской и Вятской. 19 апреля 1865 — 24 июня 1888 гг. На 44 л. (О раскопках В. В. Радлова в 1862—1863 гг. — Л. 3).
  59. Ф. 1. 1866 г. Д. 36 Дело ИАК о разрешении г. Александрову производить раскопки в Енисейской губернии. 3 октября 1866 — 31 марта 1871 гг. На 22 л.
  60. Ф. 1. 1867 г. Д. 37 Дело ИАК о представлении д-ра философии Радлова к утверждению в чине 10-го класса. 20 марта 1867 — 24 марта 1867 гг. На 3 л.
  61. Ф. 1. 1868 г. Д. 22 О поездке В. В. Радлова в Туркестанскую область. Отчет археологической комиссии за 1869 г, с. ХУН-Х1Х. 27 февраля 1868 — 16октября 1870 гг. На 22 л.
  62. Ф. 1. 1883 г. Д. 46 Дело ИАК об издании и рассылке сборника «Сибирские древности». 14 октября 1883 — 22 января 1911 гг. На 441 л.
  63. Ф. 1. 1886 г. Д. 51 Дело ИАК о старинных монетах, найденных в Эст-ляндской губернии. 21 августа 1886 — 14 июля 1888 гг. На 14 л.
  64. Ф. 1. 1892 г. Д. 187 Дело ИАК о командировании ученика Императорской Академии художеств С. М. Дудина в Семиреченскую и Сырь-Дарьинскую области. 26 октября 1892 — 8 марта 1893 гг. На 7 л.
  65. МАТЕРИАЛЫ ФОТОАРХИВА АИИМК
  66. Ф. 177. Опись 1. Материалы за 1860−1927гг.
  67. Д. 28 «Сибирские древности». Тексты, айно, карты, корректуры.1. Крайних дат нет. На 41 л.
  68. Д. 111/1−5 Фотоснимки, планы, планшеты, репродукции, рисунки, чертежи г. Самарканда
  69. Д. 134 Литографированные и печатные листы этнографических и археологических предметов. Крайних дат нет. На 46 л.
  70. Д. 135/1−2 Негативы видовых снимков, снятых во время экспедиций. Крайних дат нет. 10 негативов. ,
  71. Д. 138 Карта средней части долины Зеравшана, составленная во время путешествия В. В. Радловым летом 1868 г. с помощью военных топографов. 2 л.
  72. Д. 139 Карты южной части Туркестанского края, Урги, Иркутска, Киргизской степи, Семиреченского и Заилийского края, географическое распределение наиболее важных растений (1861−1888). 6 карт.1. Ф. 177. Опись 2. Письма
  73. Д. 219 письма баронессы Эдиты Федоровны Раден, посланные Рад-лову из гг. Санкт-Петербурга, Костромы и Москвы (1869−1884). 16 писем на 31 л.
  74. Ф. 177. Опись 3. Биографические материалы, а также документы по деятельности В. В. Радлова в МАЭ им. Петра I
  75. Д. 1 Диплом Дерптского университета о присуждении звания доктора филологии (1868). На 1 л.
  76. Д. 2 Копия формулярного списка о службе инспектора татарских, башкирских и киргизских школ Казанского учебного округа (1872). На 6 л.
  77. Д. 7 Письма РГО о присуждении В. В. Радлову серебряных медалей за статью «Торговые сношения России с западной Монголией» и за этнографические исследования о жителях Зеравшанской долины (1870−1872). На 2 л.
  78. Д. 8 Диплом общества «La Societe des etudes japonaises, chinoises, tartares et indo-chinoises» об избрании B.B. Радлова в число своих членов. Июнь-июль 1880 г. На 1 л.
  79. Д. 9 Диплом Лазаревского института восточных языков об избрании В. В. Радлова почетным членом. 23 октября 1902 г. На 1 л.
  80. Д. 16 Диплом Общества востоковедения об избрании почетным членом. 7 ноября 1909 г. На 1 л.
  81. Д. 18 Диплом Немецкого общества антропологии, этнологии в Гамбурге об избрании В. В. Радлова в число почетных членов. 3 августа 1913 г. На 1 л.
  82. Д. 20 Письма разных учреждений — РГО, Московского археологического общества, ИАК, Лазаревского института восточных языков и др. (18 861 917). На 85 л.
  83. Д. 22 «Erinnerungen eines Gelehrten». Воспоминания ученого на немецком языке. На 11 л.
  84. Д. 23 «Дневник неизвестного лица о пребывании В. В. Радлова с семьей в Берлине в 1864—1865 гг.» на немецком языке с приложением писем. Июль 1864-сентябрь 1871 гг. На 49 л.
  85. Д. 40 Фотогруппа сотрудников Музея этнографии и антропологии, среди них В. В. Радлов (1910−1911). На 1 л.
