Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

«Лица святых от Иисуса к нам» в контексте художественно-философских исканий Д.С. Мережковского периода эмиграции

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Между тем, творчество писателя периода эмиграции еще находится в процессе предварительного изучения. И здесь актуально обращение к последней прижизненно изданной книге писателя — «Лица святых от Иисуса к нам», отражающей не только ужас ожидания новой катастрофы, которая, по мысли Мережковского, на сей раз поглотит всю Европу, но и потребность с в новой духовной платформе, способной… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I.
  • Эмигрантское творчество Д. С. Мережковского в оценке русской и зарубежной критики
    • 1. 1. Эмигрантское творчество Д. С. Мережковского в оценке критики Русского зарубежья
    • 1. 2. Эмигрантское творчество Д. С. Мережковского в рефлексии современной русской критики
  • ГЛАВА II.
  • Лица святых от Иисуса к нам" в свете религиозно-философской концепции творчества Д. С. Мережковского 1920−1930 годов
    • 2. 1. Религиозно-философские предпосылки творчества Д. С. Мережковского 1920−1930 годов
    • 2. 2. Эволюция религиозно-философских концепций
  • Д. С. Мережковского в период эмиграции
  • ГЛАВА III.
  • Лица святых от Иисуса к нам": художественный мир книги и поэтика жанра
    • 3. 1. Жанровый синтез и авторская позиция в книге «Лица святых от Иисуса к нам»
    • 3. 2. Композиция цикла как отражение религиозно-философской концепции автора
    • 3. 3. Принцип антиномичности в концепции персонажей: Павел vs Августин

«Лица святых от Иисуса к нам» в контексте художественно-философских исканий Д.С. Мережковского периода эмиграции (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Изучение богатого творческого наследия) Дмитрия Сергеевича Мережковского имеет уже достаточно длительную-традицию. Это связано со спецификой религиозно-философской мысли писателя, объединявшего в себе' многообразие сторон^ творческой* личности историка, поэта, прозаика, религиозного философа, публициста, переводчика, одного из ведущих теоретиков символизма. Даже с переходом на положение эмигранта Мережковский продолжал оставаться рупором духовных запросов русской — эмиграции, ее характерных черт, настроений, интересов. Эмигрантское творчество Д. С. Мережковского в этом контексте и сейчас заслуживает самого пристального внимания, а исследование его представляет несомненную актуальность, потому что может воссоздать сложную картину художественно-эстетических исканий русской эмиграции, вписывающихся в общий вектор развития литературы Серебряного века.

Возросший интерес к творческому наследию Д. Мережковского связан и с актуальностью тех проблем, которые поднимал писатель в своем эмигрантском творчестве как историк и религиозный философ. Это и разработка жанров исторической прозы, внимание к проблемам, связанным с судьбами цивилизации, проблеме Восток-Запад, к религиозно-христианским вопросам и судьбам религии в конце XX — начале XXI века. В художественном осмыслении названных тем Мережковскому принадлежит одно из ведущих мест — не случайно он был выдвинут на соискание Нобелевской премиии хотя не он, а И. Бунин был удостоен ее, сам факт этого выдвижения говорит об авторитете писателя как одного из ярких представителей русской литературы в Европе.

Между тем, творчество писателя периода эмиграции еще находится в процессе предварительного изучения. И здесь актуально обращение к последней прижизненно изданной книге писателя — «Лица святых от Иисуса к нам», отражающей не только ужас ожидания новой катастрофы, которая, по мысли Мережковского, на сей раз поглотит всю Европу, но и потребность с в новой духовной платформе, способной ей противостоять. Книга обращена в первую очередь к европейской интеллигенции (в том числе и русской диаспоры), находящейся в состоянии пассивного ожидания, в противоречии между потребностью веры и неспособностью верить. Обозначенные тенденции нашли наиболее полное и органичное воплощение в «Лицах святых»: концепция Третьего Царства Духа, котораяеще до эмиграции волновала писателя, реализуясь в книге, призвана была способствовать возвращению истинного смысла христианства, возрождению в церкви и природе человека духа свободы и, тем самым, возрождению России и единства христианского мира перед лицом опасности.

В эмиграции Д. С. Мережковский продолжал неустанно подчеркивать основополагающее значение религии для духовной, нравственной, общественной и политической жизни. Особый исследовательский интерес представляют такие аспекты религиозно-философских взглядов Д. С. Мережковского, отраженные в «Лицах святых», какпоиск универсального религиозно-нравственного основания истории, практических путей осуществления духовного идеала в реальной жизни, связь прошлого и настоящего как прообраз будущего и т. д.

Большинство писавших о Д. С. Мережковском современников приходили к выводу, что его творчество (как до, так и после эмиграции) посвящено одной и той же теме — религиозно-философской. Однако следует признать, что внутри этой повторяющейся темы писатель находит новые акценты, которые только сейчас могут быть осмыслены в своей глубине. Такая же судьба была уготована книге «Лица святых от Иисуса к нам», ее считали незаконченной, а потому не заслуживающей пристального внимания.

Анализ жанровой и художественной специфики этого произведения, приемов, с помощью которых Мережковский воплощает свои сложные философско-религиозные концепты в структуре последней книги, актуален и в связи с все возрастающим интересом как к творчеству русской диаспоры, так и непосредственно к произведениям Д. С. Мережковского — одного из ярчайших художников и философов XX века.

Д. С. Мережковский значим для нас в этой книге как мыслитель, рассматривавший проблемы вечных ценностей. «Предельные» или «проклятые» вопросы бытия, касающиеся смысла жизни, ценности человеческой личности, свободы, преодоления зла, не только нашли своеобразную интерпретацию в «Лицах святых», позволяющую раскрыть их для современного человека с новой стороны, но и были воплощены в своеобразной, экспериментальной, актуальной и ныне художественной форме.

Следует также подчеркнуть, что в контексте культурных и научных событий года, объявленного ЮНЕСКО годом Франции в России и России во Франции, исследование творчества Мережковского периода французской эмиграции приобретает особую актуальность для ученых и читателей обеих стран.

Степень научной разработанности проблемы. Многогранность личности и творческого наследия Д. С. Мережковского (он был поэтом, литературным критиком, публицистом, историческим романистом, драматургом, религиозным мыслителем) объясняет наличие значительного числа посвященных ему работ историко-философского, историко-культурного, литературоведческого, биографического характера. Полнее и последовательнее всего изучено дооктябрьское творчество писателя. Исследователи обращаются к художественному творчеству (3. Г. Минц1, 3.

