Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Социальный заказ как условие управления сферой образовательных услуг: На примере подготовки специалистов экономического профиля вузами Читы

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Этот аспект функционирования института образования связан с его «запускающей» ролью (наряду с другими факторами) в размещении людей по различным позициям профессиональной структуры народного хозяйства, в формировании профессиональной и жизненной карьеры. Образование выступает здесь как сфера реализации жизненных интересов. При этом общее образование — своего рода «пропуск» к определенным уровням… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ СФЕРЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ
    • 1. 1. Сущность социологических подходов к определению образовательных услуг
    • 1. 2. Сфера образовательных услуг вузов в условиях высокоразвитой рыночной экономики
    • 1. 3. Управление сферой образовательных услуг в России
  • ГЛАВА 2. СОЦИАЛЬНЫЙ ЗАКАЗ НА СПЕЦИАЛИСТОВ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ КАК СОЦИОЛОГИЧЕСКАЯ КАТЕГОРИЯ
    • 2. 1. Понятие социального заказа на специалистов
    • 2. 2. Взаимовлияние социального заказа, образовательных услуг и рынка труда
    • 2. 3. Прогнозные оценки развития рынка труда в России
  • ГЛАВА 3. СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ВЛИЯНИЯ СОЦИАЛЬНОГО ЗАКАЗА НА ПОДГОТОВКУ СПЕЦИАЛИСТОВ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ В ЧИТИНСКОЙ ОБЛАСТИ
    • 3. 1. Экономические кадры и содержание экономического образования в современных условиях в Читинской области: общая ситуация
    • 3. 2. Изучение социального заказа и предложения по вопросу подготовки специалистов экономического профиля в соответствии с социальным заказом

Социальный заказ как условие управления сферой образовательных услуг: На примере подготовки специалистов экономического профиля вузами Читы (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

Изучение вопросов управления сферой образовательных услуг является актуальной проблемой социологии управления. В современный период развития российское общество столкнулось с ситуацией рассогласования таких важных компонентов, как рынок образовательных услуг, с одной стороны, и рынок труда — с другой.

Для высшего профессионального образования последних лет свойственна позитивная динамика: растет число вузов, численность студентов, налицо «образовательный бум». Происходит углубление противоречий между спросом и предложением на рынке труда, очевиден рост доли трудоизбыточных профессий, существует проблема «престижных профессий», на некоторые виды профессий сформировался социальный заказ со стороны общества и государства. Поэтому возникла актуальная необходимость в определении того, что служит основанием для формирования социального заказа, из чего он складывается, какие социально-экономические отношения лежат в его основе, каким образом он участвует в управлении сферой образовательных услуг. Индивид выбирает специальность на основе своих интересов, складывающихся под воздействием различных факторов, в том числе влияния СМИ, моды, не зная, будет ли полученная профессия востребована через несколько лет.

Работодатели, как субъекты рынка труда, заинтересованы в выпускниках вузов, способных удовлетворить текущие конъюнктурные потребности в специалистахвуз включен в два рынка — рынок образовательных услуг и рынок труда, но главным образом ориентирован на текущий спрос на рынке образовательных услуг. На рынке труда сложилась ситуация невостребованности выпускников вузов, связанная как с тем, что спрос рынка труда «отложен» на 4−6 лет с момента поступления в вуз и требует прогнозного изучения, так и с тем, что спрос на рынке труда подвижен. Проблема несоответствия интересов индивидов, работодателей и вузов в отношении образовательных услуг особенно ярко проявляется в регионах со слабо развитой производственной инфраструктурой. К числу таких регионов и относится Читинская область.

Становление рыночных отношений в сфере образовательных услуг, недостаточные объемы государственного финансирования сориентировали вузы на подготовку специалистов, требующих минимума затрат, то есть, например, специалистов экономического профиля, выпускаемых практически всеми вузами Читы.

В этой связи проведение исследования, сфокусированного на изучении социального заказа на специалистов экономического профиля как условия управления сферой образовательных услуг, является актуальным и своевременным.

Степень научной разработанности проблемы. Тема диссертационной работы носит междисциплинарный характер, поэтому в своих исследованиях автор опирается на труды ведущих зарубежных и отечественных ученых, в которых изложены основные концепции и понятийный аппарат: Р. Энгелл, Т. Парсонс, Э. О. Дюркгейм, Б. Фишер, Дж. Пейн, Листер Ф. Уорд, М. Вебер, М. Х. Титма, Ф. Р. Филиппов, В. А. Ядов, Р. Г. Гурова, В. А. Турченко, Э. Д. Днепров, В. Г. Пряникова, З. И. Равкин, В. Т. Лисовский.

В диссертационной работе освещены исследования в области образования, проводимые под руководством В. Н. Шубкина. В частности, работы, касающиеся социальной, профессиональной и территориальной мобильности выпускников средних общеобразовательных школ. Также автор опирался на работы по социальным проблемам высшей школы и молодежи, которые проводились Л. Н. Лисохиной, В. В. Водзинской, В. Т. Лисовской, Р. Г Гуровой и работы по ценностным ориентациям при выборе профессии М. Х. Титмы.

Автором проанализированы работы современных ученых, касающиеся: маркетинговой деятельности вузов на рынке образовательных услуг (В.Н.

Зотов), бизнеса образовательных услуг (А.О. Ченцов), формирования рынка.

1 1 образовательных услуг (Т.А. Сон, М.А. Лукашенко), понятия качества образовательной услуги в условиях рыночных отношений (A.M. Стрижов), вопросов регионализации системы российского образования (И.Г. Акперов3,.

Т.А. Яковлева4), а так же проблем образования в Читинской области (Г.И.

Зимирев5, H.A. Лоншакова6, Т.А. Терехова7).

Для авторской концепции и исследований важное значение имеют работы A.M. Осипова по социологии образования, в частности по вопросу социального заказа в образовании, а также публикация В. В Гуленко и A.B.

Молодцова «Отношения социального заказа». Автор рассматривал работу.

Н.Л. Хананашвили, О. В. Зыкова, Е. А. Абросимовой, М. Г. Цетлин, Л.А.

Гончаровой, касающуюся государственного социального заказа. Суть данной работы заключается в правовом обосновании механизма выделения бюджетных и внебюджетных материальных средств на социальные нужды государственного и местного уровней в виде социального заказа на конкурсной основе.

