Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Повышение эффективности фильтрующего оборудования для предотвращения загрязнения моря с судов

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Анализ результатов испытаний этого очистного комплекса показывает, что стандартные частицы ДВБ обладают весьма высокой коалесцентной способностью и при реальных условиях очистки СНВ обеспечивают снижение её нефтесодержания с 1600 до 4,0 млн" 1. Природный цеолитизированный туф, использованный в доочистном фильтре № 3 (рис. 4.3), при скорости фильтрования до 20 м/ч обеспечивает остаточную… Читать ещё >

Содержание

  • 1. Анализ технологий и технических средств очистки сточных нефтесодержащих вод
    • 1. 1. Источники загрязнения водной среды нефтепродуктами
    • 1. 2. Особенности структуры и химического состава сточных нефтесодержащих вод морских судов
    • 1. 3. Анализ методов и локальных технических средств очистки сточных вод от нефтепродуктов
      • 1. 3. 1. Очистка нефтесодержащих вод флотацией
      • 1. 3. 2. Очистка нефтесодержащих вод в центробежном поле
      • 1. 3. 3. Динамические методы очистки нефтесодержащих вод
        • 1. 3. 3. 1. Очистка нефтесодержащих вод фильтрованием
        • 1. 3. 3. 2. Метод разделения нефтеводных смесей коалесцентной фильтрацией
    • 1. 4. Анализ технической эксплуатации фильтрующего оборудования для предотвращения загрязнения моря с судов
    • 1. 5. Постановка задачи исследования
  • 2. Структура зернистого слоя как оптимальное решение принципа создания регенеративного коалесцентного деэмульгатора
    • 2. 1. Выбор конструкции регенеративного деэмульгатора
    • 2. 2. Гидродинамические характеристики зернистого слоя
    • 2. 3. Исследование процесса разделения нефтеводной смеси при фильтрации в зернистом слое из полимерного материала
      • 2. 3. 1. Описание экспериментальной установки и методики проведения экспериментов
      • 2. 3. 2. Реализация экспериментов, обработка и обсуждение экспериментальных данных
    • 2. 4. Практическая реализация экспериментальных данных
      • 2. 4. 1. Разработка технологии модернизации фильтрующего оборудования типа СКМ
      • 2. 4. 2. Исследование эффективности модернизированного фильтрующего оборудования типа СКМ
      • 2. 4. 3. Анализ технической эксплуатации модернизированного фильтрующего оборудования типа СКМ
  • 3. Исследование эффективности разделения нефтеводных эмульгированных смесей в коалесцентной ступени очистки воды на основе сополимера стирола с 8% содержанием дивинилбензола
    • 3. 1. Описание экспериментальной установки и методики выполнения экспериментов
    • 3. 2. Определение погрешности выполнения экспериментов
      • 3. 2. 1. Определение точности расчета диаметра частиц эмульгированных нефтепродуктов
      • 3. 2. 2. Определение точности расчета концентрации капельных нефтепродуктов
    • 3. 3. Автоматизация расчета концентрации капельных нефтепродуктов в воде
    • 3. 4. Обсуждение результатов экспериментов
  • 4. Разработка локального очистного комплекса на базе модернизированной установки типа СК-4М
    • 4. 1. Разработка эскизного проекта локального очистного комплекса для портового сборщика льяльных вод
    • 4. 2. Расчет ресурса очистного оборудования
    • 4. 3. Реализация проекта локального очистного комплекса

Повышение эффективности фильтрующего оборудования для предотвращения загрязнения моря с судов (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Экологическая обстановка в мире продолжает ухудшаться. Загрязнение атмосферного воздуха и водной среды нашей планеты становится необратимым. В числе основных источников загрязнения воздушного и водного бассейнов Земли находятся нефть и нефтепродукты.

По данным ЮНЕСКО, нефтепродукты (НП) принадлежат к числу десяти наиболее опасных загрязнителей окружающей среды из-за высокой токсичности и широкой распространенности.

Опыт природопользования во всем мире показывает, что уменьшить экологический ущерб можно на основе прогрессивных инженерно-технических решений, путем создания локальных эффективных очистных сооружений [1].

Решение проблемы экологизации техники и технологий в нашей стране происходило на основе концепций, сменявших одна другую. Так, в 60-е годы предыдущего столетия были распространены концепции разбавления и рассеивания загрязнений, так как природная среда во многих случаях была еще способна нейтрализовать неблагоприятное воздействие на нее загрязнений.

В 70-е годы возникла концепция санитарно-гигиенических нормативов, ограничивающих выбросы и определяющих «предельно-допустимые концентрации» загрязняющих веществ. При этом развитие промышленности продолжалось, и ее влияние сказывалось в глобальных масштабах.

В 80-е годы появилась концепция приемлемого уровня риска, предусматривающая вероятную оценку аварий на промышленных и энергетических предприятиях. Однако катастрофа на Чернобыле показала ее несостоятельность. В те же годы была разработана экологически более обоснованная концепция — сбалансированного природопользования, включающая в себя и предыдущую.

В 1992 году ООН на конференции по окружающей среде была принята концепция устойчивого развития. В последние годы развивается концепция коэволюции человечества и биосферы. Но этот путь требует коренного пересмотра (совершенствования) техники и технологий, их экологизации. Ориентиром на этом пути является аналогия (органичное сочетание) между промышленными технологиями и природными биосферными процессами.

В нашей стране действует система финансирования мероприятий по охране окружающей среды, предполагающая покрытие природоохранных затрат за счет бюджетных ассигнований и путем самофинансирования. Наряду с этим существуют нормативы платы, за выброс загрязняющих веществ в окружающую природную среду.

В период перехода к рыночной экономике в России сложилась тяжелая эколого-экономическая ситуация со спадом производства. Снижение доходов предприятий и инвестиционной активности отрицательно повлияли на темпы осуществления природоохранных мероприятий. Пренебрежение экологическими требованиями ради быстрой экономической выгоды приводит к тяжелым последствиям для людей и в конечном итоге невосполнимым потерям.

Негативные последствия научно-технического прогресса и загрязнение природы усилилось за последнее десятилетие. Плохая экологическая обстановка складывается на малых нефтетранспортных и береговых предприятиях морского флота, которые в большинстве своем до настоящего времени не оснащены эффективными очистными сооружениями. Так, например, из 1500 нефтебаз России только около 400 имеют простейшие очистные сооружения, которые, как правило, не отвечают современным требованиям [2]. Еще хуже положение с очисткой сточной воды на более чем 14 000 автозаправочных станциях РФ. Только около 10% из них имеют очистные сооружения. Это приводит к тому, что НП попадают в землю и вместе с паводковыми водами поступают в естественные водоемы, загрязняя их.

