Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Развитие агропромышленного комплекса в условиях местного самоуправления: На примере Республики Саха (Якутия)

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Разработаны положения и правила проведения товарной и закупочной интервенции на говядину, оленину, свинину, рыбу и масло животное, определен механизм их осуществления для стабилизации рынка сельскохозяйственной продукции, удовлет" ср?*!!гя потребности жителе" республики п продуктах местного проичтюдстпа, регулирования рыночных цен в целях поддержки местного товаропроизводителя, в отличие от ранее… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Теоретические и методические аспекты изучения региональных социально-экономических проблем
    • 1. 1. Теоретические и методические подходы к изучению развития горнопромышленного комплекса, как финансово-экономической основы местного самоуправления
    • 1. 2. Повышение уровня жизни сельского населения, как главная цель развития аграрно-промышленного комплекса
    • 1. 3. Природно-климатические особенности ведения сельского хозяйства в регионе
  • Глава II. Состояние и проблемы сельскохозяйственного производства в Республике Саха (Якутия)
    • 2. 1. О ходе реализации «Президентской программы социально-экономического развития села Республики Саха (Якутия) на 2002−2006 годы»
    • 2. 2. Роль и место аграрно-промышленного комплекса в условиях местного самоуправления в сельскохозяйственных улусах республики
    • 2. 3. Кооперация и интеграция как фактор стабилизации и повышения экономической эффективности сельскохозяйственного производства
  • Глава III. Пути развития аграрпо-нромышлеппого комплекса региона в условиях местного самоуправления
    • 3. 1. Государственное и муниципальное регулирование развития аграрно-промышленного комплекса в условиях местного самоуправления
    • 3. 2. Муниципальный заказ — как механизм поддержки местного товаропроизводителя и заготовителя
    • 3. 3. Осуществление товарной интервенции для стабилизации рынка сельскохозяйственной продукции в Республике Саха (Якутия)
    • 3. 4. Механизмы регулирования земельных отношений в условиях местного самоуправления
    • 3. 5. Основные направления развития семейной экономики в регионе
  • Выводы и предложения
  • Список использованной литературы
  • Приложения

Развитие агропромышленного комплекса в условиях местного самоуправления: На примере Республики Саха (Якутия) (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. С принятием Федерального Закона от 6 октября.

2003 г. «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации» было положено начало формированию законодательной системы, при которой полномочия по решению важнейших вопросов жизнеобеспечения населения, а также ответственность за их реализацию, четко разграничиваются между уровнями государственной власти и местным самоуправлением. В Законе Республики Саха (Якутия) «О местном самоуправлении в Республике Саха (Якутия)» от 30 ноября 2004 г. 3 № 350−111 определен большой круг полномочий экономического характера. Но их нельзя считать исчерпывающими, так как проблем, возникающих перед местным самоуправлением и требующих решения на месте, значительно больше. В этой связи в Республике Саха (Якутия) была проведена целенаправленная работа по переходу на двухуровневое местное самоуправление, разработан и принят пакет нормативно-правовых актов, которые закрепили его структуру. Проведены референдумы, а затем сформированы органы местного самоуправления, выбраны их главы. В.

2004 г. Президентом Республики Саха (Якутия) утвержден план совместных действий органов государственной власти и органов местного самоуправления Республики Саха (Якутия), одобренный на Совете по местному самоуправлению по реализации вышеназванного закона. Важной особенностью большинства муниципальных формирований местного уровня (наслеги и поселки) в республике является то, что они мелкие по размерам. Так, в настоящее время в республике имеется 34 муниципальных района, 2 городских округа, 13 городов, 51 поселок городского типа, 366 сельских наслегов и 592 сельских населенных пунктов. Таким образом, создана территориальная основа организации системы муниципальных образований на уровне поселений.

В дайной ситуации в целях реализации федеральных и региональных законов по формированию субъектов местного самоуправления, а также повышения уровня благосостояния сельского населения, стабилизация и рост экономической эффективности отраслей агропромышленного комплекса становится первоочередной задачей исполнительных органов власти. В этой связи перед главами муниципальных образований совместно с научными учреждениями, министерствами и ведомствами встала проблема разработки программ социально-экономического развития наслегов республики, без принятия которых развитие местного самоуправления на поселенческом уровне встретит большие трудности. Решение существующих проблем села — это вопрос не только политический, но и экономический. Успешное развитие местного самоуправления в сельских поселениях Республики Саха (Якутия) во многом будет зависеть от повышения экономической эффективности развития агропромышленного комплекса.

