Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Формирование научной организации учебной деятельности студентов вуза

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Реализация основных направлений профессионального образования возможна при условии внедрения научной организации труда в учебную деятельность студентов. Это обусловлено тем, что в учебной деятел ьности человек впервые открывается себе как субъект, и впервые перед ним возникает задача изменения себя как субъекта. Этот процесс развития, становления человека как субъекта приобретает осознанны… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Теоретико-методологические основы научной организации труда в вузах
    • 1. 1. Исторический анализ сущностной характеристики научной организации труда
    • 1. 2. Современные концептуальные подходы к разработке научной организации учебной деятельности студентов в системе высшего профессионального образования
    • 1. 3. Компоненты и технология научной организации учебной деятельности студентов
  • Выводы
  • Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по внедрению модели научной организации учебной деятельности студентов в педагогический процесс вуза
    • 2. 1. Модель формирования научной организации учебной деятельности студентов в аграрном университете
    • 2. 2. Мониторинг эффективности научной организации учебной деятельности студентов аграрного университета

Формирование научной организации учебной деятельности студентов вуза (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность, исследованиясвязана с социально-экономическими, политическими и общекультурными изменениями, происходящими в России, которые приводят к необходимости модернизации структуры и содержания высшего профессионального образования.

Ускорение темпов научно-технического прогресса при вол ит к снижению продолжительности «жизни» профессиональных знаний и умений, ких чрезвычайно быстрому моральному износу. Динамизм изменения производства, техники, технологии привел к тому, что важным критерием результативности профессионального образования рассматривается минимизация суммарного времени адаптации выпускника образовател ьного учреждения к изменяющимся профессиональным функциям, го есть повышение его профессиональной мобильности. Сегодня выпускник должен продемонстрировать не только хорошие профессиональные знания в избранной им области деятельности, но и иметь достаточное базовое фундаментальное образование, чтобы быть, способным построить на тгом фундаменте новое конкретное знание в соответствии с новыми условиями.

ВФедеральной программе развития образования (апрель 2000 г.) отмечено, что основными направлениями развития высшего профессионального образования являются: разработка меру способствующих выполнению системами, высшего и послевузовского профессионального образования функций, повышающих конкурентоспособность выпускников высших учебных заведений на рынке трудаинтенсификация и индивидуализация обученияреализация современных информационных технологийразвитие у студентов навыков самообразования и др.

Нормативные установки государства достаточно полно определяют проблематичность решения задач высшего образования XXI века:

— подготовить будущего специалиста, конкурентоспособного на рынке труда, компетентного, ответственного, свободно владеющего своей профессией и ориентированного в смежных областях деятельности, способного к эффективной работе: по специальности на уровне мировых стандартов, готового к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности;

— открыть, сформировать, упрочить индивидуальные ценности обучающегося, ориентировать его на развитие и саморазвитие.

Однако становится все более очевидным, что сложившаяся традиционная (репродуктивная) система обучения неэффективна, она не дает нужного импульса для развития и саморазвития обучающегося: Кроме того, следует отметить, что объем и содержание учебной информации, которыми должны овладевать студенты, беспрерывно увеличиваются^ в то время как сроки обучения остаются неизменнымиВсе это побуждает искать новые, более совершенные методы и технологии обучения и более четкого управления учебной деятельностью студентов.

В психолого-педагогической науке разработаны классические концепции и модели подготовки специалистов в условиях стабильного государственно-общественного устройства (С.И. Архангельский, Н. А. Аитов, Н. Д. Никандров и др.), а также рассмотрены аспекты профессиональной подготовки специалистов (С.И. Архангельский, С. А. Батышев, Ю. К. Бабанский, Н. В. Кузьмина, В-А. Сластенин, Л. Ф. Спирин и др.) — разработана концепция учебной творческой деятельности (В.А. Андреев, А. А. Деркач, Ю. Н. Кулюткин и др.) — разработана концепция творчества и природы познавательных процессов (JI.C. Выготский, В. В. Давыдов и др.) — определены проблемы формирования профессиональных знаний, умений и навыков в обучении и воспитании студентов высшей школы (Е.Н. Белозерцев, Л. Ф. Спирин, П. В. Конаныхин, С. Я. Батышев и др.) — выявлены индивидуальные и личностные особенности современного студенчества (А.Г. Ковалев, Ю. Н. Кулюткин, А. В. Мудрик, В. А. Сластен и н и др.) — определены проблемы адаптации выпускников средних школ к вузовским условиям обучения (В.Т. Хорошко, И. А. Аливердиева, В. М. Дугинец, О.Ф. Алексеева) — выявлены условия формирования культуры и дисциплины учебного труда студентов (Т.Н. Болдышева, М. М. Гарифуллина, Н.С. Козлов), организации самостоятельной работы студентов (Г.М. Сеитова, В. А. Казаков, Т. А. Нечаева, А. Курбанов) и многие другие.

Реализация основных направлений профессионального образования возможна при условии внедрения научной организации труда в учебную деятельность студентов. Это обусловлено тем, что в учебной деятел ьности человек впервые открывается себе как субъект, и впервые перед ним возникает задача изменения себя как субъекта. Этот процесс развития, становления человека как субъекта приобретает осознанны и и целенаправленный характер. Учебная деятельность в этом смысле — это самоуправляемая деятельность студента, а активность — свойство этой деятельности. Научная организация учебной деятельности — есть управление активностью, то есть ее мотивация, выбор, доведение до оптимального уровня и поддержание на этом уровне как свойства личности, его способность выполнять определенное действие в новых условиях на основе ранее приобретенных знаний и навыков как приобретенный и усвоенный опыт.

