Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Симфоническое творчество Альфреда Шнитке: Опыт интертекстуального анализа

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Методологической базой исследования является теория интертекстуальности, впервые изложенная французским ученым Ю. Кристевой, затем широко разработанная и разветвленная в области литературоведения. Среди литературоведов — Р. Барт, М. Риффатерр и Х. Блумсделав наибольший вклад в разработку методологии интертекстуального анализа, они представляют ряд теоретических понятий и аналитических операций… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Теория интертекстуальности
    • 1. История развития теории интертекстуальности в литературоведении
      • 1. 1. Истоки теории интертекстуальности.¦
      • 1. 2. Теория интертекстуальности Ю. Кристевой
  • Смыслопродуктивность как ее основная идея
    • 1. 3. Развитие теорий интертекстуальности после Кристевой
    • 2. Разработка теории интертекстуальности в музыкознании
    • 2. 1. Аспект интертекстуальности в музыкальной семантике
    • 2. 2. Смыслопродуктивность музыкального текста
    • 2. 3. Музыкальное влияние в новой перспективе
    • 2. 4. Другие работы по интертекстуальному анализу музыкального произведения
    • 3. Метод интертекстуального анализа
  • Глава 2. Путь к интертекстуальности в музыке
    • 1. Малер: симфония как музыкальный роман
    • 2. Шостакович: интертекстуальность «позднего стиля»
    • 3. Стравинский: парадоксальность как техника нео-стилистики
    • 4. «Ваш Фауст» Пуссера: интертекстуальность как алхимия сериализма
    • 5. Sinfonia Берио в аспекте интертекстуальности
  • Глава 3. Интертекстуальный анализ симфонического творчества Альфреда Шнитке
    • 1. Первая симфония: похороны симфонии
    • 2. Вторая симфония: интертекст как «невидимая месса»
    • 3. Третья симфония: река как метафора судьбы симфонии
    • 4. Четвертая симфония: скрытый смысл симфонической молитвы
    • 5. Concerto grosso № 4/Симфония № 5: двойная интертекстуальность
    • 6. Шестая симфония: ингертекстуальностъ «скелета»
    • 7. Седьмая симфония: ирония судьбы
    • 8. Восьмая симфония: по ту сторону музыки

Симфоническое творчество Альфреда Шнитке: Опыт интертекстуального анализа (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Сегодня Альфред Шнитке — одна из самых ярких фигур современного музыкального искусства не только в контексте русской музыки, но и в общей истории музыки 20 века. Едва ли не главное значение творчества Шнитке состоит в том, что он выдвинул на первый план один из основных принципов современной музыки — стилистический плюрализм и посвятил всю свою творческую жизнь открытию художественных возможностей стилистических взаимодействий.

Хорошо известно, что именно Шнитке ввел в музыковедческий обиход термин «полистилистика» и этим открыл дальнейшую перспективу развития исследования сходных явлений в музыке других композиторов.1 В русском музыкознании «полистилистика», противопоставляясь «моностилистике», трактуется как понятие, означающее общую тенденцию русской музыки во второй половине 60-х годов — 70-х годах-2 оба понятия служат лишь общей характеристике стилистических тенденций, но они оказываются малоэффективными, чтобы выяснить принципиальное различие между разными стилистиками в эстетическом плане, в их соотношении с композиционным замыслом. Несмотря на кажущееся значительным изменение творческого метода Шнитке от полистилистики к моностилисшке, плюралистическое взаимодействие стилей всегда оставалось главным моментом в структуре произведения. Очевидно, следует искать некий сквозной принцип, который позволяет охватить весь творческий путь Шнитке, в противовес известному сопоставлению по внешним характеристикам «полистилистика/моностилистика» или «контраст/синтез» 3.

Стилистический плюрализм как художественная концепция, которая характеризует философско-эстетический принцип Шнитке, находит свое подтверждение и новое обоснование в теории интертекстуальности. Ее суть исходит из понимания литературы как текста, согласно которому смысловое богатство текста заключается в месте его расположения в потенциально бесконечной цепи других текстов. Концепцию интертекстуальности можно применять и к автору художественного текста, и к его читателю, и к слушателю:

1 См. об этом Шнитке А. Полистилистические тенденции современной музыки // Музыка в СССР. — М&bdquo- - 1988. — Апрель-июнь. — С.22−24.

2 Григорьева Г. Стилевые проблемы русской советской музыки второй пол. XX в. — М., — 1989. — С.138.

3 Кратко поясним термины. под полистилистикой в данной работе понимается способ композиции, основанной на технике коллажамоностилистика означает бесконтрастный способ использования стилистических компонентов. Оба понятия объединяет синтетический стиль как общее свойство музыки XX века. автор создает новый текст на основе своего опыта восприятия предшествующих текстов, воспринимающий интерпретирует текст, также мобилизуя свой опыт в знании предшествующих текстов. Таким образом, создание и восприятие текста оказываются разными аспектами одной и той же деятельности — образования художественного смысла, которое происходит через диалог между воспринимаемым текстом и предшествующими ему текстами.

