Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Развитие форм и методов управления здравоохранением на современном этапе хозяйствования

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В рыночной экономике важнейшей проблемой является ценообразование, так как от ее рационального решения зависят реальные доходы, а следовательно, и возможности медицинских учреждений. Ценообразование связано с финансированием, которое обеспечивает производителям медицинских услуг и товаров медицинского назначения возможность продавать товары медицинского назначения возможность продавать товары… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. ПРОБЛЕМЫ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ УПРАВЛЕНИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЕМ
    • 1. 1. Состояние и тенденции развития здравоохранения и зарубежный опыт управления здравоохранением
    • 1. 2. Роль государства в управлении здравоохранением
    • 1. 3. Экономические методы управления здравоохранением
  • ГЛАВА 2. СОСТОЯНИЕ И АНАЛИЗ МЕТОДОВ УПРАВЛЕНИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЕМ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ
    • 2. 1. Особенности ценообразования на рынке услуг здравоохранения
    • 2. 2. Анализ источников финансирования здравоохранения
    • 2. 3. Методика определения безубыточности предприятий здравоохранения
  • ГЛАВА 3. РАЗВИТИЕ МЕТОДОВ УПРАВЛЕНИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЕМ
    • 3. 1. Формы и методы государственного регулирования здравоохранения
    • 3. 2. Повышение эффективности финансирования здравоохранения
    • 3. 3. Развитие системы управления здравоохранением на основе принципов маркетингового подхода
    • 3. 4. Организация медицинской помощи и основные направления совершенствования структур управления здравоохранением

Развитие форм и методов управления здравоохранением на современном этапе хозяйствования (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Социальная политика любого государства в целом является проблемой национальной безопасности, а здравоохранение занимает центральное место в социальной защите населения. На сегодняшний день проблемы социальной защиты населения и здравоохранения, как ее компонента, имеют ключевое значение для развития общества и государства, для укрепления позиции государства на мировой арене.

К данной проблеме необходимо обратиться именно сейчас, потому что, согласно комплексной оценке Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), система здравоохранения Российской Федерации в группе из 191 стран — членов организации, находится на 75-м месте по расходам на здравоохранение в расчёте на человека.

Несмотря на признанные международным сообществом достижения России в сфере социальной защиты населения на рубеже реформирования государства, научные исследования по проблемам оценки и оптимизации деятельности здравоохранения выдвигаются в ранг актуальных, поскольку их практические результаты могут способствовать решению части острейших проблем государства в области охраны здоровья.

Актуальность исследования. Эффективная социальная политика является важнейшей проблемой национальной безопасности любого государства, а здравоохранение занимает в ней одно из центральных мест. Следовательно, сегодня эффективное решение основных проблем здравоохранения имеет ключевое значение для развития общества и государства, а также для укрепления его позиций на мировой арене. Этим и обусловлено то, что проблемы здравоохранения нашли отражение в важнейших документах развития нашей страны, в том числе и в Концепции национальной безопасности Российской Федерации. В ней указывается, что сокращение демографического потенциала страны и численности населения вызывает тревогу по поводу угрозы физическому здоровью нации. Принципиальное содержание концепции заключено в положении о том, что «обеспечение национальной безопасности Российской Федерации в области охраны и укрепления здоровья граждан предполагает усиление внимания общества, законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти Российской Федерации к развитию государственной (федеральной и муниципальной) страховой и частной медицинской помощи, осуществление государственного протекционизма в отечественной медицинской и фармацевтической промышленности, приоритетное финансирование здравоохранения и федеральных программ в области санитарии и эпидемиологии, охраны здоровья детей, скорой и неотложной медицинской помощи, «медицины катастроф». Таким образом, вопросы со-| ! вершенствования и доступности медицинской помощи населению, а также эффективного управления ее в последнее время приобретают в России особое значение.

С учетом этого, приоритет научно-исследовательских работ, посвященных изучению, анализу и осмыслению экономических проблем медико-социальной защиты населения Российской Федерации в период развития рыночной экономики, особенно актуален.

Определенный вклад в управление развитием здравоохранения в период углубления и развития рыночных отношений внесли российские ученые, такие как Апарин И., Венедиктов Ф., Вишняков Н., Гайворонский В., Галкин Р., Дмитреев В., Дуканина Е., Ермаков С., Захаров И., Здоровцев Г., Комаров Ю., Кузменко М., Кучеренко В., Леонтьев С., Линденбратен А., Меламед Л., Метронин В., Нейгов-зина И., Стародубов В., Черкесов Г., Шамшурина И. и другими.

Однако, несмотря на достигнутые успехи, слабоизученными все еще остаются вопросы, связанные с развитием форм и методов управления здравоохранением по мере развития в стране рыночных отношений и повышения уровня жизни населения.

Отмеченные выше обстоятельства и определили выбор темы, цель и задачи настоящего диссертационного исследования.

Целью диссертационного исследования является разработка теоретических и методических положений по развитию форм и методов управления здравоохранением на современном этапе хозяйствования.

В соответствии с целью исследования были поставлены и решены следующие задачи:

— проведён анализ состояния и тенденций развития здравоохранения и изучение зарубежного опыта управления здравоохранением;

— уточнена роль государства в управлении здравоохранением;

— проведён анализ развития экономических методов управления здравоохранением на современном этапе хозяйствования;

— исследованы особенности ценообразования на рынке услуг здравоохранения;

— выполнен анализ источников финансирования здравоохранения;

— адаптированы методики определения безубыточности для оценки деятельности предприятий здравоохранения;

— исследованы проблемы повышения эффективности финансирования здравоохранения;

— усовершенствована система управления, здравоохранением на основе маркетингового подхода.

