Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Состояние и перспективы формирования конкурентной маркетинговой стратегии региона на рынке нефтепродуктов: На примере Приволжского федерального округа

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Однако объемы нефтепереработки превышают существующую потребность региона в нефтепродуктах, поэтому стратегически важных является проникновение рыночных операторов Республики Татарстан на рынок нефтепродуктов ближайших к республике регионов. Ситуация усугубляется присутствием на них торговых сетей крупнейших российских операторов рынка (ЛУКойла, ЮКОСа), местных торговцев, которые реализуют… Читать ещё >

Содержание

  • 1. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗРАБОТКИ КОНКУРЕНТНОЙ МАРКЕТИНГОВОЙ СТРАТЕГИИ НА МЕЗОУРОВНЕ
    • 1. 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ КОНКУРЕНТНОЙ СРЕДЫ РЫНКА НЕФТЕПРОДУКТОВ
    • 1. 2. УПРАВЛЕНИЕ СТРАТЕГИЕЙ РАЗВИТИЯ РЫНКА НЕФТЕПРОДУКТОВ
    • 1. 3. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ РАЗВИТИЯ РЕГИОНАЛЬНЫХ РЫНКОВ
  • 2. АНАЛИЗ КОНКУРЕНТНОЙ СРЕДЫ РЫНКА НЕФТЕПРОДУКТОВ РОССИИ И РЕГИОНОВ ПРИВОЛЖСКОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА
    • 2. 1. АНАЛИЗ РЕГИОНАЛЬНОЙ АСИММЕТРИИ В ПРОИЗВОДСТВЕ И ПОТРЕБЛЕНИИ НЕФТЕПРОДУКТОВ
    • 2. 2. ХАРАКТЕРИСТИКА КОНКУРЕНТНЫХ СТРАТЕГИЙ КРУПНЕЙШИХ ОПЕРАТОРОВ РЫНКА НЕФТЕПРОДУКТОВ РОССИИ
  • 3. НАПРАВЛЕНИЯ ОПТИМИЗАЦИИ МЕЖРЕГИОНАЛЬНОЙ СБЫТОВОЙ СТРАТЕГИИ ТАТАРСТАНА НА РЫНКЕ НЕФТЕПРОДУКТОВ
    • 3. 1. ОЦЕНКА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОТРАСЛЕВОЙ МАРКЕТИНГОВОЙ СТРАТЕГИИ ТАТАРСТАНА НА РЫНКЕ НЕФТЕПРОДУКТОВ ПФО
    • 3. 2. ХАРАКТЕРИСТИКА ПЕРСПЕКТИВНОЙ СТРАТЕГИИ ПРОДВИЖЕНИЯ НЕФТЕПРОДУКТОВ НА ВНУТРИ И МЕЖРЕГИОНАЛЬНЫЙ РЫНКИ

Состояние и перспективы формирования конкурентной маркетинговой стратегии региона на рынке нефтепродуктов: На примере Приволжского федерального округа (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования.

Рынок нефтепродуктов оказывает воздействие на функционирование практически каждой сферы народного хозяйства России и поэтому вызывает интерес исследование проблем его функционирования и выработка подходов к его решению.

Проблемы функционирования рыночного механизма в торговле нефтепродуктами достаточно специфичны как для Приволжского федерального округа (ПФО) по сравнению с рядом федеральных округов России, так и для Республики Татарстан по сравнению с регионами ПФО. Развитие рынка нефтепродуктов происходит на фоне формирования в Татарстане мощной нефтеперерабатывающей базы. Очевидно, что номенклатура вырабатываемых в ее недрах нефтепродуктов сильно повлияет на существующую в настоящее время структуру межрегиональных и внутрирегиональных потоков нефтепродуктов.

Однако объемы нефтепереработки превышают существующую потребность региона в нефтепродуктах, поэтому стратегически важных является проникновение рыночных операторов Республики Татарстан на рынок нефтепродуктов ближайших к республике регионов. Ситуация усугубляется присутствием на них торговых сетей крупнейших российских операторов рынка (ЛУКойла, ЮКОСа), местных торговцев, которые реализуют продукцию предприятий нефтепереработки представленных в значительном количестве в границах Приволжского федерального округа. Рыночные сегменты в разных областях и республиках ПФО различаются по доходности, потенциальным объемам потребления, степени конкуренции что вызывает необходимость дополнительного серьезного исследования данных параметров.

На внутриреспубликанском рынке бензина, дизельного топлива наблюдаются процессы разветвления объектов розничной торговли нефтепродуктами, вместе с тем рынок достаточно насыщен, конкурентен, поэтому вызывает интерес решение проблемы, насколько полезным для экономической системы Татарстана является ситуация совершенной конкуренции или монополистической конкуренции в данной сфере.

Эти и ряд других проблем, не до конца решенных на теоретическом и практическом уровне, обусловливают важность и актуальность представленного исследования как для нефтегазохимического комплекса республики в целом, так и для отдельной его подсистемы — рынка нефтепродуктов.

Степень разработанности проблемы.

Изученные автором в ходе подготовки диссертационной работы исследования отечественных и зарубежных экономистов позволили выявить следующее состояние разработанности затронутой в диссертации проблематики.

Исследования рынка нефтепродуктов в отечественной научной литературе, в основном, носят описательный характер, в значительной степени опирающийся на характеристику деятельности вертикально-интегрированных нефтяных компаний. К подобному уровню исследования относятся работы авторов В. Алекперова, Ю. Лаврова, Ю. Ахриева, В. Шарифова, А.Кучаева. Частично в этих работах приводится и характеристика стратегий указанных рыночных операторов.

Разработки же зарубежных и отечественных исследователей, связанные с изучением теоретических основ формирования конкурентной среды, маркетинговых стратегий на уровне региона, наоборот, носят более теоретический характер и имеют меньше привязок к отраслевой специфике.

Проблемы формирования и развития конкурентной среды и конкурентоспособности отраслей, регионов, промышленных кластеров представлены в трудах А. Леша, Х. Хотеллинга, Ф. Шерера, Д. Росса, М. Портера, А. Новоселова, Б. Гринчеля, Н. Костылевой, ряда других авторов.

Изучением подходов к управлению стратегией институционального развития экономики региона, региональных рынков занимались Дж. Гелбрейт, С. Кукура, Н. Костылева, Ф. Розенцвейг, В. Черенков, Г. Стейнер.