О. В. Кулешова", Бернис Б. Г. Розенталь), философско-религиозной, публицистике (Л. Н. Флорова4).

1 Минц 3. Г О трилогии Д. С. Мережковского «Христос и Антихрист» // Мережковский Д. С. Христос и Антихрист. М., 1989.

2 Кулешова О. В. Третий завет Д. С. Мережковского в контексте мировой культурной традиции // Человек: Образ и сущность. Гуманитарные аспекты. Диалог культур- 2004. ежегодник / РАН. ИНИОН. — М., 2004. -с. 61−68.

1 Rosenthal В. G. Dmitri Sergeevich Mere/hkovsky and the Silver Age the development of the revolutionary mentality. — The Hague, 1955. P. 107,109.

4 Флорова Л. Н. Проблемы творчества Д. С. Мережковского М., 1996.

Гораздо менее глубоко изучена эмигрантская линия творчества Мережковского, рассмотрение которой страдает явной неполнотой. Серьезные монографии (как у нас, так и за рубежом) практически отсутствуют, несмотря на то, что известно достаточно много частных исследований, посвященных жизни и деятельности писателя в эмиграции, его творческим исканиям. Так, например, следует выделить работы Т. Пахмусс5 и О. В. Кулешовой6.

Между тем, книга «Лица святых от Иисуса к нам» до сих пор не стала предметом внимания филологов (за исключением некоторых эмигрантских рецензий, научное рассмотрение её практически не предпринималось).

Она упоминается лишь в общих работах о писателе или коротких рецензиях (Т. Пахмусс, О. Мандельштам, П. Шильский). Тем более не приходится говорить о целостном монографическом исследовании произведения, которым не просто завершается творческий путь Мережковского, но открываются новые возможности для такого типа прозы, ибо книга, на наш взгляд, «стягивает» воедино все основные «нити» его художественно-религиозной философии, синтезирует все жанры его творчества — роман, история, историческая и научная биография, прозаический цикл, легенда и др. — в едином художественном пространстве.

Обращение к последнему изданному при жизни произведению Мережковского «Лица святых от Иисуса к нам» в системной целостности позволит более глубоко исследовать те стороны наследия писателя, которые до сих пор не являлись объектом специального изучения историко-культурной, литературоведческой, историко-философской науки.

Объектом исследования является творчество Д. С. Мережковского периода эмиграции, взятое в контексте его религиозно-философских и художественных исканий. s Pachmuss Г. D. S. Merezhkovsky in Exile: The Master Genre of Biographie Romancee. Bern, Switzeland: Peter Lang Verlag, 1990.

6 Кулешова О. В. Притчи Дмитрия Мережковского. Единство философского и художественного. — М. Наука, 2007.

7 Более подробный обзор этих материалов будет представлен далее в специальном разделе.

Предметом исследования является роль и жанровая специфика книги Д. Мережковского «Лица святых от Иисуса к нам» в ее идейно-художественной целостности и контексте религиозно-философских идей.

Цель диссертационной работы — интерпретация и анализ идейно-художественного содержания книги Д. С. Мережковского «Лица святых от Иисуса к нам» как выражения эволюции религиозно-философских и художественных исканий писателя от доэмигрантского к эмигрантскому периоду творчества.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: проанализировать спектр исследований, отражающих основные подходы к эмигрантскому творчеству Д. Мережковского, и в частности «Лицам святых», как в зарубежной, так и в российской критическошмысливыявить наиболее существенные константы религиозно-философской доктрины Д. Мережковского в «Лицах святых» в аспекте ее генезиса и эволюцииопределить место книги «Лица святых» в эмигрантском творчестве писателя в контексте эволюции и итогов его религиозно-философских исканийисследовать своеобразие жанра книги «Лица святых» как выражения синтеза религиозно-философских, научных, художественных сторон, композиционных особенностей, образной специфики.

Теоретическая и методологическая основа исследования.

Теоретическую базу работы составили труды исследователей разных сфер гуманитарного знания: теории и истории жанров (М. Бахтин8 Н. Барковская9, А. Ханзен-Леве, 10 Л. Силард11), теоретиков культуры.

Бахтин, М. М. Вопросы литературы и эстетики. — М., 1975 Барковская, Н. В. Поэтика символистического романа — Екатеринбург, Уральский государственный педагогический университет, 1996.

Ханзен-Леве А. Л. Русский символизм. Система поэтических мотивов. Ранний символизм. / Пер. с нем. С. Бромерло, А. Ц. Масевича и А. Е. Барзаха. — СПб.: «Академический проект», 1999.

11 Силард Л. Поэтика символистского романа конца XIX-начала XX века // Проблемы поэтики русского реализма XIX века. — Л., 1984. — С. 265−284.

О. Шпенглер, 12 Э. Кассирер, 13 С. А. Аверинцев14), теоретиков и историков религии (И'. Бахофен15, М. Элиаде16, Дж. Кэмпбелл17).

В диссертации в качестве основополагающего избран герменевтический метод интерпретационного анализа текста, используется метод историко-культурной реконструкции текстов, системный метод. В работе над диссертацией привлекались также методы сопредельных гуманитарных наук — философии, истории науки, философии культуры. Стремление к методологической интегративности позволяет выстроить научную концепцию, адекватную предмету и задачам диссертации.

Научная новизна диссертационного исследования заключается в комплексном монографическом анализе книги «Лица святых от Иисуса к нам», последней изданной при жизни Д. С. Мережковского.

1. Впервые книга Д. Мережковского «Лица святых» представлена как выражение основных религиозно-философских концептов писателя.

2. Основательно и последовательно изучена жанровая специфика книги, показана ее обусловленность контекстом творчества писателя и лежащим в его основе комплексом идей.

3. Подробно проанализированы главы-биографии книги сквозь призму образной системы и стилевых принципов.

4. Представлена идейно-художественная функция образа автора и его роль в раскрытии религиозно-философской концепции.

5. Впервые привлечен целый ряд иноязычных источников, ранее не попадавших в поле зрения исследователей.

12 Шпенглер О. Закат Европы. Том 1. Образ и действительность. Айрис-Пресс, 2006. п Кассирер Э. Философия символических форм: В 3 тт. / Пер. с нем. С .А. Ромашко.— М.—СПб.: Университетская книга, 2002.

