Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Роль государства в формировании экономических субъектов в современной России в процессе проведения широкомасштабной приватизации: Политэкономический аспект на примере Республики Карелия

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

При анализе создавшегося в экономике республики положения диссертантом делаются следующие выводы: процесс широкомасштабной приватизации в Карелии проходил параллельно с аналогичным процессом в Россиипервоначальным импульсом для проведения приватизации стали: неспособность правящей региональной элиты устранить недостатки карельской экономики, связанные с командно-административными методами… Читать ещё >

Содержание

  • 1. 1. Методология анализа экономических процессов
  • 1. 2. Основные научные подходы к анализу развития экономической системы
  • 1. 3. Экономическая роль государства, ее реализация в процессе воздействия на экономическую систему
  • 1. 4. Проблема формирования экономических субъектов в теории приватизации
  • ГЛАВА 2. РОССИЙСКИЙ ПУТЬ: ГОСУДАРСТВО И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ СУБЪЕКТЫ
    • 2. 1. Российская экономическия система как пересечение западного и восточного типов хозяйствования
    • 2. 2. Главные этапы формирования российской экономической системы — роль широкомасштабной приватизации
    • 2. 3. Формирование государственно-монополистических комплексов после проведения широкомасштабной приватизации (на примере Республики Карелия)
  • Роль государства в формировании экономических субъектов в современной России в процессе проведения широкомасштабной приватизации: Политэкономический аспект на примере Республики Карелия (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

    Актуальность темы

    исследования.

    Происходящие в России экономические преобразования и их результаты заставляют по-новому взглянуть на теоретические положения, господствующие в современной экономической науке. Сегодня уже ясно, что многие постулаты, пропагандируемые как зарубежными, так и некоторыми отечественными учеными, являются или несостоятельными, или очень далекими от реальной экономической жизни страны.

    Одной из ключевых причин негативных последствий российских экономических реформ стало во многом необоснованное копирование хозяйственных отношений, характерных для ряда западных стран с развитой экономикой, их наложение на экономическую систему, сложившуюся в России к началу 1990;х годов, без учета национальных и исторических особенностей страны.

    Таким образом, весь предшествующий эволюционный ход развития России был автоматически вычеркнут из построения нового общества и новой экономики. Как итог — деградация и разрушение некогда единого народнохозяйственного комплекса, ослабление экономической базы страны, неприятие экономической системой регулирующих импульсов со стороны государства.

    К сожалению, эти негативные процессы ускоряются, что находит свое выражение не только и не столько в огромном падении, по сравнению с дореформенными, экономических показателей, сколько в падении уровня жизни большинства россиян, их интеллектуальной деградации, резком росте смертности населения, усилении социальной напряженности в обществе.

    Экономическая система, как и любая сложная система, является гибкой, приспосабливающейся к неблагоприятным условиям окружающей среды структурой. В конечном итоге российская экономика сможет «подстроиться» (это видно по растущей с огромной скоростью теневой экономике) к неадекватным по отношению к ней информационным импульсам со стороны государства. Такое, если вспомнить политику военного коммунизма, уже было в истории России и привело к огромной потере экономического потенциала страны, хроническому отставанию от более передовых экономик.

    Сегодня, в условиях открытости России, ее включенности в международные хозяйственные процессы, такая политика чревата потерей сначала экономической, а затем и политической самостоятельности страны. И все предпосылки для этого уже существуют.

    Все вышеперечисленные проблемы явились следствием неправильной государственной экономической политики, в основу которой, как и прежде, положены, в первую очередь, идеологические и экономические интересы правящей российской элиты, а не интересы всего общества в целом.

    Особенно остро эти проблемы проявились в реформе отношений собственности первой половины 1990;х годов. Научные споры вокруг российской широкомасштабной приватизации и ее последствий не только не стихают, а в условиях глубочайшего экономического кризиса даже усиливаются.

    Одной из главных целей широкомасштабной приватизации было регламентировано создание института частной собственности. Новые экономические субъекты, появившиеся на базе бывшей государственной собственности, должны были способствовать подъему экономики страны. Однако этого не произошло. На сегодня в России нет эффективного собственника ни со стороны государства, ни, за исключением редких случаев, со стороны частного сектора. Именно поэтому в качестве одной из кардинальных мер Правительства Российской Федерации по стабилизации социально-экономического положения в стране было продекларировано повышение эффективности процесса приватизации и управления государственным имуществом путем изменения самого подхода к приватизации, «осуществлявшейся, как правило, в фискальных целях или в интересах отдельных лиц (групп лиц)» 1.

    В российской экономической науке сложилась уникальная ситуация, когда представляется возможным создать максимально полную и всеобъемлющую концепцию, изучающую проблему формирования новых экономических субъектов в процессе приватизации на базе изучения зарубежного и отечественного опыта, которая могла бы быть.

    1 О мерах Правительства РФ и Центрального банка РФ по стабилизации социально-экономического положения в стране II Российская газета. 1998.17 ноября. С. 6. положена в основу государственной экономической политики как на общероссийском уровне, так и на уровне отдельных субъектов Российской Федерации. Этим определяется актуальность выбранной темы и научный интерес, который предъявляет автор к разработке проблемы роли государства в становлении и развитии экономических субъектов в современной России.

    Степень разработанности темы.

    Проблемы развития экономической системы, экономических субъектов, роль в этом процессе государства анализируются как в зарубежной, так и в отечественной литературе.

    Среди зарубежных авторов здесь, несомненно, необходимо выделить Ф. Броделя, Дж. Гэлбрейта, Дж. Кейнса, К. Маркса, А. Маршалла, В. Ойкена, А. Смита, Ф. Хайека, Й. Шумпетера и Ф. Энгельса. Труды этих авторов активно использовались в данной работе.

    Наиболее глубоко проработаны проблемы взаимоотношения государства и экономических субъектов в работах таких отечественных ученых, как Л. Абалкин, В. Андрианов, С. Глазьев, Р. Горчаков, А. Дёмин, Н. Елецкий, А. Илларионов, Н. Кондратьев, В. Маевский, Н. Моисеев, Ю. Осипов, Н. Расков, Г. Рузавин. Данными авторами собран содержательный материал и обоснованы полезные научные выводы по поставленной автором исследовательской проблеме.