Предметом исследования являются процессы управления здравоохранением в Российской Федерации и в Республике Дагестан.

Объектом исследования выступает сфера медицинских услуг в Российской Федерации и Республики Дагестан.

Теоретической основой исследования послужили труды отечественных и зарубежных ученых в области менеджмента, экономической теории, экономики социальной сферы и государственного регулирования в современной рыночной экономике. Исследования опираются на положения теории экономического развития и современной теории управления здравоохранением, а также научные разработки по проблемам развития отрасли, предприятий и организаций данной сферы экономики. В процессе исследования были использованы методы: анализа и синтеза, системного подхода, моделирования и др.

Информационное обеспечение работы составили данные статистики о деятельности лечебно-профилактических учреждений и территориальных фондов обязательного медицинского страхования (ОМС), а также монографии и публикации в периодических изданиях по исследуемой тематике.

Научная новизна диссертации заключается в обосновании и уточнении теоретических и методических положений по развитию форм и методов управления здравоохранением на современном этапе хозяйствования на основе сочетания рыночных методов хозяйствования и методов государственного регулирования, а также в разработке мер по расширению и углублению маркетинговой деятельности, как важного фактора устойчивого развития медицинских учреждений.

К основным результатам, составляющим научную новизну исследования, можно отнести:

— выявлены проблемы региональных особенностей функционирования системы здравоохранения на современном этапе развития экономики, что позволило определить основные направления его развития;

— уточнены особенности ценообразования на рынке медицинских услуг и обосновано оптимальное соотношение между платной и бесплатной формами оказания медицинских услуг населению, что с одной стороны позволяет обеспечить доступность медицинского обслуживания основных слоев населения, а с другой стороны обеспечивает развитие экономических механизмов управления здравоохранением;

— проведена адаптация методики определения точки безубыточности для оценки учреждений здравоохранения, что позволяет оценивать эффективность их коммерческой деятельности в условиях рынка;

— определен перечень приоритетных мероприятий по развитию форм и методов управления здравоохранением на современном этапе хозяйствования республики Дагестан, что позволяет повысить эффективность его деятельности в условиях рынка;

— определены приоритетные направления по совершенствованию системы оказания населению медицинских услуг, базирующиеся на принципе маркетингового подхода.

Практическая значимость проведенного исследования заключается в том, что полученные результаты могут быть использованы в качестве теоретической и методической основ для разработки конкретных предложений по развитию форм и методов управления здравоохранением на современном этапе хозяйствования с учетом его специфики, а также экономических и социальных особенностей региона.

Апробация результатов исследования. Основные положения и выводы диссертационной работы докладывались и обсуждались с 1998 по 2007 гг. на Всероссийской научно-практической конференции «Проблемы теории и практики развития экономических систем», Махачкала, 2004 г., IV Всероссийской научно-практической конференции «Проблемы теории практики развития социально-экономических систем», Махачкала, 2007 г., также публиковались в сборниках научных трудов.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Здоровье населения любого государства в его общественных системах и в системах здравоохранения является объектом и субъектом национальной безопасности, одновременно целью, смыслом и методом их достижения, и в каждом из многих (оборона, политическая стабильность, экономика, информация и др.) аспектов национальной безопасности решающую роль играет народонаселение, которое имеет качественные количественные характеристики. Количество населения определяется его главными параметрами общественными индивидуальным здоровьем. Здоровье населения выполняет важнейшую функцию связи систем здравоохранения и общества.

Таким образом, развитие системы здравоохранения как отрасли народного хозяйства представляет собой единство социальной справедливости и экономической эффективности на основе форм и методов государственного и рыночного управления лечебно-профилактической деятельностью с приоритетом обеспечения доступности медицинской помощи всем или большинству членов общества.

В мировой практике всё большее количество стран использует такую модель здравоохранения, которая устраняет недостатки как государственной, так и чисто рыночной системы, путём объединения, нахождения определенного оптимума при использовании как административно-плановых, так и рыночных начал при регулировании такой социально значимой сферы, которой является здравоохранение.

Должное развитие получают информационные технологии, которые способствуют реализации государственной политики по обеспечению населения медицинской помощью. Функционируют многоуровневые системы сборы, обработки и хранения медико-статистической и экономической информации, создана компьютерная база данных по ежемесячным отчётам всех ЛПУ республики с полным анализом их деятельности, проводится мониторинг по наиболее значимой патологии: инфекционные, онкологические заболевания, системы кровообращения, органов дыхания и др.

В современных условиях возрастает роль государства, как полноправного субъекта рынка, в формировании действительно рыночной системы отношений в здравоохранении. С помощью законодательных и нормативных актов центральные и региональные органы управления здравоохранения должны проводить комплекс мер по поддержке частного сектора здравоохранения и включения его в систему реализации государственных обязательств, органично встраивать рыночные механизмы в систему государственных программ в области охраны здоровья в целом и его отдельных социальных групп, в частности.

Разделение российского здравоохранения на общественное, финансируемое из государственных источников, и негосударственное, частное, основанное на платности медицинских услуг, накладывает значительный отпечаток на процессы спроса и предложения услуг. Сфера общественного здравоохранения, ресурсы которой формируются из средств бюджетов и фондов обязательного медицинского страхования, по-прежнему ориентируется на круг потребностей, которые должны быть удовлетворены в первую очередь, пользуются наибольшим спросом населения. Объем и структура предложения этих услуг ограничены теми средствами, которые государство, общество способны выделить на всеобщее, равнодоступное удовлетворение потребностей.