14 Аверинцев, С. С. Поэтика ранневизантийской литературы. — СПб., 2004. и Bachofen J J Das Mutterrecht: cine Untersuchung iiber die Gynaikokratie der alten Welt nach ihrer religiosen und rechtlichen Natureine Auswahl hrsg. v. Hans-Jiirgen Heinrichs. (Suhrkamp Taschenbiicher WissenschaftNr. 135.) Frankfurt am Main: Suhrkamp, 1975.

16 Элиаде M. Аспекты мифа / Пер. с фр. В. Большакова. — Инвест-ППП, 1995.

17 Campbell J. The Masks of God. Voll. 1−4 Viking Press (1959;1968).

Основные положения, выносимые на защиту.

1. Книга Д. Мережковского «Лида святых от Иисуса к нам» занимает особое место в эмигрантском творчестве, синтезируя религиозно-философские и художественные искания писателя в* рамках новой жанровой формы, что вызывает неоднозначное отношение критики.

2. «Ядром» идейно-художественной концепции книги является религия Третьего Завета, сформировавшаяся в сознании писателя до эмиграции и определившая его интерес к интерпретации исторического материала.

3. Идея нового религиозного ренессанса формирует общую концепцию книги и выбор материала, основанного на целом спектре традицийбиографической, документально-исторической, романной, агиографической, эссеистической и др.

4. Система выбора персонажей (апостола Павла, бл. Августина, Иоахима Флорского, Франциска Ассизского, Терезы Авильской, Жанны д’Арк) формирует отбор материала, линейно-концентрическую композицию книги (постепенное развертывание идеи, трансформация известной «триады» Д. Мережковского), систему хронотопа (от вечности к современности), особенности авторской позиции (историк, писатель, современник персонажей, их двойник и т. д.).

5. Стилевая палитра книги последовательно раскрывает сложность авторской позиции (цитатность, художественные функции деталей, описательно-повествовательная сфера и др.).

Теоретическая значимость диссертационного исследования.

В теоретическом отношении работа представляет разработку методики интегративного подхода к литературным произведениям, сочетающим разные дискурсы (научный, художественный, религиозно-философский), а потому нуждающимся в выработке специального инструментария для анализа подобных текстов. Выводы исследования позволяют расширить представление о литературном процессе, развивающемся в пространстве двух ветвей русской литературы — за рубежом и в пределах метрополии.

Практическая значимость диссертационного исследования заключается в комплексном анализе религиозно-философских идей Мережковского, воплощенных в книге «Лица святых от Иисуса к нам» в контексте всего предшествующего творчества писателя. Материалы и выводы диссертационного исследования могут быть использованы при разработке общих и специальных курсов по истории русской литературы начала XX века, по культуре русской эмиграции, истории философии, истории религии и культурологии, а также могут оказать помощь в дальнейшем изучении разностороннего литературно-философского творческого наследия писателя и мыслителя.

Структура и объем диссертации

Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и библиографического списка. Общий объем диссертации — 147 страниц.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

В процессе исследования, посвященного рол и, книги Д. Мережковского «Лица' святых от Иисусак нам» в эмигрантском* творчестве Дм. Мережковского, жанровой специфике и, поэтике книги, можно сформулировать, следующие выводы:

1. Книга «Лица, святых» может быть рассмотрена как итоговое произведение писателя периода эмиграции, что проявляется не только в хронологии написания и выхода книги, но и тесной связи её с произведениями, созданными в изгнании. Это. сказывается не только в общности и разработке проблем, нашедших отражение в других произведениях, но и в том, что в ней сконцентрированы практически все идеи писателя-философа и историка — как доэмигрантского периода («Христос и Антихрист», публицистика и эссеистика начала XX века), так и эмигрантского («Иисус Неизвестный" — публицистика эмиграции и др.). В частности, в «Лицах» на новом историческом этапе последовательно отражается теория «Третьего Завета», попытка синтеза «нового язычества», утверждающего культурные ценности, но нарушающего принцип гуманистического универсализма (т.е. «отрицающего Бога») с «новым христианством», «принимающим Бога», но «гностицизирующего» (т. е. радикально разводящего дух и плоть).

2. «Ядром» идейно-художественной концепции книги является религия Третьего Завета, сформировавшаяся в сознании писателя до эмиграции и определившая его интерес к интерпретации исторического материала. G ней тесно связаны противопоставление духа и плоти, идея троичности божественного начала, проблема андрогинности и места женского начала в религии, стадии развития Духа и др.

3. В книге Д. Мережковского «Лица святых от Иисуса к нам» отмечается выражение религиозно-философских и художественных исканий писателя в рамках новой жанровой формы, синтезирующей черты таких жанров, как. жизнеописание, роман, легенда, житие, диалог, комментарий и др., что придает циклической форме книге целостность, обусловливает одновременно и многообразие форм организации материала, его интонационно-стилевое разнообразие.

4. В основе композиции книги лежит принцип антиномичности и параллелизма мотивов, что формирует четкую организацию конфликта, принцип «зеркальности» в выборе и трактовке персонажей, систему противопоставлений и сопоставлений истории и современности. Триадическая модель религиозно-философской концепции Мережковского, основанная на религии Третьего Завета и составляющая архитектонику «Лиц святых», реализуется в дихотомии каждой части.

5. Система выбора персонажей (апостола Павла, бл. Августина, Иоахима Флорского, Франциска Ассизского, Терезы Авильской, Жанны д’Арк) формирует отбор материала, линейно-концентрическую композицию книги (постепенное развертывание идеи, трансформация известной «триады» Д. Мережковского), систему хронотопа (от вечности к современности), особенности авторской позиции (историк, писатель, современник персонажей, их двойник и т. д.). Обозначенные художественные приемы позволяют Мережковскому не только достигнуть большей вовлеченности читателя в сюжетную структуру произведения, но и выявить заложенные в произведении религиозно-философские концепты.

6. Стилевая палитра книги последовательно раскрывает сложность авторской позиции (цитатность, художественные функции деталей, описательно-повествовательная сфера и др.). Для книги характерна сложная организация авторского начала — от разрыва или слияния точки зрения автора с точкой зрения персонажа до включенности автора в хронотоп истории. Этими особенностями обусловлен синтез художественного, документального и научного дискурсов культурного текста. W.

