Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Теоретические аспекты воздействия международного права на национальную правовую систему в переходный период: на примере Азербайджанской Республики

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В условиях, когда механизм понуждения исполнения норм международного права всем человеческим обществом (за исключением мер ответственности самих государств за международные правонарушения) отсутствует, а отдельные граждане и организации, включая органы власти, не являются полноправными субъектами международного права, достижение общественно-значимых результатов международно-правового… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРАВОВОЙ СИСТЕМЫ АЗЕРБАЙДЖАНА
    • 1. Историко-теоретические аспекты развития правовой системы
  • Азербайджана
    • 2. Международно-правовая полигика Республики Азербайджан
  • ГЛАВА 2. СПОСОБЫ ВОЗДЕЙСТВИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА НА
  • НАЦИОНАЛЬНУЮ ПРАВОВУЮ СИСТЕМУ
    • 1. Понятие и содержание реализации международного права в национальной правовой системе
    • 2. Концепции транформации и имплеменгации международно-правовых норм во внутреннем праве
    • 3. Ратификация и исполнение как средства имплементации норм международного права в национальной правовой системе
    • 4. Инкорпорация и отсылка как способы воздействия международного права на национальное законодательство
  • ГЛАВА 3. КОЛЛИЗИИ МЕЖДУНАРОДНОГО И
  • ВНУТРИГОСУДАРСТВЕННОГО ПРАВА
    • 1. Понятие и общая характернаика коллизий международного и национального права
    • 2. Особенности разрешения коллизий международного и национального права в Азербайджанской Республике

Теоретические аспекты воздействия международного права на национальную правовую систему в переходный период: на примере Азербайджанской Республики (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Современное национальное, как и международное, право существенно отличается от того, каким оно было в начале и даже в середине XX века. Процесс глобализации, под знаком которого проходит начало XXI столетия, отмечен нарастающим влиянием международного права и формированием новых наднациональных правовых систем. Мировое сообщество, выступающее прежде всего в лице международных организаций, становится активным творцом права, претендующим на главенствующее положение по сравнению с национальными государствами.

Подобная ситуация чревата далеко идущими последствиями для развития правовых систем современных государств. С одной стороны, распространение единых стандартов и ценностей в сфере правового регулирования призвано обеспечивать более полную защиту прав и свобод человека. Возможность обращения к международно-правовым механизмам, безусловно, может способствовать улучшению правозащитного «климата» во многих странах, где интересы человеческой личности не всегда учитываются в должной мере. С другой стороны, такая интенсификация международно-правового регулирования рано или поздно неизбежно вступает в конфликт с принципами государственною суверенитета, который предполагает недопустимость вмешательства во внутренние дела государства.

Таким образом, в условиях глобализации возникают острые теоретические и практические проблемы, связанные с согласованием внутринациональных и межгосударственных правовых систем. Взаимодействие между ними носит диалектически противоречивый характер: с одной стороны, происходят процессы кооперации, то есть сотрудничества, конструктивного обменас другой стороны, налицо элементы противостояния, когда национальные правовые традиции стремятся отстоять собственную самобытность от международного давления.

Таким образом, проблема воздействия международного права на национальные правовые системы в современных условиях обладает несомненной актуальностью. Она должна получать всестороннее научное осмысление, рассматриваться с различных точек зрения. Так, наука международного права исследует этот вопрос с позиций его решения в различных действующих юридических документах — международных договорах, актах международных организаций и др.- наука конституционного права опирается главным образом на нормы национального законодательства. Однако обобщающее, концептуальное видение данной проблемы может быть предложено только на теоретико-правовом уровне.

При этом, разумеется, необходимо учитывать, что механизм взаимовлияния национального и международного права обладает своими особенностями, порой весьма серьезными, для каждого отдельно взятого государства. В частности, повышенный интерес вызывают эти проблемы применительно к государствам постсоциалистического типа, возникшим и развивающимся на территории бывшего СССР. Эти страны переживают в настоящее время весьма сложный и болезненный этап перехода от социализма к новой модели государственного и правового устройства, которая еще не определилась в полной мере. Естественно, чго в этом переходном процессе особую роль играет международное сообщество, действующее через соответствующие правовые механизмы.

Республика Азербайджан относится к числу тех постсоветских государств, которые активно включились в процесс международно-правового сотрудничества. Вместе с тем для Азербайджана являются весьма значимыми вопросы сохранения государственного суверенитета и развития правовой системы с учетом национальных традиций. Этим обусловлен как теоретический, так и практический интерес к рассматриваемой тематике.

Степень разработанности темы. Вопросы соотношения международного и национального права рассматривались в ряде научных работ. В частности, им посвящены mohoi рафические исследования таких ученых, как В. Г. Буткевич, А. С. Гавердовский, И. И. Лукашук, С. Ю. Марочкин, Н. В. Миронов, Р. А. Мюллерсон. Однако эти работы, сохраняющие ныне свое значение, все же выполнены в советский период и отражают иное состояние международных отношений и их правового регулирования.

Данная проблематике рассматривалась и на уровне диссертационных исследований, среди которых можно выделить недавние работы таких авторов, как Г. А. Аддису, Т. Ф. Акчурин, В. В. Гаврилов, С. А. Карпов, Рияд Таха Шамсан, Л. Ю. Рыхтикова, М.-С.И. Умаханов и др.

Эти исследования по большей части выполнены в рамках международного права, а не общей теории правакроме того, в основном они строятся на материале российской правовой системы.

Цель диссертационного исследования — разработка 1еоретических основ механизма воздействия международно-правовых норм на развитие национальной правовой системы в условиях переходного периода.