Исследования показали, что внедрение в 2003 г. местного самоуправления в Республике Саха (Якутия) на уровне районов (улусов) создало твердую основу для образования муниципальных районов, согласно новому федеральному закону, что существенно облегчило первый этап его реализации в части создания муниципальных районов и перехода к организации муниципальных образований поселенческого уровня. Вместе с тем, имеется ряд вопросов законодательного и правового характера в области территориальной организации и государственным стандартам поселений по плотности населения. Для разрешения этих и многих других сопутствующих вопросов необходимо осуществить комплекс мероприятий как на федеральном, так и региональном уровнях.

Цель и задачи исследования

Целью диссертационной работы является исследование региональных особенностей агропромышленного комплекса и обоснование развития его как экономической основы местного самоуправления. Для достижения этой цели поставлены и решены следующие задачи:

— исследование и анализ теоретических и методических аспектов изучения социально-экономических проблем агропромышленного комплекса региона;

— выявление региональных проблем и определение роли и места агропромышленного комплекса в рамках реализации «Президентской программы социально-экономического развития села Республики Саха (Якутия) на 2002;2006 годы»;

— выработка предложений по государственному и муниципальному регулированию развития агропромышленного комплекса в условиях местного самоуправления;

— разработка механизмов размещения муниципального заказа па сельскохозяйственную продукцию и товары народного потребления в условиях местного самоуправления;

— осуществление товарной и закупочной интервенции для стабилизации и регулирования рынка сельхозпродукции;

— регулирование механизма земельных отношений в муниципальных образованиях, как главной экономической основы местного самоуправления.

Объектом исследования являются агропромышленный комплекс Республики Саха (Якутия) в составе кооперативов, крестьянских (фермерских), личных подсобных хозяйств, государственных и муниципальных унитарных предприятий и муниципальных образований республики.

Предметом исследования выступают социально-экономические отношения в сельскохозяйственных улусах Республики Саха (Якутия) в условиях развития местного самоуправления.

Теоретической и методической основой исследования явились научные труды отечественных и зарубежных экономистов в области аграрной науки. Вопросами экономики агропромышленного комплекса в 20-х годах прошлого столетия занимались A.B. Чаянов, Н. Д. Кондратьев, А. Н. Челинцев и другие. В современных условиях проблемы сельского хозяйства рассматривались такими российскими учеными, как A.A. Никонов, И. Н. Буздалов, A.M. Емельянов, а также региональными учеными-аграрниками H.H. Тихоновым, Е. А. Борисовым, В. Р. Дарбасовым, И. А. Матвеевым, И. О. Пахомовым, В. А. Уваровым и другими. В работе использованы законы Российской Федерации, Республики Саха (Якутия) и другие нормативно-правовые акты, специальная литература, материалы научно-практических конференций, методические и статистические данные соответствующих министерств и ведомств. В процессе исследования использовались экономико-статистический метод, а также методы группировок и вариантных расчетов автора.

Научная новизна диссертации заключается в том, что в результате исследований:

— предложены экономические механизмы регулирования агропромышленного комплекса в условиях местного самоуправления на основе внедрения муниципального заказа на продукцию местных товаропроизводителей па районном и поселенческом уровнях, за счет средств бюджета муниципалитетов для обеспечения муниципальных нужд на закуп продукции и товаров народного потребления, в отличие от ранее существовавшего государственного заказа на уровне региона в целом, что в конечном итоге позволит дальнейшему стимулированию производства местной продукции, открытию новых рабочих мест в сельской местности и улучшению финансово-хозяйственной деятельности предприятий агропромышленного комплекса;

— разработаны положения и правила проведения товарной и закупочной интервенции на говядину, оленину, свинину, рыбу и масло животное, определен механизм их осуществления для стабилизации рынка сельскохозяйственной продукции, удовлет" ср?*!!гя потребности жителе" республики п продуктах местного проичтюдстпа, регулирования рыночных цен в целях поддержки местного товаропроизводителя, в отличие от ранее существовавшей по стране интервенции, проводившейся на уровне региона через посредников и только в отношении зерна с целью предупреждения глубокого падения цен на рынке. Организатор проведения товарной интервенции должен выступить в едином лице — в роли заготовителя и продавца, минуя посредников, что позволит прямому финансовому вливанию бюджетных средств местным товаропроизводителям, стимулировать местное производство, и окажет плодотворное влияние на расширение сбыта экологически чистой местной продукции- - предложена методика кадастровой оценки земель городских и сельских поселений на уровне муниципалитетов, определены условия и порядок регулирования использования сельскохозяйственных угодий и арендных платежей земельных участков па основе установления гибких ставок, с учетом платежеспособности разных социальных групп населения, экономической эффективности и финансово-хозяйственной деятельности каждого землепользователя. В отличие от ранее существовавших твердых ставок на аренду земель под поселение и сельскохозяйственные угодья, она позволит более рациональному использованию земельных ресурсов, обеспечению правовых, экономических, организационно-технологических и других условий для воспроизводства и повышения плодородия почв, управления и распоряжения муниципальной собственностью, как главной экономической основы местного самоуправления.

