Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Роль средств обучения для повышения эффективности обучения астрономии в средней общеобразовательной школе

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Астрономия — единственный школьный предмет, рассматривающий структуру и эволюцию материи на «мегауровне» во всех смыслах. Мировоззренческая, гуманитарная, человеческая направленность этого предмета очень высока, но в настоящее время, слабо используется современными курсами, в которых реализован традиционный конкретно-естественнонаучный подход. Большое количество понятий социально-философского… Читать ещё >

Содержание

  • Введение&bdquo
  • Глава 1. Средства обучения астрономии
    • 1. 1. Средства обучения и их дидактические функции
    • 1. 2. Роль и место средств обучения в методике преподавания средств
  • Выводы по иервой главе
  • Глава 2. Применение новых средств обучения астрономии. аспекты преподавания астрономии в средней 1ьной школе
    • 2. 3. Комплексное нового средства
  • Выводы по второй главе
  • Глава 3. Экспериментальная проверка эффективности применения новых средств обучения астрономии
    • 3. 1. Задачи и методика проведения всех этапов педагогического эксперимента
    • 3. 2. Проведение и анализ основных результатов обучающего эксперимента
  • Выводы но
  • Заключение

Роль средств обучения для повышения эффективности обучения астрономии в средней общеобразовательной школе (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Содержанием образования нового поколения всегда являлись знания, методы и способы деятельности, являющиеся основой материальной и духовной жизни общества. Предвидеть и прогнозировать необходимость развития и углубления знаний об окружающем мире, связанных с расширением хозяйственной деятельности человечества в космосе несложно. Тенденции развития общественного производства говорят о том, что освоение ближнего космоса будет определяющим условием экономической и социальной стабильности любой страны, не желающей отставать в своём развитии от остального мира. Базой для создания, расширения и углубления знаний школьников об основных объектах и закономерностях материальной среды, в которую погружена наша планета и которая явится новой ареной деятельности человека в XXI столетии, являются все естественнонаучные предметы. Особая роль в этих процессах объективно принадлежит астрономии, т.к. этот предмет является единственной школьной дисциплиной формирующей в старших классах, представление о мире за пределами нашей Земли, целостное представление о самой Земле, как о компоненте включённом в систему более высокого порядка и определяющей все процессы на нашей планете.

Астрономия — единственный школьный предмет, рассматривающий структуру и эволюцию материи на «мегауровне» во всех смыслах. Мировоззренческая, гуманитарная, человеческая направленность этого предмета очень высока, но в настоящее время, слабо используется современными курсами, в которых реализован традиционный конкретно-естественнонаучный подход. Большое количество понятий социально-философского, общественно-исторического уровня, которые возникли и развивались на астрономическом материале, в школьном образовании, потеряли свои истоки, приобретая, трудно воспринимаемую школьниками абстрактность и отстранённость от действительности. Такие глобальные вещи как понятие роли, места и смысла деятельности человечества, осознание уникальности и возможно единственности разумной жизни, неосуществимо без астрономии. Многие современные научные теории и концепции невозможно представить и воспринять без рассмотрения связей Земли, как элемента системы, с остальными её компонентами.

Актуальность исследования. Тенденция интеграции астрономических знаний с курсом физики имеет объективную логическую предопределённость, обусловливающая некоторые плюсы подобного объединения. Но при этом, как отмечается многими авторами (Дик Ю.И., Ерохина Р. Я., Разумовский В. Г., Страут Е. К. и др.), при её реализации возникают определённые сложности, обусловленные сложившейся структурой школьных курсов этих предметов. Курс физики структурирован по фундаментальным физическим теориям, а курс астрономии, традиционно, по объектам: звёздное небосолнечная системаприрода тел солнечной системыСолнце и звёзды и т. д.

Единственный из разделов курса астрономии — методы астрофизических исследований систематизирован, так же как и курс физики. Астрофизическая часть курса астрономии является логическим завершением и обобщением естественнонаучных знаний, «.в сущности, здесь речь идёт об отдельных областях единой физической науки, объединённых общими научными принципами и тесно связанными между собой благодаря непрерывному обмену идеями и методами исследования» [1, С. 3]. Астрономия является интегрирующей базой для всех естественнонаучных предметов, во многом потому, что её содержанием является применение, уже знакомых школьникам, естественнонаучных методов исследований к явлениям и объектам, находящимися за пределами Земли.

Поскольку физика и астрофизика, как раздел астрономии, являются частями единой области знаний, то и в соответствующих им школьных предметах принципиально ничто не мешает согласовать между собой все компоненты учебно-воспитательного процесса, включая средства обучения, таким образом, чтобы они представляли собой нераздельную систему интегрированного курса. Необходимость этого диктуется актуальностью и значимостъю цели единого дидактического подхода при изучении всех природных явлений и объектов, осуществления преемственности в их познании, сохранении и учёте особенностей при формировании, развитии и углублении астрономических понятий и представлений, задачей создания цельной системы средств обучения физики и астрономии для интегрированного курса.

Согласование компонентов учебно-воспитательного процесса по физике и астрономии можно начинать с методов обучения. Для естественнонаучных дисциплин ведущими являются теоретические и экспериментальные методы познания. Именно поэтому в теории и методике преподавания физики (практически и всех других естественнонаучных предметов) экспериментальные методы обучения являются одними из основных видов деятельности учащихся и учителей. Учебный физический эксперимент представляет собой основу для всего учебного процесса по физике, для него разрабатываются приборы и оборудование, модели и приспособления для демонстраций, лабораторных и самостоятельных работ. Этот факт подтверждает применение известного дидактического принципа, по которому методы обучения должны, в адаптированном виде, следовать методам познания изучаемой области знаний. В преподавании астрономии, в средней полной общеобразовательной школе, в силу целого ряда причин, этот дидактический принцип, практически не реализуется. Те виды деятельности, при изучении астрономических объектов и явлений, которые можно выделить в качестве экспериментальных методов обучения — некоторые практические работы и астрономические наблюдения, — то практически все они выполняются на астрономической площадке под открытым небом, а также в вечернее и ночное время суток. Организовать и спланировать по времени такие занятия, в обязательном порядке, для всех школьников, нереально, т.к. всегда имеется часть учащихся, для которых их место жительство далеко от школы. Подобное обстоятельство невозможно игнорировать, т.к. данные методы обучения являются стержнем всей познавательной деятельности на уроках. Урок является главньш структурным элементом учебно-воспитательного процесса в школе и его основное содержание неразумно выносить за его же рамки.

