Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Торгово-экономическое взаимодействие Европейского Союза со странами Северной Африки

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Информационной базой исследования послужили международные правовые акты Евросоюза, документы, аналитические и справочно-статистические материалы международных, европейских и африканских институтов, в частности: Всемирного банка, ВТО, Конференции ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД), ОЭСР, Программы развития ООН, Европейского агентства по развитию, Европейской комиссии, Европейского инвестиционного… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. Теоретические аспекты торгово-экономического взаимодействия Европейского союза со странами Северной Африки
    • 1. 1. Особенности торгово-экономических отношений Европейского союза с развивающимися странами
    • 1. 2. Содержание концепции «содействия развитию» и её практическая реализация в торгово-экономических отношениях ЕС со странами Северной Африки
    • 1. 3. Институциональные формы взаимодействия Европейского союза со странами Северной Африки
  • ГЛАВА 2. Инструменты и формы торгово-экономического взаимодействия Европейского союза со странами Северной Африки
    • 2. 1. Инструменты стимулирования торгово-экономического взаимодействия ЕС со странами Северной Африки
    • 2. 2. Торговля товарами и услугами между ЕС и Северной Африкой
    • 2. 3. Инвестиционное сотрудничество ЕС со странами Северной Африки и содействие Евросоюзом развитию североафриканского региона
  • ГЛАВА 3. Перспективы и тенденции развития торгово-экономических отношений ЕС со странами Северной Африки в условиях кризиса еврозоны и после событий «арабской весны»
    • 3. 1. Влияние кризиса еврозоны и событий «арабской весны» на экономику стран Северной Африки
    • 3. 2. Перспективы использования новых моделей международного сотрудничества в торгово-экономических отношениях ЕС со странами Северной Африки
    • 3. 3. Перспективы участия российских компаний в экономике стран Северной Африки в условиях изменения геополитической и геоэкономической конъюнктуры в североафриканском регионе

Торгово-экономическое взаимодействие Европейского Союза со странами Северной Африки (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования.

Особенности современных торгово-экономических отношений ЕС со странами Северной Африки в значительной степени определяются колониальным прошлым, когда североафриканский регион выступал поставщиком сырья и дешёвой рабочей силы для европейских метрополий. С момента обретения североафриканскими странами независимости бывшие колониальные державы стремились к сохранению контроля над экономическим потенциалом региона, при этом формы такого контроля менялись в соответствии с тенденциями развития мировой экономики.

В постколониальный период западноевропейской интеграционной группировкой предпринимались попытки закрепления своих экономических и политических позиций в арабском мире, в том числе в странах Северной Африки, посредством таких инициатив, как Общая средиземноморская стратегия Сообщества 1972 г., Европейско-арабский диалог 1973 г.

В конце XX века в условиях нарастания процессов глобализации экономики, возникновения ВТО и повышения роли США на Ближнем Востоке и в Северной Африке ЕС был вынужден искать способы сохранения своего экономического влияния в североафриканских странах и создать устойчивые механизмы продвижения своих интересов в регионе. В результате в 1995 г. было учреждено Евросредиземноморское партнёрство (ЕСП), объединяющее Евросоюз и южносредиземноморские, к которым относятся и североафриканские страны. Одной из ключевых целей ЕСП была провозглашена либерализация взаимной торговли его участников и создание евросредиземноморской зоны свободной торговли.

В целом ЕСП являет собой своеобразную модель торговоэкономического взаимодействия интеграционной группировки с соседними менее развитыми государствами. Комплексный анализ опыта функционирования этой модели важен в контексте активизации интеграционных процессов на постсоветском пространстве и формирования з.

Евразийского союза, которому предстоит выстраивать общую внешнеэкономическую политику в отношении сопредельных менее развитых стран.

Современные экономические интересы ЕС в Северной Африке сосредоточены в добывающей отрасли и сфере энергетики. Евросоюз заинтересован в диверсификации поставок энергоресурсов и сокращении зависимости от российского газа. В частности, на это были направлены так называемые Газовые директивы 1998, 2003 и 2009 гг. Северная Африка, которая выступает дополнительным источником энергоресурсов для Евросоюза, с учётом перспективных запасов только одной Ливии (по данным U.S. Energy Information Administration, в 2010 г. 21-е место — по запасам газа, в 2009 г. — 9-е место в мире по запасам нефти, при том, что «70% её территории ещё не подвергались системному исследованию на нефть"1), а также возможностей генерирования энергии из возобновляемых источников (в частности солнечной энергии) может стать в будущем ключевым поставщиком энергоресурсов для северного соседа. Поскольку Евросоюзосновной рынок сбыта российских энергоносителей, торгово-экономическое взаимодействие ЕС со странами Северной Африки в сфере энергетики напрямую затрагивает стратегические интересы России.

Тема исследования представляется особенно актуальной в свете текущих изменений геополитической и геоэкономической ситуации в регионе Северной Африки в результате перемен, происходящих в Тунисе, Египте и Ливии. Наряду с внутренними причинами, такими, как коррупция, ограниченность демократических свобод и отсутствие перспектив для образованной молодёжи, в основе «арабской весны» лежат внешние факторы, в частности мировой финансово-экономический кризис и кризис еврозоны, которые снизили возможности притока ПИИ, осуществления См.: Смирнова Г. И. Ливия: от тотального госконтроля к либерализации экономики? (50-е-2008 г.). М.: Институт востоковедения РАН. 2011. С. 172. Под «арабской весной» в западных СМИ понимают смену политических режимов, а также череду протестов, которые произошли в странах арабского мира с 18 декабря 2010 г. 4 инфраструктурных проектов и социально значимых программ в регионе. К внешним причинам также следует отнести недостатки североафриканской политики Европейского союза, который не сумел предвосхитить эти события, поскольку реальная деятельность ЕС в регионе сводилась к декларированию целей содействия социально-экономическому развитию при фактической поддержке автократических режимов и реализации собственных экономических интересов. С падением местных режимов и в условиях кризиса еврозоны позиции ЕС в Северной Африке ослабли.

В результате упомянутых событий меняется геополитическая и геоэкономическая конъюнктура в Северной Африке и, очевидно, изменится формат взаимодействия стран региона со своим главным торгово-экономическим партнёром — ЕС. Поскольку Северная Африка также имеет стратегическое значение для России, необходимо сформировать представления о том, как происходящие события могут отразиться на экономических интересах нашей страны и какие новые моменты для России следует учитывать при формировании ее внешнеэкономической политики в отношении североафриканского региона.

Степень разработанности проблемы.

