Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Стратегия управления развитием высшего образования в республиках-субъектах Российской Федерации

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Сравнительный анализ механизмов и систем управления высшим образованием в различных странах свидетельствует о том, что их основными результативными и отличительными характеристиками являются: организационно-правовая форма, определяющая степень применения организационно-распорядительного механизма управления высшей школойуровень бюджетного финансированияполнота обеспеченности всеми видами… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. Теоретические основы стратегического управления развитием высшего образования
    • 1. 1. Сущность и роль стратегии развития в системе управления высшей школой
    • 1. 2. Методологические основы формирования стратегий развития высшего образования в субъектах Российской Федерации
    • 1. 3. Особенности развития и управления высшим образованием в республиках Российской Федерации
  • ГЛАВА 2. Анализ и концептуальные положения создания эффективного механизма стратегического управления высшим образованием
    • 2. 1. Сравнительный анализ функционирования и развития механизмов управления высшей школой
    • 2. 2. Формирование концепции стратегического управления развитием высшего образования в республиках России
    • 2. 3. Направления рационализации механизма управления высшим профессиональным образованием
  • ГЛАВА 3. Методологические аспекты создания системы стратегического управления развитием высшей школы
    • 3. 1. Структура и элементный состав системы стратегического управления развитием высшей школы
    • 3. 2. Оценка результативности и эффективности системы стратегического управления развитием высшей школы в регионе
    • 3. 3. Модель финансирования высшего образования в республиках -субъектах Российской Федерации
  • ГЛАВА 4. Прогнозирование и стратегическое планирование экономического развития высшей школы
    • 4. 1. Социально-экономические тенденции и прогнозирование развития высшего образования в субъектах Российской Федерации
    • 4. 2. Формирование стратегического плана развития высшего образования в регионе

Стратегия управления развитием высшего образования в республиках-субъектах Российской Федерации (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В условиях реформирования российской экономики возникает необходимость создания принципиально новой структуры системы управления на всех уровнях национальной экономики, сбалансированности социально-экономического развития процесса образования на всех его ступенях и, в первую очередь высшего, на федеральном, региональном (республиканском) уровнях управления высшей школой, а также отдельно взятого высшего учебного заведения.

Подъем эффективности национальной экономики непосредственно зависит от степени использования интеллектуального потенциала, образовательно-квалификационного, профессионального уровня выпускников высшей школы. Их развитие, в свою очередь, зависит от качества образования, непрерывности обновления знаний, от наличия необходимых и достаточных видов ресурсного обеспечения образовательного процесса, действующих систем управления высшей школой.

Формирование стратегии управления развитием высшей школы республик-субъектов Российской Федерации связано со следующими трудностями. Во-первых, отсутствует необходимая нормативная база, регулирующая развитие высшей школы республик. Во-вторых, имеется неравномерный и значительный разброс показателей уровня образования населения по республикам, прежде всего, среди республикообразующих народов. В-третьих, планируется и поддерживается низкий уровень финансирования государственных высших учебных заведений и недостаточное ресурсное обеспечение деятельности государственных вузов. Наконец, нет системного подхода и координирующего центра по управлению высшей школой республик-субъектов Российской Федерации.

Одним из условий рационального управления развитием государственной высшей школы республик-субъектов Российской Федерации является повышение научной обоснованности эффективного функционирования многопрофильной, сложной социально-экономической системы образования, стержнем которой является высшее профессиональное образование. Управление развитием высшего образования в республиках характеризуется: отсутствием системности и учета тактического и стратегического взаимодействия между высшими учебными заведениями республикнедооценкой создания равных условий и равной доступности для приобретения качественного образования всеми гражданами независимо от национальной принадлежности и места проживания. Ограниченное бюджетное финансирование государственной высшей школы республик-субъектов Российской Федерации приводит к снижению качества образовательных услуг и поиску нетрадиционных источников финансирования, при котором научно необоснованная коммерциализация может привести к усилению негативных явлений.

Стратегия управления развитием высшей школы республик-субъектов Российской Федерации требует оригинальных разработок, ориентированных к российским условиям хозяйствования и направленных на удовлетворение потребностей всех социальных групп и слоев населения республик. Это направление обеспечено научными исследованиями в области системного анализа, стратегического планирования и управления, которые нашли отражение в известных научных работах ведущих отечественных и зарубежных специалистов.

Актуальность решения задач стратегии управления развитием высшей школы в республиках-субъектах Российской Федерации особенно возрастает в процессе формирования Национальной доктрины образования в Российской Федерацииреализации основных положений программ развития образования в республикахвыбора стратегических направлений реформирования системы образования и функционирования национальной экономики в условиях выхода ее из кризисаперехода к информационному обществуразработки критериев оценки его качества и эффективностиориентации на персонифицированное бюджетное финансирование.

В качестве основных теоретических и методологических положений, обосновывающих необходимость стратегического управления высшим профессиональным образованием в республиках, в диссертационной работе выдвигаются:

• определение стратегических подходов опережающего управления образовательным процессом высшей школы в условиях повышенной нестабильности и неопределенности действия факторов внешней среды;

• формирование обобщающих и функциональных стратегий, адекватно реагирующих на изменения внешней и внутренней среды высшей школы республик в процессе достижения поставленных стратегических ориентиров результативности;

• сравнительный анализ действующих отечественных и зарубежных механизмов управления высшей школой, размеров государственного инвестирования денежных средств, тенденций развития рынка высших образовательных услуг;

• разработка концепции стратегического управления высшей школой республик, ориентированной на повышение гуманизации образования, построение образовательного мультивариативного процесса, имеющего специализации, но обладающего общей гуманитарно-культурологической базой;

• обоснование направлений экономико-организационного совершенствования механизма управления высшим профессиональным образованием в республиках-субъектах Российской Федерации.

В настоящее время отсутствует необходимый уровень обоснованности функционального и морфологического описания состава и взаимодействия элементов системы стратегического управления высшей школой республик. Нет критериев и показателей эффективности функционирования, целевой ориентации, имеющей основой достоверную информацию с заданными характеристиками точности и результативности воздействия системы стратегического управления на деятельность высшей школы республик-субъектов Российской Федерации. Не выработаны общие и частные оценки, требования и принципы рационального функционирования системы стратегического управления, что объясняется недостаточными с точки зрения полноты и завершенности исследованиями эффективности функционирования вуза. Не всегда обосновано текущее, перспективное и стратегическое управление социально-экономическим развитием высшей школы республик для обеспечения ими оптимальных условий образовательного процесса, интенсификации потребления интеллектуальных, материально-технических, финансовых и информационных ресурсов.

В связи с этим все более актуальными в научных исследованиях и в практическом использовании становятся методологические принципы создания и эффективного использования системы и механизма стратегического управления высшей школой республик, выступающих комплексным инструментом воздействия на образовательный процесс высшей школы, объединяющего стратегические и долгосрочные цели образовательного, экономического, финансового, социального, структурно-организационного характера, методы, способы, функции, меры и стратегии управления.

Предлагаемые автором механизм и система взаимодействующих элементов стратегического управления развитием высшей школы, аналитическая модель финансирования, а также стратегический план развития высшего образования в республиках — субъектах Российской Федерации предоставляют следующие возможности федеральным, региональным и местным органам управления высшими учебными заведениями на текущий, перспективный и стратегический периоды:

— определять наиболее приемлемые в экономико-организационном отношении стратегические направления деятельности учебных заведений высшего образования;

— формировать рациональные экономический и организационно-распорядительный механизмы управления высшей школой, обеспечения образовательного процесса финансовыми, интеллектуальными, материально-техническими и информационными ресурсами;

— повышать уровень качества подготовки специалистов, оперативно регулировать набор специальностей, отражающих территориальные и общемировые тенденции;

— осуществлять переход в образовательном процессе к университету нового постпросветительского типа, его системе управления;

— поддерживать оптимальные взаимодействия основных стратегий развития образовательного процесса;

— развивать многоканальное и многоуровневое финансирование;

— модернизировать материально-техническую базу с целью возрастания уровня конкурентоспособности и качества учебного процесса;

— совершенствовать организационную структуру системы управления, содержание и технологию принятия управленческих решений;

— повышать оперативность воздействий на отклонения от намеченных ориентиров социально-экономической результативности стратегического плана развития высшей школы республик;

— увеличивать заинтересованность учреждений высшего профессионального образования создавать и реализовывать инновации в образовательном процессе.

Актуальность темы

диссертации, практическая потребность национальной экономики, федеральных, региональных и местных органов управления учреждениями высшего профессионального образования республик-субъектов Российской Федерации определили цели, задачи и предмет данного диссертационного исследования.

Главная цель диссертационного исследования состоит в решении крупной научной проблемы — разработать экономико-организационные основы теории стратегического управления развитием высшей школы в республиках-субъектах Российской Федерации, направления ее реформирования и повышения результативности деятельности в текущем, перспективном и стратегическом периодах.

