Повышение эффективности управления действиями подразделений МЧС на основе игрового автоматизированного обучающего комплекса
Высокая динамика оперативной обстановки в ЧС, высокая цена каждого действия спасателя, недостаточная разработанность методологии обучения личного состава подразделений МЧС эффективному проведению аварийно-спасательных других неотложных работ, обусловливают потребности практики совершенствовании процесса обучения методам и способам применения технических средств, с возможностью гибкого… Читать ещё >
Содержание
- Глава 1. АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ ВОПРОСА СОЗДАНИЯ АВТОМАТИЗИРОВАННЫХ ОБУЧАЮЩИХ СИСТЕМ И ОБОСНОВАНИЕ ТРЕБОВАНИЙ К СИСТЕМЕ ОБУЧЕНИЯ. ФОРМУЛИРОВКА НАПРАВЛЕНИЙ ИССЛЕДОВАНИЙ
- 1. 1. Краткая характеристика существующих АОС
- 1. 2. Характеристика основных методов активного обучения
- 1. 3. Оперативно-технические требования к ИАОК
- 1. 4. Формулировка направления исследований
- Глава 2. ОБОСНОВАНИЕ КОНЦЕПТУАЛЬНЫХ ПОЛОЖЕНИЙ И ОБОБЩЕННОЙ СХЕМЫ ИГРОВОГО АВТОМАТИЗИРОВАННОГО ОБУЧАЮЩЕГО КОМПЛЕКСА
- 2. 1. Обоснование концептуальных положений создания ИАОК
- 2. 2. Системная модель процесса обучения
- 2. 3. Система оценки процесса обучения
- 2. 4. Обобщенная функциональная схема
- Глава 3. РАЗРАБОТКА МАТЕМАТИЧЕСКИХ МОДЕЛЕЙ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ДАННЫХ В ИНФОРМАЦИОННОЙ БАЗЕ ИГРОВОГО АВТОМАТИЗИРОВАННОГО ОБУЧАЮЩЕГО КОМПЛЕКСА
- 3. 1. Модель информационного обеспечения первого уровня автоматизированного обучения («уровень тестов»)
- 3. 2. Метод моделирования оперативной ситуации в процессе игрового автоматизированного обучения
- 3. 3. Математическая модель информационной базы уровня «стереотипных ситуаций»
- 3. 4. Математическая модель информационного обеспечения третьего уровня автоматизированного обучения
- 3. 5. Управление процессом игрового автоматизированного обучения
- ГЛАВА 4. РАЗРАБОТКА ОБОБЩЕННОЙ МОДЕЛИ ГИПЕРМЕДИЙНОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ БАЗЫ НА ОСНОВЕ НЕЧЕТКИХ КОГНИТИВНЫХ КАРТ
- 4. 1. Общие принципы представления и когнитивная модель восприятия мультимедийной информации
- 4. 2. Метод и средства организации информационного обеспечения ИАОК
- 4. 3. Модель организации контента
- 4. 4. Моделирование ситуации посредством иерархии семантически связанных элементов контента
- ГЛАВА 5. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ РАЗРАБОТАННЫХ МЕТОДОВ, МОДЕЛЕЙ И МЕТОДИКИ АВТОМАТИЗИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ ЛИЧНОГО СОСТАВА ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ ГПС МЧС
- 5. 1. Фрагмент построения модели представления (знаний, данных) стереотипной и нестереотипной оперативных ситуаций в информационной базе ИАОК
- 5. 2. Способ оценки выполнения учебного упражнения
- 5. 3. Анализ результатов экспериментальной апробации системы
Повышение эффективности управления действиями подразделений МЧС на основе игрового автоматизированного обучающего комплекса (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Ежегодно на территории России происходит большое количество катастроф техногенного и экологического характера, которые наносят крупный социально-экономический ущерб. Важнейшей социально-экономической проблемой является своевременная ликвидация ЧС. Эффективность решения этой проблемы во многом определяется качеством обучения личного состава подразделений МЧС, поскольку от его действий зависят жизни людей (социальный аспект), сохранение культурных и материальных ценностей (экономический аспект). Для уменьшения негативного воздействия от разрушений, причиняемых населению и промышленным объектам, необходимо быстро и качественно осуществить подготовку и переподготовку сотрудников подразделений МЧС, работающих в системах оперативного управления, таких как центры управления в кризисных ситуациях, единые дежурно-диспетчерские службы и др.