Отдельные теоретические и практические вопросы, входящие в сферу настоящего исследования, разработаны в экономической литературе. Так, проблемы международной экономической интеграции, в т. ч. европейской и арабской, исследовали Малетин Н. П., Поспелов В. К., Руденко JI.H., Ткаченко A.A., Шемятенков В. Г., Шкваря JI.B.- отношения ЕС с соседними странами изучали Афанасьева С. Н., Трофимова O.E.- исторические и социально-экономические проблемы стран Северной Африки, в том числе отношения России с Северной Африкой, — Бартенев В. И., Василенко Д. В., Гусаров В. И., Дейч Т. Л., Донцов В. Е., Егорин А. З., Смирнова Г. И., Филоник А. О., Фитуни JI.JI.- проблемы экономического роста и развитияАбрамова И.О., Хорос В.Г.- истоки арабских революций — Васильев A.M., Малышева Д.Б.

Среди зарубежных авторов особенности взаимодействия ЕС с развивающимися странами исследовали Делоне Д., Мишриф А., Тэннер Ф.- отношения метрополий с бывшими колониями — Байяр Ж. Ф., Холи Джпроблемы экономического роста и развития — Ананд С., Вильямсон Дж., Рейнолдс Л., Ростоу В., Сен А., Стиглиц Дж.

Вместе с тем не получили теоретического осмысления, особенно в российской научной литературе, методы, используемые Евросоюзом как интеграционной группировкой с целью укрепления торгово-экономических связей с развивающимися, в частности североафриканскими, странами. При этом как отечественными, так и зарубежными авторами недостаточно исследовано такое направление, как содействие развитию, в рамках торгово-экономических отношений Евросоюза со странами Северной Африки. Как показали события «арабской весны», именно эта сфера межрегионального сотрудничества должна занять особое место в исследованиях, посвященных взаимодействию ЕС с североафриканским регионом. Кроме того, недостаточно изучено влияние мирового финансово-экономического кризиса на перспективы торгово-экономического взаимодействия ЕС со странами Северной Африки.

Актуальность и недостаточная степень разработанности указанных проблем определили выбор темы, цель и основные задачи настоящего диссертационного исследования.

Цель диссертации состоит в решении научной задачи выявления особенностей торгово-экономического взаимодействия ЕС со странами Северной Африки в условиях мирового финансово-экономического кризиса, а также на основе данного опыта, перспектив участия российских компаний в экономике североафриканских государств в условиях изменения геополитической и геоэкономической конъюнктуры в регионе.

Поставленная цель диссертационного исследования обусловливает следующие научные задачи:

— систематизировать теоретико-методологические подходы ЕС к формированию внешнеэкономической политики интеграционной группировки, направленной на укрепление торгово-экономических связей с менее развитыми сопредельными государствами;

— провести анализ особенностей торговых отношений ЕС со странами Северной Африки в условиях формирования евросредиземноморской зоны свободной торговлираскрыть комплекс проблем, связанных с инвестиционной деятельностью Евросоюза в странах Северной Африки и участием ЕС в содействии развитию североафриканского региона;

— выявить проблемы в торгово-экономических отношениях ЕС со странами Северной Африки в условиях кризиса еврозоны и в связи с событиями «арабской весны»;

— определить перспективы российских компаний в ключевых секторах экономики стран Северной Африки в условиях изменения геополитической и геоэкономической конъюнктуры в регионе.

Объектом исследования выступают торгово-экономические отношения Евросоюза со странами Северной Африки.

Предметом исследования является комплекс факторов, определяющих особенности торгово-экономического взаимодействия ЕС со странами Северной Африки на современном этапе и перспективы их дальнейшего развития в условиях кризиса еврозоны и событий «арабской весны».

Теоретико-методологическую основу диссертации составляют комплексный, междисциплинарный, системный и аналитический подходы к изучаемой проблеме. В ходе исследования автор опирался на фундаментальные положения экономической теории, мировой экономики и международных экономических отношений, используемые российскими и зарубежными авторами, специализирующимися в вопросах международной экономической интеграции и экономического развития стран Африки и Ближнего Востока.

В работе применялись методы индукции и дедукции, сравнительного анализа и синтеза, абстрагирования и агрегирования, статистического анализа и экспертных оценок.

Диссертационная работа выполнена в соответствии с Паспортом специальности 08.00.14 — Мировая экономика.

Информационной базой исследования послужили международные правовые акты Евросоюза, документы, аналитические и справочно-статистические материалы международных, европейских и африканских институтов, в частности: Всемирного банка, ВТО, Конференции ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД), ОЭСР, Программы развития ООН, Европейского агентства по развитию, Европейской комиссии, Европейского инвестиционного банка, Статистической службы Европейского Союза, Африканского банка развития, Нового партнёрства в интересах развития Африки (НЕПАД), министерств экономики и торговли стран Северной Африки, ряда европейских исследовательских центров, монографии и научные статьи российских и зарубежных учёных, а также ресурсы глобальной сети Интернет.

Научная новизна диссертационного исследования состоит в разработке комплекса теоретических представлений о текущих особенностях и перспективах торгово-экономического взаимодействия Евросоюза со странами Северной Африки и выявлении перспективных направлений развития этих отношений в условиях мирового финансово-экономического кризиса.

Научная новизна диссертации отражена в следующих положениях: на теоретическом уровне выявлены особенности торгово-экономического взаимодействия ЕС с менее развитыми сопредельными странами: такое взаимодействие осуществляется в рамках прединтеграционных" процессов, важным элементом которых является содействие экономическому развитию;

— доказана асимметричность торговых отношений Европейского союза со странами Северной Африки, а также определены направления и формы содействия Евросоюзом интеграционным процессам в южном Средиземноморье с целью создания евросредиземноморской зоны свободной торговли;

— выявлено, что прямые иностранные инвестиции Евросоюза в североафриканском регионе в целом закрепляют положение последнего в качестве источника сырьевых ресурсов и оказывают существенное влияние на торгово-экономическое взаимодействие ЕС со странами Северной Африки;

— на основе систематизации данных об официальной помощи развитию, выделенной Евросоюзом североафриканскому региону, сделан вывод о том, что официальная помощь развитию странам Северной Африки является, наряду с традиционными, инструментом закрепления экономических позиций ЕС в этих странах;

— раскрыты возможности применения моделей трёхстороннего партнёрства и «Юг-Юг» в контексте торгово-экономических отношений Евросоюза со странами Северной Африки, и показано, что их использование является менее затратным и более эффективным для внешнеэкономической политики ЕС в условиях кризиса еврозоны по сравнению с официальной помощью развитию;

— разработаны рекомендации в части определения стратегически важных и перспективных направлений внешнеэкономической деятельности российских государственных и частных компаний в странах Северной Африки в посткризисный период.