Управленческий аспект в сфере образовательных услуг рассмотрен на основе работ Ф. Котлера, У. Оучи, М. Х. Мескона, Ф. У. Тейлора, Г.

Эмирсона, А. Файоля, А. Маслоу, Э. Мэйо, Р. Мертона, а также своеобразной управленческой теории, которую в XIX-начале XX в. развивал российский социолог A.A. Богданов. В своей теории A.A. Богданов предложил идею единства опыта" применительно к социальным системам.

1 Сон Т. А. Формирование рынка образовательных услуг (www.marke-ting.spb.ru).

Лукашенко М. А Рыночные отношения в системе образования России//Монография.-М.:ИНИОН РАН, 2001.

3Акперов И. Г. Прогнозирование потребности в специалистах и управление региональной системой образования. М.: «Высшая школа», 1998. 306с.

Яковлева Т. А. Региональная система высшего образования-необходимость или дань моде?//Социально-экономические проблемы формирования рыночных отношений.-Комсомольск-на-Амуре, 1996.-С.44−50.

5 Зимирев Г. И. Проблема управления социальными процессами в сфере образования: социологический подход. // Материалы областной научно-практической конференции. — Чита, 2000.

6Лоншакова H.A. Регионализация высшего образования: теоретико-методологический и социологический анализ (На материалах Восточной Сибири) //Монография — Екатеринбург-Чита, 2002.

7Терехова Т. А. Моделирование учебных дисциплин в вузе//Монография — Чита, 1999.-224с.

В представленной работе с позиций социального заказа раскрывается процесс управления сферой образовательных услуг. Недостаточная разработанность выделенной проблемы, актуальность и дискуссионность многих теоретико-методологических положений определили выбор цели, задач, объекта, предмета, а также структуры и содержания исследования.

Целью диссертационной работы является разработка на основе обобщения отечественного и зарубежного опыта модели формирования социального заказа на подготовку специалистов экономического профиля как условия управления сферой образовательных услуг.

Для достижения указанной цели необходимо решить следующие задачи:

1) обобщить теорию и практику высшего образования в контексте управления сферой образовательных услуг;

2) дать сравнительный анализ и выявить особенности функционирования сферы образовательных услуг в России и странах с высокоразвитой рыночной экономикой;

3) показать взаимосвязь рынка труда с рынком образовательных услуг и охарактеризовать социальный заказ в сфере образовательных услуг на специалистов экономического профиля;

4) разработать и обосновать модель формирования социального заказа, обеспечивающую управление сферой образовательных услуг;

5) сформулировать предложения по вопросу подготовки специалистов экономического профиля в Читинской области в соответствии с социальным заказом.

Объектом исследования является деятельность вузов в области подготовки специалистов экономического профиля.

Предметом исследования является социальный заказ на специалистов экономического профиля и его влияние на процесс управления сферой образовательных услуг.

Гипотеза исследования. Высказывается предположение о том, что социальный заказ на подготовку специалистов может выступать как условие управления сферой образовательных услуг.

Методологической основой исследования послужили положения и выводы, сформулированные в трудах отечественных и зарубежных ученых в области социологии образования и социологии управления. В ходе исследования сферы образовательных услуг использованы основные положения структурно-функционального подхода. Методика исследования основана на системном анализе общественных явлений. В качестве общенаучных методов использовались различные приемы анализа, синтеза, аналогий, метод «снежного кома», метод построения факторной модели, анкетирование, наблюдение.

Общетеоретическую основу составляют работы исследователей проблемы социального заказа в сфере образовательных услуг. Материалы научных конференций, монографии, авторефераты диссертаций, публикации в научных журналах, средствах массовой информации, документы приемных комиссий вузов Читы. В ходе исследования изучены и систематизированы материалы и данные Государственной статистики, Минтруда России, Министерства экономического развития и торговли РФ, Читинского областного комитета государственной статистики.

Эмпирическая база исследования включает статистические данные, основанные на результатах социологического исследования, проводимого Центром образовательной политики РФосновные показатели социально-экономического развития Читинской областиданные Департамента Федеральной государственной службы занятости населения по Читинской областистатистические данные о подготовке и выпуске специалистов экономического профиля вузами Читы.

Объектом конкретного социологического исследования выступили студенты четвертого и пятого курсов вузов, следующих специальностей.

Экономика и управление", «Информационные системы в экономике», «Бухгалтерский учет и аудит», «Коммерция». Автором использовался направленный отбор, который характеризуется выбором изучаемых единиц по заранее определенному принципу. Наиболее распространенным методом направленного отбора является метод «снежного кома». Сложность обозначения границ генеральной совокупности обусловило выбор метода «снежного кома». Общий объем выборки составляет 700 человек при генеральной совокупности 2800 человек, ошибка репрезентативности составляет 4%. Выборка бесповторная.

Научная новизна. Исследование является одним из первых, затрагивающих проблему социального заказа на специалистов экономического профиля, выполненную на материалах Читинской области. В работе уточнено понятие «социальный заказ» в сфере образовательных услуг, разработана и обоснована модель формирования социального заказа, в которой выявлена роль социального заказа как условия управления сферой образовательных услуг. Предложены и обоснованы рекомендации по повышению эффективности управления сферой образовательных услуг с использованием социального заказа на подготовку специалистов экономического профиля.

Положения, выносимые на защиту:

1) выявлено, что активизация перехода к рынку экономики России в целом предъявила новые, более высокие требования к сфере образовательных услуг, что вызвало необходимость ее качественной переориентации. Если прежде образовательная деятельность регулировалась государственными критериями, то в условиях перехода к рынку мощным регулятором начинают служить социальные потребности в образовании отдельных лиц, организаций, общества в целом;

2) сформулировано авторское определение понятия «социальный заказ» на специалистов в сфере образовательных услуг, согласно которому социальный заказ в сфере образовательных услуг может быть сформулирован только социальным субъектом, в качестве социального субъекта могут выступать общество и государство;

3) в результате факторного анализа выявлены три ведущих фактора, влияющих на формирование социального заказа на специалистов экономического профиля в Читинской области: 1) уровень развития производства- 2) возможность трудоустройства по специальности- 3) материальные возможности семьи. Выявленные факторы детерминированы объективными условиями трансформации общества в экономическом и социальном измерениях;

4) обоснована модель формирования социального заказа на специалистов экономического профиля. Основой для обоснования модели послужило отсутствие в регионе четкого учета, отслеживания и регулирования незанятых и высвобожденных специалистов экономического профиля, отсутствие данных о предполагаемой потребности на ближайшую перспективу в специалистах такого рода. Функционалом данной модели является взаимосвязь высших учебных заведений с работодателями через центры занятости и кадровые агентства. В данной модели социальный заказ выполняет регулятивную функцию и выступает условием управления сферой образовательных услуг.