Так, в Концепции Национальной Безопасности России констатируется, что увеличение количества и расширение масштабов чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера влекут за собой материальные и людские потери нередко сопоставимые с потерями в вооруженных конфликтах, делают крайне актуальной проблему обеспечения национальной безопасности Российской Федерации в природно-техногенной и экологической сферах. Это накладывает дополнительную ответственность и ставит деятельность спасателей в число приоритетных направлений по обеспечению национальной безопасности Российской Федерации [101].
Достаточно часто аварийные и нештатные ситуации возникают из-за конструктивных недостатков, изношенности оборудования, низкой квалификации работающих и халатности производственного персонала, нарушений техники безопасности и др. В этих случаях большинство систем оперативного управления, как правило, не выдают конкретных комплексных рекомендаций оперативно-диспетчерскому персоналу. Эти ограничения обусловливают необходимость разработки и внедрения информационных систем нового уровня, позволяющих улучшить подготовку оперативно-диспетчерского персонала, а также значительно повысить эффективность работы структурных подразделений МЧС. и.
Динамизм изменения обстановки, неопределенность и неполнота поступающих данных, сокращение времени на реагирование и ликвидацию ЧС, многоплановость и многовариантность решения задач защиты населения требуют поиска новых форм компьютерных обучающих программ, имитационных систем, тренажеров. Применение таких информационных систем и технологий обучения позволяет снизить затраты на натурное моделирование ЧС, сократить сроки повысить уровень подготовки специалистов к принятию эффективных решений по борьбе с ЧС.
При использовании инновационных информационных технологий обучения необходимым элементом является управление. В настоящее время при использовании обучающих программ управление в процессе обучения осуществляется на уровнях изучения теоретического материала, практического освоения и итогового или тематического контроля. При этом, ограничением является статичность знаний, т. е. их неизменность в некоторый достаточно длительный промежуток времени. Это не соответствует динамике ситуаций, с которыми в ежедневной практике сталкиваются сотрудники подразделений МЧС.
Высокая динамика оперативной обстановки в ЧС, высокая цена каждого действия спасателя, недостаточная разработанность методологии обучения личного состава подразделений МЧС эффективному проведению аварийно-спасательных других неотложных работ, обусловливают потребности практики совершенствовании процесса обучения методам и способам применения технических средств, с возможностью гибкого и своевременного изменения учебного материала. В настоящее время применяются классические методы обучения (лекционный, работа с книгой, практический). Данные методы зарекомендовали себя, однако, они имеют следующие ограничения:
— отсутствие необходимого количества изучаемых (особенно новых) ТС в процессе обучения;
— недостаточное количество времени, отводимого на изучение методов применения технических средств;
— отсутствие условий для наработки навыков применения технических средств;
— недостаточное внимание развитию творческих способностей.
Одним из путей преодоления вышеперечисленных ограничений в современных условиях является внедрение информационных технологий и систем и в в процесс обучения личного состава подразделений МЧС с применением активных игровых методов обучения.
Объектом исследования является система обучения личного состава подразделений МЧС принятию оперативных решений и тактике применения технических средств тушения пожара.
Предметом исследования являются методы и средства игрового автоматизированного обучения личного состава подразделений МЧС.
Целью диссертационной работы является повышение оперативности и качества подготовки личного состава подразделений МЧС по управлению действиями в динамичной оперативно-тактической обстановке путем разработки информационного обеспечения ИАОК.
Задачи исследования.
Анализ состояния вопроса создания АОС и обоснование оперативно-технических требований к системе активного обучения личного состава управлению действиями в ходе аварийно-спасательных работ. Формулировка направлений исследований.
Разработка концептуальных положений и обобщенной функционально-структурной схемы ИАОК.
Разработка математических моделей представления данных в информационной базе ИАОК.
Разработка обобщенной модели гипермедийной информационной базы на основе нечетких когнитивных карт.
Экспериментальные исследования разработанных методов, моделей и методики автоматизированного обучения личного состава подразделений МЧС.
Методы исследования.
В работе использованы методы и положения теорий: управления в организационно-технических системах, нечетких множеств и логики, теории графов, системного анализа, синтеза баз данных, знаний, исследования операций, педагогики.
Научная новизна работы.
1. Концептуальные положения повышения эффективности обучения личного состава подразделений МЧС управлению действиями в условиях высокой динамики оперативно-тактической обстановки на основе создания ИАОК, существо которых состоит в следующем:
— обеспечение развития творческих способностей обучаемых на основе когнитивной иерархической системы обучения, реализующей моделирование реальных стереотипных оперативных ситуаций с возможностью их модификации и многоальтернативность решений в процессе обучения;
— организация и обеспечение индивидуального и группового обучения личного состава подразделений МЧС, обладающих различными когнитивными стилями при обучении.