    К сожалению, к решению этого базисного для политэкономии вопроса — вопроса реализации государственной собственности, нет единого подхода и, более того, существующие прямо противоположные трактовки одной и той же экономической реальности деструктивно влияют на развитие экономической мысли в целом. По этой же причине происходит разрыв между теоретической и прикладной экономикой. Поэтому в данной работе делается попытка анализа и синтеза основных подходов к рассмотрению роли государства в экономической системе через процесс реализации государственной собствености, а также выделение в них главных моментов, которые находят фактическое подтверждение в реальной хозяйственной жизни страны.

    Цель и задачи исследования

    .

    Целью диссертации является анализ теоретических и практических вопросов проведения государственной экономической политики в области формирования и развития экономических субъектов через процесс широкомасштабной приватизации как на уровне России в целом, так и на уровне отдельных субъектов федерации (на примере Республики Карелия).

    Данная цель может быть достигнута через решение следующих конкретных задач:

    — на базе анализа и синтеза основных теоретических направлений, изучающих экономическую систему, раскрыть роль государства в формировании экономических субъектов через процесс приватизации;

    — раскрыть специфику реализации государственной собственности в России с учетом исторических особенностей формирования российской экономической системы;

    — дать качественный анализ текущей ситуации, сложившейся, как в России в целом, так и в Республике Карелия в частности, после проведения широкомасштабной приватизации;

    — выработать рекомендации по нейтрализации негативных последствий российской широкомасштабной приватизации в области формирования экономических субъектов.

    Методологическая и теоретическая основа диссертации.

    Главным научным инструментом исследования данной проблемы является диалектический метод, а также разработанный на его основе системный подход. При этом автор будет отталкиваться от основных принципов системного подхода, изложенных в работах А. Богданова, Т. Куна, И. Пригожина, В. Садовского и Г. Хакена.

    Выбор системного подхода в качестве методологического при анализе экономических процессов обусловлен тем, что автор использует в работе прямо противоположные научные концепции рассмотрения одних и тех же процессов. Плодотворный синтез этих концепций возможен только в контексте их представления в виде системы.

    В диссертационном исследовании используются также абстрактно-логический, исторический и эволюционный методы.

    Теоретическую базу диссертации составляют основные положения, опубликованные ведущими отечественными и зарубежными экономистами. Выводы, сделанные автором, будут опираться также на статистические данные о функционировании экономики, законодательные и нормативные документы России и Республики Карелия. В работе представлен также анализ российской и карельской периодической печати по проблеме.

    Объект исследования.

    Объектом исследования являются государство и его роль в процессе формирования экономических субъектов.

    Предмет исследования.

    Проблема, изучающая взаимоотношения между государством и экономическими субъектами, очень сложна. Автора в качестве предмета исследования будет интересовать лишь один из ее аспектов, а именно: каким образом после проведения широкомасштабной приватизации и создания института частной собственности изменились отношения между государством и экономическими субъектами. При этом роль государства рассматривается в рамках тенденции создания государственно-монополистических комплексов, в том числе и на региональном уровне.

    Научная новизна диссертационного исследования.

    В работе исследуются теоретические и практические вопросы, ответы на которые могут способствовать активизации процесса формирования эффективно функционирующих экономических субъектов как на уровне Республики Карелия, так и на уровне всей России. Впервые автором получены следующие результаты:

    — проведено политэкономическое исследование тенденции формирования экономических субъектов в рамках государственно-монополистических комплексов на территории Республики Карелия и Российской Федерации в процессе и после проведения широкомасштабной приватизации;

    — раскрыты особенности государственного регулирования поведения экономических субъектов в переходной экономике, доказывается необходимость усиления влияния государства на экономические процессы становления государственно-монополистических комплексов- - систематизированы и обобщены основные научные подходы к проблеме формирования экономических субъектов в процессе приватизации.

    Теоретическая и практическая значимость работы.

    Результаты и выводы, сделанные в диссертационном исследовании, могут дополнить уже существующие общие теоретические и практические подходы к проблеме формирования и функционирования экономических субъектов, а также способствовать решению целого комплекса задач, связанных с проведением как региональной, так и общенациональной экономической политики. К сожалению, полученные автором в работе результаты, особенно касающиеся проблем личной унии, системы участия, а также взаимоотношения региональных органов власти и крупнейших монополий, не могут в полной мере быть использованы представителями государственных структур в силу определенного их оппортунизма (нацеленности на реализацию личных интересов, а не общественных).

    Апробация работы Главные положения работы докладывались на межрегиональных и общеуниверситетских научно-практических конференциях и были опубликованы в 5 работах (2 — в печати).

    Основные теоретические и практические положения диссертации обсуждались на кафедре экономической теории и менеджмента Петрозаводского государственного университета.

    Материалы диссертации были частично использованы автором в подготовке ряда тем по следующим учебным дисциплинам: «Микроэкономика», «Макроэкономика», апробированы на лекциях и семинарских занятиях со студентами экономического факультета ПетрГУ.

    Структура работы Работа состоит из введения, двух глав, семи параграфов, заключения, списка литературы и приложения.

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ

    .

    Статья 13 Конституции Российской Федерации утверждает, что в нашей стране признается идеологическое разнообразие и никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной243.

    К сожалению, наше общество в ходе экономических реформ, начатых с проведения широкомасштабной приватизации, в начале 1990;х годов подверглось массированной идеологической обработке, целью которой являлось создание в общественном сознании россиян предпосылок, позволяющих правящей бюрократической прослойке легализовать отношения, при которых она получила бы право частной собственности на общегосударственную собственность.

    В качестве научной базы, оправдывающей широкомасштабную приватизацию, авторы реформ использовали постулаты, лежащие в основе экономических теорий приватизации, которые автор классифицирует как микрои макроэкономические. Согласно этим теориям, государственная собственность изначально не может быть эффективной, так как в ней не реализуется главный стимул для развития любой экономической системы, а именно, предпринимательские способности людей. Предпосылкой для проявления предпринимательских способностей становится институт частной собственности на средства производства.

    Однако практика существования СССР — государства, которое семьдесят лет развивалось достаточно эффективно, практика экономических реформ в последние десятилетия в КНР, а также генезис экономических систем западных стран, где институт частной собственности постепенно трансформируется эволюционным путем через акционирование крупнейших компаний в институт общественной собственности, ставит под сомнение вышеуказанные теории. Таким образом, микрои макроэкономическая теории не могут быть использованы для полноценного и всеохватывающего.