Практическая значимость и реализация работы состоит в том, что выводы и рекомендации, сделанные в результате проведенного исследования были использованы: при разработке «Программы социально-экономического развития муниципального образования „Хангаласский улус“ на период 2002;2006 гг.», а также при разработке рекомендаций и предложений для глав муниципальных образований.

Некоторые механизмы субсидирования, муниципального заказа на сельхозпродукцию и товарная интервенция па поддержку местного сельхозтоваропроизводителя используются при разработке и введении второго этапа «Программы социально-экономического развития села Республики Саха (Якутия) на 2007;2011 годы». Результаты исследования по внедрению муниципального заказа и внедрение новых механизмов регулирования земельных отношений в условиях местного самоуправления внедрены в практической работе муниципального района «Хангаласский улус».

Результаты исследования могут быть использованы при подготовке нормативно-правовых актов муниципальными образованиями, сельскохозяйственными предприятиями, Министерством сельского хозяйства Республики Саха (Якутия) и агропромышленным комплексом других регионов. Внедрение результатов исследования позволит обеспечить рост объемов продукции сельского хозяйства и товаров народного потребления.

Апробация работы. Результаты и основные положения исследования прошли апробацию на республиканских, зональных, районных научно-практических конференциях, совещаниях и семинарах по вопросам развития местного самоуправления в регионе. В частности, основные положения исследований были доложены в 2004 г. на заседании Совета по местному самоуправлению при Президенте Республики Саха (Якутия), в 2004;2005 гг., на Парламентских слушаниях «О ходе реализации Президентской программы социально-экономического развития села Республики Саха (Якутия) на 2002;2006 годы».

Публикации. По теме исследования автором опубликовано 6 научных статей.

Структура работы. Диссертационная работа состоит из введения, трех глав, 49 таблиц, 5 схем и 3 рисунков, выводов и предложений, списка использованной литературы из 115 наименований и приложений. Основное содержание изложено на 135 страницах машинописного текста.

ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ 1.

С принятием Федерального Закона от 6 октября 2003 года «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации» было положено начало формирования законодательной системы, при которой полномочия по решению важнейших вопросов жизнеобеспечения населения, а также ответственность за их реализацию, четко разграничиваются между уровнями государственной власти и местным самоуправлением. В данной ситуации в целях реализации федерального и регионального законов, становления местного самоуправления, а также, что главное, повышения уровня благосостояния сельского населения, стабилизация и рост экономической эффективности отраслей агропромышленного комплекса становится первоочередной задачей исполнительных органов власти и местного самоуправления.

Исследования показали, что гарантом становления местного самоуправления в наслегах является стабильная экономика. В соответствии с проектом Бюджетного кодекса РФ, источником формирования доходов местных бюджетов районного и поселенческого уровня могут являться: собственные доходысубвенции, предоставляемые на осуществление органами местного самоуправления и отдельных государственных полномочий, переданных им Федеральными Законами и Законами Республики Саха (Якутия).

Таким образом, без серьезной финансово-экономической базы, то есть повышения рентабельности работы отраслей экономики агропромышленного комплекса гарантии хозяйственной самостоятельности могут повиснуть в воздухе. В большинстве сельскохозяйственных улусов республики выбор вида хозяйственной деятельности ограничен, что связано с природно-климатическими условиями, транспортной схемой, менталитетом коренных и малочисленных народов Севера и так далее. Очевидно, что основной акцент в них будет сделан на производстве, связанном с переработкой и хранением сельскохозяйственного сырья, развития местных промыслов.

Практика последних лет показала, что механизм формирования муниципального заказа, особенно в промышленных улусах, требует внесения дополнений, так как любая продукция, которую они выпускают на местах, должна быть заказана муниципалитетами, а не завозиться извне. Муниципальный заказ, как средство развития производства, как средство занятости населения должна использоваться в республике максимально. Формирование экономической и финансовой базы местного самоуправления в сельскохозяйственных улусах республики путем разграничения объектов собственности между типами муниципальных образований, источников доходов бюджетов муниципальных районов и поселений требуют всестороннего экономического анализа и разработки механизма дифференцированного подхода в финансировании дотационных муниципальных образований, то есть механизм выравнивания бюджетов со средств республиканского и районного фондов поддержки муниципальных районов и поселений.

