Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Формы участия государства и негосударственных инвесторов в создании системы инновационного финансирования

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В качестве субъектов научно-исследовательской деятельности, нуждающихся в прямом бюджетном государственном, либо муниципальном финансировании, определены НО, занятые фундаментальными исследованиями, прикладными разработками, направленными на экологические, социальные цели, имеющими оборонный характер, а также бюджетные организации, чьи разработки имеют неочевидный коммерческий (или… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. АНАЛИЗ ПОЛОЖЕНИЯ В НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ СФЕРЕ: ИСТОРИЧЕСКИЙ РАКУРС И СОВРЕМЕННАЯ СИТУАЦИЯ
    • 1. 1. Методы хозяйствования и финансирования науки в 20−80-х годах
    • 1. 2. Реализация принципов «полного хозяйственного расчета и самофинансирования» в период 1988 — 1990 годов
    • 1. 3. Необходимость становления новой государственной ^ научно-технической политики в изменившихся условиях хозяйствования
    • 1. 4. Проблемы финансирования НИОКР в переходный период
  • ГЛАВА 2. ФОРМИРОВАНИЕ МЕХАНИЗМОВ ГОСУДАРСТВЕННОГО, ФИНАНСИРОВАНИЯ ' ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, АДЕКВАТНЫХ УСЛОВИЯМ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ
    • 2. 1. Зарубежный опыт организации НИОКР и государственной финансовой поддержки научно-технического прогресса.78 ^ '
    • 2. 2. Методы прямого бюджетного государственного и муниципального финансирования НИОКР
    • 2. 3. Косвенное финансирование инновационной деятельности
  • ГЛАВА 3. СПОСОБЫ ПРИВЛЕЧЕНИЯ ЗАЕМНОГО КАПИТАЛА КАК ИСТОЧНИКА ИНВЕСТИЦИЙ В ИННОВАЦИОННУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ФИРМЫ
    • 3. 1. Исследование особенностей банковской системы страны и методов ее регулирования
    • 3. 2. Принципы банковского кредитования и ^ особенности их применения в условиях низкой платежеспособности заемщиков
    • 3. 3. Формы участия банков в кредитовании инновационной деятельности
    • 3. 4. Сущность лизинга как формы финансирования и кредитования обновления производства
    • 3. 5. Коммерческий кредит и возможности его использования в научно-технической сфере
  • ГЛАВА 4. ОСОБЕННОСТИ СОБСТВЕННОГО И ПРИВЛЕЧЕННОГО ФИНАНСИРОВАНИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
    • 4. 1. Самофинансирование инновационного предпринимательства
    • 4. 2. Акционерное и облигационерное финансирование инновационных проектов
    • 4. 3. Способы привлечения иностранного капитала
    • 4. 4. Механизм венчурного (рискового) финансирования инноваций
    • 4. 5. Бизнес-планирование как основа для получения средств под проект

Формы участия государства и негосударственных инвесторов в создании системы инновационного финансирования (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

В последние несколько лет российская экономика находится в глубоком кризисе,, истоки которого лежат, с одной стороны, в накапливавшихся десятилетиями противоречиях в экономическом развитии СССР, а с другой стороны — в резком изменении социально-экономического уклада в результате радикальных, но непоследовательных реформ. Итогом обострения самых разных проблем стали беспрецедентный по глубине спад производства и масштабное разрушение хозяйства, резкое снижение инвестиционной активности. Тяжелое положение сложилось в наукоемких отраслях промышленности, являющихся основой современного экономического роста. Вместе с тем в течение последнего года появился ряд факторов, свидетельствующих о тенденциях к улучшению ситуации. Среди них можно отметить:

— расширение зоны стабильности в экономике и «точек» потенциального роста производства;

— наличие у промышленных предприятий значительных резервов производственных мощностей, рабочей силы, которые могут быть задействованы в случае роста инвестиционной активности;

— проведение правительством и Центральным банком страны антиинфляционной политики и поиск ими стимулов к увеличению частных инвестиций в экономику;

— постепенное изменение кредитной мотивации у банков, осознание ими необходимости переориентации с преимущественного обс луживания торговой сферы на среднеи долгосрочное кредитование промышленности, особенно под новые конкурентоспособные производства (технику, материалы).

В этих условиях важнейшее значение приобретает улучшение инвестиционного климата, разграничение сфер приложения государственного (муниципального) и негосударственного инвестирования, выбор наиболее рациональных источников и способов финансирования. При этом одним из приоритетных направлений инвестирования становятся ориентированные на рынок инновации, направленные на достижение производственных и коммерческих целей их инициаторов.