Значительное количество исследований и научных работ по данной ч проблеме посвящено разработке какого-либо одного структурного компонента учебной деятельности: мотивации (Г.А. Имамкулиева,.1985; Т. А. Кольцова, 1987; A.M. Гальперин, 1989; Л. Г. Вяткина, 1991; О. А. Фроленкова, 1997), учебных умений и навыков (В-А. Кулько, Т. Д: Цехмистрова, 1983; Н. В. Соловьева, 1986; А. Н. Гудимова, 1988; Т. П. Лизнева, 1993), организации и планирования (В.Н. Донцов, 1977; Т. К. Карповский, С. И. Сучков, 1981; B.JI. Фефилова, 1982; В. В. Федотов, 1988; П. Е. Рыженков, 1990; Т. А. Нечаева, 1992), самоконтроля (С.И. Марченко, 1987; А. В. Непомнящий, В. Г. Захаревич, 1989; Т. А. Барановская, 1990). Безусловно, все эти направления актуальны, однако в их узконаправленности отсутствует целостный подход к организации и содержанию учебной деятельности.

Учебный труд студентов, как и любой другой, требует новых, глубоко продуманных, научно обоснованных способов его организации. Практика показывает, что при отсутствии такой организацииучебной деятельности годы учебы в университете с его огромными возможностями не могут обеспечить подготовку современных специалистов высшей квалификации.

На основе новейших достижений! психологиии современной педагогики высшей школы, изучения передовой практики вузов, а также собственных наблюдений и опыта раскрывается целый комплекс проблем научной организации учебной деятельности студентов.

Противоречия между традиционными и инновационными способами подготовки специалистов в высшей школе, недостаточная теоретико-практическаяразработанность основ формирования научной организации учебной деятельности студентов с точки зрения концепции развития индивидуальности человека, острая потребностьвысшей школы, в научно обоснованных рекомендациях обусловили тему настоящей работы: «Формирование научной организации учебной деятельности студентов вуза».

Цель исследования: разработать систему формирования научной организации учебной деятельности студентов в вузе.

Объект исследования — организация учебной деятельности студентов вуза.

Предмет исследования — процесс формирования5 научной организации учебной деятельности студентов аграрного университета.

Гипотеза исследования. Процесс формированиянаучной организации учебной деятельности у студентов вуза будет эффективным, если: учебно-воспитательный процесс вуза имеет личное! но ориентированную и развивающую направленность;

— он связан с опережающим профессиональным образованием, основанном на общеметодологических принципах системности, экономичности, научности, гуманизации учебного труда, ориентированности обучения на самообразовательную деятельность будущего специалиста: учебно-воспитательный процесс организованкак процесс самодвижения студентов" от репродуктивного информационно-профессионального насыщения к формированию творческого опыта реализации «Я — концепции» до полной готовности к социально востребованной профессиональной деятельности;

— компоненты, и технологии научной организации учебной деятельности студентов предполагают развитие, совершенствование всех сфер деятельности обучаемого (учебной, мотивационной, интеллектуальной, эмоциональной, волевой, экзистенциальной, предметно-практической) в единстве;

— учебно-воспитательный процесс вуза базируется на соблюдении определенных гигиенических, психолого-педагогических, эргономических, материальных и физических условий.

В соответствии с предметом, целью и гипотезой исследования были поставлены следующие задачи исследования:

1. Провести ретроспективный анализ состояния проблемы научной организации учебной деятельности студентов и наметить наиболее эффективные, пути ее развития.

2. Разработать концептуальные подходы, к научной организации учебной деятельности студентов вуза, позволяющие выявить пути и определить педагогические условия формирования НОУДС, ориентированные на развитие личности, ее: способности к творческой деятельности и саморазвитию на основе социального заказа.

3. Разработать и экспериментально апробировать модель формирования НОУДС в условиях аграрного университета.

4. Провести мониторинговые исследования эффективности НОУДС на разных этапах профессионального становления.

5. Разработать методические рекомендации по формированию научной организации учебной деятельности для преподавателей и студентов вуза.

Методологической основой исследования служат:

— теоретические положения об общенаучном системном подходе к окружающей действительности, который обеспечивает целостное представление о любых развивающихся явлениях, в том числе и явлениях педагогики (уровень общенаучных принципов и форм исследования);

— современные: концепции, разработанные в психолого-педагогических исследованиях, о деятельностном подходе к формированию личности (Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн и др.) — подходы к выявлению целей, содержания, методов, форм и средств обучения, существующие в современной дидактике (В. В. Краевский, В. С. Леднев. И. Я. Лернер и др.) — научно-методические основы моделирования и программно-целевого проектирования (М. В. Кларин, В. С. Лазарев, Т. ВОрлова, М. М. Поташник, В. В. Сериков и др.) — концепция личностно-ориентированного образования (Е. В. Бондаревская, В. И. Слободчиков, И. С. Якиманская и лр.) (уровень конкретно-научной методологии) — теория поэтапного формирования умственных действий ПЛ. Гальперинаобщенаучная теория системтеория управлениясоциальными процессамигносеологиятеория саморазвития и рашигия личности.

Методы исследования.

При подготовке диссертации использовались эмпирические и теоретические методы исследования:

— теоретико-методологический анализ, обобщение научных данных, ретроспективный анализ, сравнение, классификация, моделирование.