За последние годы концентрация НП в некоторых прибрежных регионах РФ превышает в десятки, а не редко и в сотни раз предельно-допустимую концентрацию НП в воде (ПДК=0,05 мг/л). Так, в бухте Золотой Рог во Владивостоке концентрация НП в воде превышает 10 тыс. млн'1 и по сообщению морской администрации порта (от 18.08.98 г., газета «Владивосток») акватории Амурского и Уссурийского заливов объявлены зоной экологического бедствия. Уровень загрязнений здесь превысил все допустимые нормы. Указанное выше является следствием отсутствия каких-либо очистных сооружений на береговых промышленных предприятиях г. Владивостока. Это привело к гибели всего живого в придонном слое воды в морском порту, где образовался осадок тяжелых НП толщиной до 1,5−2,0 м. Такое же положение дел имеет место и в других портах Дальнего Востока РФ, где есть судоремонтные заводы (Находка, Советская гавань, Петропавловск-Камчатский и др.).

Особо серьезное беспокойство вызывает экологическое положение в районах морских перевалочных нефтебаз РФ, где расход сточных вод составляет около 4−5 тыс. м3/ч. При таких больших объемах сточных нефтесодер-жащих вод качество очистки их играет большую роль в сохранении природы окружающей среды. Здесь, с загрязнением акваторий углеводородами природа уже не в состоянии справиться без участия человека.

Отечественные нефтебазы и нефтетранспортные предприятия в большинстве своем не имеют замкнутых водооборотных технологических схем очистки, поэтому сброс недостаточно очищенных сточных вод в окружающую среду является неизбежным.

Если рассматривать малые предприятия, например, автозаправочные станции, склады ГСМ на автотранспортных предприятиях России, то на них не всегда выполняются требования по экологической безопасности даже согласно СНИП Н-93−74 «Предприятия по обслуживанию автомобилей».

Строительство и эксплуатация очистных сооружений по существующим строительным нормам на этих объектах в большинстве случаев требует значительных капитальных затрат, что для малых предприятий экономически нецелесообразно. Поэтому совершенствование локальных способов очистки нефтесодержащих стоков, имеющихся на водном транспорте, и разработка на их примере эффективного стационарного оборудования для этих целей является задачей весьма актуальной.

Большой опыт создания и эксплуатации компактного фильтрующего оборудования для предотвращения загрязнения окружающей среды сточными нефтесодержащими водами накоплен в Мировом судостроении. В 1978 году после вступления в силу требований Международной конвенции по предотвращению загрязнения моря с судов (МАРПОЛ 73/78) и Резолюции Международной морской организации (ИМО) А393(Х) на морских судах появились автоматизированные компактные сепарационные установки для очистки сточных нефтесодержащих вод. В основе этого нового оборудования лежали известные технологии разделения нефтеводных смесей. Очистная способность таких установок достигала значений 15−100 мг/л при максимальной концентрации нефтепродуктов в очищаемой воде. В 1998 году вступили в силу новые требования МАРПОЛа, оговоренные Резолюцией ИМО МЕРС 60(33) [3]. Аналогичные требования были разработаны и Российским Морским Регистром судоходства (Регистр) [4], которые с учетом реальных условий эксплуатации очистного оборудования на морском флоте привели в соответствие с международными стандартами все фильтрующее оборудование (ФО) для очистки сточных нефтесодержащих вод.

Следует отметить, что термин «фильтрующее оборудование» в соответствии с новыми требованиями Регистра [4, 9] предусматривает фильтры или любое сочетание сепараторов и фильтров, конструкция которых обеспечивает содержание нефти в сбросе не более 15 млн" 1.

С 01.01.2005 г. вступили в силу новые требования МАРПОЛа, оговоренные резолюцией ИМО МЕРС 107(49), которые ужесточили требования к проведению типовых (стендовых) испытаний ФО. При проведении последних с 2005 г. требуется использовать эмульгированную нефтеводную смесь с добавкой порошка поверхностно-активных веществ (ПАВ) и механических примесей в виде порошка магнетита, чего ранее не было. Поэтому существующие конструкции ФО производства до 2005 г. в большинстве своем не соответствуют современным требованиям МАРПОЛа, т. к. не предназначены для очистки воды от эмульгированных НП и ПАВ.

Исследованиям и разработке ФО для морского и речного транспорта в нашей стране посвящены работы Брусельницкого Ю. М. 5, 6], Нунупарова С. М. 7], Богатых С. А. 8], Коваленко В. Ф. и Скрипника В. Н. 11, 12], Решняка В. И. и Косовского В. Щ17, 18,19], Грановского М. Г и других авторов.

За последнее десятилетие на морском транспорте для очистки сточных нефтесодержащих вод получили распространение нефтеводные сепарацион-ные установки отстойно-коалесцентного типа. Они отличаются высокой эффективностью, компактностью и ремонтопригодностью. Это высокоавтоматизированные, надежные в эксплуатации агрегаты, не требующие высокой квалификации обслуживающего персонала.

Однако вышеуказанное ФО имеет некоторые недостатки, которые не позволяют использовать его без соответствующей доработки в стационарных условиях промышленных предприятий. Так, оно не может очищать воду от эмульгированных НП. ФО в своем составе имеет штатные коалесцентные фильтры с ограниченным ресурсом и очистной способностью до 15 млн*1, что на порядок превышает действующие предельно-допустимые нормативы сброса (ПДС) для стационарных очистных сооружений. Анализ технической эксплуатации штатных коалесцентных фильтроэлементов показывает, что их ресурс обычно не более 100 часов и зависит от нефтесодержания очищаемой воды. Поэтому, чтобы повысить эффективность ФО и сделать его пригодным для использования в стационарных условиях, требуется разработка и внедрение регенеративных коалесцентных фильтров, обладающих большим ресурсом, а также — дополнительных доочистных фильтров на основе дешевых и доступных фильтрующих материалов.

Положительный опыт применения судового ФО в стационарных условиях [10, 25, 26] свидетельствует о том, что при соответствующей доработке оно может быть вполне пригодным для локальной очистки нефтесодержащих сточных вод в стационарных условиях небольших нефтетранспортных и промышленных предприятий, где количество стоков не превышает 5−10 м3/ч.

Известно, что НП могут присутствовать в воде в грубодисперсном, эмульгированном и растворенном виде, а также образовывать на водной поверхности стабильные тонкие пленки, препятствующие газообмену между водой и атмосферой Земли. В связи с этим извлечение НП из сточной воды осуществляют обычно специально разработанными методами.

Теоретические представления о факторах устойчивости нефтеводных эмульсий позволили разработать различные методы разрушения этих дисперсных систем: механические, химические, электрические, фильтрационные и другие.

Гравитационные методы очистки воды от НП, такие как отстаивание и центрифугирование, позволяют очистить её до остаточной концентрации НП 50−100 мг/л, в то время как предельно-допустимая концентрация их в сбросе, например, для хозяйственно-бытовых водоемов допускается 0,1- 0,3 мг/л.