В соответствии с главной целью в диссертации сформулированы, поставлены и обоснованы следующие задачи:

• исследовать и научно обосновать сущностные основы, роль стратегии, особенности развития и управления высшим образованием в республиках-субъектах Российской Федерации;

• для региональных систем управления высшим образованием, обладающих высокими трудовыми, интеллектуальными, инновационными, информационными, материально-техническими ресурсными потенциалами, сформировать методологические положения по разработке функциональных и обеспечивающих стратегий, установлению стратегических направлений, оценке критерия многовариантных стратегических целей развития высшего учебного заведения субъекта Российской Федерации;

• провести сравнительный анализ организационно-распорядительных, экономических и социально-психологических отечественных и зарубежных механизмов управления в сфере оказания высших образовательных услуг и определить направления рационализации механизма управления высшим образованием в республиках России;

• разработать концептуальные положения стратегического развития системы высшего профессионального образования в республиках Российской Федерации, направленные на создание единого культурно-образовательного пространства;

• определить элементный состав, целевую ориентацию, многофункциональные стратегические цели и структуру системы стратегического управления высшей школой;

• сформировать и обосновать комплексную аналитическую модель эффективности функционирования системы стратегического управления высшей школой в регионе, обеспечиваемую большим объемом исходной информации о состояниях элементов внешней и внутренней сред, влияющих на достижение устанавливаемых вузом стратегических ориентиров результативности;

• создать аналитическую модель нормативного разноуровневого и многоканального финансирования учреждений высшей школы региона в стратегическом периоде их социально-экономического развития;

• установить и проанализировать ретроспективные и действующие тенденции социально-экономического развития региональной высшей школы, экономико-математическими и экспертными методами получить прогностические оценки деятельности региональных учреждений высшей школы на среднесрочный период времени;

• определить этапы, раскрыть содержание и последовательность формирования и реализации разделов стратегического плана развития высшего учебного заведения субъекта Российской Федерации.

Предметом исследования выступают методологические и методические проблемы стратегии управления развитием высшей школы республик.

Объектами исследования являются системы высшего образования республик-субъектов Российской Федерации, их профессиональные образовательные учреждения, механизмы и системы управления деятельностью и развитием высших учебных заведений, ресурсные потенциалы оказания высших образовательных услуг, образовательные учреждения и организации.

Выбор данных объектов исследования продиктован необходимостью проведения системного анализа взаимодействия элементов системы стратегического управления, научного обоснования реальных возможностей достижения стратегических ориентиров результативности социально-экономического, образовательно-инновационного развития высшей школы субъектов Российской Федерации.

Методологической основой диссертационной работы, поставленных и решаемых в ней проблем явились новейшие работы в области стратегического управления, планирования развития учреждений социальной сферы, организационно-правовых структур материальной сферы российских и зарубежных ученых-экономистов, организаторов образовательного процесса, законы Российской Федерации «Об образовании», «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», проект Национальной доктрины образования в Российской Федерации, федеральные и региональные программы развития образовательных систем, а также инструкции, положения и информационные материалы о реформировании высшего образования в Российской Федерации, ее республиках.

В диссертации использованы и такие общенаучные методы исследования, как анализ и синтез, математико-статистические, логико-вербальные, оптимальные, аналитические методы моделирования результативности взаимодействия элементов системы стратегического управления вузами региона, многоуровневого финансирования образовательного процесса высшей школы республик — субъектов Российской Федерации.

Выполненные в диссертации исследования базируются на достигнутом уровне экономической науки, опыта специалистов в области управления образовательным процессом высшего учебного заведения.

В диссертации использованы результаты исследований и практической деятельности автора в должности проректора Чувашского государственного университета, данные социально-экономического, учебно-образовательного развития университетов республик Российской Федерации, а также официальные материалы статистических органов, информационных справочников, Министерства образования России о структурных изменениях, динамике экономического и социального роста высших учебных заведений, использования их трудовых, материально-технических, финансовых и информационных ресурсов.

Научная новизна результатов исследований, выполненных автором, заключается в следующем:

•впервые поставлены, исследованы и научно обоснованы методологические положения о роли, стратегических целевых направлениях и особенностях развития опережающего управления высшим образованием в Российской Федерации как комплекса ресурсных составляющих, управленческих задач, методов, алгоритмов, мероприятий, ориентированных на своевременное предвидение изменений в образовательном процессе, на разработку и реализацию мер по достижению намеченных стратегических ориентиров результативности;

•разработаны и научно обоснованы концептуальные положения социально-экономического развития системы высшего образования республик Российской Федерации, направленные, с одной стороны, на укрепление экономического потенциала России, с другой — на обеспечение единого культурного и образовательного пространства на основе соблюдения принципов гуманизации образования, создания условий для свободного развития личности и плюрализма образования, развития национальных культур, учета религиозный традиций;

•на основе сравнительного анализа действующих российских и зарубежных экономических, организационно-распорядительных механизмов управления учреждениями высшего профессионального образования обоснованы экономико-организационные направления рационализации механизма управления высшим профессиональным образованием в республиках Российской Федерации в условиях функционирования интегрированных образовательных комплексов — университетских холдингов во главе с ведущим вузом республики;

•предложены методические подходы к формированию рациональной структуры, морфологического и функционального представления состава взаимодействующих элементов и целевой ориентации системы стратегического управления развитием высшего образования в республиках — субъектах Российской Федерации;

•разработаны теоретические основы формирования функциональных и обеспечивающих стратегий структурно-организационной, учебно-образовательной, маркетинговой, инновационной направленности;

•оценены критерии достижения многовариантных стратегических целей развития высшего учебного заведения;

•научно обоснованы и рекомендованы для использования методические подходы к оценке результативности и социально-экономической эффективности функционирования системы стратегического управления развитием высшего образования в республиках-субъектах Российской Федерации;

•разработана новая аналитическая модель поэтапного многоуровневого и многоканального финансирования учреждений высшей школы республик Российской Федерации в стратегическом периоде до 2025 года;

•определены, исследованы, проанализированы и перенесены ретроспективные тенденции социально-экономического развития высшей школы республик на среднесрочный прогнозируемый период с целью предупреждения и устранения действующих отрицательных тенденций;

•составлен и обоснован стратегический план социально-экономического развития высшего образования в Чувашской Республике на базе интегрированного университетского комплекса.

Практическая и научная значимость диссертационной работы заключается в том, что предлагаемые в ней решения методологических и методических проблем направлены на развитие экономико-организационных основ теории стратегии управления. Научные положения исследования имеют практическую значимость и могут быть использованы федеральными, региональными и местными органами управления, включая органы управления вуза, в преодолении негативных тенденций экономического, структурно-организационного, инновационного характера, достижения обоснованных и реальных стратегических ориентиров результативности развития учреждений высшего профессионального образования в республиках в стратегическом периоде.

Существенное практическое значение имеют полученные научные результаты в области создания механизма и системы стратегического управления высшей школы республик, их информационного обеспечения.

На практическую реализацию направлены и предлагаемые автором рекомендации и методические разработки по реформированию высшей школы республики, оценке результативности функционирования системы стратегического управления развитием высшей школы в республике, созданию аналитической модели поэтапного многоуровневого и многоканального финансирования образовательного процесса высшей школы республики.

Практическое значение имеют также полученные автором результаты анализа действующих тенденций социально-экономического развития, их переноса (прогнозирования) экспертными и экономико-математическими методами на средне-, долгосрочный периоды времени деятельности учреждений высшей профессиональной школы субъектов Российской Федерации, методические положения этапов формирования стратегического плана, его разделов.

Структура диссертации сформирована с учетом соблюдения логической последовательности и причинно-следственной взаимообусловленности факторов, экономических и социальных процессов развития региональной системы высшего образования, функционирования механизма и системы стратегического управления, достижения ожидаемых стратегических ориентиров результативности развития высшей школы в стратегическом периоде времени. Структура диссертации сформирована таким образом, чтобы в наибольшей степени отразить актуальные и малоисследованные проблемы по теме диссертации. Цели и задачи диссертационной работы определили ее последовательность изложения и объем. Диссертация состоит из введения, четырех глав, заключения и библиографии.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Стратегия управления развитием высшего образования в республикахсубъектах Российской Федерации органически объединяет оперативное и текущее управление с перспективным и стратегическим в целях обоснованного достижения реальных результатов экономической, образовательной, инновационной, социальной направленности на конкретном отрезке времени. Управленческие воздействия в средне-, долгосрочном периодах деятельности высшего учебного заведения, влияющие на его социально-экономическое развитие, возможны через предусматриваемые комплексные мероприятия различной направленности, развивающие или корректирующие сложившиеся в ретроспективе или в текущем времени тенденции развития региональной школы.

Стратегическое управление высшей школой является составной частью системы управления, функциональное предназначение которой состоит в том, чтобы в соответствии с принятой целевой ориентацией разработать и реализовать обобщающие и функциональные стратегии развития учреждения (их группы) высшего профессионального образования региона (республики Российской Федерации), устраняющие и предупреждающие негативные тенденции социально-экономического развития, определяющие приоритетное место высшего учебного заведения на рынках образовательных услуг и труда, позволяющие достигать высокой экономической, социальной и иной результативности развития в стратегическом периоде времени.

