Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Формирование профессиональной субъектности будущих психологов

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Теоретические основы исследования составили: психологические и акмеологические концепции личностно-профессионального развития, самоактуализации, самосовершенствования, самореализации, самоорганизации (А.А.Деркач, М. И. Дьяченко, JT.A. Кандыбович, С. П. Курдюмов. И. С. Мангутов, В. Н. Марков, А. Маслоу, О. В. Москаленко, А. К. Осницкий, Е. В. Селезнева, Л. А. Степнова и др.) — концепции целостного… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
    • 1. Состояние разработанности проблемы исследования
    • 2. Теоретическая модель профессиональной субъектности будущих психологов
  • Выводы по первой главе
  • ГЛАВА II. ПУТИ ОПТИМИЗАЦИИ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ СУБЪЕКТНОСТИ БУДУЩИХ ПСИХОЛОГОВ
    • 109. ?
    • 1. Акмеологические условия и факторы формирования профессиональной субъектности будущих психологов
    • 2. Акмеологическая система формирования профессиональной субъектности будущих психологов
  • Выводы по второй главе
  • ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Формирование профессиональной субъектности будущих психологов (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. В современном обществе возрастает потребность в инициативных, самостоятельно мыслящих и действующих специалистах, которые не просто адаптируются к возникающим ситуациям, но и изменяют их в соответствии с социальными и профессиональными задачами, активно преобразовывают свою деятельность и себя в ней. Условием эффективной творческой деятельности и непрерывного самосовершенствования в ней является формирование профессиональной субъектности как интегративного качества, обеспечивающего непрерывное поступательное саморазвитие и продуктивную самореализацию специалиста в профессии. Одной из профессий, которые требуют высокого уровня развития профессиональной субъектности, является профессия психолога. Это обусловлено в первую очередь тем, что данная профессия имеет ярко выраженный субъект-субъектный характер и требует ценностного отношения к субъективной реальности другого человека. Кроме того, I уникальность и неповторимость каждой ситуации профессионального взаимодействия психолога требует от него высокого уровня саморегуляции и самостоятельности при принятии решений. Наконец, основным средством профессионального труда психолога является его личность, что обусловливает необходимость непрерывных самоизменений. При этом, как показывают многочисленные исследования, формирование профессиональной субъектности психолога должно начинаться еще на этапе его подготовки, в ходе обучения. Практика позволила выявить противоречия:

— между уровнем сформированности профессиональной субъектности у будущих психологов и потребностью в интенсификации процесса их личностно-профессионального саморазвития;

— между необходимостью оптимизации процесса формирования профессиональной субъектности у будущих психологов и поиском акмеологических условий и факторов, обеспечивающих его продуктивность.

Состояние разработанности проблемы исследования

Проблема субъекта и его субъектности является предметом философских, психологических, педагогических, акмеологических исследований. Представления о субъекте сформировались уже в древности и были развиты в современной философии (Аристотель, И. Кант, Г. В. Ф. Гегель, К. Маркс, Н. Н. Бердяев, М. С. Каган, A.M. Коршунов, В. П. Тугаринов,

A.С. Арсеньев и др.). Развитие представлений о субъекте и субъектности опосредовано пристальным вниманием к человеку в философской и психологической антропологии (B.C. Соловьев, В. В. Зеньковский, П. А. Флоренский, C.JI. Франк, С. Н. Булгаков, И. А. Ильин, И. О. Лосский, Л. П. Карсавин, Л. Фейербах, Д. А. Хомяков, М. Шелер и др.), экзистенциализме (Д. Бьюдженталь, Э. Фромм, М. Хайдеггер и др.), гуманистической и гуманитарной психологии (Б.С. Братусь, Т. А. Флоренская, В. В. Абраменкова, Л. И. Воробьева, Ф. Е. Василюк, В. Франкл, А. Маслоу и др.), культурно-исторической психологии (Л.С. Выготский, М. М. Бахтин, В. Т. Кудрявцев, В. В. Петухов и др.).

В психологической науке проблема субъектности наиболее глубоко разработана в трудах С. Л. Рубинштейна, Д. Н. Узнадзе, Б. Г. Ананьева и некоторых представителей гуманистической психологии. Сейчас она раскрывается в исследованиях К. А. Абульхановой, Л. И. Анцыферовой,

B.В. Белоуса, А. В. Брушлинского, Л. М. Веккера, М. И. Воловиковой, Л. И. Воробьевой, Б. А. Вяткина, Л .Я. Дорфмана, А. Л. Журавлева, В. В. Знакова, К. В. Карпинского, О. А. Конопкина, Д. А Леонтьева, В. И. Моросановой, А. К. Осницкого, В. А. Петровского, В. В. Селиванова,

Е.А. Сергиенко, А. Н. Славской, В. И. Слободчикова, А. С. Чернышева, В. Д. Шадрикова и др.

В педагогике значительное внимание уделяется разработке средств и методов формирования субъектности (Г.И. Аксёнова, В. В. Горшкова, М. Г. Ермолаева, Н. К. Сергеев и др.).

С понятием субъектности связывают такие характеристики человека, как активность (В.И.Секун, В. В. Собольников и др.) — чувство личной социальной и нравственной ответственности (К.А.Абульханова, Л.И.Дементий) — самостоятельное, творческое мышление (О.К.Тихомиров,

A.В.Шевырев и др.) — нравственная, психологическая, эмоционально-волевая устойчивость (В.Э.Чудновский, Ф. Е. Василюк, Т.А.Немчин) — духовность (В.Д.Шадриков, В. Н. Колесников, В. М. Шепель,

B.А.Пономаренко и др.) — творческий потенциал (А.А.Бодалев, А. А. Деркач, Н. В. Кузьмина, Л. П. Гримак, Н. Е. Лейтес, Д. И. Фельдштейн и др.) — психологическая и профессиональная готовность (Д.Н.Узнадзе, К. К. Платонов, М. А. Котик, Г. С. Никифоров, В. Н. Кузнецов, В.Н.Футин).

В акмеологии проблема субъекта и субъектности изучается в связи с проблемами развития личностно-профессионального потенциала, профессионального самосознания и профессиональной компетентности, самоопределения и самореализации человека в профессии, личностного и профессионального становления (А.А.Деркач, И. Н. Дроздов, А. В. Жаринов, В. Г. Зазыкин, А. А. Козлова, Р. Н. Косов, Д. М. Логунцова, В. Н. Маркин, В. Н. Марков, О. В. Москаленко, А. Р. Никифоров, А. С. Огнев, Н. И. Птуха, Е. В. Селезнева, Л. А. Степнова и др.).

Проблемы личностно-профессионального развития психологов в высшей школе также являются предметом многих психологических, педагогических и акмеологических исследований (Н.А.Аминов, Е. М. Борисова, С. А. Боровикова, Т. М. Буякас, С. М. Годник, О. В. Дашкевич, А. А. Деркач, И. В. Дубровина, В. П. Захаров, Е. А. Климов, Д. О'Коннор,

Н.В.Кузьмина, А. К. Маркова, В. С. Мухина, М. В. Молоканов, Е. С. Романова, К. Роджерс, Д. Сеймор, В. А. Сластенин, В. Стайр, JI.B. Темнова, Н.Ю.Хря-щева и др.). При этом в последнее время активно исследуются различные аспекты формирования субъектности будущих психологов (В.А. Бар-дынина, А. Ф. Березин, Е. А. Быкова, И. А. Вишняков, М. И. Гайдар, С. А. Жорник, А. С. Кривцова, Н. А. Савченко, О. А. Сергеева, А.В. Ши-лакина, Е. В. Шипилова и др.). В то же время не изучены особенности формирования профессиональной субъектности у студентов, получающих профессию психолога в рамках второго высшего образования. Таким образом, актуальность проблемы и ее недостаточная научная разработанность предопределили тему, объект, предмет, цель и задачи диссертационного исследования.

Цель исследования — разработать акмеологическую систему формирования профессиональной субъектности будущих психологов. Объект исследования — профессиональная субъектность будущих психологов.

Предмет исследования — акмеологические условия и факторы формирования профессиональной субъектности будущих психологов и пути оптимизации этого процесса. Гипотеза исследования

Профессиональная субъектность как интегративное личностное качество позволяет специалисту выходить за рамки ситуативной стимуляции профессиональной деятельности и активно-избирательно и инициативно-ответственно осуществлять ее регуляцию, обеспечивая эффективное решение профессиональных задач и личностно-профессиональное саморазвитие.