В числе эмпирических методов применялись следующие:

— включенное наблюдение, собеседование, тестирование, метод экспертных оценок.

Обработка данных проводилась качественными и количественными методами. Для математической обработки результатов использовался статистический анализ данных с применением компьютерных программ «EXCEL» «Statistic of 95».

Научная новизна исследования заключается в том, что:

— на основе анализа научной литературы, понятий НОТ разработано авторское определение научной организации учебной деятельности студентов, заключающееся в следующем: НОУДС — это целенаправленный и технологически обоснованный процесс совершенствования организации и самоорганизации учебного труда на основе изучения индивидуально-психологических свойств и качествличности обучающегося с учетом планирования и контроля гигиены умственного труда, а так же достижений науки (физиологии, психологии, педагогики и др.) и техники, направленный на профессионально-личностное развитие, саморазвитие и-самообразование будущего специалиста;

— разработана модель формирования научной* организации, учебной деятельности студентов вуза, включающая в зависимости от лаиов профессионального становления ведущие подходы wтехнологии обучения, роль преподавателя в этом процессе.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, чю:

— обоснованы концептуальные подходы к разработке научной организации учебной деятельности студентов в системе высшего профессионального образования, основанные на принципах наччной организованности, системностинаучности, экономичности, гуманизации учебного труда, ориентированности обучения на самообразовательную деятельность;

— разработана технология НОУДС, в основу которой положен принцип интенсивной активации творческой деятельности, адекватной целям и задачам опережающего профессионального образования. В условиях приоритета самообразования данная технология концентрируются на процессе самообучения, организации научно-исследовательской? работы студентов (НИРС), научной организации структурных компонентов учебной деятельности, научно организованной учебной деятельности как в контексте обучения, так и вне его;

— выделены компоненты внешней и внутренней структурной организации учебной деятельности студентов в системе вузовского образования. Мотивация" выделяется как главный компонент л ой деятельности. Представлены психолого-педагогические условия и факторы микросреды вуза, оказывающие влияние на формирование профессиональной мотивации студентов.

Практическая значимость исследования заключается в том. что содержащиеся в ней теоретические положения и выводы создают предпосылки для практического решения проблемы формирования научной организации, учебной деятельности студентов в системе высшего профессионального образованияпредложенные методические рекомендации по формированию НОУД студентов могут быть успешно тиражированы и использованы вузами при подготовке специалистов любого профиля.

Материалы, опубликованные по результатам исследования, внедрены в практику подготовки специалистов в Ставропольскомгосударственном аграрном университете. Они могут также применяться в системе повышения квалификации работников образования.

Достоверность научных результатов исследования обеспечивается методологической обоснованностью исходных, позицийсистемным рассмотрением проблемы, экспериментальной проверкой теоретических разработок и подтверждением результатов в ходе их апробации: многоаспектностью обработки данных, включающих качественные и количественные оценки.

Эмпирическая база и основные этапы/ исследования.

Экспериментальная работа проводилась со студентами I-V курсов Ставропольского аграрного университета (дневной, формы обучения) на факультете «Защита растений». Всего было охвачено 130 студентов, объединенных в две группы: контрольную (57 человек) и экспериментальную (63 человека).

Первый этап (2001 г.) — осуществление анализа литературы, составление гипотетической модели, определение темы, разработка программы исследования.

Второй этап (2002;2003 гг.) — продолжение ретроспективного анализа литературы и учебно-воспитательного процесса вузаподбор диагностического материала для мониторинга исследуемого процессапроведение констатирующих срезов в учебных группах аграрного университетаразработка и внедрение в педагогический процесс модели формирования научной организации учебной деятельности студентов аграрного университета.

Третий этап (2003;2004 гг.) — анализ, систематизация, обобщение данных, полученных в ходе исследования, оформление диссертации.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. В качестве концептуальных подходов к разработке научной организации учебной деятельности студентов в системе высшего профессионального образования выступают обновление содержания учебного процесса связанное с внедрением интенсивных инновационных технологий, направленных на изменение характера образования, ориентированных на активизацию роли студентов в образовательном процессе, на формирование у обучающихся умений пользоваться активными методами познания и полученными знаниямиприменение принципа индивидуализации, отражающего диалектику самореализации личности студентаопережающее профессиональное образование как оптимальным образом построенное сочетание составляющих образования образовательный процесс, содержание, результат) — создание системы обучения в вузе, ориентированной на продуктивные методы обучения, направленные на развитие творческого потенциала студента.

2. Модель формирования НОУД студентов аграрного университета включает в себя три этапа, четко связанных с временным промежутком обучения студентов в вузеведущие подходы к обучению на каждом этапероль преподавателя в процессе формирования научной организации учебной деятельноститехнологическое обеспечение процесса НОУДС, предполагающее развитие, совершенствование всех сфер деятельности обучаемого (учебной, мотивационной, интеллектуальной, эмоциональной, волевой, экзистенциальной, предметно-практической) в единстве.

3. Результаты мониторинговых исследований процесса формирования НОУД студентов аграрного вуза позволяют утверждать, что представител и экспериментальной группы более лабильны в овладении приемами работы с учебной и научной литературойобладают умениями и навыками самостоятельной познавательной деятельностиготовы, к активной смысловой ориентировке, позволяющей моделировать и отрабатывать собственные подходы к решению проблемы самообразованиявладеют навыками планирования действийj выбора способов, и средств их выполнения, самоанализа и самоконтроля: результатов, коррекции перспектив дальнейшей деятельности.