  86. Д. 63 Диплом Йенского университета о присуждении звания доктора философии. 20 мая 1858 г. На 1 л.3. ЦХАФ АК
  87. Ф. 2. On. 1. Д. 2785 Рапорты главного начальника Алтайских горных заводов и переписка о разрешении Радлову, Людвигу, барону Эйхталь и Менье производить ученые исследования в Алтайском округе (1860−1863). На 35 л.
  88. Ф. 2. On. 1. Д. 2796 Отношение Кабинета о передаче пакета учителю Барнаульского окружного училища Радлову. 5 ноября 1861 — 11 ноября 1861 гг. На 2 л.
  89. Ф. 19. Оп. 1. Д. 174 Рапорты, донесения волостных правлений разных лиц Белоярскому земскому управителю о запрещении доктору Радлову раскопок могил для научных исследований (1862).
  90. Ф. 86. Оп. 1. Св. 1. Д. 2 Биографические сведения о Радлове В. В. Его путешествие через Алтай к Телецкому озеру и реке Абакану (статьи, опубликованные в Томских губернских ведомостях за 1880 г.). Дело не пронумеровано.
  91. Ф. 86. Оп. 1. Св. 2. Д. 14 «О древних курганах и городищах» (доклад, читанный Н. С. Гуляевым в 1900 г.). Материал собран в 1928 г. На 76 л.
  92. Ф. 86. Оп. 1. Св. 1. Д. 2 «Древнейшая цивилизация, загадочное племя „чудь“ и раскопки курганов» (Историко-археологический обзор).
  93. Ф. 86. Оп. 1. Д. 72. Л. 7 Биографические сведения о научных и общественных деятелях. Материалы собраны Г. Д. Няшиным.
  94. Ф. 163. Оп. 1. Д. 40 Реестр писем С. И. Гуляева (1860−1888) (письма В.В. Радлову). На 113 л.
  95. Ф. 163. Оп. 1. Св. 2. Д. 38 — Черновики писем Н. С. Гуляева к различным официальным лицам личного и делового содержания (1909−1915).
  96. Ф. 163. Оп. 1. Св. 15. Д. 236 Заметки Н. С. Гуляева по археологии. На 56 л.
  97. Ф. 163. Оп. 1. Св. 17. Д. 294 Деловая текущая переписка Н. С. Гуляева с общественными учреждениями и официальными лицами (1898−1917).
  98. A.A. Историческая близость тюркских народностей Сибири и казахов на основе этнонимики и топонимики // Происхождение аборигенов Сибири и их языков. Мат-лы межвузовской конференции. Томск: Изд-во ТГУ, 1969. С. 11−14.
  99. P.A. Топонимика в трудах М.А. Кастрена // Развитие методов топонимических исследований. М.: Наука, 1970. С. 73−80.
  100. Азиатский музей Ленинградское отделение Института востоковедения АН СССР. М: ГРВЛ, 1972.
  101. Академия наук СССР. Персональный состав. М.: Наука, 1974. О В. В. Радлове: кн. 1, с. 71- кн. 2, с. XIII.
  102. Алтайский край (Туристские районы СССР). М.: Профиздат, 1987. 264 с.
  103. .В. Неоседлое население мира. М, 1985.
  104. О. Страницы дневников В. Радлова: (О книге В. Радлова «Из Сибири», вышедшей в издательстве «Наука»)//МА. 1990. 12 января (№ 3). С. 12.
  105. Археология СССР. Степи Евразии в эпоху средневековья. М: Наука, 1981.300 с.
  106. Архив Академии наук СССР. Обозрение архивных материалов. В 3 т. Т. II. М.-Л, 1946.392 с.
  107. Бараба в тюркское время / В. И. Молодин, Д. Г. Савинов, B.C. Елагин и др. Новосибирск: Наука, Сибирское отделение, 1988. 176 с.
  108. H.A. Введение в изучение тюркских языков. М, 1962.
  109. Батьянова Е. П, Функ Д. А. Телеуты // Народы России: энциклопедия. М.: Большая Российская энциклопедия, 1994. С. 331−334.
  110. .Я. Светолюбы Алтая // Памятное завещание: Алтайская дореволюционная проза. Горно-Алтайск: Горно-Алтайское отд. Алтайского книжного издательства, 1990. С. 3−42.
  111. Ю.Г. Бронзовый и ранний железный век Южной Сибири. История идей и исследований (XVIII-первая треть XX вв.). Новосибирск: Наука, 1986.166 с.
  112. Биобиблиографический словарь отечественных тюркологов. Дооктябрьский период. Изд. 2-е. М.: Наука. ГВРЛ, 1989.
  113. P.M. Лексика чулымско-тюркского языка и ее данные для определения места среди тюркоязычных ареалов Сибири // Этническая история тюркоязычных народов Сибири и сопредельных территорий. Омск: Ом-ГУ, 1984. С. 21−22.
  114. Г. Ф. В.В. Радлов и изучение топонимии Сибири // Развитие методов топонимических исследований. М.: Наука, 1970. С. 80−90.