Перспективы развития российского здравоохранения во многом зависят от восстановления вертикали управляемости системой со стороны государства, с учетом рыночных механизмов, значительного увеличения объемов финансирования системы, совершенствования оказания медицинской помощи населению государством и, прежде всего, за счет более эффективного использования финансовых ресурсов.

На сегодняшний день не решена одна из основных проблем современного здравоохранения — на фоне значительного дефицита финансовых ресурсов сохраняются элементы экстенсивного развития системы, нерационального использования средств, снижения доступности медицинской помощи для населения и как результат — появление диспропорций в финансировании отрасли. В последнее время актуальными стали вопросы совершенствования форм оплаты медицинской помощи, так как внедрение системы обязательного медицинского страхования изначально предполагало изменение не только объемов, но и методов финансирования медицинских учреждений. Эти изменения обусловлены реализацией одного из основных принципов обязательного медицинского страхования, при котором финансируется не содержание медицинского учреждения, а оплачивается услуга, оказанная застрахованному.

В течение длительного времени отечественное здравоохранение развивалось по экстенсивному пути, который основывался на административных методах управления в сочетании с финансированием на основе показателей ресурсного обеспечения, а роль экономических регуляторов фактически игнорировалась. Отсутствие экономических стимулов вело к дефициту многих видов медицинских услуг и низкому качеству медицинской помощи в общественном здравоохранении.

Маркетинг как «рыночная теория управления» на практике позволяет сбалансировать спрос и потребность населения в услугах, оптимизировать объем и структуру их потребления. В перспективе резко возрастет роль менеджеров, особенно больниц, которые должны будут активно осваивать методы маркетинга услуг, работать со страховщиками, другими покупателями, предлагая им свои услуги. Менеджеры должны будут осваивать искусство оценки рыночной ситуации, которое включает сопоставление своих цен и качественных характеристик с аналогичными параметрами в других лечебных учреждениях, анализ возможностей полного использования своих мощностей, поиск кредитов, лизинга, изучение условий тендеров и другое.

С переходом на ОМС наметилась крайне негативная тенденция разделения единой прежде системы здравоохранения по горизонтали — на бюджетный и страховой сектор. При этом обе стороны слабо координируют свою деятельность, отсутствует единая управленческая инфраструктура для проведения политики охраны здоровья. Как и во многих странах мира, в России возникла проблема фрагментации системы здравоохранения.

Эта проблема порождена не только недостатками системы управления при переходе к страховой медицине, ее обострению способствует и сложившаяся в-российском здравоохранении тенденция к ее специализации.

В целях повышения управляемости отрасли необходимо повысить роль федеральных органов, в первую очередь, в осуществлении единой политики здравоохранения, а также обеспечении гарантий равенства и доступности медицинской помощи.

Одним из направлений совершенствования системы управления здравоохранением, которое будет, на наш взгляд, отвечать потребностям практики, является перевод отдельных государственных больниц на статус самоуправляющихся трастов. Внедрение трастовой системы управления больницами — это передача в доверительное управление, долгосрочную аренду.

Информационно-аналитическое обеспечение процессов управления здравоохранением стало велением времени. Важно отметить, что периодом бурного развития информатизации в здравоохранении стали восьмидесятые годы, после чего в начале и середине девяностых годов наступил период, когда данное направление стало утрачивать свой поступательный потенциал, зримо появились определенные признаки отставания, начала доминировать косность. Стало привычным то обстоятельство, что мероприятия, декларируемые в сменявших друг друга целевых программах развития информатизации, не выполнялись практически в полном объеме.

На том отрезке времени информатизация в здравоохранении в значительной мере поддерживалась лишь усилиями отдельных наиболее развитых региональных структур, к числу которых традиционно относились информационно-вычислительные и аналитические Центры органов управления здравоохранением.

Важно подчеркнуть, что императивом эволюции информатизации должны стать исключительно потребности информационно-аналитического обеспечения приоритетов развития здравоохранения как в настоящее время, так и на среднеи долговременную перспективу.

В государственной системе обязательного медицинского страхования Российской Федерации реализовано сочетание трех систем финансирования и управления здравоохранением — государственной, муниципальной и частной.

Источниками финансирования системы здравоохранения Российской Федерации в условиях медицинского страхования являются: средства федерального бюджета и внебюджетных фондов, бюджетов субъектов РФ и бюджетов местных органов управлениясредства государственных и общественных организаций, предприятий и других хозяйствующих субъектовличные средства гражданбезвозмездные и благотворительные пожертвования и взносы.

Практическое решение обозначенных проблем в краткосрочном периоде возможно только при наличии научных данных по направлениям приоритетного развития здравоохранения и приоритетного использовании финансовых средств. Решение вопросов, способных обеспечить адекватное финансирование Программы государственных гарантий обеспечения граждан Российской Федерации бесплатной медицинской помощью, декларируемых Конституцией РФ, прежде всего касается обоснованного установления требуемых объемов финансовых средств, порядка их формирования и распределения.

Анализ ежегодно публикуемых документов о расчетах и нормативах финансирования здравоохранения из общественных источников (консолидированных), оценка данных оперативной отчетности о подушевых нормативах финансовых средств здравоохранения и о подушевых объемах медицинской помощи показывают, что система ОМС в течение всего периода проведения реформ находится в кризисном состоянии, а на отдельных территориях России имеет существенные отличия от средних показателей по стране. В ряде территорий низкий уровень финансового покрытия программ ОМС не позволял говорить о внедрении системы ОМС в полном объеме. Большинство районов не сумело обеспечить финансирование гарантированного законом минимального объема бесплатных медицинских услуг, определенных Программой государственных гарантий.