Из вышеизложенного необходимо внести следующие предложения:

В Республике Саха (Якутия) в условиях местного самоуправления государственная и муниципальная поддержка аграрного сектора экономики должна осуществляться по следующим направлениям: совершенствование системы прямой финансовой поддержки сельхозтоваропроизводителей путем субсидирования и дотированияулучшение состояния материально-технического обеспечения путем долгосрочного лизингареформирование финансово-кредитной политики и системы страхованияреформирование системы налогообложения предприятий АПКрасширение сбыта продукции путем размещения государственного и муниципального заказаосуществление закупочной и товарной интервенции в отношении говядины, оленины, свинины, рыбы и масла животногоприменение новых механизмов регулирования земельных отношений и экономической оценки земель.

1. В республике, находящейся в зоне рискованного земледелия и животноводства прямые выплаты сельхозтоваропроизводителям должны производиться за конечную продукцию. При этом следует довести их уровень не менее 60−65% от общего финансирования из бюджета Республики Саха (Якутия). Практика показала, что прямые выплаты на сельскохозяйственную продукцию должны стимулировать не только повышение объемов сдачи продукции, но и основу развития всего агропромышленного комплекса, то есть рост численности скота и птиц, увеличение посевных площадей, продуктивности животных, что в конечном счете повышает общую валовую продукцию сельского хозяйства.

2. Одной из важнейших задач АПК региона является также повышение уровня энергообеспеченности и фондовооруженности в сельском хозяйстве для создания расширенного воспроизводства. В данной ситуации, одним из приоритетных экономических механизмов является лизинговая поставка сельскохозяйственной техники и оборудования. Для успешной реализации программы материально-технического снабжения сельхозтоваропроизводителей необходимо: ориентироваться на поставку отечественной сельскохозяйственной техники, как более надежной и перспективнойдобиться своевременного возврата кредитных средствпредусмотреть лизингодателям льготное налогообложениепредусмотреть субсидии на поставляемую сельскохозяйственную технику, как приоритетный экономический механизм поддержки АПК республики.

3. Важным инструментом государственного регулирования АПК является также финансово-кредитная политика, которая зависит от многих факторов деятельности всего АПК и финансовых институтов. В Республике Саха (Якутия), как и в Российской Федерации, с ее переходной рыночной экономикой, долгосрочная финансово-кредитная политика проводится далеко недостаточно и ее степень влияния на экономику аграрного сектора изучена слабо. На наш взгляд, кредитование сельскохозяйственных товаропроизводителей и предприятий АПК имеет свои специфические признаки такие, как: долгий воспроизводственный циклвоздействие непредсказуемых факторов (засуха и другие стихийные бедствия) — финансовая непривлекательность сельского заемщикасезонный спрос на кредит со стороны потребителейневозможность проведения залоговой политики, что связано с износом основных средств, отсутствием нормативно-правовых актов и др. Для достижения положительных результатов в аграрном секторе более реальным становится реализация долгосрочной кредитной политики. С открытием филиалов Росагропромбанка в основных сельскохозяйственных районах. Важным элементом механизма реализации финансово-кредитной политики в агропромышленном комплексе является развитие сельской кредитной кооперации — наиболее приемлемой формы организации взаимного кредитования граждан и мелких предприятий, а также страхование недвижимости и скота, как залог на получение кредита.

4. Реформирование системы налогообложения должно быть направлено на: ослабление налогового бремениусиление стимулирующей и регулирующей функций налогов через механизм льгот и освобожденийстимулирование инвестиционного процесса через отсрочки и освобождения. Первоочередная мера в сфере налоговой политики — не допустить роста фискального давления на АПК в целом. За последние 3 года сельскохозяйственные предприятия республики на доводимые налоги и платежи во внебюджетные фонды расходовали свыше 20% суммы выручки от реализации продукции. Наиболее оптимальным считается, когда общая сумма взимаемых налогов и платежей составляет не более половины прибавочного продукта.

5. В связи с переходом на двухуровневое местное самоуправление возникла необходимость в разработке новых методов регулирования государственного и муниципального продовольственного и непродовольственного рынка республики, в том числе за счет размещения муниципального заказа на сельскохозяйственную продукцию и товаров народного потребления. Так, оптимизация процесса управления муниципальным заказом и повышение эффективности закупок продукции для муниципальных нужд районов, сегодня проводится согласно федеральному законодательству и бюджетному кодексу Российской Федерации. На основании имеющихся нормативно-правовых актов в районных администрациях республики с целью обеспечения муниципальных нужд продукцией местных товаропроизводителей утверждается порядок формирования, размещения, исполнения и контроля за исполнением своего муниципального заказа.