Активизация и оптимизация формирования профессиональной субъектности будущих психологов обеспечивается действием ряда акмеологических условий и факторов и внедрением в практику обучения акмеологической системы формирования данного субъектного качества. Задачи исследования

1. Обобщить состояние разработанности проблемы исследования.

2. Разработать теоретическую модель профессиональной субъектности.

3. Выявить акмеологические условия и факторы формирования профессиональной субъектности будущих психологов.

4. Разработать и апробировать акмеологическую систему формирования профессиональной субъектности будущих психологов.

5. Разработать научно-практические рекомендации по оптимизации процесса формирования профессиональной субъектности будущих психологов.

Теоретико-методологическую базу исследования составили системный, субъектный, деятельностный подходыпринципы детерминизма, развития, единства сознания и деятельности, социальной обусловленности личности (В.Г. Асеев, Л. И. Божович, В. К. Вилюнас, И. А. Джидарьян, В. А. Иванников, Е. А. Климов, А. Н. Леонтьев, Б. Ф. Ломов, B.C. Магун,

A.В. Петровский, К. К. Платонов, С. Л. Рубинштейн, П. М. Якобсон и др.) — принципы становления субъектности (А.Г. Асмолов, А. В. Брушлинский,

B.А. Петровский, В. И. Слободчиков и др.) — активности субъекта деятельности (К.А. Абульханова, Б. Г. Ананьев, Л. С. Выготский,

A.Н. Леонтьев и др.), перехода развития в саморазвитие (А.А.Деркач, Е. В. Селезнева, Л. А. Степнова и др.) — взаимосвязи профессионального и личностного развития (Б.Г. Ананьев, А. А. Бодалев, А. А. Деркач, В. Г. Зазыкин, Н. С. Глуханюк, Ф. Н. Гоноболин, Е. А. Климов, Н. В. Кузьмина, Б. Ф. Ломов, Л. М. Митина, К. К. Платонов, Ю. П. Поваренков, А. А. Реан,

B.А. Сластенин, В. Д. Шадриков и др.).

Теоретические основы исследования составили: психологические и акмеологические концепции личностно-профессионального развития, самоактуализации, самосовершенствования, самореализации, самоорганизации (А.А.Деркач, М. И. Дьяченко, JT.A. Кандыбович, С. П. Курдюмов. И. С. Мангутов, В. Н. Марков, А. Маслоу, О. В. Москаленко, А. К. Осницкий, Е. В. Селезнева, Л. А. Степнова и др.) — концепции целостного развития личности в зрелом возрасте (Б.Г.Ананьев, А. А. Бодалев, А.А.Деркач) — идеи андрагогики как концептуальной основы обучения взрослых (Т.Г. Браже, С. Г. Вершловский, В. В. Горшкова, А. В. Даринский, С. И. Змеёв, И. А. Колесникова, Ю.Н. Кулюткин) — идеи гуманистической личностно-ориентированной педагогики (Н.И. Алексеев, Е. В. Бондаревская, В. В. Сериков, И. С. Якиманская, К. Роджерс и др.) — теории профессиональной направленности личности (Е.А.Климов, Н. В. Кузьмина, К.К.Платонов) — представления об особенностях психологической профессии (А.И.Донцов, А. Г. Лидерс, Е. Е. Сапогова, Н. И. Исаева, Н. Н. Обозов и др.). Исследование осуществлялось с позиций акмеологического подхода (К.А. Абульханова, Б. Г. Ананьев, А. А. Бодалев, А. С. Гусева (Карпенко), А. А. Деркач, В. Г. Зазыкин, Н. В. Кузьмина, А. К. Маркова и др.). Методы исследования. Для реализации поставленных задач использовался комплекс методов теоретического анализа и диагностических методик (изучение литературных источников, наблюдение, тестирование, диагностическое интервью, свободное самоописание, экспертные оценки).

В качестве диагностических инструментов применялись: методика самооценки уровня онтогенетической рефлексии, шкала оптимизма-активности, опросник уровня субъективного контроля (Дж. Роттер, адаптация Е. Ф. Бажина, Е. А. Голынкина, A.M. Эткинд), методика определения социальной креативности личности, тест на объективность, тест «Смысложизненные ориентации» Д. Крамбо и Л. Махолика (в модификации Д.А.Леонтьева) — личностный дифференциал.

При обобщении и анализе эмпирических материалов использовались методы статистической обработки данных с применением статистических пакетов «EXCEL» и «Statistic for Windows».

Эмпирическая база исследования. Выборочную совокупность исследования составили 245 студентов ФГОУ ВПО «Российская академия государственной службы при Президенте Российской Федерации», обучающиеся по программам высшего профессионального образования с целью получения второго высшего образования по специальности «Психология» (специализации: «Психология управления», «Акмеология»). В качестве экспертов выступали преподаватели РАГС. Надежность и достоверность результатов исследования обеспечивалась исходными методологическими принципами, теоретической обоснованностью, разнообразием и надежностью использованных методов, репрезентативностью выборки, математической обработкой полученных данных с использованием пакета компьютерных программ статистического анализа.

Основные научные результаты, полученные лично соискателем, и их научная новизна

1. Уточнено понятие «профессиональная субъектность». Показано, что профессиональная субъектность — это интегративное личностное качество, которое развивается и реализуется в пространстве профессиональной деятельности за счет внутренне детерминированной конструктивно-преобразовательной активности, позволяя выходить за рамки ситуативной стимуляции деятельности и активно-избирательно и инициативно-ответственно осуществлять ее регуляцию, обеспечивая эффективное решение профессиональных задач и личностно-профессиональное саморазвитие.

2. Разработана теоретическая модель профессиональной субъектности. В соответствии с этой моделью в структуре профессиональной субъектности выделены два компонента. Ценностно-смысловой компонент обеспечивает преодоление ситуативной «заданности» профессионального поведения, свободный, внутренне детерминированный выбор в ситуации неопределенности на основе формирования и рефлексивного проявления системы личностных смыслов как совокупности побуждений и внутренних условий, которые направляют и регулируют процесс решения профессиональных задач и личностно-профессионального саморазвития. Содержание ценностно-смыслового компонента составляют: свобода как способность и готовность определять свой жизненный путь, исходя из собственных ценностей и формируя собственные жизненные смыслыответственность как способность и готовность признавать самого себя причиной собственных решений и поступковрефлексия как способность и готовность осмысливать жизненную ситуацию и обеспечивать тем самым осознанный выбор. Креативно-действенный компонент обеспечивает реализацию задач профессиональной деятельности и личностно-профессионального саморазвития за счет творческой инициативы и самостоятельности, которые позволяют ломать стереотипы, искать и реализовывать способы деятельности и саморазвития, обеспечивающие максимальную эффективность в достижении собственных целей. В содержание креативно-действенного компонента входят: инициативность как способность и готовность к надситуативной активности и преодолению установленных границ деятельностисамостоятельность как способность и готовность трансформировать ситуацию в соответствии с собственными целямикреативность как способность и готовность свободно действовать в неопределенных ситуациях.

Доказательно представлено, что предложенная теоретическая модель профессиональной субъектности является универсальной и обладает нормативными и прогностическими возможностями в рамках любой специальности. В то же время форма проявления компонентов профессиональной субъектности определяется спецификой профессиональной деятельности.

3. Выявлены акмеологические условия и факторы формирования профессиональной субъектности будущих психологов. Установлено, что основными акмеологическими условиями формирования профессиональной субъектности будущих психологов являются внедрение в систему их подготовки андрагогической модели обучения и создание акмеологической образовательной среды.

Показано, что андрагогическая модель обучения как акмеологическое ~ условие формирования профессиональной субъектности будущих психологов «действует» через следующие частные условия: учет в образовательном процессе основных андрагогических принципов обучения и изменение функций, содержания и форм деятельности преподавателя. Учет андрагогических принципов обучения (философского осмысления педагогической деятельностипартнерских отношений участников образовательного процессаприоритета самостоятельного обучениясовместной деятельностиопоры на опыт обучающегосяиндивидуализации обучениясистемности обученияконтекстности обученияактуализации результатов обучения в профессиональной деятельностиэлективности обученияучета и развития образовательных потребностейосознанности обучения) обеспечивает актуализацию у будущих психологов потребности в самосовершенствовании и самореализации, а также формирование компонентов профессиональной субъектности.

