Спортивно ориентированное физическое воспитание учащихся 10-11 лет общеобразовательных школ на основе дзюдо
Ведущим, основополагающим документом планирования учебно-тренировочной деятельности является учебная программа, которая разрабатывается для каждого из видов спортивной или физкультурной подготовки. Важным условием отбора содержания программы по предмету «Физическая культура» в школе является выделение общих принципов, выступающих в качестве основы при определении конкретного наполнения содержания… Читать ещё >
Содержание
- ГЛАВА I. НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ОБНОВЛЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ И ОРГАНИЗАЦИОНЫХ ОСНОВ ф
- ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ
- 1. 1. Современное состояние физического воспитания в общеобразовательных учреждениях Российской Федерации
- 1. 2. Инновационные направления совершенствования физического воспитания детей, подростков и молодежи
- 1. 3. Спортивно ориентированное физическое воспитание учащихся общеобразовательных школ России
- 1. 4. Анализ программного содержания физкультурного ф образования школьников в нашей стране и за рубежом
- 1. 4. 1. Программное обеспечение отечественного физического воспитания школьников
- 1. 4. 2. Программное обеспечение физического воспитания школьников за рубежом
- 1. 5. Тенденции совершенствования программ физического воспитания школьников
- ГЛАВА II. ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
- 2. 1. Задачи и методы исследования
- 2. 2. Организация исследования
- ГЛАВА III. ОБОСНОВАНИЕ СОДЕРЖАНИЯ И ОРГАНИЗАЦИИ СПОРТИВНО ОРИЕНИРОВАННОГО ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ ОЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ШКОЛ
- 3. 1. Теоретические основы формирования учебных программ в рамках спортивно ориентированного физического воспитания детей и подростков. 3.2. Обоснование содержания учебной программы
- Спортивно ориентированное физическое воспитание учащихся
- 5. классов на основе дзюдо"
- 3. 3. Организация учебно-тренировочной деятельности при реализации программного материала
- 5. классов на основе дзюдо"
- 4. 1. Результаты исследования вариабельности ритма сердца детей экспериментальной группы
- 4. 2. Сравнительная характеристика уровня физической подготовленности занимающихся контрольной и экспериментальной групп
- 4. 3. Влияние занятий по экспериментальной программе на уровень заболеваемости учащихся
- 4. 4. Исследование динамики интереса, мотивации и отношения учащихся к физкультурно-спортивной активности
Спортивно ориентированное физическое воспитание учащихся 10-11 лет общеобразовательных школ на основе дзюдо (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Актуальность проблемы. Физкультурно-спортивная деятельность учащихся общеобразовательных учреждений имеет большое значение, поскольку способствует укреплению здоровья, гармоническому физическому развитию организма, формированию навыков здорового стиля жизни, совершенствованию культуры двигательной активности и обеспечивает психофизическую подготовку к самостоятельной жизнедеятельности в социуме [5, 15, 92].
Сокращение сети физкультурно-оздоровительных учреждений, спортивных клубов, коммерциализация спортивных центров с повышением стоимости тренировочно-оздоровительных услуг привели к снижению двигательной активности различных групп детей, развитию хронических заболеваний и прогрессированию физических дефектов, к ухудшению физической подготовленности допризывной молодежи. Проблема физического воспитания детей с различными отклонениями в состоянии здоровья до настоящего времени стоит остро и, к сожалению, во многих школах не решена. Таких детей просто освобождают от занятий физической культурой, в то время как ослабленные дети в еще большей степени нуждаются в благотворном влиянии на организм различных средств физической культуры и спорта [13, 37, 64, 92].
Необходимость популяризации физической культуры и спорта среди детей, подростков и молодежи обусловлена не только запросами и правами личности школьников, возрастными особенностями их развития, постоянно изменяющимися условиями жизнедеятельности, но и «социальным заказом» общества на формирование здорового поколения. Эти положения нашли отражение в Федеральном законе «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» от 29 апреля 1999 года № 80 -ФЗ [172].
Проблемная ситуация, создавшаяся в системе физического воспитания подрастающего поколения в нашей стране, обусловлена возникшим ныне противоречием между тем, что с одной стороны одним из ведущих принципов государственной образовательной политики становится гуманистическая направленность обучения, определяющая приоритет общечеловеческих ценностей, создание условий для всестороннего развития личности на основе личностно-ориентированного подхода, а с другой — современная педагогическая наука не обеспечивает создание нового научно-теоретического и методического знания, способного обеспечить инновационные преобразования в организации физического воспитания в общеобразовательной школе с учетом современных требований к здоровью и физической подготовленности обучающихся, к уровню их физической и спортивной культуры.
Между тем, несмотря на уже известные технологии высокоэффективных процессов спортивной подготовки, эти методы и концептуальные подходы не нашли конверсионного продолжения в современной теории и практике физического воспитания [9]. Эти обстоятельства обусловливают насущную необходимость разработки новых организационных форм физического воспитания, позволяющих освоить в его практике высокие технологии спортивной тренировки и организации спортивной деятельности.
Однако развитие этих инновационных процессов сдерживается из-за недостаточного программно-методического обеспечения новых форм физического воспитания, так как существующие программы спортивной подготовки в детском и подростковом возрасте сориентированы на подготовку спортивных резервов и не рассчитаны на массовое использование в общеобразовательной школе [11, 14, 93, 183].
В специальной литературе вопросы конверсии технологий спортивной подготовки по борьбе в интересах совершенствования систем физического воспитания в общеобразовательной школе представлены лишь в теоретико-методологическом аспекте [15, 64, 134], а известные попытки использования спортивного компонента борьбы в физическом воспитании школьников не нашли адекватных организационно-методических решений.
В этой связи наиболее актуальным является поиск новых возможностей повышения эффективности физического воспитания учащихся общеобразовательной школы на основе интенсивного использования средств дзюдо.
Проблема исследования заключается в необходимости разработки педагогической теории и технологии спортивно ориентированного физического воспитания детей и подростков на основе дзюдо с целью создания условий для всестороннего развития личности.
Цель исследования — научно-методическое и экспериментальное обоснование содержания и организации спортивно ориентированного физического воспитания учащихся 10−11 лет общеобразовательных школ в учебно-тренировочных группах по дзюдо.