Таким образом, проведенный анализ свидетельствует о продолжающемся недостаточном финансировании системы обязательного медицинского страхования, обусловленном состоянием экономики страны, что отражается на эффективности оказываемой населению медицинской помощи.

В связи с вышеизложенным, на ближайшую перспективу, нам представляется, наиболее приоритетным проведение следующих мероприятий в республике.

• активное развитие принципов общеврачебной (семейной) медицины и повышение роли и эффективности использования врачей общей (семейной) практики при оказании медицинской помощи населению;

• внедрить новый принцип финансирования Центров врачей общей практики, путем аккумулирования средств от ОМС и по линии бюджета по подушевому принципу;

• совершенствовать систему обязательного медицинского страхования населения, в т. ч. сельского в связи с реализацией, принципов общеврачебной (семейной) медицины;

• перейти к формированию средств на здравоохранение в бюджетах всех уровней на основе подушевого финансирования и государственных социальных гарантий по объемам и видам медицинской помощи населению;

• утвердить действенную систему порядка гарантированного обеспечения лекарственными средствами групп населения, пользующихся правом бесплатного и льготного их получения.

• изучить причины недостаточной результативности реформирования здравоохранения с целью выработки предложений по повышению эффективности проводимых реформ;

• проанализировать реальную потребность здравоохранения в основных видах ресурсов, рациональность их распределения и использования;

• целенаправленно активизировать профилактическую работу и пропагандировать здоровый образ жизни;

• обеспечить развитие в отрасли телекоммуникационных средств связи и телемедицинских технологий;

• разработать меры по осуществлению более действенной политики лекарственного обеспечения населения;

• выделение в местных бюджетах целевых средств на оплату обязательного медицинского страхования неработающего населения;

• разработка целевых комплексных программ по актуальным направлениям охраны здоровья населения с полным ресурсным обеспечением их реализации;

• четкое распределение прав и обязанностей между муниципальным и республиканским уровнями здравоохранения.

Сохранились и противоречивые положения данных статей в отношении лицензирования. Законодатель сохранил норму, устанавливающую, что специализированная медицинская помощь лицензируется. При этом указания о лицензировании первичной медико-санитарной помощи отсутствуют. Данное противоречие устранено законодательством о лицензировании, поскольку лицензируется медицинская деятельность, а не медицинская помощь.

Таким образом, в законодательстве, регулирующем сферу здравоохранения, смешиваются классификационные признаки, определяющие технологии оказания медицинской помощи и формы ее организации. Это приводит к нечеткости разделения медицинской помощи по уровням ее оказания. В результате возникают проблемы при практической реализации реструктуризации медицинской помощи и организаций здравоохранения.

Анализ законодательства и сложившейся сети учреждений здравоохранения, формализованный Минздравом России в номенклатуре, позволяет сделать следующие выводы:

• отсутствует согласованная специалистами и утвержденная федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим нормативно-правовое регулирование в сфере здравоохранения, классификация медицинской помощи по видам, формам организации, применяемым технологиям, времени ее предоставления;

• редакция норм законов, касающихся вопросов разграничения полномочий, не учитывает особенности сложившихся форм организации и видов медицинской помощи;

• номенклатура сформирована с учетом сложившейся практики, содержит значительное многообразие названий учреждений здравоохранения, зачастую с однотипными функциями;

• сложившееся многообразие видов медицинских организаций не позволит провести реструктуризацию медицинской помощи.

Указанные противоречия можно устранить следующим образом:

• определить классификационные признаки медицинской помощи и сформировать ее классификацию;

• модернизировать номенклатуру, определив основные типы медицинских организаций;

• закрепить законом право федерального органа исполнительной власти, осуществляющим нормативно-правовое регулирование в сфере здравоохранения, утверждать положение о деятельности кого-либо типа медицинских организаций.

В рыночной экономике важнейшей проблемой является ценообразование, так как от ее рационального решения зависят реальные доходы, а следовательно, и возможности медицинских учреждений. Ценообразование связано с финансированием, которое обеспечивает производителям медицинских услуг и товаров медицинского назначения возможность продавать товары медицинского назначения возможность продавать товары и услуги по соответствующим ценам. Возможность нормального рыночного ценообразования в здравоохранении определяются соотношением стоимости товаров и услуг с возможностями финансирования их оплаты из различных источников, разрешённых законом.

При всей специфике здравоохранения как отрасли, при установлении цен следует учитывать общие принципы ценообразования. Важнейшими из них являются следующие:

• цена должна отражать общественно необходимые затраты на производство товаров и услуг, их потребительские свойства и качество;

• учитывать соотношение спроса и предложения на данный вид товаров и услуг;

• носить противозатратный характер и стимулировать ускорение научно-технического прогресса, улучшение качества продукции и услуг;

• обеспечивать получение прибылисоздавать экономические условия для хозрасчетной деятельности предприятий, а следовательно, для самоокупаемости, рентабельности, самофинансирования.

Изложенные подходы к определению себестоимости и цен на медицинские услуги были использованы при создании программных средств для определения затрат на различные виды амбулаторно-поликлинической помощи.