— системная модель организации процесса обучения должна включать уровни: оперативных задач, объектов ЧС, оперативных ситуаций, методов и способов применения технических средств, а также активных игровых методов обучения;
— функционально-структурная организация информационного обеспечения ИАОК должна обеспечивать формирование онтологий изучаемых дисциплин, описание стереотипных оперативных ситуаций, возможность формирования вводных по изменению оперативных ситуаций, а также возможность индивидуального и группового принятия решений в процессе обучения;
2. Математическая модель описания оперативных ситуаций в условиях ликвидации ЧС на основе нечетких когнитивных карт, особенностью которой является применение статического нечеткого графа в случае представления в информационной базе стереотипных ситуаций и нечеткого динамического графа, отражающего изменение оперативной ситуации или наличие нестереотипной ситуации.
3. Обобщенная модель гипермедийной информационной базы ИАОК, особенностью которой является использование нечетких разнородных гипермедийных элементов, семантически связанных между собой и взаимно дополняющих друг друга, позволяющая представлять стереотипные и нестереотипные оперативные ситуации и развивать творческие способностей обучаемых.
4. Функционально-структурная организация ИАОК, представленная трехуровневой иерархической структурой, особенностью которой является: введение модуля генерации индивидуальной структуры учебного материала на «тестовом» уровне (изучения теоретического материала и контроля усвоения полученных знаний) — введение модуля моделирования условий выполнения оперативных задач на уровне представления стереотипной ситуациивведение модуля генерации изменения условий выполнения оперативных задач на уровне динамического представления нестереотипной ситуации, а также модуля определения когнитивного стиля для реализации индивидуального и группового обучения.
Практическая значимость.
Разработанный ИАОК может применяться при подготовке и переподготовке подразделений МЧС, оперативно-диспетчерского персонала промышленных объектов как при изучении теоретических дисциплин, так и при получении навыков ликвидации ЧС. ИАОК позволяет повысить эффективность оперативного управления объектами и территориями при ликвидации ЧС природного и техногенного характера.
На защиту выносятся.
1. Концептуальные положения повышения эффективности обучения личного состава подразделений МЧС управлению действиями в условиях высокой динамики оперативно-тактической обстановки на основе создания ИАОК, существо которых состоит в следующем:
— обеспечение развития творческих способностей обучаемых на основе когнитивной иерархической системы обучения, реализующей моделирование реальных стереотипных оперативных ситуаций с возможностью их модификации и многоальтернативность решений в процессе обучения;
— организация и обеспечение индивидуального и группового обучения личного состава подразделений МЧС, обладающих различными когнитивными стилями при обучении.
— системная модель организации процесса обучения должна включать уровни: оперативных задач, объектов ЧС, оперативных ситуаций, методов и способов применения технических средств, а также активных игровых методов обучения;
— функционально-структурная организация информационного обеспечения ИАОК должна обеспечивать формирование онтологий изучаемых дисциплин, описание стереотипных оперативных ситуаций, возможность формирования вводных по изменению оперативных ситуаций, а также возможность индивидуального и группового принятия решений в процессе обучения;
2. Математическая модель описания оперативных ситуаций в условиях ликвидации ЧС на основе нечетких когнитивных карт, особенностью которой является применение статического нечеткого графа в случае представления в информационной базе стереотипных ситуаций и нечеткого динамического графа, отражающего изменение оперативной ситуации или наличие нестереотипной ситуации.
3. Обобщенная модель гипермедийной информационной базы ИАОК, особенностью которой является использование нечетких разнородных гипермедийных элементов, семантически связанных между собой и взаимно дополняющих друг друга, позволяющая представлять стереотипные и нестереотипные оперативные ситуации и развивать творческие способностей обучаемых.
4. Функционально-структурная организация ИАОК, представленная трехуровневой иерархической структурой, особенностью которой является: введение модуля генерации индивидуальной структуры учебного материала на «тестовом» уровне (изучения теоретического материала и контроля усвоения полученных знаний) — введение модуля моделирования условий выполнения оперативных задач на уровне представления стереотипной ситуациивведение модуля генерации изменения условий выполнения оперативных задач на уровне динамического представления нестереотипной ситуации, а также модуля определения когнитивного стиля для реализации индивидуального и группового обучения.
ВЫВОДЫ.
