Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Педагогические условия обеспечения творческого сотрудничества в музыкальной среде: На примере хорового коллектива

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Проблемы развития музыкального образования в контексте идей гуманизма рассмотрены в исследованиях последних лет Э. Б. Абдуллина, Ю. Б. Алиева, И. В. Арановской, Е. В. Николаевой, Н. В. Морозовой, О.В. Ванили-хиной, В. В. Крюковой и др. Авторы сходятся в том, что главной задачей музыкального образования на современном этапе является воспитание творческой личности с развитым музыкальным вкусом… Читать ещё >

Содержание

  • А
  • ВВЕДЕНИЕ
  • ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ТВОРЧЕСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА В МУЗЫКАЛЬНОЙ СРЕДЕ (НА ПРИМЕРЕ ХОРОВОГО КОЛЛЕКТИВА)
    • 1. 1. Организация творческого сотрудничества в музыкальной среде
    • 1. 2. Хоровое исполнительское мастерство как вид творческой деятельности

    1.3. Детерминантный анализ педагогического мастерства современного преподавателя-хормейстера — организатора творческого сотрудничества в хоровом коллективе. v ' 1.4. Педагогические условия реализации творческого потенциала исполнителей в музыкальной среде (на примере хорового коллектива)

    ВЫВОДЫ ПО 1 ГЛАВЕ.

    ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО СОЗДАНИЮ щ

    ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ТВОРЧЕСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА В ХОРОВОМ КОЛЛЕКТИВЕ.

    2.1. Модель обеспечения творческого сотрудничества в хоровом коллективе.

    2.2. Методика комплексной диагностики условий обеспечения творческого сотрудничества в хоровом коллективе.

    2.3. Результаты экспериментальной работы по созданию педагогических условий обеспечения творческого сотрудничества в хоровом коллективе

    ВЫВОДЫ ПО 2 ГЛАВЕ.

Педагогические условия обеспечения творческого сотрудничества в музыкальной среде: На примере хорового коллектива (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность и постановка проблемы исследования. За последнее десятилетие отечественная образовательная система претерпела ряд существенных изменений. Прежде всего, произошёл переход на новую образовательную парадигму, ведущая идея которой — гуманистический подход к процессу обучения и воспитания подрастающего поколения.

Анализ новейших педагогических исследований свидетельствует о переориентации современного музыкально-педагогического образования на лич-ностно-ориентированные ценности. Идеи гуманизации стали активно реализо-вываться в системе музыкального образования. Этот процесс проявляется, прежде всего, в установлении субъектно-субъектных отношений, предполагающих обращение к внутреннему миру учащихся, учет их индивидуальных способностей и интересов в процессе музыкального образования.

Для того, чтобы гуманистические идеи реально воплощались в образовательную практику, а не носили декларативный характер, необходимо разработать конкретные механизмы этого процесса.

Проблемы развития музыкального образования в контексте идей гуманизма рассмотрены в исследованиях последних лет Э. Б. Абдуллина, Ю. Б. Алиева, И. В. Арановской, Е. В. Николаевой, Н. В. Морозовой, О.В. Ванили-хиной, В. В. Крюковой и др. Авторы сходятся в том, что главной задачей музыкального образования на современном этапе является воспитание творческой личности с развитым музыкальным вкусом, способной посредством музыки реализовать свой потенциал. Следует отметить, что в отечественной музыкальной педагогике накоплен уникальный опыт в сфере хорового искусства. Это, прежде всего, опыт выдающих хормейстеров Б. В. Асафьева, Н. М. Данилина, А.П. Иванова-Редкевича, A.M. Пазовского, К. В. Птицы, М. Г. Климова, Н. Ф. Колесса, П. Г. Чеснокова и др. Однако, этот опыт требует переосмысления с позиций сегодняшнего дня. Определённый вклад в такое переосмысление внесён В. Д. Булгаковым в докторском исследовании проблемы развития хорового образования в России второй половины XIX — XX в.в.- попытка определить педагогические условия формирования умения экспрессивного воздействия преподавателя-хормейстера на певческий коллектив была предпринята в диссертационном исследовании JI.B. Яркинойотдельные аспекты руководства хоровыми коллективами в современных условиях были рассмотрены в диссертационных исследованиях А.Ю. Любомуд-ровой, Н. Т. Гатауллиной.

На протяжении второй половины XX в. идея педагогики сотрудничества интенсивно разрабатывалась как в нашей стране, так и за рубежом (В.К. Дьяченко, А. К. Маркова, Т. А. Матис, В. В. Рубцов, Г. А. Цуккерман, JI. Дойч, X. Келли, М. Либерман, Р. Селман, Дж. Тибо, Р. Уилер, Ф. Райэн и др.).

Ретроспективный анализ выполненных за последний период исследований показал, что проблема обеспечения творческого сотрудничества в хоровом коллективе остаётся неразработанной.

Анализ теории и практики организации музыкальной среды, в частности, при работе с хоровым коллективом, свидетельствует о том, что в последнее время сложились противоречия между:

• необходимостью привнесения в процесс обеспечения деятельности хоровых коллективов современных технологий, в том числе технологий сотрудничества, и преимущественно традиционными способами обеспечения занятий;

• изменившимися требованиями к содержанию педагогического мастерства преподавателей-хормейстеров и отсутствием определенности системы профессиональных знаний, умений и профессиональных качеств, которыми они должны обладать для успешной практической реализации технологии сотрудничества.

Названные противоречия объективно выдвигают в качестве доминантной проблему исследования, состоящую в том, чтобы определить условия, максимально обеспечивающие реализацию творческого сотрудничества в хоровом коллективе в интересах раскрытия потенциала каждого его участника и всего хорового коллектива в целом.

Цель исследования: разработать и апробировать в образовательной практике комплекс педагогических условий обеспечения творческого сотрудничества в музыкальной среде (на примере хорового коллектива).

Объект исследования: процесс творческого сотрудничества в хоровом коллективе.

Предмет исследования: педагогические условия обеспечения творческого сотрудничества в музыкальной среде (на примере школьного хорового коллектива).

В основу нашего исследования положена гипотеза: реализация творческого потенциала хорового коллектива возможна при создании атмосферы сотрудничества, характеризующей высший уровень креативности его участников.

Обеспечение этого процесса базируется на выполнении совокупности следующих педагогических условий:

• применение современных подходов обеспечения деятельности хорового коллектива: гуманистического, аксиологического, культурологического, личностно-деятельностного, полисубъектного, фасилитационного;

• учёт принципов обеспечения творческого сотрудничества в хоровом коллективе;

• сформированность определённой системы личностных качеств, профессиональных знаний и умений преподавателя-хормейстера, направленной на реализацию гуманистических идей;

• установление «субъект-субъектных отношений» в хоровом коллективе, основанных на диалогической стратегии общения;

• реализация методики творческого взаимодействия всех участников хорового коллектива в процессе работы над музыкальным произведением;

• создание благоприятной творческой атмосферы в музыкальной среде (на примере школьного хорового коллектива).