Подводя общий итог исследования, можно сказать, что развитие форм и методов управления здравоохранением на современном этапе хозяйствования позволит не только повысить эффективность вкладываемых в нее средств, но и предоставлять больший объем качественных медицинских услуг населению.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Здоровье населения в Европе: Отчет о мониторинге деятельности по достижению здоровья для всех в 1993 1994 гг. — ВОЗ. Европ. Регион. Бюро. // Региональные публикации ВОЗ. Европейская серия № 56. 1995. 66 с.
  2. Отчет о состоянии здравоохранения в мире, 1996 год. Борьба с болезнями. Содействие развитию. Отчет ген. директора ВОЗ. — Женева: ВОЗ, 1996. 181с.
  3. WHO. Geneva. The world health report. Conquering suffering, enriching humanity: Rep. of the director-general, 1997. Всемирный отчет по здравоохранению, 1997. На страже здоровья человека: отчет Генерального директора ВОЗ. VT, 162р. ill.
  4. WHO. The world health report/ Geneva/ Отчет о здоровье мира. ВОЗ. 2000. -Кн. Health system: improving performance. 2000. -XX, 215p. ill.
  5. Закон Российской Федерации от 28.06.1991 г. № 1499−1 «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации» (в ред. от 23.12.2003 N 185-ФЗ, с изм., внесенными Указом Президента РФ от 24.12.1993 N 2288, Федеральным законом от 01.07.1994 N 9-ФЗ).
  6. Закон Российской Федерации от 07.02.1992 г. № 2300−1 «О защите прав потребителей» (в ред. от 09.01.1996 N 2-ФЗ).
  7. Закон Российской федерации от 22.07.1993 г. № 5487−1 «Основы закона Российской Федерации об охране здравоохранения граждан» (В редакции от 07.03.2005 N 15-ФЗ),
  8. Федеральный закон РФ от 20.12.2004 г. N 165-ФЗ «О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2005 год».
  9. Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть первая. Федеральный закон от 31.07.1998 г. № 146-ФЗ (в ред. от 01.07.2005 N 78-ФЗ).
  10. Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть вторая. Федеральный закон от 05.08.2000 г. № 117-ФЗ (в ред. от 21.07.2005 N 93-Ф3).
  11. Постановлением Правительства РФ 13.01.1996 г. № 27 «Об утверждении «Правил предоставления платных медицинских услуг населению медицинскими учреждениями».
  12. Постановление Правительства № 857 РФ от 29.07.1998 г. «Об утверждении устава Федерального фонда обязательного медицинского страхования».
  13. Постановление Правительства № 31 612-Р 31 августа 2000 г. «О концепция охраны здоровья граждан РФ «Здоровье населения России» на период до 2005 г.».
  14. Постановление Правительства Российской Федерации от 20.02.2002 № 121.
  15. Постановление Правительства РФ от 26.11.2004 N 690 «Об утверждении, программы государственных гарантий обеспечения граждан Российской Федерации бесплатной медицинской помощью».
  16. Приказ Министерства здравоохранения РФ и Федерального фонда ОМС РФ от 24.09.1996 г. № 363/77 «О совершенствовании контроля качества медицинской помощи населению РФ» (в редакции последующих изменений и дополнений).
  17. Приказ Министерства здравоохранения РФ и Федерального фонда ОМС от 19.03.2001 г. № 79/17 «О соглашениях между Минздравом России, ФОМС и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по вопросам обеспечения населения медицинской помощью».
  18. Приказ Министерства здравоохранения РФ от 04.06.2001 г. № 181 «О введении в действие отраслевого стандарта. Система стандартизации в здравоохранении. Основные положения».
  19. Письмо Федерального Фонда ОМС № 3−1354 от 28 июня 1994 г. «Типовые правила обязательного медицинского страхования».
  20. Инструкция Госналогслужбы РФ от 11.10.1995 г. № 39.
  21. Письмо Госналогслужбы РФ от 20.10.1997 г. № 83−6-18/743.
  22. Постановление Верховного Совета РД был «О создании Республиканский фонд ОМС «Дагестан».
  23. Постановление Правительства РД № 241 от 31.12.1997 г. «Об обязательном медицинском страховании населения республики».
  24. Статистические материалы МЗ РФ. Здоровье населения и деятельность учреждений здравоохранения в 2001 г. М., 2002.
  25. Статистические материалы МЗ РФ. Здоровье населения России и деятельность учреждений здравоохранения в 2002 г. М., 2003.
  26. Статистический сборник. Показатели здоровья населения Республики Дагестан в 2007 году. Махачкала, 2005.
  27. И.С. Тенденции развития платной медицинской помощи // Экономика здравоохранения. -М., 2005. № 7. С. 14−18.
  28. В.Н. Будущее медико-социального страхования (по материалам научно-практической конференции) / Боголаев В. Н. // Экономика здравоохранения. М., 2002. — № 5−6. С. 48−51.
  29. А.П. Общественное мнение о состоянии индивидуального здоровья и качества медицинской помощи / Боярский А. П., Чернова Т. В. // Здравоохранение Российской Федерации. М., 1993. —№ 7. С. 5−7.