Для проведения эксперементальной оцеки рассмотрена когнитивная модель фрагмента оперативной ситуации «Тушение пожара в локомотивном депо». Построена нечеткая когнитивная карта в виде нечеткого графа для фрагмента реальной оперативной ситуации и рассчитаны ее системные показатели.
Формализация процесса создания нестереотипной ситуации осуществлялась путем введения в когнитивную модель импульсов в виде изменения условий оперативной ситуации.
Разработана методика оценки качества выполнения контрольных и развивающих упражнений, которая позволяет оценить правильность принимаемых решений в соответствии со складывающейся оперативной ситуацией на каждом этапе выбранной тактики действий обучаемого и проводить достаточно объективную оценку действий в целом.
Разработана методика проведения эксперимента с целью проверки соответствия ИАОК заданным требованиям, заключающаяся в проверке каждого требования в условиях, приближенных к реальным.
Экспериментальная оценка, предложенных в работе моделей, в условиях соревнований учебных групп на базе учебного пункта 2-й группы ФГУК «1 отряд ФПС по Курской области». В результате показано, что ИАОК позволяет снизить временные затраты на изучение личным составом стандартных и нестандартных ЧС, по сравнению с контрольными группами, в 1.4 — 1.6 раза, а также повысить качество изучения учебных материалов в 1.2 — 1.4 раза. Применение ИАОК позволило в 2 — 3 раза сократить время экспериментальной группы на основных этапах подготовки к выполнению задачи по ликвидации ЧС в условиях изменяющейся оперативной обстановки. При этом значение коэффициента творческих способностей составило 0,7−0,9 в зависимости от когнитивного стиля учебной группы.
Заключение
.
В диссертационной работе решалась научная задача, состоящая в разработке метода и модели игрового автоматизированного обучения на основе создания информационной базы, обеспечивающей развитие творческих способностей личного состава подразделений МЧС и повышение уровня обучения ведению действий по ликвидации ЧС в условиях высокой динамики оперативно-тактической обстановки.
При этом получены следующие основные результаты:
1. В результате анализа современного состояния и тенденций развития технических средств ликвидации ЧС и способов их оперативного применения при решении стоящих задач разработаны оперативно-технические требования к ИАОК и его информационному обеспечению с целью уменьшения времени обучения и развития творческих способностей личного состава МЧС путем моделирования реальных стереотипных оперативных ситуаций с возможностью их модификации и многоальтернативностью решений в процессе обучения.
2. Обоснованы концептуальные положения повышения эффективности обучения личного состава подразделений МЧС на основе создания ИАОК, существо которых состоит в: развитии творческих способностей обучаемых на основе создания когнитивной иерархической системы игрового обученияорганизации и обеспечении индивидуального и группового обучения личного состава с учетом различия их когнитивных стилей.
3. Разработана системная модель организации обучения на основе ИАОК в виде относительно независимых плоскостей (страт) позволяющих производить их локальную модификацию в зависимости от изменения номенклатуры чрезвычайных задач и условий их выполнения.
4. Разработана обобщенная функционально-структурная схема ИАОК, состоящая из трех уровней проверки степени обученности, а именно:
— фундаментальные знания основ противопожарной подготовки — уровень тестов;
— оперативные особенности применения технических средств — уровень стереотипных ситуаций;
— творческие способности применения технических средств при решении задач по ликвидации ЧС в оперативных ситуациях — уровень нестереотипных оперативных ситуаций.
Математическая модель описания учебного материала на любом уровне представлена в виде семиотической сети.
5. Математическая модель описания стереотипных и нестереотипных оперативных ситуаций с использованием соответственно статических и динамических нечетких когнитивных карт Силова.
Синтезирован алгоритм анализа и управления объектом моделирования на основе НКК Силова, позволяющий реализовать единый подход при моделировании оперативных ситуаций.
6. Формализацию процесса создания нестереотипной оперативной ситуации предложено осуществлять на основе динамического графа путем введения в соответствующие вершины импульсного процесса.
7. Разработана модель и предложен подход к описанию оперативной ситуации гипермедийными элементами исходя из уровня усвоения знаний обучаемыми, заданной степени детализации и необходимого уровня сложности генерируемого упражнения.
8. Экспериментальная оценка, предложенных в работе моделей и алгоритмов, проводилась в условиях соревнований учебных групп на базе учебного пункта 2-й группы ФГУК «1 отряд ФПС по Курской области». В результате показано, что при применении ИАОК в учебном процессе оперативность обучения курсантов при подготовке возросла до значения в 1,6 раз и на основных этапах подготовки к выполнению задачи по ликвидации ЧС до 3 раз. При этом значение коэффициента творческих способностей составило 0,7−0,9 в зависимости от когнитивного стиля учебной группы.