Из создавшегося положения одним из выходов является создание конкретно-чувственной, наглядно-образной опоры в обучении с помощью средств обучения астрономии. Их широкое применение не должно восприниматься как принципиальный отказ от вечерних астрономических наблюдений, особенно если они являются частью учебного плана, — средства обучения астрономии должны выполнять те же функции какие несут на себе наглядные пособия и модельные демонстрации на уроках физики. Аудиовизуальные пособия и модели заменяют учебный физический эксперимент на уроках, при невозможности его выполнения из-за технических, экономических или организационных проблем, так и средства обучения астрономии, в аналогичных случаях, должны заменять астрономические наблюдения.

Противоречие между традиционно высокой — познавательной, мировоззренческой ролью астрономии в образовании и её исчезновением из учебных планов школ, между процессом интеграции астрономических знаний в курс физики и различным структурированием учебного материала в данных предметах, между ведущим методом познания в астрономии — наблюдениями и невозможностью их реализации в необходимом объёме в учебном процессе потребовало теоретического осмысления данных противоречий, а также нахождения путей их разрешения, для чего предлагается создание новых средств обучения астрономии и адекватных методик их применения.

Всё изложенное выше определило актуальность теоретико-практического исследования данной работы.

Объектом исследования является процесс обучения астрономии и методика применения средств обучения астрономии в учебном процессе.

Предметом исследования являются дидактические требования к средствам обучения астрономии, их дидактические функции, методика применения средств обучения астрономии при формировании астрономических понятий, а также при изучении астрономических объектов и явлений.

Цель исследования: теоретическое обоснование новых средств обучения астрономии, разработанной методики их применения в средней школе.

В ходе исследования была выдвинута и сформулирована гипотеза г результаты обучения при изучении астрономических объектов и явлений повысятся при условии, если:

1) средства обучения астрономии будут являться главной опорой при введении и развитии астрономических понятий, изучении астрономических объектов и явлений;

2) при создании и применении средств обучения астрономии будет соблюдаться взаимное соответствие пространственно-временных масштабов между отдельными средствами обучения и их соразмерность пространственно-временным масштабами изучаемых объектов и явлений.

При невозможности выполнения данного условия необходимо обязательное применение специальных заданий, аналогий и примеров, компенсирующих данные несоответствия.

В соответствии с целью и гипотезой исследования были поставлены следующие задачи;

1. Проанализировать современное состояние преподавания астрономии в средней школе.

2. Определить дидактические функции отдельных средств обучения астрономии и их комплексов, дидактические требования к новым средствам обучения астрономии.

3. Разработать новые средства обучения астрономии.

4. Обосновать необходимые компоненты методики применения средств обучения астрономии.

5. Разработать методику применения новых средств обучения астрономии, учитывающую их дидактические функции, основные компоненты методики их применения.

6. Экспериментально проверить эффективность применения разработанных нами новых средств обучения астрономии.

Под эффективностью применения средств обучения мы понимаем увеличение объёма знаний и умений, сформированных у школьников в учебном процессе в сравнении с контрольными классами, повышение их познавательных интересов, возникновение положительной эмоциональной атмосферы на уроках.

Для решения поставленных задач использовались следующие методы: анализ методической и психологической литературы по теме исследованияанализ учебно-познавательной деятельности учащихсясистемно-структурный анализбеседы с учащимися и учителямитехнолого-конструкторские разработкипедагогический эксперимент.

Научная новизна исследованияI.

1. Определены дидактические функции средств обучения астрономии: выделение и демонстрация количественных и качественных свойств, связей объекта или явления в динамике, в процессе эволюции.

2. Предложена новая педагогическая классификация средств обучения астрономии, в качестве оснований для которой выступают основные этапы формирования научных понятий: 1) формирование чувственных образов физических тел и процессов- 2) демонстрация свойств и признаков изучаемого объекта или явления- 3) выделение и показ количественных и качественных связей объекта или явления- 4) создание условий для применения полученных знаний на практике.

3. Выделены необходимые компоненты методики применения средств обучения астрономии: методические приёмы для отождествления субъективного пространства наблюдателя с воображаемым пространством моделимнемические правила перевода информации на язык внутренних мыслей и образовметодические приёмы формирования адекватных образов астрономических объектов и явлений в процессе неполного и неточного отображения.

Теоретическая значимость исследования заключается в анализе психолого-дидактических особенностей формирования астрономических понятий, формулировании общих подходов к созданию комплексов и средств обучения ¦ астрономииобосновании классификации средств обучения астрономии по их дидактических функциям, уточнении содержания понятий средств обучения и системы средств обучениявыделении и обосновании необходимых компонентов методики применения средств обучения астрономии.

Практическая значимость исследования заключается в разработке трёх учебных пособий по астрономии вместе с научно-обоснованными методическими рекомендациями и системой учебных заданий. Одно из пособий принято к производству МО РФ и сдано для тиражирования на фабрику учебных пособий (проекционная карта звёздного неба, в типовом перечне под названием «карта подвижная демонстрационная», в разделе транспаранты), второе выпущено малым внедренческим предприятием «Педагогические технологии» (комплект транспарантов «Большая медведица»), третье включено МО РФ в список изделий подлежащих разработке и внедрению в школы (в типовом перечне: модель солнечной системы проецируемая). Данные пособия могут широко применяться в средней общеобразовательной школы на уроках астрономии, естествознания, кружковых, дополнительных и факультативных занятиях по данным предметам, а также в учебном процессе педагогических вузов.