Практическая значимость работы заключается в том, что выводы и рекомендации, содержащиеся в диссертации, могут быть использованы органами государственной власти Российской Федерации при формировании 9 внешнеэкономической политики в отношении развивающихся стран, в том числе и на североафриканском направлении. Кроме того, сделанные автором выводы могут быть востребованы российскими и зарубежными компаниями, заинтересованными в ведении хозяйственной деятельности в Северной Африке, а также правительственными и частными организациями самих североафриканских стран.

Конкретное практическое значение имеют следующие положения:

— систематизированный европейский опыт торгово-экономического взаимодействия с соседним регионом может быть использован при разработке внешнеэкономической политики в отношении сопредельных стран формируемого Евразийского экономического союза;

— проведённый в диссертации анализ сферы содействия развитию (далее СР) применительно к региону Северной Африки может стать основой разработки стратегии выхода на рынки этих стран российских компаний, а также разработки бизнес-планов для тех российских компаний, которые уже обладают необходимым научно-техническим потенциалом для ведения деятельности в области СР в североафриканских и других развивающихся странахобоснование возможности использования инструментов содействия развитию крупными российскими компаниями в Северной Африке для укрепления их позиций в регионе с целью реализации интересов России в североафриканской нефтегазовой отрасли и других приоритетных сферах, а также для формирования положительного имиджа России в целом.

Результаты диссертационного исследования также могут быть использованы в процессе преподавания таких учебных курсов, как «МЭО», «Мировая экономика», «Международный бизнес», и ряда спецкурсов.

Апробация и внедрение результатов исследования.

Диссертационное исследование выполнено в соответствии с научноисследовательскими разработками Финансового университета по межкафедральной подтеме «Внешнеэкономические аспекты инновационного ю развития: мировой опыт и российская практика» в рамках комплексной темы «Инновационное развитие России: социально-экономическая стратегия и финансовая политика», а также в соответствии с кафедральной подтемой «Интеграционные процессы в мировой экономике в условиях глобализации» в рамках комплексной темы «Пути развития финансово-экономического сектора России».

Основные результаты и положения диссертационного исследования были доложены автором на различных международных и российских конференциях, в частности на Международной научно-методической конференции и заседании Учебно-методических советов УМО по специальностям: «Финансы и кредит», «Мировая экономика», «Налоги и налогообложение», проводимой РГЭУ (РИНХ) на тему: «Инвестиции из стран Европейского союза как фактор модернизации экономики России» (г. Ростов-на-Дону, сентябрь 2010 г.) — на I Международной научно-практической конференции, проводимой СЕВКАВГТУ на тему: «Современная наука: теория и практика» (г. Ставрополь, декабрь 2010 г.) — на Международной научно-методической конференции на тему: «Современные вызовы мировой экономики и особенности подготовки экономистов-международников» и выездном региональном заседании Учебно-методического совета УМО по специальности (профилю подготовки) «Мировая экономика», проводимой ВГУ (г. Воронеж, октябрь 2011 г.) — на Международном конкурсе научных работ студентов и аспирантов высших учебных заведений России и стран СНГ, студентов колледжей — филиалов Финансового университета (г. Москва, май 2012 г.).

Результаты исследования используются в практической деятельности британско-российской компании Colvir Software Solutions Ltd. при разработке стратегий выхода организации на североафриканские рынки.

Материалы диссертации используются кафедрой «Мировая экономика и международный бизнес» Финансового университета в преподавании курсов.

Мировая экономика и международные экономические отношения",.

Актуальные проблемы развития международного бизнеса", «Международные экономические отношения в глобальной экономике».

Внедрение результатов исследования в практику и в учебный процесс подтверждено соответствующими документами.

Публикации по теме диссертации.

Основные положения диссертационного исследования нашли отражение в 7 опубликованных работах общим объёмом 2,57 п.л., в том числе 3 статьи авторским объёмом 1,24 п.л. в научных изданиях, определённых ВАК.

Структура и объём диссертации обусловлены целью, задачами и логикой исследования. Диссертация состоит из введения, трёх глав, заключения, приложений и списка использованной литературы. Текст диссертации содержит 8 таблиц, 18 приложений. Библиографический список включает 288 источников. Общий объём работы (без приложений и списка использованных источников и литературы) составляет 142 страницы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Анализ торгово-экономического взаимодействия Европейского союза со странами Северной Африки позволяет сделать ряд выводов.

Торговым отношениям Евросоюза со странами Северной Африки присуща своеобразная асимметричность. ЕС является крупнейшим торговым партнёром североафриканского региона. На Евросоюз приходится порядка 70% товарного экспорта и около 60% товарного импорта стран Северной Африки. При этом доля североафриканских государств во внешнеторговом обороте ЕС не превышает 1,5−2%. Асимметричность также проявляется в преимущественно сырьевом характере экспорта из Северной Африки в ЕС при том, что европейский экспорт в обратном направлении представлен продуктами промышленного производства и высокотехнологичными товарами.

Меры по либерализации взаимной торговли, предпринятые с 1995 г., т. е. с начала Барселонского процесса, не привели к увеличению доли продуктов промышленного производства в структуре экспорта североафриканских партнёров и фактически принесли больше выгод Евросоюзу, чем Северной Африке. Более чем 3-х кратное увеличение в стоимостном выражении товарооборота между ЕС и странами Северной Африки за тот же период не способствовало диверсификации экономики последних.

Данное положение было закреплено прямыми иностранными инвестициями ЕС, которые направлялись главным образом в добывающую промышленность и топливно-энергетический комплекс Северной Африки.

Таким образом, несмотря на провозглашённые цели Евросредиземноморского партнёрства (ЕСП) и Европейской политики соседства (ЕПС), Северная Африка не получила мощного импульса.

137 экономического развития, способного генерировать достаточное количество новых рабочих местторговля с ЕС и европейские ПИИ не способствовали диверсификации экономики североафриканских стран и не стимулировали развитие частного сектора. По сути, реальное положение не соответствует заявленным целям Барселонского процесса, в частности далека от воплощения в жизнь задача по формированию «зоны общего процветания».

Посредством ЕСП и ЕПС Евросоюз экспортирует в североафриканский регион свою либеральную экономическую модель, но без учёта реального социально-экономического положения своих партнёров.

Внешнеэкономическая политика Евросоюза, слабо учитывающая фактические потребности стран-партнёров, вкупе с их внутренними проблемами и развитием мирового финансово-экономического кризиса стала одной из причин событий «арабской весны», несмотря на то, что особая роль в ЕСП и ЕПС принадлежит содействию развитию (CP).