Для достижения соответствующей цели были поставлены следующие задачи: провести комплексный анализ доктрины, законодательства Азербайджанской Республики по вопросу о соотношении международного и национального права;

— обобщить и проанализировать научную литературу и нормативный материал относительно имплементации международно-правовых норм в пределах юрисдикции государства;

— дать понятие имплементации международно-правовых норм в пределах юрисдикции государства;

— дать определения основных способов внутригосударственной имплементации международно-правовых норм;

— выработать оптимальную модель преодоления коллизий между предписаниями международного договора и национального закона;

— выявить недостатки имеющегося внутригосударственного механизма имплементации международно-правовых норм и выдвинуть действенные рекомендации по его совершенствованию;

— обозначить место, роль и возможности национальных органов государства в соответствующем имплементационном механизме.

Объектом исследования является процесс имплементации международно-правовых норм в пределах юрисдикции государстваРеспублики Азербайждан. Особенность имплементации международно-правовых форм в отношении указанной страны обусловлена современным переходным этапом развития республики, в условиях которого национальная правовая система находится в стадии формирования и выбора своего оптимального содержания.

Предметом исследования являются основные формы и способы воздействия международного права на внутригосударственное право (на примере формирования законодательства отдельной страны), а также состояние и перспективы внутригосударственного механизма имплементации международно-правовых норм с точки зрения теории права.

Методология исследования. В ходе выполнения диссертационного исследования применялся ряд общенаучных и частно-научных методов, включая методы системного, сравнительного, формально-логического, исторического, конкретно-социологического, формально-юридического анализа.

Теоретическая основа исследования. Междисциплинарный характер освещаемой в диссертации проблематики обусловил возможность обращения к трудам не только известных в постсоветском пространстве российских специалистов в области общей теории государства и права (С.С. Алексеев, В. К. Бабаев, М. И. Байтин, В. М. Баранов, A.M. Васильев, А. Б. Венгеров, Н. Н. Вопленко, СЛ. Зивс, В. Н. Карташов, В. В. Лазарев, М. Н. Марченко, А. В. Малько, Н. И. Матузов, J1.A. Морозова, B.C. Нерсесянц, А. С. Пиголкин, С. В. Поленина, И. Н. Сенякин, В. М. Сырых, В. А. Толстик, J1.C. Явич и др.) и международного права (Э.М. Аметистов, В. Г. Буткевич, А. С. Гавердовский,.

В.В. Гаврилов, Г. В. Игнатенко, В. А. Карташкин, М. Б. Касенова, Д. Б. Левин, И. И. Лукашук, С. Ю. Марочкин, Н. В. Миронов, Р. А. Мюллерсон, Г. И. Тункин, Е. Т. Усенко, Н. А. Ушаков, С. В. Черниченко и др.), но и известных азербайджанских теоретиков права (Т.З.Алиев, Х. И. Гаджиев, А. Д. Сеидов, М. Ф. Меликова, М. Н. Самедов и др.) и юристов-международников (М.И. Абдулаев, Л. Г. Гусейнов, Т. Н. Гусейнов, К. Д. Мамедов, Р. Ф. Мамедов и др.), а также ряда зарубежных авторов (Д.Джебрин, Дж. Гинзбургс, Г. Кельзен, Д. О'Коннел, Л. Оппенгейм, А. Робертсон, Г. Триппель и др.).

Эмпирическую основу исследования составляют действующие договоры и иные источники международного права, внутреннее законодательство Азербайджана, практика его применения.

Научная новизна исследования заключается прежде всего в том, что данное исследование по существу является первой диссертационной рабоюй в области общей теории государства и права, специально посвященной вопросу воздействия международно-правовых норм на национальную правовую систему в пределах юрисдикции конкретного государстваРеспублики Азербайджан. Новизна диссертации заключается в самой постановке вопроса о разрабо1ке общей теоретической концепции внутригосударственного механизма имплементации международно-правовых норм, что имеет важное значение для разрешения насущных общемировых задач. В диссертации предложена авторская трактовка ряда дискуссионных вопросов, выдвинуты рекомендации относительно совершенствования рассматриваемых норм и практики их имплементации на национальном уровне.

Практическая значимость диссертации заключается в том, что содержащиеся в диссертации рекомендации и выводы могут быть использованы в деятельности государственных органов всех ветвей власти Республики, так как в работе имеет место соединение теоретических и практических положений.

Внутригосударственный механизм имплементации международноправовых норм предусматривает согласованность действий всех компетентных органов государства. В работе раскрываются упущения и недостатки в данном направлении в деятельности органов страны. Глубокое изучение проблемы внутригосударственной имплементации международно-правовых норм позволило автору сформулировать ряд рекомендаций, которые могут быть использованы в процессе ликвидации этих негативных моментов и совершенствования механизма имплементации соответствующих норм на национальном уровне законодательной, исполнительной и, в особенности, судебной власти.

Так, в частности, в диссертации вносятся и аргументируются практические предложения в следующих направлениях:

1) расширение возможности для внутригосударственных субъектов ознакомиться с предписаниями международных договоров;

2) учет и развитие позитивных моментов, содержащихся в ряде законов относительно имплементации международно-правовых норм;

3) повышение роли национальных правоприменительных органов при имплементации международно-правовых норм и др.

Основные положения, выносимые на защиту.

1. Правовая система Азербайджанской республики на современном этапе носит ярко выраженный переходный характер. Она сочетает в себе отдельные черты и свойства правовых систем различных исторических типов, включая традиционное архаичное азербайджанское право, советское социалистическое право, а также элементы правового устройства современных государств, относящихся к романо-германской правовой семье.