Показать весь текст

Список литературы

  1. , М. С. Последний роман Мережковского Текст. / М. С. Абрамович // Новая жизнь. 1912. № 8.
  2. бл. Творения /Сост. и подгот. С. И. Еремеев. Текст. / Августин бл //СПб.- К., 1998. Т. 1−2.
  3. бл. Исповедь Текст. Пер. М. Е. Сергеенко / Августин бл. // БТ. 1978. Т. 19. С. 71−264.
  4. , С. С. Образ античности Текст. / С. С. Аверинцев СПб., «Азбука-классика», 2004.
  5. , В. В. Генезис философского романа Текст. / В. В. Агеносов. М., 1986.
  6. , Г. «Павел Августин» Текст. /Г. Адамович // Последние новости. 1937. 10 июня.
  7. , Г. «Жанна д’Арк» Текст. /Г. Адамович // Последние новости. 1938. 8 декабря.
  8. , Г. «Франциск Ассизский» Текст. /Г. Адамович // Последние новости. 1938. 30 июня.
  9. , Г. Одиночество и свобода Текст. /Г. Адамович. Нью-Йорк, 1955.
  10. , М. Д. Мережковский. Тайна запада Текст. /М. Алданов //Современные Записки. Париж, 1931., №XLVI С.490
  11. , М. А. Д. С. Мережковский Текст. /М. А. Алданов // Новая жизнь. 1942, № 2.
  12. , М. Некролог Текст. /М. Алданов // Новый журнал. Нью-Йорк, 1942, № 2.
  13. , Е. А., Фризман, Л. Г. Записные книжки и письма Д. С. Мережковского. Письма. Текст. /Е. А. Андрущенко, Л. Г. Фризман // Русская речь. М., 1993. № 5. С. 24 40.
  14. , Е. А., Фризман, Л. Г. Критик, эстетик, художник Мережковский Д. С. Текст. /Е. А. Андрущенко, Л. Г. Фризман// Эстетика и критика: В 2-х томах. М., 1994. Т. 1. С. 7 57.
  15. , Е.А. «Безнадежный плач о Боге.» Мережковский Д. С. Драматургия. Текст. /Е. А. Андрущенко Томск, 2000.
  16. , Е. А. Взгляд, обращенный назад Текст. / Е. А. Андрущенко // Мережковский Д. С. Тайна Трех. Египет -Вавилон. М., 2003.
  17. , Н. В. Философские взгляды Д: С. Мережковского: Становление и воплощение идеи богоискательства Текст. / Н. В. Анненкова // Диссертация на соискание ученой- степени кандидата философских наук. Нижневартовск, 2001.
  18. , Н. В. Богоискательство Д. С. Мережковского: вехи интеллектуальной биографии Текст. /Н. В. Анненкова // Человек в философско-правовом измерении. Екатеринбург, 2002. С. 109 — 111.
  19. Антоний (Мельников), митр. Блаженный Августин как катехизатор Текст. // БТ. 1976. Сб. 15. С56−60.
  20. , С., Семибратов, И. Судьба поэтов серебряного века: Библиографические очерки Текст./С. Бавин, И. М. Семибратов. 1993.
  21. В. Христианство Третьего Завета и строители Башни Вавилонской Текст. / В. Базаров // На два Фронта. СПб, 1909.
  22. , К. Где мой дом Текст. /К. Бальмонт. Прага, 1924.
  23. , Н. В. Поэтика символистического романа Текст. / Н. В. Барковская. Екатеринбург, Уральский государственный педагогический университет, 1996.
  24. , Л. М. Не мечтайте о себе. О культурно-историческом смысле «Я» в «Исповеди» бл. Августина Текст. / Л. М. Баткин. // М., 1993.
  25. , Н. Мережковский и история Текст. /Н. Бахтин. // Д. С. Мережковский: pro et contra. СПб., 2001. С. 362−364
  26. , М. М. Проблемы поэтики Достоевского Текст. / М. М. Бахтин // М.: Худ. лит., 1972.
  27. , М. М. Эстетика словесного творчества. Текст. / М. М. Бахтин // М., 1979.
  28. , С. Н. Идея человека в философии Д. С. Мережковского Текст. /С. Н. Белая.// Диссертация на соискание ученой степени кандидата филологических наук. Екатеринбург, 1998.
  29. , Е. Г. Дуализм стиля Д. Мережковского Текст. / Е. Г. Белоусова. // Вестник Челябинского университета. Сер. 2, Филология. Челябинск, 1997. № 2. С. 4 -10.
  30. , С. П. Проблема взаимосвязи культуры и религии в философии Д. С. Мережковсого Текст. /С. П. Бельчевичен.// Диссертация на соискание ученой степени кандидата философских наук. Тверь, 1998.
  31. , С. П. Проблема взаимосвязи культуры и истории в философии Д. С. Мережковского Текст. /С. П. Бельчевичен. // Культура и история. Тверь, 2000. С. 123−127.
  32. , С. П. Религия и культура в философии Д. С. Мережковского Текст. /С. П. Бельчевичен. // Культура и творчество. Тверь, 1995. С. 106−110.
  33. , С. П. Философия истории Д. С. Мережковского: власть и религия Текст. /С. П. Бельчевичен. // Культура и власть. Тверь, 1999. С. 100−106.
  34. Бельчевичен', С. П. Эволюция идеала культурно-религиозного обновления в философии Д. С. Мережковского Текст. / С. П. Бельчевичен. // Горизонты культуры накануне XXI века. Тверь, 1997. С. 151 -158.
  35. , Н. Курсив мой Текст. /Н. Берберова// ACT, Астрель, 2010
  36. , Н. Собрание сочинений. Т.1 Текст. /Н. Бердяев //Париж, 1989
  37. , Н. Новое христианство (Д. С. Мережковский) Текст. / Н. Бердяев // Бердяев Н. Философия творчества, культуры искусства.: в 2-хх тт. М., 1994 Т.2 С. 368.
  38. Б/п. Большевизм и еврейство (Беседа с Д. С. Мережковским) Текст. //Варшавское слово. 1920. 13 марта.
  39. , Б. М. «Франциск Ассизский» Текст. /Б. М. Бицилли // Русские записки. 1938. № 11.
  40. В. Богоискатели Текст. /В. Боцановский // СПб., 1911.
  41. В. (Арсений) Чорт и хам Текст. /В. Брюсов // Весы. 1906 № 3−4 С. 43.