Значительное количество исследований маркетинговых стратегий, выполненных на микроуровне, проведено такими учеными, как Ж. Ламбена, Д. Эткинсона, Г. Абрамишвили, С. Коломийцева, которые также внесли значительный вклад в понимание сущности межрегиональных взаимодействий, но на ином уровне осмысления.

Вместе с тем, следует констатировать практически полное отсутствие комплексных научно обоснованных работ по формированию региональных маркетинговых стратегий на рынке нефтепродуктов, которые бы включали исследование элементов конкурентной среды на теоретическом и практическом уровне и апробацию существующих методик разработки маркетинговой стратегии региона (Республики Татарстан) на рынке нефтепродуктов Приволжского федерального округа и Уральского федерального округа. Кроме того, отсутствуют работы, в которых бы совмещались принципы отраслевого и кластерного подхода к анализу экономической системы региона и государства в целом.

Цель и задачи исследования

.

Целью исследования является анализ экономических аспектов формирования маркетинговой конкурентной стратегии региона на рынке нефтепродуктов Приволжского федерального округа.

Для реализации поставленной цели необходимо комплексно решить следующие взаимосвязанные задачи: рассмотреть теоретические аспекты формирования и функционирования конкурентной среды рынка нефтепродуктовсистематизировать подходы к управлению стратегией развития рынка нефтепродуктовосуществить анализ конкурентной среды рынка нефтепродуктов России и Приволжского федерального округа по следующим направлениям: о изучить региональную асимметрию в производстве и потреблении нефтепродуктово охарактеризовать существующие конкурентные стратегии операторов рынка нефтепродуктов Россиипредложить направления оптимизации региональной сбытовой стратегии Татарстана на рынке нефтепродуктов Приволжского федерального округа в виде: о оценки экономической эффективности проникновения на альтернативные региональные рынки нефтепродуктов ПФО и УФОо характеристики перспективной стратегии продвижения нефтепродуктов, на внутри и межрегиональный рынок. Предметом представленного диссертационного исследования являются ^ специфические факторы и условия формирования и развития конкурентной среды рынка нефтепродуктов Приволжского федерального округа.

Объект данного исследования представлен рынком нефтепродуктов и углеводородного сырья Российской Федерации, Приволжского и Уральского федеральных округов.

Теоретическая база исследования включает в себя теоретические и методологические разработки отечественных и зарубежных ученых — экономистов, посвященные вопросам анализа функционирования рынков, в частности рынка нефтепродуктов, а также разработке региональных систем • управления экономическими процессами.

Методологическая база исследования. Для достижения цели и задач исследования были использованы метод системного анализа, аналитический метод, методы дедукции и индукции, метод формализации, в частности, элементы экономико-математического моделирования экономических процессов, приемы статистического анализа, описательный метод.

Информационную базу диссертационной работы составляют данные Госкомстата РФ и РТ, Минэнерго РФ, ИНФО-ТЭКа, данные периодической печати, а также материалы организованного самим диссертантом маркетингового исследования рынка нефтепродуктов Приволжского федерального округа. В работе приведен анализ официальных документов, ^ регулирующих состояние рынка нефтепродуктов.

Научная новизна исследования.

В результате проведенного исследования автором были получены следующие новые результаты:

— выявлен качественный состав, специфика формирования и реализации межрегиональной стратегии в рамках рынка нефтепродуктов (влияние пространственной отдаленности мест производства и потребления нефтепродуктов, целесообразность выбора матричных структур управления в рамках стратегии, упор при реализации стратегии на инфраструктурную базу.

4 регионов, необходимость учета высокой концентрации потоков ресурсов, большие объемы и расстояния поставки нефтепродуктов), а также степень влияния составляющих потенциала региона на успешность реализации межрегиональных стратегий на рынке нефтепродуктов (основным резервом повышения эффективности стратегий является финансовый потенциал, а также организационный потенциал);

— адаптирована модель экономического взаимодействия регионов применительно к рынку нефтепродуктов Приволжского федерального круга, в качестве потенциального центра обмена нефтепродуктов предложено использовать нефтяную биржу;

— произведено обоснование выбора типа (инновационная стратегия, опирающаяся на ресурсную базу региона в виде запасов углеводородов, и на инвестиционные ресурсы, имеющиеся в распоряжении вертикально-интегрированной структуры, формирующейся в рамках ТЭКа региона) и модели управления региональной маркетинговой стратегией скорректированная с учетом специфики программ регионального развития Гарвардская модель управления бизнесом), оптимальных для рынка нефтепродуктов Приволжского федерального округа;

— выявлена региональная асимметрия в производстве и потреблении нефтепродуктов, а также систематизированы факторы, определяющие специфику выстраивания региональной стратегии сбыта нефтепродуктов (доля ТЭК в структуре промышленности регионов, уровень трансакционных издержек проникновения на региональные рынки, наличие межрегиональных барьеров проникновения на рынок нефтепродуктов, емкость и насыщенность рынков, экспортная направленность рынков);

— выделены стратегические ориентиры развития сбыта крупнейших операторов рынка нефтепродуктов ПФО (увеличение масштабов бизнеса за счет слияний, приобретения сетей АЗС, использования механизма франчайзинга, экспансия на рынки регионов «повышенного спроса», учет национальных особенностей региона);

— сформулированы принципы реализации региональной маркетинговой стратегии Татарстана на рынке нефтепродуктов Приволжского и Уральского федеральных округов (усиление рыночной власти операторов на рынке, увеличение доли сопутствующей продукции, учет региональной специфики), а также предложен вариант модели управления стратегией.

Теоретическая значимость исследования состоит в определении специфики функционирования конкурентной среды рынка нефтепродуктов, систематизации определений маркетинговой стратегии, адаптации подходов к управлению региональными экономическими процессами на рынке нефтепродуктов.

Практическое значение диссертации заключается в возможности использования государственными органами регионов, а также руководством корпоративных образований на рынке нефтепродуктов выводов и предложений автора для выстраивания стратегий развития бизнеса, межрегиональных связейопределения перспективных направлений развития экономической системы региона в целом и повышения конкурентоспособности ее отдельных подсистем.

Материалы диссертационного исследования могут быть полезны при подготовке соответствующих тем таких учебных курсов, как «Экономика отрасли», «Региональная экономика», «Стратегическое планирование», «Маркетинг».

Апробация работы.