2. Национальное право Азербайджана постепенно приспосабливается к возрастающей роли внутренней правовой системы в имплементации норм международного права. Стремление республики активнее участвовать в интеграционных процессах Европы через международные объединения (ЕС) и организации (ВТО) ставит перед страной дополнительные задачи по формированию законодательства в соответствии с требованиями и достижениями современного международного права, а также по внедрению эффективного механизма имплементации международно-правовых норм через внутригосударственное право.

3. В условиях, когда механизм понуждения исполнения норм международного права всем человеческим обществом (за исключением мер ответственности самих государств за международные правонарушения) отсутствует, а отдельные граждане и организации, включая органы власти, не являются полноправными субъектами международного права, достижение общественно-значимых результатов международно-правового регулирования (например, защита прав и свобод человека) возможно только с помощью внутригосударственного права. Важнейшей тенденцией развития права в эпоху глобализации выступает институционализация международного метода правоприменения. Выбор путей реализации международно-правовых норм относится к компетенции государства, если только сами нормы не определяют способ применения. Самостоятельное определение способов выполнения международных обязательств выступает проявлением государственного суверенитета и входит во внутреннюю компетенцию государства.

4. В рамках национальной правовой системы в сегодняшних условиях принципиально важно разграничивать два понятия: «право государства», как совокупность создаваемых его органами правовых актов и норм, и «право, применяемое в государстве», как совокупность всех нормативных предписаний, подлежащих реализации в сфере внутригосударственных отношений и действующих в пределах юрисдикции нашего государства и компетенции его органов. Второе понятие шире первого, так как охватывает не только национальное право страны, но и признаваемые и применяемые государством нормы международного права, а также нормы права иностранных государств.

5. С точки зрения общей теории права реализация международных норм в сфере юрисдикции государства — понятие несколько иное, чем реализация внутригосударственных. Помимо собственно реализации, то есть фактического осуществления предписаний права, она включает в себя и элементы правотворчества с тем, чтобы санкционировать реализацию международного права на территории отдельной страны.

6. Процесс применения норм международного права в отдельном государстве начинается с признания его обязательности для этого государства, что может быть осуществлено в форме ратификации или иной другой форме, оговоренной сторонами. Далее в зависимости от самоисполнимости международного договора, содержащиеся в нем нормы действуют самостоятельно и подлежат в том числе судебной защите на территории данного государства, если договор самоисполним, или требуется принятие конкретизирующего, регулирующего процесс имплементации внутригосударственного акта, если договор несамоисполним. В целом решение о том, считать ли договор самоисполнимым или нет, принимает само государство, и в ряде государств даже не суды, а органы исполнительной власти. Данный фактор препятствует непосредственной реализации международного права и унификации процесса применения международно-правовых норм в мире. Очевидно, назрела необходимость установления единых критериев для всех стран по определению самоисполнимых (несамоисполнимых) договоров.

7. С учетом растущей роли международного права во внутригосударственной практике, представляется возможным исходить из презумпции самоиеполнимости, т. е. из возможности непосредственного применения международно-правовых норм государственными органами конкретного национального государства, если отсутствуют обстоятельства, препятствующие этому. В качестве таких обстоятельств могут выступать: явно декларативный и неконкретный характер положений соотвествующего международного договораналичие прямой ссылки на необходимость принятия норм национального законодательства, которые на момент и применения договора еще отсутствуютналичие особых условий и оговорок при заключении или ратификации договора и др.

8. Несамоисполнимые договоры должны проводиться в жизнь через внутригосударственные акты, учитывающие местные особенности и конкретизирующие общие положения международных норм. В зависимости от степени необходимости такой конкретизации, а также особенностей национальной правовой системы, это может осуществляться посредством инкорпорации (переноса положений международных норм в собственное законодательство) или отсылки (разрешения в отдельных случаях применять положения международных норм). Инкорпорация как способ взаимоувязки норм международного и внутригосударственного права, исключения противоречий между ними, соответствует стремлению к унификации, однако, с другой стороны, инкорпорация — более затратный с точки зрения и труда, и времени способ имплементации, кроме того, предоаавляющий национальным законодателемям возможность так или иначе изменять содержание международно-правовых норм. Отсылка предполагает непосредственное действие норм международного права к конкретным отношениям в пределах юрисдикции государа ва, однако она не устраняет возможные противоречия между нормами двух правовых систем, не учитывает национальные особенности и не позволяет конкретизировать содержание некоторых слишком общих и абстрактных норм международного права.

9. Среди наиболее часто встречающихся объективных причин возникновения коллизий правовых норм можно назвать: развитие самих регулируемых общественных отношений, конкуренцию общих, специальных и исключительных правовых нормстолкновение норм, принятых в разное времямножественность субъектов правотворчества, обладающих различными интересами. Большинство государств устанавливает в своих конституциях (также как и Республика Азербайджан) приоритет общепризнанных норм и принципов международного права над нормами внутригосударственного права. Однако такая формула не исключает проблем при определении подлежащей применению нормы права, так как требует во-первых, установления тех норм и принципов международного права, которые могут считаться общепризнанными, а во-вторых, установления факта коллизии, позволяющего задействовать «приоритет» международного регулятора.

Апробация результатов исследования. Диссертация обсуждена и одобрена на заседании кафедры теории права и прав человека Волгоградской Академии МВД Российской Федерации.

Основные теоретические положения и практические рекомендации настоящего диссертационного исследования изложены в соответствующих публикациях автора.