Художественная тенденция современного искусства, которая практически подтверждает эту теорию, — это синтетичность, или «эклектичность» разных стилей, «недогматическая» ссылка на прошлое.4 Таким образом, понятие интертекстуальности достигает не только значения методологии в интерпретации художественного текста, но и статуса поэтики современного искусства.

В области музыкознания проблематика интертекстуальности стала привлекать к себе особое внимание совсем недавно. Однако можно говорить о ней по отношению ко всей истории европейской музыки, но в начале 20 века, начиная с творчества Малера, Стравинского и Айвза, далее — через коллажный эксперимент у авангардистов, таких как Циммерман, Берио и Пуссер в 1950;60-х годах, до развития полистилистики в бывшем СССР с конца 1960;х годов, она стала одним из главных направлений в стилевой эволюции современной музыки. С этой точки зрения, в центре внимания здесь оказывается творчество Альфреда Шнитке. Композитор, прослеживая стратегии предшественников на этом пути, таких, как Берио или Стравинский, через образцовый, с нашей точки зрения, анализ5 фактически исследовал многообразные аспекты интертекстуальности, осознав их в свое время как полистилистику.

Главное различие между полистилистикой и интертекстуальностью заключается в том, что полистилистика представляет собой стилистическое сопоставление только на горизонтальном, или поверхностном «срезе «структуры, а интертекстуальность имеет отношение как к горизонтали структуры, то есть синтаксической структуре, так к вертикали, то есть к семантико-ассоциативному аспекту музыки. Что касается моностилистики, то она, представляя собой более синтезированную стилистику, несправедливо отождествляет однородность стилистики и одномерность семантической.

4 Григорьева Г. К вопросу об эклектике в современной музыке // Музыкальное мышление. Проблемы анализа и моделирования. — Киев, -1988. — С.10−16., также, Соколов А. Музыкальная композиция XX в. Диалектика творчества. — М., — 1992. — С.208−212.

5 См. SchnittkeA. The Third Movement of Berio’s Sinfonia // A Schnittke Reader. — Bloomington, -2002. — P.216−224., а также, Шнитке А. Парадоксальность как черта музыкальной логики Стравинского// И. Ф. Стравинский. — М., — 1973. — С.383−434. структуры. Однако в произведениях, характеризуемых моностилистикой, ассоциативность музыки приобретает скорее многоканальный характер, что можно считать усилением интертекстуального взаимодействия.

С нашей точки зрения, произведения последнего периода Шнитке, охватывающего около 10 лет, представляют собой наибольший интерес, так как в таких произведениях, как три последние симфонии, аскетическая структура располагает богатейшей ассоциативностью, что может раскрыть художественный смысл при помощи активной интерпретации, опирающейся на интертекстуальное взаимодействие.

Таким образом, опыт интертекстуального анализа произведений Шнитке позволит оценить эволюцию стиля композитора как последовательный поиск разнообразных подходов к стилистическому плюрализму, и тем самым определить значение его творчества в контексте современного искусства. В этом и заключается актуальность темы.

Предметом исследования является симфоническое творчества А. Шнитке, рассмотренное в связи с концепцией интертекстуальности как обобщением разнообразных стилистик. Материалом для анализа служат восемь симфоний А. Шниткеэто — кардинальный жанр, обобщающий художественное мышление композитора и прошедший сквозь весь его творческий путь. В связи с этим следует сказать несколько слов о Девятой, последней симфонии А.Шнитке. Рукопись этого произведения находится в Центре Русской Музыки в Goldsmiths college при Лондонском университете (рук.А.Ивашкин). В 2000;м году автор настоящей диссертации посетил этот центр, чтобы изучить в архиве А. Шнитке рукопись этой симфонии. Выяснилось, что партитура Девятой симфонии, которую Шнитке написал в 1998;м году, во многом отличается от версии, премьера которой состоялась в июне того же года в Москве (дирижер Геннадий Рождественский). Поскольку расшифровать авторскую рукопись представляет большую трудность, а исполненная версия подвергается сомнению в ее авторстве, пришлось сделать вывод, что пока преждевременно обсуждать эту симфонию в рамках данного исследования.

Научная новизна настоящей диссертации заключается в попытке рассмотреть художественное мышление А. Шнитке при помощи интертекстуального метода анализа и обосновать эволюцию его симфонического творчества в этом аспекте. В изучении творчества А. Шнитке аналитические средства теории интертекстуальности используются впервые, особенно по отношению к последним трем симфониям. Здесь от воспринимающего требуется специальное интертекстуальное чтение" текста для раскрытия художественной концепции.