Актуальность этой задачи подчеркивается и в принятой Правительством РФ Программе «Реформы и развитие российской экономики в 1995;1997 годах», в которой одной из целей объявлена активизация структурной перестройки экономики посредством стимулирования инвестиций в высокоэффективные и конкурентоспособные производства, а также обеспечение сохранности наиболее ценных элементов накопленного научно-технического потенциала.

Цель и задачи работы. Цель диссертационного исследования заключается в определении основных составляющих системы инновационного финансирования, адаптированной к условиям рыночной экономики, разработке конкретных форм участия государства, а также негосударственных субъектов предпринимательства в инвестировании в инновации, создании механизма регулирования инновационной деятельности, способствующего повышению мотиваций к долгосрочным вложениям инновационного характера. Необходимость реализации данной цели обусловила следующие конкретные задачи работы:

1) Анализ положения, сложившегося к началу 90-х годов в научно-технической сфере, с акцентом на проблемы финансирования научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР) в переходный к рыночной экономике период.

2) Обоснование необходимости новой государственной научно-технической политики в изменившихся условиях хозяйствования.

3) Исследование зарубежного опыта организации НИОКР и госу.

— 6 дарственной финансовой поддержки НТП.

4) Конкретизация методов государственного финансирования инновационной деятельности, адекватных условиям рыночной экономики, и разработка предложений по их совершенствованию.

5) Выяснение основных форм негосударственного финансирования (самофинансирование, долговое и долевое, венчурное финансирование, финансирование во всех формах из иностранных источников) и уточнение возможностей их использования для реализации инновационных проектов.

6) Выявление особенностей банковской системы страны и определение условий и форм участия банков в кредитовании инноваций.

7) Обоснование возможности использования новых для отечественных условий видов кредитования (коммерческие, лизинговые кредиты) в инновационной сфере.

8)'Раскрытие важнейших аспектов бизнес-плана как основы для получения средств под инновационные проекты.

Разработанностьтемы и ее теоретико-методологические основы.

Теоретико-методологической основой исследования послужили работы отечественных авторов, анализировавших (в условиях государственной плановой экономики) различные (в том числе финансовые) аспекты управления НТП, а также современные (в условиях становления рыночной экономики) проблемы активизации инвестиционной (в том числе в инновации) деятельности: В. Ф. Бабака, М. Л. Башина, В. В. Бочарова, С. В. Валдайцева, В. Я. Ельмеева, П.Н. Зав-лина, В. М. Иванченко, Ю. М. Ипатова, Г. А. Краюхина, В. И. Кушлина, И. Н. Лазарева, Г. А. Лахтина, В. М. Лихтенштейна, М. И. Матузона, В. И. Новикова, С. В. Пирогова, М. В. Романовского, А. А. Румянцева, Ф. Ф. Рыбакова, Ю. Яковца и др. Значительный вклад в изучение методов инвестирования вообще и в нововведения, в частности, применяемых за рубежом, внесли Б. И. Алехин, Е. Ф. Жуков, М. М. Иванов, И. А. Кравченко, Е. А. Лебедева, В. Т. Мусатов, П. А. Недотко, И. Е. Рудакова, А. В. Толкушин и др.

Вместе с тем специфика выбранной темы обусловила необходимость обращения и к работам (как переводным, так и оригинальным) зарубежных специалистов: Г. К. Аллена, Дж. Гэлбрейта, С. Каррингто-на, Дж. М. Кейнса, Р. Хизрича, Р. Н. Холта, X.-Й. Шпиттлера, Й. Шумпе-тера, Л. Эрхарда и др.

Высоко оценивая вклад отечественных исследователей в разработку темы исследования, нельзя не отметить, что в такой постановке, в какой проводился анализ в диссертационной работе, аналогичных публикаций почти нет.

В процессе написания работы были изучены и критически проанализированы Законы РФ, Указы Президента и постановления Правительства страны, использованы статистические материалы.

Научная новизна и теоретическая ценность работы заключаются, в том, что в отличие от других исследований данной темы, в работе впервые проведено комплексное исследование проблемы стимулирования инвестиций в инновации в условиях уникальной ситуации переходного периода в стране с огромным накопленным, но слабо реализованным научно-техническим потенциалом, и разработана концепция системы инновационного финансирования, включающей использование как государственных (финансовых и законодательных) возможностей, так и негосударственных финансовых ресурсов. В качестве конкретных моментов новизны отметим следующие.

