Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Подготовка будущих учителей к эстетическому воспитанию учащихся в процессе учебной и во внеклассной работе

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Методологическую основу исследования составили: философскипедагогические взгляды выдающихся мыслителей таджикского народа о формировании эстетизма в воспитании целостной личности: Конституция Республики Таджикистан, нормативно-правовые документы Республики Таджикистан об образовании и воспитании, теоретические работы по педагогике, системный подход, основанный на поиске и нахождении целостных… Читать ещё >

Содержание

  • Введение
  • Глава 1. Теоретико-практические проблемы подготовки будущих учителей к. 14эстетическому^воспитанию ф
    • 1. 1. Основные направления развития общества и проблема «человек и эстетическая культура»
    • 1. 2. Повышение качества подготовки учительских кадров — непременное условие формирования подготовки будущих учителей к организации эстетического воспитания школьников
  • Глава 2. Психолого-педагогические основы подготовки будущих учителей к эстетическому воспитанию школьников
    • 2. *1 Формирование у студентов эстетических знаний как теоретическая база их подготовки к эстетическому воспитанию учащихся разных возрастов
      • 2. 2. Овладение будущими учителями оптимальными вариантами, приемами управления эстетическим воспитанием школьников в процессе практических занятий и прохождения педагогической практики

Подготовка будущих учителей к эстетическому воспитанию учащихся в процессе учебной и во внеклассной работе (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность проблемы исследования. В законе Республики Таджикистан «Об образовании» (2004 г.) особое значение придается развитию у детей чувства прекрасного, формированию здоровых художественных вкусов, умению правильно понимать и ценить произведения искусства, красоте и богатству родной природы (97). Огромную роль в решении этих задач призвано сыграть искусство — такие школьные учебные предметы, как литература, музыка, пение, изобразительное искусство, эстетика. Большое внимание уделяется в учебных заведениях, клубах, дворцах культуры работе кружков художественной самодеятельности, призванного поставить надёжный заслон проникновенного в молодёжную среду безыдейности пошлости, низкопробной духовной продукции. Всё это требует пристальное внимание к эстетическому воспитанию детей средствами искусства.

Мы уже не раз подчеркивали, что эстетическое воспитание не сводится к художественному воздействию, что его средства многообразны, а искусство лишь одно из них. Теперь подчеркнем и другой моментискусству принадлежит здесь особая, ничем не заменимая, исключительно активная роль.

Искусство — одно из форм общественного сознания, с помощью которой люди отражают объективную реальность. В художественных произведениях различных видов искусства они выражают своё идейно нравственное и эстетическое отношение к бесконечно развивающемуся миру общественной жизни и природе.

Только искусство раскрывает, обобщает, систематизирует исторически складывающийся опыт эстетических отношений человека к действительности и передаёт его в доступном множеству людей виде. Решая любые задачи, оно непременно отражает и осмысливает эстетические факторы действительности, а оценивая жизненные явления, подвергает их, кроме всего прочего, и эстетической оценке. К тому же искусство вызывает, у нас эстетические эмоции и доставляет эстетическое наслаждение. Всё это делает искусство особенно эффективным и незаменимым, средством эстетического воспитания.

Эстетическое чувство школьников вызывает такие элементы труда, как ритм, темп симметрия, пропорция. Правильно организованный труд всегда сопровождается чувством удовлетворения и даже наслаждения.

Эстетически привлекательным для учащихся является красота отношений между учащимися в процессе труда.

В процессе коллективного труда дети испытывают высокое эстетическое наслаждение от сознания того, что они выполняют важное общественное дело дружно, сложено, красиво. Эстетическое явление, будет способствовать формированию у детей высокого и требовательного художественного вкуса, умения глубоко проникать в идейнохудожественную сущность произведений искусства и красоту действительности. Это будет играть важную роль в выполнении одного из требований реформы. Вот почему в свете требований реформы общеобразовательной школы так важно объединять в едином процессе трудовое и эстетическое воспитание.

В концепции национального воспитания в республике Таджикистан говорится «человек постоянно стремится к красоте с отвратительными подходами и его идеалы красоты складываются под влиянием самых различных жизненных явлений отношений и различных произведений искусства надо научит ребёнка глубоко разбираться во всём многообразии видов искусства, с тем, чтобы он мог безошибочно отмечать истинно прекрасное, возвышенное, художественное от низкопробного, уродливого, антихудожественного».(62).

В последние десятилетия интенсивно ведутся научные разработки многих аспектов эстетического воспитания, о чём свидетельствуют Исследования Гончаров Н. Ф., Луначарский A.M., Каменский Б. М. Николаева В.В., Федь A.M. и других авторов.

В республике Таджикистан ряду актуальных аспектов совершенствования школьного и вузовского обучения и воспитания и подготовки будущих учителей к различным видам воспитания посвящены исследования Лутфуллоева М., Шарифова Ф., Кодирова К. Б., Шукурзода Т. А, Расулова Д., Ибрагимова Г., Шарифходжаева М., Авзалова Х. С., Нурова А.

Республика Таджикистан придаёт самое серьезное внимание решению проблем эстетической культуры населения, эстетическому воспитанию школьников. О чём свидетельствует^ встреча Президента республики Таджикистан Эмомали Рахмона с учащимся, учителями школ во всех областях, районах республики.

Степень разработанности проблемы.

Подготовка будущего учителя к эстетическому воспитанию учащихся относится к числу комплексных и находится на стыке ряда общественных и гуманитарных наук. Интерес к данной проблеме проявлялась ещё с давних времён как в исследованиях зарубежных, так и таджикских учёных.

Однако данная проблема не рассматривалась в комплексе, одни уделяют внимание эстетическому воспитанию, а другие-чувству прекрасного.

В решении проблемы эстетического воспитания в отечественной педагогической науке важное место отводится творчеству классического наследия Востока, воплощенного в произведении выдающихся мыслителей-Рудаки, Фирдоуси, Абуали ибн Сино, Носири Хисрав, Хафиза и Саади, Абдурахмони Джоми, Ахмади Дониш, С. Айни и др. которые оставили бесценный материал для обогащения и влияния литературного наследия на духовно-нравственное развитие и эстетическое воспитание личности.