Среди композиторов, разрабатывавших принцип интертекстуальности на практике, важное влияние на формирование идей полистилистики Шнитке оказал А.Пуссер. Он первым разработал оригинальную технику интертекстуальности для создания оперы «Ваш Фауст», подробно проиллюстрировав ее в статье «Апофеоз Рамо». На создание же оперы «Ваш Фауст» Пуссера вдохновил французский писатель М. Бютор, представив в своем эссе «Музыка — реалистическое искусство» творчество Стравинского как модель стилистического синтеза. Это позволило и Шнитке проанализировать произведения Стравинского с подобной точки зрения. Оба текста, оказавшие сильное воздействие на формирование интертекстуального метода Шнитке и впервые переведенные на русский язык, представлены в приложениях к диссертации.

Методологической базой исследования является теория интертекстуальности, впервые изложенная французским ученым Ю. Кристевой, затем широко разработанная и разветвленная в области литературоведения. Среди литературоведов — Р. Барт, М. Риффатерр и Х. Блумсделав наибольший вклад в разработку методологии интертекстуального анализа, они представляют ряд теоретических понятий и аналитических операций, необходимых, с нашей точки зрения, для применения этой теории к анализу музыкального произведения. Музыковедческие работы, затрагивающие данную проблематикуМ. Арановского, И. Стояновой, К. Корсина, КСтрауса, М. Бондза, Л. Дьячковой, М. Раку и других, пополняют методологическую базу. Столь широкий обзор теории интертекстуальности сделан в настоящей работе впервые. Автор счел нужным подкрепить правильность обзора консультацией филолога О. А. Проскурина, крупного специалиста по теории интертекстуальности.

Диссертация состоит из введения, трех глав и заключения: Первая главаобзор литературы по интертекстуальности, включающий историю развития этой теории в литературоведении, а также освещение ее разработки в музыковедении. Основная цель этой главы — не только разобраться в самом понятии интертекстуальности, но и привести разветвленные представления об этой теории к нескольким главным вариантам, чтобы облегчить выход к музыкальному анализу. В соответствии с этими теоретическими моделями рассматриваются примеры интертекстуального анализа музыкального текста. Вторая глава — история интертекстуальности в музыке от Малера до Шнитке. Здесь интертекстуальная практика в музыке рассматривается исторически сквозь весь 20 век, подчеркивается ее связь с творчеством Шнитке, в связях с его теоретическими.

5. — Заключение.

Таким образом, современная музыка вдруг обнаружила у себя в руках инструменты, которые могут с необыкновенной силой выражать значенияона понемногу учится ими управлятьдо сих пор, вопреки тому, что говорят, она довольно робко пыталась это сделать, и совсем не от избытка теории, а из-за некоего недостатка теоретической дерзости, закрывающего на какое-то время умам первого плана разум великих музыкантов недавнего прошлого. Мы не стоим на местеможно сказать, что сегодня эта новая музыка имеет оглушительный успех, она сметает двери, готовая вырваться на улицу. Огромный.

161 прогресс, теперь она осмеливается охватить народные формы, Я вижу в программе «Domaine musical», что в одном из ее концертов принимают участие джазовые музыканты. Никто не может отрицать немедленный эффект «Threni» или «Gruppen». Я ловлю себя на том, что напеваю про себя Штокхаузена или других, скоро я услышу, как их напевают другие.

Поэзия — это не роскошь, живопись — это не роскошь. Нет, музыка — это не забава праздного человека, «любителя», выбросьте это из головы. Музыка необходима в нашей жизни, в жизни всех, и никогда ещё мы в ней так не нуждались, как теперь.