6. Попытки активного регулирования продовольственного рынка, в том числе за счет товарных интервенций, предпринимались с середины 90-х гг. XX в. В настоящее время в Российской Федерации с 2001 г. осуществляется интервенция в отношении только производимого зерна, что связано со значительными колебаниями в производстве данного продукта питания. В Республике Саха (Якутия) закупочные и товарные интервенции целесообразно проводить в отношении масла животного, говядины, оленины, свинины и рыбы. Для проведения товарной интервенции необходимо наделить ОАО «Агропромышленный сбытовой союз» заготовительными функциями. При этом, в отношении рыбы необходимо предусмотреть возмещение транспортных расходов за счет бюджета региона, так как в основном рыба поступает из северных (арктических) улусов, где недостаточно развита транспортная сеть.

7. Главные цели земельных преобразований в республике — создание условий для рационального пользования землей и охраны этого важнейшего природного ресурсаобеспечение нормативно-правовых, экономических, организационно-технологических и других условий для воспроизводства и повышения плодородия почвысохранение и улучшение природной среды, а также равноправное развитие различных форм хозяйствования в сфере сельского хозяйства. В регулировании земельных отношений законодательно закреплена следующая компетенция органов местного самоуправления: управление и распоряжение муниципальной собственностью (в том числе, земельными участками, находящимися в бобственности муниципальных образований) — инвентаризация земель и формирование единых с земельным участком объектов недвижимости и др. С применением новых механизмов кадастровой оценки земель и регулированием ставок на арендные платежи и уменьшение налогообложения, дифференцированный подход руководящих органов местного самоуправления к землепользователям АПК создадут условия эффективного использования земельных ресурсов, как главной экономической основы местного самоуправления.