    243 Конституция РФ: Официальный текст по состоянию на 15 марта 19% года с историко-правовыми комментариями. М., 1996. С. 7. анализа процессов, происходящих в современной экономической системе, а уж тем более для проведения и обоснования практических шагов в области экономики (коим, например, является процесс приватизации). Необходим поиск другой научной базы, способной более эффективно решить проблему «большой антимонии» (так В. Ойкен назвал проблему оторванности экономической науки от реальной хозяйственной практики экономических субъектов).

    По мнению автора данного диссертационного исследования, такой научной базой может стать критически переосмысленная формационная теория К. Маркса, а также разработанные на ее основе политэкономические исследования советских и российских ученых. Что позволяет автору сделать такой вывод?

    Во-первых, автор сопоставляет формационную схему К. Маркса с цивилизационным подходом, а именно, с теорией «чистых форм» В. Ойкена, которая приобрела в современной западной и отечественной научной мысли большую популярность.

    По мнению автора, основные положения, на которых базируется теория К. Маркса, более соответствуют общепризнанному и наиболее передовому научному методу исследования — системному подходу.

    К сожалению, теория В. Ойкена таковой быть признана не может, так как не отвечает по многим позициям критериям этого общенаучного подхода.

    Во-вторых, в последние годы формационная теория К. Маркса перестала быть идеологической базой для правящей бюрократической элиты, и это способствует ее критическому переосмыслению.

    Далее автор отмечает в своей работе тот факт, что многие понятия советской политэкономической мысли 1970 — 1980;х годов оказались невостребоваными современной наукой и для полного анализа современных экономических процессов необходимо реабилитировать в первую очередь понятие государственно-монополистических комплексов, наиболее полно характеризующее данные процессы.

    Государственно-монополистические комплексы формируются на базе баланса интересов трех основных политических и экономических сил, существующих в экономической системе: крупных монополий, государства (представленного государственными чиновниками) и общественных движений, защищающих интересы рядовых потребителей продукции монополий и немонополистического сектора экономики.

    Государственные чиновники при проведении национальной экономической политики должны учитывать как свои собственные интересы, так и интересы двух других групп. Причиной этого служит то, что, с одной стороны, ключевые государственные посты в демократических странах являются выборными, и чиновники озабочены проблемой потери голосов потенциальных избирателей. С другой стороны, они образуют финансовую олигархию, скрепленную долговременными деловыми связями, личной унией и системой участия, с представителями крупных монополий и монополистических объединений в лице крупных держателей пакетов акций и топ-менеджеров.

    В целом именно в рамках государственно-монополистических комплексов в развитых странах решается проблема формирования эффективного собственника, который не есть некое персонифицированное лицо или группа лиц, а целый социально-экономический институт. Формирование государственно-монополистических комплексов представляет собой объективный процесс и характеризует более высокую степень развития экономической системы.

    Отталкиваясь от основных позиций формационной теории, автор работы проводит анализ российской экономической системы с учетом специфики социально-экономического генотипа. В качестве основных выделяются следующие особенности российского СЭГ: формирование коллективной идеологииактивная роль государства в протекании экономических процессовпостоянная поднастройка естественного хода развития экономической системы со стороны государства внеэкономическими методамиподмена государственных интересов интересами бюрократической прослойкинеразвитость предпринимательской инициативы среди населенияотстающий характер развития производительных сил и производственных отношений по сравнению со странами Запада.

    Следует отметить, что российский СЭГ вобрал в себя черты, характерные для социально-экономических генотипов западной и восточной систем хозяйствования. Такое сочетание стало возможным благодаря уникальному геополитическому расположению России.

    Активная роль институтов государственной власти привела к тому, что преобладающей экономической силой в российской экономической системе стала правящая бюрократическая верхушка, которая часто преследовала цели, противоречащие интересам всего общества в целом. Это снижало эффективность функционирования экономической системы и приводило к нарастанию негативных тенденций. Для устранения этих тенденций использовались изначально неэффективные управляющие импульсы внеэкономического характера по типу массовых репрессий 1930;х годов244. Меры такого характера приводили к уничтожению человеческого потенциала России, а значит, ослабляли экономическую систему в целом.

    В конце 80-х годов XX века в российской народнохозяйственной системе назрели объективные предпосылки для изменения надстроечных отношений. По нашему мнению, это было связано со следующими обстоятельствами: фактически распоряжаясь государственными средствами производства, партийно-номенклатурная прослойка российского общества не реализовывала полностью отношения, характерные для частной формы собственности, так как не могла передавать по наследству данные средства производствав силу глобализации информационных процессов во всем мире в СССР произошло падение «железного занавеса», а значит, снятие идеологических установок, оправдывающих в.

    244 В качестве источника массовых репрессий 1930;х годов современными учеными историками и экономистами выделяются 3 причины — социально-политические (идеологические), субъективные, связанные с личностью Сталина, и экономические, а именно: «. появились лагеря специального, оборонного, промышленного, железнодорожного и шоссейного строительства, по сооружению аэродромов, строительству и эксплуатации предприятий горно-металлургической, топливной, химической промышленности. за 1937;1938 годы в лагеря поступило более миллиона новых заключенных. Крепких, умелых, готовых работать сутками, чтобы доказать «ошибку следствия» «. Чухин И. И. Карелия — 37: Идеология и практика террора. Петрозаводск, 1999. С. 12. глазах общественности «социалистическую» природу экономической системы Союза ССР.

    Данные предпосылки послужили первотолчком для последующих экономических преобразований, а затем и для проведения широкомасштабной приватизации. Научная необоснованность, противоречие существующему на тот момент законодательству, прямой обман населения при приватизации стали поводом для неприятия большинством населения страны изменений в экономической жизни, а это в свою очередь послужило основой для таких негативных процессов, как, например, появление компрадорской буржуазии.

    Исходя из трех основных критериев, описывающих эффективность государственного вмешательства в экономику страны, а именно динамику макроэкономических показателей, продолжительность жизни россиян и их образовательный и интеллектуальный потенциал, можно сделать вывод, что информационные импульсы, отражающие экономические преобразования 1990;х годов, классифицируются как неэффективные.

    Следующий важный момент диссертационного исследования связан с тем, что, как и в западной экономической системе, в России становление экономических субъектов было связано с возникновением государственно-монополистических комплексов. Однако, процесс их возникновения в России в первой половине 90-х годов XX столетия отличается от аналогичного процесса в других странах. Они появляются на базе бывших государственных комплексов (а не на базе частных монополий, появившихся эволюционным путем). При этом ключевую роль в их зарождении сыграла широкомасштабная приватизация (19 921 994 гг.).