1) Раскрыты конкретные варианты изменения существующих организационных структур отраслевых научных организаций (НО), направленные на их адаптацию к изменившимся принципиальным основам функционирования экономики, среди них — закрепление в федеральной собственности, с получением статуса государственного научного центравхождение в промышленные или коммерческие структуры (с получением статуса внутрифирменной (заводской) науки) — сохранение самостоятельности путем вхождения в крупные хозяйственные объединения (финансово-промышленные группы, например) — изменение характера своего продукта, преобразование в организации, специализирующиеся на оказании консультационных, информационных, посреднических услугсоздание совместно с заинтересованными предприятиями малых внедренческих фирм для реализации своих разработокзаявление о своем банкротстве в надежде на реструктурирование (отсрочку) долгов и финансовую помощь в рамках процедуры санации и др. (стр. 71−73).

2) Проведено обоснование выбора субъектов научно-исследовательской деятельности, нуждающихся в прямом бюджетном государственном либо муниципальном финансировании. К ним отнесены: организации, занятые проведением НИОКР, имеющих чисто оборонную направленность, либо связанных с конверсией, а также в рамках космической программыорганизации, подавляющая доля работ которых не может ориентироваться на коммерческие критерии ни в целом, ни на ближайший период времени, но существование и развитие которых жизненно важны для обществасубъекты предпринимательской деятельности, занимающиеся созданием научно-технической продукции, для которых критическая ситуация складывается именно в период становления рыночной экономики (стр.101−107).

3) На основе анализа современной законодательной базы, регулирующей налоговые и амортизационные льготы применительно к инновационной сфере, высказаны предложения по повышению заинтересованности потенциальных инвесторов в финансовой поддержке НИОКР, основные из которых заключаются в следующем (стр. 119−127):

— льготное налогообложение прибыли предприятий, полученной от экспорта готовой продукции, созданной на основе профинансированных предприятиями НИОКР, а также лицензий и ноу-хау;

— включение затрат на НИОКР и приобретение объектов интеллектуальной собственности в себестоимость продукции (либо вычет их из налогооблагаемой прибыли в полном объеме);

— освобождение от налогообложения прибыли предприятий и организаций, расходуемой на получение патентной защиты в России и за рубежом (либо включение этих расходов в себестоимость);

— придание нормам амортизации в ряде классификационных групп основных фондов рекомендательного характера, либо установление диапазона их фактических значений;

— использование наряду с равномерным (линейным) методом исчисления амортизации и принципа неравномерного, а также значительного (до 50%) списания стоимости технически прогрессивных машин и оборудования в первый (или первые) годы их эксплуатации, с предоставлением хозяйствующим субъектам права самим выбирать тот или иной метод;

— уточнение методики применения льготы об уменьшении налогооблагаемой прибыли при направлении ее на финансирование капитальных вложений, для чего предоставить хозяйствующим субъектам возможность коммерческого использования накапливаемых средств с целью защиты их от обесценивания и — напротив — их увеличения, причем считать целевым использованием амортизационных отчислений финансирование капитальных вложений не только в техническое перевооружение, но и финансирование связанных с ним НИОКР.

4) Обоснована необходимость использования такого источника, как амортизация объектов интеллектуальной собственности, в связи с чем изложены меры, которые необходимо реализовать для этого стр.128−131), в том числе:

— предоставление, НО — исполнителям НИОКР и предприятиям, использовавшим их результаты, права собственности (в соответствии с патентным законодательством) на интеллектуальные активы, созданные в результате профинансированных из госбюджета и централизованных фондов министерств и ведомств НИОКР и работ по их освоению в производстве (с возможностью заинтересованным фирмам использовать эти результаты на условиях открытой лицензии, в том числе безвозмездно);

— обеспечение раздельного учета объектов интеллектуальной собственности в составе нематериальных активов и перечисление начисленных по ним амортизационных отчислений на особый счет для их целевого использования;

— введение порядка перечисления определенной доли (25−50%) средств, полученных в виде амортизационных отчислений от интеллектуальных активов, в Российский фонд технологического развития и использования оставшейся доли на финансирование НИОКР и приобретение прав на объекты интеллектуальной собственности;

— фиксирование в нормативных документах предоставления льготы по налогу на прибыль в случае финансирования затрат по приобретению и созданию нематериальных активов и др.