Определено, что основными функциями преподавателя становятся функции: эксперта по технологии обучения взрослыхорганизатора совместной деятельности всех участников (элементов) процесса обучениясоавтора (совместно с обучающимся) индивидуальной программы обучениянаставникаконсультантавдохновителясоздателя благоприятных психологических условий обученияисточника знаний, умений, навыков и качеств, необходимых обучающимся. Основным содержанием деятельности преподавателей становится приобщение будущих психологов к акмеологическим технологиям, которые обеспечивают опережающее развитие личностно-профессионального потенциала и позволяют эффективно использовать собственные акмеологические ресурсы для построения оптимальной траектории саморазвития. Основной формой деятельности преподавателей, которая обеспечивает максимально эффективное формирование профессиональной субъектности будущих психологов, является модерация. Доказательно представлено, что акмеологическая образовательная среда как акмеологическое условие формирования профессиональной субъектности будущих психологов «действует» через следующие частные условия: деятелъностное освоение содержания образовательного процесса и создание отношений сотворчества между преподавателялш и студентами. Деятельностное освоение содержания образовательного процесса связано с использованием в процессе подготовки будущих психологов тренингов, имитационных, ролевых, деловых игр, «круглых» столов, решением психологических ситуационных задач и т. д. Результатом участия будущих психологов в подобных активных формах обучения являются становление профессиональной компетентности, расширение опыта профессионального взаимодействия, усвоение профессиональных норм и психологических способов регуляции активности, повышение уровня сформированности профессиональной субъектности. Создание отношений сотворчества между преподавателями и студентами обеспечивает целостное включение будущих психологов в процесс профессионализации и комплексное развитие их характеристик как личности и субъекта профессиональной деятельности.

Показано, что созданные в рамках образовательного пространства акмеологические условия активизируют и оптимизируют процесс формирования профессиональной субъектности будущих психологов только в сочетании с акмеологическими факторами как внутренними детерминантами эффективности данного процесса. В качестве акмеологических факторов выступают активное самообразование, развитие системы представлений о себе как личности и профессионалеопыт осознанной саморегуляцииценностное отношение к профессиональной деятельности психолога и его профессионализму. 4. Разработана и апробирована акмеологическая система формирования профессиональной субъектности будущих психологов. Показано, что акмеологическая система формирования профессиональной субъектности будущих психологов является целенаправленной, целостной, открытой, самоуправляемой, динамической. В качестве среды для акмеологической системы формирования профессиональной субъектности будущих психологов выступает образовательное пространство как единство опыта деятельности и опыта отношений человека к миру, к людям и к себе, обеспечивающее человеку возможность воспроизводить и транслировать культуру, развивать способность к выявлению нравственных ценностей, овладевать умением самостоятельно ориентироваться в мире ценностей, делать моральный и ценностный выбор, оценивать результаты этого выбора и прогнозировать будущие отношения.

Эмпирически подтверждено, что внедрение данной акмеологической системы в практику обучения будущих психологов обеспечивает существенное ускорение и оптимизацию процесса формирования профессиональной субъектности, что проявляется в формировании отношения к себе и другому как к субъекту собственной жизнедеятельностипотребности в налаживании субъектных связей с окружающими людьмистремления к самопреобразованиямспособности к эффективному разрешению противоречий, возникающих в процессе профессиональной деятельностиценностной направленности на профессию психологаактивной жизненной позиции.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что профессиональная субъектность описана как фактор личностно-профессионального становления будущих психологов. Опережающее формирование профессиональной субъектности впервые рассматривается как условие оптимизации подготовки психологов в высшей школе. Разработанная теоретическая модель профессиональной субъектности будущих психологов имеет нормативный и прогностический характер и обеспечивает эффективную оценку динамики формирования этого интегративного личностного качества. Впервые акмеологическая система формирования профессиональной субъектности будущих психологов представлена как суперструктура, включающая структурные, функциональные и динамические компоненты.

Практическая значимость исследования состоит в том, что полученные в ходе его проведения теоретические и практические результаты позволяют разрабатывать акмеологические программы формирования профессиональной субъектности будущих психологов, обучающихся по программам второго высшего образования и магистратуры. Сами будущие специалисты могут использовать результаты данного исследования при разработке индивидуальных траекторий личностно-профессионального роста, а также в своей профессиональной практике в ходе индивидуального и группового консультирования представителей других профессий.

Материалы исследования, его результаты и научно-практические рекомендации могут быть использованы в процессе профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации психологов.

Результаты исследования могут использоваться в учебных курсах по общей акмеологии, социальной психологии, психологии профессиональной деятельности, акмеологии и психологии личности, педагогике. Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись в рамках обучения профессиональных психологов. Результаты исследования обсуждались на заседаниях проблемных групп и кафедры акмеологии и психологии профессиональной деятельности РАГС при Президенте РФ. Они апробированы автором на психолого-акмеологических чтениях Международной академии акмеологических наук, а также были использованы на лекциях, семинарах и тренингах в рамках обучения профессиональных психологов. Отдельные положения и результаты работы обсуждались на научных сессиях Международного акмеологического института (Москва, 2007;2009 гг.). Материалы исследования докладывались на Международных научных конференциях «Акмеология: личностное и профессиональное. развитие человека» (Самара, 2005, Москва, 2007, 2009). Положения, выносимые на защиту 1 Профессиональную субъектность следует понимать как:

— интегративное личностное качество, основу которого составляет отношение человека к себе как к деятелю, источнику продуктивной активности и понимание собственной способности «выходить за пределы» и производить значимые преобразования в мире, других людях, самом себе за счет качественного преобразования включенных в профессиональную деятельность и обеспечивающих ее осуществление индивидных и личностных свойств в соответствии с требованиями деятельности и критериями самой личности;

— высшую форму регуляции профессиональной деятельности и процесса личностно-профессионального развития, обеспечивающую согласование личностных потребностей, способностей, ожиданий с условиями и требованиями деятельностипостроение профессионального пути в соответствии с собственными целями и ценностямипостоянное стремление к самосовершенствованию через разрешение противоречий;

— предпосылку успешного освоения профессиональной деятельности и непрерывного личностно-профессионального саморазвития и самореализации специалиста.

2. Акмеологическим критерием сформированности профессиональной субъектности является способность оптимальным образом разрешать противоречия, возникающие в процессе профессиональной деятельности, обеспечивая возможность саморазвития и самореализации в ней. Данный акмеологический критерий раскрывается через систему показателей, одновременно отражающих сформированность компонентов профессиональной субъектности.

Уровень сформированности ценностно-смыслового компонента отражают: рефлексивность как показатель, отражающий высокий уровень анализа эффективности деятельности и в целом опыта жизнедеятельностивнутренний локус контроля как показатель, отражающий высокий уровень ответственностиактивность как показатель, отражающий высокий уровень внутренней свободыоптимизм как показатель, отражающий высокий уровень веры в собственные силы.

Уровень сформированности креативно-действенного компонента характеризуют: антиципация как показатель, отражающий высокий уровень способности выходить за пределы заданной ситуациисамостоятельное целеполагание как показатель, отражающий высокий уровень осмысленности жизнисоциальная креативность как показатель, отражающий способность творчески действовать в нестандартных ситуациях.

Использование данных показателей позволяет оценивать как сформированность профессиональной субъектности в целом, так и каждого из ее компонентов в отдельности, и при необходимости разрабатывать коррекционно-развивающие программы, обеспечивая опережающее формирование профессиональной субъектности уже на этапе профессиональной подготовки специалистов.

3. Основным объективным акмеологическим фактором формирования профессиональной субъектности будущих психологов является активное самообразование, содержание которого образуют психологические знания, творческое изучение опыта других специалистов, поиск новых идей, способов и приемов работы, анализ и обобщение собственного опыта с позиции современных требований, высокоэффективное, творческое решение профессиональных задач с опорой на рекомендации науки и эффективной психологической практики. В рамках самообразования будущие психологи самостоятельно овладевают совокупностью психологических ценностей, смыслов, технологий, опытом творчества. В качестве субъективных акмеологических факторов формирования профессиональной субъектности будущих психологов выступают: развитие системы представлений о себе как личности и профессионалеопыт осознанной саморегуляцииценностное отношение к профессиональной деятельности психолога и его профессионализму. Развитие системы представлений о себе как личности и профессионале обеспечивает формирование продуктивной Л-концепции будущих психологов, которая позволяет формировать реалистичные личностно-профессиональные стандарты, программы развития и саморазвития, выстраивать гармоничную и продуктивную систему профессиональных взаимодействий и отношений.