Материалы диссертации используются в учебном процессе при преподавании дисциплин «Теория государства и права», «Международное право», а также в рамках специального курса «Актуальные проблемы теории государства и права».

Структура диссертации определяется целями исследования и особенностями темы. Диссертация состоит из введения, трех глав, включающих в себя восемь параграфов, заключения и списка использованной литературы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Итак, проведенное исследование свидетельствует, что Азербайджанская Республика придает важное значение неуклонному выполнению своих международных обязательств, причем существующий ее внутригосударственный механизм имплементации норм международного права (несмотря на его несовершенство) направлен на достижение именно этой цели. Теоретическое изучение данной проблемы позволяет сформулировать ряд рекомендаций, которые могут быть использованы в процессе совершенствования механизма имплементации соответствующих норм на национальном уровне.

Так, в диссертации вносятся и аргументируются теоретические и практические предложения в следующих направлениях.

1. Теоретические аспекты соотношения международного и национального права должны получить более глубокое отражение в общей теории государства и права. Это свело бы на нет как попытки механического соподчинения, так и резкого противопоставления соответствующих правовых систем. Современное международное право в целом является итогом совместного правотворчества всех государств. И если в пределах собственной юрисдикции государства законодательствуют порознь, то на международном уровне они действуют сообща. Поэтому вполне естественным выглядит установление для государств обязательств по достижению стандартов, которые максимально полно содействовали бы. расширению и углублению международного общения. Конечно, многочисленность субъектов международного правотворчества, отличающихся к тому же неодинаковым уровнем развития национального права, мешает адекватному достижению преследуемой цели, так как приходится учитывать правовые реалии различных государств, что, естественно, снижает быстроту, оперативность получения оптимального взаимовыгодного результата. Каждое государство в отдельности более или менее быстрыми темпами стремится к нему. Отставание национального права в конечном итоге ставит государство перед необходимостью совершенствования своего законодательства, требует считаться со своими юридическими обязательствами по международному праву.

2. Усиление роли международного правотворчества в определенных областях еще не означает, что национально-правовое регулирование утратило свою значимость. Наличие принципа pasta sunt servanda еще не означает наличие определенной области внутригосударственных отношений исключительно международно-правовою регулирования.

3. Действенность международного права в решающей степени будет зависеть от степени его проникновения во внутригосударственные процессы, приближения к потребностям и интересам субъектов национального права. Мировой опыт показывает, что внутригосударственные правоприменительные органы способны внести в этот процесс свой весомый вклад. Это особенно важно применительно к принципам и нормам защиты прав и свобод человека. Несмотря на то, что в данном вопросе основная нагрузка падает на внутригосударственное право, неотъемлемой час1ью механизма их защиты являются международно-правовые обязательства государства в данной области.

4. Основным путем воздействия международно-правовых норм на национально-правовые нормы является закрепление обязательства государства привести актами свое законодательство в соответствие с международными. Также следует отметить важность и действенность международных рекомендаций. Правда, исполнение последних в первую очередь зависит от доброй воли государства. Данный вариант является более слабым по сравнению с первым, однако он в большей мере способствует сохранению государственного суверенитета, предоставляя национальным государствам самостоятельно решать вопрос о пределах и формах внедрения международно-правовых с тандарт ов.

5. В последние годы в Азербайджанской Республике сделано немало позитивных шагов по устранению коллизий, возникающих вследствие заключения международных договоров, предусматривающих иные правила, по сравнению с внутренним законодательством. Однако о слаженном механизме по предотвращению и устранению этих коллизий говорить пока что не приходится. Думается, что этот механизм был бы значительно более действенным, если бы при заключении международного договора принимались во внимание те сложности, которые приходится преодолевать на стадии реализации. В ходе такого согласования возможна квалифицированная юридическая оценка договора в сравнении с действующим законодательством, выявление всех имеющихся расхождений между ними. В случае принятия решения о целесообразности заключения договора и, следовательно, внесения соответствующих изменений в национальное законодательство, указанные расхождения могут быть предварительно устранены в обычном законодательном порядке.

Представляется эффективным использовать для устранения возникающих при применении международных договоров коллизий такой способ, как внесение необходимых изменений и дополнений в национальное законодательство одновременно с ратификацией международного договора. Начало действия таких изменений и дополнений должно совпадать с моментом вступления в силу международного договора. Этот путь целесообразен при исполнении многосторонних международных договоров, принимаемых в рамках МОТ и других международных организаций. Указанный способ позволит заранее либо устранить, либо установить путь разрешения коллизии, которые в противном случае могли привести к остановке действия международно-правовых норм.

6. Следует также отметить правильность закрепления в новой Конституции Республики положения относительно того, что «международные договоры, стороной которых является Азербайджанская Республика, — неотъемлемая составная часть системы законодательства Азербайджанской Республики» (ч.П ст.148). Положение Конституции обязано своим происхождением формуле англосаксонской системы права «international law is a part of municipal».

Формула «международное право является частью внутригосударственного права» допускает параллельное функционирование норм обеих систем права в той сфере внутригосударственных отношений, которую определяет законодатель. При этом внутригосударственное право на данном этапе остается доминирующим регулятором внутригосударственных отношений. Но если государство в определенной сфере посредством международного договора взяло на себя обязательство, то в случае коллизии между нормами международного договора, содержащимися в международном договоре, участником которого является государство, и нормами его внутреннего права приоритет имеют нормы, содержащиеся в международном договоре. Такое отношение к международному праву непосредственно вытекает из содержания самой Конституции Азербайджанской Республики относительно примата в случае коллизии юридической силы международных договоров над актами (исключая Конституцию и акты, принятые путем референдума), входящими в систему ее законодательства (ст. 151).