  42. С. Купина Неопалимая Текст. /С. Булгаков // Париж, 1929.
  43. , В. Критические очерки Текст. /В. Буренин. // Д. С. Мережковский: pro et contra. СПб., 2001.
  44. , В. «Напрасно в людях спорят дух и плоть.» (Д. С. Мережковский и «метафизика» любви) Текст. /В. Быстров// Новый журнал. СПб., 1996. № 4. С. 116 — 123.
  45. В. В. Эстетика Аврелия Августина. М., 1984.
  46. , Б. Юзеф Чапский и русские писатели-эмигранты (Д. Мережковский, А Ремизов) Текст. /Б. Бялокозович.// Вестник Московского университета. Серия 9, Филология. М., 1996. № 3. С. 7 -17.
  47. , И. Главная книга Мережковского Текст. / И. Васильев. //Предисловие к произведению «Иисус Неизвестный» (текст публикуется по белградскому изданию 1932 г.) // Октябрь. М., 1992. № 11. С. 134−135.
  48. , А. М. Проза Д. С. Мережковского 1890-х середины 1900-х гг.: становление и художественное воплощение концепции культуры. Текст. /А. М. Ваховская. // Диссертация на соискание ученой степени кандидата филологических наук. — М., 1996.
  49. , М. В. «Современные записки»: Воспоминания редактора Текст. / М. В. Вишняк.// Bloomington, 1957.
  50. , М. «Франциск Ассизский» Текст. / М. Волковысский. // Сегодня. 1938. 14 июня.
  51. , Т. В. Концепция истории в трилогии Д. С. Мережковского «Христос и Антихрист» Текст. /Т. В. Воронцова. // Диссертация на соискание ученой степени кандидата филологических наук. М., 1998.
  52. Выбранные места из книг блаженного Августина о Православной кафолической Церкви и о нерадящих о ней / Пер. И. С. Тодорский Текст. СПб., 1795.
  53. , Б. П. Д. Мережковский. Иисус Неизвестный Текст. / Б. П. Вышеславцев. // Современные записки. 1934, № 55.
  54. Гиппиус, 3. Н. Дмитрий Мережковский Текст. /3. Н. Гиппиус. -Париж. МСА 1951.
  55. Гиппиус, 3. Н. Он и мы. Главы из воспоминаний о Д. С. Мережковском Текст. /3. Н. Гиппиус. //Новая жизнь. 1950, № 23, 24. 1951, № 25.
  56. Голенищев-Кутузов, И. Мережковский и Запад Текст. / И. Голенищев-Кутузов // Возрождение. 1932, 21 января.
  57. , Б. А. Теория романа Текст. /Б. А. Грифцов. М., 1927.
  58. , И. П. Д. Мережковский. Тайна трех, Египет и Вавилон Текст. /И. П. Демидов.// Современные записки. 1926, № 28.
  59. , И. Текст. /И. П. Демидов.// Последние новости. Париж, 1932. 10 ноября.
  60. , О. В. Путь к гармонии (Д. С. Мережковский) Текст. /О. В. Дефье. //Русская словесность. М., 1993. № 5. С. 82 — 85.99. «Дни» Бориса Зайцева: Записи 1939 1945 годов Текст. //Русская мысль. — Париж, 1993. 12 февраля. № 3966. С. 11.
  61. , Т. И. «И сладок нам лишь узнаванья миг.» Античность в культурологической рефлексии Д. С. Мережковского Текст. / Т. И. Дронова. // Античный мир и мы: Материалы и тезисы конференции, 21−22 марта 1997 г. Саратов, 1998. Вып. 4. С. 2833.
  62. , Т. Мифология «конца истории» в творчестве Д. Мережковского и А. Платонова Текст. /Т. Дронова. // «Страна философов» Андрея Платонова. М., 2000. Вып. 4. С. 209−224.
  63. , Д. С. По материалам архива Д. В. Философова Текст. / Д. С. Дюрант.// Лица. М.- СПб., 1994. Вып. 5. С. 444 — 459.
  64. , В. Н. Третий Завет Дмитрия Мережковского Текст. /
  65. B. Н. Жуков. // Мережковский Д. С. Иисус неизвестный. М., 1996.1. C. 676 684.
  66. Жукоцкая, 3. Р. Ницше и Мережковский: синтез «духа» и «плоти» Текст. /3. Р. Жукоцкая. // Человек и культура: Сборник статей и тезисов. Тюмень, 2001. С. 43 — 48.
  67. , Б. Текст. /Б.Зайцев.//Возрождение. Париж, 1932. 18 декабря.
  68. , JI. Европа и Россия в 1920 году: взгляд Гиппиус и Мережковского Текст. /Л. Звонарева. // Новый журнал. Нью-Йорк, 2000. Кн. 219. С. 253 — 266.
  69. , В. В. История русской философии Текст. / В. В. Зеньковский.// Харьков- М., 2001.
  70. , Б. Памяти Мережковского Текст. /Б.Зайцев. // Русская мысль. 1965. 30 ноября.
  71. , В. Д. С. Мережковский и его борьба с большевизмом Текст. /В.Злобин.//Возрождение. 1956. № 53. С. 108−114.
  72. , В. А. Тяжелая душа Текст. /В. А. Злобин. // Тяжелая душа. М., «Интервалк», 2004. С. 285 — 441.
  73. , Г., диак. Богословие блаженного Августина и античная философия Текст./ Г. Зяблицев.// Церковь и время. 1991. № 1. С. 6576.
  74. , П. К. Д. Мережковский. Франциск Ассизский Текст. / П. К. Иванов. // Путь. 1939. № 58. С. 66 71.
  75. , Е. А. Политические взгляды Д. С. Мережковского в послеоктябрьский период (1917 1941) Текст. /Е. А. Иванова. // Проблемы славяноведения. — Брянск, 2002. Вып. 4. С. 159−167.
  76. , В. Н. Дмитрий Сергеевич Мережковский Текст. /
  77. B. Н. Ильин. // Вестник русского христианского движения. 1965. № 79.
  78. , В. Н. Памяти Дмитрия Сергеевича Мережковского Текст. /В.Н. Ильин. // Возрождение. 1965. № 168. С. 36 45.
  79. , В. Н. Эссе о русской культуре Текст. /В. Н. Ильин. //Вступительная статья Козырева А. СПб.: Акрополь, 1997.
  80. , И. А. Мережковский-художник /Вступительная заметка А. Арьева Текст. /И. А. Ильин. // Звезда. Л., 1991. № 6. С. 198 — 205.