Перевод: Е. П. Орловой, Ред.: Дзюн Тиба.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Барт Ролан. Избранные работы: Семиотика, Поэтика. М., 1994.
  2. М. Автор и герой : К философским основам гуманитарных наук. М., 2000.
  3. М. Проблемы поэтики Достоевского. М., 1979.
  4. . Фигуры : Работы по поэтике. М., 1998.
  5. А. Блуждающие сны и другие работы. М., 1994.
  6. Косикова Г (сост.). Французская семиотика: От структурализма к постструктурализму. М. 2000.
  7. Ю. Бахтин, слова, диалог и роман. // Французская семиотика. М., 2000, с. 427 457.
  8. Ю. Текст в тексте. // Текст в тексте. Труды по знаковым системам, XIV. Тарту, 1981. Вып.567.с. 19−32.
  9. И. Порождение интертекста (Элементы интертекстуального анализа спримерами из творчества Б.Л.Пастернака). Wiener slawistischer Almanach, Sonderband 17, Wien, 1985,207c.
  10. Ф.де. Труды по языкознанию. М., 1977.
  11. М. Память Тиресия : интертекстуальность и кинематограф. М., 1993.
  12. Allen, Graham. Intertextuality. London: Routledge, 2000.
  13. Barths, Roland. L’obvie et l’obtus. Paris: Editions du Seuil, 1982. (Trans, in Japanese, Tokyo :1. Misuzushobo, 1984.)
  14. Bloom Harold. The Anxiety of Influence: A Theory of Poetry. New York, Oxford: Oxford1. Univ. Press, 1973.
  15. Epstein, Mikhail. After the Future: The Paradoxes of Postmodernism & Contemporary Russian
  16. Culture. Amherst: The University of Massachusetts Press, 1995.
  17. Groys, Boris. The Total Art of Stalinism. Avangarde, Aesthetic Dictatorship, and Beyond.
  18. Princeton: Princeton Univ. Press, 1992.
  19. Kristeva, Julia. Х^цекйтисг): Recherches pour une semanalyse. Paris: Edition du Seuil, 1969.
  20. Trans, in Japanese, Tokyo: Serikasyobo, 1983.)
  21. Plett, Heinrich F (ed). Intertextuality. Berlin/New York: Walter de Gruyter, 1991.
  22. Riffaterre Michael. Semiotics of Poetry. Bloomington: Indiana Univ. Press, 1978 (Trans, in
  23. Japanese, Tokyo: Keiso shobo, 2000).
  24. Starobinski, Jean. Les mots sous les mots. Paris: Gallimard, 1971.
  25. Разработка теории интертекстуальности в музыкознании
  26. JI. Анализ глубинной структуры музыкального текста. М., 1995.
  27. М. Музыкальный текст : структура и свойства. М., 1998.
  28. М. Пятнадцатая симфония Д.Шостаковича и некоторые вопросымузыкальной семантики. // Вопросы теории и эстетики. Вьш.15. М., 1977, с.55−94.
  29. И. Опыт этимологического анализа. // Сов. музыка, 1985, № 9, с.59−66.
  30. И. Самосознание и самоопределение истории музыки сегодня. // Сов. музыка, 1981, № 9, с.66−73.
  31. JI. О типологии межкультурных взаимодействий в музыке. // Стилевыетенденций в советской музыке 1960−1970-х годов. Л., 1979, с.164−182.
  32. Л. Стилевые взаимодействия в творчестве Шостаковича как способвоплощения конфликта. // Вопросы теории и эстетики музыки Вып. 15. М., 1977, с.95−119.
  33. В. Интерпретирующий стиль в музыке XX века : закономерности, эволюция.
  34. Автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. искусствоведения / МГК. М., 1992.
  35. Г. К вопросу об эклектике в современной музыке. Опыт постановки проблемы.
  36. Музыкальное мышление. Проблемы анализа и моделирования. Киев, 1988, с. 1016.
  37. Г. Современная музыка в аспекте «нового эклектизма». // Музыка XX века.
  38. Московский форум. М., 1999, с.52−58.
  39. Л. Проблемы интертекста в художественной системе музыкальногопроизведения. // Интерпретация музыкального произведения в контексте культуры. Сб. трудов РАМ им. Гнесиных. Вып. 129. М., 1994, с. 17−40.
  40. Кац Б. Об интертекстуальности последней симфонической темы Брамса. // Выбор исочетание: открытая форма. Сб. ст. к 75-летию КХГ. Кона, Петрозаводск, СПБ., 1995, с. 102−108.
  41. А. «Лейтмотив судьбы» Вагнера в пятой симфонии Чайковского инекоторые проблемы интертекстуальности. // Муз. академия, 1998, № 3−4, с.280−285.
  42. А. «Пиковая дама» Чайковского : культурная помять и культурныепредчувствия. // Россия • Европа. СПб, 1994, с.221−274.
  43. А. Чайковский и «Серебряный век» (краткие заметки). И Выбор и сочетание.1. СПб, 1995, с. 120−126.