Результаты диссертационного исследования апробированы и отражены в публикациях соискателя (4 публикации), докладах на научно-практических конференциях, в частности на 6-й всероссийской научно-практической конференции «Стратегия бизнеса и социально-экономическое развитие региона», Ярославль, 2003, Всероссийской научно-практической конференции «Проблемы развития маркетинга в современных условиях», Казань, 2003.

Структура диссертационной работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы, включающего 150 наименований. Объем диссертации 189 с.

Выводы 3 глава:

В рамках третьей главы нами были сформулированы ключевые моменты реализации региональном маркетинговой стратегии Республики Татарстан на рынке нефтепродуктов. Для этого была использована Гарвардская модель разработки стратегии и данные по регионам ПФО и УФО, отвечающим условиям привлекательности, обозначенным в выводах второй главы исследования.

В результате изучения состояния конкурентной среды регионов ПФО и УФО нами сделаны следующие выводы:

1. Степень монополизации рынков неоднородна, барьеры для проникновения на рынки не очень высоки, уровень вертикальной интегрированности крупных операторов рынка высок.

2. Крупнейшие операторы рынков действуют в виде оптово-розничных объединений.

3. Специфика государственного регулирования рынка нефтепродуктов региональными властями отсутствует, за исключением РТ.

4. Пространственная организация межрегионального рынка такова, что наиболее значительные по емкости рынки нефтепродуктов сосредоточены в Самарской области, Челябинской области, Удмуртской республике, Республике Татарстан. Большинство рынков представленных регионов имеют связи с другими регионами-поставщиками нефтепродуктов.

Анализ показателей эффективности сбытовой деятельности в региональном разрезе позволил выявить следующие тенденции:

— по объему продаж лидирует Республика Татарстан, наиболее выгодные цены реализации наблюдались в Челябинской области;

— затраты на одну тонну продукции выше всего в Ульяновской области;

— рентабельность продаж для всех сбытовых объединений колеблется в пределах от 80 до 91 процента, причем не всегда наивысшая рентабельность соответствует размеру прибыли на единицу продукции.

— тесная статистическая связь между рассмотренными показателями эффективности отсутствует, то есть до настоящего времени рыночная власть операторов Татарстана на межрегиональном рынке не позволяет влиять на состояние дел в отрасли;

— оправданным является дальнейшее расширение присутствия рыночных операторов на региональных рынках нефтепродуктов.

К перспективным направлениям оптимизации существующей региональной стратегии РТ на рынке нефтепродуктов относятся:

— проникновение на новые географические рынки;

— разработка и предложение на существующий или новый рынки новых типов и сортов нефтепродуктов;

— приобретение у другой компании технологии производства перспективной продукции или слияние с фирмой-изготовителем в целях расширения номенклатуры выпускаемой продукции.

Позитивными результатами реализации указанных стратегий должны стать:

— возможность получения больших по абсолютным размерам результатов от производственнохозяйственной деятельности;

— возможность привлечения ресурсов в сферу влияния региона, как за счет собственных ресурсов региона, так и за счет привлечения существующих элементов инфраструктуры на условиях франчайзинга;

— возможность продвижения продукции сопутствующих отраслей нефтехимического кластера региона на межрегиональные рынки;

— возможности, связанные с усилением влияния региональных корпоративных структур на рыночные тенденции в соседних регионах и извлечения за счет этого дополнительных выигрышей;

— возможность оптимизации существующей структуры топливо обеспечения региона и конкурентной среды на внутри и межрегиональном рынке нефтепродуктов.

Ключевыми факторам успеха региона на рынке нефтепродуктов Приволжского федерального округа являются:

— усиление рыночной власти региональных операторов на межрегиональном рынке;

— увеличение доли сопутствующей продукции и сервиса в структуре выручки операторов рынка;

— учет региональной специфики в выстраиваемых частных стратегиях для каждого региона в отдельности.

В параграфе 3.2. предложен вариант модели управления региональной стратегией, учитывающий опыт выстраивания подобной модели сбытовыми подразделениями ОАО «Татнефть».

Однако, останавливаться только на межрегиональной маркетинговой стратегии не следует, поэтому в рамках формируемого в РТ нефтехимического кластера следует придерживаться так называемой универсальной стратегии, которая заключается в следующем: быть глобальными, географически диверсифицированными, функционально организованными, базирующими свою деятельность на высокотехнологичных производствах и финансовой устойчивости;

— агрессивно управлять финансовым портфелем, реструктурировать активы;

— расширять основные производственные циклы с высокой отдачей капитала, обеспечивать в этих производствах сокращение затрат;

— совершенствовать систему управления путем изучения и применения лучшего опыта и достижений практической деятельности, реинжиниринга и реструктуризации компаний.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

В результате изучения специфики функционирования рынка нефтепродуктов Приволжского федерального округа нами были сделаны следующие основные выводы и получены результаты, касающиеся особенностей выстраивания региональных маркетинговых стратегий:

1. В результате системного анализа внутри и межрегиональных конкурентных маркетинговых стратегий нами выявлена специфика их формирования и реализации в рамках рынка нефтепродуктов. Так, необходимо учитывать: периферийный характер разворачивающейся регионализациипространственную отдаленность мест производства и потребления нефтепродуктовцелесообразность выбора матричных структур управления в рамках стратегииразвитость инфраструктурной базы в регионахвысокую концентрацию потоков ресурсов, большие объемы и расстояния, на которые поставляются нефтепродукты. Региональный рынки нефтепродуктов Приволжского федерального округа отличаются друг от друга различными условиями функционирования, уровнем конкуренции, типом рыночной структуры и другими переменными, влияющими на применяемые при реализации стратегии приемы и методы продвижения продукции.

2. В результате анализа составляющих потенциала региона, нами выявлена степень их влияния на успешность реализации региональных стратегий на рынках нефтепродукта, в частности, основным резервом повышения эффективности стратегий мы считаем финансовый потенциал (повышение эффективности его использования), а также организационный потенциал, как основа для реализации не узкокорпоративных, а региональных интересов на рынке нефтепродуктов.

3. По результатам проведенного анализа факторов, определяющих структуру рынка нефтепродуктов, нами сделан вывод, что последний является условно открытой системой, что предполагает тесные зависимости формирования товарных, финансовых, трудовых, информационных ресурсов и реализации конечной продукции каждого региона от размещения производства и потребле.

167 ния в масштабе России, ближнего и дальнего зарубежья. Это обусловливает необходимость рассматривать все аспекты развития региональных рынков с учетом межрегиональных и международных связей.