На защиту выносится:

1. Обоснование и определение дидактических функций средств обучения астрономии: выделение и демонстрация количественных и качественных свойств, связей объекта или явления при различных ракурсах его рассмотрения, в динамике, в процессе эволюции.

2. Классификация дидактических функций средств обучения астрономии, в качестве основания для которой принимаются основные этапы формирования научных понятий:

— формирование чувственных образов физических тел и явлений;

— демонстрация свойств и признаков изучаемых объектов и явлений;

— выделение и показ их количественных и качественных связей;

— создание условий для применения полученных знаний на практике, формирования способов деятельности, соответствующих им умений.

3. Обоснование необходимых компонентов методики применения средств обучения астрономии в качестве которых выделяются:

— методические приёмы для упрощения отождествления субъективного пространства наблюдателя с воображаемым пространством модели, правила переноса субъективного пространства в новые системы координат создаваемые средствами обучения;

— мнемические правила перевода информации на язык внутренних мыслей и образов, определение взаимно однозначного соответствия, связей подобия и ассоциации между структурными и содержательными элементами средств обучения и их прообразами;

— методические приёмы формирования адекватных образов астрономических объектов и явлений в процессе неполного и неточного отображения, учитывающие принципиальное несоответствие между средствами обучения и реальными объектами и процессами.

4. Новые средства обучения астрономии, среди которых основным является созданная нами проекционная карта звёздного неба.

5. Методика применения проекционной карты звёздного неба в учебном процессе учитывающая дидактические функции средств обучения астрономии, особенности формирования астрономических понятий.

Апробащмя и внедреиие результатов исследования. Основные результаты исследования докладывались, обсуждались и получили одобрение на заседаниях кафедры теории и технологий физического образования БГПУ и кафедральных методических семинарах (1993;2000 г. г.), научно-практических конференциях молодых учёных и аспирантов, проводившихся в НИИ СиМО и НИИ ШОТСО АПН СССР в 1989 и 1990 г. г., региональных и межвузовских научно-практических и методических конференциях проводившихся на базе БГПУ (1990 — 1999 г. г.), международной научно-практической конференции посвященной вопросам образования (АПН СССР, июль 1990 г.). Были учтены и проанализированы замечания и предложения, высказанные при обсуждении доклада прочитанного автором в Московском городском институте усовершенствования учителей в 1989 г., а также в ходе занятий проведённых на курсах повышения квалификации для учителей физики и астрономии Амурской области в 1993 — 2000 г. г.

Экспериментальная проверка эффективности разработанной методики и новых средств обучения астрономии проходила в течение 1987 — 1999 г. г. на базе Болконской средней школы Благовещенского района Амурской области (учитель физики и астрономии Санько В.К.), Правовосточной средней школы Ивановского района Амурской области (учитель физики и астрономии Кострыкин Г. Е.), средней общеобразовательной школе № 5 г. Благовещенска и лицея при Благовещенском государственном педуниверситете (учитель астрономии Сершенко Ю.П.), средней общеобразовательной школе № 11 г. Благовещенска, лицея при Амурском государственном университете, физико-математическом факультете БГПУ, научном обществе учеников Амурской области (занятия проводились автором).

Исследование проводилось в три этапа.

На первом этапе (1987 — 1990 г. г.) в результате анализа психолого-педагогической литературы, личного опыта практической работы в качестве учителя физики и астрономии с 1982 г., беседы с учителями физики и астрономии Амурской области, г. Москвы и Московской области (п. Черноголовка), участие во всероссийском срезе знаний по физике и астрономии в г. Калуга в марте 1990 г. (срез знаний по физике и астрономии проводился лабораторией физики НИИ СиМО АПН СССР), участие и организация районных (Ивановский район, Амурская обл.) и городских (г. Благовещенск) учительских методических конференций и семинаров позволил выявить современное состояние преподавания астрономии в средней общеобразовательной школе. Был определён объект и предмет исследования, его цель, задачи, гипотеза и методы.

Основным содержанием второго этапа (1988 — 1992 гх.) являлась разработка новых учебных пособий, в частности проекционной карты звёздного неба и методических рекомендаций для её применения, создание и апробация учебных заданий. Была подвергнута предварительной проверке гипотеза исследования, разработана методика исследования, определены методы обработки результатов педагогического эксперимента.

На третьем этапе (1993 — 1998 г. г.) проверялась общая гипотеза исследования. Проводились наблюдения за учащимися на уроках и практических занятиях, обучение с применением новых средств обучения астрономии по экспериментальным методикам с использованием научно обоснованной системы заданий и упражнений. В конце года проводились итоговые контрольные работы в экспериментальных и контрольных классах, систематизировались и обрабатывались результаты опытно-экспериментальной работы.

Структура диссертации определяется целями и задачами исследования и включает введение, три главы с выводами по каждой, заключение, список используемой литературы и приложения. Диссертация содержит 157 страниц основного текста, включая 3 таблицы, 6 графиков, 1 схему. Общий объём диссертации 205 страниц, включая список литературы из 170 наименований и двух приложений состоящих из 34 рисунков.

ВЫВОДЫ ПО ТРЕТЬЕЙ ГЛАВЕ.

1. В результате констатирующего эксперимента установлено, что в настоящее время в средней общеобразовательной школе происходит процесс объединения элементов знаний традиционно различно структурированных предметов, которые существенно отличаются по методам обучения.

2. Проведение поискового эксперимента позволило оценить педагогическую эффективность описанных в литературе и входящих в типовой перечень средств обучения астрономии. Установлено, что астрофизическая часть курса астрономии практически не обеспечена адекватными средствами обучения.

3. В результате поискового эксперимента проведена разработка новых средств обучения астрономии в соответствии с их дидактическими функциями и требованиями.

4. Проведённый анализ результатов педагогического эксперимента свидетельствует о значительном влиянии предлагаемой нами методики на расширение знаний и умений школьников по астрономии, повышению их успеваемости, возникновению положительного эмоционального фона на занятиях, росту познавательных интересов, укрепления сознательной дисциплины.