С одной стороны, содействие развитию в широком понимании этого феномена направлено на повышение уровня жизни населения стран-реципиентов и расширение их экспортного потенциала за счёт диверсификации экономики. Этот процесс фактически стимулирует увеличение объёмов торговли ЕС с североафриканскими государствами в двустороннем формате. Кроме того, в теории содействие развитию нацелено на интенсификацию региональной интеграции в Северной Африке за счёт расширения и углубления сотрудничества между государственными и частными предприятиями стран региона в результате диверсификации их национальных хозяйств.

Вместе с тем содействие развитию в рамках ЕСП и ЕПС несмотря на внешний гуманитарный характер является инструментом продвижения политических и экономических интересов Европейского союза в странах Северной Африки. При этом CP не отличает высокая эффективность в части решения социально-экономических проблем в регионе Северной Африки. И это стало одной из причин, повлекшим события «арабской весны».

Социально-политическая нестабильность в регионе, ставшая результатом «арабской весны», оказывает существенное влияние на перспективы торгово-экономического взаимодействия Европейского союза со странами Северной Африки.

Фактически первоочередной задачей стран Северной Африки является обеспечение минимально приемлемого уровня жизни местных граждан, который бы стал залогом социально-политической стабилизации и обеспечил нормализацию инвестиционного климата в затронутых «арабской весной» странах и содействовал повышению рейтинга инвестиционной привлекательности. Именно от способности Евросоюза оказать помощь Северной Африки в решении этой насущной проблемы зависят перспективы дальнейшего взаимодействия ЕС со странами региона. Кроме того, дальнейшая дестабилизация ситуации в Северной Африке потенциально может привести к принципиальному изменению геополитической и геоэкономической конъюнктуры в регионе.

Очевидно, определённую роль в решении обозначенной задачи могут сыграть такие формы СР, как СЮЮ и ТП, использование которых вписывается в общемировые тенденции. Это обусловлено активизацией новых глобальных и региональных игроков, а также накоплением опыта социально-экономических реформ и проектов в отдельных развивающихся странах, который может быть учтен другими государствами при поддержке более развитых стран или интеграционных группировок. Хотя в настоящее время в Евросоюзе отсутствуют чёткие институциональные основы применения этих моделей СР, предприняты определённые шаги по их внедрению в торгово-экономическое взаимодействие с развивающимися странами.

В условиях волатильной политико-экономической ситуации в странах.

Северной Африки появляются дополнительные возможности для новых игроков. Поскольку Европейский союз в связи с кризисом еврозоны занят в первую очередь решением внутренних проблем, реализация проектов в.

Северной Африке становится второстепенной задачей, тем более с учётом социальной нестабильности в регионе. Можно предположить, что сложившаяся ситуация создаёт условия для активизации деятельности российских компаний в североафриканских странах несмотря на то, что события «арабской весны» нанесли значительный ущерб интересам России, особенно в Ливии.

Регион Северной Африки, богатый природными ресурсами, в частности запасами углеводородов, имеет важное геополитическое и геоэкономическое значение для Российской Федерации. Со странами Северной Африки связаны стратегически важные и перспективные направления деятельности российских государственных и частных структур, в том числе в нефтегазовой отрасли.

Взаимодействие с североафриканским регионом в области энергетики имеет принципиальное значение для России как энергетической державы. Североафриканская энергетика может быть сферой многостороннего сотрудничества, опирающегося на интересы всех участников. Это именно та область, в которой могут и должны взаимодействовать Россия, Евросоюз и Северная Африка.

Безусловно, решению стратегических задач в нефтегазовом секторе могло бы способствовать расширение в целом торгово-экономических связей между Россией и Северной Африкой. В настоящее время регион Северной Африки занимает лишь незначительную долю во внешней торговле Российской Федерации.

Кроме того, близость Северной Африки к Евросоюзу, Ближнему Востоку и принадлежность к африканскому континенту, а также наличие преференциальных соглашений, связывающих взаимными торговыми обязательствами североафриканские страны с ЕС и США, создают особые условия, позволяющие этому регион}' быть плацдармом для третьих государств, в частности России, для выхода на крупные потребительские рынки мира.

Особой сферой деятельности государственных и частных структур РФ в Северной Африке могло бы стать содействие экономическому развитию. СР позволило бы укрепить положение России в Северной Африке и значительно улучшить имидж нашей страны. Это в свою очередь значительно расширило бы возможности России влиять на процессы в регионе в целом, в том числе в имеющем стратегическое значение для всей мировой экономики нефтегазовом секторе. При этом РФ следует иметь в виду негативные аспекты политики ЕС, в частности: недостаточный учёт реального положения местного населения и его запросов.

Вообще, РФ может использовать инструменты СР для продвижения своих интересов и в других развивающихся странах, но делать это следует максимально эффективно и не безвозмездно, в частности, с использованием схемы «Строительство-Эксплуатация-Передача».

В целом опыт торгово-экономических отношений ЕС со странами Северной Африки, хотя ему присуща своя индивидуальная специфика, обусловленная географическими, экономическими и социально-культурными особенностями, может быть использован Россией на постсоветском пространстве в рамках взаимодействия с партнёрами по СНГ, а также с другими развивающимися странами. При этом, конечно, необходимо учитывать и неудачи в политике ЕС в отношении стран Северной Африки.

Отдельно следует отметить важность опыта торгово-экономического взаимодействия ЕС с СА для формируемого Евразийского союза. При наличии политической воли создание Евразийского союза вполне может стать реальностью в течение нескольких лет. В этом случае от стран-членов нового образования потребуется следующий шаг — разработка принципов и методов совместной внешнеэкономической политики, в том числе в отношении сопредельных стран.

Евросоюз является интеграционной группировкой развитых стран с рыночной экономикой, и в этом заключается его отличие от будущего.

Евразийского союза. Тем не менее, в торгово-экономических отношениях.

Европейского Союза со странами Северной Африки и аналогичных отношениях формируемого Евразийского союза с сопредельными странами есть несомненное сходство. В обоих случаях речь идёт о взаимодействии объединённых национальных хозяйств, в совокупности имеющих огромный экономический потенциал и значительный вес в мировой экономике, с более слабыми отдельными национальными хозяйствами, тяготеющими к сильным экономическим центрам. Поэтому опыт ЕС полезно учитывать в дальнейшем при разработке единой внешнеэкономической политики формируемого Евразийского союза.