5) Предложены такие способы государственного воздействия на субъектов инновационной деятельности, направленные на ее активизацию как гарантирование инвестиций (через привязку к выданным гарантиям пакетов акций приватизированных предприятий, находящихся в распоряжении государства), таможенные льготы (полная или частичная отмена взимания таможенных сборов с организаций, экспортирующих экспериментальные установки, научные приборы и оборудование, а также временно вывозящих их за рубеж с целью проведения совместных исследований либо возврат уплаченных сумм при их обратном ввозе в страну), централизованное регулирование стандартизации, льготное государственное кредитование инновационных проектов, стимулирование к проектному кредитованию частных банков (через налоговое регулирование, установление дифференцированных нормативов деятельности, льготные кредиты и т. д.) и др. (стр.135−139).

6) Проанализированы принципиальные возможности участия банков в кредитовании инновационной деятельности, связанные со следующими направлениями: кредитование незавершенного производства НИОКР, выполняемых, НО по договорам, предоставление инвестиций за счет собственных средств и в качестве доверенного лица инвесто ров (заказчиков), в том числе поиск инвесторов и организация самого процесса инвестирования, участие в размещении централизованных инвестиционных ресурсов, а также в инвестициях в составе финансово-промышленных групп (ФПГ) и др. Предложены меры, направленные на повышение заинтересованности банков во вхождении в эти структуры (стр.186−197), в том числе:

— снижение нормативного коэффициента риска по приобретению банками акций предприятий, входящих в ФПГ;

— уменьшение норм резервирования по средствам, привлекаемым банками от участников ФПГ (как на расчетных, так и на депозитных счетах) и используемым на проектное финансирование;

— введение льготного режима налогообложения банковских прибылей, инвестируемых на развитие участников группы.

7) Исследована сущность лизинга как способа инвестиционного кредитования и финансирования и высказан ряд предложений, направленных на активизацию его использования, среди них:

— распространение льгот, предусмотренных для финансового лизинга, и на оперативный лизинг;

— установление запрета для лизингодателя на использование лизингового имущества в качестве залога;

— устранение двойного налогообложения при лизинге автотранспортных средств и др. (с.218−220).

8) В результате рассмотрения практики применения коммерческого кредитования в хозяйственном обороте страны раскрыты специфические возможности его использования (основанного на выставлении векселей) в научно-технической сфере (например, расчет исполнителя НИОКР со своими соисполнителями простым векселем, срок оплаты которого привязан к сроку сдачи готовой научно-технической продукции заказчику, или выставление исполнителем работ заказчику переводного векселя с предложением уплатить причитающуюся по нему сумму своим кредиторам, либо соисполнителям, выполняющим часть работ и др.) (стр.238−239).

9) Дан разносторонний (с точки зрения эмитентов и инвесторов) анализ способа привлечения капитала, основанного на эмиссии основных видов инвестиционных ценных бумаг — обыкновенных и различного вида привилегированных акций и облигаций (с фиксированной и «плавающей» процентной ставкой, с продлением или сокращением срока действия, конвертируемых и закладных и др.). Среди основных функций государства на рынке ценных бумаг (регулирующей, контролирующей и стимулирующей), подчеркивается особое значение последней для поддержки проектного инновационного финансированияпри этом предложены соответствующие инструменты предоставления государственных гарантий под негосударственные инвестиции в долговые и долевые ценные бумаги (стр.258−276).

Практическая значимость результатов исследования. Сформулированные в работе положения, выводы и предложения вносят вклад в создание целостной концепции системы инновационного финансирования в стране, отсутствующей по сути в настоящее время. Содержащиеся в Приложении к диссертации рекомендации, адресованные органам законодательной и исполнительной власти, обеспечивающим формирование и практическую реализацию государственной научно-технической политики, а также различным субъектам инновационного предпринимательства, направлены на принятие ими соответствующих решений, призванных, с одной стороны, создать благоприятный инвестиционный климат, а с другой стороны — использовать открывающиеся возможности для финансирования инноваций одним или несколькими способами, рассмотренными в работе.

Апробация работы. Основные идеи диссертации явились результатом многолетней работы автора и нашли отражении в монографии «Банковское и коммерческое кредитование и финансирование инноваций», учебных пособиях, газетных и журнальных статьях. По теме диссертации опубликовано 35 работ объемом свыше 46 п.л. (всего опубликовано 42 работы).