7. В конечном итоге, Азербайджан должен построить свою правовую систему таким образом, чтобы обеспечить максимум условий для точного выполнения взятых на себя международных обязательств. А это возможно, если вопросу имплементации будет отведено такое же пристальное внимание как принятию и ратификации договоров. Повышение эффективности имплементации норм международного права в пределах юрисдикции Азербайджанской Республики (в частности, международных стандартов в области прав человека) зависит от своевременной ратификации важнейших международных документов, касающихся соответствующей сферы. Для этого существуют все необходимые политико-правовые предпосылки.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Венская конвенция о праве международных договоров от 23 мая 1969 г. / Действующее международное право. М., 1999. Т.1.
  2. Всеобщая декларация прав человека от 10 декабря 1948 г. / Действующее международное право. М., 1999, Т. 2.
  3. Декларация о принципах права от 24 октября 1970 г. / Действующее международное право. М., 1999. Т.1.
  4. Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 г. / Действующее международное право. М., 1999, Т.2.
  5. Закон Азербайджанской Республики «Об адвокатуре и адвокатской деятельности» от 28 декабря 1999 г. // Собрание законодательства Азербайджанской Республики, 2000, № 1, ст. 19.
  6. Закон Азербайджанской Республики «Об обжаловании в суд решений и действий (бездействий., нарушающих права и свободы граждан» от 11 июня 1999 г. // Собрание законодательства Азербайджанской Республики, 1999, № 7. ст. 398.
  7. Закон Азербайджанской Республики «Об оперативно-розыскной деятельности» от 28 октября 1999 г. // Собрание законодательства Азербайджанской Республики", 1999, № 11, ст. 612.
  8. Закон Азербайджанской Республики «О защите иностранных инвестиций» от 15 января 1992 г. // Ведомости Верховного Совета Азербайджанской Республики, 1992, № 4, ст. 81.
  9. Закон Азербайджанской Республики «О защите прав потребителей» от 19 сентября 1995 г. // Ведомос1И Верховного Совета Азербайджанской Республики, 1995, № 23−24, ст. 368.
  10. Ю.Закон Азербайджанской Республики «О Конституционном Суде» от 21 октября 1997 г. // Собрание законодательства Азербайджанской Республики, 1998, № 1, ст. 19.
  11. Конституция Азербайджанской Республики от 12 ноября 1995 г. (с изм. от 24 августа 2002 г. // Собрание законодательна Азербайджанской Республики, 2002, № 9, Ст. 554.
  12. Конвенция ООН о правах ребенка от 20 ноября 1989 г. / Действующее международное право. М., 1999, Т.2.
  13. Конвенция о предупреждении преступления геноцида и наказании за него от 9 декабря 1948 г. / Действующее международное право. М., 1999, Т.2.
  14. Конвенция о пресечении преступления апартеида и наказании за него от 30 ноября 1973 г. / Действующее международное право. М., 1999, Т.2.
  15. Конституционный Акт «О государственной независимости Азербайджанской Республики» от 18 октября 1991 г. // Ведомости Верховного Совета Азербайджанской Республики, 1991, № 19−20, ст. 335.
  16. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах от 16 декабря 1966 г. / Действующее международное право. М., 1999, Т.2.
  17. Международный пакт о гражданских и политический правах от 16 декабря 1966 г. / Действующее международное право. М., 1999, Т.2.
  18. Постановление Национального Совета Азербайджана «О провозглашении Азербайджана независимым государством» от 28 мая 1918 г. / АДР. Законодательные акты. Баку, 1998.
  19. Правила заключения, исполнения и расторжения международных договоров азербайджанской Республики, носящих межведомственный характер от 20 декабря 1996 г. // Бюллетень бизнесмена, 1997, № 3.
  20. Соглашение о торговле и экономическом сотрудничестве между Российской Федерацией и Швейцарской Конфедерацией 1994 г. // БМД, 1995, № 1.
  21. Устав ООН/ Действующее международное право. М., 1999. Т.1.
  22. Хельсинский Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе от 1 августа 1975 г. / Действующее международное право. М., 1999. Т.1.
  23. VILC. 1977. Vol. 2. Part 2.
  24. VILC. 1997. Vol. 2. Part 1.
  25. European Court of Human Rights. Ser. A. Vol. 20,1976.
  26. Swedish Engine Drivers Union case Judgment of 6 Febr. 1976. / Publikations of European Court of Human Rights. Ser. A. Vol. 20.2. Монографии
  27. С.С. Право: азбука теория — философия: Опыт комплексного исследования. М., 1999.
  28. Э.М. Международное право и труд (факторы имплементации международных норм о труде). М., 1982.
  29. В. Г. Системность и общество. М., 1980.
  30. В.Г. Советсткое право и международный договор. Киев, 1977.
  31. В.Г. Соотношение внутригосударственного и международного права. Киев, 1981.
  32. Н.В. Основы теории правового положения личности в социалистическом обществе. М., 1979.
  33. А.С. Имплементация норм международного права. Киев, 1980.
  34. В.В. ООН и права человека: механизмы создания и осуществления нормативных актов. Владивосток, 1998.
  35. Х.И. Толкование норм Конституции и закона конституционными судами. Баку, 2002.
  36. И.Я. Применение норм советского права. Свердловск, 1973.
  37. С.Н. Аксиоматические основы теории права. СПб., 2001.
  38. О.Е. Национально-правовая имплементация международных норм о статусе иностранцев в СССР. Киев, 1989.