Объект исследования — физическое воспитание в общеобразовательной школе.
Предмет исследования — инновационное содержание и организация физического воспитания на основе дзюдо учащихся 10−11 лет общеобразовательной школы.
Гипотеза исследования Использование средств и методов тренировки дзюдо в рамках физического воспитания в общеобразовательной школе может существенно улучшить физическую подготовленность школьников, повысить мотивацию к физкультурным занятиям, а также снизить уровень заболеваемости. Это предположение основывалось на известных фактах о высокой эффективности тренирующих воздействий, применяемых в дзюдо, для повышения уровня физической подготовленности и улучшения функционального состояния занимающихся детско-юношеских спортивных школ (Г.П. Пархомович, 1992; Г. С. Туманян, 2000).
Теоретическую основу исследования составили основополагающие педагогические положения и концепции: теоретические основы личностно ориентированного физического воспитания (Н.А. Алексеев, В. К. Бальсевич, Е. В. Бондаревская, И. А. Колесникова, Л. И. Лубышева, В.В. Сериков) — теория развития двигательных качеств (Ю.В. Верхошанский, В. В. Кузнецов, А. А. Новиков, В.Н. Платонов) — современные концепции физического воспитания учащихся общеобразовательных школ (Л.П. Матвеев, В. К. Бальсевич, Л. И. Лубышева, В. П. Филин, М. Я. Набатникова, В. Г. Никитушкин, С.В. Малиновский) — концепция контроля эффективности педагогического процесса (В.А. Булкин, М. А. Годик, В.М. Зациорский).
Научная новизна исследования заключается в том, что впервые разработаны и экспериментально обоснованы: теоретические основы определения содержания спортивно ориентированного физического воспитания детей и подростков, включающие в себя общие положения об учебной программепринципы определения содержания учебной программы, структурные элементы учебной программы и обоснование их содержания с учетом принципов «спортизации»;
— учебная программа «Спортивно ориентированное физическое воспитание учащихся 5 классов на основе дзюдо», позволяющая существенно повысить объем двигательного опыта, успешно формировать основные физические качества, улучшать состояние здоровья школьников, повышать интерес к предмету «Физическая культура»;
— методика реализации содержания учебной программы в процессе спортивно ориентированного физического воспитания, которая включает в себя описание процесса формирования учебно-тренировочных групп по виду спортаструктуру, содержание и методические особенности учебно-тренировочных занятийопределение физических нагрузок на различных типах занятийособенности оценки успеваемости учащихся спортизированных классовнормативно-правовые компоненты процесса реализации инновационной учебной программы.
Теоретическая значимость исследования состоит в научном обосновании общетеоретических представлений о целесообразности использования в педагогическом процессе физического воспитания средств дзюдо в целях повышения уровня физической подготовленности, укрепления здоровья и формирования мотивации детей и подростков к физкультурным занятиям. Результаты проведенного исследования дополняют теорию и методику физического воспитания новыми представлениями о возможностях модернизации учебного процесса в общеобразовательных школах на основе конверсии отдельных элементов спортивной тренировки, приемлемых для формирования гармонически развитой личности.
Практическая значимость исследования заключается в том, что реализация разработанной учебной программы позволяет существенно повысить эффективность физического воспитания детей и подростков: позволяет повысить уровень физического здоровья, физической подготовленности, формировать устойчивую мотивацию к занятиям физическими упражнениями. Результаты исследований могут быть полезны при подготовке и переподготовке учителей по физической культуре в системе вузовского и послевузовского образования.
Основные положения, выносимые на защиту: содержание учебной программы и организация физического воспитания в форме учебно-тренировочных групп по виду спорта способствует более эффективному освоению ценностей физической культуры учащимися общеобразовательных школпроведение уроков физической культуры в общеобразовательной школе может быть реализовано на основе учета физкультурно-спортивных интересов и потребностей, индивидуальных морфо-функциональных и психологических особенностей учащихсяиспользование средств дзюдо в рамках реализации спортизированной формы физического воспитания в общеобразовательной школе обеспечивает увеличение показателей физической подготовленности учащихся, их здоровья и уровня освоения мотивационных ценностей физической культуры.
Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялось в форме участия в научно-практических конференциях различного уровня (от региональных до международных): г. Москва, г. Санкт-Петербург, г. Пермь, г. Ижевск, г. Чайковский — 2003 — 2005 гг.
Разработанная автором учебная программа «Спортивно ориентированное физическое воспитание учащихся 5 классов на основе дзюдо» апробировалась в МОУ СОШ № 1, 3 г. Чайковского, о чем свидетельствуют акты о внедрении научно-исследовательских разработок.
Структура и объем диссертации
Работа состоит из введения, четырех глав, выводов, практических рекомендаций, списка литературы и приложений. Текст работы изложен на 168 страницах машинописного текста компьютерной верстки, содержит 17 таблиц, 9 рисунков, 2 приложения.
Список литературы
включает 213 источника, из них 21- на иностранных языках.
ВЫВОДЫ.
1. Анализ научно-методической литературы и результаты собственных исследований показали, что физическое воспитание учащихся общеобразовательных школ не обеспечивает в должной мере их оздоровление, нормальное физическое развитие и достаточную физическую подготовленность. По нашему мнению, данное обстоятельство является следствием недостаточной разработанности организации и содержания физического воспитания школьников, инновационного использования традиционных и нетрадиционных форм и средств физической культуры и спорта.
2. Учебные программы по спортивно ориентированному физическому воспитанию могут разрабатываться на основе модификации материалов программ для ДЮСШ и СДЮШОР, предусматривая при этом увеличение объема тренирующих и обучающих воздействий, направленных на общую физическую подготовку и освоение занимающимися разделов традиционной программы общеобразовательной школы по физической культуре, а также теоретического материала, обеспечивающего освоение школьниками интеллектуальных ценностей физической и спортивной культур.
3. Проведение уроков физической культуры в общеобразовательной школе в начале или в конце учебного дня в форме занятий в учебно-тренировочных группах по дзюдо, комплектуемых с учетом физкультурно-спортивных интересов и потребностей, индивидуальных морфо-функциональных и психологических особенностей является одним из приемлемых вариантов организационно-методического обеспечения «спортизации» процесса физического воспитания школьников с использованием средств современного дзюдо.