В соответствии с предметом, целью и гипотезой исследования были поставлены следующие задачи:

1. Проанализировать возможности реализации идей педагогики сотрудничества в музыкальной среде.

2. Осуществить детерминантный и содержательный анализ системы профессиональных знаний, умений и личностных качеств современного преподавателя-хормейстера, обеспечивающих реализацию творческого потенциала каждого участника хора и коллектива в целом.

ЗВыявить специфику хорового исполнительского творчества и особенности обеспечения деятельности школьного хорового коллектива.

4. Обосновать, систематизировать и представить в виде модели педагогические условия обеспечения творческого сотрудничества в школьном хоровом коллективе.

5.Апробировать модель в процессе обеспечения творческого сотрудничества в хоровом коллективе школьников, изучить её эффективность.

Методологическую основу составили:

Системный и детерминантный подходы к анализу объектов и явлений. Гуманистические идеи адаптации системы образования к индивидуальным особенностям обучающихся и к социокультурным изменениям среды. Аксиологический, личностно-деятельностный, субъект-субъектный, культурологический, фасилитационный подходы к обеспечения педагогического процесса.

Теоретическую основу исследования составили: теория развития личности в деятельности и общении (JI.C. Выготский, А. Н. Леонтьев C.JI. Рубинштейн, Б. М. Теплов, А.А. Леонтьев) — теория творческой педагогической деятельности (В.И. Загвязинский, С. А. Гильманов, В.А. Кан-Калик, В. В. Колпачёв, Н. Д. Никандров, А.А. Мелик-Пашаев) — теория диалога (М.М. Бахтин, B.C. Библер) — гуманистическая психология (Р. Берне, К. Роджерс) — теория личностно-ориентированного образования (И.С. Якиманская, В.В. Сериков) — технология сотрудничества в обучении и воспитании (В.К. Дьяченко, А. К. Маркова, Г. А. Цуккерман и др.) — фасилитационный подход к обучению.

К. Роджерс, Е. Г. Врублевская, О. И. Димова, JI.M. Митина и др.) — теория музыкального обучения и воспитания (Э.Б. Абдуллин, Ю. Б. Алиев, К. Орф, JI.A. Баренбойм, Д. С. Кабалевский, О. Т. Леонтьева, Л. В. Виноградов, B.C. Попов, В. В. Крюкова, В. Г. Ражников, П. В. Халабузарь, Б. Л. Яворский и др.) — психологические основы определения музыкальных способностей и профессионально-значимых качеств современного дирижёра (Б.Т. Теплов, Е. С. Борисова, И. С. Букреев и др.) — психологические аспекты музыкального творчества и исполнительства (О.А. Блох, Л. Дорфман, С. А. Гильманов, Т. Н. Грекова, А.А. Мелик-Пошаев, В. И. Петрушин, Е. А. Пономарёва Н.В. Рождественская и др.) — теория хорового исполнительства (Б.В. Асафьев, Б. В. Баранов, Г. Л. Ержемский, В. Л. Живов, К. В. Птица, К. А. Ольхов, Б. Тевлин, Л. И. Уколова, П. Г. Чесноков и др.).

Для решения поставленных задач использовались различные методы исследования: теоретические (изучение и анализ философской, психолого-педагогической, музыкально-педагогической литературы по проблеме исследования, детерминантный и контекстный анализ, моделирование) и эмпирические (изучение и обобщение опыта обеспечения деятельности хоровых коллективов, педагогическое наблюдение, беседа, анкетирование, тестирование, опрос, ранжирование, метод незаконченных предложений, педагогический эксперимент, математическая обработка данных и их графическая интерпретация).

Достоверность результатов исследования и полученных выводов обеспечена применением системы теоретических и эмпирических методов научного познания, адекватных природе исследуемого объектасоответствием логики исследования его цели, задачам и предметуопорой на фундаментальные положения общей и музыкальной педагогики и психологии.

Опытно-экспериментальной базой исследования явились: ДМШ № 1- № 4, и № 5 г. Ставрополя, факультет искусств Ставропольского государственного педагогического институтафакультет искусств Ставропольского государственного университета. Исследованием было охвачено более 350 участников хоровых коллективов, более 30 ведущих педагогов-хормейстеров музыкальных, общеобразовательных учреждений г. Ставрополя.

Исследование осуществлялось в три этапа с 2000 по 2006 г. г.

Первый этап работы (2000 — 2002 г. г.) связан с изучением теоретических основ проблемы, анализом литературы и педагогического опыта, знакомством с зарубежным опытом обеспечения хоровых коллективов. Была разработана основная концепция исследования, определены цели, задачи, методика исследования, разработана гипотеза исследования.

На втором этапе (2002 — 2005 г. г.) осуществлён детерминантный анализ мастерства преподавателя-хормейстера, определены и представлены в виде модели педагогические условия обеспечения творческого сотрудничества преподавателя-хормейстера и участников хорового коллективапроведена апробация разработанной модели в процессе педагогического эксперимента.

На третьем этапе (2005 — 2006 г. г.) проводился итоговый срез, обработка полученных данныхсистематизировались и обобщались результаты исследования, формулировались выводы, оформлялись результаты диссертационного исследования.

Научная новизна исследования:

• конкретизировано содержание понятия «творческое сотрудничество», дано определение понятия «творческое сотрудничество в хоровом коллективе», учитывающие специфику обучения и воспитания в музыкальной образовательной среде;

• разработана структурно-детерминантная модель мастерства современного преподавателя-хормейстера, в которой была определена система профессионально-значимых личностных качеств, знаний, умений и компонентов профессиональной техники, способствующих обеспечению творческого сотрудничества в хоровом коллективе;

• систематизированы и представлены в виде модели педагогические условия обеспечения творческого сотрудничества в хоровом коллективе, позволяющие практически реализовать положения гуманистической парадигмы в музыкальной образовательной среде.

Теоретическая значимость исследования: конкретизированы требования к педагогическому мастерству современного преподавателя-хормейстера в контексте гуманистических подходов организации музыкальной образовательной среды на основе творческого сотрудничестваразработан алгоритм организации творческого сотрудничества в процессе работы над музыкальным произведением преподавателя-хормейстера с хоровым коллективомопределены возможности преподавателя-хормейстера по созданию фа-силитационной и развивающей среды, благоприятного психологического климата в хоровом коллективе, способствующие наиболее полной реализации личностного потенциала школьников.