Предложенные автором разработки по развитию агропромышленного комплекса региона в условиях внедрения местного самоуправления будут способствовать выходу на новый более устойчивый уровень его развития.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Закон Российской Федерации № 131 от 24 сентября 2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
  2. Закон Российской Федерации от 25 октября 2001 г. № 137- ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации»
  3. Закон Российской Федерации от 24 июля 2003 г. № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».
  4. Закон Республики Саха (Якутия) «О местном самоуправлении в Республике Саха (Якутия)» от 30 ноября 2004 года 3№ 350-III.
  5. Закон Республики Саха (Якутия) от 14 июня 2000 г. № 746 «О личном подсобном хозяйстве граждан в Республике Саха (Якутия)»
  6. Закон Республики Саха (Якутия) 6−3 № 13-III от 4 марта 2003 года «О предельных размерах земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности».
  7. Земельный кодекс Российской Федерации.
  8. Всероссийская перепись населения 2002 года.
  9. Указ Президента PC (Я) «О мерах по развитию семейной экономики в Республике Саха (Якутия)».
  10. Постановление Правительства Российской Федерации от 10 февраля 2000 года № 117 «О совершенствовании кадрового обеспечения АПК».
  11. Постановление Правительства Российской Федерации от 7 августа 2002 года № 576 «О порядке распоряжения земельными участками, находящимися в государственной собственными, до разграничения государственной собственности на землю».
  12. Постановление Правительства Республики Саха (Якутия) от 5 февраля 2000 г. № 54 «О республиканской целевой Программе развития семейной экономики на селе Республики Саха (Якутия) на 2000−2004 гг.».
  13. Постановление Правительства Республики Саха (Якутия) от 24 марта 2003 г. № 148 «О мерах по созданию и развитию формирований МТО и ТО АПК PC (Я)».
  14. Постановление Правительства Республики Саха (Якутия) от 1 марта 2004 г. № 90 «О мерах по дальнейшему развитию лизинговой деятельности в агропромышленном комплексе PC (Я)».
  15. И.П. Комплексное развитие промышленности и сельского хозяйства на Севере. М., Экономика, 1973.
  16. Аграрная наука сельскому хозяйству Сибири: Сб. статей. / ВАСХНИЛ, Сиб. отд-ние- Науч. Ред. Р. Б. Кондратьев. — Новосибирск: Зап. Сиб. кн. изд-во, 1980. -115 с.
  17. Аграрная реформа в России: концепции, опыт, перспективы: Науч. Тр. ВИА-ПИ РАСХН. М.: Энциклопедия российских деревень, 2000, Вып.4.
  18. Аграрная реформа. Экономика и право. № 4 (28), 2003.
  19. Агропромышленный комплекс Республики Саха (Якутия) за 1995−2002 гг.: Статистический сборник/ Госкомстат Республики Саха (Якутия). Якутск: 2003. -92 с.
  20. Н.П. Размещение и специализация сельского хозяйства по при-родно-экономическим районам СССР. М: изд-во «Колос», 1970.
  21. А.И. Социально экономическая эволюция России. — М.: Наука, 2004. 183 с.
  22. А.М. Российская деревня в годы первой мировой войны.М, 1964.
  23. М.И., Шеремет А. Д. Теория экономического анализа. М: Финансы и статистика, 1994.
  24. В.Н. Профессор Александр Чаянов. М: Агропромиздат, 1990, — 302 с.
  25. А.И. Экономическое обоснование и организационные формы специализации сельского хозяйства. М: Экономика, 1973. — 200 с.
  26. Башмачников В. Ф и др. Пути аграрного возрождения. М.: Политиздат, 1991. -256 с.
  27. В.Р., Головатюк М. З. Специализация и концентрация сельского хозяйства в Сибири и на Дальнем Востоке. // Концентрация и кооперирование сельскохозяйственного производства. М: Колос, 1980.
  28. А.Т. Избранные труды. -М.: Агропромиздат, 1988.-414 с.
  29. Е.А. Аграрная^реформа и государственная поддержка сельских товаропроизводителей в Республике Саха (Якутия). Хабаровск: Этнос-ДВ, 1995. — 32 с.
  30. Е.А., Дарбасов В. Р. Аграрная реформа в Республике Саха (Якутия): Экономика опыт, рынок. Якутск, 1997. — 172 с.
  31. И.А. онцентрация производства и оптимальные размеры сельскохозяйственных угодий. М: Знание, 1966.
  32. И.Н. Собственность и рынок // АПК: Экономика, управление. -1993.-№ 1.
  33. И.Н., Крылатых Э. Н., Никонов A.A. Аграрные отношения: теория, историческая практика, перспективы развития. М.: Наука, 1993. — 270 с.
  34. Н.О. Региональная экономика. Учебное пособие. Тюмень: Издательство Тюменского гос. ун-та, 2003. — 312 с.
  35. B.C., Дедяев В. М. Муниципальные образования в России в условиях рыночной экономики. Ростов-на-Дону, 1996.
  36. Т.З. и др. Демографическая ситуация в Республике Саха (Якутия): проблемы и перспективы. Якутск: ЯНЦ СО РАН, 1994.