Во второй половине XX века и начале XXI в Таджикистане эстетическому воспитанию стало уделяться особое внимание.

Так, изучение и анализ имеющийся литературы по эстетическому воспитанию нашло отражение в научных исследованиях как русских (А.Н.Выршикова, С. С. Галадинтрахш, А. Г. Егоров, Н. Гончаров, Ю. Барбащ, А.Н. Федь), так и таджикских учёных таких и как И. Обидова, И. Каримовой, М.

Лутфуллоева, У. Убайдуллоева, Ф. Шарипова, Б. Кадырова, X. Авзалова, А. Нурова, Б. Рахимова, Б. Олимова которые внесли свою лепту в дело образования и воспитания. В их трудах отражены идеи эстетического воспитания, пути востребования исторической памяти таджикского народа в педагогической деятельности учителей.

Академик АПН РТ профессор М. Л. Лутфуллоев в научных трудах «Независимый Таджикистан», «Книга национальной славы» обосновал важные элементы воспитания: национальное воспитание, воспитание самосознания, патриотическое воспитание, воспитание гуманизма, нравственное воспитание, духовное воспитание и т. д.(80,81,).

В диссертации Каландарова А. «Патриотическое воспитание в деятельности учителей Республики Таджикистан» раскрыта особая актуальность проблемы патриотического воспитания среди учителей школ пограничных регионов, «ибо в этих районах возникает необходимость усиления патриотического воспитания учащихся"(56).

Хотя в других школах республики эта проблема остаётся не до конца реализованной.

В таджикской педагогической науке стали уделять внимание исследовании проблемы гражданского воспитания. Трудности, возникающие в данной сфере воспитания, заключается в том, что построение демократического общество в Республике Таджикистан, научная разработка. гражданского воспитания, введение элементов гражданского воспитания в содержании учебных дисциплин в школах и вузах проводилось не всегда и данной проблеме уделялось мало внимания.

В исследованиях Носирова С. Ш. («Гражданское воспитание учащихся старших классов на уроках «Права человека») и Джумаева Б. У. («Гражданское воспитание учащихся на уроках истории таджикского народа») раскрыта проблема гражданского воспитания.

В демократическом обществе гражданское воспитание обретает новые качества. Положительным качеством гражданина провозглашается терпимость к чужим верованиям, мнениям и поведения или толерантностью. Политические, правовые, гуманистические и другие навыки поведения, привитые семьей, школой, средой и проявляющиеся в общественной жизни, и в совокупности образуют гражданское воспитание.

В разработке данной проблемы следует отметить монографии Зиёева Т. Н. в них гражданское образование, рассматривается в качестве одной из важнейших составных знаний человека о государстве и гражданском обществе: гражданское образование подразумевается как образование, направленное на формирование личности гражданина.(50).

Система эстетического воспитания в демократическом обществе включает следующие элементы: идейное, политическое, интернациональное, патриотическое, нравственное, духовное, правовое, гуманистическое, трудовое, физическое, экологическое воспитание, воспитание личной позиции и миролюбия, критического мышления и толерантности.

Анализ современных педагогических исследований и практика педагогического образования по эстетическому воспитанию позволяют выявить некоторые аспекты исследуемой проблемы, они остаются мало изученными;

— недостаточный анализ системы подготовки будущих учителей к эстетическому воспитанию учащихся в современных условиях, пути совершенствования этого процесса;

— отсутствие обоснования условий, способствующих формированию будущих учителей к осуществлению данного направления воспитательной работы:

— недостаточная разработанность методологического подхода, соответствующего целостному характеру подготовки и её специфике.

В отличие от названых исследований нами сделана попытка раскрыть сущность подготовки будущих учителей к эстетическому воспитанию учащихся в комплексе.

Это послужило основой для работы по данной теме, как актуальной сферы в подготовке будущих учителей.

Изучение опыта работы высшей и общеобразовательной школ, анализ имеющихся исследований и литературы по воспитанию дали возможность сделать вывод о необходимости совершенствования подготовки будущих учителей по данному направлению воспитательной работы. Недостаточная разработанность научно-теоретических, педагогических основ подготовки будущих учителей к эстетическому воспитанию учащихся, обеспечивающих её эффективность, важность и актуальность. Обусловили выбор темы исследования:

Подготовка будущих учителей к эстетическому воспитанию учащихся в процессе учебной и во внеклассной работе".

Цель исследования: изучить условия подготовки будущих учителей к эстетическому воспитанию учащихся как основы учебно-воспитательного процесса в педагогических вузах в аудиторное и внеаудиторное время, а также во время педпрактики.

Объектом исследования является система воспитания эстетического воспитания в процессе подготовки будущих учителей.

Предметом исследования выступает воспитательный процесс, формирующий эстетические чувства через различные формы в аудиторное, внеаудиторное время и в период прохождения педпрактики: подготовка будущих учителей к эстетическому воспитанию учащихся.

Базой исследования были: Кулябский государственный университет имени Абуабдуллох Рудаки, школы города Куляба (№ 1,2,3,.5,42,51,53,).

Гипотеза исследования основывается на том, что в школах, вузах не уделяется должное внимание эстетическому воспитанию, которое может 7 ¦ ¦ привести к падению нравственности и духовности, поэтому при подготовке будущих учителей необходимо уделять особое внимание данной области педагогики с применением эффективных методов работы.

Выдвинутая гипотеза будет осуществляться более эффективно, если: -подготовка будущих учителей к эстетическому воспитанию учащихся рассматривается как часть системы профессионально-педагогической подготовки. Как система, целостность которой достигается интеграцией её компонентов, как нравственно-психологического, методологического, теоретического. Теоретико-методологической стратегией подготовки является интегративная деятельность, предполагающая интеграцию различных компонентов системы подготовки и её уровней на основе включения обучаемых в разнообразную по форме и содержанию деятельности:

— в качестве цели подготовки рассматривается формирование готовности будущих учителей к эстетическому воспитанию учащихся, которая определяется как сложное личностное образование, представляющее совокупность нравственно-психологического, психологического аспектов:

Содержание подготовки определяется с учётом сущности и структуры понятий эстетики, «красоты», «чувства прекрасного», целей, задач и особенностей эстетического воспитания в современных условиях :

— целенаправленно и систематически использовать функциональные возможности учебных занятий специального цикла, а также научно-исследовательской о работы будущих учителей (учебно-познавательной, учебно-практической и самостоятельно-практической деятельности).