  44. Л. К проблеме стилистической драматургии. // Советская музыкальная культура.1. М., 1980, с.43−60.
  45. Л. Некоторые приемы выражения авторского отношения в музыке. //
  46. Музыкальное искусство и наука. Вып. 3. М., 1978, с.59−77.
  47. Л. Функции цитаты в музыкальном тексте. // Сов. музыка, 1975, № 8, с.92−97.
  48. М. «Смешанный стиль» и «смешанный жанр» в истории и современности. //
  49. Проблема единства современного искусства и классического наследия. М., 1989, с.34−47.
  50. В. Музыкальный стиль как семиотический объект. // Сов. музыка, 1979, № 3, с.30−39.
  51. В. Человек в зеркале интонационной формы. // Сов. музыка, 1980, № 9,с.39−48.
  52. М. Стиль в музыке. Л., 1981. -261с.
  53. М. «Пиковая дама» братьев Чайковских : Опыт интертекстуального анализа. // Муз.
  54. Академия, 1999. № 2, с.9−21.
  55. В. Китч — низкопробный или возвышающий? // Муз. академия, 1993, № 1,с.93−99.
  56. С. Взаимодействие стилей как форма художественного обобщения в музыке. —
  57. Автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. искусствоведения / ВНИИ искусствознания. -М., 1980.
  58. С. Полистилистика как художественное обобщение. // Вопросы теории музыки.
  59. Труды ГМПИ им. Гнесиных. Вып. 30. М., 1977, с.20−30.
  60. Е. Некоторые проблемы полистилистики. // Исторические и теоретическиепроблемы музыкального стиля. Тезисы докладов научно-теоретической конференции. Горький, 1983, с.20−21.
  61. И. О полистилистике и ее проявлении в творчестве Ч.Айвэа. //
  62. Исторические и теоретические проблемы музыкального стиля. Тезисы докладов научно-теоретической конференции. Горький, 1983, с.22−23.
  63. О. Музыкальная теория и композиция второй половины XX века в контекстенаук о языке. -Автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. искусствоведения / МГК. М., 1992.
  64. Hatten, Robert S. The Place of Intertextuality in Music Studies. In American Journal of
  65. Semiotics, 1985, vol.3, no.4, pp.69−82.
  66. Kofi Agawu, V. Playing with Signs: a Semiotic Interpretation of Classic Music. Princeton :
  67. Princeton Univ. Press, 1991.
  68. Kolleritsch, Otto (hrg). Wiederaneignung und Neubestimmung der Fall «Postmoderne» in der
  69. Musik. (Studien zur Wertungsforschung Bd.26), Wien/Graz, 1993.
  70. Korsyn Kevin. Towards a New Poetics of Musical Influence. In Music Analysis, 1991, vol. 10/12, pp.3−72.
  71. Nattiez, J.-J. Fondaments d’une semiologie de la musique. Paris: Union Generate d' Editions, 1975.
  72. Robinson, Lisa B. Mahler and Postmodern Intertextuality. Ann Arbor: UM, 1994.
  73. Stoianova, Ivanka. Geste-Texte-Musique. Paris: Union generate d’editions, 1978.
  74. Straus, Joseph N. Remaking the Past: Musical Modernism and the Influence of the Tonal
  75. Tradition. Cambridge: Harvard Univ. Press, 1990.
  76. Taruskin, Richard. Revising the Past. (Reviews of Korsyn: 1991, and Straus: 1990). In Journalof American Musicological Society. Vol.46 (1993), pp. 114−138.
  77. З.Современная русская музыка
  78. М. Симфонические искания. JL, 1979, с.81−172.
  79. Г. Владимир рябов : полистилистика или единый стиль? // Сов. музыка, 1989,9, с.20−26.
  80. Г. Проблемы технико-стилевого анализа русской советской музыки (50−70-егг.): Музыка, обзорная информация. М., 1982. Вып. 1.
  81. Г. Симфония и проблемы стиля. // Сов. музыка, 1987, № 4, с.27−33.
  82. Г. Стилевые проблемы русской советской музыки . второй половины XX века50.80-е годы). М&bdquo- 1989.
  83. Е. Авангардизм и интрореализм в музыке как два аспекта эстетики парадокса.
  84. Автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. искусствоведения / Российский ин-т искусствознания министерства культуры Российской федерации. М., 1993.
  85. Т. Советская музыка : диалог десятилетий. Советская музыка 70−80-х годов. о тр. ГМПИ им. Гнесиных. Вып. 82. М., 1985, с.9−29.
  86. И. Русский симфонизм 80-х годов : некоторые итоги. 11 Муз. академия, 1992,4, с.39−46.
  87. Поповская О. Некоторые особенности проявления программности в творчестве Эдисона