  30. З.В., Чернов Л. А., Чернов И. Л. Анализ обеспеченности финансировании ресурсами лечебно-профилактических учреждений в области // Экономика здравоохранения. М., 2005. — № 7. С. 2−30.
  31. .Е. Институциональный анализ российской системы социального страхования / Быкова Ж. Е. // Экономика здравоохранения. М., 2002. — № 8. С. 40−42.
  32. Ф.Е. Международное здравоохранение на современном этапе / Вар-танян Ф.Е. // Вести РАМН. М., 1999. — № 2. С. 61−64.
  33. Д.Д. Здравоохранение России. Кризис и пути преодоления / Венедиктов Д. Д. — М.: Медицина, — 1999. 198 с.
  34. Н.И. Экономика здравоохранения / Вишняков Н. И., Миняев В. А., Данилов Е. О. СПб: Изд-во НИИИХ СпбГУ, 1999. 159 с.
  35. Н.И. Здравоохранение как системообразующий фактор здоровья населения / Вишняков Н. И. Петрова Н.Г., Макушенко Е. В. — СПб: НИИИХ СПбГУ, 1999. 123 с.
  36. B.C. Методология стратегического анализа качества региональных социальных и медицинских систем / Гайворонский B.C., Верзи-лин Д.Н., Максимова ТАК КАК и др. — СПб.: Изд-во СПбГУ экономики и финансов, 2002. 111с.
  37. Р.А., Двойников С. И., Павлов В. В., Палеков И. В., Уваров С. А. Маркетинг, лизинг, логистика в здравоохранении. Самара — Санкт-Петербург: Перспектива, 1998. С. 10.
  38. Н.Ф. Очерки становления современного российского законодательства в области охраны здоровья граждан / Герасименко Н. Ф. — М.: ГЭОТАР-МЕД, 2001. 352 с.
  39. Г. Л. К мненшо населения о медицинской помощи, получаемой в поликлинике / Гомельская Г. Л., Ермаков В. В., Сухинина Н. Э. // Здравоохранение Российской Федерации. -М., 1990. № 3. С. 29−31.
  40. В.В. Медицинское страхование в России / Гришин В. В. // Роль и место медицинского страхования в реформировании здравоохранения: материалы международной конференции. — М., 1995. С. 7 — 21.
  41. В.В. Обязательное медицинское страхование: организация и финансирование / Гришин В. В., Семенов В. Ю., Поляков И. В. и др. — М.: Медицина, 1995. 167 с.
  42. А.В. Научно-методические основы применения подушевых нормативов финансирования лечебно-профилактических учреждений: Автореф. дис.. .канд. мед наук. — М., 1999. 24 с.
  43. JI.A. Население России и управление в сфере медико-социальной защиты / Дартау J1.A. // Междунар. конф. по проблемам управления (29 июня -2 июля 1999). Т. 2. М., 1999. С. 212.
  44. В.И. Изучение мнения пациентов об организации стационарной медицинской помощи / Дмитриев В. И., Щербаков В. Н., Галицкий О. И. // Здравоохранение Российской Федерации. -М., 1988. № 4. С. 30−32.
  45. И.В., Духанина М. В. Исходная информационная база как инструмент для достижения безубыточности работы ЛПУ // Экономика здравоохранения. -М., 2005. № 3. С. 25−27.
  46. С.П. Новые возможности совершенствования управления в здравоохранении: финансовый макроанализ / Ермаков С. П., Вохлонен И., Пестун A.M. // Профилактика заболеваний и укрепление здоровья. — М., 2000. — № 3.
  47. Е.П. Глобализация и охрана здоровья / Жиляева Е. П., Заика Н. М., Хуратова Б. Г. // Бюллетень НИИ социальной гигиены, экономики и управления здравоохранением им. Н. А. Семашко. Т. 2. -М., 2002. № 2. С. 175−178.
  48. Г. И. Ресурсы здравоохранения в условиях обязательного медицинского страхования // Современное состояние. Пути развития. М.: МГУ, 2001.336 с.
  49. Здоровье населения России и деятельность учреждений здравоохранения в 2000 году // Здравоохранение Российской Федерации. М., 2002. — № 2. С. 44 —51.
  50. И.П. Роль населения в решении экономических проблем здравоохранения / Каткова И. П., Степанова С. М. // Экономика здравоохранения: Материалы расширенного Пленума науч. совета. — Ижевск, 1990. С. 36 —37.
  51. К 10-летию Обязательного медицинского страхования в Республике Дагестан. Махачкала, 2003.
  52. Ю.М. Концептуальные подходы к управлению качеством медицинской помощи / Комаров Ю. М., Короткова А. В., Галанова Г. И. // Материалы 4-й Российской науч-практ. конф. НПО «Медсоцэкономинформ». — М., 1997. С. 30−54.
  53. Ю.М. // Врачебная газета. М., 2003. — № 3.
  54. В.П. Здоровье населения и здравоохранение России / Корчагин В. П. // Российская экономика. М., 1995. — № 4. С. 63−73.
  55. М.Б. Научное обоснование технологий медицинского обслуживания работников предприятий (учреждений) разных форм собственности в условиях медицинского страхования. Дис.. канд. мед. наук. СПб., 2000. 175 с.
  56. Т.В. и др. Сборник законодательных актов и нормативных документов, регламентирующих обязательное медицинское страхование в Российской Федерации. — М.: Мысль, 2002. 367 с.
  57. М.М. Здравоохранение в условиях рыночной экономики / Кузь-менко М.М., Баранов В. В., Шиленко Ю. В. М.: Медицина, 1994. 304 с.
  58. В.З. Экономика и инновационные процессы в здравоохранении / Кучеренко В. З. М.: МЦФЭР, 1994. 298 с.
  59. В.З. Методологические основы формирования медико-экономических стандартов медицинской помощи / Кучеренко В. З., Макарова