4. Сравнение результатов тестирования физической подготовленности подростков, участвующих в эксперименте, выявило достоверное преимущество юных дзюдоистов по сравнению с подростками, занимающимися в рамках традиционной системы физического воспитания. Учащиеся экспериментальной группы имели достоверную разницу прироста по сравнению с контрольной группой в количестве сгибаний рук в упоре лежа (5,6%), в прыжках в длину с места (2,5%), в висе на перекладине согнув руки (11,4%).
5. Инновационная учебная программа ставила задачу не только вовлечения большего числа детей в физкультурно-спортивную деятельность, но — самое главное — улучшения здоровья подрастающего поколения. Анализ заболеваемости учащихся, участвующих в исследовании, показал, что занятия по экспериментальной программе способствуют уменьшению количества заболеваний на 33% и их средней продолжительности — на 27%.
6. Результаты педагогического эксперимента, полученные в ходе социологических исследований эффективности разработанной учебной программы, позволили установить положительные изменения в отношении школьников экспериментальной группы к учебному предмету «Физическая культура». За период эксперимента они выразились в положительном изменении интереса к занятиям физическими упражнениями, вызванного повышением уровня физического состояния учащихся, явившемся следствием организации оптимального режима учебно-тренировочной деятельности.
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ.
1. Ведущим, основополагающим документом планирования учебно-тренировочной деятельности является учебная программа, которая разрабатывается для каждого из видов спортивной или физкультурной подготовки. Важным условием отбора содержания программы по предмету «Физическая культура» в школе является выделение общих принципов, выступающих в качестве основы при определении конкретного наполнения содержания программы (принцип соответствия программного материала базовым, фундаментальным основам науки о физической культуре, принцип единства и противоположности логики науки о физической культуре и логики учебного предмета «Физическая культура», принцип структурного единства содержания программы по спортивно ориентированному физическому воспитанию с учетом личностного развития и становления школьника, принцип учета содержательной и процессуальной стороны обучения при формировании и конструировании содержания программы по предмету «Физическая культура»).
2. Сформулированные цель и задачи учебной программы должны базироваться на требованиях «Обязательного минимума содержания образования по физической культуре» и отражать основные направления педагогического процесса по формированию физической культуры личности: теоретическую, физическую, технико-тактическую и психологическую подготовку школьников.
3. Планировать прохождение учебного материала, соответствующего федеральному компоненту, можно, в зависимости от вида спорта, как в различных частях учебно-тренировочного занятия, так и посвящать этому отдельные занятия. Если занятие целиком запланировано на основе базовых средств двигательной деятельности, рекомендуем проводить его в промежуточном звене микроцикла, как рекреационно-восстановительное.
4. Регуляция физических нагрузок на физкультурных занятиях по виду спорта играет решающую роль в формировании физического потенциала детей, сохраняя у них заинтересованное отношение к физкультурным занятиям. При планировании занятий необходимо ориентироваться на использование здоровьеформирующих и здоровьесберегающих технологий физического воспитания и спортивной тренировки, при этом сущность здоровьесбережения состоит, прежде всего, в выборе и реализации таких объемов, интенсивностей и тренирующих воздействий, которые являются адекватными оперативному и текущему состоянию занимающегося.
5. При комплектовании учебно-тренировочных групп свобода выбора занимающимися вида спорта или физической активности для занятий не должна иметь никаких ограничений и распространяться на возможность перехода в другую учебно-тренировочную группу. Любой школьник может осуществлять такие переходы сколько угодно раз. Однако в этом случае каждый раз должен решаться вопрос о зачислении такого учащегося в ту группу, тренировка в которой будет посильной для него.
Список литературы
- Теория и практика физ. культуры. 1990. — № 1. — С. 46−47.
- Алексеев Н.А. Личностно-ориентированное обучение: вопросы ф теории и практики. Тюмень, 1997. — 103 с.
- Алексеев Н.А. Педагогические основы проектирования личностно-ориентированного обучения: Автореф. дисс. канд. пед. наук. Тюмень, 1997. -49 с.
- Альмуханов Б.У. Вариативность учебных программ по физической культуре: Автореф. дис. канд. пед. наук. СПб., 1994. — 23 с.
- Антипова Е. В. Ключевые проблемы реализации государственных задач в области физической культуры и спорта в Российской Федерации 2002
- Ф 2010 годов // Здоровье и физическая активность подрастающего поколения России: Материалы Всероссийской научно-практической конференции. — СПб., 2002.-С. 20−21.
- Ачкурин Н.А. Развитие двигательных способностей школьников 11−13 лет в системе занятий спортивного часа школы продленного дня: Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 1997. — 25 с.
- Бальсевич В.К. Конверсия высоких технологий спортивной подготовки как актуальное направление совершенствования физического воспитания и спорта для всех // Теория и практика физической культуры. ф 1993.-№ 4.-С. 21−23.
- Бальсевич В.К. Концепция альтернативных форм организации физического воспитания детей и молодежи // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 1996. — № 1. — С. 23−25.
- Бальсевич В.К. Концепция альтернативных форм организации физического воспитания школьников / Бальсевич В. К., Шестаков М. П. // Спорт, духовные ценности, культура. М., 1997. — Вып. 7. — С. 232−237.
- Бальсевич В.К. Сургутский проект (сообщение первое) // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 1997. — № 4. — С. 48−55.
- Бальсевич В.К. Основные положения концепции интенсивного инновационного преобразования национальной системы физкультурно-спортивного воспитания детей, подростков и молодежи России // Теория и практика физической культуры. 2002. — № 3. — С. 2−4.
- Бальсевич В.К., Лубышева Л. И. Спортивно ориентированное физическое воспитание: образовательный и социальный аспекты // Теория и практика физической культуры. 2003. — № 5. — С. 19−23.
- Бальсевич В.К. Инфраструктура высокоэффективного физического воспитания в общеобразовательной школе: методология проектирования и эксплуатации // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. -2003. № 4. — С. 2−6.
- Барбашов С.В. Теоретико-методические основы личностно ориентированной технологии физкультурного образования школьников: Автореф. дис. докт. пед. наук. Омск., 2000. — 48 с.