В соответствии с поставленной целью и выдвинутой гипотезой сформированы задачи исследования:

Проанализировать педагогический опыт и теоретико-методологические подходы подготовки будущих учителей к эстетическому воспитанию учащихся:

— исследовать степень научной разработанности проблемы эстетического воспитания учащихся будущими учителями как педагогического феномена:

Разработать основные положения концепции подготовки будущих учителей к эстетическому воспитанию учащихся в современных условиях:

Уточнить сущность, структуру понятий эстетики, искусства, художественности, чувства прекрасного: #.

— дать теоретическое обоснование системы подготовки будущих учителей к эстетическому воспитанию учащихся и выявить условия её эффективного функционирования:

Углублять, закреплять теоретические знания, полученные студентами в вузе и во время прохождения педпрактики для всестороннего использования их в последующей педагогической деятельности:

— определить роль внеаудиторных мероприятий в эстетическом воспитании учащихся будущими учителями:

— на основе результатов исследования выработать и сформулировать практические педагогические рекомендации по дальнейшему совершенствованию подготовки будущих учителей к эстетическому воспитанию учащихся.

Методологическую основу исследования составили: философскипедагогические взгляды выдающихся мыслителей таджикского народа о формировании эстетизма в воспитании целостной личности: Конституция Республики Таджикистан, нормативно-правовые документы Республики Таджикистан об образовании и воспитании, теоретические работы по педагогике, системный подход, основанный на поиске и нахождении целостных взаимосвязанных характеристик, изучаемых педагогических фактов и явлений: идеи взгляды российских и таджикских учёных в области педагогики об эстетическом воспитании: нормативно-правовые основы эстетического воспитания, представление об идеале гражданина чувства красоты. Теоретическая основа исследования состоит:

— в обогащении понятийного аппарата педагогики за счёт уточнения содержания понятия эстетизма с учётом требования времени.

— в разработке педагогических основ подготовки студентов к эстетическому воспитанию учащихся: уточнена сущность, выявлены закономерности и принципы, содержание, формы, методы, условия подготовки:

— в конкретизации и уточнении содержания понятий^ «эстетическая устойчивая личность», эстетическая воспитанность", «чувство долга каждого гражданина» в установлении различий между внутренними и внешними факторами, определяющими эффективность взаимодействия компонентов в процессе эстетического воспитания учащихся.

— в том, что разработаны основы подготовки будущих учителей к эстетическому воспитанию учащихся, определены системы объективных показателей готовности учителей и студентов, осуществлены показателей готовности учителей и студентов, показатели моделирования готовности будущих учителей к профессиональной деятельности. Организация и этапы исследования. Исследование осуществлялось в четырёх этапах:

На первом этапе (2007;2008гг.) осуществлялось изучение сущности, содержания и особенностей эстетического воспитания школьников, определена актуальность темы исследования, его теоретическое основы, научный аппарат исследования.

Второй этап (2008;2009гг)-поиск концептуальных подходов к исследованию проблемы подготовки будущих учителей к эстетическому воспитанию учащихся.

Третий этап (2009;20 Югг) -анализ педагогического опыта школ, отдельных учителей, выявление недостаток в эстетическом воспитании, составление подробной программы научного исследования, разработка материалов для педагогического эксперимента.

Четвёртый этап (2010;2011гг) — был посвящен обработке результатов экспериментов, внедрению исследования в практику работы высшей школы, завершение опытно-экспериментальной работы, анализ полученных данных, обобщение результатов исследования, оформление диссертации.

Опытно-экспериментальной базой исследования является контрольный срез с доследующим его анализом и получением соответствующих выводов. Научная новизна исследования заключается в следующим: -сделана попытка раскрыть проблему подготовки будущих учителей к эстетическому воспитанию учащихся в комплексе:

— разработать концептуальные подходы подготовки студентов эстетическому воспитанию учащихся, которые включают основные положения раскрытия понятий «эстетика», «искусство» красоты воспитание,.

— раскрыты особенности эстетического воспитания в процессе учебной и внеаудиторной деятельности будущих учителей в период прохождения педагогической практики:

— разработана методика подготовки будущих учителей на принципах эстетизма, красоты и профессионализм:

Научно обоснованы условия повышения эффективности процесса эстетического воспитания в школе.

Практическая значимость исследования состоит:

— в разработке теоретико-методологических основ подготовки студентов педвузов к эстетическому воспитанию учащихся:

— в разработке содержательного аспекта подготовки на основе формирования у студентов ценностных ориентаций, обеспечения необходимыми знаниями и умениями, что позволяет значительно повысить эффективность процесса профессионально-педагогической подготовки будущих учителей:

— в разработке рекомендаций и подготовке пособия, внедренных в практику работы будущих учителей с целью реализации исследуемой проблемы. Положения, выносимые на защиту:

1.Концепция подготовки студентов к эстетическому воспитанию учащихся, в которой раскрыты структура и содержание понятий «природы», «искусства» определены методологические теоретико-педагогические основы процесса подготовки студентов педвуза к эстетическому воспитанию учащихся, выявлены структура, содержание, формы и методы данной подготовки, условия ей эффективности.

2.Сущность и содержание подготовки будущих учителей к эстетическому воспитанию учащихся, включающие единство нравственно-психологического, методологического, теоретического, методического и технологического компонентов структуры работы.

3.Технология управления процессом подготовки будущих учителей к эстетическому воспитанию учащихся, программно-целевая модель руководства воспитательной работой, условия, факторы повышения эффективности гражданско-патриотического воспитания в вузах в современных условиях.