Теоретические положения и практические выводы диссертации докладывались на конференциях и семинарах различного уровня, в том числе: «Проблемы деятельности научных организаций в условиях перехода к рыночной экономике» (1990 г., ЛГУ), «Новые формы хозяйствования в условиях перехода к рыночным отношениям» (1991 г., ЛГУ), «Новые формы финансирования, организации и правовой защиты инновационной деятельности» (1991 г., СПбДНТП), «Российский путь в экономике» (1995 г., СПбГУ) и др. Автором также проводились многочисленные информационно-консультационные семинары, на которых анализировались перспективные формы инвестирования.

Материалы диссертации использованы в отчетах, подготовленных в течение 1991;1995 гг. в рамках Республиканской комплексной научно-исследовательской программы «Народы России: возрождение и развитие», комплексной программы Министерства науки и образования РФ «Конверсия НИОКР НИИ и КБ военно-промышленного комплекса РФ», государственной научной программы «Университеты России», государственного заказа по теме плана НИР Миннауки РФ «Правовые и экономические аспекты механизма охраны и оценки объектов интеллектуальной собственности», а также в отчетах по хозяйственным договорам кафедры экономики исследований и разработок СПбГУ, в выполнении которых в качестве руководителя и исполнителя принимал участие автор (с ПО «Арсенал», Петербургским научным центром РАН, ПАН-банком, НИФИ и др.).

Результаты диссертационной работы используются при чтении разработанных автором учебных курсов и спецкурсов, в том числе: «Финансирование инновационной деятельности», «Финансирование инновационной деятельности за рубежом», «Кредитование инновационных проектов» в СПбгосуниверситете, а также в ряде негосударственных учебных заведений.

Основные выводы диссертации заключаются в следующем.

1) В результате анализа положения, сложившегося к началу 90-х годов в научно-технической сфере, сделан вывод о необходимости нового подхода к организации всей инновационной сферы. Отмечена важная роль активной целенаправленной политики государства, призванного сформировать организационно-правовой и экономический механизм с целью создания благоприятной для инновационной деятельности внешней среды. В качестве основных приоритетов государственной политики в области поддержки инновационного предпринимательства названы следующие:

— законодательное регулирование важнейших вопросов, касающихся функционирования научно-технической сферы: принятие законов о научно-технической политике, статусе, НО (в первую очередь, тех, которые пока остаются в государственной форме собственности), об охране объектов интеллектуальной собственности и др.;

— создание условий, необходимых для опережающего развития фундаментальных научных исследований как основы НТП;

— создание условий для адаптации накопленного научно-технического потенциала оборонных отраслей к потребностям рынка гражданской продукции;

— децентрализация управления НТП в стране;

— определение важнейших направлений общенациональных программ (проводимых как в государственном, так и в негосударственном секторах) с целью концентрации усилий на их финансовой и материальной поддержке со стороны различных финансовых источников;

— сохранение селективного избирательного государственного финансирования лишь там, где это целесообразно в силу специфики.

— 309 проводимых исследований и разработок;

— обеспечение социальной защиты научно-технических кадров.

2) Предложены следующие основные варианты изменения существующих организационных структур отраслевых (по традиционной классификации) НО:

— для организаций, находящихся в федеральной собственности, — преобразоваться в бюджетную организацию или акционерное общество открытого типа со 100%-ным или частичным государственным участием, с возможностью получения статуса государственного научного центра;

— влиться в промышленные или коммерческие структуры, получив статус внутрифирменной (заводской) науки;

— сохранив самостоятельность, пытаться войти в какие-либо крупные хозяйственные объединения, чтобы выполнять работы в интересах входящих в их состав участников;

— изменить (расширить) характер своего продукта (например, преобразуясь в инжиниринговые компании, консалтинговые, информационные организации и др.;

— создавать совместно с заинтересованными предприятиями малые внедренческие фирмы для реализации своих разработок;

— для уже приватизированных организаций — формировать систему участий (перекрестного владениями акциями) со своими потенциальными заказчиками, вплоть до слияния с ними или даже поглощения наиболее солидными из них;

— для неперспективных организаций, не видящих иного выхода из финансовых проблем, — заявить о своем банкротстве и попасть под процедуру санации в надежде на финансовую помощь, но с возможностью полного перепрофилирования;

— получить статус некоммерческой (инновационной) организации.

— 310.