4. В процессе изучения подходов к моделированию межрегиональных взаимодействий нами адаптирована модель экономического взаимодействия регионов Приволжского федерального округа на примере рынков нефтепродуктов, что позволяет принимать оптимальные решения об объемах поставок нефтепродуктов на соседние рынки. Сделан вывод о том, что промышленные кластеры (в рамках концепции М. Портера) являются перспективной формой организации производства в условиях острой конкуренции имеющей место в рамках Приволжского федерального округа.

5. Под региональной маркетинговой стратегией на рынке нефтепродуктов, на наш взгляд, следует понимать управленческую концепцию, обеспечивающую рыночную ориентацию производственно-сбытовой деятельности предприятий отрасли, и позволяющую координировать усилия региональных операторов рынка при проникновении на новые для них рынки.

Региональная стратегия в нефтяном секторе Татарстана, в том числе и на межрегиональном рынке нефтепродуктов, может базироваться, на наш взгляд, на элементах всех представленных в работе моделей, поскольку, с одной стороны, опирается на ресурсную базу региона в виде запасов углеводородов, с другой, на инвестиционные ресурсы, имеющиеся в распоряжении вертикально-интегрированной структуры, формирующейся в рамках ТЭКа региона. Вместе с тем, ситуация на межрегиональном рынке такова, что даже имея указанные предпосылки, невозможно закрепиться здесь только за счет их использования. Поэтому не административные рычаги, а рыночные силы заставят корпоративные структуры использовать и инновационный путь развития.

6. В качестве модели, позволяющей формализовать процесс управления региональной стратегией на рынке нефтепродуктов, мы предлагаем использовать несколько скорректированную нами модель Гарвардской школы бизнеса. При этом не следует забывать об учете государственного регулирования региональных рынков, что может стать серьезным препятствием на пути реализации принятых к исполнению стратегий.

7. К факторам и тенденциям, определяющим региональную асимметрию в производстве и потреблении нефтепродуктов, а также особенность региональной маркетинговой стратегии, на наш взгляд относятся:

— сложность выстраивания стратегий сбыта нефтепродуктов Татарстана из-за преобладания в структуре промышленности значительной части регионов ПФО такой отрасли, как топливно-энергетический комплекс (Башкортостан и ТатарстанНижегородская, Оренбургская, Пермская и Саратовские области).

— в регионах ПФО наблюдается значительная асимметрия во ввозе и вывозе. нефтепродуктов, на которую и должна опираться стратегия сбыта, отсутствие которой может привести к избыточным для Татарстана в целом трансакционным издержкам.

— в рамках ПФО крупнейшими конкурентами Татарстана являются Республика Башкортостан, Пермская область и Самарская область. В изученных регионах УФО столь значительных поставщиков нефтепродуктов не наблюдалось;

— данные о вывозе нефтепродуктов, а рамках межрегиональных связей не свидетельствуют о том, что регионы полностью обеспечивают потребность внутрирегиональных рынков и не имеет смысла проникать на них. Речь идет о возможностях проникновения на указанные рынки при большей норме прибыли, чем в Татарстане, а также при наличии стратегических интересов в рамках, например, промышленных кластеров, интегрированных структур.

— к регионам, испытывающим потребность в притоке автомобильного бензина извне, относились, прежде всего, Республика Татарстан, Удмуртская Республика, Самарская и Ульяновская область. Значительный объем бензина ввозится Свердловской и Челябинской областью;

— с точки зрения анализа межрегиональных барьеров, интересным моментом является ввоз бензина регионами, которые сами являются крупными его поставщиками на межрегиональный рынок, что свидетельствует о присутствии элементов конкуренции на указанных рынках. Отсюда следует вывод о том, что в изученных федеральных округах практически нет самодостаточных в плане обеспечения нефтепродуктами регионов, однако есть практически полностью зависимые от межрегиональных связей территориальные образования. К ним относятся: Республики Марий Эл, Мордовия, Удмуртия, Саратовская и Ульяновская область, в Уральском федеральном округе — Челябинская и Свердловская области. Поэтому они являются более привлекательными областями экспансии по сравнению, например с Самарской и Удмуртской областями, с точки зрения легкости проникновения на межрегиональные рынки нефтепродуктов;

— с точки зрения емкости рынков и их насыщенности интерес для экспансии представляют Кировская область, Оренбургская область, Пензенская область, Пермская область, Республика Марий Эл, Республика Мордовия, Республика Татарстан, Ульяновская область и Чувашская Республика, в Уральском федеральном округе — Челябинская и Свердловская области;

— при изучении привлекательности региональных рынков, необходимо учитывать экспортную направленность ряда рынков, так как при высоком ее уровне предоставляется больше возможностей для проникновения на межрегиональные рынки Республики Татарстан. Для количественного измерения данного показателя мы предлагаем использовать индекс, показывающий соотношение между экспортом нефтехимической продукции за рубеж и объемом межрегиональных продаж. Данный показатель может быть использован и для оценки конкурентоспособности региональных стратегий на рынке нефтепродуктов. В ходе анализа стратегий на региональных рынках нефтепродуктов нами сделан вывод о том, что понятие «региональная стратегия продвижения нефтепродуктов» может быть отнесено к незначительному числу субъектов Российской Федерации, так как поставку осуществляют нефтеперерабатывающие заводы, интегрированные в состав нефтяных компаний, при этом региональные интересы могут несколько ущемляться интересами ВИНКов. Республика Татарстан в этом плане составляет редкое исключение, так как на достаточно компактной территории сосредоточены все необходимые для проведения самостоятельной стратегии сбыта нефтепродуктов элементы.

Выбор конкретных регионов должен учитывать наличие вышеуказанных моментов и базироваться на прогнозе их комплексного влияния на достижимость целей стратегии.

8. Важнейшими выводами, полученными при изучении стратегий крупнейших операторов рынка нефтепродуктов, являются стратегические ориентиры, используемые ВИНКами при выполнении функций сбыта нефтепродуктов:

— увеличение масштабов бизнеса (расширение розничного товарооборота нефтепродуктами) на межрегиональных рынках за счет приобретения сетей АЗС или контроля над ними посредством механизма франчайзинга;

— проникновение на рынки нефтепродуктов регионов «повышенного спроса»;

— расширение круга потребителей за счет выработки приверженности марке, учета национальных особенностей территорий;

— увеличение масштабов бизнеса за счет слияний, укрупнений, притока иностранного капитала и ряд других стратегических ориентаций, позволяющих повышать рыночную власть компаний.