Таким образом, доказана справедливость выдвинутой гипотезы о большей эффективности предлагаемой нами методики обучения астрономии с применением новых средств обучения астрономии по сравнению с традиционной.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

1. Изучена и проанализирована психолого-педагогкческая, методическая литература и диссертационные исследования по проблеме создания и применения средств обучения астрономии в учебном процессе, уточнено понятие средств обучения и системы средств обучения.

2. Проведён обзор и анализ существующих средств обучения астрономии. Установлено, что существующие средства обучения астрономии применяются для создания зрительных образов и иллюстрации научных понятий в основном по разделу сферической астрономии.

3. В результате теоретического анализа учебно-воспитательного процесса и средств обучения астрономии, педагогической литературы и исследований по данной теме определены дидактические функции присущие именно средствам обучения астрономии и их комплексам: выделение и демонстрация количественных и качественных свойств, связей объекта или явления при различных ракурсах его рассмотрения, в процессе эволюции.

4. Предложена новая педагогическая классификация средств обучения астрономии по выделенным и теоретически обоснованным основаниям, в качестве которых выступают основные этапы формирования научных понятий:

— формирование чувственных образов физических тел и явлений;

— демонстрация свойств и признаков изучаемых объектов и явлений;

— выделение и показ их количественных и качественных связей;

— создание условий для формирования способов деятельности и соответствующих им умений.

5. Классифицированы и проанализированы по выделенным основаниям все известные средства обучения астрономии. Проведённый анализ позволяет сделать вывод о том, что нет ни одного понятия, ни школьного, ни вузовского курса которое проходит последовательно без пропусков все этапы дидактического цикла формирования астрономических понятий. Предложенная классификация средств обучения по выделенным основаниям возможна и для всех других естественнонаучных предметов. Данная классификация имеет общепедагогическую значимость так как при её применении становится ясно, какие дидактические этапы, и у каких понятий пропущены при их введении. Она представляет собой инструмент анализа учебно-воспитательного процесса, может являться составной частью педагогических технологий конструирования школьных предметов.

6. Определены и обоснованы необходимые компоненты методики применения средств обучения астрономии в учебном процессе:

— методические приёмы для упрощения отождествления субъективного пространства наблюдателя с воображаемым пространством модели, правила переноса субъективного пространства в новые системы координат создаваемые средствами обучения;

— мнемические правила перевода информации на язык внутренних мыслей и образов, определение взаимно однозначного соответствия, связей подобия и ассоциации между структурными и содержательными элементами средств обучения и их прообразами;

— методические приёмы формирования адекватных образов астрономических объектов и явлений в процессе неполного и неточного отображения, учитывающие принципиальное несоответствие между средствами обучения и реальными объектами и процессами.

7. Разработан ряд новых, средств обучения астрономии, из которых наиболее значимым является проекционная карта звёздного неба.

8. Разработана методика применения новых средств обучения астрономии в комплексе с существующими традиционными средствами обучения, а также с созданными в ходе данного исследования.

9. Экспериментально подтверждена эффективность применения новых средств обучения астрономии в учебном процессе и методика их использования. Результаты педагогического эксперимента показали, что объём знаний и умений учащихся в экспериментальных классах существенно выше, чем в контрольных, применение новых средств обучения астрономии заметно повышают положительный эмоциональный фон на уроках, создают позитивную мотивацию в обучении, что подтверждает достоверность принятой гипотезы исследования.

10. Предложена общая методическая структура изучения курса астрономии, которая заключается в том, что к описанию объектов Вселенной необходимо идти от наблюдательных данных, представленных одновременно с методами их получения. На следующей стадии, полученные знания обобщаются на основе фундаментальных физических теорий, так как это происходит в курсе физики. При данном порядке изучения предмета методические концепции изучения курсов физики и астрономии будут соответствовать друг другу.

Решение задач поставленных перед данным исследованием позволяет в дальнейшем перейти к созданию системы средств обучения интегрированного курса физика-астрономия, с единой системой демонстрационного эксперимента, лабораторных работ и работ физико-астрономического практикума для вузов.