Практическая значимость исследования состоит в следующем: разработана и апробирована комплексная программа реализации условий творческого сотрудничества в хоровом коллективе. Положительные результаты которой позволяют рекомендовать её к внедрению при работе с хоровыми коллективами в учреждениях общего и дополнительного образования школьниковопределены критерии и уровни сформированности атмосферы творческого сотрудничества в хоровом коллективеразработан и апробирован диагностический инструментарий для проведения комплексного исследования, направленного на изучение эффективности реализованных условий организации творческого сотрудничества в хоровом коллективерезультаты диссертационного исследования позволяют определить конкретные механизмы практической реализации идей гуманистической парадигмы в процессе организации музыкальной образовательной среды в учреждениях общего и дополнительного образования школьников;

• отдельные элементы разработанной модели могут быть также использованы при организации занятий с творческими коллективами детей и юношества в различных сферах искусств. В этой связи дальнейшие перспективы мы видим в проведении мастер-классов с преподавателями искусств, в которых будут отрабатываться и совершенствоваться методы и приёмы работы с учащимися на основе творческого сотрудничества. Апробация и внедрение результатов исследования проходили с 2002 по 2006 г. г. в ДМШ № 1- № 4. Основные результаты и выводы исследования докладывались на заседаниях факультета искусств, ежегодно (2002 — 2006 г. г.) на научно-методических конференциях Ставропольского государственного педагогического институтана международных научно-практических конференциях г. Пенза (2005 г.), г. Кемерово (2006 г.).

Результаты исследования внедрены в практику учебного процесса ДМШ № 1 и № 4 г. Ставрополя, факультета искусств Ставропольского государственного университета.

Положения, выносимые на защиту:

1. Современная социокультурная ситуация детерминирует поиск путей реализации гуманистических идей в системе образования. В качестве практического механизма гуманизации музыкального образования мы рассматриваем технологию творческого сотрудничества, которая позволяет установить «субъект-субъектные» отношения между педагогом и учащимися, и содействует раскрытию творческого потенциала всех участников хорового коллектива.

2. Структурно-детерминантная модель мастерства современного преподавателя-хормейстера включает следующие основные блоки:

• систему профессиональной направленности и других личностных качеств и способностей;

• систему профессиональных знаний;

• профессиональных умений;

• техники дирижирования, в совокупности, обеспечивающие реализацию технологии сотрудничества.

3. Для обеспечения творческого сотрудничества в хоровом коллективе мы выделяем комплекс педагогических условий, которые представлены в виде модели. Среди условий нами были выделены:

• использование при работе с хоровым коллективом гуманистического, аксиологического, культурологического, личностно-деятельностного, полисубъектного, креативного, фасилитационного подходов;

• реализация психологических и педагогических принципов работы с хоровым коллективом;

• учёт организационных, педагогических, социологических, коммуникативных закономерностей обеспечения деятельности хорового коллектива;

• наличие у преподавателя-хормейстера определённых личностных качеств, знаний и умений;

• реализация методики работы над музыкальным произведением, основанной на творческом сотрудничестве;

• создание благоприятного психологического климата в хоровом коллективе.

4.В процессе апробации и изучения эффективности модели были определены критерии сформированности атмосферы творческого сотрудничества в хоровом коллективе: удовлетворённость участников хора деятельностью преподавателя-хормейстера по обеспечению творческого сотрудничествапсихологическим комфортом в коллективеисполняемым репертуароморганизацией концертной деятельности. Результаты диагностики по выделенным критериям свидетельствуют об эффективности разработанной модели, что позволяет рекомендовать её в процессе организации работы с творческими коллективами в учреждениях общего и дополнительного образования школьников.

Структура и объем диссертации

Работа состоит из введения, 2 глав, заключения, списка литературы, приложений.

Список литературы

включает 173 источника. Диссертация иллюстрирована 15 таблицами и 26 рисунками. Общий объем диссертации составляет 166 страниц.

ВЫВОДЫ ПО 2 ГЛАВЕ.

1. Для обобщения результатов теоретического исследования и личностного опыта работы мы прибегли к методу моделирования, в процессе которого была создана Модель обеспечения творческого сотрудничества в хоровом коллективе. В разработанной модели был выделен комплекс педагогических условий:

• использование при работе с хоровым коллективом гуманистического, аксиологического, культурологического, личностно-деятельностного, полисубъектного, креативного, фасилитационного подходов;

• реализация психологических (актуализации, визуализации, сензитивности) и педагогических (единство эмоционального и сознательного, единство художественного и технического, единство развития личностных свойств и индивидуальности каждого участника хорового коллектива) принципов;

• учёт организационных, педагогических, социологических, коммуникативных закономерностей обеспечения деятельности хорового коллектива;

• наличие у преподавателя-хормейстера определённых знаний, умений и личностных качеств, сформированного стиля управления хоровым коллективом на основе диалогического типа стратегии, обеспечивающего организацию эффективного взаимодействия всех участников хора в процессе творческого сотрудничества;

• реализация методики работы над музыкальным произведением, основанной на творческом сотрудничестве;

• создание благоприятного психологического климата в хоровом коллективе.

В качестве критериев сформированное&tradeатмосферы творческого сотрудничества в хоровом коллективе нами была выделена удовлетворённость участников хора отдельными аспектами деятельности и функционирования хорового коллектива:

• деятельностью преподавателя-хормейстера по организации творческого сотрудничества;

• психологическим комфортом в коллективе;

• исполняемым репертуаром;

• организацией концертной деятельности.

2.Диссертационное исследование по организации творческого сотрудничества в хоровом коллективе проводилось на базе ДМШ № 1, № 4, факультета искусств Ставропольского государственного педагогического института, факультета искусств Ставропольского государственного университета с 2002 по 2006 г. г. Для решения задач исследования был разработан диагностический инструментарий:

• для диагностики психологического климата в хоровом коллективе была использована модифицированная нами Карта субъективных оценок психологического климата (И.Е. Шварца);

• для изучения влияния хоровой деятельности на психическое состояние участников мы использовали авторский «Опросник определения психических состояний участников хорового коллектива»;

• для диагностики профессионально-значимых личностных качеств современного преподавателя-хормейстера мы использовали разработанную нами «Анкету по изучению семантического пространства современного преподавателя-хормейстера»;

• для изучения мнения относительно условий, благоприятных для создания творческого сотрудничества в хоровом коллективе использовался «Метод незаконченных предложений»;

• для определения отношения хористов к отдельным аспектам деятельности хорового коллектива мы разработали методику «Удовлетворённость работой в хоровом коллективе».

Обозначенные методики в совокупности с педагогическими методами исследования — наблюдением, беседой и др. позволили провести комплексное исследование.