  88. Денисова. // Советская музыка 70−80-х годов. Л., 1989, с.70−85.
  89. О. Символическая программность в советской музыке 70−80-х годов.
  90. Автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. искусствоведения / Лен. гос. ин-т. театра, музыки и кино. Л., 1990.
  91. С. Есть ли индивидуальный стиль в музыке поставангарда? // Сов. музыка, 1982,5, с.117−122.
  92. Советская музыка 70−80-х годов: Стиль и стилевые диалоги. — Сб. тр. ГМПИ им.
  93. Гнесиных. Вып. 82. М., 1985.
  94. А. Константы индивидуальности. // Музыкальная академия, 1992, № 4, с.46−50.
  95. , А., Тарнопольский, В., Ценова, В.(ред.) Музыка XX века. Московский форум :
  96. Материалы международных научных конференций. М., 1999.
  97. А. Музыкальная композиция XX века : диалектика творчества. М., 1992.
  98. Т. Помышление о свете незаходимом : о творчестве Юрия Буцко. // Музыкаиз бывшего СССР. Вып.2. М., 1996, с.8−40.
  99. М. Существовал ли авангард в послевоенной советской музыке? //
  100. Теоретические проблемы советской музыки. М., 1988, с.5−20.
  101. Тараканов М Традиция и новаторство в современной советской музыке (опыт постановкипроблемы). // Проблемы традиций и новаторства в современной музыке. М., 1982, с.30−51.
  102. Ю. Двенадцатитоновость у конца века : Музыка Эдисона Денисова. // Музыка
  103. Эдисона Денисова. М., 1995, с.76−94.
  104. В. Типы новаторства в музыкальном языке русских советских композиторовсреднего поколения. // Проблемы традиций и новаторства в современной музыке. М., 1982, с.158−205.
  105. , В., Рестаньо, Э. София Губайдулина. М., 1996.
  106. В. О современной систематике музыкальных форм. // LAUDAMUS. К 60-ю Юрия
  107. Николаевича Холопова. М., 1992, с.107−114.
  108. В. Проблемы музыкальной композиции в творчестве московских композиторов1980-х годов. Автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. искусствоведения / Государственная ордена дружбы народов консерватория литовской сср. Вильнюс, 1989.
  109. В., Десятников Л. Разговор на обочине. // Муз. академия, 1994, № 3,с.14−17.
  110. ЧистяковаМ. Италия. Сиена. Фестиваль. //Муз. академия, 1995, № 2,с.91−97.
  111. Е. Преломление неоклассицизма в отечественной музыке 60−80-х годов.
  112. Автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. искусствоведения / МГК. М., 1993.
  113. Danuser, Hermami (hrg). Neue Musik im politischen Wandel. (Veroffentlichungen der Institutsfur Neue Musik und Musikerziehung Darmstadt, Bd. 32), Maintz: B. Schott's Sohhe, 1991.
  114. Danuser, H., Gerlach, H., Kochel, J.(hrg). Sowjetische Musik im Licht der Perestroika. Laaber :1.aber-Verlag, 1990.
  115. Grigorjewa, Galina. Polystilistik und Monostilistik in der sowjetischen Musik der achtziger
  116. Jahre. In Sowjetische Musik im Licht der Perestroika. Laaber: Laaber-Verlag, 1990, pp.91−99.
  117. Grigor’eva, Galina. Stylistic Aspects of Soviet Music. In Current Musicology, 1993/52, pp.4447.
  118. Kholopov, Yuri. Philip Gershkovich’s Search for the Lost Essence of Music. In Underground
  119. Music from the Former USSR. Amsterdam: Harwood Academic Pub., 1997, pp.21 -35.
  120. Tsenova, Valeria (ed). Underground Music from the Former USSR. Harwood Academic Pub., 1997.
  121. Творчество Альфреда Шнитке
  122. JI. Кантата Альфреда Шннтке «История доктора Иоганна Фауста». //
  123. Гетевские чтения. М., 1991, с.213−221.
  124. А. (ред.) Альфреду Шнитке посвящается. К 65-летию со дня рождения. Изсобраний «Шнитке-центра». Вып.1. М., 1999.
  125. А. (ред-сост.) Альфреду Шнитке посвящается. Из собраний «Шнитке-центра». 1. Вып.2. М., 2001.
  126. А. Московский Камерный : размышления по поводу роковой даты. // Муз. академия, 1994, № 5, с.84−88.
  127. А. «Литургические» симфонии А.Шнитке в контексте соотнесения культа икультуры // Муз. академия, 1994, № 5, с.37−41.
  128. А. Первая симфония Шнитке и «Репетиция оркестра» Феллини: параллели иконтрапункты // Мир искусств. М., 1991, с.253−64.