Апробация и внедрение результатов? исследования. Результаты исследования апробировались в ходе их обсуждения на заседаниях кафелры педагогики и психологии высшей школы Северо-Кавказского государственного технического университета и кафедры педагогики и психологии Ставропольского государственного аграрного университетана региональных научно-практических конференциях, на научно-практических конференциях «Проблемы реализации личностно-ориентированного подхода в обучении», «Формирование толерантности и профилактики экстремизма».

Москва, 2003) — при публикации материалов по теме исследования в научно-методической печати.

Публикации. Основные результаты диссертационного исследования отражены в четырех публикациях: две статьи и два тезиса докладов на научно-практических конференциях.

Объем и структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка, приложения. Общий объем диссертации составляет 188 страниц. Работа содержит: 7 таблиц, 7 рисунков.

Список литературы

включает 191 источник.

Выводы.

В диссертационном исследовании была использована модель с целью практической проверки разработанных нами основных положений по ЫОУД студентов.

В процессе работы над моделью мы опирались на следующие базовые понятия: научная организация учебной деятельности стуле шов. инновационные технологии обучения, опережающее профессиональное образование, развитие навыков самообразования у студентов, научно обоснованные способы формирования учебного труда студентов.

Модель включает в себя следующие компоненты: учебную деятельность, научно-исследовательскую деятельность, самостоятельную работу, досуговую деятельность студентов.

В рамках учебной деятельности мы описали специфику проведения лекционных и практических занятий. В рамках научно-исследовательской работы студентов нами были перечислены принципы, лежащие в основе системы НИРС, требования к научно-исследовательским работам, вилы научных работ, методика подготовки этих видов работ. В рамках самостоятельной работы мы показали, как должен идти процесс формирования у обучающихся умений и навыков по осмыслению лекционного материала и его конспектированию, изучению научной п учебной литературы, подготовке к групповым занятиям, выполнению домашних заданий, подготовке к лабораторным занятиям, зачешм и экзаменам, различным видам практики, выполнению дипломного проекiа. В рамках досуговой деятельности указали основные направления нашей работы: формирование межличностных отношений в студенческом коллективе, формирование традиций вуза в области проведения-.культурно-массовых мероприятий, изучение уровня сформированности досуювой культуры обучающихся.

Для оценки эффективности работы системы НОУДС по конкрсшым результатам ее функционирования на данный момент, в ближайшей и отдаленной перспективе использовались специальные диагностические методы.

Результаты мониторинговых исследований показали, что студенты экспериментальной группы, овладевая все более сложными интеллектуальными действиями, приходят к активной смысловой ориентировке, позволяющей им моделировать и отрабатывать собсi венные подходы к решению проблемы самообразования, а целевой и исполнительский компоненты их НОУД включают в себя постановку цели, определение задач, планирование действий, выбора способов и среде i в их выполнения, самоанализ и самоконтроль результатов, коррекцию перепекi ив дальнейшей деятельности.

Студенты экспериментальной группы более лабильны в овладении приемами работы с учебной и научной литературой, умениями и навыками самостоятельной познавательной деятельности, у них выработаны привычки к систематическому самообразованию.

Анализ результатов мониторинговых исследований позволял корректировать содержательную, технологическую и организационную составляющие процесса формирования НОУДС, прогнозировать тенденции и направления-ее развития. Результаты мониторинга послужили основой для разработки практических рекомендаций как для профессорско-преподавательского состава, так и студентов аграрного университета.

Рекомендации для преподавателей в основном содержат материал ио правильной организации процесса передачи знаний по предмекгм. изучаемым студентамиформированию умений инавыков в облает профессиональной деятельности с точки зрения современных предста в: i сн и ii психолого-педагогической теорииметодике вынесения опенки: обеспечению полноценного и эффективного контроля за усвоением содержания образования.

Рекомендации для студентов содержат не только собственно рекомендации по отдельным видам работы, но и упражнения для поддержания благоприятного эмоционального состояния, позволяющие сохранить бодрость и снять усталость.

Заключение

.

Результаты проведенного исследования позволяют сделать вывод о т.ч. что решение поставленных задач подтвердило особую роль системы НОУДС в совершенствовании учебно-воспитательного процесса вуза, основан мои на личностно-ориентированной и развивающей технологиях обучения, на опережающем профессиональном образовании, на дидактических началах самовыражения студентов, на формировании творческого опыта реалтапии «Я — концепции».

Рассмотрение проблемы развития научной организации труда в России в ее историческомаспекте дало возможность проследить, какие именно составляющие данной проблемы были приоритетными в, то i или иной временной период.

Разработанные концептуальные подходы позволили выявить пути и определить основные подходы к формированию научной организации учебной деятельности студентов, ориентированные на развитие личноет. ее способности к творческой деятельности и саморазвитию на основе социального заказа. Отражены компоненты и технология на>чпой организации учебной деятельности студентов, что определило ее структуру.

Выделенные общие методологические принципы опережающего профессионального образования — системность, экономичность, научность, гуманизация труда, ориентированность обученияна самообразовательную деятельность будущего специалиста — применимы для всех случаев организации учебной деятельности.

На основе анализа научной литературы, понятий НОТ разработано авторское определение научной организации учебной деятельности студен та. заключающееся в: следующем: НОУДС — это целенаправленпын п технологически обоснованный процесс совершенствования организации и самоорганизации учебного труда на основе изучения индивидуально-психологических. свойств и качеств личности обучающегося с учетом планирования, контроля, гигиены умственного труда, достижений науки (физиологии, психологии, педагогики и др.) и техники, направленных на профессионально-личностное развитие, саморазвитие и самообразование будущего специалиста.