- Барников О.В. Пути и методы резкого повышения уровня общефизической подготовленности детей в школе, располагающей обычной спортивной базой // Теория и практика физ. культуры. 1991. — № 2. — С. 50.
- Безверхняя Г. В. Отношение учащихся к урокам физкультуры в школе // Физическое воспитание студентов творческих специальностей / ХГАДИ (ХХПИ). Харьков, 2002. — № 8. — С. 73−79.
- Белов В.К. Физическое развитие и двигательная подготовленность школьников как фактор повышения качества отбора в спортклассы: Тез. док. науч.-метод. конф. Архангельск, 1999. — С. 5−6.
- Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. М.: Педагогика, 1989. -191 с.
- Блинков С.Н. Индивидуализация физического воспитания школьников 12−14 лет на основе учета структуры моторики: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Тюмень, 2001. — 24 с.
- Блинков С.Н. Методика реализации индивидуального подхода к физической подготовке школьников-подростков / Блинков С. Н., Левушкин С. П. // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 2002. — № 1.-С. 8−12.
- Богданова В.А. Дифференцированный подход в физкультурном образовании младших школьников: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Тюмень, 2001,24 с.
- Богословский В.П., Мейксон Г. Б. Утверждена комплексная программа физического воспитания школьников // Физ. культура в школе.1985.-№ 8.-С. 2−8.
- Бондаревский Е.Я. Анализ программ физического воспитания в развитых капиталистических странах // Теория и практика физ. культуры. -1980.-№ 12.-С. 40−42.
- Бондаревский Е.Я. Педагогические основы контроля за физической подготовленностью учащейся молодежи: Автореф. дис. .канд. пед. наук. М., 1983.-45 с.
- Бондаревский Е.Я., Карпов А. А. Анализ программ по физическому воспитанию в социалистических странах // Теория и практика физ. культуры. -1985.-№ 11.-С. 55−57.
- Бондарчук А.П. Объем тренировочных нагрузок и длительность цикла развития спортивной формы // Теория и практика физической культуры. -1989.-№ 8.-С. 18−20.
- Быховская И.М. Физическая культура как практическая аксиология человеческого тела: методологические основания анализа проблемы // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 1996. — № 2. — С. 19−27.
- Вавилов Ю.Н., Вавилов К. Ю. Научно-практические предпосылки спортивно-оздоровительной программы для детей и молодежи // Теория и практика физической культуры. 1995. — № 4. — С.54−58.
- Верхошанский Ю.В. Принципы организации тренировки спортсменов высокого класса в годичном цикле // Теория и практика физической культуры. 1991. — № 2. — С. 6−16.
- Викулов А.Д., Пузанов Ю. В., Маринивич Н. А. Новые подходы в физическом воспитании детей и подростков // Состояние и перспективы совершенствования физической культуры в системе образования: Материалы науч. конф.- Омск: СибГАФК, 1996. С. 54−55.
- Виленский М.Я. Социально-педагогические детерминанты формирования здорового образа жизни // Теория и практика физической культуры. 1994. — № 9. — С. 9.
- Вишневский В.А. Здоровьесбережение в школе (педагогические аспекты и традиции). М.: ТиПФК, 2002. — С. 27, 63, 67.
- Волков Н.И. Закономерности биохимической адаптации в процессе спортивной тренировки: Учебное пособие для слушателей ВШТ ГЦОЛИФКа. -М.:ГЦОЛИФК, 1986. 64 с.
- Волошина Л.Н. Игровые программы и технологии физического воспитания детей 5−7 лет // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 2003. — № 4. — С. 39−43.
- Второй международный конгресс «Спорт и здоровье» 21−23 апреля 2005 года. Санкт-Петербург, Россия. Материалы конгресса. СПб.: Издательство «Олимп-СПб», 2005. — 374 с.
- Гальперин П.Я. Введение в психологию. М.: МГУ, 1976. — 150 с.
- Годик М.А. Контроль тренировочных и соревновательных нагрузок. М.: Физкультура и спорт, 1980. — 136 с.
- Годик М.А. Сравнительный анализ эффективности различных систем физического воспитания в школах // Теория и практика физ. культуры. ¦ 1990.-№ 9.-С. 15−17.
- Головина Л.Л. Структура мотивации к физкультурно-оздоровительной деятельности учащихся общеобразовательной школы /
- Головина JI. JL, Кокова Е. И., Копылов Ю. А. // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 1996. — № 3. — С. 11−13.
- Громыко В.А. К оценке индивидуальных физических кондиций человека // Теория и практика физ. культуры. 1991. — № 10. — С. 28−32.
- Громыко В.В. Комплексная оценка физической подготовленности детей школьного и дошкольного возраста / Громыко В. В., Рафалович А. Б., Хасин J1.A. // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. -1996. -№ 3.- С. 53−54.
- Губа Д.В. Дифференцированный подход при развитии специальных физических качеств и оздоровлении подростков 12−14 лет, занимающихся в секциях по баскетболу. Дис. канд. пед. наук. М., 2002. — С. 149.
- Гужаловский А.А. Физическое воспитание школьников в критические периоды развития // Теория и практика физ. культуры. 1977. — № 7.-С. 37−39.
- Гужаловский А.А. Темпы роста физических способностей как критерий отбора юных спортсменов // Теория и практика физ. культуры. 1979. — № 9. — С. 28−31.
- Давыдов. В.В. Теория развивающего обучения М.: ИНТОР, 1996.544 с.
- Дворкин J1.C. Физическая подготовка школьников 4−6-х классов на основе занятий борьбой самбо // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 1998. — № 4. — С. 21.
- Дзюдо. Учебная программа для учреждений дополнительного образования / Авт.-сост. И. Д. Свищев и др.- М.: Советский спорт, 2003. 112 с.
- Долгодушев В.И. Какой быть физической культуре в школе // Теория и практика физической культуры. 1990. — № 10. — С. 23−24.
- Дупона М. Спорт как качество жизни молодежи / Пер. Столярова В. И. / Дупона М., Петрович К. // Спорт, духовные ценности, культура. М., 1997.-Вып. 7.-С. 142−148.
- Дьяконов В.В., Полунин А. И., Прокудин Б. Ф., Травин Ю. Г. Возрастные этапы развития выносливости у школьников // Развитие двигательных способностей у детей (Тезисы симпозиума) М., 1976. С. 53 — 54.