Список литературы
- Приказ об утверждении порядка тушения пожаров подразделениями пожарной охраны от 31 марта 2011 г. № 156. Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
- Абрамова, H.A. О проблеме рисков из-за человеческого фактора в экспертных методах и информационных технологиях / Н. А, Абрамова // Проблемы управления, 2007. № 2. — С. 11−21.
- Авдеева, З.К. Когнитивное моделирование для решения задач управления слабоструктурированными системами (ситуациями) / З. К. Авдеева, СВ. Коврига, Д. И. Макаренко / / Управление большими системами. Выпуск 16 / М.: ИПУ РАН, 2007. С.26−39.
- Аверченков, В.И. Инновационный менеджмент. Учеб. пособие / В. И. Аверченков, Е. Е. Ваинмаер. Брянск: БГТУ, 2004. — 292 с.
- Адам Д. Восприятие, сознание, память. Размышления биолога: Пер. с англ./Перевод Алексеенко Н. Ю.- Под ред. и с предисл. Е. Н. Соколова.—М.- Мир, 1983,—152 с.
- Андерсон, Бент Б. Мультимедиа в образовании. Учебный курс / Бент Б. Андерсон. М.: Дрофа, 2007. — 224 с.
- Андреев, A.A. Средства новых информационных технологий в образовании: систематизация и тенденции развития. / A.A. Андреев, В сб. Основы применения информационных технологий в учебном процессе ВУЗов. М.: ВУ, 2005
- Асанов, М.О. Дискретная математика: графы, матроиды, алгоритмы / М. О. Асанов, В. А. Баранский, В. В. Расин Ижевск: НИЦ «Регулярная и хаотическая динамика», 2001. — 288 с.
- Ашихмин A.A. Разработка и принятие управленческих решений: формальные модели и методы выбора / A.A. Ашихмин. 2-е изд., стер. — М.: Изд-во Моск. гос. горного ун-та, 2001. — 78 с.
- Балашов Е.П., Пузанков Д. В. Проектирование информационно-управляющих систем. М.: Радио и связь, 1987. -256 с.
- Балашов Е.П., Эволюционный синтез систем М.: Радио и связь, 1985.
- Баринова, С.Н. Автоматизированные учебные курсы и их влияние накачество процесса обучения // Материалы конференции «Информационные технологии в образовании», 1999.
- Бегг, К. Базы данных. Проектирование, реализация и сопровождение. Теория и практика = Database Systems: A Practical Approach to Design, Implementation, and Management/ К. Бегг, Т. Коннолли — 3-е изд. — М.: «Вильяме», 2003. — 1436 с.
- Безбородько. Пожарная техника. 550 с. 2004 г.
- Беллман, Р. Вопросы анализа и процедуры принятия решений / Р. Беллман, Л. Заде М.: Мир, 1976.
- Беспалько, В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. М., 2001.
- Беспалько, В.П. Слагаемые педагогической технологии.// Беспалько В. П.— М.: Педагогика, 1989 г.
- Борисов, В.В. Нечеткие модели и сети / В. В. Борисов, В.В. Кругло25 В, А. С. Федулов. М.: Горячая линия — Телеком, 2007. — 284 с.
- Бутрин, A. Emergency 4: Global Fighters for Life. Первый взгляд / А. Бутрин // Игромания.- 2006. № 4 (103).- С. 38.
- Волгин, Н.С. Исследование операций / Н. С. Волгин СПб: Военно-морская академия, 1999 — 366 с.
- Гарсиа-Молина, Г. Системы баз данных. Полный курс / Г. Гарсиа-Молина, Дж. Ульман, Дж. Уидом М.: «Вильяме», 2003. — 1088 с.
- Голуб, Б.А. Основы общей дидактики. Учеб. пособие для студ. педвузов. М.: Туманит, изд. центр ВЛАДОС, 1999. — 96 с.
- Грачев. Газодымозащитная служба. Учебник. 2003 г. 440 с.
- Грибкова, В.А., Управление адаптивным диалогом в автоматизированных обучающих системах. Методические указания / В. А. Грибкова, Л. В. Зайцева, Л. П. Новицкий. Рига: РПИ, 1988.-52 с.