3) В качестве субъектов научно-исследовательской деятельности, нуждающихся в прямом бюджетном государственном, либо муниципальном финансировании, определены НО, занятые фундаментальными исследованиями, прикладными разработками, направленными на экологические, социальные цели, имеющими оборонный характер, а также бюджетные организации, чьи разработки имеют неочевидный коммерческий (или некоммерческий) характер, но общественно значимы. Еще одним направлением государственного финансирования названы прибыльно направленные субъекты инновационной деятельности: предприятия, а также самостоятельные НО, имеющие неплохой научно-технический потенциал (с целью их временной финансовой поддержки в период становления рыночной экономики, а также для реализации заинтересованности государства в проведении разработок, не представляющих в данный момент интереса для предприятий, либо требующих больших затрат) и малые инновационные предприятия.

4) Разграничена «ориентация» в финансировании НИОКР федерального и муниципального бюджета. Первый прежде всего должен быть ориентирован на поддержку оборонных НИОКР, академической и вузовской науки, а также дорогостоящих работ, имеющих народнохозяйственное значение. Средства же муниципальных бюджетов могут использоваться для финансирования организаций непроизводственной сферы, НИОКР применительно к объектам городской инфраструктуры, в рамках конверсии, помогающих решать какие-либо региональные проблемы и одновременно помочь оборонным организациям определиться с тематикой работ в новых условиях.

5) Предложены варианты решения процедурных проблем (определение тематики предлагаемых к финансированию работ, методы проведения НИОКР, способы финансирования НИОКР), возникающих в процессе прямого бюджетного финансирования НИОКР.

— 311.

6) С целью повышения заинтересованности предприятий в финансовой поддержке НИОКР предлагается усилить роль налоговых стимулов к инвестированию, в том числе реализовать следующие меры:

— льготное налогообложение прибыли предприятий, полученной в первые годы от использования нововведений;

— льготное налогообложение прибыли предприятий, полученной от экспорта готовой продукции, созданной на основе профинансированных предприятиями НИОКР, а также лицензий и ноу-хау;

— включение затрат на НИОКР и приобретение объектов интеллектуальной собственности в себестоимость продукции (либо вычет их из налогооблагаемой прибыли в полном объеме);

— освобождение от налогообложения добровольных взносов предприятий и организаций в Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере;

— освобождение от налогообложения (полностью или частично) малых предприятий, занятых инновационной деятельностью в первые годы их функционирования;

— освобождение от налогообложения прибыли предприятий и организаций, расходуемой на получение патентной защиты в России и.

— особенно — за рубежом (либо включение этих расходов в себестоимость продукции с соответствующим выведением ее из-под налогообложения) .

7) Обоснована необходимость уточнения методики применения льготы об уменьшении налогооблагаемой прибыли при направлении ее на финансирование капитальных вложений, использование которой в настоящее время возможно лишь при условии полного использования сумм амортизации на последнюю отчетную дату. Предлагается дать предприятиям и, НО возможность коммерческого использования накапливаемых средств с целью защиты их от обесценивания и — напротив.

— 312.

— их. увеличения. Это не противоречило бы действующему порядку строго целевого назначения амортизационных отчислений, а лишь дополнило бы его, дав возможность накапливать соответствующие суммы для более эффективного их применения.

8) Для оживления инвестиционной активности предприятий предлагается ряд дополнительных к действующим мер по использованию амортизационного способа финансирования. Для этого, наряду с общими мерами упорядочения амортизационной политики — отказом от отраслевой дифференциации норм амортизации и их большого разнообразия, установлением более коротких нормативных сроков полной амортизации вообще (в увязке с рациональными сроками службы техники) — было бы целесообразно и использование наряду с равномерным (линейным) методом исчисления амортизации и применение принципа неравномерного списания — значительного (до 50%) списания стоимости прогрессивных машин и оборудования в первый (или первые) годы их эксплуатации, предоставив предприятиям и, НО право самим выбирать тот или иной метод. Одновременно для нивелирования уменьшения фактических объемов начисленной амортизации в условиях продолжающейся инфляции и «тающей» балансовой стоимости фондов предлагается установить практику регулярного (например, ежеквартального или ежемесячного) ее индексирования, увязанного с ростом оптовых цен соответствующих (укрупненных) классификационных групп основных фондов, по которым установлены нормы амортизации, либо с индексом инфляции.