  115. А.Ю. Археологические исследования В. Радлова в Южной Сибири // Мат. XXXV междунар. науч. студ. конф. История и политология. Новосибирск, 1997. С. 15−16.
  116. Борисенко А. Ю, Худяков Ю. С. Древнетюркские изваяния Минусинской котловины // Проблемы археологии, этнографии, антропологии Сибири и сопредельных территорий. Новосибирск, 1997. С. 418−421.
  117. Борисенко А. Ю, Худяков Ю. С. Древнетюркские поминальные памятники в Минусинской котловине (по материалам экспедиций XVIII—XIX вв.) // Памятники культуры древних тюрок в Южной Сибири и Центральной Азии: Сб. науч. трудов. Новосибирск, 1999. С. 4−22.
  118. Борисенко А. Ю, Худяков Ю. С. Изучение древностей Южной Сибири немецкими учеными XVIII—XIX вв. Новосибирск: Новосибирский гос. унт, 2005. 270 с.
  119. Борисенко А. Ю, Худяков Ю. С. Каменная скульптура барана из Барнаульского музея // Памятники древнетюркской культуры в Саяно-Алтае и Центральной Азии. Новосибирск, 2000а. С. 134−141.
  120. Борисенко А. Ю, Худяков Ю. С. Памятники культуры древних тюрок в исследованиях В. В. Радлова // V-ые исторические чтения памяти Михаила Петровича Грязнова: Тез. докл. Всерос. науч. конф. Омск: ОмГУ, 2000 В. С. 11−13.
  121. Бородаев В. Б, Кирюшин Ю. Ф, Кунгуров АЛ. Археологические памятники на территории Барнаула // Памятники истории и культуры Барнаула. Барнаул, 1983. С. 8−30.
  122. В. «Сюда приехал доктор философии Радлов.» // АП. 1987. 1 февраля.
  123. В.Б. 170 лет со дня рождения французского путешественника, естествоиспытателя и археолога Гюстава Менье (1827−1862) // Страницы истории Алтая. 1997 г.: Календарь памятных дат. Барнаул, 1996. С. 18−21.
  124. П. Российской академии действительный член. (Об известном ученом-языковеде, этнографе, археологе В. В. Радлове, работавшем в горном училище г. Барнаула в 1859—1870 гг.) // АП. 1961. 19 февраля.
  125. О.В. Двоеданничество и двоеподданство тюркских народов Южной и Юго-Западной Сибири. XVII в. 60-е гг XIX в. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук. Барнаул: АлтГУ, 2000. 30 с.
  126. Э.Б. К истории археологического изучения Минусинской котловины // Известия лаборатории археологических исследований. Вып. VI. 1973. С. 90−159.
  127. Э.Б. Тагарские погребальные ложа // Археология Северной и Центральной Азии. Новосибирск: Наука, 1975. С. 167−175.
  128. Важнейшие исследования 2-ой пол. XIX-начала XX вв. (маршруты Радлова в 1860—1863 гг.) // Алтайский край: Атлас. М., Барнаул: Главное управление геодезии и картографии при Совете Министров СССР, 1978. Т. I. С. 17.
  129. С.И. В.В. Радлов и его труд «Из Сибири» // Радлов В.В. Из Сибири: Страницы дневника. М.: Наука. ГВРЛ, 1989. С. 640−682.
  130. С.И. Тофалары // Народы России: энциклопедия. М.: Большая Российская энциклопедия, 1994. С. 335−337.
  131. С.И. Тувинцы // Народы России: энциклопедия. М.: Большая Российская энциклопедия, 1994. С. 337−342.
  132. С.И., Кляшторный С. Г. В.В. Радлов и историко-этнографическое изучение тюркских народов//ТС-1971. М.: Наука. ГРВЛ, 1972. С. 20−31.
  133. P.M. Казанское востоковедение: истоки и развитие (XIX в-20-е гг XX в.). Казань: КГУ, 1998. 380 с.
  134. В.И. Проблемы формирования северо-самодийских народностей. М.: Наука, 1979. 241 с.
  135. Е.С. Катандинский халат//ТГИМ. 1938. Вып. 8. С. 169−178.
  136. В.Е. Хроника археологического изучения памятников Ху-шо-Цайдам в Монголии (1889−1958 гг.) // Древние культуры Монголии. Новосибирск: Наука, 1985. С. 114−136.
  137. Выдающиеся отечественные этнологи и антропологи XX века. М.: Наука, 2004.716 с.
  138. A.A. Раскопки второго Катандииского могильника (Работы Катандинского отряда Горно-Алтайской экспедиции) // CA. XXVII (1957). С. 250−268.
  139. A.A. Могильник Кудыргэ как источник по истории алтайских племен. M.-JL: Наука, 1965. 113 с. + XXXI табл.
  140. В.Ф. Очерки по истории советской археологии (У истоков формирования марксистских теоретических основ советской археологии. 1920-е-первая половина 1930-х гг.). Киев: Наукова Думка, 1982. 224 с.