В диссертации разработаны теоретические положения стратегического управления развитием высшего образования в республиках России, концепция создания рационального механизма стратегического управления, обоснованы направления повышения эффективности функционирования механизма управления высшим образованием, формирования структуры и элементного состава системы стратегического управления, аналитических моделей оценки результативности системы стратегического управления, финансирования высшего образования в субъектах Российской Федерации, прогностических оценок и создания стратегического плана развития высшего образования в республиках, позволивших сделать следующие выводы:

• рациональность или эффективность функционирования системы управления образовательными процессами как на территории субъекта Российской Федерации, так и в отдельно взятом образовательном учреждении зависит от научно обоснованного формирования целей управления, структурного построения комплекса и отдельных групп целей, их количественной и качественной оценки, позволяющей планировать и программировать степень достижения поставленных целей по истечении заданного периода, а также зависит от наличия необходимых и достаточных видов обеспечения как процесса оказания образовательных услуг, так и процессов управления;

• оценкой результативности деятельности систем управления как отличительного признака долгосрочного управления служит показатель доходности, а для стратегического управления таким показателем является точность предвидения изменений, ожидаемых во внешней среде и время адаптации системы управления к этим изменениям, а также необходимый уровень качества товаров и образовательных услуг;

• эффективность функционирования систем управления зависит от достоверности прогнозов и степени интерактивности системы управления, обусловленной наличием такой сферы управленческой деятельности, которая позволяет сделать анализ развития элементов внешней среды, выявить тенденции и прогнозировать качественные и количественные характеристики, а также степень влияния этих характеристик на выработку и принятие управленческих решений, способствующих развитию или стабилизации процесса оказания образовательных услуг в конкретной республике или в другом территориально-национальном доменеуправление, в том числе и стратегическое, — это перевод управляемой системы (объекта управления) в новое заранее заданное (запрограммированное, запланированное) состояние с помощью информационного воздействия в виде управленческих решений управляющей системы (субъекта управления), характеризуемых качественными и количественными составляющими этого процессаналичие системы опережающего управления является наиболее рациональным фактором, позволяющим определить оптимальный показатель результативности на основе разработки баланса экономических, социальных и иных интересов между затратами на потребление ресурсов и степенью удовлетворения потребностей, которые должны быть спрогнозированы заранеесистема опережающего управления, основанная на стратегическом подходе, является технологией эффективного управления образовательным процессом в условиях повышенной нестабильности и неопределенности действия факторов внешней среды на систему управления образовательными процессамистратегическое управление можно представить как комплекс ресурсных составляющих, управленческих задач, методов, алгоритмов, процедур и мероприятий, ориентированных на своевременное предвидение изменений как внутренних, так и внешних факторов воздействия, и динамики их развития не только на перспективу, но и в ближайшем будущем, позволяющих разработать управляющие воздействия по предупреждению и локализации отрицательных тенденций, изменению направлений и интенсивности развития положительных тенденций, способствующих достижению главной перепективной цели функционирования, включающей в себя внешнюю и внутреннюю составляющие;

• основные параметры достижения внешней составляющей стратегической главной цели характеризует степень конкурентоспособности услуги на рынке образовательных услуг, а также всего образовательного учреждения, имеющего комплекс различных услуг, доминирующих и дополнительных, включая и подготовку специалистов на базе первого высшего образования в целях получения второго высшего образования;

• основные показатели достижения целей высших уровней иерархической совокупности, представленной в виде модели целевой ориентации системы управления образованием на территории республики Российской Федерации, согласно принципам, правилам построения этой модели, не только позволяют сформулировать цели нижестоящих уровней иерархии, но и ориентируют на создание и реализацию этих стратегических направлений как минимального количества из перечня необходимых или достаточных;

• стадия жизненного цикла всей сферы оказания образовательных услуг, представленных в виде рынка образовательных услуг, включающих и высшее профессиональное образование, как классификационный признак разделения стратегических целей, характеризуется перечнем показателей, к которым следует отнести: тип рыночной конкуренции на территории не только отдельной республики, но и всей Российской Федерации в целомемкость рынка потребителей образовательных услуг, включающая реальный и потенциальный спростемпы и тенденции изменения как реального, так и потенциального спроса на высшие образовательные услуги, обусловленные тенденциями и перспективами изменения элементов внешней макрои микросреды;

• в качестве дифференцированных и принципиальных основ формирования стратегических целей на уровне республики следует рассматривать такие задачи образования, которые направлены на достижение морально-нравственных устоев общества, характеризуемых гражданственностью, трудолюбием, уважением к правам и свободам человека, любовью к окружающей среде, родине, семье, защитой и развитием национальных культур, религиозных, культурных традиций и особенностей;

• стратегическая ориентация управления высшим учебным заведением должна учитывать темпы роста качества оказываемых образовательных услуг, перечень и свойства высших образовательных услуг, а также адекватность реакции контактных аудиторий на изменения ценовой политики, на комплекс мероприятий по связям с широкой аудиторией, на рекламную и иную деятельность по продвижению образовательной услуги на специализированный рынок, по формированию специалиста в виде конечного продукта;

• высокий уровень стратегического управления позволяет достичь поставленных перспективных целейповысить уровень конкурентоспособности как каждого отдельного учебного заведения, так и всей их совокупности на территории республики по сравнению с соседними федеральными субъектамиусилить позиции учебного заведения на рынке образовательных услуг в отдельности и укрепить позиции системы высшего профессионального образования республики, а также на всей территории Российской Федерацииобеспечить наиболее полное удовлетворение потребностей целевых рынков потребителей высших образовательных услугдобиться повышения уровня востребованности специалистов с высшим профессиональным образованием;

• нормированию долей и пропорций должны подлежать все виды ресурсного обеспечения высшего учебного заведения как самого процесса оказания образовательных услуг, так и системы управления этим процессом в целом, а также уровни качества оказываемых образовательных услуг, требований к критериям оценки деятельности образовательного учреждения и к процедуре установления этих критериев, использующей методы экспертных оценок для аттестации, лицензирования, а затем и дальнейшей аккредитации высших учебных заведений;

• к функциональным стратегиям можно отнести те направления деятельности высшего учебного заведения, которые позволяют повысить качественный уровень оказания образовательных услуг, расширить ассортиментный ряд и диверсифицировать виды услуг, в конечном итоге повысить уровень конкурентоспособности высшего учебного заведения;

• принадлежность к основным функциональным стратегиям обусловливается вероятностной реализацией и реальностью поставленных целей, отражающих развитие направлений деятельности учебного заведения в процессе оказания образовательных услуг на базе введения новых специальностейспециализаций в границах одной специальностиподготовки специалистов с высшим образованием для получения второго высшего образованияподготовки специалистов по двум смежным специальностям в виде организации параллельного обучения за то же время с целью выдачи двух дипломов о высшем образованиирасширения довузовской подготовки посредством специализированных курсов, отделенийрасширения сети очного, очно-заочного (вечернего) и заочного обучения исходя из создания сети филиалов, учебно-консультационных пунктов, научно-образовательных центров, внедрения дистансного (дистанционного) обучениярасширения сети послевузовской подготовки путем повышения квалификации через аспирантуру, докторантурувовлечения в международный процесс обучения студентов путем обмена студентамисоздания систем, позволяющих подготовить специалистов по деловому администрированию в различных отраслях и сферах производства и обслуживания, имеющих специальные знания в той отрасли и сфере, в которой они желают получить навыки и подготовку как менеджерырасширение сферы оказания услуг по дополнительному образованию как студентов, так и школьников, а также населения через кружки по интересам, студии, школы, клубы, курсы по эстетическому, компьютерному, искусствоведческому, экологическому, социальному, психологическому, иному дополнительному образованию- • к классу вспомогательных функциональных стратегий можно отнести комплексы организационных мероприятий: расширение научных исследований и разработок, проводимых вузомпроведение маркетинговых исследований и формирование планов и программ, позволяющих выявить и оценить потребности и емкости рынков потребителей услуг, повысить спрос на образовательные услуги, провести сегментирование потребителей и позиционирование вуза на рынке, выявить конкурентов и оценить уровень конкурентоспособности, сформировать привлекательный образ вуза и установить связи с общественностью, привлечь посредников к продвижению услуги на рынок, установить каналы сбыта как основных, так и вспомогательных услуг, а также определить потребности в специалистах работодателей, привлекающих на работу выпускников вузасоздание учебно-методической базыпроведение собственных учебно-методических разработок и их издание;

• к классу управленческих стратегий следует отнести мероприятия, входящие в стратегии, по совершенствованию таких методов, как экономические, организационно-распорядительные, социально-психологическиевнедрению новых для данной системы управления функций управления, которые ранее не выделялись или не имели теоретического обоснования (к ним, например, можно отнести такие функции, как прогнозирование, активация, программирование, нормирование) — разработке рациональных структур управления, позволяющих реализовать сформированные основные, вспомогательные, обеспечивающие и собственно управленческие стратегии;

• к обеспечивающим стратегиям можно отнести такие классы, как ресурсные стратегии, обеспечивающие процесс принятия управленческих решений, а также основной процесс оказания образовательных услугсбытовые стратегии, направленные на трудоустройство выпускников высшего учебного заведенияраспространение учебно-методической литературы и результатов научно-исследовательских и маркетинговых разработок и исследованийинновационные стратегии, ориентированные на внедрение передовых технологий, учебно-методических подходов к обучению, к процессу управления вузом, а также позволяющих повысить качество как самих управленческих процессов, так и их конечных результатов, а вместе с нимии конкурентоспособность высшего учебного заведения, его выпускников;