  60. Т.Н., Федорова Э. Г. // Здоровье населения Российской Федерации и пути его улучшения: Матер, науч.-практ. конф. — М., 1994. С. 197 — 199.
  61. Г. И. Помощь медицинская / Лабезов Г. И. // БМЭ. Т. 20. М., 1983. С. 743−744.
  62. О.В. Медицинская помощь, права пациента / Леонтьев О. В. СПб.: Невский проспект, 2002. 158 с.
  63. СЛ. Научное обоснование развития организационно-технологической структуры здравоохранения в современных условиях. Автореф. дис. д-ра мед. наук. — М., 1999. 46 с.
  64. А.Л. Об оценке качества и эффективности медицинской помощи / Линденбратен А. Л. // Советское здравоохранение. — М., 1990. — № 3. С. 20−22.
  65. АЛ. Оценка эффективности работы врачебного персонала лечебно-профилактических учреждений / Линдербратен А. Л. // Система управления качеством врачебных кадров: Тез. докл. науч-практ. конф. — Барнаул, 1991. С. 49.
  66. Ю.П., Таранов A.M., Савельева Е.Н Система страхования в здравоохранении / Лисицын Ю. П.: Учеб.-метод. пособие. М., 2001. 224 с.
  67. Ю.П. Медицинское страхование / Лисицын Ю. П., Стародубов В. И., Савельева Е. Н. М.: Медицина, 1995. 142 с.
  68. Ю.П. Здравоохранение и страхование здоровья в XX веке / Лисицын Ю. П., Таранова A.M. // Федеральный фонд обязательного медицинского страхования. — М., 2001. 192 с.
  69. М.В. Финансовые инновации: медицинское страхование / Лычагин
  70. М.В. Новосибирск: Изд-во Сиб. Отд-ния РАН, 2001. 293 с.
  71. М.Л. Медико-экономические и организационные основы взаимодействия страховых медицинских организаций и стационарных учреждений: Автореф. дис. канд. мед. наук. — СПб., 2000. 21 с.
  72. Медико-социальное страхование: международные нормы и системы управления: Учеб.-метод. пособие. М.: Федеральный фонд ОМС, 2001. 288 с.
  73. Л.А. Краткий анализ загрузки ЛПУ в системе ОМС / Меламед Л. А., Гурдус В. О. Данилов В.В. // Экономика здравоохранения. М., 1996. — № 12. С. 21−23.
  74. Л.А., Комаров Г. А. Обязательное медицинское страхование в условиях реформирования здравоохранения. СПб.: Медицинская пресса, 2004. 324 с.
  75. Миронов А. А Медицинское страхование / Миронов А. А., Таранов A.M., Чей-да А.А. М.: Наука, 1994. 312 с.
  76. В.К. Качество и эффективность медицинской помощи и медицинских услуг, как философская и медицинская проблемы / Митронин В. К. // Проблемы социальной гигиены и история медицины. — М., 1996. № 4. С. 14−17.
  77. И.С. Развитие системы создания гарантий качества в здравоохранении. Исторический очерк / Мыльникова И. С., Кричагин В. И., Ин-дейкин Е.Н. // Качество медицинской помощи. — М., 1996. — № 1. С. 34 — 40.
  78. Н.Б. Организация медицинской помощи и источники финансирования в здравоохранении. Разграничение полномочий по уровням власти // Экономика здравоохранения. — М., 2005. № 5−6. С. 5−11.
  79. О результатах деятельности медицинских учреждений в системе ОМС Российской Федерации в 2002 году. // Экономика и практика обязательного медицинского страхования. М., 2002. — № 5. С. 14−17.
  80. Г. В. Научное обоснование совершенствования медицинской помощи населению в условиях реформирования здравоохранения: Автореф. дис. канд. мед. наук. СПб, 2000. 22 с.
  81. Г. Я. Изучение мнения населения о работе городской поликлиники / Орлеан Г. Я., Попов Г. С., Соломонов С. Н. // Советское здравоохранение. М., 1982. — № 2. С. 48−54.
  82. Д.А. К 50-летию Всемирной организации здравоохранения / Орлов Д. А., Жиляева Е. П. // Бюллетень социальной гигиены, экономики и управления здравоохранением им. Н. А. Семашко. -М., 1998. № 1. С. 147−156.
  83. Основные итоги работы системы обязательного медицинского страхования Российской Федерации за 2001 год // Экономика и практика обязательного медицинского страхования. -М., 2002. -№ 3. С. 4−20.
  84. В.В., Гурдус В.О, Айвазова М. В., Нестерова Н. В. Методические подходы к формированию сочетанных и многоуровневых программ медицинского страхования в современных условиях // Федер. фонд обязат.мед. страхования. М., 2001. С. 112.
  85. И.В. Логистика системы здравоохранения в условиях медицинского страхования / Поляков И. В., Уваров С. А., Зеленская Т. М. и др. СПб. — Саратов: Ориент, 1999. 324 с.
  86. Г. А. О реформах в здравоохранении России и США / Пономарева Г. А., Успенская И. В. // Российские медико-биологические вести. -М., 1998. -№№ 1−2. С. 98−101.
  87. Т.Н. Научное обоснование оптимизации деятельности стационаров лечебно-профилактических учреждений федерального подчинения: Автореф. дис. канд. мед. наук. — М., 2000. 24 с.
  88. А.Д. Основополагающие принципы российского права и защита законных интересов граждан в области здравоохранения / Рамишвили А. Д. // Проблемы экспертизы в медицине. -М., 2001. № 1. С. 12−15.
  89. А.В. Управление, экономика и социология обязательного медицинского страхования / Решетников А. В.: Руководство в 3 томах. — М.: Гэо-тар-Мед. Т. 1. — 2000, 767 е.- Т. 2. — 2001, 830 е.- Т. 3. — 2002, 695 с.