  141. В. А. Памяти В.В. Радлова (1837−1918) // Избранные сочинения. Т. 4. Этнография, история востоковедения, рецензии. М.: Наука. ГРВЛ, 1968. 608 с.
  142. М.П. Памятники майэмирского этапа эпохи ранних кочевников на Алтае (Доклад в секторе бронзы и раннего железа ИИМК 5.VII.1945) //КСИИМК. М.- Л., 1947. Вып. 18. С. 9−17.
  143. М.П. Первый Пазырыкский курган. Л.: Государственный Эрмитаж, 1950. 90 с.
  144. М.П. История древних племен Верхней Оби по раскопкам близ с. Большая речка. М.-Л, 1956. 256 с.
  145. М.П. Афанасьевская культура на Енисее. СПб.: Дмитрий Буланин, 1999. 134 с.
  146. М.А. Первооткрыватели древностей. Барнаул: Алтайское книжное издательство, 1989. 120 с.
  147. Л.А. К вопросу о развитии историографической культуры студента-историка // Историографическая культура студента-историка: этапы формирования, содержание, значение. Сб. научных трудов. Калинин: Изд-во Калининского гос. ун-та, 1989. С. 17−28.
  148. Деревянко O.A. B.B. Радлов как археолог и этнограф Сибири // Методологические аспекты археологических и этнографических исследований в Западной Сибири. Томск: Изд-во ТГУ, 1981. С. 34−37.
  149. М.А. Петроглифы Енисея: история изучения (XVIII-начало XX вв.). М, 1996. 250 с.
  150. Евдокимов В. В, Варфоломеев В. В. Эпоха бронзы Центрального и Северного Казахстана. Караганда: КарГУ, 2002. 138 с.
  151. H.A. Радлов Фридрих Вильгельм // ЭАК. Барнаул: Алтайское книжное издательство, 1997. Т. 2. С. 304−305.
  152. В.М. Тюркский героический эпос. М, 1974.
  153. Жук A.B. Организация археологических исследований в Западной Сибири. 1860−1920-е г: Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук. Барнаул: АлтГУ, 1995. 29 с.
  154. М.П. Древнее искусство на Енисее. Скифское время. Публикация одной коллекции. Л.: Искусство, 1983. 190 с.
  155. Т. Н. Переписка В.В. Радлова и Г. Вамбери (1867−1897)//Восток. 1999. № 5. С. 126−133.
  156. A.A. Материалы по археологии Сибири: Раскопки академика В. В. Радлова в 1865 г. (Верховья Катуни) // ТГИМ. 1926. Вып. 1. Разряд археологии. С. 71−106.
  157. А.И. Историографическое исследование: методологические аспекты: Учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «история». М.: Высшая школа, 1987. 160 с.
  158. .Г. Академик-тюрколог из Барнаула // КА. 1928. 12 мая (№ 109).
  159. Изучение археологических памятников Западного Алтая. СПб, 2000. 32 с.
  160. Исследователи Алтайского края. XVIII-начала XIX века. Барнаул: Изд-во ОАО «Алтайский полиграфический комбинат, 2000. 280 с.
  161. История Казахской ССР с древнейших времен до наших дней. В 5 т. T. I. Алма-Ата: Наука, 1977. 479 с.
  162. История Киргизской ССР (с древнейших времен до наших дней). Т. I. С древнейших времен до сер. XIX в. Фрунзе: «Кыргызстан», 1984. 797 с.
  163. Источниковедческие и методологические проблемы биографических исследований: Сб. материалов научно-практического семинара (СПб, 4−5 июня 2002 г.) СПб.: Изд-во СПбГУ, 2002. 256 с.
  164. А. Древности Киргизской степи и Оренбургского края. Оренбург, 1910. 332 с. XXI табл.
  165. С. «Цель моего труда» // ЗА. 1977. 26 января.
  166. С. Первопроходцы алтайской фольклористики // Розмысл. Бийск. 1999. № 1.С. 220−223.
  167. И.М. Русские биографические и библиографические словари. М.: Госкультпросветиздат, 1955.
  168. C.B. Древняя история Южной Сибири. M, 1951. 642 с.
  169. В.Н. Собиратели коллекций МАЭ по традиционной культуре народов Китая (дореволюционный период) // КПК. Вып. 4−5. СПб, 1996. С. 57−74.
  170. С.Г. Древнетюркские рунические памятники как источник по истории Средней Азии. М.: Наука, 1964. 215 с.
  171. С.Г. Радлов Василий Васильевич // СИЭ. Т.П. М., 1968. Стлб. 830.
  172. С.Г. История Центральной Азии и памятники рунической письменности. СПб: Филологический факультет СпбГУ, 2003. 560 с.