4. Эстетическое воспитание учащихся, основанное на традициях народной педагогики, являющееся сложным, по системным, последовательным педагогическом процессом, направленным на формирование любви и уважения к малой Родине, её истории, родному языку своему народу, его обычаям и идеалам.

5. Эффективность эстетического воспитания учащихся обеспечивается тесным взаимодействием и сотрудничеством семьи и школы, сочетанием и аудиторной и внеаудиторной работы и требует комплексной её организации, включающей такие направления, как историко-краеведческое, литературно-музыкальное, героически-мемориальное.

Достоверность и обоснованность данных исследования обеспечивалась целостным подходом к решению проблемы подготовки будущих учителей к эстетическому воспитанию учащихся: методологической обоснованностью теоретических положений исследования в процессе экспериментальной выработки, опытной проверкой гипотезы.

Апробация и внедрение результатов исследования. Диссертационное исследование выполнено на кафедре педагогики и психологии Кулябского государственного университета имени Абуабдулло Рудаки. Основные положения диссертационной работы и результаты исследования изложены в публикациях автора. По результатам исследования автор выступал на республиканской научной конференции Министерства образования Республики Таджикистан (2009), на научных конференциях, проводимых в Кулябском государственном университете имени Абуабдулло Рудаки.

Некоторые положения диссертационной работы оглашались на научных конференциях, проводимых в Кулябском государственном университете имени Абуабдулло Рудаки, Международной научно-практической конференции Министерства образования (2010).Материалы диссертации использовались в учебных лекциях, в процессе выполнения курсовых работ студентами, в методологических «круглых столах» вузов для кураторов, в лекционно-пропагандической работе среди кураторов, родителей.

Диссертация состоит из введения, двух глав, включающих четыре параграфа, заключения, библиографического списка.

ВЫВОДЫ.

Исследуя объективные возможности общественных педагогических и специальных дисциплин, а также видов педагогической практики в подготовке будущего учителя к решению задач эстетического воспитания учащихся национальных школ, следует отметить, что теоретической основой формирования у студентов сущности эстетического воспитания, эстетических понятий, суждений и представлений. Все это составляет методологический фундамент будущего учителя для эстетического воспитания учащихся. Изучение педагогических и специальных дисциплин имеет возможность вооружения студентов способами и приемами организации эстетической деятельности учащихся.

Все виды педагогической практики: общественно-педагогическая, летняя, учебно—педагогическая на Ш-х и 1У-х курсах являются объективными условиями практической подготовки студентов к эстетической деятельности учащихся в школах.

Однако, как показывает анализ программ по этим дисциплинам и анализ видов педагогической практики, они слабо ориентируют будущих учителей на вопросы организации эстетического воспитания школьников, в том числе учащихся национальных школ.

Содержание профессионально-педагогической подготовки будущего учителя должно включать главные компоненты эстетической подготовки студентов к эстетическому воспитанию школьников.

Изучение тем педагогических дисциплин, касающихся вопросов развития, формирования личности, должно находиться в причинной взаимосвязи эстетического воспитания школьников.

Виды педагогической практики: общественно-педагогическая, летняя и учебно-педагогическая нужно проводить в системе, соблюдая преемственность в формировании эстетических умений и способов организации эстетической деятельности.

Ограниченность во времени не позволяет включать в преподавание педагогических и специальных дисциплин все вышеуказанные вопросы, которые необходимы для теоретической и практической подготовки будущих учителей к эстетическому воспитанию учащихся в процессе учебной и во внеклассной работе.

Изучение уровня эстетической подготовленности будущих учителей и таких его признаков, как осведомленность в области художественноэстетического, эмоциональная отзывчивость, глубина эстетических впечатлений, содержание и устойчивость эстетических потребностей, качество творческой эстетической деятельности и т. д., позволили условно выделить четыре уровня: высокий, достаточный, средний, минимальный.

Таким образом, отсутствие в университетах системной, последовательной эстетической подготовки учителя, развития способности восприятия, вкусов, потребности и способности организовать эстетическую деятельность учащихся национальных школ определило необходимость выбора следующих средств: изучение специального курса, который позволит нам компенсировать недостатки в плане подготовки будущих учителей к эстетическому воспитанию учащихся национальных школ в процессе обученияиспользование видов педагогической практики, позволяющих системно, последовательно формировать эстетические умения студентов в процессе внеучебной работыиспользование кураторских часов с целью планомерного, системного развития художественно-эстетического кругозора студентов в области искусства и национальной культуры.

В заключение подводится итоги проведенного исследования, можно сделать соответствующим выводы и рекомендации.

1.Для наиболее эффективной к полной реализации системы эстетического повысить уровень подготовки будущих учителей к эстетической работе со школьниками, улучшить качество учебных предметов и учебником содержание которых оказывает серьезное влияние на формировании сознание школьников.

2. Анализ содержания образования в школах республики показал, что в них недостаточно реализованы социальные потребности эстетического воспитания, продиктованные реальными процессами развития таджикского общества на современном этапе. Выявлено, что в деятельности учителей, классных руководителей нет должной скоординированности в вопросах реализации между предметных связей, учёт которых в целях интернационального воспитания учащихся является важной предпосылкой успешности этой работы.

3. Значительный эффект в становлении эстетического сознания школьников не только в процессе учебной работы, а также внеурочную работу положений, отражающих социальных региональных специфику таджикского народа.

4. На формировании эстетического сознания школьников серьёзное внимание оказывает отношение самих родителей и их ответственности к данному вопросу. В связи с этим требуется серьезное координация усилий семьи и школы в решении данного вопроса.

5. Ведущим принципом реализации эстетического воспитания школьников становится организация системного подхода к осуществлению учебной и вне учебной работы в совместной деятельности учителя и учащихся, в определения повседневных лир, оказывающих положительное влияние на школьников.

Подводя итог выше изложенному про совершенствованию подготовки будущих учителей, к эстетическому воспитанию согласно исследованной литературы, опытно-экспериментальному анализу рекомендуется:

1. При проведения воспитательной работы уделяет внимание всем тем положительным вопросам, которые существуют в истории не только своего народа, но и в других странах нации и народности, знакомиться с традициями, культурой, выдающимися личностями, деятелями науки, культуры и искусство.