    Несмотря на то, что именно в рамках государственно-монополистических комплексов в развитых странах решается проблема эффективного собственника, в России она до сих пор остается открытой и нерешенной.

    Причина этого заключается, по мнению автора исследования, в том, что вновь образующиеся в экономическом пространстве России экономические субъекты государственно-монополистические комплексы изначально несут в себе ряд негативных моментов, связанных с чрезмерной бюрократизацией нашего общества и ошибками, допущенными на первом (ваучерном) этапе приватизации.

    Затем автор проводит анализ ситуации, сложившейся после проведения широкомасштабной приватизации в Республике Карелия.

    При анализе создавшегося в экономике республики положения диссертантом делаются следующие выводы: процесс широкомасштабной приватизации в Карелии проходил параллельно с аналогичным процессом в Россиипервоначальным импульсом для проведения приватизации стали: неспособность правящей региональной элиты устранить недостатки карельской экономики, связанные с командно-административными методами управления, ее стремление реализовать частные интересы при продаже государственной собственности, а также зависимость от экономической политики, проводимой на федеральном уровнеучитывая социально-экономические особенности региона, когда в протекании экономических процессов изначально велика роль государства, его быстрый уход путем широкомасштабной приватизации государственных предприятий и учреждений привел к ухудшению социально-экономических показателей региона не только по сравнению с дореформенными, но и по отношению к аналогичным показателям на уровне России в целомна территории региона начинается процесс формирования региональных государственно-монополистических комплексов. Их возникновение связано с наличием в Карелии институтов исполнительной и законодательной власти, а также с формированием региональных монополий на базе бывших государственных комплексовпроцесс становления регионального комплекса рассматривается автором применительно к лесопромышленному комплексу республики. На примере крупнейшего оператора лесного рынка АК «Кареллеспром», его взаимодействия с органами государственной власти раскрывается специфика регионального государственно-монополистического комплекса, а именно: особенности лоббирования интересов монополии в республиканских органах власти, создания совместных программ государством и монополией, недостатки, которыми сопровождается создание комплексадальнейшее развитие региональных государственно-монополистических комплексов связано с усилением экономической роли государства и осознанием объективных процессов, которые происходят не только в Карелии, но и во всей России.

    Обобщая выводы, сделанные применительно к Карелии и России, можно выделить два уровня задач, которые необходимо решить для выхода из создавшегося положения.

    Первый уровень связан с дальнейшей научной разработкой теории государственно-монополистических комплексов относительно современного состояния российской экономической системы.

    Второй уровень касается непосредственно функционирования экономики России и взаимосвязан с первым. Его суть состоит в создании принципиально новой идеологии245 российского общества, базирующейся на ключевых общенациональных приоритетах (общенациональная идея). Именно разработка общенациональной идеи, с учетом социально-экономического генотипа России, будет способствовать прогрессивному развитию государственно-монополистических комплексов, а значит, и всей современной экономической системы нашей страны.

    245 В начале данного раздела автором была процитирована выдержка из конституции РФ, где запрещалось создание идеологии на уровне государства. Однако существование любого государства без идеологии невозможно, так как идеология — это «мировоззрение, миропонимание, система взглядов на природу, общество и личность» (Современная идеологическая борьба: Словарь. М., 1988. С. 111). Государство — это прежде всего совокупность людей, которые имеют «свое» мировоззрение, а значит и идеологию. Более того, «эффективность» идеологических методов доказывается всем ходом экономического развития России, к тому же они не требуют больших капитальных вложений и роста бюрократического аппарата.