Рассмотренные в диссертации инструменты стимулирования торгово-экономических отношений ЕС со странами Северной Африки также могут быть учтены при разработке социально-экономических инициатив Евразийского союза в отношении соседних государств с целью интенсификации двусторонних и многосторонних торгово-экономических отношений с этими странами и закрепления в них за интеграционной группировкой положения лидера.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Документы на русском языке
  2. Декларация тысячелетия Организации Объединённых Наций. Принята 8 сентября 2000 года Генеральной Ассамблеей ООН (Резолюция № A/RES/52/2).
  3. Доклад Конференции ООН по техническому сотрудничеству между развивающимися странами, Буэнос-Айрес, 30 августа — 12 сентября 1978 года.
  4. Концепция внешней политики Российской Федерации от 12 июля 2008 года, http://kremlin.ru/acts/785.
  5. Концепция участия Российской Федерации в содействии международному развитию (Утверждена Президентом РФ 14 июня 2007 г.). http•.//www.mid.ru/bф4.nsf/0/571FEFЗD5281FE45C32 573 050 023 894 °F.
  6. Монографии на русском языке
  7. М. Экономика как наука. М.: Научно-изд. центр «Наука для общества», Изд. центр РГГУ, 1995. — 166 е.-
  8. С.Н. Взаимодействие России и ЕС: опыт и перспективы. -М.: «Интердиалект+», 2008. 164 е.-
  9. В.И. «Ливийская проблема» в международных отношениях (1969 2008). — М.: ЛЕНАНД, 2009. — 448 е.-
  10. C.B. Египет и Алжир: национальные рынки углеводородов, экспорт углеводородного сырья и продуктов его переработки. М.: Институт Африки РАН, 2000. — 25 е.-
  11. Д.В. Стратегическое сотрудничество Российской Федерации и Алжирской Народной Демократической Республики на европейских газовых рынках. СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2009. — 36 е.-
  12. Е.О., Косулина Т. А. Интеграционные процессы в современной мировой экономике в условиях глобализации. Краснодар: Парабеллум, 2011.-221 е.-
  13. А.Г., Кирев Л., Лукьянович Н. В., Пищик В. Я., Поспелов В. К., Смитиенко Б. М., Сумароков В. Н. Россия и Объединённая Европа. М.: ФГОУ ВПО «Финансовая академия при Правительстве Российской Федерации», 2006. -198 с.-
  14. Г. М. Регионализация в условиях глобализации мировой экономики. Курск: Мечта, 2011. — 248 е.-
  15. А.З. История Ливии XX век. М.: Институт востоковедения РАН, 1999.-563 е.-
  16. В.П. Страны ЕС: тернистый путь к устойчивому развитию. М.: МАКС Пресс, 2010. — 116 е.-
  17. А.М., Хейфец Б. А. Модели региональной интеграции. М.: Экономика, 2011. 333 е.-
  18. Н.П. АСЕАН: четыре десятилетия развития. М.: МГИМО-Университет, 2007. — 311 е.-
  19. В.Б. Международная экономическая интеграция в современных мирохозяйственных отношениях. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010. -62 е.-
  20. А.Б. Ислам во внутренней и внешней политике стран Магриба. М.: Институт востоковедения РАН, Институт Ближнего Востока, 2009.-211 е.-
  21. В.К. Электроэнергетика и электрификация арабских стран. -М.: Финансовая академия при Правительстве РФ, 2004. 372 е.-
  22. Ю.А. Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество. Эволюция регионализма в ATP. М.: Восток — Запад, 2011. — 312 е.-
  23. JI.H., Соловьёва З. А. Лига арабских государств и интеграционные процессы в арабском мире. М.: Институт Востоковедения РАН, Институт Ближнего Востока, 2007. — 190 е.-
  24. Г. И. Ливия: от тотального госконтроля к либерализации экономики? (50-е 2008 г.). — М.: Институт востоковедения РАН, 2011. — 213 е.-
  25. Современные проблемы развития. Материалы теоретического семинара в ИМЭМО РАН. Отв. ред.: В. Г. Хорос. М.: ИМЭМО РАН, 2010. — 284 е.-
  26. A.A. Международная экономическая интеграция. М.: Издат. РАГС, 2010.-49 е.-
  27. O.E. Эволюция средиземноморской политики Евросоюза: путь от сотрудничества к интеграции. М.: ИМЭМО РАН, 2011. — 122 е.-
  28. В.Г. Европейская интеграция. М.: Международные отношения, 2003. -400 е.-
  29. Л.В. Проблемы субрегиональной межарабской экономической интеграции в условиях глобализации. М.: ГОУ ВПО «РЭА им. Плеханова», 2008.-385 е.-
  30. Л.В. Экономическая интеграция в условиях глобализации мировой экономики: трансформация форм и теорий. М.: Компания Спутник+, 2006.-92 е.-
  31. И.А. Теория экономического развития. Капитализм, социализм и демократия. М.: Эксмо, 2007. — 861 е.-1. Диссертации
  32. Т.М. Эволюция торговой политики региональных объединений: опыт ЕС: автореферат диссертации на соискание учёной степени доктора экономических наук: 08.00.14. М., 2011. 52 е.-
  33. П.С. Экономика освоения альтернативных источников энергии (на примере ЕС): диссертация на соискание учёной степени доктораэкономических наук: 08.00.14 Место защиты: Институт Европы РАН. М., 2010. 344 е.-
  34. К.А. Внешнеэкономические связи Германии со странами Северной Африки (1990 2011 гг.): диссертация на соискание учёной степени кандидата экономических наук: 08.00.14- Место защиты: Институт Африки РАН. М., 2011.266 е.-
  35. Статьи в сборниках статей, в периодической печати на русском языке
  36. И.О. Развивающиеся страны в мировой экономике XXI века: новые демографические детерминанты // Азия и Африка сегодня. 2011. № 6. С. 23−26-
  37. A.M. Цунами революций не спадает // Азия и Африка сегодня. 2011. № 6. С. 2−9-
  38. T.JI. Ливийский кризис в свете интересов России, Китая и Африки // Азия и Африка сегодня. 2011. № 9. С. 20−24-
  39. А.П. Страны Востока в начале XXI века: поиски новых теоретических обобщений // Восток (ORIENS). 2011. № 2. С. 5−15-
  40. Д. «Южный» и «Восточный» фланги европейской политики // Мировая экономика и международные отношения. 2009. № 9. С. 40−48-
  41. А.Н. Укрепить региональную экономическую интеграцию // Азия и Африка сегодня. 2009. № 11. С. 6−7-
  42. Россия и страны Магриба (Алжир, Марокко, Тунис). Сборник. Отв. ред.: A.M. Васильев, A.A. Ткаченко. М.: Институт Африки РАН, 2011. 130 е.-
  43. Россия и страны Ближнего, Среднего Востока и Северной Африки: проблемы и перспективы сотрудничества. Сборник статей. Отв. ред. Прозорова Г. К. М.: Восток-Запад, 2009. 256 е.-
  44. Г. Е. Иностранный капитал в Африке // Азия и Африка сегодня. 2009. № 4. С. 37−41-
  45. В.В. Алжир: «риск/доходность» для инвестора // Азия и Африка сегодня. 2011. № 9. С. 48−53-