  129. А. Симфонические концепции А.Шнитке как явление современнойхудожественной культуры. — Автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. искусствоведения / ВНИИ искусствознания. М., 1989.
  130. Л. К проблеме единства стиля в произведениях А.Шнитке 70-х годов. //
  131. Советская музыка 70−80-х годов. Сб. тр. ГМПИ им. Гнесиных. Вып. 82. М., 1985, с.80−104.
  132. Л. Особенности полистилистики в музыке А.Шнитке 70-х годов (кпроблеме единства стиля). // Исторические и теоретические проблемы музыкального стиля. Тезисы докладов' и научно-теоретической конференций. Горький, 1983, с.24−27.
  133. Г., Шахназарова Н. Новая жизнь традиции в современной музыке. М., 1989, с.332−349.
  134. Г. Армянская интонация в Концерте для хора А.Шнитке. // Альфреду
  135. Шнитке посвящается. Вып. 2. М., 2001, с. 142−149.
  136. JI. Второй концерт для скрипки с оркестром А.Шнитке: К проблеме скрытыхпланов, скрытых смыслов музыкального произведения. // Альфреду Шнитке посвящается. Вып. 2. М., 2001, с.82−97.
  137. , О., Бучко, И.(ред.) Ученые записки Саратовской государственнойконсерватории им. Л. В. Собинова (Творчество Альфреда Шнитке. К 65-летию со дня рождения). Саратов, 2000.
  138. А. Беседы с Альфредом Шнитке. М., 1994.
  139. А. &bdquo-Жизнь с идиотом". Премьера в Амстердаме. // Муз. академия, 1992, № 3,с.189−191.
  140. М., и др. Взгляд из предыдущего десятилетия. // Муз. академия, 1991, № 1,с.20−26.
  141. С. Музыка А.Шнитке как язык современности. // Музыка, культура, человек.
  142. Вып. 2. Свердоловск, 1991, с.144−152.
  143. С. Новое в творчестве Альфреда Шнитке : от диалога к синтезу. //
  144. UDAMUS. К 60-ю Юрия Николаевича Холопова. М., 1992, с. 146−154.
  145. С. Портрет художника в зрелости. П Сов. музыка, 1981, №.9, с.35−46.
  146. М. Четвертая симфония А.Шнитке. Особенности драматургии и стиля. II
  147. Альфреду Шнитке посвящается. Вып. 2. М., 2001, с. 150−164.
  148. В. Слушая Альфреда Шнитке сегодня. // Муз. академия, 1995, № 2, с.28−32.
  149. В., Чигарева Е. Альфред Шнитке : очерк жизни и творчества. М., 1990.
  150. Е. Об особенностях претворения классико-романтического жанровогопрототипа в сольных инструментальных концертах Альфреда Шнитке 70−80-х годов. // История и современность. М., 1990, с.114−130.
  151. Е. «Ощущение бесконечно продолжающейся жизни.». II Сов. музыка, 1991,9, с. 13−19.
  152. Е. Путь Альфреда Шнитке к «Фаусту». // Гетевские чтения. М., 1991, с. 207 212.
  153. Е. Семантическая организация в произведениях А.П1нитке 70−80-х годов. II
  154. Аспекты теоретического музыкознания (Проблемы музыкознания 2). Л., 1989, с. 144−166.
  155. А. Реальность, которую ждал всю жизнь. Сов. музыка, 1988, № 9, с. 17−28.
  156. А. Три имени. // Муз. академия, 1992, № 1, с.27−30.
  157. Д. Годы неизвестности Альфреда Шнитке. М, 1993.
  158. Alfred Schmttke zum 60. Geburtstag Eine Festschrift. Hamburg: Hans Sikorski, 1994.
  159. Burde, Tamara. Zum Leben und Schaffen des Komponisten Alfred Schmttke. Kludenbach :
  160. Gehann-Musik-Verlag, 1993.
  161. Davis, Peter G. Uneasy-Listening Music. In New York. February 28. 1994, pp. 125−126.
  162. Gojowy, Detlef. Fruhe Begegnungen mit Alfred Schnittke. In Alfred Schnittke zum 60.
  163. Geburtstag Eine Festschrift. Hamburg: Hans Sikorski, 1994, pp.35−42.
  164. Griffiths, Paul. Schnittke’s Seventh. In The New Yorker, March 7. 1994, pp.91−93.
  165. Iwashkin, Alexander. Alfred Schnittke. London: Phaidon Press Limited, 1996.
  166. Kochel, Jiirgen. Alfred Schnittke and his First Symphony (комментарий к записи Первойсимфонии), BIS-CD-577,1992/93.
  167. Schnittke, Alfred. A New Approach to Composition: The Statistical Method. In A Schnittke
  168. Reader. Bloomington: Indiana University Press, 2002, pp.125−130.
  169. Schnittke, Alfred. Timbral Relationships and Their Functional Use: The Timbral Scale. A
  170. Schnittke Reader. Bloomington: Indiana University Press, 2002, pp.101−112.
  171. Schnittke, Alfred. A Schnittke Reader. Bloomington: Indiana University Press, 2002.5. Разные проблемы