2. На всех видах занятиях уделят должно внимание формированию политической культуры, активной жизненной позиции будущего специалиста.

3. При проведения воспитательной работы по выбранному направлению целесообразно использовать внеаудиторную работу, различными формами встречи и беседы с видными деятельными культуры, искусство.

4. Развивать широкую систему эстетического воспитания молодёжи Республики Таджикистан.

5. Воспитание эстетизма должно строится на конкретной исторической почве, для чего необходимо активно использовать природный материал.

6. Формировать в сознании молодёжи эстетические ценности, взгляды, убеждения и уважение к культурному и историческому прошлому, традициями Республики Таджикистан.

7. Формировать нормативной, правовой и организационно-методической базы обеспечения функционирования системы подготовки будущих учителей к эстетическому воспитанию учащихся.

Показать весь текст

Список литературы

  1. К.С. Педагогические взгляды Мир Сайд Алии Хамадони (на тадж. языка) Душанбе, 2003. -263с.
  2. К.С. Нравственные взгляды в произведениях царя Хамадана (на тадж. языка) Курган-Тюбе, 1996. -221с.
  3. Ю.К. Теоретические проблемы мастерства воспитателя современной общеобразовательной школы: Автореф. дисс. .д-ра пед. наук. М., 1973.42.
  4. Абульханова- Славская К. А. Деятельность и психология личности. М.: Наука, 1980. -335с.
  5. С.А., Третьякова З. И. Подготовка учителя к эстетическому воспитанию школьников. Свердловск: Изд-во Свердл. гос. пед. ин-та, 1975. -81с.
  6. Г. Междун. Сем. эст-ов (на тему). «Проблемы эстетического воспитания школьников средствами искусства» М. 1989. Сов. Пед. 1990. № 11 с. 151−152.
  7. Н.М. Природа и эстетическое воспитание школьников: Из опыта работы сельских учителей /Под редакция А.И. Бурова-М.: Просвещение, 1978.-72 с.
  8. Г. А. Подготовка студентов педагогического вуза к воспитательной работе со школьниками: Автореф. дисс.. канд. пед.наук. М., 1972. -21 с.
  9. Ю.Асмолов А. Г. Деятельность и установка. М.: Наука, 1980.-335 с.
  10. П.Апраксина O.A. Становление и развитие музыкального воспитания в советской общеобразовательной школе: Автореф. дисс.. д-ра пед. наук. М., 1971.-42.
  11. Т. Методические указания к лабораторно- практическим занятиям по курсу «Профориентация и методика профориентационной работы». Худжанд, Омор, 1997.с. 39−42.
  12. В.Ф. Профессиональный интерес учащихся VI1-V111 классов и основные пути их формирования во внеклассной работе.-Дисс. канд. пед. наук.- Волгоград, 1986^ 175с. t
  13. Х.С., Рахимов Б. Таърихи педагогикаи халки точик.(История педагогики таджикского народа)-Душанбе, Маориф, 1994. -190с.
  14. Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса. -М.: Просвещение, 1982.- 102 с.
  15. М. Я. Избранные психологические произведения. /Под ред.В. Н. Мясищева.- М: Педагогика, 1975.-432 с.
  16. Белинский В.Г.(пол. собр. Соч., т. 6, с.466).
  17. И.Ф. Действительность и искусство в эстетическом воспитании школьников: Из опыта работы учителя. М.: Просвещение, 1978.- 160 с
  18. Бортник С. И. Эстетическое воспитание в школах Молдавии /Под ред. И с предисл. В. Н. Щацкой.-Кишинев: Картя Молдовеняскэ, 1972.-189 с.
  19. В.Г. Формирование у старшеклассников эстетического отношения к искусству. Сов.пед.1990. № 5 с.57−61.
  20. А. И. Проблемы теории эстетического воспитания в СССР на современном этапе. — В кН.: Эстетическое воспитание школьной молодёжи /Под ред. Б. Т. Лихачева.- М.: Педагогика, 1980. -136 с.
  21. А.И. К вопросу о системе эстетического воспитания. — В сб.: Актуальные проблемы педагогики и эстетическое воспитание: Тезисы докладов Всероссийской конф. 26−28 апр.-М.: Пед. об-во РСФСР, 1973, с.3−8.
  22. А.И. Эстетическое воспитание в школе : Вопросы системного подхода./ Под ред. Б. Т. Лихачева. М.: Педагогика, 1980. — 136 с.
  23. M.B. Эстетическое воспитание в системе профессиональной подготовки студентов педагогических институтов: Автореф. дисс.. канд. пед. наук. М., 1981. -16 с.
  24. Н. А. Самостоятельная художественная деятельность дошкольников / Под ред. H.A. Ветлугиной. М.: Педагогика, 1980.- 208 с.
  25. Ветлугина ^ H.A. и др. Художественное творчество и ребёнок. М.: Просвещение, 1972. -287 с.
  26. Г. О. Культура языка 2-е изд. М. 1969. с 40.
  27. Возрастная и педагогическая психология /Под ред. проф. А. Петровского. -М.: Просвещение, 1973.- 288 с.
  28. Вопросы мастерства писателей и эстетическое воспитание студентов /Отв.ред. М. В. Ушакова и др.- Свердловск: Сред.- Уральское кн. изд-во, 1965.-147 с.
  29. Вопросы теории эстетического воспитания /Под ред. Г. З. Апресяна. -М.: МГУ, 1970. 110 с.
  30. В.В. Эстетическое воспитание во внеклассной работе. Из опыта работы.- Киев: Ряд. Школа, 1971. -120 е.,
  31. JI.C. Психология искусства / Под общ. Ред. В.Иванова. -2-е изд., испр. и доп. -М.: Искусство, 1968.-576 с.