Создание новых средств обучения астрономии, из которых наиболее значимым является проекционная карта звёздного неба, будет способствовать повышению эффективности учебно-воспитательного процесса. Применение только одной проекционной карты звёздного неба уже заметно увеличивает действенность учебно-воспитательного процесса по астрономии, что подтверждается данными педагогического эксперимента. Проекционная карта звёздного неба позволяет проводить отдельные практические работы по астрономии в закрытом помещении, моделировать некоторые астрономические явления, иллюстрировать важнейшие понятия. Очевидно, что если практические и лабораторные работы по астрономии не адаптировать для проведения в закрытом помещении, в урочное время, то они не будут проведены вообще. Проекционная карта звёздного неба может играть большую роль не только при подготовке и проведении вечерних астрономических наблюдений, но и непосредственно на уроке после проведения наблюдений.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Арцимович Л А. Будущее принадлежит астрофизике//Прнрода. 1972. -№ 9. — С. 2 — 4.
  2. Астрономический календарь: Постоянная часть. 7 изд. перераб. — М.: Наука, 1981.-704 с.
  3. Астрономия в школе: Сборник статей/Под ред. Волынского Б. А. Ярославль, 1976. — 164 с.
  4. Базовый уровень общего среднего образования: Для обсуждения на Учёном совете/АПН СССР. НИИ содержания и методов обучения. М., 1989.-153 с.
  5. O.E., Чарушн В. М., Белоозерова JI. Психолош-педагогические аспекты преподавания астрономии в современной шко-ле//Наука и школа. 1999. — № 1. — С.14 — 19.
  6. P.M. Два прибора по сферической астрономии//Физика в школе. 1962.-№ 5. — С. 69 — 71.
  7. .Е. Демонстрация причины возникновения приливных сил//Физика в школе. 1989. — № 2. — С. 21.
  8. .И. Действие: Психологические механизмы визуального мышления. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984. — 192 с.
  9. Я. М. Огородников Г. Ф. Демонстрация акустического эффекта Доплера//Физика в школе. 1973. — № 3. — С. 73 — 75.
  10. A.A. Цвета рассеянного света//Квант. 1984. — № 3.- С. 20.
  11. А.И. Методика преподавания физики в средней школе. М.: Просвещение, 1981. — 288 с.
  12. Л.Ф., Морозов С. М. Словарь-справочник по психологической диагностике. Киев: Наук. Думка, 1989. — 200 с.
  13. Л.И. Акустический интерферометр//Физмка в школе. -1979.-№ 3.-С. 54.
  14. Я. Радиоэлектронные игрушки: электроника дома, на работе, в школе: Пер. с польск. М.: Советское радио, 1976. — 608 с.
  15. Воронцов-Вельяминов Б. А. Астрономия: Учебник для 10 кл. сред. шк. -17-е изд. перераб. М.: Просвещение, 1987. — 159 с.
  16. Воронцов-Вельяминов Б. А. Сборник задач по астрономии: Пособие для учащихся. М.: Просвещение, 1980. — 56 с.
  17. Вуд Р. Демонстрация орбит тел движущихся под действием центрального притяжения//Квант. 1971. — № 11. — С. 22.
  18. Вуд Р. Искусственное солнечное затмение/Опыты в домашней лаборатории/Библиотечка «Квант». М.° Наука, 1980. — Выпуск 4. — 144 с.
  19. М., Вильке Г. И. Объективная демонстрация линейчатых спектров//Физика в школе. 1978. — № 1. — С. 57 — 61.
  20. В.А. Научно-методические основы создания системы учебных кинофильмов по курсу астрономии средней школы и методика их использования в процессе обучения: Дисс. к.п.н. М., 1977. — 204 с.
  21. Н.Т. Демонстрация суточного вращения Земли//Физика в школе. 1952.-№ 3. — С. 49.
  22. П.Я. Умственное действие как основа формирования мысли и образа//Вопросы психологии. 1957. — № 6. — С. 58 — 69.
  23. Н.Д. Демонстрация движения системы Земля-Луна//Физика в школе. 1986. — № 5. — С. 68 — 69.
  24. Дж. Экологический подход к зрительному восприятию: Пер. с англ. М.: Прогресс, 1988. — 464 с.
  25. Р., Шпрокхоф Г. Эксперимент по курсу элементарной физики: В 6 ч.: Пер. с нем. М.: Учпедгиз РСФСР, 1959. — Ч. 1. — 264 с.
  26. H.A., Горбачёв Б. И. Практические работы по курсу астрономии: Методические рекомендации для учителей. Ворошиловград, 1982.-51с.
  27. Н.К., Нурминский И. И. Базовый уровень среднего образования по физике//Физика в школе. 1990. — № 6. — С. 19−24.
  28. Дж., Стэнли Дж. Статистические методы в педагогике и психологии: Пер. с англ. М.: Прогресс, 1976. — 495 с.
  29. . Что такое психология: В 2 т.: Пер. с франц. М.: Мир, 1992.- Т. 2. 376 с.
  30. В.П. Средства обучения географии и условия их эффективного использования: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов. М.: Просвещение, 1987. — 222 с.
  31. М.И., Краснянская К. А. Применение математической статистики в педагогических исследованиях. Непараметрические методы. М.: Педагогика, 1977. — 136 с.
  32. М.А., Млодзеевский А. Б., Телеснин Р. В., Шаскольская М. П., Яковлев И. А. Лекционные демонстрации по физике/Под ред. Иве-роновой В.И. 2. изд. — М.: Наука, 1972. — 638 с.
  33. H.A. Выявление причины петлеобразного движения пла-нет//Физика в школе. 1983. — № 5. — С. 71 — 72.
  34. H.A. Демонстрация затмений//Физика в школе. 1982. — № 5.- С. 84.
  35. A.A. Извечные тайны неба. 2-е изд. перераб. и доп. — М.: Просвещение, 1984. — 272 с.
  36. В.В. Виды обобщений в обучении. М.: Педагогика, 1972. -423с.
  37. М.М. Лабораторный практикум по курсу общей астрономии. 2-е изд., доп. и исправ. — М.: Высшая школа, 1972. — 424 с.