Коагуляционные методы позволяют довести глубину очистки сточной воды до 15−50 мг/л, а флотационные — до 8 или 10 мг/л.

Для проведения глубокой очистки нефтесодержащих вод (НСВ) используют фильтрационно-сорбционный метод, который позволяет извлечь НП до уровня 0,05 мг/л. Эффективность его определяется свойствами фильтрующего материала. В качестве фильтрующих материалов для удаления из воды НП, предложены различные полимерные сорбенты, которые обладают ограниченным ресурсом и не могут быть регенерированы после загрязнения.

Целью данной работы является разработка экономически целесообразной технологии очистки эмульгированных нефтеводных смесей с целью повышения эффективности фильтрующего оборудования для предотвращения загрязнения моря с судов, а также создание на его основе локального очистного комплекса для морского порта.

Для выполнения вышеуказанного решены следующие научные и практические задачи:

1. На основе анализа литературных данных и выполненных экспериментальных исследований процесса коалесцентной фильтрации нефтеводных смесей (НВС) через зернистые полимерные материалы предложен новый зернистый материал (сополимер стирола с 8% -м содержанием дивинилбен-зола, ДВБ) и конструкция регенеративного фильтроэлемента-деэмульгатора для очистки сточных нефтесодержащих вод;

2. Расширены представления о механизме процесса коалесценции капельных нефтепродуктов при их контакте в потоке воды и на гидрофобной поверхности полимерного материала;

3. Получены экспериментальные данные эффективности разделения НВС в коалесцентной ступени очистки воды на основе ДВБ и некоторых других синтетических материалов, позволяющие определить режимные характеристики натурных образцов коалесцентных регенеративных фильтро-элементов-деэмульгаторов;

4. На базе отечественного судового фильтрующего оборудования типа СКМ, производительностью до 4,0 м /ч, разработана, одобрена Регистром и реализована на практике новая технология очистки льяльных вод для морских судов Дальневосточного бассейна, а также для локального портового очистного комплекса или малого нефтетранспортного предприятия.

Диссертация состоит из введения, четырех глав, заключения, списка литературы и приложения.

Выводы:

1. Нефтесодержание очищаемой нефтеводной смеси при указанных режимах фильтрации (при скорости фильтрации 2,58−10″ 3 м/с) уменьшалось от 10 000 млн" 1 на входе в коалесцентную ступень очистки воды до 7 млн" 1 на выходе из нее (по показаниям автоматического концентратомера нефтесодержания типа BWAM S-646). При этом концентрация в смеси эмульгированной фазы НП составляла от 916 до 42 млн'1.

2. Результатом описанного эксперимента является подтверждение очистной способности коалесцентного аппарата на основе зернистой загрузки из сополимера стирола с 8%-ым содержанием ДВБ при разделении нефтеводной смеси, содержащей эмульгированные частицы мазута М40 и Ф5.

3. Количество капель мазута на выходе из коалесцентной ступени очистки, состоящей из слоя стандартных гранул сополимера стирола с ДВБ толщиной 80 мм, при скорости фильтрации нефтеводной смеси равной 2,58−10'3 м/с значительно меньше, чем на входе, что говорит об эффективности и способности исследованной зернистой загрузки разделять нефтеводные эмульсии, имеющие частицы дисперсной фазы диаметром 0,005- 0,09 мм.

4. Разработка локального очистного комплекса на базе модернизированной установки типа СК-4М.

4.1. Разработка эскизного проекта локального очистного комплекса для портового сборщика льяльных вод.

Отсутствие стационарных очистных сооружений во Владивостоке потребовало создания в 2003 году портового очистного плавучего комплекса на базе нефтеналивной баржи ННБ-500−57 (ООО «Транс Эко», рис. 4.1) для сбора и очистки судовых сточных нефтесодержащих вод, поступающих с судов, стоящих на рейде или у причалов порта, а также в судоремонтных заводах г. Владивостока.

На основе результатов, описанных в гл. 3, по заказу ООО «Транс Эко» нами разработан и реализован на практике вышеуказанный комплекс на базе судовой нефтеводной сепарационной установки типа СК-4м, модернизированной по нашей технологии (см. приложение 4).

Очистной комплекс состоит из судовой сепарационной установки типа СК-4м производительностью 4 м /ч (рис. 4.2), модернизированной по нашей технологии и оборудованной дополнительно фильтрами № 2 и № 3. Принципиальная схема этого комплекса представлена на рис. 4.3.

Прием поступающей на очистку нефтесодержащей воды производится с портовых сборщиков льяльных вод (CJIB) в один из танков баржи, ёмкость которого составляет 100 м. Здесь, после суточного подогрева (до температуры 25- 30 °С) и отстоя в танке происходит предварительное отделение воды от грубодисперсных НП, которые со временем накапливаются в виде пленки в верхнем слое НСВ и периодически переливаются в топливную цистерну. Это топливо в дальнейшем используется для работы двух огнетрубных паровых котлов, установленных на барже для технологических нужд.

Отстоявшаяся таким образом очищаемая вода по сообщающему трубопроводу самотеком перепускается в сборный отстойный танк емкостью 80 м на рис. 8.3 он не показан). После суточного отстоя в этом танке очищаемую воду подают через клапанную коробку 4 электровинтовым насосом 3 в механические фильтры № 1 или № 2, модернизированные по технологии, описанной ранее в гл. 2.4.1 (черт. № К38−436.000).

В связи с тем, что после модернизации механических фильтров НП в основном (до 98%) отделяются в них, в технологической схеме очистки НСВ предусмотрено два таких фильтра, установленных параллельно (один в работе, другой в резерве). НСВ после этих фильтров поступает в сепаратор, оборудованный коалесцентными фильтроэлементами-деэмульгаторами (черт. №К38−432.000) на основе зернистой загрузки из стандартных гранул сополимера стирола с 8%-ым содержанием дивинилбензолом. Общий вид фильтроэлементов, установленных в корпусе сепаратора типа СК-4м, представлен на рис. 4.2. После сепаратора 1 очищаемая вода, имея концентрацию капельных НП до 15 млн" 1 поступает на доочистку в напорный фильтр № 3, заполненный сорбентом.

Рис. 4.1. Общий вид нефтеналивной баржи ННБ-500−57 (ООО «Транс Эко», порт Владивосток).

Рис. 4.2. Общий вид сепаратора типа СК-4м, модернизированного по технологии ДВГМА: 1 — регенеративные фильтроэлементы на основе зернистой загрузки из ДВБ.

Для доочистки нефтесодержащих вод многими исследователями ведется поиск эффективных фильтрующих материалов [105−130], в том числе и на основе полимеров.

Однако наибольший интерес вызывает проблема использования природных сорбентов (природных туфов) для доочистки сточных вод от НП.