  32. JI.C. Детская психология./ Под ред. Д. Б. Эльконин.-М.: Пед, 1984.-432с.
  33. И.Ф. Действительность и искусство в эстетическом воспитании школьников. -М.: Просвещение, 1978.- 160 с.
  34. Э.Н. Эстетическое воспитание школьников (Из опыта работы) .Новосибирск, Кн. изд., 1957. 77 с.
  35. Государственный стандарт образования Республики Таджикистан. 1996.
  36. Н.В. Школа и семья: Из опыта работы с родителями в условиях перестройки школы.- Иваново: Кн. изд-во, 1960. -28 с.
  37. М. В. Проблемы теории личности. -М.: МГУ, 1977. -240 с.
  38. Г. Н. Что такое эстетическое воспитание? -В кн.: Джибладзе Г. Н. Принципы эстетического воспитания. Тбилиси: Тбилисский ун-т, 1971, С.21−29.
  39. Д.Н., Щербо А. Б. Красота воспитывает человека. 2-е изд.-Киев: Ряд школа, 1980.-180 с.
  40. Дошкольная педагогика. Учеб. Пос. для учап^ихся. пед. училищ по спец. № 2010. «Воспитание в дошкольных учреждениях» № 2002 «Дошкольное воспитание». Под. Ред. В. И. Ядешко, Ф.А. Сохина-М., Просвещение 1978−416с.
  41. А.Н. Педагогический мониторинг концепция и применение, // Школьные технологии. 1997. 39−42 с.
  42. М.А. Основные проблемы методологии и методики педагогических исследований. -М.: Педагогика, 1971. -360 с.
  43. Г. И. Эстетическое воспитание подростков во внеурочное время. — Ростов-на-Дону: Изд-во Рост. Унта, 1978.-187.
  44. И.М. Роль декоративного искусства в эстетическом воспитании учащихся. -Минск: Нар. Асвета, 1965.- 53 с.
  45. Закон РТ «О высшем и последипломном образовании» (2001) и «Национальная концепция воспитания» (2006).49.3акон Республики Таджикистан «Об образовании» (2004).50.3иёев Т. Н. Введение в курс гражданского образования., Душанбе, «Ирфон», 2009.
  46. Г. И. Воспитание интереса у учащихся 5−6 классов в процессе учебной и внеучебной деятельности. Душанбе, 1991 75 с.
  47. Карл Маркс. Труд и игра. Маркс К., Энгельс Ф. об искусстве. В 2-х т., 3 — е изд. -М.: Искусство, 1976, т-1, 238 с.
  48. Карл Маркс, из рукописной печати «Большевик», 1939 № 11 С 64−65.
  49. H.A. Эстетическое воспитание учащихся в условиях сельской школы: Автореф.дисс. .канд. пед.наук.- Киев, 1975.
  50. М.С. Человеческая деятельность: опыт системного анализа. М.: ^ Политиздат, 1974.-328 с.
  51. А. «Патриотическое воспитание в деятельности учителей Р.Т.», Душанбе, 2009 г. 120с.
  52. Н.И. Вопросы формирования системы эстетического воспитания в СССР. -М.: Искусство, 1970. -158 с.
  53. К.Б. Педагого-психологический тольковый словарь.-Душанбе, 2008 -192с.
  54. К.Б. История таджикской философии. -Душанбе: Маориф, 1998. 264с.
  55. Конститутция Республики Таджикистан (1994). Душанбе. 2003. 84с.
  56. Концепсияи милии тарбия дар Чумхурии Точикистон.(Концепция национального воспитания в Республике Таджикистан) Душанбе, 30.03. 2006.
  57. Концепция национальной школы. 1994.
  58. КолесниченкоТ.С. Эстетическое воспитание в педагогической системе С. Т. Щацкого.-Сов.педагогика, 1968, № 7, с. 100−109.
  59. Н.М. Эстетическое воспитание учащихся важная задача начальной школы. Нач.шк. 1985 № 2 стр. 2−5.
  60. Н.М. Формирование профессиональной готовности учителя к эстетическому воспитанию младших школьников в процессе его подготовкив педагогическом институте: Автореф. дисс.. канд. пед. наук. М. 1979.-15с.
  61. Н.М. Эстетическое воспитание учащихся важная задача начальной школы. Начальная школа 1985 № 2. с. 2−5.
  62. Н.М. Содержание и структура профессиональной готовности учителя к эстет, восп. шк-ков. -Сб. науч. Трудов: Формирование личности учителя в системе высшего пед. образования / Под ред. д-ра пед. наук СластенинаВ.А.-М.: Педагогика, 1979, с.76−90.
  63. Н.И. и Лейзеров Н.Л. Эстетическое воспитание и развитие учащихся. Сов. Пед. 1984 № 2 с 68−76.
  64. Н.К. О задачах художественного воспитания. Пед. соч.: В 6-ти т. -М.: Педагогика, 1978, т.2, с.391−394.
  65. Н.В. Очерки психологии труда учителя.-Л.: Изд-во ЛГУ, 1967. 183 с.
  66. Н.Л. В поисках и борьбе: Из истории эстетических воззрений и эстетического воспитания Советской России. -М.: Искусство, 1971.-192 с.
  67. Л.О. Природе на чистоту. М.: Советская Россия, 1974. с32.
  68. А.Н. Психологические основы дошкольной игры. — Сов. педагогика, 1944, № 9, с. 37−47.
  69. .Т. Общие проблемы воспитания школьников: Учеб. Пособие по спецкурсу для студентов пед. ин-тов, 1944, № 9, с. 37−47.
  70. .Т. Критерии эстетического воспитания отношения школьников к искусству и действительности. Сов. пед., 1983, № 6, с. 52−57.
  71. .Т. Эстетика воспитания, М- 1972 Эстетическое воспитание школьников, под. ред. А. И. Бурова и Б. Т. Лихачева, М., 1974.
  72. A.B. О воспитании и образовании.- М.: Педагогика, 1976. 636 с.
  73. Лучший учитель творчество / Под ред. В. И. Лейбсона. -М.: Просвещение, 1966.-227 с.