  173. С.Г., Лившиц В. А. Открытие и изучение древнетюркских и согдийских эпиграфических памятников Центральной Азии // Археология и этнография Монголии. Новосибирск: Наука, Сибирское отделение, 1978. С. 43−44.
  174. Е.А. История археологии Сибири и Дальнего Востока в конце XIX- начале XX вв. Монография: Изд-во Красноярского ун-та, 1992. 126 с.
  175. В.П. Российское архивное дело. Архивно-источниковедческие исследования. М.: Российская политическая энциклопедия, 1999.335 с.
  176. В.П. 165 лет со дня рождения тюрколога, этнографа, археолога В.В. Радлова (1837−1918) // Немцы на Алтае взгляд в историю: Ежегодник знаменательных и памятных дат. 2002 г. Барнаул: Графике, 2001. С. 13−15.
  177. С. Материалы по киргизскому языку, собранные В.В. Радловым. Автореферат кандидатской диссертации. Алма-Ата-Фрунзе, 1964. 24 с.
  178. А.Н. В.В. Радлов и отечественная тюркология // ТС-1971. М.: Наука. ГВРЛ, 1972. С. 7−15.
  179. А. Н. История изучения тюркских языков в России. Дооктябрьский период. Изд. 2-е. Л.: Наука. Ленинградское отделение, 1982. 356 с.
  180. В. Пионер алтайской археологии (В.В. Радлов. 1837−1918 гг.) //ЗА. 1984.30 ноября.
  181. В. Первый археолог Алтая академик В.В. Радлов // ЗА. 1990. 14 февраля.
  182. А. Имени академика В.В. Радлова: (О В. В. Радлове, имя которого носит одна из улиц Барнаула) // ВБ. 1997. 28 августа.
  183. H.A. Коллекция В. В. Радлова из раскопок курганов XVII в. в Сибири // Западная Сибирь в эпоху средневековья. Томск, 1984. С. 137−145.
  184. В.Д. Новые сведения о древнетюркских оградках Восточного Алтая // Новое в археологии Сибири и Дальнего Востока. Новосибирск, 1979. С. 135−160.
  185. Кубарев В. Д, Маточкин Е. П. Петроглифы Алтая. Новосибирск, 1992. 123 с.
  186. H.A., Кулагина JI.M. Из истории советского востоковедения. 1917−1967. М.: ГРВЛ, 1970. 251 с.
  187. Г. И. Радлов Василий Васильевич // Барнаул: Энциклопедия. Барнаул, 2000а. С. 254.
  188. Г. И. Алтайский период в жизни и творчестве академика В.В. Радлова // Актуальные вопросы истории Сибири. П-ые науч. чтения пам. проф. А. П. Бородавкина: Мат. конференции. Барнаул: Изд-во АлтГУ, 20 006. С. 380−387.
  189. Д.С. Предисловие // Тувинские народные сказки. М, 1971.
  190. Л.Р., Леонтьев Н. В. Народные рисунки хакасов. М., 1980.175 с.
  191. Т.Г. Слово о подвижниках слова // КС. 1995. № 1. С. 34−35.
  192. Личные архивные фонды в государственных хранилищах СССР. Указатель. В 2-х т. Т. II. 1963. 602 с.
  193. .В. Из истории русского востоковедения и археологии в Туркестане. Туркестанский кружок любителей археологии (1895−1917 гг.). Ташкент: Изд-во АН УССР, 1958. 319 с.
  194. .В. История и древности Туркестанского края в трудах археологических съездов // ИМКУ. Вып. 6. Ташкент: Наука, 1965. С. 201−220.
  195. .В. Историография общественных наук в Узбекистане. Биобиблиографические очерки. Ташкент: Изд-во «Фан» Узбекской ССР, 1974. 384 с.
  196. Е.Я. Русский комитет для изучения Средней и Восточной Азии // НА А. 1975. № 3. С. 224−232.
  197. Д. Памятники истории и культуры Монголии. М.: Мысль, 1981.174 с.
  198. В.Н. Раскопки сибирских курганов и находки в них (Из сообщения Менье и Эйхталя в Парижскую Академию наук) // Известия Императорского русского географического общества. СПб, 1874. Т. 10. Отдел 2. С. 195−198.
  199. С.Е. Юбилей академика В.В. Радлова // КВР. Казань. 1912. 5 января (№ 4).
  200. Маргулан А. Х, Акишев К. А, Кадырбаев М. К, Оразбаев A.M. Древняя культура Центрального Казахстана. Алма-Ата: «Наука» Казахской ССР, 1966.434 с.
  201. Л.С. История и итоги изучения археологических памятников Алтая VIII—IV вв.еков до н.э. (от истоков до начала 80-х годов XX века). СПб, 1996. 90 с, 9 илл.
  202. Л.С. Археологические памятники IX—III вв.. до н.э. горных районов Алтая как культурно-исторический источник (Феномен пазырык-ской культуры). Автореферат на соискание ученой степени д-ра культурологии. СПб, 2000. 56 с.