Практическая разработка и внедрение модели НОУДС. спроектированной на основе принципов поэтапного моделирования, позволяет сделать вывод: предложенная нами функциональная модель работоспособна и эффективна, что подтверждено результатами мониторингового исследования на разных этапах профессионального становления личности.

Результаты мониторинговых исследований показали, что студенты экспериментальной группы, овладевая все более сложными интеллектуальными действиями, приходят к активной смысловой ориентировке, позволяющей им моделировать и отрабатывать собсi венные подходы к решению проблемы самообразования, а целевой и исполнительский компоненты их НОУД включают в себя постановку цели, определение задач, планирование действий, выбора способов и среде i в их выполнения, самоанализ и самоконтроль результатов, коррекцию перспектив дальнейшей деятельности.

Проведенный нами анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования, изучение педагогического опыта других вузов, а также полученные в ходе проведенного исследования результаты позволили нам разработать методические рекомендации для преподавателей и студентов как двух активных субъектов процесса нау чпой организации учебной деятельностив рамках профессионального образования.

В целом, проведенная работа подтвердила выдвинутые гипокчы. позволила решить поставленные задачи, показала необходимость продолжения серии подобных исследований. и наметила их перспективные направления, среди которых разработка и апробация инновационных учебно-методических комплексов по обеспечению научной организации учебной деятельности студента.