3. Изучение эффективности разработанной и внедрённой в систему работы с хоровым коллективом Модели обеспечения творческого сотрудничества в хоровом коллективе проходило в процессе организации педагогического эксперимента. Собственно педагогический эксперимент включал 3 этапа: констатирующий, формирующий и контрольный. На констатирующем этапе эксперимента проведено исследование, направленное на изучение условий, способствующих организации творческого сотрудничества в хоровом коллективе. В процессе констатирующего эксперимента решались следующие исследовательские задачи:

• изучалось семантическое пространство, характеризующее преподавателя-хормейстера — организатора творческого сотрудничества в хоровом коллективе;

• определялся характер психологического климата в хоровом коллективе;

• анализировалась степень удовлетворённости участников хоровых коллективов отдельными аспектами хоровой деятельности.

На формирующем этапе эксперимента при организации работы с хоровым коллективом ДМШ № 4 (экспериментальная гр.) мы реализовывали Комплексную программу реализации условий обеспечения творческого сотрудничества в хоровом коллективе, которая содержала 3 основных направления: совершенствование личностных качеств преподавателя-хормейстерареализацию алгоритма, обеспечивающего совместную творческую работу над хоровым произведением и систему мероприятий по формированию благоприятного психологического климата в хоровом коллективе.

На контрольном этапе эксперимента для выявления эффективности проведённой работы по созданию условий для творческого сотрудничества в хоровом коллективе, нами было вновь проведено исследование, направленное на изучение психологического климата в хоровом коллективе, удовлетворённости его участников отдельными аспектами хоровой деятельности. Сравнительный анализ результатов экспериментальной и контрольной групп показал существенную положительную динамику, которая произошла в экспериментальной группе, что позволило нам сделать вывод о целесообразности отобранных нами условий и возможности получения практических результатов обеспечения творческого сотрудничества при их комплексном использовании.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Проведённое теоретическое и экспериментальное исследование позволило, в целом, подтвердить выдвинутую нами общую гипотезу, что реализация потенциала хорового коллектива возможна при организации творческого сотрудничества, определяемого совокупностью педагогических условий.

В последнее десятилетие XX в. в отечественной образовательной практике стала реализовываться гуманистическая парадигма. Гуманистическая цель образования направлена на раскрытие личностного потенциала, на формирование опыта совместной творческой деятельности. В этой связи гуманизация музыкального образования предполагает, прежде всего, большое внимание к развитию творческих способностей учащихся и лучших их личностных качеств. При этом формирование музыкальных знаний, навыков и умений в настоящий момент не является самоцелью. В контексте гуманистических идей главной задачей музыкального образования является воспитание творческой лично-. ста с развитым музыкальным вкусом, способной посредством музыки реализовать свой потенциал. Ведущим организатором творческого сотрудничества остаётся музыкальный руководитель, который должен обладать определенным уровнем профессионального мастерства.

На основе теоретического анализа методической, психолого-педагогической литературы, изучения опыта лучших преподавателей-хормейстеров, а также творческого осмысления личностного опыта организации работы с хоровым коллективом, была разработана структурно-детерминантная модель мастерства современного преподавателя-хормейстера, в которой систематизирована система личностных образований (направленность, способности, психофизиологические особенности), профессиональных знаний, умений и компонентов профессиональной техники. В процессе педагогического эксперимента была определена и дополнена система профессионально-значимых личностных качеств современного преподавателя-хормейстера, способствующих организации творческого сотрудничества в хоровом коллективе: способность создавать благоприятный психологический климат, способность создавать творческую атмосферу, умение заряжать энергией и ряд других качеств. Следует отметить, что в разработанной модели впервые интегрированы и обобщены данные педагогических, психологических исследований, а также исследования в области хоро-ведения, что определяет наш вклад в разработку проблемы мастерства преподавателя-хормейстера на современном этапе развития.

Хор, как музыкальная организация, представляет собой вокально-исполнительский коллектив, объединенный и организованный творческими целями и задачами. В процессе теоретического исследования мы пришли к выводу, что существенная роль в процессе организации деятельности хоровых коллективов отводится межличностным отношениям участников хора. Определяющими факторами успешности деятельности хорового коллектива являются: отношение участников хора к руководителюхарактер межличностных отношенийсходство эстетических потребностей, интересов, мотивов, устремлений участников хораналичие творческой, нравственной, эстетической атмосферы в коллективе.

В результате исследования мы пришли к выводу, что творческое сотрудничество в хоровой деятельности представляет собой особое взаимодействие преподавателя-хормейстера и участников хора, основанное на длительном, вербально-невербальном личном контакте преподавателя-хормейстера и певцов хора. Плодотворное сотрудничество в целостной жизнедеятельности коллектива проявляется в принятии преподавателем-хормейстером и певцами хора целей, задач, принципов жизнедеятельности коллектива, духовных ценностей, которые сосредоточены в исполняемом репертуаре и его трактовке, определённой манере общения. Для организации плодотворного творческого сотрудничества в хоровом коллективе необходимо установление субъект-субъектных отношений, основанных на диалогическом стиле педагогического общения преподавателя-хормейстера.

Апробация педагогических условий, выделенных в разработанной модели проходила в процессе экспериментальной работы с хоровым коллективом ДМШ № 4, участники которого составили экспериментальную группу. В качестве контрольной группы был определён хоровой коллектив ДМШ № 5, который занимался по традиционной методике. Для проведения эксперимента разработан и успешно апробирован диагностический инструментарий, включающий систему педагогических методов и авторских методик.

Результаты констатирующего этапа эксперимента показали, что в данных коллективах проблеме организации творческого сотрудничества должного внимания не уделялось. Как следствие этого — невысокий уровень удовлетворённости участников хоровых коллективов отдельными аспектами хоровой деятельности — работой преподавателя-хормейстера по организации творческого сотрудничества, репертуаром, психологическим климатом в коллективе, организацией концертной деятельности. Именно эти параметры были определены нами в качестве основных критериев организации творческого сотрудничества.

На формирующем этапе эксперимента при организации работы с хоровым коллективом ДМШ № 4 (экспериментальная гр.) мы реализовывали Комплексную программу условий обеспечения творческого сотрудничества в хоровом коллективе, которая содержала 3 основных направления: совершенствование личностных качеств преподавателя-хормейстерареализацию алгоритма, обеспечивающего совместную творческую работу над хоровым произведением и систему мероприятий по формированию благоприятного психологического климата в хоровом коллективе.