  39. Н.В. Выполнение обязательств, вытекающих из международного договора. М., 1987.46.3ивс СЛ. Источники права. М., 1981.
  40. С.А. Проблемы международного регулирования труд . М., 1964.
  41. Г. В. Взаимодействие внутригосударственного и международного права. Свердловск, 1981.
  42. Г. В. Международное право и общественный прогресс. М., 1972.
  43. Д.А. Философские основания политико-правовых исследований. М., 1986.
  44. И.И. Функционирование международного права. М., 1992.
  45. В.В. Применение советскою права. Казань, 1972.
  46. В.В. Советский закон в действии. М., 1988.
  47. Д.Б. Актуальные вопросы теории международного права. М., 1974.
  48. Д.Б. Основные проблемы современного международного права. М., 1958.
  49. И.И. Механизм международно-правового регулирования. Киев, 1980.
  50. И.И. Нормы международного права в правовой системе России. М., 1997.
  51. И.И. Применение норм международного права в судах государств. М., 1993.
  52. И.И. Современное право международных договоров. Т.1. Заключение международных договоров. М., 2004. С. 10−12.
  53. .Г. ООН и содействие осуществлению соглашений о правах человека. М., 1986.
  54. С.Ю. Проблема эффективности норм международного права. Иркутск, 1988.
  55. Н.И. Правовая система и личность. Саратов, 1987.
  56. Международное и внутригосударственное право: проблемы сравнительного правоведения. Свердловск, 1984.
  57. Международное сотрудничество государств в области прав человека: Проблема защиты прав человека в условиях борьбы за мир и безопасность / Отв. ред. В. Н. Денисов. Киев, 1987.
  58. Н.В. Международное право: нормы и их юридическая сила. М., 1980.
  59. Н.В. Советское законодательство и международное право. М., 1968.
  60. А.П. Кодификация и прогрессивное развитие международного права. М., 1972.
  61. Р.А. Соотношение международного и национального права. М., 1982.
  62. П.Е. Применение советских правовых норм. М., 1960.
  63. .И. Правовая регламентация статуса иностранных государств в СССР. Омск, 1989, ч.2.
  64. Т.Н. Международные ор1анизации и право. Новые тенденции в международно-правовом регулировании. М., 1998.72.0ппенгейм JI. Международное право. М., 1948, т.1, п/т 1.
  65. Правовая система социализма. Т./ Под ред. A.M. Васильева. М., 1986.
  66. Правовые системы стран мира. М., 2005.
  67. Правоприменение в советском государстве. М., 1985.
  68. В.Н. Российская правовая система. Введение в общую теорию. Саратов, 1994
  69. В.В. Концепция эволюционного развития правовой системы в переходный период. Барнаул, 2002.
  70. Л.Б. Системные связи правовой действительности: Методология и теория. JI., 1991.
  71. Г. И. Право и сила в международной системе. М., 1983. 80. Черниченко С. В. Теория международного права. В 2 т. Т. 1: Современные теоретические проблемы. М., 1999.
  72. В.М. Основные вопросы теории международного договора. М., 1959.
  73. Asifov Q. Azarbaycan Respublikasinda hiiquqi islahatlar. Baki, 1999.
  74. З.А. Конститусийа щцгугу. Бакы, 2002.
  75. Л.Щ. Бейнялхалг щцгуг. Бакы, 2000.
  76. И., Гасымов А. Инсан вя вятяндаш щцгугларынын мящкямя мцдафияси щаггында. Бакы, 2000.
  77. Mammadov К. Azerbaycan siyasi ve hiiquqi nezeriyyeler tarixi. Baki, 2000.
  78. Nabiyev Q. Azerbaycan tarixi. Baki, 1998.
  79. Я.Ъ. Азярбайъан Республикасы мящкямя иъраатында бейнялхалг щцгуг нормаларынын тятбиги. Бакы, 2002.
  80. Valiyev К. Qadim Atropatena. Baki, 1999.
  81. Elias Т. New Horizons in international Law. Dordrecht, 1992.
  82. Janis M.W. An Introduction to International Law. 2-nd ed., 1993.
  83. Morelli G. Nozioni di diritto internazionale. Padua, 1967. 93.0'Connell D. International Law. L., 1961, vol. 1.
  84. Robertson A. Human Rights in the World. L., 1972.
  85. Van Dijk P. Domestic Status of the Treaties and the attitude of the Judiciary. 1988.4. Учебники, учебные пособия
  86. С.С. Теория права. М., 1999.
  87. В.В. Международное частное право. М., 2000.
  88. С.А. Общая теория государства и права. СПб.: Питер, 2004. С. 333.
  89. Курс международного права. В 6-ти юмах. Т. 1, М., 1967.
  90. Курс международного права. В 7 т. Т. 1. М., 1989.
  91. И.И. Международное право. Общая часть. М., 2000.
  92. Международное право / Под ред. Г. В. Игнатенко. М., 1995.
  93. Международное право / Под ред. Г. И. Тункина. М., 1994.
  94. Международное частное право / Под ред. Г. К. Дмитриевой. М., 2000.
  95. Общая теория государства и права / Под общ. ред. В. В. Лазарева. М.: Юристъ, 1996.
  96. Словарь международного права. М., 1986.
  97. Теория государства и права/Под общ. ред. Н. И. Матузова и А. В. Малько. М.: Юристъ, 1997.
  98. Н.А. Международное право. Учебник. М.: Юристъ, 2000.
  99. Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран / Под ред. З. М. Чернил овского- М., 1984.
  100. Л.С. Общая теория права. Л., 1971. С. 201.5. Диссертации, авторефераты
  101. Г. А. Соотношение международного и внутригосударственного права (на примере Эфиопии). Дис. канд. юрид. наук. М., 2002.
  102. Т.Ф. Соотношение международного и внутригосударственного права. (Вопросы общей теории). Дис. канд. юрид. наук Казань, 2001.