- Жижин П.М. Какой быть физической культуре: Перекресток мнений // Физ. культура в школе. 1996. — № 3. — С. 8−9.
- Здоровье и образование. Инновационный аспект в здоровьесберегающей деятельности: Тезисы докладов VII научно-практической конференции (22−23 апреля 2004 г. Пермь). Пермь: Изд-во ПОНИЦАА, 2004.-112 с.
- Зотов А.П. Организационно-педагогические основы физического воспитания учащейся молодежи во внеурочной и внеклассной работе: Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 1997. — 24 с.
- Иванов В.И. Два дискуссионных аспекта организации физического воспитания школьников // Теория и практика физ. культуры. 1991. — № 12. — С. 53−54.
- Инновационная образовательная технология спортизированного физического воспитания обучающихся в общеобразовательной школе / Под ред. Л. Н. Прогонюк. Сургут: Дефис, 2001. — 212 с.
- Коваленко А.А. Программно-методические основы использования спортивных танцев в физическом воспитании в школе / Коваленко А. А., Коваленко Г. П. // Сборник трудов ученых РГАФК 1999 г. М., 1999. — С. 194 196.
- Козлов В. Н., Любомирский Л. Е., Мейксон Г. Б. Реформа школы инаучные проблемы физического воспитания // Физ. культура в школе. 1984. -№ 9. — С. 2−6.
- Комков А.Г. Совершенствование программ по физическому образованию на основе анализа стиля жизни школьников // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 1996. — № 3. — С. 2−6.
- Комков А.Г. Социально-педагогический мониторинг показателей физической активности, состояния здоровья и культурного развития школьников // Теория и практика физической культуры. 1998. — № 6. — С. 2−7.
- Комков А.Г. Организационно-педагогическая технология формирования физической активности школьников / Комков А. Г., Кириллова Е. Г. // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 2002. — № 1.-С. 2−4.
- Комплексная программа физического воспитания учащихся 1−11 классов: Программа общеобразовательных учреждений / Министерство образования РФ. -М.: Просвещение, 1996. С. 106−204.
- Комплексная программа физического воспитания учащихся I-X1 классов // Физ. культура в школе. 2004. — № 1 — 8.
- Концепции развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2005 года // Теория и практика физической культуры. -2001.-№ 4.-С. 2−8.
- Короткова Е.А. Дифференцированное обучение по физической культуре школьников среднего возраста в зависимости от уровня физической подготовленности: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Омск, 1996. — 19 с.
- Костюков В.В., Родионов В. И., Дубовой А. Е., Продан В. Б. Эволюция мотивов и потребностей людей 4−80 лет в занятиях спортивными и подвижными играми // Теория и практика физической культуры. 1994. — № 7. -С. 2.
- Костюков В.В. Организационно-технологические аспекты оздоровительных занятий спортивными и подвижными играми с людьми разного возраста // Теория и практика физической культуры. 1996. — № 1. — С.7.11.
- Кофман Л.Б. Педагогические принципы и модели организации физкультурно-спортивной деятельности детей и молодежи: Дис. .д-ра пед. наук в виде науч. докл. М. — 1997. — 72 с.
- Кофман Л.Б. Система повышения уровня физической подготовленности учащихся // Настольн. кн. учителя ФК / Под ред. Л.Б. Кофмана- Авт. сост. Г. И. Погодаев. — М.: ФиС, 1998, — С. 71, 159.
- Криволанчук И.А. Оздоровительный потенциал физической нагрузки // Организация и методика учебного процесса, физкультурно-оздоровительной и спортивной работы: Материалы международной конференции. Часть 1 .- Ростов-на-Дону, 2002. — С. 183−187.
- Крюкова Е.А. Личностно развивающие образовательные технологии: природа, проектирование, реализация. Монография. Волгоград: Перемена, 1999. — 195 с.
- Кудлай С.А. Моделирование физической подготовленности борцов юношей в годичном цикле подготовки: Автореф. дис.. канд. пед. наук. -СПб., 2000. 45 с.
- Кузин В.В. Физическая культура детей и молодежи: актуальные проблемы воспитания // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 1996. — № 1. — С. 3−4.
- Лебедева О.П. Комплексная учебно-оздоровительная программа физического воспитания школьников 11−14 лет специальной медицинской группы с элементами тренировочной направленности в условиях Крайнего Севера: Автореф. канд. пед. наук. Омск, 2000. — 23 с.
- Литвинов Е.Н., Виленский М. Я., Туркунов Б. И. Программа физического воспитания учащихся 1−11 классов, основанная на одном виде спорта (баскетбол): Программа общеобразовательных учреждений / Министерство образования РФ. -М.: Просвещение, 1996. С. 1−63.
- Лубышева Л.И. Концепция формирования физической культуры человека. М.:ГЦОЛИФК, 1992. — 120 с.
- Лубышева Л.И. Концепция физкультурного воспитания: методология развития и технология реализации // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 1996. — № 1. — С. 11−17.
- Лубышева Л.И. «Президентские состязания» новый проект организации физкультурно-спортивного движения детей и молодежи // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. — 1996. — № 3. — С. 57−59.
- Лубышева Л.И. Социология физической культуры и спорта: Учебное пособие. М.: Издательский центр «Академия», 2001. — 240 с.
- Лубышева Л.И. Технология реализации инновационных проектов совершенствования систем физического воспитания на региональном уровне // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 2002. — № 3. — С. 2−6.
- Лубышева Л.И. Физическая и спортивная культура: содержание, взаимосвязи и диссоциации // Теория и практика физической культуры. 2002. -№ 3.- С. 11−14.
- Лубышева Л.И. Спортивная культура как учебный предмет общеобразовательной школы // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 2004. — № 4. — С. 2−7.
- Лубышев И. А. Олимпийская культура в спортизированном физическом воспитании // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 2004. — № 3. — С. 47−49.
- Луговиков В.Б. Определение нагрузки на уроках физической культуры // Физическая культура в школе. 1989. — № 5. — С. 15−17.
- Лукьянеко В.П. Состояние и перспективы современного физического воспитания школьников в свете современных концептуальных подходов // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 1998. -№ 1.-С. 18−25.
- Лях В. И. Ориентиры перестройки физического воспитания в общеобразовательной школе // Теория и практика физической культуры. 1990. — № 9. — С. 10−14.