Также в процессе организации работы с хоровым коллективом мы руководствовались выделенными нами педагогическими условиями, которые заключались в использовании гуманистического, аксиологического, культурологического, личностно-деятельностного, полисубъектного, креативного, фасилитационного подходовреализации психологических (актуализации, визуализации, сензитивности) и педагогических (единство визуализации, сензитивности) и педагогических (единство эмоционального и сознательного, единство художественного и технического, единство развития личностных свойств и индивидуальности каждого участника хорового коллектива) принципов организации деятельности хористовучёте в процессе работы организационных, педагогических, социологических, коммуникативных закономерностей организации деятельности хорового коллектива.

Хотелось бы отдельно отметить, что мы не встречали в методической литературе описание опыта применения фасилитационного подхода в работе с хоровыми коллективами и считаем, что использовали его впервые. При реализации во время репетиций алгоритма, обеспечивающего совместную творческую работу над хоровым произведением, мы использовали систему последовательных операций, основанных на диалогическом общении, применяли методы воздействия на исполнительский коллективсовместное моделирование звучания музыкального произведенияметоды коллективного обсуждения характера звучания музыкального произведения, гармонический анализ произведенияметоды музыкальной импровизации, использовали специальные музыкальные упражнения и микропреподавание.

Для формирования благоприятного психологического климата в хоровом коллективе мы использовали комплекс мероприятий: применение различных форм коллективной и групповой работы над музыкальными произведениями, основанных на совместимости организованных микрогруппорганизацию концертной деятельности коллектива и работы в творческих мастерских совместно с ведущими хоровыми коллективами города и края, которая способствовала совместному переживанию хористами «ситуации успеха», а также радости от совместной творческой деятельностиформированию общего положительного настроя в коллективеорганизацию культурно-массовых мероприятий, праздников, направленных на сплочение хорового коллектива.

Сравнительный анализ результатов экспериментальной и контрольной групп, проведённый нами на контрольном этапе эксперимента, показал существенную положительную динамику, которая произошла в экспериментальной группе, что позволило нам сделать вывод о целесообразности отобранных нами условий и возможности получения положительных результатов при их комплексном использовании.

Полученные результаты исследования позволяют нам выделить ряд практических рекомендаций:

При работе с хоровым коллективом необходимо учитывать, что хористы — это коллектив единомышленников-музыкантов, в котором закладывается стиль будущей профессиональной деятельности каждого его участника. Полученный опыт творческого сотрудничества будет транслироваться в дальнейшем каждым участником хора в процессе осуществления музыкально — педагогической деятельности, поэтому организация занятий должна способствовать формированию стиля взаимодействия на основе творческого сотрудничества и диалогической стратегии общения.

Реализации творческого потенциала каждого участника и хорового коллектива в целом способствует фасилитационная, развивающая среда, благоприятный психологический климат, создаваемые преподавателем-хормейстером в процессе занятий.

В этой связи дальнейшие перспективы нашей работы заключаются в следующем:

Положительные результаты работы позволяют нам рекомендовать внести дополнения в курсы общей педагогики и современных педагогических технологий в разделах, касающихся:

• механизмов практической реализации педагогики сотрудничества в процессе организации работы с творческими коллективами детей и юношества в системе общего и дополнительного образования;

• требований к структуре педагогического мастерства современного преподавателя-организатора работы творческих коллективов (на примере преподавателя-хормейстера);