    Показать весь текст

    Список литературы

    1. Закон РСФСР «О приватизации государственных и муниципальных предприятий в РСФСР» от 3 июля 1991 года // Приватизация: Полный пакет документов: В 2-х ч. М.: Российское право, 1992. Ч. 1. С. 11−26.
    2. Закон РСФСР «Об именных приватизационных счетах и вкладах в РСФСР» от 3 июля 1991 года // Там же. С. 32−35.
    3. Указ Президиума Верховного Совета СССР «Об усилении борьбы с пьянством» // Ведомости Верховного Совета СССР. М.: Изд-во Верховного Совета СССР, 1985. № 21.
    4. О мерах Правительства РФ и Центрального банка РФ по стабилизации социально-экономического положения в стране // Российская газета. М., 1998. 17 ноября. С. 5−6.
    5. Закон «О собственности в КАССР'7/ Там же. С. 13−19.
    6. Программа приватизации государственных и муниципальных предприятий в республике Карелия: Проект // Северный курьер. Петрозаводск. 1991. 17 декабря. С. 2−3.
    7. Статический ежегодник / Госкомстат РК. Петрозаводск, 1999. 183 с.
    8. Денежные доходы и расходы населения РК (1990−1997 гг.): Аналитическая записка / Госкомстат РК. Петрозаводск, 1998. 18 с.
    9. Основные тенденции производства валового регионального продукта в Республике Карелия за 1994−1996 гг.: Аналитическая записка / Госкомстат РК. Петрозаводск, 1998. 11 с.
    10. Основные показатели, характеризующие ход экономических реформ по Северному и Северо-Западному регионам и Калининградской области: Статистический бюллетень / Госкомстат РК. Петрозаводск, 1997. 56 с.
    11. Промышленность РК в 1991—1996 годах: Статистический сборник / Госкомстат РК. Петрозаводск, 1997. 90 с.
    12. Республика Карелия в цифрах 1996 году: Статистический сборник / Госкомстат РК. Петрозаводск, 1997. 174 с.
    13. Рынок труда республики Карелия в 1996 году: Информационно-аналитический сборник / Госкомстат РК. Петрозаводск, 1997. 164 с.
    14. Социально-экономическое положение РК (1991−1994 гг.): Статистический сборник / Госкомстат РК. Петрозаводск, 1995. 148 с.
    15. Л. И. К цели через кризис. Спустя год. М.: Луч, 1992. 224 с.
    16. Л. И. На перепутье.(Размышления о судьбах России): Сборник / Ин. РАН. М., 1993. 247 с.
    17. Л. И. Роль государства в становлении и регулировании рыночной экономики // Вопросы экономики. М., 1997. № 6. С. 4−12.
    18. Л. И. Хозяйственный механизм развития социалистического общества. М.: Мысль, 1973. 263 с.
    19. Л. И. Экономическая теория на пути к новой парадигме // Вопросы экономики. М., 1993. № 1. С. 4−14.
    20. В. С. Модель человека в экономической науке. СПб.: Экономическая школа, 1998. 230 с. (Этическая экономия: Исследования по этике, культуре и философии хозяйства- Вып. 2).
    21. И. И. История экономической мысли: Курс лекций. М.: Ассоциация авторов и издателей «ТАНДЕМ». Изд-во ЭКМОС, 1998. 248 с.
    22. Т. А., Серегина С. Ф. Макроэкономика: Учебник / Под ред. А. В. Сидоровича / МГУ им. Ломоносова М.: Изд-во «ДИС», 1997. 416 с.
    23. В. Б. Кейнсианская модель макроэкономического регулирования: возможность использования в современной экономике. СПб.:Изд-во С.-Петербургского ун-та, 1993. 160 с.
    24. И. М., Емцов Р. Г., Холопов А. В. Государственная экономическая политика: Опыт перехода к рынку / Под общ. ред. А. В. Сидоровича. М.: Изд-во «Дело и сервис», 1998. 320 с.
    25. М. Капитализм против капитализма. СПб.: Экономическая школа, 1998. 296 с. (Этическая экономия: Исследования по этике, культуре и философии хозяйства- Вып. 4).
    26. В. Государственное регулирование и механизмы саморегуляции в рыночной экономике (мировой опыт и Россия) // Вопросы экономики. 1996. № 9. С. 28−39.
    27. Р. Политическая экономия: Пер. с фр.: В 2-х т. М.: Ме-ждунар. отношения, 1995. Т. 1. 608 с.
    28. Березовая дубинка. Почему лесоэкспортную политику Карелии определяют частные лица? // Наблюдатель. Петрозаводск. 1999. № 14. С. 4.
    29. А. А. Тектология: Всеобщая организационная наука: В 2-х кн. / Под ред. Л. И. Абалкина и др. / Отд-ние экономики АН СССР. Ин-т экономики АН СССР. М.: Экономика, 1989. Кн. 1. 304 с. (Экономическое наследие).
    30. Ф. Материальная цивилизация, экономика и капитализм, XV-XVIII вв.: Пер. с фр.: В 3-х т. / Под ред. Ю. Н. Афанасьева. М.: Прогресс, 1986. Т.1: Структуры повседневности: возможное и невозможное. 622 е.- ил.
    31. А. Республика «Орими» // Губерния. Петрозаводск. 1999. № 19. С. 24.
    32. С. Т. Безграмотность по стандарту // ЭКО. 1998. № 9. С. 3−14.
    33. А., Колганов А. К критике economics (теоретическое обоснование необходимости коррекции господствующей модели учебного курса по экономической теории) // Вопросы экономики. 1998. № 6. С. 87−107.
    34. Н. Политическая экономия рантье: Теория ценности и прибыли австрийской школы. Репринтное воспроизведение издания 1925 года. М.: Орбита, 1988. 192 с.
    35. Д. В. Экономика в человеческом измерении: Очерки-размышления. М.: Политиздат, 1988. 384 с.
    36. Д. В. Экономика абсурдов и парадоксов: Очерки-размышления. М.: Политиздат, 1991. 431 с.
    37. А. Демографический потенциал России // Вопросы экономики. 1998. N° 5. С. 103−122.
    38. В. Именем Чубайса . народ виновен: Законность приватизации здания «Леспромпроекта» поставлена под сомнение // Наблюдатель. Петрозаводск. 1999. № 9. С. 3.
    39. А. Нужны преобразования, способствующие подъему отечественного производства // Экономист. 1998. № 11. С. 3−5.
    40. Е. Т. Соч.: в 2-х т. М.: Евразия, 1997. Т. 1: Государство и эволюция. Дни поражений и побед. 558 е.- ил.
    41. В. Н., Гребенников П. И., Леусский А. И., Тара-севич Л. С. Макроэкономика: Учебник / Под ред. Л. С. Тарасевича. Изд. 2-е, перераб. и доп. СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 1997. 719 с.
    42. Н. В. Экономическая система: Генезис. Структура. Развитие / Под ред. Э. А. Лутохина и др. / АН БССР, Ин-т экономики. Минсн.: Навука i тэхшка, 1991. 349 с.
    43. С. Ю. Теория долгосрочного технико-экономического развития. М.: ВлаДар, 1993. 310 с.