  46. События в Северной Африке и на Ближнем Востоке: причины и следствия // Мировая экономика и международные отношения. 2011. № 7. С. 1125-
  47. События в Северной Африке и на Ближнем Востоке: причины и следствия // Мировая экономика и международные отношения. 2011. № 8. С. 5266-
  48. Я. Тема иммиграции во Франции накануне президентских выборов 2010 года // Мировая экономика и международные отношения. 2011. № 9. С. 81−94-
  49. К.А. Внешнеэкономические связи ФРГ с Северной Африкой // Азия и Африка сегодня. 2011. № 9. С. 57−61-
  50. К.А. Магриб: уроки глобального кризиса // Азия и Африка сегодня. 2011. № 6. С. 64−68-
  51. Р.И. КНР-Африка: экономические связи // Азия и Африка сегодня. 2011. № 7. С. 58−63-
  52. А.О. Конфликтный потенциал межконтинентальных миграций: развитие как модератор угрозы // Восток (ОШЕ^). 2010. № 2. С. 119−125-
  53. Л.Л. Место Африки в посткризисной мировой экономике // Азия и Африка сегодня. 2011. № 1. С. 15−20-
  54. И. Экономический цикл и международная миграция населения // Мировая экономика и международные отношения. 2011. № 8. С. 31−42-
  55. Ю. Государство и догоняющее развитие // Мировая экономика и международные отношения. 2011. № 6. С. 15−29-
  56. Документы на европейских языках55. 2007 Joint Africa-EU Strategy, http://www.africa-eu-partnership.org/africa-eu-strategic-partnership-
  57. A wrapping up document presenting the current status of the Structured Dialogue for an effective partnership in development, https://webgate.ec.europa.eu/fpfis/mwikis/aidco/images/b/bf/FINALWrapping-up-doc.pdf-
  58. Accra Agenda for Action, http://www.0ecd.0rg/data0ecd/5 8/16/41 202 012.pdf-
  59. Addressing climate change in the Near East and North Africa. IF AD paper 2011, http://www.ifad.org/pub/index.htm-
  60. Agreed Conclusions of the 9th Euro-Mediterranean Meeting of Ministers of Foreign Affairs. Lisbon, 5−6 November 2007, www. eu2007.pt/NR/rdonlyres/FF7CA6E4−5980−4B3A-A3B6−00D072967697/0/9ReuniaoEuromedMNES.pdf-
  61. Assessing Progress in Africa toward the Millennium Development Goals, 2011, http://www.nepad.org/system/flles/ADFB-MDG-ENWEB2%20(2).pdf-
  62. Clemens M.A. and Pettersson G. New data on African health professionals abroad. Center for Global Development Working Papers, No. 95. Washington DC: Center for Global Development, 2006-
  63. Development: Aid to developing countries falls because of global recession Paris: Organisation for Economic Cooperation and Development, 2012, http://www.oecd.Org/document/3/0,3746,en215713614431511550058883111 1,00.html-
  64. EU accountability report 2011, http://ec.europa.eu/europeaid/how/accountability/eu-annual-accountability-reports/indexen.htm-
  65. Euro-Mediterranean Agreement, establishing an Association between the European Community and its Member States, of the one part, and the Arab Republic of Egypt, of the other part. http://rtais.wto.org/UI/PublicShowMemberRT AIDCard. aspx?rtaid=l 8-
  66. Euro-Mediterranean Agreement, establishing an Association between the European Community and its Member States, of the one part, and the Kingdom of Morocco, of the other part. http://rtais.wto.org/UI/PublicShowMemberRT AIDCard. aspx?rtaid=l 8-
  67. Europe in figures Eurostat Yearbook 2010, http://epp.eurostat.ec.europa.eu/portal/page/portal/productdetails/publication7pprod uctcode=KS-CD-10−220-
  68. Europe Aid annual report 2011, http://ec.europa.eu/europeaid/multimedia/publications/publications/annual-reports/201 len. htm-
  69. Facility for Euro-Mediterranean Investment and Partnership. Study on improving the efficiency of workers' remittances in Mediterranean countries. European Investment Bank, March 2006-
  70. Global Economic Prospects. Uncertainties and Vulnerabilities. Washington, D.C.: The World Bank, http://siteresources.worldbank.org/INTPROSPECTS/Resources/334 934−1 322 593 305 595/82871391326374900917/GEPJanuary2012aFullReportFINAL.pdf-181
  71. Global Employment Trends for Youth. International Labour Organisation, 2011, http://www.ilo.org/Search3/search.do7seareh What=global+employment+trends+for+y outh&locale=enUS-
  72. Global Europe: Competing in the World. Brussels: European Commission, 2006. http://www.ourworldisnotforsale.org-
  73. Global South-South Development Expo 2010. Special Unit for South-South Cooperation. UNDP. 2011-
  74. Green Paper on «EU development policy in support of inclusive growth and sustainable development Increasing the impact of EU development policy», http://ec.europa.eu/development/icenter/repository/GREENPAPERCOM2010629 POLITIQUEDEVELOPPEMENTEN. pdf-
  75. International Transactions in Remittances. Guide for Compilers and users. IMF, 2009, http://www.imf.org/external/np/sta/bop/remitt.htm-
  76. Investing in Development: A practical Plan to Achieve the Millennium Development Goals, 2006, www.unmillenniumproject.org/reports/fullreport.htm-
  77. Lome I- Lome II- Lome III- Lome IV. http://www.acp.int/category/acp-document-group/acp-public-documents/general-public-documents-
  78. Mediterranee entre croissance et revolution. Investissements directs etrangers et partenariat vers les pays MED en 2010. Anima Investment network, 2011, etude 21, pp., http://www.animaweb.org/etudes.php-
  79. Report of the expert meeting on effectiveness of Foreign Direct Investmentpolicy measures, 15 July. The United Nations Conference on Trade and Development, 2003, http://www.unctad.org/en/docs/c2eml 3d3en. pdf-182
  80. Report of the World Commission on Environment and Development: Our Common Future. New York: Oxford University Press, 1987, http://www.un-documents.net/weed-ocf.htm-
  81. Richard, H.A. International Migration, Remittances and the Brain Drain: A Study of 24 Labour-Exporting Countries. World Bank Policy Research Working Paper, no. 3069. Washington DC: World Bank, 2003-
  82. South Report 2009. Perspectives on South-South Cooperation for Development. Special Unit for South-South Cooperation. UNDP. 2009-
  83. Stampini M. and Verdier-Chouchane A. Labour Market Dynamic in Tunisia: The Issue of Youth Unemployment. African Development Bank Working Paper Series, no. 123. Tunis: African Development Bank, 2011, http: // www. afdb. org / en/ documents/tunisia/3 /-