  81. , И. А. Творчество Мережковского Текст. /И. А. Ильин. //Москва, 1990, № 8. С. 186−197.
  82. , К. Г. Русская эстетика истории. Текст. / К. Г. Исупов // Высш. гуманит. курсы, Рус. христиан, гуманит. ин-т СПб.: Изд-во Высш. гуманит. курсов, 1992
  83. , Е. Г. Динамика текстопорождения в критике Д. С. Мережковского. Текст. /Е. Г. Кабаков.// Диссертация на соискание ученой степени кандидата филологических наук. -Екатеринбург, 2001.
  84. Каламский, Поссидий. Жизнь Августина Текст. / Поссидий Каламский // Пер. М. В. Грацианского, П. В. Кузенкова // Аврелий Августин. Исповедь. М., 1997. С. 338−379 (прил.).
  85. , Э. Философия символических форм: В 3 тт. Текст. / Э. Кассирер // Пер. с нем. С .А. Ромашко.— М.—СПб.: Университетская книга, 2002.
  86. А. Владимир Соловьев и Анна Шмидт в чаянии «Третьего Завета» Текст. /А. Козырев // Россия и Гнозис. М., 1996.1. C. 23−42.
  87. , Л. А. Тотальное единство художественного мира (Мережковский романист) Текст. /Л. А. Колобаева // Д. С. Мережковский. Мысль и слово. — М., 1999.
  88. , И. В. «Грядущий Хам» Д. С. Мережковского: текст и контекст Текст. /И. В. Корецкая. // Д. С. Мережковский. Мысль и слово. М., 1999.
  89. , И. В. Над страницами русской поэзии и прозы начала века. Текст. /И. В. Корецкая. М., 1995.
  90. , О. А. Главная трилогия Д. С. Мережковского Текст. / О. А. Коростелев. // Мережковский Д. Собрание сочинений. Тайна Трех. М., 1999.
  91. , О. А. «Россия без свободы для меня невозможна.» (Статьи Мережковского эмигрантского периода) Текст. / О. А. Коростелев. // Мережковский Д. С. Царство Антихриста: Статьи периода эмиграции. СПб., 2001.
  92. , В. П. Религиозно-революционная теория Д. С. Мережковского: предпосылки и основные идеи Текст. /В. П. Кошарный, //Из истории философии. М., 1993. С. 3 — 33.
  93. , А. Первородный грех по учению блаженного Августина Иппонского Текст. / А. Кремлевский. // ХЧ. 1902. Т. 213. Ч. 1. Июнь. С. 525−570- Июль С.67−88- Август. С. 145−172.
  94. , Ю. Р. Д. С. Мережковский и русская журналистика начала XX века. Текст. /Ю. Р. Кричевская.// Диссертация на136соискание ученой степени кандидата филологических наук. М., 1996.
  95. , О. В. Притчи Дмитрия Мережковского. Единство философского и художественного Текст. /О. В. Кулешова. — М.: Наука, 2007.
  96. , Н. В. Восток в художественном мире произведений Д.С. Мережковского 1920-х годов. Текст. /Н. В. Кузнецова // Диссертация на соискание ученой степени кандидата филологических наук. -М., 2005.
  97. , П. Д. С. Мережковский, 3. Н. Гиппиус, Д. В. Философов, В. А. Злобин в Вильнюсе в 1920 году / Публикация и примечания Лавринца П. Текст. /П. Д. Лавринец //Балтийский архив: Альманах. Рига, 1999. № 4. С. 206 — 234.
  98. , А. В. История как мистерия: Египетская дилогия Д. С. Мережковского Текст. /А. В. Лавров. // Мережковский Д. С. Мессия. СПб., 2000. С. 5 — 27.
  99. , Н., прот. Блаженный Августин как христианский апологет Текст. / Н. Лебедев. // Кур. соч. / ЛДА. Арзамас, 1959.
  100. , Н. Л. Теория жанра. Текст. /Н. Л. Лейдерман // Екатеринбург, 2010.
  101. , Д. С. Избранные труды по русской и мировой культуре. Текст. / Д. С. Лихачев // СПб.: Изд-во СПбГУП, 2006.
  102. , Д. С., Панченко, А. М., Понырко, Н. В. Смех в Древней Руси. Текст. / Д. С. Лихачев, А. М. Панченко, Н. В. Понырко // Л.: Наука, 1984.
  103. , А. Ф. История античной эстетики: Итоги тысячелетнего развития Текст. / А. Ф. Лосев.- М., 1992. Кн. 1. С. 81−102, 637−638 [лит. на рус. яз.].
  104. , Н. О. Д. С. Мережковский Текст. /Н. О. Лосский. // Лосский Н. О. История русской философии. Париж, 1954.
  105. , В. Спор о Софии: Статьи разных лет. Текст. / В. Лосский. М., 1996. — С. 128−138.
  106. Лот-Бородина, М. И. Церковь забытая. По поводу книги Д. Мережковского «Иисус Неизвестный» Текст. /М. И. Лот-Бородина. //Путь. Париж, 1935. № 47.
  107. Е. Мережковский и его новое христианство Текст. / Е. Лудберг//СПб., 1914
  108. , И. С. Со старинной полки. Текст. / И. С. Лукаш. // Париж. М., 1995.
  109. , И. С. Портреты. (Лесков Мережковский) Текст. / И. С. Лукаш. //Человек. 1992, № 2.
  110. , Ю. «Павел-Августин» Текст. /Ю. Мандельштам. // Возрождение. 1936. 21 ноября.
  111. , Ю. «Павел» Текст. /Ю. Мандельштам. //Круг. -Париж, 1937. Т. 2.
  112. , Ю. «Франциск Ассизский» Текст. /Ю. Мандельштам. //Возрождение. 1938. 3 июля.
  113. , Ю. «Жанна д’Арк» Текст. /Ю. Мандельштам. // Возрождение. 1938. 16 сентября.
  114. Е. Оргиастические культы в египетских мистериях Текст. /Е. Маслов // Россия: Восток-Запад. СПб., 2007. С. 177−182.
  115. , О. Христианство третьего завета и традиция русского утопизма Текст. /О. Матич. //Д. С. Мережковский. Мысль слово. -М., 1999.
  116. , А. Дмитрий Сергеевич Мережковский и Зинаида Николаевна Гиппиус. Лекция, прочитанная в 1989 году Текст. / А. Мень. // Русская мысль. Париж, 1994. № 4055, 4056. С. 17.