    44. С. Ю., Львов Д. С., Фетисов Г. Г. Эволюция технико-экономических систем: возможности и границы ценрализо-ванного регулирования. М.: Наука, 1992. 208 с.
    45. Л. С. Между Востоком и Западом? // Вопросы экономики. 1996. № 3. С. 121 129.
    46. JI. С. Суверенитет в экономике / М-во экономики РФ, Гос. ком. РФ по высш. образованию, Высш. шк. экономики. М.: Изд-во Высш. шк. экономики, 1996. 67 е.: ил.- (Лекции по экономике).
    47. Л. С. Философия экономики: Старые истины и новое мышление. М.: Луч, 1991. 151с.
    48. Л. В поисках пути к экономическому росту // Вопросы экономики. 1998. № 8. С. 35−55.
    49. Н. Особенности психологического склада жителей России // Вопросы экономики. 1996. № 9. С. 142−147.
    50. Л. К вопросу о целостности национального хозяйства // Вопросы экономики. 1996. № 9 С. 148−157.
    51. Р. С. Экономическая история зарубежных стран: Эпоха докапиталистических формаций и домонополистического капитализма: краткое учебное пособие. Л.: Изд-во ЛГУ, 1964. 96 с.
    52. Р. С. История народного хозяйства зарубежных стран: Период монополистического капитализма: краткое учебное пособие. Л.: Изд-во ЛГУ.1962. 128 с.
    53. Государственно-монополистические комплексы (Теоретические и методологические проблемы): Коллективная монография / А. А. Дёмин, Н. В. Расков, С. В. Лавров, А. И. Саусана-вичус, М. А. Кушин, В. Н. Чистякова. Л.: Изд-во ЛГУ, 1979. 160 с.
    54. Л. Н. Этногенез и биосфера Земли. Л.: Изд-во ЛГУ, 1989. 495 е.- ил.
    55. Дж. Новое индустриальное общество: Пер. с англ. / Под ред. Н. Н. Иноземцева. М.: Прогресс, 1969. 480 с.
    56. Дж. Экономические теории и цели общества: Пер. с англ. / Под ред. Н. И. Иноземцева, А. Г. Милейковского. М.: Прогресс, 1979. 406 с.
    57. Л. А., Фельдман А. Э. Структурно-динамический подход к исследованию экономических систем: Монография. Ижевск: Изд-во Удм. ун-та, 1993. 96 е.- ил.
    58. А. А. Государственно-монополистический капитализм: проблемы, тенденции, противоречия: Очерки. Л.: Изд-во ЛГУ, 1983. 151 е.: ил.
    59. А. А. Государственно-монополистические комплексы и обострение противоречий капитализма. Л.: Знание, 1984. 32 с.
    60. А. А., Расков Н. В. Государственно-монополистические комплексы новое явление современного капитализма. Л.: Знание, 1979. 36 с.
    61. С. «История с географией» опровергает мнения политиков // Российская газета. М., 1999. 3 марта. С. 3.
    62. Д. Самый перспективный бизнес запугивание страны // Эксперт. 1998. № 13. С. 89−91.
    63. Н. Д. Основы политической экономии: Учеб. пособие для аспирантов экон. специальностей / Рост.гос.акад. Рос-тов-н / Д., 1997. 528 с.
    64. В. Оценка некоторых теоретических подходов к экономике, планологии и управлению // Экономист. 1998. № 11. С. 6−18.
    65. А. Бремя государства // Вопросы экономики. 1996. № 9. С. 4−27.
    66. К. О русском национальном характере. М.: Институт национальной модели экономики, 1994. 367 е.- ил.
    67. С. Л. Мы сторонники активной роли правительства: О концепции социально-экономического развития РК на период до 2002 года // Карелия. Петрозаводск. 1998. № 1. С. 6−7.
    68. С. Л. Наведем порядок в лесу возродим экономику республики // Северный курьер. Петрозаводск. 1999. № 37. С. 1.
    69. Ю. Л. Политическая топология: структурирование политической действительности. М.: Ad Marginem, 1995. 223 с.
    70. Ю. В. Рабовладение, феодализм или азиатский способ производства? (Спор об общественном строе древнего и средневекового Востока, доколониальной Африки и доколум-бовой Америки). М.: Наука, 1971. 288 с.
    71. А. «Кареллеспром»: Время действий // Северный курьер. Петрозаводск, 1999. № 11.
    72. А. Прощание с иллюзиями. Лесопромышленный комплекс республики: больной пошел на поправку // Северный курьер. Петрозаводск. 1998. № 248. С. 2.
    73. Г. Современная экономика России как «экономика физических лиц» // Вопросы экономики. 1996. № 4. С. 81−95.
    74. В. О. Соч.: 4-х т. М.: Курс русской истории, 1989. Т. 4. 398 с.
    75. П. Этика капитализма- Эволюция и общество: Критика социобиологии. СПб.: Экономическая школа, 1996. 158 с. (Этическая экономия: Исследования по этике, культуре и философии хозяйства- Вып. 1).
    76. Н. Д. Основные проблемы экономической статики и динамики: Предварительный эскиз / АН СССР, Ин-т соци-ол.М.: Наука, 1991. 569 с. (Социологическое наследие).
    77. Н. Д. Проблемы экономической динамики / Под ред. Л. И. Абалкина и др. / Ин-т экономики АН СССР. М.: Экономика, 1989. 523 е.- ил. (Экономическое наследие).
    78. Корпоративное управление в переходных экономиках: Инсайдерский контроль и роль банков / Под ред. Масахито Аоки и Хьюнг Ки Кима- пер. с англ. Д. Л. Волкова, В. С. Катькало, Т. Н. Клеминой, А. Н. Клепача, П. А. Рессера. СПб.: Лениздат, 1997. 558 е.- ил.
    79. Л. Теневая экономика как особенность российского капитализма // Вопросы экономики. 1998. N° 10. С. 59−80.
    80. В. Н. Критика буржуазных теорий «экономических систем». М.: Наука, 1981. 208 с.
    81. Краткий политический словарь / Абаренков В. П., Авер-кин А. Г. и др. / Под ред. Л. А. Оникова, Н. В. Шишлина. 5-е изд., доп. М.: Политиздат, 1988. 478 с.
    82. Крупнейшие холдинги, группы и альянсы российских банков // Эксперт. 1999. № 13. С. 24−25.
    83. О. Финансовая олигархия в России // Известия. М., 1996. № 4. С. 5.
    84. В. Так что же погубило советскую экономику? // Вопросы экономики. 1998. № 7. С. 133−140.
    85. Кун Т. Структура научных революций: Пер. с англ. 2-е изд. М.: Прогресс, 1977. 301 с.
    86. В. В. Российская приватизация в шестилетней ретроспективе // Российский экономический журнал. 1998. № 1. С. 10−19.
    87. А. Пробный камень: Правительство собирается вернуть утраченную собственность // Наблюдатель. Петрозаводск. 1999. № 11. С. 3.
    88. В. Я. Государство и монополии в дореволюционной России. Проблемы вмешательства абсолютистского государства в экономическую жизнь и воздействия капиталистических монополий на государственный аппарат. М.: Мысль. 1982. 200 с.