Показать весь текст

Список литературы

  1. А. НОТ и современные методы оперативного планирования. — Куйбышев, 1969.
  2. Акперов И- Проектное управление в системе высшего образования // Проективная теория и практика управления. 1995. — 5. — с. 118−122.
  3. С. С., Мосолов В. М., Сечина Г. П., Сухорукова II. I I. Самоорганизация личности в процессе обучения // Педагогика. — 1993. 5. -с. 49−53.
  4. Анализ, нормирование и организация трудовых процессов в системе научной организации труда. М., 1970.
  5. . Г. Психология чувственного познания. М., 1960.
  6. . Г. Теория ощущений. — JI., 1961.
  7. . Г. Человек как предмет познания. — JI., 1969.
  8. . Г., Веккер Л. М., Ломов Б. Ф., Ярмоленко Д. В- Осязание в процессах познания и труда. М., 1959.
  9. . Г., Дворяшина М. Д., Кудрявцева II. А. Индивидуальное развитие человека и константность восприятия. — М.. 1968.
  10. Л. И. Развитие личности специалиста как су б ьекта своей профессиональной жизни // Психологические исследования проблемы формирования личности профессионала / Под ред. В. А. Бодрова. М., 1991. -273 с.
  11. Н. М. Моделирование сложных систем. Киев: Наукова думка, 1968.
  12. А. Г. Культурно-историческая психология и конструирование миров. — М.: Изд-во «Институт практической психологии»: Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996. 768 с.
  13. В. В. Формирование творческой активности студен гон в процессе решения математических задач: Монография. Ярославль: ЯП 1У им. К. Д. Ушинского, 1996. — 168 с.
  14. Э. Р. Психологические тесты. М., 1995. — 320 с.
  15. Ю. К. Интенсификация процесса обучения. М., 1987.
  16. Ю. К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса. М., 1975.
  17. Г. А. Теория учебных задач. М.: Педагогика, 1990.
  18. Г. С. Проблема человека в «Экономических рукописях 1857−1859 гг.» К. Маркса. Ростов-на-Дону, 1997. — 162 с.
  19. С. Я. Методология прогнозирования профессионального образования // Профтехобразование России. Итоги XX века и прогнозы. В 2 т. Под науч. ред. И. П. Смирнова. М., 1999. Т. 1. С. 391−401.
  20. А. С. Основы педагогических технологий // Краткий толковый словарь. Екатеринбург, 1995.22- Белкин В. И. НОТ дело каждого. — Челябинск, 1973.
  21. В. П. Слагаемые педагогической технологии. М.1989.
  22. В. П. и др. Системно-методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса подготовки специалиста: Учебно-методическое пособие. М.: Высшая школа, 1989.
  23. Бим-Бад Б. М. Опережающее образование: теория и пракд и ка /7 Советская педагогика. — 1988. 6. — с. 51−55.
  24. И. В., Юдин Э. Г. Становление и сущность системного подхода. М.: Наука, 1973. — 272 с.
  25. М. А. Творчество в науке и технике. Петроград: Наупю-технич. отдел ВСНХ, 1920. — 66 с.
  26. Богатыренко 3. С. НОТ сегодня: опыт, рекомендации. М. 1970.
  27. А. А. Всеобщая организация науки (тектология). В 3-х т. М.: Политиздат, 1989−1991.30- Бодалев А. А., Рудкевич JI. А. Как становятся великим или выдающимся. М., 1997. — 88 с.
  28. Е. В., Кульневич С. В. Педагогика: личноен" в гуманистических теориях и системах воспитания. — Москва Ростов-на-Дону, 1999.-438 с.
  29. Е., Кимстач Г. О методике самостоятельной рабогы студентов // Высшее образование в России. 2001. — 6. — с. 139−140.
  30. А. О. О классификации задач // Совершенствование содержания и методов обучения естественно-математическим дисциплинам в средней школе. М., 1981. — С. 3−7.
  31. Е. А. Об определении «социально ориентированное творчество». Калининград: КВВМУ, 1998. — Деп. в ЦВНИИ МО <0 В 3735. сб. рефер. деп. рукописей № 43, серия Б, 1998.
  32. Введение в научное исследование по педагогике. Под ред. В. И. Журавлева. — М.: Просвещение, 1988. 239 с.
  33. ВА. Принципы моделирования и высшее образование. // Вестник высшей школы. 1972. — 11.
  34. А. А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход. М., 1991.
  35. В., Синюк А. Подготовка специалиста как человека культуры // Высшее образование в России. — 2000. -2.-е. 40−43.
  36. В. Формы представления знаний студента // Высшее образование в России. — 1999. — 4. — с. 58.
  37. JI.C. Педагогическая психология / Под ред. В. В. Давыдова. М., 1991.
  38. П. Я. Развитие исследований по формированию умственных действий // Психологическая наука в СССР в 2 т. Т. 1. М. 1959.
  39. Р. С. Опыт внедрения НОТ в учебную работу института// Вопросы педагогики и психологии высшей школы. «Уч. записки Ивановского пед. ин-та им. Д. Фурманова», 1969. Т. 57.
  40. . Е. Основы научной организации труда. М., 1 ()7().
  41. . А., Грязнов Б. С., Дынин Е. П., Никитин И. П. Моделирование как метод научного исследования. М.: МГУ, 1965.
  42. В. Н., Филиппов В. Н. Философия образования в условиях духовного обновления России. Барнаул, 1994. — 289 с.
  43. В. И. Организация учебно-воспитательного процесса. М., 1977.
  44. О. С. Педагогика индивидуальности. Калининград: Калинингр. госуниверситет, 1995. — 94 с.
  45. . М. Комплексное проектирование с 1 курса // Вестник высшей школы. — 1989. 2. — с. 40−42.
  46. В. В. Проблемы развивающего обучения. М, 198<>.
  47. В. В. Состояние и проблемы исследования учебной деятельности // Деятельностный подход в психологии: проблемы и перспективы / Под ред. В. В. Давыдова, Д. А. Леонтьева. М.: Изд-во Д1IH СССР, 1990.-С. 3−18.
  48. В. В., Маркова А. К. Концепция учебной деятельности школьников // Вопросы психологии. 1981. — 6. — С. 13−26.
  49. А. А., Орбан Л. Э. Акмеологические основы становления психологической и профессиональной зрелости личности. — М.: РАГС, 1995. -С. 5−6.
  50. А. Самостоятельная подготовка студен юв: организация и проблемы // Экономические науки. 1988. -4.-е. 88−89.
  51. В. А. Экономика образования. М., 1969.
  52. А. Самостоятельно к самостоятельности // Весiник высшей школы. 1989. -2.-е. 25−26.
  53. В. А. Теория обучения. Современная интерпретация. М.: Академа, 2001.
  54. Л. В. Обучение и развитие: Избранные психологические труды.-М., 1990.