• к особенностям развития систем образования в настоящий период следует отнести: усиление интеграции систем образования в международный процесс, предъявляющий единые требования к качеству образовательных услуг, набору дисциплин, к уровню научного, методического и информационного обеспечения независимо от страны, в которой эти услуги предоставляютсявнедрение новых информационных технологий, позволяющих изменить традиционные формы обучения и перейти к интерактивным системам дистанционного обучения, позволяющих разделить процесс оказания и получения услуги в пространстве и во времени, используя средства электронной почты, связи Интернет, режим конференцийвозрастание роли антропологического аспекта обучения, который проявляется как направление, противоположное общемировым неиндивидуали-зированным формам обучения и учитывающее особенности конкретной личности обучающегося, его интеллектуальный уровень, психометрические, дидактические, когнитивные и иные свойства индивидуального потребителя образовательных услугувеличение времени для получения образовательной услуги, связанного с расширением границ возраста индивидуумов как в меньшую, так и в большую сторону, поскольку довузовскую подготовку получает (или стремится получить) все большее количество школьников, студентов колледжей и гимназий, лицеев, ориентирующихся на продолжение обучения в конкретном высшем учебном заведениижелание все большего количества выпускников других высших учебных заведений по истечении ряда лет изменить профессию, получить теоретические знания и навыки по таким наиболее востребованным на рынках труда специальностям, как экономист, финансист, менеджер, имеющих навыки работ на персональном компьютере, а также языковую подготовкурасширение ассортимента образовательных услуг, оказываемых высшим учебным заведением, возможность получения второго высшего образования в более сокращенные сроки обучения, чем получение первого образования, либо параллельно обучению по выбранной специальности (например, экономист-менеджер может получить второй диплом юриста, переводчика) — усиление различий в демографическом, культурном, экономическом и природном развитии территорий, позволяющее выделить национально-территориальные особенности функционирования систем образования;

• положение в сфере высшего профессионального образования по национально-территориальным образованиям, к которым относятся и республики в составе Российской Федерации, имеющие свои университеты, свидетельствует о том, что перед системами управления высшим профессиональным образованием всех уровней стоят проблемы и, соответственно, цели, достижение которых должно быть связано с ориентирами высокой результативности;

• основными механизмами управления в сфере образовательных услуг служат такие из них, как: организационно-распорядительный, включающий методы нормативно-правового и распорядительного регулированияэкономический, характеризуемый методами материального стимулирования как коллективной деятельности профессорско-преподавательского состава, так и индивидуальной каждого преподавателя и сотрудникасоциально-психологический, осуществляемый методами акмеологического и психологического воздействия, которые, в свою очередь, способствуют достижению поставленных научных целей, повышению квалификации, росту количества ученых степеней и объемов научных знаний;

• сравнительный анализ механизмов и систем управления высшим образованием в различных странах свидетельствует о том, что их основными результативными и отличительными характеристиками являются: организационно-правовая форма, определяющая степень применения организационно-распорядительного механизма управления высшей школойуровень бюджетного финансированияполнота обеспеченности всеми видами ресурсов, необходимых для образовательного процессауровень коммерциализации образовательной деятельностиобъемы научных исследованийдиапазон развития личности и удовлетворения ее индивидуальных потребностей, интересов государства, групп населениясуществующий механизм управления высшим профессиональным образованием не позволяет высшим учебным заведениям проявить свои специфические особенности в подготовке специалистов, реально учитывать требования рынков труда не только в текущем периоде, но и в расчете на перспективу при подготовке специалистов по тем специальностям, которые еще не внесены в государственный стандарт, но потребность в которых формируется и имеет тенденцию к ростув России отсутствуют отлаженные и четко регламентированные экономические механизмы обеспечения образовательного процесса государственных высших учебных заведений не только финансовыми, материальными ресурсами, но и учебно-методическими материалами, наглядными пособиями, учебной литературой, лабораторным оборудованием, электронно-вычислительной техникой, спортивно-оздоровительными сооружениямиконцепция развития системы высшего профессионального образования в Российской Федерации в целом и на территории ее доменов — субъектов федерального государства — может быть сформирована как часть всей образовательной концепции, призванной сформировать и развивать единое культурное и образовательное пространство на основе использования принципов соблюдения общечеловеческих ценностей, обеспечения безопасности жизни и сохранения здоровья человека, создания условий для свободного развития личности и плюрализма образованияконцепция стратегического управления должна быть ориентирована на повышение уровня конкурентоспособности высших учебных заведений региона по сравнению с негосударственными образовательными учреждениями на той же территориигосударственными и негосударственными образовательными учреждениями на сопредельных территориях, а также в таких культурно-образовательных центрах России, как Москва и Санкт-Петербургстратегической целью развития образовательных систем во всем мире должно являться достижение универсальности в новой форме, содержание которой заключается в наиболее полном присутствии человека в реальном мире, его различных средах и сферах деятельности, в способности человека адекватно и своевременно ориентироваться в пространстве мирового опыта, целенаправленно ставить и реализовывать комплексы мероприятий с учетом ожидаемых изменений внешней среды и необходимости предотвращения и разрешения конфликтных ситуацийстратегической целью системы управления, как основы всей концепции управления, является необходимость построения образовательного мультивариативного процесса, имеющего специализации, но обладающего общей гуманитарно-культурологической базой интегрированного знания о мире и человеке в этом миреосновными концептуальными и стратегическими направлениями деятельности системы управления должны быть выбраны те, которые позволят стабилизировать и развить положение гуманитарных наук, формирующих широту кругозора, гибкость мышления, гражданственность, духовность, а также улучшить статус естественнонаучных, математических и технических дисциплин как основы формирования современного научного мировоззренияцелью развития системы управления является не увеличение учебной нагрузки студента, а переструктурирование учебных программ теоретической подготовки с целью формирования мировоззренческой позиции будущего специалиста, входящей в единый комплекс, наряду с научной, эстетической, этической, правовой, политической и религиозной позициями, на основе применения принципов многовариантности образовательных программ, альтернативности при выборе дисциплин, непрерывности содержательно-познавательной схемы изучения дисциплин;

• система управления на уровне республики должна обеспечить главные концептуальные условия — осуществление перехода к университету нового постпросветительского типа, являющегося доминирующим этапом развития универсума, его системы управления и одновременно повысить уровень конкурентоспособности всей системы высшего профессионального образования на территории республики;

• высшее профессиональное образование должно стать консолидирующим фактором в том случае, если отношение к нему будет основываться на балансе многообразных интересов государственных, общественных структур, личности, самих вузов, если государственная политика в этой сфере будет иметь механизмы управления, которые позволят согласовывать направления деятельности вузов с реальными условиями развития социально-эконо-мических и иных отношений, с объективными потребностями республики в подготовке кадров;

• принципы бюджетного планирования деятельности структурных подразделений и всего вуза необходимо внедрять в целях строгой экономии финансовых ресурсов, контроля затрат на оказание образовательных услуг, вспомогательных, обслуживающих и иных процессов и сфер управленческой деятельности, повышения научной обоснованности и точности плановых показателей, а также гибкости и адаптивности системы управления к изменяющимся условиям внешней среды;

• рационализация всей организационной структуры управления вузом с выделением финансовой подсистемы, включающей центры финансового учета, процессы финансового и бюджетного планирования определяют реальные возможности высшей школы не только решать сложные задачи самофинансирования в условиях существенных снижений поступлений государственных финансовый средств на образовательные нужды, но и развивать многоканальное финансирование, материально-техническую базу с целью повышения уровня конкурентоспособности и качества учебного процесса в соответствии с мировыми стандартами;

• интеграция систем стратегического управления процессами оказания высших образовательных услуг в границах Чувашской Республики позволит повысить эффективность ресурсопотребления на стадиях создания информационных систем более высокого ранга и получения мультивариативности стратегических решений за счет объединения вычислительных возможностей различных вузовских систем управления, разработки единых принципов, методик поиска и получения необходимой информации, сокращения необоснованного и ненужного дублирования первой стадии процесса управления в вузах, поскольку информация поступает из одних и тех же источников для всех государственных высших профессиональных образовательных учреждений;