Для очистки воды в системе водоснабжения г. Владивостока используется дешевый цеолитизированный туф Чугуевского месторождения (Приморского края). Результаты использования этого материала для доочистки НСВ в литературе отсутствуют. Поэтому целесообразно экспериментально определить доочистную способность этого сорбента, обладающего следующими характеристиками:

1. Состав сорбента (диаметр частиц — 2,0+2,5 мм): Si02/ А1203 — 8,5%- Клиноптилолит, Na6(Al6Si3o072> 24 Н20 — 70−90% Морденит, Na8(Al9Si4o096) — 24 Н20 — 20−0%.

2. Химический состав цеолитизированного туфа, %.

Si02- 67,02 Mg0−0,6 С02−0,06 S-0,026 Pb — 0,02.

Рис. 4.3. Принципиальная схема технологической системы очистки нефтесодержащих вод нефтеналивной баржи ННБ-500−57 (ООО «Транс Эко») о.

Ti02- 0,1 CaO — 2,54 Fe0−0,18 Hg-0,85 A1203- 12,23 Na20−1,48 K20-l, 08 Cd-0,79 Fe203- 1,25 FeO- 0,18 Mn0−0,03 P205−0,06 S03−0,06 3. Физические свойства:

Л ч.

• Удельный вес — 2,16 — 2,38 г/см — Плотность — 2,31−2,34 г/см.

• Пористость, %: открытая — 6,35−14,91- закрытая — 10,25−16,53- в среднем-19,05- общая — 18,18−26,69;

• Водопоглощение, % - 9,7−11,2;

• Истираемость, % - 0,3−1,3;

• Предел прочности при сжатии в сухом сост. — 440−450 кг/см2;

• Насыпной вес — 0,8−1,2 г/см3;

• Коэффициент размягчения — 0,67−0,47.

Таким образом, корпус доочистного фильтра № 3 принят аналогичным штатному корпусу механического фильтра, изготовленного по черт. № 42 799.2242, однако он имеет цилиндрическую вставку (рис. 4.4), заполненную частицами природного цеолитизированного туфа Чугуевского месторождения Приморского края.

Нефтесодержание судовых сточных вод, поступающих для очистки на баржу с CJIB, обычно не превышает значений 1500−3500 млн" 1. После предварительного отстоя НСВ в приемном танке (при подогреве и перепуска 2/3 объема в сборный танк) концентрация НП в очищаемой воде составляет 150−250 млн" 1 (взвешенные вещества, ВВ = 60−65 мг/л).

Эффект очистки НСВ в первой ступени установки (в модернизированном предвключенном механическом фильтре) по результатам наших исследований обеспечивает очистку ее по НП на 98,5%, а по ВВ — 80%. Поэтому на входе во вторую ступень очистки установки (в сепаратор 1, рис. 4.3) очищаемая вода будет иметь концентрацию: по ВВ — 63×0,2 = 12,6 мг/л, а по НП -200×0,15 = 30,0 млн'1.

В режиме коалесцентной фильтрации фильтроэлементы-деэмульгаторы сепаратора с зернистой загрузкой из ДВБ обеспечивают очистку воды по ВВ на 99%, а по капельным НП на 99,85%. Поэтому на выходе из сепаратора содержание НП в очищенной воде будет: 30,0×0,15 = 4,5 млн'1, а концентрация ВВ- 12,6×0,01 =0,126 мг/л.

Дополнительная очистка НСВ в фильтре 16 (рис. 4.3), заполненном частицами цеолита диаметром 2,0+2,5 мм, позволяет на 100% исключить в стоке ВВ и на 50% растворенные НП. Так что на выходе из установки концентрация НП в очищенной воде не должна превышать 3,0 млн" 1, что соответствует ПДС для водоема хозяйственно-бытового назначения (бухты Золотой Рог в г. Владивостоке).

Рис. 4.4. Схема доочистного фильтра на основе зернистой загрузки из природного цеолитизированного туфа: 1- перфорированное днище- 2 -поддерживающий слой из частиц 025 мм- 3 — слой из частиц 04−5 мм- 4 — фильтрующий слой из частиц 02+2,5 мм.

4.2. Расчет ресурса очистного оборудования.

Анализ технической эксплуатации судов сборщиков льяльных вод (CJ1B) в порту Владивосток свидетельствует о том, что среднесуточное поступление сточных нефтесодержащих вод для очистки на баржу ННБ-500−57 не превышает обычно 50−80 т. Исходя из этого, производительность очистного комплекса была выбрана 4 м3/ч и на барже было установлено ФО типа.

СК-4М очистной способностью 15 млн" 1 (модернизированное по технологии ДВГМА с загрузкой коалесцентных фильтроэлементов стандартными гранулами из сополимера стирола с 8%-ым содержанием дивинилбензола (ДВБ), а также доочистной фильтр № 3 (рис. 4.3) с зернистой загрузкой из природного цеолитизированного туфа по схеме, представленной на рис. 4.4.

Нефтеемкость слоя зернистой загрузки Унпф на основе ДВБ в коалесцентных фильтроэлементах (6 шт) сепаратора:

Унпф = Удвбх s = 0,019x6x0,47 = 0,0536 м³, где Удвб = 0,019 — насыпной объем ДВБ одного фильтроэлемента, м3- е = 0,47 — относительная пористость слоя ДВБ с гранулами эквивалентного диаметра 0,5 мм [67].

Нефтеемкость слоя зернистой загрузки Унпц на основе природного цеолита (цеолитизированный туф Чугуевского месторождения Приморского края), имеющего насыпной объем в фильтре доочистки Уц= 0,119 м³, можно определить по формуле Унпц = Уцх? ц= 0,086×0,66 = 0,057 м³, где ец = 0,66 — общая относительная пористость фильтрующего слоя цеолита.

Общая нефтеемкость сепаратора и доочистного фильтра составит: Уфо = Унпф+ Унпц = 0,0536 + 0,057 = 0,1106 м³.

Общий ресурс фильтрующей загрузки сепаратора и доочистного фильтра № 3 до регенерации (при 100%-й очистке сточной воды от НП при их концентрации на входе в сепаратор С/ = 30,0 млн'1) можно определить, как: УФОхЮ6 0,1106×1 о6 поо р ~ ~ 30,0×4,0 часа.

Зернистая загрузка фильтроэлементов (ДВБ) регенерируется после загрязнения их тяжелыми фракциями НП промывкой в среде дизельного топлива или органического растворителя при барботаже воздухом.

Зернистая загрузка доочистного фильтра № 3 (природный цеолитизированный туф) является нерегенерируемой и подлежит замене, а использованный его фильтрующий слой с частицами размером 2,0−2,5 мм и толщиной 200 мм — сжиганию. Механические примеси из зернистой загрузки удаляются обратным (восходящим) током чистой воды.

4.3. Реализация проекта локального очистного комплекса.

Разработанный нами локальный очистной комплекс (на базе судового ФО типа СК-4м) для нефтеналивной баржи ННБ-500−57 был реализован ООО «Транс Эко» в декабре 2002 года, предъявлен Главному управлению природоохранных ресурсов МПР России по Приморскому краю и введен в эксплуатацию у причала № 42 порта Владивосток (рис. 4.1 и 4.2).