Теоретическая значимость исследования. Проведенные исследования позволяют расширить представление о социальном заказе на подготовку специалистов, а также теоретически обосновать и экспериментально подтвердить роль социального заказа в управлении сферой образовательных услуг. Результаты, полученные в ходе исследования, могут быть использованы при разработке методологической базы социологического прогнозирования.

Практическая значимость работы заключается в возможности использования материалов диссертации:

— для совершенствования управления системой высшего экономического образования с учетом внутрирегиональных особенностей, обоснования образовательной политики в регионе;

— при проведении профориентационной работы и профессиональной переподготовки молодежи в условиях рыночной экономики и изменений в структуре занятости;

— для разработки научно обоснованных прогнозов дальнейшего развития высшего экономического образования;

— при организации в вузе процесса преподавания курсов «Социология молодежи», «Социология образования», «Социология труда».

Апробация работы. Основные идеи и результаты исследований изложены на II Межрегиональной научно-практической конференции «Технические науки, технологии и экономика» (декабрь 2002 г., г. Чита), на III Межрегиональной научно-практической конференции «Технические науки, технологии и экономика» (октябрь 2003 г., г. Чита), на региональной научно-практической конференции «Образовательная среда вуза: ресурсы и технологии» (2004 г., г. Чита). Отдельные положения были напечатаны в сборнике материалов Всероссийской научно-практической конференции «Достижения науки и техники — развитию сибирских регионов» (июнь, 2003 г., г. Красноярск), в сборнике материалов Всероссийской научно-практической конференции «Совершенствование системы управления организацией в современных условиях».(2004 г., г. Пенза), в сборнике материалов IX международной научной молодежной конференции «Молодежь Забайкалья: дорога в будущее» (2005 г., г. Чита). Общий объем публикаций автора составляет более 3 п.л.

Основные положения работы заслушивались на заседании кафедры «Экономика» Забайкальского института железнодорожного транспорта, г. Чита. В декабре 2004 г. работа прошла апробацию на теоретическом семинаре по проблеме «Трудовые ресурсы Читинской области» в Читинском институте.

Байкальского государственного университета экономики и права. В апреле 2005 г. положения диссертационной работы заслушивались на пленарном заседании научной международной конференции «Молодежь Забайкалья: дорога в будущее».

Структура диссертации. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка и приложений.

Выводы:

1) подготовка экономических кадров для Читинского региона ведется без учета потребности в них для предприятий, организаций, структур управления. Социальный заказ на специалистов экономического профиля носит эпизодический характер, что не позволяет иметь целостное и полное представление о распределении и занятости молодых специалистов;

2) отсутствует координация деятельности высших учебных заведений, выпускающих экономистов в части выбора специальностей и специализаций. Наблюдается дублирование наиболее современных специальностей;

3) в связи с вышесказанным остаточно актуальной является проблема трудоустройства на работу по специальности, после окончания вуза является очень актуальной. Здесь встает не только вопрос о том, чтобы найти работу, но и то, что в основном сейчас требуются специалисты экономического профиля одновременно с опытом работы и достаточно молодого возраста;

4) анализ проведенного анкетирования показал, что большинство опрошенных студентов рассчитывают и стремятся устроиться работать по специальности, а значит, можно сделать предположение, осознанно выбирают экономическую специальность;

5) современный этап рыночных отношений, позитивные сдвиги в экономике заставляют рассматривать проблему подготовки экономистов во взаимосвязи с потребностями региона, отраслей промышленности, предприятий.

6) в настоящем исследовании разработан прогноз подготовки специалистов экономического профиля с высшим образованием на ближайшие 6 лет (до 2010 года) в части расчета общей численности студентов, получающих образование по экономическим специальностям.

7) схема взаимосвязи работодателей с высшими учебными заведениями посредством центров занятости и кадровых агентств позволит наладить постоянные деловые контакты с потенциальными работодателями — промышленными фирмами, корпорациями, банковскими структурами. Также данная схема сотрудничества может послужить основанием для выработки совместной программы действий по совершенствованию учебного процесса, включающей индивидуальный учет профессионально-квалификационных требований и повышение качества подготовки специалистов экономического профиля — с одной стороны, а с другой — обеспечить вузам дополнительный приток финансовых ресурсов.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Институт образования (подобно всякому другому) возник и существует для удовлетворения определенных социальных потребностей: располагая необходимыми общественными ресурсами, он организует совместную деятельность людей для выполнения соответствующих этим потребностям функций.

Подводя итоги, стоит отметить, что образование стало важнейшим фактором развития в современное время.

Образование как любой социальный институт, характеризуется специфической системой функций, ориентированных на выполнение определенных общественных потребностей. Эти потребности, трансформируясь через социальные интересы общества и групп, приобретают форму социальных заказов.

Социальный заказ должен представлять собой сбалансированную совокупность потребностей населения, организаций и государства.

Социальный заказ на подготовку специалистов экономического профиля стоит рассматривать как условие управления сферой образовательных услуг, так как образование формирует не человека вообще, а человека в данном обществе и для данного общества.

Этот аспект функционирования института образования связан с его «запускающей» ролью (наряду с другими факторами) в размещении людей по различным позициям профессиональной структуры народного хозяйства, в формировании профессиональной и жизненной карьеры. Образование выступает здесь как сфера реализации жизненных интересов. При этом общее образование — своего рода «пропуск» к определенным уровням специального образования, а специальное образование непосредственно связано с размещением по позициям профессиональной структуры. Автор отмечает также нарастающую значимость образования для формирования профессиональной и жизненной карьеры в связи с научно-техническим прогрессом, общим социальным развитием.