  117. , Д.С. не мир, но меч. К будущей критике христианства. Текст. /Д.С. Мережковский // СПб., 1908.
  118. , Д. С. Данте Текст. /Д. С. Мережковский // Брюссель, 1939. Т. I, II.
  119. Минц, 3. Г. О трилогии Д. С. Мережковского «Христос и Антихрист». Текст. // 3. Г. Минц // Мережковский Д. С. Христос и Антихрист. М., 1989.
  120. , Б. Молот ведьм Текст. /Б. Мирский. // Воля России. -Прага. 1923. № 5. С. 62 67.
  121. , Н. Моральные взгляды блаж. Августина по его творениям Текст. / Н. Михнюк //ЛДА. Л., 1968.
  122. , Э. Я. В. С. Соловьев и Д. С. Мережковский: грани соприкосновения Текст. /Э. Я. Мозговая. // Отечественная философия: опыт, проблемы, ориентиры, исследования. М., 1996. Вып. 19. С. 112 -125.
  123. , К. В. «Франциск Ассизский» Текст. /К. В. Мо-чульский, // Современные записки. 1938. № 67. С. 463 464.
  124. , О. Е. Историко-философские предпосылки учения Августина о соотношении времени и вечности Текст. / О. Е. Нестерова//Историко-философский ежегодник, 86. М., 1986 С. 29−34.
  125. , Н. А. Поиски метода. Книга Д. С. Мережковского «Иисус неизвестный» и «Исторический Иисус» Д. Ф. Штрауса и Э. Ренана Текст. /Н. А. Никулина. //Культурологические проблемы развития региона. Тюмень, 1999. С. 104 — 106.
  126. , А. Н. Данте и русская эмиграция Текст. /А. Н. Николюкин. //Дантовские чтения. М., 2002. Вып. 12. С. 173−181.
  127. , А. «Свершитель роковой безвестного веленья.». Вступительная статья Текст. /А. Н. Николюкин. //Мережковский Д. С. Наполеон. М., 1993. С. 288 — 293.
  128. , В. Творение Блаженного Августина «О граде Божием» как опыт христианского освещения хода мировой истории Текст. /В. Овсянников. //МДА. Загорск, 1967/1968.
  129. , И. На берегах Сены Текст. / И. Одоевцева. //Звезда. -Л, 1988. № 8 -12.
  130. , М. Мученики великого религиозного процесса. Мережковский Д., Гиппиус 3., Философов Д. Текст. /М. Павлова. // Царь и революция. М., 1999. С. 7 — 54.
  131. , Т. Д. С. Мережковский и 3. Н. Гиппиус как авторы сценариев Текст. /Т. А. Пахмусс. // Новый журнал. 1987. № 167. С. 215 -218.
  132. , Т. Страницы из прошлого: Переписка 3. Н. Гиппиус, Д. В. Философова и близких к ним в «главном» Текст. /Т. Пахмусс. //Памятники культуры: Новые открытия. Письменность. Искусство. Археология: Ежегодник. 1997. М., 1998. С. 70−101.
  133. , С. Философско-религиозные мотивы творчества Д. С. Мережковского Текст. /С. Петухова. //Философия, эстетика, культурология: Статьи, заметки, документы. М., 1995. Вып. 1. С. 46−53.
  134. , П. О Мережковском (заметка) Текст. /П. Пильский. // Сегодня. 1935. 14 декабря.
  135. , П. Святой интеллигент («Павел») Текст. /П. Пильский. //Сегодня. 1936. № 276. Подпись: П. Трубников.
  136. , П. Пятое колесо в телеге. Д. Мережковский. «Франциск Ассизский» Текст. /П. Пильский. //Сегодня. 1938. № 163. Подпись: Р. Вельский.
  137. , П. Хвостатые. О новой книге Д. Мережковского «Жанна д’Арк» Текст. / П. Пильский. // Сегодня. 1937. № 229. Подпись Р. Вельский.
  138. Писатели русского зарубежья (1918−1940): Справочник. (Гл. ред. Николюкин А. Н.). Текст. // Т. 1 2. Ч. 1 — 4. ИНИОН. 1993 — 1995. Ч. 1. — 1993. С. 238- ч. 2 — 1994. С. 288- ч. 2, т. 2 — 1995. С. 429.
  139. Плакид (Дезей), архим. Блаженный Августин и «Филиокве» Текст. // ВРЗЕПЭ. 1982. № 109−112. С. 206−223.
  140. , В. В. Биографический жанр в творчестве Д. С. Мережковского 1920 1930-х годов. Текст. /В. В. Полонский. // Диссертация на соискание степени кандидата филологических наук- МГУ им. М. В. Ломоносова. — М., 1998.
  141. , Б. «Тайна Запада» Текст. / Б.Поплавский. // Числа. 1930. № 4. С. 161−165.
  142. , И. В. Личность и учение блаженного Августина. Текст. / И. В. Попов. Серг. П., 1916−1917. 2 т.
  143. , С. Блаженный Августин, Пелагий и православие Текст. / С. Преображенский // ЖМП. 1961. № 12. С. 59−62.
  144. , В. И. Жанна д’Арк: Факты, легенды, гипотезы. Текст. /1. B. И. Райцес. Л., 1982.
  145. , С. В. Философия культуры Д. С. Мережковского. Стратегии использования ницшеанского дискуса Текст./
  146. C. В. Рассадин. //Философия и культура. Тверь, 2002. С. 99−110.
  147. Розенталь, Бернис Г. Мережковский и Ницше (К истории заимствований) Текст. / Бернис Г. Розенталь. // Д. С. Мережковский. Мысль и слово. М., 1999.
  148. Русская эмиграция: Сводный указатель статей Текст. // Париж, 1987.
  149. , П. Жизнь Франциска Ассизского Текст. /П. Сабатье // СПб., 1895
  150. , С. Н. Воспоминания о будущем (Идеология культа и ее критики) Текст. / С. Н. Савельев. //Философия и освободительное движение в России. Л., 1989. С. 205 — 224.
  151. , С. Н. Мережковский Д. С. «Больная Россия» / Послесловие Савельева С. Н. Текст. / С. Н. Савельев. // Л., 1991. С. 238 — 268.
  152. , А. Апокалипсис Мережковского Текст. / А. Салтыков. // Возрождение. Париж, 1930. № 1773.
  153. М. С. Франциск Ассизский и его наследие. От истоков к современности Текст. / М. С. Салтыкова // Изд-во С.-Петерб. Унта, СПб. 2008.