  74. М. Независимый Таджикистан и новое образования., Душанбе, 2006.81 .Лутфуллоев М. Книга национально славы, Душанбе, 2003.
  75. М. Эхёи педагогикаи ачам. -Душанбе: Дониш, 1997.
  76. М. Современная дидактика.-Душанбе, 2005 -320с.
  77. Любинская А, А, Детская психология: Учеб. Пособие для студентов педагогических институтов. М.: Просвещение, 1971. -415 с.
  78. A.A. Развитие, воспитание и формирование личности. В кн: Педагогика / Под ред. С. П. Баранов и др. — М.: Просвещение, 1976, с. 54−67.
  79. Т. Эстетическое воспитание сельских школьников. Воспитание школьников, 1972, № 4, с. 83.
  80. A.C. Собранное сочинение «О коммунистическом воспитании», Мсква, 1956 с.326.
  81. A.C. О воспитании в семье, избр. произв.: в 2- х томах. М.: Педагогика, 1977, том 1. — 397 с.
  82. A.C. Соч, 2 изд. Т 4−5, М., 1957 1958- Прграмма воспитания в детском саду. 8 изд., М., 1978.
  83. A.A. Эстетический характер самосознания (школьников). Сов.пед. 1990. № 912. с. 71−76.
  84. В.В. Современные проблемы эстетического воспитания. М.: Знание, 1969. -49 с.
  85. М.А. Фольклор в эстетическом и нравственном воспитании школьников. Минск: Нар. Асвета, 1969. -101 с.
  86. А., Рахимов X. Педагогика.Душанбе, «Хумо», 2007.-443 с.
  87. А., Рахимов Б. Методикаи корхои тарбияви дар мактаб.(Методика воспитательной работы в школе) -Душанбе, 2005. 98с.
  88. Общие вопросы эстетического воспитания/ Под ред. В. Н. Щацкой. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1955.-184 с.
  89. М. Одоби рафтор.(Правила поведения). Душанбе,"Ирфон", 2002. С 58−69.
  90. Основы эстетического воспитания. Учеб. пособие для пед. вузов / Под ред. А. К. Дремова. -М.: Высшая школа, 1975.- 327.
  91. К.Г. Собр. Соч. М, 1958. том 6, 618с.
  92. Г. А. Вопросы эстетического подготовки будущего учителя . -Казань: Изд-во Казан. Ун-та, 1976. -200с.
  93. Педагогика. Под ред. Ю. К. Бабанский. М. просвещение, 1983.
  94. Педагогика школы. Учеб. Пособие для студентов пед. ин-тов / Под ред. Г. И. Щукиной. -М.: Просвещение, 1977.-3 84с.
  95. К.К. О системе психологии. М.: Мысль, 1972. — 216 с.
  96. К.К., Проблемы способностей.- М.: Наука, 1972.-312 с.
  97. Плюхин.В. И. Формирование эстетическое активности школьников. Сов. пед. 1988. № 9 с.35−40.
  98. Примерное содержание воспитание школьников. Под ред. Марьенко И. С. М., Педагогика, 1976.
  99. Т. Д. Единство мысли, чувства и действия.- М.: Знание, 1978. -47.
  100. ПоляковаТ.А. Социально-эстетическая функция искусства в познавательной деятельности. Киев: Наука думка, 1980.-154.
  101. Проблемы обучения в психологии / Отв. ред. Б. Ф. Ломов. -М.: Наука, 1981.- 280 с.
  102. Программы педагогических институтов: Семинарские и лабораторно-практические занятия по педагогике / Отв. ред. доктор пед. наук, проф. И. Т. Огородников. -М.: Просвещение, 1978. -28с.
  103. Психологические основы формирования личности в педагогическом процессе / Под ред. А. Коссаковски и др. М.: Педагогика, 1981. -224 с.
  104. Психология формирования и развития личности / Отв.ред. Л. И. Анцыферова.- М.: Наука, 1981.-365.
  105. В.А. Эстетическое воспитание. Сущность. Формы. -М.: Мысль, 1969.-190 с.
  106. Д. Проблемы учение и воспитание в «Кабуснаме». Куляб, «Сада «, 1996. 114с.
  107. Расулов Д, Гафурова Д. Проблема воспитания гуманизма, товарищество и патриотизма в этнопедагогики таджикского народа (на тадж. языка). Учебная пособия. Куляб, 2007. 147с.
  108. Д., Сайдахмадов Л., Гаффоров А. Педагогика. Душанбе, 2009. 123с.
  109. . Сабаби танбалии бачахо дар чист?. (В чём причина ленивости детей?) -Душанбе. Журнал «Мактаби совета», «Советская школа» № 5, 1984. 63с.
  110. О.П. Формирование эстетических оценок у студентов педагогических вузов: Автореф. дисс.. канд. пед. наук. Киев, 1977. -25.
  111. Л. Эстетическое воспитание в сельской школе. Нар. Образование, 1973, № 3, с.56−61.
  112. Советский энциклопедический словарь / Гл. ред. С. М. Ковалев. М.: Сов. энциклопедия, 1979. — 1600 с.
  113. Система эстетического воспитания школьников / Под ред. С. А. Герасимова, -м.: Педагогика, 1983.-264.С.
  114. Скатерщиков B.K. XXV Съезд КПСС и проблемы эстетики. -М.: Знание, 1977.-66 с.
  115. В.А. Личность и профессиональная компетентность учителя. -В кн.: Педагогика: Учеб. пособие для педучилищ / С.П. Баранов^ Л. Б. Балотина, Т. В. Воликова, В. А. Сластенин. -М.: Просвещение 1981, с. 9−15.
  116. У.Ф. Эстетическая культура студента: Опыт социологического анализа. М.: Изд-во МГУ, 1977.-70 с.
  117. В.А. Асархои мунтахаби педагоги. Душанбе, «Маориф», 1982.
  118. В.А. Школа и природа. -Сов. педагогика, 1970, № 5, с. 3645.
  119. В.А. Эмоциональное и эстетическое воспитание: Избр. Пед. соч.: В 3-х т. -М.: Педагогика, 1979, т.1, С.454−523.
  120. В.А. Рождение Рождение гражданина. -М.: Мол. Гвардия, 1971.- ЗЗб.с.