  84. Technical Sheet Aid Modalities, «Core Funding and Operational Grants», https://webgate.ec.europa.eu/fpfis/mwikis/aidco/images/5/5b/MicrosoftWord1. TF l-Corefunding.pdf-
  85. Technical Sheet Aid Modalities, «Direct Award of Grants», https://webgate.ec. europa. eu/fp fis/mwikis/aidco/images/3/3 8/MicrosoftWord-TF9-Directawardofgrants.pdf-
  86. Technical Sheet Aid Modalities, «Follow-up (performance-based) Grants», https://webgate.ec.europa.eu/fpfis/mwikis/aidco/images/e/ee/MicrosoftWord-TF5-Follow-upgrants.pdf-
  87. Technical Sheet Aid Modalities, «Regranting», https://webgate.ec.europa.eu/Q)fis/mwikis/aidco/images/9/90/TF2-Regranting.pdf-
  88. The African Development Bank Group in North Africa 2011. — Tunis: African Development Bank Group, 2011, http://www.afdb.org/en/countries/north-africa/-
  89. The Cotonou Agreement, http ://ec. europa. eu/europeaid/where/acp / o verview/cotonou-agreement/indexen.htm-
  90. The index of Global Philanthropy and Remittances 2010. Hudson Institute. http://www.hudson.org/files/pdfupload/IndexofGlobalPhilanthropyandRemitta nces2010. pdf-
  91. The Road Not Travelled: Education Reform in the Middle East and North Africa. Washington DC: World Bank, 2008-
  92. UNCTAD Handbook of Statistics, 2010, http://www.unctad.org/Templates/webflyer.asp?docid=14 293&intItemID=5771&lang = 1 &mode=downloads-
  93. UNDP Human Development Report. New York.: Oxford University Press, 1990, www.hdr.undp.org/en-
  94. Verdier-Chouchane A., N. Obayashi and V. Castel. The Revolution in Tunisia: Economic Challenges and Prospects. African Development Bank Economic Brief. Tunis: African Development Bank Group, 2011-
  95. Wider Europe Neighbourhood: A New Framework for Relations with our Eastern and Southern Neighbours. — Brussels: Commission Communication COM 104 final, 11.03.2003-
  96. World Economic Outlook April 2012. Growth Resuming, Dangers Remain. Washington, D.C.: International Monetary Fund, http://www.imf.org/external/pubs/ft/weo/2012/01/pdf/text.pdf-
  97. World Investment Report 2011. Non-Equity Modes of International Production and Development. Geneva: United Nations Conference on Trade and Development, http://archive.unctad.org/templates/Webflyer.asp?docID=l 5189&intltem ID=2068&mode=press&lang=l-
  98. Монографии и статьи на европейских языках
  99. Abdul Rahim Abdul Rahman. Islamic micro finance: a missing component in Islamic banking. Kyoto Bulletin of Islamic Area Studies. 2007. Volume 1−2.-
  100. Africa and the new globalization/ Ed. By Kieh G.K., jr. Burlington: Ashgate, 2008.-
  101. Ahmad El-Gohari, Dylan Sutherland. China’s Special Economic Zones in Africa: the Egyptian Case. Global Economic Recovery: The Role of China. CEA Conference
  102. University of Oxford, U.K., 12−13 July 2010. http://www.ceauk.org.uk/2010conference-papers/full-papers/El-Gohari-and-Sutherland-CEA-Final.pdf-
  103. Ahmad Sidqi Al-Dajani. The PLO and the Euro-Arab Dialogue // Journal of Palestine Studies, 1980. Vol. 4. No. 3-
  104. Akkari A. Education in the Maghreb: From the Construction to the Consolidation of Educational Systems // Analytical Reports in International Education, 2008. Vol. 2. No. 1-
  105. Ali El Kenz, Samir Amin. Le monde arabe, enjeux sociaux, perspectives mediterraneennes. Paris: L’Harmattan (Forum du Tiers monde), 2003-
  106. Allen and Overy. International Development Law Organisation. Islamic Micro finance Report. London, 2009-
  107. Anand S. and Sen A. K. Human development and economic sustainability. World Development, 2000. Vol. 28. No. 12-
  108. Aron R. Problems of European Integration // Lloyds Bank Review, 1953-
  109. Balassa B. The Theory of Economic Integration. Illinois: Richard D. Irvin, 1961-
  110. Barajas A., Chami R., Fullenkamp C., Garg A. The global financial crisis and workers' remittances to Africa: what’s the damage? Washington: IMF, 2010-
  111. Bayart J.-F. En finir avec les etudes postcoloniales. Le Debat. Paris, 2009. № 154-
  112. Ben Hounet Y. Gerek la tribu? Le traitement du fait tribal dans l’Algerie independente (1962−1989) // Cahiers d’etudes africaines. Paris, 2008. Vol.98. № 191-
  113. Beuret M., Michel S. La Chine a-t-elle un plan en Afrique? // Afrique contemporaine. Paris, 2008. № 4-
  114. Beware the middle-income trap. China’s roaring growth cannot last indefinitely. Special Report // The Economist, June, 2011. http://www.economist.com/node/18 832 106-
  115. Bresser-Pereira L.C. The global financial crisis and a new capitalism? // Keynisian economics. Armonk, 2010. Vol. 32. № 4-
  116. Bye M. Free Trade and Social Welfare // International Labor Review, January 1958-
  117. Cooper A. and Massel B.F. A New Look at Customs Union Theory // Economic Journal, 1965. Vol.75-
  118. Dominique Delaunay. Bilan des relations commerciales entre l’Union europeenne et les pays mediterraneens. Note d’information de la Direction Generale des politiques externes de l’Union. Bruxelles: Parlement Europeen, 2009-
  119. Ernst В. Haas. International Integration: The European and the Universal Process // International Organization. 1961. Vol.15. No.3-
  120. Europa (EU portal website) European Union Ministers agree to initiate services and investment talks with Mediterranean countries. Press Release, IP/05/1445. Brussels, 21 November-
  121. F. Tanner European Union Foreign Policy Towards a Neighbourhood Strategy. London: Routledge, 2004-
  122. Fordelone, Talita Yamashiro. Triangular Co-operation and Aid Effectiveness. Paris: OECD-DAC, 2009-
  123. Frederic Viale. L’horreur Europeenne. Paris: Editions Tatamis, 2010-
  124. Ghosh J. Global crisis and beyond: Sustainable growth trajectories for the developing world // International labor review. Geneva, 2010. Vol. 149. № 2-
  125. Hats off to Ngozi. A golden opportunity for the rest of the world to show Barack Obama the meaning of meritocracy // The Economist, March 31st, 2012
  126. Haussman R., J. Hwang and D. Rodrik. What You Export Matters. CID Working Paper No. 123. Harvard: Center for International Development at Harvard University, 2005-