• специфики организации учебно-воспитательного процесса в учреждениях общего и дополнительного образования школьников (на примере работы с хоровым коллективом) в контексте идей гуманистической парадигмы. В этой связи, дальнейшие перспективы мы видим в распространении опыта работы на основе творческого сотрудничества в процессе организации семинаров, мастер — классов с преподавателями различных направлений искусств и организаторами детских творческих коллективов.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Э.Б. Методологический анализ проблем музыкальной педагогики в системе высшего образования. М.: Прометей, 1990. — 188 с.
  2. Э. Б. Николаева Е.В. Теория музыкального образования: Учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений (Серия «Высшее профессиональное образование»). М.: Академия, 2004. — 336 с.
  3. Э.Б., Морозова Н. В., Ванилихина О. В. Методологическая культура педагога-музыканта: Учеб. пособие для педвузов М.: Академия, 2002.-272 с.
  4. Ю.П. Радость учить и учиться: Педагогика гармоничного развития. -М.: Политиздат, 1988. 333 с.
  5. В. А. Творчество музыканта. М., 1991. 123 с.
  6. Ю.Б. Настольная книга школьного учителя музыканта. — М.: Владос, 2000. — 336 с.
  7. Ш. А. Размышление о гуманной педагогике. М., 1995. -496 с.
  8. В.И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности.—Казань, 1988.
  9. Л.М., Бондарь М. А. Николай Михайлович Данилин // Искусство хорового пения. М.: Музгиз, 1963. — Вып. 3. — С. 5 — 81.
  10. Ю.Андрианов М. С. Анализ процессов невербальной коммуникации как паралингвистики //Психологический журнал. 1995. — Т. 16. — № 5. — С. 115−121.
  11. П.Ансерме Э. Статьи о музыке и воспоминания /Пер. с фр. Е. Бронфин, Б. Урицкой. М.: Советский композитор, 1986. — 234 с.
  12. И.В. Эстетическое развитие будущего педагога-музыканта как условие его профессионального и личностного роста (к постановке проблемы) // Вестник ОГУ. 2002. -№ 2.— С. 63 — 70.
  13. Т.И. Методологический аспект проблемы способностей. М.: Наука, 1977.- 184 с.
  14. Л.Г. Теоретические основы профессионально-педагогической подготовки учителя музыки: Автореф. дис.. д-ра пед. наук. М., 1986.-35 с.
  15. .В. О хоровом искусстве: Сб. статей /Сост. А. Павлова-Арбенина. Л.: Музыка, 1980. -216с.
  16. Л.А., Гребенкина Л. К. Педагогическое мастерство и педагогические технологии. М., 2000. — 233 с.
  17. Г. А., Бургин М. С. Анализ психологических воздействий и его педагогическое значение // Вопросы психологии. 1994.-№ 4. — С.56−66.
  18. .В. Курс хороведения. М., 1991.
  19. З.А., Романова Л. Л. Труд учителя музыки: художественно-педагогическое творчество. // Педагогика. 1995. — № 2. — С. 31.
  20. Н.В. Педагогика и практическая психология. Ростов н/Д.: Феникс, 1999.-413 с. 21 .Белкин А. С. Основы возрастной педагогики. -М.: Академия, 2000. 250 с.
  21. Д.А. Основы личностно ориентированной педагогики. — М.: Воронеж, 1996.-317 с.
  22. Н.В. К вопросу о педагогическом общении преподаватель-хормейстера в работе с детским хором. // Работа преподаватель-хормейстера в детском хоре: сборник научно-методических статей./Под ред. ГЛ. Стуловой М.: Прометей, 1992. — С. 197−205.
  23. М.Н. Состояние и перспективы гуманизации образования // Педагогика. 1996. — № 1. — С. 9 — 11.
  24. В.Б. Сопереживание и сотворчество /в кн. Психология художественного творчества: хрестоматия. Минск, 2003. — 752 с.
  25. О.А., Пономарёва Е. А. Развитие творческого восприятия и воображения личности в сфере художественного образования /Материалы международного конгресса по креативности и психологии искусства: Пермь 1 3 июня 2005 — Пермь, М.: Смысл, 2005 — 355 с.
  26. А.А. Психология общения. Москва — Воронеж: Модек, 1996. -199 с.
  27. Е.В. Гуманистическая парадигма личностно ориентированного образования //Инновационная школа. — 1997. — № 2. — С. 81 — 85.
  28. Е.В., Кульневич С. В. Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания: Учебное пособие для студ. сред, и высш. пед. учеб заведений, слушателей ИПК и ФПК. М.-Ростов-на/Д: ТЦ Учитель, 1999.-560 с.
  29. Е.С. Психологический портрет дирижера-преподаватель-хормейстера // /Материалы международного конгресса по креативности и психологии искусства: Пермь 1 3 июня 2005 — Пермь, М.: Смысл, 2005.-355 с.
  30. И. С. Психолого-педагогические проблемы профессионального становления дирижера: Дис.. д-ра пед. наук, Екатеринбург, 1998.- 329 с.
  31. О.С. Использование возможностей театральной педагогики в процессе становления личности учителя: автореф. дисс. канд. пед. наук .-Тюмень, 1999.-24 с.
  32. A.M. Педагогические условия творческого сотрудничества на уроках мировой художественной культуры в средней общеобразовательной школе: Дис. канд. пед. наук. Москва, 2003. — 211 с.
  33. М.А., Черевко И, М. Групповое взаимодействие в учебно-воспитательном процессе: Учебное пособие. М.: Прометей, 1997. -157с.
  34. Т.Е., Писарева И. В. Воспитание музыкой. М., 1991. — 233 с.
  35. Н.Ф. Креативная психопедагогика. Психология творческого обучения. Минск, 1995. — 237 с.
  36. Е. Мастер-класс: профессор Эриксон в Москве //Российский музыкант. № 6 — 2001. — с. 5−6.
  37. Вопросы профессиональной подготовки студентов на музыкально- педагогическом факультете. М.: Mill У, 1985. — 47 с.
  38. .З. Словарь педагогических ситуаций: Учимся воспитанию. -М., 2001. 320 с.
  39. JI.C. Психология искусства. М.: Искусство- 1987. — 242 с.
  40. ГатауллинаН. Т. Совершенствование вокально хорового воспитания младших школьников на основе синтеза речевой и певческой деятельности: В условиях православных учебных заведений: Дис. канд. пед. наук: Москва, 2000.- 189 с.
  41. М. Вопросы музыкальной педагогики. JL- 1985. 169 с. «
  42. Ф.Н. О некоторых психических качествах личности учителя// Вопросы психологии.— 1975.— № 1.
  43. Н.В. Гений в искусстве и науке. М.: Искусство, 1991. 140 с.
  44. A.JI. Музыкальная психология. М.- ВИНИТИ, 1993. -190 с.
  45. Е.Г. Проблемы художественной интерпретации. — Новосибирск, 1982.-144 с.
  46. О.И. Педагогические условия развития способности к фасилити-рующему взаимодействию у будущих учителей: автореф. дисс.. канд. пед. наук: Хабаровск, 2002, — 24 с.
  47. Д. Методы обучения: обучение в сотрудничестве / пер. с англ. З. С. Замчук. СПб. 2001. — 367 с.
  48. Л.Б. Основы вокальной методики. М: Музыка, 1996.- 256 с.
  49. Дж. Психология и педагогика мышления / пер. с англ. М., 1999. -350 с.
  50. М.И., Кандыбович JI.A. Психология высшей школы: Учебное пособие для вузов. 2-е изд., перераб. и доп. — Минск: Изд-во БГУ, 2003. -383 с.
  51. А.А. Теория и практика работы с хором. JI.-M.: Музгиз, 1951.239 с.