Республика Татарстан, имеющая более скромные ресурсы по сравнению с лидерами торговли нефтепродуктами, должна при реализации региональной маркетинговой стратегии опираться на те из составляющих потенциала региона, которые указаны в первой главе, а также использовать имеющиеся возможности по увеличению рыночной власти, прежде всего, за счет реализации региональных интересов (в рамках формирующихся промышленных кластеров).

9. В рамках третьей главы нами были сформулированы ключевые моменты реализации региональном маркетинговой стратегии Республики Татарстан на рынке нефтепродуктов. Для этого была использована Гарвардская модель разработки стратегии и данные по регионам ПФО и УФО, отвечающим условиям привлекательности, обозначенным в выводах второй главы исследования.

9.1. Состояние конкурентной среды регионов ПФО и УФО характеризуется следующими параметрами:

1. Степень монополизации рынков неоднородна, барьеры для проникновения на рынки не очень высоки, уровень вертикальной интегрированности крупных операторов рынка высок.

2. Крупнейшие операторы рынков действуют в виде оптово-розничных объединений.

3. Специфика государственного регулирования рынка нефтепродуктов региональными властями отсутствует, за исключением РТ.

4. Пространственная организация межрегионального рынка такова, что наиболее значительные по емкости рынки нефтепродуктов сосредоточены в Самарской области, Челябинской области, Удмуртской республике, Республике Татарстан. Большинство рынков представленных регионов имеют связи с другими регионами-поставщиками нефтепродуктов.

9.2. Анализ показателей эффективности сбытовой деятельности в региональном разрезе позволил выявить следующие тенденции:

— по объему продаж лидирует Республика Татарстан, наиболее выгодные цены реализации наблюдались в Челябинской области;

— затраты на одну тонну продукции выше всего в Ульяновской области;

— рентабельность продаж для всех сбытовых объединений колеблется в пределах от 80 до 91 процента, причем не всегда наивысшая рентабельность соответствует размеру прибыли на единицу продукции.

— до настоящего времени рыночная власть операторов Татарстана на межрегиональном рынке не позволяет влиять на состояние дел в отрасли;

— оправданным является дальнейшее расширение присутствия рыночных операторов на региональных рынках нефтепродуктов.

9.3. К перспективным направлениям оптимизации существующей региональной стратегии РТ на рынке нефтепродуктов относятся:

— проникновение на новые географические рынки;

— разработка и предложение на существующий или новый рынки новых типов и сортов нефтепродуктов;

— использование франчайзинга или слияние с фирмой-изготовителем в целях расширения номенклатуры выпускаемой продукции.

Ключевыми факторам успеха региона на рынке нефтепродуктов Приволжского федерального округа являются:

— усиление рыночной власти региональных операторов на межрегиональном рынке;

— увеличение доли сопутствующей продукции и сервиса в структуре выручки операторов рынка;

— учет региональной специфики в выстраиваемых частных стратегиях для каждого региона в отдельности.

9.4. Нами предложен вариант модели управления региональной стратегией, учитывающий опыт выстраивания подобной модели сбытовыми подразделениями ОАО «Татнефть».

9.5. На наш взгляд, останавливаться только на межрегиональной маркетинговой стратегии не следует, поэтому формируемый в РТ нефтехимический кластера следует территориально расширять и дальше, стараясь выйти на международный рынок, для чего необходимо придерживаться универсальной стратегии развития, характеристика которой приведена в работе.