Анализ результатов испытаний этого очистного комплекса показывает, что стандартные частицы ДВБ обладают весьма высокой коалесцентной способностью и при реальных условиях очистки СНВ обеспечивают снижение её нефтесодержания с 1600 до 4,0 млн" 1. Природный цеолитизированный туф, использованный в доочистном фильтре № 3 (рис. 4.3), при скорости фильтрования до 20 м/ч обеспечивает остаточную концентрацию НП до 2,0 мг/л. Для определения режима регенерации загрузки фильтра № 3 (хотя она и не требовалась после месяца работы) была проведена её промывка восходящим потоком чистой воды. Необходимая интенсивность промывки для мелкозернистой загрузки составила 15 л/(с-м). После промывки в течение 10−15 мин происходила полная обмывка загрузки от механических примесей.

По положительным результатам промышленных испытаний локального очистного комплекса на ННБ-500−57 (качество очистки сточной воды от нефтепродуктов составило менее 3,0 млн*1) ООО «Транс Эко» получена лицензия Главного управления природных ресурсов и охраны окружающей среды Министерства природных ресурсов России по Приморскому краю на водопользование и сброс очищенных сточных вод на акватории бухты Золотой Рог во Владивостоке (приложение 10).

Заключение

.

На основании выполненных теоретических и экспериментальных исследований в настоящей работе были получены следующие результаты.

1. Расширены физические представления о природе явления коалесценции капельных нефтепродуктов на поверхности некоторых зернистых полимерных материалов, выпускаемых отечественной промышленностью, которые могут быть использованы в коалесцентных деэмульга-торах при очистке судовых льяльных вод от эмульгированных нефтепродуктов.

2. На основании экспериментальных исследований режимных характеристик коалесцентных зернистых деэмульгаторов предложен новый гид-рофобно-олеофильный материал для разделения эмульгированных нефтеводных смесей — стандартные гранулы сополимера стирола с 8%-ым содержанием дивинилбензола, которые являются исходным материалом при промышленном производстве ионообменных смол (анионита марки АВ 17−8 и катионита марки КУ-2).

3. Изучены источники загрязнения моря нефтеостатками с судов и дан анализ эффективности существующих технических средств их предотвращения. На основе этого анализа предложена и реализована на практике новая технология модернизации судового фильтрующего оборудования типа СКМ как для морских судов, так и для локального портового очистного комплекса.

4. Расширен диапазон исследований в направлении экспериментального изучения влияния технологических параметров на эффективность коалесцентной фильтрации нефтеводных смесей при разработке регенеративных фильтроэлементов-деэмульгаторов для судовых нефтеводных сепараторов, широко распространенных на судах морского флота.

5. Определена область режимов и физические закономерности процесса очистки нефтесодержащих вод от эмульгированных нефтепродуктов при коалесцентной фильтрации в деэмульгаторах на основе анионита марки АВ 17−8, сополимера стирола с 8%-ым содержанием дивинил-бензола и гранул естественного полипропилена в диапазоне изменения скорости фильтрации (0,645−2,58) -10″ м/с, а также изменения исходного объемного нефтесодержания очищаемой воды в пределах 100 010 000 млн" 1. Установлено, что эффективность разделения нефтеводной смеси в зернистом слое из полимерных материалов зависит от его толщины и геометрии порометрической структуры, от вязкости дисперсной фазы и режима ее течения в поровых каналах зернистой загрузки деэмульгатора.

6. Усовершенствован микрофотографический метод оценки эффективности разделения нефтеводных эмульгированных смесей в результате применения цифровой микрофотографии, а также статистических методов анализа и обработки экспериментальных данных, где в качестве статистической информации использовались данные о структуре потока дисперсной фазы (количество и размеры частиц нефтепродуктов) в анализируемой пробе воды.

7. Разработано программное обеспечение для автоматизации обработки экспериментальных данных в лабораторных условиях, а также экспресс анализа дисперсного состава потока нефтеводной эмульгированной смеси и расчета объемной концентрации в воде капельных нефтепродуктов с использованием компьютерных технологий.

8. На основе полученных экспериментальных данных доказана высокая эффективность очистки льяльных вод в коалесцентных деэмульгаторах на основе зернистой загрузки из сополимера стирола с 8%-ым содержанием дивинилбензола, который при контакте с водой не изменяет своих физических свойств, обеспечивая ресурс деэмульгатора свыше 10 лет. Установлено, что в отличие от естественного полипропилена он обеспечивает разделение нефтеводных эмульгированных смесей в широком диапазоне их реальных объемных концентраций.