  52. М.И. Общая и социальная психология: учебник для вузов, М.: НОРМА-ИНФРА-М, 2000. — 624 с.
  53. Г. Л. Закономерности и парадоксы дирижирования. Психология. Теория. Практика. СПб.: Музыка, 1993.- 258 с.
  54. Г. Л. Психология дирижирования: некоторые вопросы исполнительства и творческого взаимодействия дирижёра с музыкальным коллективом. М., 1988. — 233с.
  55. Иванов-Редкевич А.П. О воспитании дирижера, М.: Музыка, 1973. -77 с.
  56. Искусство хорового пения. /Сост. Андреева Л., Бондарь М., Локтев В., Птица К. М.: Гос. муз. изд-во, 1963. — 144 с.
  57. Искусство, музыкознание, музыкальная психология и музыкальная педагогика: Хрестоматия. Вып. 1. ч. 2. /Сост. Абдуллин Э. Б., Церковников Б. М. -М.: Прометей, 1991. 194 с.
  58. Д. Воспитание ума и сердца. Москва: Просвещение, 1981.
  59. Кан-Калик В.А., Никандров Н. Д. Педагогическое творчество. М.: Педагогика, 1990. — 244 с.
  60. Д.И. Индивидуальность и творческое мышление. М., 1992. 202 с.
  61. Е. А. Психология профессионала. М., 2004. — 400 с.
  62. Г. А. Три парадигмы в психологии три стратегии воздействия //Вопросы психологии. — 1987. — № 3. — С.41−49.
  63. Г. М. Программа «Основы педагогического мастерства». -М., 1996.- 135 с.
  64. А.Ю. Лекции по педагогике и психологии творчества. Пенза: Научно-методический центр Пензенского городского отдела образования, 1994. — 344 с.
  65. Н. Основы техники дирижирования. Киев, 1981.
  66. В.В. Феномен творчества в контексте современного научного знания /Материалы международного конгресса по креативности и психологии искусства: Пермь 1 3 июня 2005 — Пермь, М.: Смысл, 2005 -355 с.
  67. . И. Учение — процесс творческий: Кн. для учителя. 2-е изд., доп. и испр. — М., 1989.
  68. И.Б., Шиянов Е. Н. Педагогическое взаимодействие. -Ростов н/Д.: Изд-во РГПУ, 1997.- 110 с.
  69. Н. Юбилей мастера //Российский музыкант. № 6 — 2001. — С. 3−5.
  70. Е.Д. Восприятие музыки как педагогическая проблема //Теория и методика музыкального образования детей. М.: Флинта — Наука, 1999. — 326 с.
  71. В.В. Музыкальная педагогика. Ростов н/Д. 2002. — 288с.
  72. Ю.М. Исполнение хорового произведения с позиции психологической установки // Работа преподаватель-хормейстера в детском хоре: Сборник научно-методических статей. / Под ред. Г. П. Стуловой М.: Прометей, 1992.-С. 178−186.
  73. И.В. Об особенностях развития навыков профессиональной деятельности у студентов музыкально-педагогических специальностей //Культура и социум: Материалы Всерос. научно-практич. конференции. Тюмень: Изд-во ТюмГУ, 2000. С.99−102.
  74. И.В. Активизация творческих способностей студентов на занятиях хорового театра // Проблемы региональной культурологии: история, современное состояние, перспективы. Тюмень: Изд-во ТюмГУ, 1999.- С.85−88.
  75. И.В. О значении курса «Хоровой театр» в подготовке учителей музыки // Культурологические аспекты развития Западной Сибири. -Тюмень: Изд-во ТГУ, 1998. С.191−193.
  76. B.C. Технологии образования. Ростов /на Дону, 2002 — 390 с.
  77. И. В. Психологические условия развития творческого потенциала старшеклассников средствами музыкального искусства: Дис. канд. психол. наук: Н. Новгород, 2004.- 243 с.
  78. В.А. Психология выражения и проблемы формирования экспрессивного «Я» личности //Прикладная психология, 1999. № 5. — С. 35 -37.
  79. Ларченко О Л. Проблемы музыкального исполнительства в критике Б. В. Асафева //Вопросы исполнительского искусства: сборник трудов. -М.: МГУ, 1981.-С. 106−132.
  80. А. А. Психология общения. — М., 1997.
  81. .Т. Педагогика: учебное пособие. /2-е издание М., 2004.
  82. Ю.Л. Творческая лаборатория учителя. — М., 1992.
  83. , А. Ю. Развитие музыкальной культуры личности на основе региональных традиций вокально-хорового творчества: Дис.. канд. пед. наук: Тамбов, 2000.- 182 с.
  84. Материалы международного конгресса по креативности и психологии искусства: Пермь 1 3 июня 2005 — Пермь, М.: Смысл, 2005. — 355 с.
  85. А. К. Психология труда учителя. М.: Просвещение, 1993. -191с.
  86. Мелик-Пашаев А. А. Педагогика искусства и творческие способности. М., 1981.-96 с.
  87. Мелик-Пашаев А. А. От «эстетического отношения» к «авторской позиции» / Материалы международного конгресса по креативности и психологии искусства: Пермь 1 3 июня 2005 — Пермь, М.: Смысл, 2005. -355с.
  88. А.Г. Методика обучения сольному пению: Учеб, пособие для студентов пед. ин-тов. М.: Просвещение, 1987. — 95 с.
  89. Методологические проблемы музыкальной педагогики: Материалы межреспубликанской научно-практической конференции 21−23 ноября 1991.-М.: МПГУ, 1991. 125 с.
  90. В.Н. К проблеме подготовки дирижеров хора //Труды ГМПИ им Гнесиных. Вып. 19. Проблемы высшего музыкального образования, -М.: Прометей, 1975.-С. 17−26.
  91. JI.M. Психология труда и профессионального развития учителя.— М.- Академия, 2004. — 320 с.
  92. В. А. Проблемы психологии творчества и разработка подхода к изучению одаренности. //Вопросы психологии. № 5. — 1994. — С. 86−95.
  93. В.П. Музыкально-художественная одаренность и эмоциональный слух //Взаимосвязь методологической и методической подготовки учителя музыки. М.: МПГУ, 1994. — С. 36−37.
  94. Музыка в информационном мире. Наука. Творчество. Педагогика: Сборник научных статей. Ростов н/Д: РГК, 2004. — 376 с.
  95. Музыка и музыкант в меняющемся социокультурном пространстве: Сб. статей. Ростов н/Д: РГК, 2005. — 386 с.
  96. Музыкальная психология: Хрестоматия. / Сост. М. С. Старчеус. М., 1992. -321 с.
  97. M.JI. За возрождение хоровых традиций в Зауралье //Музыкальный меридиан (журнал Курганинского музыкального училища). № 8. — 2005. — С. 5 — 7.
  98. Н.Д. На пути к гуманной педагогике // Советская педагогика. 1990. — № 9. -С.41 -47.
  99. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. /Под ред. Е. С. Полат. М.: АКАДЕМИЯ, 2004. — 367 с.
  100. Новые ценности образования. /Под ред. О. С. Газмана.- М., 1995. 105 с.
  101. Образование XXI век- гармонизация образования — формирование одухотворенной личности. //П международная научно-практическая конференция. — Воронеж: ВИПКРО, 1998. — 511 с.
  102. Общение на уроке, или Режиссура поведения учителя /П.М. Ершов, А. П. Ершова, В. М. Букотов. М.: МПСИ: Флинта, 1998. -334 с.
  103. Ю8.0льхов К. А. Теоретические основы дирижерской техники. -JL: Музыка, 1990.
  104. М.С., Самарин В. А., Уколова Л. И. Методика работы с детским вокально хоровым коллективом. — М.: Академия, 1999.
  105. А. М. Записки дирижера. — М., 1968. — 562 с.
  106. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии /Под ред. С. А. Смирнова. 3-е изд., испр. и доп. — М.: ВЛАДОС, 1999. — 512 с.