  103. Т.З. Формирование правовой системы Азербайджанской Республики. Автореф. дис. канд. юрид. наук. Гродно, 2000.
  104. А.П. Согласование норм международного и внутригосударственного права. Автореф. дис.. канд. юрид. наук. Киев, 1986.
  105. И.Б. Отсылочные нормы внутригосударственною права к международным договорам и их роль во взаимодействии двух правовых систем. Автореф. дис. канд. юрид. наук. Киев, 1991.
  106. Джебрин Джабер Джебрин. Имплементация норм международного права во внутригосудартсвенном законодательстве (на примере арабских стран). Автореф. дис— канд. юрид. наук. Киев, 1984.
  107. С.А. Нормы национального и международного права: взаимовлияние и взаимозависимость (Вопросы теории и практики). Дис.. канд. юрид. наук. Уфа, 2005.
  108. М.Б. Исполнение международно-правовых договорных норм в СССР. Автореф. дис. канд. юрид. наук. М., 1987.
  109. Рияд Таха Шамсан. Соотношение международного и внутригосударственного (национального) права (теоретические аспекты). Дис. докт. юрид. наук М., 2003.
  110. Л.Ю. Основы национально-правовой имплементации норм международного права в Российской Федерации. Дис.. канд. юрид. наук М., 2006.
  111. Умаханов М.-С.И. Международное право и российская правовая система (Теоретические аспекты). Дис. канд. юрид. наук. М., 2005.6. Статьи
  112. М.И. Согласование внутригосударственного права с международным (теоретические аспекты) // Правоведение, 1993, № 2.
  113. В.М. Теоретические проблемы унификации // Московский журнал международного права, 2000, № 3.
  114. В. Применение норм международного публичного и международного частного права в практике рассмотрения имущественных споров // Азярбайъан щцгуг журналы, 2003, № 3.
  115. Анисимов J1.H. Имплементация норм международного права в национальное законодательство / Международное право в современном мире. М., 1991.
  116. О.В., Пугина О. А. Условия имплементации международно-правовых норм в российское законодательство //Право и политика. 2005. № 8.
  117. В.Г. Экономическая интеграция стран социалистического содружества и соотношение международного и внутригосударственного права //Вестник Киевского ун-та. Сер. Международные отношения и международное право, 1977, Вып. 4.
  118. А.Б. Научно-технический прогресс и законодательство развитого социализма // Советское государство и право, 1981, № 6.
  119. Гаврилин Д. А Теории соотношения международного и внутригосударственного права и их отражение в практике государств // Российский ежегодник международного права. 1998−1999. СПб., 1999.
  120. В.В. Взаимодействие международной и национальных правовых систем и правосознание // Журнал российского права. 2006. № 2.
  121. В.В. Международный механизм контроля за имплементацией универсальных актов о правах человека // Московский журнал международного права, 1995, № 4.
  122. В.В. Понятие национальной и международной правовых систем // Журнал российского права. 2004. № 11.
  123. В.В. Теории трансформации и имплементации норм международного права в отечественной правовой доктрине // Московский журнал международного права, 2001, № 2-
  124. Дж. Соотношение международного и внутреннего права в СССР и в России // Государство и право, 1994, № 3.
  125. Л.Г. Конституция Азербайджанской Республики, права человека и международное право // Международное право, 1998, № 1.
  126. Л.Г. Применимость международных договоров о правах человека на территории Азербайджанской Республики / Правовая реформа в Азербайджане: пути реализации. Баку, 1999.
  127. Т.Н. Некоторые вопросы ответственности государств за нарушения прав человека в свете резолюции Генеральной Ассамблеи ООН № 56/83 от 12 декабря 2001 года // Международное право и проблемы интеграции, 2005, № 1.
  128. Ш. Процедура межгосударственных жалоб в системе международной защиты прав человека // Щцгуги дювлят вя щцгуг, 2003, № 5.
  129. С. Влияние решений Европейского суда по правам человека на законодательную практику государств //Азярбайъан щцгуг журналы, 2004, № 1−2.
  130. Г. М. Применение международного права во внутренней правовой системе России: практика Конституционного Суда // Государство и право, 1995, № И.
  131. А. К вопросу о соотношении международного и национального права (теоретические аспекты) // Белорусский журнал международного права и международных отношений, 1998, № 3.
  132. Г. В. Коллизии международно-правовых и внутригосударственных норм (причины возникновения, юридическая природа, методы урегулирования) / Идеи мира и сотрудничества в современном международном праве. Киев, 1990.
  133. Г. В. Международное и советское право: проблема взаимодействия правовых систем // Советское государство и право, 1985, № 1.
  134. Г. В. Международное и советское право: проблемы взаимодействия правовых систем // Советское государство и право. 1985. N 1.
  135. Я. Концепции международного «принимаемого» права// Правоведение. 1977. № 3. С. 126.
  136. С.Б. Внутригосударственная и международная кодификация / Вопросы теории и практики современного международного права. М. 1960.
  137. Г. И. Эффективность деятельности государств по реализации норм международного права / Вопросы универсальности и эффективности международного права. Свердловск, 1981.