Автор считает, что, несмотря на коренные преобразования в обществе, управление сферой образовательных услуг посредством социального заказа возможно. В новой образовательной системе в основе отношений между органами управления образованием и учебными заведениями должна лежать система заключения договоров на выполнение образовательными учреждениями заказов на подготовку экономических кадров. Эта система предполагает, что в договорах фиксируются требования к качеству образования и количеству выпускников. Современные глобальные проблемы общественного переустройства на современном этапе требуют долговременных, последовательных и гибких социальных решений. Важным компонентом их интеллектуального обеспечения должны стать теория и концепция социального заказа, разрабатываемые в рамках социологической науки.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Книги и брошюры
  2. А.Ш. Социологическое исследование процесса адаптации студенчества. М., 1987 —198 с.
  3. К.А. Биологическое и социальное в адаптации человека //К методологии научного познания. Фрунзе, 1985. — С. 137−145.
  4. И.Г. Прогнозирование потребности в специалистах и управление региональной системой образования. — М.: Высшая школа. — 1998.-306с.
  5. И.Г. Статистический анализ и прогнозирование развития региональной системы образования. / В сб.: Проблемы проектирования и управления экономическими системами: инвестиционный аспект. 4.2. — Ростов-на-Дону: РГЭА. 1998. — С.9−11.
  6. Т.Д. Экономика сферы услуг: (вводный курс). Иркутск: Издательство БГУЭП, 2004. — 216с.
  7. Д. Грядущее постиндустриальное общество. М.: Academia, 1999.
  8. В.Х. Трудовой коллектив как социальный субъект. — Красноярск, 1990. 85 с.
  9. Ф.Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека. Л.: Наука, 1988. — 270 с.
  10. В.В. Высшее и среднее специальное образование //Читинская область: факторы социально-экономического развития. Чита, 2003.
  11. Большая советская энциклопедия. М., 1976. Т. 24. — С. 216.
  12. Л.Г. Экономическое поведение выпускников школ в условиях становления рыночных отношений. Н: ИЭОПП, 1999. — 145 с.
  13. M. Основные социологические понятия. Избр. Произв. — М.: Прогресс -805 с.
  14. A.A. Новая образовательная парадигма и контекстное обучение // Монография. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов. — 1999. — 75с.
  15. Т.Н. Проблемы адаптации к новым отношениям на рынке труда //Мир России. 1998. — Т. 7, № ½. — С. 193−220.
  16. П.Х. Предприниматель. Его экономическая функция и общественно-политическая ответственность. // Пер. с нем. — Минск — Эрдиан. 1992.-60с.
  17. Ю.Р., Шапко В. Т. Социология молодежи. -Екатеринбург, 1997.-С. 120.
  18. С.А. Динамика престижа и привлекательности профессий. Киев: Наукова думка, 1988. — 45 с.
  19. В.В. Ориентация на профессии // Социальные проблемы труда и производства. М.: Мысль, 1970.
  20. Высшее профессиональное образование: мировые тенденции (Социальный и философский аспекты) /Федоров И.Б., Еркович С. П., Коршунов C.B. М.: МГТУ, 1998. — С. 368.
  21. Высшие и средние специальные учебные заведения Читинской области (Статистический сборник). Чита: Читинский областной комитет государственной статистики, 1997 г. — 41 с.
  22. М.К. Российское общество в условиях трансформации. — М.: РОССПЭН, 2000. 376 с.
  23. Л.П. Резервы человеческой психики. Введение в психологию активности. М.: Наука, 1997. — 157 с.
  24. М.А., Павлова Н. Ф. Изучение вопросов социальной защиты работающих в период перехода к рынку //Социально-экономическиеаспекты изменения образа жизни населения Челябинской области при переходе к рынку. Челябинск, 1994.-С. 180−181.
  25. М.А., Павлова Н. Ф. Социальные аспекты адаптации населения промышленного региона к рыночным отношениям. — Екатеринбург: Ин-т экономики УрО РАН, 1998. С. 345.
  26. Л.Д., Кайгородова Н. З., Супрун A.A. Психологические проблемы формирования ценностных ориентаций студентов в период их адаптации к вузу //Актуальные вопросы возрастной, прикладной и экологической физиологии. Барнаул, 1992. — С. 40−49.
  27. Динамика ценности труда в идеалах и ценностных ориентациях молодежи в 80−90 гг. Красноярск, 1996 — 175 с.
  28. Т.Г., Тарасов К. Е. Проблемы адаптации и здоровье человека. Методологические и социальные аспекты. М.: Медицина, 1976. — 184 с.
  29. В.А. Метод и модель прогнозирования потребности в кадрах. / Сборник: научно-техническое прогнозирование. — Днепропетровск. ДГУ.-1986.
  30. Н.К. Математическая статистика в экономике: введение в математико-статистическую методологию. — М.: Статистика. — 1971. — 264с.
  31. Э. О разделении общественного труда. Методология. -М.: Наука, 1990.-575 с.
  32. Э. Социология. Ее предмет, метод, предназначение. М.: Канон, 1995. — 349 с.
  33. В.А. Экономика образования // вопросы теории и практики. — М.: Просвещение. 1969. — 335с.
  34. В.А., Костанян С. Л. Экономика и образование. М.: Знание. -1970.-48с.
  35. Жизненный путь социальной когорты /Под ред. М.Титмы. М.: Наука, 1996. — 123 с.
  36. П.С., Демидов В. Е. Формула успеха маркетинг. — М. — МО, 1988.
  37. .Н., Рубин Ю. Б., Титарев Л. Г., Тихомиров В. П. и др. Открытое образование объективная парадигма XXI века / Под. ред. Тихомирова В. П. — М.: Изд. МЭСИ. — 2000. — 288с.
  38. Занятость и рынок труда: новые реалии, национальные приоритеты, перспектив /Чижова JI.C., Катпенов A.B., Попов А. Д. М.: Наука, 1998. -103 с.
  39. Т.И. Российское общество на социальном изломе. М., 1997.-299 с.