Показать весь текст

Список литературы

  1. О.И. Современный механизм регулирования экономической деятельности торговли: региональный аспект // Менеджмент в России и за рубежом 2001 году (№ 3) http://www.cfin.ru/press/management/2001−3/01.shtml
  2. В. Конкурентоспособность России в мировой экономике //МЭМО.-№ 3.-2000.-С.47−59.
  3. В. Конкурентоспособность России в мировой экономике //Маркетинг, 1999.-№ 2.-С.З-19.
  4. В.Ю. Формирование условий и обеспечение устойчивого развития вертикально интегрированных нефтяных компаний (на примере ОАО «ЛУКойл») Автореферат диссертации на соискание степени доктора э.н., Москва 1998
  5. В.Ю. Заглядывая в будущее. Нефтяные компании: пути устойчивого развития.//Нефть России. Нефтегазовая вертикаль.-№ 2, 1998.- С. 6−10
  6. В.Ю. Вертикальная интеграция и конкуренция на рынке нефти и нефтепродуктов. //Нефть и бизнес, 1997, № 2.
  7. В. Экспортные возможности и импортные потребности России//Маркетинг, 2001 .-№ 2.-С.З-16.
  8. Анализ, проблемы, перспективы. Топливно-энергетический комплекс России. М.: «Родина-Про». -2002.-440 стр. Фрпакет- ТЭКР вып 4.
  9. . И. Стратегическое управление / Пер. с анг. М.: Прогресс, 1989.
  10. Ю.Антонов Г. Д., Иванова О. П. Как сформировать эффективныеинтегрированные компании в промышленности России //ЭКО, 2002.-№ 12.-С.106−111.
  11. Н.Апарина Н., Курбатова М. Взаимодействие региональной администрации и бизнеса в процессе использования ресурсов региона //Вопросы экономики № 11, 2003 г.
  12. JI., Промский Н. Экономическая интеграция в странах СНГ: проблемы и решения//Экономист, 2001.-№ 9.-С.51−55.
  13. В.А., Синельников А. В. Развитие организации в конкурентной среде // Менеджмент в России и за рубежом 2000 году (№ 6) http://www.cfin.rU/press/management/2000−6/01 .shtml
  14. А. Территориальный маркетинг и управление развитием муниципального образования//Маркетинг, 2002.-№ 4.-С.75−83.
  15. М. Стратегические альянсы в глобальной экономике. //МЭМО.-№ 11.-01.-С.94−100.
  16. Ю. Татарстан готовит почву для нового нефтехимического холдинга// Время и деньги, № 71−72.-18 апреля 2003 Г.-С.4.
  17. Р. Экспортный потенциал российских регионов: коллизии асимметрии //Российский экономический журнал, № 11−12.-2002.-С.88.
  18. Р. Формирование конкурентной среды в регионах //Экономист, 2001.-№ 7.-С.З 0−33.
  19. А. Анализ торговой и конкурентной политики в международных объединениях //Маркетинг, 1999.-№ 2.-С.99−104.
  20. В розничной торговле автомобильным топливом стран Балтии // Время новостей.- 24.12.2002
  21. Вертикальная интеграция: новые подходы в развитых странах //Экономист, 2002.-№ 2.-С.25−42
  22. . В.А. Организация стратегического управления на предприятии. М.: Центр экономики и маркетинга, 1996.
  23. Я.Д., Рыбкин С. А., СерженкоВ.В. Экспортоориентированная экономическая стратегия и чистота производства. Менеджмент в
  24. России и за рубежом 2000 году (№ 2) // http://www.cfin.ru/press/management/2000−2/09.shtml
  25. А. Кластер новая форма самоорганизации промышленности в условиях конкуренции//Маркетинг, 2002.-№ 5.-С.37−43.
  26. А. Развитие региональных информационных систем -чувашский вариант // Российский экономический журнал, 2002.-№ 11−12.-С.11−17.
  27. Г., Ратновский JI. Проблемы нефтедобывающей промышленности и возможные пути их решения //Институт финансовых исследований http://www.regionforum.ru/consilium/l /17
  28. П.В., Иванова О. П. Инструмент выживания отрасли в регионе //ЭКО, 2002.-№ 4.-С.62−79.
  29. А.И. Региональная экономика и управление: Учеб. пособие для вузов. М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2002.-239 с.
  30. Г. И на заправках будут яблони цвести //Республика Татарстан.-14 августа 2001 г. -С.З.
  31. И. Если современное, то в Сургуте // Нефтегазовая вертикаль.-№ 9.-2001.
  32. А.Б., Федосеев В. Н. Создание национальной нефтяной компании как одно из направлений управления сырьевыми ресурсами Менеджмент в России и за рубежом 2000 году (№ 4) // http://www.cfin.ru/press/management/2000−4/10.shtml
  33. М. Региональные проблемы инфрастуктуры экономики//Экономист, 2001.-№ 7.-С.34−38.
  34. В. Концептуальный подход к формированию технологий маркетингового аудита //Маркетинг, 2001.-№ 5.-С.57−64.
  35. Дж.К. Экономические теории и цели общества.-М., 1986.
  36. М., Нийкамп П. Формирование корпоративных трансграничных сетей в Восточной Европе: потенциальные возможности зоны развития Восток-Запад//Региональное развитие и сотрудничество, 1997.
  37. А. Малому бизнесу перекрывают бензин // Время и деньги № 60, 2003 Г.-С.1−2.
  38. Н. Россия: «Сибнефть» расширяет розничный сбыт нефтепродуктов// Время новостей 21.08.2002
  39. А.Г. Основы региональной экономики: Учебник для вузов.-2-е изд.-М.:ГУ ВШЭ, 2001.-495 с.
  40. .М., Костылева Н. Е. Факторы конкурентоспособности регионов // http://www.regionforum.rU/forum/materials/0
  41. Ф. Прямые иностранные инвестиции, деятельность ТНК и глобализация.// МЭМО.- № 2.-2003.-С.42−47.
  42. А. Реформирование и развитие отраслевых межрегиональных структур//Экономист, 2000.-№ 11.-С.41−48.
  43. А. Интеграция обеспечила модернизацию // Экономист, 2001.-№ 5.-С.42−48.
  44. Г. М., Клейникова В. Г. Методы стратегического планирования (зарубежный опыт). М.: МИПК, 1992.
  45. А. Конкурентоспособность международных компаний //Маркетинг, 2000.-№ 3.-С.64−67.
  46. Драчева E. JL, Либман A.M. Формирование системы внутренних рынков транснациональных корпораций и место России в этом процессе // Менеджмент в России и за рубежом 2000 году.-№ 6.-http://www.cfin.ni/press/management/2000−6/l0. shtml
  47. С.В. Международная конкурентоспособность производителей: факторы, определяющие положение на рынках и конкурентные преимущества (на примере США) //Маркетинг в России и за рубежом, № 1, 2002.-http://www.cfm.m/press/marketmg/2002-l/l I. shtml
  48. С. Международная конкурентоспособность производителей США: методика анализа.//МЭМО.-№ 3.-2002.-С.83−90.
  49. ., Семенов И. О сущности стратегического маркетинга //Российский экономический журнал, 1997.-№ 3.