9) В качестве нового источника финансирования инноваций предлагается амортизация объектов интеллектуальной собственности, для чего предлагается реализовать следующие меры:

— предоставить, НО — исполнителям НИОКР и предприятиям, использовавшим их результаты, права собственности на интеллектуальные активы, созданные в результате профинансированных из госбюджета и централизованных фондов министерств и ведомств НИОКР и работ по их освоению в производстве (с возможностью заинтересованным фирмам использовать эти результаты на условиях открытой лицензии, в том числе безвозмездно);

— обеспечить раздельный учет объектов интеллектуальной собственности в составе нематериальных активов и перечислять начисленные по ним амортизационные отчисления на особый счет (субсчет) для целевого их использования в соответствии со следующим пунктом;

— установить порядок перечисления определенной доли (25−50%) средств, полученных в виде амортизационных отчислений от интеллектуальных активов, в Российский фонд технологического развития и использования оставшейся доли на финансирование НИОКР и приобретение прав на объекты интеллектуальной собственности;

— четко зафиксировать в соответствующих нормативных документах предоставление льготы по налогу на прибыль (касающейся уменьшения налога на прибыль на суммы, направленные на капитальные вложения производственного и непроизводственного назначения) в случае финансирования затрат по приобретению и созданию нематериальных активов;

— применить к объектам интеллектуальной собственности принцип индексации стоимости основных фондов.

10) В рамках косвенного государственного (и муниципального) финансирования инноваций наряду с налоговыми и амортизационными также предлагается использовать следующие меры: гарантирование инвестиций, таможенные льготы, централизованное регулирование стандартизации, льготное государственное кредитование инновационных проектов, стимулирование к проектному кредитованию частных банков и др.

11) Предложена классификация российских банков по нескольким критериям и высказано мнение о желательности четкой, а возможно законодательной формализации статуса различных кредитных учреждений: инвестиционных, инновационных, ипотечных банков, обществ взаимного кредита, ссудо-сберегательных товариществ (касс) и др., причем с дифференцированной регламентацией требований к их регистрации и правилам деятельности.

Предлагается создание при участии органов государственной власти и местного самоуправления федеральных и муниципальных банков, призванных финансировать программы (в том числе инновационные), в которых заинтересованы соответствующие органы.

12) Проанализированы варианты залогового кредитования для предприятий и НО. Например, для предприятий, реализующих инновационные проекты, наиболее реально (при. определенных оговоренных выше условиях) получить кредит под залог:

— своих производственных запасов и товаров;

— своего оборудования или транспортных средств (возможно по схеме возвратного лизинга);

— своей дебиторской задолженности (возможно по схеме факторинговой сделки;

— принадлежащих им ценных бумаг;

— своей недвижимости.

13) Конкретизированы основные схемы инвестирования банков в инновации: кредитование незавершенного производства НИОКР, выполняемых научными организациями по договорам с заинтересованными заказчиками в случае оплаты ими работ лишь после их полного завершения и приемки, предоставление инвестиций как за счет собственных средств, так и в качестве доверенного лица инвесто.

— 315 ров (заказчиков), в том числе поиск инвесторов и организация самого процесса инвестирования, участие в размещении централизованных инвестиционных ресурсов, а также в инвестициях в составе финансово-промышленных групп и др.

14) Предложены меры, направленные на повышение заинтересованности банков во вхождении в финансово-промышленные группы:

— снижение нормативного коэффициента риска при приобретении банками акций предприятий, входящих в ФПГ;

— уменьшение норм резервирования по средствам, привлекаемым банками от членов ФПГ и используемых на проектное финансирование;

— введение льготного режима налогообложения банковских прибылей, инвестируемых на развитие участников группы;

— погашение государственных долгов предприятиям ФПГ, выполняющим заказные работы;

— начать переучет векселей, учтенных банками, входящими в состав ФПГ, от других ее членов и др.

15) Отмечены факторы, обуславливающие заинтересованность в лизинге субъектов инновационного процессакритически проанализированы различные аспекты утвержденного правительственным постановлением «Временного положения о лизинге» .

16) Предложено несколько вариантов применения векселя в научно-технической сфере:

— исполнитель НИОКР при длительном сроке выполняемых работ, оплачиваемых либо полностью при их завершении, либо по окончании отдельных этапов работ, рассчитывается со своими соисполнителями простым векселем, срок оплаты которого привязан к сроку сдачи готовой научно-технической продукции заказчику;

— исполнитель работ выставляет переводной вексель заказчику с предложением уплатить причитающуюся по нему сумму своим креди.

— 316 торам (в счет поставленных материалов, оборудования и т. д.), либо соисполнителям, выполняющим часть работ;

— заказчик рассчитывается с исполнителем векселем, срок оплаты которого привязан к дате предполагаемого завершения всей работы в целом, либо очередного ее этапа. Исполнитель, в свою очередь, может использовать одну из имеющихся возможностей, чтобы на этот вексель закупить требующиеся для проведения НИОКР материалы и оборудование, либо, продав его (учтя в банке), получить соответствующую сумму денег (за вычетом дисконта) для выплаты заработной платы и других платежей.