  172. И. Между «социальным заказом» и «музыкой больших страстей» : 1934−37годы в жизни Дмитрия Шостаковича // Д. Д. Шостакович. СПб., 1996, с.121−140.
  173. И. Симфонии Густава Малера. М., 1975.
  174. Грум-Гржимайло Т. Ростропович и его современники. М., 1997.
  175. Данузер Герман. Малер сегодня в поле напряжения между модернизмом ипостмодернизмом. // Муз. Академия. М., 1994, вьш.1, с.140−151.
  176. Л. (сост.) И. Ф. Стравинский. Статьи и материалы. М., 1973.
  177. М. Игорь Стравинский. Л., 1979.
  178. М. Пассионы и Мессы И.С.Баха. Л., 1976.
  179. Жюльен Надя. Словарь сиволов. Издательство «Урал.Л.Т.Д.», 1999.
  180. Ивашкин, А Шостакович и Шнитке: к проблеме большой симфонии. Муз.академия. М., 1995, вьш.1, с. 1−8.
  181. М. Числовая символика в музыке И.С.Баха. Дипл. работа. Московскаяконсерватория, 1997.
  182. Л. Этюды о Шостаковиче. М., 1986.
  183. В. Символика музыки И.С.Баха. Тамбов, 1993.
  184. Петров Даниил. «Лучшим из них был Фортепианный квартет.» // Муз. академия. М., 1994, вып. 1, с. 190−94.
  185. Петров Ю. Символика и диалектика чисел в «Хорошо темперированном клавире»
  186. И.С.Баха (I том) // Интерпретация клавирных сочинений И.Баха. Сб тр. РАМ им. Гнесиных. Вып. 109. М., 1990, с.5−32.
  187. Редепеннинг Доротея. Малер и Шостакович. Муз.академия. М., 1994, вып. 1, с. 164−169.
  188. С. Мир Стравинского. М., 2001.
  189. , И.Ф. Диалоги. Л., 1971.
  190. В. Об одном принципе хроматики в музыке XX века. // Проблемымузыкальной науки. Вып. 2. М., 1973, с. ЗЗ 1−344.
  191. В. Стравинский в тексте музыки эпохи. // Муз. академия, 1992, № 4, с. 178 181.
  192. Е. Принпигт историзма в жизни и в науке // Оркестр. Сб. статей и материалов вчесть Инны Алексеевны Барсовой. М., 2002, с.55−62.
  193. Adorno, Th.W. Mahler: Eine musikalische Physiognomik. Frankfurt am Main, 1960
  194. Translation in Japanese, Tokyo: Hosei Univ. Press, 1990).
  195. Adorno, Th.W. Spatstil Beethovens. In Musikalische Schriften IV. Franrfurt am Main :1. Suhrkamp, 1982, pp.13−17.
  196. Berio, Luciano. Two Interviews. New York: Marion Boyars, 1985.
  197. Bradshaw, Susan. Pousseur, Henri. In Contemporary Composers. Chicago: St. James Press, 1992, pp.750−753.
  198. Broderick, Robert. «Mysteries of the Rosary» In The Catholic Encyclopedia. New York :
  199. Thomas Nelson, 1976, p.406.
  200. Broderick, Robert. «Rosary» In The Catholic Encyclopedia. New York: Thomas Nelson, 1976, p.529.
  201. Butor, Michel. La musique, art realiste. In Repertoire П, Paris, 1964, pp.27−41.
  202. Dan user, Hermann. Gustav Mahler und seine Zeit. Laaber: Laaber-Verlag, 1996.
  203. Fanning, David (ed). Shostakovich Studies. Cambridge: Cambridge Univ. Press, 1995.
  204. Geiringer, Karl. Symbolism in the Music of J. S Bach. Washington: The Library of Congress, 1956.
  205. Grigoreva, Galina. Luciano Berios Skizzen zu О King. In Mitteilungen der Paul Sacher
  206. Stiftung. 1995, Hr.8, Marz, pp.12−16.
  207. Klemm, Sebastian. Dmitri Schostakowitsch Das zeitlose Spatwerk. Berlin: Verlag Ernst1. Kuhn, 2001.
  208. La Grange, Henry-Louise de. Gustav Mahler. Vol.1. New York: Doublesday, 1973.226
  209. Osmond-Smith, David. Playing on Words. A Guide to Luciano Berio’s Sinfonia. London :
  210. Royal Music Association, 1985.
  211. Pousseur, Henri. L’apotheose de Rameau. In Revue d’Esthetique, 1968, vol.2−3-4, pp.105 172.
  212. Sabbe, Herman. Pousseur Butor: Text-Musik-Text. In Musik-konzepte. Mtinchen, 1990, heft 69, pp.43−86.
  213. Strieck, Katia. The Mystery of the Mystery Sonatas: A Musical Rosary Picture Book. Ann1. Arbor: UMI, 1999.
  214. Taruskin, Richard. Defining Russia Musically: Historical and Hermeneutical Essays.
  215. Princeton. Princeton Univ. Press, 1997.
  216. Taruskin, Richard. Stravinsky and the Russian Traditions. Berkeley: University of California1. Press, 1996.
  217. Volkov, Solomon (ed). Testimony. The Memoirs of Dmitri Shostakovich. New York: Harper1. Row, 1979.
  218. Webem, A. Wege zu neuen Musik. Wien. Universal Edition, 1960.
Заполнить форму текущей работой