  38. Дагаев М.М.Э Фирчук П. Я. Знают ли астрономию выпускники средних школ//Земля и Вселенная. 1985. — № 2. — С. 75 — 77.
  39. М.М., Чарушн В. М. Астрофизика: Книга для чтения по астрономии. Учебное пособие для 8−10 классов. Мл Просвещение, 1988. -206с.
  40. Е.Г., Медведев A.A. Светящаяся подвижная карта звёздного неба//Физика в школе. 1968. — № 5. — С. 86.
  41. П.Ф. Теллурий в соединении со звёздной картой экваториальной полосы//Физика в школе. 1966. — № 5. — С. 61 — 62.
  42. H.A., Семакин Н. К. Самодельные школьные планета-рин//Физика в школе. 1962. — № 4. — С. 69 — 77.
  43. Дик Ю. И. Основные направления построения курса физики и астрономии базовой школы (проект)//Физика в школе, 1989, № 3. — С. 34 — 41.
  44. Дик Ю.И., Орлов В. А. Построение курса физики и астрономии старшей школы (проект)//Физика в школе, 1989, № 4. — С. 45 — 48.
  45. Дик Ю.И., Пинский A.A., Страут Е. К. Проблема интеграции курсов физики и астрономии//Физика в школе. 1989. — № 1. — С. 23 — 27.
  46. В.П. Астрофизический материал в курсе общей физики педвуза как средство формирования современной физической картинымира: Дисс. к.п.н. М., 1986. — 199 с.
  47. К.В. Простые физические приборы с добавлением: Наглядные пособия по космографии: 4-е издание. М.: Товарищество «Задруга», 1917.- 144 с.
  48. A.A., Крылов М. А. Демонстрация принципа акустической ло-кации//Физика в школе. 1971. — № 3. — С. 69 — 70.
  49. А.Д. Пособие для показа суточного пути светил на различных широтах/Сборник по методике и технике физического эксперимента/Составитель Мур Д. М. М.: Учпедгиз РСФСР, 1960. — 208 с.
  50. Е.Я. Методика реализации взаимосвязи курсов физики и астрономии в средней школе: Дисс. к.п.н. М., 1982. — 210 с.
  51. Р., Степанова Е. ПМК на уроках астрономии//Информатика и образование. 1989. — № 1. — С. 83 — 84.
  52. В.Э. Демонстрация вида звёздного неба//Физнка в школе. 1986. № 6. — С. 79.
  53. Л.В. О сочетании слова учителя и наглядных средств в обучение/Вопросы психологии 195 7.-№ 6.-С. 40−57.
  54. Л.М. Методика использования средств обучения на уроках русского языка/АПН СССР. НИИ шк. оборуд. и средств обучения. М., 1990. — 85 с.
  55. Л.М. Наглядность в преподавании русского языка: Пособие для учителя. М.: Просвещение, 1984. — 159 с.
  56. Ф.Ю. Звёздная азбука: Пособие для учащихся. М.: Просвещение, 1981.-191 с.
  57. К.И. Использование подвижной карты звёздного неба на уроках астрономии в средней школе/В помощь учителю астрономии/ Кировский гос. пединститут. Киров, 1966. — 64 с.
  58. Л.Я. Средства обучения как системаУ/Сов. педагогика. 1986. -№ 9. -С. 55 -58.
  59. А.И., Ахмадов У. С. Две простые установки для изучения небес" ных тел/УФизика в школе. 1986.- № 5. — С. 66 — 68.
  60. Т.В. Структура деятельности учащихся при сообщении учебного материала с помощью технических средств информации//Условия и методы эффективного применения ТСО в школе и вузе/Кировский гос. пед. институт. Киров, 1981. — 104 с.
  61. Использование средств обучения в преподавании географии/Барышев Ю.Г., Вестицкий М. Б., Григорьева Т. В. и др./Под ред. Барышева ЮТ -М.: Просвещение, 1989. 159 с.
  62. JI.B. Лунарий//Физика в школе. 1948. — № 2. — С. 75.
  63. Л.В. Подвижная модель для объяснения времени и долго-^ ты//Физика в школе. 1950. — № 4. — С. 60.
  64. Л.В. Подвижная модель для определения широты места на-блюдения//Физика в школе. 1950. — № 6. — С. 79.
  65. Т.М. Дидактически-целесообразные нормы использования различных аудиовизуальных пособий в учебном процессе//Условия и методы эффективного применения ТСО в школе и вузе/Кировский гос. пед. институт. Киров, 1981. — 104 с.
  66. А.П., Резник P.M. Два практических задания по астрофизи-^ ке//Физика в школе. 1983. — № 3. — С. 68 — 71.
  67. Кенжаев Болта Сочетание наблюдений и изучение теоретического материала в курсе астрономии средней школы: Дисс. к.п.н. М., 1982. -186с.
  68. Д.Г. Изучение основ астрофизики в курсе физики средних специальных учебных заведений: Дисс. к.п.н. М., 1986. «165 с.
  69. Д. Г. Самойленко П.И. О методике преподавания интегрированного курса физики и астрономии//Физика в школе. 1990. — № 2. — С. 6669.
  70. Ю.Н. Пространственные модели участков звёздного не-ба//Физика в школе. 1986. — № 5. — С. 65 — 66.р.
  71. Ю.Н. Пути повышения педагогической эффективности преподавания астрономии в современной средней школе: Дисс. к.п.н. М., 1974. — 202 с. — с приложениями.
  72. Концепция общего среднего образования как базового в единой системе непрерывного образования: Проект. М.: Педагогика, 1988. — 62 с.
  73. Д.Я., Миргородский Б. Ю. Гравитационные крутильные ве-сы//Физика в школе. 1976. — № 4. — С. 66.
  74. В.А. Демонстрации и лабораторные опыты с керамическими магнитами//Физика в школе. 1970. — № 3. — С. 31 — 37.
  75. В.А. Использование кинопроекционного аппарата в качестве стробоскопа//Физика в школе. 1971. — № 4. — С. 62 — 68.
  76. А.А. Содержание и методика изложения вопросов астрофизического характера в курсе физики: Дисс. к.п.н. М., 1963. — 267 с.
  77. П. Наблюдения визуально-двойных звёзд: Пер. с франц. М.: Мир, 1981.-238 с.
  78. В.А. Магнитная модель небесной сферы//Физика в школе. -1983.-№ 2.-С. 54.
  79. В.И. Электрифицированная подвижная карта звёздного не-ба//Физика в школе. 1982. — № 2. — С. 61 — 62.