Показать весь текст

Список литературы

  1. А.И. Аварийные разливы нефти в море и борьба с ними. -СПб.: ООО «Издательство ОМ-Пресс», 2004. — 232 с.
  2. Г. А., Юфин В. А. Очистка сточных вод и вторичное использование нефтепродуктов. М.: Недра, 1987. — 224 с.
  3. GUIDELINES AND SPECIFICATIONS FOR POLLUTION PREVENTION EQVIPMENT FOR MACHINERY SPACE BILGE OF SHIPS, INTERNATIONAL MARITIME ORGANIZATION, MERC/ Circ.262, 27 November 1992, MERC 33/20,33 pages. LONDON SE1 7SR.
  4. Правила по предотвращению загрязнения с судов. СПб.: Регистр, -1993. -86 с.
  5. Ю.М. Судовые устройства очистки трюмно-балластных вод от нефтепродуктов. -JI.: Судостроение, 1966. 200с.
  6. Ю.М. Судовые нефтеводяные сепараторы. М.: Транспорт, 1966.-224 с.
  7. С.М. Предотвращение загрязнения моря с судов. М.: Транспорт, 1985.-288 с.
  8. В.И. Технический надзор за выполнением требований конвенции МАРПОЛ 73/78 одно из направлений деятельности Регистра СССР: Там же.-С. 16- 17.
  9. Г. И., Герасимов А. П. Комплексные мероприятия по повышению эффективности теплотехнического оборудования и охране окружающей среды нефтебазы Владивостокского торгового порта: Там же. С. 27- 28.
  10. И. Скрипник В. Н., Мацокин JI.B., Лавриненко М. И. Результаты экспериментального исследования очистки промывочных вод рудовозов в тонкослойном отстойнике: Там же. С. 51 — 53.
  11. В.Ф., Скрипник В. Н., Яковлев Е. А. Исследование процесса очистки судовых нефтесодержащих вод во флотационных аппаратах со струйным диспергированием воздуха: Там же. С. 125 — 127.
  12. В.М., Артемьев А. А., Соколов Ю. Н. Исследование процесса разделения водонефтяной смеси в объеме пористых фильтрующих материалов: Там же. С. 242 — 243.
  13. Тув И. А. Судовые технические средства предотвращения загрязнения водоемов нефтепродуктами.? М.: Транспорт, 1976. 129 с.
  14. В.И., Решняк В. И. Предотвращение загрязнения водоемов нефтесодержащими водами с судов. М.: ЦБНТИ Минречфлота, 1987. -25 с.
  15. В.И. Судовые устройства для глубокой очистки подсланевой воды.: Сб. науч. трудов ЛИВТа. Л., 1986. — С. 82 — 84.
  16. В.И. Автономные плавучие и береговые сооружения для очистки нефтесодержащей подсланевой воды.: Сб. науч. трудов СПб ГУВК. -СПб., 1996.-С. 271 -285.
  17. М.Г., Карпинский Ю. И. Очистка нефтесодержащих вод в гидроциклоне и электрическом сепараторе. JL: Судостроение, 1980, № 5. С. 14−15.
  18. М.Г. Исследование физико-химических свойств и механизма разделения прямых нестабилизированных эмульсий во внешних силовых полях: Автореф. дис. канд. тех. наук Л., 1969. — 23 с.
  19. М.Г. Универсальная электроустановка для очистки жидкостей на судах. М.: Химия, 1987. — 92 с.
  20. Ю.И. Использование гидроциклонов для очистки нефтесодержащих вод // Рыбное хозяйство: Экспресс-информация. Сер. Эксплуатация флота и портов рыбной промышленности / ЦНИИТЭИРХ, МРХ. -М., 1982. Вып. 11 (1525).-С. 6−10.
  21. В.П., Поздеев В. В. Неэмульгирующий гидроциклон: Тез. докл. / Науч.-техн. конф. «Защита водного и воздушного бассейнов от загрязнений при постройке и эксплуатации судов». JL: ЦП ВИТО им. акад. А. Н. Крылова: Судостроение, 1990. — С. 24 — 28.
  22. Г. И. Опыт применения судового оборудования по предотвращению загрязнения моря в условиях промышленных предприятий: Материалы междунар. конф. «Нетрадиционная энергетика и технология», Часть 1. Владивосток: ДВО РАН, 1995. — 80 с.
  23. А.С., Войтов В. И. Черные приливы. М.: Молодая гвардия, 1984. -159 с.
  24. А.И. Энергетические ресурсы Мирового океана // Судостроение за рубежом. 1981, № 7 (175). — С. 28 — 49.
  25. В.Ю. Статистическая модель физико-химических свойств судовых нефтесодержащих вод // Судовые энергет. установки: Сб. науч. тр. / Николаевск, кораблестроит. ин-т. Николаев, 1993. С. 51 — 58.
  26. Средства очистки жидкостей на судах: Справочник / Под ред. И. А. Иванова. Л.: Судостроение, 1984. — 272 с.
  27. .В. Теория устойчивости коллоидов и тонких пленок. М.: Наука, 1986.-216 с.
  28. В.А., Смирнов О. В. Очистка нефтепродуктов и нефтесодержащих вод электрообработкой. СПб.:Химия, 1992. — 112 с.
  29. Исследование состава судовых льяльных, балластных вод и нефтеостат-ков: Клайпедское отд. Гипрорыбфлота. Клайпеда, 1981. — 48 с.
  30. Ю.И. Очистка нефтесодержащих вод морских судов в аппаратах со сложным силовым полем: Автореф. дис. канд. тех. наук. Владивосток, 1976.-28 с.
  31. Справочник по теории вероятностей и математической статистике /B.C. Королюк, Н. И. Портенко, А. В. Скороход, А. Ф. Турбин. М.: Наука, 1985. -640 с.
  32. П.Г., Курочкина М. И. Гидромеханические процессы химической технологии. Л.: Химия, 1982. — 287 с.
  33. И.Г., Кутепов A.M. Гидроциклонирование / РАН, отделение физикохимии и технологии неорганических материалов. М.: Наука, 1994.-350 с.
  34. В.Н. Особенности фильтрации нефтесодержащих вод через гидрофобные коалесцирующие насадки // Изв. Вузов. Строительство и архитектура. 1980. -№ 3. — С. 93 — 96.
  35. Ю.П., Клюшин А. А., Бавтот Д. П. О коалесценции нефтепродуктов при фильтрации сточных вод через гидрофобные полимерные материалы // Нефтяное хозяйство. 1982. — № 11. — С. 38 — 42.
  36. Ю.П., Линкевич А. Д. Некоторые вопросы теории коалесценции эмульсий в процессах очистки нефтесодержащих сточных вод // Охрана окружающей среды. Минск, 1985. — Вып. 4. — С. 56 — 63.
  37. Г. И. Судовые технические средства очистки нефтесодержащих вод: Учеб. для вузов. Владивосток: ДВГМА, 2001. — 122 с.
  38. Ю.П., Бавтот Д. П., Клюшин А. А. Разработка и исследование технологических параметров коалесцирующих фильтров для очистки судовых нефтесодержащих сточных вод // ЭИ ВНИИОЭНГ. Сер. «Коррозия и защита окр. среды». -М., 1985.-Вып. 6.-С. 13−17.
  39. Toms A.W. Desighn and performance of oleophilic porus media coalescing oil / Water separators // Filtr. and separation, 1987.-V.24 #3. — P. 188 — 190.
  40. Rybka J. Coalescence of emulsified oily wastewater by poleurethane foam beds//Environ. Prot. Eng., 1983.-V.9.-#l.-P. 41 -53.