  55. В. П., Мунипов В. М., Смоляк Г. Л. Эргономические основы организации труда. — М., 1979.
  56. История советской психологии труда. М., 1983.
  57. М. В. и др. Методика разработки и внедрения реи i инг-контроля умений и знаний студентов: Учебное пособие. М., 1991.
  58. Ким В. М. Формальное описание показателей электропункгурпой диагностики и их структурная факторизация для популяционных задач. М.: ПИАМС, 1988.-224 с.
  59. М. В. Инновации в мировой педагогике. Рига: НИЦ «Эксперимент», 1995. — 38 с.
  60. М. В. Личностная ориентация в непрерывном образовании // Педагогика. 1996. — 2 — с. 14−21.
  61. Классификатор факторов, воздействующих на формирование условий труда: Методические рекомендации НИИ труда. М., 1977.
  62. Л. Л. НОТ преподавателя. Минск, 1972.
  63. М. С. Введение в социологию. М.: Наука, 1994. — 317с.
  64. К. А. О профессиональном образовании //Ашоло1Ия педагогической мысли: В 3 т. М., 1988. Т. 1: Прогрессивная зарубежная педагогическая мысль о трудовом воспитании и профессиональной подготовке / Сост. К. И. Салимова, Г. Б. Корнетов. — С. 327−337.
  65. С. А. Физиологические основы НОТ. М., 1969.
  66. В. А. Моделирование дидактических систем // Специалист. 2000. — 1.
  67. Т. К. Практическая педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических вузов. — М.: Академия, 1999. — 152 с.
  68. В. Н. и др. Комплексный подход к планированию, организации и управлению самостоятельной работой студентов // Вопросы совершенствования методов организации самостоятельной работы студен юв. -М., 1985.-Вып. 1.-с. 57−61.
  69. Культура умственного труда. Методика самостоятельной рабо i ы. -Ставрополь, 1995.
  70. М. Я. Из опыта организации учебно-воспитательного процесса. М., 1979.
  71. Н. А., Немчин Т. А. Оценка психической.активации, интереса, эмоционального тонуса, напряженности и комфортное! и i< Практикум по экспериментальной и прикладной психологии / Под ред. Крылова А. А. СПб.: СПб. ГУ, 1997. — С. 50−56.
  72. Н. Б. Педагогические основы разрабо1ки и внедрения модульной технологии обучения в высшей школе: Дис. докк пел. наук. Барнаул, 1999.
  73. Н. Д. Психология труда. — М., 1963.
  74. В. И1 О научной организации труда. М., 1970.
  75. А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. VI.: Политиздат, 1975. 304 с.
  76. А. Н. Избранные психологические произведения. М. 1983. Т. 1.
  77. И. Я. Проблема познавательных задач в обучении основам гуманитарных наук и пути ее исследования (постановка проблемы) // Познавательные задачи в обучении гуманитарным наукам. М.: Педагогика, 1972.
  78. В. Я. Инновационное обучение и наука. М., 1992.
  79. В. Я. Методика преподавания психологии. М.: У РАО. 2000.- 128 с.
  80. В. Я. Новая парадигма педагогической психолопш и практика образования // Психологическое обозрение. — 1997. 3.
  81. А. Н. Мониторинг в образовании. СПб., 1998.
  82. А. С. Некоторые выводы из моего педагогического опыта. Соч. Т. 5. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1960.
  83. А. Мотивация и личность. М., 1989.
  84. Модели и методы математического прогнозирования. Сборник-научных трудов. Новосибирск: ИМ, 1989.
  85. П. Т. Вопросы научной организации педагогического труда в высшей школе. М.: Высшая школа, 1971.
  86. П. Т. Лекции по научной организации труда и вопросам педагогики высшей школы. М.: МВИРТУ, 1972.
  87. О. В: Акмеологические основы профессионального самосознания личности. Астрахань, 2000. — 188 с.
  88. О. В. Психолого-акмеологические особенности самосознания личности. — Астрахань, 1996.
  89. Р.С. Психология: Учебник: В 3 кн. М.:.Просвещение. 1995. — Кн. 3: Экспериментальная и педагогическая психология и психодиагностика. — С. 450−453.
  90. Р. А. Дидактические основы активизации учебной деятельности студента. — Казань: КГУ, 1975.
  91. П. Н., Зуев В. М. Опережающее образование: гипотезы и реалии. М., 1996.
  92. Новиков П- Н., Зуев В. М. Опережающее образование: человек и экономика // Среднее профессиональное образование. 1997. — 1. — С. 31 -39.
  93. Н. Н. Психология субъекта познания. СПб., 1997.
  94. Образование и XXI век: информационные и коммуникационные технологии. М.: Наука, 1999.
  95. Общая психология. Под ред. А. В. Петровского. VI.: Просвещение, 1976.
  96. С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского я «ыка. -М.: Азъ Ltd, 1992.-960 с.
  97. О. П. Современные технологии обучения в ву$е: Сущность, принципы, тенденции развития // Высшее образование в России. -1994.-2.-С. 45−50.
  98. Основы научной организации труда на предприятии. Учебное пособие. Изд. 2-ое, допол. и исправл. — М.: Профиздат, 1987. 376 с.
  99. Педагогика и психология высшей школы. Учебное пособие ' 11од ред. Самыгина С. И. Ростов-н/Д, 1996.
  100. ИЗ. Пидкасистый П. И., Портнов М. Л. Искусство преподавания. 2-е изд. М.: Педагогическое общество России, 1999.-212 с.
  101. В. Г. Социальный проблемы организации труда. 1.1969.
  102. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие. Самара: «Бахрах-М», 2000. — 672 с.
  103. Применение ЭВМ для обеспечения учебного процесса н управления образованием: Материалы Всесоюзной конференции. 15−17 ноября 1984 года.-Свердловск, 1985 .
  104. Принципы научной организации педагогического труда. 1.1970.
  105. Проблемы организации, нормирования и производительности труда: Материалы «Круглого стола» / Под ред. А. Ф. Зубковой. / НИИ ipy ia. -М., 1995.
  106. Проблемы организации труда, отдыха и контроля за здоровьем студентов вуза. Алма-Ата, 1985.
  107. В. Самостоятельная работа в межсессионный период // Вестник высшей школы. 1991. — 5. — с. 47−49.
  108. Профессиональное самоопределение молодежи: концепции / Педагогика. 1993. — 5. — С. 33−37.
  109. Психологические вопросы регуляции деятельности. М., 11)73
  110. Психолого-педагогические проблемы профессионального обучения / Под ред. Решетовой 3. А. М.: МГУ, 1979.