Опыт осознанной саморегуляции обеспечивает реализацию субъектной активности, позволяя сформировать полноценный контур осознанной саморегуляции деятельности, инициировать, организовывать и контролировать свою деятельность.

Ценностное отношение к профессиональной деятельности психолога и его профессионализму позволяет трансформировать структурные составляющие профессионализма как общественно значимые ценности в личностные и реализовать их в профессиональной деятельности, придавая тем самым личности как субъекту деятельности и саморазвития качественную определенность, относительную устойчивость и целостность.

4. В структурном аспекте в акмеологической системе формирования профессиональной субъектности будущих психологов выделяются следующие компоненты: акмеологическая цель, субъекты акмеологического взаимодействия, акмеологическое знание, акмеологические средства формирования профессиональной субъектности. В функциональном аспекте решение акмеологических задач в рамках данной системы обеспечивается гностическим, проектировочным, организационным и коммуникативным компонентами. В динамическом аспекте формирование профессиональной субъектности будущих психологов в данной системе обеспечивается последовательным развертыванием мотивационного, когнитивного, деятельностного, рефлексивного компонентов.

Системообразующим компонентом данной акмеологической системы, который определяет ее структурные, функциональные и динамические особенности, является акмеологическая цель — формирование профессиональной субъектности будущих психологов.

Выводы по второй главе

Выявлены акмеологические условия и факторы формирования профессиональной субъектности будущих психологов. Установлено, что основными акмеологическими условиями формирования профессиональной субъектности будущих психологов являются внедрение в систему их подготовки андрагогической модели обучения и создание акмеологической образовательной среды.

Андрагогическая модель обучения как акмеологическое условие формирования профессиональной субъектности будущих психологов «действует» через следующие частные условия: учет в образовательном процессе основных андрагогических принципов обучения и изменение функций, содержания и форм деятельности преподавателя. Учет андрагогических принципов обучения обеспечивает актуализацию у будущих психологов потребности в самосовершенствовании и самореализации, а также формирование компонентов профессиональной субъектности.

Основными функциями преподавателя становятся функции: эксперта по технологии обучения взрослыхорганизатора совместной деятельности всех участников (элементов) процесса обучениясоавтора (совместно с обучающимся) индивидуальной программы обучениянаставникаконсультантавдохновителясоздателя благоприятных психологических условий обученияисточника знаний, умений, навыков и качеств, необходимых обучающимся. Основным содержанием деятельности преподавателей становится приобщение будущих психологов к акмеологическим технологиям, которые обеспечивают опережающее развитие личностно-профессионального потенциала и позволяют эффективно использовать собственные акмеологические ресурсы для построения оптимальной траектории саморазвития. Основной формой деятельности преподавателей, которая обеспечивает максимально эффективное формирование профессиональной субъектности будущих психологов, является модерация.

Акмеологическая образовательная среда как акмеологическое условие формирования профессиональной субъектности будущих психологов «действует» через следующие частные условия: деятельностное освоение содержания образовательного процесса и создание отношений со-творчества между преподавателями и студентами. Деятельностное освоение содержания образовательного процесса связано с использованием в процессе подготовки будущих психологов тренингов, имитационных, ролевых, деловых игр, «круглых» столов, решением психологических ситуационных задач и т. д. Результатом участия будущих психологов в подобных активных формах обучения являются становление профессиональной компетентности, расширение опыта профессионального взаимодействия, усвоение профессиональных норм и психологических способов регуляции активности, повышение уровня сформированности профессиональной субъектности. Создание отношений со-творчества между преподавателями и студентами обеспечивает целостное включение будущих психологов в процесс профессионализации и комплексное развитие их характеристик как личности и субъекта профессиональной деятельности.

Созданные в рамках образовательного пространства акмеологические условия активизируют и оптимизируют процесс формирования профессиональной субъектности будущих психологов только в сочетании с акмеологическими факторами как внутренними детерминантами эффективности данного процесса. В качестве акмеологических факторов выступают активное самообразование, развитие системы представлений о себе как личности и профессионалеопыт осознанной саморегуляцииценностное отношение к профессиональной деятельности психолога и его профессионализму.

Разработана и апробирована акмеологическая система формирования профессиональной субъектности будущих психологов.

Акмеологическая система формирования профессиональной субъектности будущих психологов является: целенаправленной, целостной, открытой, самоуправляемой, динамической. В качестве среды для акмеологической системы формирования профессиональной субъектности будущих психологов выступает образовательное пространство как единство опыта деятельности и опыта отношений человека к миру, к людям и к себе, обеспечивающее человеку возможность воспроизводить и транслировать культуру, развивать способность к выявлению нравственных ценностей, овладевать умением самостоятельно ориентироваться в мире ценностей, делать моральный и ценностный выбор, оценивать результаты этого выбора и прогнозировать будущие отношения.

В структурном аспекте в акмеологической системе формирования профессиональной субъектности будущих психологов выделяются следующие компоненты: акмеологическая цель, субъекты акмеологического взаимодействия, акмеологическое знание, акмеологические средства формирования профессиональной субъектности.

В функциональном аспекте решение акмеологических задач в рамках данной системы обеспечивается гностическим, проектировочным, организационным и коммуникативным компонентами.

В динамическом аспекте формирование профессиональной субъектности будущих психологов в данной системе обеспечивается последовательным развертыванием мотивационного, когнитивного, деятельностного, рефлексивного компонентов.

Системообразующим компонентом данной акмеологической системы, который определяет ее структурные, функциональные и динамические особенности, является акмеологическая цельформирование профессиональной субъектности будущих психологов.

Внедрение данной акмеологической системы в практику обучения будущих психологов обеспечивает существенное ускорение и оптимизацию процесса формирования профессиональной субъектности, что проявляется в формировании отношения к себе и другому как к субъекту собственной жизнедеятельностипотребности в налаживании субъектных связей с окружающими людьмистремления к самопреобразованиямспособности к эффективному разрешению противоречий, возникающих в процессе профессиональной деятельностиценностной направленности на профессию психологаактивной жизненной позиции.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проведенное диссертационное исследование подтвердило первоначально выдвинутые гипотезы, правильность постановки задач и положения, выносимые на защиту.

Показано, что профессиональная субъектность — это интегративное личностное качество, которое развивается и реализуется в пространстве профессиональной деятельности за счет внутренне детерминированной конструктивно-преобразовательной активности, позволяя выходить за рамки ситуативной стимуляции деятельности и активно-избирательно и инициативно-ответственно осуществлять ее регуляцию, обеспечивая эффективное решение профессиональных задач и личностно-профессиональное саморазвитие.

В соответствии с теоретической моделью в структуре профессиональной субъектности выделены два компонента. Ценностно-смысловой компонент обеспечивает преодоление ситуативной «заданности» профессионального поведения, свободный, внутренне детерминированный выбор в ситуации неопределенности на основе формирования и рефлексивного проявления системы личностных смыслов как совокупности побуждений и внутренних условий, которые направляют и регулируют процесс решения профессиональных задач и личностно-профессионального саморазвития. Креативно-действенный компонент обеспечивает реализацию задач профессиональной деятельности и личностно-профессионального саморазвития за счет творческой инициативы и самостоятельности, которые позволяют ломать стереотипы, искать и реализовывать способы деятельности и саморазвития, обеспечивающие максимальную эффективность в достижении собственных целей.

Предложенная теоретическая модель профессиональной субъектности является универсальной и обладает нормативными и прогностическими возможностями в рамках любой специальности. В то же время форма проявления компонентов профессиональной субъектности определяется спецификой профессиональной деятельности.

Установлено, что основными акмеологическими условиями формирования профессиональной субъектности будущих психологов являются внедрение в систему их подготовки андрагогической модели обучения и создание акмеологической образовательной среды.