- Лях В. И. Оценка успеваемости по физической культуре // Физическая культура в школе. 1991. — № 11. — С. 3−8.
- Лях В.И., Мейксон Г. Б. Базовый компонент необходим // Физическая культура в школе. 1991. — № 1. — С. 2−7.
- Лях В. И. Критерии оценки успеваемости учащихся и эффективности деятельности учителя физической культуры: Метод, реком. -М., 1992. -40 с.
- Лях В.И., Мейксон Г. Б. Соблюдая основополагающие принципы // Физическая культура в школе. 1993. — № 1. — С. 2−6.
- Лях В.И. Теоретико-методологические основы становления нынешней системы физического воспитания в общеобразовательной школе
- России: их место в школьных программах и практике работы учителя: 3-й Междунар. конгресс. М., 1995. — С. 69−70.
- Лях В. И. Концепция физического воспитания детей и подростков / Лях В. И., Мейксон Г. Б., Кофман Л. Б. // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 1996. — № 1. — С. 5−10
- Макарова О.П. Личностная ориентация педагогики физической культуры в начальной школе // Человек в мире спорта: новые идеи, технологии, перспективы: Тез. докл. Междунар. конгр. М., 1998 — т. 2, — С. 382−383.
- Маляренко Т.Н., Антонюк С. Д. Двигательная деятельность и пути ее активизации у школьников // Физическая культура и здоровый образ жизни: Тез. Всесоюз. научно практической конф. — М., 1990. — С. 125 — 126.
- Масальгин Н.А. Математико-статистические методы в спорте. М.: Физкультура и спорт, 1974. 151 с.
- Матвеев Л.П. Основы спортивной тренировки: Учебное пособие для институтов физической культуры. М.: ФиС, 1977. — 280 с.
- Матвеев Л. П. Теория и методика физической культуры: Учебник для институтов физической культуры. М.: ФиС, 1991. — 543 с.
- Матвеев А.П., Непопалов В. Н. Физическая культура: физкультура и развитие человека//Теория и практика физической культуры. 1995. — С. 2−5.
- Матвеев А.П. Концепция образовательной программы «Физическая культура» для средней общеобразовательной школы // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 1996. — № 1. — С. 19−22.
- Матвеев А.П. Концепция формирования основ учебного предмета физическая культура в общеобразовательной школе / РГАФК. М., 1997. — С. 10, 17.
- Мейксон Г. Б. Совершенствование методов физического воспитания в связи с развитием массовых форм физической культуры // Вопросы физ. воспитания школьников: Сб. науч. трудов / АПН СССР, НИИ физиологии детей и подростков. М., 1983. — С. 15−21.
- Мейксон Г. Б., Копылов Ю. А. Планирование физического воспитания в школе // Физическая культура в школе. 1989. — № 8. — С. 11−16.
- Методическое руководство для работы по комплексной программе физического воспитания учащихся I IX классов // Физ. культура в школе. -1986. -№№ 1−3.
- Михалев В.И. Планирование физкультурного образования учащихся в общеобразовательной школе: Учеб. пос. Омск: СибГАФК, 1994. -48 с.
- Михалина Г. М. Структура и содержание годичного цикла занятий общей гимнастикой в условиях «спортивного часа» учащихся первых классов // Материалы совместной научно-практической конференции РГАФК, МГАФК и ВНИИФК. М., 2001. — С. 82−84.
- Мухамитянов Ф.Д. Рекомендации по составлению образовательной программы творческих объединений учреждений дополнительного образования: Метод, реком. для педагогов дополнительного образования. -Чайковский: УОиПО г. Чайковского, 2002. 25 с.
- Мякиченко Е.Б., Селуянов В. Н. Оздоровительная тренировка по системе «Изотон». М.: СпротАкадемПресс, 2001. — 68 с.
- Нгуэн Т. К проблеме активизации учащихся на уроке физической культуры: Дис. канд. пед. наук / ГЦОЛИФК. М., 1978. — 147 с.
- Николаев Ю.М. Теория физической культуры: базовые концепции и основополагающий категориальный аппарат // Теория и практика физической культуры. 2002. — № 3. — С. 15−20.
- Новикова Л.Н. Воспитание физических способностей детей 7−10 лет средствами гимнастки: Дис. канд. пед. наук. 2004. — 154 с.
- Олияр В.И., Быков B.C. Теоретико-методологические основыактуализации физического самовоспитания учащихся // Теория и практика физической культуры. 2002. — № 1. — С. 11−15.
- Палецкий Д.Ф. Комплексный педагогический контроль и самоконтроль как фактор рационализации подготовки юных борцов: Дис.. канд. пед. наук. М., 1991. — 165 с.
- Педагогика: учебное пособие для студентов вузов обучающихся по педагогической специальности (ОПДФ. 2 — ПЕД.): доп. по специальности педагогического образования / Под ред. В.А. Сластенина- Междунар. Академия наук образ. — М.: ACADEMIA, 2004. — 238 с.
- Петровская Т. В. Дифференцированная методика физической подготовки учащихся младших классов в системе занятий по физической культуре: Автореф. дис. .канд. пед. наук. Киев, 1983. — 23 с.
- Пилоян Р.А. Узловые вопросы многолетней подготовки борца: Методическое пособие. Малаховка: МОГИФК, 1988. 26 с.
- Платонов В.Н. Теория и методика спортивной тренировки. Киев: Вища школа, 1984. — 352 с.
- Плешаков А.Н., Лотоненко А. В. Потребность в физической культуре как область деятельности // Теория и практика физической культуры. -2002. № 5. — С. 23−26.
- Положение о физическом воспитании учащихся общеобразовательных школ // Сб. инструкт. метод, материалов по физ. воспитанию: Пособие для учителя. М., 1982. — С. 7−15.
- Пономарев В.В. Педагогические технологии физкультурного образования школьников Крайнего Севера: Дис.. докт. пед. наук. М., 2004. -275 с.
- Потапов В.Н. Организация внеклассной работы с учащимися общеобразовательной школы в условиях детско-юношеского спортивного клуба: Сб. науч. тр. регион, науч.-практич. конф. Тюмень, 1994. — С. 32−35.