  40. В.В., Осинский И. И. Студенты 90-х: социальные и нравственные основы жизнедеятельности. Улан-Удэ, 1997. — 119 с.
  41. Г. Е. Социология образования: В 2 ч. Екатеринбург: Свердл. инж.-пед. ин-т, 1993−1994. — 4.1: Социология допрофессионального образования. — 125 с. 4.2: Социология профессионального образования. -136 с.
  42. А.Г. Потребности. Интересы. Ценности. М.: Наука, 1988.-223 с.
  43. З.Ф. Психология профессий: Учеб. пособие. Екатеринбург: Урал. гос. проф.-пед. ун-т, 1997. — 245 с.
  44. Г. И. К вопросу о региональной политике в Читинской области //Национальная идея: образование и воспитание. — Чита, 1998. — С. 149−155.
  45. Г. И. Социообразовательная ситуация в Забайкалье. Информационно- аналитические материалы. 4.1. Чита: Издательство ЧИПКРО, 2002.-111с.
  46. А.И., Кряжева И. К. Методы исследования социально-психологических аспектов адаптации личности //Методология и методы социальной психологии. М.: Наука, 1977. — С. 121−125.
  47. Ю.А. Социальная интеграция молодежи в условиях нестабильного общества. -М.: Социум, 1998. -142 с.
  48. Интеллектуальная собственность основные материалы. В двух частях // Пер. с англ. — Новосибирск: ВО Наука, Сибирская издательская фирма. — 1993. — 176с.
  49. B.JI. Современное постиндустриальное общество: природа, противоречия, перспективы: учебное пособие для студентов вузов. М.: Логос, 2000.
  50. В.П. Цивилизация и адаптация. М.: Прогресс, 1984. — 240 с.
  51. В.Д. и др. Учебник по основам экономической теории (экономика). М.: ВЛАДОС. — 1994. — 384с.
  52. К.И. О стабилизации и перспективах развития образовательного комплекса Читинской области //Забайкалье на пути к устойчивому развитию: экология, ресурсы, управление. Чита, 1997.
  53. М. Информационная эпоха экономика, общество и культура // Пер. с англ. под науч. ред. Шкаратана О. И. — М.: ГУ ВШЭ. -2000.-608с.
  54. Л. Теория предварительной приспособленности. М., 1914. — С. 22.
  55. Е.А. Психология профессионального самоопределения. -Ростов-на-Дону.: Феникс, 1996. 123 с.
  56. В.М. Основы современной экономики: Учебник. 2-е издание перераб. и доп. М.: Финансы и статистика, 2000.
  57. Комплексная социально-психологическая методика изучения личности инженера/Под ред. Чугуновой Э С. Л.: ЛГУ, 1991. — 181с.
  58. Компоненты адаптивного процесса /Под. ред. Медведева В. И. Л.: Наука, 1984.- 110 с.
  59. Д.П. Динамика неравенства: молодежь в меняющемся обществе: ориентации и пути в сфере образования /под ред. В. Н. Шубкина. М.: ИС РАН, 1999.- 100 с.
  60. Концепция высшего технического образования в новых социально-экономических условиях /Под. ред. Нестеренко О. П., Сидорова Ю. А. — М.: МАИ, 1992.-Ч. ½−184 с.
  61. Л.В. и др. Социальная адаптация населения Сибири к рынку: критерии и факторы. Новосибирск: ИЭОПП, 1993. — 125 с.
  62. Л.В. Социология адаптаций на исходе XX в.: необходимость и трудности институционализации. Новосибирск: ИЭОПП СО РАН, 1995. -245 с.
  63. Л.В. Социология адаптаций: этюды апологии. Новосибирск, ИЭОПП РАН, 1997. — 159 с.
  64. О.В. Инженеры: становление и развитие профессиональной группы. М.: Наука, 1989. -144 с.
  65. К.И. Целевая индивидуальная подготовка специалистов в вузах. М.: НИИВО, 1992. — 96 с.
  66. В.Т., Дмитриев A.B. Личность студента. Ленинград: ЛГУ, 1974.
  67. М.В. и др. Молодежь Восточной Сибири: социально-экономический портрет. М., 2001. — 52 с.
  68. В.Т. Молодежь и образование на пороге 21 века. //Молодежь: цифры, факты, мнения. СПб.: СПб. ун- т, 1995. — № 2−3. — С. 61−67.
  69. H.A. Регионализация высшего образования: теоретико-методологический и социологический анализ (на материалах Восточной Сибири) // Монография Екатеринбург-Чита: Поиск, 2002.
  70. Н.П. Молодежь и труд: проблемы производственной адаптации. Харьков: Вища школа, 1987. — 172 с.
  71. М.А. Становление рыночных отношений в системе образования современной России // Монография. М.: МЭСИ. — 1998. — С. 106
  72. М.А. Рыночные отношения в системе образования России // Монография. М.: ИНИОН РАН, 2001. — 271с.
  73. М.А. Образование в условиях рынка: концепция учебного заведения // Монография — М.: Высшая школа. 2002. — 285с.
  74. В.Д. Содержание и структура процесса адаптации рабочих в производственном коллективе. Ростов на Дону: Ростовский гос. пед. унт, 1977.-18 с.
  75. В.Ф. Микроэкономика. М.: — МЭСИ. — 2001. — 78с.
  76. Э.С. Глобальное моделирование как особый адаптационный оптимизационный механизм культуры М.: Наука — 1985. — 345 с.
  77. В.А. Социальная микросреда и выбор профессий. — К.: Наукова думка, 1982. -140 с.
  78. В., Губайдуллина Т. О функционировании технических вузов в условиях рыночной экономики //Экономические науки. 1991. — № 12. — С. 101−105.
  79. Менеджмент, маркетинг и экономика образования // Под ред. Егоршина А.П. Н. Новгород. НИМБ. — 2001. — 624с.
  80. М., Ф. Хедоури. Основы менеджмента. М.: Дело. — 1993. -702с.
  81. И.А. Социальная адаптация в системе социалистического образа жизни. — JI., 1977. 52 с.
  82. Молодежь вступает в жизнь: социологические исследования проблем выбора профессии и трудоустройства /Шубкин В.Н., Чередниченко Г. А. -М.: Мысль, 1985.-239 с.
  83. Молодежь, образование, рынок. М.: НИИВО, 1992. — 108 с.
  84. С.Д. Национально-региональная система образования: теория и практика. Улан-Удэ, 1996. — 240 с.
  85. Наукоемкие технологии образования Межвузовский сборник научно-методических трудов. — Т.2 / Под ред. Курбакова К. И. — М.: Российская экономическая академия. — 1999. — 199с.