  50. К.И. Проблема оценки эффективности маркетинговых стратегий Вестник ТИСБИ Выпуск № 3 за 2000 год.
  51. О. Маркетинговый подход к формированию межрегиональных интегрированных компаний в России // Экономист, 2002.-№ 6.-С.40−44.
  52. Исследование регионов в разрезе их привлекательности для организации бизнеса по хранению, перевалке и оптовой реализации светлых нефтепродуктов СП «ПЕТРОКОМ». -Москва.- 1998.
  53. В.И. Экономическая реформа в регионе: тенденции развития и регулирование. —Владивосток: Дальнаука, 1998.
  54. И. Пути глобализации российского бизнеса //Маркетинг, 2000.-№ 3.-С.68−73.
  55. В., Бабаев М. Возможности мобилизации средств для развития ТЭК // Экономист, 2002.-№ 8.-С. 18−26
  56. Ю.Е. Оценка влияния факторов внешней среды на экспортную стратегию предприятия // Менеджмент в России и за рубежом № 1.2002.-http://www.cfin.ru/press/managernent/2002-l/04.shtml
  57. А. Кислова Ю. Методика формирования экспортной стратегии предприятия //Маркетинг, 2001.-№ 4.-С.40−54.
  58. В. Макроэкономические проблемы конкурентоспособности России. //МЭМО.-№ 3.-2001 .-С.54−61.
  59. Контрпродуктивная концепция конкуренции между территориями Российской Федерации // http://www.regionforum.ru/forum/materials/14 ЦСР «Северо-Запад»
  60. М. Инвестиции -основной фактор долгосрочного финансирования // Экономист, 2001.-№ 5.-С. 85−91.
  61. А.Ф., Крюкова О. И., Савченко И. Ю. Совершенствование системы управления в вертикально интегрированных компаниях // Менеджмент в России и за рубежом 2001 году .-№ 6. http://www.cfin.ru/press/managemenV2001 -6/06.shtml
  62. В.А. Зарытая эффективность или как государство пытается управлять нефтяными компаниями //ЭКО, 2002.-№ 9.-С. 19−37.
  63. В. Вопросы развития маркетинговых систем //Проблемы теории и практики управления, 1997.-№ 5.-С.115.
  64. С., Лобанов С. Предпринимательская модификация региональной модели реформирования экономики //Маркетинг, 1999.-№ 1.-С.95−100.
  65. Н. Особенности регионального банковского маркетинга при формировании инновационной политики //Маркетинг, 1999.-№ 1.-С.54−60.
  66. П. Организация управления затратами в условиях рыночной экономики России //Экономист, 2002.-№ 9.-С.36−39
  67. Ю., Щегорцев В. Европа «задыхается». от нефтепродуктов // Нефть России.- 2003 .-№ 6.
  68. Р. Информационные системы регионального и межрегионального товародвижения//Маркетинг, 2001 .-№ 5.-С.31 -39.
  69. Леш А. Географическое размещение хозяйства.-М.:1959.
  70. Н.Н., Лисовлик Я. Д. Актуальные проблемы присоединения России к ВТО.-М.: ЗАО «Издательство «Экономика», 2002.-383 с.
  71. Н., Лисовик Я. Региональные аспекты присоединения России к ВТО. //МЭМО.-№ 5.-2002.-С.49−59.
  72. Л.И. Новый подход к региональной промышленной политике //ЭКО, 2002.-№ 5.-С.67−82.
  73. ЛУКойл расширяет рынки сбыта нефтепродуктов в Причерноморье // 05.04.1999.-СКРИН.
  74. ЛУКойл создаст на базе «НОРСИ-ОЙЛ» объединение по сбыту нефтепродуктов //www.ifregion.ru.-31.12.2001
  75. .Г. Методические вопросы прогнозирования сбыта // Маркетинг в России и за рубежом, № 1, 2000. http://www.cfin.ru/press/marketmg/2000-l/13.shtml
  76. Д. Вы ставите логистическую цепочку вашей компании в зависимости от информационных технологий? Опять! //Маркетинг, 1999.-№ 6.-С.100−106.
  77. В., Лауча С. Оптимизация финансовых результатов работы оптовой фирмы //Маркетинг, 1999.-№ 4.-С.72−81.
  78. П. Зарубежные исследования эффективности экспорта//Маркетинг, 2001 .-№ 4.-С.35−38.
  79. X., Ткачева С. Кластеры и формирование структуры региона. //МЭМО.-2000.-№ 5.-С.97−103.
  80. И. Год под крылом «Татнефти» // Республика Татарстан.-29 декабря 2001.-С.2.
  81. А. Американские ТНК в современной мировой экономике // США—Канада: экономика, политика, культура. — 2000. — № 12. — С. 106.
  82. И., Сарычева Т. Межфирменный маркетинг основа взаимодействия партнеров в логистической системе //Маркетинг, 2001.-№ 2.-С.59−74.
  83. И., Сарычева Т. Межфирменный маркетинг основа взаимодействия партнеров в логистической системе //Маркетинг, 2001.-№ 3.-С.64−72.
  84. Н. Слушаенко М. Трансакционные издержки и их влияние на конкурентные позиции фирмы //Маркетинг, 2002.-ЖЗ .-С. 101−112.
  85. Н., Шарапова С. Вертикальные маркетинговые системы в сфере страховых услуг//Маркетинг, 2000.-№ 5.-С.65−74.
  86. Г. Процесс глобализации и регионализации в мировой экономике//Экономист, 2002.-№ 9.-С.24−28.
  87. Нефтеперерабатывающая и нефтехимическая промышленность в 1999 году.// Нефтепереработка и нефтехимия в РФ.-М.:ИнфоТЭК-Консалт.
  88. Т.Н. Системная оценка эффективности коммерческой деятельности предприятий торговли // Маркетинг в России и за рубежом, № 4, 2000. http://www.cfin.ru/press/marketmg/2000−4/ll.shtml
  89. Новая экономическая регионализация несет с собой новый тип организации пространства страны. Доклад аналитического департамента ЦСИ ПФО // http://pfo.metod.ru
  90. Новые меры госрегулирования на российском рынке нефтепродуктов // Известия 14.03.2003
  91. А.С. Теория региональных рынков /Ростов на Дону: Феникс- Новосибирск: Сибирское соглашение, 2002.-448 с.
  92. Управление социально-экономическими процессами региона / Под ред. А. С. Новоселова.-Новосибирск:Изд-во СО РАН, 2000.
  93. А.П. Территориальный маркетинг// Маркетинг в России и за рубежом. — 1999. —№ 5. —С. 99—122.
  94. М. Маркетинг во внешнеэкономической деятельности //Маркетинг, 1999.-№ 3.-С.56−67.
  95. Повестка дня современной региональной политики // http://www.regionforum.rU/forum/materials/2
  96. Положение на российском рынке нефтепродуктов // Профиль 20.01.2003
  97. М. Международная конкуренция — М.: Международные отношения, 1993.
  98. Программирование пространственного развития современной России// «Регионология»: http://www.regionforum.rU/forum/materials/6
  99. Д. В Москве растет число АЗС, а на рынок планирует выйти Shell // Время новостей. 03.07.2003.- Ведомости 03.07.2003
  100. Региональные рынки нефтепродуктов России / Д. С. Григорьева, Д. А. Забелин.- Москва: ООО ИнфоТЭК-КОНСАЛТ, 2001 г., 444 с.
  101. Региональные рынки нефтепродуктов: Вопросы анализа и прогнозирования Ю. К. Ахриев, И. Е. Клепацкая- Под ред. С. Б. Карнаухова М.: Маркетинг.- 2002.