  37. Голисаев J1.A. Шаг за шагом к высоким урожаям / Рос. акад. с.-х. ЯНИИСХ. -Якутск: ЯФ изд-ва СО РАН, 2001. 64 с.
  38. Государственное регулирование АПК Республики Саха (Якутия) / К. Е. Иванов, В. Р. Дарбасов, Е. Г. Егоров, Якутск, 2003 г. 40 с.
  39. Государственное регулирование рыночной экономики: Сб. науч. тр. Киев: НИЭИ М — ва экономики Украины, 1991. — 178 с.
  40. В.Р., Егоров Е. Г., Соловьев Е. П. Основы развития кооперации: Теория, опыт, проблемы. Новосибирск: Наука, 2000. — 216 с.
  41. В.Р., Никифоров А. Г., Платонов И. С. Семейная экономика и продовольственное обеспечение. Якутск: ЯФ Изд-ва СО РАН, 2001. — 72 с.
  42. В.Р., Платонов И. С. Семейная экономика в Якутии: теория, опыт, проблемы. Новосибирск: Наука, 2003. — 152 с.
  43. Добрынин В.А. A.B. Чаянов о развитии трудового крестьянского хозяйства, кооперации и оптимизации хозяйственных решений. Лекция — М: МСХА, 1994.
  44. Е.Г. Исследование проблем перехода к рыночной экономике. -Якутск: Бичик, 1995. 192 с.
  45. Е.Г. Проблемы региональной экономики (на примере Северо-Востока СССР). Новосибирск: Наука, 1979. — 286 с.
  46. Е.Г., Лищенюк С. Н. Методологические аспекты исследований экономики Севера. Новосибирск: Наука, Сиб. отделение, 1987.-246 с.
  47. Н.А., Местное смоуправление в РФ. -М-Тула, 1999. -223. 280 с.
  48. Ж. «Илгэ», НИПК «Сахаполиграфиздат». -Якутск, 2004.
  49. В.М., Романов А. Н. Экономика домашних хозяйств. М.: Финансы- ЮНИТИ, 1998.-231 с.
  50. Е.Ф. Организационно-экономические основы развития земельных отношений в сельском хозяйстве Поволжья, Саратов, 2000 16,8 п.л.
  51. Р.М. Проблемы совершенствования размещения сельского хозяйства региона. М.: Наука, 1982. — 195 с.
  52. К.И. Территориальная организация сельскохозяйственного производства. Курс лекций. М., Изд-во Моск. ун-та, 1974.
  53. Информационный бюллетень Совета по местному самоуправлению при Президенте Республики Саха (Якутия). Вып. 7,2004. 42 с.
  54. Информация о ходе исполнения Постановления Госсобрания (Ил Тумэп) РС (Я) «О рекомендациях Парламентских слушаний «О ходе реализации Президентской программы социально-экономического развития села РС (Я) на 2002−2006 гг.» ГС № 373−111 от 21 ноября 2003 г.
  55. В.И. Стратегическое планирование регионального экономического развития. Владивосток: Дальнаука, 1998. — 128 с.
  56. Кодзума Татеиси «Вечный дух предпринимательства» Московский бизнес. г. Москва. 1990.-5с.
  57. В.А. Модели управления производственно-экономическими процессами в сельском хозяйствен)-М.: Экономика, 1981. 183 с.
  58. В.В. Региональная экономика России. М.: «Финансы и статистика», 2004. — 584 с.
  59. В.О. Сочинения. М.: Мысль, 1990. Т.9.
  60. П.М. Собственность на землю в России: история и современность. С-Петербург, Типография «Правда», 2003. — 526 с.
  61. Концепция развития семейной экономики на селе Республики Саха (Якутия). -Якутск, 1999.-35 с.
  62. Э.С. Региональный товарооборот: проблемы и пути рационализации. -Сыктывкар, 2002. 88 с.
  63. Курс экономической теории: Учеб. пособие. / Холопов А. Б., Чепурин М. Н., Киселева Е. А. и др. Киров, 1993. — 475 с.
  64. М.Г. Формирование и использование трудового потенциала сельского хозяйства отдельного региона на современном этапе / АН СССР. Дальневост. отд-ние. Амур, комплекс. НИИ. Благовещенск: АмурКНИИ ДВО АН СССР. 1991. -262 с.
  65. Е.Г. Эволюция личных подсобных хозяйств населения: современность и перспективы. М.: Россельхозакадемия, 2005. — 149 с.
  66. С.Д. Государство и экономика: система Витте. СПб.: Наука, 2002.-408 с.
  67. A.C. Управление экономикой региона / A.C. Маршалова, A.C. Новоселов. Новосибирск, Сибирское соглашение, 2001. — 404 с.
  68. И.А. Былоеи раздумья о якутском селе (страницы жизни). Якутск, изд-во «Бичик», 2000. — 172 с.
  69. И.А. Сельское хозяйство Республики Саха (Якутия). Новосибирск, СО РАСХН, 1993.
  70. И.А. Сельское хозяйство на рубеже веков: Проблемы, пути решения, международный опыт / РАСХН. Сиб. отд-ние. Якут. НИИСХ. Новосибирск, 2001. -140 с.
  71. И.А. Эффективность интенсификации сельского хозяйства Якутии. М: Колос, 1981.- 126 с.
  72. Материалы парламентских слушаний «О ходе реализации Президентской программы социально-экономического развития села Республики Саха (Якутия) на 2002−2006 годы». Якутск, ГНУ ЯНИИСХ СО РАСХН, 2004. 59 с.
  73. Материалы совещания актива агропромышленного комплекса Республики Саха (Якутия), Якутск. 2005 г.
  74. Местное самоуправление в PC (Я): правовые, социально-экономические и финансовые проблемы. Якутск, 2004.
  75. Основные показатели АПК Республики Саха (Якутия) за 1999−2004 годы. Якутск. 2005.