  203. А.И. Лесостепная тагарская культура. Новосибирск: Наука, 1979. 207 с.
  204. Э.А. К истории этнографического изучения казахского народа в СССР. Алма-Ата: «Наука», Казахской ССР, 1966.
  205. М.Ф. Русское географическое общество и судьба его этнографических коллекций // КПК. Вып. 4−5. СПб, 1996. С. 211−223.
  206. В.И. 300 лет истории сибирской археологии. В 2 т.• Омск: Изд-во ОмГУ, 2001. T. I. 179 с.
  207. Е. В страну голубых гор: По следам экспедиции В.В. Рад-лова на Алтай // Сельская новь. 1993.1 января.
  208. Методы археологического исследования: Учебное пособие для студентов вузов // Под ред. А. И. Мартынова, Я. А. Шера. М.: Высшая школа, 2002.240 с.
  209. С.Д. Биобиблиографический словарь отечественных востоковедов. Изд. 2-е. М, 1995. Кн. II. С. 293−294.
  210. В.И. Бараба в эпоху бронзы. Новосибирск: Наука, 1985.199 с.
  211. Ф 230) Муравьев В. Б. Вехи забытых путей (Финский этнограф и лингвист
  212. М.А. Кастрен). М.: Географгиз, 1961. 64 с.231) Названия улиц города Барнаула: Историко-лингвистическое описание. Барнаул: Изд-во АлтГУ, 2003. 632 с.
  213. Д.М. Изучение памятников древнеуйгурского языка в отечественном востоковедении // ТС-1970, 1970 С. 93−100.
  214. Д.М. В.В. Радлов и изучение древнеуйгурских памятников //ТС-1971. С. 64−101.
  215. Ф 235) Насилов Д. М. В. В. Радлов и проблемы алтаистики (К 60-летию содня смерти)// СТ. 1978. № 1. С. 96−102.
  216. В. Василий Радлов // АП. 1980. 5 августа.
  217. C.B. История изучения памятников сросткинской культуры Алтая // Древняя история Алтая. Барнаул: изд-во АлтГУ, 1980. С. 93−105.
  218. Э.А. Древняя Монголия. М.: Наука. ГВРЛ, 1989. 383 с.
  219. Очерки истории исторической науки в СССР. III. M.: АН СССР, 1963.
  220. С. В поисках колыбели финского народа // Кастрен Мати
  221. А са Алексантери. Соч. в 2-х т. Т. 1. Тюмень: Изд-во Ю. Мандрики, 1999. С. 248−251.
  222. Г. М., Соколова З. П. Шорцы // Народы России: энциклопедия. М.: Большая Российская энциклопедия, 1994. С. 413−415.
  223. И.Ф. Биографика: Введение в науку и обозрение источников биографических сведений о деятелях России 1801−1917 годов. СПб.: Изд-во «Logos», 2003. 490 с.
  224. П. Исследователь В. В. Радлов на территории Советского района // Районные вести. Советское. 1994. 26 декабря.
  225. Н.В. Бараба в эпоху раннего железа. Новосибирск: Наука, Сибирское отделение, 1987. 143 с.
  226. Л.П. Очерки по истории Шории. М.-Л.: Изд-во АН СССР, 1936. 260 с.
  227. Л.П. Краткие очерки истории и этнографии хакасов (XVII-XIX вв.). Абакан: Хакасское областное гос. изд-во, 1952. 217 с.
  228. Л.П. Очерки по истории алтайцев. М.-Л., 1953. 442 с.
  229. Л.П. Этнический состав и происхождение алтайцев. Л.: Наука, 1969. 196 с.
  230. Радлов Василий Васильевич (1837−1918) // БСЭ. Т. XLVIII. М, 1941. Стлб. 81−82.
  231. В.И. Этапы истории тофаларов по языковым данным // Материалы конференции «Этногенез народов Северной Азии». Вып. 1. Новосибирск, 1969. С. 223−226.
  232. Л.С. Французская экспедиция 1861−1862 гг. на Алтай // Алтайский сборник. Вып. 20. Барнаул: Алтайский полиграфический комбинат, 2000. С. 241−245.
  233. A.M. Василий Васильевич Радлов // КПК. СПб.: Наука, 1995. Вып. 1.С. 75−82.
  234. A.M. В.В. Радлов директор Музея антропологии и этнографии Императорской академии наук // Немцы в России: Петербургские немцы. Сб. ст. СПб.: Дмитрий Буланин, 1999. С. 137−155.
  235. A.M. Академик В. В. Радлов востоковед и музеевед (основные этапы деятельности) // Радловские чтения — 2002: Материалы годичной научной сессии. СПб, 2002. С. 95−101.
  236. С.И. Второй Пазырыкский курган. Л, 1948. 64 с.
  237. С.И. Культура населения Горного Алтая в скифское время. М.- Л, 1953.402 с.
  238. Русские путешественники и исследователи о киргизах. Фрунзе: «Илим», 1973. 220 с.