Показано, что андрагогическая модель обучения как акмеологическое условие формирования профессиональной субъектности будущих психологов «действует» через следующие частные условия: учет в образовательном процессе основных андрагогических принципов обучения и изменение функций, содержания и форм деятельности преподавателя. Учет андрагогических принципов обучения обеспечивает актуализацию у будущих психологов потребности в самосовершенствовании и самореализации, а также формирование компонентов профессиональной субъектности. Основными функциями преподавателя становятся функции: эксперта по технологии обучения взрослыхорганизатора совместной деятельности всех участников (элементов) процесса обучениясоавтора (совместно с обучающимся) индивидуальной программы обучениянаставникаконсультантавдохновителясоздателя благоприятных психологических условий обученияисточника знаний, умений, навыков и качеств, необходимых обучающимся. Основным содержанием деятельности преподавателей становится приобщение будущих психологов к акмеологическим технологиям, которые обеспечивают опережающее развитие личностно-профессионального потенциала и позволяют эффективно использовать собственные акмеологические ресурсы для построения оптимальной траектории саморазвития. Основной формой деятельности преподавателей, которая обеспечивает максимально эффективное формирование профессиональной субъектности будущих психологов, является модерация.

Доказательно представлено, что акмеологическая образовательная среда как акмеологическое условие формирования профессиональной субъектности будущих психологов «действует» через следующие частные условия: деятельностное освоение содержания образовательного процесса и создание отношений со-творчества между преподавателями и студентами. Деятельностное освоение содержания образовательного процесса связано с использованием в процессе подготовки будущих психологов тренингов, имитационных, ролевых, деловых игр, «круглых» столов, решением психологических ситуационных задач и т. д. Результатом участия будущих психологов в подобных активных формах обучения являются становление профессиональной компетентности, расширение опыта профессионального взаимодействия, усвоение профессиональных норм и психологических способов регуляции активности, повышение уровня сформированности профессиональной субъектности. Создание отношений со-творчества между преподавателями и студентами обеспечивает целостное включение будущих психологов в процесс профессионализации и комплексное развитие их характеристик как личности и субъекта профессиональной деятельности.

Показано, что созданные в рамках образовательного пространства акмеологические условия активизируют и оптимизируют процесс формирования профессиональной субъектности будущих психологов только в сочетании с акмеологическими факторами как внутренними детерминантами эффективности данного процесса. В качестве акмеологических факторов выступают активное самообразование, развитие системы представлений о себе как личности и профессионалеопыт осознанной саморегуляцииценностное отношение к профессиональной деятельности психолога и его профессионализму.

Показано, что акмеологическая система формирования профессиональной субъектности будущих психологов является: целенаправленной, целостной, открытой, самоуправляемой, динамической. В качестве среды для акмеологической системы формирования профессиональной субъектности будущих психологов выступает образовательное пространство как единство опыта деятельности и опыта отношений человека к миру, к людям и к себе, обеспечивающее человеку возможность воспроизводить и транслировать культуру, развивать способность к выявлению нравственныхценностей, овладевать умением самостоятельно ориентироваться в мире ценностей, делать моральный и ценностный выбор, оценивать результаты этого выбора и прогнозировать будущие отношения.

Эмпирически подтверждено, что внедрение данной акмеологической системы в практику обучения будущих психологов обеспечивает существенное ускорение и оптимизацию процесса формирования профессиональной субъектности, что проявляется в формировании отношения к себе и другому как к субъекту собственной жизнедеятельностипотребности в налаживании субъектных связей с окружающими людьмистремления к самопреобразованиямспособности к эффективному разрешению противоречий, возникающих в процессе профессиональной деятельностиценностной направленности на профессию психологаактивной жизненной позиции.

Научно-практические рекомендации направлены на оптимизацию процесса формирования профессиональной субъектности будущих психологов. Показано, что оптимизировать данный процесс можно следующими путями: повышением уровня научно-практических разработок акмеологического сопровождения процесса профессиональной подготовки будущих психологоввключением акмеологической системы формирования профессиональной субъектности в практику подготовки психологовформированием готовности преподавателей к формированию профессиональной субъектности студентоввнедрением основных теоретических положений настоящего исследования в практику подготовки будущих психологов.

Предметом дальнейшего исследования может стать разработка акмеологических программ формирования профессиональной субъектности для представителей различных профессий класса «человекчеловек» и «человек — группа», а также подготовка преподавателей к субъектно-развивающему акмеологическому взаимодействию со студентами.