  41. Eur. Pat. Appl. EP 264 877, CI. BO ID 17/02. Device for separating and retaining undissolved hydrocarbons from water / Reinhard E. Chem. Abstr., 1988. -V.108:226 379г.
  42. JP 62 97 613 87 — 97 613., С1/ B01D 17/022. Oil-water separation / Takaushi H., Ikeda J. — Chem. Abstr., 1987. — V.107: 25500d.
  43. Dean J.H. Nonwoven wet-laid filter media // Filtr. and separation. 1972. V.9. -#6.-P. 669−672.
  44. Carrol B.J. The equilibrium of liquid drops on smooth and rough circular cylinders // J. Colloid and interface sci. 1984. V.97. — #1. — P. 195 — 200.
  45. A.K. Характеристики коалесцирующих фильтроэлементов для очистки судовых нефтесодержащих вод: Автореф. дис. канд. тех. наук / МГУ им. адм. Г. Н. Невельского. Владивосток, 2002. — 25 с.
  46. Ю.П., Линкевич Т. П. Моделирование гидродинамических условий процесса коалесценции эмульгированных в воде нефтепродуктов в слое зернистой загрузки коалесцирующих фильтров // Изв. вузов. Строительство и архитектура: Минск, 1989.-№ 10.-С. 88−91.
  47. Ю.П., Линкевич А. Д., Линкевич Т. П., Митинов А. В. Взаимодействие эмульгированных нефтепродуктов с загрузкой коалесцирующих фильтров при очистке нефтесодержащих стоков // Сооруж. и способы очистки природн. и сточн. вод. Л., 1990. — С. 27 — 32.
  48. Поверхностные явления в дисперсных системах. Коллоидная химия. Избранные труды П. А. Ребиндер. М.: Наука, 1978. — 368 с.
  49. А.В. Ультрафильтрация в процессах очистки воды // Ж. Всес. хим. о-ва им. Д. И. Менделеева. 1990. — Т. З5 — № 1. — С. 88 — 96.
  50. А.Т., Шелекетина Т. Г., Мэн С.К. и др. Применение ультрафильтрации для очистки малоэмульсионных сточных вод // Химия и тех-нол. воды. 1990. — Т.9. — № 5. — С. 433 — 440.
  51. В.А., Дытнерский Ю. И., Свитцов А. А. Очистка сточных вод от эмульгированных загрязнений ультрафильтрацией // Ж. Всес. хим. о-ва им. Д. И. Менделеева, 1990.-Т. 35.-№ 1.-С. 97- 101.
  52. Е.А., Брык М. Т., Кочкодан В. М., Твердый А. А. и др. Выбор условий ультрафильтрационной очистки маслосодержащих сточных вод автотранспортных предприятий // Химия и технол. воды. 1988. — Т. 10. — № 3. -С. 250−254.
  53. Н.Ф. и др. О перспективе использования ультрафильтрации для очистки конденсата от масла на АЭС // Атомная энергия. 1987. — Т. 63. -Вып.З.-С. 178−181.
  54. Lipp P., Lee С.Н., Fane A.G. et al./ A fundamental study of the ultrafiltration of oil-water emulsions // Journal of membrane science. 1988. — V. 36. — P. 161−177.
  55. С., Синг К. Адсорбция, удельная поверхность, пористость. М.: Мир, 1984.-310 с.
  56. Ш. К., Ширковский А. И. Физика нефтяного и газового пласта.-М.: Недра, 1982.-311 с.
  57. А.А., Любименко В. А., Бельков В. М. Математическая модель фильтрации эмульсии в волокнистых материалах // Коллоид, журн. 1992. -Т.54.-№ 5. — С. 175−181.
  58. Г. И., Ентов В. М., Рыжик В. М. Теория нестационарной фильтрации жидкости и газа. М.: Недра, 1972. — 288 с.
  59. А.Б., Пантелеев В. Г. Влияние поверхностно-активных веществ на фазовые проницаемости пористой среды для нефти и воды // Нефтяное хозяйство. 1973.-№ 10. — С. 37 — 39.
  60. Kalpakci В., Klaus Е.Е., Duda J.L. et.al./ Flow characteristics of surfactant solutions in porous media and their role in permeability modification // Journal of Petroleum engineers society, 1981- V.21.-#6.-P. 709 -720.
  61. А.Э. Физика течения жидкостей через пористые среды. М.: Гостоптехиздат, 1960. — 249 с.
  62. М.Э., Тодес О. М. Гидравлические и тепловые основы работы аппаратов со стационарным и кипящим зернистым слоем. Л.: Химия, 1968. -512 с.
  63. Г. И., Тихомиров С. Г. Технология модернизации судовых нефтеводяных сепарационных установок отстойно-коалесцирующего типа: Тез. докл. / Межвуз. науч. конф. «Морское образование на Дальнем востоке» Владивосток: ДВГМА, 1996. — С. 27 — 28.
  64. Г. И. Коалесцирующий элемент. Свидетельство на Полезную модель № 472 от 16.06.1995 г. -М.: РОСПАТЕНТ, 1995.
  65. К.М., Пашков А. Б., Титов B.C. Ионообменные высокомолекулярные соединения. М.: Госхимиздат, 1960. — 365 с.
  66. М.Т., Атаманенко И. Д., Агеев И. А. Структура пористых сорбентов на основе сополимеров стирола с дивинилбензолом для извлечения органических веществ из воды // Химия и технол. воды. 1990. — Т. 12. — № 7. -С. 597−599.
  67. Т.К., Салдадзе К. М. и др. Исследование дисперсности конденсационных структур сополимеров стирола и дивинилбензола, полученных в присутствии неполимеризующихся растворителей // Коллоид, журн. -1972.- Вып. 34, № 4. С. 672 — 676.
  68. Е.Е. Высокопроницаемые иониты. Алма-Ата: Наука, 1979. -303 с.
  69. М.Т., Агеева И. А. Сополимеризация стирола с дивинилбензолом в гептановом растворе полидиметилсилоксана // Укр. хим. журн. 1987. -Вып. 53,№ 2.-С. 209−212.
  70. М.Т., Шлюгер Е. Е. и др. Пористые полимерные сорбенты для извлечения органических веществ из водных растворов // Там же. 1988. -Вып. 54,№ 9.-С. 999−1001.
  71. Д. Анализ процессов статистическими методами. М.: Мир, 1973.-957 с.
  72. JI.H., Смирнов Н. В. Таблицы математической статистики. М.: Наука, 1965.-464 с.
  73. М.С. Необыкновенная жизнь обыкновенной капли.- М.: Знание, 1986.- 144 с.
  74. Д.А., Кутепов A.M., Терновский И. Г. Разделение масляных эмульсий в гидроциклонных аппаратах // Химия и технология топлив и масел.- 1986.- № 3.-С. 16−18.
  75. Д.А., Кутепов A.M., Пирогова О. В. Устойчивость дисперсной фазы эмульсий при разделении в гидроциклонах // Журнал прикладной химии. 1995. — Т. 68. — № 3. — С. 474 — 477.
  76. Д.А., Кутепов A.M., Циганов Л. Д. Оценка эффективности сепарационных процессов в аппаратах гидроциклонного типа // Химическая промышленность. 1994. — № 8. — С. 20 — 24.
  77. В.В. Эффективность разделения судовых нефтесодержащих вод в низкоскоростном гидроциклоне. Автореф. дисс. на соиск. ученой степени канд. техн. наук. Николаев, 1991. — 25 с.