  80. A.M. Демонстрация атомарных и молекулярных спек-тров//Физика в школе. 1971. — № 1. — С. 64 — 67.
  81. A.M. Демонстрация фотолюминесценции паров//Физика в школе. 1972. — № 1. — С. 66.
  82. Е.П. Генерализация знаний учащихся на основе важнейших понятий и идей курса астрономии//Физика в школе. 1982. — № 2. — С. 57 -60.
  83. Е.П. Методика преподавания астрономии в средней школе. -М.: Просвещение, 1965. 227 с.
  84. Е.П. Научные основы методики и система средств обучения астрономии в школах и профтехучилищах: Дисс. д.п.н. в форме науч. доклада. -М., 1991.-52 с.
  85. И. За пределами известного мира: от белых карликов до квазаров: Пер. с англ. М.: Мир, 1978. — 176 с.
  86. Г. Г. Плоскостные наглядные пособия с подвижными деталями по астрономии/Преподавание астрономии в школе: Сборник статей/Под. ред. Воронцова-Вельяминова Б.А. М.: АПН РСФСР, 1959. — С.143−146.
  87. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1975.-304 с.
  88. А.Н. Психология образаУ/Вестник Моск. ун-та. Сер. 14. Психология. 1979. — № 2. — С. 3 — 13.
  89. М.А. Самостоятельные экспериментальные исследования учащихся при изучении механики космических полётов//Физика в школе. -1969.-№ 4.-С. 85 -90.
  90. В.В. Простые опыты по криволинейному распространению света. -М.: Наука, 1984.- 128 с.
  91. Г. И., Стамейкина И. А. Задания для работы с подвижной картой звёздного неба//Физика в школе. 1984. — № 5. — С. 62−65.
  92. .И. Формирование теоретического мышления на образной оетове//Вопросы психологии. 1981. — № 1. — С. 90 — 99.97. • Марленский А. Д. Звёздная карта со светящимися цветными звёздами/Физика в школе. 1965. — № 1. — С. 88 — 89.
  93. А.Д. Изучение темы звёзды//Физика в школе. 1971. — № 1. — С.78 — 83.
  94. А.Д. Подвижная карта звёздного неба/Приборы по физике и астрономии: 'Сборник статей/Сост. Гаврилов ET., Ларионов М. Г., Снегирёв Б. А. М.: Просвещение, 1967. — 136 с.
  95. А.Д., Порошин Ф. М. Изучение спектрального анализа в курсе астрономии средней школы//Физика в школе. 1971. — № 4. — С.77 — 80.
  96. А.Д., Яхно Г. С. К иллюстрации способа определения расстояний до небесных тел//Физика в школе. 1975. — № 5.- С. 77 — 78.
  97. И.Я. Таблица как система и путь её исследова-ния//Дидактические основы создания и использования печатных пособий в средней школе/Под ред. Л.М. Зельмановой- АПН СССР. НИИ шк. оборуд. и техн. средств обучения. М, 1981. — 162 с.
  98. М.И. Современный урок. 2-е изд. испр. и доп. — М.: Педагогика, 1985.- 184 с.
  99. Микрокомпьютер в играх и задачах/АН СССР. Серия «Кибернетика -неограниченные возможности и возможные ограничения». М.: Наука, 1986.- 187 с.
  100. О.В. Методические особенности формирования у учащихся представлений об астрономических явлениях: Автореферат дисс. на соискание степени к.п.н. -М., 1988. 17 с.
  101. Д.В. Усовершенствованная модель небесной сферы//Физика в школе. 1948. — № 6. — С. 58.
  102. М. Практическая астрономия. Практические задачи по общей астрономии: Пер. с англ. М.: Мир, 1971. — 238 с.
  103. А.Д. Взаимное расположение и физические характеристики ближайших к Солнцу звёзд//Физика в школе. 1963. — № 2. — С.71 — 75.
  104. А.Д. Наблюдения и иллюстративные методы в преподавании астрономии: Дисс. к.п.н. М., 1958. — 257 с.
  105. А.Д. Самодельные приборы по астрономии // Преподавание астрономии в школе/Под ред. Воронцова-Вельяминова Б.А. М.: АПН РСФСР, 1959.-С. 89- 106.
  106. C.C. Новые наглядные пособия преподавания математической географии и астрономии для учителей и студентов пединститутов: Дисс. к.п.н. Минск, 1963. — 246 с.
  107. М.Е. Методика преподавания астрономии. 2-е изд. — М.: Учпедгиз, 1955. — 215 с.
  108. ПЗ.Нарликар Дж. От чёрных облаков к чёрным дырам: Пер. с англ. М.: Энергоатомиздат, 1989.- 141 с.
  109. ВТ. К выявлению причины петлеобразного движения пла-нет//Физика в школе. 1984. — № 5. — С. 67.
  110. H.H., Столбоушкин С. К. Спутник на дисплее//Квант. 1989. -№ 10.-С. 60−64.
  111. И.И., Гладышева Н. К. Статистические закономерности формирования знаний и умений учащихся. М.: Педагогика, 1991. -224с.
  112. Основы методики преподавания физики в средней школе/В.Г. Разумовский, А. И. Бугаёв, Ю. И. Дик и др./Под ред. A.B. Пёрышкина и др. М.: Просвещение, 1984. — 398 с.
  113. А.Б. Звёздные часы//Физика в школе. 1962. — № 4. — С. 77 — 80.
  114. Персональный компьютер в играх и задачах/АН СССР. Серия «Кибернетика неограниченные возможности и возможные ограничения». -М.: Наука, 1988.- 191 с.
  115. И.К. Демонстрация фаз Луны//Физика в школе. 1961. — № 6. — С. 66 — 68.
  116. Е.С., Гершунская P.C. Средства обучения как категория дидактики: Материалы к заседанию Учёного совета/АПН СССР. НИИ шк. обо-руд. и средств обучения. М., 1988. — 57 с.
  117. А.П. Опыты по взаимодействию тел//Физика в школе. 1983. -№ 4. — С. 65 — 66.
  118. Г. В. Спектроскопия и цвета тел в курсе физики средней школы. -М.: Просвещение, 1971. 104 с.
  119. А.П. Формирование первоначальных астрономических понятий у учащихся 6 7 кл. на внеклассных и факультативных занятиях: Дисс. к.п.н. — Челябинск, 1986. — 202 с.
  120. Ф.М. Демонстрационные модели по астрономии и методика их использования в средней школе: Дисс. к.п.н. М., 1971. — 250 с.