    89. В. И. Полн. собр.соч. 5-е изд. М.: Политиздат, 1980. Т. 27. С. 299−426.
    90. В. И. Полн. собр. соч. 5-е изд. М.: Политиздат, 1962. Т. 30. С. 163−179.
    91. В. И. Полн. собр. соч. 5-е изд. М.: Политиздат, 1962. Т. 34. С. 151−199.
    92. В. И. Полн. собр. соч. 5-е изд. М.: Политиздат, 1981. Т. 36. С. 283−314.
    93. В. Экономическая эволюция и экономическая генетика // Вопросы экономики. 1994. № 5. С. 4−20.
    94. Е. Российский социально-экономический генотип // Вопросы экономики. 1996. № 9. С. 131−141.
    95. К. П., Брю С. Л. Экономикс: Принципы, проблемы, политика: Пер. с англ. 11-го изд: В 2-х т. М.: Республика, 1992. Т. 1. 399 с.
    96. С. А. Когда необходимо вмешаться государству? // ЭКО. 1998. № 9. С. 123−137.
    97. Г. Н. Государство // БСЭ. 3-е изд. М.: Изд-во «Советская энциклопедия», 1974. Т. 7. С. 176−179.
    98. А. Принципы экономической науки: Пер. с англ. М.: Издательская группа «Прогресс», 1993. Т.1. 416 с.
    99. К. К критике гегелевской философии права // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. М.: Политиздат, 1954. Т. 1. С. 219 368.
    100. К. Британское владычество в Индии // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. М.: Политиздат, 1957. Т. 9. С. 130−136.
    101. К. Капитал. Кн.1: Процесс производства капитала // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. М.: Политиздат, 1960. Т. 23. С. 5−910.
    102. К. Капитал. Кн. 2: Процесс обращения капитала // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. М.: Политиздат, 1961. Т. 24. С. 31−546.
    103. К. Капитал. Критика политической экономии: Кн. 3: Процесс капиталистического производства, взятый в целом. Отдел 2: Превращение прибыли в среднюю прибыль // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. М.: Политиздат, 1961. Т. 25. Ч. 1. С. 154−230.
    104. К. Критика политической экономии (черновой набросок 1857−1858 годов) // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. М.: Политиздат, 1968. Т. 46. Ч. 1. С. 51−508.
    105. May В. А. Реформы и догмы, 1914−1929: Очерки истории становления хозяйственной системы советского тоталитаризма. М.: Дело, 1993. 255 с.
    106. May В., Волосатов А. Правовая база экономической реформы: проблема устойчивости // Вопросы экономики. 1998. № 8. С. 85−96.
    107. С. М. Советская экономика: катастрофа или катарсис? М.: Интер-Версо, 1990. 400 с.
    108. Механизм государственно-монополистического капитализма и его противоречия / С. В. Мочерный, Л. Г. Андреев и др. Киев: Изд-во при Киеве, гос. ун-те- Bratislava: Pravda, 1986. 277 с.
    109. Л. Бюрократия. Запланированный хаос. Антикапиталистическая ментальность: Пер. с англ. М.: Дело, 1993. 230 с. (Серия «Свобода и собственность»).
    110. Л. Социализм: экономический и социологический анализ. М.: АО «Издат. дом Лада М», 1995. 86 е.- (Дайджест-библиотека по соврем, политике и экономике: Вып. 1: Государство и рынок. Т. 8. Ч. 1. Дайджест-конспект 2).
    111. Моделирование эволюции экономических систем. / С. М. Барабанов, Д. Е. Бызалов, Р. М. Качалов и др. / Под. ред. В. Л. Тамбовцева / МГУ. М.: Изд-во АО «Диалог-МГУ», 1997. 107 е.- ил.
    112. Н. Девяностые годы. Взгляд и вопросы на рубеже веков // Наука и жизнь. 1998. № 10. С. 2−9.
    113. Я., Мураками Я., Сато С., Нисибэ С. После холодной войны: Пер. с япон. М.: Издательская группа «Прогресс» -«Универс», 1993. 320 с.
    114. Д. Ю. Усиление государственного вмешательства в экономику России: необходимо ли оно? // ЭКО. 1997. № 9. С. 31−50.
    115. С. А. Военный коммунизм в России: власть и массы. М.: Русское книгоиздательское товарищество История, 1997. 272 с.
    116. Ю. В., Гимади И. Э., Добродей В. В. Влияние приватизации на работу предприятий промышленности: анализ ситуации в Свердловской области // ЭКО. 1998. № 7. С. 73−89.
    117. Э. Диалектика решения экономических и социальных задач в ходе китайской реформы // Российский экономический журнал. 1998. № 2. С. 76−82.
    118. С. После коммунизма: Книга, не предназначенная для печати. М.: Молодая гвардия, 1990. 255 с.
    119. Политическая экономия: Учебник для вузов / В. А. Медведев, JI. И. Абалкин, О. И. Ожерельев и др., М.: Политиздат, 1988. 735 с.
    120. С. Н. Теория и практика экономического строительства в СССР: Учебное пособие по спец. курсу / Петрозаводск, 1996. 60 с.
    121. И., Стенгерс И. Порядок из хаоса: Новый диалог человека с природой: Пер. с англ. / Под ред. В. И. Аршинова, Ю. Л. Климонтовича и Ю. В. Сачкова. М.: Прогресс, 1986. 432 с.
    122. С. В России потеплеет II Аргументы и факты.1998. № 36. С. 14.
    123. Общая теория систем: Пер. с англ., М.: Мир, 1966. 188 с. Общая теория права и государства: Учебник / Под ред. В. В. Лазарева. М.: Юрист, 1994. 360 с.
    124. В. Основные принципы экономической политики: Пер. с нем. / Под ред. Л. И. Цедилина, К. Херманн-Пиллата. М.: Прогресс, 1995. 493 с. (Экономическая мысль Запада).
    125. В. Основы национальной экономии: Пер. с нем. / Под ред. В. С. Автономова, В. П. Гутника, К. Херрманн-Пиллата. М.: Экономика, 1996. 351 с.
    126. Олигархи после кризиса / Коростикова Т., Черников Г., Черникова Д. // Аргументы и факты. 1999. № 16. С. 14.
    127. Ю. О национальном экономическом мышлении // Вопросы экономики. 1996. № 9. С. 117−130.
    128. В. О роли насилия в российских деловых отношениях // Вопросы экономики. 1998. № 10. С. 81−100.
    129. А. К теории приватизации в переходной экономике //Вопросы экономики. 1995. № 12. С. 54−67.
    130. Н. В. Государственно-монополистический капитализм (очерк теории) / Под ред. А. А. Дёмина.: ЛГУ, 1974. 132 с.
    131. Н. В. Эволюция и перестройка экономических отношений. СПб.: Изд-во С.-Петербургского университета, 1994. 168 с.