Показать весь текст

Список литературы

  1. К.А. Мировоззренческий смысл и научное значение категории субъекта // Российский менталитет: вопросы психологической теории и практики. М.: изд-во ИП РАН, 1997. С.56−74.
  2. К.А. Принцип субъекта в отечественной психологии // Психология. М., 2005. — Т. 2, N 4. — С. 3−21.
  3. К.А. Способность сознания личности как субъекта жизни // Мир психологии. М., 2006. — N 2. — С. 80−95.
  4. Абульханова-Славская К. А. Активность и сознание личности как субъекта деятельности // Психология личности в социалистическом обществе: Активность и развитие личности. М.: Наука, 1989. — С. 110 134.
  5. Абульханова-Славская К. А. Диалектика человеческой жизни (Соотношение философского, методологического и конкретно-научного подходов к проблеме индивида). М.: Мысль, 1977. — 224 с.
  6. Абульханова-Славская, К.А.- Брушлинский, А.В. Философско-психологическая концепция С. Л. Рубинштейна: К 100-летию со дня рождения / Отв. ред. Будилова Е.А.- АН СССР. Ин-т психологии. М.: Наука, 1989. — 248 с.
  7. Е.Н. Личностные и средовые детерминанты формирования субъектности личности. Автореф. дис.. канд. психол. наук. Краснодар: КГУ, 2001. — 23 с.
  8. Ананьев Б. Г О проблемах современного человекознания. СПб.: Питер, 2001.-263 с.
  9. .Г. Психологическая структура человека как субъекта.// Человек и общество. Вып. 2. — Л.: ЛГУ, 1967. — С.235 — 249.
  10. .Г. Человек как предмет познания. СПб.: Питер, 2001. -282 с.
  11. К.Т. Формирование самоорганизованности как качества личности старшеклассников во внеучебной деятельности: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Киров, 2009. — 21 с.
  12. А.С. Проблема субъекта: человек субъект // Вопр. философии. — М., 2007. — N 12. — С. 3−15.
  13. Р.А. Биографические кризисы личности: Автореф. дис.. канд. психол. наук. М., 1994. — 19 с.
  14. JI.B. Ценностные основания индивидуального бытия: опыт экзистенциальной аксиологии. М., 2003. — 238 с.
  15. В.А. Психолого-педагогические условия развития субъектности студентов-психологов в процессе обучения в вузе: Автореф. дис.. канд. психол. наук. Курск, 2008. — 23 с.
  16. П.Т. Конструирование субъектности в педагогическом дискурсе: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Ижевск, 2004. — 23 с.
  17. Т.Н. Формирование субъектности младших школьников в условиях педагогического взаимодействия: Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 2009. — 26 с.
  18. Е.Д. Самообразование как условие личностно-профессионального роста учителя: Автореф. дис.. канд. пед. наук. -Ростов-на-Дону, 2007. 24 с.
  19. Т.В. Психологические закономерности динамики субъектных свойств в структуре индивидуальности: Автореф. дис. докт. психол. наук. Ставрополь, 2004. — 38 с.
  20. Т.В. Психологические закономерности динамики субъектных свойств в структуре индивидуальности: монография. М.: Илекса- Ставропольсервисшкола, Ставрополь, 2003.- 328 с.
  21. Т.В. Развитие субъектности личности в условиях социально-значимой деятельности // Материалы Международной научно-практической интернет-конференции Ростов н/Д: Рост.гос.ун-т путей сообщения. 2009.- Сборник 7.-Часть1.- с.112−117
  22. А.Ф. Развитие субъектности студентов-психологов в процессе самостоятельной учебной деятельности: Автореф. дис.. канд. психол. наук. Ставрополь, 2002. — 21 с.
  23. JI.A. Психологические особенности развития субъектности старшеклассников: Автореф. дис.. канд. психол. наук. -Нижний Новгород, 2007. 25 с.
  24. Н.В. Субъект как категория отечественной психологии: Автореф. дис. канд. психол. наук. М., 2004. 19 с.
  25. Н.В. Субъект как категория отечественной психологии: Дис.. канд. психол. наук. -М., 2004. 170 с.
  26. А.А. О субъектном акме человека и факторах, его определяющих // Психологические проблемы самореализации личности. -Краснодар, 2001. Вып. 6. — С. 23−30.
  27. Н.Я. Условия и средства развития субъектности: Автореф. дис. докт. психол. наук. Новосибирск, 2006. — 48 с.
  28. С.К. Психолого-педагогические проблемы интегрирования образовательного пространства: Избранные труды. — М.: Издательство Московского психолого-социального института- Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2003. 352 с.
  29. А.В. Вопросы методологии и теории субъекта / Под ред. А. В. Брушлинского, М. И. Воловиковой. М.: ПЕР СЭ, 2002. — 368 с.
  30. А.В. Психология субъекта (лекция, прочитанная студентам, аспирантам и преподавателям факультета психологии Тверского государственного университета 19 октября 2001 года) // Психологический журнал. 2003. — Т. 24. — № 2. — С. 15−17.
  31. А.В. Психология субъекта (страницы последней книги А. В. Брушлинского глава вторая «Психология и тоталитаризм») // Психологический журнал. 2003. — Т. 24. — № 2. — С. 7−14.
  32. А.В., Темнова JI. В. Интеллектуальный потенциал личности и решение нравственных задач. // Психология личности в условиях социальных изменений. М.: Издательство «Институт психологии РАН», 1993. -С. 45 — 56.
  33. М.П. Всеобщность субъекта: природа, генезис, формы осуществления в современном социуме: Автореф. дис.. докт. филос. наук. -М., 2003. 51 с.
  34. Е.А. Восприятие и понимание механизмов профессионализации студентами психологического факультета (на материале формирования профессиональной компетентности): Автореф. дис.. канд. психол. наук. Казань, 2007. — 26 с.
  35. Н.В. Опыт осознанной саморегуляции как условие успешности профессионального обучения: Автореф. дис.. канд. психол. наук. М., 2009.-21 с.
  36. JI.H., Панина Т. С. Современные способы активизации обучения: Учебное пособие. М.: Academia, 2008. 176 с.
  37. Ю.А. Исследования субъектности и ее развития в дошкольном возрасте: Автореф. дис. канд. психол. наук Калуга, 2001. -24 с.
  38. М. Модели: репрезентация и научное понимание. / Пер. с англ. М.: Прогресс, 1988. — 506 с.
  39. В.В. Маятник иллюзий: ускользнувшее Я: (К вопросу о статусе субъекта в философии Канта) // Кантовский сборник. -Калининград, 2006. Вып. 26. — С. 80−82.
  40. Ю.А., Леонтьев Д. А. Этогенический подход к изучению социальных отклонений // Иностранная психология. 1994. Т. 2. № 2(4). С. 83−86.
  41. И.А. Акмеологическая концепция подготовки школьного психолога в вузе: Дис.. докт. психол. наук. М., 2006. — 442 с.
  42. В.О. Духовно-практическая компетенция как принцип субъектности человека: Автореф. дис.. докт. психол. наук. Иваново, 2006. — 40 с.
  43. Е.Н. Субъектность как деятельное отношение к самому себе, к другим людям и к миру // Мир психологии. М., 2005. — N 3. — С. 3340
  44. Е.Н. Субъектность педагога: теория и практика: Автореф. дис. д-ра психол. наук. М., 1998. — 42 с.
  45. А.В. Педагогические условия приобщения учащихся к ценностям в процессе обучения в школе: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Самара, 2002. 24 с.
  46. Л. С. Собр. Соч. В 6 т. М.: Педагогика, 1982−1984,
  47. М.И. Развитие личностной самоэффективности студентов-психологов на этапе вузовского обучения: Автореф. дис.. канд. психол. наук. Курск, 2008. 27 с.
  48. П.Я. Введение в психологию. М.: Изд-во КДУ, 2006. -336 с.
  49. А.В. Интегративно-дифференцированный подход к развитию субъектности студентов вуза в процессе обучения французскому языку: Автореф. дис.. докт. пед. наук. Курск, 2009. — 53 с.
  50. О.Н. Самость как предмет философского анализа: Автореф. дис. канд. филос. наук. Томск, 2005. — 19 с.
  51. Я.В., Качалов Н. А. Субъект-субъектные отношения как основа профессионально-личностного развития специалиста // Вестник ТГПУ. 2009. Выпуск 5 (83). С .57−60.
  52. О.Г. Интеллектуально-творческая игра как средство обучения студентов (на примере дисциплин педагогического цикла): Автореф. дис.. канд. пед. наук. Нижний Новгород, 2007. — 23 с.
  53. Грязева-Добшинская В. Г. Феномены субъектности в современном искусстве // Вопр. психологии. М., 2006. — N 1. — С. 93−10.
  54. И.А. Социально-педагогическое обеспечение развития субъектности студента в вузе: Автореф. дис.. канд. пед. наук. — Кострома, 2006. 27 с.
  55. И.А. Социально-педагогическое обеспечение развития субъектности студента в вузе: Автореф. дис.. канд. пед. наук. — Кострома, 2006. 27 с.
  56. B.JI. Субъект поступка в пространстве организационно-деятельностной игры // Человек. ги = Chelovek.ru. Новосибирск, 2007. — N З.-С. 105−127.
  57. С.В. Парадоксальность субъектной парадигмы в теории познания: Автореф. дис. канд. филос. наук. М., 2003. — 24 с.
  58. Л.И. Ответственность как характеристика субъекта жизнедеятельности и ресурс человеческой личности // Философия человека. Омск, 2004. — С. 562−573.
  59. А., Зазыкин В. Акмеология: Учебное пособие. — СПб.: Питер, 2003.-256 с.
  60. А.А. Акмеологические основы развития профессионала. — М.: Изд-во МПСИ- Воронеж: НПО «МОДЕК», 2004. 752 с.
  61. А.А. Акмеологические основы развития профессионала. -М.: Изд-во МПСИ- Воронеж: НПО «МОДЕК», 2004. 752 с.