  239. Д.Г. Народы Южной Сибири в древнетюркскую эпоху. Л.: Изд-во Ленинградского ун-та, 1984. 174 с.
  240. Д.Г. Формирование и развитие раннесредневековых археологических культур Южной Сибири. Дис. на соискание ученой степени д-ра исторических наук. Ленинград, 1987. 594 с.
  241. Д.Г. Оленные камни в культуре кочевников Евразии. СПб, 1994. 208 с.
  242. Самашев З. С, Базарбаева Г, Жумабекова И, Сунгатай С. Берел. 2000. 56 с.
  243. Самашев З. С, Фаизов К. Ш, Базарбаева Г. А. Археологические памятники и палеопочвы Казахского Алтая. 2001. 108 с.
  244. А.Н. Памяти великого тюрколога академика В.В. Рад-лов (К 100-летию со дня рождения: 1837−1937) // PH. М, 1937а. № 2. С. 79−81.
  245. А. Н. Академик В.В. Радлов // Вестник АН СССР. М, 19 376. № 1. С. 124−125.
  246. А.Н. В.В. Радлов как турколог (Речь, произнесенная в публичном заседании РАН 12.V.1919) // НВ. 1922. № 2. С. 707−712.
  247. Ф. Первый историк Горного Алтая (тюрколог-востоковед В.В. Радлов) // ЗА. 1987. 8 января.
  248. A.M. Методология истории и историография (статьи и выступления). М.: Изд-во Московского ун-та, 1981. 216 с.
  249. А.Д. Великий этнограф (В.В. Радлов) // АП. 1977. 19 января.
  250. А. Д. Радлов В.В. (1837−1918) // Гордость Барнаула. Барнаул: АП, 1980. С. 30−32.
  251. И. Первый этнограф края (О первом исследователе народов Алтая В. В. Радлове) // АП. 1974. 25 августа.
  252. М.С. В.В. Радлов и изучение тюркского фольклора // ТС-1971. М.: Наука. ГВРЛ, 1972. С. 16−19.
  253. С.С. Большой Барельский курган (полное издание материалов раскопок 1865 и 1959 гг.) // ТГЭ. Л, 1969. Т. 10. Вып. 7. С. 208−235.
  254. Т.В. Этнографическая наука и музеи (по материалам этнографических музеев Академии наук). Л.: Наука. Ленинградское отделение, 1978. 284 с.
  255. Степи Евразии в эпоху средневековья. М.: Наука, 1981. 300 с.
  256. Сто пятьдесят лет со дня рождения исследователя Алтая Радлова (1837−1918)// Страницы истории Алтая. (1987). Барнаул, 1987. С. 9−10.
  257. E.H. Поиск архивных документов. Л.: Лениздат, 1987. 80 с.
  258. Н.Г. Карл Риттер и географическая наука в России. Л.: Наука, 1990.206 с.
  259. Э.Р. В.В. Радлов фонетист и грамматист // ТС-1971. М.: Наука. ГВРЛ, 1972. С. 32−41.
  260. И.Л. Археология в Санкт-Петербургском университете: Историографические очерки. СПб.: Изд-во СПбГУ, 2003. 332 с.
  261. A.A., Дашковский П. К. Основные аспекты изучения скифской эпохи Алтая. Барнаул: АлтГУ, 2004. 238 с. + вкл.
  262. Т.В. Некоторые проблемы организации изучения археологических памятников Алтая в 1860—1920-х гг. // Сохранение и изучение культурного наследия Алтайского края. Барнаул, 1997. Вып. 8. С. 28, 29.
  263. Т.В. Менье Мари Луи Постав // Барнаул: Энциклопедия. Барнаул, 2000. С. 183−184.
  264. T.B. Николай Степанович Гуляев (1851−1918 гг.) (1-я пол. жизненного пути) // Проблемы изучения древней и средневековой истории: Сб. научных трудов. Барнаул, 2001. С. 134−145.
  265. С.А. История русской этнографии (Дооктябрьский период). М.: Наука, 1966. 452 с.
  266. С.А. История зарубежной этнографии: Учеб. пособ. М.: Высшая школа, 1978. 352 с.
  267. H.A. Чулымцы // Народы России: энциклопедия. М.: Большая Российская энциклопедия, 1994. С. 411−412.
  268. Т.Н., Молодин В.И, Соболев В. И. Археологическая карта Новосибирской области. Новосибирск: Наука, 1980. 182 с.
  269. Л.Ю. В.В. Радлов лексикограф и лексиколог // ТС-1971. М.: Наука. ГВРЛ, 1972. С. 42−53.
  270. Д.Г. Отношение барабинского наречия к тюркским языкам и татарским диалектам Сибири // Происхождение аборигенов Сибири и их языков. Мат-лы межвузовской конференции. Томск: Изд-во ТГУ, 1969. С. 46−49.