  86. Наукоемкие технологии образования Межвузовский сборник научно-методических трудов. — Т. З / Под ред. Курбакова К. И. — М. МИРЭА. -2000.-105с.
  87. И.Н. Социальная адаптация как социологическая категория //Методологические проблемы социологических исследований. — М.: МГУ, 1979.-С. 46−52.
  88. В.В., Фетисов Э. Н. Принципы и методы процесса адаптации молодых рабочих на предприятии //Социальные проблемы подготовки молодежи к труду. М.: Мысль, 1984. — С. 116−149.
  89. P.M. Курс микроэкономики Учебник для вузов. — 2-е изд. — М.:НОРМА, 2001.-572с.
  90. Общественные потребности, система образования, молодежь /Рубина Л.Я., Руткевич М. Н. М.: Политиздат, 1988. — 224 с.
  91. В.Ф. Рациональная занятость: методология региональных исследований. М.: Дело. — 1991. — 208с.
  92. В., Черноволенко В., Паниотто В. Престиж профессии и проблемы социально-профессиональной ориентации молодежи. Киев: Наукова думка, 1989.
  93. Основные показатели социально-экономического развития Читинской области на период до 2002 г. Чита: Комитет экономики администрации Читинской области, 2000. — 31 с.
  94. B.JI. Формирование трудовых ориентаций молодежи. — Киев, Наукова думка, 1985. 125 с.
  95. Образование в РФ // Статистический сборник. М.: Госкомстат. — 2003.
  96. Образование Рссии-2004 // Сборник статистических данных. М.: Министерство образования РФ. — 2004.
  97. Основные направления перестройки высшего и среднего образования в стране. М. — 1987.
  98. Особенности современного развития высшего образования // Сб. под ред. Татура Ю. Г. М. — 1994. — 119 с.
  99. Предприятия и рынок: динамика управления и трудовых отношений в переходный период /Под. ред. Кабалиной В. И. -М.:РОССПЭН, 1997.-424 с.
  100. Прогноз рынка труда на 2002 год. Чита: Департамент Федеральной государственной службы занятости населения по Читинской области, 2000. -68 с.
  101. С. В. Ориентация молодежи на высшее образование и особенность комплектования студенческого контингента в условиях отдаленного региона. М.: РАГС, 1996. — 164 с.
  102. Правовое регулирование образовательной деятельности. Учебное пособие. / Под ред. Сырых В. М. М. — Исслед. центр проблем качества подготовки специалистов. — Академия труда и социальных отношений. -2000.-106 с.
  103. Революция притязаний и изменений жизненных стратегий молодежи /под ред. B.C. Магун. М.: ИС РАН, 1998.
  104. Региональная безработица: опыт социологического исследования /Сигарева Е.П., Хасаев Г. Р. М.: ИСПИ РАН, 1997. — 240 с.
  105. Российская социологическая энциклопедия /Под ред. Г. В. Осипова. -М, 1999.-670 с.
  106. Российский статистический ежегодник. — М. — 1999.
  107. Российский статистический ежегодник. — М. — 2003.
  108. B.C., Аршавский В. В. Поисковая активность и адаптация. -М.: Наука, 1984.-193 с.
  109. И. Некоторые проблемы социальной психологии. М., 1981.
  110. М.Н., Потапов В. П. После школы: социально-профессиональные ориентации молодежи. М., 1995. -218 с.
  111. М.А., Чибриков Г. Г. Основы экономической теории //Учеб. пособие // -М.: Экономика, 1996. 367с.
  112. П. Особенности трудовой карьеры и жизненной ориентации молодежи: психология личности и образ жизни. М.: Наука, 1987.-219 с.
  113. Собственность и трудовые отношения: варианты трансформации /Под. ред. В. И. Герчикова, М. В. Кошмана. -Н.: ИЭООП, 1995. -215 с.
  114. Совершенствование системы профессиональной ориентации школьников Екатеринбурга в условиях становления рынка труда ЛО.Р. Вишневский, Г. Б. Кораблева и др. Екатеринбург, 1995. — 230 с.
  115. Соотношение ценностных ориентаций и реального поведения личности в сфере труда и досуга / Ядов В. А., Кон И., Беляев Э. и др. М., 1969.-237с.
  116. П.А. Программа и методы исследования профессиональных групп, профессионального отбора и профессиональных деформаций //Социология в России. М.: Междунар. ун-т бизнеса и управления.- 1997. — С. 45−66.
  117. П.А. Человек, цивилизация, общество. М.: Политиздат, 1992.-542 с.
  118. JI.H. Рыночная оценка затрат и результатов в высшем образовании. / Вуз и рынок. Кн.1. М. — 1998. — С.308−310.
  119. .А. Психология человека в условиях социальной нестабильности. М., 1994. — 63 с.
  120. И.Н. Молодежная результирующая российских реформ //Аналитический вестник. 1999. — № 15. — С. 103.
  121. Статистический ежегодник США. 2001. — Изд. 108.
  122. Студенчество 90-х: новые тенденции и старые традиции /Добрынина
  123. B.И., Кухтевич Т. Н. М., 1993. — 68 с.
  124. Т.А. Моделирование учебных дисциплин в вузе // Монография Чита, 1999.-224 с.
  125. Тенденции развития и роль сферы образования экономический и социальный аспекты // Под ред. Марцинкевича В. И. — М.: ИМЭМО РАН, 1994.-228с.
  126. М.Х. Выбор профессии как социальная проблема. М.: Мысль, 1975.
  127. М.Х. Социально-профессиональная ориентация молодежи. — Таллин, 1982.-215 с.
  128. М.Х., Саар Э. А. Молодое поколение: образование, профессия, мобильность. — М.: Мысль, 1986. 255 с.
  129. М.Х., Тальюнайте М. Й. Престиж профессий: социологический анализ. Вильнюс: Минтис, 1984. — 140 с.
  130. Трудящаяся молодежь: образование, профессия, мобильность /Шубкин В.Н., Чередниченко Г. А., Переведенцев В. И. М: Наука, 1984. -234 с.
  131. Читинская область в цифрах //Статистический ежегодник. Чита: Облкомстат, 2003.- Т.1. — С. 14−15.
  132. Читинская область в цифрах //Статистический ежегодник. Чита: Облкомстат, 2004.- Т.1.
  133. К.Н., Тарасюк J1.H. и др. высшая школа за рубежом — проблемы, поиски, решения. М. — 1994.