- Дейт К. Дж. Введение в системы баз данных = Introduction to Database Systems / Дж. К. Дейт, 8-е изд. — М.: «Вильяме», 2006. — 1328 с.
- Джалиашвили, З.О. Сетевые технологии как эффективное средство поддержки дистанционном обучения / З. О. Джалиашвили // Материалы конференции «Информационные технологии в образовании», 2001.
- Дружинин, B.B. Конфликтная радиолокация / B.B. Дружинин, Д.С. Конторов-М.: Наука, 1987.
- Дружинин, В .В. Системотехника / В. В. Дружинин, Д. С. Конторов М.: Наука, 1985.
- Живенков, А.Н. Моделирование информационной системы адаптивного структурирования образовательного контента на основе нечетких сетей Петри // Приборы и системы, управление, контроль, диагностика 2011, № 6
- Журавлева, И.И. Интеллектуальные обучающие системы в дистанционном образовании // Материалы конференции «Информационные технологии в образовании», 2001
- Жуков В.Н., «Применение современных информационных коммуникационных технологий в процессе формирования культуры безопасности жизнедеятельности».- 2010. lukyanovich.ru>artcon.php?id=sci4
- Заде, JI.A. Понятие лингвистической переменной и его применение к принятию приближенных решений: Пер. с англ. / JI.A. Заде. М.: Мир, 1976.-168 с.
- Зырянов, М.И. Интеллектуальная учебная среда // 3 Конференция по искуственному интеллекту. Тверь: 1992 — С.33−35
- Иванников. Справочник руководителя тушения пожаров 1987 г., 146 с.
- Васильев, В.И. Интеллектуальные системы управления. Теория и практика. / В. И. Васильев, Б. Г. Ильясов. М.: Радиотехника, 2009.- 392 с.
- Карлащук, В.И. Обучающие программы / В. И. Карлащук М.: «COJIOH-Р», 2001.-528 с.
- Касьянов В.Н. Программные средства и математические основы информатики / Новосибирск: 2004
- Катыхин, А.И. Модель представления знаний в игровой автоматизированной обучающей системе / A.C. Сизов, А. И. Катыхин, М. Н. Смирнов // Распознавание 2010 г.: сб. науч. тр. по матер. IX Междунар. конф., 18−20 мая 2010 г. Курск: КГТУ, 2008. С. 310−312.
- Катыхин, А.И. Подход к моделированию предметной области для синтеза структуры игровой автоматизированной обучающей системы / A.C. Сизов, А. И. Катыхин, В. В. Макеев // Научно-технический сборник НИЦ (г. Курск) ФГУП «18 ЦНИИ» МО РФ. 2010. С. 52−56.
- Клещев, A.C., Артемьева И. Л. Математические модели онтологии предметных областей. Ч. 2 Компоненты модели // НТИ. Сер. 2. 2001 № 3. С.19−28.
- Клещев, A.C., Артемьева И. Л. Необогащенные системы логических соотношений // НТИ. Сер. 2. 2000 №№ 7,8.
- Когаловский, М.Р. Энциклопедия технологий баз данных / М. Р. Когаловский, М.: Финансы и статистика, 2002. — 800 с.
- Кормен, Томас X. Алгоритмы: построение и анализ: Пер. с англ. / Томас X. Кормен, Чарльз И. Лейзерсон, Рональд Л. Ривест, Клиффорд Штайн М.: Издательский дом «Вильяме», 2005. — 1296 с.
- Корн, Г. Справочник по математике / Г. Корн, Т. Корн М.: Наука, 1974.
- Кузнецов, С.Д. Основы баз данных / С. Д. Кузнецов -2-е изд. М.: Интернет-Университет Информационных Технологий- БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007. — 484 с.
- Лагерев, Д.Г. Автоматизация разработки управленчиских решений в социально-экономических системах на основе применения нечетких когнитивных моделей: дис. канд. техн. наук: 05.13.10, / Д. Г. Лагерев Брянск, 2007. — 202 с.
- Ларичев, О.И. Системы поддержки принятия решений: современное состояние и перспективы развития / О. И. Ларичев, А. Б. Петровский // Итоги науки и техники -М.:ВИПИТИ, 1987.-Т.21.-С. 131−164.
- Ларичев, О.И. Теория и методы принятия решений / О. И. Ларичев М.: Логос, 2002.- 392 с.
- Лернер, И.Я. Дидактические основы методов обучения / И. Я. Лернер М., 2004.
- Мазурина, С.М. Разработка моделей представления и обработки знаний в продукционных экспертно-обучающих системах // Диссертация на соискание звания канд. Техн. Наук по специальности 05.13.11.-м.: МГИЭМ, 1995.