  107. Педагогика: учебное пособие для студентов пед. уч. завед. /В.А.Сластенин, И. Ф. Исаев и др. М.: Школа-пресс, 2004. — 512 с.
  108. А. В. Ярошевский М.Л. История и теория психологии. -Ростов Н./Д, 1996.-416 с.
  109. В.И. Моделирование эмоций средствами музыки. //Вопросы психологии. 1988. — № 5. — С.25 — 27
  110. В.И. Музыкальная психология. М., 1997. 303 с.
  111. Пб.Подлеснов, А. А. Структура и динамика профессиональной направленности личности в процессе музыкального образования в вузе культуры и искусств: Дис. канд. пед. наук: Краснодар, 2004.- 207 с.
  112. Я.А. Психология творения: Избр. псих. тр. М. Воронеж: Модек, 1999.-480 с.
  113. Проблемы психологического воздействия. Иваново: ИГУ. 1979. — 143 с.
  114. Прокофьева И, В. Формирование готовности студентов вузов искусств и культуры к художественно-педагогической деятельности: автореф к.п.н -Тюмень. 2002.-26 с.
  115. Профессиональная педагогическая деятельность: содержание и организация /под ред А. В. Беляева. Москва — Ставрополь, 2005. — 312 с.
  116. Психология личности в трудах зарубежных психологов: Хрестоматия /Сост. А. А. Реан. СПб, 2000.
  117. Психология личности в трудах отечественных психологов: Хрестоматия /Сост. Л. В. Куликов. СПб, 2000.
  118. Психология художественного творчества: хрестоматия /сост. К.В. Сель-ченок. Минск, 2003 — 752 с.
  119. Психология: словарь /Под ред. А. Петровского. Москва: Политиздат, 1990.
  120. К.В. О хоровом дирижировании // К. В. Птица О музыке и музыкантах. — М., 1995.
  121. К.В. Хоровое искусство основа музыкальной культуры // Советские хоровые дирижёры: Справочник. — М., 1998.
  122. Работа преподаватель-хормейстера в детском хоре. М.: Профиздат, 1992. — 62 с.
  123. В.Г. Диалоги о музыкальной педагогике. /2-е издание М., 2004.-142 с.
  124. В.Г. Исполнительство как творчество //Искусство, музыкознание, музыкальная психология и музыкальная педагогика: хрестоматия. Вып. 1. ч. 2. /Сост. Абдуллин Э. Б., Целковников Б. М., -М.: Прометей, 1991.-С. 153−157.
  125. В.Г. Три принципа новой педагогики в музыкальном обучении //Искусство, музыкознание, музыкальная психология и музыкальная педагогика: хрестоматия. Вып. 1. ч. 2./Сост. Абдуллин Э. Б., Целковников Б.М.-М.: Прометей, 1991.-С. 176−180.
  126. Г. Н. Развитие способности к общению у младших школьников в процессе хорового пения: На материале Башкортостана: Дис.. канд. пед. наук: Москва, 2002.- 200 с.
  127. А. А., Коломинский Я. JI. Социальная педагогическая психология. — СПб, 1999.-365 с.
  128. Н.В. Психология художественного творчества: Учеб. пособ. СПб.: Языковой центр СпбГУ, 1995. — 270 с.
  129. Н.С. Философия гуманитарного образования (ценностные основания базового гуманитарного образования в высшей школе). М., 1993. -194 с.
  130. Российская педагогическая энциклопедия. М.: Большая Российская энциклопедия, 1993.- т.1.
  131. В. Хороведение: учебное пособие. -М., 1998.
  132. JI. М. Музыкальная педагогика: проблемы и пути решения //Педагогика как наука и как учебный предмет: Тезисы докладов международной научно-практической конференции (26−28 сентября 2000 г. -М., 2001. С. 233−235.
  133. Г. К. Современные образовательные технологии: учебное пособие. М.: Народное образование, 1998. — 256 с.
  134. В.В. Образование и личность: Теория и практика проектирования педагогических систем. М.: Логос, 1999. — 272 с.
  135. В.А., Маралов ВТ. Педагогика и психология ненасилия в образовательном процессе: учел. Пособие для студ. высш. пед, учеб. заведений /Под ред. В. А. Сластенина. М.: Академия, 2000.-216 с.
  136. Сотрудничество педагогов и учащихся как педагогическое явление: Межвуз. сб. науч. трудов/под Ред. 3. И. Васильевой-Л.: ЛГПИ, 1989. -82 с.
  137. Социальная психология личности / под ред. В. А. Лабунской. М.: Гар-дарики, 2004.-357 с.
  138. Социальная психология образования / под ред. А. Н. Сухова -М., 2005. -359 с.
  139. К.С. реформатор оперного искусства: Материалы к документы /Сост. Г. Кристи, О. Соболевская. Ред. Ю. Калашников, — М.: Музыка, 1983.-184 с.
  140. К.С. Работа актера над собой. М.: Искусство, 1985. -479с.
  141. Э.М. Педагогика как наука и искусство воспитания. М. МГУК, 1997.
  142. В.А. Разговор с молодым директором школы. М., 1973.
  143. .И. Разработка положений по подготовке специалистов в сфере менеджмента хорового искусства. М., 1997.
  144. Г. С. О психологии искусства // Вопросы психологии. 1992.-№ 1−2. — С.105 -110.
  145. .Г. Хоровые пути. Статьи. Воспоминания. Материалы, /редактор-составитель В. С. Ценова, координатор Н. В. Кошкарева М.: Музыка, 2001.-160 с.
  146. Р.А. Музыка и культура: личностный подход. М.- 1986. 233 с.
  147. .М. Психология музыкальных способностей. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1947.
  148. И.Л. Формирование культуры педагогического общения в свете современных социокультурных изменений: автореф. дисс.. канд. пед, наук. Таганрог, 1998. — 23 с.
  149. Л.И. Дирижирование: учебно- методическое пособие. М.: Владос, 2003.-208 с.
  150. , О. А. Влияние музыкального воздействия на становление идентичности личности: дисс. канд. психол. наук: Новосибирск, 2005.248 с.
  151. А.В. Как разучивать произведение с хором // Работа в хоре. М.: Профиздат, 1964. — С. 113−153.
  152. .Э. Беседы о дирижерском ремесле. Статьи. М.: Советский композитор, 1984. — 264 с.
  153. П.В., Попов B.C. Теория и методика музыкального воспитания/2-е изд.-М.: Лань, 2001.-224 с.
  154. Г. А. Музыкально-теоретические очерки и этюды. (Вып. 1) -М.: Советский композитор, 1970. 559 с.
  155. В.Ф. Стили управления хором. СПб.: ЛОИУУ, 1995.-54 с.
  156. П. Г. Хор и управление им: Пособие для хоровых дирижеров.—М., 1961. —С. 139.
  157. В.Д. Деятельность и способности. М.: Логос, 1994. -178 с.
  158. Р.Х. Психологические основы педагогического сотрудничества.-Казань, 1994.-189 с.
  159. Н. М.Г. Климов дирижер Ленинградской академической капеллы. -Л.: Музыка, 1983. -133 с.
  160. Е.Н. Гуманизация профессионального становления педагога // Педагогика. 1991. — № 9.- С. 80 — 89.
  161. Философский энциклопедический словарь /Под ред. Л. Ф. Ильичева и др. М.: Советская энциклопедия, 1983. — 812 с.
  162. С. Б. Традиционная и новаторская лексика вокальной музыки: Учебное пособие для студентов вокальных факультетов музыкальных вузов. Ростов н/Д: РГК, 2004. — 36 с.
  163. Е.Л. Психология развития творческого потенциала личности. -М.: Флинта, 1997.-258 с.
  164. А. Теоретические проблемы музыкальной коммуникации. — М., 1994.-122 с.
  165. Рис. 1 Содержание культурно-гуманистических функций образования на современном этапе его развития
  166. Рис. 2 Основные признаки вокально-хоровой деятельности
Заполнить форму текущей работой