  138. И.И. Взаимодействие международного и внутригосударственного права в условиях глобализации // Журнал российского права. 2002. № 3.
  139. И.И. Новое в осуществлении норм международного права // Советский ежегодник международного права. 1986. М., 1987.
  140. И.И. О применении международного права судами России // Государство и право, 1994, № 2.
  141. Л.А. Соотношение международного договора и внутреннего закона в гражданском и трудовом праве // Ученые записки ВНИИСЗ, 1968, Вып. 14.
  142. Р.Ф. Сотрудничество постсоветских прикаспийских государств по развитию международно-правового статуса Каспийского моря // Международное право, 2000, № 4−5.
  143. С.Ю. Проблема обеспечения реализации норм международного права // Советский ежегодник международного права. 1987. М., 1988.
  144. М.Н. Переходный тип государства и права//Проблемы теории государства и права. М., 2001. С.216−258-
  145. М.Ф. Конституция Азербайджанской Республики и права человека // Вестник Бакинского ун-та. Сер. Социально-политических наук, 1995, № 1.
  146. Н.В. Иерархия норм международных договоров при их применении во внутригосударственном праве СССР // Ученые записки ВНИИСЗ, 1970, Вып. 22.
  147. Н.В. Институт исполнения международных договоров в советском праве // Исполнение международных договоров СССР. Вопросы теории и практики, Свердловск, 1986.
  148. Р.А. Национально-правовая имплементация международных договоров // Советский ежегодник международного права. 1978. М., 1980.
  149. .И. Имплементация международно-правовых норм в СССР // Советский ежегодник международного права. 1987. М., 1988.
  150. Т.М. Международно-правовая политика современной России//Российская правовая политика. М., 2003.
  151. А.А. Вопросы теории международных правовых отношений // Советское государство и право, 1991, № 10.
  152. М.Н. Состояние имплементации норм международного права в Азербайджане // Ганун, 1996, № 3.
  153. М.Н. Способы имплементации норм международного права в Азербайджане // Вестник Бакинского ун-та. Сер. Социально-политических наук, 1997, № 1.
  154. Н. Конституционно-правовые аспекты взаимодействия национального и международного права / Материалы республиканской научно-практической конференции «Азербайджан на пороге XXI века». Баку, 1997.
  155. В.Я. Обеспечение реализации договорных норм международного права (юридическая природа) // Советское государство и право, 1991, № 9.
  156. В.Я. Содействие реализации норм международного права / Международное и внутригосударственное право: проблемы сравнительного правоведения. Свердловск, 1984.
  157. К.В. Конституционный Суд в механизме судебной защиты основных прав и свобод человека // Вестник Бакинского ун-та. Сер. Социально-политических наук. 2001, № 1.
  158. Е.Т. Соотношение и взаимодействие международного и национального права и Российская Конституция // Московский журнал международного права, 1995, № 2.
  159. Е.Т. Теоретические проблемы соотношения международного и внутригосударственного права // Советский ежегодник международного права. 1977. М., 1979.
  160. В.В. Национальная имплементация международного гуманитарного права / Реализация международно-правовых норм во внутреннем праве. Киев, 1992.
  161. B.C. Конституционный механизм взаимодействия национального и международного права // Конституционное и муниципальное право. 2004. № 4.
  162. П.А. Глобальные политические перемены и язык теории // Глобальные и политические перемены в мире / Отв. ред. А. Ю. Мельвиль. М., 1997.
  163. С. Коллизия международного экономического права и национального законодательства // Щцгуги дювлят вя ганун, 2003, № 5.
  164. Юсиф-заде М. З. Особенности формирования принципов международного права на современном этапе // Дювлят вя щцгуг, № 1−2, 1999.
  165. Ф.М. Азярбайъан Республикасынын Конститусийасы вя инсан щцгуглары// Инсан щцгуглары biilleteni, 1998, № 1.
  166. Я. Инсан щцгугларынын мцдафиясинин бязи меймарлары щаггында // Инсан щцгуглары biilleteni, 1998, № 1.
  167. Л.Щ. Инсан щцгуглары сащясиндя бейнялхалг мцгавилялярин Азярбайъан Республикасында имплементасийасы мясяляляри // Инсан щцгуглары biilleteni, 1998, № 1.
  168. И., Гасымов А. Инсан вя вятяндаш щцгугларынын мящкямя мцдафияси щаггында. Бакы, 2000.
  169. X. Инсан щцгуг вя ясас азадлыгларынын мцдафияси вя бейнялхалг терроризмля мцбаризянин Азярбайъан Республикасынын дювлят сийасятиндя йери // Дипломатийа алями, 2003, № 3.
  170. Malikova М. F. Azerbaycanda hiiquqi islahatlar // BDU-nun xeberleri, 1998, № 1.
  171. М.Ф. Азярбайъан Иеспубликасы Конститусийа Мящкямясинин сялащиййяти / «Агярбайъан XXI ясрин астанасында» Икинси республика елми-практики конфрансынын материаллары, Бакы, 1998.
  172. К.Ъ. Бейнялхалг мцнасибятлярин ясас ишгиракчысы кими дювлятин ролу // Дипломатийа алями, № 2, 2003.
  173. Я.Ъ. Мцасир ъямиййятдя Азярбайъан Республикасынын мящкямляри цчцн бейнялхалг тяърцбянин ящямиййяти // Щцгуги дювлят вя ганун, 2003, № 1.
  174. Vadapalas V. Incorporation and Implementation of Human Rights in Lithuania / Implementation of Human Rights Norms in the Nordic and Baltic Countries. L., 1996.
  175. Triepel H. Les rapports entre le droit interne et le droit international / Collected Cources. Academie de droit international. 1923, T.l.
Заполнить форму текущей работой