  102. Регионоведение /Под ред. Т. Г. Морозовой. -М.: Банки и биржи. -ЮНИТИ, 1998.
  103. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2002: Стат. сб. / Госкомстат России. М., 2002. — 863 с.
  104. О. Асимметрия еврорегиональной матрицы. // МЭМО.-№ 9.-2002.-С.76−82.
  105. Ф. Основные методы успешного международного развития //Маркетинг, 2001 .-№ 4.-С.74−79.
  106. Россия: компания ТНК усиливает свое присутствие на рынке нефтепродуктов// Ведомости 04.07.2002
  107. Россия: British Petroleum инвестирует в автозаправки// Финансовые известия.- 20.06.2002
  108. Е. На рынке нефтепродуктов Санкт-Петербурга // Известия 23.01.2003
  109. И.В. Франчайзинг в деятельности отечественных производителей//Маркетинг в России и за рубежом, № 1, 2001. // http://www.cfin.ru/press/marketing/2001 1/rykova. shtml
  110. В. Конкурентность 180 стран мира в 1999 году // Маркетинг, 2000.-№ 3.-С, 3−18.
  111. Г. М., Стратегический приоритет развития — маркетинговые системы распределения http://www.cfin.ru/press/marketing/2002−2/02.shtml // Маркетинг в России и за рубежом, № 2, 2002.
  112. Г. Формирование маркетинговых систем распределения // Экономист, 2001.-№ 12.-С.60−62.
  113. П.В., Степанов Д. В. Оптимизация деятельности дистрибьютора в условиях неопределенности // Маркетинг в России и за рубежом, № 1, 2001. http://www.cfm.ru/press/marketing/2001-l/sevast.shtml
  114. М., Капицын В. Экспортный потенциал российских регионов в условиях глобализации мировой экономики//Маркетинг, 2001.-№ 1.-C.3−13.
  115. А.З. Конкурентные позиции и инфраструктура рынка России. — М.: Юристь, 1999. — 384 с.
  116. Н. Маркетинг и реклама предприятия, города, региона //Маркетинг, 1999.-№ 6.-С.65−69.
  117. В., Володина Е. Эффективность логистических систем //Маркетинг, 2000.-№ 2.-С. 107−114.
  118. М., Медведева Ю., Харлашкин И. Россия: планы компании ЛУКойл по расширению числа АЗС // Профиль[email protected] 29.04.2002
  119. М. Организация деятельности интегрированной компании (опыт ОАО «Волжский оргсинтез»)//Экономист, 2003.-№ 1.-С.62−69.
  120. С. Региональное экономическое развитие на базе программно — целевого подхода: опыт Западной Европы // Регион: экономика и социология. — 2000. —№ 1. — С. 3—36.
  121. К. ТНК и региональная экономическая интеграция в ЕС. //МЭМО.-№ 10.-2000.-С.47−53.
  122. А. Сеть АЗС компании «ЮКОС» в Москве // Ведомости 16.06.2003
  123. М.С., Мартынова И. А., Горбачева И. А. Эффективный маркетинг ключ к успеху компании // Маркетинг в России и за рубежом, № 3, 2000. http://www.cfrn.ru/press/rnarketing/2000−3/12.shtrnl
  124. Хмельницкая 3., Михалицына Ю. Истомин JI. Моделирование кооперационных связей в маркетинговых исследованиях//Маркетинг, 2002.-№ 3.-С.38−43.
  125. К. Государственная собственность и условия ее эффективности //Экономист, 2003.-№ 1.-С.45−56
  126. В. Проблемы консолидации промышленного капитала и ФПГ//Экономист, 2000.-№ 9.-С.44−49
  127. А. Содействует ли интеграции законодательство о банкротстве //Экономист, 2002.-№ 1 .-С.49−57.
  128. В.И. Международный маркетинг. СПб.: ИВЭСЭП, Знание, 2003.-848 с.
  129. П. Стратегическое планирование в интегрированных корпорация: факторы обеспечения // Российский экономический журнал, 2002.-№ 1 .-С.64−71.
  130. В. Рынок нефтепродуктов в ожидании обострения конкуренции //Нефть России, 2003.-№ 1.
  131. Ю.К., Крюков В. А. Промедление смерти подобно (почему нельзя отказаться от государственной политики в нефтегазовом секторе) //ЭКО, 2002.-№ 11.-С. 14−21.
  132. Ф.М., Росс Д. Структура отраслевых рынков. Перевод с англ. М.:Инфра-М, 1997.-698 с.
  133. И., Исаулова С. Модель планирования емкости рынка с помощью карты стратегических групп //Маркетинг, 2000.-№ 5.-С.24−29.
  134. JI.C., Грудинов О. В. Оценка направлений инвестиций при проектировании программ развития ОЭЗ: Межвузов, сб. науч. труд./ Калинингр. ун-т. — Калининград, 2000. — С. 75—88.
  135. Л.С. Методология разработки стратегии развития окраинного региона страны в условиях ОЭЗ // Прогнозирование и стратегии развития Особой экономической зоны России: Межвузов, сб. науч. труд./ Калинингр. ун-т. — Калининград, 2000. — С. 20—32.
  136. Шульмин В. Инвестиционная конкурентоспособность регионов
  137. Маркетинг, 2002.-№ 1 .-С. 106−113.
  138. К.В. Интегрированная система управления промышленных предприятий России // Менеджмент в России и за рубежом 2000 году (№ 4) // http://www.cfin.ru/press/management/2000−4/13.shtml
  139. К.В. Сравнительный анализ конкурентоспособности и финансового состояния предприятий отрасли и/или региона Маркетинг в России и за рубежом, № 5, 2000. // http://www.cfin.ru/press/marketing/2000−5/12.shtml
  140. Л.С. Конкурентоспособность региона: факторы и метод создания // Маркетинг в России и за рубежом, № 4, 2001. //http ://www. cfin.ru/press/marketing/2001 -4/03. shtml
  141. Дж., Уилсон Й. Стратегический маркетинг: ситуации, примеры: Учебное пособие: Пер. с англ. М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2001.
  142. Ю. Европейские корпорации в условиях глобализации. // МЭМО.-№ 11.-2001.-С.66−74.
  143. В. Без вертикальной интеграции работать эффективно невозможно//Экономист, 2001 .-№ 10.-С.20−28.
  144. Arehurst G. Chekout: the analisis of oligopolistic behavior in the UK grosery retail market//Service industries jornal.-1984.-№ 4.
  145. Armstrong H.W. Competition polisy in the common market: a comment //Regional stadies, 1984.
  146. Dominguez G. Marketing in a regulated environment.-N.Y., 1978.
  147. Hotelling H. Stability in competition // The economic jornal.-1929.-№ 39.
  148. Schendel D.E., Hutten K.J. Business policy and strategic management // Academy of management processings, August, 1972.
  149. Steiner G., Steiner J. Business, government and society.-N.Y., 1991.
  150. Steiner G.A., Miner J.B. Managment policy and strategy. Macmillan Publishing Co, Inc., New York, London, 1977.
  151. Wrigley N., Lowe M. Retailing, consumption and capital: towards the new retail geography.-London, 1996.
Заполнить форму текущей работой