  127. Hein de Haas. Trans-Saharan Migration to North Africa and the EU: Historical Roots and Current Trends, November, 2006. http://www.migrationinformation.org/Feature/display.cfm?ID=484-
  128. Jean-Luc Sauron. L’Europe est-elle toujours une bonne idee? Paris: Gualino editeur, Lextenso editions, 2012-
  129. Jean-Michel Severino, directeur general de l’Agence francaise de developpement. La Mediterrannee, concentre des fractures planetaires // Le Monde de l’economie, 20.11.2007-
  130. John C. Anyanwu and Andrew E.O. Erhijakpor. Do International Remittances Affect Poverty in Africa? // African Development Review, 2010. Vol.22. No. l-
  131. Joseph E. Stiglitz. Globalization and its Discontents. London: Penguin Books Ltd., 2000-
  132. Karl Kautsky. Nationalstaat, imperialistischer Staat und Staatenbund. Nurnberg, 1915-
  133. Kohnert, Dirk. EU-African Economic Relations: Continuing Dominance, Traded for Aid? Munich: GIGA German Institute of Global and Area Studies. Institute of African Affairs, 2008. http://mpra.ub.uni-muenchen.de/9434/-
  134. Kuczynski, Pedro-Pablo and John Williamson. After the Washington Consensus. Washington, D.C.: Institute of International Economics, 2003-
  135. Lewis A. The Theory of Economic Growth. London: Unwin University Press, 1955-
  136. Mark Furness, Pablo Gandara and Andreas Kern. The Political Economy of Euro-Mediterranean, Governance Report for GO-EuroMed. Brussels: GO-EuroMed Conference 27 28 November 2008. http://www.go-euromed.org/documents/1 205 856 523.pdf-
  137. Mirjam van Reisen. EU Policy on South-South Cooperation. Briefing Paper, February 2011. http://www.southsouthcooperation.net/downloads/16-eu-policy-on-south-south-cooperation.html-
  138. Mitrany D.A. Progress of International Government. New Haven: Yale university press, 1933.
  139. Monzer Kahf. Islamic banks: the rise of a new power alliance of wealth and shari’ah scholarship, in Clement Henry and Rodney Wilson, (editors). The Politics of Islamic Finance. Edinburgh University Press, 2004-
  140. Moroccan efforts to replace slums by Malcolm Borthwick. Editor // Middle East Business Report, September 2009. http://news.bbc.co.Uk/2/hi/business/8 266 403.stm-
  141. Morocco offers home help to its poor By Heba Saleh // Financial Times, April 2010. http://www.ft.eom/intl/cms/s/0/f0714286−4261-l ldf-8c60−00144feabdc0 .html#axzz 1 kqoadQD J-
  142. Mungcal I. EU Unveils Twin Approaches to Improve Aid Coordination, Transparency, December, 2011. http://www.devex.com/en/blogs/the-developmentnewswire/eu-unveils-twin-approaches-to-improve-aid-coordination-transparency-188
  143. Myrdal G. The Political Element in the Development of Economic Theory. Cambridge: Harvard University Press, 1954-
  144. Ndayi Z. Contextualising NEPAD: regionalism, plurilateralism and multilateralism // South African journal of international affairs. Johannesburg, 2009. Vol. 16. № 3-
  145. North Africa. Country Profiles // The Africa Report, December, 2011 -January, 2012. № 36-
  146. Opening remarks by Peter Mandelson at the 6th Euromed Conference, Lisbon, 21 October. European Commission, 2007. http://ec.europa.eu/commission-barrosolo/ashton/speeches-articles/sppml73-en.htm-
  147. Palacio A. Opening Europe’s Mediterranean Window // Today’s Zaman, February, 20, 2012. http://www .today szaman. com/ne wsDetailgetNewsB yld. action? newsId=271 944-
  148. Razgallah Brahim. The macroeconomics of workers' remittances in GCC countries. Economic research forum. Working Paper № 410, June, 2009-
  149. Repke W. International Order and Economic Integration. Dordrecht, 1959-
  150. Re-thinking the Arab Spring & Roadmap for G20/UN support? Supporting Political, Security and Socio-economic Transition across the Arab Realm. Geopolicity, October 2011. http://www.geopolicity.com/publications.php-
  151. Revathi Krishnaswarmy and John C. Hawley. The Postcolonial and the Global. London: University of Minneapolis press cop., 2008-
  152. Reynolds, Lloyd. The Spread of Economic Growth to the Third World: 1850−1980 // Journal of Economic Literature, 1983. № 21-
  153. Robeyns I. The capability approach A theoretical survey // Journal of Human Development, 2005. Vol. 6. № 1-
  154. Rodney Wilson. Making development assistance sustainable through Islamic micro finance // International Islamic University of Malaysia Journal of Economics and Management, 2007. Vol. 15. No. 2-
  155. Rodney Wilson. Strategic choices for Islamic banks in service provision for home and overseas markets. Islamic Investment Banking: Emerging Trends, Developments and Opportunities. London: Euromoney Books, 2010-
  156. Rory Miller and Ashraf Mishrif. The Barcelona process and Euro-Mediterranean relations: 1995−2005. Herzliya: GLORIA Center, Interdisciplinary Center, 2005. Vol. 9. No. 2. Article 6-
  157. Rostow W.W. Development: Political Economy of the Marshallian Long Period. In Gerald M. Meier and Dudley Seers, Pioneers in Development. New York: Oxford University Press, 1984-
  158. Sara Burke. The Doha Declaration and Development: What are the next steps? Financing for Development Doha Review Conference, 30 November 2 December, 2008. Friedrich Ebert Stiftung, 2008. http://library.fes.de/pdf-files/iez/global/5 990.pdf-
  159. Schulz, Nils-Sjard. Implementing Accra South-South cooperation in the context of aid effectiveness, Concept Note for the Task Team on South-South cooperation. Bogota, 2009-
  160. Sen A. K. Inequality Re-Examined. Oxford: Clarendon Press, 1992-
  161. Sen A.K. Development as Freedom. Oxford: Oxford University Press, 1999-
  162. Subika Farazi, Erik Feyen, Roberto Rocha. Bank ownership and performance in the Middle East and North Africa region. Policy Research Working Paper 5620.
  163. Sudin Haron. A Comparative Study of Islamic Banking Practices // Islamic Economy, 1998. Vol. 10-
  164. The Compact Edition of the Oxford English Dictionary. Volume I. London: Oxford University Press, 1971-
  165. The EU’s Multi-Annual Financial Framework post-2013: Options for EU development cooperation By Mikaela. www.odi.org.uk/resources/docs/7164.pdf-
Заполнить форму текущей работой