- Прогонюк Л.Н. Управление развитием инновационных процессов в общеобразовательной школе: Дис.. канд. пед. наук. М., 1998. — 138 с.
- Прогонюк Л.Н. Исследование мотивации достижения в условиях спортизированного физического воспитания в общеобразовательной школе / Прогонюк Л. Н., Мустафина Л. Н. // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 2002. — № 1. — С. 15−16.
- Родионов В.А. Применение индивидуализированных программ сопряженного физического и психического развития подростков на уроке физической культуры // Теория и практика физической культуры. 2003. — № 6.- С. 52−55.
- Рожков П.А. Развитие физической культуры и спорта -приоритетное направление социальной политики государства // Теория и практика физической культуры. 2002. — № 1. — С. 2−8.
- Рябинцев В.П. Работаю по своей программе // Физическая культура в школе. 1990. — № 2. — С. 30−34.
- Салмаков В.Н. Нужны новые технологии: Перекресток мнений // Физ. культура в школе. 1999. — № 4. — С. 12.
- Селевко Г. К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. М.: Народное образование, 1998. — С. 14−15.
- Селуянов В.Н. Технология оздоровительной физической культуры.- М.: СпортАкадемПресс, 2001, 172 с.
- Семейкин А.И., Муромцев В. П., Воробьев Г. П. Основные концепции и направления перестройки школьного физкультурного образования: Учеб. пос. Омск: СибГАФК, 1997. — 28 с.
- Скачков И.Г. Новый вариант школьного урока // Теория и практика физ. культуры. 1993. — № 5−6. — С. 35 — 36.
- Скиянова Н.А., Петренко Б. С. Научно-инновационное направление в школьном физическом воспитании // Теория и практика физической культуры. 1994. — № Ю. — С. 44−45.
- Склянова Н.А., Петренко Б. С. Научно инновационные направления школьном физическом воспитании // Теория и практика физической культуры. — 1994. — № 10. — С. 44 — 46.
- Смирнов Ю.И., Полевщиков М. М. Спортивная метрология: Учеб. для студ. пед. вузов. М.: Издательский центр «Академия», 2000. — 232 с.
- Соколова В.А. Сущность, структура и содержание социально-педагогических факторов, детерминирующих физкультурную активность студенческой молодежи: Автореф. дис.. д-ра пед.наук. М., 1991.-51 с.
- Солодков С.А. Какой быть комплексной программе // Физическая культура в школе. 1988. — № 10. — С. 60−61.
- Солоха JI.K. О необходимости учета возрастных и индивидуальных особенностей в практике тренировочного процесса.- В кн.: Педагогические аспекты спортивной тренировки. Омск: Омский гос. ин-т физ. культуры, 1981. -С. 49−51.
- Сонькин В.Д., Зайцева В. В., Тиунова О. В. Проблема тестирования в оздоровительной физической культуре // Теория и практика физ. культуры. -1993.-№ 8.-С. 7−10.
- Сонькин В.Д., Зайцева В. В., Маслова Г. М., Бурчик М. В. Роль и место физического воспитания в формировании валеологической службы в школе // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 1996. -№ 2.-С. 2−10.
- Сотникова А.Г. Внеурочные занятия по физическому воспитанию в средней школе США // Теория и практика физ. культуры. 1990. — № 3. — С. 6062.
- Спортивно ориентированное физическое воспитание — новая педагогическая технология XXI века: Материалы Всероссийской научно-практической конференции, посвященной 25-летию ЧГИФК (г. Чайковский, 1416 апреля 2005 г.). Чайковский: ЧГИФК, 2005. — 163 с.
- Столяров В.И. Философско-культурологический анализ физической культуры // Вопросы философии. 1988. — № 4. — С. 17−25.
- Столяров В.И. «Неклассическая» (гуманистическая) теория, программа и модель детско-юношеского спорта // Спорт, духовные ценности, культура. М., 1997. — Вып. 7. — С. 17−130.
- Столяров В.И. Новые формы физкультурно-спортивной работы с учащейся молодежью: Обзоры // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 1998. — № 1. — С. 39−40.
- Столяров В.И., Быховская И. М., Лубышева Л. И. Концепция физической культуры и физкультурного образования (инновационный подход) // Теория и практика физической культуры. 1998. — № 5. — С. 11−14.
- Карабут Е.А. // Региональные проблемы физической культуры и спорта: Материалы науч. практ. конф. — Омск, 1993. — С. 111−113.
- Талага Е. Энциклопедия физических упражнений / Пер. с польск. — М.: Физкультура и спорт, 1998. 412 с.
- Талызина Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний. М.: МГУ, 1975.-343 с.
- Тараканов Б.И. Педагогические основы управления подготовкой борцов: Монография // СПбГАФК им. П. Ф. Лесгафта. Спб., 2000. — 162 с.
- Туманян Г. С. Методология разработки многолетней учебной программы для различных видов спорта // Теория и практика физ. культуры. -1989.-№ 9.-С. 37−40.
- Туманян Г. С. Спортивная борьба: теория, методика, организация тренировки. Учебное пособие. В 4-х кн. Кн. 1. — Пропедевтика. — М.: Советский спорт, 1997. — 288 с.
- Туманян Г. С. Спортивная борьба: теория, методика, организация тренировки. Учебное пособие. В 4-х кн. Кн. 2. — Кнезиология и психология. -М.: Советский спорт, 1998. — 280 с.
- Туманян Г. С. Спортивная борьба: теория, методика, организация тренировки. Учебное пособие. В 4-х кн. Кн. 3. — Методика подготовки. — М.: Советский спорт, 1998. — 400 с.
- Туманян Г. С. Спортивная борьба: теория, методика, организация тренировки. Учебное пособие. В 4-х кн. Кн. 4. — Планирование и контроль. -М.: Советский спорт, 2000. — 384 с.
- Усаков В.И. Программно-методическое обеспечение оздоровительного воздействия физической культуры в условиях семьи, детского сада, школы: Автореф. докт. пед. наук. Омск., 2000. — 87 с.
- Учебная программа общеобразовательной школы Эфиопии // Пед-ка и нар. образование за рубежом. Экспресс информация, выпуск № 8 (128). -М.: 1988.-С. 13−14.
- Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской федерации» от 29.04.99 № 80 ФЗ.