  134. П.А. Социальные технологии регулирования занятости молодежи. Улан-Удэ: БНЦ СО РАН, 2000. -300 с.
  135. В.И., Зубок Ю. А. Молодежь в общественном воспроизводстве: проблемы и перспективы. М.: РИЦ ИСПИ РАН, 2000. —1. C. 35.
  136. Т. Социальная психология. М.: Прогресс, 1969.-200 с.
  137. JI.JI. Социокультурная адаптация в современном обществе. -Красноярск: КГУ, 1991. С. 77.
  138. В.Н., Артемов В. И., Москаленко Н. Р., Бузукова Н. В. и др. — Количественные методы в социологических исследованиях проблем трудоустройства и выбора профессии // Количественные методы в социологических исследованиях. Новосибирск: НГУ, 1964.
  139. В.А. Социологическое исследование: Методология, программа, методы. Самарский университет, 1995. — С. 329.
  140. В.А. Стратегия социологического исследования. — М: Добросвет, 1999. 596 с.
  141. Л.И. Механизм хозяйствования в отраслях социально-культурного обслуживания. -М.: МГУ, 1988.
  142. Higher education in the learning society Rep. 12 — Options for financing higher education — modeling and policy analysis. — L., 1997. — VII, 161 p.
  143. Статьи, доклады, авторефераты диссертаций
  144. O.A. Личность студента в процессе профессиональной подготовки //Высшее образование в России. 1993. — № 3. — С. 165−170.
  145. А.И. Профессиональное самоопределение как социокультурный процесс //Вестн. Тамбовского ун-та. 1999. — Вып. 1. — С. 81−83.
  146. И.Г. Стратегическое планирование развития системы подготовки специалистов: новый подход и методика. / В сб.: Потенциал вуза как ресурс регионального развития. 4.1. — Ростов-на-Дону: ИУБиП. — 1997.-С.6−16.
  147. И.Г. Экономический анализ организации образовательных систем. / В сб.: Перспективы высшей школы в негосударственном секторе образования. Тезисы докладов и сообщений межвузовской конференции. -Ростов-на-Дону: РИНЛЗ. 1998. — С.22−23
  148. С., Красноперов В., Сапша Н. Региональная подготовка специалистов и ее особенности //Aima mater, 1997. № 4. — С. 23−31.
  149. O.A. Воспитание готовности студента к коммерческо-предпринимательской деятельности. //Автореф. дис. Док. пед. наук. — Казань, 1999.-22 с.
  150. И.Х. Роль высших учебных заведений в формировании кадрового потенциала республики //Автореф. дис. канд. истор. наук. — Улан-Удэ: БГУ, 2000. 22 с.
  151. А.П. Сдвиг в ценностном измерении? (О теории изучения ценностной системы человечества) //Социс. 1993. — № 4. — С. 46−55.
  152. Ю.Р., Рубина Л. Я. Социальный облик студенчества 90-х годов //Социс. 1997. — № 10. — С.45−50.
  153. И., Хандамиров В. Служба по трудоустройству в техническом вузе //Высшее образование в России. 1999.- № 6. — С. 56−63.
  154. Высшая школа в 2002 году. Ежегодный доклад о развитии высшего образования. М., 2003. — С. 161.
  155. A.M., Сергеев М. И. Профориентация школьников //Социс. -1996.-№ 8.-С. 67.
  156. В.И. Социальные аспекты приватизации //ЭКО. 1992- № 9/10.-С. 124−134.
  157. А.Э., Тихомиров В. П., Зайцева Ж. Н. Открытое образование глобальная информатизация образовательной сферы // Материалы международной конференции «Образование в информационную эпоху». 13 июня 2001 г. -М.: МЭСИ, 2001. -315с.
  158. Н.В. О рынке труда выпускников вузов //Социс. 1997. -№ 3.-С. 105−113.
  159. Л.А. Социальная адаптация в современных условиях //Социс -1998.-№ 8/9. С. 85−102.
  160. Р.Г. К вопросу о конкретных социально-педагогических исследованиях // Советская педагогика. — 1966. № 2.
  161. H.A. Специалист для Сибири. Где его учить? //ЭКО.- 1983.-7№ 1.- С. 137−144.
  162. В.А., Ильина О. В., Тимакин O.A. Траектория развития и оценка образовательных систем. — Тольятти: Межд. акад. бизнеса и банковского дела. 1994. — 345с.
  163. О.М., Ратникова М.А Профессиональная мобильность: кто и как принимает решение сменить профессию //Социс. 1997.-№ 10.-С. 23−36.
  164. A.A. Некоторые вопросы социальной адаптации //Молодые ученые науке. — Ростов, 1974. — С. 35−45.
  165. Н.К. Социализация молодежи в обществе переходного периода (общетеоретический подход) //Автореф. дис. канд. социол. наук. — Улан-Удэ: Вост. Сиб. гос. ун-т, 1999. 22 с.
  166. И.Г. Высшее образование во Франции проблемы управления и финансирования // Экономические проблемы высшего образования в странах Западной Европы-М:ИНИОН, 1999.-С. 63−87.
  167. Ю.М. Готовность российской молодежи к выбору профессиональной карьеры //Школа и производство. -1999. -№ 6.-С.86−91.
  168. И., Федоров В. Рынок подготовки кадров тенденции и проблемы // Человек и труд. — 1993. № 4.
  169. C.JI. Проблемы финансирования высшего образования в Великобритании 90-е годы // Экономические проблемы высшего образования в странах западной Европы. М.: ИНИОН, 1999. — С. 14−62.
  170. И. К характеристике труда в современной России //Вопросы экономики. 1997. — № 2. — С. 43.
  171. Г. Нужен специалист нового типа //Aima mater. 1992. — № 2. — С. 25−28.
  172. И.К., Зуев А. Э. Молодежь на рынке труда: по результатам социол. исслед. //Обществ, науки и современность. 1994.- № 5. — С. 34−41.
  173. Г. И. Проблема управления социальными процессами в сфере образования: социологический подход // Материалы областной научно-практической конференции. Чита, 2000.
  174. Г. И., Банщиков Г. В., Гробова Е. Е. Исследования лаборатории социологических исследований в ЧИПКРО // Вестник образования Забайкалья. 2004. — № 4 (23).
  175. Т.Ю. Становление и развитие рыночных отношений в образовании / Третья межрегиональная научно-практическая конференция. «Технические науки, технологии и экономика"(материалы конференции). — Чита: ЧитГУ. 2003. — С.43−47.