  62. А.А. Акмеология: личностное и профессиональное развитие человека. Кн. 1−5. Кн. 4: Развитие ценностной сферы профессионала. М.: Изд-во РАГС, 2001. — 483 с.
  63. А.А., Куликова Е. В., Селезнева Е. В. Акмеологические основания развития профессиональной компетентности кадров управления: Монография. М.- Псков: ПОИПКРО, 2007. 114 с.
  64. А.А., Сайко Э. В. Субъектность субъекта в акмеологическом развитии и проблемы его субъектного самоосуществления // Мир психологии, 2008, № 3, с. 205−219.
  65. А.А., Селезнева Е. В. Акмеологическая культура личности: содержание, закономерности, механизмы развития: Монография. М.: Издательство Московского психолого-социального института- Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2006. — 496 с.
  66. А.А., Селезнева Е. В. Акмеология в вопросах и ответах. Учебное пособие. М.: Издательство Московского психолого-социального института- Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2007. — 248 с.
  67. С. Личность: от субъективности к субъектности // Развитие личности. М., 2002. — N 3. — С. 261−265.
  68. С.Д. Феномен субъектификации природных объектов: Автореф. дис. докт. психол. наук. М., 2002. — 40 с.
  69. Н.А. Интроспекция и непосредственный личный опыт учащихся в учебном процессе. URL: http://www.t21.rgups.rU/doc2008/4/08.doc (дата обращения: 11.09.2008).
  70. О.А. Развитие субъектности личности студентов в условиях деятельностного образовательного пространства вуза: Автореф. дис.. канд. психол. наук. Казань, 2008. — 24 с.
  71. О.А. Развитие субъектности личности студентов в условиях деятельностного образовательного пространства вуза: Автореф. дис.. канд. психол. наук. Казань, 2008. — 24 с.
  72. Н.А. Самостоятельная учебная деятельность студентов педвуза // Педагогическое образование и наука. 2005. — № 5. — С. 59−63.
  73. С.А. Субъектность как фактор формирования учебнопрофессиональной мотивации студентов-психологов: Автореф. дис. .канд. психол. наук. Казань, 2003. — 23 с.
  74. Д.А. Поиск философских оснований в концептуализации субъекта коммуникации // Формирование культуры личности средствами искусства в системе классического образования. Томск, 2006. — С. 65−70.
  75. С.И. Андрагогика: основы теории, истории и технологии обучения взрослых. М.: ПЕР СЭ, 2007. 272 с.
  76. В. В. Психология субъекта как методология понимания человеческого бытия. URL: http://viperson.ru/wind.php?ID=255 217&soch—1 (дата обращения: 10.02.2009).
  77. В.В. Самопонимание субъекта как когнитивная и экзистенциальная проблема // Психол. журн. М., 2005. — Т. 26, N 1. — С. 1828.
  78. Д.В. Субъектность как психолого-педагогическое условие развития интеллектуального потенциала педагога дополнительного образования: Автореф. дис.. канд. психол. наук. Тамбов, 2009. — 26 с.
  79. Т.Г. Психологические условия становления форм субъектности в учебной деятельности подростков: Автореф. дис. докт. психол. наук. Москва, 2006. — 53 с.
  80. Е.П. Психология индивидуальных различий. СПб.: Питер, 2004.-701 с.
  81. М.В. Показатели и структура субъектности (на материале становления профессиональной субъектности у студентов вузов): Автореф. дис.. канд. психол. наук. Москва, 2008. — 28 с.
  82. И.Н. Проблема мотивации студентов в здоровьесберегающем образовательном процессе. URL: www. t21.rgups.ru/doc/10/06.doc (дата обращения: 11.02.2009).
  83. М. С. Эткинд A.M. Индивидуальность как объективная и субъективная реальность // Вопросы психологии. 1989. — № 4. — С. 5−15.
  84. Е.А. Идеалы культуры и становление субъекта профессиональной деятельности // Психол. журн. М., 2005. — Т. 26, N 3. -С. 94−101.
  85. С.В. Интегративная субъектность человека как форма самобытия личности и социального индивида // Вестник ПСТГУ IV: Педагогика. Психология 2007. Вып. 3. С. 127−139.
  86. Е.В. Становление образа «Я» будущего профессионала (на примере профессии социального работника): Автореф. дис.. канд. психол. наук. Красноярск, 2006. — 22 с.
  87. А.И. Организация самообразования педагога как фактор его профессионально-личностного становления: Автореф. дис.. канд. пед. наук. — Киров, 2009. 24 с.
  88. Е.Ю. Психологическое познание человека как субъекта жизнедеятельности: Автореф. дис. докт. психол. наук. Спб., 2002. — 43 с.
  89. А.С. Становление личности психолога в системе многоуровневого высшего профессионального образования: Автореф. дис.. канд. психол. наук. М., 2008. 25 с.
  90. Е.К. проблеме субъект-субъектных отношений между куратором и студенческой группой // Вестник высшей школы. 2006. -№ 7.-С. 11−13.
  91. Н.В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения. М.: Высшая школа, 1990. — 117 с.
  92. Ю.И. Становление профессиональной позиции специалиста в образовательном процессе вуза. URL: http://www.t21.rgups.ni/doc2008/l/05.doc (дата обращения: 11.09.2008).
  93. В.А. Немецкая философия и русская мысль: С. Л. Рубинштейн и Г. Г. Шпет // Философия и история философии: Актуал. пробл.: К 90-летию Т. Н. Ойзермана. М., 2004. — С. 365−381.
  94. Д.А. Психология свободы: к постановке проблемы самодетерминации личности // Психологический журнал. Том 21, № 1, 2000.
  95. А. Г. Психологический тренинг с подростками: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2001. — 256 с.
  96. К.С. Субъектность как психологическая основа профилактики наркозависимости личности // Вестник СамГУ. 2008. № 1 (60). С. 320−329.
  97. Л.И. Личность как субъект жизнедеятельности в изменяющемся мире // Евразийское ожерелье. Оренбург, 2002. — Вып. 3. -С. 81−95.
  98. .Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. -М.: Наука, 1984. 448 с.
  99. Л. И.Экономико-математический словарь: Словарь современной экономической науки. — 5-е изд., перераб. и доп. — М.: Дело, 2003. —520 с.
  100. ЮЗ.Ляшук А. В. Личностные детерминанты информационно-психологической безопасности студентов: Автореф. дис.. канд. психол. наук. Ростов-на-Дону, 2008. — 24 с.
  101. А.В. Субъектный подход к изучению личности. URL: http://psi.lib.ru/statyi/sbornik/splich.htm (дата обращения: 15.07.2008).
  102. В.И. Категория субъекта: методология исследования // Вопр. психологии. М., 2003. — N 2. — С. 140−144.
  103. Ш. А. Особенности закономерностей действия установки на различных уровнях психической активности человека. // Психологические исследования, посвященные 85-летию Д. Н. Узнадзе. -Тбилиси: Изд-во «Мецниереба», 1973. С. 266 — 273.
  104. JI.A. Развитие субъектности студента как фактор повышения качества подготовки специалиста в вузе. URL: http://www.t2l.rgups.ru/doc2008/5/12.doc (дата обращения: 11.02.2009).
  105. С.А. Деятельность как форма становления субъектности человека // Изв. Междунар. акад. наук высш. шк. = Proceed, of the Intern. higher education acad. of sciences. M., 2006. — N 1. — C. 210−215.
  106. И.А. Диалог как средство выражения субъектности // Философские дескрипты. Барнаул, 2004. — Вып. 3. — С. 118−130.
  107. А.С. Теоретические основы психологии субъектогенеза. -Воронеж: РАГС при Президенте РФ, 1997. 245 с.
  108. С.И. и Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений / Российская академия наук. Институт русского языка им. В. В. Виноградова. 4-е изд., дополненное. -М.: Азбуковник, 1999. — 944 с.
  109. А.К. Проблема исследования субъективной активности // Вопросы психологии. -1996. № 1.- С. 5 -20.
  110. ПЗ.Осницкий А. К. Психология самостоятельности. Методы исследования и диагностики. Москва Нальчик: Издательский центр «Эль-Фа», 1996. 126 с.
  111. , JI.H. Содержание и организация самообразовательной деятельности по формированию субъектной активности студентов: монография / JI.H. Павлова, В. В. Игнатова. Красноярск: СибГТУ, 2002. -156 с.
  112. В.И. Психодидактика образовательных систем: теория и практика. СПб.: Питер, 2007. — 352 с.
  113. Л.С. Субъектность как экзистенциальное и социальное качество личности (гуманистическая парадигма) // Вестн. Тамбов, ун-та. Сер.: Гуманит. науки. Тамбов, 2007. — Вып. 5. — С. 308−313.
  114. В.Ф. Психосемантические аспекты картины мира субъекта // Психология. М., 2005. — Т. 2, N 2. — С. 3−23.
  115. А. В., Дискуссия и принятие решений в группе: технология модерации, СПб, «Речь», 2005 г., с. 9.
  116. И.Г. Субъект и его характеристики в научной парадигме и аксиологии // Человек как субъект культуры / Отв. Ред. Э. В. Сайко. М.: Наука, 2002. — 445 с. С.112−130.
  117. В.А. Личность в психологии: парадигма субъектности. -Ростов на/Д.: Феникс, 1996. 509 с.
  118. В.А. Феномен субъектности в психологии личности: Автореф. дис. д-ра психол. наук. М., 1993. — 70 с.
  119. В.А. Феномены субъектности в развитии личности / Междунар. ин-т «Открытое о-во». Самар. фил.- Самар. госуниверситет. Каф. педагогики и психологии. Самара, 1997. — 102 с.
  120. Л.М. Концепция человека как субъекта развития и саморазвития // Учен. зап. Казан, гос. ун-та. Казань, 2005. — Т. 147. — С. 123−138.