• в функциональное описание состава элементов системы стратегического управления высшим учебным заведением региона следует включить: элементы внешней маркетинговой макросреды демографического, политического, экономического, научно-технического, природного и культурного характераэлементы микросреды, к которым можно отнести организационно-правовые структуры, влияющие на деятельность высшей школы на международном, межрегиональном и региональном уровнях и разделяющиеся на поставщиков ресурсов, конкурентов, посредников, потребителей высших образовательных услуг и на контактные аудиторииперечень и характеристику источников информации во внешней макросредеисточники и параметры информации внешней микросредысостав и уровни качества информации, получаемой из каждого источниказатраты на получение информации из каждого источникаобоснование необходимости получения информации из каждого источникастепень и частоту использования информации в процессе решения стратегических задачвозможность разделения ответственности и затрат на получение информации между вузами, входящими в интегрированную систему стратегического управления высшей школой в Чувашской Республикесистему информационного обмена между органами управления вузов, расположенных на других территориях и в других регионахобоснование необходимости информационного обмена с вышестоящими органами управления системой высшего профессионального образования на международном, федеральном, окружном и республиканском уровнях управления высшими учебными заведениями- • степень обоснованности системы управления, как полагает автор, должна повышаться, если методы и модели, применяемые для получения, обработки и выдачи информации, объективно отражают содержание процессов, протекающих во внешней макрои микросредах на территории не только субъекта — республики, но и всей Российской Федерации в целом, а также учитывают содержание внутренних процессов в системе стратегического управления высшим учебным заведением, что позволяет выявить и оценить влияние информационных связей между множеством взаимозависимых процессов постановки, формулирования и реализации стратегических целей;

• система стратегического управления региональной высшей школой должна создать условия для аккумулирования опыта деятельности органов управления, выявления закономерностей в процессах управления, фиксации этого опыта в формализованном виде, например, в форме: алгоритмов переработки исходной информации о состоянии внешней среды в параметры стратегического управления высшим профессиональных образованиемправил и алгоритмов принятия рациональных решений;

• оценка эффективности функционирования системы стратегического управления вузом региона может быть выражена уровнем роста таких основных показателей, характеризующих эффективность деятельности всей управляющей системы в целом в зависимости от воздействий стратегического управления, как оперативность, обоснованность и непрерывность функционирования органов управления высшим профессиональным образованием региона;

• создание рациональной модели финансирования высшего профессионального образования в регионе взаимосвязано с решением таких перспективных задач, как превращение высших учебных заведений в центры образования, культуры, науки и новых технологийинтеграция образования, науки и производства, включая объединение научных исследований с образовательным процессоминтеграция российской системы образования и мировой образовательной системы с учетом отечественного опыта и традиций, имеющихся в образовательном пространстве территорий, дифференцированных по своему национально-культурному содержанию;

• финансовые средства должны выделяться по нормативному методу, поскольку на стратегический период предусматривается обеспечить бесплатным высшим профессиональным образованием половину выпускников со средним (полным) общим, начальным и средним профессиональным образованием;

• в формализованную модель финансирования вузов должны включаться численность студентов, обучающихся в планируемом календарном (учебном) году, а также такие нормативные коэффициенты, как соотношение количества студентов и профессорско-преподавательского составаначисления на оплату трудаобеспеченность студентов дневной формы обучения стипендиямидоля студентов дневного обучения во всем контингенте студентовудельный вес бюджетов различных уровней — федерального, субъектного, местного, локального и внебюджетного фондов в общем объеме финансирования вуза как источников финансовых средств для социально-экономического развития высшего профессионального образовательного учреждениянормативные доли, определенные Национальной доктриной образования по этапам ее реализации и ограничивающие объемы финансирования из бюджетов всех уровней, а также из федерального бюджета и из внебюджетных фондов;

• сложившиеся тенденции функционирования образовательной системы свидетельствуют как о положительных изменениях, количественном и качественном росте результативных (образовательных, экономических, инновационных, финансовых) показателей функционирования систем высшего образования, так и отражением развивающихся негативных процессов, связанных с недостаточно рационализированным взаимодействием основных элементов системы, следствием которого может быть снижающийся уровень пропорционального распределения государственных финансовых ресурсов, в свою очередь, ведущий к нарушениям равновесности между спросом на рынке труда специалистов с высшим образованием и предложением на сегменте рынка оказания образовательных услуг в высшей школеснижением уровня качества подготовки специалистов и оказываемых услуг в процессе удовлетворения потребности личности в углублении и расширении образования на базе (полного) общего, среднего профессионального образования;

• оптимистический сценарий прогноза социально-экономического развития системы высшего образования должен базироваться как на доступности высшего образования для различных социальных слоев населения и жителей административно-территориальных образований Российской Федерации (регионов) в сочетании с расширением свободы выбора студентами способов получения образования и его содержания, так и на осуществлении необходимых структурных сдвигов в высшей школе при условии тесной коррелированности их с требованиями рынка труда на текущий, перспективный и стратегический периоды времени, на обеспечении высокого качества оказания образовательных услуг, достижения непрерывности образовательного процесса;

• создание университетских профильных объединений (комплексов) из определенного числа средних специальных учебных заведений в рамках действующих университетов, академий региона при сохранении их организационно-правового статуса, а при необходимостипревращения средних профессиональных образовательных учреждений в подразделения (филиалы) университета, академии, на наш взгляд, необходимо в тех случаях и в тех регионах, в которых повышение уровня доступности поступления в высшее учебное заведение (университет, академию) должно сочетаться с растущим спросом на специалистов среднего и высшего звена, удовлетворение в которых на высокой профессиональной основе для многоотраслевого территориального хозяйства региона возможно в рамках университетского интегранта (комплекса) исходя из требований рынка труда;

• оптимистичность прогностического сценария развития в среднесрочном и стратегическом периодах региональной высшей школы может быть существенно повышена за счет разработки и комплексных, в финансовом отношении обеспеченных, мероприятий по созданию и эффективному использованию информационных сетей, новых образовательных технологий, сохранению и развитию национальной культуры, языка, гибкому реагированию на рыночный спросадресной подготовки необходимого контингента специалистовоперативной подготовки и аттестации научно-педагогических кадров на базе выполняемых ими научно-исследовательских разработокприменения системы открытого образования, позволяющего на базе информационных и коммуникационных технологий, спутниковой и оптической связи, Интернета совмещать практическую профессиональную деятельность и учебу, а также дистанционного обучения, в основе которого положены технологии мировой информационной сетирасширения объемов научных исследований в составе других видов деятельности высших учебных заведений;

• сложившиеся негативные и положительные тенденции социально-экономического развития системы высшего профессионального образования требуют реформирования высшей школы в регионах посредством принятия и реализации комплекса внешних мер со стороны федерального центра, региональных органов власти и управления, предпринимаемых внутренних мер со стороны руководства высших учебных заведений в целях приостановления и устранения действующих, предотвращения вновь появляющихся негативных тенденций в экономике, в управлении, в образовательном и научно-исследовательском процессах высших учебных заведений регионов, повышения объективности планирования их деятельности посредством построения прогностических моделей эвристическими, экономико-математическими методами, оценки прогноза которых должны: коррелироваться с действующими условиями развития национальных экономик Российской Федерации, ее регионов, отраслей социальной сферыотражать сложившиеся социально-экономические тенденции, перенесенные из ретроспективного периода функционирования системы высшего образования на среднесрочный периодспособствовать принятию обоснованных решений повышения эффективности развития региональной высшей школы и соответствия ее мировым стандартам;

• стратегическое планирование развития высших учебных заведений региона является основной и доминирующей функцией в системе управления высшей школой и наряду с текущим и перспективным (средне-, долгосрочным) планированием является завершающим видом системы планов, на объективной основе предусматривающего реализацию сформированных стратегий достижения намечаемых ориентиров результативности в условиях растущей неопределенности, непредсказуемости, инновационности изменений внешней и внутренней среды высшей школы;

• в качестве такого обобщающего показателя за конкретно установленный период развития отдельно взятого объекта высшей школы можно принять соотношение суммарного стоимостного объема оказываемых всех видов образовательных услуг и выполненных научно-исследовательских работ к контингенту обучающихся данного высшего учебного заведения и по заключенным договорам с другими организационно-правовыми структурами к производимым затратам на все виды деятельности;

• планирование стратегической направленности социально-экономического развития учреждений высшей школы региона, в отличие от текущего и перспективного планово-расчетного обоснования их деятельности, заключается не в корректировке сложившихся тенденций протекания образовательного и научно-исследовательского процессов посредством интенсификации использования или экстенсивного расширения применяемых ресурсов, а в формировании стратегий достижения намечаемых ориентиров социально-экономической результативности развития высшего учебного заведения в регионе на основе установления стратегической предназначенности (миссии), основной цели, анализа внешней и внутренней (макро и микро) сред, реализации функциональных стратегий в процессе осуществления текущего и перспективного планов высшего учебного заведения;