- Федеральный компонент государственного образовательного стандарта начального, основного и среднего (полного) общего образования / В. Н. Шаулин, В. И. Лях // Физическая культура в школе. 1997. — № 1. — С. 2−6.
- Федорова С.В. Интересы и мотивы студентов к предмету «Физическое воспитание» // Физическая культура, спорт и здоровье населения Дальнего Востока: Материалы 5-ой межрегион, метод, конф. Хабаровск, 1997. — С. 91−92.
- Физическое воспитание младших школьников на основе реализации личностно-ориентированного подхода / Головина JI. JL, Копылов Ю. А., Столяк И. Н., Шадзевская М. Э. // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 2002. — № 1. — С. 17−20.
- Филин В.П., Якимов A.M. О применении значительных тренировочных нагрузок в процессе подготовки юных спортсменов // Теория и практика физ. культуры. 1973. — № 1. — С. 45 — 47.
- Филин В.П., Фомин Н. А. Основы юношеского спорта. М.: Физкультура и спорт, 1980. — 256 с.
- Филин В.П., Семенов Г. В., Алабин Г. В. Современные методы исследований в спорте. Учебное пособие / под общей ред. Филина В. П. Харьков: Изд-во «Основа», 1994. 131 с.
- Фомин Н.А., Филин В. П. Возрастные основы физического воспитания. М.: Физкультура и спорт, 1972. — 176 с.
- Фомин Н.А., Филин В. П. На пути к спортивному мастерству: Адаптация юных спортсменов к физическим нагрузкам. М.: Физкультура и спорт, 1987.- 159 с.
- Фонарев Д.В. Использование инновационной технологии спортивно ориентированного физического воспитания в средних общеобразовательных учреждениях: Учебное пособие. Чайковский.: ЧГИФК. 2003.-71 с.
- Хохлова Г. В. Физическое воспитание школьников в Швейцарии // Физическая культура в школе. 1978. — № 12. — С. 59−60.
- Хромин Е.В. Учебно-тренировочная специализация физкультурного образования старших классов: Дис.. канд. пед. наук. Омск, 1998.-240 с.
- Чащевая JLH. Учебно-тренировочные группы как организационная форма физкультурных занятий в 5−6 классах общеобразовательной школы (на примере волейбола): Дис. канд. пед. наук / СибГАФК. Омск, 1999. — 157 с.
- Чоговадзе А.В., Бахрах И. И., Дорохов Р. Н. Физическое развитиедетей и подростков: исследование и оценка // Детская спортивная медицина / Под ред. С. Б. Тихвинского, С. В. Хрущева. М.: Медицина, 1980. — С. 159 — 162.
- Чумаков Е.М. Физическая подготовка борца / Учебное пособие. — М.: РГАФК, 1996.-178 с.
- Чумаков Е.М. 100 уроков самбо. М.: ФАИР-ПРЕСС, 2000. — 400 е.: ил. — (Боевые искусства).
- Шилько В.Г. Спортивно-видовые технологии формирования физической культуры студентов // Теория и практика физ. культуры. 2002. — № 9. — С. 50−52.
- Янсон Ю.А. Структура современного процесса физического воспитания школьников // Теория и практика физ. культуры. 2004. — № 10. — С. 22−24.
- Якимович С.В. Физическое воспитание школьников во внеурочное время на основе социально ориентирующих игр: Дис.. канд. пед. наук. -Волгоград, 2003. 141 с.
- Яруллин Р.Х. Педагогические детерминанты эффективности образования школьников по физической культуре. Дис.. д-ра пед. наук. -Казань, 2003. 426 с.
- Bennett В., Howell M., Simri U. Comparative Physical Education and Sport. Philadelphia, Lea and Febiger, 1983. — P. 77.
- Benson R. Precision running with your Polar Electronic Heart Rate Monitor. Finland, 1995. — 38 p.
- Cooper C.S. Schools cricket is still very much alive // Sports teaeher. -1991.-N l.-P. 5−7.
- Evans J., Davies B. Physical Education, Pedagogy and Identity: A Student Reader / Taylor and Francis, Inc. 1999. P. 11−14.
- James D., Rippe M. Target your fitness and weight management goals. -Finland, 1995.-20 p.
- Kraft R. Fitness tests are only for the fitness // The physical educator. -1990. Vol. 46. — N 1. — P. 18 — 21.
- Lerch H. The Development of Physical Fitness in American Public Schools // Asian Journal of Physical Education. 1991. — N 1. — P. 24−27.
- Luka A. Gimnastika in scoala. Jasi, Universiteatet «А1. J. Cuzza». -1993.- 132 p.
- National Istitutes of Health. Physical Activity and Cardiorvascular Health. JAMA, 1996, V. 276. P. 241−246.
- Nudel D.B. Exercise and coronary artery disease risk factors in children // Pediat. Rev. and Commun. 1988. — N 3. — P. 207−220.
- Organisation du sport et d 'education physique au Luxemburg // L’Eps. -1988.-N 212.-S. 15−26.
- Physical Education in Finnish Schools // By Society for Research in Sports and Physical Education. 1997. — N 12. — P. 2−39.
- Physical fitness of Canadian youth /А report by Canada fitness' survey. -March, 1985.-P. 42−44.
- Shephard Roj J., Lavallee Hugues. Changes of physical performance as indicators of the response to enhanced physical education // J. Sports Med. And Phys. Fitness. 1994. — N 4. — P. 323−335.
- Sport and physical education in Finland // Government printing centre. -Helsinki. 1987. — N 10. — P. 50−56.
- Stein E. Physical education in Australia. In W. Johnson // Sport and education around the world. 1983. — N 4. — P. 220 — 253.
- Stronks K., Van de Mheen H., Loomon, Casper W.N., Mackenbach J.-P. Behavioural and structural factors in the explanation of socio-economic inequalities in health: An empirical analysis // Sociology of health and illness. 1996. -N. — 18. -P. 653−674.
- U.S. Department of Health and Human Services. Physical activity and health: a report of the Surgeon General. Atlanta Centers for Disease Control and Prevention. National Center for Chronic Disease Prevention and Health Promotion, 1996. 165 p.
- Wolf H. Judo fur Fortgeschrittene Sportverlag. Berlin, 1974. — 155 p.