  76. Опыт и проблемы перехода к рыночной экономике в условиях Севера. // Тезисы докладов региональной научно-практической конференции 14−16 июня 1995 года. Якутск, 1995. 149 с.
  77. Организационно-экономические основы формирования и развития многоукладной экономики АПК Сибири / РАСХН. Сиб. отд-ние- СибНИИЭСХ. Новосибирск, 1995.-216 с.
  78. Организация и функционирование кооперативных предприятий (хозяйств) в условиях рынка. Новосибирск, 1993. 68 с.
  79. Отчет органов исполнительной власти PC (Я) перед населением. Якутск, 2004., 2005.
  80. Перспективы возрождения экономики предприятий и регионов. Новосибирск: AHO «Редакция журнала ЭКО», 2001. — 192 с.
  81. A.B. Аграрная реформа в России и проблемы текущей сельскохозяйственной политики. Ж.: Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий, № 12,2000.
  82. A.B. Специфика сельского хозяйства и современная аграрная реформа в России. М.: Энцикл. российских деревень, 1995. — 146 с.
  83. A.A. Экономические интересы и механизмы организации и управления сельскохозяйственным производством в условиях рыночной экономики. М.: Наука, 2003.-330 с.
  84. Р.Э. Развитие различных форм хозяйствования в аграрном секторе. Научн. тр. ВИАПИ. Вып. 2. Москва. — 7,5 п.л.
  85. Президентская Программа «Социально-экономического развития села Республики Саха (Якутия) на 2002−2006 гг.».
  86. Проблемы реформирования собственности в сельскохозяйственном производстве: Сб. научн. тр. / Новосиб. гос. ун-т- Редкол.: Евсеенко Д. И. (отв. ред.) и др. Новосибирск, 1994. — 98 с.
  87. О.С. Региональная экономика в системе устойчивого развития. -М.: Наука, 2004.-258 с.
  88. Региональные системы ведения агропромышленного производства в Сибири на 2001−2005 гг. (концептуально-методические рекомендации) / РАСХН. Сиб. отд-ние. Новосибирск, 2000. — 98 с.
  89. М.С. Кооперативная система агропромышленного комплекса: необходимость и перспективы формирования (региональный аспект), Липецк: Изд-во Госкомпечать, 1996.
  90. Сборник примерных документов по организации деятельности сельскохозяйственных кооперативов в Республике Саха (Якутия), Якутск, 2000. 120 с.
  91. Сельское хозяйство Республики Саха (Якутия): Учеб. пособие / А. Ф. Абрамов, Н. Д. Алексеев, Д. Е. Афанасьев, A.B. Чугунов- М во с.-х. РФ. Якут, гос.акад. -Якутск: Бичик, 2001.-432 с.
  92. Сельскохозяйственное освоение Севера. Новосибирск, Западно-Сибирское кн. изд-во, 1973. — 396 с.
  93. Семейная экономика: итоги, проблемы, перспективы: Доклады и выступления. Якутск: ЯФ Изд-ва СО РАН, 2001.
  94. Система ведения сельского хозяйства в Якутской АССР. Якутск, кн. изд-во, 1968.-462 с.
  95. H.H. Факторы и пути обеспечения занятости сельского населения в условиях перехода к рыночной экономике (на примере Республики Саха (Якутия)). -Якутск, Изд-во «Северовед», 1999. — 136 с.
  96. Справочник агронома по сельскохозяйственной метеорологии. Л, 1966.
  97. Стабилизация аграрного сектора России. Вып. 3. Т. 1,2. М. Изд-во МСХА, 2000.
  98. Стратегии макрорегионов России: Методологические подходы, приоритеты и пути реализации. М.: Наука, 2004. — 720 с.
  99. Теоретические и прикладные вопросы травосеяния в криолитозоне: Доклады международной конференции. Якутск: Якутский филиал издательства СО РАН, 2001 .- 178 с.
  100. К.А. Кооперация: за и против. М. ПИК, 1991. 348 с.
  101. H.H. Социально-экономические проблемы якутской деревни. Якутск, кн. изд-во, 1980. 152 с.
  102. H.H. Северное село. Новосибирск: «Наука». Сиб. Изд. фирма РАН, 1996.-384 с.
  103. Р.И. Изменения в экономике: опыт исследования теоретико-мировоззренческих оснований. Апатиты, 1993. — 208 с.
  104. В.А. Аграрная реформа на Дальнем Востоке. Хабаровск: Агрокор-порация «Дальагро», 1995. — 433 с.
  105. A.B. Крестьянское хозяйство: Избранные труды / Редкол. Сер.: Л. И. Абалкин (пред) и др. М.: Экономика, 1989. — 492 с.
  106. A.B. Основные идеи и формы сельскохозяйственной кооперации. -М.: Экономика, 1997.
  107. Г. Г. Территориальные системы регулирования экономики: (территория-рынок-территория). Новосибирск, 1994. — 378 с.
  108. Экономика Дальнего Востока: реформы и кризис / Адмидин А. Г., Быков C.B., Воробьев С. Ф. и др. Хабаровск- Владивосток: Дальнаука, 1994. — 202 с.
  109. Экономика переходного периода: сб. избр. работ, 1999 2002. — M.: Дело, 2003.-960 с.
  110. Экономика Республики Саха (Якутия). Т. 3: Учеб. пособие / Рук. И.Е. Томский- Якут. гос. ун-т. Якутск, 2002. — 168 с.
  111. Экономическая безопасность Республики Саха (Якутия): сущность, критерии, показатели, их пороговые значения. Якутск, 1999. 81 с.
Заполнить форму текущей работой