  271. Тюрки таежного Причулымья. Популяция и этнос / Э. Л. Львова, В. А. Дремов, Г. А. Аксянова и др. Томск: Изд-во ТГУ, 1991. 246 с.
  272. Е. И. Академик В. В. Радлов (К 50-летию со дня смерти) // Известия СО АН СССР. 1969а. № 6. Серия общественных наук. Вып. 2. С. 123−130.
  273. Е. И. Гипотеза В.В. Радлова о происхождении якутского народа // Материалы конференции «Этногенез народов Северной Азии». Вып. I. Новосибирск, 19 696. С. 28−30.
  274. В.В. Радлова // Кочетов А. Их именами названы улицы. Изд. 3-е. Барнаул: Алтайское книжное издательство, 1978. С. 113−115.
  275. Д.Б. Монголоведение в России во 2-ой пол. Х1Х-начале XX вв.: Петербургская школа монголоведов. Улан-Удэ: БГУ, 1997. 217 с.
  276. Уманский А. П, Курганы железного века в Родинском районе // Культура народов евразийских степей в древности. Сборник научных трудов. Барнаул: Изд-во АлтГУ, 1993. С. 202−219.
  277. А.П. Редкая фотография академика В.В. Радлова // Этнография Алтая и сопредельных территорий: Мат. научно-практич. конф. Барнаул: Изд-во Барнаульского гос. пед. ун-та, 2001. Вып. 4. С. 268.
  278. A.A. Некоторые итоги и задачи исследования в области истории археологии // CA. 1975. № 4. С. 5−12.
  279. A.A. Страницы истории русской археологии. М.: Наука, 1986. 237 с.
  280. Я.В. История археологического изучения Волчихинского района Алтайского края // Археология и этнография Сибири и Дальнего Востока. Барнаул: Изд-во АлтГУ, 1994. С. 96−99.
  281. Я.И. Русские педагоги Татарии и их роль в развитии просвещения и педагогической мысли татарского народа (Из истории русско-татарских педагогических связей). Казань: Мин-во просвещения РСФСР. КГПИ, 1968. 134 с.
  282. Ю.С. Вооружение енисейских кыргызов VI—XII вв.. Новосибирск: Наука, 1980.176 с.
  283. Ю.С. Кыргызы на Табате. Новосибирск: Наука, 1982. 237 с.
  284. Ю.С. Древние тюрки на Енисее. Новосибирск: Изд-во Института археологии и этнографии СО РАН, 2004.
  285. Ю.С., Комиссаров С. А. Кочевая цивилизация Восточного Туркестана: Учебное пособие. Новосибирск, 2002. 156 с.
  286. К.Ш. В.В. Радлов и казахский язык. Алма-Ата, 1981. 172 с.
  287. A.B. В.В. Радлов исследователь Южной Сибири XIX столетия // Этнография Алтая и сопредельных территорий: Мат. научно-практич. конф. Барнаул: Изд-во Барнаульского гос. пед. ун-та, 2001. Вып. 4. С. 51−54.
  288. Л.А. Из истории междисциплинарного синтеза западносибирской археологии // Междисциплинарные исследования в археологии и этнографии Западной Сибири: Мат. всерос. науч. конф. Томск: ТГУ, 2002. С. 5−17.
  289. М.А. Евреи среднеазиатские // Народы России: энциклопедия. М.: Большая Российская энциклопедия, 1994. С. 158.
  290. H.JI. Происхождение и ранняя история тагарской культуры. М: Наука, 1967. 251 с.+48 табл.
  291. А.Б. Земля Михайловская: вехи древней истории // Очерки истории и культуры. Барнаул, 1999. С. 22−28.
  292. Шер Я. А. Петроглифы Средней и Центральной Азии. М.: Наука, ГРВЛ, 1980. 327 с.
  293. С.О. Путь историка: Избранные труды по источниковедению и историографии. М.: Российский гос. гуманитарный ун-т, 1997. 612 с.
  294. Т.А. Европейская фотоколлекция В.В. Радлова в фондах МАЭ РАН // Радловские чтения-2002: Мат-лы годичной научной сессии. СПб, 2002. С. 145−147.
  295. П.И. 130 лет со времени исследования Катандинского и Бе-рельского курганов // Страницы истории Алтая. Барнаул, 1987. С. 131−134.
  296. Щербак A.M. B.B. Радлов и изучение памятников рунической письменности //ТС-1971. М.: Наука. ГВРЛ, 1972. С. 54−63.
  297. Юсупова М. В, Алиев А. Д, Савенко В. И. Исследование физико-механических свойств материалов накладных украшений катандинского халата // Реставрация музейных ценностей. Научные и практические раоботы. Труды ГИМ. Вып. 107. М, 1999. С. 13−22.
  298. Meynier G, d’Eichtal L. Note sur les tumuli des anciens habitants de la Siberie // Revue d’Anthropologie. T. 3. Paris. 1874. P. 266−278. Pl. V-VII.
Заполнить форму текущей работой