  121. Ф.М. Изучение двойных звёзд с помощью моделей//Физика в школе. 1971. — № 1. — С. 84 — 87.
  122. В.В. Астрономия: Пробный учебник для 10 класса средней школы. М.: Просвещение, 1987.
  123. Преподавание физики по усовершенствованной программе в средней общеобразовательной школе: Учебно-методические рекомендации (экспериментальные материалы)/Под ред. Ступникова В. М. Благовещенск, 1982.-100 с.
  124. .Г., Воинов С. С. Внеурочная работа по астрономии: Кн. для учителя: Из опыта работы. М.: Просвещение, 1989. — 208 с.
  125. В.Ф. Демонстрация линейчатых спектров поглощения//Физика в школе. 1976. — № 1. — С. 7.
  126. A.M., Пугал H.A., Ковалёва И. Н., Ленина В. Г. Использование средств обучения на уроках биологии. М.: Просвещение, 1989. -191 с.
  127. С.Л. Бытие и сознание. О месте психического во всеобщей взаимосвязи явлений материального мира. М.: АН СССР, 1957. — 328 с.
  128. A.A. О природе космического магнетизма//Квант. 1984. -№ 4. — С. 4.
  129. Самодельное школьное оборудование по физике: Методические рекомендации/Под ред. Иванцова J1.M.- АПН СССР. НИИ шк. оборуд. и техн. средств обучения. М., 1985. — 246 с.
  130. A.B. Наглядный образ в структуре познания. М.: Политиздат, 1971. — 271 с.
  131. Е.К., Широков C.B. Некоторые вопросы методики преподавания сферической астрономии//Физика в школе. 1970. — № 4. — С. 88 — 96.
  132. В.М. Совершенствование содержания и структуры астрофизического материала как средство повышения эффективности учебного процесса по астрономии в средней школе: Дисс. к.п.н. М., 1976. -171с. — с приложениями.
  133. Е.И. Применение стереографической сетки на уроках астро-номии//Физика в школе. 1962. — № 1. — С. 58 — 60.
  134. Теоретические основы процесса обучения в советской школе/Под ред. В. В. Краевскош, И .Я. Лернера- Науч. исслед. ин-т общей педагогики АПН СССР. — М.: Педагогика, 1989. — 320 с.
  135. Теоретические основы создания оптимальных систем средств обучения/Под ред. Е.С. Полат- АПН СССР. НИИ шк. оборуд. и техн. средств обучения. М., 1989. — 122 с.
  136. О. Модель небесной сферы//Физика в школе. 1964. — № 6. — С. 71.
  137. В.А. Модель Солнца//Физика в школе. 1968. — № 3. — С. 8184.
  138. Уокер Джирл. Демонстрационные опыты по физике//В мире науки. -1983.-№ 3.-С. 95 -97.
  139. Учебные стандарты школ России. Государственные стандарты начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования. Книга 2. Математика. Естественнонаучные дисциплины / Под ред.
  140. B.C. Леднёва, H.Д. Никандрова, М. С. Лазутовой. М.: «ТЦ Сфера», «Прометей», 1998. — 336 с.
  141. Р., Лейтон Р., Сэндс М. Фейнмановские лекции по физике: В 9 т.: Пер. с англ. 3-е изд. — М.: Мир, 1976. — Т.1−2. — 439 с.
  142. Физический эксперимент в школе: Сборник статей: Пособие для учителя. М.: Просвещение, 1966. — Выпуск 3. — 159 с.
  143. Философский энциклопедический словарь М.: Сов. энциклопедия, 1983.-840 с.
  144. Д., Бейкер М. Микрокомпьютерная графика: Пер. с англ. М.: Мир, 1987.-351 с.
  145. Р., Иствуд Дж. Численное моделирование методом частиц: Пер. с англ. М.: Мир, 1987. — 640 с.
  146. С.А. Демонстрационный эксперимент по физике в школах и классах с углублённым изучением предмета: Механика. Молекулярная физика: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1994. — 368 с.
  147. И.В. Прибор для демонстрации движения Солнца по эклип-тике/УФизика в школе. 1981. — № 1. — С. 70.
  148. В.П. Переменные звёзды и способы их исследования. М.: Педагогика, 1969. — 240 с.
  149. М.Н. Простейший планетарий//Физшса в школе. 1972. — № 4.1. C.84.
  150. Е.В. Методика преподавания астрономии в основной школе (на примере изучения вопросов небесной механики): Автореферат дисс. на соискание степени к.п.н. М., 1995. — 18 с.
  151. Т.Н. Учебный эксперимент в процессе формирования физических понятий. М.: Просвещение, 1986. — 96 с.
  152. С., Тьюколски С. Чёрные дыры, белые карлики и нейтронные звёзды: В 2 ч.: Пер. с англ. М.: Мир, 1985. — Ч. 2. — 655 с.
  153. Н.М. Дидактические проблемы применения ТСО в средней школе. М.: Педагогика, 1973. — 272 с.
  154. Н.М. Анализ технических средств обучения и требования к вновь создаваемым и модернизируемым/АПН СССР. НИИ шк. оборуд. и техн. средств обучения. М., 1969. — 28 с.
  155. Н.М., Шилов В. Ф. Физический эксперимент в средней школе. М.: Просвещение, 1989. — 255с.
  156. Д.Ш. Мысленный эксперимент в преподавании физики. М.: Просвещение, 1987. — 94 с.
  157. В.А. Моделирование и философия. М.: Наука, 1966. — 301 с.
  158. Эволюция звёздных систем//3емля и Вселенная. 1983. — № 1. — С.24−25.
  159. Этюды о персональных компьютерах: Пер. с венгерского. М.: Знание, 1988.- 159 с.
  160. Г. С. К определению времени по звёздам//Физика в школе. 1948. -№ 5.-С. 72.
  161. Г. С. О моделировании космических систем//Физика в школе. — 1974.-№ 6.-С. 74−75.
  162. Г. С. Содержание и методика проведения практических работ и моделирование астрономических явлений в курсе астрономии средней школы: Дисс. к.п.н. М., 1966. — 227 с.
  163. Г. С., Марленский А. Д. Об имитации звёздного неба//Физика в школе. 1965. — № 5. — С. 62 — 65.
  164. Cosmos © / Planeiariym Simyiator. Version 14.11. — 1988−1991.
  165. Orbits™ / Voyage Through The Solar System™ / O Copyright. Winter Tech™. — Version 2.1. — 1989−1991.
Заполнить форму текущей работой