- Мартынов, Д.В. Искусственный интеллект и образование. // Тезисы научно-мет. Конференции «Информационные технологии в образовании», М., 1999
- Материалы 2-й Международной выставки-конференции «Информационные технологии и телекоммуникации в образовании» // Каталог и тезисы докладов // Москва, ВВЦ, 6−9 апреля 2000
- Мейер Д., теория реляционных баз данных: Пер. с англ.- М.: Мир, 1987.151 с.
- Мерло-Понти М. Феноменология восприятия. Пер. с франц. —М.- «Наука», 1999 356с.
- Методические указания по классификации методов активного обучения. Киев, 1984
- Миргалеев, А.Т. Выбор и обоснование критериев качества АОС // «Известия КГТУ» № 3, 2008.
- Новиков, Д.А. Теория управления организационными системами / Д. А. Новиков. -М.: МПСИ, 2005.- 584 с.
- Обучающие машины и комплексы: Справочник / Под общей ред. А. Я. Савельева. Киев: Вища шк., Головное изд-во. 1986. — 303 с.
- Организационные аспекты электронного дистанционного обучения // Высшее образование в России. 2007. — № 12. — С. 89−94.
- Петросян, JI.A. Теория игр / JI.A. Петросян, Н. А. Зенкевич, Е. А. Сёмина М.: Высшая школа, Книжный дом «Университет», 1998
- Платов, В.Я. Деловые игры: разработка, организация и проведение / В. Я. Платов М.: Профиздат, 1991
- Повзик Я.С. Тактическая и психологическая подготовка руководителя тушения пожара. 1988 г., 112 с.
- Повзик Я.С. Справочник пожарных. 2004 г. 361 с.
- Подвесовский, А. Г. Автоматизация многокритериального выборатехнических решений на основе применения нечетких моделей различных типов: дис. канд. техн. наук: 05.13.18 / А. Г. Подвесовский. Брянск, 2001. — 185 с.
- Полани, М. Неявное знание. М.: Прогресс, 1984.,
- Поспелов, Д.А. Семиотические модели в управлении. / В кн. «Кибернетика. Дела практические». М.: Наука, 1984. — с. 70−87.
- Приобретение знаний: Пер. с япон. / Под ред. С. Осуги, Ю. Саэки. М.: Мир, 1990.-304 с.
- Проектирование комьютерных систем учебного назначения /A.B. Соловов Самара: Новая техника, 2007 — 138 с.
- Растригин, JI.A., Эренштейн М. Х. Адаптивное обучение с моделью обучаемого. -Рига: Зинатне, 1988. 160 с.
- Ретинская И.В., Шугрина М. В. Отечественные системы для создания компьютерных учебных курсов // Мир ПК, 1993, N7. С. 55−60.
- Роберте, Ф.С. Дискретные математические модели с приложениями к социальным, биологическим и экологическим задачам: Пер. с англ. / Ф. С. Роберте. -М.: Наука. Гл. ред. физ.-мат. лит., 1986. 496 с.
- Романов, В.П. Эволюция образовательных технологий в свете интеллектуализации информационных систем (об одном подходе к формированию информационного образовательного ресурса) // Материалы конф. «Информационные технологии в образовании», 1999
- Саати, Т. Аналитическое планирование. Организация систем / Т. Саати, К. Керне М.: Радио и связь, 1991.
- Саати, Т. Математические модели конфликтных ситуаций / Т. Саати М.: Сов. Радио, 1977.
- Саати, Т. Л, Принятие решений. Метод анализа иерархий: Пер. с англ. / Т. Л. Саати.- М.: Радио и связь, 1993. 320 с.
- Семикин, В.А. Семантическая модель контента образовательных электронных изданий: дис. канд. техн. наук: 05.13.18, / В. А. Семикин Тюмень, 2004. — 122 с.
- Силов, В.Б. Принятие стратегических решений в нечеткой обстановке / В. Б. Силов. М.: ИНПРО-РЕС, 1995. — 228 с.
- Соловов, A.B. Компьютерные средства поддержки профессиональнойподготовки. М., 1995. — 44 с
- Соловов, A.B. Теория и технология системы КАДИС /A.B. Соловов -Самара: ЦНИТ СГАУ, 2000
- Соловов, A.B. Электронное обучение: проблематика, дидактика, технология /A.B. Соловов Самара: Новая техника, 2006 — 464 с.