  90. В.П. Страховая медицина: вчера, сегодня, завтра / Рубан В. П., Архангельская Е. Ф. // Здравоохранение Российской Федерации. — М., 2002. — № 2. С. 24 — 27.
  91. А.Г. Стратегическое развитие здравоохранения / Саркисян А. Г. // Экономика здравоохранения. -М,-2001. № 7. С. 30−33.
  92. В.Ю. Особенности организации обязательного медицинского страхования в крупном городе / Семенов В. Ю. // Бюллетень НИИ социального гигиены, экономики и управления здравоохранением им. Н. А. Семашко. М., 1993.-№ 3. С. 30−36.
  93. А.Г. Медико-социальная характеристика образа жизни лиц, умерших в трудоспособном возрасте / Сердюков А. Г., Винникова Ю. Г., Кульков В. Н. // Профилактика заболеваний и укрепление здоровья. М., 2000. — № 3.1. С. 25−28.
  94. Е.С. Программы обеспечения качества в здравоохранении / Симки-на Е.С. // Актуальные вопросы зарубежного здравоохранения и международное медицинское сотрудничество: Тез. докл. М., 1992. С. 62−64.
  95. Г. О. Перспективы развития здравоохранения населения больших городов / Слабкий Г. О. // Одеськ. мед. журн. Одесса, 2000. — № 5. С. 100−104.
  96. В.А. Научно-организационное обеспечение программы госу- • дарственных гарантий медицинской помощи на территориальном уровне: Автореф. дис. .д-ра мед. наук. М., 1999. 52 с.
  97. Е.В., Степанов Б. Г., Чернышев С. Д. Медико-социальное страхование: международные нормы и системы управления. М., 2001. С. 288.
  98. А.В. Пути оптимизации функциональной организационной структуры здравоохранения территории. Автореф. дис. .канд. мед. наук. Оренбург, 2000. 25 с.
  99. Ю.А. Страхование / Сплетухов Ю. А., Дюжиков Е. Ф. М.: ИНФРА, 2002. 347 с.
  100. В.И. Вопросы управления медицинским учреждением в условиях введения медицинского страхования / Стародубов В. И. — М.: ВУНМЦ МЗ России, 1994. 30 с.
  101. Ив. Здравоохранение США — настоящее состояние и будущиеперспективы / Стефанов Ив. // Общая медицина, 1999. — № 1. С. 9 —13.
  102. С.Г. Право и медицина: проблема соотношения / Стеценко С. Г. — М.: Международный университет, 2002. 250 с.
  103. И.Н. Эффективное управление здравоохранением: пути решения проблем / Ступаков И. Н., Самородская И. В. // Вести обязательного медицинского страхования. М, 2002. — № 3. С. 11−14.
  104. В.Э. Методы экономических оценок в практике здравоохранения (опыт фармакоэкономики) / Танковский В. Э., Шамшурина Н. Г., Кобяцкая Е. Е., Григоров С. В. // Экономика здравоохранения. — М., 2001. — № 9. С. 23 -26.
  105. М.А. Оценка медицинской помощи в условиях эксперимента в учреждениях здравоохранения / Татарников М. А., Кулешов Е. А., Семенов В. Ю., Тараскин В. Ф. // Советское здравоохранение. М., 1990. — № 12. С. 1114.
  106. Н.Д. Некоторые аспекты деятельности государственных и негосударственных медицинских учреждений в реализации территориальных программ ОМС / Тэгай Н. Д., Сайтгареева А. А. // Журнал для руководителей и гл. бухгалтера. М., 2002. — № 9. С. 53−56.
  107. Е.А. Состояние и динамика потребления медицинских услуг населением Российской Федерации / Тишук Е. А. // Журнал для руководителей и гл. бухгалтера. -М., 2002. № 9. С. 18−19.
  108. Е.А. Информационно-аналитическое обеспечение здравоохранения // Экономика здравоохранения. М., 2001. № 11−12. С. 31−33.
  109. Финансирование здравоохранения: потребности растут, возможности сокращаются // Аналитический вестник, 1997. — Вып. 12. С. 36 —40.
  110. Е.А. Некоторые аспекты роста расходов на здравоохранение и обязательное медицинское страхование / Финченко Е. А., Степанов В. В. // Экономика здравоохранения. М., 2002. — № 4. С. 22−24.
  111. Р.А. Медико-социальные аспекты стратегического планирования медицинской помощи населению в условиях реформирования здравоохранения / Хасимутдинов Р. А. Уфа: РИО ГКП «Иммунопрепарат», 2001.231с.
  112. В.Б. ВОЗ и проблема качества медицинской помощи / Цибульский В. Б. // Управление качеством медицинской помощи в Российской Федерации: Матер. 4-й рос. науч-практ. конф. М., 1997. С. 364−365.
  113. Н.Г. Финансирование здравоохранения в условиях обязательного медицинского страхования / Шамшурина Н. Г., Малахова Н. Г., Лис-товецкий А.Г. М., 1998. 142 с.
  114. И.М. Реформа управления и финансирования здравоохранения. М., 1998. С. 102−103.
  115. М.И. Обоснование новых форм организационной и финансовой деятельности лечебно-профилактического учреждения на основании комплексного медико-социального исследования здоровья населения. Авто- реф. дис.. канд. мед. наук. — Уфа, 2000. 26 с.
  116. Щепин О. П. Развитие системы обеспечения качества медицинской помощи в современных условиях и проблемы оптимизации структуры здравоохранения
  117. О.П. // Матер. 4-й науч.-практ. конф. — М., 2001. 245 с. j
  118. Экономика и практика ОМС. М., 2005. — № 1.
Заполнить форму текущей работой