  176. Т.Ю. Информационные технологии в образовании / Вторая межрегиональная научно-практическая конференция. «Технические науки, технологии и экономика"(материалы конференции). Чита: ЧитГТУ, — 2002. — С.52−56.
  177. Т.Ю. Социальный заказ на специалистов экономического профиля в условиях рынка // Достижения науки и техники развитию сибирских регионов: Материалы Всероссийской научно-практической конференции: ч.2. — Красноярск: ИПЦ КГТУ.- 2003. — С.56−58.
  178. Т.Ю. Профессиональное самоопределение в обществе // современный российский менеджмент: состояние, проблемы, развитие / Сборник статей Второй Всероссийской научно-практической конференции- Пенза: Приволжский дом знаний, 2004 — С. 107−109
  179. Т.Ю. Некоторые вопросы подготовки специалистов экономического профиля // Внутривузовский сборник научных трудов «Совершенствование качества подготовки специалистов приоритетная задача вузов» — Чита: ЗабИЖТ, 2004. — С. 16−19.
  180. Т.В. Российское студенчество в условиях переходного периода //Социс, 1995. № 1. — С. 12−20.
  181. О.Н. Молодежь России в 90-е годы //Социология науки. -1997. № 2. С. 246−356.
  182. .В. Образование как фактор человеческого капитала в современной рыночной экономике // Дис. к.э.н.- Краснодар, 1999. 195с.
  183. В., Краснушкин Е. и др. Мировые системы высшего образования — сравнительный анализ профессиональной структуры выпускников // Высшее образование в России. 1996. — №.2.
  184. Г. М. О формировании личностных качеств будущих специалистов //Высшее образование в России. 1994. — № 2 — С. 103−105.
  185. H.A., Павлов Б. С. Молодежь в преддверии выхода нарегиональный рынок труда. // Вестник Читинского Государственного Университета. — Чита, 2003. № 27.
  186. М.А. Особенности рыночных отношений в сфере образования в России. Дис. к.э.н.- 08.00.01. Москва, 1996 г. — 151с.
  187. Меренков, А В. Рыночные ориентиры студенчества//Социс. 2000.-№ 12.-С. 56−60.
  188. Л.Г. Эволюция форм подготовки специалистов за рубежом (США, страны Западной Европы, Япония) Науч. аналит. обзор. — М. гИНИОН РАН, 1993.-92с.
  189. Об основных тенденциях социально-экономического развития России //Вопросы экономики. 1994. — № 10. — С. 141- 150.
  190. Л.Е. Социальное самочувствие молодежи // Социс, 2000. -№ 12.-С. 53.
  191. В.В. Социологические подходы к анализу рынка труда: спрос на труд //Рос. эконом, журн., 1995. № 3. — С.89−94.
  192. Ю.Н. Основные достижения и перспективные задачи в области совершенствования подготовки специалистов для Забайкальского региона //Вестник Чит. полит, ин-та. Вып. 1. — Чита, 1995. — с. 8−11.
  193. Л.Я., Айрапетова С. Н. Может ли социология помочь в формировании социального заказа на образование //Социс. 2000. — № 12. -С. 81−89.
  194. С. Региональные модели рынка образовательных услуг // Высшее образование в России № 5. 2003. — С.33−37.
  195. B.C. Проблемы занятости выпускников учебных заведений //Социс. 1999. — № 11. — С. 91−97.
  196. А.В., Зотов. А. А. Исследование ситуации профессионального самоопределения студентов //Социс. 1997. — № 3. — С. 84−92.
  197. Т.А. Региональная система высшего образования -необходимость или дань моде? // Социально-экономические проблемы формирования рыночных отношений. — Комсомольск-на-Амуре.: Гос. тех. ун-т, 1996. С.44−50
  198. Day С. The role of higher education in fostering lifelong learning partnership with teacher// European j. of education. Oxford, 1998.-VoL33.-№ 4. -P.419 432
  199. Pyper I. A comparison of part time higher education provision and participation rates in the UK — Implication for the development of the provision in Northern Ireland-Higher education quait-Oxford.-N.Y., 1998.-Vol.52.-№ 4.P365−377.
  200. Ravens J. The franchise model refinancing higher education for lifelong learning. — European j. of education. — Oxford, 2000.-VoL33.-№ 1.-P. 89−102.
  201. Staropoli A. The Comate National Devaluation preliminary results of a French experiment. — Ibid., 1987. — Vol.22. — № 2. — P. 123 -131.
  202. Translating advanced advertising theories in to research reality. -ESOMART. Madrid. Nov.3−6. — 1971. P. 5−6.1.l Законы, постановления
  203. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. Постановления правительства РФ от 12.08.1994 г., № 490.207. Гражданский кодекс РФ.
  204. О введении многоуровневой структуры высшего образования в РФ. Постановления Министерства науки, высшей школы и технической политики РФ от 13.03.1992 г., № 13.
  205. Приказ Министерства образования РФ от 12.10.2000 г., № 2925. «О формировании межвузовской научно-технической программы «Создание системы открытого образования».
  206. Типовое положение об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении) РФ. Постановление Совета Министров правительства РФ от 26.06.1993 г., № 5971. Словари, энциклопедии
  207. Англо-русский словарь: 20 000 слов. // Сост. Бункин Г. И., Буренкова О. В., Горбунова Т. П. и др. М.: Русский язык, 1981. — 648с.
  208. Бизнес Оксфордский толковый словарь. — М.: Прогресс-Академия-РГГУ., 1995. — 752с.
  209. Малый экономический словарь // Под ред. Азрилияна А. Н. М.: Институт новой экономики, 2000. — 1088с.
  210. Словарь иностранных слов. М.: Русский язык, 1980. — 621с.
  211. Социология образования. Библиографический указатель публикаций на русском языке. Отв. ред. Собкин B.C. ЦСО РАН, 1993.
  212. Финансово-экономический словарь. В 3 томах. — М.: Финансы и статистика, 1994.
Заполнить форму текущей работой