  78. В.П., Поздеев В. В. Неэмульгирующий гидроциклон: Тез. докл. / Науч. техн. конф. «Защита водного и воздушного бассейнов от загрязнений при постройке и эксплуатации судов». Л.: ЦП ВНТО им. акад. А. Н. Крылова: Судостроение, 1990. — С. 24 — 28.
  79. Resolution МЕРС 107 (49). Revised guidelines and specifications for pollution prevention equipment for machinery space bilges of ships, London, IMO, 2003. 25 p.
  80. Р.У. Инженерные расчеты в Excel СПб.: Вильяме, 2002. — 544 с.
  81. В. Е. Теория вероятностей и математическая статистика. М.: Высш. Шк., 2001.-479 с.
  82. Г. Н., Бриль Д. М. Методика определения дисперсного состава эмульгированной нефти и нефтепродуктов в нефтепромысловых сточных водах. Уфа: ВНИИСПТнефть, 1980. — 15 с.
  83. Боровиков В.П. Statistica. Искусство анализа данных на компьютере. -СПб.: Питер, 2003.-688 с.
  84. С., Синг К. Адсорбция, удельная поверхность, пористость / Пер. с англ. М.: Мир, 1984. — 306 с.
  85. Seber, G.A.F., Wild, C.J. 1989. Nonlinear regression. John Wiley & Sons Inc. 328 p.
  86. Финогенов К.Г. Win 32. Основы программирования. M.: Диалог-МИФИ, 2002.-416 с.
  87. А. Программирование в С^ Builder 6. М.:Бином, 2004. -1152 с.
  88. Р. Течение жидкостей через пористые материалы / Пер. с англ. -М.: Мир, 1964.-500 с.
  89. А.А., Григорьев Б. А. Таблицы теплофизических свойств воды и водяного пара. М.: МЭИ, 1999. — 168 с.
  90. Ривкин С. JL, Левин А. Я. Вязкость воды и водяного пара. М.: Изд-во стандартов, 1979. — 128 с.
  91. Ю. П. и др. Коалесценция: явления и методы реализации в технологии очистки сточных вод // Вода и экология: проблемы и решения, 2002. № 1. — С.57 — 68.
  92. К. Последние достижения в области жидкостной экстракции / Пер. с англ. М.: Химия, 1974. — 447 с.
  93. . В., Чураев Н. В. Смачивающие пленки. М.: Наука, 1984. -160 с.
  94. Werner Stumm, James J. Morgan 1996. Aquatic Chemistry. An introduction emphasizing chemical equilibria in natural waters. Wiley-Interscience. 584 p.
  95. Г. И. Модернизация судовых нефтеводяных сепараторов // Морской флот, 2003. № 6. — С. 40 — 41.
  96. А.Э. Глубокая очистка нефтесодержащих сточных вод // Энергетик, 1986.-№ 12.-С. 13−15.
  97. И.Л., Данелишвили Т. М. Возможность использования углей месторождения Ткибули для очистки промышленных сточных вод от нефтепродуктов // Химия и технол. воды, 1989. Т. 11, № 3. — С. 261 -263.
  98. М.Г., Немцов В. А. и др. Глубокое извлечение углеводородов из смеси нефтепродуктов в мало концентрированных сточных водах // Химия и технол. воды, 1986. Т. 8, № 3. — С. 44 — 47.
  99. М.П., Загоровская А. А., Артемова Т. А. и др. Активные угли из отработанных автопокрышек для очистки сточных вод // Водоснабжение и санит. техника, 1985. № 11. — С. 7 — 8.
  100. З.Н., Медведев М. И. и др. Доочистка балластных вод от нефтепродуктов // Химия и технол. воды, 1989. Т. 11, № 9. — С. 840 — 843.
  101. Т.А., Скорняков В. В. и др. Доочистка сточных вод заводов ОЦМ от нефтепродуктов с использованием буроугольного полукокса. В кн.: Коррозия цветных металлов и сплавов. М.: Металлургия, 1986. — С. 71−76.
  102. Г. Р., Переяслова Г. А. Очистка сточных вод от нефтепродуктов // Цветная металлургия, 1988. № 12. — С. 59 — 61.
  103. Г. А. Очистка сточных вод цинкового завода от нефтепродуктов // Цветная металлургия, 1988. -№ 8. С. 41 — 49.
  104. А.В., Малявина Г. И., Лопаченок Б. Е. Очистка водных потоков от нефтепродуктов с помощью сорбента КСС // Изв. Вузов. Серия «Энергетика», 1988. № 6. — С. 97 — 98.
  105. В.Я. Судовые паровые установки. Часть 1. Котлы. М.: Морской транспорт, 1940, — 512 с.
  106. П.И., Чистова J1.P. и др. Гранулированный торф для очистки сточных вод от нефтепродуктов // Торфяная промыщленность, 1984. -№ 10.-С. 15−17.
  107. JI.P., Рогач J1.M. и др. Удаление нефтепродуктов из сточных вод // Водоснабжение и санит. техника, 1988. № 8. — С. 22 — 23.
  108. Р. Очистка верховым фрезерным торфом воды, загрязненной нефтепродктами. Тр./ Всесоюз. научн.-иссл. ин-та торф, промышл. JL, 1984.-Вып. 53.-С. 130- 133.
  109. Ю.И. Угольно-минеральные сорбенты: их получение, свойства и применение в водоочистке // Химия и технол. воды, 1989. Т. 11, № 9.-С. 789−804.
  110. Кульский J1.A., Тарасевич Ю. И., Шевчук Е. А. и др. Интенсификация двухступенчатого фильтрования с применением угольно-минерального сорбента // Химия и технол. воды, 1990. Т. 12, № 1. — С. 15−18.
  111. С.И., Родионов А. И., Клушин Н. В. и др. Использование АБС-сополимеров для сорбционной очистки сточных вод // Химич. промышл., 1988.-№ 5.-С. 60−62.
  112. JP 59−166 215 84−166 215., CI. B01D 17/10. Waste Emulsion Treatment / Felton International K.K. Chem. Abstr., 1985. — V. 102: 83 929 h.
  113. Г. В., Соловьева E.B., Андреев П. П. и др. Удаление нефтепродуктов из промышленных сточных вод // Цветная металлургия, 1987. -№ 8.-С. 34−36.
  114. А.С. СССР № 1 433 901, МКИ С 02 1/28. Способ очистки сточных вод от нефтепродуктов / Кузнецова Г. В., Соловьева Е. В., Андреев П. П. и др. -1988.
  115. В.А., Перевалов В. Г. Очистка промысловой сточной воды фильтрацией // Нефтяное хозяйство, 1985. № 7. — С. 41 — 42.
  116. Т.Д., Мороз С. И., Винников В. А. Очистка сточных вод на установках открытого типа с синтетической волокнистой загрузкой // Про-мышл. Энергетика, 1988. -№ 1. С. 25 — 27.
  117. В.З., Казарян В. А., Залетова Н. А. и др. Доочистка поверхностных сточных вод фильтрованием через листовой пенополиуретан // Водоснабжение и санит. техника, 1986. -№ 1. С. 21 — 23.
  118. А.С. СССР № 1 452 550, МКИ В 01D 35/06. Очистка сточных вод / Бели-ченко Ю.П., Береза А. И., Рудик Т. Г. и др. 1986.
  119. А.С. СССР № 1 255 197, МКИ B01J 20/00. Фильтрующий материал для очистки сточных вод / Мясников И. Н., Барсукова Н. В., Баранова Л. Б. -1986.
  120. А.С. СССР № 1 421 373, МКИ В 01D 39/00. Фильтрующий материал / Васильев В. И., Долотов А. И., Казилов Р. В. и др. 1988.
Заполнить форму текущей работой