  121. В.А. Сердце отдаю детям. -Минск: Нар. Асвета, 1981. -288 с.
  122. Л.С., Приходько Д. Н. Эстетическая потребность и эстетическая деятельность. Томск: Изд-во Томск. Ун-та, 1980.- 161с.
  123. Теория эстетического воспитания / Отв.ред. Н. И. Киященко, Н. Л. Лейзеров .- М.: Искусство, 1979. -255 с.
  124. З.Ш. Некоторые вопросы эстетического воспитания. Тезисы докладов республ. науч. конф. Молодых ученых и специалистов 1718 апр. Алма-Ата: Наука, 1981, С. 214−216.
  125. З.Ш. О подготовке будущего учителя к руководству деятельностью школьников в эстетическом воспитании. В сб.: Научныеосновы учеб.- воспит. процесса в педвузах. Алма-Ата: Изд-во КазПИ им. Абая, 1981, С.63−70.
  126. К.Д. Воспоминания об обучении в Новгород-Северной гимназии .-Собр.соч.: В 11-ти т. -М.: Изд-во АПН РСФСР, 1952, т11, С 45−58.
  127. А.П., Н.К. Крупская об эстетическом воспитании. -М.: Изд-во АПН РСФСР, 1963.-95.
  128. Р.Н. Народное художественное творчество как средство эстетического воспитания старшеклассников в процессе внеклассной работы (наматериале Марийск. АССР): Автореф. дисс.. канд. пед. наук. М., 1980.22.
  129. Н.Д. Педагогический процесс как объект деятельности учителя: Учебное пособие для студентов и преподавателей педагогических институтов. Алма-Ата: Изд-во КазПИ им. Абая, 1978. — 115 с.
  130. А.Н. Подготовка педагогических кадров для села. — Ростов, ун-та, 1978.-168.
  131. С.Т. Избр. Пед. Соч.: В 2-х т. / Под ред. Н. П. Кузина, М. Н. Скаткина, В. Н. Шацкой. М.: Педагогика, 1980, т-1. — 316с.
  132. С.Т. Избр. Пед. Соч.: В 2-х т. / Под ред. Н. П. Кузина, М. Н. Скаткина, В. Н. Шацкой. М.: Педагогика, 1980, т-2. — 316с.
  133. Ф. Интегрированное обучение: Проблемы, поиски и размышления.-Душанбе, 2005.-232с.
  134. Дж. Организация самостоятельной работы студентов в процессе обучения математики.-Душанбе, «Маориф», 1998−108с.
  135. М. Подготовка студентов педагогических институтов к атеистическому воспитательной работе со старшеклассниками. Дисс. канд. пед.наук.-М. 1987. 157с.
  136. Т.А. Талаботхо оид ба бедор намудани шавки хонандагон дар корхои беруи аз синфи.(Требоваиия к привлечению учащихся к внеклассной работе) -Куляб, 1993.-С. 178.
  137. Т.А. Шаклхои ташкил ва гузаронидани корхои берун аз синфи аз физика.-Курган-тюбе -1995.152.Шукуров Т. А. Теоретические формы познавательной деятельности учащихся. Пособие для учителей. -Душанбе, НИИПН, 2007.-140с.
  138. А.И. О методологии и методике изучения психологии личности труда и личности учителя. В сб.: Психология труда и личности учителя: Вып. 1/ Под ред. А. И Щербакова. — Л., 1976, С.33−39.
  139. А.И. Психологические основы формирования личности советского учителя в системе высшего педагогического образования. Л.: Просвещение, 1967, С. 140−146.
  140. Г. И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе: Учеб. Пособие для студентов педагогических институтов. М.: Просвещение, 1979. -160 с.
  141. Г. И. Проблема познавательного интереса в педагогике. М.: Педагогика, 1971.-351.
  142. Г. И. Деятельность основа педагогического процесса. — Сов. педагогика, 1982, № 8, с. 74−77.
  143. М.П. Школа будущего рождается сегодня.- М: новый мир, 1981, № 3 с. 196−218.
  144. Д.Б. Психология игри. М.: педагогика, 1978. -304 с.
  145. Эмомали Рахмон. Танзими оила-кафолати рушди устувори чомеа.(Планирование семьи-гарантия развития общества) Душанбе, 2002.-21с.
  146. Эстетическое воспитание в педагогическом институте / Отв. ред. Н. Е. Силаев. -М.: МОПИ Им. Н. К. Крупской, 1977. -149с.
  147. Эстетическое воспитание в сельском детском саду: Из опыта работы детских садов Ленинградской области.- М.: Просвещение, 1967, -80 с.
  148. Эстетическое воспитание в современной школе / Под ред. H.A. Кушаева, В. И. Лейбсона. М.: НИИОП АПН СССР, 1979. — 100 с.
  149. Эстетическое воспитание в школе: Вопросы системного подхода / Под ред. Б. Т. Лихачева. -М.: Педагогика, 1980. 136с.
  150. Эстетическое воспитание школьной молодёжи / Под ред. А. И. Бурова, Б. Т. Лихачева. -М.: Педагогика, 1974. -85 с.
  151. Эстетическое воспитание студентов: Сб. трудов ученых социалистических стран / Редколл.: Агафонов В. П. и др./. -М.: Высшая школа, 1980. -248 с.
  152. Эстетическое воспитание учащихся / Науч. Ред. М.А.Верб/. Л: ЛГПИ им. А. И. Герцена, 1977. — 39 с.
  153. Эстетическое воспитание учащихся средней школы во внеклассной работе. Казань.: Изд-во Казан, ун-та, 1960. -410 с.
  154. Эстетические потребности и духовное развитие личности. Л.: Знание, 1981.-36.
  155. Эстетическое сознание и процесс его формирования / Отв. Ред. Н. И. Киященко, Н. Л. Лейзеров. -М.: Искусство, 1981. -256 с.
  156. Э.Г. Системный подход и принцип деятельности. -М.: Наука, 1978. -391с.
  157. И.С. Развивающее обучение. -М.: «Педагогика», 1979. -144с.
Заполнить форму текущей работой