  111. О. А., Солопова Н. С. Самоорганизация у к опой деятельности в юридическом вузе (методологические основы) // Правоведение. 1991. — 4. — с. 71−75.
  112. Г. Организация самостоятельной работы студен юв / Высшее образование в России. 1995. — 1. — с. 112−114.
  113. И. П. Всемирная забота о здоровье основный фа к гор развития здоровой личности. — 1996.
  114. И. П. Интегративная педагогика. Организационно-методическое пособие в 3-х частях. Ч. 1. Пятигорск, 1998. — 212 с.
  115. И. П. Интегративная педагогика. 4.2. Пятигорск. 1 (→98.308 с.
  116. И. П. НОТ учителя: Книга для учителя. 2-е изд. донод. и перераб. М.: Просвещение, 1989. — 238 с.
  117. И. П. НОТ школьника. М., 1976.
  118. И. П. Технология развития педагогического творчес! ва. Где, как и для чего педагогу надо экономить время? Пятигорск, 1998.
  119. А. А., Бордовская Н. В., Розум С. И. Психология и педагогика // Учебник для вузов. СПб.: Питер, 2000. — 163 с.
  120. А. А., Коломинский Я. JI. Социальная педагогическая психология. — Спб.: Изд-во «Питер», 2000. — 416 с.
  121. Регион: Управление образованием по результатам. Теория и практика / Под редакцией П. И. Третьякова. М.: Новая школа, 2001. — 880 с.
  122. Рейтинг в учебном процессе вуза // Межвузовский сборник. Опыт. Проблемы. Рекомендации. Под редакцией Барсукова И. И. и др. VI. 1992.
  123. В. В. Развивающее обучение и учебная деятельное i ь. -Рига, 1997.
  124. Е. И. Настольная книга практического психолога в образовании.: Учеб. пособие. М.: Владос, 1995. — 529 с.
  125. Н. С. Конструктивная аксиология и интеллектуальная культура будущего // Философия образования для XXI века. М.: Ии-во «Логос», 1992.-208 с.
  126. С. Л. Основы общей психологии: В 2 т. М.,
  127. Ю. Учебники нового поколения // Высшее образование в России. 1999. — 4. — с. 5−9.
  128. С. Алгоритмическое обучение и развитие интуиции // Вестник высшей школы. 1990. — 11. — с. 47−57.
  129. С. Н., Невзоров В. П. Учим учиться // Высшее образование в России. 1994.-3.-с. 49−52.
  130. А. Я. Технологии обучения и их роль в реформе высшего образования // Высшее образование в России. 1994. — 2. — С. 29−37.
  131. В. Н. Основания общей теории систем. Логико-методологический анализ. -М.: Наука, 1974. 279 с.
  132. Саморегуляция и прогнозирование социального повеления личности / Под ред. В. А. Ядова. Л., 1979.
  133. Самостоятельные работы студентов в условиях многоуровневого образования / Сост. Ф. К. Савина. Волгоград: Перемена, 1993. — 26 с.
  134. Самостоятельная работа студентов: проблемы и опыт // Высшее образование в России. 1995. -2.-е. 137−145.
  135. Г. К. Современные образовательные технологии. 1.: Народное образование, 1998. 258 с.
  136. Совершенствование самостоятельной работы студентов !• Вузовское обучение. Минск, 1989. — с. 81−92.
  137. Н. С. Организация труда педагогического коллектива. -М., 1975.
  138. Т. М. Учимся работать. Учебное пособие. М.: ГУН Изд-во «Нефть и газ» РГУ нефти и газа им. И. М. Губкина, 2000. — 56 с.
  139. В. В. Саморазвитие личности. М.: МГУ, 1983.
  140. Н. Ф. Пути разработки профиля специалист. -Саратов: Изд-во Саратовского университета, 1987.
  141. Тезисы докладов участников школы-семинара «Научные проблемы тестового контроля знаний», 14−18 марта 1994 г. VI.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 1994.
  142. О. К. Структура мыслительной деятельности человека. М.: Педагогика, 1969.
  143. Я. С. Взаимоотношение педагогической начки и практики как методологическая проблема // Методологические проблемы развития педагогической науки. М.: Педагогика, 1985.
  144. JI. Востребованная учебная книга// Высшее образование в России. 2000. — 2. — с. 32−40.
  145. У истоков НОТ: забытые дискуссии и нереализованные идеи. -Л., 1990.
  146. Управление качеством образования / Под ред. М. М. Поташника. М.: Педагогическое общество России, 2000. — 448 с.
  147. Н. П. Психоэмоциональное обеспечение компьютерного обучения // Психологические проблемы применения ')ВМ в процессе обучения. Сборник трудов. М., 1990.
  148. Формирование учебной деятельности студентов / Под ред. В. Я. Ляудиса. М.: Изд-во МГУ, 1989. — 240 с.
  149. Л. М. Как научиться решать задачи. Изд. 3-е, дораб. -М: Просвещение, 1989.
  150. А. Техника и НОТ. М., 1968.
  151. Е. Д. Совершенствование самостоятельной работы студентов // Высшее образование в России. — 1993. -4.-е. 76−79.
  152. М. А. Гибкая технология проблемно-модульного обучения: Методическое пособие. — М.: Народное образование, 1996.
  153. В. Д. Философия образования и образовательные политики. М., 1993.
  154. С. А. Обучение и научное познание. 1.: Педагогика, 1981.
  155. В. П. Возможности интенсификации // Вестник высшей школы. 1987. — 6. — с. 47−49.
  156. В. П. и др. О самостоятельной работе студен юн // Вестник высшей школы. — 1990. 2. — с. 65−74.
  157. В. П. Система обеспечения эффективности обучения // Вестник высшей школы. — 1986. 11. — с. 28−30.
  158. Н. Из нового опыта организации самостоятельной работы студентов // Экономические науки. 1989. -2.-е. 61−66.
  159. Н. Б. Формирование профессионального самосознания студентов // Специалист. 2000. — 1.
  160. JI. Приемы скоростного конспектирования // Весi пик-высшей школы. 1990. -8.-е. 52−58.
  161. Р. Социология труда. М., 1982.
  162. В. А. Моделирование и философия. -JI.: Наука, I960.
  163. В. А. Роль моделей в познании. М.: Наука, 1966.
  164. Е. А. Технология самообразования: социологический аспект // ОНС. 1999. — 5. — с. 140−152.
  165. М. И. Моделирование в профессиональном обучении // Специалист. 1999. — 8.
  166. В. А. Психология учебной деятельности. М., 193.347 с.
  167. Д. Б. Избранные психологические труды. М.: Педагогика, 1989. 554 с.
  168. И. С. Личностно ориентированное обучение в современной школе.-М., 1996.
  169. В. А. Экспертиза школьной образовательной среды. VI.: Сентябрь, 2000. 128 с.
Заполнить форму текущей работой