  121. Л.М., Бурганова И. Ф. Психологические барьеры в творчестве субъекта саморазвития // Субъектность в современном образовательном пространстве. Казань, 2001. — С. 116−124.
  122. С.Т. Психология адаптирующейся личности: субъектный подход: Автореф. дис. докт. психол. наук. СПб., 2001. — 38 с.
  123. A.M., Толстых Н. Н. «Интересная психология»: Л. С Выготский и Л. И. Божович // Вопросы психологии. 1996. — № 5. — С. 63 -71.
  124. Т.В. Становление субъектности подростка в учебной деятельности: Автореф. дис.. канд. психол. наук. Волгоград, 2001. — 19 с.
  125. Психодиагностика и акмеография / Деркач А. А., Огнев А. С., Гончаров Ю. Н. Воронеж: Изд-во Воронежского филиала РАГС, 1997. -191 с.
  126. Психологическая наука в России XX века: проблемы теории и истории. / Под ред. Брушлинского А. В. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 1997. — 576 с.
  127. Психология индивидуального и группового субъекта/ Под ред. А. В. Брушлинского, М. И. Воловиковой. М.:ПЕН СЭ, 2002. — 368с.
  128. Психология личности в трудах отечественных психологов. СПб: Издательство «Питер», 2009. — 464 с.
  129. С.Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер-Ком, 1999.-720 с.
  130. С.Л. Бытие и сознание. Человек и мир. СПб.: Питер, 2003.-508 с.
  131. С.Л. Проблемы общей психологии. 2-е изд. М.: Педагогика, 1976. — 416 с.
  132. С.Л. Человек и мир. М.: Наука, 1997. — 191 с.
  133. Е.В. К истории субъекта. Искусство видеть себя // Вестн. Самар. гуманит. акад. Сер.: Философия. Филология. Самара, 2006. — N 1. -С. 58−63.
  134. Н.А. Смысловые установки как компонент профессиональных диспозиций студентов-психологов: Автореф. дис.. канд. психол. наук. Ростов-на-Дону, 2008. — 17 с.
  135. Э.В. Деятельность в генезисе человека и генезис деятельности / Э. В. Сайко // Мир психологии. — 2006. — № 3.
  136. О.А. Психолого-педагогические условия развития автономии личности в процессе подготовки студентов-психологов: Автореф. дис. канд. психол. наук. Астрахань, 2007. 26 с.
  137. И.А. Психологическая структура субъектности как личностного свойства педагога: Автореф. дис.. канд. психол. наук. М., 1999.-24 с.
  138. Р.К. Становление субъектности студентов в образовательном процессе университета. URL: http://www.nbuv.gov.ua/Portal/natural/Npdntu/pps/20 093/seregnikova.pdf (дата обращения: 12.05.2009).
  139. Г. Н., Сериков С. Г. Здоровьесбережение в гуманном образовании. Монография Екатеринбург-Челябинск: изд-во ЧГПУД999. -242 с.
  140. Н.Ю. Андрагогические условия профессионально-личностного саморазвития педагога: Автореф. дис.. канд. пед. наук. -Ростов-на-Дону, 2007. 30 с.
  141. Н.Ю. Андрагогические условия профессионально-личностного саморазвития педагога: Автореф. дис.. канд. пед. наук. -Ростов-на-Дону, 2007. 27 с.
  142. В. О соотношении категорий «субъект» и «личность» в контексте психологической антропологии // Развитие личности. М., 2005.-N2.-С. 49−58.
  143. В.И., Исаев Е. И. Основы психологической антропологии. Психология человека. Введение в психологию субъективности. Учебное пособие для вузов. М.: Школа-Пресс, 1995. -384 с.
  144. JI.A. Субъектный подход: Психолого-педагогические проблемы развития и обучения // Философия образования. Новосибирск, 2005.-N 1.-С. 228−236.
  145. В. И. Свойство субъектности как предпосылка личностной формы общения // Вопросы психологии. 1991. № 5. С. 98−103.
  146. В.В. Диалог как педагогическая технология в смыслообразующем учебном контексте: Автореф. дис.. канд. пед. наук. -Ростов-на-Дону, 2007. 24 с.
  147. И.В. Психология профессиональной субъектности офицеров Вооруженных сил Российской Федерации: Автореф. дис.. докт. психол. наук. М., 2007. — 46 с.
  148. В. А. Психология в субъектном измерении. Киев: Просвгга, 1996. — 502 с.
  149. Т. В. Роль субъектного опыта в профессиональной компетентности будущего учителя // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена" № 113. С. 62−69.
  150. О.А. Субъектность личности как условие преодоления одиночества в подростковом возрасте: Автореф. дис.. канд. психол. наук. Тамбов, 2009. — 23 с.
  151. Е.А. Самоорганизации субъекта в современной реальности // Вестн. Тамбов, ун-та. Сер.: Гуманит. науки. Тамбов, 2006. — Вып. 3. — С. 178−187.
  152. В.Э. Проблема субъектности в свете современных задач психологии воспитания // Вопросы психологии. № 4. — 1988. — С. 15 -25.
  153. Шаткин М.А. C. J1. Франк: самоопределение субъекта в пространстве «непостижимого» // Жизненный мир философа «Серебряного века». Саратов, 2003. — С. 59−62.
  154. Е.В. Формирование психологической готовности студентов-психологов к профессиональной деятельности: Автореф. дис.. канд. психол. наук. М., 2007. — 16 с.
  155. Е.В. О решении А.В. Брушлинским некоторых методологических вопросов психологии // Психологический журнал. -2003. Т.24. — № 2. — С.84−86.
  156. Н.М. Активность субъекта как важный фактор развития интеллекта // Вестн. Иркут. гос. лингв, ун-та. Сер.: Психология. Иркутск, 2003.-N7.-С. 117−127.
  157. А. Модерация: искусство проведения заседаний, конференций, семинаров. Пер. с нем. М. М. Демина, К. А. Мартыновой. -М.: Омега-Л, 2007. 119 с.
  158. А.В. Свобода и субъективность в философии Эмманюэля Левинаса: Автореф. дис. канд. филос. наук. М., 2005. — 22 с.
  159. О.С. Субъектность как психолого-акмеологическое условие личностно-профессионального развития врача: Автореф. дис.. канд. психол. наук. Тамбов, 2009. — 25 с.
  160. М. История психологии: От античности до середины XX века: Учеб. пособие для вузов. М.: Академия, 1997. — 2-е изд. — 410 с.
  161. А.Н. Психологические условия развития субъектности специалиста в педагогическом вузе: Автореф. дис.. канд. психол. наук. — Самара, 2003.-23 с.
  162. Bandura A. Self-efficacy mechanism in psychobiologic functioning. Ini
  163. R. Scwarzer (Ed.). Washington, D.C.: Hemisphere, 1992. — 240 p. P.24.
  164. Bandura, A. Exercise of personal and collective efficacy in changing societies. New York: Cambridge, 1995. — 425 p.
  165. Beaumont H. The psychology of personnel. New York, 1946, p. 86.
  166. Bretz R.D., Rynes S.L., Gerhart B. Recruiter perception of applicant fit: implications for individual career preparation and job search behavior // Journal of vocational behavior, December 1993 v. 43, n. 3, p. 310−327.
  167. Costa P.T., JR., & McCrae R.R. NEO-PI-R: Professional Manual. Odessa. Fla.: Psychological Assessment Resources, 1992. — 437 p.
  168. Deci E., Ryan R. A motivational approach to self: Integration in personality // Perspectives on motivation / Ed. R. Dienstbier. Lincoln: University of Nebraska Press, 1991. V. 38. P. 237−288.
  169. Deci E., Ryan R. The dynamics of self-determination in personality and development // Self-related cognitions in anxiety and motivation / Ed. R. Schwarzer. Hillsdale: Lawrence Eribaum, 1986. P. 171−194.
  170. Fein M. Improshare: An alternative to traditional managing. USA, California, San Francisco, Jossey-Bass Inc., 1983 — 121p.
  171. Grant J. The proactive personality scaie and objective job performance among real estate agents. Journal of Applied Psychology, 1995.- 472 p.
  172. Harris M.M. Reconsidering the employment interview: a review of recent literature and suggestions for future research // Personal psychology, 1990-v. 42, n. 4, p. 691−726.
  173. Kockelman P. Agent, person, subject, self // Semiotica. Berlin — N.Y., 2006. — Vol. 162, N 1−4. — S. 1−18.
  174. Lasarus R.S. Psychological stress and the coping process. N.Y.: Springer Publushing Company, 1966. — 466 pp.
  175. Lebech F. THe concept of the subject in the philosophical hermeneutics of Hans-Georg Gadamer // Intern, j. of philos. studies. Abingdon, 2006. — Vol. 14, N2.-P. 221−236.
  176. Macan Т.Н., Dipboy R.L. The relationship of interviewers preinterview impressions to selections and recruitment outcomes // Personal psychology, 1990 v. 43, n. 4, p. 745−768.
  177. Minister S.M. Is there a teleological suspension of the philosophical?: Kierkegaard, Levinas, and the end of philosophy // Philosophy today. Chicago, 2003. — Vol. 47, N 2. — P. 115−125.
  178. Raymark P., Schmidt M. And Guion R. Identifying potetially useful personality constructs for emplovee selection.- Personnel Psychology 50, 1997.720 p.
  179. Ryan R., Deci E., Grolnick W. Autonomy, relatedness, and the self: Their relation to development and psycho-pathology // Developmental psychopathology / Eds. D. Cicchetti, D. Cohen. N. Y.: Wilev, 1995. V. 1. P.618−655.
  180. Rychlak J. The nature and txtllenge ofteleological psychological theory // Annals of theoretical psychology / Eds. J.R. Royce, L.P. Mos. N. Y.: Plenum Press, 1984. V.2.P. 115−150.
  181. Super D.E., Martin S., Bohn J. Occupational psuchology. Tavistok Publication Ltd, London, 1971. — 356 p.
Заполнить форму текущей работой