• стратегическое планирование деятельности и развития высшей школы в регионе, тесно взаимодействующее с текущим и перспективным планированием, решает задачи достижения намечаемых ориентиров результативности в условиях растущей неопределенности, непредсказуемости, инновационности изменений внешней и внутренней среды высшего профессионального образовательного учреждения при поэтапном осуществлении стратегического плана, его основных разделов, раскрывающих обоснования предназначенности (миссии) высшего учебного заведения (их группы) региона в стратегическом периоде, основной цели его деятельности и социально-экономического развитияанализ внешних и внутренних воздействий на текущую деятельность, развитие вуза в перспективном и стратегическом периодах времениформирование и меры по реализации обобщающих и функциональных стратегийсодержание процедур мониторинга и операций контроля за достижением стратегических ориентиров результативностикомплекс мер по корректировке направленности и совокупности стратегий развития высшей школыколичественные и качественные описания основных показателей социально-экономического развития вуза (их группы) региона в стратегическом периоде, их сравнение с аналогичными показателями перспективного плана.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Л.И., Алаев Э. Б., Амосов А. И. и др. Россия — 2015: оптимистический сценарий. — М.: Изд-во Института экономики РАН, 1999.
  2. Абт К.И., Форстер Р. Н. Методика составления сценариев. Руководство по научно-техническому прогнозированию. М.: Прогресс, 1977.
  3. Актуальные проблемы социально-экономического развития региона: Материалы всерос. науч.-практ. конф. Чебоксары: Волго-Вятский региональный центр «Ассоциация содействия вузам», 1998.
  4. И. Стратегическое управление. М.: Экономика, 1989.
  5. В. Управление научной и инновационной деятельностью в вузе // Вопросы совершенствования управления университетами. М., 1997. -Вып. 1. С.70−77.
  6. A.M. Формирование внебюджетных доходов в высших учебных заведениях в условиях перехода к рыночной экономике // Вестн. Мордов. ун-та. 1997. — № - С. 6−7.
  7. М.И., Шеремет А. Д. Теория экономического анализа: Учебник, 3-е изд., перераб. М.: Финансы и статистика, 1993.
  8. Г. В. Основные этапы развития высшего образования // Изв. СПбУЭФ. 1997. — № 4. — С. 57−67.
  9. Г. В., Беляков С. А., Виноградов Н. М. Экономика высшей школы: проблемы и перспективы. СПб.: Изд-во СПбУЭФ, 1996.
  10. Ю.Беляков С. А. Основные направления государственного регулирования в сфере высшего образования за рубежом. СПб.: Изд-во СПбУЭФ, 1996.
  11. П.Богданов С. С., Петров А. Н., Сигов В. И. Стратегия социально-экономического развития районных центров России. М.: Пресс-Сервис, 1997.
  12. О.И. Университетская наука современное состояние, проблемы, перспективы // Наука и образование Зауралья. — 1998. — № 1. — С. 19−24.
  13. П. А. Технология XXI века и российские университеты // Сети и системы связи. 1998. — № 3. — С. 84−86.
  14. А.Д. Организация научно-исследовательской деятельности в вузе в переходный период. СПб.: Изд-во СПбГЭУ, 1997.
  15. О.С. Стратегическое управление: Учебник. М.: Гардарика, 1998.
  16. О.С., Наумов А. И. Менеджмент: Учебник. 3-е изд. — М.: Гардарика, 1998.
  17. П.Владимиров В. Внебюджетная деятельность государственного вуза // Высшее образование в России. 1997. — № 2. — С. 25−33.
  18. В. Государственный вуз в рыночной экономике// Высшее образование в России. 1997. — № 4. — С. 6−13.
  19. А.А. Предпринимательская деятельность учреждений профессионального образования / НИИВО. М., 1996.
  20. А.А. Экономика высшего образования в новых условиях хозяйствования. М.: НИИ высшего образования, 1999.
  21. Высшее образование в России: очерк истории до 1917 года/ Под ред. В. Г. Кинелева. М.: НИИ ВО, 1995.
  22. В.А. Методологические и методические основы стратегического планирования региональной системы повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров. СПб.: Изд-во СПбУЭФ, 1997.
  23. . С. Философия образования для XXI века. М.: Совершенство, 1998.
  24. А.В. Университетское педагогическое образование: основные направления развития // Magister = Магистр. 1998. — № 5. — С. 11−22.
  25. Государственное устройство и народ. Диалог мировоззрений // Материалы международного симпозиума. Н. Новгород: Изд-во Волго-Вят. акад. гос. службы, 1997.
  26. С.А. Теория человеческого капитала: Учеб. пособие. СПб.: Изд-во СПбУЭФ, 1996.
  27. С.А. Экономика образования в условиях переходного периода. -СПб.: Изд-во СП6УЭФ, 1995.
  28. В .И. Реформы в России: 1985−1995 гг. М.: Союз, 1997.
  29. В.И. Экономика образования: проблемы и перспективы. М.: Центр социальных и экономических исследований, 1997.
  30. Л.Г. Высшее образование как важный фактор стабильного развития // Пути преодоления социально-экономического кризиса в регионах Российской Федерации: Материалы науч.-практ. конф. Чебоксары: Изд-во Чуваш, ун-та, 1998.
  31. Л.Г. Государственное регулирование высшего образования в республиках Российской Федерации // Региональная статистика: опыт, проблемы, задачи: Материалы межрегион, науч.-практ. конф. Чебоксары: Изд-во Чуваш, ун-та, 1998.
  32. Л.Г. Информационная система управления региональным (республиканским) университетом // Материалы III всерос. науч.-практ. конф. Чебоксары: Изд-во Чуваш, ун-та, 1999.
  33. Л.Г. Методы прогнозирования и информационное обеспечение стратегического управления высшей школой: региональный аспект. Чебоксары: Изд-во Чуваш, ун-та, 2000.
  34. Л.Г. Национальные университеты на пороге XXI века. Чебоксары: Изд-во Чуваш. ун-та, 1994.
  35. Л.Г. Стратегические приоритеты в развитии университетов республик субъектов Российской Федерации. — Чебоксары: Изд-во Чуваш, ун-та, 1998.
  36. Л.Г. Стратегическое управление высшим образованием в республиках России. СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 1999.
  37. Л.Г. Стратегическое управление развитием национальных университетов России // Вестник высшей школы. 1999. — № 2.
  38. Л.Г. Стратегия развития в системе управления высшей школой. -СПб.: ИСЭП РАН, 1998.
  39. Л.Г. Стратегия развития высшего образования в республиках Российской Федерации // И. Я. Яковлев и духовный мир современного многонационального общества: Тез. докл. науч. конф. Чебоксары: Изд-во Чуваш, ун-та, 1998.
  40. Л.Г. Финансирование вуза в условиях реформирования образования //Университеты и университетское образование: история, проблемы, перспективы: Тез. докл. регион, научн.-метод. конф. Чебоксары: Изд-во Чуваш, ун-та, 1997.
  41. Л.Г. Формирование концепции стратегического управления развитием высшего образования // Школа духовности. 2000. — № 2.
  42. Л.Г. Формирование стратегии развития высшего образования в республиках // Вестн. Чуваш, ун-та. 1998. — № 1−2. — С. 18−24.
  43. Л.Г. Формирование стратегий управления развитием высшего образования. СПб.: ИСЭП РАН, 1998.
  44. Л.Г. Экономика через деятельность системы высшего образования // Актуальные проблемы социально-экономического развития региона: Материалы всерос. науч.-практ. конф. Чебоксары: Волго-Вятский центр «Ассоциация содействия вузам», 1998.
  45. Л.Г., Абруков B.C., Кощеев И. Г. Проблемы моделирования систем управления качеством образования // Вестн. Чуваш, ун-та. 1999. -№ 1−2.
  46. Л.Г., Кураков Л. П. и др. Основные направления использования информационных технологий в Чувашском университете // Информатика и образование. 2000. — № 1.
  47. Л.Г., Маркиянова Е. Л. Особенности стратегии развития высшего образования в республиках субъектах Российской Федерации // Реформирование российской экономики: Материалы науч.-практ. конф. — М.: Пресс-Сервис, 1998.
  48. В.М. Компетенция, инициатива, ответственность // Высшее образование в России. 199 7. — № 3. — С. 5−11.50.3абелин П.В., Моисеева Н. К. Основы стратегического управления. Учебное пособие. М.: Маркетинг, 1998.
  49. В. Н., Григорьев Н. Ф. Непрерывное образование: сотрудничество вуза и школы. Чебоксары: Изд-во Чуваш, ун-та, 1998.
  50. Имени Демидова: Ярославский университет в его прошлом и настоящем/ Под науч. и общей ред. В.Т.Анискова- Ярослав, ун-т. Ярославль, 1995.
  51. Интеграция региональных систем образования: Тез. всерос. науч.-практ. конф. 16−18 мая 1995 года / Отв. ред. Н. П. Макаркин. Саранск: Изд-во Морд, ун-та, 1995.
  52. История управленческой мысли. Развитие концепций управления: вчера, сегодня, завтра: Первая междунар. конф. / Под ред. В. И. Маршева. М.: Изд-во Экономический факультет МГУ, ТЕИС, 1998.
  53. Г. В. Центр образования, науки и культуры (К 30-летию Чувашского государственного университета) // Высшее образование в России.1997.-№ 4.-С. 18−19.
  54. Н. Высшее образование в XXI веке // Новые знания. 1999. — №. 1. -С. 38−41.
  55. Ю.А. Инновации, интеллект, образование. М.: Изд-во МГУЛ, 1998.
  56. В.И. Гуманизация обучения в университете при многоуровневой системе образования // Вестн. Перм. ун-та = Perm. univ. herald. Унив. образование. 1996. — Вып. 3. — С. 28−35.
  57. В.Г. Объективная необходимость. История, проблемы и перспективы реформирования высшего образования России. М.: Республика, 1995.
  58. Г. Взаимодействие университета с промышленными компаниями // Вопросы совершенствования управления университетами. 1997. Вып. 1. -С. 19−25.
  59. Д.С. Реформа университетского социально-гуманитарного образования в современной России // Философия образования М., 1996. -С. 213−218.
  60. Ю.Я. Образовательный императив. М.: Изд-во Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 1998.
  61. Г. О неотложных мерах государственной поддержки российской науки // Международное сотрудничество. 1997. — № 2. — С. 7−14.
  62. Конституция Российской Федерации. М.: Известия, 1993.
  63. С. К проблеме культурного облика современного университета // Alma mater. М., 1998. — № 10. — С. 29−34.
  64. Н. Г. Иван Яковлев и его потомки. Чебоксары: Чуваш, кн. изд-во, 1998.
  65. А.Г. Основы инновационной экономики: Учеб. пособие. М.: Пресс-Сервис, 1998.
  66. И.Н. Подготовка специалистов в университете нового типа // Вестн. Ставрополь, ун-та. 1996. — № 1. — С.232−233.
  67. А. А., Левицкий М. Л. Методы и модели определения экономической эффективности народного образования. М.: Прометей, 1990.
  68. Л. П. Экономическая теория: Учеб. пособие. М.: Пресс-Сервис, 1998.
  69. Л. П., Ефремов Л. Г. и др. Развитие телекоммуникационно-информационных технологий Чувашской Республики. Чебоксары: Изд-во Чуваш, ун-та, 1998.
  70. Л. П., Кураков В. Л. Словарь-справочник по экономике. 2-е изд. -М.: Пресс-Сервис, 1998.
  71. Л.П. Проблемы реформирования российской экономики. Чебоксары: Волго-Вятский региональный центр «Ассоциация содействия вузам», 1997.
  72. Л.П. Проблемы управления высшей школой на современном этапе. М.: Республика, 1995.
  73. Л.П. Российская экономика: состояние и перспективы. М.: Логос, 1998.
  74. Л.П., Ефремов Л. Г. и др. Информационные ресурсы в высшей школе. Чебоксары: Изд-во Чуваш, ун-та, 1998.
  75. Л.П., Краснов А. Г., Назаров А. В. Экономика: инновационные подходы: Учеб. пособие. -М.: Гелиос, 1998.
  76. Л.П., Сергеенков В. Н., Кашурникова Г. Г., Ефремов Л. Г. Экономика и государство. Чебоксары: Изд-во Чуваш, ун-та, 1998.
  77. B.JI. Государственное регулирование социальной сферы // Пути преодоления социально-экономического кризиса в регионах Российской Федерации. Чебоксары: Изд-во Чуваш, ун-та, 1999.
  78. Л.П., Федоров Н. В. Состояние и перспективы развития экономики Чувашской Республики. М.: Пресс-Сервис, 1997.
  79. Н.С., Сабурова Л. А., Розин В. М. Социокультурные аспекты регионального развития университета. Ижевск: Изд-во Удм. ун-та, 1996.
  80. А. Образование: проблемы глобализации и региональность // Alma mater. 1997. — № 11. — С. 4−9.
  81. Г. И. Научно-методические основы разработки региональных программ развития образования // Финансирование образования как гарантия реализации прав граждан на образование. СПб., 1997.
  82. Г. В., Зинченко В. И., Ревушкин А. С. «Академический университет» как модель интеграции фундаментальной науки и элитарного образования // Изв. вузов. Физика. 1998. — Т. 41, № 9. — С. 3−7.
  83. Ф. Европейские университеты в контексте перемен XXI в. // Alma mater. 1998. — № 4. — С. 12−15.
  84. Н.П. Университетское образование на рубеже веков // Вестн. Морд, ун-та. 1997. — № 2/3. — С. 3−7.
  85. Е. На пороге XXI века // Высшее образование в России. -1998. -№ 4. С. 12−21.
  86. С. М. Казанский университет и просвещение народов Поволжья и Приуралья (XIX век). Казань: Изд-во Казан, ун-та, 1979.
  87. Л.Г. Эволюция форм подготовки специалистов за рубежом: (США, страны Зап. Европы, Япония). Науч.-аналит. обзор / РАН. ИНИОН. -М.: ИНИОН, 1996.
  88. В.А. Развитие интеграционных процессов в образовании стран СНГ // Педагогика. 1999. — № 1. — С. 85−89.
  89. А.В. Экономические проблемы взаимоотношений субъектов Российской Федерации. М.: Республика, 1996.
  90. Национальная доктрина образования в Российской Федерации (проект), М., 2000.
  91. A.M. Профессиональное образование России. Перспективы развития. М.: ИЦП НПО РАО, 1997.
  92. Об итогах работы системы образования в 1995 году и задачах развития отрасли на 1996 год (Отчетный доклад министра образования) // Вестник образования. 1996. — № 3. — С. 7−81.
  93. Об образовании: Закон Российской Федерации. 1992. № 3266−1 от 10 июля. -М.: ИНФРА-М, 1999.
  94. Образование в документах // Информ. бюл. 1996, 1997, 1998.
  95. О высшем и послевузовском профессиональном образовании: Закон Российской Федерации 1996. № 125-ФЗ от 22 августа.
  96. В.М. Региональное образование: организация, управление развитием. Тула: Приокское кн. изд-во, 1994.
  97. А.Н. Стратегические альянсы: теория и зарубежный опыт / Под ред. акад. Л. П. Куракова. М.: Пресс-Сервис, 1997.
  98. А.Н. Стратегическое планирование развития предприятия: Учебное пособие. СПб.: Изд-во СПбУЭФ, 1993.
  99. А.Н., Буренина Г. А., Климов С. М. Базовые модели стратегического планирования // Изв. СПбУЭФ. 1998. — № 2 (14). — С. 62−70.
  100. А.Н., Демидова Л. Г. и др. Основы стратегического планирования. СПб.: Знание, 1998.
  101. К. И. Интеграция высшего образования и фундаментальной науки как новый этап в научно-техническом развитии регионов // Регио-нология. 1997. -№ 2. — С. 182−186.
  102. Подготовка, повышение квалификации и аттестация научных и педагогических кадров: проблемы и направления развития // Сб. докл. междунар. семинара ученых и специалистов. М.: ВНИИТЭМР, 1991.
  103. Е.Н. Диверсификация источников финансирования в системе образования // Финансирование образования как гарантия реализации прав граждан на образование. СПб., 1997.
  104. Я.Д. О многоуровневой структуре университетского образования // Вестн. Перм. ун-та = Perm. univ. herald. Унив. образование. -1996.-Вып. 3.-С. 43−46.
  105. Предпринимательство и научно-образовательный комплекс: Ученые записки секции экономики / Международная Академия наук высшей школы. Волгоград, 1996. Вып. 2.
  106. Проблемы высшего образования в условиях перехода к рыночной экономике // Бизнес и высшее образование в условиях перехода к рыночной экономике. Барнаул, 1997. — С. 109−151.
  107. Прогнозирование и планирование социально-экономического развития регионов // Материалы всерос. науч.-практ. конф. Чебоксары: Изд-во Чуваш, ун-та, 1999.
  108. Прогнозирование социально-экономического развития в условиях рынка / Сб. науч. тр. Всерос. науч.-практ. конф. Чебоксары: Волго-Вятский региональный центр «Ассоциация содействия вузам», 1996.
  109. Программно-целевое управление развитием образования: опыт, проблемы, перспективы / Под ред. A.M. Моисеева. М.: Пед. общ-во России, 1999.
  110. Развитие университетов в условиях рыночной экономики: Сб. науч. тр. / Госком. РФ по высш. обр. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1994.
  111. Реформирование российской экономики // Материалы науч.-практ. конф. М.: Пресс-Сервис, 1998.
  112. Российские вузы на международном рынке образовательных услуг // Alma mater. 1998. — № 8. — С. 21−24.
  113. Российско-американское сотрудничество. Образование и перспективы развития // Материалы первой Российско-американской региональной конференции / Map. ун-т. Йошкар-Ола, 1997.
  114. Е.И., Медведев С. С., Троян В. Н. Классические исследовательские университеты основа подготовки специалистов для фундаментальной науки и наукоемких технологий // Вестн. Межпарламент, ассамблеи. -1997.-№ 2.-С. 48−53.
  115. Н.С. Гуманитарная составляющая государственного образовательного стандарта в системе университетского образования // Интеграция образования. 1997. — № ½. — С. 37−40.
  116. В. Отечественная высшая школа и российская государственность // Alma mater. 1998. — № 6. — С. 3−12.
  117. В. Проблемы образования и науки в России и стратегия на XXI век // Проблемы теории и практики управления. 1998. — № 2. — С. 75−79.
  118. В.А. и др. Университетское образование: Приглашение к размышлению. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1995.
  119. В.А. Россия. Московский университет. Высшая школа: Статьи. Выступления. Интервью: 1992−1998 гг. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1999.
  120. Дж. Партнерство в области социальных дисциплин в российской высшей школе // Междунар. сотрудничество = Intern, cooperation in science a. education. 1998. — № 1. — C. 24.
  121. П. Новые подходы к организации высшей школы // Высшее образование в России. 1997. — № 3. — С. 11−18.
  122. Сборник материалов годичного собрания научной общественности высшей школы России: Спец. вып. / Под ред. А. Н. Тихонова. Тверь: Изд-во Твер. ун-та, 1997.
  123. X. Университеты идут на рынок // Европа. 1996. — № 5. — С. 21 -22.
  124. В., Кузнецова В., Сенаторова Н., Казарин Л. Подготовка педагогов в классических университетах // Высшее образование в России. 1998. -№ 3. — С. 58−62.
  125. В., Сенаторова Н. Университеты как учебно-методические центры // Высшее образование в России. 1997. — № 3. — С. 24−36.
  126. В.И. Региональная экономика: генезис, закономерности развития, стратегия управления. Чебоксары: Волго-Вятский региональный центр «Ассоциация содействия вузам», 1996.
  127. И.И. Идея для России. М.: Пресс-Сервис, 1997.
  128. В.И., Жуков В. К. Общие направления развития университетского педагогического образования // Вестн. Том. ун-та. Сер.: История, филология. Томск, 1997. — Вып. 1. — С. 3−6.
  129. Социум XXI века: рынок, фирма, человек в информационном обществе/ Под ред. А. И. Колчанова. М.: Экон. ф-т МГУ, ТЕИС, 1998.
  130. Т. Рыночная экономика и смена приоритетов в образовательной практике вузов // Высшее образование в России. 1997. — № 3. -С. 54−56.
  131. Стратегическое планирование и управление: Учеб. пособие / Под ред. проф. А. Н. Петрова, 2-е изд., доп. — СПб.: Изд-во СПбУЭФ, 1998.
  132. Ю.П. Новая форма подготовки педагогических кадров в университете // Образование в Сибири. 1998. — № 1. — С. 206−208.
  133. Стратегия развития Российской Федерации до 2010 года (проект). М.: Фонд «Центр стратегических разработок», 2000.
  134. А.И. Основы регионологии. Саранск, 1996. Т20.
  135. А. Н. Наука высшей школы решающий фактор реформирования и повышения качества образовательного комплекса России // Международное сотрудничество. — 1997. — № 2. — С. 1−6.
  136. А.А., Стрикленд А.Дж. Стратегический менеджмент. М.: ЮНИТИ, 1998.
  137. А. Высшее образование: системный подход // Высшее образование в России. 1999. — № 4. — С. 42−48.
  138. В.Н. Основы стратегии образования (Новая парадигма-императив устойчивого развития). Образование и наука на пороге третьего тысячелетия: Материалы междунар. конгресса. Новосибирск: Ин-т филос. и права, 1995.
  139. Университетское образование: вызов времени и выбор университета / Садовничий В. А., Белокуров В. В., Сушко В. Г., Шикин Е. В. // Философия образования. М., 1996. — С. 104−119.
  140. Университеты и университетское образование: история, проблемы, перспективы: Тез.докл. Регион, науч.-метод. конф. Чебоксары: Изд-во Чуваш, ун-та, 1997.
  141. Университеты как центры образования и культуры в регионе / Ред. кол. А. Н. Тихонов, В. А. Садовничий и др. М.: Изд-во МГУ, 1997.
  142. Университеты республик Российской Федерации как центры национальной культуры / Под ред. Н. П. Макаркина, А. И. Сухорева и др. Саранск: Изд-во Морд, ун-та, 1992.
  143. Э.А. Бизнес-реинжиниринг. М.: Тандем- ЭКМОС, 1998.
  144. И.Б., Еркович С. П., Коршунов С. В. Высшее профессиональное образование: Мировые тенденции: (Социальный и философский аспекты). М.: Изд-во МГТУ им. Н. Э. Баумана, 1998.
  145. Н. В., Кураков J1. П. Прогнозирование социально-экономического развития регионов Российской Федерации. М.: Пресс-Сервис, 1998.
  146. Н. В., Кураков J1. П., и др. Информационные ресурсы и их использование в регионах. Чебоксары: Изд-во Чуваш, ун-та, 1998.
  147. В. Некоторые тенденции развития классических университетов // Высшее образование в России. 1996. — № 3. — С. 13−16.
  148. И.С., Галиахметов Р. А. Теория и практика подготовки профессиональных экономистов в университетах. Ижевск: Изд-во Удм. ун-та, 1998.
  149. JI.B., Сущинская М. Д. Организация системы высшего образования в зарубежных странах: Учеб. пособие. СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 1998.
  150. JI.A., Эскиндаров М. А. Концептуальные основы многоуровневой системы высшего образования в России: Анализ отечественного и зарубежного опыта. М.: ИНИОН РАН, 1997.
  151. П.П. Стратегия управления развитием здравоохранения. -СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 1999.
  152. A.M., Родионова JI.H., Ванчухина JI.JI. и др. Экономика высшей школы: опыт, проблемы, пути становления. Уфа: Полиграфком-бинат, 1998.
  153. В.А. Высшее образование в социокультурном контексте. -М.: Высшая школа, 1996.
  154. Шафранов-Куцев Г. Ф. Университет и регион. Тюмень: Изд-во Тюм. ун-та, 1997.
  155. Ф.Э., Харчева В. Г., Сериков В. В. Социология образования: прикладной аспект-М.: Юристь, 1997.
  156. Ю.В. Планирование и организация научных исследований в высшей школе. СПб.: Изд-во СПбУЭФ, 1995.
  157. Г. К. Роль гуманитарной составляющей классического университетского образования в формировании личности // Вестн. Челяб. унта. Сер. 2, Филология. 1997. -№ 1. — С.6−12.
  158. В.П., Хроменков Н. А., Рябушкин Б. С. Экономика образования. М.: Рос. пед. агентство, 1998.
  159. JI. И. Экономические методы управления в социально-культурной сфере. -М.: Экономика, 1991.
  160. И.Я. Моя жизнь. Воспоминания. М.: Республика, 1997.
  161. К. Принципы инфономики в век информации // Проблемы теории и практики управления. 1990. — № 5.
  162. Bamett R. Supercomplexity and the university // Social epistemology. -Philadelphia, L., 1998. -Vol. 12, №I.-P. 43−50.
  163. Bertilsson M. A note on «the idea of the university in the global era: from knowledge as an end to the end of knowledge» // Social epistemology. -Philadelphia, L., 1998. Vol. 12, № 1. — P. 85−88.
  164. Coquide P. Universite: Bayrou somme de reformer la poudriere // Expansion. P., 1996. — № 527. — P. 104−106.
  165. Daxner M. Die deutschen Universitaten, der Aufmerksamireit der Of-fentlichkeit empfohlen! // Aus Politik u. Zeitgeschichte. Bonn, 1998. -№ 15. -S. 12−19.
  166. Delanty G. Rethinking the university: the autonomy, contestation and re-flexivity. of knowledge // Social epistemology. Philadelphia, L., 1998. -Vol. 12, № 1.-P. 103−113.
  167. P.J., Greenaway D., Vignoles A. «Whither higner education?» An economic perspective for the dearing committee of inquiry// Econ. j. Cambridge etc., 1997. Vol. 107, № 442. — P. 710−726.
  168. Education: Les francais en ont-ils pour leur argent? // Expansion. P., 1997. -N555. P.40−55.
  169. Etzkowitz H., Leydesdorff L. The endless transition: a «Triple helix» of university industry — government relations // Minerva. — L., 1998. — Vol. 36, № 3. — P. 203−208.
  170. Geuna A. The internationalisation of European universities: a return to medieval roots // Minerva. L., 1998. Vol. 36, № 3. — P. 263−270.
  171. P., Лугачев M. Higner education in transition to a market economy: two case studies / Lugachev M. // Europe Asia studies. — Glasgow, 1999. -Vol. 51, N: l.-P. 101−122.
  172. Huotary V. Retrieving the university // Social epistemology. Philadelphia, L., 1998. — Vol. 12, № 1. — P. 59−65.
  173. Kameoka Y. The internationalisation of higher education // OECD-observer.- P., 1996. № 202. — P. 34−36.
  174. Lefort R. The university: which way do we go? // UNESCO sourses. P., 1996.-№ 85.-P. 7−8.
  175. Les universites europennes au bane d’essai // Nouvel observateur. P., 1998.- № 1745.-P. 8−13.
  176. MacBryde J. Commercialisation of university technology: a case in robotics // Technovation. Amsterdam, 1997. — Vol. 17, № 1. — P. 39−46.
  177. Orivel F., Orivel E. Reforme de l’edu.cation. et contrainte budgetaire durant la transition, dans la Communaute des Etats Independents (CEI) // Rev. fr. de pedagogic. P., 1997. — № 121. — P. 49−56.
  178. Saunier-Seite A. Universite et societe: la formation des cadres du monde actuel // Rev. des sciences morales et politiques. P., 1998. -A. I, №I.-P. 35−51.
  179. Shehr № The university in knowledge societies // Sotial epistemology. -Philadelphia, L, 1998. Vol. 12, № 1. — P. 33−42.
  180. The world of learning.- L.: Europa, 1997.. 47 ed 1997. XV, 2026 p. Справочник по высшему образованию. Подробные сведения об университетах стран мира на 1997 г. Выходит ежегодно.
  181. Turner B.S. Universities, elites and the nation-state: a reply to Delanty // Social epistemology. Philadelphia, L., 1998. — Vol. 12, № 1. — P. 73−77.
Заполнить форму текущей работой