17) Дано разграничение двух основных направлений самофинансирования самостоятельных НО: самофинансирование текущих затрат (при этом проанализированы принципиальные варианты возмещения затрат исполнителя по созданию им научно-технической продукции по договорам и критерии их выбора) и самофинансирование инициативной тематики.

18) В качестве важнейшего фактора развития эмиссионного способа финансирования инновационных проектов названа необходимость государственного регулирования рынка ценных бумаг и срочное принятие соответствующего законодательства. Государство, наряду с регулирующей и контролирующей функциями, призвано также стимулировать финансирование на основе выпуска ценных бумаг через разработку механизма предоставления государственных гарантий под негосударственные инвестиции в долговые и долевые бумаги, эмитируемые с целью осуществления инвестиционных проектов. Предлагается механизм, когда государство в лице своих уполномоченных органов берет на себя определенные обязательства по ценным бумагам, распространяемым через них. Конкретными инструментами в этом случае могут быть:

— 317.

— облигации или привилегированные акции, по которым государство гарантирует эмитенту свою помощь (на возвратной или безвозвратной основе) по выплате, соответственно, процентов и дивидендов в период проведения инвестиционного проекта, финансируемого посредством данной эмиссиипри этом названные бумаги могут иметь характер конвертируемых с возможностью их обмена по окончании срока проекта на настоящие акции;

— обыкновенные акции с одновременной реализацией опциона на их продажу с правом его использования по истечении периода проведения инвестиционного проекта;

— векселя с четкой процедурой их учета, авалистом по которым выступают уполномоченные государством банки, и др.

— 308 -ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Официально-документальные материалы.1. Гражданский кодекс РФ.
  2. О внесении изменений и дополнений в Закон РФ «О налоге на имущество предприятий», 25 апреля 1995 г.: Закон РФ.
  3. О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР «О Центральном банке РСФСР», 26 апреля 1995 г.: Закон РФ.
  4. О государственной поддержке малого предпринимательства в РФ, 14 июня 1995 г.: Закон РФ.
  5. О залоге, 29 мая 1992 г.: Закон РФ.
  6. О налоге на добавленную стоимость, 6 декабря 1991 г.: Закон РСФСР.
  7. О налоге на прибыль предприятий и организаций, 27 декабря1991 г.: Закон РФ.
  8. О несостоятельности (банкротстве) предприятий, 19 ноября1992 г.: Закон РФ.
  9. О защите интересов инвесторов, И июня 1994 г.: Указ Президента РФ.
  10. О неотложных мерах по сохранению научно-технического потенциала РФ, 27 апреля 1992 г.: Указ Президента РФ. И. О создании Государственной инвестиционной корпорации, 2 февраля 1993 г.: Указ Президента РФ.
  11. О создании Российской финансовой корпорации, 15 марта 1993 г.: Указ Президента РФ.
  12. О порядке предоставления финансовой поддержки предприятиям за счет средств федерального бюджета, 8 июля 1994 г.: Указ Президента РФ.
  13. О частных инвестициях в Российской Федерации, 17 сентября- 319 -1994г.: Указ Президента РФ.
  14. О государственной поддержке развития науки и научно-технических разработок, 17 апреля 1995 г.: Постановление Правительства РФ.
  15. О мерах по стабилизации экономического положения предприятий и организаций оборонного комплекса, 19 декабря 1994 г.: Постановление Правительства РФ.
  16. О некоторых мерах по реализации законодательства о несостоятельности (банкротстве) предприятий, 20 мая 1994 г.: Постановление Правительства РФ.
  17. О развитии лизинга в инвестиционной деятельности", 29 июня 199.5 г.: Постановление Правительства РФ.
  18. О Фонде содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере, 3 февраля 1994 г.: Постановление Правительства РФ.
  19. Об использовании механизма ускоренной амортизации и переоценке основных фондов, 19 августа 1994 г.: Постановление Правительства РФ.
  20. Положение о приватизации объектов научно-технической сферы, 26 июля 1994 г.: Постановление Правительства РФ.
  21. Порядок включения объектов интеллектуальной собственности в состав нематериальных активов. Утв. Миннауки РФ и Комитетом РФ по патентам и товарным знакам 13.03.95. //Экономика и жизнь. Ваш партнер. 1995. N 13. С. 24.24
Заполнить форму текущей работой