  154. , Я. В. Религия Дмитрия Мережковского: «Неохристианская» доктрина и ее художественное воплощение. Текст. / Я. В. Сарычев. Липецк, 2001.
  155. , Л. Поэтика символистского романа конца Х1Х-начала XX века Текст. /Л. Силард // Проблемы поэтики русского реализма XIX века. Л., 1984.
  156. , Н. Третий Завет Дмитрия Мережковского Текст. / Н. Солнцева. //Мережковский Д. С. Вечные спутники. М., 1996.1. C.5 40.
  157. , А. Рецензия на книгу Pachmuss Т.
  158. D. S. Merezhkovsky in exile: The master of the genre of biographic romancee Текст. / А. Сумеркин. //Новый журнал. Нью-Йорк, 1991. С. 658 — 663.
  159. Творения блаженного Августина, епископа Иппонийского Текст.-К, 1880−1908. 11 ч.- 1901−1915. Ч. 1−8.
  160. , Ю. «Павел и Августин» Текст. /Ю. Терапиано.// Современные записки. 1937. № 65. С. 441−443.
  161. , Ю. Встречи Текст. /Ю. Терапиано. Нью-Йорк, 1953.
  162. , И. Получат ли Бунин и Мережковский Нобелевскую премию? Текст. /И. Троцкий. // Сегодня. 1930. № 360.
  163. Тыркова-Вильямс, А. Рецензия на книгу 3. Гиппиус «Дмитрий Мережковский» Текст. / А. Тыркова-Вильямс.// Возрождение. 1954. № 20. С. 175 178.
  164. , В. И. Философия истории Блаженного Августина Текст./В. И. Уколова. //Религии мира, 1985. М., 1986. С. 127−145.
  165. , JI. Идея прогресса в философии блаженного Августина Текст. / JI. Успенский. // ВФиП. 1916. Кн. 2/3. Отд. 2. С. 105−124.
  166. , Н. П. Жанры эпической прозы. Текст. / Н. П. Утехин. -Л., 1982.
  167. , В. С. «Эолова арфа» России. Этапы жизни и религиозно-филосрфского творчества Д. С. Мережковского Текст. / В. С. Федоров. //Вече. СПб., 1997. Вып. 8. С. 25 — 50.
  168. , Л. Н. Проблемы творчества Д. С. Мережковского. Текст. /Л. Н. Флорова. // Статьи. М.: МГОПУ, 1996.
  169. , Г. Пути русского богословия., Текст. /Г. Флоровский //Париж, 1988.
  170. Ханзен-Леве, А. А. Русский символизм. Система поэтических мотивов. Ранний символизм. Текст. /А. А. Ханзен-Леве // / Пер. с нем. С. Бромерло, А. Ц. Масевича и А. Е. Барзаха. СПб.: «Академический проект», 1999.
  171. , В. И. Д. С. Мережковский и 3. Н. Гиппиус: из жизни в эмиграции Текст. /В. И. Хрисанфов. // Под научной редакцией Мальцева Н. Н. СПб., 2001.
  172. М. Письма к Анне Тесковой Текст. /М. Цветаева // Сост, вступ. Статья, комм. Л. А. Мнухина. МУК «Мемориальный Дом-музей Марины Цветаевой в Болшеве», 2008.
  173. , М. О. Д. С. Мережковский (1865 1941) Текст. / М. О. Цетлин.// Новоселье. — Нью-Йорк, 1942, № 2 (март).
  174. , В. Атлантида на заклании истории. Вступление Текст./ В. Цыбин. //Мережковский Д. С. Атлантида — Европа: Тайна Запада. -М., 1992. С. 3−10.
  175. , А. А. «Град земной» в эсхатологической перспективе: переосмысление опыта античной истории и гражданской культуры в историософии Августина Текст. / А. А. Чанышев. // ВФ. 1999. № 1.
  176. , Д. Рецензия на «Избранные статьи» Д. С. Мережковского. [Текст] /Д. Чижевский // Новый журнал. Нью-Йорк, 1973. № 111. С 288.
  177. , О. Закат Европы. Том 1. Образ и действительность. Текст. /О. Шпенглер // Айрис-Пресс, 2006.
  178. , А. «Я стремлюсь в Париж.»: (Из писем и дневниковых записей) Текст. /А. Штейгер.// Публикация и примечания Мнухина Л. Русская мысль. — Париж, 1998. № 4246, 4249.
  179. М. Аспекты мифа Текст. /М. Элиаде // Пер. с фр. В. Большакова. — Инвест-ППП, 1995
  180. М. Текст. /М. Элиаде // Миф о вечном возвращении — Ладомир, 2000
  181. , А. Я. Внутрижанровая типология и пути ее изучения. Текст. / А. Я. Эсалнек. М., 1985.
  182. , А. Я. Типология романа Текст. / А. Я. Эсалнек //- М., 1991.
  183. Bedford, C.H. The Seeker: D. S. Merezhkovskiy Текст. Lawrence: University Press of Kansas 1975.
  184. Campbell J. The Masks of God. Voll. 1−4 Текст. Viking Press (1959−1968).
  185. Clowes, E. The revolution of moral consciousness: Nietzsche in russian literature 1890−1914 Текст. Illinois, 1988.
  186. Gras, V. Die Religionphilosophie von D.S. Merezkowski mit besonderer Beruecksichtigung der Drei Testamente Текст. Muenchen, 1955.
  187. Joachim de Flore Concordia novi ac veteris Testamenti / Avec le comm. de m. de Lubac. Текст. Lion, 1971
  188. Lowith, K. Meaning in History Текст. Chicago 1949
  189. Lubac H. De. La posterite spirituelle de Joachim de Flore. Vol. 1. Текст. paris, 1978.
  190. Rosenthal, B. G. D. S. Merezhkovsky and the Silver age: the development of the revolutionary mentality Текст. Hague, 1975.
  191. Stammler, H. A. Russian Metapolitics: Merezhkovsky’s Religious Understanding of the Historical process Текст. California Slavic studies.
  192. Pachmuss, T. Ancient myth in Merezkovsky’s Napoleon // Literaria humanitas. Masarykova universitet Brno, 1996. № 4. P. 451 468.
  193. Pachmuss, T. D. S. Merezhkovsky in exile: the master of the genre of biographie romancee Текст. New York, 1990.
Заполнить форму текущей работой