- Теория систем и системный анализ в управлении организациями: Справочник / Под ред. Н. В. Волковой и А. А, Емельянова. М.: Финансы и статистика, 2006. — 848 с.
- Теребнев, В.В. Тактическая подготовка должностных лиц органов управления силами и средствами на пожаре / В. В. Теребнев, A.B. Теребнев и др. -М.: Академия ГПС, 2004. 228 с.
- Технологические средства электронного обучения /A.B. Соловов -Самара: ЦНИТ СГАУ, 2005 87 с.
- Толингерова, Д.С. Программирование и управление обучением / В сб.: «Кибернетика и проблемы обучения» / Редакция и предисловие А. И. Берга. М.: Прогресс, 1970. — с. 236−254.
- Трапезников, С.И. УРОК универсальный редактор обучающих курсов / В кн. «Компьютерные технологии в высшем образовании» / Ред. кол.: А. Н. Тихонов, В. А. Садовничий и др. — М.: Изд-во Моск. унта., 1994.-е. 23−32.
- Федулов, A.C. Модели, методы и программные средства обработки нечеткой информации в системах поддержки принятия решений на основе когнитивных карт: дис. доктора техн. наук: 05.13.11, 05.13.01 / Федулов Александр Сергеевич. Москва, 2007. — 206 с.
- Федулов, A.C. Нечеткие реляционные когнитивные карты / A.C. Федулов // Теория и системы управления. 2005.
- Хартли, Д.К. вопросу об оценке обучающих программ. / В сб. «Кибернетика и проблемы обучения» / Редакция и предисловие А. И. Берга. М.: Прогресс, 1970. -с. 350−387.
- Холодная М.А. Когнитивные стили: О природе индивидуального ума Учебное пособие. М.: ПЕР СЭ, 2002. 304 с.
- Хруцкий, Ю.А. Организация и проведение деловых игр М.: Высш. шк.,
- ЮО.Цикризис Д., Модели данных: Пер. с англ.- М.: финансы и статистика, 1985.-344 с.
- Шойгу, С.К. Учебник спасателя / С. К. Шойгу, М. И. Фалеев и др. -Краснодар: «Сов. Кубань», 2002. 528 с.
- Шрейдер, Ю.А. Экспертные системы.: их возможности в обучении // Вестник высш. шк., 1987, N 2, с. 14−19.
- ЮЗ.Ягер, P.P. Множества уровня для оценки принадлежности нечетких подмножеств /P.P. Ягер / / Нечеткие множества и теория возможностей. Последние достижения. М.: Радио и связь, 1986. — С. 71−78.
- Ю4.Ярушкина, Н. Г. Основы теории нечетких и гибридных систем: Учеб. пособие / Н. Г. Ярушкина. М.: Финансы и статистика, 2004. — 320 с.
- Codd, E.F. The Relational Model For Database Management Version 2 / E.F. Codd // Reading, Mass.: Addison-Wesley, 1990.
- Gruber, T.R. (1993). A Translation Approach to PortableOntology Specification. KnowledgeAcquisition5: 199−220.
- Haan B, Kahn P. IRIS Hypermedia Services // Communications of ACM, 1992, v.35,№l.-p. 36−51.
- Kosko, B. Fuzzy cognitive maps / B. Kosko / / International Journal of Man-Machine Studies. 1986. — M 24. — P. 65−75.
- Rasch G. Probabilistic Models for Some Intelligence and Attainment Tests. Copenhagen, Denmark: Danish Institute for Educational Research, 1960.
- Rotshtein A. Modification of Saaty Method for the Construction of Fuzzy Set Membership Functions. FUZZY'97 International Conference «Fuzzy Logic and Its Applications».in:Zichron, Israel, 1997.- p.-125−130.
- Smarandache, F. Fuzzy Cognitive Maps and Neutrosophic Cognitive Maps. Univ. of New Mexico. Gallup, 2002.
- Hagivara, M. Extended Fuzzy Cognitive Maps // Proc. of the IEEE Conference on Fuzzy Systems. San-Diego. USA. 1992. — P. 161−172.
- Zimmermann H.-J. Fuzzy Sets, Decision Making and Expert Systems.-Kluwer:Dordrecht.-1987.- 335 p.
- Р ОС СКЙ о^л, а? Г-/'('.,*', 1. V" ?>о государственной регистрации программы для ЭВМ2 011 619 361
- Программа генерации учебных заданий в игровом автоматизированном обучающем комплексе
- X 11равообладатель{ли) — Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессиональногог,