Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Административно-правовое регулирование участия государства в инновационной деятельности в Российской Федерации

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Отсутствие системного правового регулирования участия государства в инновационной деятельности проявляется как на локальном уровне (например, неполный и допускающий неоднозначное толкование список мер и принципов государственной поддержки, закрепленный в новой редакции закона о науке), так и на глобальном. В государственном регулировании инновационной деятельности в последние годы проявляется… Читать ещё >

Содержание

  • Введение
  • Глава 1. Понятие и административно-правовое регулирование инновационной деятельности с участием государства в
  • Российской Федерации
    • 1. 1. Административно-правовые аспекты регулирования инновационной деятельности в Российской Федерации
    • 1. 2. Государство как особый субъект инновационных правоотношений
  • Глава 2. Виды инновационных правоотношений с участием государства
    • 2. 1. Административно-правовые основы осуществления государственного управления инновационной деятельностью
    • 2. 2. Административно-правовое регулирование государственной поддержки инновационной деятельности., = = ,
    • 2. 3. Формы непосредственного участия государства в инновационной деятельности

Административно-правовое регулирование участия государства в инновационной деятельности в Российской Федерации (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Одной из основных задач бюджетной политики на 2011—2013 годы и дальнейшую перспективу, поставленных в бюджетном послании Президента РФ от 29 июня 2010 года, является разработка и внедрение инструментов поддержки инноваций. Президент РФ особенно отмечает необходимость создания особого правового режима осуществления научной, предпринимательской и иной деятельности с целью максимально облегчить условия реализации инновационных разработок для участников проекта Сколково1.

Акцент на правовое регулирование инновационной деятельности (помимо мер бюджетной поддержки) делается также в программной статье Дмитрия Медведева «Россия, вперед»: «Законодатели примут все решения для комплексной поддержки духа новаторства во всех сферах общественной жизни, создания рынка идей, изобретений, открытий, новых технологий. Государственные и частные компании получат всемерную поддержку во всех начинаниях по созданию спроса на продукты инновационной деятельности"2. Таким образом, развитию инновационной деятельности, в том числе совершенствованию правовых инструментов ее регулирования, в настоящее время уделяется приоритетное внимание при определении вектора государственной политики Российской Федерации.

26 июля 2011 года вступил в силу федеральный закон от 21 июля 2011 года N 254-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О науке и государственной научно-технической политике». Впервые за двадцать лет

1 Бюджетное послание Президента РФ Федеральному собранию от 29.06.2010 «О бюджетной политике в 2011—2013 годах» // «Пенсия», № 7, июль, 2010

2 Дмитрий Медведев: Россия, вперед! // Официальный сайт интернет-издания газета. ги [ Электронный ресурс] - URL: http://www.gazeta.ru/comments/2009/09/10a3258568.shtml (дата обращения: 10 марта 2011 года).

3 Федеральный закон Российской Федерации от 21 июля 2011 г. № 254-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О науке и государственной научно-технической политике» // «Российская газета» — № 5537. — 26.07.2011 г. законодатель наконец поставил точку в споре, какую именно деятельность следует считать инновационной.

Между тем закрепления в федеральном законе некоторых понятий и общих принципов, связанных с вопросами оказания государственной поддержки инновационной деятельности, оказалось явно недостаточно. И если непосредственное осуществление инновационной деятельности на разных стадиях благополучно регулируется административным (в научно-технической сфере) и предпринимательским правом, то отношения, связанные с участием государства в инновационной деятельности, урегулированы недостаточно. А на данном этапе развития экономики страны, характеризующимся низкой частной инициативой, отсутствием рисковых инвестиций со стороны свободного рынка, когда для становления экономики на инновационный путь развития необходима государственная поддержка и участие государства на всех стадиях инновационного процесса, отсутствие системного правового регулирования является несомненно сдерживающим фактором.

Отсутствие системного правового регулирования участия государства в инновационной деятельности проявляется как на локальном уровне (например, неполный и допускающий неоднозначное толкование список мер и принципов государственной поддержки, закрепленный в новой редакции закона о науке), так и на глобальном. В государственном регулировании инновационной деятельности в последние годы проявляется тенденция создания уникальных субъектов правоотношений, правовых режимов, регулируемых специальными законами и подзаконными нормативными актами, которая плохо вписывается в устоявшуюся правовую систему. И если в последние годы начались процессы унификации законодательства о государственных корпорациях (представлявших собой именно такие юридические лица), то одновременно с этим принимается Федеральный закон «Об инновационном центре «Сколково», вводящий в круг субъектов инновационной деятельности беспрецедентное по своему правовому статусу юридическое лицо — управляющую компанию и уникальный правовой режим самого инновационного центра. При этом 4 многочисленные формы организаций инновационной инфраструктуры до сих пор не получили системного и последовательного закрепления в российском законодательств в целом.

Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие в процессе участия государства в инновационной деятельности, в том числе, отношения по административно-правовому регулированию инновационной сферы в Российской Федерации.

Предметом исследования являются доктринальные положения теории административного, финансового и предпринимательского права в сфере участия государства в инновационной деятельности, нормативные правовые акты и правоприменительная практика в указанной сфере.

Научная задача диссертационного исследования — установить содержание административно-правового регулирования отношений, связанных с участием государства в инновационной деятельности, предложить конкретные решения по совершенствованию законодательства в указанной сфере.

Цели и задачи исследования. Стратегической целью исследования является разработка теоретической концепции административно-правового регулирования участия государства с инновационной деятельности, разработка научных положений и практических рекомендаций по совершенствованию законодательства в данном направлении. Постановка цели определила возникновение конкретных тактических задач, решение которых и составило содержание данной работы: а) анализ содержания понятия «инновационная деятельность», выделение его основных признаков, имеющих значение для ее административноправового регулирования деятельности такого родаб) выработка предложений по усовершенствованию законодательного закрепления понятия «инновационная деятельность» и связанных с ним понятийв) установление отличий правового регулирования в сфере модернизации от соответствующих правовых регулирующих шагов в сфере инновационной деятельностиг) установление в результате анализа места законодательства об инновационной деятельности в системе российского правад) определение административно-правового статуса государства как субъекта инновационных правоотношенийе) анализ эффективности использования и правового регулирования методов государственного управления инновационной деятельностью, выработка законодательных предложений по повышению эффективностиж) аналитическая оценка принципов государственной поддержки инновационной деятельности, выработка предложений по их систематизации и законодательному закреплениюз) анализ современного состояния административно-правового регулирования построения инновационной инфраструктуры в Российской Федерации и выработка предложений по совершенствованию законодательства в этой областии) рассмотрение особенностей административно-правового регулирования участия государственных корпораций в инновационной деятельностик) изучение новых типов субъектов инновационных правоотношений в российском законодательстве.

Состояние научной разработанности темы характеризуется определенным количеством научных трудов по ней, имеющих важное методологическое значение.

Административно-правовое регулирование участия государства в инновационной деятельности практически не изучено в отечественной правовой науке. Среди немногих специалистов, которые уделяли определенное внимание этим вопросам, можно назвать: C.B. Васильева, П. А. Денисова, М. А. Камболова, О. П. Попову.

Рассмотрение вопросов участия государства в инновационной деятельности в Российской Федерации вызвало необходимость изучения трудов специалистов в области административного права, посвященных вопросам государственного управления, форм и методов управленческой деятельности. Среди них, в частности, можно выделить следующих ученых: Б. Е. Абдрахманов, Д. Н. Бахрах, П. А. Денисов, Д. П. Звоненко, В. А. Козбаненко, Н. М. Конин, М. А. Лапина, Э. Г. Липатов, А. Ю. Малумов, Г. Ю. Малумов, A.C. Матиненко, A.B. Мелехов, Ю. Н. Мильшин, А. Ф. Ноздрачев, А. Н. Панин, Л. Л. Попов, Б. В. Россинский, А. К. Саркисов, А. Д. Селюков, Ю. Н. Старилов, Ю. А. Тихомиров, Л. А. Тихомирова, Н. Ю. Хаманева, С. Е. Чаннов, а также многих других.

Хотя настоящая диссертационная работа посвящена, в первую очередь, изучению административно-правовых аспектов участия государства в инновационной деятельности, изучение ее потребовало обращения к работам ученых — представителей и иных отраслей отечественной юридической науки, в частности, конституционного, финансового, предпринимательского, гражданского права, а также теории права. Здесь необходимо отметить таких специалистов как: С. А. Авакьян, С. С. Алексеев, B.C. Белых, Е. Богданов, М. В.

Волынкина, С. П. Гришаев, И. В. Ершова, A.C. Звездкина, С. Г. Ивашкина, Н.Ю.

Карцев, A.A. Кузьминов, В. Н. Лопатин, Д. Ю. Лялин, Ю. А. Макарова, В.П.

Мозолин, И. А. Смагина, В. М. Сырых и др.

Вопросы государственного регулирования инновационной деятельности находили свое отражение также и в трудах ученых-экономистов, некоторые из которых были использованы в настоящем диссертационном исследовании!

Речь, в частности, идет о работах: В. И. Еременко, Е. В. Морозовой, Н.Г.

Уразовой, О. И. Худокормовой, А. Н. Шилина.

Особо необходимо отметить два подготовленных до настоящего времени диссертационных исследования, в которых рассматриваются вопросы административно-правового регулирования инновационной деятельности: О.П.

Попова Административно-правовая организация механизма управления 7 инновационной деятельностью в сфере наукоемких технологий: дисс. канд. юрид. наук. Хабаровск, 2005 и М. А. Камболов Административно-правовое регулирование научно-технической и инновационной деятельности в Российской Федерации: дисс.. канд. юрид. наук. М., 2008.

Однако первая работа затрагивает лишь узкую сферу наукоемких технологий, во второй речь идет исключительно о вопросах государственного управления научно-технической и инновационной деятельностью в Российской Федерации, в частности, рассматриваются органы государственного управления соответствующей сферой, но не анализируются непосредственные формы участия государства в инновационной деятельности. Кроме того, обе работы подготовлены до внесения последних изменений в Федеральный закон «О науке и государственной научно-технической политике» и до принятия Федерального закона «Об инновационном центре «Сколково».

Методологическую основу диссертационного исследования составили апробированные общенаучные и специальные методы познания.

Общенаучный диалектический метод дал возможность рассмотреть формы инновационной деятельности, используемые в Российской Федерации с точки зрения вариативности их осуществления, обосновать достоинства и недостатки различных подходов к решению данного вопроса.

Методы формальной логики — описание, сравнение, классификация, анализ, синтез и другие — позволили охарактеризовать существующие варианты участия государства в инновационной деятельности в Российской Федерации с позиции их конкретного нормативного содержания. Кроме того, использование данных методов научного познания дало возможность автору исследования изучить действующее законодательство, выявить ряд дефектов нормативного регулирования и сделать предложения по их устранению.

Сравнительный метод применялся в работе при сопоставлении различных форм поддержки государством инновационной деятельности в Российской Федерации.

Системно-структурный метод способствовал изучению системы государственной поддержки и стимулирования инновационной деятельности, выявлению ее основных элементов, объективно существующей взаимосвязи и взаимозависимости между ними.

Применение указанных методов позволило выявить определенные тенденции, сделать обобщения и выводы. При написании работы был использован междисциплинарный подход, заключающийся в рассмотрении вопросов участия государства в инновационной деятельности с позиций различных юридических норм (административного, конституционного, финансового, гражданского права, предпринимательского права, теории права).

Теоретическая основа диссертационного исследования представлена современными достижениями теории административного права. Кроме того, в работе использованы результаты исследований в области общей теории права, конституционного права, гражданского права, предпринимательского права, а также экономической теории.

Нормативную базу исследования составили международно-правовые нормы, Конституция Российской Федерации, федеральные законы «О науке и государственной научно-технической политике», «Об инновационном центре «Сколково», «О статусе наукограда Российской Федерации», иные федеральные законодательные и подзаконные нормативные правовые акты.

Эмпирическую базу исследования составили материалы судебной практики, официальные статистические данные, отчеты государственных органов и юридических лиц об осуществлении инновационной деятельности.

Достоверность полученных выводов обеспечивается обоснованностью утвердившихся в науке методологических положений по исследуемой проблематике, комплексной методикой исследования, опосредующей всестороннее и объективное изучение поставленных задач, применением различных методов научного познания, адекватных задачам исследования, анализом нормативных правовых актов и правоприменительной практики последних лет, а также апробацией результатов исследования.

Научная новизна обусловлена предметом и целью диссертационного исследования и определяется использованием новых идей и тенденций в сфере участия государства в управлении, поддержке и непосредственном осуществлении инновационной деятельности, а также выводами и предложениями, сделанными в ходе исследования и направленными на дальнейшее совершенствование действующего законодательства в указанной сфере.

Диссертация представляет собой комплексное, логически завершенное монографическое исследование, посвященное анализу теоретических и практических вопросов участия государства в инновационной деятельности. В работе впервые используется комплексный системный подход при изучении правового регулирования правоотношений в инновационной сфере, одним из участников которых является государство, включая такие вопросы как законодательные принципы и формы государственной поддержки, правовое регулирование создания инновационной инфраструктуры. Вопросы правового статуса управляющей организации проекта «Сколково», законодательных принципов государственной поддержки, значения законодательной дефиниции инновационной деятельности, представленной в законе о науке изучаются впервые. Проведенный комплексный анализ позволил дать рекомендации по совершенствованию как законодательной базы, так и правоприменительной практики.

В результате проведенного исследования на защиту выносятся следующие новые или содержащие элементы новизны положения:

1. В диссертации обоснован вывод о том, что законодательный подход к определению инновационной деятельности должен базироваться на трех основных ее признаках, выделяемых в экономической и правовой доктрине: новизна, повышенный риск, направленность на получение прибыли (коммерциализация). При этом, степень новизны должна быть четко закреплена в законодательства. На современном этапе социально-экономического развития страны из трех основных уровней новизны (впервые в мире, впервые в нашей стране, впервые на предприятии) наиболее эффективным с точки зрения

10 государственного регулирования будет являться второй. Отсутствие указания на степень новизны в законодательном определении в настоящее время является коррупциогенным фактором.

2. Доказана необходимость разграничения понятия инновационной деятельности в узком и широком смысле. В узком смысле инновационная деятельность направлена на непосредственное получение прибыли за счет коммерциализации инноваций (за счет продаж или за счет сокращения производственных издержек, в зависимости от того, идет речь об инновационном продукте или инновационных методах). В широком смысле инновационная деятельность направлена на получение экономического эффекта вообще, в том числе косвенного (например, можно говорить об инновациях в образовании, предполагая отложенный экономический эффект за счет повышения качества подготавливаемых кадров).

На этой основе предложено уточнить законодательное определение инновационной деятельности, изложив ч. 9 ст. 2 федерального закона от 23 августа 1996 года N 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике» в следующей редакции:

Инновации — введенный в употребление не имеющий отечественных аналогов или значительно улучшенный по сравнению с отечественными аналогами продукт (товар, услуга) или процесс, новый метод продаж или новый организационный метод в деловой практике, организации рабочих мест или во внешних связях".

Предложено также изложить ч. 12 ст. 2 данного закона в следующей редакции:

Инновационная деятельность — осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на получение прибыли от осуществления инноваций (в том числе по коммерциализации научных и (или) научно-технических результатов). '

Соответственно в определении инновационного проекта (ч. 10 ст. 2) слова «на достижение экономического эффекта» следует заменить словами «на получение прибыли».

От инновационной деятельности должна отличаться модернизационная, принципиальное отличие которой от инновационной деятельности заключается в локальном характере новизны и за счет этого в отсутствии признака высокорисковости (понятие модернизации соответствует более широкому пониманию инноваций в современном смысле и требует иной, более ограниченной системы мер государственной поддержки).

3. В диссертации доказано, что право инновационной деятельности в настоящее время является межотраслевым комплексным институтом права, объединяющим нормы административного, гражданского, финансового, бюджетного, предпринимательского права и имеющие единый предмет правового регулирования — инновационную деятельность. В то же время в структуре этого комплексного межотраслевого института возможно выделение двух различных групп отношений, а именно имеющих преимущественно частный и преимущественно публично-правовой характер. Во вторую группу входят инновационные отношения, в которых прямо или косвенно участвует государство, осуществляя, при этом, административно-правовое регулирование соответствующей сферы. Данные общественные отношения, по свой сути, попадают в круг общественных отношений, входящих в предмет административного права

Указанные административные правоотношения в инновационной сфере включают в себя отношения по государственному управлению инновационной деятельностью (в том числе государственной поддержке), а также отношения, связанные с непосредственным участием государства в инновационной деятельности.

4. Продемонстрировано, что государство является особым субъектом инновационной деятельности, одновременно выступающим в роли участника инновационных отношений и их регулятора. При этом, участвуя в

12 инновационной деятельности, государство руководствуется особым интересом, которым является не извлечение прибыли непосредственно государством, а успех инноваций иных субъектов, развитие экономики страны. Этот обуславливает особый административно-правовой статус государства как участника инновационной деятельности, что проявляется, в том числе, в формах участия государства в инновационной деятельности.

5. На основе проведенного в диссертации анализа общих и специальных методов государственного управления инновационной сферой в Российской Федерации доказано, что использование частного (специального) программно-целевого метода в государственном управлении инновационной деятельности на основе выделения приоритетных сфер для инноваций в настоящее время неэффективно и создает почву для коррупции. Вместо программно-целевого метода предложено использовать методы управления, основанные на принципе универсальности, а именно комплексного развития системы государственной поддержки инновационной деятельности, не привязанной к конкретным сферам и доступной инноваторам из любых областей.

6. Построена система принципов государственной поддержки инновационной деятельности. Предлагается выделить две группы принципов:

I. Группа демократических принципов, характерных в целом для государственного участия в социально-экономической сфере: доступностьравноправиеоткрытость.

II. Группа специальных принципов, характерных для государственной поддержки инновационной деятельности. Состоит из двух подгрупп: 1) неизменные принципы, определяемые спецификой самой инновационной деятельности 2) принципы, отражающие текущую государственную политику в сфере инновационной деятельности. К первой подгруппе относятся следующие принципы: защита частных интересов и поощрение частной инициативыинтеграция инновационной, инвестиционной, образовательной деятельности с целью обеспечения их комплексного взаимодействия с производствомдобровольность получения государственной поддержкиучет

13 высокорискового характера инновационной деятельности при оценке эффективности мер государственной поддержкиобеспечение эффективности государственной поддержки инновационной деятельности для целей социально-экономического развития Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Во вторую подгруппу принципов, актуальных для сегодняшнего периода, входят: программный подход и измеримость целей при планировании и реализации мер государственной поддержкицелевой характер использования бюджетных средств на государственную поддержку инновационной деятельностиприоритетное использование рыночных инструментов и инструментов государственно-частного партнерства для стимулирования инновационной деятельности.

Данные принципы предлагается зафиксировать в части 3 статьи 161 федерального закона от 23 августа 1996 года N 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике».

7. В качестве одного из направлений совершенствования государственного управления инновационной сферой обоснована необходимость принятия федерального закона «Об общих принципах построения инновационной инфраструктуры в Российской Федерации», в котором необходимо закрепить понятия и функции конкретных организаций инновационной инфраструктуры, закрепить их место в системе инновационной инфраструктуры, а также полномочия органов государственной власти и местного самоуправления по созданию и организации деятельности соответствующих объектов инфраструктуры. В системе инновационной инфраструктуры предложено выделить три категории организаций: организации финансовой инфраструктуры, организации производственно-технологической инфраструктуры, инфраструктура оказания услуг участникам инновационной деятельности, а также отдельный надуровень, интегрирующий участников инновационного процесса (в том числе иные инфраструктурные организации) на основе территориального признака -(к ним относятся

14 технологические парки и наукограды). Предлагается закрепить следующие принципы построения инновационной инфраструктуры:

— принцип полноты (критерий универсальности): любая потребность субъекта инновационной деятельности из перечня определенных законом потребностей должна обеспечиваться посредством некоторой организации инновационной инфраструктуры независимо от места нахождения и сферы инноваций данного субъекта при соблюдении им условий получения государственной поддержки, определенных в законе или уставе организации (в том числе отбор на основании конкурса и т. д.);

— принцип неизбыточности: одни и те же функции по оказанию поддержки инновационной деятельности не должны дублироваться на одном уровне (муниципальном, региональном, федеральном) различными организациями инновационной инфраструктуры;

— принцип эффективности: из нескольких возможных видов инфраструктурных организаций, выполняющих одни и те же функции, предпочтение должно отдаваться созданию организаций, имеющих наибольший эффект при оказании поддержки инновационной деятельности (на основе научного прогнозирования с учетом особенностей региона).

8. На основе сравнительно-правового анализа сделан вывод о том, что управляющая компания проекта «Сколково» обладает большинством признаков государственной корпорации, а именно: является уникальным юридическим лицом, созданным на основании специального законаполучает свой статус от государства в распорядительном порядкепри своем создании получает от государства в собственность значительные имущественные и материальные активы, необходимые для осуществления ее деятельности (имущественный взнос государства) — осуществляет ряд полномочий государственных органов, органов местного самоуправленияде-факто является некоммерческим юридическим лицом, причем создается для осуществления общественно-полезных целей (в том числе социальных и управленческих).

Существенным отличием управляющей компании проекта «Сколково» от государственного управления компании является отсутствие в правовом статусе управляющей компании принципа условной верховной собственности, который заключается в невозможности банкротства, регулировании процедуры реорганизации и ликвидации на уровне федерального закона, переход имущества в собственность Российской Федерации при ликвидации управляющей компании, причем в работе обоснована объективная необходимость данного принципа.

На основании данной сравнительно-правовой характеристики предлагается внести в федеральный закон «Об инновационном центре «Сколково» положение, присваивающее управляющей компании центра «Сколково» статус государственной инновационной корпорации й распространяющее на нее режим публичной собственности.

Теоретическая значимость работы заключается в том, что содержащиеся в работе выводы и положения имеют общетеоретическоё значение для развития административного права.

Полученные выводы и обобщения, по мнению автора, будут способствовать развитию административного права в части, касающейся участия государства в инновационной деятельности. Кроме того, ряд принципов, критериев и предложений, содержащихся в данной работе, может быть передан в сферу правового регулирования инновационной деятельности в целом, включая оказание негосударственной поддержки инновационной деятельности и т. д. Содержащиеся в работе теоретические выводы могут быть использованы для разработки учебных и учебно-методических пособий, лекций и семинарских занятий по дисциплинам «Административное право», «Предпринимательское право».

Практическая значимость работы состоит в том, что его результаты могут быть использованы в правотворческой деятельности по совершенствованию действующего законодательства, состоит в разработке конкретных предложений и рекомендаций, направленных как на изменение правовых основ инновационной деятельности, связанной с участием государства на любых стадиях инновационного процесса, так и на совершенствование существующей правоприменительной практики, а также в учебном процессе и научно-исследовательской работе студентов, аспирантов, преподавателей.

Апробация результатов исследования. Основные положения диссертационного исследования обсуждались на заседаниях кафедры таможенного, административного и финансового права Саратовского

1 ¦ I государственного университета и отражены в 8 научных работах, в том числе 2 из них — в журналах, рекомендованных ВАК.

Результаты исследования были представлены в выступлениях на конференциях и «круглых столах», в частности: на Всероссийской ежегодной научно-практической конференции «Конституционные чтения» — «Конституционные принципы: понятие, содержание и механизмы» (Саратов, 2007) — Всероссийской научно-практической конференции молодых ученых «Механизмы взаимодей: ствия общества, государства и бизнеса: социальное партнерство в действии» (Саратов, 2008) — Межвузовской научной конференции студентов, аспирантов и преподавателей Саратовского государственного университета имени Н. Г. Чернышевского «Политико-правовые проблемы обеспечения прав человека в современном мире» (Саратов, 2008), Международном Конституционном Форуме: «Конституционный принцип справедливости: проблемы реализации» (Саратов, 2009).

Структура работы. Диссертационная работа состоит из введения, двух глав, 5 параграфов, заключения и библиографического списка.

Заключение

Одной из основных задач социально-экономического развития страны является построение «экономики знаний», переход с сырьевой экономики на инновационную (которые, по мнению В. А. Бублика, «объективно не только несовместимы, но и антагонистически отвергают одна другую"312). «Мы должны, — говорил В. В. Путин — сформировать современную конкурентоспособную модель национальной экономики, в основе которой будут находиться знания, инновации, высокие технологии."313.

В настоящий период в современных российских условиях не срабатывает традиционное рыночное саморегулирование, призванное побуждать товаропроизводителей широко использовать инновации. Причиной тому служит высокая степень риска при осуществлении инноваций. В российских условиях гораздо спокойнее и прибыльнее заниматься добычей и экспортом сырьевых ресурсов, а не производством высокотехнологичной наукоемкой продукции. Кроме того, очевидно, что инновационная деятельность связана с высокими финансовыми затратами, вследствие чего возможность ее осуществления предприятием во многом зависит от наличия у него необходимых финансовых ресурсов314. Все это вместе взятое диктует необходимость активного участия государства в инновационной деятельности.

Эффективность как непосредственного осуществления инновационной деятельности ее субъектами, так и государственного управления, государственной поддержки, непосредственного участия государства зависит от развитой системы правового регулирования соответствующих отношений. Более того, правотворчество является одним из основных методов

312 Бублик В. А. Внешнеэкономическая политика современной России // Российский юридический журнал. 2010. № 5. С. 7 — 9.

313 Председатель Правительства Российской Федерации В. В. Путин принял участие в совме: стном заседании коллегий Минфина и Минэкономразвития России // Сайт председателя правительства Российской Федерации В. В. Путина [электронный ресурс] URL: http:// premier.gov.ru/ events/ news/ 10 586 (дата обращения: 1 июля 2011 года).

14 Васильев C.B. Специальный налоговый режим как инструмент налогового стимулирования инновационной деятельности // Финансовое право. 2008. № 9. С. 29. государственного регулирования инновационной деятельности. От государства ожидается законодательное регулирование всех видов инновационной деятельности для создания благоприятного инвестиционного климата, определение долгосрочной стратегии инновационного развития, налоговые и таможенные льготы инновационным предприятиям, берущим на себя риск

315 технологического прорыва .

Между тем, до последнего времени отсутствовало даже законодательное определение инновационной деятельности при том, что развитие соответствующих отношений началось 20 лет назад с переходом страны к рыночной экономике.

Обозначившиеся в законодательстве тенденции очень важны. Вместе с определением инноваций, инновационной деятельности, государственной поддержки инновационной деятельности, законодатель предпринял первую попытку обозначить принципы и формы государственной поддержки инновационной деятельности, ввести критерии оценки эффективности. Детальное правовое регулирование получили государственные фонды поддержки научно-технической и инновационной деятельности.

Многое, однако, еще предстоит, начиная от уточнения появившихся в законодательстве дефиниций: закрепления степени новизны при определении инноваций, разделения собственно инновационной деятельности и ее поддержки (включая создание инфраструктуры) и т. д.

В настоящее время в государственном планировании при управлении инновационной деятельностью используется отраслевой подход, который заключается в определении приоритетных областей для инноваций — и именно в этих областях оказывается государственная поддержка. Такой подход следует признать несостоятельным не столько потому, что он содержит коррупциогенный фактор субъективности, но и потому, что объективно предсказать области технологического прорыва с точки зрения коммерциализации инноваций на современном этапе просто невозможно.

315 См.: Инновации: теории, механизм и государственное регулирование. — М., 2000. С. 52.

Ориентируясь на отрасли, в которых уже совершен инновационный прорыв в других странах, мы оказываемся в постоянно догоняющем положении, рискуя «успеть» со своими инновациями уже к моменту «лопнувших пузырей»: Следует отказаться от такого подхода в государственном планировании и переориентироваться на принцип универсальности — государство должно развивать универсальную инновационную систему, способную оказать поддержку любому инноватору независимо от сферы его деятельности. Отраслевой подход необходимо оставить для государственного регулирования «чистой» научно-технической деятельности, где приоритеты могут расставляться исходя из текущих внешне-политических, социальных и иных задач.

Необходимо повышенное внимание законодателя к правовому регулированию инновационной инфраструктуры. В настоящее время существует около двух десятков видов инфраструктурных организаций, более половины которых в лучшем случае только названы в законодательстве. Четкой системы регулирования, увязывающей правовой статус конкретной организационно-правовой формы инновационной инфраструктуры с целями и задачами государственной инновационной политики, закрепляющий ее конкретные функции и критерии, определяющие условия ее создания, не существует. Такая система должна быть создана и базироваться на следующих законодательных принципах:

— 'принцип полноты: любая потребность субъекта инновационной деятельности из перечня определенных законом потребностей должна обеспечиваться посредством некоторой организации инновационной инфраструктуры независимо от места нахождения и сферы инноваций данного субъекта при соблюдении им условий получения государственной поддержки, определенных в законе или уставе организации (в том числе отбор на основании конкурса и т. д.);

— принцип неизбыточности: одни и те же функции по оказанию поддержки инновационной деятельности не должны дублироваться на одном

180 уровне (муниципальном, региональном, федеральном) различными организациями инновационной инфраструктуры;

— принцип эффективности: из нескольких возможных видов инфраструктурных организаций, выполняющих одни и те же функции, предпочтение должно отдаваться созданию организаций, имеющих наибольший эффект при оказании поддержки инновационной деятельности (на основе научного прогнозирования с учетом особенностей региона).

Особую роль в инновационном развитии страны играет такая форма государственного участия, как государственные корпорации, временно концентрирующие в своей собственности значительные материальные и финансовые ресурсы и направляющие их на решение социальных, экономических и других общественно-полезных задач. Ряд государственных корпораций создавались с целью развития инновационной экономики. Главной опасностью использования этой организационно-правовой формы называют отсутствие классических правовых механизмов контроля, что потенциально опасно крупными злоупотреблениями. В настоящее время в законодательстве о госкорпорациях обозначились положительные тенденции на унификацию, усиление контроля со стороны государства, требование активного осуществления и поддержки инновационной деятельности. Данные тенденции необходимо развивать, в том числе распространив соответствующие положения законодательства о госкорпорациях на уникальное юридическое лицоуправляющую компанию проекта «Сколково».

Административно-правовое регулирование участия государства в инновационной деятельности поможет упорядочить и активизировать инновационные процессы в стране, обеспечить выполнение стоящей перед государством задачи построения «экономики знаний», пробуждения частной инноваторской инициативы или, по выражению Ю. Я. Ольевича,

316 преобразования слабой институциональной среды в сильную". По

316 Ольевич Ю. Я. Влияние хозяйственных реформ в России и КНР на экономическую мысль Запада. М.: ИНФРЮ, 2009. С. 178. выполнении этой задачи ряд субъектов инновационных правоотношений потеряет необходимость существования317, роль государства в сфере инноваций значительно снизится и соответствующие правовые институты потеряют свое значение, уступив доминирующую роль гражданско-правовым институтам. Однако без развития данных институтов решение поставленной перед страной задачи может отложиться на неопределенные сроки.

317 См.: Денисов П. А. Перспективы развития государственных корпораций в России // Административное право и процесс. 2009. № 6. С. 28- Кравченко Д. В. О реформировании государственных корпораций // Законодательство и экономика. 2010. № 5. С. 15 — 17.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Нормативно-правовые акты
  2. Конституция Российской Федерации принята всенародным голосованием 12 дек. 1993 г. // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2009. № 4. Ст. 445.
  3. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 № 146-ФЗ // «Собрание законодательства РФ», № 31, 03.08.1998, ст. 3824.
  4. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ // «Собрание законодательства РФ», 05.12.1994, № 32, ст. 3301.
  5. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая) от 18.12.2006 № 230-Ф3 // «Собрание законодательства РФ», 25.12.2006, № 52 (1 ч.), ст. 5496.
  6. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ // «Собрание законодательства РФ», 03.08.1998, № 31, ст. 3823.
  7. Федеральный закон от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» // «Собрание законодательства РФ», 30.07.2007, № 31, ст. 4006.
  8. Федеральный закон от 23 августа 1996 года № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике» // «Собрание законодательства Российской Федерации», 1996, № 35, ст. 4137.
  9. Федеральный закон от 07.04.1999 № 70-ФЗ «О статусе наукограда Российской Федерации» // «Собрание законодательства РФ», 12.04.1999, № 15, ст. 1750.
  10. Федеральный закон от 28.09.2010 № 244-ФЗ «Об инновационном центре «Сколково» // «Собрание законодательства РФ», 04.10.2010, № 40, ст. 4970.
  11. Федеральный закон от 27.07.2010 № 220-ФЗ' «О национальном исследовательском центре «Курчатовский институт» // «Собрание законодательства РФ», 02.08.2010, № 31, ст. 4189
  12. Федеральный закон от 26.07.2006 № 135-ФЭ (ред. от 29.11.2010) «О защите конкуренции» // «Собрание законодательства РФ», 31.07.2006, № 31 (1 ч.), ст. 3434.
  13. Федеральный закон от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» // «Собрание законодательства РФ», 15.01.1996, № 3, ст. 145.
  14. Федеральный закон от 21.07.2005 N 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» // «Собрание законодательства РФ», 25.07.2005, N 30 (ч. 1), ст. 3105.
  15. Федеральный закон от 13.12.1994 N 60-ФЗ «О поставках продукции для федеральных государственных нужд» // «Собрание законодательства РФ», 19.12.1994, N34, ст. 3540.
  16. Федеральный закон от 01.12.2007 № 317-Ф3 «О Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом» // «Собрание законодательства РФ», 03.12.2007, № 49, ст. 6078.
  17. Федеральный закон от 20.07.1995 № 115-ФЗ «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации» // «Собрание законодательства РФ», 24.07.1995, № 30, ст. 2871.
  18. Федеральный закон от 09.02.2009 № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» // «Собрание законодательства РФ», 16.02.2009, № 7, ст. 776.
  19. Федеральный закон от 30.10.2007 № 238-Ф3 «О Государственной корпорации по строительству олимпийских объектов и развитию города Сочи как горноклиматического курорта» // «Собрание законодательства РФ», 05.11.2007, № 45, ст. 5415
  20. Федеральный закон от 23.11.2007 № 270-ФЗ «О Государственной корпорации «Ростехнологии» // «Собрание законодательства РФ», 26.11.2007, № 48 (2 ч.), ст. 5814.
  21. Федеральный закон от 01.12.2007 № 317-Ф3 «О Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом» // «Собрание законодательства РФ», 03.12.2007, № 49, ст. 6078.
  22. Федеральный закон от 21.07.2007 № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» // «Собрание законодательства РФ», 23.07.2007, № 30, ст. 3799.
  23. Федеральный закон от 10.07.2002 № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» // «Собрание законодательства РФ», 15.07.2002, № 28, ст. 2790.
  24. Федеральный закон от 17.05.2007 № 82-ФЗ «О банке развития» // «Собрание законодательства РФ», 28.05.2007, № 22, ст. 2562.
  25. Федеральный закон Российской Федерации от 21 июля 2011 г. № 254-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О науке и государственной научно-технической политике» // «Российская газета» № 5537. — 26.07.2011 г.
  26. Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 12.11.2009 «Послание Президента РФ Дмитрия Медведева Федеральному Собранию Российской Федерации» // «Парламентская газета», № 60, 13−19.11.2009
  27. Бюджетное послание Президента РФ Федеральному собранию от 29.06.2010 «О бюджетной политике в 2011—2013 годах» // «Пенсия», № 7, июль, 2010
  28. Указ Президента РФ от 30 августа 2004 г. № 1131 (ред. от 6 августа 2008 г.) «О Совете при Президенте РФ по науке, технологиям и образованию» // «Собрание законодательства РФ». 2004. № 36. Ст. 3655.
  29. Основы политики Российской Федерации в области развития науки и технологий на период до 2010 года и дальнейшую перспективу / Письмо Президента РФ от 30 марта 2002 г. Пр-576 // Поиск. 2002. № 16 (674).
  30. Постановление Правительства РФ от 26.06.1995 № 594 «О реализации Федерального закона «О поставках продукции для федеральных государственных нужд» // «Собрание законодательства РФ», 10.07.1995, № 28, ст. 2669.
  31. Постановление Правительства РФ от 12.09.2008 № 667 «О Правительственной комиссии по высоким технологиям и инновациям» // «Собрание законодательства РФ», 29.09.2008, № 39, ст. 4433.
  32. Постановление Правительства РФ от 22.04.2009 № 342 «О некоторых вопросах регулирования закрепления прав на результаты научно-технической деятельности» // «Собрание законодательства РФ», 04.05.2009, № 18 (2 ч.), ст. 2242.
  33. Постановление Правительства РФ от 04.05.2005 № 284 «О государственном учете результатов научно-исследовательских, опытное конструкторских и технологических работ гражданского назначения» // «Собрание законодательства РФ», 09.05.2005, № 19, ст. 1838.
  34. Постановление Правительства РФ от 16.07.2007 № 447 «О совершенствовании учета федерального имущества» // «Собрание законодательства РФ», 20.08.2007, № 34, ст. 4237.
  35. Постановление Правительства РФ от 26.11.2007 № 809 «О федеральной целевой программе «Развитие электронной компонентной базы и радиоэлектроники» на 2008 2015 годы» // «Собрание законодательства РФ», 17.12.2007, № 51, ст. 6361.
  36. Постановление Правительства РФ от 17.12.2010 № 1050 «О федеральной целевой программе «Жилище» на 2011 2015 годы» // «Собрание законодательства РФ», 31.01.2011, № 5, ст. 739
  37. Постановление Правительства РФ от 15.05.2010 № 337 «О Министерстве образования и науки Российской Федерации» // «Собрание законодательства РФ», 24.05.2010, № 21, ст. 2603.
  38. Постановление Правительства РФ от 16.06.2004 № 299 «Об утверждении Положения о Федеральной службе по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам» // «Собрание законодательства РФ», 28.06.2004, № 26, ст. 2668.
  39. Постановление Правительства РФ от 17.06.2004 № 300 «Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере образования и науки» // «Собрание законодательства РФ», 28.06.2004, № 26, ст. 2670.
  40. Распоряжение Правительства РФ от 22.11.2008 № 1734-р «О Транспортной стратегии Российской Федерации» //"Собрание законодательства РФ», 15.12.2008, № 50, ст. 5977
  41. Распоряжение Правительства РФ от 13.11.2009 № 1715-р «Об Энергетической стратегии России на период до 2030 года» // «Собрание законодательства РФ», 30.11.2009, № 48, ст. 5836
  42. Распоряжение Правительства РФ от И декабря 2002 г. № 1764-р «Об утверждении Основных направлений государственной инвестиционной политики Российской Федерации в сфере науки и технологий» // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс».
  43. Распоряжение Правительства РФ от 10.03.2006 № 328-р «О государственной программе «Создание в Российской Федерации технопарков в сфере высоких технологий» // «Собрание законодательства РФ», 13.03.2006, № 11, ст. 1226.
  44. Основные направления политики Российской Федерации в области развития инновационной системы на период до 2010 года. Утв. Письмом Председателя Правительства РФ от 05 авг. 2005 г. № 2473п-П7 // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс».
  45. Стратегия развития науки и инноваций в Российской Федерации на период до 2015 года (утв. Межведомственной комиссией по научно-инновационной политике (протокол от 15.02.2006 № 1)) // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс», 2011.
  46. Закон Саратовской области от 05.09.1996 (ред. от 28.03.2011) «О Правительстве Саратовской области» (принят Саратовской областной Думой 05.09.1996) // Саратовские вести. 1996. — 10 сент.
  47. г. Москвы от 07.07.2004 № 45 (ред. от 30.11.2005) «Об инновационной деятельности в городе Москве» // «Вестник Мэра и Правительства Москвы», № 44, 30.07.2004
  48. г. Москвы от 26.11.2008 № 60 «О поддержке и развитии малого и среднего предпринимательства в городе Москве» // «Вестник Мэра и Правительства Москвы», № 70, 16.12.2008
  49. Закон Томской области от 4 сентября 2008 года № 186−03 «Об инновационной деятельности в Томской области» // Официальный сайт законодательной Думы Томской области Электронный ресурс. URL: http://duma.tomsk.ru/page/l 1140/ (дата обращения: 15.02.2011)
  50. Закон Украины от 4 июля 2002 года № 40−1V «Об инновационной деятельности» (с изменениями от 03.06.2010).
  51. Закон Республики Казахстан от 23 марта 2006 года № 135 «О государственной поддержке инновационной деятельности» // «Казахстанская правда» от 30 марта 2006 года № 71−72
  52. Материалы судебной практики
  53. Диссертации и авторефераты61. Васильев C.B. Правовые средства налогового стимулирования инновационной деятельности: автореф. дисс.. канд. юрид. наук. -М., 2009.
  54. П.А. Административно-правовой статус государственных корпораций: дисс.. канд. юрид. наук-М., 2011.
  55. A.C. Инновационная деятельность в России: проблемы правового регулирования: автореф. дисс.. канд. юрид. наук. М., 2005.
  56. С.Г. Гражданско-правовой статус государственной корпорации: автореф. дисс.. канд. юрид. наук. -М'., 2011.
  57. М.А. Административно-правовое регулирование научно-технической и инновационной деятельности в Российской Федерации: дисс.. канд. юрид. наук. М., 2008.
  58. Н.Ю. Развитие системы государственной поддержки инновационной активности предпринимательских фирм с иностранным капиталом: автореф. дисс.. канд. юрид. наук. М., 2010.
  59. A.A. Гражданская правосубъектность государственных корпораций, дисс.. канд. юрид. наук. М., 2009.
  60. E.B. Инновационное развитие государственной гражданской и муниципальной служб в субъектах Российской Федерации: автореф. дисс.. канд. юрид. наук. М, 2008.
  61. Ю.А. Правовое положение государственных корпораций в Российской Федерации: дисс.. канд. юрид. наук. М., 2008.
  62. A.C. Правовое регулирование программно-целевого метода бюджетной деятельности: автореф. дисс.. докт. юрид. наук. Омск, 2009.
  63. Е.В. Управление рисками в инновационной деятельности государственных корпораций: дисс.. канд. экон. наук. М., 2010.
  64. О.П. Административно-правовая организация механизма управления инновационной деятельностью в сфере наукоемких технологий. -Автореф. дисс. канд. юрид. наук. Хабаровск, 2005.
  65. Д. К. Государственное руководство формированием и реализацией в современной России промышленной политики в сфере инноваций (политологический анализ), автореф. дисс.. канд. полит, наук. Р-н-Д» 2008.
  66. A.M. Государственное регулирование научно-технического комплекса США: конституционно-правовой аспект: дисс.. канд. юрид. наук. -М.: РАГС, 2001.
  67. Н.Г. Разработка методического подхода к формированию механизма государственной поддержки инновационной деятельности и оценка ее эффективности: дисс. канд. экон. наук. Иркутск, 2006 г.
  68. Н.М. Субъекты патентного права России: дисс. канд. юрид. наук. М., 1993.
  69. А.Н. Государственные корпорации в инновационной инфраструкутре России: автореф. дисс.. канд. экон. наук. М., 2009.
  70. Административное право Российской Федерации / Отв. ред. Н. Ю. Хаманева М., 2005
  71. Административное право: Учебник. Под ред. Л. Л. Попова (2-е издание, переработанное и дополненное). М.: Юристъ, 2005.
  72. Административное право / Под ред. Э. Г. Липатова и С. Е. Чаянова -М&bdquo- 2006.
  73. С. С. Теория права. М., 1995.
  74. Д.Н. Формы государственного управления. М., 1983.
  75. Д.Н., Российский Б. В., Старилов Ю. Н. Административное право : учебник. 3-е изд., переем, и доп. М.: Норма, 2008.
  76. В.С. Правовое регулирование предпринимательской деятельности в России: Монография. М.: Проспект, 2009.
  77. Большая советская энциклопедия: в 30 т./ гл. ред. А. М. Прохоров. Т.24, кн.2: Союз Советских Социалистических Республик. -3-е изд. // М.: Совет, энцикл., 1977.
  78. С.С., Громыко С. С. Административное право. Общая и особенная часть: курс лекций. СПб., ГУАП, 2007.
  79. В.А. Комментарий к Федеральному закону от 17 мая 2007 года № 82-ФЗ «О банке развития» (постатейный) / под ред. В. А. Вайпана. М.: Юстицинформ, 2009.
  80. С.П. Некоммерческие организации // СПС КонсультантПлюс! 2010.
  81. Ю.В. Комментарий к Федеральному закону от 7 апреля 1999 года № 70-ФЗ «О статусе наукограда Российской Федерации» (постатейный) // СПС КонсультантПлюс. 2008.
  82. Т.Я. Информационные технологии в юриспруденции // Московский международный институт эконометрики, информатики, финансов и права. -М., 2003.
  83. КВ. Предпринимательское право Текст.: Учебник / Инна Владимировна Ершова. Изд. 4-е, перераб. и доп. — М.: ИД «Юриспруденция», 2006.
  84. Д.П., Малумов А. Ю., Малумов Г. Ю. Административное право: Учебник. М.: Юстицинформ, 2007.
  85. Т.И. Гражданское право. Ч. 1. М.: Норма, 2001.
  86. Н. А. Комментарий к Федеральному закону от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» // СПС КонсультантПлюс. 2008.
  87. В.А., Коломищев С. П., Слепцов Н. С. Государственное управление основы теории и организации. Учебник. В 2 т. Т. 2 Под ред. В. А. Козбаненко. Изд. 2-е, с изм. и доп. М: «Статут», 2002.
  88. Н. М. Административное право России. М.: Юристъ, 2004
  89. Н.М. Административное право России в вопросах и ответах. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Проспект, 2010.
  90. Н. М. Российское административное право. Общая часть Саратов, 2001.
  91. М.А. Реализация исполнительной власти в Российской Федерации: Научно-практическое пособие М.: Издательство Института проблем риска, 2006.
  92. В. Г. Инновационный менеджмент: Учебник. — М.: ИНФРА-М, 2008.
  93. A.B. Административное право Российской Федерации: Курс лекций. СПС «КонсультантПлюс», 2009
  94. Ю.Н., Чанное С. Е. Муниципальное право России: Учебное пособие. М.: Дашков и К, 2006.
  95. Ю.Я. Влияние хозяйственных реформ в России и КНР на экономическую мысль Запада. М.: ИНФРЮ, 2009.
  96. А.Н. Комментарий к Федеральному закону от 23 ноября 2007 г. № 270-ФЗ «О Государственной корпорации «Ростехнологии» (постатейный) / под ред. И. А. Смагиной II СПС КонсультантПлюс. 2010.
  97. Ю.А., Смагина И. А. Экономико-правовой комментарий к Федеральному закону от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (постатейный) // Подготовлен для системы Консул ьтантПлюс, 2007.
  98. Прогнозирование и планирование в условиях рынка: Учеб. пособие / Е. А. Черныш и др. М., 2000.
  99. . В. Административное право: учебник / Б. В. Российский, Ю. Н. Старилов. 4-е изд., пересмотр, и доп. — М.: Норма, 2009.
  100. Ю.А. Исполнительное производство и трансгрессия исполнительного права: монография. М.: Оверлей, Астра-Полиграфия, 2009.
  101. И.А. Предпринимательское право: учеб. пособие. 3-е изд., испр. и доп. М.: Омега-JI, 2009.
  102. .А., Ловко А. Г. Программно-целевое планирование и управление. М.: ИНФРА-М, 2002.
  103. Теория государства и права: Учебник для вузов / Отв. ред. В. Д. Перевалов. 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Норма, 2004.
  104. Ю.А. Административное право и процесс. М, 2001.
  105. C.B. Правовое обеспечение инновационного развития промышленного производства. Иркутск: БГУЭП, 2010.
  106. С.Е. Служебное правоотношение: понятие, структура, обеспечение / под ред. В. В. Володина. М.: Ось-89, 2009.
  107. А.Ф. Система советского социалистического права. М., 1961.
  108. Экономический и юридический словарь / Под ред. А. Н. Азрилияна. М., 2004.
  109. Статьи в периодических изданиях
  110. A.JI. Особенности региональной составляющей государственной инновационной политики // «Государственная власть и местное самоуправление», 2008, № 11.
  111. .Е. Административно-деликтологические аспекты организации и координации деятельности органов административной юрисдикции // Административное право и процесс. 2009. № 1
  112. С.А. Государственная инновационная политика и ее организационно-правовое обеспечение // «Государственная власть и местное самоуправление», 2008, № 11.
  113. O.A., Иванюк O.A., Мещерякова М. А. Проблемы централизации и децентрализации правового регулирования: мнение молодых ученых // Журнал российского права. 2008. № 8.
  114. Г. Н. Проблемы правового регулирования публичной собственности в государствах с переходными экономиками и возможные пути их решения // Реформы и право. 2010. N 2. С. 13—17.
  115. А.П., Землякова Г. П. Правовой режим земель инновационного центра «Сколково»: вопросы теории // «Современное право». -№ 2. 2011.
  116. Е.А. Аудит эффективности в механизме государственного финансового контроля // «Реформы и право», 2008, № 3.
  117. А. Государственно-частное партнерство: историко-правовой аспект // История государства и права. 2010. № 21.
  118. В.А. Права государства на объекты интеллектуальной собственности // «Юрист», 2008, № 2.
  119. Е. Правовой режим имущества государственной корпорации // Хозяйство и право. 2008. № 5.
  120. H.A. Основные права и свободы человека и гражданина в связи с инновационной политикой Российской Федерации // «Государственная власть и местное самоуправление». 2009. — № 2.
  121. Д.Н. Поощрение в деятельности публичной администрации // Журнал российского права. 2006. № 7.
  122. Е.Ю. Развитие законодательства о некоммерческих организациях // «Журнал российского права», 2009, № 1.
  123. C.B. Создание благоприятных налоговых условий для развития инновационной деятельности // Российский налоговый курьер. 2010. № 17.
  124. C.B. Специальный налоговый режим как инструмент налогового стимулирования инновационной деятельности // Финансовое право. 2008. N 9.
  125. A.A. Проблемы субъективных имущественных прав государственных корпораций // Общество и право. 2010. № 2.
  126. М.В. Инновационное законодательство и гражданское право: проблемы соотношения // «Журнал российского права», 2005, № 1.
  127. М.В. Правовой инновационный опыт регионов // «Журнал российского права», 2006, № 5.
  128. Н.С. Эффективность права и модернизация экономики // Журнал российского права. 2010. № 2.
  129. A.B. Административная ответственность в сфере управления публичной собственностью // Законность. 2011. N 2. С. 60−63.
  130. A.B. О современной концепции публичной собственности в Российской Федерации // Журнал российского права. 2009. № 5. С. 26.
  131. Е. Совершенствование технологии: правовые и налоговые аспекты // «Финансовая газета», 2008, № 7.
  132. В.В. Структурная модель инновационного процесса // Альманах «Наука. Инновации. Образование», выпуск 6. 2008.
  133. Л.В., Поташникова С. А. О методологических проблемах управленческого учета в коммерческой организации // Международный бухгалтерский учет. 2010. № 16.
  134. В.В. Роль государственной идеологии в централизации власти в России: исторический опыт и современное состояние // История государства и права. 2010. № 4.
  135. Д.В. Ресурсы и правовое регулирование инновационной экономики // Российский юридический журнал. 2010. № 4.
  136. П.А. Перспективы развития государственных корпораций в России // Административное право и процесс. 2009. № 6.
  137. В.И. О создании бюджетными учреждениями науки и образования хозяйственных обществ // Законодательство и экономика. 2010. № 1.
  138. В.И. Об инновационном развитии экономики Российской Федерации // Законодательство и экономика. 2010. № 12.
  139. Д.Е. Законодательство стран СНГ об инновационной деятельности и проблемы его совершенствования // «Юридический мир», 2006, № 4.
  140. A.M., Путылина В. Ю. Альтернативные подходы к измерению инновационной активности в регионе // «Экономический анализ: теория и практика», 2007, № 12.
  141. Р. Р., Пазюк К. Т. Современное состояние РФ и проблемы перехода на инновационный тип развития: краткий обзор // Вестник ТОГУ. -2010. -№ 2(17).
  142. М.А. Система органов управления научно-технической и инновационной деятельностью в субъектах Российской Федерации // «Административное и муниципальное право», 2008, № 12
  143. О.И. Реформирование управления государственной собственностью одно из важнейших направлений государственной политики при реализации административной реформы // Адвокат. 2010. N 6. С. 41—45.
  144. Д.В. О реформировании государственных корпораций // Законодательство и экономика. 2010. № 5.
  145. В. А. Поругание разума. Предисловие составителя // «Здравый смысл», 2001, № 4 (21).
  146. Е.В. Вопросы правового регулирования государственного планирования // Журнал российского права. 2009. № 10.
  147. Е.О. О правовом статусе лиц, осуществляющих инновационную деятельность. Молодой ученый. Вып. 7. Т. 2 Чита, 2011.
  148. Е. О. Правовые аспекты организации и функционирования инноцентров в Российской Федерации // Сб. «Постиндустриальное общество: вызовы, риски и открывающиеся возможности управления. Саратов, 2010.
  149. А. Диагноз института госкорпораций // Статья: Диагноз института госкорпораций // «ЭЖ-Юрист», 2008, № 6.
  150. Лженаука и жизнь // Газета «Коммерсантъ» № 174 (3258) от 16.09.2005
  151. В.Н. Государственно-частное партнерство в российском праве // Административное право. 2010. № 3.
  152. Е.А. Право лица, организовавшего создание единой технологии // Юридический мир. 2010. № 11. 1
  153. A.A. Инновационная деятельность в России: проблемы правового регулирования // Налоги. 2009. № 5.
  154. Е.В. Современная антикоррупционная политика: тенденции и акценты // Общество и право. 2009. № 4.
  155. A.C. Обеспечение софинансирования федеральных программ из региональных и местных бюджетов: конституционно-правовой аспект проблемы // «Конституционное и муниципальное право», 2009, № 1.
  156. В.П. Государственная корпорация vs акционерное общество // Журнал российского права. 2010. № 6.
  157. С.Б., Мещерякова М. А. Юридические аспекты поддержки инноваций в экономическом развитии // Журнал российского права. 2010. № 4.
  158. И.Е., Луков Д. В., Мозголин Б. С. Современные особенности программно-целевого управления организацией. // Известия Томского политехнического университета Известия ТПУ. / Томский политехнический университет (ТПУ). — 2006. — Т. 309, № 3.
  159. А.Ф. Содержание института административно-правового регулирования экономических отношений: Институты административного права (третьи Лазаревские чтения) // Государство и право. 1999. № 10.
  160. Д.В. Система и виды методов административно-правового воздействия // Юридический мир. 2009. N 7. С. 35—41.
  161. Основные этапы инновационного процесса и фазы жизненного цикла продукта (технологии) // Известия Российского государственного педагогического университета имени А. И. Герцена. СПб., 2009. — № 99.
  162. В.В. Государственно-частное партнерство: перспективы развития и правовые формы реализации // «Адвокатская практика», 2008, № 2.
  163. A.B., Котрин В. В. Направления оптимизации муниципальной системы управления наукоградом / // География и природные ресурсы. 2006. — № 4.
  164. А.К. Государственные корпорации и государственные компании в законодательстве Российской Федерации // Административное и муниципальное право. 2010. № 2.
  165. А.Д. Финансово-правовые механизмы государственного управления // Финансовое право. 2010. № 7.
  166. С.А., Грек Н. Г. Интеллектуальная собственность и инновации // Право интеллектуальной собственности. 2008. № 4.
  167. М.К. Предпринимательский договор как комплексный институт гражданского права // Журнал российского права. 2008. № 1.
  168. В.М. Комплексные институты как компоненты системы российского права // Журнал российского права. 2002. — № 10.
  169. Е.В. Роль малого бизнеса в экономике // Безопасность бизнеса. 2009. № 4.
  170. Е.А., Нежибецкая И. Е., Андрухов В. А. Образование в системе МВД внедрение инновационных методов // Общество и право. 2010. № 3.
  171. Э.В. Государственная корпорация как новый субъект права // «Законы России: опыт, анализ, практика», 2009, № 2.
  172. Л.А. «Единая технология» и система охраны исключительных прав // Журнал российского права. 2010. № 3.
  173. С.А. Инновации в сфере электронного содействия проведения региональных выборов: сравнительный анализ российскойпрактики и зарубежного опыта // Государственная власть и местное самоуправление. 2010. № 9.
  174. О. Лишний орган. Нужен ли России еще один инновационный фонд? // Российская бизнес-газета № 788 (6). 2011.
  175. Е.С. Правовые гарантии инновационных методов выработки государственной политики // «Конституционное и муниципальное право», 2009, № 6.
  176. М.А., Цирин A.M. Законодательство о государственно-частном партнерстве в Российской Федерации: проблемы, тенденции, перспективы // «Журнал российского права», 2008, № 10.
  177. О.И. Объекты инновационной деятельности // Предпринимательское право. 2010. № 2.
  178. Д., Иванюк А. Государственно-частное партнерство: правовой аспект // «Финансовая газета», 2009, № 17.
  179. Ю.С. Роль государства в инновационном проекте «Сколково» // Право и экономика. 2011. № 1.
  180. Г. Н., Мишунина A.A. Основные направления развития комплексного межотраслевого института миграционного права // Конституционное и муниципальное право. 2009. № 14.
  181. Чем угрожает обществу лженаука? (заседание Президиума РАН) 2003 // Вестник РАН, том 74, № 1.
  182. Т.Н. Территории инновационного развития как составная часть российской инновационной системы (правовой анализ) // «Юридический мир», 2009, № 2.1. Интернет-ресурсы
  183. Т.С., Малинецкий Г. Г., Посошков С. А. Критика инновационного разума // Сайт «Интеллектуальная Россия» Электронный ресурс. URL: http://www.intelros.ru/subject/kartabud/10 950-kritika-innovacionnogo-razuma.html (дата обращения: 10.08.2011 г.)
  184. Ю. Ради чего? // Столетие. Информационно-аналитеческое издание фонда исторической перспективы / http://www.stoletie.ru/ poziciya/ radichego2010−10−04.htm
  185. Госкорпорации должны кардинально повысить расходы на НИОКР // Официальный сайт Президента РФ электронный ресурс. URL: http://kremlin.ru/news/10 186 (дата обращения: 1 июля 2011 года).
  186. Дмитрий Медведев: Россия, вперед! // Официальный сайт интернет-издания газета. ги Электронный ресурс. URL: http://www.gazeta.ru/ comments/ 2009/ 09/ 10а3 258 568. shtml (дата обращения: 10 марта 2011 года).
  187. Инвестиционная политика Фонда развития Центра разработки и коммерциализации новых технологий // официальный сайт фонда «Сколково» электронный ресурс. URL: http://www.i-gorod.com/files/invest-policy.pdf (дата обращения: 1 августа 2011 года).
  188. Инновационная деятельность. Основные термины // Федеральный портал по научной и инновационной деятельности электронный ресурс. -URL: http://www.sci-innov.rU/law/baseterms/#36 (дата обращения: 1 сентября 2011 года.)
  189. С.Г. Государственные корпорации ответ на глобальные экономические вызовы // электронный ресурс. URL: http://www.kirdina.ru (дата обращения: 1 мая 2011 года.)
  190. Д.В. Проблема управления инновационным развитием экономики: государство, регион, кластер // Электронный научный журнал «Нефтегазовое дело». 2010. URL: http://www.ogbus.ru/authors/Kotov/Kotovl.pdf
  191. Положение о присвоении и утрате статуса Участника проекта «Сколково» //Официальный сайт фонда «Сколково» Электронный ресурс. URL: http://www.i-gorod.com/files/docs/2 010 1206ParticipantStatus.pdf (дата обращения: 1 августа 2011 года).
  192. Проект доклада «Государственные корпорации в современной России» // (электронный ресурс) URL: www.prompolit.ru/ files/ 289 856/ publiccorporation. doc (дата обращения: 1 июля 2011 г.).
  193. Российские госкорпорации в 2010 году защитили лишь около 1 тыс. патентов Набиуллина // HTA «Приволжье» (электронный ресурс) URL: http://www.nta-nn.ru/news/item/? ID=183 203 (дата обращения: 1.07.2011).
Заполнить форму текущей работой