    132. Л. Концепция диалектики производительных сил и производственных отношений в разработке антикризисно-реформационной альтернативы // Российский экономический журнал. 1999. № 7. С. 57−67.
    133. Регулирование экономики Карельской АССР в условиях перехода к рыночным отношениям // Отчет по теме № 73. Петрозаводск: Изд-во ПетрГУ, 1990. 241 с.
    134. Г. Самоорганизация как основа эволюции экономических систем // Вопросы экономики. 1996. № 3. С. 103−114.
    135. В. Н. Общая теория систем как метатеория. М.: Наука, 1971. 30 с.
    136. В. Н. Основания общей теории систем. Логико-методологическй анализ. М.: Наука, 1974. 280 с.
    137. П. Экономика: Вводный курс: Пер. с англ. / Под ред. А. В. Аникина и др. М.: Прогресс, 1964. 843 с.
    138. А. Исследования о природе и причинах богатства народов: Пер. с англ.: В 2-х т. / Под ред. Л. И. Абалкина. М.: Наука. 1993. Т. 1. 549 с.
    139. Современная идеологическая борьба: Словарь / Под ред. Н. В. Шишлина- сост. С. И. Беглов. М.: Политиздат, 1988. 431 с.
    140. Социально-экономические проблемы региона в условиях кризиса и депрессии: Сб. трудов ПетрГУ / Отв. ред. А. А. Ми-шарев. Петрозаводск: Изд-во ПетрГУ, 1998. 276 с.(Серия «Экономика»)
    141. В. Ориентиры Госкомлеспрома // Северный курьер. Петрозаводск. 1999. № 30. С. 2.
    142. Я. Пересмотр международного порядка: Пер. с англ. / Под ред. А. А. Рывкина. М.: Прогресс, 1980. 416 с.
    143. А. Постижение истории: Сборник: Пер. с англ. / Сост. А. П. Огурцов. М.: Прогресс. 1991. 731с.
    144. О. И. Экономические институты капитализма: Фирмы, рынки, «отношенческая» контрактация / Под ред. B.C. Катькало- Пер. с англ. Ю. Е. Благова, В. С. Катькало и др. СПб.: Лениздат- CEV Press, 1996. 702 е.- ил.
    145. Управление экономикой СССР в период становления административно-командной системы (30-е годы) / П. Грегори, Е. Белова, В. Лазарев, А. Тихов // Проблемы теории и практики управления. 1998. № 5. С. 118−123.
    146. И. Кейнсианство доктрина регулируемой рыночной экономики // Экономист. 1996. № 9. С. 78−87.
    147. Утруска олигархов / Архангельская Н., Козырев М., Лысова Т., Саутин А. // Эксперт. 1999. № 5. С. 33−36.
    148. Философия: Учебник / Под ред. В. Д. Губина, Т. Ю. Сидо-риной, В. П. Филатова. М.: Русское слово, 1996. 432 с.
    149. Философский словарь / Под. ред. И. Т. Фролова. 5-е изд. М.: Политиздат, 1986. 590 с.
    150. Ф. Конкуренция как процедура открытия // МэиМО. 1989. № 12. С. 5−14.
    151. Ф. Пагубная самонадеянность.Ошибки социализма: Пер. с англ. М.: Изд-во «Новости» при участии изд-ва «Catallaxy», 1992. 304 с.
    152. Г. Синергетика: Пер. с англ. / Под ред. Ю. Л. Кли-монтовича, С. М. Осовца. М.: Мир, 1980. 405 с.
    153. Г. Информация и самоорганизация: Макроскопический подход к сложным системам: Пер. с англ. М.: Мир, 1991. 240 с.
    154. А. В Карелии создается номенклатурный капитализм // Губерния. Петрозаводск. 1999. № 18. С. 21.
    155. Т. П. В каких условиях формируется эффективный российский собственник? // ЭКО. 1998. № 7. С. 90−105.
    156. И. И. Карелия-37: Идеология и практика террора. Петрозаводск: Изд-во ПетрГУ, 1999. 162 е.- ил.
    157. Ф. Лоббизм во взаимодействии государства и бизнеса (материалы к лекциям и семинарам) // Российский экономический журнал. 1999. № 1. С. 103−110.
    158. Н. Второй станет первым // Эксперт. М., 1998. № 18. С. 57−62.
    159. Й. А. Капитализм, Социализм и Демократия: Пер. с нем. / Под ред. В. С. Автономова. М.: Экономика, 1995. 540 с. (Экономическое наследие).
    160. Й. А. Теория экономического развития (Исследование предпринимательской прибыли, капитала, кредита, процента и цикла конъюктуры): Пер. с нем. М.: Прогресс, 1982. 456 с.
    161. JI. А. Программный подход к задачам выживания // ЭКО. 1999. № 1. С. 90−96.
    162. Экономические реформы в Республике Карелия. Состояние. Последствия. Перспективы / JI. П. Кица, А. С. Ревайкин,
    163. B. Б. Шмелев, С. М. Яскунов. Петрозаводск, 1997. С. 203. Экономическая роль государства в условиях антагонистических способов производства / Под ред. Ю. М. Рачинского. М.: Изд-воМГУ, 1978. 158 с.
    164. Ф. Наброски к критике политической экономии // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. М.: Политиздат, 1954. Т. 1.1. C. 544−571.
    165. Ф. Диалектика природы // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. М.: Политиздат, 1961. Т. 20. С. 343−628.
    166. Ф. Переписка между К.Марксом и Ф. Энгельсом (январь 1852 декабрь 1855 гг.), Энгельс-Марксу. 6 июня // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. М.: Политиздат, 1962. Т. 28. С. 216−223.
    167. Barrow С. W. Critical theories of the state: Marxist, neo-Marxist, post-Marxist. Madison (Wis.): Univ. of Wiscontin press, 1993. XV, 220 p.
    168. Eucken W. Grundsatze der Wirtschaftspolitik. Hrsg. Von Edith-Eucken-Erdsick und K.Paul. Hamburg: Rowohlt, 1962. 496 S.
    169. Fritsch M., Wein Th., Ewers H.-J. Marktversagen und Wirtschaftspolitik: Mikrookon. Grundlagen staatl. Handelns. Munchen: Vahlen, 1993. XXI, 305 S. (Vahlens Handbucher der Wirtschafts- u. Sozialwiss).
    170. Gottlieb M. A theory of economic systems / Manuel Gottlieb. Orlando etc.: Acad. Press, 1984. XXI, 449 p.- ил. (Studies in social discontinuity).
    171. Grossman G. Economic systems. Englewood Gliffs. N.Y. Prentice Ha 11, / cop. 1967. VIII, 120 p.
    172. Schumpeter J. Kapitalismus, Sozialismus und Demokratie. Bern: Francke, 1946. 488 S. (Mensch u. Ges., Bd.7).
    173. Der Staatsmonopolistische Kapitalismus. Wissenschaftliche Redaktion: R. Mondelaers, P.Hess. B.:Dietzverlag Berlin, 1972. 664 S.
    174. Vahlens Kompendium der Wirtschaftstheorie und Wirtschaftspolitik / Von Dieter Bender at al. Munchen: Vahlen. Bd.l., uberarb. u. erw. Aufl. 1988. VIII, 603 S.- ил.
    175. Yarrow G. Privatization in Theory and Practice // Economic Policy. Cambridge university Press, 1986. April. P. 315−360.
    176. ЙНИОН. Экономика: Библиогр. указ. M.: ИНИОН, 19 901 999.
    Заполнить форму текущей работой